Гимнастика в древнем мире и средних веках. Древняя гимнастика


Гимнастика в Древней Греции

Гимнастика в  Древней Греции.

В глубокой древности, в эпоху первобытно-общинного строя, гимнастических упражнений в нашем понимании еще не было. Они не были выведены в самостоятельный объект познания и использования в подготовке человека к жизни и трудовой деятельности. Все двигательные действия носили прикладной характер и использовались для удовлетворения основных жизненных потребностей в пище, жилье, одежде. Дети в своих движениях подражали взрослым охотникам, земледельцам, скотоводам, воинам, деятельность которых была насыщена самыми разнообразными движениями, - продолжительной ходьбой, бегом преодолением всевозможных препятствий, лазанием по деревьям, ползаньем, переползанием, метанием различных предметов, стрельбой из лука, переправой через водные преграды разными способами и др.

Многие из этих двигательных действий в несколько измененном виде применяются в гимнастической практике до сих пор: вис простой, вис завесом, размахивание в висе, подтягивание, подъем переворотом, прыжки в длину, в высоту, в глубину, кувырки, переползания, подлезания, упражнения в равновесии и др.

В древнегреческом рабовладельческом государстве Лаконика с главным городом Спартой (IX в. до н. э.) свободно рожденные граждане жили за счет труда порабощенных народов. Для ведения захватнических войн  и удержания рабов в повиновении требовались хорошо подготовленные воины. С этой целью детей с 7 лет отдавали в школы с жесткой системой воспитания. Они спали на ложе из тростника, никогда не ели досыта, ходили без обуви круглый год. Их обучали владению оружием, преодолению препятствий, воспитывали безжалостное отношение к порабощенным, развивали выносливость, силу, решительность, смелость, необходимые в захватнических и оборонительных войнах, в подавлении восстаний рабов, в принуждении их к интенсивной работе.

Государственной задачей считалось и физическое воспитание женщин. Девушки выполняли те же упражнения, что и будущие воины-мужчины, участвовали в спортивных состязаниях.

В качестве упражнений применялись ходьба, бег, прыжки, метание диска, борьба, кулачный бой, игры (преодоление различных препятствий, лазание, перелезание и др.).

В Афинах – центре древнегреческой культуры того же времени – было хорошо развито ремесленное производство, торговля, морской флот, наука, искусство. Здесь возникла и практически воплощалась идея воспитание гармонически развитой личности. В этом государстве так же, как и в Спарте, дети до 7 лет воспитывались родителями, а затем мальчики богатых родителей посещали платные мусические школы (от слова «муза» - покровительница науки, искусства), а с 12-13 лет обучались в государственной школе – палестре (от слова «палее» - борьба).

Из гимнастических упражнений широко использовались игры в мяч, перетягивание каната, упражнения в лазании и равновесии, игры с бегом и преодолением препятствий. Дети обучались также упражнениям с копьем и щитом, дротиком и луком, кинжалом и другим оружием.

Большое внимание уделялось не только физическому, но и духовному воспитанию детей. С помощью гимнастических упражнений воспитывались сдержанность, умеренность, самообладание, внимательность, терпение и чуткость. Для того чтобы исключить огрубляющее влияние занятий гимнастикой, греки занимались специально подобранной музыкой, астрономией, математикой, ораторским искусством. Аристотель считал, что под влиянием музыки люди получают облегчение и избавляются от стрессов, переживать при этом «безвредную радость».

Гимнастикой занимались представители привилегированных сословий. Категорически запрещалось посещать занятия рабам, не допускались и женщины.

В эпоху античности общество проявляло заботу о состоянии физического и духовного здоровья его членов, руководствуясь присущими тому времени представлениями о здоровье. Оно рассматривалось как физическое и душевное благополучие. Поэтому древние греки вели беспощадную борьбу с употреблением алкоголя. Описан случай, когда один служитель, пришедший на службу в нетрезвом виде, был казнен. Особо строго за это наказывались женщины. Более того, известны примеры, когда общество не поощряло творчество, а тем самым и искусство, ведущее к расстройству здоровья. Произведения, которые достигали наивысшей степени воздействия на душевное состояние людей, не получали одобрения. Так драматург Фриних был приговорен к штрафу в тысячу драхм за то, что на представлении его пьесы все зрители заливались слезами.

Гимнастика в  Древнем Риме.

Физическая культура в государстве, достигшем наивысшей ступени развития в эпоху древнего мира, относится к числу наиболее противоречивых проблем истории культуры. Именно здесь при рабовладельческом строе была армия, наилучшим образом подготовленная в физическом отношении. Беспрецедентными были масштабы и пышность состязаний, носивших характер народных развлечений. В Риме не было организованного школьного физического воспитания. Римский господствующий класс не чувствовал жизненной потребности в том, чтобы активно включаться в занятия спортом. Спорт вызывал некоторый интерес, но тех, кто участвовал в соревнованиях, презирали. Историки спорта объясняют этот подход принципом целесообразности и полезности, которым руководствовались римляне, таким образом, вольно или невольно противопоставляя физическую культуру идеалу практически мыслящего римлянина. Однако их утверждения чрезвычайно спорны. Намного вероятнее, что причины этого явления кроются не во взглядах, а прежде всего в условиях развития Рима.

1. Многочисленные источники указывают на то, что физическая подготовка юношей до 16-17-летнего возраста, т. е. до службы в армии, являлась исключительно задачей семьи. Правда, в IV веке до н. э. было создано учебное заведение под названием "лудус", однако из этого мы можем сделать вывод только о том, что и в Риме были стремления к организации физического воспитания подобно греческому. Но в III веке до н. э. подготовка воинов была уже сосредоточена в общих лагерях. Физическая и духовная подготовка были обособлены друг от друга. В последнем столетии существования республики большинство граждан забросили физические упражнения.

2. Основой, на которой держалась Римская империя, ее внутренней определяющей силой являлись наводнявшие Рим народные массы, на которые Рим в конечном счете всегда мог рассчитывать. На Древнем Востоке, в Индии и Спарте о такой опоре даже речи быть не могло. Однако народу нужен был не только хлеб, но и духовные наслаждения, соответствовавшие укладу жизни. Этой цели служили такие зрелища, как бои гладиаторов и состязания колесниц.

3. В отличие от греческих полисов в Риме власть всегда была сосредоточена в руках немногочисленной группы людей. В этой атмосфере не могло возникнуть общественного движения, которое придало бы занятиям физической культурой организованный характер и поощряло бы к этому народные массы. В этих условиях физические упражнения оставались средством удовлетворения личных потребностей и формой индивидуального развлечения.

