Артикуляционная и дыхательная гимнастика для детей. Деревья артикуляционная гимнастика


Артикуляционные гимнастики по лексическим темам страница 2

Фрукты.

1. Мимические упражнения

Выразить удовольствие от приятного запаха земляничного варенья, запаха розы, аромата яблока.

Сладкое яблоко. Передать эмоциональное состояние: вы едите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или айву.

Выразить свое состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызет яблоко.

Яблоко свалилось нам на голову.

2. Упражнения дпя мышц шеи.

Развитие дыхания

Вдох носом - повернуть голову влево. Увидели очень большое яблоко. Выдох ртом с произношением звука 0-0-0. Повернуть голову направо. Какая огромная груша! Вдох носом, выдох ртом

.

3. Упражнения для жеватепьно-артикупяционных мышц

Игровое упражнение «Жуем твердую грушу».

4. Упражнения дпя губ и щек

Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.

Спрячем сливу за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую щеку.

Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.

Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.

5. Упражнение для языка

Язычок пролезает через щель в заборе в сад. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами.

Колья забора острые - вот такие. Показать «острый» язык.

По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.

Язык "лопаткой" положи

И спокойно подержи.

Язык "колышком" потом

Потянем тонким острием.

Чашечка. Сделать из языка «чашечку». «В Машину чашечку я налью апельсиновый сок, в Колину - яблочный, в Димину - сливовый. Какой сок налить тебе, Саша? »

6. Развитие речевого дыхания и голоса

Нюхаем садовые цветы (розы, хризантемы). Вдох через нос, выдох ртом.

Сбор урожая. Срываем яблоко с высокой ветки. Исходная позиция - стоять прямо. Поднять руки - вдох. Кладем яблоки в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох.

Сорвали и попробовали айву. Невкусная айва: "Фа-фо, фы-фу! "

Маша и Даша в саду. Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились:"О-о-о-о-о-о! " Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: "Ав-ав-ав-ав! " (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.)

Разговоры фруктов. Произнесение слоговых сочетаний от имени разных фруктов. Яблоко сердится на Гусеницу: "Фу-фа-фу! " Вишни просят Скворцов не клевать их: "Пта-пты-пто, пта-пту-пты".

Яблоки падают на траву: "Бам-бом-бум! "

Деревья и кустарники.

1. Мимические упражнения

Выразить удовольствие от притятного запаха хвойных деревьев.

Покажи мимикой: слизняк ползёт по дереву, шишка свалилась на голову, гусеницы объели все листья.

2. Упражнения для мышц шеи

«Дубы»

Дуб растёт в лесу могучий дети стоят, вытянув шею, напряжены

Выше ели, выше тучи тянуть шею

Наклонил дубочек ветки руки за голову, с сопротивлением наклонять голову вниз

Дарит жёлуди зверькам круговые движения головой

Вот бельчонку посмотреть налево

Вот мышонку посмотреть направо

Хомячку, бурундучку посмотреть вверх, вниз

3. Упражнения для губ и языка

«Дупло»- вытянуть губы кружочком

«Орешки»- улыбнуться и постучать зубами, как бы разгрызая орехи

«Спрячем жёлудь за щёку»-надувать попеременно то правую щёку, то левую

Язычок в лесу.

«Лиственные и хвойные деревья»- язык широкий (листики, язык иголочкой (хвоинки) .

infourok.ru

сам себе психолог: Артикуляционная гимнастика

физминутки для детей часики

Тик-так, тик-так

Ходят часики вот так,

Шаг налево, шаг направо,

Шаг вперед и шаг назад.

***

Ножками затопали,

Зашагали по полу,

Там, там, там -

Тихо сели по местам.

***

Мы хлопаем руками:

Хлоп, хлоп, хлоп.

Мы топаем ногами:

Топ, топ, топ.

Машем мы руками,

Киваем головой.

***

Раз, два – выше голова (маршировать)

Три, четыре – руки шире (руки в стороны)

Пять, шесть – тихо сесть.

