применение тренажёра БОС — `Дыхание` в логопедической практике. Бос дыхательная гимнастика


Дыхание по Сметанкину

С самых древних времен целители разных стран учили людей здоровому дыханию. Для чего? Дыхательную гимнастику использовали как лечебное и оздоровительное средство. Люди замечали, что стоит только подышать особым способом и можно быстро нормализовать свое состояние. Причем, не только физическое, но и душевное. Лишь только в 20 веке специалисты — физиологи разработали технологию, которая позволяет с помощью дыхания повлиять на внутреннюю среду организма.

В нашей стране метод лечебно — оздоровительного дыхания разработал знаменитый ученый- физиолог Александр Сметанкин. Во всем мире его называют «учителем здоровья». Дыхание по его технологии — это залог хорошего самочувствия, способность сознательно управлять механизмами человеческого организма. Все исследования проходили под наблюдением опытных профессоров Московского Института экспериментальной медицины. Сейчас данная методика активно используется в медицине и приносит видимые результаты лечения больных.

Освоив метод «дыхания по Сметанкину» Вы сможете вылечить следующие заболевания:

  • Нарушение сердцебиения,
  • Бронхиальную астму,
  • Головные боли,
  • Давление,

а также самостоятельно снять напряжение и справиться со стрессом (особенно это необходимо школьникам и студентам в напряженный учебный год)

Для чего же необходимы уметь «правильна дышать»? Освоив уникальную технологию дыхания по Сметанкину, Вы сможете самостоятельно регулировать работу сердечно-сосудистой системы, но кроме того… Только представьте \Путем дыхания Вы сможете изменить ритм сердцебиений. А как известно, по работе сердца можно судить и о состоянии всего организма в целом. Разница пульса сердцебиения на «правильном» вдохе и выдохе должна быть максимально большой. Величину этой разницы называют дыхательной аритмией сердца ДАС. Это, своего рода, максимальный показатель хорошего здоровья человека. Достигнуть таких показателей можно только па методу Сметанкина. Любой человек успешно овладеет навыками самокоррекции, самоконтроля и самосовершенствования, которые можно применять в различных ситуациях повседневной жизни.

Дыхание по Сметанкину

Измерить ДАС – дело очень сложное, но с развитием компьютерной техники был создан прибор биологической обратной связи «Дыхание», который определяет величину ДАС и степень гармонизации дыхания и работы сердца и даёт чёткое представление об уровне здоровья. Нор главное предназначение прибора БОС – выработка дыхания, которое называется диафрагмально – релаксационным типом дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца по методу Сметанкина.

Смысл этого типа дыхания заключается в том, чтобы человек наилучшим образом использовал свою дыхательную и сердечно – сосудистую систему и научился синхронизировать их работу, тогда он обеспечивает себе совершенный гомеостаз, а значит, и совершенное здоровье. Именно такой тип дыхания используется в древних методиках цигун и пранаяма.

Их главной особенностью, как и в дыхании по Сметанкину, является дыхание с помощью диафрагмы, или дыхание животом.

О методе биологической обратной связи

Тысячелетиями люди мечтали о возможности сохранять и укреплять свое здоровье без лекарств. Достигнуть этого могли лишь единицы и только после многолетних упорных тренировок. Только сегодня, благодаря достижениям науки (прежде всего, российской), создавшей метод биологической обратной связи (БОС), такая возможность открывается для всех.

Метод биологической обратной связи (БОС) — это передача человеку дополнительной, не предусмотренной природой информации о состоянии его органов и систем в доступной и наглядной форме. На основе этой информации человек способен включать механизмы саморегуляции и целенаправленно использовать огромные функциональные возможности организма с целью совершенствования своих функций в норме (тем самым сохраняя и укрепляя свое здоровье) и коррекции деятельности нарушенных функций при патологии.

Абсолютных противопоказаний к применению метода БОС нет.

Как реализуется метод БОС? 

Познакомимся с тем, как реализуется метод биологической обратной связи. Для примера возьмем управление двигательной активностью человека. Это будет достаточно наглядно: этой функцией мы пользуемся ежеминутно и прекрасно знаем — управлять мышцами мы умеем хорошо. Вспомните, каких высот совершенства двигательных координаций достигают выдающиеся спортсмены, артисты балета и цирка.

Построим схему управления функцией сокращения бицепса методом БОС.

Накожный датчик регистрирует биоэлектрический сигнал, превращая его в амплитуду сокращения мышцы.

Чем сильнее и продолжительнее сокращение бицепса, тем выше она отклоняется от нулевой отметки.

Но на этом превращения биоэлектрического сигнала не заканчивается. Он передается в устройство биологической обратной связи и преобразуются в световой (амплитуда светового столбика на экране) и звуковой (тональный) сигналы.

И тут происходит самое удивительное: человек начинает видеть и слышать, как сокращается его мышца!

Цепочка обратной связи замыкается, но метод БОС пока не заработал. Необходимы еще два обязательных условия: инструкция и мотивация для выполнения заданий инструктора БОС.

Поскольку это произвольное (осознанное) управление мышцами, выполнение соответствующих двигательных упражнений, человеку необходимо дать четкую словесную инструкцию. Она зависит от того, что мы хотим выработать в мышце. Допустим, мышца ослаблена после перелома. Нам нужно увеличить ее активность. В этом случае инструкция может быть следующая: «Постарайтесь сократить мышцу так, чтобы на экране монитора высота светового столбика выросла и превысила установленный порог. Превышение порога будет отмечено поощряющим звуковым сигналом. Это означает, что вы правильно выполнили упражнение». Инструкция должна быть ясна и понятна. У пациента возникает ассоциативная связь: я сокращаю мышцу, амплитуда столбика растет в ответ на это сокращение, и при определенном пороге включается поощряющий звуковой сигнал. Это первое условие.

Второе условие заключается в следующем. Поскольку мы используем сознательную тренировку, человек может и не захотеть правильно выполнять упражнение. Значит, нужно создать ему мотивацию (сильную побудительную причину) к правильному выполнению данного упражнения. Чем выше уровень мотивации, тем эффективнее будет проводиться тренировка. В качестве пускового механизма мотивации на практике широко используются бесконечное разнообразие компьютерных игр, различные способы поощрения и словесного подкрепления, комфортные условия БОС-сеансов. У пациента появляется не только желание выполнять задания, но и уверенность в успехе каждого сеанса. Мотивация помогает человеку самореализоваться, раскрыть свой потенциал.

Благодаря информации, полученной при помощи технических средств, пациент может выполнять упражнения наиболее оптимальным образом. Отсюда высокая эффективность применения метода БОС.

Применение метода БОС безболезненно для пациента; аппаратура БОС регистрирует сигналы организма (частоту дыхательных циклов, пульса, ритмы головного мозга, биоэлектрические сигналы, исходящие от мышц), не оказывая на человека непосредственного воздействия.

Сегодня отечественная технология биологической обратной связи (БОС) способна подарить здоровье каждому человеку от рождения и до глубокой старости.

Метод БОС — это подготовка беременных к родам, позволяющая родиться здоровому ребенку и сделать счастливой и здоровой мать.

Метод БОС — это дыхание, дарящее здоровье. Именно этот метод раскрыл его тайну — тайну гармонии работы дыхания и сердца, которую люди пытались разгадать тысячи лет. Невероятно, но теперь это дыхание доступно каждому человеку и каждый с его помощью может защитить себя от вредных последствий стресса и психоэмоционального перенапряжения.

Возможности метода БОС в совершенстве и коррекции двигательных координаций человека практически беспредельны. Осанка у наших детей будет прекрасной, они избавятся от плоскостопия. Даже при детском церебральном параличе применение метода БОС ведет к постепенному восстановлению двигательных функций.

