Дыхательная гимнастика как средство формирования навыка певческого дыхания. Дыхательная вокальная гимнастика


Дыхательные упражнения для вокалистов

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Зульфия Агалямовна Каримуллина

Дыхательные упражнения

для вокалистов

Казань

2015

Введение

Певческий голос - это замок, строившийся в воздухе.

Воображение – архитектор этого замка.

Нервы осуществляют задуманное.

Мускулы – рабочие.

Душа его исцеляет.

Франческо Ламперти

Данное методическое пособие обеспечивает начальную подготовку к занятиям по вокалу. Она является начальным этапом на пути к профессионализму.

Причиной создания данного пособия послужило изучение мною множества методик преподавания вокала и различные статьи педагогов, в которых были приведены множество упражнений для развития голоса, дикции, дыхания и т.д. Такое множество методов требовало классификации, так как в работе с одним учеником нередко приходится использовать несколько методик и было бы удобно выбирать упражнения, подходящие для решения различных проблем с вокальной техникой, не перечитывая заново всю литературу, посвященную этому.

Мой метод преподавания несёт в себе новые изменения в процесс обучения вокалу. Помимо определённой базы преподавания вокала, которой следуют многие педагоги, я провожу занятия по методике многих известных современных педагогов, как можно больше интересуясь их опытами. Это делает процесс обучения более полноценным и интересным, и оказывает глубокое эстетическое воздействие на детей.

На мой взгляд, формирование вокально – технических навыков, являются средством для достижения высшей цели – духовного исполнения музыкального произведения.

Умение петь – это навык, вырабатываемый многократным повторением действий приводящих к положительному результату. Если бы для пения было достаточно только знаний. К сожалению (или к счастью), овладение вокальными навыками требует постоянных, методичных тренировок.

В данном сборнике мне бы хотелось остановиться именно на дыхательных упражнениях.

Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут.

Вот почему человеку важно не просто дышать, а дышать правильно.  Именно правильное и безопасное дыхание мы все имеем в виду, когда напоминаем маленькому ребенку о дыхании  носом, учим чередовать вдох и выдох при разговоре, задерживать дыхание перед прыжком в воду или делать дыхательные паузы при чтении стихотворения.

Научиться  дышать  правильно помогают различные методики, тренировка голосовых связок, специальная дыхательная гимнастика. В настоящее время существует много разновидностей дыхательной гимнастики, самыми популярными из них являются: редкое и глубокое дыхание по системе йогов, поверхностное дыхание по методу К.П. Бутейко,  метод Фролова (тренажер Фролова) и парадоксальное дыхание по А.Н. Стрельниковой.

Ведь дыхательная гимнастика – важная часть распевания, она крайне необходима детям на начальном этапе обучения пению. «Искусство пения – это искусство дыхания» - самая известная истина. Голос – это и есть дыхание. Дыхание – энергетический источник голоса. С певческим дыханием связан один из самых старых, широко распространённых и вместе с тем один из наименее расшифрованных терминов, так называемая певческая опора. Это та основа, на которой держится певческий звук, то, чего добиваются все педагоги–вокалисты от своих учеников. Именно певческая опора («appogiare la voce» - «поддерживать голос», итал.) придаёт голосу присущий ему певческий тембр, большую силу, полётность, а главное неутомимость. Дыхательные упражнения способствуют развитию физической выносливости, а также ведущих качеств певческого голосообразования: яркости звука, силы и гибкости голоса, длительности звучания, развития диапазона. Кроме того, ребёнок начинает заниматься дыхательной гимнастикой через приятный, эмоционально окрашенный вид деятельности – пение. Это формирует у него «дыхательное удовольствие», которое чрезвычайно важно в процессе оздоровлениия дыхательной функции. Таким образом, физиологическая сущность «вдыхательной установки» заключается в обеспечении наилучшего контроля за выдыхаемым воздухом с целью наибольшей экономии и создании оптимального давления на голосовые связки.

infourok.ru

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ МЕТОДИКИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Аннотация.В статье рассмотрены научно-практические аспекты применения дыхательной гимнастики при обучении вокалу. Рассмотрены конкретные методики А.Н. Стрельниковой, Ю.А. Ковнера и С. Ригса. Сделан вывод об универсальной применимости дыхательной гимнастики в процессе обучения вокалу.

Abstract. The article deals with theoretical and practical aspects of the use of breathing exercises for teaching singing. The concrete method A. Strelnikova, Y. Kovner and S. Riggs. The conclusion about the universal applicability of the breathing exercises in learning vocal.

Ключевые слова:Вокал, музыкальная педагогика, дыхательная гимнастика, пение в речевой позиции.

Keywords: singing, music pedagogy, breathing exercises, Speech Level Singing

 

Дыхательные упражнения в первой половине ХХ в. большинстве случаев, использовались при респираторных заболеваниях, а также в профессиональной подготовке певцов, дикторов, учителей и спортсменов [1]. Общеизвестными являлись системы трехфазного дыхания Л. Кофлера, О. Лобановой и Е. Лукьяновой.

