Ботмеровская гимнастика (П. Матью, Ю. Юрченко). Ботмеровская гимнастика это


ГРАФ ФРИЦ ФОН БОТМЕР И ЕГО ГИМНАСТИКА

     
     
     
После окончания Первой мировой войны граф Фридрих Максимилиан Эдуард фон Ботмер оказался в ситуации, когда ему было необходимо придать своей жизни новый смысл и содержание. Ему, родившемуся в семье, которая уже столетия служила баварскому королевскому двору, с колыбели был предназначен путь в армию. Выбора у него не было. Так юный Фриц, который был третьим ребёнком своих родителей и родился 21 декабря 1883 года в Мюнхене, прошёл обучение в начальной латинской школе, чтобы в возрасте 12 лет быть принятым в мюнхенский пажеский корпус. Смена школы попала на тяжёлое время для его семьи, так как его отец, граф Мориц Отто фон Ботмер, неожиданно умер, оставив свою жену с четырьмя маленькими детьми. Графиня фон Ботмер должна была растить детей на пенсию офицерской вдовы.

На это самое время и пришёлся экзамен в пажеский корпус. Пажеские корпуса были школами, организованными в средние века по образцу византийских придворных церемоний, и готовили 7-14-летних мальчиков для службы пажами при Дворе. Мюнхенский пажеский корпус, основанный в 1514 году, стал одним из последних подобных учебных заведений. Он был закрыт в 1918 году. Фриц не выдержал экзамен. И всё же, из-за тяжёлой семейной ситуации для него было выделено дополнительное место.

Молодые пажи получали образование в гуманитарной гимназии. Фриц имел хорошие знания в четырёх иностранных языках в течение всей своей жизни.

     
     
     
     

В пажеском корпусе мальчики получали основное военное образование, которое включало в себя верховую езду, фехтование, плавание, танцы, бег на лыжах и прочее, что должен был уметь молодой офицер при Дворе. К этому добавлялось интенсивное изучение искусств. Каждый год происходили «пажеские путешествия» к значительнейшим музеям Европы. В каждом путешествии паж должен был вести красиво оформленный дневник. Эти переживания очень рано пробудили любовь к искусству, научили понимать его. Можно предположить, что это широкое и интенсивное школьное образование стало существенной основой для дальнейшей деятельности Ботмера.

В начале ХХ века молодой Ботмер закончил своё школьное и военное образование, стал офицером и смог, наконец, следовать своим собственным интересам. Он сблизился с группой молодых художников, которые собирались вокруг Василия Кандинского и Габриелы Мюнтер.

Здесь встретился он с Максом Вольфхюгелем и Хансом Штраусом, с которыми его связала многолетняя дружба. С обоими друзьями он повстречался вновь позже в вальдорфской школе в Штутгарте как с коллегами.

В это же время молодой Ботмер встречается с Рудольфом Штайнером. Мать Ботмера брала его с собой на лекции, и он сразу же оказался под сильным впечатлением от личности и докладов Штайнера. Там находил он ответы на глубокие вопросы, которые его волновали. Он вступил в теософское общество и постоянно посещал лекции Штайнера. Они подружились. Как сообщил Фриц Ботмер, они сблизились во многих беседах.

     
     
     
     

Третьей существенной встречей того времени была встреча с его будущей женой. Хильдегард фон дер Танн происходила, как и Фриц, из офицерской семьи. Они поженились в 1913 году.

С начала первой мировой войны Ботмер был на фронте. Он едва избежал смерти после тяжёлого ранения, которое он получил в начале войны.

Когда в 1918 году война закончилась и всё было в невообразимом хаосе насилия, голода и нищеты, перед ним встал вопрос новой профессии. К этому времени Ботмеру исполнилось 35 лет. У него была семья, четверо детей и вместе со своей женой он искал пути защиты детей от наихудшего. Жизнь в Мюнхене была, как и в большинстве немецких городов, опасна. На улицах стреляли и грабили.

Он ещё был в армии, желая помочь государству в установлении демократии. Со своими отрядами он был командирован к вспыхивающим повсеместно восстаниям спартакистов и других коммунистических групп, везде переживая социальную нужду.

Уже давно дремавшее в нём желание педагогической деятельности всё сильнее выходило на поверхность. Он посетил школу-интернат Германа Лица и был впечатлён. В Штутгарте он также посетил друга Макса Вольфхюгеля. Через некоторое время он присутствовал там на его уроках в основанной в 1919 году первой Вальдорфской школе. В своём дневнике того времени Ботмер написал о том, что школа Германа Лица ему в целом понравилась, но детям там недоставало духовного. И дальше в дневнике стояло: «На обратном пути в Линдау я посетил... мастерскую Макса Вольфхюгеля, и там я сразу же нашел решение загадки: здесь живёт дух, духовное, здесь он работает сам над детьми и в детях...»

Но путь к работе в Вальдорфской школе был ещё долгим. Ботмер попросил Штайнера о разговоре. Прошло много времени и этот разговор произошёл в Мюнхене. В разговоре Штайнер задал вопрос, не мог бы Ботмер себе представить, обновление преподавания физической культуры в Вальдорфской школе. Этим был поставлен вопрос жизни. Ботмер согласился и принялся за работу в Штутгарте в сентябре 1922 года, в тяжёлых условиях, потому что физкультурный зал ещё не был достроен. Пока позволяла погода, уроки проходили на улице. В холодное время года Ботмер посещал занятия других педагогов.

Наконец физкультурный зал был готов, и с этого момента Ботмер мог непрерывно преподавать.

С 1922 по 1938 год он развивал он гимнастику, названную позднее его именем, т.е. соответствующие возрасту движения, которые ведут своё происхождение не из интеллекта, а из совершенно особой способности восприятия. Как-то раз он сказал одному из коллег: «У Вас такие красивые мысли, у меня же всё становится жестами». И он показал коллеге движение со словами: «Это движение души из пирамиды в духовный мир».

Один из учеников, учившихся в то время в Вальдорфской школе, Фридрих Кипп, сказал, что Ботмер был одним из немногих вальдорфских учителей, который из себя, то есть как бы из ничего, сотворил нечто абсолютно новое.

До закрытия Вальдорфской школы националистами в марте 1938 года ботмеровская гимнастика была показана во многих европейских городах. В 30-х годах на семинаре для учителей было организовано обучение. Ботмер был одинок со своим творением. У него не было преемника.

Незадолго до смерти он смог издать свою книгу «Гимнастическое воспитание». Книгу, которая на глазах у тайной полиции (ГЕСТАПО) не могла быть написана так, как Ботмер этого хотел: «И я знаю, что в день, когда я отдам её в печать, должна начаться работа над «вторым, совершенно иным изданием». Первое – для диких зверей, которым для пищи надо мясо и кости – львы не едят шпинат и шоколадные конфеты. Вторая книга будет больше для гурманов. Потому что высота, ширина и глубина – это не только направления, это качества. И поворот – это не только изменение направления – metanoeite (греч.), поверни своё чувство-смысл, и направление имеет цель. Все эти вещи живут в моральном мировом порядке и почти невозможно писать про гимнастику и ещё меньше делать её без того, чтобы выйти в область морального. Ведь уже «anthropos» (греч. – «выпрямившийся»), есть моральное мировое явление».

Некоторые его антропософские друзья в то время были в концентрационных лагерях, государственная охрана была сурова.

В ноябре 1941 года, наконец, была определена причина многолетних болей в спине и груди, но было уже поздно. Граф Фриц фон Ботмер умер 13-го ноября 1941 года в специальной клинике для лёгочных болезней в Зальцбурге от рака лёгких.

     

you-mir.ru

Ботмеровская гимнастика - ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

Ботмеровская гимнастика - ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

Приглашаем всех на открытое занятие по ботмеровской гимнастике 14 сентября в 11.00!

Что же это такое за гимнастика?А почему ботмеровская?

Статус:Срок для бронирования закончился
Начало:14.09.2014
Конец:14.09.2014
Время:11:00 - 12:30
Целевая группа:Любые желающие
Место проведения:Метро Спортивная, Хамовнический вал, 28, эво-клуб "Свои тропки", тел. +7-926-278-0339
Забронировано мест:2
Свободно:13
Базовая стоимость:БезОплатно

Подробнее о событии

Приглашаем всех на открытое занятие по ботмеровской гимнастике 14 сентября в 11.00!

Дальнейшие регулярные занятия будут проходить по воскресеньям в 11.00 до 12.30, а так же по четвергам с 16.00 до 17.30.

Что же это такое за гимнастика? А почему ботмеровская?

