Дыхательная гимнастика в системе подготовительных упражнений для постановки звуков у детей. Дыхательная логопедическая гимнастика


Картотека дыхательной гимнастики для логопедов

Дыхательная гимнастика «Качели»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),Крепче ты, дружок, держись.

Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

Дыхательная гимнастика «Дровосек»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: ребёнок сидит или стоит.  «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Дыхательная гимнастика «Листопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

Дыхательная гимнастика «Гуси летят»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

Дыхательная гимнастика «Пушок»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

Дыхательная гимнастика «Жук»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

Дыхательная гимнастика «Петушок»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».

Дыхательная гимнастика «Ворона»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

Дыхательная гимнастика «Паровозик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.

Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

Дыхательная гимнастика «Часики»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.

Дыхательная гимнастика «Каша кипит»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

Дыхательная гимнастика «Насос»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Дыхательная гимнастика «Регулировщик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

Дыхательная гимнастика «Ножницы»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

Дыхательная гимнастика «Снегопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

Дыхательная гимнастика «Трубач»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.

Дыхательная гимнастика «Поединок»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.

Дыхательная гимнастика «Пружинка»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.

Дыхательная гимнастика «Кто дальше загонит шарик»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

Дыхательная гимнастика «Ветряная мельница»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

Дыхательная гимнастика «Бегемотик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через носУпражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Дыхательная гимнастика «Курочка»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.

Дыхательная гимнастика «Парящие  бабочки»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

Дыхательная гимнастика «Аист»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

Дыхательная гимнастика «В лесу»

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

Дыхательная гимнастика «Волна»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

Дыхательная гимнастика «Хомячок»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.

Дыхательная гимнастика «Лягушонок»

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.

Дыхательная гимнастика «Боевой клич индейцев» 

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче».

Дыхательная гимнастика «Ныряльщики за жемчугом»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

infourok.ru

Основные дыхательные упражнения - Сайт учителя

        «Кто дальше загонит мяч» (выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка).Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, что бы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.

        «Сдуть снежинку» (выработка плавной, целенаправленной воздушной струи воздуха, идущей по середине языка).Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1×1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.

        «Паровозик свистит» (выработка плавной, непрерывной струи). Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.

        «Фокус», «Парашютик» (направление воздушной струи посередине языка).Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

        «Охотник идет по болотам» (распределение воздушной струи по бокам).Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.

        «Фасолевые гонки» (выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка).Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов-«фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.

        «Узнай, что это» (развитие обоняния и глубокого вдоха).На тарелочках лежат кусочек лимона или апельсина, чеснока или лука, сухие травы с характерным запахом и флакончик духов. Сначала изучаются и запоминаются запахи, а затем по ним отгадываются предметы с закрытыми глазами.

        «Чья фигурка дальше улетит?» (развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ).На столах лежат вырезанные из тонкой бумаги (или салфеток) фигурки птиц, бабочек, цветов, рыбок, снеговиков. Каждый ребенок садится напротив своей фигурки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналам «полетели», «поплыли», «побежали» для разных фигурок обозначается движение. Одни дети дуют на фигурки, а остальные следят.

        «Кораблик» (чередование сильного и длительного плавного выдоха). Потребуются таз с водой и бумажные кораблики. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука [ф]. Для имитации порывистого ветра губы складываются, как для звука [п]: «п-п-п». Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но не надувая щек.

        «Горох против орехов» (чередование длительного плавного и сильного выдоха).Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» — трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2—3 горошины и 2—3 ореха) предварительно разбросаны по всему полю.

        «Мыльные пузыри» (развитие меткости выдыхаемой струи).Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.

        «Новогодние трубочки-шутки» (развитие длительного плавного и сильного выдоха).Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.

        «Надуй игрушку» (развитие сильного плавного выдоха). Небольшие надувные игрушки дети приносят из дома. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки. Потом можно с ней поиграть.

        «Подуть через соломинку», «Шторм в стакане» (выработка умения направлять воздушную струю по середине языка)Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

sites.google.com

Дыхательная гимнастика и игры - дыхательная гимнастика в логопедии упражнения - запись пользователя Настя (Sunty) в сообществе Логопедия и дефектология, психология . Логокроха в категории Дыхание

Одним из основных направлений в логопедии является коррекция звукопроизношения. Проходит она в четыре основных этапа:

1. Артикуляционный массаж.

2. Артикуляционная гимнастика и  дыхательная гимнастика.