Автор дыхательной гимнастики – Александра Николаевна Стрельникова – разработала собственную гимнастику в 30–40-х гг. ХХ в. как способ восстановления певческого голоса [9: 46]. Певица потерявшая голос, искала способ, чтобы восстановить его, используя различные дыхательные упражнения. Так была разработана дыхательная гимнастика для восстановления певческого голоса.

Все дыхательные упражнения, в большинстве случаев применяют при заболеваниях дыхательных путей, а также в подготовке певцов, дикторов, преподавателей и спортсменов, например, дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой была разработана и нацелена на восстановление певческого голосового аппарата, укрепление не только дыхательных, но и многих других мышц [9: 37–39].

Известный педагог Ю.А. Ковнер разработал целую систему упражнений по воспитанию певческого голоса целью которой является дать молодым педагогам систему упражнений для развития дыхательных мышц, мышц артикуляционного аппарата, упражнения для выработки чёткой дикции, для умения расслабляться, снимать лишнее напряжение.

Для помощи в овладении певческим звукообразованием Ю.А. Ковнерс успехом применял систему специальных упражнений. Суть методики развития голоса Ю.А. Ковнера заключается в точ­ных приемах тренировки дыхательных мышц и всего вокально-речевого аппарата. Эти тренировочные упражнения помогают выработать верную настройку голоса, обогатить ее за счет резонирования в грудном и головном резонаторах. Сохранение грудной и головной резонации на протяжении всего диапазона приводит к однородному звучанию голоса без перелома регист­ров. Для того чтобы предполагаемая система тренировочных упражнений дала желаемые результаты, надо выполнять ряд правил [4: 39–43].

Ю.А. Ковнер советует, что тренировку дыхания нужно начинать с активного выдоха, затем сделать небольшую паузу, пока появится необходимость вдоха. Вдох следует делать бесшумно, медленно, умеренно, за­полняя легкие во все стороны, но не до отказа (тренировка та­кого полноценного дыхания полезна для организма человека вообще: и в жизни, и в работе, и для физических упражнений). Правильное дыхание оздоравливает организм. К этому следует добавить закаливание организма водными процедурами. Мы не будем останавливаться на физкультурных упражнениях. Систем упражнений много, и каждый может выбрать те, которые ему более подходят. Важно их делать систематически [4: 40].

Известный вокальный педагог П.В. Голубев считал, что большинство высказываний с рекомендацией того или иного способа «правильного» дыхания страдает весьма существенными недостатками, в первую очередь — отсутствием необходимого учета индивидуальных свойств каждого певческого организма.

Ознакомление ученика с делением певческого дыхания на различные типы никакого практического значения для ученика не имеет и скорее дезориентирует его в области согласованной работы всех частей звукообразующего аппарата. Слепое преклонение перед каким-либо одним типом дыхания погубило немало ценных голосов или замедлило нормальное развитие их обладателей, пока они сами, уже закончив обучение, не стали просто петь, инстинктивно пользуясь всеми видами дыхания, в зависимости от длины вокальной фразы и от художественных требований к исполняемому произведению [3: 21].

Имеется множество отечественной и зарубежной литературы, посвященной развитию навыков певческого дыхания с применением различного вида дыхательной гимнастики «звучной» и «беззвучной». Русский педагог И.П. Пряничников использовал дыхательную гимнастику в своей повседневной практике. Беззвучные упражнения в методике И.П. Пряничникова, направлены на тренировку и укрепление основных мышц диафрагмы. Выдающийся педагог С.Н. Сонти помимо комплекса «механических» беззвучных упражнений использовал озвученную дыхательную гимнастику, ориентированную не только на удлинение выдоха во время пения, но и на выработку ощущений в области резонаторов. Советские преподаватели Н.Б. Гонтаренко и Д.И. Огороднов также использовали дыхательные упражнения, направленные на организацию вдоха и выдоха во время пения. Учитывая опыт педагогов предыдущих поколений, можно утверждать, что применение дыхательных упражнений, направленных на формирование навыков певческого дыхания являлось хорошим помощником в работе с детьми разных возрастов [5].

В процессе работы с детьми младшего школьного возраста Е.М. Малиниа и М.Н. Евсеева стали вырабатывать элементы ощущений правильного певческого дыхания у детей младшего школьного возраста в процессе гимнастических упражнений. Физические движения способны при их регулярной тренировке вызвать у детей ритм дыхания с его организованными вдохом и выдохом. Эти гимнастические упражнения проводятся с детьми младшего школьного возраста сначала среди урока, а после приобретенного умения расширять при вдохе ребра упражнения следует проводить как с младшими, так и с более старшими учащимися в начале урока в течении одной и не более двух минут. Будучи проведенными среди урока, упражнения могут одновременно служить не только повторной дыхательной тренировкой, но и некоторым отдыхом для голоса [6: 30].

