Юбилей художественной гимнастики отметили на сцене Мариинки. День художественной гимнастики когда


Мама художественной гимнастики - ЭкспертРУ

Главный тренер сборной России Ирина Винер на рубеже эпох — в начале 90-х — смело взяла под свою опеку целый вид спорта. И была вынуждена примерить на себя костюм менеджера, который пришелся наставнице наших «художниц» как нельзя впору. Не пожалев ни сил, ни личных средств, Ирина Александровна создала российскую художественную гимнастику заново, сохранив при этом победные традиции советской школы

Ее называют мамой российской художественной гимнастики. Но большей частью за глаза, поскольку реакция на несколько двусмысленный комплимент вполне может быть неадекватной. Ведь Ирина Винер слывет человеком жестким, а если надо — и жестоким. Но только для чужих.

Вы знаете, что многие ваши коллеги называют вас одним из самых талантливых менеджеров российского спорта?

Да какой я менеджер! Я тренер. И мечтаю, чтобы кто-нибудь меня от этих менеджерских обязанностей освободил. Ведь они забирают и силы, и нервы, и время. И не дают возможности делать любимое дело — заниматься постановкой программ и их отработкой до совершенства. Это для меня самое главное. А менеджером я стала поневоле, потому что, к сожалению, найти людей, умеющих организовать процесс, очень сложно. Мне приходится самой решать многие вопросы для вида спорта в целом, для тренеров, которые работают со мной, для гимнасток, наконец. Поэтому я и работаю — целый день с телефоном в руке. С одной стороны — гимнастки на площадке, с которыми я занимаюсь и постановкой, и отработкой упражнений, и музыкой. А с другой — каждые 15 минут звонит телефон, и нужно решать деловые вопросы. Конечно, это работа на разрыв. Но, как говорится, взялся за гуж — не говори, что не дюж. Роптать не стоит. Пока Бог дает силы, нужно все это делать.

Но ведь это именно вы в очень трудное для России время смогли удержать художественную гимнастику на высочайшем уровне…

Да, так получилось… Сначала я привезла в Москву из Узбекистана своих учениц, когда Советский Союз развалился. Сама платила за зал в Новогорске, и работала с ними, и опекала, и готовила к выступлениям. Это было действительно тяжелое время. Но для нас — благодатное: в России художественная гимнастика тогда дышала на ладан, а мы выиграли несколько крупных соревнований и попали в сборную. При этом всегда находились люди, которые мне помогали. Прежде всего, конечно, мой муж, который тогда же начал заниматься в Москве бизнесом. Он вносил довольно значительную финансовую лепту, и я могла работать, не обращая ни на что внимания.

Но в те времена на право быть первой в мировой гимнастике претендовала не только Россия, а и Болгария, и Украина. Как вам удалось перехватить инициативу у соперниц?

Просто надо всегда двигаться вперед. Могу признаться, что в то время я даже стала мыслить как-то по-новому. И поняла, что художественная гимнастика не может быть только советская, или болгарская, или российская. Любой сугубо национальный вариант обречен на застой, если не будет развития. Так, болгарки делали очень рискованные элементы, интересно работали с предметами, а у нас была очень хорошая хореографическая подготовка, движения тела были такие необычные. И развивая собственные элементы, доводя их до очень высокого уровня, мы одновременно развивали и работу с предметом. И не стеснялись учиться у соперниц. В свое время я пригласила сюда тренера из Болгарии Люси Димитрову. Она оказалась очень коммуникабельной женщиной, с большим талантом, который у нее на родине не был востребован. Она уехала в Канаду, но и там не сумела реализовать свой потенциал постановщика. А у нас были гимнастки совсем другого уровня, материал такой, из которого можно было делать чемпионок. И вот мы вместе соединили все это в такой энергетический пучок. Ну и девочки у нас были талантливейшие, их потенциал было видно, когда они были еще совсем маленькими. Амина Зарипова, Яна Батыршина, Венера Зарипова — это все наши чемпионки. Но, конечно, наивысший взлет отечественной художественной гимнастики связан с появлением Алины Кабаевой. Она — словно воплощение идеальной чемпионки.

Фото: Олег Никишин/Epsilon

Не только идеальной, но и удивительно долго остающейся на волне успеха. А какой вы видите карьеру Кабаевой в дальнейшем?

На Алину надо смотреть через призму ее характера, ее спортивного образа, ее поэтики. Знаете, с одной стороны, она очень эмоциональный человек, а с другой — по своим физическим данным могла бы оставаться в спорте и до 30, и даже до 40 лет. Ведь она уже уходила, но вернулась в художественную гимнастику именно потому, что природный эмоциональный заряд не давал ей покоя и она не могла спокойно заниматься другими делами. Хотя у нее уже появилась масса дел и вне спорта: и Общественная палата, и в «Газпроме» она работает с детьми. И все-таки она предпочла вернуться. Сейчас Алина тренируется, готовится к чемпионату мира. К сожалению, она не выступала на недавнем первенстве Европы, так сложилось. Но это все испытание. И если она преодолеет временные трудности, то, я уверена, сможет снова стать олимпийской чемпионкой.

