Фронтальное занятие по развитию речи "Весенние гонцы". Дыхательная гимнастика свеча


Фронтальное занятие по развитию речи "Весенние гонцы"

Разделы: Логопедия

Цели:

  • Активизировать словарь по теме "Перелётные птицы" (названия, признаки, действия).
  • Учить группировать птиц по месту обитания (лесные, болотные, водоплавающие), отгадывать по названным признакам в загадках.
  • Образовывать новые слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (птенцы, части тела птиц).
  • Закреплять и использовать на практике предлоги (в, на, к, под, с, из, за, над, от, из-за, из-под) через игровое упражнение "Птичка".
  • Развивать диалогическую речь через ответы на вопросы по содержанию картины "Скворушка в гости собирается".
  • Развивать речевое дыхание и мимико-интонационную сторону речи через упражнения "Свеча", "Чудо-лесенка", "Стрелок".
  • Развивать мелкую моторику рук через пальчиковую гимнастику "Посчитаем птиц" и упражнение "Что забыл нарисовать художник?". Закреплять умение ориентироваться в пространстве при работе на карточках.
  • Развивать логическое мышление через умение обобщать, рассуждать.
  • Формировать активный интерес к жизни птиц, воспитывать стремление охранять и защищать пернатых.

Оборудование:

  • Птичьи перья с загадками и заданиями для детей;
  • картинки с изображением перелётных птиц;
  • птичка на палочке для игры;
  • картина "Скворушка в гости собирается";
  • текст для игры с пальчиками;
  • картинки птиц с недорисованными частями туловища;
  • карточки с изображением птиц в разных направлениях;
  • цветные карандаши;
  • свеча для развития речевого дыхания.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Сядет тот, кого я назову по имени отчеству (вариант - ласково).

Чтобы на занятии нам было легко и интересно, мы проведём небольшую разминку.

2. Дыхательная гимнастика "Свеча".

Предлагаем детям сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только заставить плавно "танцевать" пламя. Выдох делается тонкой упругой и плавной струёй воздуха через сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.

3. Пальчиковая гимнастика "Посчитаем птиц".

Раз, два, три, четыре, пять, Будем птичек мы считать: Ласточка и два стрижа, Грач, кукушка, иволга, Аист, цапля, пять ворон - Лишний улетает вон!

Логопед: Кто лишний в нашей считалке?

Почему?

Сколько перелётных птиц мы насчитали?

Как вы думает, о ком мы сегодня с вами будем беседовать?

4. Сообщение темы занятия.

Логопед: Наше занятие называется "Весенние гонцы". Гонец - это тот, кто должен донести и передать какую-нибудь новость. Перелётные птицы - посланники, гонцы весны. Как вы думаете, какие вести они несут нам на своих крыльях?

5. Отгадывание загадок.

Логопед: Показывает детям перья, читает стихотворение:

Птичья стая пролетала, Пёрышки здесь разбросала. Пёрышки мы подберём И задания прочтём.

Перья с загадками. (Логопед загадывает загадки, дети отгадки прикрепляют на доску)

  1. Я проворна, легкокрыла, хвост раздвоен, точно вилы (ласточка).
  2. Пёстрая крякушка ловит лягушек (утка).
  3. По лужку он важно ходит, из воды сухим выходит, носит красные ботинки, дарит мягкие перинки (гусь).
  4. На одной ноге стоит, в воду пристально глядит (цапля).
  5. Чёрный, проворный, кричит "крак" - червякам враг (грач).
  6. Мы в скворечнике живём, песни звонкие поём (скворцы)

Какие птицы остались без загадок? (лебедь, журавль, аист, кукушка).

6. Кто как голос подаёт?

Логопед: Ребята, мы можем узнать друг друга по голосу. Каждая птица подаёт голос по-своему: воробей - чирикает, а как мы отличим перелётных птиц по голосу?

гусь - гогочет,

утка - крякает,

журавль - курлычет,

ласточка - щебечет

соловей, иволга - поют, свистят.