***

Выпал беленький снежок

Собрались мы все в кружок

Мы потопаем, мы похлопаем.

Будем весело плясать, будем руки согревать.

Мы потопаем, мы похлопаем,

Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.

***

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп

Топ, топ, топ, топ

Под кроватью черный кот

(присесть в такт словам)

Он залез под кровать

(поочередное движение руками вперед и к груди)

И мешает детям спать

(ритмичное помахивание указательным пальцем)

***

Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте, дружно сделаем вот так …

***

Делаем ножками «пружинки» и поем :

Ванька, встань-ка!

Ванька, встань-ка!

Приседай-ка, приседай-ка!

Непослушный ты какой!

Нам не справится с тобой!

***

Мы проверили осанку

И свели лопатки,

Мы походим на носках

А потом на пятках,

Мы идем как все ребята,

и как мишка косолапый.

***

физминутки для детей сова

Совушкака – сова, большая голова,

На суку сидит, на всех глядит

Да вдруг как полетит – уф, уф, уф!!!!

***

Чоки – чоки, руки в боки,

А теперь начнем подскоки.

Прыгнем вместе: раз, два, три

Сядь на место и замри.

Правую руку вверх – ах!

Левую руку вверх – ух!

Ах-ух! ах – ух!

Пляшут руки во весь дух!

***

Быстро вертится крыло

(руки в стороны , вращательное движение назад, вперед)

Мелет мельница зерно

А из смолотой муки испекли мы пирожки

(руками показываем, как стряпать пирожок Пирожок поели, заниматься сели)

***

Мы топаем ногами – топ, топ, топ.

Мы хлопаем руками – хлоп, хлоп, хлоп.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,

Мы руки подаем, и бегаем кругом

lelik-podrostayka.blogspot.com

"«Артикуляционная гимнастика – основа формирования правильного звукопроизношен

Автор: Баврина Светлана Владимировна

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

 

 

Тема:

 

«Артикуляционная гимнастика –

основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»

 

 

 

 

План семинара-практикума

 

1.     Орг. момент.

2.     Представление воспитателями картотек для проведения артикуляционной гимнастики, имеющихся  на группах.

3.     Артикуляционная гимнастика – считалочка с презентацией

4.     Теоретическая часть "Артикуляционная гимнастика - основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников"

5.     Видео сюжет "Проведение артикуляционной гимнастики в средней группе"

6.     Практикум "Артикуляционное дерево", «Логокуб», «Кубики для артикуляционной гимнастики»

7.     Выставка – презентация картотек и игровых пособий для проведения артикуляционной гимнастики, имеющихся в логопедическом кабинете.

 

Артикуляционная считалка (автор Куликовская Т.А.).

Итак, сели ровно, спинки выпрямили, плечи расправили, ручки положили на колени,  ножки подружили, посмотрели на меня – улыбнулись.

А теперь, внимание на экран. Начинаем.

 

Все ребята по порядку

Утром делают зарядку.

Язычок наш хочет тоже

На детишек быть похожим.

 

Раз –  мы песенку запели (бегемотик)

Два – уселись на качели (качели)

Три – на лошади скакали (лошадка)

На четыре – поболтали (индук)

Пять – по зубкам постучали (барабанщик)

Шесть – мы в часики играли (часики)

Семь – лакали словно кошка (лакает кошечка)

Восемь – спела нам гармошка (гармошка)

Девять – сделали грибок. (грибок)

Десять – ротик на замок.

Теоретическая часть

По современным нормативам ребенок должен овладеть всеми звуками своего родного языка к 6 – 7 годам. Однако статистика показывает, что далеко не все  дошкольники  к этому возрасту успешно овладевает правильным произношением звуков.

Нарушение произношения может быть вызвано

следующими причинами:

1. Дефектами строения артикуляционного аппарата.

2. Недостаточной сформированностью артикуляционных движений.

3. Недостатками в развитии фонематического слуха.

