Дыхательная гимнастика предков. Дыхательная гимнастика внииссок


Дыхательная гимнастика - Parents.ru

Для развития ребенка очень важно, чтобы органы дыхания работали на полную мощность, а возникающие в их системе нарушения устранялись как можно быстрее. Дыхательные упражнения для детей здесь окажутся очень кстати. Их эффективность доказана многими поколениями.

Дыхательная гимнастика – это система упражнений для тренировки дыхания. За счет того, что такие упражнения способствуют очищению слизистой дыхательных путей, укреплению дыхательной мускулатуры, они помогают бороться с такими  недугами, как обструктивный бронхит, хронический насморк, гайморит, избегать обострений бронхиальной астмы.

Дыхательные упражнения при насморке и кашле

Дыхательные упражнения для детей будут полезны при хроническом насморке (такой диагноз ставится ребенку, если у него часто возникает насморк, не связанный с простудой), нарушениях носового дыхания. Чтобы его восстановить, мама может зажимать ребенку поочередно то одну, то другую ноздрю таким образом, чтобы малыш спокойно вдыхал воздух через правую ноздрю, а выдыхал его уже через левую. 3-5 вдохов-выдохов по 2-3 раза в день станут неплохой тренировкой. Когда карапуз освоится, упражнения усложняются: вдыхать воздух надо быстро, а выдыхать его через другую ноздрю – как можно медленнее. Затем задача меняется: следует делать медленный вдох и быстрый выдох. Эти же упражнения помогут наладить носовое дыхание и после удаления аденоидов.

Чтобы при кашле стимулировать отхождение мокроты, предложите крохе сдувать с ладошки перышки, дуть в свисток, выдувать воздух в стакан с водой через соломинку для коктейлей, надувать воздушные шарики, дуть на одуванчики. Чтобы добиться нужного эффекта, достаточно выполнять упражнения по 5-10 минут в день.

Дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста

Впрочем, дыхательные упражнения можно делать и вне всякой связи с болезнью. Дыхательная гимнастика в любом случае будет полезна для ребенка.

Предложите ребенку задуть свечку, причем попеременно подув на нее носом и ртом. Полезное занятие для дошкольника – надувание мыльных пузырей. Пусть малыш походит на носочках, поднимая руки вверх, попросите поднимать руки вверх попеременно, пытаясь при этом вытянуться.

Задайте крохе вопросы и предложите на них ответить: «Как гудит паровоз?», «Как гудит машина?», «Как дышит тесто?», попросите ребенка потянуть гласные звуки: а-ааа, о-ооо, у-ууу.

Пусть ребенок изобразит пчелу: сядет прямо, скрестив руки на груди и опустив голову, на выдохе произнесет: «Ж-ж-ж», затем на вдохе разведет руки в стороны, расправит плечи и опять прожужжит. Потом он должен встать и, разведя руки в стороны, сделать круг по комнате. Следите, чтобы воздух ребенок вдыхал через нос, а дыхание было глубоким.

Также малыш может подражать самолету, изображать, как косят траву.

Чтобы заинтересовать ребенка, под соответствующие упражнения можно подобрать стихи. Размер стиха заодно задаст определенный ритм дыханию. Дыхательная гимнастика для детей в стихах всегда нравится дошкольникам и позволит пробудить интерес к дыхательным упражнениям у ребенка.

Как заниматься?

  1. Перед занятиями надо обязательно проветрить комнату.
  2. Упражнения делают за час до еды или через 1,5 часа после нее.
  3. Детям 2-5 лет подойдут простые упражнения, причем делать их надо в игровой форме.
  4. Покажите ребенку пример: делайте упражнения вместе с ним. Отлично будет, если их освоят и другие члены семьи.
  5. Чтобы дыхательная гимнастика достигла своей цели, делать ее надо регулярно. Пока проблема остра, комплекс упражнений выполняется целиком. При хронических недугах, например, при бронхиальной астме в состоянии ремиссии можно делать гимнастику в сокращенном варианте, но все равно регулярно.

Специальные методики дыхательной гимнастики

Методик дыхательной гимнастики существует множество: тут и дыхательная гимнастика йогов, и гимнастика по методам Бутейко, Мюллера, дыхательная гимнастика Стрельниковой. Описание упражнений можно найти и в многочисленных брошюрах, и в Интернете. Но так как это довольно специфические упражнения, осваивать их лучше все-таки под руководством опытного инструктора, врача-реабилитолога или инструктора по лечебной физкультуре. Тем более что ребенок в зависимости от своего возраста сможет освоить далеко не все упражнения. Инструктор как раз и нужен для того, чтобы подобрать комплекс дыхательной гимнастики, ориентируясь на диагноз и возраст карапуза, а также проконтролировать правильность выполнения упражнений.

Все упомянутые методики построены на упражнениях, главными их которых являются задержка дыхания, искусственное его затруднение, замедление и поверхностное или глубокое дыхание.

Дыхательная гимнастика Бутейко рекомендует тренироваться в задержках дыхания и дышать поверхностно.

Дыхательная гимнастика Мюллера, наоборот, тренирует глубокое и ритмичное дыхание без пауз. Это медленные и быстрые упражнения. Первые выполняются в соответствии с ритмом естественного дыхания (например, наклон туловища вперед – вдох, распрямились – выдох), во время вторых за время вдоха и выдоха выполняется несколько одинаковых упражнений (во время одного вдоха и выдоха – несколько наклонов и выпрямлений).

Дыхательная гимнастика Стрельниковой культивирует быстрый, активный, напряженный, короткий и шумный вдох носом и незаметный, практически бесшумный выдох. На каждый вдох и выдох выполняется определенное упражнение. Освоить такой способ дыхания ребенок может попытаться лет в 6, раньше у него вряд ли получится.

Эти методики могут служить в качестве как профилактического, так и лечебного  средства. Например, дыхательная гимнастика Стрельниковой помогает при бронхиальной астме, заикании, различных неврозах. Гимнастика по методу Бутейко рекомендована при проблемах с работой сердечно-сосудистой системы.

www.parents.ru

Дыхательная гимнастика предков

Наши Пращуры четко осознавали, что человек энергию в свой организм получает не только с пищей, он также впитывает ее через дыхание и из воздуха через все свои поры кожи тела.