В наше время с понятием "гимнастика" связано представление о чем-то, что в первую очередь относится к телесному - тренировке мускулатуры тела, рук, ног, фитнес и т.д. Или же гимнастика применяется как средство подготовки в определенных видах спорта.Но в ботмеровской гимнастике основой выступает другое - то, что скорее сродни формирующим существо человека качествам античной гимнастики.(из книги Ботмеровская гимнастика, Альхайдис фон Ботмер)

И если архитектура - это застывшая музыка, то Ботмеровская гимнастика - это ожившая музыка, архитектура, которая поет, воссоединяя нас с Космосом.В ней учтено и то, что человек - существо, находящееся в непрерывном становлении. Поэтому Ботмеровская гимнастика имеет перед собой две основных задачи.Первая - физическое воспитание в соответствии с возрастными особенностями развития. Упражнения должны быть адекватны сознанию, восприятию и физическим возможностям, а также поддерживать процессы становления психической и физической организации.Вторая – художественное развитие человеческого тела. Гимнастика не должна быть дрессурой тела или просто усвоением неких навыков, она должна воспитывать человека, его художественный вкус, его чувства.Упражнения для взрослых связаны со свободным осмысленным обращением с телом. Они образуют в пространстве линию и фигуры, и творит их человек. Это сознательное построение пространственных форм, осознанное взаимодействие человека с пространственными силами.В то время, как человек выстраивает пространственный образ и встраивается в него своим телом, происходит обратное воздействие пространственных сил на человека, в результате чего тело его расправляется в направлении сил и приходит в гармонию с ними.Она является лечебной для суставов и позвоночника и расслабляющей для мышц.

На наших занятиях помимо освоения упражнений , мы будем :- много играть в подвижные и социальные игры,- заниматься в общем кругу и с соседом в паре,- жонглировать мячами и работать с деревянной палочкой,- координировать конечности с помощью ритмов,- внимательно слушать себя и пространство вокруг,и просто радоваться совместному движению :)

Продолжительность: 1,5 часа

Стоимость: безоплатно

Ведущий: Ловчева Татьяна

Рекомендации к событию

Взять с собой: удобная одежда, не стесняющая движения из натуральных материалов, обувь лучше мягкие кожаные кеды, с нескользящей подошвой, чтобы стопе было комфортно в разных положениях, на цыпочках, в прыжке...

Желающим принять участие

Срок для бронирования закончился

Ближайшие события

Мастер-класс Цехановича Никиты "АЗЫ ПЕЧНОГО МАСТЕРСТВА - проектирование и конструирование печей"

Приглашаем на семинар "АЗЫ ПЕЧНОГО МАСТЕРСТВА-проектирование и конструирование печей" Цехановича Никиты. Кому и почему он может быть интересен ?

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ "Седьмой Лепесток для Любомиры"

Дорогие друзья, приглашаем вас на теплый и душевный концерт при участии Никиты Цехановича, Алексея Андрюхина и Дениса Устюжанина.

Практики Великой Северной Традиции

Тема первого занятия : "Гиперборея и Атлантида. Древние эгрегоры. Выход за пределы опыта."Занятие посвящено летним путешествиям по местам Севера, Ладоги и Алтая. Как использовать полученный опыт в жизни. Новая распевка для физических упражнений.

Лекция - дегустация бездрожжевого хлеба

Приготовить полезный и вкусный хлеб на закваске по старинным русским рецептам прямо у себя дома – это просто!

Практики Великой Северной Традиции

Тема сегодняшнего занятия: Способы раскрытия в себе внутренних метафизических пространств. Жесты силы для движения Нутряной воды в теле. Практика Радости для себя и мира.Если есть интерес или отклик в душе - приходите! Будем вместе вспоминать и познавать Внутреннюю и Внешнюю вселенную.

Открытые МАСТЕРСКИЕ эво-клуба "Свои тропки"

Эх, будь у меня все для декупажа, я бы…Руны, где взять мне славянские руны…Писанка – да, давно собиралась. Но дома?.. Не знаю.Сплести бы мандалу, да ниток нет…Мне б только места побольше…

Белояр, регулярные групповые занятия

Приглашаем на регулярные занятия!

Танец МАНДАЛА

Приглашаем на регулярные занятия!

Белояр, регулярные групповые занятия

Приглашаем на регулярные занятия!

Молитва за Род

Молитва за Род - это образный труд, который позволяет гармонизировать и восстановить связь с Родителями и Предками, наладить нарушенные отношения в Роду, способствует восстановлению потенциала Рода.

Открытые МАСТЕРСКИЕ эво-клуба "Свои тропки"

Эх, будь у меня все для декупажа, я бы…Руны, где взять мне славянские руны…Писанка – да, давно собиралась. Но дома?.. Не знаю.Сплести бы мандалу, да ниток нет…Мне б только места побольше…

Империя магов

Империя Магов – Позволяет увидеть свои жизненные стратегии и установки через взаимодействие с другими участниками. Создана кандидатом психологических наук Натальей Хлопониной, на основе идеи Элевсинской игры и колоды Таро.

www.evoklub.ru

Обучение Ботмеровской гимнастике в Москве

Московский семинар по Ботмеровской гимнастике - филиал международной школы Bothmer-Movement-International - продолжает набор на два семинара:

Четырёхгодичный профессиональный курс (начало работы курса - осень 2017) Пространство для души - Сознание для духа - Освобождение для тела Заявки принимаются до 15-го октября 2017 по электронной почте:[email protected] 

Новый годичный курс (Москва, Путь зерна)

начнет работу с сентября 2017 года.

- Ближе познакомитесь с ботмеровской гимнастикой и попробуете себя в этом виде движения.

- Изучите основные упражнения ботмеровской гимнастики.

- Посетите теоретические, художественные и практические занятия: общая анатомия, онтогенез человека, минералогия и астрономия, динамическое рисование форм, лепка, проективная геометрия, жонглирование, акробатика, клоунада и т.д.

- После окончания можете поступить на 2-й курс основного 4-х годичного курса международной школы ботмеровской гимнастики.

Обучение проходит блоками, каждый продолжительностью 3 дня, один раз в месяц, с сентября по май. Занятия проходят в школе по расписанию:

1- й день: пятница - 16:30-18:00 - теория, 18:30-20:00 - гимнастика.

2- й день: суббота - 9:00-10:30 - гимнастика, 11:00-12:30 - художественные занятия, 14:00-

15:30 - гимнастика.

3- й день: воскресенье - 9:00-10:30 - гимнастика, 11:00-12:30 - художественные занятия.

Для иногородних участников во время блока есть возможность проживания.

Отправить заявку и получить дополнительную информацию о курсе: [email protected]  +7 (926)-827-52-80 -Андрей Лемехов

waldorf-russia.ru

Ботмеровская гимнастика (П. Матью, Ю. Юрченко)

