XIII Турнир ветеранов футбольных команд, посвященный памяти Льва Яшина. Для инвалидов гимнастика


Гимнастика для инвалидов-колясочников (Часть1)

      Гимнастика для верхней части туловища, рук и шеи. Каждый сможет найти в этом комплексе нужные для себя упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гимнастика особенно полезна для новеньких, которые после длительного лежания на больничной койке жалуются на «одеревенелость»  мышц,  спастику. Улучшается общее самочувствие, повышается мобильность, легче становиться преодолевать трудности быта, например, дотянуться к полкам в магазинах, преодолеть канавки на дорогах или бордюры, заехать в автобус. Конечно, если Вы ничего раньше не делали для своего здоровья, выполнить эти упражнения сначала будет нелегко. Но просто попробуйте, не всё сразу, хотя бы по паре упражнений в день, ведь выбор очень большой. Через пару недель оцените изменения в своем состоянии, и может, тогда Вы скажите, что на самом  деле он оказался прав, мне стало лучше.

Это не профессиональный спорт, это для повседневной жизни, хотя и для спортсменов будет не лишним. Положение в коляске должно быть удобным для вас, можно немного продвинуться вперёд и поставить ноги на пол. Главное – это осанка: Вы должны распрямиться, расправить плечи, набрать больше воздуха в лёгкие, глубже выдохнуть, «вырасти», расслабить мускулатуру плеч и шеи. Итак, начнём!

 

  Гимнастика для верхней части туловища, рук и шеи.

Упражнение №1

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Туловище выпрямить, поднять подбородок, плечи расправить, руки вытянуть вдоль тела, расслабить, пальцы «веером». Подтягиваем плечи вверх, отводим назад, пытаясь лопатки соединить друг с другом. Опускаем отведенные в таком положении плечи вниз (образно представляем, что зажали между лопатками почтовую марку, которую должны удержать и опустить вниз). Затем плечи опускаем вперёд, вниз. И повторяем: на вдохе поднимаем плечи вверх и опять «зажимаем почтовую марку», а на выдохе опускаем вниз. Еще раз.                                          

 

Упражнение №2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   На вдохе прямые руки поднимаем вперед вверх, над головой (бицепсы рук как можно ближе прижать к уху). На выдохе через стороны опускаем руки вдоль тела. Повторяем это упражнение в спокойном темпе. Обратите внимание, чтобы на выдохе туловище не отклонялось назад, держитесь прямо.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

  

 Упражнение №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Исходное положение: спина прямая, поднять подбородок, руки вытянуть  вверх, пальцы "веером". На вдохе тянемся левой рукой вверх как можно выше, правая рука, полусогнутая в локте, идёт вниз. На левой стороне туловища образуется как бы реберная дуга, выпуклая наружу. На выдохе тянем вверх правую руку, а левая опускается вниз.  И так, сменяя руки, повторяем 2-3 раза. По окончании обе руки поднимаем вверх и на выдохе через стороны плавно опускаем. Один раз повторяем упражнение 1. Расслабляемся.

 

Упражнение №4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Исходное положение: руки на коленях, спина прямая, подбородок поднят. Осторожно наклоняем голову влево, следя, чтоб туловище не двигалось. Затем плавно возвращаемся в исходное положение. Наклоняем голову вправо. Опять очень осторожно(!) наклоняем голову влево и из этого положения поворачиваем подбородок к левому плечу. С опущенным вниз подбородком делаем полукруговое движение к правому плечу. И в обратном направлении. Ещё 1-2 раза, как кто пожелает, но не напрягаясь.

  

Упражнение №5 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расслабить обе руки, опустить вдоль тела. Левую руку выпрямить и положить на правое бедро ладонью наружу. Рука должна быть разогнута в локтевом суставе. Следите за осанкой. Правую руку поднимаем вперед и вверх до уровня плеч, ладонью вверх. В этом положении отводим  постепенно руку наружу и назад, поворачивая за ней тело и голову. Должно немного тянуть, но не быть больно (это очень важно!). Туловище не должно отклоняться влево. Когда достигли точки, когда уже невозможно дальше повернуться, поворачиваем голову влево, оставляя руку сзади и корпус развернутым. Затем поднимаем правую руку постепенно вверх, разворачивая туловище в исходное положение, опускаем прямую правую руку на левое бедро (пальцы вытянуты, ладонь наружу), при этом левая рука опускается вдоль туловища. Поднимаем левую руку вперед и вверх до уровня плеч, ладонью вверх. Повторяем всё, что делали раньше, теперь в левую сторону. Пару раз повторить.

  

www.mysportszao.ru

Часть 2. Мобилизация с силовыми упражнениями (видео 2)

.

Функциональная гимнастика для инвалидов-колясочников

Упражнение 6

Исходное положение: грудь расправить, плечи ровные, подбородок вверх. Поднять обе руки на уровень плеч, ладони вывернуть наружу. Затем перекрестить левую руку с правой так, чтоб левая ладонь легла на правую. Обратите внимание на локти: они могут быть немного согнуты. Поднимаем скрещенные руки вверх до того положения, когда бицепсы коснутся ушей. Затем медленно поворачиваем грудную клетку влево (осторожно). Ни в коем случае это упражнение не должно причинять боль. Представьте себе, что из этого положения вы растёте вверх, но не за счёт поднятия плеч, а за счёт вытягивания позвоночника, позвонок за позвонком. После того, как вы больше не сможете повернуть грудную клетку влево, медленно поворачиваемся назад в исходное положение. Руки опускаем вниз до уровня плеч, разводим их в стороны, опускаем вдоль туловища. Выдох. Один раз выполняем упражнение 1. Повторяем это упражнение, только теперь правую руку переложить через левую, и грудная клетка поворачивается вправо. Один раз выполняем упражнение 1. Расслабляемся.

