Картотека дыхательных упражнений "Ветерок". Дыхательная гимнастика ветер


Картотека дыхательных упражнений "Ветерок"

КАРТОТЕКА

ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

для дошкольников

«Ветер и листья»

Ребята делают глубокий вдох, задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»)

«Подуй на пальцы»

Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.

«Ветер» 1.

Дует легкий ветерок – ф-ф-ф….

И качает так листок – ф-ф-ф….

Выдох спокойный, ненапряженный.

Дует сильный ветерок – ф-ф-ф-…

И качает так листок – ф-ф-ф…

Активный выдох.

Дует ветерок, качаются листочки

И поют свои песенки.

Осенние листочки

На веточках сидят,

Осенние листочки

Детям говорят;

Осиновый – а-а-а-…

Рябиновый –и-и-и…

Березовый – о-о-о…

Дубовый –у-у-у…

«Аромат цветов»

Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произносят «А – ах!»

В апреле, в апреле луга запестрели.

С прогулки букеты приносим в апреле.

Крапивы немного домой притащи –

Пусть бабушка сварит зеленые щи.

«Синьор – помидор»

И.п. – стоя. Кисти на грудной клетке, большие пальцы направлены назад. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. Пауза. На выдохе – плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц. Повторить 3-4 раза. Упражнение совпадает сопротивление на выдохе.

«Осы»

Ребята вращают перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносят: «З-з-з…»

«Пожалеем Мишку»

Дети дуют на ладошку как можно дольше, стараясь, чтобы воздух выходил равномерной струей.

Мишка наш совсем здоров-

Даже танцевать готов.

Ну и веселье у куклы и Мишки

Полечку пляшут без передышки.

«Шарик»

Шарик мой воздушный.

Какой ты непослушный!

Зачем ты отвязался,

Зачем помчался ввысь?

Вернись скорее, шарик!

Вернись!...

Поднять руки вверх – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох с произнесением звука «Ш-ш-ш..»

«Дед Мороз»

Как подул Деде Мороз –

В воздухе морозном

Полетели, закружились

Ледяные звезды.

Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок, пока педагог читает стихотворение.

Кружатся снежинки в воздухе морозном.

Падают на землю кружевные звезды.

Вот одна упала на мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

«Шарик лопнул»

Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал:

Подошел и лапкой – топ!

А у кошки шарик – лоп!

Ш-ш-ш…

Дети кладут руку на живот и делаю через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука «ш».Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.

«Ветер» 2.

Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке «у», и произнести длительный выдох.

Пузырь»

Эй, мышонок, посмотри,

Звать к себе, помахивая кистями.

Мы пускаем пузыри:

Синий, красный, голубой.

infourok.ru

Дыхательная гимнастика

 

Упражнение «Дует   с горки ветерок»

         Язык принимает   артикуляционную позу «горка»; сохраняя это положение языка, подуть так, чтобы   выходила холодная струя воздуха. Взрослый демонстрирует упражнение и   предлагает детям самим выполнить дыхательное упражнение и проверить к   поднесённой к губам ладонью, какой воздух (ветерок) выходит изо рта: теплый   или холодный. Ладонь около рта следует держать в вертикальной плоскости.

Ветер дует-задувает,

Но ребят он не пугает.

 

 

Упражнение «Попьем»

         Вытянуть губы «трубочкой» и втянуть в   себя воздух. Затем взрослый предлагает выполнить упражнение «Трубочка» и   вновь повторить упражнение.

Пьет апельсиновый сок

Из трубочки мамин сынок.

 

 

 

Упражнение   «Машина»

         Подуть на сомкнутые и слегка расслабленные   губы так, чтобы они начали вибрировать.

Ехал, ехал, до реки доехал

Как перебраться на другой берег?

Кругом вода, одна вода.

Поплыл на лодочке туда.

Бегает в калошах

Быстрее, чем лошадь.

 

Упражнение   «Парашют - 1»

         Поднести ладонь с комочком ваты к   губам и подуть на комочек. При этом губы сложить в легкую улыбку, щеки не   надувать.

Тучек нет на горизонте,

но раскрылся в небе зонтик.

Через несколько минут

Опустился парашют.

Примечание.   В зависимости от возможностей детей упражнение «Парашют -1» может быть   заменено на более сложное дыхательное упражнение «Парашют -2».

 

 

Упражнение   «Парашют - 2»

Положить   на кончик носа маленький комочек ваты. Высунуть широкий кончик языка, придав   ему форму чаши, и подуть с языка вверх на кончик носа. Ватка должна подлететь   высоко вверх. Постараться поймать кусочек ватки, когда он начнет падение   вниз.

Это представление

Запомним, без сомнения .