7. Д/и "Родители и детки"

Логопед: Закончите предложение: "Весной птицы строят гнёзда, потому что:"

А теперь скажите у кого кто:

Грач - грачонок - грачата

Аист - аистёнок - аистята

Стриж - стрижонок - стрижата

Журавль - журавлёнок - журавлята

Кукушка - кукушонок - кукушата

Скворец - скворчонок - скворчата

Утка - утёнок - утята

Гусь - гусёнок - гусята

8. Д/и "Большой - маленький"

Логопед: у родителей всё большое, а у деток - маленькое:

голова - головка

рот - ротик

клюв - клювик

перо - пёрышко

пух - пушок

глаз - глазик

хвост - хвостик

грудь - грудка

спина - спинка

коготь - коготок

9. Разминка

Наблюдаем за птичкой и называем действия птички, используя нужные предлоги.

10. Картинная галерея. "Что забыл нарисовать художник".

По пунктирным линиям дети дорисовывают недостающие элементы.

11. Работа по картине "Скворушка в гости собирается".

Вопросы:

  1. Какое время года изобразил художник?
  2. Как вы узнали?
  3. Назовите весенние месяцы.
  4. Март, какой по счёту весенний месяц?
  5. Какой месяц идёт после марта?
  6. Кто на картине скворец или скворчиха? Как вы узнали?
  7. Как можно ласково назвать птицу?
  8. Как вы думаете, эта картина обычная или сказочная?
  9. Почему вы так думаете?
  10. Как наряжена скворчиха?
  11. Подберите слова-признаки. Скворчиха какая? (нарядная, красочная, яркая, нежная, весенняя, красивая, неотразимая, очаровательная, привлекательная, обаятельная, пёстрая, славная, кокетливая).
  12. Как вы думаете, для кого так нарядилась птичка?
  13. Куда собирается такая красивая дама?
  14. Что ещё вы видите на картине?
  15. Докажите. На картине ранняя весна, потому что ...

12. Работа по карточкам.

Логопед:

Кого вы видите на картинке?

Сколько птичек?

Птичку, которая сидит на ветке раскрасить красным цветом.

Птичку, которая над веткой - в зелёный цвет.

Птичка, которая под веткой - в синий цвет.

13. Итог занятия.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Дыхательное упражнение «Свеча»

repead.ru 1 ... 4 5 6 7

II. Дыхательное упражнение

«Свеча». И.п. – ноги на ширине стопы, руки в «замке», большие пальцы рук сомкнуть – «свеча». Ребенок через нос набирает воздух, собрав губы «трубочкой» дует на свечу (задувает). Выдох спокойный.

III. Ходьба по дорожке «Здоровья»

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА № 23

«БОДРОСТЬ»

I. В кроватках

Эй, ребята, что вы спите?

Просыпайтесь, не ленитесь!

Прогоню остатки сна,

Одеяло в сторону,

Мне гимнастика нужна –

Помогает здорово.

Смотрим вправо, смотрим влево,

Наклони головку вниз.

Смотрим вправо, смотрим влево,

В потолочек оглянись.

Сядем ровно, ножки вместе,

Руки вверх и наклонись:

Наклонитесь, подтянитесь,

Ножки слушайтесь, не гнитесь.

А теперь тихонько сели,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, оглянулись

И на тапочки наткнулись.

Сжали пальчики, раскрыли,

Много раз так повторили,

Выполняйте поскорее-

Станут пальчики сильнее.

Руки словно два крыла,

Шагом марш вокруг стола

Прямо к водным процедурам,

А потом и за дела.

II. Ходьба по дорожке «Здоровья»

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА № 24

I. В кроватках

  1. Светит солнышко в окошке
Смотрит в нашу комнату

Мы захлопаем в ладоши

Очень рады солнышку.

Дети просыпаются, хлопают в ладоши

  1. Разбудили нос,
Разбудили уши.