В 1921 году Рудольф Штайнер попросил Фрица фон Ботмера создать гимнастическую систему для первой вальдорфской школы в Штутгарте. Когда Ботмер признался, что не готов к подобной задаче, Р.Штайнер просто посоветовал ему испытывать удовольствие и счастье от своей работы. Это и привело к тому, из чего развился ряд гимнастических упражнений для детей, называемых ныне ботмеровской гимнастикой. Он не стал применять абстрактные теории для создания новых движений. Он стал просто двигаться, озадачившись первым вопросом: "Что такое человеческое движение? Оттуда всё и началось: создавая комплексы движений, он обращал пристальное внимание на детей на разных этапах их развития. Ботмер интуитивно понимал, что человек заполняет собой пространство природы не только его видимыми конечностями, но и незримыми потоками, выходящими за границы физического тела, перехлёстывая контуры последнего. И он начал искать практические способы, с помощью которых это знание могло бы выявить себя в человеческом движении. Он не мог допустить мнение, что наши конечности – лишь звенья механических рычагов, движущихся в абстрактном пространстве. Наши намерения (в момент движения) простираются за пределы наших пальцев; пространство проникает в нас, охватывая нас со всех сторон. Вся мудрость света поддерживает нас создаваемыми им (светом) ‘архитектурными’ формами тела, возникающими в процессе движения. Подобный опыт переживания пространства прекрасно виден, когда вы наблюдаете за движущимися детьми. Представьте их, в возрасте восьми лет, например. Войдя в спортивный зал в первый раз, они выглядят сперва робкими, но с естественной грацией и пластичностью в их движениях. Создаётся впечатление, что гравитация никак в них не проявляется. Проходя по бревну, они инстинктивно уверены, что Вселенная будет поддерживать их. Столкнувшись с препятствием, они играют с ним: это, собственно, особо и не служит им препятствием на пути. Учителю гимнастики в этот момент остаётся только сделать привязку к тому, что уже само движется в детях. Здесь не требуется делать формальные упражнения, но побуждение к движению за счёт образов, взятых из повседневной жизни – рубка дров, звон колокола, строительство дома, раскачивающиеся качели над глубокой пропастью. Имеется в виду повседневная жизнь фантазии ребенка. И многие из этих движений Ботмер и привлёк в разработанную им систему (используя простые стихи) в ритмические упражнения. Конечно, по мере взросления дети, всё больше осознавая себя отдельными личностями, теряют эту естественную способность к произвольным движениям и вынуждены столкнуться с дальнейшими задачами, соответствующими новым фазам их развития. Первые формальные упражнения ботмеровской гимнастики находятся ещё в пределах игрового компонента – игрой между тяжестью и легкостью; между тем, что ниже горизонтали (обозначенной разведёнными в сторону руками) и то, что выше. Обычно мы думаем только о силе гравитации, как единственной силе, выражающей себя через объекты физического мира, обладающими массой. В данном случае учитывается лишь интенсивное (концентрическое; направленное к центру земли) тяготение/притяжение. Но Ботмер делает акцент на другой, поддерживающей, увлекающей вверх подъемной антигравитационной силе – левитации. Официальная наука пока мало об этом говорит. Но если мы хотим преодолеть ныне единственно существующий материалистический взгляд на проявляющие себя в физическом мире силы, в том числе и когда речь идёт о спорте, – мы должны говорить и об экстенсивном тяготении (периферическом; направленным от центра земли в сторону окружающих землю созвездий). Т.е. мы имеем дело с двумя противоположными точками приложения сил. Одни из них – радиальные, взрывчатые по характеру, направленные изнутри наружу. Другие – помягче, приподнимающие; созданные незримыми потоками, идущими из периферии вовнутрь и словно втягивающими в себя. Что касается гимнастики, – то эти два аспекта также следует принимать во внимание, чтобы учитывать дифференцированный характер каждого конкретного движения. Например, когда мы делаем резкое физическое движение (рывок или толчок), мы словно протыкаем пространство радиально от условного центра, находящегося внутри нас. Мы соотносимся друг с другом и предметами окружающей среды, как отдельные чужеродные объекты. Много чего в нашей жизни – шум транспорта, давление времени суток – заставляет нас сжиматься в своём внутреннем душевном центре (пространстве). И такого много в современном спорте – интенсивные тренировки, направленные на достижение того, что относится к конкуренции (демонстрации рекордов) лишь усиливает это состояние внутреннего спазма. Разумеется, нельзя рассматривать подобный вид человеческой деятельности как совершенно бесполезное занятие. Конечно, до определённой степени это оправдано – необходимость укрепить себя, чтобы быть сильным в мире, быть способным сопротивляться жизненным препятствиям. Однако рано или поздно наступает момент, когда такой вид физической подготовки перестает служить тому, что является человеческим и служит во благо человеку. Мы становимся ограниченными собственными мышцами вместо того, чтобы использовать их в качестве инструментов нашего свободного духа. Нелепой карикатурой подобного является использование стероидов в лёгкой атлетике и спортклубах в результате чего человеческое существо настолько полностью отдаётся тому, что является внешним, что мы вполне могли бы спросить – видим ли мы перед собой человека или перед нами машина (груда неестественных мышц), подпитанная препаратами для достижения чисто внешних результатов (установление рекордов, демонстрация искусственно гипертрофированных мышц)? Ботмер осознавал, что физические нагрузки, связанные лишь с этим радиальным центром, приводят человека к физическому и нервному перенапряжению, закрепощению силы воли, а также связанной с этим возможностью внезапного насилия и вандализма. Упражнения же, разработанные им, несут живое воображение, посредством которого мы, облечённые в окружающее нас пространство, можем обрести уверенное пребывание в другого рода центре сил, входя в соотношение с его ритмами; и больше не чувствовать себя маленьким и уязвимым перед лицом безграничной Вселенной. Это звучит странно, но на самом деле эти аспекты являются частью нашего повседневного опыта, мы не отдаём себе в этом отчёт, т.к. никогда не рассматриваем сферу физических движений с этой точки зрения. Ведь любому из нас не составляет труда заметить, совершает ли определённый человек движения, которые гармонично вписываются в окружающее пространство и его ритм, либо его движения отрезаны от мира, словно спотыкаются обо всё вокруг. Наверняка Вам приходилось видеть чрезмерно тяжёлые движения у одних людей и совершенно противоположные по качеству движения других – лёгкие, невесомые, воздушные у других. Преподаватель гимнастики может вовлекать эти инстинктивно воспринимаемые нами элементы в комплекс физических упражнений с более осознанным и практичным подходом. Одно из ботмеровских упражнений для детей постарше, например, включает качества всех четырёх элементов – земля, вода, воздух и огонь – в виде основы для создания последовательности единого прогрессирующего в пространстве движения. Это – своеобразный ключ ко всем упражнениям в работе педагога для всех аспектов человеческого движения. Наблюдая движения ребёнка, мы можем, например, сказать, какого из этих элементов в его движениях не хватает. Возьмём два наиболее очевидных примера для наглядности. У одного ребёнка, скажем, доминируют тяжесть, слишком жёсткие, туговатые, малопластичные движения при смене позиций. У другого – всё текучее, плавное, подобно движению воды (словно у него нет костей/позвоночника в теле). В древности идеалом гармоничного человека считалось такое состояние, когда все эти четыре элемента должны были находиться между собой в равной степени. Наблюдая проявление определённых тенденций у детей, педагог может адаптировать упражнения соответствующим каждому конкретному ребёнку образом. Можно, скажем, попросить ребёнка усилить водянистые движения, чтобы освободить мышцы от костей. Или другого можно побудить щедро заполнить воздух своими движениями, чтобы разблокировать последние. Движения в плоскости перёд-назад носят в себе жест социального/коммуникативного характера. В то время как движения вверх-вниз включают в себя больше волевой аспект личности. Выпрямляющие в вертикаль, распрямляющие позвоночник движения (подобно эвритмическим упражнениям такого рода) всегда будут оказывать укрепляющее действие на Я (Эго/Самость) человека. Движения влево-вправо имеют отношение к дифференциации/различению (сфера суждения: хорошо-плохо, тепло-холодно). В связи с этим можно добавить, что в ботмеровской гимнастике есть также упражнения на сжатие-раскрытие (подобно вдоху-выдоху). В ботмеровской гимнастике, имеющей дело с архитектурой тела, пространственные направления неосознанно переживаются человеком как моральные качества. И если архитектура – это застывшая музыка, то ботмеровская гимнастика – это ожившая музыка, архитектура, которая поёт, воссоединяя нас с Космосом. В ней учтено и то, что человек – существо, находящееся в непрерывном становлении. Поэтому ботмеровская гимнастика имеет перед собой две основных задачи. Первая – физическое воспитание в соответствии с возрастными особенностями развития. Упражнения должны быть адекватны сознанию, восприятию и физическим возможностям, а также поддерживать процессы становления психической и физической организации. Вторая – художественное развитие человеческого тела. Гимнастика не должна быть дрессурой тела или просто усвоением неких навыков, она должна воспитывать человека, его художественный вкус, его чувства. Упражнения для взрослых связаны со свободным осмысленным обращением с телом. Они образуют в пространстве линию и фигуры, и творит их человек. Это сознательное построение пространственных форм, осознанное взаимодействие человека с пространственными силами. В то время, как человек выстраивает пространственный образ и встраивается в него своим телом, происходит обратное воздействие пространственных сил на человека, в результате чего тело его расправляется в направлении сил и приходит в гармонию с ними. Это дает возможность использовать упражнения ботмеровской гимнастики в качестве тренинга для актёров, для развития чувств равновесия и движения, при различных нарушениях осанки и в других оздоровительных и лечебных целях. (Пол Матью, Юрий Юрченко)

freedocs.xyz

Ботмеровская гимнастика. И тоже с подачи Штайнера.

Вальдорфская школа.