Л.В. Романова разработала свою методику под названием «Концентрационные вокально-дыхательные упражнения». При выполнений упражнений по методике Л.В. Романовой потребуется концентрация внимания и синхронная работа голосового аппарата, диафрагмы и мышц живота. Цель обучения не просто научится правильно дышать, а опираясь на диафрагму, живот и мышцы спины, сформировать красивый, свободный вокальный звук. Процесс обучения по данной методике сводится к запоминанию правильных слуховых, мышечных и резонаторных ощущений [7: 8–10].

Современный педагог Сетт Ригс, автор метода «Speech Level Singing» – «пение в речевой позиции» пишет о том, что каждый человек обладает уникальным голосом. Сетт Ригс говорил, «что пение – это музыкальное использование голоса, при помощи которого исполнитель передает аудитории свои идеи и эмоции» [2: 2]. Сетт Ригс считал, что дыхание является важнейшей и неотъемлемой частью пения. Дыхание во время пения – это непрерывный, плавно протекающий процесс [2: 3]. Для овладения приемами и навыками Сетт Ригс считал необходимым пройти комплекс вокальных упражнений связанный с дыханием:

Упражнение №1 направленно на разогрев голосового аппарата. Пропевается одна нота закрытым звуком (сквозь букву «М»). Это позволяет голосовым связкам настроиться на работу и служит некоторой разминкой, задействуется «маска» [7: 38].

Упражнение №2 (пропевается с пассажем губ и № 3 (пропевается с помощью трели языком). Непрерывный поток воздуха, во время исполнения упражнения, позволяет делать пассаж губами и трель языком, что необходимо для ровности звучания. Пассаж губами и трель не будут осуществлены, если исполнитель не будет следить за плавностью и равномерностью подачи воздуха, за счет чего, в последующем, выравнивается звук. Помимо выравнивания звука и дыхания, это упражнение придает уверенность в верхних участках диапазона. За счет работы внешних мышц лица задействуется головной регистр и верхние ноты пропеваются значительно легче (Пример 1): [7: 40]

 

Пример 1. Упражнение 2 из методики Сетта Ригса

Упражнение №4 направлено для выработки такой окраски звука как расщепление. Расщепление используется для еще большего эмоционального донесения литературного текста в песне. Достигается такой эффект посредством упражнения, который представляет собой откашливание. Данное упражнение необходимо выполнять не более 2-5 минут в день на удобной высоте звука, постепенно, со временем распространяя по всему диапазону [8: 42].

Развитие вокальных навыков у детей напрямую связано с выработкой навыка «певческого дыхания». Развитие этого навыка, является важной и сложной задачей в процессе освоения вокального мастерства. От того на сколько развиты дыхательные мышцы детей, зависит характер атаки звука и сила голоса. Следовательно, дыхание в пении – это самый важный источник энергии для возникновения звука. Существует целая программа основных упражнений, которые учителя используют на уроках музыки, а также на индивидуальных занятиях по вокалу. Рассматривая опыт современных и предыдущих поколений, применение дыхательных упражнений является хорошим и эффективным помощником при обучении детей пению, а также постановке правильного вокального дыхания детей не только младшего школьного возраста, но и при работе с детьми разных возрастов.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойко, Е.А. Энциклопедия дыхательной гимнастики (Правильное дыхание – залог вашей работоспособности) / Е.А. Бойко. – М.: Вече, 2007. – 176 с.

2. Виславская, А.А. Вокальный метод Сета Риггса «Пение в речевой позиции» (Seth Riggs. Speech level singing.): рецензия и педагогические размышления / А.А. Виславская. – Нарва: Нарвская Хоровая школа, 2012. – 7 с.

3. Голубев, П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам / П.В. Голубев. – М.: Музгиз, 1963. – 75 с.

4. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики. Вып. 5 / Л.Б. Дмитриев. – М.: Издательство «Музыка», 1968. – 643 с.

5. Копец, Л. Классические эксперименты в психологии [Электронный ресурс]. – URL: http://uchebnikionline.com/psihologia/klasichni_eksperimenti_v_ psihologiyi_-_kopets_l/eksperiment_yogo_vidi.htm (Дата обращения 25.10.2016).

6. Малинина, Е.М. Вокальное воспитание детей / Е.М. Малинина, В.П. Морозова, Т. Воробьев. – Л.: Музыка, 1966. – 86 с.

7. Романова, Л.В. Школа эстрадного вокала: учеб. пособие / Л.В. Романова. – СПб: Лань, 2007. – 22 с.

8. Риггс, С. Как стать звездой / С. Риггс. – М.: Guitar College, 2000. – 104 с.

9. Щетин, М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой / М.Н. Щетин, О.С. Копылова. – М.: Метафора, 2010. – 368 с.