Разбудили рот

Разбудили глазки

Потираем, зеваем, открываем, закрываем глазки (3-4 раза)

II. Возле кроваток

  1. Разбудили руки
Разбудили ноги

Ну, а чтоб совсем проснуться

Надо сильно потянуться

Руки вверх, руки вниз

Чтоб совсем ты не раскис

Рывки руками, махи ногами 3-4 раза

III. Дыхательное упражнение

  1. «Насос»
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища вдоль туловища в сторону – выдох. Руки скользят вдоль туловища в сторону, при этом произносить «с-с-с-с». Повторить 6-8 наклонов в каждую сторону.

IV. Ходьба по дорожке «Здоровья»

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА № 25

«ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДОЖДЕВОЙ КАПЕЛЬКИ»
  1. «Мягкая тучка» Жила в поднебесье одинокая дождевая капелька по имени Крапа. Домиком ей была синяя тучка, которая любила путешествовать по небу вокруг земли. А вместе с ней путешествовала и Крапа.
И.п. лежа на спине, перекатываться сбоку на бок.
  1. «Всезнайка» Крапа была очень любопытной, она часто высовывала свой носик из-за тучки и с интересом поглядывала вниз на поля и реки, мосты и дороги.
И.п. лежа на животе поперек кровати, упираясь руками об пол, поднимать по очереди руки и прикладывать их ко лбу.
  1. «Свободный полет» Особенно нравились Крапе высокие крыши домов с высокими тубами-дымаходами. Однажды тучка так низко пролетала над старым мостом, что при этом даже зацепила антенны и натянутые между домами веревки для белья.
И.п. лежа на спине поднимать верхнюю часть туловища и ноги, развести руки ноги в стороны.
  1. «Быстрый ветер» Не успела Крапа опомниться, как сразу подхватил на свои прозрачные крылья ветер и понес капельку над крышами домов.
И.п. лежа на животе –одновременное поднятие рук и ног.
  1. « Водосточная труба» В одном из узких переулков ветер потерялся среди старых домов. На одной из скользких крыш оказалась и капелька. Она больше не хотела падать вниз и поэтому крепко держалась за водосточную трубу.
И.п. стоя в упоре на коленях раскачиваться туда-назад.
  1. «Черное и пушистое» Из-за кирпичного дымохода на Крапу смотрело своими жолтыми глазами что-то пушистое и черное. И вдруг оно замяукало.
И.п. в упоре стоя на коленях по очереди поднимать ноги, разводить, качать головой.
  1. «Задний ход» От неожиданности капелька прижалась к чему-то уютному.
И.п.сидя упор сзади повернуться в исходное положение.
  1. «Высокая крыша» Только теперь Крапа заметила, какой высокой была крыша, на которую она упала.
И.п.в упоре стоя на коленях переступать с ноги на ногу, поворачиваясь вокруг.
  1. «Дождевые брызги» Она увидела водосточную трубу, прыгнула туда и на большой скорости вылетела из нее. С разгону упала в большую лужу. Тысячи таких же капелек разлетелись в разные стороны и подпрыгивали по дороге.
И.п. стоя, приседать , говорит: кап-кап.
  1. «Ручейки» Очутившись в луже, среди таких же как она, капелька успокоилась. Крапа попала в дружную семью дождевых капелек, которые стекают в ручейки.
Ходьба к колонне по одному, взявшись за руки между кроватями.
  1. Большая синяя тучка летела все дальше и дальше. А Крапа уже не грустила – начиналась новая жизнь, полная тайн и приключений.