Упражнение 7

Исходное положение: руки согнуть в локтевом суставе и положить поперек бедер (локоть лежит на одноименном бедре, нижняя часть предплечья и запястье – на другом бедре), подбородок опущен к груди. Из этого положения переходим в положение «кошачья спина»: медленно нагибаемся всё ниже и ниже, при этом руки упираются в голени, затем полностью опускаются и свисают, скрещенные. Грудная клетка лежит на бедрах. Шея и плечи расслаблены. Голова опущена вниз. Не засните! Возвращаемся назад: правой и левой рукой опираемся о бедра и медленно поднимаемся вверх.

Упражнение 8

Исходное положение: руки вдоль туловища, грудь прямая. Поднимаем прямую левую руку вперед и вверх до уровня плеча, ладонью вверх. В этом положении поворачиваем руку к правому плечу. Одновременно правую руку сгибаем в локтевом суставе (ладонь вверх) и медленно двигаем назад, за спину. Левая рука и туловище поворачиваются вправо. Голова остается на месте и смотрит вперед. Меняем положение рук, поворачиваемся влево. Следите за тем, чтоб ладонь была раскрыта и смотрела вверх. Упражнение можно усложнить, если для некоторых оно не достаточно сложное. Исходное положение тоже, только спина не касается спинки коляски. Плечи расправлены, подбородок вперед. Теперь выполнить это упражнение будет уже сложнее.

Упражнение 9

Левая рука поднята вверх, правая - опущена вниз, обе должны вместе как бы создать прямую линию. Когда левая рука идёт на 5 см назад, правая должна идти на 5 см вперёд. Таким образом, совершаем круговое вращение. Кто как может. Не напрягаясь. Упражнение можно усложнить, поворачивая туловище в сторону руки, идущей вверх. При этом голова смотрит вперед. Выполняйте движения плавно, без рывков, осторожно.

Упражнение 10

Обе руки вытянуты вверх, над головой. Переплести пальцы и вывернуть кисти ладонями вверх. Руки немного согнуты в локтевом суставе. Бицепсы параллельно уху, голова «над плечами». Большой палец ладони смотрят вниз.

Теперь медленно выпрямляем руки в локтевом суставе. Тянем руки вверх, кто сколько может. Следите за осанкой и не забывайте дышать. Снова сгибаем руки в локтевом суставе, кисти разворачиваем вниз, "расплетаем" пальцы, опускаем руки вдоль туловища, расслабляемся.

Оглавление | Следующая страница

.

.

paralife.narod.ru

Классификация упражнений для физического воспитания инвалидов

Физические упражнения, применяемые в процессе физического воспитания инвалидов с нарушениями функций спинного мозга, по данным литературных источников, классифицируются по разным основаниям. Мы считаем целесообразным систематизировать средства физического воспитания инвалидов по следующим признакам:

по преимущественному проявлению двигательных способностей:

а) упражнения силового характера;б) упражнения скоростного характера;в) упражнения скоростно-силового характера;г) упражнения для развития общей и специальной выносливости;д) упражнения для развития гибкости;е) упражнения для развития ловкости;

по биомеханическому признаку:

а) физические упражнения циклического характера;б) физические упражнения ациклического характера;в) двигательные действия смешанного характера, включающие физические упражнения циклического и ациклического характера;

по историческому признаку:

а) гимнастические упражнения;б) плавание;в) спортивные и подвижные игры;г) туризм и экскурсии;д) элементы тяжелой атлетики и атлетической гимнастики;е) элементы легкой атлетики;ж) ориентирование.

 

Основными формами физического воспитания инвалидов с нарушениями функций спинного мозга являются:

1. Самостоятельные занятия физическими упражнениями (утренняя гигиеническая гимнастика, прогулки, ближний туризм, коррекционные занятия с использованием методических материалов).

2. Организованные групповые и секционные занятия физической культурой и спортом (ЛФК и коррекционные занятия в лечебно-санаторных учреждениях и реабилитационных центрах, занятия доступными видами спорта в группах и секциях общественных физкультурных организаций, производственная гимнастика для лиц, занятых в сфере материального производства и службы быта и др.).

3. Инваспорт (организация и проведение соревнований по доступным видам спорта).

Утренняя гигиеническая гимнастика проводится ежедневно до завтрака в течение 10—20 мин. в зависимости от характера, степени и уровня патологии, функционального состояния и возраста инвалидов. Цель утренней гигиенической гимнастики — подготовка организма к переходу от состояния физиологического покоя к повседневным физическим нагрузкам, связанным с бытовой и трудовой деятельностью. Утренняя гигиеническая гимнастика, как правило, проводится в палатах, холлах, залах ЛФК, на спортивных площадках под руководством инструктора ЛФК групповым методом в специальных лечебных и санаторно-курортных учреждениях, а также в домашних условиях с помощью родственников или самостоятельно.

Для проведения занятий используются раздельный и смешанный методы.

Комплексы утренней гигиенической гимнастики составляются обычно из 9—10 гимнастических упражнений по схеме:

1. Потягивание, дыхательные упражнения.2. Для улучшения мозгового кровообращения.3. Для мышц плечевого пояса.5. Для мышц туловища и позвоночника.7. Для мышц ног.9. На точность и координацию движений.10. Дыхательное.

Занятия проводят сидя на стуле, в кресле-каталке или стоя в фиксирующих аппаратах. Дозировка упражнений зависит м степени и уровня повреждений спинного мозга, возраста, функционального состояния организма занимающихся и от уровня их физической подготовленности.