4. Не могли принести существенных изменений и попытки отдельных государственных деятелей и политиков, преклонявшихся перед эллинизмом.

В период, когда граждане Рима познакомились с греческой физической культурой, физическая сила и ловкость там не были в почете. "Глупость, дорогой Луций, - писал Сенека, - и для образованного человека менее всего подходящее дело тренировать мышцы рук, шеи, укреплять грудную клетку. Даже если твое тело увеличивается в объеме, растут твои мышечные связки, ни сила твоя, ни вес не достигнут силы и веса раскормленного быка". Не говоря уже о том, что греческая гимнастика и агонистика, предназначавшиеся служить образцом, также утратили прежние престижные ценности. Кстати, воспитатели не переняли из греческой физической культуры даже те элементы формы, которые применялись в Риме устроителями зрелищ.

Крушение патриархата и периода военной демократии создало в Италии условия для развития физической культуры на классовой основе. Рисунки на вазах и в местах захоронения этрусков, обнаруженные в ходе раскопок, сохранили следы состязаний по легкой атлетике, борьбе и плаванию в исторический период, предшествовавший Древнему Риму. Подобные же памятники сохранились из жизни греческих колоний в южной Италии с той разницей, что здесь были распространены гимнастики и палестры греческого типа. Таким образом, физическая культура Рима складывалась из особенностей, отличавших физическую культуру населявших Италию греков, создавших свое государство этрусков и латинских племен латинян.

Приблизительно в VIII веке до н. э. Рим и окружающие его селения заключили союз городов во главе с Альба Лонга. Союз городов имел общие храмы, предположительно здесь устраивались общие состязания, сопровождавшиеся ритуальными церемониями. Спортивные игры, проводившиеся союзом, были самым тесным образом связаны с ритуалами, призванными обеспечить плодородие, успех в бою, с остатками тотемизма, родовыми культами, поклонением семейным божествам и почитанием предков. Согласно преданиям, в программу соревнований входили бег, гонки колесниц, фехтование и борьба. Образ главного бога-покровителя, ритуал и сами игры с изменением соотношения сил приобретали постепенно все более "римский" характер. На играх VIII-VII веков до н. э. соседние народы присутствовали только в качестве гостей. В истории описан случай, когда сабинян пригласили на культовые состязания и ограбили их.

По мере отмирания празднеств, устраивавшихся союзом городов, патриции стали демонстрировать свою силу во время военных игр. Они устраивались перед боевыми походами, по случаю победы или принятия присяги. Постоянное место проведения конных скачек и состязаний колесниц в долине между Палатином и Авентином получило название "цирка". Здесь проводились так называемые троянские игры, устраивались боевые пляски. Однако танцы этрусков и латинских племен того времени не имели прикладного значения, как средство физического воспитания. Возможно, этим объясняется и то, что классический жанр орхестрики не получил своего развития.

В конце VI века до н. э. власть этрусков ослабла. Рим прогнал последнего короля этрусков и стал республикой. После возникновения новой формы государственности Рим попал под перекрестный огонь нападавших на него соседних государств. Игры под названием Луди Магни, устроенные по случаю клятвоприношения и в память о победе, одержанной над бывшими союзниками, носили всенародный характер. Однако по мере обострения борьбы между патрициями и плебеями каждая из этих общественных групп образовала свои обособленные игры.

В 287 году до н. э. плебеи, без которых не могла обходиться армия, торговля и мануфактурное производство, добились, наконец, предоставления им равных прав, чему способствовало и то обстоятельство, что римляне наряду с внутриполитическими баталиями к этому времени завоевали всю Италию.

Во времена завоевательных походов постепенно менялась структура общества, а вместе с ней менялся и характер римской физической культуры. С арены цирка исчезли представления, во время которых молодые патриции и плебеи демонстрировали умение владеть оружием. Представители мужского пола лучшие свои годы проводили в военных лагерях. Вследствие этого отпала необходимость в организации обычных упражнений и соревнований. Прежние гимнастические традиции были забыты или перекочевали в военные лагеря в качестве элементов военной подготовки.

Военная подготовка в лагерях была очень жесткой и всесторонней. Тренировки в беге, по прыжкам в высоту, в длину, по преодолению препятствий, плаванию проводились вначале в обнаженном виде, а затем при полной боевой выкладке. Наряду с овладением различными движениями очень важным считалось умение владеть оружием. При снаряжении весом в 20-25 кг устраивались переходы на 30-40 км со средней скоростью 6 км в час. Эти упражнения должны были выполнять не только новобранцы, но и легионеры-ветераны для того, чтобы сохранить бодрость и гибкость тела и чтобы тяготы и лишения оставались для них привычным делом. Конники проходили особую подготовку. Умение быстро вскакивать на лошадь отрабатывалось на деревянном коне.

В высших кругах, хотя и не повсеместно, сохранился обычай упражняться в беге, прыжках, с гантелями. В сферистериумах, построенных рядом с дворцами патрициев, проводились оздоровительные упражнения с мячом. Овладение искусством плавания также входило в число этических норм. Во всяком случае, об этом свидетельствуют те памятники письменности, в которых восхваляются успехи в плавании отдельных высокопоставленных государственных деятелей. Именно из них вышли те, кого высокая степень развития физической культуры в завоеванных греческих полисах побудила следовать их примеру. Для них в I веке до н. э. во многих городах Италии были сооружены гимнасии по образцу греческих. Многие известные римские граждане, среди них Цицерон, то или иное время проводили в греческих гимнастических залах. В то же время внимание средних слоев и так называемого античного пролетариата было привлечено только к игровым площадкам.

Здесь в любое время дня всегда толпилось много народа. Одни упражнялись в верховой езде, другие отрабатывали навыки езды на колеснице, играли в мяч, занимались борьбой. Некоторые же плавали и занимались греблей в Тибре. "Каждое проявление ловкости и силы зрители встречали аплодисментами",- писали хроникеры. Особенно популярными были игры с мячом.

Цирковые состязания колесниц, символизировавшие круговое движение небесных тел, обрели новое содержание - стали средством развлечения знати и разорившихся, хлынувших в город народных масс, "античного пролетариата". А потому их цель теперь состояла уже не в том, чтобы оказать магическое воздействие на природу или в состязаниях публично продемонстрировать силу и ловкость, научиться владеть своим телом, а в том, чтобы завоевать расположение народа, заполучить голоса, сдерживать народный гнев и обогащаться. Цирковые представления стали более жестокими, поскольку эстетические и этические запросы бездельничающего населения Рима притупились; оно жаждало крови и острых ощущений. Осторожничающих владельцев колесниц освистывали. Кумирами становились те профессионалы, которые не щадили себя для того, чтобы завоевать симпатии капризной публики. Точно так же все более грубую форму принимали заимствованные у греков состязания по боксу.

