«ДИКЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА И ДИКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ: СКОРОГОВОРКИ, МИМИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ». Дикционная гимнастика это


«ДИКЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА И ДИКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ: СКОРОГОВОРКИ, МИМИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ»

Шубина Наталья Юрьевна музыкальный руководитель МБ ДОУ № 3 «Яблочко» п. Тульский «ДИКЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА И ДИКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ: СКОРОГОВОРКИ, МИМИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ» В наше время большинство людей плохо пользуются речью. Безграмотно ставят ударения, неверно произносят звуки в словах. В наших детских садах и школах не учат ни красноречию, ни правильной дикции, зачастую сами учителя страдают неверным произношением. Ситуация осложняется активным проникновением в наш язык иностранных слов и развитием сленга. Иногда считается, что исправить недостатки произношения звуков и других дефектов речи невозможно. Но я считаю, что, приложив ежедневные усилия и выполняя рекомендации можно улучшить свою речь и устранить дефекты звукопроизношения. В работе над дикцией очень помогают артикуляционные упражнения, с помощью которых утрируются согласные звуки и максимально открывается рот на гласных звуках, и тем самым уменьшается давление на связки и, следовательно, голос будет меньше уставать. Работа над дикцией – это работа над правильным произношением звука. Дикция является средством донесения текстового содержания песенного произведения и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытия образа. Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо, прежде всего: • укрепить мышцы языка, губ и нижней челюсти; • наладить правильное речевое дыхание. Для этого разработан ряд упражнений, который позволит развить вокальные данные и помочь в постановке голоса – это одно из важнейших условий для качественного пения. Предлагаемые дикционные упражнения помогут обучающему пению овладеть голосом, речью, дыханием, что необходимо для красивого пения. Четкая дикция – непременное условие успешного выступления на сцене артиста в любом амплуа. Для вокалиста работа над артикуляцией имеет особое значение, потому что влияет на силу голоса, его подачу и качество звучания. Все упражнения для губ и языка делаются перед зеркалом. Упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата и произношения. Упражнение №1. Вытяните губы трубочкой, будто хотите поцеловать кого-то на расстоянии, или произнесите звук «у-у-у» и затем широко улыбнитесь во весь рот, растягивая губы и обнажая зубы. Повторите это упражнение не менее 10 раз на счет «раз, два». «Раз» – губы вытянуты трубочкой, «два» – переведены в широкую улыбку. В результате тренинга начальное напряжение губ и щек должно исчезнуть. Упражнение №2. Убедившись, что губы, сложенные в трубочку-«хоботок», устойчиво зафиксированы, подвигайте «хоботком» вправо-влево. Щеки должны быть неподвижны. Это получается не сразу, поэтому в начале их можно придержать ладонями. Если не удается двигать губами-трубочкой сидя или стоя перед зеркалом, положите зеркало на стол и выполняйте упражнение, опустив голову вниз. Повторите упражнение 10 раз. Упражнение выполнено правильно, если «хоботок» свободно движется влево и вправо при неподвижных мышцах щек. Упражнение №3. Глядя в зеркало, зафиксируйте «хоботок», а затем поднимите его вверх на счет «раз» и опустите вниз на счет «два». Подбородок и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Проделайте это упражнение не менее 10 раз. Не торопитесь, медленно поднимайте «хоботок» и так же медленно опускайте. Это нелегкое, но очень эффективное упражнение для улучшения дикции. Не старайтесь добиться большой амплитуды движения. Следите за свободой движения «хоботка» и неподвижностью нижней челюсти и мышц щек.

schoolfiles.net

СКОРОГОВОРКИ, МИМИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ» страница 2

Упражнение №4. Упритесь кончиком языка в щеку и растяните ее, а затем – другую, словно вы катаете во рту конфету: раз – два, раз – два. Постепенно усиливайте давление языка на щеки. Повторите упражнение не менее 19 раз. Для снятия напряжения сделайте несколько жевательных движений и проглотите слюну.

Упражнение №5. Упритесь кончиком языка в верхнюю губу, затем – в нижнюю. Повторите упражнение не менее 10 раз. Для снятия напряжения сделайте несколько жевательных движений и проглотите слюну.

Дикционные упражнения, направленные на развитие дыхания и силы голоса.

После разминки из предыдущих пяти упражнений можно начать тренинг на четкое и правильное произношение звуков. В русском языке 6 гласных звуков и начинать тренинг именно с них:

У О А Э И Ы

Эта последовательность образует линейку гласных. При выполнении этих упражнений надо следить за дыханием и правильной осанкой.

Упражнение №1. Вдохните, задержите дыхание и на выдохе слитно (как одно слово) произнесите линейку гласных, пока не закончится воздух. Засеките время по секундомеру. С каждым следующим разом время должно увеличиваться. Повторите упражнение не менее 5 раз. Далее следует повторить все то же самое, только гласные в линейке надо произносить отрывисто, отделяя каждый звук друг от друга. Упражнение выполняется не менее 5 раз.

Упражнение №2. Вдохните, задержите дыхание и на выдохе, «Посылая звук в темя или в «маску» (в нижнюю часть лба), стремясь, чтобы гласная звучала коротко и резко. Как выстрел, а согласная – длинно, произнесите следующие слоги:

ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ

БУ БО БА БЭ БИ БЫ

Каждая линейка произносится на новом вдохе. При выполнении этого упражнения не нужно следить за выдохом – он естественным образом получится правильным. Повторить упражнение не менее 5 раз. Надо проконтролировать, чтобы все звуки звучали четко, в голосовых связках не было напряжения, а в горле не першило.

Упражнение №3. Соблюдая рекомендации к предыдущему упражнению произнесите следующие слоги:

ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ

БУ БО БА БЭ БИ БЫ

КУ КО КА КЭ КИ КЫ

ГУ ГО ГА ГЭ ГИ ГЫ

Повторите упражнение 5 раз.