Вышел дрессировщик,

А с ним тигры и слоны.

Тигры начали рычать –

Спины выгибали.

 

 

Упражнение «Песенка   воды»

         Длительно произносить звук [c]. При этом губы сложить в улыбку, а языком   упереться в нижние зубы. При правильной артикуляции поднесения к рту ладонь   ощущает холодную струю воздуха. Предложите детям проверить, какая струя   воздуха выходит изо рта – теплая или холодная.

Квакают у ручья лягушки:

Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит

 

 

Упражнение «Холодные   ветер»

         Поднести ладонь к губам и, широко   улыбнувшись, длительно произносит звук [с]. Ладонь поднести ко рту, ощутить   холодную струю воздуха.

«Зимой ветер был холодный, неласковый.   Вот такой».

 

 

 

Упражнение «Песенка   комара»

Длительно   произносить звук [з]. при этом губы сложить в улыбку, а языком упереться в   нижние зубы (артикуляция та же, что и произношении звука [с]).

 

 

 

Упражнение «Греем   ручки»

Быстро   тереть ладонь о другую ладонь, а затем поднести к лицу и подышать на ладони   со звуком [х]. взрослый спрашивает у детей: «Согрелись ручки?» Выполнять   упражнение несколько раз.

 

 

Упражнение «Ветерок»

         Поднести ладонь к губам и, широко   улыбнувшись, длительно произнести звук [с] (ладонь ощутит холодную струю   воздуха). Артикуляция звука [с]: губы сложить в улыбку, а языком упереться в   нижние зубы.

Без рук, без ног

По свету рыщет,

Поет да свищет.

 

 

Упражнение «Снегопад»

Взрослый   показывает детям пособие «Снегопад» (комочки ваты, подвешенные на нитях).   Слегка потряхивая пособие, взрослый создает иллюзию падающих хлопьев снега.   Затем взрослый показывает детям, как нужно подуть на комочки ваты,   подвешенные на нитях.

Посмотрите - снегопад,

Хлопья снежные летят.

Ветер дует, снег валит –

Нам домой идти велит.

С неба падают зимой

И кружатся над землей

Легкие пушинки –

Белые снежинки.

 

 

 

Упражнение «Теплый   ветерок»

     Поднести ладонь к губам и, вытянув губы   вперед в виде рупора, длительно произнести звук [ш]. Ладонь поднести ко рту   ощутить теплую струю воздуха.

         «А теперь ветерок стал теплым и   ласковым. Всех вокруг обогреет, порадует: цветами расправит лепестки, пригладит   травку на лугу, поможет птичкам на лету. Вот он какой»

 

 

Упражнение   «Душистый цветок»

       Поднести к носу цветок и сделать глубокий вдох носом, а выдох –   ртом. Одновременно на выдохе произнести фразу:

«Ах! Как приятно пахнет!»

А кто это летит –

Крылышками машет,

Над цветочком пляшет?

 

 

Упражнение «Пар»

     Несколько раз подряд произнести звук [п].

В нем бурлит вода, кипит.

Буль-буль», - нам говорит.

     Взрослый обращается по очереди к каждому   из детей и просит повторить звукоподражание в разном ритме.

 

 

Упражнение «Доим   корову»

       Несколько раз подряд произнести звук [c]. Для это надо в улыбке кончиком языка упереться в   нижние зубы. Одновременно совершать движение руками как при дойке коровы,   сжимая и разжимая кисти рук. Взрослый произносит текст «Спасибо тебе,   коровушка, за парное молочка. А мы тебя угостим вкусным хлебушком. Ешь на   здоровье. (Взрослый и дети протягивают вперед ладони ). Жует корова хлеб -   вот так».

 

 

Упражнение «Ёжик   фыркает»

       Несколько раз подряд кратко   произносить звук [ф]. для этого верхнюю губу приподнять, а нижней губой   прикасаться к верхним зубам.

У меня в иголках шерстка

И в норе запасов горстка.

Лучше ты меня не трожь!

Я – колючий серый ёж!

ishpulatova.umi.ru

Дыхательная гимнастика «Ветер надувает паруса» — КиберПедия

У меня растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

Чем заниматься?

 

Человек придумал множество разных и интересных профессий. Каждый из вас, когда чуть подрастёт, выберет чем ему заниматься и на какой профессии остановить свой выбор.

Мы же с вами сегодня поговорим о людях, которые помогают нам добраться из одного места в другое, чья задача перевозить людей и грузы на разные расстояния.

Послушайте загадку:

(Загадка про шофёра)

Все дороги мне знакомы,

Я в кабине словно дома.