Человеческий организм испытывает не себе действие воздуха и ветра в течение всей жизни непрерывно. Когда мы вдыхаем в себя находящуюся в воздухе энергию — она накапливается в нас, как в аккумуляторах, которые вбирают в себя электричество. И таким образом укрепляется и наше физическое тело, и наша внутренняя психическая сила. Поэтому культивированию правильного дыхания наши предки придавали всегда большое значение.

Древнеславянские знахари знали и умели использовать дыхательные упражнения в своей врачевальной практике. Приведем некоторые из них:

«Полное дыхание» — распределяет воздух по всему объему легких. Начните медленно вдыхать в себя воздух (носом с закрытым ртом), фиксируя свое сознание на расширении (наполнении воздухом) сначала живота, потом груди. Затем сделайте небольшую паузу, равную по времени половине того, что вы потратили на вдыхание. Затем начните также медленно через нос выдыхать весь воздух за то же время, что и на вдохе, постепенно опуская (освобождая) живот, диафрагму и грудь. Затем снова небольшая пауза, равная половине времени выдыхания. Повторить все снова несколько раз, до тех пор, пока вы не почувствуете, как в ваше тело вместе с воздухом вливается жизненная энергия, наполняя ваши легкие, диафрагму и кишечник до легкого покалывания.

«Задержка дыхания» — это упражнение лучше выполнять в положении лежа и на вдохе – таким образом, в легких не должно оставаться свободной (неизрасходованной) энергии. Лежа на спине и расслабившись, начинайте делать полное дыхание. Затем на вдохе задержите дыхание на как можно длительное время, пока терпится. После мощно выдохните воздух через раскрытый рот. Еще наши предки отмечали, что при длительной задержке дыхания в организме человека начинается энергодефицит, во время которого происходит распад всех энергоструктур, привнесенных в тело извне, за счет которого затем и питается естественная энергосистема человека. На этом и основано лечебное воздействие задержки дыхания.

«Дыхание всем телом». В этом упражнении участвует все тело, и особенно кожа человека, через которую поступает наибольшее количество энергий извне. Энергию человеческое тело может набирать разными участками, поэтому методика упражнения основывается на том, чтобы каждый вдох мысленно направлять на определенный участок тела, акцентируя на нем внимание именно на момент вдоха.

«Очистительное дыхание». Как правило, этим дыханием и заканчиваются все оздоровительные процедуры, основанные на дыхании. На вдохе выполните «полное дыхание», задержите его не несколько секунд, а затем рывками (толчками) выдыхайте воздух через рот до полного опустошения легких. Такое упражнение максимально очищает энерго-структуру вашего тела от чужеродных или неблагоприятных контактов.

«Дыхание, улучшающее работу памяти». Стоя с ровной спиной, нагните голову и начинайте медленно втягивать носом воздух. Затем, поднимите голову вверх, и с открытыми глазами задержите дыхание на 8-10 секунд. После снова наклоните голову, сложите губы трубочкой, и медленно выдыхайте до самого конца. Упражнение нужно повторить 4 раза (4 вдоха и 4 выдоха). Выполнения такого упражнения достаточно 1 раз в день на протяжении 20 дней. Память будет просто прекрасной!

«Воздух для закаливания». Наши предки использовали всегда и в полной мере. Ведь такое действие действительно стимулирует все защитные силы организма, лечит и предотвращает заболевания дыхательной и сердечно-сосудистой системы. Воздушные ванны до сих пор считают самым лучшим оздоровительным и профилактическим средством, и особенно ванны, принимаемые на рассвете, когда солнце пронизывает весь воздух ультрафиолетом и насыщает организм жизненной энергией.

rusichi.info

Дыхательная гимнастика

 

                                                                февраль 2016

«Дыхательная гимнастика в коррекционной деятельности

учителя-логопеда»

                                                                  Подготовила: учитель-логопед  Хакимова А.Р.

                                                        МДОУ детский –сад  №1«Соловушка» комбинированного вида                                                                                    Павловского-Посада муниципального района.

               

Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди разнообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. К сожалению, двигательная активность дошкольников уменьшается из-за амбиции родителей, чрезмерно увлекающихся интеллектуальным развитием своих детей. Кроме того, современные дошкольники большое количество времени проводят у телевизора. Обеспечить рациональным уровнем двигательной активности детей, можно путём совершенствования двигательного режима в дошкольном учреждении, который будет способствовать воспитанию здорового ребёнка и его разностороннему развитию

 

Проблема укрепления здоровья детей рассматривается в исследованиях многих учёных классиков и современных педагогов. Существуют различные методические рекомендации по использованию оздоровительных технологий. Внедрение здоровьесберегающих технологий в деятельности образовательных учреждений требует новых нестандартных подходов к оздоровлению детей, так как прежние формы и методы не могут в должной мере противостоять ухудшению здоровья подрастающего поколения. Приходя в детский сад, большинство детей уже имеют целый букет заболеваний, и чаще всего это заболевания опорно-двигательного аппарата либо предрасположенность к частым простудным заболеваниям.

 

Многие современные методы снижения заболеваемости детей дают хорошие результаты, но требуют материальных затрат, иногда значительных, как для приобретения оборудования, так и для введения новых специалистов в штатное расписание. Для работы по некоторым методикам необходимо отдельное помещение и дополнительное время. И то и другое не всегда возможно. По этим и многим другим параметрам дыхательная гимнастика вне конкуренции она подходит как для снижения риска заболеваемости, так и для укрепления здоровья. Эта гимнастика универсальна. Она может быть лечебной и профилактической, оздоровительной и развивающей, восстанавливающей силы и улучшающей настроение. Она не имеет противопоказаний и очень результативна.

 

Один из лучших специалистов Москвы по реабилитации больных, врач высшей категории Зинаида Петровна Мелихова говорит: «Для дыхательной гимнастики нужен один квадратный метр комнаты и открытая форточка. Через 10 минут после начала занятий появляется совершенно другое самочувствие: бодрость, лёгкость во всём теле, прекрасное настроение, то есть в минимальный срок – максимальный результат»

  • Дыхательная гимнастика - один из способов двигательной активности, а также один из способов профилактики простудных заболеваний. Под дыхательной гимнастикой мы понимаем комплекс упражнений, направленных на развитие правильного физиологического и речевого дыхания.
  • Важной частью развития здорового человека является дыхание. К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи) .Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а так же очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.