ПУ БУ ПО БО ПА БА ПЭ БЭ ПИ БИ ПЫ БЫ

КУ ГУ КО ГО КА ГА КЭ ГЭ КИ ГИ КЫ ГЫ

Повторите упражнение не менее 5 раз. Следите за четкостью произнесения и легкостью в связках и горле. Дыхание берите по мере необходимости.

Упражнение №4. После того как вы сможете оценить выполнение предыдущих заданий на «отлично», можно расширить объем произносимых слогов и усложнить их. Каждый пример повторяйте трижды:

ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ БУ БО БА БЭ БИ БЫ

ПУ БУ ПО БО ПА БА ПЭ БЭ ПИ БИ ПЫ БЫ

КУ КО КА КЭ КИ КЫ ГУ ГО ГА ГЭ ГИ ГЫ

КУ ГУ КО ГО КА ГА КЭ ГЭ КИ ГИ КЫ ГЫ

РЛУ РЛО РЛА РЛЭ РЛИ РЛЫ

ЛРУ ЛРО ЛРА ЛРЭ ЛРИ ЛРЫ

РЛУ-ЛРУ РЛО-ЛРО РЛА-ЛРА РЛЭ-ЛРЭ

РЛИ-ЛРИ РЛЫ-ЛРЫ

Важно постоянно контролировать свои ощущения в ходе занятий, следовать всем изложенным рекомендациям, не забывать о дыхании и ровной спине.

Упражнение №5. Это упражнение более объемное и сложное. По описанному выше методу 3-5 раз повторите следующие звукосочетания:

ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ

БУ БО БА БЭ БИ БЫ

БУ-БУ-БУП БО-БО-БОП БА-БА-БАП

infourok.ru

Дикция и артикуляция

О том, как важно для ребенка хорошо освоить речь, знает большинство родителей. Они уделяют внимание её развитию, волнуются, если замечают, что их малыш отстает в освоении слов от сверстников. Но зачастую,  говоря о развитии речи, они прежде всего заботятся о том, чтобы у ребенка был хороший словарный запас, правильное употребление слов и построение фраз. Хорошая дикция не стоит в списке приоритетов. Когда у дошкольника неправильное произношение звуков или слабая техника речи, взрослые зачастую умиляются и считают это возрастной особенностью, не видя в этом нарушение дикции, которое требует какой-то дополнительной заботы.

Проблемы с дикцией начинают особенно проявляться у школьников, когда плохое произнесение звуков приводит к затруднениям в письме, а плохая дикция голоса порождает коммуникационные проблемы. Вот тогда-то взрослые всерьез начинают задаваться вопросом – как улучшить дикцию и речь.

Строение артикуляционных органов

Чтобы понять как улучшить дикцию, нужно прежде всего разобраться с причинами, порождающими проблемы с произношением звуков и слов у ребенка. Часть сложностей связана с несовершенством артикуляционных органов малыша. Развитие артикуляционного аппарата происходит у малыша постепенно и именно поэтому освоение произношения сложных звуков происходит лишь к определенному возрасту, когда заканчивается необходимое для этого формирование артикуляционного аппарата.

Чтобы у ребенка была четкая дикция, необходимо хорошая работа не только губ, языка, неба, но и многих других мышц – жевательных, глотательных, мимических и т.д. Для того, чтобы произнести даже самые простые слова, в работу вступают органы дыхания, мышцы лица, ротовой полости, плечевого пояса и грудной клетки. На рисунке можно увидеть строение артикуляционных органов.

Развитие артикуляционной моторики требует тренировать все эти группы мышц.

Как развить дикцию

Отработка дикции малыша начинается с самого раннего возраста, когда родители об этом, бывает, ещё и не задумываются. Это происходит, если вы сами обладаете развитой дикцией, и говорите с малышом, четко и правильно артикулируя звуки. Это помогает заложить у крохи представление о правильном звучании речи, формирует фонематический слух, которые при завершении формирования органов, осуществляющих артикуляционную функцию, позволят ему без особых проблем овладеть техникой речи.

Важна также для дикции интонация, выразительность речи взрослых, которые окружают ребенка. Монотонная невыразительная речь даже при правильном произношении звуков воспринимается тяжело, а у дошкольника, который физически не в состоянии произносить сложные звуки, неправильные интонации и монотонность делают её совсем непонятной. Это может привести к неуверенности малыша в своих силах и затруднить в будущем коммуникационные навыки. Чтобы не допустить этого, читайте детям любой текст с выражением, играйте голосом и привлекайте детей к игре, где они будут говорить за игрушку или персонаж сказки.

Если у ребенка серьезные логопедические проблемы, то о том, как выработать дикцию, лучше посоветоваться со специалистом. Логопед сегодня есть практически в каждой школе и в детском саду. Детский сад проводит для родителей дни открытых дверей, где можно получить совет и консультацию логопеда. Но чтобы таких проблем не возникало, работа над дикцией должна начаться достаточно рано, когда ребенок ещё в младшей группе детского сада.

Для улучшения дикции обычных детей достаточно внимательных любящих родителей, которые могут помочь малышу в освоении сложностей родной речи. Для этого им необходимо уделить внимание следующему:

  • Развивать артикуляторный аппарат ребенка, в чем помогут артикуляционные игры и гимнастика.
  • Формировать правильное речевое дыхание
  • Развивать фонематический слух

Скороговорки для развития речи и дикции детей

Один из лучших способов тренировать артикуляционный аппарат – это говорить. Но не просто говорить, а играть с ребенком, произнося веселые, намеренно усложненные для произношения скороговорки. Скороговорки для хорошей дикции, то же, что гимнастика. Заставляя малыша произносить сложные для него звуки и сочетания, скороговорка помогает вырабатывать беглость их произношения, тренирует нужные мышцы. Любой логопед подтвердит пользу скороговорок и назовет плюсы их разучивания с малышом:

  • Текст скороговорки хорошо продуман и является артикуляционной игрой, тренирующей соответствующую группу мышц
  • Чтобы правильно повторить чистоговорку, надо её хорошо расслышать. Это развивает фонематический слух ребенка.

