Дыхательная гимнастика, как здоровьезберегающая технология. Дыхательная гимнастика деревья


Дыхательна я гимнастика Дыхательная гимнастика «Качели» Цель:

Описание презентации Дыхательна я гимнастика Дыхательная гимнастика «Качели» Цель: по слайдам

Дыхательна я гимнастика

Дыхательная гимнастика «Качели» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку: Качели вверх (вдох) , Качели вниз (выдох) , Крепче ты, дружок, держись. Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру » Цель: формирование дыхательного аппарата. И. П. : сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

Дыхательная гимнастика «Дровосек» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнесите «бах». Повторите с ребенком шесть-восемь раз. Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе «п-ф-ф» — звук, издаваемый сердитым ежиком, затем «ф-р-р» — а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

Дыхательная гимнастика «Надуй шарик» Цель: тренировать силу вдоха и выдоха. И. П. : ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» — хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» — ребенок произносит: «шшш» , вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух. Дыхательная гимнастика «Гуси летят» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох — опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у» .

Дыхательная гимнастика «Листопад» Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха. Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали. Дыхательная гимнастика «Каша кипит» Цель: формирование дыхательного аппарата. И. П. : сидя, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф» . Повторить 3 -4 раза.

Дыхательная гимнастика «Ножницы» Цель: формирование дыхательного аппарата. И. П. — то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук Дыхательная гимнастика «Насос» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. И. П. : Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд. Дыхательная гимнастика «Пушок» Цель: формирование дыхательного аппарата. Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох — через сложенные трубочкой губы.

Дыхательная гимнастика «Жук» Цель: тренировать силу вдоха и выдоха. ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: « жу-у-у — сказал крылатый жук, посижу и пожужжу» . Дыхательная гимнастика «Петушок» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку» .

Дыхательная гимнастика «Ворона» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох — разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр» , максимально растягивая звук [р]. Дыхательная гимнастика «Вырасти большой» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х» ! Повторить 4 -5 раз.

Дыхательная гимнастика «Часики» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так» . Повторить до 10 раз. Дыхательная гимнастика «Снегопад» Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха. Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони.

Дыхательная гимнастика «Кто дальше загонит шарик» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола. Дыхательная гимнастика «Парящие бабочки» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

Дыхательная гимнастика «Аист» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш-ш». Повторите с ребенком шесть-семь раз. Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик» Цель: тренировать силу вдоха и выдоха. И. П. : малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

Дыхательная гимнастика «Курочка» Цель: развитие плавного, длительного вдоха. ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах» , одновременно похлопывая себя по коленям. Дыхательная гимнастика «Волна» Цель: тренировать силу вдоха и выдоха. И. П. : лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит «Вни-и-и-з». После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

Дыхательная гимнастика «Поединок» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Из кусочка ваты скатать шарик — «мяч». Ворота — 2 кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» — вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол. Дыхательная гимнастика «Регулировщик» Цель: формирование дыхательного аппарата. Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р» . Повторить 5– 6 раз.

Дыхательная гимнастика «Паровозик» Цель: формирование дыхательного аппарата. Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух» . Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу» . Продолжительность – до 30 секунд. Дыхательная гимнастика «В лесу» Цель: формировать правильное речевое дыхание. Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите «ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

Дыхательная гимнастика «Бегемотик» Цель: тренировать силу вдоха и выдоха. ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой: Сели бегемотики, потрогали животики. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох). Дыхательная гимнастика «Ветряная мельница» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

Дыхательная гимнастика «Боевой клич индейцев» Цель: формировать правильное речевое дыхание. Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить громкостью» , показывая попеременно рукой «тише-громче» . Дыхательная гимнастика «Трубач» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. И. П. : сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф» . Повторить до 5 раз.

Дыхательная гимнастика «Ныряльщики за жемчугом» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох. Дыхательная гимнастика «Пружинка» Цель: формирование дыхательного аппарата. И. П. : лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6 -8 раз.

Дыхательная гимнастика «Хомячок» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10 -15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом. Дыхательная гимнастика «Лягушонок» Цель: формировать правильное речевое дыхание. Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, «квакните». Повторите три-четыре раза.

present5.com

Дыхательная гимнастика для детей

Уважаемые родители!

 Мы предлагаем вам несколько несложных  дыхательных упражнений из комплекса дыхательной гимнастики.  Это очень полезное и несложное занятие поможет вам с пользой провести время вместе со своим ребенком дома!

