Дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика фрукты


Дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста

Дуем, дуем, задуваем произношение звуков улучшаем. Дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста

– 1.7 Игры первого этапа, направленные на формирование диафрагмального дыхания. Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

2.1 – 2.42 Игры второго этапа, направленные на дифференциацию носового и ротового дыхания. Цель: выработка более длительного вдоха и более продолжительного выдоха.

3.1 – 3.24 Игры третьего этапа на развитие фонационного (озвученного) выдоха. Цель: развитие фонационного (озвученного выдоха).

4.1 – 4.2 Игры четвертого этапа, направленные на развитие речевого дыхания. Цель: развитие речевого дыхания.

5.1 – 5.3 Игры пятого этапа, направленные на тренировку речевого дыхания в процессе произнесения фразы. Цель: тренировка речевого дыхания в процессе произнесения фразы.

1.1 “Бегемотик".

Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.То животик поднимается (вдох),То животик опускается (выдох).

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох).

Стихотворный текст, произносит логопед, а дети выполняют нужные действия

 

1.2 "Качели”

Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:Качели вверх (вдох),Качели вниз (выдох),Крепче ты, дружок, держись.

Методические указания. В играх первого этапа вдох и выдох производится через нос.

1.3 “Надуй шарик”

Встать, прямо не напрягаясь. Для контроля, за движением диафрагмы положить правую руку на верхнюю часть живота, левую для контроля за движением ребер – положить сбоку, чуть выше талии. Сделать глубокий вдох через нос. Выдохнуть, округлив губы, имитируя надувание шара. Расслабить брюшной пресс.

(Повторить 3-5 раз)

Вот мы шарик надуваем,А рукою проверяем;Шарик лопнул – выдыхаем,Наши мышцы расслабляем.

 

1.4 “Ракета”

Встать, прямо не напрягаясь. Руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав, друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание. Выдохнуть, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны.

1.5 “Достань жемчужину”

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

 

1.6 “Часики”

Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки за голову. Медленно наклониться вправо – вдох (живот втянуть). Вернуться в исходное положение - полный выдох (живот расслабить).

Тик – так, тик – так,Ходят часики вот так:Наклон влево, наклон вправо,Наклон влево, наклон вправо.

1.7 “Щука”

Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки положить ладонями на ребра. Вдох – легко надавливать на ребра, в конце вдоха – руки в стороны, выдох – надавливать руками на ребра

Щука в омуте жила,Воду щеткою мела.Щи готовила гостям,Угощение лещам.

 

 

2.1 “Листочки”

Как подул холодный ветер —В воздухе осеннем полетели, закружились осенние листочки.

Дети берут листочки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением листочков.

 

2.2. “Капельки”, “Снежинки”

Дети берут “тучки” с капельками (снежинками) на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением капелек, снежинок.

2.3 “Ветерок” (с вертушками)

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на вертушку, стараясь, чтобы она завертелась как можно сильнее.

 

2.4 “Бумажные флажки”

Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на полоску, поднеся ее к нижней губе (полоску следует держать большим и указательным пальцами).

2.5 “Солнышко и тучки”

Небо хмурится с утра,Надо солнышку помочь.Ветерком стану я,Уходите, тучи, прочь.

На дне коробки приклеить солнце. Закрытье го тучами из ваты. Дети разгоняют, раздувают тучи.

 

2.6 “Разгони ветерок”

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на указательный пальчик, “разгонять пальчиком ветерок”.

2.7 “Подуй на пальцы”

Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.

 

2.8 “Снегопад”

Снежинок много я собрал,Ветерком легким стал.Если очень постараться, Снежинки дружно разлетятся.

Игрок поднимается на табурет и сдувает снежинки (листья) на детей.

2.9 “Снег и ветер”

Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики --“снег”-- и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на “снег”, как холодный зимний ветер. При этом “комья снега” должны медленно передвигаться к противоположному краю стола

 

2.10 “Снежинки”

Как подул Дед Мороз —В воздухе морозном полетели, закружились ледяные звезды.

Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок.

2.11 “Берлога”

Как на горке снег, снегИ под горкой снег, снег.А в берлоге спит медведь.Хотите, дети, посмотреть?

Дети раздувают “снег” из ваты и получают представление о зимовке медведя.

 

2.12 “Раздуй сугроб”

Как на горке снег, снегИ под горкой снег, снег.А под снегом спит подснежник.Хотите, дети, посмотреть?

Дети раздувают “снег” из ваты .

2.13 “Горячий чай”

Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут, боковые края широкого языка подняты. Подуть на “чай”. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, воздушная струя узкая, не рассеянная.

 

2.14 “Задуй свечи”

Свечи я задуть хочу,Всех сейчас я научу.Полной грудью вдохну,Свечи все я потушу.

Свечи – крышки от фломастеров, расставить и “зажечь”. Кто больше потушит свечей с одного выдоха, тот и выигрывает.

2.15 “Фокус”, “Парашют”

Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа

 

2.16 “Паровозик свистит”

Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.

2.17 “Дудочка”, “Язычки”, “Свистульки”

Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.

 

2.18 “Пузырьки”

Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго

2.19. “Горох”

Что-то спряталось на дне, Но пока не видно мне.На горох подую яИ скажу, что там, друзья

На дно неглубокой коробки приклеить картинку, насыпать горох. Задача ребенка раздуть горох с середины и увидеть картинку.

 

2.20 “Кто спрятался?”