Сами готовим себе конкуренток

В художественной гимнастике позиции России выглядят настолько мощными, что кажется, так будет всегда.

Я обычно говорю: нужно работать без оглядки назад и вперед. То есть не стоит сосредотачиваться на результате. Надо помнить, что, пока ты стоишь на пьедестале, ты чемпион, но как только спустился с него, ты — никто. Это первое. И второе: нужно всегда соревноваться с собой, преодолевать себя, а не смотреть на соперников. Да, сегодня программы, которые делают наши девочки, самые перспективные и прогрессивные. И если, преодолев себя, они и дальше будут делать то, что нужно, тогда проблем не будет — мы будем выигрывать. А если нет — значит, нас обязательно кто-то обойдет. Ведь мы сами себе готовим конкуренток. Например, Аля Гараева, гимнастка из Азербайджана, которая с самого начала тренируется у нас, на протяжении уже четырех лет. Приехала к нам маленькой, а сейчас она выиграла золотую медаль на чемпионате Европы. Три «золота» взяли россиянки, а четвертое — она. Но это прекрасно, что мы с ней соревнуемся, потому что нам нужно самим двигаться вперед.

Девочки наши в большинстве своем рабо­тают из-за чистой любви к спорту. И когда говорят, что их кто-то заставляет работать, я просто смеюсь...

Получается, что без конкурентов вам скучно?

Не скучно, а просто невозможно! Без конкурентов в спорте нельзя, это конец. И нельзя, чтобы все медали выигрывала только одна страна. На прошлых чемпионатах Европы мы выиграли все золотые медали и даже одну серебряную. Это плохо. То есть для наших спортсменок это прекрасно, но для других стран это огорчительно, и для зрителей менее интересно, и для спонсоров… Именно поэтому в этом году мы подготовили сильную конкурентку, которая, к нашей радости, отобрала у нас одну золотую медаль.

А видите ли вы конкурентов за пределами Европы?

Да, конечно. Очень много хороших гимнасток появилось в последнее время и в Америке, и в Китае, и в Корее. Правда, все они тренируются у нас. Но есть девочки потенциально очень хорошие, очень красивые. В этом смысле у художественной гимнастики большое будущее.

За границей потенциал не тот

В каком возрасте они должны прийти в гимнастику, чтобы стать чемпионками?

А они ничего не должны. Амина Зарипова, например, пришла в спорт в 11 лет, а потом стала шестикратной чемпионкой мира. А Алина Кабаева пришла в 4 года. Все это очень индивидуально.

Популярность вашего вида в мире растет?

Да, буквально на всех континентах сейчас появилось огромное количество клубов. Вот только на днях я получила письмо из Перу: просят прислать туда тренера на очень хороших условиях. Теперь, судя по всему, российский специалист будет поднимать перуанскую команду.

А вас никогда никуда не звали? Например, в Соединенные Штаты?

Фото: Олег Никишин/Epsilon

А я уже успела поработать на заграницу, когда еще был жив Советский Союз: я занималась со сборной командой Великобритании. И тогда максимально возможное число английских спортсменок приняли участие в Олимпийских играх в Барселоне. Выставляла эту команду я, и девочки выступали очень достойно. Но сейчас у них нет даже стремления попасть на Олимпиаду, хотя у некоторых был очень хороший потенциал. А меня теперь не переманишь. Мне говорили, даже мой супруг убеждал, когда здесь было все плохо: может быть, ты там останешься и начнешь работать не как посланник России, а уже как местный тренер? Но я не видела там той красоты, тех перспектив, которые есть в России. И потом, у меня в то время подрастала Амина Зарипова, как же я могла ее бросить? Вернулась в Россию и стала работать.

Чем вы можете объяснить, что именно в России столь высокий потенциал для вашего вида спорта?

Прежде всего тем, что у нас этакий национальный микст: много смешанных кровей. И дети наши очень эмоциональны и талантливы именно в движении.

Мужчины в художественной гимнастике. Почему бы нет?!

Считается, что у спортсменов часто бывают проблемы с мотивацией.