Лечебная физкультура — одна из основных форм организации занятий физическими упражнениями для инвалидов со спинной травмой. Это определяется, с одной стороны, широтой воздействия лечебных физических упражнений на различные функциональные системы организма — сердечно-сосудистую, дыхательную, опорно-двигательную, нервную, эндокринную, а с другой стороны, — тренирующим и восстановительным эффектом этих упражнений при недостаточности различных функций организма. Подробные разработки методик лечебной физкультуры при травмах спинного мозга проведены целым рядом авторов (Мотков В. Н., 1944—1982, Коган О. Г. и др., 1964—1973, Угрюмов В. М. и др., 1964, Транквилиати А. Н., 1965, Неймане Э. Э., 1970, Найдин В. Л., 1972, Колесник Э. Д., 1980). Необходимо лишь выделить основные принципы, отражающие специфику применения ЛФК при этих заболеваниях. О. Г. Коган и В. И. Найдин (1988) выделяют следующие принципы:

1. Четкая дифференциация целей и задач ЛФК, исходя из анализа возможностей, обеспечивающих восстановление мышечной силы и координации движений, предупреждение и устранение контрактур, выработку самостоятельного передвижения, развитие способности к манипулятивным действиям, приобретение навыков бытового самообслуживания, нормализацию обмена веществ, дыхания, установление контролируемых актов мочеиспускания и дефекации, приобретение новых профессиональных навыков.

2. Итеративное использование в комплексе ЛФК различных методик.

3. Дифференциация методики с применением гимнастических упражнений, спортивных и подвижных игр, упражнений прикладного характера.

4. Гимнастические упражнения, включаемые в комплекс, должны определяться клиническим синдромом двигательных расстройств, типом нарушения мышечного тонуса, состоянием координации. Целесообразно выполнять активные, пассивные и активно-пассивные упражнения с помощью методиста, из оптимальных исходных положений, с применением резиновых бинтов, тренажерных систем.

Особенно важными являются упражнения по восстановлению функций кистей, способности к манипулятивным действиям.

5. Четкая дифференциация применения различных видов массажа — классического сегментарного, точечного, их сочетания, вибро-, гидро- и самомассажа, электро- и вибростимуляции пораженных мышц.

6. Упражнения прикладного типа должны включать комплексную систему развития и обучения ходьбе как способу самостоятельного передвижения. Наиболее эффективно последовательное применение упражнений:

а) в кровати с переменным расположением угла ложа;б) с применением укороченных костыликов;в) с использованием подвесов и резиновых бинтов;г) ходьба между параллельными брусьями в зале и в бассейне;д) передвижение при помощи монорельса, козелков, костылей, палочек;е) ходьба по лестнице с перешагиванием, с ношей, в темноте, падение и вставание с использованием ортопедических аппаратов.

7. Эффективным является включение в комплекс спортивных игр и соревнований. Индивидуальные и групповые занятия ЛФК проводятся в течение 10—30 мин. один-два раза в день в залах ЛФК стационарных лечебных и санаторно-курортных учреждений, поликлиник, на спортивных площадках, в бассейнах и др.

Производственная гимнастика

Вынужденное положение тела и недостаточная мышечная активность снижают функциональные возможности организма инвалидов: замедляют скорость реакции на внешние раздражители, ухудшают координацию двигательных действий, снижают уровень анализа и синтеза центральной нервной системы, ослабляют деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это создает предпосылки для формирования ряда отрицательных последствий психогенного и функционального характера в условиях производственной деятельности инвалидов. Одним из эффективнейших средств профилактики производственного утомления являются физические нагрузки локального и интегрального воздействия на организм инвалидов. В результате педагогических наблюдений за характером профессиональной деятельности инвалидов, занятых в сфере службы быта, конструкторских бюро, было установлено, что наиболее высокая эффективность физических упражнений достигается при их применении на протяжении всего рабочего дня в следующих формах.

Вводная гимнастика помогает организму быстрее войти в рабочий ритм и сохранить работоспособность в течение продолжительного времени. Комплекс составляется из 7—8 специальных упражнений и выполняется в течение 5—7 мин. непосредственно перед работой.

Физкультурная пауза (ФП) повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность. Комплекс составляется из 7—8 упражнений и выполняется в течение 5—б мин. Для усиления воздействия упражнений применяются вспомогательные предметы (гантели, эспандеры, резиновые бинты, гимнастические палки). Выполняется комплекс один или два раза во время работы за 1—1,5 ч. до окончания первой и второй половины рабочего дня.

Физкультурные минутки (ФМ) способствуют снятию локального утомления; предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или системы организма занимающихся. В зависимости от самочувствия и степени утомления каждый самостоятельно выбирает необходимый для себя комплекс и выполняет в удобное время непосредственно на рабочем месте. Комплекс составляется из 3—4 упражнений и выполняется в течение 1,5—2 мин.

Физкультурные микропаузы (ФМП) повышают умственную работоспособность путем активизации нервных центров, снятия излишней возбудимости, а также путем усиления мозгового и периферического кровообращения. Комплекс составляется из 1—3 упражнений и выполняется в течение 1 мин. непосредственно во время работы, желательно каждый час.

В программу ежедневных занятий производственнной гимнастикой следует включать разнообразные ее формы: 1—2 — ФП, 2—3 — ФМ, 4—5 — ФМП. В целом на активный отдых в течение рабочего дня инвалидов целесообразно отводить 20—25 мин. Программы занятий необходимо менять ежемесячно. Регулярные занятия производственной физкультурой способствуют выработке привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями и созданию благоприятных условий для высокопроизводительного труда и сохранения здоровья инвалидов (Приложение 2).

Самостоятельные занятия физическими упражнениями в условиях быта необходимо включать ежедневно в режим двигательной активности инвалидов. В течение дня целесообразно проводить 3—4 занятия продолжительностью по 15—30 мин. В целях повышения эффективности физических упражнений на функциональное развитие организма и уровень физической подготовленности рекомендуется использование в индивидуальных занятиях различных тренажерных систем, приспособлений и снарядов (гантели, эластичные, резиновые бинты, эспандеры, блочные системы и др.), что позволит облегчить задачу нормирования физических нагрузок, создания программ локального воздействия на отдельные группы мышц и системы организма.