Рудольф Штайнер – ученик и последователь Блаватской, основатель собственного учения – Антропософии, был, как сейчас сказали бы, контактером. Причем контактером весьма талантливым. Во всяком случае, он получил от своих астральных учителей целую собственную философскую систему. И еще – новую систему образования. На основе откровений Штайнера были созданы в 20е годы первые антропософские школы. Вся педагогика в них основана на той информации, которую Штайнер получил от «духов». По сей день вальдорфские школы существуют по всему миру, наверное, особенно развита эта система в Германии – Родина Штайнера, как-никак. Да еще Пфальц, юг Германии – здесь самые штайнеровские места. Сейчас вальдорфская педагогика начинает проникать и в Россию. Правда, все не так ужасно, как может показаться. Если бы детей в этих школах продолжали учить только за счет откровений духов, школы давно прекратили бы свое существование. На Западе государство довольно жесткое, и здесь не так просто вешать людям лапшу на уши, как, к сожалению, в нынешней России. Но в нынешних вальдорфских школах существуют еще просто опытные (за 80 лет опыта!) наработки, методики, поэтому кое в чем эти школы даже выгодно отличаются от обычных. Но только кое в чем. По правде сказать, Штайнера я не читала. Просто не могу. Хотя одолела в свое время «Тайную доктрину». Но даже «Тайная доктрина» - верх ясности и простоты в сравнении со штайнеровскими писаниями. Я много раз начинала читать его книги, в оригинале, и в переводе (все же надо ознакомиться с философией школы, где учится мой сын). И каждый раз засыпала после нескольких страниц. Ну невозможно это читать! Однако я знаю доктрину Штайнера в общих чертах. Никто, думаю, не будет спорить с тем, что доктрина эта оккультная. Причину, по которой мы отдали ребенка в вальдорфскую школу, я излагала выше – отставание его в речи, а также полное неумение рисовать, вообще «левополушарное развитие»: умел прекрасно читать, считать, с компьютером – на «ты» без всякого обучения, а вот мастерить или рисовать – только из-под палки. Не любит и не умеет. Маленькие классы, индивидуальный подход... ну и наконец – мы сами были тогда эзотериками и ценили «духовность». При первом знакомстве вальдорфская школа просто потрясает. В этой школе часто проводятся концерты для родителей, показательные уроки, вообще – они любят себя демонстрировать. Когда я увидела впервые такой концерт, он вполне меня воодушевил. Дети разных возрастов хором читали вслух стихи по-английски и по-французски, пели песни на разных же языках, младшие более-менее стройно дудели на флейтах, средние и старшие классы играли на струнных – несколько фальшиво, но все же играли что-то там. Демонстрировали эуритмию – медленные движения под музыку. Кроме того, очень привлекала программа для первого класса, включающая английский и французский языки, музыку, эуритмию, ручной труд (где дети учатся вязать!), рисование, спорт. Учительница охотно приглашала родителей на уроки – посидите, посмотрите. Вообще характерной особенностью школы является очень тесный контакт с родителями. Собеседование с нами при приеме ребенка в школу длилось часа два. Школа частная, платная. Всем родителям подробно объясняют, почему школа принципиально отказалась от всякой помощи государства (мы не хотим зависеть от этого ужасного государства! Мы хотим воспитывать детей по-своему!) Но кроме платы за учебу, от родителей требуется еще очень и очень многое. Надо сказать, мы были очень недобросовестными родителями, на меня часто вообще смотрели как на мать-кукушку, которой плевать на ребенка. Добросовестные родители проводят в школе ежедневно по нескольку часов. Они посещают все школьные мероприятия, ежемесячно – общешкольный концерт, участвуют в «рабочих группах», короче говоря – несут очень мощную общественную нагрузку по школе. Это при том, что у всех антропософских родителей от 4х до 10 и более детей. Так вот я, при своей недобросовестности, всего лишь должна была ежемесячно посещать родительские собрания, участвовать в мытье и ремонте школы (на второй год меня просто обязали еженедельно мыть школьную кухню), работе в саду, являться на многочисленные общешкольные мероприятия и беседы с учительницей. От этого отказаться уже невозможно. Для настоящих родителей-антропософов еще постоянно проводятся семинары, лекции по воспитанию, лекции по антропософии, всевозможные курсы, еще существует детский кукольный театр (мы одно время туда ходили с младшей) и прочее, и прочее... Кроме этого, учительница за год дважды посещала нашу квартиру, и еще раз нас посетила учительница труда. И два раза нас вызывали на личную беседу. Все это преследует одну цель, которую учительница (фрау Николай) высказала вполне откровенно: - Обстановка для ребенка дома и в школе не должна различаться. Дома вы должны создать ребенку похожую обстановку, чтобы в школе он не погружался в совершенно новый, чужой ему мир. У большинства родителей она и не отличается от школьной! Присмотревшись, мы поняли, что все родители в нашем классе – сами антропософы и чаще всего – питомцы точно таких же антропософских школ. Кстати, поэтому часть из них не имеет нормального для немцев образования – после такой школы не так-то легко поступить в обычное учебное заведение. Но это им и не нужно! Они живут совсем другим. Я была в домах нескольких школьных приятелей сына. Обстановка в них резко отличается от обычной. Отсутствие телевизоров, компьютеров, радио. Только натуральная деревянная мебель, натуральный пол и ковры, никаких обычных для квартиры безделушек. Украшения в основном самодельные, причем узнаваемо типичные. К примеру, скрученные из ваты ангелочки или голубки. У детей игрушки – только деревянные, соломенные, сшитые из тканей куклы и т. п. Только из натуральных материалов (остается только удивляться, как это антропософы не отказываются от стиральных машин и современных кухонь). Точно такую же обстановку вы увидите в любом кабинете Heilpraktiker – целителя (в Германии это официально существующая профессия). Такая же обстановка и в школе. Детям в принципе запрещены любые механизмы, даже магнитофон и радио, не говоря о компьютере, нежелательны пластмассовые и механические игрушки. И это в Германии, потребительском рае... Я и сама никогда не смотрю телевизор и против того, чтобы дети бесконтрольно пользовались компьютером. Тем более, это вредно для нашего сына. Мы даже с некоторым облегчением отказались от телевизора и выкинули все компьютерные игры. Но от нормальных игрушек мы так и не отказались... увы... И вообще, конечно, обстановка у нас дома не очень «духовная». Недостаточно духовная для этой школы. В антропософских семьях, как я уже говорила, детей много. Это для Германии просто нонсенс – при здешней-то низкой рождаемости. Для нашей школы типичны семьи с 4мя, с 6 детьми, а бывает, что их 13. При этом, как ни странно, очень крепкими такие семьи не назовешь. Конфликтов много. В нашем классе учился мальчик, мать которого оставила четверых своих детей, родила пятого от другого мужчины и уехала с этим ребенком в Ирландию. Дети остались с отцом, который тут же нашел другую женщину – тоже антропософку, разведенную, со своими двумя детьми. Я ходила с дочкой одно время в группу для малышей. Нас было пять мам, в основном, начинающие антропософки (по 1-2 ребенка). Так вот из пяти было две одинокие мамы и одна как раз разводилась. Все это вполне закономерно – антропософия, как и любое другое эзотерическое учение, отнюдь не настраивает человека на сохранение семейных уз. Наоборот – человек настроен добиваться любой ценой (и ценой детских трагедий и слез) Настоящей Любви и Свободы. Почему же эти люди заводят, в отличие от обычных немцев, по многу детей? Я думаю, их основным интересом в жизни является антропософское воспитание. Не воспитание для детей, а дети – для воспитания. То есть детей рожают именно с целью дать им вот такое особое, духовное воспитание. В свою очередь, эти дети (те из них, кто будет хорошо воспитан) пойдут тем же путем. По крайней мере, такое впечатление складывается из общения с этими семьями. Поскольку наша семья, даже будучи «эзотерической», все же сильно отличалась от других семей в этой школе, мы постоянно ощущали некоторое давление. Учительница настойчиво рекомендовала нам, чтобы мы звонили ей, желательно ежедневно, и задавали вопросы по воспитанию. Постоянно советовала пойти на то или другое антропософское мероприятие (это по ее троекратному назойливому требованию я в конце концов начала ходить с дочкой на курс для малышей. Даже отказаться было неловко – она выставляла это так, как будто я совершенно не забочусь о детях). Как проходят сами родительские собрания? На последнем, к примеру, мы вначале полчаса занимались «медитативным письмом» - переписывали красивым почерком изречение Рудольфа Штайнера. Учительница обязательно читает короткую лекцию по воспитанию. Наш сын, как все дети в Германии, к сожалению, увлечен этими жуткими монстрами – покемонами. Причем компьютера у него не было, но он достал где-то детские журналы, выучил всех покемонов наизусть... Родственники подарили ему календарь с покемонами, и он повесил этот календарь у себя в детской. Учительница, конечно, это увидела и потом в школе от него требовала, чтобы он этот календарь снял. Специально подарила нам картину (полуабстрактную, с неким ангелом), чтобы мы повесили ее вместо календаря. Сын в свои семь лет еще не научился врать, и делился со мной мучительными сомнениями: «Я не хочу снимать календарь, а фрау Николай меня спросит опять, снял ли я его..» К счастью, фрау Николай об этом календаре вскоре забыла. Мне не нравятся эти покемоны, но я считаю, что уж совсем зверского давления на ребенка быть не должно. Я стараюсь увлечь его чем-то более полезным. Отец вырезал вместе с ним «Пикачу» из фанеры... а дочке подарили плюшевого «Пикачу», и она его кормит, возит в коляске и укладывает спать. В конце концов, у нас тоже был Чебурашка... Если это в меру, я не считаю нужным идти на принципиальный конфликт с ребенком. Но дело даже не в этом – по этому поводу могут быть разные мнения. Дело в том, что школа активно вмешивается в семейное воспитание и оказывает давление на родителей. Либо родители должны во всем слушаться учителей и не имеют права на свое мнение, либо ребенок неизбежно чувствует разницу между семьей и школой и начинает школу тихо ненавидеть (как и произошло в нашем случае). Можно подумать, что мы внушили ему эту ненависть... нет, она у него возникла еще тогда, когда мы сами были от школы в восторге. Вообще с покемонами были и другие истории. Сын очень просил зонтик с «Пикачу», и мы подарили ему такой зонтик на день рождения. И вот пошел дождь, и я дала ему в школу этот зонтик. Так сын закатил истерику – ни за что не возьму, фрау Николай будет ругаться. «Но ты же поставишь его в уголке в раздевалке, она и не увидит» - «Нет, она все равно увидит! Она все знает!» Пришлось надеть ему дождевую накидку. Он ни за что не соглашался надеть в школу даже носки с маленькой фигуркой покемона – хотя носки-то уж учительница никак не станет разглядывать. А недавно случайно сунул в карман своего фанерного «Пикачу», и придя из школы, сказал: «Какой ужас, я забыл вынуть «Пикачу» и принес его в школу. Но к счастью, никто не заметил! Слава Богу!» Причем с такой интонацией ужаса в голосе... Притом, заметьте – это не «отучение» ребенка от покемонов. Дома он по-прежнему обожает все эти вещи. Он просто научился скрывать и лгать – в школе. У других детей ситуация еще серьезнее. К Кристику часто ходили школьные друзья. Как-то пришел его приятель Маркус, они закрылись в детской и тихо сидели несколько часов. Мельком я увидела, что они играют на маленьком компьютере «Гэйм-бой». - Откуда у вас гейм-бой? – спросила я сына, когда Маркус ушел. - Ой, мама, только не говори ничего родителям Маркуса! Он взял этот компьютер у своего друга и пришел поиграть ко мне. Дома ему нельзя играть... Заметьте, Маркусу 7 лет! Если в этом возрасте у него такие секреты от родителей, то что будет в 13? В 17? Постепенно я поняла, что в школе все дети, по крайней мере, мальчики, очень даже интересуются и компьютерами, и телевизором, и покемонами – но умело скрывают это от родителей и учителей. Мой сын хоть дома может быть искренним, а у них и дома – сплошное супервоспитание. Это все хорошо, но ведь дети просто учатся лгать, быть неискренними, притворяться, что их безумно интересуют антропософские сказки и совершенно не волнуют соблазны окружающего мира... Тогда как на самом деле все обстоит совершенно иначе!