Недостаток звукопроизношения оказывает негативное влияние на эмоционально-психическое состояние ребенка и мешает не только его развитию, но и общению со сверстниками, полноценной социализации.

Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции, а именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягкого неба, маленького язычка.

На важность и необходимость своевременного формирования артикуляционной моторики у детей  указывали многие отечественные исследователи - Роза Ефимовна Левина, Михаил Ефимович Хватцев, Федор Федорович Рау, Татьяна Борисовна Филичева, Мария Федоровна Фомичева, Галина Васильевна Чиркина и другие

Поэтому  успешное формирование правильного звукопроизношения невозможно без предварительной подготовки, а именно проведения артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики как раз и состоит в том, чтобы нормализовать качества выполнения движений: развивать силу, точность, координацию движений, способность удерживать артикуляционную позу и переключаться с одного движения на другое.

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения).

В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения бывают динамические и статические.

 К статическим относятся:  «улыбка», «трубочка», «окошко», «лопатка»,  «иголочка» они служат для формирования артикуляционного уклада.

 Динамические упражнения: «улыбка – трубочка», «качели», «часики», «лопатка – иголка».

Существуют комплексы упражнений для активных органов артикуляции:

§  губ,

§  нижней челюсти,

§  языка,

§  мягкого нёба,

§  мимической мускулатуры (щёк).

  А также специфические комплексы упражнений с учетом фонетической группы:

§  Для заднеязычных звуков;

§  Для переднеязычных звуков (т, т’, д, д’, н, н’) звуков;

§  Для губных звуков;

§  Для свистящих звуков;

§  Для шипящих звуков;

§  Для сонорных звуков;

§  Для мягких звуков;

§  Для звонких звуков.

Принципом отбора артикуляционных упражнений служит характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука

Недостаточно только отобрать нуждающиеся в коррекции движения, нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому

Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.

Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний и дрожания органа.

Темп - это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, взрослый регулирует темп при помощи отстукивания рукой или счета вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп движения должен стать произвольным - быстрым или медленным.

Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.

Переход (переключение) к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.

 

Как проводить артикуляционную гимнастику?

1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепиться. Желательно заниматься ежедневно 2 раза в день по 3-5 минут (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа). Не следует предлагать детям более 2-3 заданий за один раз, каждое выполняется по 5-6 раз.

Статические упражнения выполняются по 5-7 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

2. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.

3. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык.

4.   Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема.

При отборе заданий для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность, идти от простых к более сложным. Рекомендуется проводить их эмоционально, в игровой форме. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то задание недостаточно хорошо, не следует вводить новых, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые  приемы.

Артикуляционную гимнастику выполняйте сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем. Размещать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено, губы ярко окрашены. Взрослый должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Не надо забывать и правила личной гигиены. У ребенка всегда должен быть чистый платочек, чтобы вытирать губы,  обязательно чисто вымытые  руки и у ребенка и у взрослого.

Работа  организуется следующим образом:

1.     Воспитатель рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2.     Показывает его выполнение.

3.     Упражнение выполняет каждый ребенок по очереди, а воспитатель проверяет правильность выполнения.

4.     Упражнение выполняют все дети одновременно.

Инструкция к упражнению должна быть короткой и понятной ребенку.

§  Улыбнись

§  Покажи зубы,

§  Приоткрой рот,

§  Положи широкий язык на нижнюю губу и удержи под счёт.

Каждое артикуляционное упражнение имеет название, которое отражает его сущность. Для лучшего запоминания необходимо создать образ упражнения, поэтому используется картинка. 

Артикуляционные упражнения могут быть использованы в любых возрастных группах, выполняются по нарастающей от младшей группы к подготовительной. Гимнастика, адресованная детям двух, трех, четырех лет стимулирует естественное появление звуков.

Детям 2 младшей  группы рассказывают, что в речи принимают участие рот, губы, зубы, язык, кончик языка. Знакомят со следующими упражнениями: улыбка, заборчик, трубочка, птенчики, змейка, часики, качели (динамические упражнения).