Мне мигает светофор,

Знает он, что я - …

(Шофёр)

(Да, это шофёры. Шофер или, как еще его называют, водитель. Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший шофёр или водитель? Что он должен знать и уметь? (Ответы детей).

(Воспитатель поправляет детей и делает акцент на таких качествах как ответственность, внимательность, добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, вежливость).

Но самое главное – шофёр должен очень хорошо знать правила дорожного движения, ведь от этого зависит безопасность и пассажиров, и пешеходов на дорогах. Знать правила дорожного движения должны не только шофёры, но и пешеходы, и не только знать, а всегда выполнять требования этих правил. Это очень важно!

Чтение стихотворения "Шофёры"

«Шофёры»

Курбан Чолиев

Шуршат по дорогам

Веселые шины

Спешат по дорогам

Машины, машины...

А в кузове - важные,

Срочные грузы:

Кирпич и железо,

Дрова и арбузы.

Работа шоферов

Трудна и сложна

Но как она людям

Повсюду нужна.

Дидактическая игра "Все профессии важны"

Воспитатель предлагает детям рассмотреть виды транспорта и попытаться вспомнить, кто каким видом транспорта управляет. Желательно стимулировать детей на ответы в развёрнутой форме с использованием эпитетов (самолёт – отважный летчик, корабль – смелый капитан, и т. д.). Предлагаются следующие виды транспорта: автомобиль, самолёт, корабль, ракета, велосипед, мотоцикл, поезд.

Воспитатель показывает детям все просмотренные ранее картинки. - Как можно назвать одним словом все, что изображено на этих картинках? (Ответы детей).

- Правильно, транспорт. Есть разные виды транспорта – одни летают в небе, другие - ездят по дорогам, третьи – плавают по морям и океанам. Есть даже подземный транспорт – метро. А какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, воздушный, водный). Хорошо подумайте и ответьте, зачем же транспорт нужен людям? (Ответы детей).

Дидактическая игра «Едет, плывет, летит»

Дети выбирают себе картинку с изображением какого-то транспортного средства и должны отнести его туда, где изображено место, соответствующее именно этому виду транспорта (дорога, морской причал, железная дорога, аэродром или небо с облаками).

Дидактическая игра «Угадай на слух вид транспорта»

Воспитатель по очереди включает детям запись характерных шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта - скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего автомобильного мотора. После прослушивания фрагмента записи дети должны определить, какому виду транспорта соответствует характерный шум.

Динамическая пауза «Поезд с грузом»

Дети становятся в круг. По сигналу они перекидывают мячи друг другу (грузят вагоны). После команды «погрузка закончена» дети выполняют движения руками (имитация езды поезда) с движением по кругу друг за другом и произношением на выдохе «чух-чух-чух» (до 1 мин). После чего поезд останавливается, произносится на выдохе «ш-ш-ш» как можно дольше. Выполняется глубокий вдох через нос – набрались сил и приступили к разгрузке вагонов. Мячи передаются в другую сторону.

Видов транспорта довольно много и с каждым годом становится всё больше и больше – появляются скоростные поезда и монорельсовые дороги. И детям и взрослым нужно быть очень внимательными там, где вы можете повстречаться с этими большими и сильными машинами – на дорогах, вокзалах, в портах.

Рассказ о видах транспорта

Давайте вспомним, в какой последовательности появлялись виды транспорта.

Сначала человек передвигался самостоятельно и все грузы носил на себе. Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести? Это было очень тяжело. Но тут на помощь человеку пришли … Да, домашние животные. Лошади, ослики, а в жарких странах и слоны. Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы.

Потом человек изобрел лодку и парус, стал строить корабли из дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса, он получил возможность плавать по рекам, морям, а затем и океанам. Это открыло перед людьми далекие и загадочные земли.

Аппликация «Воздушный шар»

Дети наклеивают на голубой лист бумаги детали изображения – шар, корзину. Затем приклеивают нитки – стропы. Из смятых салфеток белого цвета делают облака. Воспитатель обращает внимание детей на то, что облака можно расположить и ниже воздушного шара. Так как воздушный шар может подниматься выше облаков.

Пробежал по мостовой,

На ногах его - резина,

А питается бензином?

Он рычит, клубится пыль.

Что за зверь? ...

(Автомобиль)

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два слепящих огонька.

(Автомобиль)

Четыре колеса,

Резиновые шины,

Мотор и тормоза...

И что это?

(Машина)

Дом по улице идет,

На работу нас везет.

Не на тонких курьих ножках,

А в резиновых сапожках.

(Автобус или троллейбус)

Это что за кобылица

Пьет бензин, а не водицу?

(Машина)

На четыре мы ноги

Надевали сапоги.

Перед тем, как надевать,

Стали обувь надувать.

(Шины)

Что пробьет туман густой?