На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку

2.21 “Деревья”

Упражнение аналогично упражнению “Кто спрятался?” Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева), на которую предлагается дуть.

 

2.22 “Петушок за забором”

На картинку петушка наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что петушок находится под тоненькими полосками гофрированной бумаги “за забором”. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно петушка

2.23 “Загнать мяч в ворота”

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

 

2.24 “Футбол”

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, что бы воздушная струя шла посередине языка, и забить гол в ворота (ватку на противоположный край стола).

2.25 “Прожорливые фрукты”

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в “рот прожорливым фруктам”. Задуть шарик нужно на одном выдохе. Следить, чтобы щеки не надувались, для этого слегка прижать их пальцами.

 

2.26 “Мяч”

Будем вчетвером играть,Мяч по полю мы гонять.У кого мячик упал,Тот выходит, проиграл.

Вокруг круглого столика встают дети, дуют на теннисный мяч по направлению к соперникам. У какого игрока мяч упал, тот выходит из игры

2.27. “Колобок”

Колобок – колобокТы румяненький бочок,По дорожке ты катись,Лесных зверей берегись.

В невысокой коробке сделать макет леса с дорожкой и зверями (волк, заяц, лиса). Ребенок должен помочь колобку (теннисному шарику) прокатиться по тропинке

 

2.28 “Фасолевые гонки”

Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов -“фасолинок”, а начинают они бег при помощи “ветра” из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего “бегуна” до финиша

2.29 “Паровоз” (с трубочками)

Рельсы – рельсы,Шпалы – шпалы,Ехал поезд запоздалый.Вдруг опасность на пути,Стоп! Нельзя дальше идти.Преграду убери,Долгий путь определи.

На пути поезда сделать затор из бревен (карандашей). Задача детей – освободить дорогу, раздуть преграду

 

2.30 “Кораблики” (с трубочками)

Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней, бумажные “кораблики”, которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на “кораблик”, подгоняя его другому “берегу”.

2.31 “Перекати поле” (с трубочками)

По полю, всем на удивление, Катится растение.Ветер громко завывает,В догонялки с ним играет.

Из травы сделать подобие растения “перекати – поле”. Задача ребенка – перекатить его через поле.

 

2.33 “Самолетики”

Самолет построил я,Поиграть зову вас я.Чей, дальше, улетит,Тот пилот и победит.

Готовые бумажные самолетики выставить на старт на столе. Каждый пилот дует на свой самолет. У кого лучше работает двигатель, чей самолет улетит дальше, тот и выигрывает.

2.33 “Лодочки”

Берег – левый,Берег – правыйЛодка – это переправа.Груз любой мы переправим.Куда надо все доставим.

В емкости с водой сделать два берега. Два игрока переправляют на лодке груз с одного берега на другой.

 

2.34 “Ледоход”

У меня корабль сильный.У него характер львиный.Льдины смело раздвигаетИ везде он проплывает.

В емкость с водой поместить “льдины” (из пенопласта). Корабль должен проплыть, направляя их к противоположному берегу.

2.35 “Акробат”

В цирк сейчас я поиграю.Представленье начинаю.Акробатом смелым стану – проползу и не устану.

На натянутой веревке (леске) повесить бумажного акробата. Дети помогают ему перебраться на другую сторону.

 

2.36 “Черепашки”

ЧерепашкиЧерепашки – малышиЕще очень слабы.Нужно очень постаратьсяПомочь до воды добраться.

Рядом со столом, где лежат черепашки (из скорлупы грецкого ореха), поставить емкость с водой. Кто быстрее спасет всех черепашек и сдует их в “море”, тот победитель.

2.37 “Цветные ленточки”

Ленту цветную я раскручу,Длинную дорожку вам покажу.Мы посмотрим, кто быстрей:Хлопай, топай веселей.

Два игрока по команде начинают дуть на ленточку, скрученную в трубочку. Задача – раскрутить трубочку

 

2.38 “Бабочки”

Бабочка – красавицаНа ладошку села.Ветерок подул – Она и полетела.Летела – летелаИ на цветочек села.

Задача ребенка - сдувать бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на самый дальний цветок

2.39 “Охотник идет по болотам”

(распределение воздушной струи по бокам для звука Л).

Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.

 

2.40 “Спрячь язычок” (Для звука [ц])

Набрать воздух через нос, просунуть кончик языка между зубами и разжав зубы с силой отдернуть кончик языка внутрь, не слишком далеко, одновременно с выдохом воздуха толчком. Слышится межзубный твердый [Т]

2.41 “ Фырканье” (Для звуков [р])

Широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался.

 

2.42 “Дует холодный ветерок”, “Подуй через трубочку” (Для звуков [c], [з], [ш], [ж], [ч], [щ])

Набрать воздух через нос, высунуть язык, положить на нижнюю губу. Вдоль языка, на его середину положить спичку и надавить до образования канавки (усложнение: губы в улыбке, язык свернуть трубочкой). Губы округлить, но не напрягать, зубы разомкнуть, и с силой выдувать воздух.