В средней группе вводятся новые понятия – верхняя и нижняя губа, верхние и нижние зубы, бугорки за верхними зубами.

В старшей и подготовительной группе уже идет работа по формированию артикуляторной моторики. Дети пяти, шести лет и старше смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

В старшей группе вводится  понятие – спинка языка. Следим за плавностью, легкостью, переключаемостью в динамических упражнениях, точностью и устойчивостью при выполнении статических упражнений.

В подготовительной группе уделяем внимание упражнениям на дифференциацию звуков, соотнесение движений с произнесением звуков. Например, «губы улыбаются, когда произносим И».

Работа воспитателя по формированию звукопроизношения и работа логопеда по исправлению произношения звуков различны по организации, приемам, по продолжи­тельности и требуют различных знаний, умений, навыков. Рассмотрим по этапам эти отличия:

Работа воспитателя и логопеда

 

Факторы

 

Воспитатель

Логопед

Педагогическая цель

Стимулирует естественное

появление звуков

 

Преодолевает сложившиеся

нарушения звукопроизношения

 

Формы организации

гимнастики

 

Преобладает фронтальная

форма организации

гимнастики

 

Преобладает индивидуальная

форма организации гимнастики

 

Адресация

упражнений

 

Преобладают

общеразвивающие

упражнения

 

Преобладают специфические

упражнения

 

Характер выполнения

упражнений

 

Преобладают динамические

упражнения

 

Преобладают статические

упражнения

Роль воспитанника в

процессе коррекции

 

Используется активная

артикуляционная гимнастика

 

Используются пассивная,

пассивно-активная и активная

артикуляционная гимнастика

 

Критерии отбора

упражнений

 

учет нормальной

артикуляции вызываемого звука, возможность использования зрительного

контроля со стороны педагога

 

учет нормальной артикуляции

вызываемого звука, учет

конкретной формы (пропуск,

замена, искажение)

нарушения воспитываемого

звука, учет индивидуальных

особенностей и

возможностей ребенка

Нагрузка

Умеренная,

доступная для большинства

детей

 

От минимальной до

максимальной

 

Таким образом, и воспитатель, и логопед должны ясно представлять характер и  особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребёнка правильную речь и подготовить его для  успешного обучения в школе.

Теоретическая часть сопровождается презентацией по теме выступления.

Одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно с нарушением звукопроизношения является принцип повторяемости. Но одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребенку.

Для того, чтобы заинтересовать детей, упражнения стали объединять в небольшие сказки. Ведь все люди на свете любят сказки. И эта любовь начинается с детства. Истории с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит, 50% из того, что видит, и 90% из того, что делает. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения.

В младших группах в основном используются сказки о прогулках веселого язычка.

Одну из них я предлагаю вашему вниманию. Мастер-класс воспитателя ФИО «Артикуляционная гимнастика в средней группе «Прогулка Язычка» (видео сюжет)

В старших группах также используются сказки, но уже более серьезные, например авторские сказки Т.В.Рожковой «Божья коровка», «Загадочная бабочка», «Невоспитанный мышонок». (Презентация картотеки артикуляционных сказок). Можно также использовать стихи, загадки, считалки.

Практикум

Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно – образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами. Картинки-символы используются в различных игровых пособиях.

Кубики для проведения артикуляционной гимнастики. Для каждого звука - отдельный кубик. Догадайтесь, для постановки какого звука кубик с упражнениями "заборчик", "лошадка", "маляр", "грибок", "барабанщик", "заведи моторчик".

Игровое пособие "Логокуб" позволяет производить сменяемость материала, а именно картинок-символов, как педагогу, так и  самому ребенку, манипулируя речевым кубом самостоятельно.

Вашему вниманию хочу представить пособие «Артикуляционное дерево».

Итак, наступила осень. Листочки на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Но у нас не обычное дерево, а артикуляционное. На каждом листочке – картинка с упражнением для язычка. Возьмите себе каждый по листочку с дерева и расскажите нам об упражнении, которое нужно сделать. (Воспитатели берут себе по листочку с дерева, называют картинку и показывают соответствующее упражнение.)