Чьи волшебные лучи

Освещают путь в ночи?

На машине их две пары…

Догадались? Это — ...

(Фары)

Ну, ответьте-ка теперь,

Что рычит, как дикий зверь?

Чо в машине всех главней?

Не поедете на ней,

Коль в машине до сих пор

Не поставили ...

(Мотор)

Человеку, чтобы жить,

Надо есть и надо пить.

Пища есть и для машин,

Называется - бензин.

Эта пища не пустяк,

Ей заполнен ...

(Бензобак)

Едем, едем мы, и вот

Надо сделать поворот.

Путь вперед сейчас закрыт,

И патруль на нас глядит.

Чтоб не задержал патруль,

Поворачиваем ...

(Руль)

Встаем мы очень рано,

Проста у нас забота –

Любого пассажира

Доставить на работу.

(Водители)

Выезжает на дорогу

Он обычно спозаранку,

На педаль поставив ногу

И крутя рукой баранку.

(Шофёр)

У меня растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

Чем заниматься?

 

Человек придумал множество разных и интересных профессий. Каждый из вас, когда чуть подрастёт, выберет чем ему заниматься и на какой профессии остановить свой выбор.

Мы же с вами сегодня поговорим о людях, которые помогают нам добраться из одного места в другое, чья задача перевозить людей и грузы на разные расстояния.

Послушайте загадку:

(Загадка про шофёра)

Все дороги мне знакомы,

Я в кабине словно дома.

Мне мигает светофор,

Знает он, что я - …

(Шофёр)

(Да, это шофёры. Шофер или, как еще его называют, водитель. Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший шофёр или водитель? Что он должен знать и уметь? (Ответы детей).

(Воспитатель поправляет детей и делает акцент на таких качествах как ответственность, внимательность, добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, вежливость).

Но самое главное – шофёр должен очень хорошо знать правила дорожного движения, ведь от этого зависит безопасность и пассажиров, и пешеходов на дорогах. Знать правила дорожного движения должны не только шофёры, но и пешеходы, и не только знать, а всегда выполнять требования этих правил. Это очень важно!

Чтение стихотворения "Шофёры"

«Шофёры»

Курбан Чолиев

Шуршат по дорогам

Веселые шины

Спешат по дорогам

Машины, машины...

А в кузове - важные,

Срочные грузы:

Кирпич и железо,

Дрова и арбузы.

Работа шоферов

Трудна и сложна

Но как она людям

Повсюду нужна.

Дидактическая игра "Все профессии важны"

Воспитатель предлагает детям рассмотреть виды транспорта и попытаться вспомнить, кто каким видом транспорта управляет. Желательно стимулировать детей на ответы в развёрнутой форме с использованием эпитетов (самолёт – отважный летчик, корабль – смелый капитан, и т. д.). Предлагаются следующие виды транспорта: автомобиль, самолёт, корабль, ракета, велосипед, мотоцикл, поезд.

Воспитатель показывает детям все просмотренные ранее картинки. - Как можно назвать одним словом все, что изображено на этих картинках? (Ответы детей).

- Правильно, транспорт. Есть разные виды транспорта – одни летают в небе, другие - ездят по дорогам, третьи – плавают по морям и океанам. Есть даже подземный транспорт – метро. А какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, воздушный, водный). Хорошо подумайте и ответьте, зачем же транспорт нужен людям? (Ответы детей).

Дидактическая игра «Едет, плывет, летит»

Дети выбирают себе картинку с изображением какого-то транспортного средства и должны отнести его туда, где изображено место, соответствующее именно этому виду транспорта (дорога, морской причал, железная дорога, аэродром или небо с облаками).

Дидактическая игра «Угадай на слух вид транспорта»

Воспитатель по очереди включает детям запись характерных шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта - скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего автомобильного мотора. После прослушивания фрагмента записи дети должны определить, какому виду транспорта соответствует характерный шум.

Динамическая пауза «Поезд с грузом»

Дети становятся в круг. По сигналу они перекидывают мячи друг другу (грузят вагоны). После команды «погрузка закончена» дети выполняют движения руками (имитация езды поезда) с движением по кругу друг за другом и произношением на выдохе «чух-чух-чух» (до 1 мин). После чего поезд останавливается, произносится на выдохе «ш-ш-ш» как можно дольше. Выполняется глубокий вдох через нос – набрались сил и приступили к разгрузке вагонов. Мячи передаются в другую сторону.

Видов транспорта довольно много и с каждым годом становится всё больше и больше – появляются скоростные поезда и монорельсовые дороги. И детям и взрослым нужно быть очень внимательными там, где вы можете повстречаться с этими большими и сильными машинами – на дорогах, вокзалах, в портах.