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА № 26

«БАБУШКА ЗИМА»
  1. «Первая ледяная корочка» Отшумела опавшими листьями и холодными дождями тетушка Осень и постепенно, сама того не замечая, уступила седой бабушке Зиме. Утром вола в лужах покрылась тонкой ледяной корочкой, а на завявшей траве серебром переливался иней. И.п. лежа на спине – одновременное разведение и сведение ног и рук.
  2. « Любопытный хомячок» На полях и в лесах стало голо. Зверятам теперь опасно без надобности выходить из своих норок. И.п. лежа на животе, руки согнуты в локтях – выпрямить руки, прогибая спину, по очереди поднимая ноги.
  3. «Голодные волки» По вечерам между деревьев бегали голодные волки, принюхиваясь к запаху животных. И.п. в упоре стоя на коленях – наклоны туловища вперед, опуская голову.
  4. «Зверята прислушиваются» Маленькие зверята, спрятавшись зимой в теплых, уютных норках, прислушивались к этому шороху. И.п. в упоре стоя на коленях – повороты головы в стороны и прикладывать руку ко лбу.
  5. «Большое белое покрывало» Бабушка Зима очень любила белые пушистые покрывала из снега – вот почему она спешила укрыть ими всю землю. И.п. в упоре стоя на коленях наклоны туловища вперед, по очереди поднимая руки вперед.
  6. «Снеговая шапка» А еще Зима высокие белые меховые шапки – она и сама такую носила и другим старалась подарить этот головной убор: верхушкам деревьев, крышам домов, даже автомобилям. И.п. упор стоя на коленях выпрямлять руки и ноги.
  7. «Грузовик буксует» В сугробах часто буксовали даже грузовые машины, их колеса крутились на месте, пытаясь выбраться из снега. И.п. сидя, упор сзади, ноги согнуты в коленях – повороты на месте вокруг себя.
  8. «Снегоочиститель» Это развлекало Зиму. Она смеялась, и от этого по улицам начинал гулять холодный ветер. И.п. сидя передвигаться на ягодицах вперед-назад.
  9. «Замерзшие птицы» Птицы, которые остались зимовать, топтались на снегу, оттопырив перья. И.п. присев, зержась руками, переступать с ноги на ногу, наклоняясь с боку на бок.
  10. Дым столбом» Мороз каждый день становился все сильнее и сильнее. У детей и взрослых носики покраснели, а дым из заводской трубы стоял столбом вверх. И.п. стоя на коленях, руки назад – наклоны вперед – назад.
  11. «Туп-туп» Люди, которые стояли на автобусной остановке, переступалиногами, чтоб согреть замерзшие пальцы. И.п. стоя переступать с ноги на ногу, поворачиваясь вокруг себя.
  12. «Низкое небо» Бабушка Зима не любила высокого неба – вот почему, когда Зима, тучи почти всегда низкие. И.п. стоя подниматься на носки, пытаясь дотронуться до неба.
  13. Скоро зимние метели угомонились. Приближался Новый год. Бабушка Зима добрела, иногда даже пускала слезу, вспоминая далекое прошлое – вот почему иногда в новогоднюю ночь бывает гололед и дождь.

.

