Артикуляционная гимнастика для детей. Движения гимнастики картинки


Артикуляционная гимнастика с картинками - 17 Мая 2013

Чтобы у ребенка формировалось правильное произношение звуков, произношение уже имеющихся звуков было четким, рекомендуются занятия артикуляционной гимнастикой. При регулярных повторениях упражнений укрепляются органы артикуляционного аппарата (губы, язык), ребенку легче переходить от одной артикуляционной позы к другой, легче удерживать нужное положение, для правильно произнесения сложных звуков. 

Если у ребенка вялая артикуляция, речь не внятная, хотя он может произнести звуки четко…

Если ребенку предстоят занятия с логопедом…

Если речь ребенка в процессе формирования…

..то артикуляционная гимнастика поможет сделать речь более четкой, подготовит и укрепит речевые мышцы для дальнейших занятий, поможет формированию правильного произношения.

Деткам 2-3 лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. 

Дети 4-6 лет смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Занятия должны быть:

  •  регулярными. Как минимум, ежедневными, желательно проводиться 2-3 раза в день.
  •  недолгими. От 2-3 минут в начале работы до 5-7 минут в дальнейшем.
  •  проводиться перед зеркалом. На первых этапах работы, чтобы кроме тактильных ощущений был ещё и зрительный контроль.
  •  на 1 занятии использовать 2-3 упражнения. Новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Иногда есть смысл провести несколько занятий без введения новых упражнений, для закрепления уже знакомых, но ещё сложных для ребенка действий.
  •  каждое упражнение повторять 5-7 раз. Но стоит внимательно следить за реакцией ребенка. Главное, чтобы сохранялся интерес к занятию.
  •  статические упражнения надо удерживать 10-15 секунд. Сразу это время задерживать артикуляционную позу очень сложно, поэтому надо постепенно увеличивать время, начиная от 2-3 секунд.
  •  динамические упражнения должны выполняться плавно и максимально точно. Темп постепенно можно увеличивать, но следить, чтобы правильность выполнения соблюдалась.
  •  все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. (Ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются).
  •  если какое – то движение не получается, можно помочь ребенку шпателем, пальцем, ручкой чайной ложки.
  • сначала взрослый показывает упражнение-ребенок повторяет, делает синхронно с показывающим. 
Обязательно надо следить за правильностью выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица.

Статические артикуляционные упражнения направлены на выработку правильной позы.

Динамические - на правильное выполнение движений.

 

 

Ещё по данной теме:

logopeddoma.ru

Пятьдесят комплексов общеразвивающих упражнений в графическом изображении

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Целью данной работы является:

1. Помощь учителю в подготовке к уроку.

2. Быстрый подбор О.Р.У комплексов к любой теме урока.

3. Сокращение записи конспекта урока.

Общеразвивающими упражнениями (ОРУ) называются движения отдельными частями тела или их сочетания, выполняемые с разной с разной скоростью и амплитудой, с максимальным и умеренным мышечным напряжением. Цель применения О.Р.У. - воспитание физических качеств и подготовка занимающихся к овладению более сложными двигательными навыками.

ОРУ можно выполнять как отдельными, так и всеми частями тела одновременною Они выполняются без предметов и с предметами (палкой. Мячом, гантелями и т.д.), на гимнастических снарядах (стенке, скамейке) индивидуально и в парах, на месте и в движении.

При составлении комплексов ОРУ для подготовительной части урока было определено 15 упражнений, а содержание в зависимости от задач урока.

Эти комплексы ОРУ составлялись не один год и подбирались упражнения, оказывающие воздействия на все группы мышц и обеспечивающие развитие основных физических качеств. Важно, чтобы они подготавливали занимающихся к освоению двигательных действий, изучаемых на уроках. В этих комплексах это учтено.

Первым и последним в комплексе должно быть упражнение на формирование правильной осанки. Затем следуют одно-два упражнения, достаточно простые, задействующие большие группы мышц. Они оказывают общее воздействие, активизирующее деятельность всех органов и систем. Далее следуют упражнения для различных частей тела (рук, плечевого пояса, спины, пресса, ног и т.д.)