Рассказ о видах транспорта

Давайте вспомним, в какой последовательности появлялись виды транспорта.

Сначала человек передвигался самостоятельно и все грузы носил на себе. Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести? Это было очень тяжело. Но тут на помощь человеку пришли … Да, домашние животные. Лошади, ослики, а в жарких странах и слоны. Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы.

Потом человек изобрел лодку и парус, стал строить корабли из дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса, он получил возможность плавать по рекам, морям, а затем и океанам. Это открыло перед людьми далекие и загадочные земли.

Дыхательная гимнастика «Ветер надувает паруса»

cyberpedia.su

Упражнение «Ветер» | Энергетическое дыхание Кацудзо Ниши  |  Читать онлайн, без регистрации

Упражнение «Ветер»

Попробуйте в ветреную погоду выйти на улицу (более комфортно впервые сделать это летом), обнажите верхнюю часть тела или, по крайней мере, лицо и голову, повернитесь к ветру и прислушайтесь к нему. Немного воображения, и вы сможете представить себе, что далеко-далеко есть источник, который порождает этот ветер. Возможно, это высшее существо, которое, посылая ветер, выражает таким образом свое пожелание вам добра и здоровья.

Подставьте ветру лицо, тело, ощутите его прикосновение к коже, не бойтесь заболеть, поверьте, что это ветер исцеления, почувствуйте, как он проникает сквозь кожу и изгоняет все страхи, недуги и неприятности.

Вы реально ощутите, что ваше тело обновилось, стало легким и невесомым. Постарайтесь запомнить все и, вернувшись в помещение, попробуйте мысленно воспроизвести пережитое состояние, почувствуйте, как ветер в виде энергетических потоков заглядывает в каждый уголок вашего тела, приводит все в движение, удаляет пагубное, негативное и несет здоровье, силу и гармонию.

Однажды уловив движение ветра, пронизывающего тело насквозь, и запомнив его, вы без труда будете воспроизводить его, даже сидя дома. Это позволит через некоторое время ощутить, что энергия ветра в виде свежих сил вливается в вас, что покой возвращается, а беспокойство и суета уходят, что вы изнутри становитесь чище.

Чтобы научиться энергетическому дыханию, надо понять, как именно мы дышим. Наш организм устроен поистине гениально, необходимо только не губить его своим невежеством, не разрушать его, а научиться правильно и разумно использовать его. Организм каждого из нас имеет все, чтобы сделать нашу жизнь счастливой и полноценной. Только мы сами виновны в том, что не можем стать здоровыми и прекрасными. Наша дыхательная система идеальна, в ней настолько все продумано и точно, что нет ничего лишнего. Более совершенного устройства для дыхания, чем наша дыхательная ткань, нельзя придумать.

Воздух поступает в легкие через дыхательные пути, последовательно проходя через носовую полость, горло, гортань, трахею и бронхи, которые своими бронхиолами – многочисленными трубочками – входят непосредственно в легкие, состоящие из миллионов воздушных пузырьков.

Разумеется, воздух не самопроизвольно попадает в легкие: они должны расшириться, чтобы вобрать его. При этом внутри них создается область пониженного атмосферного давления, которая, согласно физическим законам, заполняется наружным воздухом. Легкие растянутся только в том случае, если раздвинется грудная клетка, а та, в свою очередь, увеличится в объеме, если придет в движение диафрагма. Последняя не является частью дыхательной системы, но имеет к ней прямое отношение. Диафрагма представляет собой мышечную перегородку, которая отделяет грудную полость от брюшной. Поскольку это мышца, то она может сокращаться и растягиваться. Таким образом, описанный процесс можно представить с другого конца: диафрагма растянулась, заставила расшириться грудную клетку, а та – легкие, которые стали заполняться воздухом, прошедшим через нос, горло, гортань, трахею, бронхи и бронхиолы. Это только часть дыхательного движения. После этого диафрагма сокращается, грудная клетка уменьшается, легкие опадают, а воздух вытесняется наружу, пройдя путь от бронхиол до носовой полости. В этом и состоит процесс дыхания, так осуществляются вдох и выдох.

Все, казалось бы, просто, процесс идет естественно и не нуждается в контроле со стороны сознания. Но человек нарушил механизм дыхания и перестал правильно дышать. У большей части людей диафрагма не работает или функционирует не так, как предопределено природой. В связи с этим грудная клетка растягивается не так, как необходимо, а легкие не могут впустить в себя и пятой доли того объема воздуха, на который рассчитаны. А этого количества недостаточно, чтобы задействовать целительные силы, скрытые внутри организма. Если представить, что через легкие в минуту должно проходить 4 л воздуха, а фактически пропускается в 16 раз меньше (250 мл), то становится понятно, какое количество жизненной энергии и здоровья мы постоянно недополучаем.