                 Развитие речевого дыхания является едва ли не основным моментом в структуре логопедических занятий с детьми, имеющими дефекты.

   Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель— увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Ребёнка учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка. Используются упражнения с сопротивлением, когда взрослый кладёт руки на грудную клетку ребёнка, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Ребёнка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха.

       При дыхательной гимнастике не следует переутомлять ребёнка. Нужно следить, чтобы он не напрягал плечи, шею, не принимал порочных поз. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт или музыку, в хорошо проветренном помещении.

      С детьми проводят дыхательную гимнастику, используя игровые приёмы.

«Кораблики».

    Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней— бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».

«Снег и ветер».

     Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики -«снег»- и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.

«Кто спрятался?».

    На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.

«Пузырьки».

     Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.

«Дудочка».

    Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.

«Фокус».

    Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

«Свеча».

   Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку.  

«Деревья».

    Упражнение аналогично упражнению «Кто спрятался?» Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева), на которую предлагается дуть.

«Греем руки».

      Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

 «Насосик».

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

«Паровоз».

     Ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

«Шарик».

     Представить себя воздушными шариками; на счет 1,2,3,4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1-5 медленно выдохнуть.

 

«Каша».

      Вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

 «Пилка дров».

       Встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя - вдох, руки от себя - выдох.

«Дровосек».  

      Встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянуть руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя руками «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6-8 раз.

«Сбор урожая».

     Встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки, - вдох (пауза 3 сек.). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох. Повторить 3-4 раза.

 

Подготовила

 

учитель-логопед первой категории: Низенькая Ю.В.

sad-berezka.ru

Игровая дыхательная гимнастика | Педагогический опыт

Населенный пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар

Наш детский сад «МБДОУ № 43» г. Сыктывкара посещают дети ослабленные, с бронхолегочной патологией и поэтому оздоровление детей является нашей приоритетной задачей.

Свою работу по оздоровлению и укреплению здоровья детей веду в различных направлениях:

  1. физкультурные занятия
  2. плавание
  3. спортивные игры
  4. дыхательная гимнастика
  5. корригирующая гимнастика

 

Хочу  поделиться опытом работы по игровой сюжетной дыхательной  гимнастики для детей младшего и старшего дошкольного возраста. Только сюжет может увлечь ребенка и тогда все упражнения будут выполняться с удовольствием.

В своей работе, я использую методику М.Л. Лазарева, которая направлена на отработку у ребенка основных (семи) дыхательных качеств и оптимизацию функции дыхания. Дыхательная гимнастика направлена не только на формирование здоровья у здоровых детей, но и  на реабилитацию детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями, в частности бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика тренирует совершенно конкретные дыхательные качества – силу дыхательных мышц, объёмную скорость дыхания, жизненную емкость и другие качества.

Дышать необходимо через нос – это одно из главных правил Школы дыхания. Анализ диагнозов детей выявил то, что более чем у половины детей не сформировано или нарушено носовое дыхание.  От того, правильно дышит ребенок или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие. Через рот воздуха в легкие попадает значительно меньше, работают  будут лишь верхние отделы, значит, организм получает меньше кислорода. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться). Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики:

Взрослые  предварительно должны сами освоить дыхательные упражнения.

Заниматься дыхательной гимнастикой  за

www.pdou.ru

Дыхательная гимнастика для детей

Уважаемые родители!

 Мы предлагаем вам несколько несложных  дыхательных упражнений из комплекса дыхательной гимнастики.  Это очень полезное и несложное занятие поможет вам с пользой провести время вместе со своим ребенком дома!

                 Развитие речевого дыхания является едва ли не основным моментом в структуре логопедических занятий с детьми, имеющими дефекты.

   Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель— увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Ребёнка учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка. Используются упражнения с сопротивлением, когда взрослый кладёт руки на грудную клетку ребёнка, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Ребёнка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха.

       При дыхательной гимнастике не следует переутомлять ребёнка. Нужно следить, чтобы он не напрягал плечи, шею, не принимал порочных поз. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт или музыку, в хорошо проветренном помещении.

      С детьми проводят дыхательную гимнастику, используя игровые приёмы.

«Кораблики».

    Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней— бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».

«Снег и ветер».

     Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики -«снег»- и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.

«Кто спрятался?».

    На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.

«Пузырьки».

     Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.

«Дудочка».

    Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.

«Фокус».

    Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

«Свеча».

   Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку.  

«Деревья».