 

  • Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих. и распираторным вирусным заболеваниям.
  • Данные статистики показывают, что дети дошкольного возраста наиболее часто подвержены острым распираторным вирусным заболеваниям, ангинам, ринитам, что указывает на то, что органы дыхания уязвимы, сопротивляемость к вирусам минимальна. Все педагоги хорошо знают, если что- то не получается, следует уделять данной проблеме больше внимания. В связи с этим дыхательная гимнастика является наиболее продуктивным методом.
  • Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, а также способствуют профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания как ринит, фарингит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды, полипы носовой полости часто являются причиной звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.
  • Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.
  • Правильное речевое дыхание - основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

Основные виды дыхательной гимнастики, которые наиболее часто применяются в дошкольной педагогике.

 

 

Дыхательная гимнастика по методу Александры Николаевны Стрельниковой.

 

Данная дыхательная гимнастика была разработана для восстановления и расширения диапазона голоса у профессиональных певцов на рубеже 30—40х годов. Её авторы Александра Николаевна Стрельникова и её мать, А. С. Стрельникова, - фактически случайно обнаружили, что гимнастика восстанавливает голос (А. Н. Стрельникова была певицей и потеряла голос).

Описал и систематизировал дыхательную гимнастику руководитель Центра дыхательной гимнастики Михаил Николаевич Щетинин в 1999году.

 

Дыхательная релаксация Михаила Львовича Лазарева. Полное дыхание – дыхание йогов – его основа правильное дыхание.

 

Более всего подойдет дошкольникам звуковая дыхательная гимнастика, когда вместе с дыхательными упражнениями происходит произнесение различных звуков. Эти упражнения оказывают положительное воздействие как на весь организм в целом, так и на отдельные его системы. Так, например, произнесение звука «а» стимулирует работу легких, трахеи и гортани. Произнесение звука «и» очищает сосуды мозга, ушей, глаз, улучшает слух и стимулирует работу щитовидной железы. Произнесение звука «э» способствует усвоению железа.

 

 

 

Основные правила проведения дыхательной гимнастики:

 

  1. Вдох, носом, рот закрыт.

 

  1. Дышать медленно для насыщения организма кислородом.

 

  1. Концентрировать внимание на выполнении упражнения.

 

  1. Дышать с удовольствием: положительные эмоции сами по себе дают значительный оздоровительный эффект.

 

Для проведения дыхательной гимнастики возможно использование различных приспособлений: свистков, воздушных шариков, трубочек для коктейля, мыльных пузырей, можно дуть на одуванчики, сдувать пёрышки с ладошки.

 

В своей практике я очень результативно применяла игровую гимнастику.

 

При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать следующие требования:

 

  • Выполнять упражнения по 3 – 6 минут, в зависимости от возраста детей;

 

  • Проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;

 

  • Заниматься до еды;

 

  • Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;

 

  • Дозировать количество и темп проведения упражнений;

 

  • Вдыхать воздух через нос, выдыхать через рот;

 

  • В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;

 

  • После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 секунды.

В рамках моей профессиональной деятельности дыхательная гимнастика является одним из основных компонентов необходимых при коррекционной работе с детьми, имеющие нарушения звукопроизношения.

Среди различных методик моё внимание привлекла система дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. По мнению ведущих специалистов,  данная гимнастика как нельзя лучше подходит при работе по устранению речевых нарушений. С чем же связан такой необычайный эффект достаточно простых упражнений?       

  • Во-первых, короткие шумные вдохи, которые лежат в основе гимнастики, существенно улучшают носовое дыхание, тренируют всю дыхательную мускулатуру, укрепляя её.
  • Во-вторых, количество кислорода в артериальной крови резко увеличивается, кора головного мозга насыщается кислородом, вследствие чего улучшается работа всех центров, происходит саморегуляции обменных процессов.
  • В-третьих, при выполнении дыхательной гимнастики активно работает диафрагма и происходит диафрагменный массаж всех органов брюшной полости.
  • В-четвёртых, улучшается работа лимфатической системы, а значит, укрепляется иммунитет.

 

Место дыхательной гимнастики в режиме дня.

 

Гимнастику А. Н. Стрельниковой рекомендуется применять в разные режимные моменты. . В группах использую элементы дыхательной гимнастики в вступительной части фронтальных и индивидуальных занятиях, на физкультминутках

 На прогулке дыхательная гимнастика проводится при температуре воздуха выше 10-12 градусов тепла без резких порывов ветра. Гимнастика Стрельниковой может выполняться не только в спортивной, но и в повседневной одежде, если условия позволяют – лучше без обуви.

 При выполнении упражнений необходимо сосредоточиться на вдохе (он выполняется с сомкнутыми губами) и не обращать внимания на выдох – он должен происходить естественно!

Следует уделять внимание активному вдоху носом и пассивному выдоху ртом. Каждую последующую неделю можно осваивать по одному новому упражнению. Легче начинать с 4 вдохов–движений 4 серии, т. е. 16 движений вдохов, отдыхая 3-5 секунд после каждых 4 вдохов-движений. Если появляется выраженное головокружение, то гимнастику надо делать сидя, с перерывами до 5-10 секунд.

 

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой

 

Размышляя о природе здоровья, древнегреческий врач и естествоиспытатель Гиппократ писал в «Книге о ветрах»: «Болезни едва ли могут происходить из другого источника, кроме воздуха, когда он в большем или меньшем количестве, или более сгущённый, или пропитанный болезнетворными миазмами входит в тело… » Однако предположения о взаимосвязи дыхания и здоровья выдвигались задолго появления трудов греческого мудреца. И здесь нельзя не упомянуть пионера дыхательной гимнастики Гермеса Трисмегиста. Системе физиологически обоснованных и высокоэффективных дыхательных упражнений Гермеса Трисмегиста – более двух тысячелетий!

 

Мы говорим «утро дышит прохладой», «вздохнула земля», «божественное дыхание ветерка», - вся наша планета дышит и развивается как живой организм.

 

Дыхание – основа всего живого. Общеизвестно, что биологическая потребность в дыхании является базисной витальной потребностью живого организма.

 

Дыхание является сложным биологическим процессом потребления кислорода из окружающей среды и выделением углекислого газа.

 

С медицинской точки зрения этот аспект нормальной жизнедеятельности человека разработан достаточно хорошо, философские и психологические составляющие находятся на этапе дальнейших разработок. Однако педагогический компонент исследования речевого дыхания недостаточно изучен.