Для того, чтобы игра со скороговорками пошла на пользу дикции ребенка, а не привела к разочарованию, соблюдайте простые правила.

  • Прежде чем учить скороговорку с ребенком, произнесите её сами, четко артикулируя звуки и слова.
  • Не требуйте от малыша, чтобы он выучил и повторил весь текст сразу. Вначале повторите с ним отдельные сложные слова, помогая ему произносить их.
  • После того, как все слова освоены, произносим вместе скороговорку медленно и четко. И только после этого «включаем скорость».
  • Занятия должны длиться от 5 до 10 минут в зависимости от возраста ребенка.

Дикция и артикуляционная гимнастика для детей

Другой способ, улучшающий дикцию, это специальные упражнения для дикции или артикуляционная гимнастика. Это упражнения для речевого аппарата, укрепляющие и развивающие мышцы, которые участвуют в произношении слов. Они полезны для всех детей, а не только тех, у кого есть логопедические проблемы.

Артикуляционная гимнастика включает два типа упражнений:

  • Статические – когда язычок, губы и т.п. должны удерживаться в заданной позиции в течении определенного количества секунд
  • Динамические – в которых главное правильно выполнять движения

Для эффективного выполнения гимнастики запомните несколько правил:

  1. Гимнастик не должна утомлять малыша, поэтому длиться не более десяти минут.
  2. Чтобы закрепить навыки правильного выполнения заданий, гимнастика обязательно делается перед зеркалом, чтобы ребенок видел положение своих языка, губ и т.д.
  3. Упражнения выполняются без спешки, размеренно, не более 4 – 5 за один сеанс.
  4. Если у малыша что-то не получается, то можно помочь ему ручкой чайной ложки.
  5. Гимнастику нужно делать ежедневно.
  6. Комплекс упражнений должен быть правильно подобран. Лучше всего посоветоваться с логопедом.

Для детей 2–3 лет

Хотя у детей 2 -3 лет ещё не определяют проблемы с дикцией, ведь они только осваивают родную речь, артикуляционная гимнастика будет полезна и им. Она укрепит их мышцы и подготовит к освоению сложных звуков. Но больший упор в этом возрасте делается на развитие слухового внимания, постановке дыхания, привлечение внимания к интонациям и громкости/тихости голоса. С такими малышами вместо скороговорок мамы повторяют звукоподражательные сочетания: -му-му, ко-ко-ко, бум, мяу и т.п., добиваясь четкости произношения.

Вот несколько упражнений для этого возраста из картотеки логопеда.

Детям 4–5 лет

Уроки в этом возрасте направлены на то, чтобы познакомить малышей с артикуляционным аппаратом, показать основные органы, которые участвуют в речи, обратить внимание, что они могут делать. Повторяются уже известные и осваиваются новые упражнения.  Постепенно задания усложняются, темп увеличивается

Ребенку 6–7 лет

В этом возрасте тренировка дикции идет уже более целенаправленно, так как видно, какие проблемы и отставания в освоении звуков есть у ребенка. Ему уже по силам выполнить практически любые упражнения.

Как научить ребенка говорить букву Л

Для освоения конкретных звуков должен быть подобран комплекс упражнений, направленных на развитие нужной группы мышц. Начинает знакомство с ней артикуляционная характеристика звуков речи, дается описание, как действуют органы речи при их произнесении. Звуки обычно осваиваются группами, схожими по произношению. Вначале шипящие звуки, и лишь затем Л / Р. В этой паре более легкий для освоения звук Л, но развитие групп мышц, необходимых для его произношения, та же, что и для более трудного Р. Поэтому вначале ставят Л.

Как научить ребенка говорить букву Р

Постановка звука Р одна из самых сложных. Артикуляционная гимнастика для звука р повторяет те же упражнения, что и для звука Л. Также  может включать в себя следующий комплекс.

Развиваем речевое дыхание

Для хорошей дикции важна постановка правильного дыхания у малыша. Он должен развивать его, умение его контролировать. Для этого пойте с ребенком, дайте ему делать мыльные пузыри, учите его целенаправленно выдыхать. Лучше всего это делать в форме игры. Например:

  • «Снежок». Дуть на кусочек ватки, чтобы она летала
  • «Буря». Дуть через трубочку в сосуд с водой, то усиливая, то ослабляя «бурю».
  • «Ветерок». Дуть на свечу плавно и легко, чтобы отклонять пламя, а не потушить его

Если разучивать с ребенком скороговорки, делать каждый день даже 3-4 упражнения, обратить внимание на его дыхание, то вы скоро заметите улучшение техники речи вашего малыша.

razvitieiq.ru

Эффективное упражнение, чтобы улучшить дикцию. Упражнения для дикции: полезные советы

Хорошая дикция, четкое произношение звуков и приятный тембр голоса являются залогом успеха во многих сферах современной жизни. Уникальные речевые данные очень редко даются человеку от природы. Однако этому искусству можно научиться в любом возрасте, если регулярно выполнять упражнения для улучшения дикции. Когда вы устраните дефекты речи, вы перестанете переживать из-за публичных выступлений и будете более свободно общаться в неформальной обстановке. Возможно, после этого пойдет вверх и ваша карьера. Помните, что на любом месте и в любой профессии выделяют людей, которые умеют излагать свои мысли в красивой и лаконичной форме. В этой статье мы приведем простые, но эффективные упражнения, которые помогут улучшить дикцию речи.Упражнение, чтобы улучшить дикцию

Артикуляционная гимнастика

Мы часто слышим о пользе физических упражнений для здоровья человека. Однако мало кто задумывается, что артикуляционный аппарат также нуждается в постоянных тренировках. Выполняя упражнение, чтобы улучшить дикцию, всего 10–15 минут в день, вы можете добиться очень хороших результатов. Начните свой день с этой гимнастики - и уже очень скоро вы заметите, как окрепла мышечная система языка, губ и щек. Артикуляционный аппарат станет подвижнее, а речь - четче.