Специальные коррекционные занятия как основное звено активной коррекции включают в себя комплекс профилактических мероприятий (режим, гимнастика, массаж, коррекция поз, ортопедических приспособлений, упражнения .на тренажерах и др.), способствующих полному или частичному устранению анатомо-функциональной недостаточности опорно-двигательного аппарата. Различают коррекцию активную и пассивную. Под активной коррекцией подразумевают специальные корригирующие упражнения в сочетании с общеукрепляющими. Пассивная коррекция предусматривает ряд корригирующих воздействий, осуществляемых без активного участия больного (инвалида), — пассивные движения, выполнение положения лежа на наклонной плоскости, массаж, применение корсетов и др. Коррекция делится также на общую и специальную. Общая коррекция включает комплекс общеукрепляющих физических упражнений: гимнастические упражнения общеукрепляющего характера, игры, спорт, закаливание, режим. Специальная коррекция использует преимущественно активную и пассивную коррекцию для устранения недостаточности опорно-двигательного аппарата. Коррекционные занятия проводятся, как правило, в специальных залах ЛФК под руководством инструкторов. Возможен также способ организации самостоятельных индивидуальных коррекционных занятий в условиях быта под контролем врача, педагога. Коррекционные занятия 'необходимо включать в надельный двигательный режим путем ежедневных занятий продолжительностью 15—30 мин.

Прогулки, ближний туризм — формы физического воспитания, не требующие длительной подготовки и использования сложного оборудования и приспособлений. Прогулки включают в ежедневный двигательный режим на всех этапах реабилитации. Длительность прогулок зависит от температуры окружающей среды, функционального состояния инвалидов, возможности использования этого вида самостоятельных занятий в домашних условиях (наличие специальных дорожек для передвижения в кресле-каталке и др.). Ближний туризм может быть организован группой инвалидов, занимающихся в одной секции или объединении по территориальному принципу (специальные районы, дома для инвалидов, лечебные учреждения санаторного типа), а также самостоятельно и проводится, как правило, в течение одного дня. Включение ближнего туризма в недельный двигательный режим инвалидов, позволяющего обеспечить сочетание активного восприятия окружающей среды с дозированной физической нагрузкой, способствует снижению напряжения нервной системы, улучшению функционального состояния основных систем организма, повышению уровня физической подготовленности инвалидов.

Одним из эффективнейших средств физического воспитания инвалидов является использование в коррекционных целях тренажеров комплексного и локального воздействия. Анализ результатов исследования с позиции единства двигательного и функционального структурных компонентов в целостной биодинамической системе двигательного действия основных положений теории моторно-висцеперальных рефлексов позволит сформулировать ряд педагогических положений, отражающих ведущие закономерности достижения коррекционного эффекта двигательной сферы инвалидов путем применения индивидуально дозированных нагрузок различной направленности и мощности с использованием тренажеров и тренажерных систем. Основу этих положений составляет дифференциально-интегральный подход к применению оптимальных доз физических нагрузок, локально воздействующих на лимитирующие функциональные системы двигательной сферы инвалидов с нарушениями функций спинного мозга, на основе которых формируется оптимальный интегральный эффект, выражающийся в расширении диапазона фонда жизненно важных умений и навыков, повышений функциональных возможностей организма.

Содержание дифференциально-интегрального подхода в организации педагогической системы коррекции двигательной сферы инвалидов с нарушениями функций спинного мозга составляют следующие положения:

1. Основу педагогической системы коррекции двигательной сферы инвалидов должен составить принцип соотношения начала развития указанной системы с результатом ее функционирования.

2. Объективная информация о функциональном состоянии организма инвалидов и резервных возможностей его конкретных функциональных систем (центральная нервная, мышечная, сердечно-сосудистая и дыхательная, нейрогеморальная и т.д.).

3. Воздействие системы педагогических факторов (средства, методы, формы организации занятий физическими упражнениями, полная структура физической нагрузки — мощность, объем, направленность, время однократного воздействия физической нагрузки, интервал отдыха, характер отдыха) в коррекционном процессе должно быть направлено локально на восстанавливаемую или развиваемую функциональную систему организма. В связи с этим сила применяемых физических нагрузок должна быть объективно оптимальной.

4. Интегральный эффект в коррекции двигательной сферы инвалидов и развитии их адаптационных возможностей должен быть только результатом суммы функциональных оптимумов лимитирующих систем, достигнутых .дифференциальным воздействием системы педагогических факторов.

В настоящее время отечественной промышленностью выпускается целый ряд тренажеров, которые могут быть рекомендованы для использования в коррекционных целях: “Здоровье”, “Грация”, “Кавказец”, эспандеры ручные и кистевые, мини-штанги, гантели и др. (Приложение 3).

Похожие материалы:

 

paralife.narod.ru

Гимнастика и техника передвижения для колясочкиков

Гимнастика и техника передвижения для колясочкиков

Опубликовал admin Komodo74 - Апрель 12th, 2013

 

Предлагаю вам подборку видео, о том как правильно передвигаться на инвалидном кресле. Плюс гимнастические упражнения для инвалидов-колясочников. Под каждым роликом есть описание материала, чтобы не перематывать в холостую.

Упражнения с креслом-коляской

1. Как правильно выбрать инвалидную коляску2. Разновидности инвалидных колясок3. Как подготовить жилье4. Управление инвалидной коляской5. Преодоление препятствий6. Как пересесть из коляски на стул7. Как пересесть из коляски на пол8. Как пересесть из коляски в автомобиль

Обучение безопасному подъёму после падения

Способы пересаживания на пол и обратно

Переезд препятствий задом наперёд

Гимнастика

Ходьба сидя

Гимнастические упражнения, две части. На немецком языке правда,

но писали что здесь www.vi-ta.ru его можно найти.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

komodo74.com

Дыхательная гимнастика для инвалидов-колясочников - n1.docx

Дыхательная гимнастика для инвалидов-колясочниковДоступные файлы (1):

n1.docx

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет физической культуры

Кафедра «Адаптивной и лечебной физической культуры»

Дыхательная гимнастика для инвалидов с поражением ОДА

Реферат

Выполнила студентка: Сатаева Анастасия Васильевна

4 курс, 343 группа

Преподаватель: Т.В.Абызова

Дата отправки на проверку: « » 2013г.