 

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависит от цели и условия общения.

Сейчас все чаще и чаще обращаются за помощью к дыхательным гимнастикам с целью излечения от разных недугов.

А. Н. Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют потому, что болеют, а болеют потому, что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».

Гимнастика А. Н. Стрельниковой нормализует волнение, давление и температуру, помогает в лечении гипертонии, избавлении от сутулости, ликвидирует ночное недержание мочи; используется при лечении заикания.

Заикание занимает совершенно особое место среди речевых расстройств, и именно с ним, точнее, с беспрецедентно большим процентом излечения этого недуга прочно ассоциируется гимнастика Стрельниковой.

Гимнастику Стрельниковой нередко называют парадоксальной. Сама Александра Николаевна неоднократно повторяла: «Да, наша гимнастика парадоксальна, потому что вдох мы делаем в момент движений, сжимающих грудную клетку! »

Вдох – это жизнь, вдох – это самый главный элемент парадоксальной дыхательной гимнастики Стрельниковой, своеобразный краеугольный камень, на котором стоит весь комплекс упражнений.

В литературе встречаются и другие нетрадиционные методы лечения: гимнастикой йогов, дыханием «по-Бутейко», гимнастикой Цигун, методом Су-Джок, лаосской дыхательной системой. В каждом из них есть свое рациональное звено. Но они все требуют от человека максимальных энергетических затрат, а некоторые даже перестройки всего образа жизни и рассчитаны на годы напряженной тренировки.

Итак, дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой не требует больших помещений и энергетических сил от человека, легка в освоении и используется в лечении заикания, ФФНР, ЗПРР.   Поэтому проблема  адаптации данной дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста приобретает актуальность в современной действительности.

Именно поэтому я решила использовать методику дыхательных упражнений А. Н. Стрельниковой в системе реабилитации заикания у детей.  Упражнения, предложенные А. Н. Стрельниковой, сложны в использовании с детьми дошкольного возраста.

Поэтому я решила адаптировать эти упражнения, используя ритмизированную речь. Данная форма речи доступна, понятна детям дошкольного возраста, а, главное, является одним из приемов коррекции заикания, ФФНР, ЗПРР.

Дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой я начала использовать с детьми старшей группы.   Результатом этого стало:

 

  • повысилась мотивация к занятиям;
  • снизился уровень общей заболеваемости;
  • повысился уровень продуктивности по коррекции заикания, ФФНР, ЗПРР.

 

Поэтому я стала включать упражнения по технике активного вдоха и в занятия с детьми старшего дошкольного возраста.

 

 

 

Правило первое

Постарайтесь вложить как можно больше эмоций во вдох. Стремитесь к тому, чтобы он был естественным: максимально активным, коротким, как укол, яростным, и резким до грубости. Чтобы понять, как совместить все эти требования в рутинном дыхательном движении, воспользуемся советом Александры Николаевны. Она считала, что сторонники объемного, затянутого вдоха пребывают в величайшем заблуждении относительно его безвредности для здоровья. Вспомните, говорила Александра Николаевна, как принюхиваемся все мы, когда в воздухе пахнет гарью. Какова наша реакция на опасность? Вспомнили! Наши предки использовали обоняние для защиты от врагов, а современный человек использует доставшуюся от предков способность воспринимать и различать запахи для защиты собственного здоровья. Выполняя упражнения, думайте только о вдохе и никогда не стесняйтесь шумных звуков, которые производятся при такого рода энергичном дыхании.

Ваш вдох должен быть непродолжительным и заинтересованным! При этом нужно – представить себе, что от интенсивности и качества вдоха зависит не только ваша жизнь, но и жизнь тех, кого вы приручили и обязаны защищать. Согласитесь, ничего трудного в такой модели вдоха нет. Просто требуется время, чтобы осознать все рекомендации А. Н. Стрельниковой, и начать правильно дышать.

«Гарью пахнет! Тревога! » И резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте воздух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше.

Самая грубая ошибка – тянуть вдох, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе. Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому, не стесняясь, яростно, до грубости, нюхайте воздух.

 

Правило второе

Движение, движение и еще раз – движение! Выполняя упражнения, соблюдайте одновременность вдохов и движений и ни в коем случае не контролируйте выдох – пусть он будет произвольным, однако лучше всего выдыхать ртом.

Обратите особое внимание на то, что вдох следует делать или в момент выполнения движения, или в момент максимального сжатия грудной клетки.

Выдох – результат вдоха.

Не мешайте выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно – но лучше ртом, чем носом. Не помогайте ему. Думайте только: «Гарью пахнет! Тревога! » И следите за тем только, чтобы вдох шел одновременно с движением. Выдох уйдет самопроизвольно. Во время гимнастики рот должен быть слегка приоткрыт. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно-равнодушным. Играйте в дикаря, как играют дети, и все получится. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий.

 

Правило третье

Думаю, что каждый из нас, если и не накачивал автомобильную камеру, то прекрасно представляет себе, как происходит процесс. Третья особенность и третье правило дыхательной гимнастики Стрельниковой заключается в том, что вдохи необходимо повторять так, как будто вы накачиваете камеру или надуваете воздушный шар. Нетрудно заметить, что, действуя по принципу «пассивный вдох – активный выдох», вам ни за что не удастся надуть шар, вернее, наполнить воздухом дыхательные пути  легких.

Делаем вдохи на счет «2», «4», «8», «16», «32»., то есть, вдыхаем сериями: два, четыре, восемь и т. д. раз подряд (при этом важно соблюдать следующий темп дыхания: 60-72 вдоха/мин.) . Пауза между сериями вдохов составляет 2-3 секунды. Продолжительность интервалов между выдохами должна быть несколько большей, поскольку выдохам мы не «помогали», и воздух уходил произвольно.

Следите за тем, чтобы вдох был несколько громче выдоха. Естественно, что для детей достаточно 8-16 серий.

Правило четвертое

А. Н. Стрельникова особо подчеркивала важность соблюдения этого правила для всех, кто решил заняться оздоровлением по ее методике.

 

Какое количество вдохов рекомендуется делать подряд? Этот вопрос решается индивидуально, однако можно делать именно столько вдохов, сколько даются вам без труда – свободно, комфортно и легко.