А укрепление мышц тазового дна по методу БОС дает просто удивительные результаты: резко улучшается качество сексуальной жизни и у мужчин, и у женщин, успешно решаются урологические и проктологические проблемы, исчезают без следа энурез и многие другие страдания мочеполовой сферы.

Ребенок, научившийся видеть по методу БОС, избежит многих расстройств и болезней зрения.

Метод БОС, применяемый в управлении отдельными ритмами электрической активности головного мозга, приоткрывает нам тайны мозга и нормализует психику человека.

На сегодня есть новый эффективный способ лечения больных алкоголизмом и наркоманией, опирающийся на все тот же метод БОС.

Наконец, речь дошкольников и школьников, работников речевых профессий — педагогов, логопедов, руководителей, менеджеров, священнослужителей, подготовленных методом БОС, обретает высочайшее качество, становится убедительнее и красивее. Болезненных симптомов от речевых перегрузок не будет никогда.

Метод БОС, развившаяся на его основе технология БОС, поистине не имеет границ, а эффективность ее похожа на чудо. Тысячи людей по всей стране вернули себе здоровье с помощью технологий БОС, которая сегодня стала национальной идеей укрепления и сохранения здоровья России.

В настоящее время метод БОС находит активное применение в педиатрии и во взрослой терапии (в т. ч. в геронтологии). Метод БОС носит универсальный характер, поэтому направления медицины, образования и социальной сферы, где он успешно применяется, весьма многочисленны. Это кардиология, пульмонология, аллергология, отоларингология, курортология, спортивная медицина, реабилитология, логопедия, психотерапия, неврология, психиатрия, психология, наркология, гастроэнтерология, дерматология, офтальмология, ортоптия, ортопедия, травматология, гинекология, андрология, хирургия (пред- и постоперационный периоды), сексология, проктология, урология.

Технология БОС, рожденная в России

История метода БОС насчитывает около сорока лет, однако расцвет этой оздоровительной технологии приходится на время широкого развития электроники и компьютерной техники. Огромный вклад в развитие технологии БОС внесли ученые России.

Появление и становление технологии БОС в России неразрывно связано с деятельностью фирмы «Биосвязь», созданной в Ленинграде (Санкт-Петербурге) в 1988 году.

Ныне ЗАО «Биосвязь» — признанный в России и за рубежом лидер в области технологии биологической обратной связи, разработчик и производитель оригинальной продукции мирового уровня — комплексов БОС, а также тренажера БОС «Дыхание». Большая часть этой продукции не имеет мировых аналогов.В 1996 году была создана Российская Ассоциация Биологической Обратной Связи. Создание Ассоциации было обусловлено необходимостью расширения и углубления научных исследований в области биологической обратной связи, внедрения технологии БОС в широкую практику здравоохранения, образования и социальной работы, популяризации метода БОС среди широких слоев населения, издания научной и научно-популярной литературы. Со дня основания Российской Ассоциации БОС ее бессменным Президентом является один из создателей отечественной технологии БОС А.А. Сметанкин.

Применение технологии БОС в России за последние десять лет принесло огромные позитивные результаты: десятки тысяч людей получили возможность восстановить и укрепить свое здоровье. Накопленный специалистами в этой области практический опыт, поток положительных отзывов как от пациентов, так и со стороны ведущих медиков и педагогов страны, возрастающие масштабы применения технологии БОС, а также интерес со стороны руководителей регионов вывели технологию БОС на уровень национальной идеи сохранения и укрепления здоровья России. На сегодняшний день оздоровительная технология БОС реализуется в России в виде широкомасштабных комплексных программ оздоровления населения на уровне субъектов федерации. Руководители регионов, систем здравоохранения из различных городов России стремятся внедрить у себя технологию БОС, способную подарить здоровье каждому человеку от рождения до глубокой старости.

Post Views: 1 507

Почитайте ещё

dyhatelnaya.ru

Оздоровительная дыхательная гимнастика с применением метода БОС | Педагогический опыт

Населенный пункт: Новосибирская область, р.п. Маслянино

Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поко­ления страны сейчас - это проблема, приобретающая приоритетное значение, так как от решения ее зависит будущее нашей страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополу­чие морально-нравственный климат в обществе. Это не сиюминутная задача, справиться с которой возможно усилиями одного министерст­ва, например, здравоохранения, это более глобальная и стратегическая цель, достижение которой может быть достигнуто через новые подхо­ды и понимание, с одной стороны, и новые масштабы и глубину мер и осуществление их на практике - с другой.

Очевидно, что школа должна стать центром здоровья для детей и педагогов и никто лучше, чем школьные учителя и воспитатели, имеющие соответствующие знания, убеждения и навыки, воору­женные комплексом современных здоровьесберегающих техноло­гий не сможет решить задачи по профилактике здоровья детей и подростков, а точнее научить их навыкам здоровья, таким, как гармоничная работа сердечно - сосудистой и дыхательной систе­мы, правильная осанка.

По характеру действия здоровьесберегающие технологии могут быть подразделены на:

  • Защитно-профилактические, направленные на защиту челове­ка от неблагоприятных для здоровья воздействий.

  • Компенсаторно-нейтрализующие, позволяющие восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной деятельно­сти или, хотя бы частично нейтрализующие негативные воздействия.

  • Стимулирующие, позволяющие активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелатель­ного состояния.

  • Информационно-обучающие, которые обеспечивают информи­рование о здоровье и способах его сохранения, воспитывают культуру здоровья, обучают навыкам здоровья.

www.pedm.ru

Биологическая обратная связь - Обнинский центр "Милосердие"

Тренажер БОС "Дыхание"

 

Впервые в мировой практике!

— Простой и точный контроль уровня здоровья, т.е. резервных (адапатационных) возможностей организма

— Диагностика функционального состояния кардиореспираторной системы

— Лечение кардиореспираторной системы

— Повышение уровня защитных сил организма

— Овладение навыком снятия последствий стрессовых реакций и психоэмоционального перенапряжения

— лечебные сеансы в условиях учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты

— оздоровительно-лечебные сеансы центрах здоровья и санаториях

— оздоровительные сеансы в домашних условиях

 

Тренажер БОС (аппаратура, программа, методика, сервис) — результат научного сотрудничества специалистов:

— фирмы "Биосвязь" (С.-Петербург)

— СПб Государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова (кафедра госпитальной терапии)

— Институт специальной педагогики и психологии международного университета семьи им. Р. Валленберга 

Основа лечебно-оздоровительной методики — уникальный диафрагмально-релаксационный тип дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС), вырабатываемый по методу БОС. Он известен в России и за рубежом как дыхание по Сметанкину.

В каждом дыхательном цикле возникает дыхательная аритмия сердца (ДАС) — разница между максимальной величиной пульса на вдохе и минимальной на выдохе.

ДАС — основной объект диагностики и тренинга

ДАС — индикатор биологического возраста,функциональный показатель адаптационных возможностей организма

ДАС — чуткий показатель самочувствия, состояния предболезни, стресса, психоэмоционального перенапряжения 

Навык дыхания по Сметанкину, полученный на сеансах ДАС-БОС дает шанс любому человеку:

— остановить преждевременное старение

— избавиться от болезни или предупредить ее развитие

— защитить себя от последствий стресса и психоэмоционального перенапряжения

 

Сеанс БОС

 

Во время сеанса БОС с пациент видит и слышит, насколько эффективно происходит синхронизация работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

1. Регистрация частоты сердечных сердечных сокращений (ЧСС) с помощью специальных датчиков

2. Преобразование сигнала ДАС в видимые и слышимые сигналы обратной связи.