УДК 7/5527

А.Е. ТУРУМБЕТОВА

Казахский национальный университет искусств, г. Астана



infopedia.su

Дыхательная гимнастика как средство формирования навыка певческого дыхания

В свердловской области сегодня насчитывается около 160 музыкальных школ и школ искусств, имеющих дирижерско-хоровые отделения. В некоторых из этих школ организованы и успешно функционируют вокальные отделения. Чаще всего вокальные отделения в детских музыкальных школах объединяют два направления обучения пению: академическое и эстрадное. Нередки случаи, когда педагоги обучают детей и эстрадному, и академическому пению, что является препятствием для правильной постановки голоса и его охраны, особенно в детском возрасте. Определенные трудности создает также возраст начинающих вокалистов – учащиеся от 10 до 18 лет. Эти ученики нередко являются студентами вузов и колледжей другой профессиональной направленности.Следует отметить, что работа по формированию различных вокальных навыков младших школьников отличается от работы с детьми подросткового и юношеского возраста. Основной причиной такого отличия является мутация в подростковом возрасте, увеличивающийся объем грудной клетки, рост всего организма. Однако объединяющим фактором, затрудняющим работу вокального педагога с учащимися любого возраста, является отсутствие навыка певческого дыхания, которое ведет к возникновению таких недостатков, как высокое дыхание (ключичное, грудное) [5], мелодекламация, заменяющая пение, интонационная неустойчивость, гнусавый и горловой призвук в голосе. Эти голосовые недостатки заставляют педагогов задуматься о необходимости поиска методик, технологий и упражнений, способствующих формированию навыка певческого дыхания. К таким упражнениям относятся те, которые связаны с применением комплекса дыхательной гимнастики.С давних времен поставленное дыхание у певца являлось основой правильного голосообразования. Римские певцы VIII столетия, служившие при дворе Карла Великого, с помощью техники дыхания делали из своих учеников «настоящие музыкальные инструменты из плоти и крови» [17]. Гораздо позже, в XVI–XVII веках, в Европе формируется множество национальных вокальных школ. Благодаря вовлечению в процесс формирования певческого голоса смежных наук (физиология, акустика) работа педагогов и вокалистов становиться осознанной и упорядоченной. Много внимания уделяется дыханию и охране голоса [1].Высказывание выдающегося педагога XIX столетия Ф. Ламперти «Школа пения есть школа дыхания» подтверждает тот факт, что проблема дыхания во все века являлась одной из важнейших в формировании голоса. На начальном этапе постановки этого навыка певцам, Ф. Ламперти использовал элементы дыхательной гимнастики, являющейся вспомогательным средством формирования выдоха в пении [8].В литературе имеются работы наших соотечественников, выдающихся ученых, педагогов и певцов, направленные на выработку навыка певческого дыхания с применением различных видов дыхательной гимнастики (звучной и беззвучной) [6, 7, 8, 11]. «Такие известные педагоги, как А.М. Додонов (1891), И.П. Прянишников (1899), О.Л. Лобанова (1915), П. Органов (1951), А. Ардер (цит. по М. Китс, А. Мик, 1976) и др., рекомендовали певцам заниматься специальной дыхательной гимнастикой для овладения замедленным выдохом» [1, 35]. Русский педагог, воспитавший целую плеяду профессиональных исполнителей И.П. Прянишников, использовал дыхательную гимнастику в своей повседневной практике. Беззвучные упражнения в методике И.П. Прянишникова направлены на тренировку главной мышцы вдоха – диафрагмы. Один из представителей итальянской школы в России, выдающийся педагог С.М. Сонки, помимо комплекса «механических» беззвучных упражнений, использовал озвученную дыхательную гимнастику, которая была направлена не только на удлинение выдоха в пении, но и на выработку ощущений в области резонаторов [9].Современные педагоги Н.Б. Гонтаренко и Д.И. Огороднов в работе с начинающими вокалистами также используют дыхательные упражнения, направленные на организацию вдоха и выдоха в пении. Педагогическая практика этих педагогов описана в методических работах Н.Б. Гонтаренко «Сольное пение. Секреты вокального мастерства» и Д.Е. Огороднова «Музыкально-певческое воспитание детей в образовательной школе», в которых обращалось внимание не только на формирование вокальных данных, но и на психологические особенности обучаемых, которые либо способствуют развитию их голоса, либо угнетают его.Учитывая опыт современных педагогов и педагогов предыдущих поколений, можно утверждать, что использование приемов дыхательной гимнастики, направленной на формирование навыка певческого дыхания начинающих вокалистов, являлось хорошим помощником в работе с разновозрастным контингентом начинающих вокалистов.Цель настоящей статьи – описать комплекс упражнений дыхательной гимнастики, направленный на развитие певческого дыхания у начинающих вокалистов.