Наряду с представлениями в цирках в III веке до н. э. стали устраиваться новые зрелища - заимствованные у этрусков поединки гладиаторов. Вначале они являлись исключительно составной частью культа жертвоприношения усопшим. Со временем, по мере того как возрастал интерес к ним, они были отделены от похоронного церемониала и превратились в одно из средств борьбы за власть.

Характерным эпизодом в этом процессе явился жест Гая Сампориуса Гракха, который в эпоху народных трибунов значительно увеличил свою популярность тем, что разрушил ограду вокруг арены форума, и тем самым народ получил бесплатный доступ к зрелищам в 122 году до н. э. В I веке до н. э. поединки проходили уже на специальных, окруженных трибунами площадках - амфитеатрах.

Бои гладиаторов времен республики были намного более жестокими, чем во времена империи. За исключением нескольких отчаянных авантюристов, большинство гладиаторов выбрали этот путь, подчиняясь силе. Это были похищенные жители, военнопленные, осужденные, преступники и т. д.

Пополнение гладиаторов обеспечивалось благодаря трем видам наказаний:

1. Осуждение мечом гладиатора. Такого осужденного выставляли против опытного гладиатора. Естественно, что победителем в этих поединках всегда выходил гладиатор, искусный фехтовальщик, опытный, владеющий приемами нападения и защиты боец.

2. Осужденного бросали к диким зверям. В этом случае осужденным давали примитивное оружие, чтобы поединок мог протянуться подольше.

3. Согласно приговору, осужденный зачислялся в школу гладиаторов. Эта форма наказания не означала обязательную смерть. После определенного количества боев гладиатор освобождался от обязанности участвовать в поединках. В знак этого ему вручался деревянный меч, и, если он был рабом, он получал свободу.

Рассмотрим некоторые факторы популярности поединков гладиаторов, которые в эпоху республики почти оттеснили на задний план театральные и цирковые представления.

Во-первых, они оказывали огромное психологическое воздействие на суеверных римлян тем, что в их представлении с помощью крови они могут покончить с губительной властью покойных.

Во-вторых, поединок должен был означать, что народ также привлекается к публичному отправлению правосудия над осужденными и мошенниками.

В-третьих, захватывающие поединки полностью удовлетворяли массовые потребности той эпохи в развлечениях и зрелищах. И не в последнюю очередь преследовали ту цель, чтобы приучить юношей-римлян безразлично относиться к смерти, не быть чувствительным к человеческим страданиям.

"Некоторые, - говорил Цицерон, - могут считать наши поединки гладиаторов жестокими и бесчеловечными. В том виде, как они проходят сейчас, они таковыми и являются. Может, для уха и есть лучшая школа, чтобы перенести боль и смерть, но для глаза определенно нет".

Все это попытаемся рассмотреть через призму уже упоминавшихся средств политической борьбы, когда предводитель какой-либо группировки изыскивал для народа с притупившимися эстетическими чувствами все новые и новые жестокости, желая таким образом произвести впечатление на своего противника. В период упадка республики гладиаторы использовались в борьбе за власть, совершали убийства. Противники Юлия Цезаря ехидно замечали, что уже во времена эдилов было столько гладиаторов, что благодаря им он держал "в страхе" весь сенат.

Бытовавшие в эпоху республики беспощадные методы подготовки, - не случайно владельца школы, руководившего обучением, называли мясником, и постоянная боязнь смерти не раз воспитывали из гладиаторов борцов за свободу угнетенных.

Восстание Спартака началось с того, что около 70 гладиаторов, вырвавшихся из гладиаторской школы в Капуе, вместе с присоединившимися к ним окрестными рабами разгромили на склонах Везувия посланный против них римский отряд.

Их выступление вылилось в восстание десятков тысяч рабов. Гладиаторы стали руководить их обучением военному искусству, а свое умение фехтовать использовали в борьбе против своих бывших владельцев. Армия рабов под предводительством Спартака на протяжении ряда лет наносила удары по военной силе величайшего и находившегося в стадии расцвета государства древнего мира.

Со сменой политической формации, а одновременно и жизненного уклада в эпоху империи в истории римской физической культуры наступил новый период. Захватнические войны, а также применение владельцами крупных поместий рабского труда пагубно отразились на крестьянстве - большинство из них потеряли землю и пополнили собой число людей, паразитирующих на рабском труде. Республиканская государственная структура с течением времени оказалась неспособной обеспечить господство малочисленного меньшинства над разорившимися свободными гражданами, жителями провинций и рабами. Основанная на военной диктатуре империя положила в конце I века до н. э. конец полувековому внутреннему кризису. Окончание гражданских войн, обеспечение внутренней безопасности создало условия для почти 200-летнего мирного развития экономической и культурной жизни.

Физическая культура из средства межпартийных баталии превратилась в предмет "заботы" императорской власти и стала выполнять репрезентативные функции. Императоры строили громадные купальни, посреди которых под открытым небом размещалась площадка для посетителей. Представители наиболее зажиточных слоев здесь проводили значительную часть времени, общались между собой. Помимо плавания каждый здесь выполнял наиболее приятные для него двигательные упражнения. Одни танцевали, делали пробежки, боролись, поднимали тяжести, другие развлекались, играя в мяч и в настольные игры. Представление о гимнастических упражнениях в римских купальнях мы можем получить из письма Сенеки своему другу, в котором он сетует на царившую там обстановку.

"Отовсюду вокруг меня доносится хаотический шум. Представь себе все, что неприятно для восприятия на слух. Некоторые выполняют утомительные упражнения или поднимают тяжести, если же они притомятся или изображают утомление, то сколько раз они вздохнут, столько раз слышу, как они пыхтят и задыхаются, если же кто-то делает себе массаж, я слышу, как хлопает по нему рука, причем звук этот меняется в зависимости от того, раскрытой или согнутой ладонью бьют по телу. Если же к этому присоединяется еще игрок с мячом, который считает свои удары, то горе мне!"

Были в Римской империи и стремления со стороны господствующего класса культивировать состязания по греческому образцу. Во время консульских праздников устраивались соревнования в беге, верховой езде и гребле с участием граждан Рима. Август попытался возобновить троянские игры в цирке. Более удачной оказалась попытка Домициана, чьи игры, учрежденные в 86 году, просуществовали вплоть до развала Западной Римской империи.