 

   Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме, основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче. Главное, подходить к выполнению  артикуляционных упражнений творчески. 

comments powered by HyperComments

solncesvet.ru

Артикуляционная и дыхательная гимнастика для детей

Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого дыхания является едва ли не основным моментом в структуре логокоррекционных занятий с детьми, имеющими дефекты звукопроизношения. Особенно важную роль артикуляционная и дыхательная гимнастика играет при коррекции такого речевого нарушения, как дизартрия. В работе с детьми-дизартриками принципиальна последовательность проведения гимнастик разного вида. Сначала проводится общая моторная гимнастика, вслед за ней дыхательная, затем голосовая, и только в конце артикуляционная.

Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель—увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Ребёнка учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка. Используются упражнения с сопротивлением, когда логопед кладёт руки на грудную клетку ребёнка, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Ребёнка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха.

При дыхательной гимнастике не следует переутомлять ребёнка. Нужно следить, чтобы он не напрягал плечи, шею, не принимал порочных поз. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт или музыку, в хорошо проветренном помещении.

С детьми проводят дыхательную гимнастику, используя игровые приёмы.

«Кораблики» Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней—бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».

«Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики--«снег»-- и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.

«Кто спрятался?» На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.

«Пузырьки» Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.

«Дудочка» Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.

«Фокус» Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

«Свеча» Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку. Относительно этого упражнения существует предостережение со стороны аюрведической медицины. А именно, дуновение на огонь якобы является проявлением неуважения к стихии огня, и с этим напрямую связано ухудшение зрения в дальнейшем. Однако аюрведическая медицина не является доказательной, поэтому данное предостережение адресовано лишь тем, кто в это верит.

«Деревья» Упражнение аналогично упражнению «Кто спрятался?» Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева), на которую предлагается дуть.

«Греем руки» Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

Артикуляционную гимнастику можно разделить на:

Упражнения для нижней челюсти

Упражнения для щёк

Упражнения для губ

Упражнения для языка

Упражнения для мягкого нёба.

Упражнением для развития подвижности нижней челюсти, а также для устранения саливации, являются жевательные движения. Чтобы побудить ребёнка совершать их, можно предложить ему игру «Корова» (жуём траву, как корова). Нижняя челюсть также задействуется в «Весёлой зарядке» С. и Е.Железновых, когда детям под песенку предлагается стучать зубами:

Головами покиваем,

Носиками помотаем,

И зубами постучим,

И немножко помолчим.

Плечиками мы покрутим,

И про ручки не забудем,

Пальчиками потрясём

И сначала всё начнём.

Эту песенку я использую как физкультминутку на своих занятиях. Однако одну строчку я изменила. Вместо «носиками помотаем» мы поём «язычок свой покусаем». Так, одновременно с зарядкой, ребёнок делает и самомассаж языка. Для этой же цели используются и такие слова:

Язычок погладим ласково губами,

А затем постукаем бережно губами,

Язычок погладим ласково зубами,

Нежно покусаем мы его зубами,

И опять погладим ласково зубами,

А потом похлопаем бережно губами,

И в конце погладим ласково губами.

Упражнением для щёк является одновременное и попеременное их надувание.

Существующая гимнастика для губ станет ребёнку интереснее, если каждое упражнение будет сопровождаться весёлыми стишками, предложенными З.А.Репиной и В.И.Буйко.

1. «Лягушки улыбаются» («Улыбка»)

Квака любит улыбаться,

Рот у Кваки до ушей,

Хоть завязочки пришей.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются,

А глаза у них, как блюдца.

Доброе утро и солнцу, и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

2. «Заборчик»

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем…

А сейчас раздвинем губы —

Посчитаем наши зубы.

3. «Хобот слонёнка»

Подражаю я слону:

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

4. «Трубочка»

Мои губы—трубочка—

Превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду!