3.1 “Укачаем куклу”, “Покажем горлышко доктору”

Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести: “А – А – А – А – А”

 

3.2 “Поезд”, “Вьюга”, “Воет волк”

Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести: “У –У –У – У- У”

3.3 “Гудит пароход”, “Медведь ревет”

Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести:

“Ы –Ы –Ы – Ы- Ы”

 

3.4 “Удивление”, “Стонет больной”

Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести: “О –О –О – О- О”

3.5 “Ослик”, “Тянем ниточку”

Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести: “И –И –И – И- И”

 

3.6 “Девочка огорчилась”

Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести: “Э –Э –Э – Э- Э”

3.7 “Обезьянки”

Проводится перед зеркалом. Логопед говорит детям: “Представьте, что на вас смотрит обезьянка. И все за вами повторяет”. Можно мимикой изобразить радость, удивление, обиду и произносить на выдохе гласные звуки: О – удивились, У – обиделись, Э – расстроились, А – обрадовались.

 

3.8 “Лесная азбука” К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает "уроки лесной азбуки". Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, "осваивают" лесную азбуку:

"У-У-У" – воет волк; "А-У-У" - путник заблудился;

"Ы-Ы-Ы" – ревет медведь и т.д.

3.9 “Большой – маленький”

Детям показываются парные предметные картинки “большой – маленький” Объясняется, что большой воздушный шар спускает воздух со звуком ФФФФ…., а маленький со звуком ФЬФЬФЬ….., и предлагается воспроизвести звуки поочередно на выдохе. Парные картинки смотрите в папке “Картинки для выработки длительного выдоха с помощью произнесения отдельных звуков”

 

3.10 “Мычалка”.

Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе.

Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М".

3.11 “Ветер”

Дует легкий ветерок — ф-ф-ф...

И качает так листок — ф-ф-ф... Выдох спокойный, ненапряженный. Дует сильный ветерок — ф-ф-ф... И качает так листок — ф-ф-ф...

Активный выдох.

 

3. 12 Дыхательное упражнение “Аромат цветов”

Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание, и продолжительно выдыхают, произнося “А-ах!”.

3.13 “Зайчонок принюхивается”

Сделав активный вдох, на выдохе отрывисто произнося! звуки “х”, “ш”, “с”, энергично работая мышцами живота. Во время упражнения руки кладут ладонями на живот.

 

3.14 “Ветер и листья”

После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук “ф”. Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук “п”, делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз (“листья опадают”).

3.15 “Осы”

Ребята вращают перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносят: “З-з-з...”

 

3.16 “Пчела”

Пчелка, гуди,В поле лети.С поля лети —Медок неси.

Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося на выдохе звук “ж”. В конце сделать активный короткий вдох и, быстро выдыхая, сказать: “Ам!”

3.17 “Ветерок”

Дети после спокойного вдоха продолжительно произносят на выдохе: “Ф-ф-ф...”

Помоги мне, ветерок, Паруса надуй, дружок, Пусть плывет кораблик мойК папе с мамочкой домой.

 

3.18 “Ежик”

После активного вдоха через нос дети на выдохе произносят “пых-пых...”, энергично работая мышцами живота.

3.19 “Корова”

Дети указательные пальцы приставляют к голове (“рога”),

делают глубокий вдох через нос, немного задерживают дыхание и на выдохе продолжительно тянут “му-у...”, стараясь, чтобы звук был ровным.

 

3.20 “Дятел”

Дети на выдохе произносят как можно дольше “д-д-д...”, ударяя кулачком о кулачек.

“Греем руки” Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если “ветерок” холодный, “зимний”, значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] “ветерок” тёплый, “летний”, ладошки греются.

 

3.22 “Каша”

Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют "роли": молоко, сахар, крупа, соль. На слова:

Раз, два, три,Горшочек, вари!

(“Продукты” поочередно входят в круг - "горшочек").

Каша варится.

(Дети, выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят: "Ш-Ш-Ш").

Огонь прибавляют.

(Дети произносят: "Ш-Ш-Ш" в убыстренном темпе).

Раз, два, три,Горшочек, не вари!

3.23 “Звуковые дорожки”

 

3.24 “Фонетические разминки”

infourok.ru

Методическая разработка "Дыхательная гимнастика" - Методические разработки - Методические разработки - Каталог статей

Автор: учитель - логопед Юдина Марина ВладимировнаМБДОУ Детский сад №2 "Солнышко", с.Шира

Цель: Предназначено для подготовки артикуляционного аппарата ребенка к формированию сложных звуков русского языка. Каждое упражнение дыхательной гимнастики снабжено картинками и описано четверостишиями. В нижней части страницы родители, и педагоги могут прочитать методические рекомендации по проведению упражнения. Желательно заниматься ежедневно не более 8-10 минут.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать

Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая:

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно:

Расслабление – приятно!

Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре

Ясно, четко говорим, потому что не спешим.

Паузы мы соблюдаем! Звук ударный выделяем!

И легко нам говорить, и не надо нам спешить.

Так спокойно, так приятно.

Говорим и все понятно!

 

"Подуй на игрушку"

В путешествие вдвоем, на корабле  мы поплывем,

Только чтобы нам поплыть, нужно ротик попросить,

Дуем плавно на кораблик, выдыхая через рот,

И тогда, смотри кораблик, перемещается вперед.

(Для упражнения понадобиться тазик с водой и бумажный кораблик,

ребенок дует на плавающую игрушку,

игрушка перемещается на противоположный «берег»).

"Надуй игрушку"

Шарик, шарик, что лежишь?

Что детей не веселишь?

Мы сейчас тебя надуем,

Будешь радовать ты их.

(Ребенку дают маленькую резиновую игрушку, и предлагают ее надуть.

В этой игре можно по соревноваться).

 

"Трубачи"

Мы сегодня трубачи,

Где же наши кулачки,

Мы поставим вместе их -

Будем дуть тихонько в них.