Когда дыхательная система функционирует не в полную силу, воздухом заполняется только нижняя часть легких, а верхняя не получает ни воздуха, ни жизненной силы. В результате возникает энергетический застой, порождающий болезни, причем страдают не только легкие, но и другие органы и ткани, испытывающие нехватку кислорода.

Таким образом, словосочетание «дышать правильно» означает, что дышать следует так, чтобы легкие работали в полную силу, чтобы воздух заполнял весь их объем, а организм получал нужное ему количество кислорода, который будет доходить до каждой его клетки. Но это еще не все, потому что повышенная частота дыхательных движений – это тоже неправильное дыхание. Природой заложено от 8 до 12 дыхательных движений в минуту, в нашем же мире вполне здоровые люди делают 13–18 дыхательных движений в минуту, а больные и того больше (например, при пневмонии количество вдохов может составить 60–70 в минуту). Частое дыхание – это результат неправильной работы легких, поскольку при неправильном вдохе в легкие поступает слишком мало воздуха, и тогда приходится учащать дыхание, чтобы добрать необходимое его количество. Но этого все равно не происходит, дыхательная система постоянно функционирует в состоянии стресса и быстро изнашивается. Древние философы Востока говорили, что каждому на всю его жизнь отпущено конкретное количество вдохов, а тот, кто дышит часто, быстро растрачивает свой лимит и умирает в отличие от того, кто дышит спокойно, размеренно, экономно и живет дольше.

Дыхание делает неправильным и неадекватная работа диафрагмы и грудной клетки. Вы легко можете проверить это самостоятельно: достаточно положить руку на ту часть тела, движение которой при дыхании наиболее заметно. У одних это будет грудь, у других – живот, у третьих – плечи.

Если при дыхании у вас более всего поднимается грудь при неподвижных остальных частях, у вас не возникает ощущения, что это вы как будто совершаете усилие (может быть, неосознанно), чтобы заставить грудную клетку двигаться, а легкие – дышать? Если дыхание правильное, то необходимость в каких-либо усилиях отпадает – грудь поднимается плавно и чуть заметно благодаря работе диафрагмы. Это означает, что начало дыхания – в движении диафрагмы, а расширение грудной клетки вторично. При полноценной работе диафрагмы визуально заметнее поднимается и втягивается живот, а не грудная клетка. Если же она двигается неправильно, то можно волевым усилием расширять грудную клетку, помогая себе приподниманием плеч, но это не увеличит приток воздуха в легкие, а приведет к обратному – к постоянному ощущению нехватки воздуха.

Кроме того, дыхание нельзя считать правильным при шумной работе носовой полости, которая втягивает воздух, как насос. Правильное дыхание всегда бывает бесшумным, потому что воздух сам втягивается в легкие, без дополнительных усилий со стороны носа.

Дыхание является таким процессом, который практически не контролируется сознанием. Люди просто дышат, не задумываясь о том, что работает в момент дыхательного движения – грудная клетка или диафрагма. Тем не менее, для того чтобы овладеть техникой правильного дыхания, надо сознательно контролировать данный процесс. Это даст нам контроль над жизненной силой организма, а следовательно, и над здоровьем, состоянием духа, настроением, эмоциями, желаниями и пр. При этом окажутся ненужными таблетки, различные медицинские процедуры и пр.

Насколько реально контролировать дыхание? Для большинства обычных людей добиться полного контроля – задача крайне сложная. Среди тех, кому это подвластно, кто может усилием воли остановить дыхание, можно назвать только йогов. Для остальных же вполне достаточно такого контроля над дыханием, который поможет оставаться здоровым и жить долго.

Основой правильного дыхания является полное дыхание, благодаря которому легкие полноценно вентилируются, жизненная сила находится в движении, устанавливается наиболее качественный кислородный обмен, а организм оздоровляется.

Чтобы добиться полного дыхания, необходимо тренировать диафрагму и иметь сеть здоровых, эластичных капилляров, способных донести кислород и жизненную силу до каждой клеточки. Поэтому перед освоением техники полного дыхания надо делать упражнения для диафрагмы (здесь и далее описаны упражнения, предложенные японским профессором Кацудзо Ниши). Есть несколько наиболее эффективных из них.

velib.com

Картотека игр: «Дыхательная гимнастика»

Картотека игр: «Дыхательная гимнастика»

Координация ротового и носового дыхания.

Цель: Учить ощущать разницу в направлении воздушной струи .

Учить правильно регулировать воздушную струю.

1.ВДОХ И ВЫДОХ ЧЕРЕЗ НОС.