Вдоль по улице иду я

И в большую дудку дую:

Ду-ду-ду да ду-ду-ду,

Я по улице иду!

5. «Бублик»

Бублик мы изобразили—

Плавно губы округлили,

Их теперь нельзя смыкать:

Бублик надо удержать.

Когда ребёнок научится выполнять все упражнения для губ, будем чередовать движения.

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я.

Видишь—хобот у меня.

А сейчас я дудочка,

Дудочка—погудочка.

Мне понравилось играть,

Повторю-ка всё опять.

Наиболее сложными в артикуляционной гимнастике являются упражнения для языка.

1. «Лопаточка»

Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким. Язык лопаткой положи. И спокойно подержи. Язык надо расслаблять. И под счёт его держать: Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.

2. «Накажу непослушный язык»

Это упражнение является расслабляющим самомассажем для языка. В обязательном порядке оно выполняется в случае, когда ребёнок не может сделать «лопатку». На губу язык клади, «Пя-пя-пя» произноси, Мышцы расслабляются… Лопатка получается… Ты под счёт её держи… До пяти…до десяти…

3. «Чищу зубы»

Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами.

Чищу зубы, чищу зубы

И снаружи, и внутри.

Не болели, не темнели,

Не желтели чтоб они.

4. «Язык-силач»

Цель: отработать умение удерживать широкий кончик языка за нижними зубами, укреплять мышцы языка, напрягая и расслабляя их.

Язычок у нас силач—

В зубы упирается,

Сильно напрягается,

Горкой выгибается.

Силачу пора на отдых.

Чтобы смог он полежать,

Мышцы будем расслаблять.

5. «Качели»

Цель: выработать умение менять положение языка с постепенным ускорением темпа.

На качелях я качаюсь:

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

6. «Горка»

Цель: выработать умение прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам и поднимать переднюю часть спинки языка, упирая при этом его кончик в нижние передние резцы.

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго:

Кончик в зубы упирается,

Бока кверху устремляются.

7. «Пиала»

Цель: выработать умение делать язык широким, приподнимая его края и удерживая форму чашечки.

Язык широкий положи,

Его края приподними—

Получилась пиала,

Почти круглая она.

В рот её ты занеси

И края к зубам прижми.

8. «Вкусное варенье»

Цель: выработать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки-пиалы.

Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

9. «Грибок»

Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную уздечку.

На лесной опушке,

Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка—

Шляпка на макушке.

10. «Гармошка»

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную уздечку, закреплять умение подъёма языка.

К нёбу язычок прижми,

Челюсть ниже опусти.

Рот открой, потом прикрой,

Гармонист ты неплохой.

11. «Иголочка»

Цель: выработать умение делать язык узким, напрягая его мышцы.

Язык в иголку превращаю,

Напрягаю и сужаю.

Острый кончик потяну,

До пяти считать начну.

Раз, два, три, четыре, пять!

Иголку я могу держать.

Полезно чередовать движения языка «лопаточка--иголочка»

Язык лопаткой уложи

И спокойно подержи.

А потом—раз,два, три—

Как иголку заостри.

12. «Лошадка»

Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать подъём языка вверх.

Я лошадка Серый Бок!

Цок-цок-цок-цок.

Я копытцем постучу,

Цок-цок-цок-цок.

Если хочешь—прокачу!

Цок-цок-цок-цок.

Посмотри, как я красива:

Цок-цок-цок-цок.

Хороши и хвост, и грива,

Цок-цок-цок-цок.

Я лошадка Серый Бок!

Цок-цок-цок-цок.

13. «Маляр»

Цель: отработать подъём языка вверх и его подвижность.

Красить потолок пора,

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Язык к нёбу поднимаем,

Проведём вперёд-назад—

Наш маляр работе рад!

14. «Ступеньки»

Цель: выработать подъём языка вверх, умение удерживать его в верхнем положении при чередовании движений.

И пошёл язык гулять,

По ступенькам шагать:

РАЗ—широким языком

Обними верхнюю губу,

ДВА—широким языком

Обними верхние зубы,

Три—язычок прыгнул

За зубы к бугорочкам

И весело попрыгал по ним

Четыре раза: д-д-д-д.