Задачи работы:- диагностировать проблемы в голосообразовании начинающих вокалистов в возрастной категории от 10 до 14 лет;- описать упражнения дыхательной гимнастики;- определить границы применимости комплекса дыхательной гимнастики с учетом имеющихся недостатков в голосе начинающих вокалистов.Наблюдение за начинающими вокалистами в возрасте от 10 лет до 14 лет и апробация комплекса дыхательной гимнастики проводилась на базе детской музыкальной школы № 2 им. М.И. Глинки г. Екатеринбурга в период с 2006 по 2011 год. Время наблюдения за каждым учеником и работы с ним в среднем составляло 1,5–2 года. Следует отметить, что комплекс дыхательной гимнастики внедрялся в учебный процесс и на последующих этапах обучения.В данном исследовании был задействован 31 учащийся этой возрастной категории. В процессе работы были определены 2 группы с начинающими вокалистами в возрасте от 10 до 14 лет – экспериментальная (16 учащихся) и контрольная (15учащихся). В обеих группах при прослушивании голосов были выявлены следующие недостатки в голосообразовании учащихся: высокое дыхание (ключичное, грудное), мелодекламация, интонационная неустойчивость, гнусавый и горловой призвук в голосе. Учащиеся были распределены по группам так, что количество голосовых недостатков оказалось примерно одинаковым как в контрольной, так и в экспериментальной группах.В процессе работы с учащимися музыкальной школы были также определены недостатки, не связанные с дыханием. Это сип и частичное несмыкание голосовых складок в среднем регистре голоса. Данные проблемы больше относятся к заболеваниям голоса. Учащиеся с этими недостатками не принимали участия в эксперименте.Комплекс дыхательной гимнастики был введен в 2006 году. В течение первой четверти педагогом принято решение применить комплекс дыхательной гимнастики только у трех человек из класса. Эффективность использования этих упражнений подтвердилась многими показателями. В частности, тем, что к концу 2007 учебного года только эти ученики стали лауреатами районного конкурса вокалистов.К началу следующего учебного года в экспериментальную группу были включены еще 4 начинающих вокалиста. Далее группа формировалась так. Многие из ребят в процессе самостоятельной домашней работы, глядя на результаты своих однокашников, сами стали применять некоторые из упражнений (5 учащихся). Затем эти упражнения в виде комплекса стали применяться на уроках этих учеников. Во втором полугодии 2008 года, по решению педагога, в экспериментальную группу вошли еще 4 учащихся с высоким дыханием (1 человек – ключичное, 3 – грудное). Таким образом, сформировалась экспериментальная группа из 16 человек.На каждое из упражнений отводилось по 1–2 минуты, что равнялось 8–10 повторениям. Весь комплекс занимал около 10 минут от урока. Последовательность предложенных упражнений определялась педагогом с учетом скорости освоения учащимися каждого последующего упражнения данного комплекса.Внимание ученика в каждом упражнении должно преимущественно концентрироваться на выдохе, так как выдох в выработке навыка певческого дыхания является основной функцией, которую необходимо научиться контролировать. Комплекс желательно использовать в описанной последовательности, так как каждое упражнение является продолжением и закреплением предыдущего.Приведем примеры комплекса дыхательной гимнастики:Упражнение 1. Способствует выработке правильной координации вдоха и выдоха.Сесть на край стула. Ноги вместе. Спина прямая. Руки выше пояса, на двух нижних рѐбрах. Сделать глубокий вдох, сосредоточив внимание на том, чтобы рѐбра раздвинулись, а живот чуть подавался вперѐд. Задержать на 2-3 секунды и медленно выдыхать, не допуская быстрого «спадения» рѐбер.Упражнение 2. Способствует правильной координации вдоха и выдоха. Укрепляет функцию выдоха.Положение тела согласно упражнению № 1. Сделать вдох, присев как бы на край стула, сосредоточив внимание на нижнем отделе грудной клетки. Поднимаясь, сделать выдох.Закрепив упражнение между вдохом и выдохом, необходимо добавить задержку дыхания на 2–3 секунды. Далее также удлинить выдох вдвое.Упражнение 3. Способствует координации вдоха и выдоха. Укрепляет функцию выдоха. Улучшает работу диафрагмы.Сесть на край стула. Ноги вместе. Спина прямая. Руки выше пояса, на двух нижних рѐбрах. Сделать глубокий вдох, сосредоточив внимание на том, чтобы рѐбра раздвинулись, а живот чуть подавался вперѐд. Задержать на 2–3 секунды и медленно выдыхать, не допуская быстрого «спадения» рѐбер.Упражнение 4. Дыхание «собачкой» [1]. Способствует укреплению дыхательной системы вокалиста, тренировке диафрагмы.Встать прямо, положив руку на живот (мысленно разделив его на три части от солнечного сплетения, на нижнюю треть). Рот приоткрыт (ощущение зевка), дыхание быстрое. Обратить внимание на то, чтобы живот на выдохе всѐ время подавался вперѐд. Далее, акцентируя внимание на выдохе, найти удобный ритм выполнения этого упражнения.Упражнение 5.Рекомендуется использовать на начальном этапе обучения. В последующих этапах, когда дыхание начинающего вокалиста сформировано (проточное, имеет опору, голос «льется») от этого упражнения можно отказаться, либо разнообразить его более сложными интервалами (секста, септима, октава, различные виды трезвучий). Упражнение способствует формированию навыка певческого дыхания и координации работы голосообразующей системы.