Возвращение с проверки: « » 2013г.

Оценка: .

Подпись преподавателя: . Пермь

2013г.

СодержаниеВведение………………………………………………………………..…………3

Глава 1. Строение опорно-двигательного аппарата..……………………..……5

Глава 2. Нарушения опорно-двигательного аппарата………………………….9

2.1. Заболевания нервной системы………………………………………9

2.2. Врожденные патологии опорно-двигательного аппарата………..10

2.3. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата…………………………………………………………11

Глава 3. Дыхательная гимнастика для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата……………………………………….………………..13

Заключение……………………………………………………………………...16

Список литературы……………………………………………………………..17

Введение

Самое главное в жизни — это здоровье! Потому что, когда человеком овладевают хвори, любое признание или богатство перестают быть в радость. Здоровье не купишь, но его можно и нужно поддерживать и укреплять. И никто этого ни за кого не сделает. Необходимы собственные усилия человека.Среди болезней, с которыми рано или поздно сталкивается большинство людей, на одном из первых мест нарушения функций опорно-двигательного аппарата и позвоночника. Они занимают по распространенности второе место после сердечно-сосудистых заболеваний. Поскольку опорно-двигательная система — это наш каркас, опора и основа, то ее разбалансированность провоцирует болезни других систем и отдельных органов, а также снижение подвижности и ухудшение общего состояния организма.Болезни позвоночника, костей и суставов одинаково свойственны и молодым, и пожилым людям.Мужчины страдают ими почти в два раза чаще, чем женщины. Тут сказываются особенности мужской анатомии и физиологии, повышенные физические нагрузки.Статистика заболеваемости болезнями опорно-двигательного аппарата и позвоночника, по данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) и Минздрава РФ, выглядит так:

Европа Россия
Страдают заболеваниями опорно-двигательного аппарата 75% 85-90%
Из них обращаются к врачу 50% 20%
Из 1000 больных, впервые обратившихся к врачу в связи с заболеванием позвоночника
Направляются в клинику/больницу для обследования 350 400
Остаются для обследования и лечения 30 40-50
Оперируются 5 7-10
Процент нетрудоспособности в связи с болезнями позвоночника 10-15% 20-25%
Как видите, наша страна ненамного превосходит Европу по статистике заболеваемости. Практически с одинаковой частотой болеют старые и молодые, бедные и богатые, вот только мужчины несколько «опережают» женщин. Что же провоцирует бесконечные болезни опорно-двигательного аппарата?Специалисты утверждают: к факторам риска относятся малоподвижный образ жизни, сидячая работа, нехватка времени и сил для занятий спортом, избыточный вес, механические травмы, избыточные физические нагрузки, переохлаждение, ношение обуви на высоких каблуках или вовсе без оных.Резюме печальной статистики выглядит примерно так:
  1. Большинство людей совершенно не умеют разумно рассчитывать физические нагрузки: либо «перебирают», либо «недобирают», что не может не сказаться на состоянии их опорно-двигательного аппарата.
  2. Вместе с пищей наш организм далеко не всегда получает необходимые для костей и мышц химические элементы и соединения, зачастую приобретает слишком много ненужных ему веществ, например солей, в избыточном количестве. Не справляясь с их выведением, организм откладывает соли «про запас» в костях и суставах, что нарушает их работу.
  3. К вышеперечисленным факторам нужно добавить неудобную обувь и одежду, которую люди нередко носят, чтобы только не отстать от моды, пытаясь не обращать внимания на то, как она стесняет и трет. Хотим шагать в ногу с модой, а становимся ее жертвами. Причем в жертву здесь приносится не что-то несущественное, а собственное здоровье.
Получается, что к «группе риска» принадлежат практически все! Гиподинамия и неправильное питание — бич современного человека, где бы он ни жил, к какой бы возрастной категории ни относился. Что же делать? В первую очередь помнить... о том, что все мы — потенциальная «группа риска». И заниматься профилактикой: оптимизировать свои режим питания и режим физических нагрузок, отказаться от «неправильной» обуви, постараться свести к минимуму риск травматизма. А если уже болен? Значит, нужно предпринять все возможное, чтобы вылезти из болезни.Глава 1. Строение опорно-двигательного аппарата

Опорно-двигательная система образована скелетом и мышцами. С ее деятельностью связана ведущая функция в организме – движение. При этом скелет и его соединения относят к пассивной части аппарата движения, а скелетные мышцы, прикрепленные к костям – к активной.

Человеческий скелет состоит из костей и соединений. Он выполняет опорную и защитную функции. Кости, словно рычаги, приводятся в движение прикрепленными к ним мышцами, в результате чего и осуществляется двигательная функция. Кости участвуют в обмене минеральными веществами и содержат красный костный мозг, орган кровотворения. Ткань, из которой состоит кость, представлена костными клетками со множеством отростков и межклеточным веществом. Структурной единицей костной ткани является остеон – система костных пластинок, которые концентрически расположены вокруг канала, содержащего сосуды и нервы. Промежутки между остеонами заполнены вставочными пластинками, которые вкупе с остеонами образуют более крупные кости – перекладины.

Соединения костей обеспечивают подвижность и устойчивость частей скелета. Эти соединения делятся на две основные группы: непрерывные и прерывистые. К непрерывным соединениям как раз и относятся хрящевые соединения – межпозвоночные диски между телами позвонков, из которых состоит позвоночник.

Прерывистые соединения – это суставы, полостные подвижные соединения костей.