 

Хорошо, если при выполнении каждого упражнения вы будете делать 2 «подхода» по 96 вдохов. При нормальном самочувствии рекомендуется дышать сериями по восемь, шестнадцать и тридцать два вдоха из исходного положения стоя. При неудовлетворительном самочувствии и (или) болезни рекомендуется дышать сериями по два, четыре и восемь вдохов из исходного положения сидя или лежа.

 

А. Н. Стрельникова подчеркивала, что дыхательные упражнения – это борьба за крепкий и здоровый сон, и в идеальном варианте легкие нужно накачивать за час до сна.

 

Правило пятое

Если вы решили заняться дыхательной гимнастикой Стрельниковой всерьез и надолго, никогда не выполняйте упражнения мимоходом. Настройтесь на занятия, отрешитесь от проблем, мешающих занятиям, сконцентрируйтесь и вслушайтесь в себя. И тогда вы услышите собственное дыхание и сразу же поймете, что делаете правильно, а что – неправильно.

А. Н. Стрельникова   считала, что гимнастикой нужно заниматься независимо от самочувствия, более того, чем оно хуже, тем чаще следует выполнять дыхательные упражнения, правда, следует чаще отдыхать.

  1. Разминка

Помните о вдохе! Нюхайте воздух!

Учимся в игре! Представьте себе, что вы остановились на ночлег в дремучем лесу, и вдруг откуда-то потянуло гарью, и вы яростно внюхиваетесь в воздух, чтобы определить, с какой стороны подстерегает вас опасность. Никакие упражнения не вернут вашим ноздрям естественной подвижности, свойственной первобытному охотнику и утраченной человеком городским за ненадобностью, однако стремиться к этому нужно.

Дети дошкольного возраста выполняют разминку, прослушав стихотворение:

 

Мы сегодня так играем –

Нюхать воздух начинаем.

Чем же пахнет? Не понять –

Нужно носиком вдыхать.

Вдох –вдох –вдох -вдох.

Гарью пахнет – ох-ох!

  1. «Шаги»

Примите исходное положение: ноги на ширине плеч, руки по швам, плечи прямые, мышцы спины расслаблены. Начинайте дышать, - взволнованно, заинтересованно, активно! Вдохи шумные – такие, чтобы было слышно на весь дом! – короткие, как молниеносный укол рапиры. Делайте носом втягивающие дыхательные движения. Не стесняйтесь шмыганья! Крылья носа не расширяются, а наоборот – сужаются. Убедитесь в том, что ноздри не неподвижны, а понемногу начинают «слушаться» вас.

Освоив этот способ дыхания – возможно, непривычный для подавляющего большинства – переходите к дыханию в движении. Начинаем ходьбу на месте! Чтобы «прочувствовать» дыхательную гимнастику Стрельниковой, делайте вдох на каждый шаг. Шаг левой – вдох. Шаг правой  – вдох. Левой, правой … вдох, вдох. «А когда же выдыхать? » - спросите вы. «Отработанный воздух выйдет сам – без вашего участия. Не думайте о выдохе!

Такое дыхание в движении – еще одна отличительная черта гимнастики Александры Николаевны (вспомните: в любом другом гимнастическом комплексе упражнения выполняются на счет «раз-два», читай, «вдох-выдох») .

Шаги-вдохи по Стрельниковой можно делать на месте, при ходьбе по комнате, если позволяет метраж, или даже переступая с левой ноги на правую – вперед-назад, вперед-назад. Главное, чтобы ваши движения были ритмичными и частыми.

Научить детей дошкольного возраста выполнять это упражнение можно с помощью следующего стихотворения:

 

Аты - баты, аты -баты.

А сегодня мы солдаты.

Левой-правой мы шагаем.

Быстро воздух мы вдыхаем.

 

 

.3. «Ладошки. Исходное положение: встать прямо ладошки «зрителю», при этом локти опустить,

показать руки.  Тела не уводить – поза экстрасенса Делайте короткий, шумный, активный  вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки {хватательное движение).                                                                                                            

Сразу же после активного вдоха выдох  уходит свободно и легко через нос или                                                                                                                            через рот. В это время кулачки разжимаем.

Опять «шмыгнули» носом (звучно, на всю комнату) и одновременно сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулаки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаем, кисти рук на мгновение расслабляем.Не следует растопыривать пальцы при выдохе. Они так же свободно расслабляются после сжатия, как и выдох уходит абсолютно свободно после каждого вдоха.

 

 

 

 

                                                             

 

В нашей дыхательной гимнастике очень важно научиться, не думать о выдохе! Активен только вдох, выдох пассивен. Не задерживайте воздух в груди и не выталкивайте его. Не мешайте организму выпустить «отработанный» воздух.

Сделав 4 коротких шумных вдоха носом и, соответственно, 4 пассивных выдоха, сделайте паузу – отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 шумных вдоха-выдоха.

 

Дети могут поиграть в игру «Кошка ловит мышку».

 

Подражать мы будем кошке

В кулачки сожмем ладошки.

Запах мышки мы узнаем –

Делать вдох не забываем.

Коготки мы выпускаем –

Мышку быстро мы поймаем!

 

  1. «Повороты» Повороты и наклоны головы

 

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Справа потянуло гарью! Поворачиваем голову вправо и делаем короткий шумный вдох носом. Слева потянуло гарью! Поворачиваем голову влево и также делаем короткий и максимально шумный вдох.

 

Внимание! Вдох и поворот выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте) .

 

Мышцы шеи расслаблены, влево и вправо поворачивается только голова, но не плечи. Не разрывайте целостность упражнения: соблюдайте одновременность вдохов и поворотов головы вправо-влево, не останавливайте голову посредине движения, не затягивайте вдох, не думайте о выдохе – легкие «разгрузятся» самостоятельно, при этом лучше всего выдыхать ртом.

 

Вы должны сделать не менее 96 движений-вдохов за один урок. Начните с четырех движений-вдохов подряд, постепенно увеличивая норму до восьми, шестнадцати, тридцати двух, делая, соответственно, 24 подхода по 4 вдоха, 12 по 8, затем 6 по 16 и 3 по 32.

Обучать детей данному упражнению можно, играя в «Любопытную Варвару».

 

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

Чем же пахнет – не понять,

Нужно носиком вдыхать.

 

Дыхательная гимнастика А.  Н.  Стрельниковой

  1. «Ушки»

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, руки опущены, глаза смотрят вперед. Поочередно наклоняйте вначале к левому, потом – к правому плечам, как если бы вы хотели с укоризной сказать кому-то: «Ай-ай-ай! Как не стыдно! ».