Вдох и ЧСС нарастает

Выдох и ЧСС снижается ЧСС ниже порога — выдох сделан правильно!

3. Выработке устойчивого навыка диафрагмально-релаксационного дыхания помогает компьютерная игра, успех в которой зависит от правильности выполнения выдоха

4. Сеанс БОС состоит из периодов тренировки и отдыха. Для повышения эффективности лечебно-оздоровительного курса программа содержит 12 готовых шаблонов - чередования периодов тренировки (работы) и отдыха. 

5. Инструкции и рекомендации врач (методиста), направляющие и поощряющие правильные действия пациента.

Оценка уровня ДАС и степени овладения навыком лечебно-оздоровительного типа дыхания

Новый тип дыхания дает отличный результат!

В медицине и социальной защите

— положительный клинический эффект составляет 70 - 85% случаев

— сокращение сроков выздоровления, реабилитации в 3 - 5 раз

— снижение медикаментозной нагрузки в 1,5 - 2 и более раза

В образовании

— снижение уровня заболеваемости среди детей из группы часто и длительно болеющих в 4 и более раза

— повышение уровня академической успеваемости в 1,5-2 и более раз

Оздоровительный эффект

— профилактика болезней дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем

— продление активного долголетия

— защита от стресса и психо-эмоционального перенапряжения

 

Пропускная способность тренажера:

— 10 - 12 человек в день при индивидуальных занятиях

— 100 - 120 человек в день при индивидуально-групповых занятиях (школьные классы)

 

О методе биологической обратной связи

Тысячелетиями люди мечтали о возможности сохранять и укреплять свое здоровье без лекарств. Достигнуть этого могли лишь единицы и только после многолетних упорных тренировок. Только сегодня, благодаря достижениям науки (прежде всего, российской), создавшей метод биологической обратной связи (БОС), такая возможность открывается для всех.

Метод биологической обратной связи (БОС) — это передача человеку дополнительной, не предусмотренной природой информации о состоянии его органов и систем в доступной и наглядной форме. На основе этой информации человек способен включать механизмы саморегуляции и целенаправленно использовать огромные функциональные возможности организма с целью совершенствования своих функций в норме (тем самым сохраняя и укрепляя свое здоровье) и коррекции деятельности нарушенных функций при патологии.

Абсолютных противопоказаний к применению метода БОС нет.

Как реализуется метод БОС?

Познакомимся с тем, как реализуется метод биологической обратной связи. Для примера возьмем управление двигательной активностью человека. Это будет достаточно наглядно: этой функцией мы пользуемся ежеминутно и прекрасно знаем — управлять мышцами мы умеем хорошо. Вспомните, каких высот совершенства двигательных координаций достигают выдающиеся спортсмены, артисты балета и цирка.

Построим схему управления функцией сокращения бицепса методом БОС.

Накожный датчик регистрирует биоэлектрический сигнал, превращая его в амплитуду сокращения мышцы.

Чем сильнее и продолжительнее сокращение бицепса, тем выше она отклоняется от нулевой отметки.

Но на этом превращения биоэлектрического сигнала не заканчивается. Он передается в устройство биологической обратной связи и преобразуются в световой (амплитуда светового столбика на экране) и звуковой (тональный) сигналы.

И тут происходит самое удивительное: человек начинает видеть и слышать, как сокращается его мышца!

Цепочка обратной связи замыкается, но метод БОС пока не заработал. Необходимы еще два обязательных условия: инструкция и мотивация для выполнения заданий инструктора БОС.

Поскольку это произвольное (осознанное) управление мышцами, выполнение соответствующих двигательных упражнений, человеку необходимо дать четкую словесную инструкцию. Она зависит от того, что мы хотим выработать в мышце. Допустим, мышца ослаблена после перелома. Нам нужно увеличить ее активность. В этом случае инструкция может быть следующая: "Постарайтесь сократить мышцу так, чтобы на экране монитора высота светового столбика выросла и превысила установленный порог. Превышение порога будет отмечено поощряющим звуковым сигналом. Это означает, что вы правильно выполнили упражнение". Инструкция должна быть ясна и понятна. У пациента возникает ассоциативная связь: я сокращаю мышцу, амплитуда столбика растет в ответ на это сокращение, и при определенном пороге включается поощряющий звуковой сигнал. Это первое условие.

 

Второе условие заключается в следующем. Поскольку мы используем сознательную тренировку, человек может и не захотеть правильно выполнять упражнение. Значит, нужно создать ему мотивацию (сильную побудительную причину) к правильному выполнению данного упражнения. Чем выше уровень мотивации, тем эффективнее будет проводиться тренировка. В качестве пускового механизма мотивации на практике широко используются бесконечное разнообразие компьютерных игр, различные способы поощрения и словесного подкрепления, комфортные условия БОС-сеансов. У пациента появляется не только желание выполнять задания, но и уверенность в успехе каждого сеанса. Мотивация помогает человеку самореализоваться, раскрыть свой потенциал.

Благодаря информации, полученной при помощи технических средств, пациент может выполнять упражнения наиболее оптимальным образом. Отсюда высокая эффективность применения метода БОС.

Применение метода БОС безболезненно для пациента; аппаратура БОС регистрирует сигналы организма (частоту дыхательных циклов, пульса, ритмы головного мозга, биоэлектрические сигналы, исходящие от мышц), не оказывая на человека непосредственного воздействия.

Метод БОС - это дыхание, дарящее здоровье. Именно этот метод раскрыл его тайну — тайну гармонии работы дыхания и сердца, которую люди пытались разгадать тысячи лет. Невероятно, но теперь это дыхание доступно каждому человеку и каждый с его помощью может защитить себя от вредных последствий стресса и психоэмоционального перенапряжения.

Метод БОС, применяемый в управлении отдельными ритмами электрической активности головного мозга, приоткрывает нам тайны мозга и нормализует психику человека.

 

Комплекс БОС психофизиологической подготовки беременных к родам

Назначение

— эффективная подготовка беременных к родам

— снижение страхов и стрессовых реакций, предшествующих родам

— снижение болевых нагрузок в ходе родов

— общее оздоровление организма

Психофизиологическая подготовка к родам по методу БОС не имеет мировых аналогов.

Комплекс БОС психофизиологической подготовки беременных к родам (аппаратура, программы, методики, обучение, сервис) — результат научного сотрудничества специалистов:

— фирмы "Биосвязь" (Санкт-Петербург)

— НИИ акушерства и гинекологии им. Д.О.Отта РАМН

— Санкт-Петербургской Государственной педиатрической медицинской академии (кафедра акушерства и гинекологии)

 

Показания:

— физиологическое течение беременности

— психоэмоциональные нарушения при беременности

— вегето-сосудистые нарушения при беременности

Относительные противопоказания

— различные патологические состояния, требующие неотложной специфической терапии

— тяжелые нарушения волевой сферы, интеллекта

— нарушения ритма и проводимости сердца

— ожирение III степени

Основные методики, применяемые в комплексе

1. Обучение навыку диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца

2. Снятие нервно-мышечного напряжения

3. Управление отдельными ритмами электрической активности мозга

1. Обучение навыку диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС-БОС)

Важнейшей частью современной системы подготовки к родам является обучение беременной диафрагмально-релаксационному типу дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС) по методу БОС. Этот тип дыхания или кардиореспираторная тренировка по методу Сметанкина — наиболее эффективный способ саморегуляции вегетативной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, а также коррекции психоэмоционального состояния во время беременности, родов и послеродовом периоде.