  • «Забор» - сомкните зубы и широко улыбнитесь. Удерживайте это положение десять секунд и возвращайтесь в исходное положение. Следите за тем, чтобы хорошо был виден верхний и нижний ряд зубов. Повторите упражнение несколько раз.
  • «Трубочка» - не размыкая зубов, вытяните губы вперед. Можете при этом тянуть звук «у-у-у-у» десять секунд. Повторите упражнение.
  • «Иголочка» - откройте рот и как можно дальше вытяните острый язык. Удерживайте это положение пять секунд и расслабьте мышцы. Повторите несколько раз.
  • «Блин» - покажите своему отражению язык, положив его на нижнюю губу и сделав как можно шире. Повторите.
  • «Облизываем губы» - расслабьте нижнюю челюсть и постарайтесь удерживать ее в одном положении. Облизните верхнюю губу, вытягивая язык как можно сильнее. Повторите то же самое действие с нижней губой.
  • «Качели» - касайтесь языком поочередно верхней и нижней губы. Выполняйте упражнение в медленном темпе и старайтесь не двигать подбородком.
  • «Хомяк» - сомкните губы и надавите изнутри языком на щеку в течение пяти секунд. Повторите манипуляцию и с другой щекой.

 10 упражнений, которые помогут улучшить дикцию речи

Правильное дыхание

Мало кто обращает внимание на свою осанку, частоту вдохов и выдохов во время общения с другими людьми. А жаль! Именно эти факторы играют важную роль для постановки красивого голоса и четкого произношения слов. Выполняйте ежедневно следующее упражнение, чтобы улучшить дикцию.

Упражнения для вдохов и выдохов

  • Исходное положение: встаньте прямо, поставьте руки на пояс, а ноги на ширину плеч. Чуть приоткройте губы и сделайте медленный выдох, как бы преодолевая сопротивление. Когда у вас начнет получаться, усложните задание. Например, во время выдоха читайте любое четверостишье. Затем попробуйте выполнить данное упражнение в сочетании с ходьбой или приседаниями.
  • Вернитесь в исходное положение, сделайте спокойный вдох, медленно наклоняясь вперед. При этом обратите внимание на спину, которая должна быть прямой. На выдохе начните подниматься и тяните звук «м-м-м».

Упражнения, которые помогут улучшить дикцию речи

10 упражнений для улучшения дикции и тембра голоса

  1. Опустите подбородок к груди и начните двигать нижней челюстью влево и вправо. Упражнение выполняется медленно и без резких движений.
  2. Исходное положение: спина прямая, голова также опущена вниз. Медленно выдвигайте челюсть вперед и отводите максимально назад.
  3. Сложите руки на груди и медленно наклоняйтесь вперед, произнося при этом звук «у-у-у-у» низким голосом.
  4. Растяните губы в широкой улыбке и разомкните зубы. Начните водить языком справа налево, расслабив мышцы лица.
  5. Вытяните язык и проведите им по внешней стороне верхних и нижних зубов. Повторите несколько раз.
  6. Вытяните язык вперед таким образом, чтобы он напоминал чашу. Повторите.
  7. Не забывайте и о роли красивой осанки в постановке речи. Всегда следите за тем, в каком положении находится ваша спина. Чтобы вы понимали, как это трудно, положите на голову несколько книг и походите с ними по комнате. Попробуйте, находясь в этом положении, прочитать текст или стихотворение.
  8. Читайте тексты, зажав в зубах ручку или карандаш. Постарайтесь как можно четче произносить слова и отдельные звуки. Повторяйте это упражнение каждый день по 15 минут.
  9. Читайте в быстром и медленном темпе, громким и тихим голосом.
  10. Усложните предыдущее упражнение. Читайте стихи, когда прыгаете на скакалке или во время ходьбы. Следите, чтобы не сбивалось дыхание и выдерживались интонационные паузы.

Чистоговорки10 упражнений, которые помогут улучшить дикцию речи

Отработать произношение отдельных звуков можно с помощью специальных рифмованных фраз или чистоговорок. В них несколько раз встречается один и тот же согласный, и вы легко можете научиться выговаривать трудные звуки. Ежедневно делайте эти упражнения для дикции.

Полезные советы, как улучшить дикцию и четкость речи, приведены ниже. Начните работу с произношения чистоговорок в медленном темпе. Проговорите каждый звук, обратите внимание на трудные сочетания и проверьте четкость своего произношения. Чтобы избежать ошибок, прослушайте аудиозаписи дикторов с правильным произношением. В конце каждой тренировки записывайте себя на диктофон, отмечайте ошибки и достижения.

Скороговорки

Упражнения для улучшения дикции. Полезные советы как улучшить дикцию

Знакомое всем с детства упражнение, чтобы улучшить дикцию, является очень эффективным инструментом для достижения поставленной цели. Проговаривая трудные звуки и их сочетания, вы учитесь четкому и ясному произношению. Прочитайте скороговорку очень медленно, постарайтесь образно представить себе картину, о которой повествует стишок. После этого постарайтесь немного увеличить темп. Обязательно говорите вслух, но если вы начинаете сбиваться, то сразу же возвращайтесь к медленному проговариванию. Через какое-то время вы заметите, как непослушные звуки начнут произноситься легко и непринужденно.