    Упражнение аналогично упражнению «Кто спрятался?» Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева), на которую предлагается дуть.

«Греем руки».

      Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

 «Насосик».

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

«Паровоз».

     Ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

«Шарик».

     Представить себя воздушными шариками; на счет 1,2,3,4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1-5 медленно выдохнуть.

 

«Каша».

      Вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

 «Пилка дров».

       Встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя - вдох, руки от себя - выдох.

«Дровосек».  

      Встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянуть руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя руками «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6-8 раз.

«Сбор урожая».

     Встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки, - вдох (пауза 3 сек.). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох. Повторить 3-4 раза.

 

Подготовила

 

учитель-логопед первой категории: Низенькая Ю.В.

sad-berezka.ru

Дыхательная гимнастика для развития речи

Дыхательная гимнастика для развития речи

Дыхательная гимнастика для формирования правильного звукопроизношения

Для формирования у ребенка правильного звукопроизношенияДыхательная гимнастика для развития речи важна не только артикуляционная гимнастика. Очень полезно заниматься с детьми дыхательной гимнастикой. Специальные дыхательные упражнения способствуют выработке диафрагмального дыхания, а также влияют на продолжительность и силу выдоха. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает положительное влияние на работу дыхательной, сердечнососудистой, нервной систем организма.

Если вы будете постоянно заниматься с ребенком дыхательной гимнастикой, у него сформируется правильное речевое дыхание, что позволит ему при выдохе произносить различные по длине фразы.

Как развивать речевое дыхание

Чтобы развить у ребенка речевое дыхание, надо научить его дуть. Подуйте в лицо ребенку, а в ответ пусть он подует на вас. Понаблюдайте с малышом за ветром, послушайте, как он гудит, покажите, как качаются деревья, когда дует сильный ветер, как ветер поднимает вверх снег, пыль.  Сравните сильный и слабый ветер. После таких наблюдений поиграйте с малышом в ветер. Для этого приготовьте небольшие кусочки ваты, можно взять снежинки из салфеток, конфетти. Объясните, как нужно дуть: сделать вдох через нос, округлить губы и плавно подуть через них на «снежинки».

Дыхательная гимнастика для развития речи

Создайте условия для игр для развития речевого дыхания. Необходимо научить ребенка вдох делать через нос, а выдох — через рот. На прогулке найдите одуванчик – подуйте на него, чтобы у него облетели пушинки. Если нет такой возможности, соорудите цветок сами, лепестки можно сделать из салфеток или целлофана, главное, чтобы они были легкими и приходили в движение, когда вы будете дуть на них.

Предложите малышу надуть шарик, напомните, что сначала надо сделать вдох носом, а потом медленно вдувать воздух в шарик. А можно дуть уже на надутый шарик.

В качестве дыхательных упражнений прекрасно подойдет игра в дудочку или на губной гармошке. В игры с музыкальными инструментами начинайте играть уже в 9-10 месяцев.

Научите малыша дуть на чай, на суп. Покажите, как можно согреть руки, подув на них, но здесь выдох будет не такой, как когда дули на чай, чтобы остудить его. Для того  чтобы дуть теплым воздухом,  необходимо выдыхать медленно широко открытым ртом.

Прикрепите к нитке вырезанную из легкой бумаги птичку или бабочку, покажите, как они полетят, если на них подуть. Старайтесь, чтобы выдох был как можно длиннее. Можно потренироваться с малышом у кого выдох дольше, чья птичка лучше летает.Дыхательная гимнастика

Произносите на выдохе гласные звуки – кто дольше тянет: а-а-а-а-а; о-о-о-о-о; у-у-у-у-у.

Детям  постарше можно предложить игры на развитие речевого дыхания с водой.  Наполните таз водой и запустите в него кораблики. Кораблики можно сделать из бумаги или из упаковки от киндер-сюрприза.  Дуйте на кораблики, устройте соревнования, чей кораблик дальше уплывет. Обозначьте правила игры: кораблик должен плыть плавно, для этого и дуть нужно не сильно, не надувая щеки, а плавно, из губ, сложенных трубочкой. В дополнение к такой игре можно использовать соломинки. Выдувая через них воздух можно устроить бурю в вашем море.

Дети очень любят играть с мыльными пузырями. Если у малыша еще не получается самому выдувать мыльные пузыри, сделайте это сами, а ребенок пусть дует на пузырь, управляя его движением.

С шариками от пинг-понга можно поиграть в мяч. Ребенок дует на шарик, направляя его на вас, а вы отправляете его обратно. Можно и посоревноваться, взять два шарика: кто быстрее докатит шарик  до цели.