А вот я никогда не заостряла внимание своих девочек на мотивации. На том, что это выгодно, удобно и т.д. На мой взгляд, многое в нашем виде удается сделать, поскольку в стране много внимания уделяется спорту. Посмотрите, целый год ведущие гимнастки находятся в Новогорске на великолепной базе, в великолепном зале, у них там и бассейн, и питание, все очень здорово. И это — уже огромная плата за их труд. А возьмем выезды на все соревнования. Ведь в большинстве других стран спортсмены выезжают на соревнования за собственные деньги, хотя об этом и не принято говорить. В других странах гимнасткам или их родителям приходится платить не только за себя, но и за тренера, и даже за судью. А у нас все по-другому, поэтому у нас очень много соревнований проводится. И девочки в большинстве своем работают в гимнастике из-за чистой любви к спорту. Поэтому, например, когда говорят, что их кто-то заставляет работать, я просто смеюсь… На недавнем чемпионате Европы в Азербайджане российское телевидение снимало репортаж, где показали, как в ресторане гостиницы наши девочки уминают спагетти. Все эти мифы о голодных обмороках спортсменок и прочей белиберде моментально исчезают, когда видишь, как дети с удовольствием едят и то, и это. Потому мы стараемся не придавать значения всем этим сказкам о чемпионках из-под палки.

То есть и в спорте верен тезис «насильно мил не будешь»?

Конечно, ведь только преданность любимому делу заставляет работать столько, сколько нужно. Все остальное приходит потом: материальное — вслед за духовным. И, поверьте, не наоборот. Это подтверждено веками во всех областях искусства.

Я коллекционирую красивых детей, а потом передаю государству. И мужьям, если находятся приличные

И поэтому на гимнастику часто ходят, как на балет: просто посмотреть на красоту, а не только поболеть за своих?

Да, безусловно. Ходят потому, что на базе высокой хореографической подготовки работа с предметом — мячом или лентой — это просто красиво. Такого ведь нет ни в одном другом виде спорта. И потом, что греха таить, у нас очень красивые девушки, которые владеют своим телом и своими эмоциями на высшем уровне. И на это тоже приятно смотреть, приятно созерцать красивое движение человеческого тела.

Кажется, что вашими рассуждениями проникся Алексей Немов, который первым в стране организовал гимнастическое шоу. Как вы относитесь к его начинанию?

Очень положительно. Во-первых, это действительно искусство. Во-вторых, люди, которые приходят на такие спектакли, потом часто принимают решение заняться спортом, гимнастикой. Наконец, в-третьих, лучше уж ходить на шоу Немова, чем на всякие пустые молодежные тусовки. Хотя я понимаю, что и это молодежи нужно. Но, на мой взгляд, дети просто обязаны заниматься спортом. Такие занятия отнимают у них отрицательную энергетику, которая может проявиться в виде агрессии скинхедов или тех же футбольных фанатов.

Художественная гимнастика — чисто женский вид спорта. Но вот в синхронном плавании, говорят, уже делают первые опыты привлечения мужчин. Придут ли когда-нибудь мужчины в ваш вид спорта?

А такие примеры уже имеются. Но, безусловно, не в нашем виде: просто параллельно развивается мужская ритмическая гимнастика, которая возникла в Японии. Там выполняются групповые упражнения под музыку с мужскими булавами, с двумя маленькими обручами, со скакалкой. Это потрясающие программы! Люди просто рыдают на трибунах! Мы их даже приглашали в Россию для показательных выступлений на Гран-при. У нас тоже есть группа мальчиков, которыми год руководил приглашенный японец, а сейчас с ними уже работают наши тренеры. Мне кажется, что все это нуждается в очень хорошей рекламе и в людях, которые бы занялись этим делом всерьез.

Мои девчонки для меня — как семья

Ирина Александровна, я знаю, вы человек верующий. Помогает ли вам это в вашей работе?

Это не просто помогает, это меня держит на плаву. И я не понимаю, что значит быть неверующей. Если человек внимательный, хоть немножко присматривается к жизни и смотрит вокруг, то каждый шаг и каждое движение должны ему говорить об участии в этом высших сил. Все в Божьей воле.

А своих гимнасток вы тоже учите вере?

Конечно. Я стараюсь с ними все время говорить об этом, и, мне кажется, они очень боятся грешить. А еще я указываю им, за чем нужно наблюдать, призываю не роптать на судьбу. Ведь если среди общего здоровья кто-то начинает жаловаться на трудности и тяжесть существования, то потом обязательно случаются неприятности.

Фото: Кирилл Лагутко для «РР»

Как достаточно строгий режим сочетается у ваших гимнасток с личной жизнью?

Да я для каждой готова на аукционе приобрести молодого человека, чтобы все они были влюбленные, открытые, эмоциональные. Я очень хорошо отношусь к личной жизни спортсменок и все время стараюсь их куда-то вывезти — на какие-то вечера, в кино, в театры. Там они веселятся, танцуют, но ничего серьезного как-то не происходит.

То есть вы считаете, что любовь может помочь гимнасткам в работе?

Для женщин это — безусловно! Они же сразу расцветают. Конечно, если эта любовь взаимная, которая дает очень сильный эмоциональный заряд. И я считаю, что это очень здорово.