3. Постановка звука.

4. Автоматизация звука в речи.

Дыхательная гимнастика и игры

Дыхательная гимнастика нужна для усиления воздушной струи, развитию целенаправленности воздушной струи (дуть губами или на язычок), развитие длительности воздушной струи.

Сначала учимся просто дуть, затем стараемся объяснить ребенку, что дуть надо только через губки, не надувая щек. Учиться дуть на язычок холодной струёй нужно для постановки шипящих (ш, ж, щ,ч) и свистящих (с, з) звуков. 

Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию легких, поэтому проводить игры надо в чистом проветренном помещении. Следить, чтобы у ребенка не кружилась голова. Как только голова закружится, сделайте перерыв, постепенно изо дня в день, увеличивая длительность.

Игры на развитие силы воздушной струи:

1. Задуть свечку. В саду я использую безопасный вариант с электронной свечкой, которая загорается и гаснет от того, что на нее дуют.

http://www.youtube.com/watch?v=NEKxPipoK3U (видео с электронной свечой)

2. Подуть на одуванчик.

Дыхательная гимнастика

3. Надуть  шарик.

Дыхательная гимнастика

4. Дуть через трубочку в мыльный раствор

Дыхательная гимнастика

5. Выдуть мячик из стаканчика.

Дыхательная гимнастика

6. Можно измазать шарик краской и рисовать им, поддувая из трубочки

Дыхательная гимнастика

7. Сдуть бумажку с трубочки

Дыхательная гимнастика

8. Игры со свистульками, которые продаются в наборах к дню рождения:

Дыхательная гимнастика

Игры на развитие длительности воздушной струи

1.  Дуть на вертушку. Чем дольше дуешь, тем дольше крутится. 

Дыхательная гимнастика

как сделать: http://astersoft.net/kak-sdelat-vertushku-poshagovaja-instruktsija

2. Дуть на мыльные пузыри. Чем дольше дуть, тем больше пузырей. Силу тут надо контролировать, так как, если сильно дуть, то пузыри лопаются и не отлетают.

Дыхательная гимнастика

3. Надуть пузырь из жвачки

Дыхательная гимнастика

4. Дуть на такую конструкцию:

Дыхательная гимнастика

5. Духовые музыкальные инструменты: дудочки, свистульки, губные гармошки и их аналоги

Дыхательная гимнастика

Игры на развитие целенаправленности воздушной струи.

1. Задуй гол в ворота. Мне повезло увидеть в Ашане журнал "Гол", где в качестве приложения шли ноги на пальцы, маленькие футбольные ворота и мячик, размеров с пин-понговский шарик . Но всегда можно заменить мячик на ватный или бумажный варианты. Ворота поставить условные.

2. Кораблики.

Дыхательная гимнастика

3. Фокусник. Кладем ватку или кусочек бумажки на кончик носа, открываем немножко рот, высовываем язык, приподнимаем его кончик вверх, стараясь придать ему форму чашечки и дуем! Бумажка или ватка должны полететь вверх.

4. Гонки

На картинке дети с трубочкой, в нашем случае дуем без трубочки.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика

Учитель-логопед и дефектолог, Белозерова Анастасия.

постановка звука ч

www.babyblog.ru

Формирование речевого дыхания на логопедических занятиях

Разделы: Логопедия

Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.

Работа над речевым дыханием заключается в следующем:

  • в выработке длительного ротового выдоха;
  • в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора.

Последовательность работы над формированием речевого дыхания.

Первый этап. Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха.

Второй этап. Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.

Третий этап. Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков.

Четвертый этап. Произнесение слогов и звукоподражаний.

Пятый этап. Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).

Упражнения на дыхание. Развитие продолжительного плавного выдоха.

«Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.

«Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота».

«Ветерок кружит листочки». Чей листок улетит дальше? Катать по столу катушку или пузырек.

«Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.

«Кучер останавливает лошадку». Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр.

«Спутник». Дутье на маленький кусочек ваты («спутник»). Чей «спутник» поднимется выше?

«Буря». Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык.

«Кит выбрасывает фонтан воды». Вибрация губ и языка. Сильно подуть, стараясь прокатить маленькую машинку между двух кубиков. Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасаться только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз.

«Сдуй снежинку с носа». С силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа.

«Ураган». Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз. Выработка правильного диафрагмального дыхания.

Игровое задание «Мячик – ямочка». Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух – образовалась ямочка. Статистическое упражнение на развитие ротового выдоха.

«Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые». Дутье на листочки. Обучение правильному диафрагмальному дыханию. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2), продолжительный выдох ртом.

Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху.

«Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «у» на одном выдохе.

«Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» на одном выдохе.

«Жеребенок Фырка фыркает». Набрать в легкие воздух и с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы.

Статическое упражнение. Сдувание бабочек. Чья бабочка улетит дальше?

«Песенки лесных зверят». Собрались на лесной полянке Лисенок, Зайчонок, Волчонок и Медвежонок и запели песенки. Произнесение та-э-и, а-э-и,а-э-и, а-э-и.

«Гармошка». И.п. – стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос. Задержать дыхание на 1-2 секунды. Выдох через рот.

Развитие силы выдоха: дутье через трубочку. Пускание мыльных пузырей. Сравнение продолжительности выдоха. Произнесение звука «ф» (длительный выдох), произнесение звука «т» (короткий выдох).

Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка.

Сдуть бумажную снежинку с ладошки. Чья снежинка улетит дальше?

«Погаси свечу». Выработка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением фуууу.

«Воет буря». Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появится шум, значит, воздушная струя направлена правильно.

«Саночки спустились с горки». Улыбнуться, опустить кончик языка за нижние зубы, спинку поднять «горочкой». Сделать выдох.

Выработка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звукосочетаний ифффффф, ыфффффф.

«Ветерок качает листок». Губы в улыбке, зубы разомкнуты. Дутье на высунутый язык, лежащий на нижней губе.

Упражнения для выработки продолжительно выдоха.

«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3-4 раза.

«Футбол» Сделать вдох. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Выдыхаемой воздушной струей загнать ватный комочек в «ворота».

«Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи. Произнесение гласных звуков А-И, А-У, З-Ы-О на одном выдохе. С утрированной артикуляцией.

Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх).

«Самолет гудит». Произнесение звука «У» со сменой высоты и силы голоса.

«Фокус». Положить кусочек ваты на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был «желобок». Сдуть вату. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда вата полетит вверх.

«Сильный ветер гонит листочки». Положить широкий язык («лопатой») на нижнюю губу. Дутье с образованием по средней линии «желобка».

«Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум.

«Слоненок пьет водичку». Сделать «хоботок». Вдыхать и выдыхать воздух через рот.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Артикуляционная и дыхательная гимнастика на логопедических занятиях /для учащихся 1-х классов/

Составила: учитель – логопед Цыпуштанова Клавдия Степановна Пермь 2016 г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 154 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми     Артикуляционная и дыхательная гимнастика на логопедических занятиях /для учащихся 1-х классов/

Составила:

учитель – логопед

Цыпуштанова Клавдия Степановна

Пермь 2016 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 154 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми    

Артикуляционная и дыхательная гимнастика на логопедических занятиях

/для учащихся 1-х классов/

Каждый день зарядку делай - будет язычок умелым!

Каждый день зарядку делай - будет язычок умелым!

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.  

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.  

Маляр Красить потолок пора, Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Язык к нёбу поднимаем, Поведём вперёд-назад – Наш маляр работе рад!

Маляр

Красить потолок пора,

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Язык к нёбу поднимаем,

Поведём вперёд-назад –

Наш маляр работе рад!

Качели На качелях я качаюсь: Вверх-вниз, вверх-вниз, Я до крыши поднимаюсь, А потом спускаюсь вниз!

Качели

На качелях я качаюсь:

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз!

Заборчик Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем… А сейчас раздвинем губы – Посчитаем наши зубы.

Заборчик

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем…

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

Часики Влево –вправо, влево – вправо Мой язык скользит лукаво: Словно маятник часов, Покачаться он готов.

Часики

Влево –вправо, влево – вправо

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

Окошко Вот и вышел на порог Любопытный язычок. «Что он скачет взад-вперед?» - Удивляется народ. Широко открыть рот — «жарко», закрыть рот — «холодно»

Окошко

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

Широко открыть рот — «жарко», закрыть рот — «холодно»

Чашечка Ободок у языка – тонкая полоска, Вверх его мы загибаем- Чашечку мы получаем.

Чашечка

Ободок у языка – тонкая полоска,

Вверх его мы загибаем-

Чашечку мы получаем.

Чистим зубки Чищу зубы, чищу зубы И снаружи и внутри Не болели, не темнели, Не желтели чтоб они.

Чистим зубки

Чищу зубы, чищу зубы

И снаружи и внутри

Не болели, не темнели,

Не желтели чтоб они.