(Дети подносят к лицу сжатые кулачки,

располагая их, друг перед другом и дуют в них как в трубу)

 

"Листик"

Вот листочек у меня

Прямо на ладошке,

У меня листочек есть,

Я хочу с ним поиграть,

Буду дуть я на него,

А он будет убегать.

(На ладони у ребенка, на уровне глаз лежит листочек,

ребенок должен дуть на него, пока листочек не полетит)

 

«Водица»"Водица"

А давай мы устроим бурю в стакане

Нам нужно с тобой только лишь захотеть

Будем дуть мы в соломинку, щек не раздувая

А она будет нам бурлить и шипеть.

(Для упражнения нужно приготовить одноразовый стаканчик и трубочку,

в стакан наливается обычная или минеральная вода, край стакана должен быть на уровне губ ребенка,

ребенок должен дуть в трубочку, не раздувая щеки, так чтобы вода в стакане забурлила).

 

"Бутылочка"

Посмотрите не меня

Есть бутылочка у меня!

Буду я сейчас свистеть

Приходите посмотреть.

(Покажите ребенку как можно свистеть с помощью пластиковой бутылочки.

Ребенок должен прижать горлышко бутылочки к вытянутым «трубочкой» губам, держать бутылочку вертикально,

и дуть в нее. Нужно также следить за тем, чтобы ребенок не раздувал щеки и не поднимал плечи.

При правильном выполнении упражнения, должен раздаться свист).

Вот какие молодцы! Успехов!

 

Список литературы:

  • Авторские стихи учителя - логопеда Юдиной Марины Владимировны.
  • "Весёлая мимическая гимнастика". Автор: Нищева Н.В., художник: Бородачева Е.А., редактор: Кожина Н.С., Издательство: Детство-Пресс, 2016 г. Серия: Коррекционная педагогика

logopeddoma.ru

Дыхательная гимнастика для заикающихся | Малышок

Дыхательная гимнастика для заикающихсяДыхательная гимнастика для заикающихся

Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: тренировка длительного речевого выдоха сначала проводится на отдельных звуках, потом – на словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и прозы.

Комплекс упражнений для воспитания навыков речевого дыхания рекомендуется выполнять в состоянии покоя (лежа, сидя, стоя) и во время движения.

Задачи дыхательной гимнастики для заикающихся: освоить технику смешанно-диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса; сознательно регулировать его ритм, а также правильное соотношение вдоха и выдоха, распределение выдоха на определенные речевые отрезки, диктуемые логикой.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине речевых отрезков.

При занятиях дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие условия:

— Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.

— Не заниматься после еды.

— Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.

— Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.

— Дозировать количество и темп проведения упражнений.

При выполнении комплекса дыхательных упражнений целесообразно придерживаться следующих рекомендаций.

       РЕКОМЕНДАЦИИ

— Технику дыхательных упражнений следует осваивать в положении лежа, сидя на стуле, стоя, в движении. Начинать заниматься диафрагмальным дыханием надо лежа на спине – это наиболее удобное положение. После достаточной практики в течение нескольких дней лежа необходимо продолжить тренировки сидя или стоя. Проводить тренировки следует до тех  пор, пока не будет полного контроля за дыханием и оно не станет привычным.

— Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот. Вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох.

— Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много воздуха, вдохнуть надо столько, чтобы можно было еще немного добрать. Не выдыхать весь воздух полностью, а сохранить небольшой запас в легких. Выдох должен быть естественным, экономным, без усилий.

— Выдыхаемый воздух расходовать в основном на гласные звуки (в первую очередь на ударные).

— На одном выдохе произносить не больше 3 – 4 слов. Слова произносить слитно, не отделяя одно от другого.

— В длинных предложениях между смысловыми отрезками делать остановку для добора воздуха и продолжать фразу после вдоха.

— Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались.

— Необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании.

Комплекс дыхательных упражнений

1. Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха.

Упражнение 1. Лечь на спину, положить ладонь одной руки на грудь, а ладонь другой руки на подвздошную область живота между пупком и нижней границей грудной клетки.

Сделав предварительно глубокий выдох, плавно и неторопливо вдохнут носом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперед, поднимая вашу руку. Грудная клетка при этом, контролируемая другой рукой, должна оставаться в покое. Выдох производить плавно, через рот и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Проделать 3 – 5 таких плавных ритмических дыханий. Научитесь произвольно владеть этим типом вдоха и выдоха.

Впоследствии необходимо делать упражнение сидя и стоя.

Упражнение 2 «Полный вдох». Это упражнение тоже сначала лучше делать в положении лежа на спине, а впоследствии сидя и стоя.

После «предварительного выдоха» сделать плавный вдох носом, поднять прямые руки вперед и развести их вверх и в стороны. Благодаря этому движению рук одновременно с сокращением диафрагмы и выпячиванием верхней передней стенки живота грудная клетка приподнимается и расширяется в своем нижнем и среднем отделе. Произойдет полный вдох.

Положить ладони на передне-боковые нижние края грудной клетки и сделать выдох, стараясь как можно дольше сохранить нижнюю часть грудной клетки в расширенном состоянии вдоха. Длину выдоха в процессе тренировки необходимо постепенно увеличивать.

Повторить упражнение 3 – 6 раз.

Упражнение 3. Упражнение следует делать в исходном положении лежа 5 – 6 раз подряд.