Сам человеческий скелет насчитывает более 200 костей и состоит из скелета туловища, к которому относят позвоночный столб и грудную клетку, скелет головы – мозговой и лицевой отделы, скелет конечностей. Рассмотрим позвоночный столб.

Позвоночник– главный орган, с помощью которого осуществляется движение, но он в то же время выполняет ряд и других функций. Он служит опорой для всего тела, стержнем, к которому крепятся все остальные органы. Поэты сравнивают позвоночник с флейтой, медики называют его футляром для спинного мозга, корешков спинномозговых нервов и кровеносных сосудов. Он, словно рессора, предохраняет от повреждений другие органы – головной мозг, легкие, печень, сердце. На него ложатся большие нагрузки, поэтому он должен быть достаточно крепким. Позвоночник прекрасно справляется с возложенными на него как на орган человеческого тела функциями благодаря своему уникальному строению.

Он содержит 33–34 позвонка. Они небольшие: 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, крестец и копчик, которые удерживаются на одной вертикальной линии связками и межпозвонковыми дисками – эластичными хрящевыми прокладками. Позвонок состоит из тела, дуги и отростка. Дуги позвонка замыкают отверстия, образующие позвоночный канал, в котором помещается спинной мозг. Соединяются дуги между собой за счет связок и суставов. Еще раз повторим, что тела самих позвонков соединены непрерывно хрящевыми дисками. Эти хрящевые прокладки стремятся оттолкнуть позвонки друг от друга, а связки этому препятствуют. Внутри межпозвонковых дисков имеется особая жидкость – студенистое ядро. Для чего нужна эта жидкость? Медики объясняют, что она «питает» позвоночник, забирает из кровотока необходимые для его жизнедеятельности элементы. Она наполняет межпозвоночные диски в то время, например, когда мы спим и наш позвоночник отдыхает. Врачи утверждают, что за ночь каждый человек «вырастает» на 2–3 сантиметра, а к вечеру он как бы «усыхает». Когда тело принимает вертикальное положение, позвонки сближаются, диски сплющиваются, и жидкость выходит. Межпозвонковые прокладки, а их 23–24, обеспечивают гибкость и подвижность позвоночника, предохраняют костные образования, многочисленные кровеносные сосуды, нервные окончания от травм.

Сопротивляемость диска силам сжатия может удивить любого. При нагрузке в 100 кг диск сжимается лишь на 1,4 мм. Хорошая осанка, способность человека наклоняться, поворачиваться, разгибаться в большой мере обусловлены состоянием межпозвоночных дисков.

Различают пять отделов позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый. Позвоночник (это может видеть каждый) не представляет собой прямую линию, он изогнут. В грудном и крестцовом отделах изгибы направлены выпуклостью назад, а в шейном и поясничном – вперед. Изгибы помогают смягчать толчки, возникающие при ходьбе, беге, прыжках и выдерживать большие физические нагрузки. У здорового человека спина закругляется к центру позвоночника. Кожа ее плотная, малоподвижная по центру и хорошо смещаемая на боках. Под кожей отчетливо определяются мышцы. Появившиеся ограничения в подвижности позвоночника, а значит и в спине, нарушают кровообращение не только нервных стволов и позвонков, но и мышц. Поэтому состояние мышц при заболеваниях позвоночника также имеет большое значение.

Мышцы обеспечивают все многообразие движений, которые совершаются в организме. Благодаря им тело удерживается в равновесии и перемещается в пространстве, а также осуществляется работа диафрагмы, грудной клетки, движения глаз, голосообразование, глотание, работа сердца и других внутренних органов.

Мышцы классифицируют как гладкие и поперечнополосатые. Последние составляют примерно 40 процентов массы тела. Скелетные мышцы, которые имеют значение для работы опорно-двигательного аппарата, относят как раз к группе поперечнополосатых. Всего насчитывается 400 скелетных мышц. Развитие скелетных мышц в значительной степени определяет рельеф тела, его формы, особенно у мужчин.

Скелетная мышца образована мышечными волокнами и прослойками соединительной ткани. К каждой мышце подходят один или несколько нервов и кровоснабжающие ее сосуды. Кровь поступает в мышцу по нескольким артериям. Вместе с артериями в мышцу входят один или несколько нервов и вообще деятельность скелетных мышц регулируется центральной нервной системой. Под влиянием нервных импульсов, поступающих из центральной нервной системы, мышцы сокращаются рефлекторно.

Мышечные волокна соединяются в пучки. Они обладают большой упругостью, способны растягиваться и укорачиваться. Мышца действует на кости, соединенные между собой суставами, наподобие рычага. В конечностях длинные кости образуют систему рычагов. В рычагах нашего тела точка приложения силы (место прикрепления мышцы) часто находится близко к точке опоры (суставу). Поэтому мышцы вынуждены развивать большую силу. Медицинские источники приводят пример: для того чтобы поднять в вытянутой руке груз весом 10 килограммов, мышцы руки должны развить усилие в 100 килограммов.

По выполняемой ими функции мышцы делятся на сгибатели, разгибатели, приводящие и отводящие и т. д.

Еще нам следует знать, что выделяют мышцы туловища, верхних конечностей, головы, шеи. К мышцам туловища относятся мышцы спины, груди и живота. Различают поверхностные мышцы спины и глубокие мышцы спины. Поверхностные мышцы обеспечивают движение конечностей и отчасти головы и шеи. Глубокие мышцы располагаются между позвонками и ребрами. При своем сокращении они вызывают разгибание и вращение позвоночника, поддерживают вертикальное положение тела.

Мышцы груди подразделяются на прикрепляющиеся к костям верхних конечностей, которые осуществляют их движение, и собственно мышцы груди – наружные и внутренние межреберные.

Мышцы живота – косые наружные и внутренние, прямая, поперечная и т. д. участвуют в образовании стенок брюшной полости, брюшного пресса. При сокращении этих мышц позвоночник сгибается вперед и происходят повороты туловища в стороны. Изменяется также и объем грудной клетки.