После того, как ребенок овладеет умением делать долгий и сильный выдох ртом, научите его дуть носом. Этот навык пригодиться ему для того, чтобы научиться сморкаться.

Дыхательную гимнастику рекомендуется делать натощак или спустя час после приема пищи. Во время дыхательных упражнений следите, чтобы ребенок не напрягал мышцы шеи, рук и груди. Проводить дыхательную гимнастику необходимо в чистом проветренном помещении. Не забывайте, что с маленькими детьми занятия целесообразно проводить только в форме игры.

stotysyhc.ru

Дыхательная гимнастика, как здоровьезберегающая технология

Дыхательная гимнастика, как здоровьесберегающая технология.

Современная жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни, формированию осознанного отношения к соблюдению культурно-гигиенических требований и здоровьесберегающее поведение в повседневной жизни, эмоциональное благополучие, социальные навыки и уверенность в себе.

Таким образом, поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

Ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы формировать свое здоровье. В своей работе необходимо ориентироваться на становление мотивационной сферы гигиенического поведения ребенка, реализацию усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Занятия по ЗОЖ включают в себя вопросы не только физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни.

Очень важно, чтобы дети с ранних лет усвоили, что дыхание является важнейшей функцией организма. А дыхательная гимнастика - неотъемлемый компонент лечения любых заболеваний дыхательных путей, укрепления здоровья ребенка и надежная профилактика ОРВИ. Регулярные занятия укрепляют дыхательную мускулатуру и иммунитет ребенка, даже когда он здоров. В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации. Такие дети расторможены, часто без причины агрессивны, не способны быстро переключаться, негативно воспринимают себя и окружающих, не способны самостоятельно подавлять отрицательные эмоции, управлять своей душой и телом. Для преодоления имеющихся у них нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления физического и психического здоровья необходимо проведение комплексной коррекционной работы, одним из важнейших компонентов является система дыхательных упражнений, дыхательная гимнастика. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти минут.

Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель - увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Ребёнка учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка. Используются упражнения с сопротивлением, когда взрослый кладёт руки на грудную клетку ребёнка, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Ребёнка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха. Чтобы занятия дыхательной гимнастикой не были скучны ребенку, надо превратить их в игру.

При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:

- выполнять упражнения не более 5-10 минут каждый день, в зависимости от возраста детей;

- проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;

- заниматься лучше до завтрака или после ужина;

- заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;

- дозировать количество и темп проведения упражнений;

- вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать - через рот;

- вдыхать легко и коротко, а выдыхать - длительно и экономно;

- в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;

- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 сек.

Комплекс дыхательных упражнений.

Дыхательные упражнения можно проводить на занятиях классифицируя их по временам года, это поможет формировать представления об изменениях в природе и закрепить новые слова в речи детей.

Зима

«Лыжник на прогулке». В течение двух минут имитируем ходьбу на лыжах. Выдыхая, произносим «м-м-м».

«Снежная метель» Из маленьких кусочков бумажных салфеток скатываются небольшие шарики «снег» и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно с ускорением передвигаться к противоположному краю стола.

«Давай погреем ручки» Вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

Весна

«Плывут по морю лодочки». Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней - бумажные «лодочки», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «лодочку», подгоняя его другому «берегу».

«Жук-дровосек» Садимся на пол скрестив руки на груди, голова опущена вниз. Напрягаем грудную клетку, произнося звук «ж-ж-ж» - выдох. Теперь разводим руки в стороны, расправляем плечи голову держим прямо - вдох.

“Пчелка села на цветок” Ребенок делает свободный вдох, на выдохе произносят “з-з-з” представляют, что пчелка села на цветок. 

Лето

«Брось мяч в корзину». Бросаем мяч вперед от груди. Выдыхая, произносим длительное «у-х-х». Повторяем упражнение 5-6 раз.

«Пилим-пилим мы дрова» Встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров; руки на себя - вдох, руки от себя - выдох.

«Лопнул шар» Сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шаре - «ш-ш-ш».

«Носик нюхает цветок» Ребёнок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем.

Осень

«Сорви яблочко» Встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоко - вдох (пауза 3 сек). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох. Повторить 3 - 4 раза.

«Войди в осенний лес» На картинку с осенним лесом, размером с четверть альбомного листа, наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что деревья (крона дерева) находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно осенний лес.

kopilkaurokov.ru