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА № 27

«ВЕСЕННЕЕ ПРОБУЖДЕНИЕ МЕДВЕЖАТ»
    1. Зима. Маленькие медвежата спят в берлоге, свернувшись калачиком, обняв ноги руками, лобиками уткнувшись в коленки. И. п. лежа на боку в группировке.
    2. Пришла весна. Светит яркое солнце. Снег тает. В берлоге становится сыро, не уютно. Медвежата перекатываются с боку на бок, перекатываются на спинке от головы к хвосту и обратно. Сыро... Перекаты в группировке с боку на бок, перекаты на спине по 4 раза.
    3. Надо просыпаться. Медвежата сели, потерли друг о друга ладошки, начали будить пальчики. Потирание ладоней 4-6 раз. Поочередное циркулярное растирание пальцев по 4-6 раз, растяжение пальцев по оси 1-2 раза, массаж боковых поверхностей пальцев 4-6 раз, сухое «умывание» рук 1-2 раза, круговое растирание запястий 2-4 раза.
    4. Разбудили пальчики, начали приводить в порядок передние лапки. Погладили шерсть на передних лапах по тыльной поверхности до плеча, по ладонной - до пальчиков. Сначала легко гладим, не прикасаясь к коже. У медведя шерсть длинная, густая. Сначала разглаживаем самый верхний слой. Потом поглубже слой шерсти, уже чуть прикасаемся к коже. А теперь плотно прижимаем ладошки к телу. Постучали слабо сжатым кулачком чтобы хорошо проснулись лапочки. Бесконтактный массаж, ладонное плоскостное поглаживание, растирание, поколачивание верхних конечностей по ходу энергетических каналов слабо сжатым кулачком. Все приемы проводим 1-2 раза.
    5. Вновь потерли друг о друга ладошки, начинаем будить голову. Погладили себя по голове от затылка к темени, от ушей к темени, ото лба к темени. Простучали слабо сжатым кулачком по тем же направлениям. Подергали себя за волосики - проверили медвежата, крепко ли держится их шерсть и вновь погладили. Граблеобразное поглаживание, прерывистая вибрация и непрерывистая вибрация, потягивая за волосы, граблеобразное поглаживание волосистой части головы. Все приемы проводим 2-4 раза.
    6. Потерли ладошки и подушечками пальцев легко погладили лоб над бровями снизу вверх. Погладили поверх шерсти. Кожа едва чувствует прикосновение, но остается совершенно гладкой. Ладошками погладили лоб от середины в стороны.
Ладонное плоскостное поглаживание лба по ходу лобной мышцы и лобной фасции 2-4 раза. Потерли ладошки и погладили брови от центра в стороны подушечками 1-2 пальцев. Щипцеобразное поглаживание бровей 2-4 раза.
    1. Пора будить глаза. Шея у медведя не очень хорошо двигается, двигать будем только глазами. Медвежонок увидел первую бабочку, следит за ней. Поглядели на вдох - вверх, на выдох - вниз, на вдох - вправо, на выдох - влево, на вдох -влево, на выдох - вправо, сделали большие круги глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки. Все движения медленные, сочетаются с дыханием. А теперь быстро-быстро и легко поморгали, представили что веки - это крылья бабочки. Упражнения для глаз выполняем с максимальной комфортной амплитудой по 1-2 раза медленные, 4-8 раз быстрые.
    2. Медвежата потерли лапы и умыли мордочки снизу вверх, не прикасаясь к ним, поверх шерсти. Бесконтактный массаж лица 1-2 раза.
    3. Начинаем будить уши. Уши - очень важный для медведя орган. Медвежата тщательно будят уши. Потерли ладони друг об друга 4-6 раз. Подергали оба ушка за верхние края вверх, за мочки вниз, за серединку назад по 4-6 раз. Большим и указательным пальцами гладим, разминаем и гладим завитки ушей по 1-2 раза. Кончиком указательного пальца круговыми движениями 2-4 раза массируем внутреннюю часть ушной раковины. Разогреваем трением ладошки и массируем ушные раковины вперед-назад 2-4 раза, при движении вперед заворачиваем ушную раковину. Делаем вилочку из 2 и 3 пальцев и массируем уши снизу вверх 4-6 раз. Самомассаж ушей.
    4. Будим шею и надплечья. Потерли ладони друг об друга. Погладили заднюю поверхность шеи, надплечья сверху вниз правой и левой лапками поочередно, поразминали шею и надплечья в тех же направлениях по 2 раза. Ладонное плоскостное поглаживание, разминание задней поверхности шеи, надплечий.
    5. Медвежата славно поработали. Они довольны. Переплели пальчики, прижали лапки ладошками к груди - вдох, повернули ладошки наружу, потянули лапочки вперед - выдох. Прижали ладошки к груди - вдох, повернули ладошки от себя, потянулись лапками вверх - выдох. Почувствовали, как расправляется спинка, растут медвежата. Упражнения на растяжение мягких тканей верхних конечностей, межлопаточной области.
    6. Пришла очередь просыпаться и задним лапкам. Сели поудобнее, потерли ладони друг о друга и будим пальчики на одной задней лапке: растираем, двигаем каждый пальчик, чтобы он проснулся. Поочередное циркулярное растирание пальцев 4- 6 раз, растяжение пальцев по оси 1-2 раза, массаж боковых поверхностей пальцев 4-6 раз, максимальное сгибание и разгибание их 1-2 раза. Разбудили пальчики, начали приводить в порядок стопы. Погладили подошвы 2-4 раза, постучали их слабо сжатым кулачком 1-2 раза и опять погладили и растерли кулачком в направлении от пальцев к пятке и обратно 2-4 раза. Погладили тыльную поверхность стопы от пальцев к голеностопному суставу 2 раза, тщательно растерли ее 2-4 раза. Нашли выше пяточки сухожилие, взяли его в щепотку с одной стороны большим пальцем, а с другой - остальными и растерли вверх-вниз 4-6 раз. Взяли стопу за пальчики и повращали внутрь и наружу по 4 раза. Ладонное и гребнеобразное поглаживание, растирание подошвенной, ладонное поглаживание, растирание тыльной и боковых поверхностей стопы, щипцеобразное поглаживание, растирание области ахиллова сухожилия, пассивные движения в голеностопном суставе. Повторили то же с другой лапкой.
    7. Разбудили стопы, будим задние лапки. Выпрямили ноги. Похлопали икрами ног по полу, поочередно слегка сгибая колени, 2-4 раза. Максимально напрягли мышцы ног, стопы под прямым углом, т.е. пальцы ног направлены вверх. Расслабили ноги. Потерли ладони друг о друга. Погладили колени вокруг надколенников 2 раза, растерли ладонями 2-4 раза, слегка посмещали надколенники вверх, вниз, в стороны по 1-2 раза. Погладили шерсть на задних лапах по наружной поверхности - к стопе, по внутренней - к туловищу. Сначала легко гладим, не прикасаясь к коже, по шерсти 1-2 раза. Потом поглубже слой шерсти, уже чуть прикасаемся к коже 1-2 раза. И, наконец, плотно прижимает ладошки к телу. Постучали по ножкам слабо сжатыми кулачками в тех же направлениях 1-2 раза. Потянули задние лапки пальцами вперед, теперь - пяточками вперед, а теперь - одну пальцами, а другую пяточкой вперед и наоборот. Вот и готовы лапки бегать, прыгать и играть.
    8. Медвежата играют. Разделились на пары, встали на четвереньки лицом друг к другу. Округлили спинку, потянули спинку кверху, пошипели; прогнули спинку, повиляли хвостиками. Выпрямили ноги, потянули хвостики кверху, кто выше поднимет свой хвост? Прогнули спинку, повиляли хвостиками. Повернули пятки вправо, пальцы влево, выпрямили ноги, потянули кверху хвостики, порычали; прогнули спинку, повиляли хвостиками. Повернули пятки влево, пальцы вправо, потянули кверху хвостики, порычали; прогнули спинку, повиляли хвостиками.
    9. Теперь медвежата полностью проснулись, размялись. Они готовы к играм, соревнованиям, прогулкам, словом всему, что им предложит жизнь.
 