Освоить этот тип оздоровительного дыхания позволяет программа "Кардио", включенная в алгоритм работы компьютерного тренажера.

Во время сеанса беременная видит и слышит, как работают ее респираторная и сердечно-сосудистая системы. Сигналами обратной связи служат игровые сюжеты, успех в которых зависит от правильности дыхания животом.

 

Период тренировки. Сюжет "Дети". Картинка постепенно открывается, если выдох делается правильно. Навык диафрагмально-релаксационного дыхания формируется.

 

Экран "Результаты сеанса". Респираторная и сердечно-сосудистая система функционируют синхронно, ДАС максимальная — навык сформирован.

Подробнее о диафрагмально-релаксационном типе дыхания см. в описании комплекса "Кардиопульмонологический".

Приобретенный навык помогает женщине:

во время беременности —

— формировать положительный эмоциональный настрой на роды

— корректировать и повышать устойчивость системы "мать-плод" к неблагоприятным воздействиям окружающей среды (улучшение фетоплацантарного кровообращения, снижение нагрузки на сердечно-сосудистую систему)

— избавляться от страха перед родами

— снижать уровень тревожности

— нормализовать сон

во время родов -

— повышать адекватность поведения во время всего родового периода

— На схватках использовать дыхание как прием:

- самообезболивания

- быстрого восстановления работы кардиоресператорной системы

- профилактики гипоксии плода

- На потугах снижать и предупреждать риск:

- родового травматизма

- асфиксии новорожденного

В послеродовый период

— быстро и полноценно восстанавливаться

— увеличивать продолжительность грудного вскармливания

 

2. Снятие нервно-мышечного напряжения

Достигается путем выработки навыка расслабления мышц лба, а также иных поверхностно расположенных мышц по методике Джекобсона.

Датчики ЭМГ регистрируют уровень активности контролируемых мышц, а компьютерный тренажер, преобразует ее в видимые и слышимые беременной сигналы обратной связи

Слуховой сигнал обратной связи — приятная мелодия релаксирующего характера — возникает при снижении уровня активности мышц ниже заданного порога. Чем продолжительнее расслабление, тем дольше звучит мелодия.

Зрительный сигнал обратной связи — игра, успех в которой зависит от полноты расслабления контролируемых мышц.

 

В результате достигается:

— глубокая степень нервно-мышечного расслабления

— уменьшение проявлений психосоматических и других нервно-психических расстройств

— повышение результативности курса коррекции психоэмоционального состояния

3. Коррекция биоэлектрической активности мозга

Датчики ЭЭГ регистрирует биоэлектрическую активность головного мозга в отведении "лоб-затылок"

Слуховой сигнал обратной связи — приятная мелодия релаксирующего характера — начинает звучать, если интенсивность альфа-ритма превышает заданный порог. Чем дольше звучит мелодия, тем успешнее проходит сеанс релаксации.

Компьютерный тренажер:

— выделяет из ЭЭГ альфа-, бета-, тета-, ритмы

— преобразует интенсивность выделенного ритма в звуковые сигналы обратной связи

— предоставляет врачу в наглядной форме волновую активность мозга

— обрабатывает результаты сеанса

 

Тренинг на повышение мощности выделенного ритма приводит к:

— состоянию устойчивости к психострессорным воздействиям

— повышению самооценки и способности воздерживаться от нежелательных реакций на стресс (в том числе связанными с предстоящими родами)

— овладению навыком самоконтроля и саморегуляции психоэмоционального состояния

— возможности применения приобретенного навыка в повседневной жизни

Специалист БОС в ходе сеанса:

— координирует, направляет и поощряет успешное выполнение задач текущего сеанса

— анализирует результаты сеансов и динамику проведенного курса и состояния пациентки, дать соответствующие рекомендации

— проводит традиционные психотерапевтические и коррекционные приемы

Курс психофизиологической подготовки к родам включает в себя 8 - 10 занятий по 30 - 40 минут.

Преимущества комплекса

— использование трех видов биологической обратной связи (ДАС-БОС, ЭМГ-БОС, ЭЭГ-БОС)

— мгновенная обработка и предоставление в наглядном виде результатов проведенного сеанса (графики, статистические показатели)

— простота и надежность крепления датчиков

— возможность органичного включения в БОС-сеанс традиционных психотерпевтических приемов

Эффективность методики

— снижение медикаментозной нагрузки во время беременности и родов в 2-3 раза

— снижение родового травматизма в 4 и более раза

— снижение послеродовых осложнений в 3 и более раза

— увеличение сроков грудного вскармливания до полугода и более

 

Клинические примеры

Повторнобеременная первородящая К., 26 лет.

Начала занятия на сроке беременности 25 недель. Жалобы — неустойчивое психоэмоциональное состояние, страх перед родами. По результатам диагностики выявлены высокий уровень тревожности, неадекватное отношение к беременности, повышение артериального давления до 135\90.

Диагноз: беременность 25 недель, отягощенный акушерско-гинекологический анамнез, нейроциркуляторная дистония по гипертоническому типу, хронический тонзиллит.

Назначен коррекционно-оздоровительный курс с применением метода БОС. Пациентка была обучена диафрагмально-релаксационному дыханию, навыкам нервно-мышечной и психоэмоциональной релаксации. После проведения курса снизился уровень тревожности, стабилизировалось артериальное давление (не поднималось выше 125\80).

По результатам заключительной диагностики выявлено отсутствие у беременной жалоб, повышение настроения, уровень тревожности снизился в 2 раза, отношение к беременности стало адекватным.

Сведения о новорожденном: пол — мужской, вес — 3200 г, рост — 51 см, оценка состояния по шкале Апгар — 8/9 баллов.

Субъективная оценка родов и поведения в них:

"Роды прошли удивительно легко, я была в полном сознании и совершенно не устала".

 

Повторнобеременная первородящая Л., 30 лет.

Начала занятия на сроке беременности 29 недель. Жалобы на тянущие боли внизу живота при физической нагрузке, учащенное сердцебиение, неустойчивое психоэмоциональное состояние, страх родов.

По результатам диагностики: беременная относится к группе высокого риска по невынашиванию беременности, выявлен высокий уровень тревожности, неадекватное отношение к беременности. В течение одной недели принимала препарат гинипрал по 3 таблетки 1 раз в день.

Диагноз: беременность 29 недель, угроза преждевременных родов, гестационный пиелонефрит, отягощенный акушерско-гинекологический анамнез.

Был назначен коррекционно-оздоровительный курс с применением метода БОС — обучение диафрагмально-релаксационному дыханию, навыкам нервно-мышечной и психоэмоциональной релаксации. Во время занятий значительно снизились побочные эффекты от приема гинипрала (жалобы на учащение частоты сердечных сокращений). После проведения курса у беременной снизился уровень тревожности, прием гинипрала снижен до 1 таблетки в день.

В дальнейшем был проведен курс подготовки к родам.

По результатам заключительной диагностики выявлено отсутствие у пациентки жалоб, повышение настроения, уровень тревожности снизился в 1,5 раза, отношение к беременности стало адекватным, исчезли явления угрозы преждевременных родов, прекращен прием гинипрала.

Выписка из истории родов:

Сведения о новорожденном: пол — женский, вес — 3500 г, рост 50 см., Апгар — 8/9 баллов.

Субъективная оценка родов и поведения в них:

"Роды прошли успешно. Поведение в первом периоде родов могу оценить на отлично, во втором периоде немного хуже. Самое важное — это результат, то есть рождение здорового ребенка. Спасибо вам за помощь".