Воспитание в школе очень авторитарное. Как я поняла, это принцип вальдорфской школы: учитель – высший авторитет. Причем у нас учительница была очень хорошая, все говорили, что нам повезло. Вначале мне нравилась эта авторитарность и строгость. Потому что в обычных немецких школах – другая крайность, дети часто учителю садятся на шею. При таких условиях ничему не научишься. Но потом мне стало все чаще казаться, что фрау Николай несколько перебарщивает. К примеру, мой сын не мог закрыть футляр для флейты. Она выставила его из класса и велела не возвращаться, пока он сам не закроет футляр. В классе постоянно призывала высмеивать моего сына за то, что у него что-то не получается. К счастью, мой Кристик обладает большим запасом добродушия, его мало волнуют насмешки, да и дет да и дети его любят и не относятся к нему зло. Если бы он умел обижаться, как нормальные дети, не знаю, во что бы это вылилось... Думаю, нормального ребенка (какой была я, к примеру) таким обращением можно просто сломать.

Как проходят уроки в вальдорфской школе? С утра всегда – «основное занятие» - это и чтение, и письмо, и рисование, и лепка, и математика. Два часа. Потом – «предметы» (языки, музыка, эуритмия, труд...) Я была несколько раз на «основном занятии». Первый раз мне даже понравилось (я тогда была очень положительно настроена в отношении этой школы). На уроке невозможно отвлечься ни на секунду. «Основное занятие» начинается с зажигания свечки и изречения Рудольфа Штайнера. И потом – все по минутам: сели, достали тетради, переписываем букву «А», пять минут, тетради убрали, достали листы и краски, рисуем. Пять минут. Встали, зарядка, скандирование вслух цифр от одного до десяти. Сели, достали воск, пять минут лепим. Встали, пошли по классу цепочкой, скандируем стихотворение хором. Сели, поем песню. Команда: «Питьевая пауза» - все достали одинаковые бутылочки, отвинтили крышечки, попили сок или чай, завинтили крышечки, убрали бутылочки. В десять часов команда: «Пауза на завтрак!» - все постелили салфеточки, достали завтрак, общая молитва «Матери-Земле», поели. Вначале все это смотрится даже мило. Правда, такое ощущение, что дети работают, как заведенные. Но по сравнению с нашими школами, где пол-урока можно было бездельничать... может, это и лучше. Однако у детей растет нервное напряжение. К весне у Кристиана начал болеть живот. С утра, без связи с едой. Причем он не симулировал – если оставался дома, то действительно лежал в постели, не пытался встать и начать прыгать. Если я его все же отправляла в школу, учительница посылала его назад. Врач полностью его обследовал, УЗИ, все анализы – ничего нет. «Это нервное напряжение», - объяснил он. И учительница тоже подтвердила: «Да. В нашей школе такое часто бывает. Дети перенапрягаются».

К концу первого класса, видя, что попытки вовлечения нас в антропософскую атмосферу не удаются, учительница перешла к более решительным действиям. Она провела с нами беседу следующего содержания. Ваш сын – больной ребенок, который никогда не станет нормальным. Он никогда не сможет учиться в нормальной школе (сейчас он учится в обычной школе, оценки хорошие). Это большое счастье, что вы попали в нашу школу. Эта Германия, этот ужасный сумасшедший окружающий мир – о, я понимаю, что для вас он тоже чужой (как для эмигрантов)... наша школа – это оазис в современном безумном мире. Если вы хотите добра своему ребенку, вы должны выполнять все наши указания. К сожалению, ваш сын работает только в школе, а дома он расслабляется. Он ни минуты не должен быть предоставлен самому себе. Не позволяйте ему играть, во что он хочет, тем более – в одиночестве! Вы должны все время его занимать чем-то полезным, чтобы у него не было ни одной свободной минуты... - Но ведь у него и так живот болит от напряжения! – попыталась я возразить. Тщетно! Учительница проигнорировала мой вопрос. - Он должен выполнять поручения по дому, выносить мусор, убирать, мыть, готовить. Давайте ему задания – нарисовать что-то, слепить, смастерить. До самого укладывания в постель вы должны с ним заниматься. Конечно, это трудно! – вздохнула учительница, - Редкие родители на такое способны. Сейчас, в современном мире НЕ МОДНО заниматься детьми. Жить ради детей...

Когда мы вышли из школы, волосы у моего мужа стояли дыбом. Он впал в полное отчаяние. Потому что именно с нашим сыном рекомендованная тактика невозможна, он ненавидит все, что нужно делать руками, и делает это только из чувства долга – и заставлять его это делать целый день? Без всяких игр и отдыха? К счастью, я тогда уже рассталась с эзотерическими иллюзиями, и к словам учительницы отнеслась с прохладцей. А было от чего впасть в отчаяние! Я пересказала только содержание речи, но не интонации, и не языковые нюансы (говорилось все же по-немецки). Но даже и по содержанию видно: 1. «Наша замечательная школа» противопоставляется «этому безумному миру». 2. Запугивание: ваш ребенок больной и не способен учиться в нормальной школе (в тот момент, когда ребенка уже очень трудно назвать больным, когда он именно уже стал нормальным по общему признанию). 3. Вы должны... перечисляются невыполнимые требования. Не потому, что НЕ МОДНО, а потому, что у меня нет домработницы, которая за меня бы готовила и проч., пока я все время посвящаю детям. Ведь я еще и работала. И еще более серьезная причина – сын и так перенапрягается в школе. 4. Внушение чувства вины: вы не посвящаете всю свою жизнь ребенку, вы не делаете всего возможного для его развития. (на самом деле я ежедневно занимаюсь и занималась с ним всевозможными вещами). ЭТО ВЫ ВИНОВАТЫ В ТОМ, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК – БОЛЬНОЙ. 5. Внушение чувства полной зависимости от школы.

Повторяю, я слушала учительницу, уже понимая все про эти пять пунктов. С иронией. И постаралась успокоить мужа. Наш сын действительно стал лучше за этот год. Он стал говорить лучше, чем раньше. Учительница при каждой встрече старалась подчеркнуть, что это – исключительно заслуга их школы. Но если подумать... Кристик начал говорить в пять лет. Лет с четырех мы ходили к логопеду, на эрготерапию, на музыку. С пяти до шести лет он сделал значительный прогресс в речи ( у обычного ребенка такой прогресс наблюдается с года до двух). От отдельных слов он перешел к речи предложениями. С шести до семи лет, учась в спецшколе, он практически стал говорить, как любой нормальный ребенок. Страдало еще только понимание длинных, сложных текстов. С семи до восьми лет, учась в вальдорфской школе, он еще улучшил свою речь, обогатил словарный запас, стал говорить правильно грамматически. Но кто сказал, что если бы Кристик продолжал учиться учиться в спецшколе или пошел бы в обычную, не вальдорфскую, он не сделал бы еще больших успехов в речи? Тем более, специальные занятия с ним мы больше не проводили. Да и можно ли тут однозначно говорить о его «ненормальности»? Конечно, это неправильное развитие, нарушение есть. Но интеллект у него проверяли еще в 4 года по неречевым тестам, и он оказался на уровне 7летнего. В конце концов, Эйнштейн тоже до восьми лет не разговаривал. Возможно, что и его считали «ненормальным». Отдельно о врачах. Учительница сразу отправила Кристика к школьному врачу – а этот врач (я даже не знаю, врач ли он по образованию), естественно, тоже антропософ. Он перенаправил нас к коллеге – женщине, с дипломом врача, но лечащей исключительно гомеопатией и «натуральными методами». У Кристика астма, правда, сейчас уже практически сошедшая на нет. Что-то нам эта врач выписывала, мы принимали, но никакого эффекта я не заметила. В конце концов мы на это дело плюнули и пошли к обычному врачу. Учительница, узнав об этом, отозвалась с неодобрением о моем решении. Но когда речь идет о здоровье ребенка, я не могу рисковать... Обычный врач, по крайней мере, не удовлетворился жалобой «живот болит» и поверхностным осмотром (что меня возмутило... я имею некоторое представление о том, что может скрываться под болью в животе), а сделал, как положено, все анализы и инструментальные обследования. Однако факт остается фактом – дети, учащиеся в школе, и лечатся у врачей или целителей соответствующего направления. Это у них принято...