Месим тесто Улыбнуться, пошлепать языком между губами —

Месим тесто

Улыбнуться, пошлепать языком между

губами — "пя-пя-пя-пя-пя...«покусать кончик языка

зубками (чередовать эти два движения )

Грибочек На лесной опушке, Где жила кукушка, Вырос гриб волнушка – Шляпка на макушке.

Грибочек

На лесной опушке,

Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка –

Шляпка на макушке.

Киска Губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы. выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

Киска

Губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы. выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

Лошадка Я лошадка серый бок! Цок-цок-цок. Я копытцем постучу, Цок-цок-цок. Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок.

Лошадка

Я лошадка серый бок!

Цок-цок-цок.

Я копытцем постучу,

Цок-цок-цок.

Если хочешь – прокачу!

Цок-цок-цок.

Индюки болтают Рот чуть-чуть приоткрываю, Язычок приподнимаю, На губу положу, по губе им повожу. Потом голос подключу: Бл-бл-бл – заболбочу.

Индюки болтают

Рот чуть-чуть приоткрываю,

Язычок приподнимаю,

На губу положу, по губе им повожу.

Потом голос подключу:

Бл-бл-бл – заболбочу.

Орешки Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики -

Орешки

Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики - "орешки "

Блинчик Улыбнуться приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу

Блинчик

Улыбнуться приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу

Вкусное варенье Ох и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе. Язычок я подниму И остатки оближу.

Вкусное варенье

Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

Гармошка К нёбу язычок прижми, Челюсть ниже опусти. Рот открой, потом прикрой, Гармонист ты неплохой.

Гармошка

К нёбу язычок прижми,

Челюсть ниже опусти.

Рот открой, потом прикрой,

Гармонист ты неплохой.

Барабанщик Барабанщик очень занят, Д-д-д, д-д-д, Барабанщик барабанит: Д-д-д, д-д-д, Язык, кверху поднимайся. Смотри – с ритма не сбивайся!

Барабанщик

Барабанщик очень занят,

Д-д-д, д-д-д,

Барабанщик барабанит:

Д-д-д, д-д-д,

Язык, кверху поднимайся.

Смотри – с ритма не сбивайся!

Дыхательные упражнения Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Цель дыхательной гимнастики :   развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, вырабатывать правильное ритмичное дыхание

Дыхательные упражнения

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Цель дыхательной гимнастики :  

развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, вырабатывать правильное ритмичное дыхание

Шарики Надуть щёки, сдуть щёки

Шарики

Надуть щёки, сдуть щёки

Дудочка Мои губы – трубочка- Превратились в дудочку, Громко я дудеть могу: Ду-ду-ду, ду-ду-ду!

Дудочка

Мои губы – трубочка-

Превратились в дудочку,

Громко я дудеть могу:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду!

Парашютик На кончик носа положить ватку широким языком в форме

Парашютик

На кончик носа положить ватку широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

Загнать мяч в ворота «Вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота), дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

Загнать мяч в ворота

«Вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота), дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

Пароход гудит Губы в улыбке открыть рот с напряжением произнести долгое

Пароход гудит

Губы в улыбке открыть рот с напряжением произнести долгое

"ы-ы-ы..."

kopilkaurokov.ru

Дыхательная гимнастика в системе подготовительных упражнений для постановки звуков у детей

дыхательная гимнастика для детей

Социальным заказом современного общества является воспитание активной, грамотной, развитой личности ребенка. Вопрос этот поднимается в дошкольном воспитаниии продолжается в школе.

Суть логопедической работы заключается в преодолении речевых нарушений у детей, что позволит обеспечить успешное обучение, полноценное и всестороннее развитие.

Обобщая и применяя на практике опыт многих ведущих педагогов по проблеме « Подготовительные артикуляционные упражнения для постановки и коррекции звуков», нужно отметить, что при овладении монологической связной речью у многих детей страдает просодика речи (темп, ритм, плавность, интонация, ударение).

В работе с такими детьми необходимо учитывать, что различные факторы могут усилить артикуляционные трудности в спонтанной речи: возбуждение, утомление, усложнение содержания. Обратите внимание на то, что эти затруднения у ребенка от поверхностного, неглубокого дыхания, т.е. от неумения ребенка правильно дышать.

Для улучшения функциональных возможностей речи ребенка применяется дыхательная гимнастика.