Однако активный интерес к организации состязаний удавалось поддерживать только в узком кругу представителей высших слоев общества. Свободные граждане, сторонившиеся военщины, презиравшие труд, жившие только сегодняшним днем или на иждивении других, выступали скорее в роли "пассивных потребителей" зрелищных пороков, порожденных физической культурой. В знаменитых сатирах Д. Ю. Ювенала ярко описывается тип нахлынувших в столицу римлян, которые до тех пор сидели в неподвижности, пока не получали хлеб и цирковое представление. В случае победы их любимцев они забывали все свои беды и, одурманенные, неистовствуя, воздавали своим кумирам божественные почести. Ну, а "если потерпит поражение тот или иной гладиатор, считавшийся непобедимым" и к тому же "даже зеленые не побеждают", тогда в городе царила такая печальная и подавленная атмосфера, как после поражения консулов в битве при Каннах".

Для удовлетворения потребностей народа в развлечениях после Колизея был построен цирк Максимус, трибуны которого в IV веке были расширены до 350 тысяч мест. В конце эпохи Римской империи продолжительность развлекательных представлений достигла 175 дней в году.

Громадные цирковые сооружения и амфитеатры воздвигались не только в Риме, но и в Помпее, Капуе, Вероне и Сиракузах. В начале эпохи Римской империи поединки гладиаторов были оттеснены на задний план цирковыми представлениями и различными состязаниями греческого происхождения, но в период ее упадка снова обрели главенствующую роль.

Для того чтобы сделать народные зрелища более разнообразными, арены крупнейших амфитеатров переоборудовали в бассейны, которые можно было заполнять водой, где устраивались затем всевозможные поединки на воде с участием судов. Обычно воспроизводились те или иные наиболее запомнившиеся морские сражения, в Саламисе, в ходе которых зрители могли вдоволь полюбоваться тем, как в этом бою рабы душили друг друга и сталкивали в воду.

Судя по описаниям, в этот период хорошо обученные всадники на колесницах и гладиаторы наряду с самоотверженностью пользовались огромной популярностью. Зрители из зажиточных слоев, стремясь произвести впечатление на массы, одаривали своих любимцев дорогими подарками. Сам император не раз посылал вошедшему в милость гладиатору дорогой кубок, наполненный золотыми монетами. Однако всех превзошел Нерон, который подарил одному из них дворец и землю.

www.coolreferat.com

Гимнастика в древнем мире и средних веках

Введение 

   История гимнастики – это специфическая  отрасль знаний, важный раздел истории  физической культуры и общей культуры, наука о закономерностях развития гимнастики в различные исторические эпохи в связи с экономическими, политическими и культурными условиями жизни людей.

   По  мере развития наук о человеке открывались  новые возможности для использования  гимнастики в целях укрепления здоровья, повышения функциональных возможностей организма, подготовки занимающихся к здоровому образу жизни, учебе, труду, выполнению воинских обязанностей.

   Изменения в способе производства материальных благ, в производственных отношениях, в военной технике и военном искусстве каждый раз предъявляли новые специфические требования к человеку, возникала необходимость совершенствования средств и методов гимнастики для подготовки людей к жизни и деятельности в новых условиях.

   Гимнастика  развивается и по своим собственным  закономерностям: а) обогащение гимнастов  и тренеров опытом соревнований и  организации учебно-тренировочной  и воспитательной работы с гимнастами; б) совершенствование программ, правил соревнований, терминологии, теории и методики обучения упражнениям и спортивной тренировки; в) проведение научных конференций, семинаров, исследований; г) совершенствование системы подготовки педагогов-тренеров; д) улучшение качества гимнастических снарядов, оборудования мест занятий и др.

   Образованность  в области гимнастики характеризуется  знанием основных периодов ее истории. Следует знать, как зародилась гимнастика, какие этапы в своем развитии она прошла; каково ее место в современной системе физического воспитания людей всех возрастных групп, в их учебной и трудовой деятельности; в каком направлении она будет развиваться в ближайшем будущем.  

  1. Гимнастика  у древних народов
 

   В глубокой древности, в эпоху первобытнообщинного строя, гимнастических упражнений в нашем понимании еще не было. Они не были выделены в самостоятельный объект познания и использования в подготовке человека к жизни и трудовой деятельности. Все двигательные действия носили прикладной характер и использовались для удовлетворения основных жизненных потребностей в пище, жилье, одежде. Дети в своих движениях подражали взрослым охотникам, земледельцам, скотоводам, воинам, деятельность которых была насыщена самыми разнообразными движениями: продолжительной ходьбой, бегом, преодолением всевозможных препятствий, лазанием по деревьям, ползанием, переползанием, метанием различных предметов, стрельбой из лука, переправой через водные преграды разными способами и др. Многие из этих двигательных действий в несколько измененном виде применяются в гимнастической практике до сих пор (прыжки в длину, в высоту, в глубину).

   В древнегреческом рабовладельческом государстве Лаконика с главным городом Спартой  свободно рожденные граждане жили за счет труда порабощенных народов. Для ведения захватнических войн и удержания рабов в повиновении требовались хорошо подготовленные воины. С этой целью детей с 7 лет отдавали в школы с жесткой системой воспитания.

   Государственной задачей считалось и физическое воспитание женщин. Девушки выполняли  те же упражнения, что и будущие  воины-мужчины, участвовали в спортивных состязаниях. В качестве упражнений применялись ходьба, бег, прыжки, метание диска, борьба, кулачный бой, игры (преодоление различных препятствий, лазание и др.).

   В Афинах – центре древнегреческой культуры того же времени – было хорошо развито ремесленное производство, торговля, морской флот, наука, искусство. Здесь возникла и практически воплощалась идея воспитания гармонически развитой личности. В этом государстве так же, как и в Спарте, дети до 7 лет воспитывались родителями, а затем мальчики богатых родителей посещали платные мусические школы, а с 12-13 лет обучались в государственной школе – палестре.

   Из  гимнастических упражнений широко использовались игры в мяч, перетягивание каната, упражнения в лазании и равновесии, игры с бегом и преодолением препятствий. Дети обучались также упражнениям с копьем и щитом, дротиком и луком, кинжалом и другим оружием, чтобы их тела были натренированы и готовы к военным действиям.

   Большое внимание уделялось не только физическому, но и духовному воспитанию детей. Аристотель отмечал, что «…в гимнастике не должно преобладать животное». С  помощью гимнастических упражнений воспитывались сдержанность, умеренность, самообладание, терпение, внимательность и чуткость. Для того чтобы исключить огрубляющее влияние занятий гимнастикой, греки занимались специально подобранной музыкой, астрономией, математикой, ораторским искусством. Гимнастикой занимались представители привилегированных сословий. Категорически запрещалось посещать занятия рабам, не допускались и женщины.