15. «Барабанщик»

Цель: укрепить мышцы кончика языка, выработать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым.

Барабанщик очень занят, д-д, д-д-д,

Барабанщик барабанит, д-д, д-д-д,

Бей, руками помогай, д-д, д-д-д,

Ритм ногами отбивай, д-д, д-д-д,

Учись играть на барабане, д-д, д-д-д,

Твой язык послушным станет, д-д, д-д-д,

Язык, кверху поднимайся, д-д, д-д-д,

Смотри — с ритма не сбивайся, д-д, д-д-д.

16. «Маятник»

Цель: выработать подвижность языка, укрепляя его мышцы, и закрепить пространственную ориентировку правой и левой сторон.

Влево—вправо,влево—вправо

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

Нет необходимости выполнять все перечисленные упражнения. Они выбираются с учётом затруднений, испытываемых ребёнком. Например, если у ребёнка не выходят шипящие, следует потренироваться делать упражнение «Пиала». Если нет звука Р, нужно обратить внимание на упражнения «Лошадка», «Грибок», «Ступеньки», «Барабанщик». Чтобы создать благоприятный эмоциональный фон для артикуляционной гимнастики, можно сочинить с ребёнком сказку о Весёлом язычке и выполнять под эту сказку необходимые упражнения. Вот пример такой сказки.

Сказка о Весёлом язычке

Жил-был Весёлый язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (губы), затем вторую дверку (зубы). Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать («Лопаточка»). Позагорал и опять спрятался в домик.

Снова выглянул из домика Язычок, посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смотреть по сторонам и закачался он, как маятник в старинных часах: вправо-влево («Маятник»). Покачался-покачался и в домик спрятался.

Через минутку непоседа выглянул снова. Увидел, как девочка на качелях качается: вверх-вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее («Качели»). И он так же покачался.

Посмотрел Язычок, а перед ним стоит сказочный домик с тремя ступеньками («Ступеньки»).

Любопытный Язычок заглянул в окошко и увидел там… Девочка собралась чистить зубы! Решил Язычок вместе с девочкой и свои зубы почистить. Чистил он их старательно, вычистил добела.

В это время девочка умылась и ушла. Загрустил Язычок, но ненадолго. Огляделся вокруг и увидел, как возводится новый многоэтажный дом. Интересно стало Язычку, что делают внутри дома, и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там увидел? Маляра! Стал он ему помогать («Маляр»).

Вдруг услышал Язычок весёлую дробь барабана. Д-д-д—слышалось вокруг. Д-д-д—повторял за барабаном язычок («Барабанщик»). Увидел Весёлый Язычок лошадку и вспомнил, что давно не катался («Лошадка»).

Детям нравится, когда выполнение каждого артикуляционного упражнения сопровождается показом соответствующей картинки. Набор наглядности для артикуляционной гимнастики можно приобрести в книжном магазине или изготовить самостоятельно.



biofile.ru

Артикуляционная гимнастика о деревьях для детей



Артикуляционная гимнастика о деревьях для детей шведская стенка выбрать ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: шиповник, Какие деревья вы знаете?(Лиственные и хвойные). Где растут деревья? речь (7) Артикуляционная гимнастика (6) Игры Онлайн (6) Подготовка к. Лес. Деревья. Грибы. (). Артикуляционная гимнастика. Моторика. Фонематический слух Дети берут листочки и дуют на них. Листик летает как?. артикуляционная гимнастика. Листочки на деревьях (пальчики) чуть-чуть шевелятся. Подуем как сильный ветер «У-у--у! . Дети водят хоровод. (Кисти .