Используя данные упражнения для дыхания, будет достигнут больший прогресс в работе логопедав трех направлениях:

а) улучшение просодики речи ребенка;

б) ускорения в сроках и сокращения постановочного этапа, как следствие роста результативности в работе над звуко-слоговой структурой;

в) преодоления однообразия тренировочных, коррекционных заданий и как следствие формирования более стойкого интереса к заданиям логопеда.

Система детской дыхательной гимнастики

Правила для ее проведения.

1. Не нужно слишком утомлять ребенка, т.е. количество упражнений и их темп нужно дозировать индивидуально.

2. Следить, за объемом воздуха в грудной клетке.

3. Ребенок не должен напрягать свои плечи и шею,  должен ощущать движение диафрагмы, межреберных мышц нижней части живота.

4. Следить, чтобы дети производили движения дыхательной гимнастики плавно, под счет, тихо, в проветренном помещении, до еды.

Упражнения.

1. Дуть (можно подуть с детьми на вату, на воду, надувание мыльных пузырей, резиновых игрушек, шаров, игра на детской дудочке, свирели, губной гармошке, все зависит от вашей фантазии).

2. Произнесение отдельно звуков и слогов (прямых, обратных)

а) длительное произнесение гласных:

у-ау-уо-уа и-иу-ио-иа

о-оу-ао-оа э-эу-эо-эа

а __________ э_________

б) глухих щелевых согласных:

ф - уф - ус - уш (с, ш, х)

в) звонких щелевых согласных:

в - ву - зу - жу (з, ж)

г) глухих взрывных согласных:

пу-ту-ку

д) звонких взрывных согласных:

бу-ду-ry

Только в сочетании артикуляционных упражненийи простых дыхательных упражнений формируется правильное речевое дыхание, которое основывается на отработке ритма и длительности выдоха

1. Дыхательные упражнения на время (подражание):

а) вдох через нос, выдох через рот.

вдох

5 сек.

6 сек.

8 сек.

задержка дыхания

3 сек.

5 сек.

6 сек.

выдох

5 сек.

8 сек.

10сек.

б) вдох через нос и выдох через нос.

2. Примерные игры для дыхательных упражнений.

«Цветочный магазин» - тренировка глубокого медленного дыхания:

а) вдох через нос и выдох через нос;

б) вдох через нос, а выдох через рот.

«Свеча» - тренировка ровного медленного выдоха для задувания свечи, стоящей сначала близко от ребенка, а потом постепенно свеча отодвигается все дальше и дальше.

«Упрямая свеча» - тренировка интенсивного, сильного выдоха. Контроль этого выдоха осуществляет ребенок, положив руку на диафрагму. Сила выдоха должна постепенно увеличиваться, а время выдоха сокращаться.

«Погашу свечу» - интенсивный прерывистый выдох с произношением «фу». Постепенно для погашения свечи количество произнесенных восклицаний «фу!» должно сокращаться

«Насос» - тренировка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении «с». Постепенно по времени длительность произнесения «с» должна увеличиваться.

Однако встречаются дети, которым этих упражнений не всегда достаточно. Приходится учить ребенка правильно дышать. Это чаще всего дети с ослабленным здоровьем. Только при правильном дыхании ребенку легче делать звуковые связи, особенно среди согласных. Нормальным считается дыхание, состоящее из 15 вдохов и выдохов в минуту. Ослабленные дети делают частые вдохи и слабые выдохи, что заглушает звук, сдавливает его, не дает ему «вырваться». Цикл правильного дыхания состоит из вдоха (вд), задержки вдоха (з/вд), выдоха (выд) и задержки после выдоха (з/выд).

Поза для выполнения упражнений правильного дыхания, в положении сидя, спина и позвоночник прямые, язык и горло не напряжены, глаза полузакрыты. Длительность упражнений 1-3 минуты. Можно проводить их до начала основного занятия. Упражнения выполняются под счет. Он индивидуален для каждого ребенка. Временные соотношения следующие:

вд.      з/вд. выд.

1         1/4    1

1         1/2    1

1         3/4    1

1         1         1

Научив делать задержку дыхания после вдоха, приступаем к обучению делать ее после выдоха в пропорции:

Вд.    з/вд.    выд.    з/выд.

1        1         1          1/4

1        1         1          1/2

1        1         1          3/4

1        1         1          1

Учим ребенка, делать вдох и выдох, прерывающийся несколькими короткими паузами.