Вдох – глубокий, выдох длительный, плавный.

2. ВДОХ ЧЕРЕЗ НОС, ВЫДОХ ЧЕРЕЗ РОТ.

3.ВДОХ ЧЕРЕЗ РОТ, ВЫДОХ ЧЕРЕЗ НОС.

4.ВДОХ И ВЫДОХ ЧЕРЕЗ РОТ.

5 КОМБИНИРОВАННЫЙ ВДОХ.

Вдох через нос – задержка дыхания – выдох через нос.

Вдох через нос – задержка дыхания – выдох через рот.

^  

Носом вдох, а выдох ртом

Дышим глубже, а потом

Вдохнули ртом и выдох ртом,

Дышим глубже, а потом........

 

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи.

Цель: Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

^

Выполняется стоя. Держа в руках кусочки ваты, произвести вдох и подуть на вату (выдох). Струя длинная и холодная, не надувая щек при выдохе.

С неба падают зимою

И окружатся над землёю

Легкие пушинки,

Белые снежинки.

^

Выполняется сидя на корточках, раскрытые ладони рук на уровне рта. Спокойно вдохнуть через рот на воображаемую головку одуванчика на ладонях.

Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок-

Остался стебелёк.

 

^

Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую-сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперёд, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется правой или левой рукой). После вдоха сразу произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

Вот мы шарик надуваем

А рукою проверяем:

Шарик лопнул- выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Стихотворный текст произносит педагог, а дети выполняют нужные действия.

^

Стоя спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко- (руки поднять вверх, встать на носочки, подуть),

Я подую низко- (руки перед собой, присесть, и подуть),

Я подую далеко- (руки перед собой, наклон вперед, подуть),

Я подую близко- ( руки положить на грудь и подуть на них).

 

^

Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки опустить. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклониться вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку- вдох. Вернуться в исходное положение- полный выдох (живот втянуть, расслабиться). То же в другую сторону.

Тик-так, тик-так,

Ходят часики вот так:

Наклон влево, наклон вправо,

Наклон влево, наклон вправо.

^

Выполняются стоя, руки на поясе, повороты туловища в стороны,

влево поворот- вдох, вправо- выдох.

Боком- боком, боком- боком

Ходит галка мимо окон.

Ветром вся взъерошена,

Снегом запорошена.

 

^

Выполняется стоя, руки опущены вдоль туловища. На вдох- развести руки в стороны, на выдох- поднять прямую ногу сделать хлопок под коленом.

С барабаном ходит ежик

Не жалеет своих ножек.

Он играет целый день,

Он не знает слова- лень.

Можно предложить детям поиграть в настольные игры, которые направлены на развитие у детей равномерного выдоха и формирования сильной воздушной струи через рот.

^

Колобок, колобок

Ты румяненький бочок,

По дорожке ты катись,

Лесных зверей берегись.

В невысокой коробке сделать макет леса с дорожкой и зверями. Ребенок должен помочь колобку- теннисному шарику прокатиться по тропинке и убежать от зверей.

 

^

Что-то спряталось на дне,

Но пока не видно мне.

На горох подую я,

И скажу, что там друзья.

На дно неглубокой тарелки приклеить или положить картинку, насыпать горох. Задача ребенка- раздуть горох с середины и увидеть картинку.

 

^

Свечи я задуть хочу,

Всех сейчас я научу.

Полной грудью я вдохну,

И все свечи потушу.

Свечи крышки от фломастеров. Кто больше потушит свечей с одного выдоха, тот и выигрывает

 

^

Кто такой построил дом?

Мы осмотрим все кругом.

Можно внутрь заглянуть,

Если на него подуть.

Выполнить муравейник из спичек, внутрь поместить картинку с изображением муравьев.

^

В цирк сейчас я поиграю,

Представленье начинаю.

Акробатом смелым стану-

Проползу и не устану.

На натянутой леске повесить бумажного акробата. Дети дуют и помогают ему перебраться на другую сторону.

 

^

Дуть на лодочку из пенапласта.

 

Игра «Футбол».

Дуть через соломинку на горошину, стараясь попасть в ворота.

 

^

Бегемот на горку сел,

Прокатиться захотел.

Сейчас ему я помогу

С ветерочком прокачу.

Для этой игры нужна горка. Задача ребенка -сдуть киндер игрушку с горки.

 

^

Черепашки -малыши

Очень слабы и малы.

Нужно очень постараться до воды помочь добраться.

Рядом со столом где лежат черепашки (из скорлупы грецкого ореха)Э поставить емкость с водой. Можно играть командами. Кто быстрее спасет всех черепашек и сдует их в воду, тот и победитель.