В школе царит совершенно особая атмосфера, и именно она особенно привлекает людей. Это непередаваемая атмосфера домашнего уюта. В школе сразу чувствуешь себя «своим»... Правда, когда мы решили переводить ребенка в другую школу, это же чувство обернулось против меня. Так же, как приятно было чувствовать себя «своей» - так же я теперь ощущаю себя предательницей и матерью-кукушкой, которая пренебрегла интересами своего ребенка, бросила своих лучших друзей, которые интересуются ребенком, больше, чем я сама. Нет, мне ничего не сказали. Разве что обращение стало несколько изменилось, стало сухим и официальным, безразличным. Но чувство такое возникает.

Об эффективности вальдорфского образования. Я знала и раньше, что дипломы частных школ в Германии не признаются. То есть чтобы получить обычный диплом, позволяющий поступить хоть в какое-нибудь учебное заведение дальше (хоть на слесаря), мой сын должен будет пересдать кучу экзаменов. Правда, я подумала уже о том, что если в 7 лет я могу заставить его заниматься, то будет ли у меня такой же контроль над ним в 18 лет? В этом возрасте дети зачастую уходят из дома, и тут никакая полиция не поможет. Так хоть у него был бы нормальный диплом! Но я утешала себя тем, что после 4го класса отдам его в обычную школу. Зато, думала я, при таких напряженных занятиях дети чему-то учатся! И языки... И вязание... и флейта. И общее развитие! К концу первого класса я поняла, что изучение языков в школе ограничивается только заучиванием наизусть, без понимания смысла каждого слова, нескольких стихов. Ну и отдельные слова, которые забываются мгновенно. Ребенок за год учебы (почти полтора года, собственно) не научился отвечать по-английски на вопросы: What is your name? Do you speak Englisch? – не говоря о более сложных. Сам не может составить фразу даже из двух слов. По-французски я проверить его не могу, но похоже, положение еще хуже, чем с английским. То же и с рисованием. Сначала у меня был шок, когда я увидела, что мой сын вообще рисует! Нормальные детские картинки, цветными карандашами. До сих пор он упорно калякал страшные фигуры ручкой и подписывал под ними названия. Но этим дело и ограничилось – причем, рисует он только в школе, а дома все по-старому. А в школе они рисуют по команде, вслед за учителем: нарисовали солнышко.. небо... травку.... цветочек. Но мастерство от этого не растет. И интереса никакого не появляется, это обязаловка. Как только мы из вальдорфской системы ушли, сын стал рисовать, как раньше. Вот вязать они действительно учатся. За полтора года связали футляр для флейты. Это нормально для маленького ребенка, а для моего Кристика – вообще подвиг. Но с другой стороны... на Западе сейчас вязание – это экзотическое хобби. Зачем вязать, когда в магазине все дешевле? (нитки дороже обойдутся). А что касается пользы вязания для общего развития...это сомнительно. Я знаю массу девочек, которые вязали лет с четырех (в СССР это было нормально, вязать умели все, я тоже умею, к примеру), но при этом вырастали, мягко говоря, совершенно не интеллектуалками. Нет, я обеими руками за это полезное занятие. Но если мальчик не очень интересуется ручным трудом, даже ненавидит его изо всех сил, если точнее – может быть, в наше компьютерное время и не стоит его заставлять? Нехорошо, конечно, у сына вообще развитие несколько однобокое, но ведь не могут быть все люди «гармонично-усредненными». Он и музыкой занимается, и спортом, и читает охотно... Заключительный концерт после первого класса я смотрела уже другими глазами. Когда второклассники хором читают стихотворение по-английски, это впечатляет. Такое ощущение, что они действительно знают язык. Но когда тебе известно, что языка они не знают, а стихотворение это долбят уже полгода ежедневно, к тому же хором... Впечатление уже другое. Эуритмия... Когда ты видишь, как почти взрослые юноши и девушки, хуже того – даже сами учителя – одетые в разноцветные балахоны – с энтузиазмом делают под музыку движения, очень похожие на советский стандартный комплекс утренней гимнастики, только куда примитивнее... От этого становится тоскливо и грустно. «Струнный оркестр» - дети садятся со скрипками и виолончелями и в унисон играют какую-нибудь пьесу, причем половина из них жутко фальшивит. Все это называется «развитием творческих способностей». Но что же в этом плохого? – скажете вы. Ну пусть они не делают из детей ни музыкантов, ни полиглотов, но ведь все же это школа... ведь чему-то там учат. Чему-то учат. В конце концов мы решили переводить сына в обычную школу. Я и раньше слышала, что после вальдорфской, как правило, принимают в обычную школу классом ниже. Но мы были во втором классе, с математикой и чтением у нас не было никаких проблем... Причем это не заслуга школы. Нам уже попало от учительницы: «Я думаю, проблемы вашего сына еще связаны с тем, что он уже в таком маленьком возрасте должен был читать!» - «Но мы же его не заставляли... он сам проявлял интерес», - «Все равно не надо было учить!») С математикой у антропософов тоже прокол. В обычной школе проходят сложение и вычитание до ста, счет денег, умножение начали. В этой школе они пока складывают и вычитают только до двадцат умножение начали. В этой школе они пока складывают и вычитают только до двадцати, причем – на каштанах. Берут мешочек с каштанами и считают их по одному... Но самая главная наша проблема была – письмо. В вальдорфской школе полтора года как минимум пишут печатными буквами. А у моего сына вообще проблема с руками, сколько ни работали с ним, все равно среднего уровня он достиг только сейчас. И вот мы засели за занятия, чтобы догнать обычных второклассников – занимались ежедневно по полтора часа письмом. Мало того, им уже начали показывать прописные буквы, и почему-то у антропософов принят совсем другой шрифт, чем в обычных школах. Короче говоря, это была целая эпопея... Но все же по письму сын в обычной школе довольно долго отставал от других. И это только основные предметы! По чтению: к середине второго класса двое ребят из 12ти еще не читали. Все дети неглупые, не умственно отсталые. Считается, что для жизни все это не нужно. Страх перед компьютерами огромен, даже старшеклассников к ним не подпускают – а в Германии без умения обращаться с компьютером невозможно стать даже пекарем. А что говорить о других предметах? Надо ли говорить, что у них еще не было ни одного урока религии (а в обычной школе – с самого начала). И конечно, вальдорфские дети исключены из обычной принятой в Германии системы религиозного образования – пастор в школе не бывает, подготовки к первому причастию не проводится и т. Д. Между прочим, учительница настоятельно несколько раз советовала и дочь отдать в вальдорфский садик. Но мне очень нравится обычный садик, в который она ходит... а как это объяснить? Я сказала: «Понимаете, я работаю до двух, а ваш садик только до двенадцати, обычный же – тоже до двух». Учительница протянула: «А... ну конечно, вам это удобнее». Я почувствовала себя крайне неловко – жертвую ребенком ради своего удобства. «Понимаете, дети после вальдорфского садика гораздо лучше, чем ваш сын, развиты, это сразу заметно»... (хотя я предупреждала, что мой сын – необычный ребенок, и развитие у него не такое, как у всех). Посмотрев на этих детей, я поняла, в чем заключается это «высокое развитие». Особенно у тех из них, кто родился младшим в антропософской семье. Они все уже умеют, придя в первый класс, именно то, чем будут заниматься и в школе. Им знакомы эти «шпрухи», повторяемые хором, они неплохо рисуют именно в особом, вальдорфском стиле, умеют мастерить голубков из ваты, некоторые уже пробовали играть на флейте... у них и движения заученные, и дисциплина. То есть в вальдорфской школе действительно учат и готовят очень хорошо, просто блестяще... но учат именно тем действиям, которые в антропософской системе считаются важными. Например, эуритмии – плавные движения под музыку. Пиликанию кое-как на скрипке (при этом полный запрет на слушание музыки через проигрыватель – даже классики, соответственно, полное отсутствие музыкальной культуры). Особым, вальдорфским поделкам и рисованию (которое заключается в размазывании по листу красок с красивыми переливами). После этой школы ученик сможет стать блестящим антропософом-воспитателем. Но это и все... Если он неглуп, он еще сможет самостоятельно подучиться и получить какую-нибудь полезную профессию.