С учетом того, что многие начинающие вокалисты интонируют не чисто, упражнение нужно выполнять с помощью аккомпаниатора (педагога, концертмейстера).Сесть на край стула. Ноги чуть меньше ширины плеч, удобно. Одна рука свободно, другую положить на живот (согласно упражнению 4). Предлагается распевать терцию или квинту (эти интервалы наиболее устойчивы и поэтому удобны для координации слуха и голоса начинающего вокалиста) вверх по полутонам на гласную «а», при этом на верхний тон квинты или терции необходимо встать, выполнив звучный выдох. При правильном выполнении упражнения живот на верхний тон чуть подается вперед.Тональность этого упражнения определяется в зависимости от типа голоса. Сопрано с тональности E-dur вверх по полутонам обычно до тональности C-dur (верхний тон квинты будет нота соль второй октавы, терции нота ми). Затем вниз по полутонам вернуться в исходную тональность.Главный акцент этого упражнения делается на выдохе, так как плохая техника на выдохе свидетельствует о плохой координации работы дыхания и голосового аппарата. С помощью предложенного упражнения ее можно укрепить. Для вокалистов первого года обучения из двух предложенных интервалов рекомендуется использовать терцию, так как этот интервал легче скоординировать.По истечении шести месяцев применения комплекса дыхательной гимнастики появились следующие результаты, которые представлены в таблице:№НедостаткиЭкспериментальнаяКонтрольнаяДоПослеИзм-еДоПослеИзм-е1Высокое дыхание (ключичное)10-10002Высокое дыхание (грудное)148-61110-13Интонационная неустойчивость117-4107-34Мелодекламация31-253-25Гнусавый призвук21-132-16Горловой призвук41-3220Итого:3518-173124-7% измененияхх-48,6хх-22,6Таким образом, эффективность применения комплекса дыхательной гимнастики подтверждена полученными результатами. Количество голосовых недостатков в экспериментальной группе, в основе которой лежал комплекс дыхательной гимнастики, уменьшилось на 48,6%. В контрольной группе количество голосовых недостатков уменьшилось на 22,6%.Оценивая результаты проведенной работы, сформулируем следующие выводы:1. Комплекс дыхательной гимнастики эффективен для учащихся возрастной категории с 10 до 14 лет со следующими недостатками в голосе: высокое дыхание (грудное, ключичное), мелодекламация, горловой призвук.2. Анализ результатов позволил выявить недостаточную эффективность для учащихся с гнусавым призвуком и интонационной неустойчивостью. Известно, что природа интонационной неустойчивости двояка [15]. Если причина интонационной неустойчивости в плохой координации слуха и голоса, комплекс может быть положен в работу над проблемой. Однако если интонационная неустойчивость связана с низкой слуховой восприимчивостью звуков (тугоухость), то комплекс дыхательной гимнастики не будет эффективным.Причиной гнусавого призвука в голосе, возможно, явились имеющиеся у учащегося заболевания (хронический насморк, аденоиды).3. Комплекс дыхательной гимнастики может быть положен в методику формирования навыка певческого дыхания у начинающих вокалистов любого возраста, обучающихся в учреждениях дополнительного образования: музыкальных школах, школах искусств, вокальных студиях, кружках при общеобразовательных школах и гимназиях.Литература1. Аникеева З.И. Аникеев Ф.М. Как развивать певческий голос. Кишинев: «Штиинца», 1981. 124 с. Ил.2. Вокальная школа Петербургской консерватории: Страницы истории: Сб. тр. СПб., 2008. 216 с.3. Вопросы вокальной педагогики: Сб. тр. Выпуск пятый. Под ред. Л. Б. Дмитриева. Л.: Музыка, 1976. 264 с.4. Вопросы вокальной педагогики: Сб. тр. Выпуск шестой. Под ред. Л. Б. Дмитриева. Л.: Музыка, 1982. 184 с.5. Голос и речь №2 (2) 2010. Междисциплинарный научно-практический журнал. 122 с.6. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. Феникс, 2006г. 175 с.7. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2000. 368 с., ноты, ил.8. Зи Ненси. Искусство дыхания. Шесть простых уроков для достижения успеха, здоровья и процветания. Пер. с англ. Е. Винецкой. К.: «София», М.: ИД «София», 2003. 272 с.9. Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. Екатеринбург: Диамант, 1992. 320 с.10. Ламперти Франческо. Искусство пения. С-П., М., Кр., 2009. 75 с.11. Луканин В.М. Мой метод работы с певцами. Л., 1972. 117 с.12. Ниши К. Энергетическое дыхание. СПб.: ИК «Невский проспект», 2001. 128 с.13. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Музычна Украина, 1981. 233с.14. Прянишников И.П. Советы обучающимся пению. М.: Государственное музыкальнее изд-во, 1998. 112 с.15. С.М. Сонки. Теория постановки голоса в связи с физиологией органов дыхания и гортани. М., 1885. 245с.16. Фучито Сальваторе, Бейер Барнет Дж. Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо. Пер. с нем. Шведе Е.Е. 3-е изд., доп. СПб.: Композитор – Санкт-Петербург, 2005. 56 с.17. http://lib.ru/CULTURE/MUSICACAD/PECERSKAYA/vocal.tx.