repead.ru

Дыхательная гимнастика

2

Дыхательная гимнастика

(по З. Савковой)

  1. «Спать хочется» - представьте, что Вы на берегу моря, расслабьте мышцы тела: шеи, рук, …

Усыпляет праздный ум…

Но на солнце вредно спать.

Встать!

  1. «На колок» - правильное положение тела. Встаньте, ссутультесь, потом «наденьте» тело на позвоночник как пальто на вешалку.

  1. «Цветочный магазин» - медленный вдох. Делать вдох, ощущая запахи, руки на ребрах контролируют правильность вдоха. Грудная клетка должна расширяться за счет участия диафрагмы и межреберных мышц

  1. «Свеча» (ровный медленный выдох) Глубоко вдохнуть, выдыхать так, чтобы «пламя легло».

  1. «Упрямая свеча» (интенсивный прерывистый выдох). Вдох, секундная задержка дыхания. Выдыхать «на свечу» короткими толчками: фу! Фу!..Не гаснет! Еще интенсивнее и резче, чтобы ощущалось движение мышц живота

  1. «Назойливый комар» (продолжительный выдох). С глубоким бесшумным выдохом развести руки в стороны до отказа, затем медленно выдыхая со звуком «з-з-з-з» (жж-жж) свести, чтобы ладони встретились.