 

Вдох и наклон выполняются в маршевом ритме

(иди в размеренном ритме ходьбы на месте) .

 

Короткий и шумный вдох носом производится одновременно с каждым покачиванием головой. Выполняя упражнение, следите за тем, чтобы плечи оставались неподвижными. Не разрывайте целостность упражнения: соблюдайте одновременность вдохов и наклонов влево -вправо, не останавливайте голову посредине движения, не затягивайте вдох, не думайте о выдохе – легкие «разгрузятся» самостоятельно, при этом лучше всего выдыхать ртом.

Вы должны сделать не менее 96 движений-вдохов за один урок.

Детям дошкольного возраста освоение этого упражнения предлагается в виде игры в «Старшего брата».

 

Головою покачаем –

Влево -вправо наклоняем.

Будто говорим братишке –

«Ай-ай-ай, как не стыдно!

Ты зачем порвал все книжки? »

Плечи мы не поднимаем –

Воздух носиком вдыхаем.

 

  1. «Малый маятник

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Снизу потянуло гарью! Наклоняем голову вниз и делаем короткий шумный вдох носом. Сверху потянуло гарью! Поднимаем голову вверх и также делаем короткий и максимально шумный вдох.

 

Вдох и наклон (подъем головы вверх) выполняются в маршевом ритме или в размеренном ритме ходьбы на месте.

Мышцы шеи расслаблены, вверх-вниз поднимается и опускается одна только голова, но не плечи. Не разрывайте целостность упражнения: соблюдайте одновременность вдохов и наклонов-подъемов головы вниз -вверх, не останавливайте голову посредине движения, не затягивайте вдох, не думайте о выдохе – легкие «разгрузятся» самостоятельно, при этом лучше всего выдыхать ртом.

Вы должны сделать не менее 96 движений-вдохов за один урок. Начните с четырех движений-вдохов подряд, постепенно увеличивая норму до восьми, шестнадцати, тридцати двух, делая, соответственно, 24 подхода по 4 вдоха, 12 по 8, затем 6 по 16 и 3 по 32.

Для детей дошкольного возраста это упражнение предлагается в виде игры «Сад-огород».

 

Собирайся народ,

Поиграем в «Сад-огород»!

Вверх мы голову поднимем –

Фрукты спелые увидим.

Пахнет грушей очень вкусно.

А внизу растет капуста.

Апельсин на ветке близко –

А внизу растет редиска.

Африканский фрукт – банан,

Овощ синий – баклажан,

От лимона – аромат,

Нюхать лук не каждый рад.

 

 

  1. «Кошка» Главные движения

 

Примите исходное положение: ноги на ширине плеч или чуть уже ширины плеч, спина прямая, руки опущены. Всем знакомы нацеленные, осторожные, крадущиеся движения кошки, охотящейся на воробья. Нечто похожее предстоит проделать и вам! Добыча справа! Слегка приседаем, сгибаем руки в локтях, слегка касаясь ими туловища, расслабляем кисти и поворачиваемся вправо, перенося тяжесть тела на правую ногу и делая хватательные движения обеими кистями на уровне пояса. Ловим воробья! Одновременно с движением коротко и шумно вдыхаем носом. Добыча слева! Слегка приседаем, сгибаем руки в локтях, слегка касаясь ими туловища, расслабляем кисти и поворачиваемся влево, перенося тяжесть тела на левую ногу и делая хватательные движения обеими кистями на уровне пояса. Ловим еще одного воробья! Одновременно с движением коротко и шумно вдыхаем носом. Не думайте о выдохе! Он происходит непроизвольно между вдохами – без вашего «участия»! Следите за тем, чтобы приседание 6ыло легким, пружинистым и неглубоким. Спина абсолютно прямая, повороты выполняются только в талии.

 

Вдох и поворот выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте) .

Вы должны сделать не менее 96 движений-вдохов за один урок. Начните с четырех движений-вдохов подряд, постепенно увеличивая норму до восьми, шестнадцати, тридцати двух, делая, соответственно, 24 подхода по 4 вдоха, 12 по 8, затем 6 по  16 и 3 по 32. А. Н. Стрельникова рекомендовала выполнять две «сотни» движений (можно и больше) .

Категорически не рекомендуется делать энергичные повороты и приседания при травмах нижних конечностей, при артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении, а также при остеохондрозе шейно-грудного отдела позвоночника. Внимание! При любых травмах позвоночника обязательно проконсультируйтесь у хирурга!

При плохом самочувствии упражнение «Кошка» рекомендуется выполнять сидя. Норма движений-вдохов: 24 подхода – 4 вдоха.

Дети выполняют упражнение, играя в «кошку и воробья».

 

Вышла кошка на охоту –

Воробьев поймать охота.

Носом чует запах дичи –

Вправо смотрит – нет добычи,

 

Влево смотрит – видит их

И хватает в тот же миг.

Подражая этой кошке –

В кулачки сожмем ладошки,

Влево - вправо приседаем –

Запах «воробья» вдыхаем.

 

  1. «Погончики»

Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как 6ы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются.

 

Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну, тянутся к полу, пальцы рук широко растопыриваются.

На выдохе вернитесь в исходное положение: кисти рук снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки – выдох ушел.

Делая следующий шумный короткий вдох, снова резко с силой толкните кулаки к полу, а затем вернитесь в исходное положение – выдох уходит самостоятельно через нос или через рот.

Если при выдохе вы выпускаете (именно выпускаете, а не выталкиваете) воздух через рот, то рот широко не открывайте. При выдохе губы слегка разжимаются (в момент вдоха они слегка сжаты) – воздух уходит абсолютно пассивно.

Для детей упражнение выполняется в сопровождении стиха:

 

Руки в кулачки сжимаем –

Теперь руки вниз толкаем –

Кулачки тут разжимаем –

Воздух носиком вдыхаем.

  1. «Насос»

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, руки опущены, но не по швам, а немного перед собой. У вас авария – спустила шина! Нужно взять в руки «рукоятку насоса» - ей может быть свернутая трубочкой газета или палочка – как можно быстрее накачать шину и ехать дальше. Начинайте частые и ритмичные наклоны туловища вперед. Поршень вашего насоса хорошо смазан – руки свободно и легко опускаются к полу, но не касаются его. Не затягивайте вдох! Вдыхайте носом в конечной фазе наклона: закончился наклон туловища – закончился вдох! Вдох – максимально шумный и короткий, как укол рапириста. Соблюдайте одновременность наклонов и вдохов и не думайте о выдохе. Выдох пассивный – ртом. Разогнувшись, не поднимайте голову вверх: фиксируйте глазами воображаемую спущенную шину, лежащую на полу!