www.art-education.ru

Уроки вокала - Правильное дыхание и опора вокалиста

Многие вокалисты ищут дыхательные упражнения потому, что не понимают, как же правильно дышать. Какое дыхание правильное: ключичное, легочное, диафрагмальное или брюшное? Столько всяких названий, что складывается впечатление, будто в организме есть несколько разных органов дыхания. Но на самом деле, это не так. И если посмотреть в учебник анатомии, мы вспомним, что человек дышит только одним органом - легкими.

Легкое имеет грушевидную форму. К верху оно суженное, а к низу - более расширенное. А в животе у нас находятся органы: кишечник, желудок, печень. Поэтому выражение “дышать в живот” неправильное. Люди, как и все млекопитающие, дышат легкими. Если бы мы были рыбами, мы бы дышали жабрами, но наше предназначение ходить и петь, а не плавать и булькать, поэтому нужно смирится с этим фактом и научиться его использовать в свою пользу.

Если бы мы были рыбами, мы бы дышали жабрами, но наше предназначение ходить и петь, а не плавать и булькать.

А отчего же возникают проблемы с дыхание во время пения, спросите вы? Оттого, что вы вдыхаете в верхнюю часть легких. То есть, резко берете неглубокий вдох, во время которого поднимаются плечи и зажимается шея. Естественно, эти зажимы переходят на горло и на связки.

Дыхательное упражнение 1.

Лягте на пол и полностью расслабьтесь. Представьте, что вы спите и начните дышать. Если вы сделаете все правильно, то заметите, что во время вдоха ваш живот немного приподнимается. Это и есть правильное расслабленное дыхание, которое используется в вокале.

А как же все это работает?

Когда вы вдыхаете, легкие наполняются воздухом и увеличиваются в объеме. Из-за этого они начинают давить на диафрагму, которая, в свою очередь, выгибается и начинает давить на органы, которые расположены под ней. Из-за нехватки места внутренние органы распределяются по брюшной полости и живот выпячивается. Именно поэтому многие говорят, что нужно дышать в живот, хотя на самом деле, это невозможно.

Если снова вернуться к разделу анатомии о дыхании, то мы увидим, что диафрагма - это мышца, которая разделяет верхнюю и нижнюю часть туловища и защищает органы. Кроме этого, диафрагма явлется еще и опорой во время пения. Так как это мышца, то мы легко можем научиться управлять ею.

Дыхательное упражнение 2

Расслабьтесь и спокойно вдохните в нижнюю часть легких. А теперь сделайте небольшую задержку воздуха на звук “Хм” (для наглядности смотрите видео). Вы должны почувствовать напряжение в прессе.

Маленький совет от меня: чем больше вы будете делать упражнений на развитие мышечной мускулатуры, тем лучше вы начнете чувствовать опору и правильно петь. Я даже рекомендую вам перед занятием вокалом сделать какое-то упражнение (отжимание, приседание), это поможет телу прийти в тонус.

Как правильно выдыхать?

Самое главное правило - выдыхать равномерно. Это сделать непросто, и многие любители, которые неплохо поют, часто не могут удерживать ровное дыхание, из-за чего их голос не звучит объемно и мощно, а окончания фраз размазываются. Для того, чтобы научится ровно дышать, нужно выполнять дыхательные упражнения и стараться удерживать напряжение. Запомните, чем дольше вы держите звук, тем больше должны напрягаться мышцы пресса. Одного вдоха должно хватать на одну или несколько строчек в песне.

Если вы чувствуете, что у вас есть какие-то проблемы с дыханием, приходите в нашу школу, и уже через неделю вы заметите, насколько устойчивее вы начнете звучать.

easyvoice5.ru

Упражнения для вокального дыхания

Данные упражнения применяются врачами-фониаторами как для тренировки равномерного, свободного, длительного выдоха, так и при лечении заболеваний голосового аппарата.

При выполнении упражнений не исключено головокружение. Отдохнув около минуты, можно продолжать. Основные рекомендации: выполнять спокойно, не утрировать выдох, соблюдая состояние покоя во всём теле. Выполняется сидя, стоя, лёжа по 8–10 раз в день. Тренировка выдоха на согласных звуках «с», «ж», «з». Короткий вдох через нос и равномерный выдох на звук «с» – полуулыбка, язык упирается в нижние зубы; выдох на звук «ж» – губы вытянуты вперёд. Звучание таинственное, низкое и резонирующее в груди. Для проверки приложите ладонь к груди и почувствуйте вибрацию; выдох на звук «з» – полуулыбка. Сидя или стоя взять в руку стакан с водой и коктейльной трубочкой.

После глубокого вдоха через нос медленно (в течение 25–30 сек.) выдыхать воздух в стакан через трубочку. Следующее упражнение от маэстро Барра, которое он называл своеобразной гимнастикой, направленно на развитие дыхания и нахождение его верной координации с другими частями голосового аппарата (для правильного механизма).«Не надо никакого голоса. Освободись совершенно. Протяни звук “в-в-в” на губах медленно, свободно выпуская воздух. Не толкай его. Пой отдельные ноты,отрезки гамм на “в-в”. Всё надо делать мягко, легко, без силы и голоса, только прикосновением дыхания, только туше. Теперь можно перейти на чистую гласную.