У вас есть какая-нибудь система поощрения спорт­сменок?

В разные годы все по-разному. Так, Яна Батыршина, когда была маленькая, очень любила симпатичные заколки. Но они же были дефицитом, так я все время доставала у спекулянтов какие-то красивые штучки и дарила ей после каждой тренировки. А сейчас у меня лежат бриллиантовые сережки, которые я купила для Жени Канаевой. На недавнем чемпионате Европы она выступила блестяще и завоевала золотую медаль, которая почти на сто процентов была зарезервирована для украинки Бессоновой. Но Канаеву поставили выше, потому что она выступила просто бесподобно. Так что она заслужила роскошный подарок.

Но кто-то из них получает и деньги?

Да, конечно, они и деньги получают, и квартиры. Дети, которые показывают высокие результаты, не должны завидовать никому. Когда они заканчивают карьеру, у них уже есть крыша над головой и возможность быть финансово независимыми. Для спортсмена это очень важно.

Похоже, для вас ваши гимнастки — это как вторая семья.

Это как первая семья.

А родные не обижаются?

Мои близкие понимают, что если не будет первой семьи — не будет никакой.

То есть вы можете обойтись даже без поддержки родных?

Нет, ну что вы! Наоборот, я рвусь всегда к маме, к сыну, к мужу. Но супруг — тоже очень занятой человек и не нуждается в моей опеке. Зато мы с ним много беседуем по телефону, он мне дает ценные указания, которые я стараюсь спокойно и внимательно выслушать и принять к сведению.

Но у вас все-таки бывает отпуск?

Вот сейчас будет двое суток, потом еще два-три дня. Увы, я не могу больше отдыхать. У меня просто голова болит, я все время думаю о моих подопечных: что они поели, как себя чувствуют? Так что, похоже, я на время закончила с длительными отпусками. Лучше я буду рядом с ними. Вот сейчас они у меня все в Хорватии живут. В одном большом доме. Мне муж подарил этот дом, и я его перестроила в гостиницу на 38 мест со спортивным залом. С недавних пор у меня закончилась цыганская жизнь, и теперь, как у всех порядочных людей, есть дом, где все лето могут жить и дети, и внуки, и еще есть зал, где я могу спокойно работать. Впрочем, я думаю, что и по работе не надо сходить с ума. Фанатизм точно так же наказуем, как и безделье. Поэтому иногда говорю себе: «Остановись, ты, “звезда спорта”! Есть еще другие люди, которым ты тоже нужна». И останавливаюсь. И, знаете, потом только лучше все получается.

Выходит, все, что вы вкладывали в гимнастику, к вам возвращается?

А я вкладывала не в гимнастику. Я вкладывала в себя. Вот если кто-то собирает картины и дарит коллекцию музею, то это — безвозмездно, никакой компенсации не будет. И у меня то же самое. Я коллекционирую красивых детей, а потом передаю государству. (Смеется) И мужьям, если находятся приличные. А кто не будет себя прилично вести с моими девочками — я тому башку оторву…

А как вы относитесь к тому, что Сочи выиграл право провести в 2014 году зимнюю Олимпиаду?

А я об этом узнала четыре месяца назад. (Улыбается) У меня есть внук. Это новое поколение детей — я и с девочками такими встречалась, которые больше нас знают и понимают, но молчат, если их не спрашивать. Но я-то знаю детей и потому всегда их обо всем спрашиваю. И у внука спрашиваю многие вещи. Например, о том, что мы выиграем на чемпионате Европы все «золото» и «серебро», мне тоже сказал мой Данила. И про Олимпиаду. Когда по телевизору показывали приезд оценочной комиссии и нашего президента, катающегося на лыжах, я спросила у внука: «Как ты думаешь, в каком городе будет Олимпиада?» Он посмотрел и ответил: «Будет там, где хочет Путин». И, как видите, оказался прав. Поэтому я и слушаю мнение детей.

expert.ru

Триумфальные выступления российских спортсменок подтвердили лидерство России в художественной гимнастике

Все золото мира в личном первенстве в руках двух хрупких девушек из России и большой командный успех российских спортсменок. Абсолютное лидерство на Чемпионате по художественной гимнастике. Поздравительная телеграмма президента, овации болельщиков и горячая встреча в аэропорту. Сестры Дина и Арина Аверины не оставили конкуренткам ни одного шанса. Они взяли 10 медалей и пять из них - золото.

Улетали Золушками - вернулись принцессами. Высочайшее мастерство, артистизм, техника на грани фантастики. Вот все, что понадобилось российским гимнасткам для такого преображения. Наша сборная стала безусловным триумфатором Чемпионата мира.

Рейс из Италии в Москве 4 сентября встречали болельщики. Две хрупкие девушки, красавицы сестры-близнецы Аверины взяли все золото соревнований в личном первенстве. Их высоко оценили не только судьи - юные чемпионки буквально влюбили в себя публику.