Вдох и наклон выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте) .

Вы должны сделать не менее 96 движений-вдохов за один урок. Начните с четырех движений-вдохов подряд, постепенно увеличивая норму до восьми, шестнадцати, тридцати двух, делая, соответственно, 24 подхода по 4 вдоха, 12 по 8, затем 6 по 16 и 3 по 32. Александра Николаевна особо выделяла это упражнение и рекомендовала не ограничиваться «сотней» движений, а делать 3, 4 и даже 5 подходов по 96 вдохов-наклонов за один урок.

При плохом самочувствии упражнение «Насос» можно выполнять н сидя – без наклона, а только с обозначением движения, но с коротким и шумным вдохом. Норма движений-вдохов – 24 подхода   4 вдоха.

 

Детям предлагается взять в руки карандаш, как рукоятку насоса, и накачивать шину автомобиля.

 

Едем, едем мы домой.

На машине легковой.

Въехали на горку – стоп!

Колесо спустило – хлоп!

Из багажника насос достанем –

Шину быстро накачаем!

Воздух мы внизу вдыхаем

Голову не поднимаем!

 

 

 

  1. «Обними плечи»

Примите исходное положение: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Разверните кисти обеих рук ладонями к себе и зафиксируйте их перед грудью, немного ниже шеи. Начинайте движение, бросая руки навстречу друг другу, при этом левая рука «обнимает» правое плечо, а правая – левую подмышку.

 

Следите за тем, чтобы руки шли параллельно друг другу. Вдыхайте носом в тот момент, когда руки сходятся наиболее тесно: закончилось «объятие» - закончился вдох. Вдох – максимально шумный и короткий, как укол рапириста. Не отводите руки далеко от туловища и ни в коем случае не разгибайте локти. Соблюдайте одновременность наклонов и «объятий» и не думайте о выдохе. Выдох пассивный – ртом. А. Н. Стрельникова рекомендовала сопровождать выполнение движения мысленной установкой: «3ажимаю там, где болезнь расширила! ».

Вдох и движение рук выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте) .

Вы должны сделать не менее 96 движений-вдохов за один урок.

Для детей – в сопровождении стихотворения:

 

Ой, ребята, замерзаем –

Плечи дружно обнимаем!

Зиму радостно встречаем –

Свежий воздух мы вдыхаем.

 

 

  1. «Большой маятник»

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, руки опущены, спина прямая. Приступайте к наклонам туловища вперед. Руки тянутся к полу, но не касаются его. Не затягивайте вдох! Вдыхайте носом в конечной фазе наклона: закончился наклон туловища – закончился вдох.   Вдох – максимально шумный и короткий, как укол рапириста. Соблюдайте одновременность наклонов и вдохов и не думайте о выдохе. Выдох пассивный – ртом. Не останавливая движение, прогнитесь в пояснице, слегка откидываясь назад и обнимая обеими руками плечи. Вдох носом в тот самый момент, когда руки сходятся наиболее тесно. Выдох пассивный.

Нетрудно заметить, что это сложное движение распадается на два уже освоенных вами упражнения («Насос» и «Обними плечи») и действительно напоминает маятник: вперед-назад, «Насос» - «0бними плечи».

Вдох и движения выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте).

Вы должны сделать не менее 96 движений-вдохов за один урок.

В связи с тем, что в этом упражнении происходит соединение двух упражнений, то и стихотворные тексты тоже соединяются – дети накачивают шину, а разгибаясь – обнимают плечи – показывают, как замерзли.

 

Шину стали мы качать.

Стали руки замерзать.

Раз – качаем,

Два – мы плечи обнимаем.

 

 

Вот несколько основных упражнений, которые я использую в своей работе. Думаю, вам пригодится.

 

                                         

Таким образом, дыхательная гимнастика является одним из самых доступных видов двигательной активности и выступает как развивающее, корректирующее и профилактическое мероприятие, направленное на оздоровление и укрепление организма ребёнка в целом, что является неотъемлемой частью его гармоничного развития.

 

 

 

 

Литература

1.Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – М. : Метафора. – 2004.

 

  1. Л. И., Дьякова Е. А. Заикание. – М. : В. Секачев. – 1998.

 

3..Морозова Н.Ю.   Как преодолеть заикание. - Эксмо-пресс. – 2002.

 

  1. Выгодская И. Г., Пеллингер Е. Л, Успенская Л. П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. – М. : Просвещение. – 1993.

 

5.Лавров Н. Н. Дыхание по Стрельниковой. – Ростов-на-Дону. – Феникс. – 2003.

 

6.Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах. – С-Пб. : Союз. – 2001.

 

7.Козлянинова И. П., Чарели Э. М. Тайны нашего голоса. – Екатеринбург. – 1992.

 

8.Одинцова Т. С. Заикание у детей. – Ростов-на-Дону. – Феникс. – 2000.

 

9.Селиверстов В. И. Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. – М. : Владос. - 1994.

 

 

 

hakimovaar-ppds1.edumsko.ru

Гимнастика Стрельниковой - 11 дыхательных упражнений

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой основана на упражнениях, где вдохи нужно делать в конце движения, когда грудная клетка сжата. Методику придумала мать, дававшая урок

Стрельникова – дыхательная гимнастика – суть и преимущества

Однажды, при очередном сердечном приступе, Александра Стрельникова попробовала дышать так, как её научила мать, и удушье постепенно отступило. С того времени она начала постоянно выполнять дыхательные упражнения, и не знала никаких проблем со здоровьем. У Стрельниковых занимались многие известные певцы и актеры, методика была столь впечатляющей, что Александра подала документы, и получила патент на свою дыхательную гимнастику.

  • Гимнастика Стрельниковой активизирует всю иммунную систему организма.

Упражнения изначально помогали восстановлению голоса, позже Стрельниковой удалось излечить от бронхиальной астмы своего ученика и последователя Михаила Щетинина. Врачи не имеют однозначного мнения, но считают методику эффективном средством при лечении заболеваний дыхательной, нервной и сердечно-сосудистой систем.