Мышцы верхних конечностей подразделяют на мышцы плечевого пояса и свободной верхней конечности.

Мышцы нижних конечностей подразделяют на мышцы таза и мышцы свободной нижней конечности – мышцы бедра, голени, стопы. К мышцам таза относят повздошно-поясничную, большую, среднюю и малую ягодичные и т. д. Они обеспечивают сгибание и разгибание в тазобедренном суставе, помогают сохранять вертикальное положение тела.

Среди мышц шеи нас интересуют глубокие группы мышц, которые наклоняют или поворачивают голову.

При интенсивной мышечной нагрузке может наступать утомление мышц, возникающее в результате работы, которое исчезает после отдыха. При тренировке мышц повышается их работоспособность, быстрее происходят восстановительные процессы после их нагрузки, чем у нетренированных. Чем крепче у человека мышечный корсет, тем на более поздние строки отодвигаются проявления старения позвоночника.

Поначалу возрастные изменения в позвоночнике мало выражены. А они проявляются прежде всего в утрате былой подвижности позвоночника вследствие потери упругости и эластичности межпозвонковых дисков.

Глава 2. Нарушения опорно-двигательного аппаратаВрожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5—7% детей. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата.

1. Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич; полиомиелит.

2. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника; недоразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз.

З. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета ; системные заболевания скелета .

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект. Основную массу среди них составляют дети с церебральным параличом. У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции. другие категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, как правило, не имеют нарушений познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности. В их социальной адаптации определяются два направления. Первое имеет целью приспособить к ребенку окружающую среду. Для этого существуют специальные технические средства передвижения, предметы обихода , пандусы, съезды на тротуарах. Второй способ адаптации ребенка с двигательным дефектом — приспособить его самого к обычным условиям социальной среды.2.1. Заболевания нервной системы

  1. Детские церебральные параличи — собирательный термин, объединяющий группу хронических непрогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, вторичных по отношению к поражениям и/или аномалиям головного мозга, возникающим в перинатальном периоде. Отмечается ложное прогрессирование по мере роста ребёнка. ДЦП не является наследственным заболеванием.
Причина любых церебральных параличей — патология в коре, подкорковых областях, в капсулах или стволе головного мозга. Принципиальное отличие ДЦП от других параличей — во времени возникновения и связанном с этим нарушении редукции позотонических рефлексов, характерных для новорождённых.

Термин «детский церебральный паралич» не следует смешивать с термином «детский паралич» — устаревшим обозначением последствий эпидемического полиомиелита.

  1. Полиомиели́т (от др.-греч. ????ό? — серый и µ???ό? — спинной мозг) — детский спинномозговой паралич, острое, высококонтагиозное инфекционное заболевание, обусловленное поражением серого вещества спинного мозга и характеризующееся преимущественно патологией нервной системой. В основном протекает в бессимптомной или стертой форме. Иногда случается так, что полиовирус проникает в ЦНС, размножается в мотонейронах, что приводит к их гибели, необратимым парезами или параличам иннервируемых ими мышц.

2.2 Врожденные патологии опорно-двигательного аппарата

  1. Врождённый вывих бедра (син. Дисплазия тазобедренного сустава) — это врождённая неполноценность сустава, обусловленная его неправильным развитием, которая может привести (или привела) к подвывиху или вывиху головки бедренной кости — к «врождённому вывиху бедра» (англ. congenital dislocation of the hip). Современное название этой патологии — дисплазия тазобедренного сустава (англ. developmental dysplasia of the hip). Речь идет о дисплазии развития (о нарушении развития всех структур сустава в процессе пре – и постнатального периода).
  2. Кривошея — заболевание, вызванное изменением мягких тканей, скелета и нервов шеи, выраженное наклонным положением головы с поворотом её в противоположную сторону.
  3. Косолапость — деформация стопы, при которой она отклоняется внутрь от продольной оси голени. Косолапость бывает эквиноварусной, когда стопа больного повернута вниз и внутрь, варусной, при которой пятка повернута внутрь, и вальгусной, при которой пятка развернута наружу.Это врождённый дефект, который поражает одного из тысячи новорожденных, чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, в 50 % случаев является двусторонним. Попытки лечить косолапость предпринимались с давних времён, первые сочинения об исправлении этого дефекта принадлежат Гиппократу. В наше время, при своевременном лечении, до того как ребёнку исполнится 4 месяца, косолапость можно устранить с помощью консервативных методов, в том числе при помощи метода Пансети.Косолапость может развиваться также в результате паралича мышц и повреждениями костей, связок стопы и голени.
  4. Сколио́з (греч. ?????ό? — «кривой», лат. scoliōsis) — стойкое боковое отклонение позвоночника от нормального выпрямленного положения.[1]
  5. Пороки развития — аномалии развития, совокупность отклонений от нормального строения организма, возникающих в процессе внутриутробного или, реже, послеродового развития.
  6. Их следует отличать от крайних вариантов нормы. Пороки развития возникают под действием разнообразных внутренних (наследственность, гормональные нарушения, биологическая неполноценность половых клеток и др.) и внешних (ионизирующее облучение, вирусная инфекция, недостаток кислорода, воздействие некоторых химических веществ, амниотические перетяжки и т.д.) факторов. Со второй половины XX века отмечается значительное учащение пороков развития, особенно в развитых странах.
  7. Брахидактилия (др.-греч. ????ύ? — короткий + ?ά?????? — палец, синоним — короткопалость) — аномалия развития рук или ног, укорочение пальцев. Брахидактилия часто может сочетаться с симфалангизмом и с различными формами синдактилии. Брахидактилия наследуется по аутосомно-доминантному типу.
  8. Артрогрипоз — системное заболевание скелетно-мышечной системы, характеризующееся контрактурой и деформацией конечностей, недоразвитием суставов и мышц, а также фиброзом. По статистике, данная аномалия встречается примерно у 2-3% всех больных другими аномалиями костно-суставного аппарата. Является не прогрессирующим заболеванием.Известно множество видов артрогрипоза[1], однако наиболее распространенный является артрогрипоз, при котором повреждаются запястья, плечи, локти, бедра и колени. Самая тяжелая форма порока развития влечет за собой нарушение почти всех суставов, в том числе даже суставов челюсти.