При их выполнении в работу последовательно включаются различные группы мышц, причем после первой серии этих упражнений должна следовать вторая, но со значительной большей интенсивностью.

Каждое упражнении е повторяется 5-8 раз. В каждый урок желательно включать новые ОРУ или их варианты.

Но самое основное или главное это то, что комплексы ОРУ выполнены графически, что облегчает подготовку к уроку, не надо долго читать текст, можно быстро просмотреть рисунки.

В конспекте можно написать №1 или №25 и т.д.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Артикуляционная гимнастика для детей - Parents.ru

Артикуляционная гимнастика для детей очень актуальна, так как недостатки звукопроизношения легче всего исправляются как раз у дошкольников. Полезна артикуляционная гимнастика будет и детям с нечеткой дикцией, у которых, как говорят, «каша во рту».

Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения для тренировки органов, участвующих в образовании звуков речи: языка, губ, щек, нижней челюсти. Условно все упражнения можно разделить на три группы: одни помогают улучшить подвижность и согласовать работу органов речи, другие – увеличить силу их движений и третьи – «приучить» язык, губы и нижнюю челюсть к определенному положению, которое они должны занять для правильного произношения того или иного звука.

Книги И.А. Волошиной и Н.В. Нищевой, посвященные артикуляционной гимнастике для детей.

Как заниматься?

Чтобы занятия принесли пользу, надо проводить их по определенным правилам:

  • артикуляционную гимнастику надо делать ежедневно;
  • лучше всего заниматься артикуляционной гимнастикой 2 раза в день по 5-7 минут, чтобы ребенок не устал и не утратил интерес;
  • превращать занятия в увлекательную игру;
  • за одно занятие проделывать не больше 5 упражнений, из них новыми могут быть только одно-два;
  • выполнять упражнения на счет, чтобы выработать четкость их исполнения;
  • делать упражнения надо перед большим или ручным зеркалом: ребенок должен контролировать правильность выполнения того или иного движения. Сначала упражнение делает взрослый, потом это движение повторяет карапуз. Взрослый при этом стоит или перед зеркалом рядом с ребенком (в этом случае малыш наблюдает за ним, глядя в зеркало), или лицом к малышу.
Читать на эту тему:

Картотека артикуляционной гимнастики может помочь родителям сориентироваться и понять, как выполнять то или иное движение языком, какое положение при этом должны занять губы и нижняя челюсть. Такие картинки легко можно найти в Интернете, есть еще картотека артикуляционной гимнастики в детском саду. И хотя она предназначена для логопедов, ее можно использовать и для домашних занятий.

Фрагмент из книги Н.В. Нищевой "Веселая артикуляционная гимнастика". Упражнение "Улыбка".

Консультация специалиста

Родители могут самостоятельно заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой, но это не отменяет консультации логопеда. Как правило, к 4 годам уже понятно, какие звуки малыш произносит неправильно. К пяти годам, возможно, эти звуки «встанут на место». Но в любом случае в 1,5-2 года карапуза надо обязательно показать логопеду. Только специалист может оценить, соответствует ли возрасту развитие речи у малыша. Исправлять недостатки тоже надо вместе со специалистом. Логопед подберет для ребенка упражнения артикуляционной гимнастики в зависимости от речевых проблем, расскажет и наглядно покажет, как правильно их делать.

Артикуляционная гимнастика в картинках станет в этом деле хорошим помощником.

Упражнения артикуляционной гимнастики в детском саду малыши тоже делают, так как практически в каждом детском дошкольном учреждении работает логопед, и в 5 лет он начинает детям «ставить» звуки, то есть исправлять недостатки звукопроизношения. Но без домашних занятий вам все равно не обойтись.

Что собой представляет артикуляционная гимнастика?