Интонация

Вы совершаете большую ошибку, если думаете, что люди воспринимают только информацию, которая заложена в вашей речи. На самом деле внимание слушателя захватывает интонация, с которой говорит оратор. Учитесь произносить фразы выразительно, повышая и понижая голос. Только тогда, когда вы будете делать акценты и выдерживать паузы, собеседник оценит в полной мере ваши высказывания.

Упражнения для дикции. Полезные советы, как улучшить дикцию

Как улучшить дикцию. Упражнения

  • Начните с самых простых упражнений и постепенно усложняйте их.
  • Используйте каждую минуту свободного времени для тренировок. Только в этом случае вы сможете быстро достичь намеченных целей.
  • Занимайтесь регулярно без больших перерывов.
  • Записывайте небольшие выступления на диктофон или камеру. Просматривайте ролики, отмечайте положительные изменения и учитывайте моменты, над которыми вам предстоит работать в дальнейшем.
  • Читайте литературу о том, как улучшить дикцию. Упражнения должны быть разнообразными, иначе вы быстро потеряете интерес и забросите занятия.
  • Не пренебрегайте помощью специалистов и педагогов, которые могут предложить вам полезное упражнение, чтобы улучшить дикцию и устранить типичные для новичков ошибки.
  • Если у вас есть возможность записаться на курсы актерского мастерства, то сделайте это немедленно. Занятия помогут вам раскрепостить речь, движения и жесты. Также вы научитесь выразительной декламации и перестанете страшиться публичных выступлений.

fb.ru

упражнения на дикцию, методики усовершенствования речи

Сценическая речь: особенности, простые упражнения, эффективные методики обучения

Хотите чтобы ваш ребенок в будущем стал теле- или радиоведущим, известным актером? Сами планируете построить успешную карьеру на сцене? Тогда нужно долго и упорно заниматься развитием сценической речи. Методика обучения включает разнообразные упражнения на дикцию. Есть специальные занятия по актерскому мастерству как для взрослых, так и для детей. Хотите узнать что такое сценическая речь и выучить простые упражнения для развития речевого аппарата? Тогда читайте эту статью до конца.

В чем особенность сценической речи?

Сценическая речь, упражнения на дикцию

Каждый человек, который мечтает стать известным актером, обязательно должен регулярно выполнять упражнения по сценической речи. Громкий голос, четкая дикция, правильная расстановка акцентов в тексте – все это позволяет выразить чувства и эмоции, обыграть произведение. Техника сценической речи не так проста, как может показаться на первый взгляд. Актер должен уметь передать настроение, показать внутренний мир или другие психологические черты своего персонажа. Если вы научитесь делать это правильно, то очень скоро сможете стать настоящей звездой кино и театральных сцен.

Сценическая речь, как неотъемлемая часть актерского мастерства, развивалась постепенно, становилась все более совершенной. Древнегреческие ораторы практиковали речь в движении, ведь такое выступление неизменно вызывало особый интерес публики. Уже тогда люди поняли, что важен не только смысл слов в тексте, но также интонация и способ прочтения.

Демосфен, известный оратор и философ, имел от природы очень тихий голос, его речь была невнятной и многие слушатели часто не понимали смысл его слов. Тогда он стал работать над собой, ежедневно выполняя упражнения на дикцию. Для этого Демосфен выходил на край скалы у моря и произносил свою речь, перекрикивая шум волн. Также его современники утверждают, что он часто уединялся в пещере и там репетировал свои монологи, чтобы иметь возможность услышать самого себя.

К счастью, сегодня не нужно прибегать к таким экстремальным способам, чтобы улучшить свое произношение и выразительность речи. Уроки сценической речи для детей и новичков достаточно простые. Вы можете выполнять простые упражнения для дикции дома самостоятельно или посещать занятия с педагогом.

Как быстро усовершенствовать технику речи?

Хотите, чтобы ваша речь стала красивой, четкой и правильной, нужно регулярно посещать специальные уроки. Это и не удивительно, ведь преподаватели отлично знают свой предмет. Вам наверняка не единожды приходилось бывать на лекциях, и слушать очень скучную и невнятную речь от которой хочется спать. Профессиональный оратор использует все возможности своего речевого аппарата, чтобы постоянно удерживать внимание и привлекать интерес слушателей. Уроки сценической речи будут одинаково полезны как будущими артистам, так и бизнесменам, политикам и прочим специалистам, деятельность которых непосредственно связана с общением.

Чтобы максимально быстро научиться в полной мере владеть своим голосом и усовершенствовать дикцию, выполняйте несложные упражнения по сценической речи ежедневно. Это займет у вас не так много времени, но принесет желаемый эффект. Для красивой речи дыхание не менее важно, чем четкая дикция. Именно поэтому на уроках сценической речи вы будете не только проговаривать скороговорки и выразительно читать тексты, но также выполнять дыхательную гимнастику.

Варианты упражнений для постановки дыхания

Дыхание при речи

Качественная техника сценической речи во многом зависит от правильного дыхания оратора. Человек, который произносит речь перед слушателями, не может себе позволить вдыхать воздух через рот. Это приведет к тому, что ваше дыхание собьется и вы не сможете правильно выдержать интонацию и расставить акценты. Чтобы подготовиться к публичному выступлению, регулярно делайте следующие упражнения.