   Древний Рим вел захватнические войны и жил в основном за счет труда порабощенных народов. Для этого нужна была сильная, выносливая, хорошо подготовленная в военном отношении, безжалостная к другим народам армия. В нее вступали юноши 16-17 лет. В течение долгого времени они проходили хорошо организованную специальную физическую и военную подготовку. Обучение было суровым. В качестве упражнений применялись бег, прыжки в длину, высоту, с шестом, лазание по канату, шесту, лестнице, скалолазание, игры в мяч, с бегом и преодолением препятствий, упражнений на деревянном коне и др.

   В период империи (27 г. до н. э. – 476 г. н. э.) с переходом к профессиональной армии произошел упадок военно-физического воспитания рабовладельцев. Они ограничивались легкими гимнастическими упражнениями, прогулками, массажем и купанием в ароматизированной воде.

   Большой теоретический и практический интерес  представляет гимнастика народов Древнего Востока, особенно Китая и Индии.

   В Древнем Китае зародились две формы национальной гимнастики под общим названием – ушу. Каждая из них имела свое наименование.

   Первая  форма ушу – соли, или «внешняя», носила явно выраженную военную направленность. Ее методы и средства использовались для развития мышечной силы, ловкости и выносливости. Эти способности были необходимы для успешного овладения приемами борьбы, боевыми действиями с копьем, мечом, щитом в защите и нападении. Большое внимание уделялось подготовке всадников. При этом в качестве подводящих и подготовительных применялись упражнения на деревянном коне. Для обучения преодолению наземных препятствий использовались шесты, канаты, лестницы и другие подсобные средства. Широко применялись прыжки безопорные, опорные и в глубину, лазание, перелезание, подлезание, ходьба и бег. В гимнастике солин нагрузке подвергаются скелет и мышцы.

   Вторая  форма ушу – тай-дзи – сохранилась до наших дней. Ее называют стиль мянь-цюань, или «внутренняя». Она носила явно выраженный гигиенический характер, применялась для лечения болезней и ликвидации дефектов осанки. Упражнения тай-цзи проделывались обычно по утрам, рекомендовались также и занятия 2 раза в день. Особенностью этих упражнений было то, что они выполнялись в сочетании с самомассажем, а сами массирующие движения рассматривались в качестве гимнастических упражнений.

   В гимнастике тай-цзи движения рекомендуется выполнять с некоторым расслаблением мышц и воздействовать с их помощью преимущественно на внутренние органы. Требуется, чтобы мышцы и суставы были мягкими, живот и грудная клетка ненапряженными. Это создает условия для глубокого дыхания, позволяет не задерживать его, легко и свободно дышать животом. Полурасслабленные мышцы и суставы дают возможность выполнять упражнения безболезненно.

   Древнекитайские системы складывались преимущественно  в монастырях: монахам не разрешалось  иметь при себе оружие, но ввиду  того, что во время их странствий на них нападали бродяги, разбойники, они вынуждены были защищаться врукопашную. Им не разрешалось самим нападать – это считалось большим грехом перед богом. Запрет на ношение оружия побуждал их к изобретению приемов самозащиты.

   В Древней индии в основе гимнастических упражнений лежало религиозно-философское учение – йога. Согласно йоге человек может познать сущность вещей, самого себя, если пройдет длинный подготовительный путь – с помощью специальных гимнастических упражнений сформирует в себе целый ряд «добродетелей» и соответствующим образом подготовит свой организм к активной деятельности.

   Слово «йога» в переводе с древнеиндийского языка означает «союз, соединение, связь, единение, гармония». Смысл, заложенный в этом термине, подчеркивает полную гармонию физического здоровья и нравственно-духовной красоты человека. Такой гармонии можно достичь в процессе занятий различными видами йоги.

   Крия-йога – это совокупность средств и методов внутреннего и внешнего очищения.

   Хатха-йога предусматривает не только физическое совершенство тела, но и совершенство ума и духа человека: в здоровом теле – здоровый дух.

   Раджа-йога предусматривает освобождение души путём физических, этических и психических упражнений.

   Карма-йога позволяет достичь совершенства посредством труда и активных действий человека.

   Джани-йога направлена на совершенствование человека путём обогащения его знаниями обо всём том, что способствует обретению мудрости и духовного  совершенства, и рассматривается йогами как гармония знаний.

   Бхакти-йога проповедует любовь и преданность высшим идеалам.

   Лая-йога изучает воздействие на человека ритмов и вибраций, идущих из космоса (космическая йога).

   Мантра-йога – это наука о воздействии  звуковых вибраций на организм человека.

   В Индии существует много различных  школ, направлений в преподавании йоги. Они  имеют незначительные  методические различия. Наилучшими школами являются Центр йоги в Дели и Институт йоготерапии и йогокультуры в городе Лакхнау – столице индийского штата Уттар-Прадеш.

   В Индии в 1965 г. принято правительственное постановление о введении йоги в программы учебных заведений, в подготовку служащих армии и полиции. В ряде стран хатха-йога введена в систему физической подготовки военнослужащих, в первую очередь летчиков и подводников. Её методы используют многие спортсмены и космонавты.

   В Древнем Египте гимнастические упражнения служили главным образом цели физического воспитания подрастающего поколения. Большой популярностью пользовались акробатические упражнения. При храмах проводились соревнования по гимнастике. Победители получали призы.

   Известно  о существовании школ физического  воспитания в Персии.

   Гимнастические, акробатические упражнения, канатохождение были популярны среди народов Закавказья. 

  1. Гимнастика  в Средневековье
 

   Средние века характеризуются феодальным способом  производства и распространением христианства.

   В ранние периоды феодализма церковь  считала всякую заботу о человеческом теле делом греховным. «Гимнастика есть деяние сатаны», - утверждал христианский богослов и писатель Тертуллиан. Любая форма двигательной активности, не связанная с профессионально-трудовыми, бытовыми и религиозными обязанностями рассматривалась как ересь, достойная отлучения от  церкви.

   Уступка была сделана только феодалам. Они  занимались физическими упражнениями, чтобы воспитать себя как воинов, способных держать в повиновении крепостных крестьян, участвовать в войнах, защищать светских и духовных владык от внешних и внутренних врагов.

   Основой подготовки воина была верховая езда и вольтижировка. Сложные боевые приемы предварительно изучались на деревянном коне. Вначале этот снаряд имитировал живого боевого коня, затем за ненадобностью со временем убрали голову, хвост и т. д., остались лишь две седельные луки, постепенно ставшие деревянными упорами, врезанными поперек коня. В конечном итоге они постепенно превратились в кольца-ручки, в прототип параллельных брусьев.