«Мы как-то вообще не думали. Не задумывались о местах. Просто ехали с мыслью, чтобы показать, что мы наработали за весь год», рассказывают гимнастки.

Дебютантки оставили всех конкуренток далеко позади. Их победы стали настоящей сенсацией: пять золотых, четыре серебряных и одна бронзовая награда. В первый же день соревнований сестры потрясли публику сложнейшим элементом, который пока в мире кроме них не выполняет никто - прыжок, в самой высокой фазе которого гимнастки умудряются еще и «отбить» предмет.

Для девушек это было и семейное соревнование. В упражнении с обручем Арина Аверина уступила Дине всего 0,1 балла. А в упражнении с мячом наоборот победила Арина с разницей в 0,3. Гимн России звучал для сестер по очереди. Сегодня после возвращения мама девочек рассказала, почему выбрала для дочек-близняшек именно гимнастику.

«Это такой женский вид спорта, дает осанку. Это и спорт, и искусство, и развитие личности», - пояснила Ксения Аверина.

Дине и Арине по 19 лет. 15 из них они посвятили спорту. Ежедневные тренировки, порой изматывающие. Сначала в секции в небольшом городке Заволжье Нижегородской области, затем в спортшколе в Москве. Первый тренер гимнасток Лариса Белова вспоминает: своим трудолюбием ученицы поразили всех еще в детстве.

«Они к этому столько шли! Как по-другому? Конечно, хочется, чтобы они дошли до Олимпийских игр», - говорит первый тренер Арины и Дины Авериных Лариса Белова.

Успех сестер Авериных в два заключительных дня Чемпионата поддержала вся команда России, выступавшая в групповых упражнениях. Наша сборная завоевала золото в многоборье, а затем и в упражнениях с мячами и скакалками. И только одну высшую награду уступили итальянкам.

"Главное - это команда была, командный дух. У нас один за всех и все за одного", - сказала чемпионка мира 2017 г. по художественной гимнастике в групповом многоборье Ксения Полякова.

"Это медаль страны, медаль России. Мы все вместе, всей страной победили", - сказала чемпионка мира 2017 г. по художественной гимнастике в групповом многоборье Анастасия Близнюк.

Победную точку поставили под классику - восточную фантазию русского композитора Балакирева "Исламей". 

«Перед выходом я им сказала: девочки, Вы не должны отступать, за вами Россия. Ну, и они все сделали, молодцы. Очень хорошо справились, на большом подъеме», - рассказала тренер сборной России по художественной гимнастике Ирина Винер-Усманова.

Впервые на этом Чемпионате представили посла художественной гимнастики. Им стала наша прославленная чемпионка Алина Кабаева. Россия в этом виде спорта сохраняет мировое лидерство.

В аэропорту юных чемпионок еще долго не отпускали. Каждый болельщик хотел сказать «спасибо» за блестящую победу, которую эти девчонки подарили стране.

www.1tv.ru

История художественной гимнастики

Современная художественная гимнастика – это вид спорта, в котором содержатся элементы танца, пластики, балетного и циркового искусства, а также некоторые элементы акробатики, которые выполняются под музыку.

В своём становлении и развитии художественная гимнастика прошла долгий путь. Её танцевальные истоки уходят в глубокую древность, а, как известно, танец, как способ выражения эмоций и чувств, существует на протяжении всей истории человечества.

Гимнастика как система телесных упражнений, направленных на обретение физической гармонии, была создана и развивалась в Древней Греции. Однако в средние века гимнастика была полностью забыта. Ее возрождение как системы физического воспитания началось в XIVв. Довольно заметную роль в этом возрождении в конце XVIII- начале XIX в. сыграла Германия, где возникло течение филантропистов, в котором большое внимание уделялось развитию физического воспитания. Активное участие в этом принимали Герхард Фит, Иоганн Гутс-Мутс, Фридрих Ян.

В России в XVIII веке преподавание физической культуры как учебной дисциплины ввела императрица Екатерина II, руководствуясь философией французских энциклопедистов-просветителей. Гимнастические упражнения, наряду с танцами, преподавались в обоих отделениях Смольного института – «для благородных девиц» и «для представительниц мещанского сословия».

Но всеобщее распространение гимнастика получила лишь на рубеже ХХ века: гимнастика появилась везде - от четырёхклассных городских училищ до частных и государственных гимназий.

На протяжении многих веков танец и гимнастика жили по своим правилам, развивались в своём темпе и ритме, чтобы встретиться на рубеже ХХ века и положить начало развитию одного из самых популярных, изысканных и зрелищных видов спорта – художественной гимнастике.