  • Дышите носом (вдох и выдох) с открытым ртом в течение 3-5 минут.
  • Положите обе руки на солнечное сплетение. Сделайте глубокий и очень медленный вдох (процесс должен занять 3-4 секунды). При этом ваши руки ощутят, как живот поднимается, наполняясь воздухом, и при выдохе опускается. Такое колебание должно явно просматриваться. Если вы ничего не чувствуете, во время вдоха немного наклоните корпус вперед. Постепенно увеличивайте время вдоха.
  • Упражнение на тренировку грудного дыхания. Глубоко вдохните, как будто нюхаете ароматный цветок, затем сделайте очень плавный выдох и втяните живот. Короткий вдох и долгий выдох помогут вам усовершенствовать грудное дыхание. Когда это упражнение будет получаться у вас с легкостью, начинайте произносить на выдохе длинные фразы.

Эти упражнения не сложные, но очень эффективные. Выполняйте их ежедневно, и вскоре сможете произносить длинную речь без заминок и сбоя дыхания.

Совершенствуем артикуляцию

Упражнения на артикуляцию

Чтобы произношение отдельных звуков было внятным и четким, нужно постоянно тренировать органы, отвечающие за артикуляцию.

Урок нужно начинать с простого проговаривания гласных, согласных звуков и простых связок. Старайтесь, чтобы ваш голос звучал громко и ярко, не так как в обычной повседневной жизни.

Различные скороговорки также помогают тренировать речевой аппарат. Такие стишки нужно, наоборот, произносить очень тихо, шепотом. Постепенно темп прочтения и громкость увеличивайте. Рассмотрим несколько простых вариантов скороговорок для усовершенствования сценической речи.

  • «Добыл бобыль бобов».
  • «От топота копыт пыль по полю летит».
  • «Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипит укроп».

Если вы уже довольно давно посещаете уроки сценической речи, можете постепенно усложнять себе задачу, разучивая более длинные и сложные скороговорки. Если у вас получится запомнить и прочитать наизусть самую длинную скороговорку в мире «Лигурию», можете быть уверенны, что станете отличным оратором.

Звучание и дикция – неотъемлемая часть сценической речи

Выразить определенный спектр эмоций поможет звучание вашего голоса. Вы должны научиться регулировать тембр, диапазон звуков, интонацию. Для тренировки звучания выполняйте следующие упражнения:

  • Прочитайте любое произведение в прозе или стихах, постоянно меняя громкость речи. Первую строчку проговорите очень тихо, вторую – громко и т.д.
  • Одну фразу произносите с разной интонацией, попытайтесь при помощи обычных слов выразить разные эмоции – страх, счастье, удивление, страсть и пр.
  • Развивайте свою фантазию. Придумайте, каким голосом говорили бы животные, если бы могли разговаривать. Расскажите стих от лица лисы, зайца, собаки, кошки.

Четкая дикция очень важна для сценической речи. Она позволит вам добиться успехов в карьере, ведь люди на подсознательном уровне больше прислушиваются и положительно воспринимают четкую и внятную речь человека. Развивать ораторские способности можно при помощи следующих упражнений.

  • Станьте прямо, руки положите на грудь, локти разведены в стороны. Сделайте глубокий вдох, и, выпуская воздух из легких, постепенно наклоняйтесь вперед. Выдох должен сопровождаться произношением протяжных гласных звуков (о, а, у) очень низким голосом.
  • Регулярно проговаривайте сложные сочетания звуков – СТФРА, ВЗВА, ЛБАЛЬ. Сначала вам это упражнение может показаться достаточно сложным, но постепенно у вас начнет получаться.
  • Попробуйте прочитать текст средней длины с закрытым ртом.

Урок сценической речи, как и любой другой, должен давать результаты. После выполнения блока упражнений вы должны закрепить результат, прочитав сложный текст максимально выразительно. Если вы занимаетесь с педагогом, он может предложить вам в конце урока пройти специальный тест. Правильно выполняя задания, вы набираете определенное количество балов.

Упражнение «Язык без костей»

Упражнения для языка

Хотите вспомнить свое детство и немного повеселиться? Тогда начинайте выполнять упражнение для развития артикуляционного аппарата, которое со стороны выглядит как обычное кривляние. Чтобы подготовиться к уроку сценической речи, нужно предварительно провести небольшую разминку.

Артикуляционная гимнастика имеет массу преимуществ, а именно:

  • Ваш язык начинает работать очень четко;
  • Исчезает ощущение, что вы разговариваете с набитым ртом.
  • Произношение звуков становится более четким и правильным.

Для выполнения упражнения «Язык без костей» вам понадобится обычное зеркало. Станьте перед ним, и приступайте к разминке.

  • Немного приоткройте рот. Кончиком языка выполняйте круговые движения в разных направлениях. Выполните 10 вращений по часовой и против часовой стрелки.
  • Широко откройте рот, полностью высуньте язык и аккуратно приподнимите его боковые стороны вверх. У вас должна получиться своеобразная трубочка. Теперь попробуйте подвигать сложенным языком, подуть в него.
  • Языком очистите поверхность верхних и нижних зубов. Попробуйте повторить упражнение как с закрытым, так и с открытым ртом.

Легкие покусывания зыка помогают слегка расслабить эту мышцу. Делайте такие манипуляции перед выступлением на публике, и тогда ваша речь будет четкой и внятной.

Простое упражнение «Пробка»

Упражнение пробка

Даже самое простое упражнение для развития речевого аппарата будет эффективным, если выполнять его регулярно. «Пробка» пользуется большой популярностью, как среди взрослых, так и среди детей. Такое веселое занятие позволяет:

  • Укрепить мускулатуру щек, губ и верхнее небо.
  • Подтянуть кожу лица, разгладить мелкие морщинки и носогубные складки.
  • Улучшить дикцию и речь.

Специалисты утверждают, что упражнение «Пробка» полезно не только для будущих ораторов и актеров, но также для всех, кто хочет на долгие годы сохранить красоту и молодость кожи лица.