 

 

www.miloserdie-obninsk.ru

Лечебная гимнастика с биологической обратной связью (БОС)

Суть БОС-метода состоит в «возврате» пациенту на экран компьютерного монитора или в аудиоформе текущих значений его физиологических показателей, определяемых клиническим протоколом (рис. 7). (Протокол — совокупность условий, регламентирующих проведение БОС-процедуры.) В этом смысле все БОС-протоколы разделяются на две большие группы.

Лечебная гимнастика с биологической обратной связью по параметрам стабиллометрии

Рис. 7. Лечебная гимнастика с биологической обратной связью по параметрам стабиллометрии

1. Направление, обозначаемое в англоязычной литературе понятием neurofeedback, в рамках которого осуществляется модификация различных параметров ЭЭГ головного мозга (амплитуды, мощности, когерентности и т.д. основных ритмов ЭЭГ обозначаются также термином neurotherapy).

2. Направление, обозначаемое понятием biofeedback, в рамках которого подвергаются изменению показатели вегетативной (симпатико-парасимпатической) активации (проводимость кожи, кардиограмма, частота сердечных сокращений, дыхание, электромиограмма, температура, фотоплетизмограмма и др.).

По современным представлениям, регуляторные изменения в деятельности вегетативной нервной системы, обусловленные сильным и/или хроническим стрессом, представляют собой один из важнейших факторов возникновения большой группы заболеваний, обозначаемых такими понятиями, как психосоматические расстройства, болезни регуляции и др.

Согласно определению Американской ассоциации прикладной психофизиологии и биологической обратной связи (ААРВ), «БОС является нефармакологическим методом лечения с использованием специальной аппаратуры для регистрации, усиления и «обратного возврата» пациенту физиологической информации. Основной задачей метода является обучение саморегуляции, обратная связь облегчает процесс обучения физиологическому контролю так же, как процесс обучения любому искусству. Оборудование делает доступной для пациента информацию, в обычных условиях им не воспринимаемую».

БОС-процедура заключается в непрерывном мониторинге определенных электрофизиологических показателей и «подкреплением» с помощью мультимедийных, игровых и других приемов заданной области значений. Другими словами, БОС-интерфейс представляет для человека своего рода «физиологическое зеркало», в котором отражаются его внутренние процессы. Таким образом, в течение курса БОС-сеансов возможно усилить или ослабить данный физиологический показатель, а значит, уровень тонической активации той регуляторной системы, чью активность данный показатель отражает.

У больных с поражением спинного мозга основными физиологическими параметрами, используемыми для тренировки, являются показатели электрической активности мышц, стабиллограммы, гониограммы.

Для успешного применения БОС-тренинга необходимо восстановление силы мышц в тренируемом регионе (восстанавливаемой функции) до 2-2,5 балла, восстановление глубокой чувствительности. Успешность проведения БОС-тренинга в связи с этим определяется правильностью выбранной задачи.

Иванова Г.Е., Цыкунов М.Б., Поляев Б.А., Романовская Е.В. Лечебная физкультура в реабилитации больных с повреждением спинного мозга // Реабилитация больных с травматической болезнью спинного мозга / Под общ. ред. Г.Е. Ивановой и др. - М., 2010. С. 535-536.

< Предыдущая Следующая..... >
 

reabilitaciya.org

Использование компьютерного тренажера бос «дыхание» для сохранения и укрепления здоровья студентов

Повышение эффективности обучения и подготовки специалистов приобретает особую значимость в современных условиях, где возросли требования к уровню профессиональной компетентности выпускников. Эффективность учебной и профессиональной деятельности зависит не только от качества подготовки, но и от состояния физического и нервно-психического здоровья, индивидуальных возможностей студенческой молодежи, наличия у них необходимых профессионально-прикладных качеств. Сохранение здоровья студентов и полноценное развитие личности являются в итоге генеральной целью образования.

Актуальность

Повышение эффективности обучения и подготовки специалистов приобретает особую значимость в современных условиях, где возросли требования к уровню профессиональной компетентности выпускников. Эффективность учебной и профессиональной деятельности зависит не только от качества подготовки, но и от состояния физического и нервно-психического здоровья, индивидуальных возможностей студенческой молодежи, наличия у них необходимых профессионально-прикладных качеств. Сохранение здоровья студентов и полноценное развитие личности являются в итоге генеральной целью образования. В современных условиях образовательного процесса отмечаются негативные тенденции в состоянии здоровья студентов, где только незначительная доля обучаемых (3–5 %), имеет высокий уровень общесоматического здоровья.

При этом характерными особенностями современной студенческой молодежи являются недостаточная ответственность за собственное здоровье, распространенность факторов риска здоровью (курение, употребление алкоголя, наркотиков и т.д.).

В своей работе мы сделали попытку привлечь информационные технологии для диагностики, тестирования, управления физической, физиологической, психической активностью личности в целях подготовки студента к профессиональной деятельности, сохранения и укрепления его здоровья.

Цель и задачи исследования

Целью нашего исследования было повышение эффективности образовательного процесса студентов Российского государственного профессионально-педагогического университета в области физической культуры.

В задачи входило:

  1. теоретически обосновать концепцию использования информационных компьютерных технологий в сохранении и укреплении здоровья студентов;
  2. разработать методику использования компьютерного тренажера БОС «Дыхание» в образовательном процессе студентов для сохранения и укрепления их здоровья;
  3. формирование навыков правильного дыхания.

Использование информационных компьютерных технологий в образовательном процессе студентов обусловлена социальной потребностью в повышении качества образования, практической потребностью в использовании в высших образовательных учреждениях современных компьютерных программ. Модернизация учебного процесса требует перехода от пассивных, главным образом лекционных, способов освоения учебного материала, к активным групповым и индивидуальным формам работы, организации самостоятельной поисковой деятельности студентов. Это позволяет готовить специалиста с выраженной индивидуальностью и организовать деятельность занимающихся в различных условиях. Этому может способствовать внедрение в учебный процесс информационных компьютерных технологий.

Для решения поставленных задач необходимо:

  • проводить дальнейшие научные исследования с целью изучения возможностей информационных компьютерных технологий в подготовке будущих специалистов;
  • планомерно осуществлять повышение квалификации профессорско-преподавательского состава по вопросам использования информационных компьютерных технологий в образовании;
  • целенаправленно решать вопросы, связанные с оснащением учебных заведений соответствующими техническими средствами и коммуникациями.

Уже сейчас очерчиваются основные направления использования информационных компьютерных технологий в физическом воспитании. К ним можно отнести:

  • создание и использование программ контроля и самоконтроля знаний по различным разделам физического воспитания;
  • обучающие мультимедиа системы;
  • создание и использование баз данных;
  • использование информационных технологий в организации и проведении научных исследований;
  • автоматизированные методы психодиагностики;
  • автоматизированные методы функциональной диагностики;
  • организацию дистанционного обучения и д. р.

Физическое воспитание, как и многие другие отрасли социальной сферы, долгие годы отставало в технологическом плане. В тоже время на рубеже ХХI века тесно переплелись между собой два направления развития современной цивилизации: повышение интереса к своему здоровью и тотальная информатизация общества. Не случайно именно оздоровительные и информационные технологии сегодня развиваются наиболее динамично.

Наши исследования состояния здоровья студентов факультета физической культуры Российского государственного профессионально-педагогического университета выявляют крайне неблагополучную ситуацию. Студенты представляют особую группу риска, которая чаще, чем другие социальные группы, страдают различными заболеваниями [5].

Большинство исследователей полагают, что одной из причин снижения уровня здоровья и физической подготовленности является нерешённость проблемы индивидуального подхода, что приводит к низкой эффективности физического воспитания и, как следствие этого объективного фактора, к слабой заинтересованности занятий физическими упражнениями, низкому уровню физкультурной грамотности, неразвитости мотивации и потребностей в освоении ценностей физической культуры [1, 3, 5].