Артикуляционная гимнастика о деревьях для детей -

Кончик языка не должен загибаться внутрь. Очищение, питание и омоложение: Мелкая моторика это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших. Мы уже пробуем это выполнять! Губы находятся в положении улыбки. Звук "и" отделяется от звука эскиз настенного турника паузой. Реклама на сайте Контакты. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. Новогодний праздник - Здравствуй, Дедушка Мороз! Эта долька - для ежа, Эта долька - для стрижа, Эта долька - для котят, Эта долька Пальчиковые игры Апельсин Мы делили апельсин. Артикуляционная гимнастика о деревьях для детей шведская стенка детская kampfer

Видео по теме

1-3 года, артикуляционная гимнастика❿❽ Похожие новости:
  • Купить скалодром в детскую
  • Как надо правильно качаться на турнике
  • Турник пресс брусья установка
  • Похожие записи

    Купить турник для дома заказать 16.05.201716.05.2017 автор: Аверкий

    reh.detkistroy.ru

    Персональный сайт - Артикуляционная гимнастика

    Артикуляционная гимнастика

    1. «Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

    Наш  Дениска – озорник

    Тянет губки к ушкам.

    -Посмотрите, — говорит,

    -Я теперь — лягушка!

    2. «Дудочка». Вытянуть сомкнутые губы вперед дудочкой.

    3. «Заборчик». Широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних).

    4. «Улыбка – Дудочка». Вытянуть вперед губы дудочкой, затем растянуть губы в улыбку.

    Улыбайся народ,

    Потом губы – вперёд!

    И так делаем раз шесть.

    Всё! Хвалю! Начало есть!

    5. «Заборчик - Дудочка». Широко улыбнуться, показать сжатые зубы, затем вытянуть вперед губы дудочкой.

    6. «Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

    7. «Чашечка». Кончик языка поднять, слегка приподнять края языка, сначала вынести «чашечку-язык» перед губами, затем внести в середину рта.

    Язычок наш поумнел.

    Чашку сделать он сумел.

    Можно чай туда налить.

    И с конфетами попить.

    8. «Лопаточка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

    Язык широкий покажи

    И лопатку подержи.

    9. «Чистим зубки». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

    10. «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз. Убрать язык вглубь рта.

    Губка верхняя в варенье

    Ах, неаккуратно ел.

    Вот облизывать придётся

    Будто нету других дел.

    11. «Непослушный язычок». Широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя…».

    12. «Болтушка». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не послышится сочетание «БЛ-БЛ-БЛ...».

    13. «Грибок». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу

    14. «Гармошка». Положение языка, как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот 

    15. «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась не подвижной.

    Вот лошадка скачет ловко,

    У лошадки есть сноровка!

    Много, много в цирке лет,

    А ребятам всем – привет!

    16. «Часики (Маятник)». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет к уголкам рта.

    Часики туда, сюда

    Делают вот так: «Раз – два

    17. «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

    А сейчас качели вверх

    Тянем, тянем до небес.

    Вниз теперь их полёт

    И никто не отстаёт.

    18. «Иголочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

    19. «Лопаточка» - «Иголочка». Улыбнуться приоткрыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка – острым.

    Лопаткой ямку я копаю,

    Цветы иголкой вышиваю.

    20. «Киска сердится» («Горка»). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

    Кошка сердится на Машу:

    Хочет рыбку, а не кашу.

    21. «Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается вглубь рта.

    22.  «Футбол». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

    Погонять тебе охота?

    Загоняем мяч в ворота.

    23. «Оближем губки». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

    24. «Полоскание рта.» Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. Имитировать полоскание рта водой.

    Обезьянка, бегемотик –

    Все водой полощут ротик.

    25. «Барабан.» Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, при этом четко произносить звук «д-д-д…» - сначала медленно, затем темп увеличить.

    Петя встал сегодня рано

    И стучит по барабану.

    26. «Подуй на чёлку!» Высунуть широкий кончик языка, поднять к верхней губе и подуть вверх. Воздух идет посередине языка, щёки не надуваются.

    27. «Рыбка». Губы сжаты, щеки втянуты.

    Не нужны сейчас улыбки –

    Делай ротик, как у рыбки.

     

     

    anmaksimova.ucoz.ru