Для выполнения упражнения использовать мешочек с песком весом максимум полтора – два килограмма и размером 50 х 20 сантиметров. Мешочек положить на живот (область правового и левого подреберья).

Сделать глубокий вдох носом и развести руки в стороны, как в предыдущем упражнении. Движением передней стенки живота необходимо поднять мешочек с песком как можно выше. На медленном выдохе мешочек опустить.

2. Упражнения для воспитания навыков правильного выдоха.

При выполнении упражнений для воспитания правильного выдоха целесообразно придерживаться следующих рекомендаций.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Правильный выдох должен:

— происходить без толчков, ровной длительной струей;

— производиться с одинаковой легкостью в различных положениях тела;

— сочетаться с работой артикуляционного и голосового аппарата.

2. Упражнения следует выполнять в исходном положении лежа, сидя и стоя, а также делая одновременно различные движения (подъем рук вверх или разведение их в стороны, полуприседания с прямой спиной, наклоны корпуса и т.д.) как во время вдоха, так и во время выдоха, координируя эти движения с дыханием.

Упражнение 1 «Фиксированный выдох». После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, периодически изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами, регулируя тем самым интенсивность выдоха). Щеки не надувать. Следить за правильной осанкой и свободой мышц плечевого пояса, шеи, лица.

Упражнение 2. Проделать упражнение «Фиксированный выдох» с мысленным счетом. Распределить длину выдоха на 10 – 12 – 15 и более секунд.

Упражнение 3. Распределить длину фиксированного выдоха до 15 секунд. Мысленно считать  до 10 или до 12, затем закончить счет вслух.

Длину выдоха в процессе тренировки необходимо постепенно увеличивать. Вместо счета можно мысленно произносить таблицу гласных: и, э, а, о, у, ы или какой-либо текст (пословицу, скороговорку, стихи).

Упражнение 4 «Форсированный выдох». Взяв вдох носом, сделать быстрый, резкий выдох через рот (мысленно произносить сочетание «ху»).

Следить за тем, чтобы во время выдоха передняя стенка живота быстро подбиралась по направлению внутрь и вверх, как это делается при кашлевом толчке.

Повторить 7 – 10 раз.

Упражнение 5 «Свисток». Вдохнуть носом, на плавном выдохе воспроизводить тихий, длительный, монотонный свист. Свистеть легко, свободно. Губы не напрягать. Выдыхать экономно.

3. Упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом.

Упражнение 1. Проделать упражнение «фиксированный выдох», сочетая с произнесением звуков с-с-с, х-х-х, ф-ф-ф, ги-ш-ш. необходимо протянуть звук как можно дольше, контролируя длительность выдоха секундомером. Особое внимание обратить на ровность звучания.

Упражнение 2. Вдохнув ртом и носом, на выдохе протяжно произносить слоговые цепочки сначала с глухими звуками, затем со звонкими. Для удлинения выдоха постепенно увеличивать количество слогов на выдохе.

Образец:

а) фаф
фаф фоф
фаф фоф фуф
фаф фоф фуф фыф
фаф фоф фуф фыф фиф
фаф фоф фуф фыф фиф феф

Варианты сочетаний: фас, фаш, фах, саф, шах, шас, хах, рам, рур, мом, лам и т.д.

б) полунапевно произносить на выдохе:

ммаммомуммэммиммымм

ннанноннуннэнниннынн

ллаллоллуллэллиллылл

лляллеллюллеллилль

ммнаммноммнуммнэммнуммниммны

в) разговорно произносить на выдохе:

мму! ммо! мма!

ммэ! мми! ммы!

РЕКОМЕНДАЦИИ

— Звуки следует произносить легко, свободно, естественно, без напряжения.

— Предлагаемые упражнения рекомендуется делать с разными согласными.

— При отработке слоговых последовательностей вначале следует все слоги произносить равноударно, а затем последовательно перемещать ударения с первого слога на второй, третий и т. д.

Например:

ММАммоммуммэммиммымм

ммаММОммуммэммиммымм

ммаммоММУммэммиммымм

 

См. также: Релаксационная гимнастика

Детская дыхательная гимнастика

Речевое дыхание у заикающихся

Детское заикание

    

mallishok.ru

Комплекс дыхательных упражнений для детей

Комплекс дыхательных упражнений для детей

Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Предлагаю вашему внимания дыхательные упражнения для дошкольников.

Дятел349sp_b

Пестрый дятел тук да тук,

Слышим мы знакомый звук.

Это с той зеленой ели

Раздается громкий стук.

Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице – сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательным пальцем (5 – 6 раз).

Василек1283734573_01

Распустился наш цветок –

Ярко-синий василек.

Ну пойдем скорей гулять,

Аромат его вдыхать!

Сделать по 8 – 10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем – через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

Бычокзагруженное (2)

Вышел на лужок бычок

С черным пятнышком бочок.

Ты уж не бодайся,

С нами занимайся!

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук [м], одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

Замочекrez

Дверь с тобой мы закрываем,

На замочек запираем.

Не успели мы закрыться,

Кто-то в дверь уже стучится.

При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.

Гномик8db60b5407e8

Наш веселый добрый гном

Часто размышляет.

Звуки «ба-бо-бу» и «гм-м-м»

Вслух он повторяет.

Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести «ба-бо-бу» и «гм-м-м».

Шарикimages (5)

Будто шариком играем:

Наш животик мы сдуваем.

Дружно все вдохнули:

Шарик наш надули.

Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3 – 4 раза).