 

^

Мотор гудит, настал черед

Быстрее вырваться в перед.

Как нада ездить покажу,

И первым к финишу приду.

По команде «водители» начинают дуть на бумажные автомобили, перемещая их к финишу.

 

^

Небо хмурится с утра,

Надо солнышку помочь.

Ветерочком стану я,

Уходите тучи прочь.

 

Вот такие игры и упражнения помогут вам развить у детей правильное дыхание, сформировать сильную воздушную струю, которая необходима для произношения многих звуков, а еще доставят детям положительные эмоции.

Дыхательно- голосовые игры и упражнения на материале гласных звуков.

Цель: отработка удлинённого выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков.

Инструкция к выполнению: Вдох через рот – быстрый , пауза, выдох медленный с одновременным произношением гласных сначала шёпотом, затем громко.

^ (2-4 раза):А, О,У,Ы,Э (шёпотом, голосом).

-Произношение двух гласных на одном выдохе.

-Произношение трёх гласных на одном выдохе.

Мы все весело играем,

Вместе звуки пропеваем.

^

Дети распределяются на две группы.

Первая группа вместе с воспитателем громко произносит гласные звуки или сочетания гласных. Вторая группа ( «эхо») тихо повторяет их. Затем группы меняются ролями.

^

Перед детьми- сюжетная картина «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: у-у-у. По сигналу – «Сильная вьюга»дети громко произносят: У-У-У. По сигналу « Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движением руки: горизонтальное движение – дети говорят тихо, руки вверх – усиление голоса, руки вниз – уменьшение силы голоса.

Дыхательно-голосовые упражнения на материале согласных звуков.

Инструкция к выполнению: Произношение согласных идёт на одном выдохе, сначала с беззвучной артикуляцией, затем – громко. Педагог должен следить за тем, чтобы ребёнок правильно имитировал нужный звук, поощрять длину выдоха. (Отмечать время счётом).

^

- Произношение двух согласных на одном выдохе. (Ф-С, Ш-С, Х-Ф)

-Произношение трёх, четырёх согласных на одном выдохе.

^

Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держим в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку опустить назад на лопатки – длинный выдох. Выдыхая произносить: ф-ф-ф-ф.

^

Ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперёд с одновременным отведением рук в стороны – назад (в спине прогнуться, смотреть вперёд) – медленный выдох на звуке ш-ш-ш-ш, выпрямиться – вдох.

^

Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлинённого выдоха произносить р-р-р-р.

Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов.

Цель: Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слогов.

Инструкция к выполнению: Произнесение слогов сначала на шёпоте, затем громко на одном одном выдохе.

^

- с одинаковыми гласными и одинаковыми согласными: па-па-па, апа-апа-апа

- с одинаковыми гласными и разными согласными: та-па.

- с разными гласными и одинаковыми согласными: па-по-пу.

- с разными гласными и разными согласными: па-па-ба, та-по-бу.

Игра «Часики»

Стоя, ноги слегка расставлены, руки опустить . Размахивая прямыми руками вперёд – назад, произносим: тик-так.

^

Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе протяжно произнести: «Ку-ка-ре-ку-у».

Тихо- тихо всё кругом (сидеть на корточках),

Все уснули крепким сном.

Петушок один вскочил (встать руки поднять вверх),

Всех ребяток разбудил (подняться на носки): «Ку-ка-ре-ку-у!» (произнести на выдохе).

^

П: К нам приехал паровоз.

Д: С чем?

П: С коровами.

Д: му-му-му

П: С собаками, гусями, утками. (Дети выполняют звукоподражания)

Дыхательно-голосовые упражнения на материале слов.

Цель: Тренировка удлинённого выдоха через рот с одновременным проговариванием слов с изменением силы и высоты голоса.

Инструкция к выполнению: Произнесение слов идёт на одном выдохе. Удлинённый выдох наращивается постепенно.

-Счёт до 5, до 10.

-Дни недели.

-Времена года.

-Названия месяцев.

^

Воспитатель подбирает предметы и игрушки (три-четыре), ставит на стол, предлагает посмотреть на них и сказать, что за чем стоит. ( Произнесение предметов по памяти, что за чем стояло на одном выдохе).

Дыхательно-голосовые упражнения на материале предложений, фраз.

Цель: Тренировка удлинённого выхода с одновременным произнесением фразы.

Инструкция: Каждое предложение проговаривается слитно, на одном выдохе.

Пословицы:

-Береги нос в большой мороз.

-Делу время, а потехе час.

-Любишь кататься – люби и саночки возить.

Произнесение предложений на одном выдохе под мяч.

Каждое слово предложения сопровождается броском мяча об пол.

-Меня зовут Оксана. И т.д.

 

fs.nashaucheba.ru