  1. «Проколотый мяч» Сделать глубокий бесшумный вдох и отвести локти назад, чтобы лопатки сошлись. Медленно через приоткрытые губы выдыхая со звуком «с-с-с», сводить руки на груди, чтобы ладони встретились. Можно выдыхать воздух порциями (удлиненный прерывистый выдох)

  1. «Насос» (интенсивный выдох). Стоять обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах; шея, руки расслаблены – это мяч, с каждой подачей воздуха «мяч надувается» - второй человек, «насос», активно подает воздух, работая корпусом и руками, со звуком «с-с-сс»…Мяч надут, выдергивается шланг, мяч выдувается со звуком «шш-ш»

  1. «Подхалим» (поклоны с прямой спиной). Сгибать спину со словами: «слушаю -с», «бдагодарю- с», «что угодно-с», растягивая звук «с-с»

  1. «Дровосек» (быстрый выдох) Поднять воображаемый топор над головой, глубоко и ровно вздохнув, быстрый наклон вперед с со звуком «ха» («раз») – быстрый выдох

  1. «Усталость» ( пружинящие наклоны ваперед). Ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднимаясь на носки вместе с поднятием рук вдохнуть, бросить свободное тело вниз с восклицанием «ух», и не выпрямляясь, сделать три дополнительных пружинящих наклона на восклицаниях: ух-ух-ух!

  1. «Больной» (свобода шейных мышц) Перекаты головой, шея не держит голову на звуках М, Ж, З, Н

  1. «Слабость»( круговые движения корпуса). Вдох. На выдохе корпус падает вперед, направо, назад, налево дыхание озвучено: с, з, ш, ж, ф, н, м… Подниметесь - вдох

studfiles.net

  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Необходимость дыхательной гимнастики

Уважаемые родители! Для того чтобы речь вашего ребенка была правильной, четкой, красивой, необходимо наличие правильного дыхания. Это объясняется тем, что в процессе речи непосредственно участвует дыхание, и поэтому правильное и четкое произнесение звуков во многом зависит от силы и направленности воздушной струи. Необходимо научить ребенка рационально использовать вдох и выдох во время речи.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

1.Упражнения проводятся 2-3 минуты. Упражнения необходимо проводить плавно под счет, в проветренном помещении.

  1. На первых этапах рекомендуется проводить гимнастику в положении ребенка лежа на спине. Для этого можно положить на живот (в области диафрагмы) ребенку какую-либо игрушку.
  2. Не фиксируйте внимание ребенка на процессе вдоха и выдоха, не говорите ребенку "вдохни сильнее".
  3. Следите за тем, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, не ощущал движения межреберных мышц и мышц нижней части живота.
  4. Необходимо следить за тем, чтобы дутье было легким, без напряжения и излишних усилий.
  5. При выполнении упражнений следите за тем, чтобы дети не надували щеки.

  УПРАЖНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

4.png

Упражнение "Задуй свечку"

Описание упражнения:  Ребенок держит полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Предложите ему медленно и тихо подуть на "свечу" так, чтобы "пламя свечи" отклонилось.

Упражнение "Сдуть с руки снежинку"

Описание упражнения: Положите на ладонь ребенку маленький кусочек ваты. Держа ладонь с ваткой на уровне рта, ребенок на выдохе сдувает ватку. Можно предложить подуть так, чтобы ватка улетела как можно дальше.

Упражнение "Горячий чай"

Описание упражнения: Предложите ребенку подуть на пригоршни рук,  имитируя дутье на горячий чай.

Упражнение "Воздушный шар"

Описание упражнения: Предложите ребенку развести перед собой руки, изображая "воздушный шар". Во время выдоха ребенок произносит звук "ф-ф-ф" и скрещивает руки на плечах.

 3.png

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи

 Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.

 Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики

  1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
  1. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
  1. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
  1. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Упражнения дыхательной гимнастики

  1. Снег.

 Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. При выполнении этого упражнения желательно не надувать щеки.

  1. Кораблики.

 Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

  1. Футбол.

 Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее".

  1. Буль-бульки.

 Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.

  1. Волшебные пузырьки.

 Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

  1. Дудочка.

 Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

  1. Губная гармошка.

 Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

  1. Цветочный магазин.

 Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.

  1. Свеча.

 Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

  1. Косари.

 Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и "отведение косы" в сторону, на сильную - выдох и "взмах косой".

krivenkova-ppds17.edumsko.ru


Смотрите также