   Боевые  действия воинов, вооруженных мечами, копьями, щитами, секирами и облаченных в тяжелые доспехи, требовали большой физической силы, выносливости и ловкости. Для их развития применялись гимнастические и акробатические упражнения, бег, поднятие и перенос тяжестей, упражнения в прыжках, лазании, перелезании через различные препятствия, фехтовании и др. Боевая и физическая подготовленность воинов проверялась на рыцарских турнирах. 

  1. Гимнастика  в эпоху Возрождения
 

   Возрождение (XIV – XVI вв.) – это период разложения феодального строя и становления  и становление раннего буржуазного  общества с более высокой производительностью  труда наемных рабочих. Представители  передовой части зарождающейся буржуазии – гуманисты – провозгласили культ человеческой личности веру в ее способности.

stud24.ru

С миру по нитке: История возникновения гимнастики

История развития гимнастики необычайно богата. Гимнастика как одно из средств физического воспитания имеет многовековую историю. Гимнастические упражнения были известны еще за 3000 лет до нашей эры. Гимнастика представляет собой систему телесных упражнений, направленных на обретение физической гармонии человеком. Создана эта система была в Древней Греции задолго до новой эры. Кроме общефизических упражнений, верховой езды, плавания, танцев гимнастика включала в себя и публичные состязания в беге, прыжках, метания копья и диска, борьбе, кулачном бое, езде на колесницах. Все эти состязания входили в состав соревнований, включенный в Олимпийские Игры. Гимнастика (от греческого "гимназо" - обучаю, тренирую) - система телесных (физических) упражнений, сложившаяся в Древней Греции за много веков до нашей эры, - служила целям общего всестороннего физического развития и совершенствования. Впрочем, существует и другая, менее убедительная, версия происхождения этого слова от греческого "гимнос" - обнаженный, так как древние занимались телесными упражнениями обнаженными. О благотворном влиянии регулярных занятий гимнастикой на гармоничное развитие личности писали и говорили Гомер, Аристотель и Платон. Помимо привычных для нас общеразвивающих и специальных упражнений гимнастика древних греков включала в себя плавание, бег, борьбу, бокс, езду (верховую и на колесницах) и т.д. Гимнастикой занимались давно. В Китае известна гимнастика, которой занимались дома утром и вечером. В Индии занимались нам всем известной йогой. Высокий уровень развития гимнастика получила в Древней Греции, где высоко ценилось её воспитательное значение. Танцы в Греции были теми телесными упражнениями, на которых воспитывалось юношество. Пляски у греков всегда предполагали совершенствование здорового сильного тела. Культ человеческого тела привёл к культу пластических линий и форм, к обожанию танцев.

Гимнастика развивает все пять физических возможностей человека – силу, выносливость, скорость, координацию и гибкость. Гимнастика служит для укрепления здоровья, гармоничного развития человека, его физического совершенствования. Гимнастика может воздействовать как на весь организм в целом, так и на отдельные органы и системы. То есть, по большому счету, под обозначение «гимнастика» мы можем подставить какие угодно физические упражнения. Однако же гимнастика имеет весьма четкое подразделение. Для сохранения здоровья, молодости и красоты, достижения физического совершенства необходим индивидуальный подбор упражнений для разных частей тела, например, гимнастика кистей рук, гимнастика плечевого сустава, гимнастика глаз и т. д. Кроме того, существует так называемая "вспомогательная" гимнастика, которая, в свою очередь, подразделяется на спортивно-вспомогательную (помогающую спортсменам добиваться больших успехов в том или ином виде спорта), производственную и лечебную (применяемую при ряде заболеваний).

Гимнастика - это не только физические упражнения, не только способ помочь организму перейти от сна к бодрствованию, к активной деятельности. Гимнастика - это еще и способ эмоциональной зарядки на весь день. Каждое упражнение не только дает специальную нагрузку на мышцы, не только улучшает кровообращение, обмен веществ, но и влияет на ту или иную функцию организма. Необходимо помнить, что, делая гимнастику, надо как бы формировать свое самочувствие, четко осознавать смысл и функциональное назначение каждого движения. Обязательно каждое утро делайте гимнастику!

smiryponitke-romus.blogspot.ru

Исторический обзор развития гимнастики с древних времен до современности

Оглавление.

Введение………………………………………………………………………………………….3

1 Гимнастика у древних народов…………………………………………………………...…..5

1.1 Гимнастика в Афинах и в Древнем Риме……………………………………………….….5

1.2 Гимнастика в Древнем Китае……………………………………………………………….6

1.3 Гимнастика в Древней Индии……………………………………………………………....7

2 Гимнастика в Средневековье………………………………………………………………….9

3 Гимнастика в эпоху Возрождения………………………………………………………......10

4 Гимнастика в Новое время………………………………………...........................................12

5 Возникновение национальных систем гимнастики………………………………………...13

5.1 Французская система гимнастики………………………………………………………....13

5.2 Немецкая система гимнастики …………………………………………………………....14

5.3 Шведская система гимнастики…………………………………………………………….16

6 Развитие гимнастики во второй половине XIX – начале XX века………………………...17

7 Гимнастика в дореволюционной России…………………………………………………....18

8 Развитие гимнастики в России после 1917 г.…………………………………………….....21

9 Эволюция программ  и правил соревнований………………………………………………26

Заключение ……………………………………………………………………………………..28

Список литературы……………………………………………………………………………..29             

                                                                

Введение

      Гимнастика  – исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей. Она является дисциплиной спортивно-педагогической. В переводе с греческого гимназо – упражняю, тренирую. 

      Спортивная  гимнастика - один из старейших олимпийских  видов спорта. Конечно, большая гимнастика доступна не каждому, а только талантливым и трудолюбивым спортсменам, как, впрочем, и любое другое большое дело. Но в своих многочисленных видах и разновидностях гимнастика доступна практически всем.

      Можно заниматься спортивной гимнастикой  в свое удовольствия, не стремясь достигнуть высоких спортивных результатов и даже не участвуя в соревнованиях. Вы можете любить большую гимнастику снаружи и получать от нее удовольствия в качестве болельщика. Но тогда вы не испытаете ни с чем не сравнимое, острое, всепоглощающее наслаждение реальной жизнью в большой гимнастике. А это – и ощущение первопроходца при овладении новыми, еще никем в мире не исполняемыми сверхсложными трюками, и чудесное ощущение полного владения своим телом в состоянии высшей спортивной формы, и радость участия в крупнейших турнирах, и азарт соревновательной борьбы на уровне высших спортивных достижений, и счастье победы над сильнейшими гимнастами мира.