Основатели художественной гимнастики

В конце XIX – начале ХХ века большую популярность получили студии выразительной гимнастики Франсуа Дельсарта, танцевальной гимнастики Жоржа Демени, ритмической гимнастики Эмиля Жак-Далькроза и свободного танца Айседоры Дункан. Их творческое наследие послужило основой развития нового направления художественного движения, которое и явилось истоком зарождающегося вида спорта для женщин.

Франсуа Дельсарт (1811-1871) – французский певец и драматический актёр создал систему выразительной гимнастики, которая охватывала все стороны актёрского мастерства оперных певцов: умение выразительно петь, владеть жестом, мимикой, позами.

Жорж Демени (1850-1917) – французский физиолог и педагог, доказал целесообразность применения динамических упражнений, упражнений на растягивание и расслабление мышц, танцевальных движений и упражнений с предметами (булавами, палками, венками и др.), способствующих приобретению гибкости, ловкости, хорошей осанки, умению двигаться плавно и грациозно.

Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950) – швейцарский композитор, профессор консерватории, создатель системы ритмической гимнастики. Далькроз создал свою систему, использую на уроках сольфеджио такой методический приём, как отхлопывание трудно дававшихся ученикам ритмических сочетаний. Эта система стала настолько популярна, что в 1910 году в городе Хеллерау профессор открыл Институт ритма. Аналогичные институты, курсы перед Первой мировой войной открылись во многих городах Европы и Америки. Не обошло это течение и Петербург - в 1912 году искусствовед Сергей Волконский открыл курсы ритмической гимнастики – почти полное подобие Института в Хеллерау.

Айседора Дункан (1977-1927) – известная американская танцовщица, открывшая новое танцевальное направление – выразительный танец в свободной пластике. Опираясь на древнегреческое искусство, изучая позы, запечатлённые на греческих вазах, Дункан отвергала строгие каноны классического балета, стремилась в танце к естественности, слитности воедино танца и музыки.

В первой четверти ХХ века в России существовало множество школ и курсов, практиковавших преподавание самых различных видов гимнастики и художественного движения. С 1925 года представители школ начали искать способы организовать обмен опытом и наладить совместную работу. Всё чаще предпринимались попытки объединения разнонаправленных школ, ритмика и пластика перестали противопоставляться друг другу. Это желание понять, осмыслить и систематизировать накопленный опыт привели к тому, что в 1934 году в Государственный институт физической культуры имени П. Ф. Лесгафта были приглашены руководители самых известных ритмопластических школ в стране. И в этом же году на его базе была открыта Высшая школа художественного движения. Именно этот момент и является официальным началом развития художественной гимнастики как вида спорта. Основной предмет специальной подготовки студентов в школе был назван «художественной гимнастикой».

В 1934 году при Санкт-Петербургском институте физической культуры им. П. Ф. Лесгафта была открыта Высшая школа художественного движения (ВШХД). Научить девушек раскрепощённо и изящно двигаться, свободно владеть своим телом – именно такую цель ставили перед собой создатели школы. Её первыми педагогами стали Роза Варшавская (выпускница Института ритма в Хеллерау), Анастасия Невинская (представительница Петроградского Института Ритма), Елена Горлова, Зинаида Вербова, Александра Семёнова-Найпак (бывшие руководители пластических студий), Паулина Конер (ученица нью-йоркской студии Михаила Фокина), а также ведущие мастера Мариинского театра. Их заслуженно называют пионерами художественной гимнастики.

Первый выпуск специалистов по художественной гимнастике состоялся в Ленинграде в 1938 году. Юлия Шишкарёва, Анна Ларионова, Татьяна Варакина, Ариадна Башнина, Лидия Кудряшова, Татьяна Маркова, Софья Нечаева и другие стали через некоторое время гордостью отечественной школы, её самой активной силой, её «генеральным штабом», во главе которого стоял первый заведующий кафедрой гимнастики и педагог Лев Орлов, обладавший тонким вкусом и прекрасно понимавший значение эстетической составляющей гимнастики.

Соревнования, правила, чемпионаты

Первые соревнования по художественной гимнастике, подготовленные силами преподавателей и студентов Института физической культуры имени П. Ф. Лесгафта, состоялись в марте 1939 года в Ленинграде.

В них участвовали студентки института и преподаватели различных спортивных обществ. Двумя годами позже преподаватели и выпускники Института разработали первую разрядную классификацию и нормативы по художественной гимнастике. В 1941 году в Ленинграде прошел первый чемпионат города по художественной гимнастике, победителем которого стала Юлия Шишкарёва.

В 1947 году состоялись первые всесоюзные командные соревнования – 1 Всесоюзный конкурс по художественной гимнастике в Таллине. Первой победительницей всесоюзных соревнований по художественной гимнастике в 1948 году в Тбилиси стала Ариадна Башнина (тренер Е. Н. Горлова). Участвовали в конкурсе 130 гимнасток из 8 команд: России, Украины, Азербайджана, Латвии, Эстонии, Грузии, Москвы и Ленинграда.