ДокторZIWOtJvKCDs

Горлышко свое мы

Доктору покажем.

Чтобы все увидели –

«А-а-а» ему мы скажем.

Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка, произнести «а-а-а» (5 – 6 раз).

См. также: Детская дыхательная гимнастика

Детская дыхательная гимнастика при нарушении носового дыхания у детей

Дыхательная гимнастика в детском саду

Дыхательные упражнения для детей

Последовательность работы над формированием правильного речевого дыхания

Правильное дыхание у детей

Релаксационная гимнастика

Дыхательная гимнастика для заикающихся

Речевое дыхание у заикающихся

Детское заикание

    

mallishok.ru

Дуем, дуем, задуваем произношение звуков улучшаем. Дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста

2.1 “Листочки”

Как подул холодный ветер — В воздухе осеннем полетели, закружились осенние листочки.

Дети берут листочки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением листочков.

  2.2. “Капельки”, “Снежинки”

Дети берут “тучки” с капельками (снежинками) на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением капелек, снежинок.

2.3 “Ветерок” (с вертушками)

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на вертушку, стараясь, чтобы она завертелась как можно сильнее.

  2.4 “Бумажные флажки”

Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на полоску, поднеся ее к нижней губе (полоску следует держать большим и указательным пальцами).

2.5 “Солнышко и тучки”

Небо хмурится с утра, Надо солнышку помочь. Ветерком стану я, Уходите, тучи, прочь.

На дне коробки приклеить солнце. Закрытье го тучами из ваты. Дети разгоняют, раздувают тучи.

  2.6 “Разгони ветерок”

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на указательный пальчик, “разгонять пальчиком ветерок”.

2.7 “Подуй на пальцы”

Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.

  2.8 “Снегопад”

Снежинок много я собрал, Ветерком легким стал. Если очень постараться, Снежинки дружно разлетятся.

Игрок поднимается на табурет и сдувает снежинки (листья) на детей.

2.9 “Снег и ветер”

Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики --“снег”-- и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на “снег”, как холодный зимний ветер. При этом “комья снега” должны медленно передвигаться к противоположному краю стола

  2.10 “Снежинки”

Как подул Дед Мороз — В воздухе морозном полетели, закружились ледяные звезды.

Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок.

2.11 “Берлога”

Как на горке снег, снег И под горкой снег, снег. А в берлоге спит медведь. Хотите, дети, посмотреть?

Дети раздувают “снег” из ваты и получают представление о зимовке медведя.

  2.12 “Раздуй сугроб”

Как на горке снег, снег И под горкой снег, снег. А под снегом спит подснежник. Хотите, дети, посмотреть?

Дети раздувают “снег” из ваты .

2.13 “Горячий чай”

Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут, боковые края широкого языка подняты. Подуть на “чай”. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, воздушная струя узкая, не рассеянная.

  2.14 “Задуй свечи”

Свечи я задуть хочу, Всех сейчас я научу. Полной грудью вдохну, Свечи все я потушу.

Свечи – крышки от фломастеров, расставить и “зажечь”. Кто больше потушит свечей с одного выдоха, тот и выигрывает.

2.15 “Фокус”, “Парашют”

Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа

  2.16 “Паровозик свистит”

Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.

2.17 “Дудочка”, “Язычки”, “Свистульки”

Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.

  2.18 “Пузырьки”

Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго

2.19. “Горох”

Что-то спряталось на дне, Но пока не видно мне. На горох подую я И скажу, что там, друзья

На дно неглубокой коробки приклеить картинку, насыпать горох. Задача ребенка раздуть горох с середины и увидеть картинку.

  2.20 “Кто спрятался?”

На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку

2.21 “Деревья”

Упражнение аналогично упражнению “Кто спрятался?” Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева), на которую предлагается дуть.

  2.22 “Петушок за забором”

На картинку петушка наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что петушок находится под тоненькими полосками гофрированной бумаги “за забором”. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно петушка

2.23 “Загнать мяч в ворота”

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

  2.24 “Футбол”

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, что бы воздушная струя шла посередине языка, и забить гол в ворота (ватку на противоположный край стола).

2.25 “Прожорливые фрукты”

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в “рот прожорливым фруктам”. Задуть шарик нужно на одном выдохе. Следить, чтобы щеки не надувались, для этого слегка прижать их пальцами.

  2.26 “Мяч”

Будем вчетвером играть, Мяч по полю мы гонять. У кого мячик упал, Тот выходит, проиграл.

Вокруг круглого столика встают дети, дуют на теннисный мяч по направлению к соперникам. У какого игрока мяч упал, тот выходит из игры

2.27. “Колобок”

Колобок – колобок Ты румяненький бочок, По дорожке ты катись, Лесных зверей берегись.

В невысокой коробке сделать макет леса с дорожкой и зверями (волк, заяц, лиса). Ребенок должен помочь колобку (теннисному шарику) прокатиться по тропинке

  2.28 “Фасолевые гонки”

Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов -“фасолинок”, а начинают они бег при помощи “ветра” из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего “бегуна” до финиша

2.29 “Паровоз” (с трубочками)

Рельсы – рельсы, Шпалы – шпалы, Ехал поезд запоздалый. Вдруг опасность на пути, Стоп! Нельзя дальше идти. Преграду убери, Долгий путь определи.

На пути поезда сделать затор из бревен (карандашей). Задача детей – освободить дорогу, раздуть преграду

  2.30 “Кораблики” (с трубочками)

Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней, бумажные “кораблики”, которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на “кораблик”, подгоняя его другому “берегу”.