Картотека, конечно, позволит увидеть все упражнения, причем в правильном исполнении, но и подробное их описание не помешает.

Фрагмент из книги Н.В. Нищевой "Веселая артикуляционная гимнастика". Упражнение "Хомячок".

Артикуляционная гимнастика для детей 4 лет

Заниматься артикуляционной гимнастикой можно даже с грудным ребенком. Это будут простейшие движения: улыбка, высовывание язычка, надувание щечек и т.д. Детям 4 лет артикуляционная гимнастика уже помогает подготовить артикуляционный аппарат к правильному произношению определенных звуков. Учтите, что в этом возрасте подобные занятия – большая и сложная работа. Если вы превратите их в увлекательную игру, ребенок даже не заметит, как пролетит время и с охотой выполнит все ваши указания.

  1. Попросите ребенка изобразить сытого хомячка, у которого полный рот зернышек: для этого надо набрать полный рот воздуха, надуть обе щеки и удерживать их в таком положении 3-5 секунд. После чего можно попросить малыша надувать щечки поочередно.
  2. А вот хомячок оголодал и сильно похудел. Что с ним случилось? Правильно – щеки втянулись внутрь. Если у ребенка не получится с первого раза изобразить оголодавшего зверька, помогите ему руками.
  3. А как лопается шарик? Чтобы получился звук лопнувшего шарика, надо плотно закрыть губы, зубы должны быть разомкнуты, надуть щеки и… хлопнуть по ним кулачками. Воздух выйдет с силой и шумом.
  4. Давай рассмотрим на картинке, какой широкий язычок высунула собачка. Покажи такой же широкий язычок. Расслаблять язык.

Можно потренировать улыбку, но не простую, а особую.

  1. Попросите малыша улыбнуться – растянуть в улыбке губы и удерживать такое положение 5-10 секунд.
  2. Попросите ребенка улыбнуться так, чтобы были видны зубы. При этом верхние зубы должны стоять на нижних и их перекрывать. Если не получается, предложите передним зубами погрызть «морковку», как зайчик, и улыбнуться так, чтобы все зубы были видны. Удерживать такое положение надо 5-10 секунд.

Полезным будет и упражнение «Трубочка». Для этого предложите ребенку вытянуть губы вперед и изобразить хобот у слона или поцелуй.

И, наконец, пусть малыш изобразит губами бублик. Для этого надо сомкнуть зубы, а губы округлить и чуть вытянуть вперед., при этом должны быть видны верхние и нижние резцы.

Развить подвижность губ поможет и чередование описанных упражнений. Сначала каждая поза на 3-5 секунд фиксируется, постепенно темп переключения с одного упражнения на другое увеличивается.

Можно также потренироваться дуть в воду через трубочку или пить через трубочку, удерживая губами карандаш, постараться нарисовать в воздухе или на бумаге круг или квадрат.

Фрагмент из книги Н.В. Нищевой "Веселая артикуляционная гимнастика". Упражнение "Хоботок".

Артикуляционная гимнастика для детей 5 лет

5-летним детям артикуляционная гимнастика поможет исправить недостатки в произношении звуков и выработает у них хорошую дикцию. С возрастом упражнения усложняются, повторять их надо уже 6-8 раз, увеличивается и темп гимнастики. При этом движения должны быть плавными.

В 5 лет можно предложить ребенку:

  1. Завернуть язык наверх, словно он сворачивает блин, и прижать его верхними зубами;
  2. Приоткрыть рот и побарабанить языком по верхним зубам;
  3.  Беззвучно, протяжно, на выдохе произносить гласные звуки;
  4. Произнести на одном выдохе слитно и протяжно сразу несколько гласных звуков;
  5. Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки;
  6. С запрокинутой головой изобразить, как надо полоскать горло;
  7. Надувать щеки, зажав при этом нос;
  8. Надувать воздушные шарики и спасательные круги, пускать мыльные пузыри.

21 январь 2016 08:00

Parents.ru

Светлана Любошиц

www.parents.ru