ПЕРВЫЙ КУБОК ЕВРОПЫ, ОН ЖЕ ПЕРВЫЙ ЧЕМПИОНАТ МИРА

В 1961 году на Гимнастраде в Штутгарде была проведена демонстрация художественной гимнастики всем национальным федерациям. К этому был подготовлен доклад и показательные выступления сильнейших гимнасток СССР. Результатом стало решение провести первые официальные соревнования по художественной гимнастике под эгидой ФИЖ (Международная федерация гимнастики) в 1963 году в Будапеште по правилам, принятым в СССР.

Первые официальные международные соревнования по художественной гимнастике, как планировалось, состоялись 6 декабря 1963 года в Будапеште и назывались Кубком Европы. Однако при подведении итогов было обнаружено, что среди участниц были гимнастки не только из Европы, поэтому было решено считать эти соревнования первым чемпионатом мира, а его победительницу – москвичку Людмилу Савинкову – первой чемпионкой мира по художественной гимнастике.

В 1967 году в мировой художественной гимнастике появился принципиально новый командный вид – соревнования по групповым упражнениям. Первый чемпионат мира по групповым упражнениям состоялся в 1967 году в Копенгагене. Победила шестёрка гимнасток Советского Союза.

На протяжении своего существования в развитии художественной гимнастики несколько стран всегда занимали лидирующие позиции. В начале появления на мировой арене (с 1960 года) это был СССР, затем Болгария (НРБ). В период с 1960 до 1991 года основная конкурентная борьба проходила в основном между гимнастками этих двух стран.

Современная художественная гимнастика

Современная программа Олимпийских игр насчитывает более 50 видов спорта. Но только один из них – художественная гимнастика – подарена миру Россией, и не просто Россией, а Санкт-Петербургом.

В 1980 году после завершения Игр XXII Олимпиады в Москве на Конгрессе Международного Олимпийского комитета было принято долгожданное решение о включении художественной гимнастики в программу Олимпийских игр. Огромная заслуга в принятии этого решения принадлежала Президенту ФИЖ Юрию Титову (ныне Почётный президент ФИЖ).

В 1954 году художественная гимнастика была представлена в программе ХХIII Олимпийских игр в Лос-Анджелесе (США). К сожалению, в олимпиаде не смогли принять участие ведущие спортсменки – гимнастки социалистических стран.

Первой Олимпийской чемпионкой стала гимнастка из Канады Лори Фанг. Первым олимпийским призёром в художественной гимнастике в Германии стала Регина Вебер, завоевавшая на Олимпиаде бронзовую медаль.

Настоящий же дебют художественной гимнастики в программе Олимпийских игр состоялся в 1988 году на XXIV Олимпийских играх в Сеуле (Южная Корея). Олимпийской чемпионкой стала советская гимнастка Марина Лобач из Минска.

В 1992 году в Барселоне (Испания) чемпионкой Игр XXV Олимпиады стала Александра Тимошенко из Киева. В 1996 году в Атланте на Играх XXVI Олимпиады художественная гимнастика была представлена уже двумя дисциплинами: соревнованиями по многоборью в индивидуальных и групповых упражнениях.

Начиная с XXVII Олимпийских Игр, состоявшихся в Сиднее в 2000-м году, российские спортсменки не отдавали олимпийское золото. Победителями Олимпийских игр в индивидуальном многоборье стали:

Юлия Барсукова - XXVII Олимпиада в Сиднее

Алина Кабаева - XXVIII Олимпиада в Афинах

Евгения Канаева -ХХIX Олимпиада в Пекине и ХХХ Олимпиада в Лондоне

Одна из самых ярких страниц в развитии художественной гимнастики связана с именем многократной чемпионки Европы и мира, Олимпийской чемпионки Алины Кабаевой. Став уже в 15 лет абсолютной чемпионкой Европы среди взрослых (1998 год), она является единственной гимнасткой в мире, вписанной в Книгу рекордов Гиннесса. С её именем в значительной степени связаны революционные изменения в художественной гимнастике, произошедшие в 90-х годах ХХ века.

Благодаря выступлениям Алины весь мир увидел динамичную художественную гимнастику, с оригинальными авторскими, координационно сложными элементами, артистично выполненными под музыку и создающими выразительный художественный образ.

Вместе со своим тренером Ириной Александровной Винер-Усмановой Алина создавала программы повышенного уровня сложности. Вслед за ней практически все гимнастки начали усложнять свои программы и технический комитет ФИЖ был вынужден отразить это в своих требованиях. Так, в правилах соревнований 2001-2004 основной акцент был сделан на усложнение элементов всех структурных групп.