2.31 “Перекати поле” (с трубочками)

По полю, всем на удивление, Катится растение. Ветер громко завывает, В догонялки с ним играет.

Из травы сделать подобие растения “перекати – поле”. Задача ребенка – перекатить его через поле.

  2.33 “Самолетики”

Самолет построил я, Поиграть зову вас я. Чей, дальше, улетит, Тот пилот и победит.

Готовые бумажные самолетики выставить на старт на столе. Каждый пилот дует на свой самолет. У кого лучше работает двигатель, чей самолет улетит дальше, тот и выигрывает.

2.33 “Лодочки”

Берег – левый, Берег – правый Лодка – это переправа. Груз любой мы переправим. Куда надо все доставим.

В емкости с водой сделать два берега. Два игрока переправляют на лодке груз с одного берега на другой.

  2.34 “Ледоход”

У меня корабль сильный. У него характер львиный. Льдины смело раздвигает И везде он проплывает.

В емкость с водой поместить “льдины” (из пенопласта). Корабль должен проплыть, направляя их к противоположному берегу.

2.35 “Акробат”

В цирк сейчас я поиграю. Представленье начинаю. Акробатом смелым стану – проползу и не устану.

На натянутой веревке (леске) повесить бумажного акробата. Дети помогают ему перебраться на другую сторону.

  2.36 “Черепашки”

Черепашки Черепашки – малыши Еще очень слабы. Нужно очень постараться Помочь до воды добраться.

Рядом со столом, где лежат черепашки (из скорлупы грецкого ореха), поставить емкость с водой. Кто быстрее спасет всех черепашек и сдует их в “море”, тот победитель.

2.37 “Цветные ленточки”

Ленту цветную я раскручу, Длинную дорожку вам покажу. Мы посмотрим, кто быстрей: Хлопай, топай веселей.

Два игрока по команде начинают дуть на ленточку, скрученную в трубочку. Задача – раскрутить трубочку

  2.38 “Бабочки”

Бабочка – красавица На ладошку села. Ветерок подул – Она и полетела. Летела – летела И на цветочек села.

Задача ребенка - сдувать бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на самый дальний цветок

2.39 “Охотник идет по болотам”

(распределение воздушной струи по бокам для звука Л).

Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.

  2.40 “Спрячь язычок” (Для звука [ц])

Набрать воздух через нос, просунуть кончик языка между зубами и разжав зубы с силой отдернуть кончик языка внутрь, не слишком далеко, одновременно с выдохом воздуха толчком. Слышится межзубный твердый [Т]

2.41 “ Фырканье” (Для звуков [р])

Широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался.

  2.42 “Дует холодный ветерок”, “Подуй через трубочку” (Для звуков [c], [з], [ш], [ж], [ч], [щ])

Набрать воздух через нос, высунуть язык, положить на нижнюю губу. Вдоль языка, на его середину положить спичку и надавить до образования канавки (усложнение: губы в улыбке, язык свернуть трубочкой). Губы округлить, но не напрягать, зубы разомкнуть, и с силой выдувать воздух.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста

Игры в садикеПравила занятия дыхательной гимнастикой в дошкольном учреждении простые — сделайте их веселыми и увлекательными, занимайтесь посредине временного отрезка между приемами пищи, будьте осторожны с детьми, больными астмой и наращивайте интенсивность занятий среди детей дошкольного возраста постепенно. Научитесь упражнениям сами и дети, подражая вашему исполнению, быстро научатся их правильно исполнять.

Когда еще не ходим в садик

Следующая несложная дыхательная гимнастика скорее не игрового, а осязательного характера — просто изучаем мир и запахи, совсем несложная гимнастика. Такие упражнения подойдут для детей дошкольного возраста от года до полутора.

Нюхайте цветок с закрытым ртом, при выдохе через рот проговариваем «а-а-а-а». Чтобы было интересней, нюхайте разные цветки. Можно побрызгать ароматными духами или маслами мяты, лаванды, шалфея на искусственный цветок и делать это несложное упражнение дома. Только остерегайтесь аллергии — если малыш начнет чихать, у него будут слезится глаза, лучше нюхать запахи более нейтральные, например фрукты. Для таких маленьких детей упражнения будут чем-то новым, в этом возрасте им особенно нравится внимание взрослых.

Мама и малыш

Ясельная группа

Следующие занятия — для детей от полутора до трех лет. Перед занятием медленно вдохните три раза носом, выдыхайте через рот. Упражнения для маленьких детей рассчитаны на выполнения лежа на ковре (если это группа) или на диване (если дома).

  1. Пусть ребенок представит, что он кит. Он ложиться на спину (под головой подушка), ставит правую руку на живот, вдыхая воздух носом, втягивает живот и с выдохом через рот представляет, что он фонтанирует и говорит «пф-ф», надувает живот.
  2. Дети дуют на чашкиТрубач — сесть на ковер, скрестив ноги, спину держать прямо. Из кулачков формируем трубу, набираем воздух носом, сжав живот, потом неспешно выдыхаем воздух в трубку из кулачков со звуком «ф-ф», выпячивая живот.
  3. Воздушный шар — детям нужно надуть живот на вдохе (ртом), медленно выдохнуть и на выдохе (ртом) сдуть живот, будто-бы в животе был шарик.
  4. Лифт — поставить на живот ребенка мягкую игрушку и сделать для него лифт — поднимать на вдохе животом «пассажира», опускать на выдохе. Если нет игрушки, можно поставить над животом ладонь и попросить дотронуться животом к руке.
  5. Подуйте на бумажных мотыльков и бабочек, разложенных на столе. Можно дуть друг к другу, а можно в одну сторону, чей мотылек далее улетит.