Чтобы решить многие вопросы, связанные со здоровьем, необходимы поиски новых инновационных подходов к физическому воспитанию студентов. На наш взгляд использование информационных компьютерных технологий в физическом воспитании открывает новые перспективы в создании здоровьесберегающей среды образовательного учреждения.

Примером этому могут служить исследования по так называемой биологической обратной связи (БОС), которые в настоящее время бурно развиваются на стыке физиологии и психологии. Биологическая обратная связь - это «…способ использования электронного оборудования для предоставления человеку информации о внутренних психофизиологических событиях, нормальных или анормальных в форме визуального или звукового сигнала с целью научить его манипулировать этими иначе непроизвольными и неощутимыми событиями путем манипулирования предъявляемыми сигналами» [6].

Методика БОС является синтезом многовекового опыта человека и современных технологий, позволяющих добиваться положительного результата в течение 5–10 сеансов там, где раньше требовались годы тренировок. В первую очередь это относится к противостоянию стрессу, избавлению от головной боли, бессонницы, борьбе с усталостью.

Путем неоднократного повторения, то есть путем тренировки, в центральной нервной системе формируется и закрепляется новая стратегия поведения, обеспечивающая вашу защиту, дающая возможность самостоятельно, без помощи лекарственных препаратов справляться с болью, стрессом, страхом, усталостью, а также конкретными заболеваниями и обрести уверенность в себе и в конечном результате улучшить качество жизни.

В последнее время с развитием информационных компьютерных технологий методика применения БОС получила новое развитие: данные о кровяном давлении, частоте сердечных сокращений или о кожно-гальванической реакции превращаются с помощью компьютера в звуковой или зрительный образ, что и позволяет человеку контролировать свое состояние.

Ученым-физиологом А.А. Сметанкиным был создан высокотехнологичный, уникальный тренажер для регистрации дыхательной аритмии сердца. Этот тренажер позволяет вырабатывать такой тип дыхания, при котором дыхательная аритмия сердца является максимальной. Тренажер представляет собой прибор, вобравший в себя мультимедийные возможности и достижения современного компьютера, позволившие превращать дыхательную БОС-гимнастику в увлекательную игру. Пациент не просто вырабатывает новый тип дыхания – он активный участник игры. Игра становится оздоровительным сеансом.

Рассмотрим, как с помощью тренажера БОС происходит управление кардио-респираторной системой человека:

  1. Педагог закрепляет на груди пациента с помощью эластичного ремня датчик.
  2. Датчик регистрирует частоту сердечных сокращений (ЧСС) и передает их в прибор (тренажер) БОС.
  3. Тренажер обрабатывает этот сигнал и передает на компьютер.
  4. Программа «Дыхание» преобразует ЧСС в световой (амплитуда светового столбика на экране) и звуковой (тональный) сигналы обратной связи. Пациент начинает видеть и слышать, как работает его сердце.

Если он правильно сделал выдох – самое главное в этой тренировке – звучит поощряющий сигнал. Постепенно в центральной нервной системе ребенка формируется и закрепляется навык нового, физиологически правильного типа дыхания, при котором дыхание приходит в гармонию с работой сердца, а в организме нормализуются все физиологические процессы. Использование мультимедиа в программном обеспечении позволяет повысить мотивацию к обучению.

Состав комплекса:

  1. измерительный преобразователь электрических, биомеханических и биотемпературных сигналов организма человека для работы с компьютером по методу БОС;
  2. программное обеспечение;
  3. датчик ЧСС;
  4. блок питания;
  5. кабель для связи с компьютером.

Компьютерный тренажер предназначен для выработки диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной величиной дыхательной аритмией сердца (ДАС) по методу БОС. Разница между максимальной частотой сердечных сокращений на вдохе и минимальной частотой на выдохе называется дыхательной аритмией сердца и является показателем здоровья человека.

ДАС – функциональный показатель, который можно увеличить в ходе занятий на тренажере и по мере освоения диафрагмально-релаксационного типа дыхания. Его рост от занятия к занятию будет свидетельствовать о повышении уровня здоровья. Это будет видно и по изменению самочувствия, исчезновению проявления того или иного расстройства, уменьшению количества принимаемых лекарств и т.д.

Величина ДАС начинает повышаться, как правило, уже на втором-четвертом занятии. Иными словами, человек чувствует положительные изменения еще до окончания основного курса, состоящего из 10–12 сеансов занятий по 15–20 мин каждый. Регулярно определяя на тренажере свой показатель ДАС, человек будет всегда знать показатель своего здоровья, а значит, своевременно избавляться от последствий стресса, предупреждать развитие заболеваний дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем.

Для того, чтобы апробировать тренажер БОС «Дыхание», мы провели исследование, для чего организовали занятия на тренажере с экспериментальной группой студентов факультета физической культуры. Студентам экспериментальной группы (10 человек) предлагались дополнительные занятия (до 10-12 занятий в течение 1-2 недель) на компьютерном тренажере БОС «Дыхание». Такое же количество студентов входило в контрольную группу, с ними занятия на тренажёре БОС «Дыхание» не проводились.

Наши исследования показали, что на первоначальном этапе показатели функциональных проб у студентов контрольной и экспериментальной групп находились примерно на одном уровне. В ходе первоначального тестирования на тренажере БОС «Дыхание» выяснилось, что большинство студентов факультета физической культуры не имеют правильных навыков дыхания. Компьютерная программа по показаниям величины ДАС определила биологический возраст большинства обследованных студентов на уровне 30-40 лет, причем четко можно было определить спортивную специализацию студентов (табл. 1).

Таблица 1. Паспорт здоровья и биологический возраст человека

ДАС в уд./мин

Биологический возраст в годах

Уровень здоровья в баллах

37 >

0–9

91–100

33 –36

10–19

81–90

29–32

20–29

71–80

25–28

30–39

61–70

21–24

40–49

51–60

17–20

50–59

41–50

13–16

60–69

31–40

9–12

70–79

21–30

5–8

80–89

11–20

0–4

90>

0–10

Студенты, специализирующиеся в видах спорта развивающих выносливость (бег на длинные дистанции, плавание, лыжные гонки) показали лучшие результаты, примерно соответствующие их фактическому возрасту.

Уже первое тестирование на тренажере БОС «Дыхание» позволило выявить студентов, имеющих хронические заболевания, плохое самочувствие на момент обследования, их вредные привычки (курение, постоянное нарушение режима) и недостаточную физическую подготовку (учащенная ЧСС в покое и после нагрузки, повышенное АД).

Мы выявили, что даже после первого занятия на тренажере БОС «Дыхание» показатели функциональных проб у всех испытуемых улучшились (ЧСС и АД, частота дыхания). Это можно объяснить тем что, используя диафрагмальное дыхание и поступающие сигналы от тренажера, испытуемые оптимизировали свое функциональное состояние.

Как показали наши исследования, для овладения навыком диафрагмального дыхания и достижения лечебно-оздоровительного эффекта большинству студентов достаточно провести с тренажером БОС «Дыхание» 5–7 занятий по 15–25 мин. каждое.

Полный курс рассчитан на 10–12 сеансов. При необходимости через 3–4 месяца занятия можно повторить. В результате человек получает навык правильного дыхания, что, несомненно, положительно влияет на его здоровье.

Об эффективности педагогического воздействия предлагаемой методики проведения занятий с тренажером БОС «Дыхание» можно судить по сравнительному анализу результатов в физиологических тестах у студентов, до проведения и после окончания эксперимента (табл. 2).