Преимущества метода:

  • Сочетание с циклическими упражнениями (бег, плавание, ходьба).
  • Восстановление больных органов.
  • Профилактика болезней.
  • Положительное влияние на весь организм.
  • Отсутствие особых условий для занятий.
  • Увеличение объема легких.
  • Доступность для взрослых и детей.

Метод называют парадоксальным, ведь во время вдоха грудная клетка находится в сжатом состоянии, а не в расширенном. Тем не менее, упражнения не вызывают усталости, вентиляция легких возрастает в 5 раз. Дыхание производится во время движения, восстанавливается весь энергетический баланс человеческого организма.

Показания и противопоказания методики

Методика положительно действует на все обменные функции организма, кровоснабжение органов и систем, помогает восстановить нарушенное дыхание и укрепить сосуды.

Рекомендуется при таких показаниях:

  • хронические депрессии;
  • невротические состояния;
  • период беременности;
  •  воспаления легких и бронхов, астмы;
  •  сердечные заболевания;
  • гипертонические болезни;
  • вегетососудистые дистонии;
  • перенесенные инфаркты и нарушения ритма сердца;
  •  постинсультные состояния, головные боли и эпилептические недуги; нарушения работы щитовидной железы и диабет;
  •  вирусные, воспалительные и кожные болезни;
  • импотенция;
  • лишний вес и курение.

Гимнастикой можно заниматься параллельно с применением лекарственных препаратов, здоровые люди выполняют упражнения для профилактики.

Противопоказана гимнастика Стрельниковой в случаях:

  • острых состояний с повышенной температурой;
  • тяжелых патологий;
  • острых тромбофлебитов.

В любой ситуации без предварительной консультации с врачом не стоит самостоятельно назначать себе этот комплекс.

Дыхательные упражнения Стрельниковой

Приступать к тренировкам нужно с начальных 3-х упражнений, дважды в день, прибавляя ежедневно по упражнению. Время отдыха между движениями поначалу увеличивать до десяти секунд, вместо трех-пяти.

  • Главная особенность метода – сильный и резкий вдох носом.

Выдыхать нужно произвольно, лучше через рот. Частота движений – 100-120 раз в минуту. Не тратьте на занятие больше, чем полчаса. Стрельникова рекомендует заниматься на протяжении всей жизни, раз в день. Движения со 2-го по 10-е выполняются в 12 подходов по 8 вдохов (12 х 8).

 

№1–Ладошки

Встаете прямо, сгибаете руки в локтях, ладонями вперед. Выполняете ритмичные вдохи носом (4 подряд), сжимая ладони в кулак. Опускаете руки, отдыхаете 4 сек. Выдыхаете свободно ртом. 24 подхода в любой позе (лежа, стоя или сидя). При трудностях увеличиваете отдых до 10 сек.

№2 – Погончики

Стоите прямо, руки прижимаете к животу, сжав кулаки. Вдыхая, резко толкаете кулаки вниз, напрягая плечи. Возвращаете руки назад до уровня пояса, расслабляете плечи на выдохе. 8 вдохов – пауза 4 сек. (12 х 8).

№3 – Насос

Стойка прямо, ноги на расстоянии уже плеч, руки опущены вдоль тела. Исполняете маленький наклон вперед (спина округленная, голова опущена), тянете руки к полу, не доставая его. Вдох одновременно с наклоном. Затем выдыхаете, выпрямляясь не до конца. Темп наклонов – от 100 в минуту. (12 х 8). При последствиях травм головы или спины наклоняетесь не сильно.

№4–Кошка

Встаете прямо, ноги на расстоянии уже плеч. Чуть-чуть присядьте, поворачиваясь вправо и выполняя резкий вдох. Возвращаетесь в первоначальное положение. Повторяете движение влево. Колени слегка согнуты, руки выполняют хватающие движения. Спину держите прямо, поворачиваетесь в талии. (12 х 8).№5 – Обнять плечи

В положении стоя сгибаете руки в локтях и поднимаете на уровень плеч. Выполняете резкий вдох, обнимая себя за плечи, не скрещивая руки. (12 х 8). Если тяжело, исполняете по 4 движения.№6–Большой маятник

Стоите прямо, ноги расставлены уже плеч. Наклоняетесь вперед, потянув руки к полу и выполняя вдох. Затем возвращаетесь назад, обнимаете руками плечи и снова вдыхаете. (12 х 8). Возможно исполнение сидя. При болезнях позвоночника назад нельзя прогибаться.

  • Осилив первые шесть упражнений, приступать к оставшимся, добавляя по одному в день.

№7 – Повороты головой

Стойка прямо, ноги уже плеч. Поворачиваете голову вправо – вдох, влево – вдох. Выдох между вдохами. (12 х 8).

№8 – Ушки

Встаете прямо, ноги уже, чем плечи. Наклоняете голову вправо, касаясь ухом плеча, – вдох, голова влево – вдох. Выдох между вдохами.(12х8).

№9 – Маятник головой

Стоите прямо, ноги уже, чем плечи. Наклоняете голову вперед, глядя в пол, – вдох, назад (глядя вверх) – вдох. Выдох между вдохами. (12 х 8).

  • При травмах головы, патологиях верхнего отдела позвоночника и эпилепсии упражнения 7-9 можно выполнять не до конца, но вдыхать резко.

№10 – Перекаты

Встаете ровно, левая нога – вперед, правая – назад. Переносите вес тела на левую ногу, правую сгибаете и ставите на носочек. Приседаете на левой ноге при сильном вдохе. Выпрямляете ногу и переносите вес на правую. Приседаете на правой ноге, вдохнув. (12 х 8).

№11 – Шаги

Шаг передний. Стойка прямо, ноги на расстоянии уже плеч. Поднимаете левую ногу, согнув ее в коленке, до живота (носок тянется вниз). Приседаете на правой ноге при шумном вдохе. Принимаете исходное положение. Повторяете с другой ногой. 8 раз по 8 вдохов. Шаг задний. Сгибаете левую ногу в колене, доставая пяткой ягодицы. Приседаете на правой ноге, сделав вдох. Повторяете другой ногой. 4 раза по 8 вдохов. При травмах конечностей, тромбофлебитах, сердечных болезнях ноги поднимаете невысоко, делаете паузу по 10 сек.

shcrb.by


Смотрите также