2.3. приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата

  1. Травматическая болезнь спинного мозга - Заболевание спинного мозга, обусловленное его травматическим поражением.
  2. Полиартрит (от др.-греч. ????- — «много» и ἄ????? — «сустав») — одновременное или последовательное воспаление нескольких суставов.

Глава 3. Дыхательная гимнастика для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата

  • Дыхательная гимнастика:
  1. Помогает поднять жизненный тонус,
  2. Улучшает дренажную функцию легких,
  3. Устраняет некоторые морфологические изменения в бронхолегочной системе,
  4. Способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению сморщенных участков легочной ткани, восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения, устранению местных застойных явлений,
  5. Положительно влияют на обменные процессы,
  6. Укрепляет весь аппарат кровообращения,
  7. Способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны ЦНС,
  8. Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно-психическое состояние.

Комплекс упражнений:

1 И. п. — сидя. 1–2 – небольшой выдох, втягивая живот и поднимая руки за голову, прогнуться — вдох; 3–4 – наклониться вперед — выдох.
2 И. п. — сидя.1—2 — руки в стороны, втянув голову в плечи — вдох;3—4 — уронить руки — выдох .
3 И. п.-—сидя. 1—2 — согнуть руки к плечам — вдох; 3—4 — опустить руки вдоль туловища — выдох.
4 И. п. — сидя. 1—2 — движением назад руки вверх — вдох; 3—4 — вернуться в и. п. — выдох .
5 И. п. — сидя. 1—2 – руки вперед—вверх — вдох; 3—4 — руки через стороны вниз— выдох .
6 И. п. — сидя, руки на колнеях. 1—2 – руки в стороны — вдох; 3—4 — руки в стороны, наклон туловища вперёд — выдох.
7 И. п. — сидя, руки внизу. 1 — руки в стороны — вдох; 2—3 — обхватить руками левое колено, поднять левую ногу к груди — выдох; 4 — вернуться в и. п. То же правой ногой.
8 И. п. — сидя на краю стула. 1—2 — руки в стороны — вдох; 3—4 — сильно обхватить себя руками — выдох.
9 И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. 1—2 — вдохнуть диафрагмой и одновременно грудью; 3—4 — выдохнуть, опуская грудь и втягивая живот.
10 И. п. — лежа на спине, одна рука вдоль туловища, другая на груди. 1—2 – вдох диафрагмой, выпячивая живот; 3—4 — выдохнуть, втягивая живот.
11 И. п. — лежа на спине, руки на животе. 1—2 — втягивая живот, вдох грудью; 3—4 – выдох.
12 И. п. — сидя. 1—2 — вдохнуть диафрагмой и одновременно грудью; 3—4 — выдохнуть, опуская грудь и втягивая живот.

ЗаключениеКогда говорят о заболеваниях опорно-двигательного аппарата, это свидетельствует, как правило, об ослаблении всего организма. Все родители хотят, чтобы их дети росли  активными и крепкими. Но, к сожалению, в настоящее время врачи бьют тревогу: состояние здоровья молодого поколения ухудшается год от года. Особенно часто среди детей и подростков стали встречаться различные заболевания опорно-двигательного аппарата. Неумолимая медицинская статистика свидетельствует, что у 40% детей и подростков отмечаются патологии суставов, а у 80% школьников старших классов имеются нарушения осанки. 

Нарушения опорно-двигательного аппарата, связанные с работой, являются проблемой, актуальной во всем мире. Затраты, связанные с этой проблемой на индивидуальных и социальных уровнях очень велики. Международных критериев по данным расстройствам не существует, поэтому назрела необходимость в создании международной системы классификации. Следует подчеркнуть важность превентивных мер и преждевременного вмешательства, а также их многогранность. Эргономика должна изучаться на всех уровнях, начиная с начальной школы и кончая вузами, а в ее основу должны быть положены руководящие указания, законы и минимальные требования. Осуществление этих требований должно происходить как со стороны работодателя, так и со стороны работника. (Хагберг и др., 1993).

Вопреки множеству жалоб от людей с серьезными хроническими заболеваниями, мало сообщений об успешном лечении данных расстройств. Кроме того, мало исследований, посвященных возможностям и тактике реабилитации работников с данными отклонениями и их адаптации на рабочем месте. Это указывает на то, что предпочтение необходимо отдавать превентивным мерам и преждевременному вмешательству, возможному благодаря контролю за возможным развитием нарушений опорно-двигательного аппарата, вызванных работой с УВО. 

Список литературы

  1. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. Изд. 2-е. — Ростов н/Д: изд-во: «Феникс», 2003. - 416 с.
  2. Атлас анатомии человека: Уч. пос.-атлас / Под ред. Н.О. Бартоша; Пер. с англ. А.П. Киясова. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – 600 с.: ил.
  3. Готовцев П. И., Субботин А.Д., Селиванов В. П. Лечебная физическая культура и массаж. — М.: Медицина, 1987.
  4. В.И.Дубровский. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учеб.для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2001. – 608 с.: ил.
  5. Невропатология: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 317.: ил.
  6. Частные методики адаптивной физической культуры (Текст): учебник / под общ. ред. проф. Л.В.Шапковой. – М.: Советский спорт, 2007. – 608 с.: ил.
  7. http://aupam.narod.ru/pages/fizkult/kod_dikulya/page_01.htm
  8. http://aupam.narod.ru/pages/fizkult/kod_dikulya/page_01.htm
  9. http://ru.wikipedia.org/wiki

perviydoc.ru