Начинаем обучение делать вдох в 2 приема и в 2 приема выдох, постепенно доходя до 5-6 приемов. Сначала чтобы понять принцип работы, учим делать вдох и выдох через рот, а потом через нос.

Схема упражнений:

а) вд. - пауза - вд. - пауза - выдох;

вд. -п. -вд. -п. -вд. -п. -выдох;

б) вд. - п. - вд. - п. - выд. - п. - выд.;

вд. - п. - вд. - п. - вд. - п. - выд. - п. - выд. - п. - выд.;

В результате этих подготовительных упражнений для постановки звуков, действительно сокращается постановочный этап: более результативной становится работа над звуко-слоговой структурой: легче ребенку даются слова для произношения с несколькими согласными (мостик, солнечный и др.), многосложные слова; просодика: плавность речи, интонация, темп, ритм, ударение.

Это позволяет ребенку лучше осваивать устную речь, а на ее базе чтение и письмо. Сглаживается и отрицательное влияние на психическое развитие ребенка(застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, чувство неполноценности). Преодоление этих отрицательных качеств ведет к успешному обучению ученика и подготовке к будущей жизни, как всесторонне развитой гармоничной личности.

mirdoshkolnikov.ru

страничка учителя-логопеда Крюковой Г.Ю.: Дыхательная гимнастика

    Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине.  Поэтому,  развитие речевого дыхания является едва ли не основным моментом в структуре коррекционных занятий с детьми, имеющими дефекты звукопроизношения. Очень важно  научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Особенно важную роль дыхательная гимнастика играет при коррекции такого речевого нарушения, как дизартрия.

    Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель—увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Ребёнка учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка. Используются упражнения с сопротивлением, когда взрослый кладёт руки на грудную клетку ребёнка, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Ребёнка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха.

При дыхательной гимнастике не следует переутомлять ребёнка. Нужно следить, чтобы он не напрягал плечи, шею, не принимал порочных поз. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт или музыку, в хорошо проветренном помещении.

С детьми проводят дыхательную гимнастику, используя игровые приёмы.

 

Предлагаю вам некоторые игры и упражнения для развития правильного речевого дыхания у детей:

 

«Мыльные пузыри»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. 

«Чья птичка дальше улетит?»Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.   Птичку, сделанную из тонкой цветной бумаги, ставят на край стола. Ребенок становятся напротив птички. По сигналу: «Птичка полетела!» ребенок дует на фигурку. Продвигать птичек можно только на одном выдохе.  Птичка  должна улететь, как можно дальше.

«Бабочка – лети»Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.   Взрослый  подносит ребенку листочек с лежащей на нем бабочкой (листок из зеленого картона, легкая бабочка из кальки, привязана ниточкой к листочку). Ребенок должен плавно выдохнуть, так, чтобы бабочка плавно слетела с цветка, а не резко или рывками.

«Одуванчики»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.   Игру можно проводить на даче или в парке. Ребенок дует на одуванчики, чтобы слетели все пушинки.

«Бабочка»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.   Ребенок, вытянув губы трубочкой, не надувая щек, дует на бабочку, чтобы она полетела (бабочка на ниточке прикреплена к прямоугольной рамке с ручкой). «Чей кубик поднимется выше?» Цель: развивать диафрагмальное дыхание.     Ребенок лежит на ковре, на живот кладется легкий пластмассовый кубик. Ребенок делает глубокий вдох через нос и выдыхает через нос, а взрослый смотрит, чей кубик поднимется выше. «Капитаны»Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.   На маленьком столе большой таз с водой. Взрослый предлагает ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краю таза. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука «Ф». Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер «П-п-п..». Дуть следует, не надувая щек, вытянув губы трубочкой.  Ребенок дует, сидя на маленьком стульчике, придвинутом к столу. «Кораблики»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

   Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней—бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».

 

«Снег и ветер»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

   Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики--«снег»-- и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.

 

«Пузырьки»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

   Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.

 

«Фокус»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

   Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

 

«Греем руки»

    Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

 

«Свеча»

    Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку. Относительно этого упражнения существует предостережение со стороны аюрведической медицины. А именно, дуновение на огонь якобы является проявлением неуважения к стихии огня, и с этим напрямую связано ухудшение зрения в дальнейшем. Однако аюрведическая медицина не является доказательной, поэтому данное предостережение адресовано лишь тем, кто в это верит. 

 «Дудочка» Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.

 

 

 

logopedkrukova.blogspot.ru


Смотрите также