Несколько зарисовок с натуры. В обычном садике, мать шестилетней девочки. «Моя дочь ни за что не пойдет в эту вальдорфскую школу. Вы что – это же секта! Я не хочу, чтобы моя дочь отделялась от общества!» Коллега-немец – моему мужу: «Но ты понимаешь, что вальдорфская школа – это секта? Эти люди не участвуют в жизни общества, они сами по себе... У нас это все знают». Комментарий нашего пастора: «Это сомнительное заведение. Философия у них, мягко говоря, странная. Они верят в перевоплощение. Кроме того, я часто сталкивался с фактами, что учителя оказывают давление на людей, запрет на телевизоры в семьях – я сам не в восторге от телевидения, но запрета и давления быть не должно. Это свободный выбор». Мы с дочерью несколько раз посещали группу для малышей. Там было семеро детей, включая моих (сына я брала с собой), пять мам и воспитательница. Дети играли, а мы занимались поделками, потом организовывали игры для детей и маленький кукольный театр. Так вот, у меня создалось четкое ощущение, что дети ненавидят эти игры. Только мои играли с охотой и с удовольствием смотрели мини-спектакль. Всех остальных матери силой удерживали на местах, то и дело поворачивали голову детей в сторону представления. То же с играми – воспитательница надрывалась, пытаясь хотя бы поставить детей (2-4 лет) в круг. Они все время рвались «на волю». Самые маленькие то и дело орали благим матом. Иногда без всякого повода. Моя дочь, которая иногда мне кажется маленьким чертенком, по сравнению с этими детьми выглядела самой воспитанной и умненькой (о сыне я не говорю, он все же старше). Все присутствовавшие мамы – антропософки. Между прочим, поговорить с ними интересно, куда интереснее, чем со средней немкой. Люди духовные, хоть чем-то в жизни интересуются... Наблюдая за этими малышами, так и рвущимися от воспитательного рвения своих мам, я поняла, что эти дети инстинктивно еще пытаются как-то сохранить свою индивидуальность. К школе они привыкнут к скандированию хором и совместным действиям по команде. И станут очень послушными и удобными...

Один из друзей сына – как раз тот мальчик, мать которого уехала в Ирландию. Он живет неподалеку от нас и иногда ходит к нам в гости. У детей в этой семье (четверо детей отца и двое – мачехи) даже имена очень оригинальные. Например, этого мальчика зовут Финбер, его сестру – Саломея. Когда Финбер пришел к нам впервые, я поразилась тому, что он совсем не играл. Он деловито пересмотрел все игрушки сына. Потом мы пошли гулять. На площадке Финбер сел на лавочку и не двигался. «Давайте поиграем в прятки», - предложила я, как обычно. Финбер посмотрел на меня со взрослой усмешкой, как на круглую дуру, и вежливо покачал головой. У меня было полное впечатление, что я предложила поиграть юноше лет 18, как минимум. Потом Финбер уединился с Кристиком и о чем-то поговорил. Кристик подошел ко мне: «Мама, дай денег, мы пойдем и купим конфет». У меня была только двухмарочная монета. Я дала детям. Они ушли в магазин, накупили конфет. Финбер отправился домой. На следующий день позвонила его разгневанная мачеха: «Вы с ума сошли? Зачем вы дали детям две марки? Им бы десять пфенигов хватило! Я думала, Финбер украл их из моего кошелька, потому что у меня пропало две марки». Мне было очень неловко. Я просто не могу представить таких отношений с детьми, что 7милетний ребенок может УКРАСТЬ деньги из кошелька матери (да я бы, если честно, пропажи 2х марок просто не заметила...). И что две марки – это так безумно много... конечно, можно купить одну жвачку и на 10 пфенигов, и если бы у меня оказалась в кармане меньшая монета, я бы им дала. Но я не вижу трагедии и в двух марках. Но больше всего меня поразило серьезное, недетское выражение лица Финбера. То, что он ни разу с Кристиком не играл по-настоящему (другие дети, скажем ради справедливости, все же играют). Он даже не очень интересовался игрушками (а ведь у него дома таких нет). Его интересы – очень взрослые: куда-то пойти, поехать на велосипеде, что-то купить... В последнее время, когда мы разрешили сыну играть на компьютере, Финбер стоял сзади него и жадно смотрел. Сам он боится прикасаться даже к клавиатуре. Собственно, другом Кристика он так и не стал, Кристик неоднократно говорил, что не любит Финбера, и сам ни разу не согласился пойти к нему в гости. Финбер лучше всех в классе играет на флейте и рисует. Его отец – вальдорфский преподаватель в этой же школе. В семье он по счету пятый ребенок.

О религии в вальдорфской школе. Тут я не так уж много могу сказать. В первом классе никаких специальных занятий по религии нет. Только нас, родителей, все время призывали ходить на лекции по антропософии, и регулярно всучивали антропософский журнал. Во втором классе начались занятия религией (то есть, понятно, антропософской теорией), во внеурочное время, но мой сын туда не ходит. Я сказала в школе, что он будет заниматься в церкви, с детьми из обычной школы, которые готовятся к первому причастию. В школе это проглотили – но вообще-то мой сын единственный, кто ходит в церковь. Все остальные получают религиозные знания из рук антропософов. Некоторые моменты, конечно, уже настораживают. Молитва перед едой – Матери-Земле. Явный культ ангелов. Я рассказывала детям о Боге, и Кристик тут же перебил: «А я больше люблю ангелов». Однажды он рассказал мне: «Я видел ночью ангела... он стоял возле кровати, такой зеленый...» У меня возникло подозрение, что в школе им советуют «видеть». Конечно, я не могу этого утверждать. Но и само по себе это видение у сына возникнуть не могло. К счастью, больше такое не повторялось. Вообще если дочь (которая ходит со мной в церковь) все время расспрашивает о Боге, то все интересы сына направлены на ангелов. О Христе он толком ничего не знает, зато все знает про Архангелов Гавриила и Михаила (все – это какие-то сомнительные небиблейские легенды, которые им рассказывают в школе). В детской группе праздновали день рождения моей дочери (4 года). Воспитательница рассказала: «4 года назад к маме прилетела крошечная звездочка и сказала: «Меня зовут Алина». И превратилась в хорошенькую девочку». Потом я узнала, что это обычная антропософская легенда. Все это хорошо, но маленькие дети и так с большим трудом умеют отделять выдумку от действительности. Для нас это звучит мило, а дети и в самом деле в это верят. Антропософского ребенка постоянно окружают ведьмы, гномы, домовые, волшебники, феи, ангелы... Это реальность, в которой он живет. Учительница сына, узнав, что мы едем в Россию, сказала: «О, это замечательно! В России совсем особенные ведьмы!» Сын все допытывался у меня, где же ведьмы. Словом, ребенка настраивают на общение с самыми разными духовными существами... и практически ничего не говорят о Боге. Разве что в самых общих словах. Бог там где-то далеко, Он далеко, Он нас сотворил, но в нашей жизни он как бы и не присутствует. В самом начале учительница нам объясняла: «Мы стараемся обставлять урок по-христиански». «По-христиански» - это значит зажигать свечи и читать изречения Штайнера. Ой, там еще копия Сикстинской Мадонны на стене вывешена! Обычные христианские праздники – день Св. Мартина, Пасха, Рождество – в школе не отмечаются никак.

К счастью, Господь помог нам избавиться от этого наваждения. Нет ничего дороже для родителей, чем жизнь и счастье собственного ребенка. Так хочется, чтобы он получил особенно хорошее образование, хочется дать ему что-то необычное в жизни... И вот, пользуясь этим естественным родительским чувством, антропософы зазывают людей в свои школы. Теперь еще и в России. Но если в Германии антропософия занимает давно отдельную нишу, люди из этой секты отделены от окружающего мира, и «нормальные» дети крайне редко попадают в такие школы, то в России нет антропософской традиции, и в эти школы набирают обычных детей. Даже если родители не являются христианами, даже если они сами эзотерики, я советовала бы всем очень хорошо подумать, прежде чем отдавать ребенка именно в вальдорфскую школу. Учитывая все вышеизложенное.

Яна Завацкая. 2002 год.

valhalla.ulver.com

Ботмеровская гимнастика - ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

Ботмеровская гимнастика - ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

Приглашаем всех на открытое занятие по ботмеровской гимнастике 5 октября в 11.00!

Дальнейшие регулярные занятия будут проходить по воскресеньям в 11.00 до 12.30, а так же по четвергам с 16.00 до 17.30.

Что же это такое за гимнастика?А почему ботмеровская?