      Для определения актуальности темы, был  проведен социологический опрос  на улицах города Благовещенска у людей разного пола в возрасте от 16 до 40 лет. В опросе участвовало тридцать человек. Горожанам предлагалось определить из пяти видов спорта, какой, по их мнению, является самым популярным в наше время. За футбол проголосовало девять человек, одинаковое количество голосов за гимнастику и легкую атлетику семь, волейбол четыре голоса, плавание три. Выяснилось, что гимнастика является одним из наиболее популярных видов спорта. Поэтому проследить как, развивалась гимнастика с развитием истории человечества было бы интересно тем, кто любит этот прекрасный вид спорта. 

Тема: Исторический обзор развития гимнастики с древних времен до современности.

            В связи с вышезаложенным мы  определили:

Цель исследования: изучить историю развития с глубокой древности до наших дней. Для решения цели были поставлены следующие задачи:

      1. На основе анализа литературных источников проследить историю развития гимнастики со времен глубокой древности до наших дней.

      2. Выявить какие системы, и в каких государствах оказали наибольшее влияние на развитие и становление отечественной гимнастики.

Методы исследования:

      1. теоретический анализ и обобщение используемой литературы.

      2. социологический опрос.

      При выполнении данной работы использовалась как научная литература, так и  последние публикации, посвященные теме исследования, в профессиональных журналах и Интернете.                    

1 Гимнастика у древних народов

      В глубокой древности, в эпоху первобытнообщинного  строя, гимнастических упражнений в  нашем понимании ещё не было. Все двигательные действия носили прикладной характер и использовались для удовлетворения основных жизненных потребностей в пище, жилье, одежде. Дети в своих движениях подражали взрослым охотникам, земледельцам, скотоводам, воинам, деятельность которых была насыщена самыми разнообразными движениями, продолжительной ходьбой, бегом, преодолениям возможных препятствий, лазанием по деревьям.

      Многие  из этих двигательных действий в несколько  изменённом виде применяются в гимнастической практике до сих пор: вис простой, размахивание в висе, подтягивание, прыжки в длину, в высоту, в глубину, кувырки, упражнение в равновесии и др.

      В древнегреческом рабовладельческом государстве Лаконика с главным городом Спарта (IX в. до н. э.) свободно рожденные граждане жили за счет труда порабощенных народов. Для ведения захватнических войн и удержания рабов в повиновении требовались хорошо подготовленные воины. С этой целью детей с семи лет отдавали в школы  с жесткой системой воспитания. Они спали на ложе из тростника, никогда ни ели досыта, ходили без обуви круглый год. Их обучали владению оружием, преодолению препятствий, воспитывали безжалостное отношение к порабощенным, развивали выносливость, силу, решительность, смелость.

      Государственной задачей считалось и физическое воспитание женщин. Девушки выполняли те же упражнения, что и будущие воины мужчины, участвовали в спортивных состязаниях.

      В качестве упражнений применялись ходьба, бег, прыжки, метания диска, борьба, кулачный бой, игры (преодоления различных  препятствий, лазание, перелезание и др.) [2, 4, 8]

1.1 Гимнастика в Афинах и в Древнем Риме

      В Афинах – в этом государстве, так же как и в Спарте, дети до 7 лет воспитывались родителями, а затем дети богатых родителей посещали платные мусические школы (от слова «муза» - покровительница науки, искусства), а с 12 – 13 лет обучались в государственной школе – палестре (от слова «палее» - борьба).

      Из  гимнастических упражнений широко использовались игры в мяч, перетягивание каната, упражнения в лазании и равновесии, игры с бегом и преодолениям препятствий.

      Большое внимание уделялось не только физическому, но и духовному воспитанию детей. С помощью гимнастических упражнений воспитывались сдержанность, умеренность, самообладание, терпение, внимательность и чуткость.

      Для того чтобы исключить огрубляющее влияние занятий гимнастикой, греки занимались под специально подобранную музыку. Аристотель считал, что под влияние музыки люди получают облегчение и избавляются от стрессов.

      Гимнастикой занимались представители привилегированных  сословий. Категорически запрещалось посещать занятия рабам, не допускались и женщины.

      Древний Рим вел захватнические войны и жил в основном за счет труда порабощенных народов. Для этого нужна была сильная, выносливая, хорошо подготовленная в своем отношении, безжалостная к другим народам армия. В нее вступали юноши 16 – 17 лет. В течение долгого времени они проходили хорошо организованную специальную физическую и военную подготовку. Обучение было очень суровым. В качестве упражнений применялись бег, прыжки в длину, высоту, с шестом, лазание по канату, лестнице, скалолазание, игры в мяч, упражнения на деревянном коне. [9]

1.2 Гимнастика в Древнем Китае

      Большой теоретический и практический интерес  представляет гимнастика народов Древнего Востока, особенно Китая и Индии.

      В Древнем Китае зародились две формы национальной гимнастики под общим названием -  ушу. Ушу означает в переводе «воинское искусство» или «воинская техника». Каждая из них имела свое наименование.

      Первая  форма ушу – солин, или «внешняя»  носила военную направленность. Ее средства и методы использовались для развития мышечной силы, ловкости и выносливости. Эти способности были необходимы для успешного овладения приемами борьбы, боевыми действиями с копьем, мечом, щитом в защите и нападении. Большое внимание уделялось подготовке всадников. При этом в качестве подводящих и

подготовительных  применялись упражнения на деревянном коне. Широко применялись прыжки безопорные, опорные и в глубину, лазание, перелезание, ходьба и бег.

      В гимнастике солин все движения выполнялись с максимальным напряжением  основных групп мышц.

      Вторая  форма ушу – тай-дзи – сохранилась  до наших дней. Ее называют стиль  мянь-цюань, или «внутренняя». Она  носила явный гигиенический характер, применялась для лечения болезней и ликвидации дефектов осанки. Упражнения тай-дзи проделывались обычно по утрам, рекомендовались занятия два раза в день. Особенностью этих упражнений было то, что они выполнялись в сочетании с самомассажем, а сами массирующие движения рассматривались в качестве гимнастических упражнений.  

1.3 Гимнастика в Древней Индии

        В Древней Индии в основе гимнастических упражнений лежало религиозно-филосовское учение – йога.

      Йога  – это самобытное явление индийской  культуры. Йога является одной из древнейших систем разностороннего формирования человека, воздействия на него с целью поддержания физического и психического здоровья, гармонического развития личности.

      Слово «йога» в переводе с древнегреческого языка (санскрита) означает «союз, соединение, связь, гармония».

      Крия-йога – это совокупность средств и методов внутреннего и внешнего очищения. Ученик, изучающий йогу, должен избавиться от собственных недостатков, вредных привычек, невежества, воспитывая в себе только положительные качества, без которых гармония не возможна.