Итак, приступаем к занятию. Предварительно подготовьте небольшую деревянную или пластиковую пробку от бутылки с шампанским, выучите скороговорку.Зажмите пробку в передних зубах. Не выпуская изделие, приступайте к чтению скороговорки. Повторите стишок несколько раз подряд. Вы самостоятельно сможете определить, какие звуки у вас получаются лучше, а какие хуже. Постоянно совершенствуйте свое произношение, тренируйте артикуляционный аппарат, ускоряйте темп речи.

Человек, рассказывающий скороговорки с пробкой от шампанского в зубах выглядит очень комично. Это веселое упражнение можно превратить в увлекательное и полезное семейное соревнование. Пусть каждый член семьи прочитает скороговорку необычным способом, и затем вы все вместе решите, у кого это получилось лучше всего. После того как вы достанете пробку со рта, вы удивитесь, насколько улучшилась ваша речь, ведь слова будут «литься рекой».

Методы обучения сценической речи

Уроки сценической речи

Профессиональные специалисты, которые занимаются подготовкой будущих ораторов, актеров дикторов и пр., используют различные методики обучения. Существует несколько наиболее успешных вариантов улучшения дикции и речи, рассмотрим их более подробно.

  • Беспрерывное формирование сценической речи. Педагог предлагает ученику несколько комплексов упражнений, между которыми существует логическая взаимосвязь. Больших пауз между уроками не делается.
  • Ступенчатое усложнение. Ученик начинает обучение с усвоения самого простого материала, нагрузки постепенно увеличиваются.
  • Игровое существование. Обучение по такой методике самое приятное, так как на уроках ученик использует свое воображение. Веселые игровые занятия, как правило, дают отличные результаты.
  • Партнерские взаимоотношения. На уроке педагог и ученик находятся «на равных». Преподаватель может только советовать, но не настаивать на повторении того или иного упражнения.

Уроки сценической речи будут полезны всем. Хотите добиться поставленной цели? Приготовьтесь к тому, что придется постоянно учиться, тренироваться и самосовершенствоваться. Проявите упорство, и очень скоро ваши ораторские способности удивят всех окружающих.

vseorechi.ru

ДИКЦИЯ И АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Ясная, четкая дикция – первое обязательное условие хорошей речи. Небрежность в произношении делает речь невнятной и неразборчивой. Это выражается в «съедании» конечной согласной или звуков внутри слова, звучании «сквозь зубы». Неподвижная верхняя и вялая нижняя губа мешает четкому и ясному произнесению многих свистящих и шипящих согласных. Говорить надо плавно, приучаться хорошо открывать рот, так как хорошо открываемый рот является важным условием для формирования звука и его «посыла».

Основой ясного и четкого произношения является слаженная и энергичная работа всех мышц, участвующих в речи.

Для того, чтобы тренировать дикцию, как таковую, для начала надо приучить свой речевой аппарат к правильной артикуляции звуков и восстановить тонус мышц, необходимых для работы с речью.

Поэтому в тренировку дикции входит артикуляционная гимнастика:

а) упражнения для разминки и тренировки активных мышц речевого аппарата, которые развивают и укрепляют мышцы рта, челюсти, губ, языка;

б) упражнения для правильной отработки артикуляционного уклада каждого гласного и согласного звука.

 

Краткое описание положения артикуляционного аппарата при произнесении гласных и согласных звуков.

(1 — губы. 2 — резцы, 3 — альвеолы, 4 — твердое нёбо, 5 — мягкое нёбо, 6 — голосовые складки, 7 — корень языка. 8 — спинка языка, 9 — кончик языка)

И – Нижняя челюсть слегка опущена. Верхняя губа поднята. Края нижних и верхних резцов обнажены. Расстояние между зубами небольшое. (2-3 см.). Кончик языка упирается в нижние резцы.

Э –Нижняя челюсть опущена несколько больше, чем при произнесении и. Верхние резцы обнажены. Расстояние между зубами – большой палец, кончик языка у нижних резцов.

А –Рот раскрыт. Нижняя челюсть опускается больше, чем при произнесении э. Края верхних резцов обнажены. Расстояние между зубами – два пальца, положенные друг на друга. Язык лежит плоско.

О –Губы имеют округлую форму и выдвинуты вперед. Язык несколько оттянут назад.

У –Губы выдвинуты вперед в виде воронки. Язык сильно оттянут назад.

Ы –Артикуляция ы такая же, как при произнесении и, меняется только положение языка. Кончик языка оттянут назад, как при о.

Йотированные звуки, такие как: е, ё, я, ю состоят из согласного звука й и гласных звуков э, а, о, у.

П, Б –Выдыхаемый при плотно сжатых губах воздух образует как бы «взрыв». Нижняя челюсть слегка опускается. Расстояние между зубами – в зависимости от следующего гласного звука.

Ф, В –Нижняя губа слегка подтянута к верхним резцам. Выдыхаемый воздух проходит между зубами и нижней губой.

Т, Д; ТЬ, ДЬ –При произнесении звуков т и д кончик языка прижимается к верхним резцам с внутренней стороны. Под напором выдыхаемого воздуха язык резко отталкивается от зубов. При смягчении ть и дь могут быть два варианта: 1-й – язык своей передней частью прижимается к верхним резцам и альвеолам; 2-й – кончик языка опущен и крепко упирается в нижние резцы, передняя же часть спинки языка смыкается с верхними резцами. Вторым вариантом рекомендуют пользоваться при исправлении дефектов смягченных ть и дь при «дзяканье».

К, Г –Кончик языка упирается в нижние альвеолы; спинка языка сильно выгнута и касается границы твердого и мягкого неба. Нижняя челюсть немного опущена. Губы принимают положение следующего гласного. Выдыхаемый воздух отрывает спинку языка от нёба.