Статус:Срок для бронирования закончился
Начало:05.10.2014
Конец:05.10.2014
Время:11:00 - 12:30
Целевая группа:Любые желающие
Место проведения:Метро Спортивная, Хамовнический вал, 28, эво-клуб "Свои тропки", тел. +7-926-278-0339
Забронировано мест:1
Свободно:14
Базовая стоимость:БезОплатно

Подробнее о событии

В наше время с понятием "гимнастика" связано представление о чем-то, что в первую очередь относится к телесному - тренировке мускулатуры тела, рук, ног, фитнес и т.д. Или же гимнастика применяется как средство подготовки в определенных видах спорта.Но в ботмеровской гимнастике основой выступает другое - то, что скорее сродни формирующим существо человека качествам античной гимнастики.(из книги Ботмеровская гимнастика, Альхайдис фон Ботмер)

И если архитектура - это застывшая музыка, то Ботмеровская гимнастика - это ожившая музыка, архитектура, которая поет, воссоединяя нас с Космосом.В ней учтено и то, что человек - существо, находящееся в непрерывном становлении. Поэтому Ботмеровская гимнастика имеет перед собой две основных задачи.Первая - физическое воспитание в соответствии с возрастными особенностями развития. Упражнения должны быть адекватны сознанию, восприятию и физическим возможностям, а также поддерживать процессы становления психической и физической организации.Вторая – художественное развитие человеческого тела. Гимнастика не должна быть дрессурой тела или просто усвоением неких навыков, она должна воспитывать человека, его художественный вкус, его чувства.Упражнения для взрослых связаны со свободным осмысленным обращением с телом. Они образуют в пространстве линию и фигуры, и творит их человек. Это сознательное построение пространственных форм, осознанное взаимодействие человека с пространственными силами.В то время, как человек выстраивает пространственный образ и встраивается в него своим телом, происходит обратное воздействие пространственных сил на человека, в результате чего тело его расправляется в направлении сил и приходит в гармонию с ними.Она является лечебной для суставов и позвоночника и расслабляющей для мышц.

На наших занятиях помимо освоения упражнений , мы будем :- много играть в подвижные и социальные игры,- заниматься в общем кругу и с соседом в паре,- жонглировать мячами и работать с деревянной палочкой,- координировать конечности с помощью ритмов,- внимательно слушать себя и пространство вокруг,и просто радоваться совместному движению :)

Продолжительность: 1,5 часа

Стоимость: безоплатно

Ведущий: Ловчева Татьяна

Рекомендации к событию

Взять с собой: удобная одежда, не стесняющая движения из натуральных материалов, обувь лучше мягкие кожаные кеды, с нескользящей подошвой, чтобы стопе было комфортно в разных положениях, на цыпочках, в прыжке...

Расписание

Дальнейшие регулярные занятия будут проходить по воскресеньям в 11.00 до 12.30, а так же по четвергам с 16.00 до 17.30.

Желающим принять участие

Срок для бронирования закончился

Ближайшие события

ПРАКТИЧЕСКОЕ ТРАВОВЕДЕНИЕ

Приглашаем Вас на цикл семинаров по практическому травоведению!

Открытые МАСТЕРСКИЕ эво-клуба "Свои тропки"

Эх, будь у меня все для декупажа, я бы…Руны, где взять мне славянские руны…Писанка – да, давно собиралась. Но дома?.. Не знаю.Сплести бы мандалу, да ниток нет…Мне б только места побольше…

Традиционные куклы - СИМЕОН-СТОЛПНИК (ОБЕРЕГОВАЯ)

Приглашаем на регулярные занятия по созданию куколок!СИМЕОН-СТОЛПНИК (ОБЕРЕГОВАЯ) Этот оберег – символ бесконечности жизни, мужского начала, без которого женское – слабо и бесплодно. Позже появилась традиция дарить этот оберег - куклу Симеон-Столпник - мужчинам, чтобы их силы никогда не иссякали. Кукла Симеон делалась к уборке урожая.

Открытые МАСТЕРСКИЕ эво-клуба "Свои тропки"

Эх, будь у меня все для декупажа, я бы…Руны, где взять мне славянские руны…Писанка – да, давно собиралась. Но дома?.. Не знаю.Сплести бы мандалу, да ниток нет…Мне б только места побольше…

Открытые МАСТЕРСКИЕ эво-клуба "Свои тропки"

Эх, будь у меня все для декупажа, я бы…Руны, где взять мне славянские руны…Писанка – да, давно собиралась. Но дома?.. Не знаю.Сплести бы мандалу, да ниток нет…Мне б только места побольше…

Белояр, регулярные групповые занятия

Приглашаем на регулярные занятия!

Практики Великой Северной Традиции

Тема занятия: "Знакомство с тонкими уровнями оболочек человека. Практики очищения и наполнения оболока. Распевки для очищения тела, мыслей и души." Очень практичное занятие для раскрытия своих возможностей и помощи другим в оздоровлении. Для всех, интересующихся познанием своего тела, своей жизнью.

Код Крайона - Игра самопознания

Игра «Код Крайона» поможет наладить контакт со своим Высшим Я, с собственным подсознанием. Это запредельная игра, ведущая к сознанию ребёнка. Здесь идёт сокровенный разговор с Высшим на любую тему при помощи божественного языка образов, аналогий, вибраций и соответствий.

Танец МАНДАЛА

Приглашаем на регулярные занятия!

Открытые МАСТЕРСКИЕ эво-клуба "Свои тропки"

Эх, будь у меня все для декупажа, я бы…Руны, где взять мне славянские руны…Писанка – да, давно собиралась. Но дома?.. Не знаю.Сплести бы мандалу, да ниток нет…Мне б только места побольше…

Белояр, регулярные групповые занятия

Приглашаем на регулярные занятия!

Ботмеровская гинастика Приглашаем на регулярные занятия Ботмеровской гимнастикой.

Что это за гимнастика и почему такое название?

То, что духовный образ человека можно выстраивать посредством физических упражнений, знали на только йоги. Это знал и Фриц фон Ботмер - граф, антропософ, друг и последователь Рудольфа Штайнера, один из первых преподавателей Вальдорфской школы - и создатель оригинальной системы гимнастики, названной его именем.

www.evoklub.ru

Терапевтикум - Ботмеровская гимнастика

bothmer 2 361x244Этим летом международная интенсивная неделя BMI будет проходить в Германии в городе Вуперталь. В приложении вы можете увидеть флайер на английском языке. В связи с кризисом организаторы пошли нам на встречу и значительно снизили для Российской секции BMI стоимость курса. Программа обещает быть интересной.

 

 

Когда: с 9:00 понедельник, 27 июля 2015 до обеда воскресенья, 02 августа 2015.

 

 

800px Wuppertal Christian Morgenstern Schule 12 270

 

 

 

 

Возможности:

Для студентов действующего курса и закончивших образование - обычный курс с разными преподавателями: 2 занятия до обеда + после обеда искусство и двигательная активность.

 

Только для закончивших образование - Postgrads - работа в группе с Мартином и Эриком, тема: Что заставляет нас двигаться? Какие силы задействуются, когда мы движемся? Как мы можем позитивно использовать эти силы?

 

Для желающих познакомиться (не-студентов BMI) - вводный курс.

 

Искусства: можно записаться заранее в формуляре -

1. Кузнечное дело - максимально 9 человек, оплата стоимости материалов - 15 Евро с человека

2. Клоунада - макс. 15 человек

3. Embodiment-терапия (погашение младенчиских рефлексов с помощью определенных упражнений) - макс. 20 человек

4. Живопись ("Движение на плоскости - внутреннее и внешнее пространство на картине") - макс. 12 человек, стоимость материалов - 8 Евро с человека

5. Modern Dance (современный сценический танец) - танцевальный курс с Паулем Вите (танцор года 2014 из ансамбля Пины Бауш)

6. Работа над упражнениями бтмеровской гимнастики ( Bothmer-Übung Klinik) - только для студентов и закончивших - каждый день одно упражнение с одним из преподавателей.

 

Ночевка: в школе в классных комнатах - 6 Евро чел/ночь - коврики и спальники-подушки брать с собой обязательно.

Отдельная комната на одного - 15 Евро чел/ночь, отдельная комната на двоих - 10 Евро чел/ночь

 

Питание: при ранней регистрации, до 8-го июня 2015: полный понсион (завтрак, обед ужин) - 135 Евро/чел (с завтрака понедельника по обед воскресенья, исключая ужин четверга). Только обеды - 45 Евро (с понедельника по субботу).

При регистрации после 8-го июня:  полный пансион - 150 Евро. Только обеды - 52 Евро.

Есть возможность заказать обед на воскресенье, 2 августа за 9 Евро.

 

Стоимость курса:

для студентов (стандартный курс) - 60 Евро

для закончивших стандартный курс - 60 Евро

для закончивших стандартный курс+продвинутый (Postgrads) - 70 Евро

для посетителей (вводный курс) - 60 Евро

Пожалуйста, регистрируйтесь своевременно! Дата указана выше.

Регистрация online поссылке:

 

95 80 1 648 005 4 D ABRN 270Из аэропорта Дюссельдорф (ближайший) ехать на S11 (трамвай) до Дюссельдофского главного вокзала (Düsseldorfer Hauptbahnhof), от туда на  S8 на (до) Wuppertal – Unterbarmen (приблизительно 1 час, обойдется в 11 Евро)

Добраться также можно из аэропортов Кёльна, Дортмунда и Франкфурта (самый дальний).

 

 

terapevticum.msk.ru