      Хатха-йога предусматривает не только физическое совершенство тела, но и совершенство ума и духа человека.

      Раджа-йога предусматривает освобождения души путем физических, этических и  психических упражнений.

      Карма-йога позволяет достичь совершенства  посредством труда и активных действий человека. Он должен всегда добросовестно выполнять свою работу, стараясь сделать ее как можно лучше, не ожидая поощрения или награды.

      Джани-йога направлена на совершенствование человека путем обогащения его знаниями о  том, что способствует обретению мудрости и духовного совершенства, и рассматривается йогами как гармония знаний.

      Бхакти-йога проповедует любовь и преданность  высшим идеалам.

      Лая-йога изучает воздействие человека ритмов и вибраций, идущих из космоса (космическая  йога). Она призывает человека жить в гармонии с Вселенной, помогает предупреждению и лечению болезней, вызванных нарушением биоритмов.

      Мантра-йога – это наука о воздействии  звуковых вибраций на организм человека. При произнесении или пении некоторых  гласных, слогов или слов возникают определенные колебания, которые положительно влияют на организм человека.  

      Существование различных разновидностей йоги в  методическом плане дает возможность  заниматься по этой системе всем людям  не зависимо от пола, возраста, национальности, профессии. Предусматривается учет индивидуальных особенностей  занимающихся йогой.

student.zoomru.ru

История развития спортивной гимнастики

Содержание

  1. Расцвет и упадок

    1. Второе рождение гимнастики

    2. Международная Федерация Гимнастики (ФИЖ)

    3. XX Век

  1. Гимнастика у древних народов

  2. Развитие гимнастики в Средневековье

3.1Развитие гимнастики в средневековой Европе

3.2Развитие гимнастики в средневековой Азии

4.Гимнастика в Эпоху Возрождения

5. Гимнастика в Новое время

6. История спортивной гимнастики на Беларуси

Список используемых литературных источников

1. Расцвет и упадок

Гимнастика (от греческого «гимназо» - обучаю, тренирую) - система телесных (физических) упражнений, сложившаяся в Древней Греции за много веков до нашей эры, - служила целям общего всестороннего физического развития и совершенствования. Впрочем, существует и другая, менее убедительная, версия происхождения этого слова от греческого «гимнос» - обнаженный, так как древние занимались телесными упражнениями обнаженными.

Гимнастика древних помимо общеразвивающих и военных упражнений, упражнений в верховой езде, плавания, имитационных и ритуальных танцев содержала и упражнения, по которым проводились публичные состязания - бег, прыжки, метания, борьба, кулачный бой, езда на колесницах, включавшиеся в программы Олимпийских игр древности, проводившихся с 776 года до н.э. по 392 год н.э. в течение 1168 лет.

После падения Римской империи, в средние века, когда господствовало мракобесие и схоластика, аскетизм, достижения античной культуры и искусства, в том числе и гимнастика, были забыты.

С утверждением на рубеже XIV-XV вв. гуманизма - направления общественной мысли, характеризующегося защитой достоинства и свободы личности, ее всестороннего, в том числе и физического, развития борьбой за человечность общественных отношений - начинается обращение к культурному наследию античности. В систему воспитания постепенно внедряется физическое воспитание - гимнастика. Значительную роль в ее возрождении сыграло сочинение итальянского врача Иеронима Меркуриалиса (1530-1606) «Об искусстве гимнастики», взгляды на воспитание французского писателя, автора романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле (1494-1553), швейцарского педагога Песталоцци (1746-1827), французского философа-просветителя Жан-Жака Руссо (1712-1778), чешского педагога Яна Амоса Каменского (1592-1670).

1.1 Второе рождение гимнастики

В конце XVIII - начале XIX вв. в Германии в педагогике под влиянием идей гуманистов сложилось течение филантропистов. В созданных ими школах - филантропинах - важное место заняла система физического воспитания - гимнастика, которую разработали и преподавали Г. Фит (1763-1836), И. Гутс-Мутс (1759-1839). Завершил создание системы немецкой гимнастики Ф.Л. Ян (1778-1852), разработавший гимнастическую систему, названную «турнен», и обогатившую немецкую гимнастику упражнениями на перекладине (турнике), кольцах, брусьях и коне.

Оригинальные системы гимнастики были созданы: во Франции Ф. Аморосом (1770-1847), в Швеции (шведская) П.-Г. Лингом (1776-1839), а в Чехии (сокольская) - Мирославом Тыршем (1832-1884).

Непросто установить, когда гимнастика, система физического воспитания, стала видом спорта. Известно, что в 1817 г. 80 учеников Ф. Амороса провели публичные состязания в Париже, что в Греции, в Афинах, начиная с 1859 г., не раз предпринимались попытки возродить античные Олимпийские игры, и проводились соревнования по многим видам физических упражнений и гимнастике. Можно предположить, что ученики Ф. Яна пытались мериться силами, соревноваться в выполнении упражнений, а ученики М. Тырша - «соколы» - проводили слеты, на которых гимнасты демонстрировали свои успехи и, естественно, эти успехи как-то сравнивались. Но все это эпизоды. Признанным видом спорта гимнастика стала в 1896 г., когда была включена в программу первых современных Олимпийских игр. И с тех пор остается их подлинным украшением.

С первых Олимпийских игр основу соревнований гимнастов составляли упражнения на гимнастических снарядах: коне, кольцах, брусьях, перекладине и в опорных прыжках, а с 1932 г. (Лос-Анджелес, США) и в вольных упражнениях. Однако, отдавая дань гимнастике - системе физического воспитания, и в зависимости от содержания гимнастики в стране-организаторе Олимпийских игр, в программу соревнований включались дополнительные упражнения, служившие разносторонней физической подготовке - лазание по канату, спринтерский бег, прыжки в высоту, длину и с шестом, толкание ядра. На Олимпийских играх разыгрывается командное первенство, первенство в многоборье и первенство по отдельным видам многоборья.

Поначалу на олимпийский гимнастический помост выходили только мужчины, а в 1928 г. (Амстердам, Нидерланды) впервые соревновались и женщины. Правда, следующие, Х Игры (1932, Лос-Анджелес, США), они пропустили, но с XI Игр (1936, Берлин, Германия), участвовали постоянно во всех играх. Поначалу женщины соревновались только в командном первенстве, а с XV Игр (1952, Хельсинки, Финляндия) оспаривают и личное первенство в многоборье - опорные прыжки, брусья, бревно, вольные упражнения - и по отдельным видам.

С XI Игр программа соревнований мужчин стабилизировалась и приняла современный вид - шестиборье: вольные упражнения, конь, кольца, опорные прыжки, брусья, перекладина.

studfiles.net


Смотрите также