Таблица 2. Изменение физиологических показателей у студентов факультета физической культуры РГППУ

Группа

Период

обследования

Физиологические показатели ()

Частота дыхания в мин.

ЧСС

в покое

ДАС

Проба Штанге

Проба Генче

Экспериментальная

n=10

до эксперимента

16,4±4,2

72,5±2,2

18,8±1,9

70,8±2,8

33,2±1,4

после эксперимента

10,3±2,1

67,4±1,7

25,8±1,6

90,2±2.6

48,2±1,6

Достоверность

различий

t = 1,86

P< 0,05

t = 3,25

P< 0,01

t = 3,20

P< 0,01

t = 3,26

P< 0,01

t = 3,33

P< 0,01

Контрольная

n=10

до эксперимента

15,0±5,3

72,2±1,6

18,4±1,2

70,2±1,8

32,4±1,2

после эксперимента

15,6±4,6

71,3±1,4

18,3±1,2

77,8±1,6

35,5±1,3

Достоверность

различий

t = 1,63

P< 0,05

t = 1,85

P< 0,05

t = 1,70

P< 0,05

t = 2,33

P< 0,01

t = 1,72

P< 0,05

Достоверность различий экспериментальной и контрольной группы после эксперимента

t = 0,2

P> 0,05

t = 2,68

P< 0,05

t = 3,20

P< 0,01

t = 3,13

P< 0,01

t = 2,33

P< 0,01

Заключение

В ходе наших исследований выявились преимущества использования компьютерного тренажера БОС «Дыхание» перед традиционным подходом в оздоровлении и профилактики заболеваний у студентов:

  • быстрая и надежная диагностика функционального состояния кардиореспираторной системы и организма в целом;
  • постоянный мониторинг показателей пульса, дыхания во время тренинга;
  • выработка навыка диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной ДАС со зрительной, звуковой и игровой обратной связью, что обеспечивает согласованную деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
  • использование увлекательных игровых компьютерных сюжетов, повышающих интерес к БОС-сеансам;
  • мягкая коррекция нарушенной функции; индивидуальный подход.

Помимо сознательного управления дыханием метод БОС опосредованно воздействует на сердечный ритм, в результате восстанавливаются межсистемные связи в значительной степени из-за нормализации вегетативной регуляции, что ведет к активации внутренних резервов организма.

novainfo.ru

применение тренажёра БОС — `Дыхание` в логопедической практике

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации:Применение мультимедийных приложений и тренажера БОС- «Дыхание» в логопедической работе с детьми с ТНР Учитель-логопед Корниенко Вера АлександровнаГБДОУ № 131 Невского района Санкт-Петербурга2015 год Метод биологической обратной связи - БОС Метод биологической обратной связи определяется как произвольное волевое управление функциями организма с целью их совершенствования в норме и коррекции при патологии посредством электронных приборов регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии органов и систем человека в доступные сознанию зрительные и слуховые сигналы. Комплексы БОС Гомеостаз - поддерживается постоянство внутренней среды организма: крови, лимфы, тканевой жидкости; - поддерживается устойчивость основных физеологических функций: кровообращения, дыхания, терморегуляции, обмена веществ, кровяного давления, концентрации сахара в крови и т.д. Дыхательная аритмия сердца (ДАС) ДАС – это разница между частотой пульса на вдохе и на выдохе:На вдохе частота пульса увеличиваетсяНа выдохе она снижаетсяИзмеряется ДАС, как и пульс, количеством ударов сердца в минуту Гармония дыхания и работы сердца Устройство системы кровообращения подчинено задачам насыщения организма кислородом, то есть дыхательной функцииДыхание через газообмен в крови поддерживает гомеостаз.Дыхание – инструмент, с помощью которого можно влиять на состояние организма. Диафрагмальный тип дыхания как основа навыков саморегуляции человека Диафрагмальный тип дыхания заложен в нас природойЭтот тип дыхания приводит в гармонию работу дыхательной и сердечно-сосудистой системПозволяет находить состояние альфа-ритма и учиться удерживать его Физиологическая цена речевой нагрузки Повышается частота дыхания (ЧД)Увеличивается частота сердечных сокращений (ЧСС)Повышается артериальное давлениеУменьшается ДАС Критерии выработки диафрагмального релаксационного дыхания синхронизация дыхательных и сердечных циклов в каждом дыхательном движении сокращение частоты дыхательных движений отсутствие увеличения средних значений частоты сердечных сокращений во время сеанса умение контролировать психоэмоциональное и мышечное напряжение увеличение значения дыхательной аритмии сердца умение воспроизводить диафрагмально-релаксационное дыхание без приборов БОС Цель применения тренажёра БОС – «Дыхание» и мультимедийных приложений (программ БОС) в логопедической работе с детьми с ТНР: формирование диафрагмально-релаксационного дыхания по методу биологической обратной связи с максимальной аритмией сердца как нового дыхательного стереотипа, на основе которого, в фазу равномерного выдоха, человека можно обучать новым навыкам голосообразования, артикуляции, речи

schoolfiles.net

Дыхание и тренинги с биологической обратной связью (БОС)

Значение процесса дыхания сложно переоценить. Дыхание относится к числу обеспечивающих жизнедеятельность функций организма. Характер дыхания говорит о состоянии человека: глубина, темп дыхания, соотношение фаз дыхательного цикла определяют целый ряд психофизиологических процессов. Поэтому важно уметь произвольно регулировать параметры дыхания. Дыхательные упражнения по мере автоматизации их выполнения способствуют увеличению силы и выносливости дыхательной мускулатуры, повышению экономичности функции дыхательной системы, а также  улучшают показатели вентиляции легких. Известно, что в состоянии покоя, в положении сидя у взрослого человека число дыхательных движений (ЧДД) составляет 16-20 в минуту. У физически тренированных людей этот показатель снижен до 8-12 дыхательных движений в минуту.  

В целом частота дыхания так же, как и продолжительность отдельных фаз дыхательного цикла, отражает состояние здоровья и уровень экономичности работы дыхательной системы, резервные возможности организма, то есть его жизненный потенциал. Поэтому различные медицинские, коррекционные (логопедические), оздоровительные и спортивные программы предполагают определенную тренировку дыхания с целью уменьшения частоты дыхания, выработки навыка более длительного выдоха (речевого выдоха). 

Процесс дыхания поддается тренировке, особенно с применением современных тренажеров и комплексов с биологической обратной связью (БОС). Мы можем управлять длительностью и глубиной вдоха, выдоха и длительностью пауз после вдоха и выдоха. Глубина и частота дыхания также зависят от силы и выносливости основных дыхательных мышц (мышц диафрагмы, наружных и внутренних межреберных мышц). Чем лучше развиты эти мышцы, тем экономичнее работает дыхательная система, тем больше ее резервные  возможности.

Тренировка дыхательных мышц приводит к более быстрому и лучшему их развитию, к расширению экскурсии грудной клетки, увеличению резерва дыхания, мощности дыхательного аппарата, объема альвеолярного резервуара, скорости движения воздуха на вдохе и выдохе. Все это наряду с увеличением диффузионной поверхности легких создает условия для урежения дыхания, для повышения утилизации кислорода в легких, что в свою очередь приводит к уменьшению того объема воздуха, который должен поступить в легкие.

Управление дыхательным процессом учитывает энергетическую стоимость дыхания, связанную с работой дыхательных мышц. Минимизация энергозатрат связана, таким образом, с поддержанием соотношения вдоха и выдоха в оптимальных границах.