Л, ЛЬ –Кончик языка поднят к шейкам верхних резцов. При твердом л кончик языка не напряжен, корневая часть языка поднята. При мягком ль кончик языка сильно напряжен, корневая часть языка опущена. Губы принимают положение следующего гласного.

Р, РЬ –При твердом р кончик языка поднят и вибрирует у альвеол; вибрация мягкого рь происходит у шеек верхних резцов.

М –Губы плотно сомкнуты. Воздух проходит через нос.

Н –Кончик языка прижимается к верхним зубам, как при т и д, но воздух проходит через нос.

 

Основные виды дикционных недостатков (функциональные нарушения произношения)

Недостатки, не связанные с органической основой (функциональные):

1. Вялая артикуляция – недостаточная подвижность органов артикуляции: губ, языка, нижней челюсти.

2. Искажение звуков – неточное выговаривание звуков русской речи (картавость или шепелявость).

3. Отсутствие звуков – выпадение звуков в начале, середине или конце слова. Например, вместо слушай - сушай, вместо ткёт – кёт.

4. Замена звука – один звук заменяется другим. Например, вместо молоко – мовоко.

5. Слабое дыхание – при недостаточной энергии выдоха концы слов во фразе не слышатся из-за неозвученности последних звуков. Активность артикуляции также невозможна при слабом дыхании.

6. Сигматизм – недостатки произношения свистящих и шипящих. Это один из самых распространенных видов нарушения.

7. Ротацизм (картавость) - недостатки произношения звуков р и рь.

8. Ламбдацизм – недостатки произношения звуков л и ль.

9. Дефекты смягчения согласных ть и дь. «Тсяканье» и «дзяканье».

Эти дикционные нарушения можно устранить с помощью специальных упражнений тренинга.

 



infopedia.su

Работа над дикцией – это не только артикуляционная гимнастика и скороговорки!

(советы для оратора от Эльдара Тагиева)

     Как часто Вы задумывались над тем, насколько «удобна» ваша речь для слушателей? По идее, каждый человек должен стремиться к тому, чтобы научиться излагать свои мысли верно и правильно. Для оратора это должно быть первоочередной задачей. Когда вы, выходя перед аудиторией, становитесь центром внимания, слушатели «настраиваются» на ваш язык и дикцию. И вы, естественно, хотите, чтобы они оценили по достоинству ваше произношение и «понятность» изложения материала. Как же улучшать дикцию?

    Если Вас пригласили выступить на конференции, либо на собрании, на съезде, не поленитесь посетить выступления (презентации) других ораторов – особенно те, которые включены в программу первого дня или завершающего собрания. Обратите особое внимание на дикцию оратора, выступающего с программной речью. Фиксируйте свои наблюдения на бумаге. 145e80bfa108

     Однако, для того, чтобы послушать хороших ораторов, совсем не обязательно ждать когда Вас куда-то пригласят! Иногда достаточно просто включить телевизор или радио. Каждый вечер ведущие теленовостей, корреспонденты, ведущие ток-шоу и актеры выступают перед теле – и радиоаудиторией. Обращайте особое внимание на то, как они формулируют отдельные фразы. Ведь чтобы определить, что приятно звучит, вам совсем не обязательно быть экспертом-филологом, не так ли? Замечайте, какие особенности речи других ораторов вы могли бы перенять, точнее, интегрировать в свою речь. Если вы каждый день будете открывать для себя какие-то интересные моменты, то обязательно добьетесь прогресса как оратор.

   В процессе работы над дикцией у вас вряд ли получится быстро избавиться от всех проблем с произношением – некоторые слова останутся «проблемными». Составьте список таких слов. Лучше их выписывать не на лист бумаги, а на карточки. Так удобнее их просматривать. И попытайтесь использовать как можно чаще эти слова в своей речи, в выступлениях. И качество вашей речи заметно улучшится.

    Вооружившись «колодой» «проблемных» слов, проговаривайте четко и медленно эти слова. Проговаривайте каждую свободную минуту, например, когда едете в машине без пассажиров.

    Я, например, в машине делаю ежедневную артикуляционную гимнастику и произношу скороговорки на те звуки - см. мое видео в ютуб, которые считаю «проблемными». И ничего, что в пробках из соседних автомобилей на вас будут смотреть с удивлением, когда заметят, как вы гримасничаете.

    В самолете, под шум двигателя тоже можно этим заниматься. Никто и не заметит. Не теряйте время!

    И помните: проговаривать про себя то или иное «проблемное» слово или словосочетание – бесполезно. Необходимо выработать привычку произносить это слово или словосочетание вслух. Конечно, произносить одно и тоже словосочетание по нескольку десятков раз в день – утомительно, но слушатели по достоинству оценят ваши усилия.

    Подтверждением того, что ваша дикция улучшилась, послужат ваши выступления. Записывайте свои выступления на диктофон, прослушивайте их, рассматривая с технической стороны дела. Как я говорил (произносил) эти слова, правильно ли, все ли звуки слова были одинаково слышны. Не проглатывал ли я окончаний, особенно согласных?

    Храните ваши записи. Сравнивайте их. Это то, что является доказательством вашей постоянной работы и совершенствования. А ему, как известно, нет предела!

    Если вы хотите значительно улучшить свои дикционные возможности, обратитесь ко мне, или в ораторский Центр  «Сцена жизни».

Надеюсь, Вы найдете много интересного на нем по развитию вашего речевого аппарата, дикции и голоса.

Тренинг Магия голоса окажется очень полезным для будущих профессиональных ораторов и руководителей.

    С уважением, Эльдар Рафикович Тагиев,

 

www.masterakter.ru