Младшая и средняя группа

Упражнения для детей дошкольного возраста младшей и средней группы желательно проводить в игровой форме. Дыхательная гимнастика не должна утомлять, если занятия будут проходить интересно, результат обязательно будет.

  1. Ходьба с развернутой вперед грудной клеткой — на внутренней, наружной сторонах стопы, носках, пятках на протяжении минуты. Дыхание произвольное, эффект достигается за счет обычной физической нагрузки.
  2. Куры — дети наклоняются, опускают голову, свешивают руки словно крылья, на выдохе хлопают себя по коленях со звуком «тах-тах». На вдохе поднимаются и касаются руками плеч.
  3. Игра в детском садуСамолет — стоя развести руки по сторонам, ладони поднять вверх. На вдохе поднята голова, на выдохе поворачивать голову в сторону со звуком «ж-ж-ж». Потом сделать паузу, стоя прямо.
  4. Насос — скользить руками по туловищу при наклонах влево и вправо на выдохе со звуком «с-с-с», стоим прямо — вдох.
  5. Большой и маленький дом. Дети приседают, обхватывают колени руками, опускают голову и выдыхают со звуком «ш-ш-ш» (у зайчика маленький дом). потом на вдохе выпрямляется, стает на носки, поднимает вверх руки, смотрит на руки (медведь построил дом большой).
  6. Дуем на плечо — поворачиваем в сторону голову и дуем на плечо на выдохе, смотрим прямо — вдох. Голову в другую сторону — выдох (опять губы трубочкой), прямо — носовой вдох. Касаемся подбородком груди на выдохе, опять голова прямо — вдох, смотрим вверх — выдох, губы трубочкой.
  7. Косарь — махаем руками вперед, назад, в стороны на выдохе со звуком «зу-зу», на вдохе наклоняемся назад.
  8. Цветы — головы словно бутончики, поворачиваем вправо-влево — вдох-выдох, вперед-назад, также вдох-выдох, потом руки вверх — вдох, бутончики (головы) прячутся под ладонями — выдох.
  9. Кисти удерживают перед собой, словно держат трубу и дуют, произнося «Тру-ру, бу-бу, подудим в трубу».

Упражнения для средней и старшей группы Толкачева

Дети постарше могут заниматься упражнениями попроще, дыхательная гимнастика не обязательно должна обязательно иметь игровую форму, но подключаются физические упражнения, несложные для детей и веселые. Для детей этого возраста подходят следующие элементы:

  • согреваемся — скрещиваем руки перед собой и на выдохе хлопаем по плечам ладонями со звуком «ух-х», на вдохе разводи руки назад;
  • конькобежец — наклонится, руки за спиной, повторять конькобежные движения наклонами плеч со звуком «кр-р»;
  • Бумажные снежинкизаблудился — сложить ладошки перед губами, на выдохе произнести «а-у-у»;
  • снежный ком — на выдохе присесть, обхватить руками колени со звуком «хрр»;
  • веселящийся снеговик — стоя, держать руки на поясе, после вдоха на выдохе прыгнуть вперед со звуком «ха»;
  • растем большими — на вдохе поднимаем руки, становимся на носки, опускаемся на пятки, руки опускаем вниз, на выдохе произносим «ух-х»;
  • ставим руки в стороны, опускаем руки вниз, скрещиваем их на выдохе и произносим «та-а-ак», на вдохе опять поднимаем в стороны;
  • достать пол — на выдохе наклонится вперед и достать руками пола, проговаривая «ба-ак»;
  • постучать кулачками — присесть, три раза постучать кулаками в пол со словами «тук-тук»;
  • прыжки — прыгать одновременно на двоих ногах с произношением на каждом прыжке «ха».

Упражнения для тренировки выдоха

  1. Кораблики — дуть на бумажные кораблики в широкой миске.
  2. Ветер и снег — из кусочков ваты скатываем шарики как снежки и дуем на него так, чтобы он летел медленно.
  3. Ребенок дует на свечу, но не задувает, а только отклоняет пламя.
  4. Кораблик в мискеЛистопад — дуть на листья деревьев — засушенные или вырезанные из цветной бумаги.
  5. Занавеска — порезать на полоски лист бумаги, но не полностью, чтобы они были прикреплены к горизонтальной основе и дуть на них.
  6. Буря в стакане — дуть через соломинку в стакан воды так, чтобы щеки и губы не надувались.
  7. Футбол — на столе делаются ворота и два ребенка дуют на ватный шарик, словно на мяч, пробуя забить гол друг другу.
  8. Погреем руки — дуем на ладошки, словно пробуя согреть руки от холода.
  9. Дуем на мыльные пузыри.
  10. Прикрепляем бумажные фигурки, бабочки, цветочки на ниточки и дуем на них.

Дыхательная гимнастика для детей может решить проблемы с дыханием после разных болезней носоглотки и дыхательных путей. Кроме того, упражнения требуют внимательности, слаженности и дисциплинированности, соответственно развиваются эти качества. Если добавляются физические упражнения — получается отличный комплекс упражнений для детей дошкольного возраста.

gimnastikasport.ru