Успешное выступление российских спортсменок на всех мировых первенствах и Олимпийских играх свидетельствуют о том, что в России сложилась научно-обоснованная система подготовки высококвалифицированных гимнасток, которая обеспечивает удержание лидирующих позиций.

Огромный вклад в подготовку лидеров мировой художественной гимнастики внесли Заслуженные тренеры нашей страны – Ирина Винер-Усманова (главный тренер сборной России по художественной гимнастике), Вера Штельбаумс, Ольга Буянова, Вера Шаталина, Наталья Горбулина, Валентина Иваницкая, Наталья Тишина и многие другие.

Популярность современной художественной гимнастики в мире очень высока. Стадионы и залы полны зрителей, которых привлекает уникальный характер этого вида спорта, сочетающего в себе танцевальное, акробатическое и цирковое искусство.

Однако, несмотря на всю выразительность и зрелищность, художественная гимнастика остаётся прежде всего спортом. И не просто спортом, а спортом высших достижений. Рекорды в художественной гимнастике – это максимальное проявление гибкости, координации, равновесия, вращательной подготовки, это также виртуозное владение предметом, творческое усложнение композиций, соответствие характеру, темпу и ритму выбранной музыки.

rgcenter.ru

Юбилей художественной гимнастики отметили на сцене Мариинки

Зал Мариинского театра превратили в арену - и на неё вышли спортсмены. Так отметили 80-летие появления художественной гимнастики  - она зародилась именно в Петербурге.

Красная дорожка у Мариинского театра появилась только под вечер. А поклонники стояли еще с утра. У подъезда, где встречают обычно оперных и балетных звезд, в этот день ждали атлетов, чемпионов, олимпийцев.

"80-летие художественной гимнастики" - чествование, которое намеренно организовали в Петербурге. Именно здесь, в Институте физкультуры, в начале прошлого века открылась первая школа неизвестного тогда еще вида спорта.

Своим появлением художественная гимнастика обязана Мариинскому театру. Первые спортсмены брали уроки хореографии у педагогов балетной труппы. Да и Институт физической культуры находился буквально в паре шагов отсюда. Так что, не случайно свой юбилей спортсмены отмечают на сцене императорского театра оперы и балета.

"Здесь родилась художественная гимнастика. Именно в этом театре. Когда на сцене танцевала Айседора Дункан, она ушла от балетных туфель, встала на полупальцы, и свободные движения тела родили основу того, чтобы родился вид спорта — художественная гимнастика", - говорит президент Всероссийской федерации художественной гимнастики Ирина Винер-Усманова.

С тех пор не умолкают споры: художественная гимнастика – это искусство или только спорт? У порога Мариинки этот диспут заканчивается как-то сам собой.

"Даже в борьбе это есть. Я должен вам признаться, не только в женственном, артистическом виде спорта, как художественная гимнастика, но и, казалось бы, в таком грубом, мужском виде, как классическая борьба, есть место для самореализации, творческого подхода, для артистизма, если угодно", - говорит трехкратный олимпийский чемпион Александр Карелин.

Как в Англии футбол, в Канаде – хоккей, у нас национальная гордость – художественная гимнастика. Это пока единственный олимпийский вид спорта, рожденный в России. Именно поэтому для организации юбилейного вечера была приглашена та же группа, что работала над церемонией открытия и закрытия Олимпиады в Сочи. Историческое здание театра буквально перевернули: вместо зрительного зала – гимнастический ковер, а места для зрителей – на сцене. Тонны аппаратуры. И при этом никакой нагрузки на стены. С технической точки зрения – уникальная операция.

Но главное — получилось невероятно красочное и эмоциональное представление. Американский режиссер-хореограф Дэниэл Эзралов брался ставить шоу, а создал настоящий спектакль. Настолько заразился энергией Ирины Винер и ее подопечными, что даже во время интервью продолжает сочинять и придумывать.

"Обычно они подбрасывают булавы, а тут барабанят ими. Чтобы создать новый мир, новый мир художественной гимнастики, где нет противопоставления - искусство-спорт, а где они вместе. Новый спортивный номер и новый спектакль - с булавами, с мячами, с обручами и лентами", - говорит режиссер-хореограф Дэниэл Эзралов (США).

Настоящее открытие этого вечера – спектакль на музыку Стравинского "Весна священная". Балет, сто лет назад прославивший Вацлава Нижинского, Рериха и Дягилева, балет, который сегодня с успехом идет в Маринке, здесь исполняют гимнастки. Новаторство, которое зрители приняли абсолютно и безусловно. Аплодировали стоя. Даже искушенный маэстро Валерий Гергиев не скрывал эмоций.

Как призналась после спектакля Ирина Винер, задача стояла - показать потенциал художественной гимнастики, ее безграничные возможности. В этот вечер спортсменки доказали это в полной мере.

www.1tv.ru