Известно, что существует взаимосвязь между фазой дыхательного цикла и частотой сердечных сокращений. Этот феномен называется дыхательной аритмией сердца (ДАС). Вдох вызывает угнетение блуждающего нерва и ускорение сердечного ритма, а выдох – раздражение блуждающего нерва и замедление сердечной деятельности.

Установлена определенная зависимость между психической активностью и дыхательной аритмией. Психические напряжения обычно вызывают тормозное воздействие на центры блуждающего нерва. Например, при отдыхе после психического утомления дыхательная аритмия наиболее отчетливо выражена; и наоборот, в состоянии бодрствования, при психической работе или возбуждении, дыхательная аритмия исчезает. Таким образом, в происхождении этого феномена решающую роль играет парасимпатическая система.

Для количественной оценки дыхательной аритмии используются два метода:

  1. Вычисление средней разницы между максимальным и минимальным значением кардиоинтервалов в дыхательном цикле (абсолютная величина ДАС)
  2. Спектральный анализ сердечного ритма (мощность или амплитуда спектра в диапазоне частот, соответствующем длительности дыхательного цикла).

Показано, что ДАС наблюдается преимущественно при медленном пульсе и при медленном дыхании, при учащении же того и другого делается слабее. Под влиянием физических движений, когда преобладает влияние симпатического нерва, ДАС также исчезает. Медленное глубокое дыхание способствует отчетливому проявлению дыхательной аритмии сердца, а паузы между выдохом и вдохом усиливают ее. 

 Принципы обучения правильному дыханию

Правильное дыхание человека — это естественное дыхание; функционируя на основе комплексно развитого дыхательного аппарата, оно обеспечивает оптимальный газообмен при широком диапазоне функциональных нагрузок, создавая наиболее благоприятные возможности для адаптации организма к изменяющимся условиям среды. Диафрагмальное дыхание активизирует парасимпатическую нервную систему, способствуя релаксации и является весьма эффективным терапевтическим средством при панических атаках, проявлениях тревожности, проблемах с засыпанием, логоневрозах, астме и т.д.

Это определение необходимо дополнить рядом подробностей: основной мышцей правильного дыхания является диафрагма; правильное дыхание осуществляется только через нос, при этом плечи остаются неподвижными, а нижние ребра расходятся вперед и в стороны. Кроме того, в  основе правильного дыхания лежит оптимизация соотношения между фазами «вдох — выдох», при котором обеспечивается наилучшее снабжение организма кислородом. Регуляция соотношения вдоха и выдоха является одним из важных факторов в обеспечении оптимального функционирования дыхательной системы. Наиболее эффективным в физиологии считается дыхательный цикл, в котором выдох длиннее вдоха. В среднем фаза выдоха должна быть вдвое длиннее, чем фаза вдоха.

Особенности каждой фазы правильного дыхания:

Первая фаза — выдох. Правильно организованный выдох активизирует дыхательную мускулатуру и обеспечивает дальнейший оптимальный режим дыхания. Выдох должен быть естественным, без усилий.

Выдох выполняется через нос. Он должен происходить без толчков, ровной длинной струей. Не следует стремиться выдохнуть из легких весь воздух до конца, оставшаяся его часть необходима для следующей после выдоха паузы.

Пауза должна быть естественной и ненасильственной. Именно пауза определяет объем воздуха, необходимого для вдоха в зависимости от состояния организма. Если в первые 2-3 недели после начала дыхательных тренировок пауза еще сознательно контролируется, то в дальнейшем она становится естественной, не определяемой сознанием, и будет зависеть от величины нагрузки и функционального состояния организма человека. Именно поэтому пауза чрезвычайно динамична, непостоянна, а иногда – на время выполнения какой-либо задачи, стоящей перед человеком, может исчезать совсем.

Вторая фаза — вдох. Вдох должен быть естественным и только через нос.

Вдох должен осуществляться за счет опускания диафрагмы, плавный и бесшумный, до начала расширения нижних ребер грудной клетки, т.е. за счет брюшного дыхания.

Вдох осуществляется плавно, бесшумно, без малейшего напряжения дыхательных путей. Пауза после выдоха должна подсказать момент естественного желания вдохнуть, и тогда воздух за счет самопроизвольного движения ребер и диафрагмы войдет в легкие и заполнит их настолько, насколько требуется (см. рисунок).

Дыхательные техники можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник непременно должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Если спина прямая, то дыхательные мышцы (главным образом диафрагма) могут функционировать легко и свободно.

Очень важно также положение головы: в положении сидя она должна быть зафиксирована на шее прямо. Это в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела.     

Внимание: шея ни в коем случае не должна быть напряжена!  

При выполнении дыхательного упражнения следует дышать через нос, губы слегка сомкнуты (но не сжаты). Необходимо обращать внимание на то, чтобы при вдохе не расправлялись  и не поднимались плечи.

 

Использование технологии биологической обратной связи для выработки навыков правильного дыхания

Основная цель метода – формирование навыков произвольной саморегуляции дыхания.

Для дыхательного тренинга, проводимого с применением методов биоуправления, используются следующие датчики: Датчики дыхания, Датчики ЭКГ, Датчики ЭМГ.

                Тренинг биологической обратной связи  по регуляции дыхания включает несколько этапов:

  • Подготовка к проведению курса тренинга

Подготовительный этап включает в себя тестирование для снятия параметров брюшного, грудного дыхания и сердечного ритма. В большинстве программ используются два дыхательных датчика и соответственно отображаются два канала дыхания. После проведенного теста определяются такие важные показатели, как длительность дыхательного цикла, соотношение времени вдоха и выдоха, соотношение грудного и брюшного дыхания. Эти показатели будут использоваться в дальнейшем в процессе тренинга. Так, уже по результатам тестовой сессии можно сделать вывод о преобладающем типе и частоте дыхания, и строить программу дальнейшего тренинга с учетом этого.

  • Проведение тренинга эффективного дыхания

Сам тренинг с  биологической обратной связью (БОС) условно можно разделить на три ключевых этапа.

                1) Постановка брюшного дыхания.

Наиболее эффективным типом дыхания является брюшной тип, так как при таком дыхании глубже вентилируются легкие, облегчается венозный возврат от брюшной полости к сердцу, а для осуществления дыхательного цикла затрачиваются наименьшие усилия с точки зрения энергозатрат.

                2) Обучение ритмичному дыханию с удлиненным выдохом.

Известно, что ритм дыхания и глубина вдоха/выдоха могут влиять на эмоциональное состояние человека. Например, ритмичное, спокойное дыхание понижает возбудимость не только дыхательного центра, но и некоторых других центров, например, эмоционального.

В основе этого явления лежит следующий психофизиологический механизм. Вдох связан с возбуждением симпатической нервной системы, выдох — с ее торможением. Во время вдоха происходит активация психического состояния человека, а во время выдоха наступает успокоение и расслабление всего организма. Таким образом, для того чтобы с помощью дыхания привести себя в состояние покоя и эмоционального равновесия, следует постепенно увеличивать фазу выдоха (включая паузу) в дыхательном цикле.

                  3) Собственно тренинг эффективного дыхания.

Цель обучения – преобладание фазы выдоха над вдохом при условии, что дыхательные упражнения не приводят к повышению симпатической активности. Поэтому на данном этапе дыхательные тренировки проводятся под контролем ЧСС и ЭМГ фронтальных мышц. При правильно выполняемом дыхании ЧСС и ЭМГ не должны возрастать.

В конце сеанса тренинга рекомендуется провести сессию мониторинга. Во время этой сессии в спокойном состоянии регистрируются все используемые в тренинге сигналы. Эту сессию используют для того, чтобы сравнить показатели дыхания, сердечного ритма и ЭМГ до тренинга и после него.

 

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

colibri.group