Это не пение, а гимнастика. Надо следить, чтобы дыхание не ударяло по связкам, а как бы обходило их». И последнее! Для развития лёгких, тренировки дыхания, энергетического заряда и поддержания себя в отличной форме, занимайтесь плаванием, системами, в основе которых лежит работа с дыханием. Это поможет вам не только в пении, но и укрепит ваше здоровье! Ведь не секрет, что для плодотворной работы нам необходимы желание, здоровье, время и любовь! Некоторые педагоги считают, что дыхание само разовьётся в процессе пения, если правильно организовать работу гортани и артикуляционного аппарата; другие утверждают, что дыханию в пении научиться нельзя – важно научиться ощущать его!

В одном сходятся все: в процессе занятий пением необходимо выработать плавный и постепенный выдох, обеспечивающий длительное фонирование. В. Емельянов так откорректировал изречение Ламперти: «Школа пения – школа выдыхания!» А я в свою очередь желаю вам терпения и великолепных результатов!

Пойте хорошо, дышите удобно!

20.11.2006. Постоянный адрес статьи : musicbox.su/info/999.html . Елена ЕРМАК

www.edka.ru

Упражнения для вокалистов: диафрагменное дыхание и свободный резонаторный звук

В процессе поиска правильного звука мы будем пользоваться различными приспособлениями, позволяющими пустить в ход различные естественные психические и физиологические механизмы.

Обнаружен блокировщик объявлений!

Развитие нашего сайта возможно только благодаря показу рекламы нашим посетителям. Пожалуйста, поддержите нас, отключив AdBlock.

Инструкция по отключению - здесь.Спасибо!

Естественней всего функционирует наше дыхание во время смеха Твитнуть
Дыхание

В начале обучения главная ваша задача – научиться правильно дышать. Уделите данному разделу особое внимание. Продвигаясь вперед, периодически возвращайтесь к нему, повторяя дыхательные упражнения. Полезно использовать их в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием.

Для начала попробуйте проверить работу дыхательных мышц. Положите ладони на живот и сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов. Чтобы дыхание было более интенсивным, согрейте им руки или раздуйте воображаемый огонь в печи. Вы почувствуете, что живот поднимается и опускается. Если этого не происходит, значит вы пользуетесь самым нерациональным видом дыхания – ключичным.

Правильным является такое дыхание, при котором наиболее активно работают межреберные мышцы нижних стенок живота и диафрагмы – мембраны, отделяющей грудную область от брюшной. Такой тип дыхания называется диафрагменным.

Проще всего проверить движение диафрагмы в лежачем положении. Нужно лечь на спину, положить руки чуть выше живота, где находится солнечное сплетение /область диафрагмы/ и сделать вдох и выдох. При вдохе рука обязательно поднимется благодаря движению диафрагмы. При выдохе рука опустится.

Одновременно с проверкой движения диафрагмы проверяется и движение мышц живота, которые работают ритмично и совпадают с движениями диафрагмы при вдохе и выдохе. Таким же образом должна работать диафрагма и брюшные мышцы в положениях стоя и сидя. Проверка покажет вам достоинства и недостатки вашего физиологического дыхания.

Упражнения для вокалистов
Упражнение 1

Естественней всего функционирует наше дыхание во время смеха. Ощутим, как и где напрягаются мышцы брюшного пресса, нижней части спины /поясница/, живот подается вперед.

Упражнение 2

Теперь положим руку на живот для контроля дыхания и сделаем медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдохнем, снова считая до четырех. Почувствуем, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если движения живота плохо ощутимы, попробуем выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и положив руки на область поясницы. На вдохе должно ощущаться расширение этой области спины. При каждом последующем вдохе-выдохе увеличиваем счет на единицу (пять, шесть, семь и т.д.).

Упражнение 3

Активный выдох. Разогреем мышцы, чередуя быстрые вдохи-выдохи открытым ртом. Приглядитесь, как вздымаются бока у собаки, дышащей высунув язык, и вы поймете, почему данное упражнение носит название “собачка”. Это упражнение полезно выполнять у зеркала. Сядьте на стул, облокотитесь на его спинку и расслабьте плечи и шею. Выполняя упражнение, следите, чтобы плечи не поднимались.

Упражнение 4

Одним из существенных недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Голос звучит толчками, дрожит и качается. Тренируя ровный выдох, мы закладываем основы ровного звучания голоса. Предварительно выдохнув, сделаем резкий вдох носом, послав воздух в область живота. Со звуком ТЦ-Ц-Ц… медленно выдыхаем воздух сквозь сомкнутые зубы. Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить мышцы живота /пресс/ напряженными, а сам живот круглым, как мячик. Старайтесь поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух. Постепенно необходимо продлевать выполнение этого упражнения от 20-30 секунд до одной минуты.

Во время пения используются специфические мышцы, не работающие в повседневной жизни. Поэтому качать пресс или прибегать к другого рода упражнениям для их тренировки не следует! Помогут занятия йогой, лечебная дыхательная гимнастика и плавание. Диафрагменное дыхание должно быть доведено до автоматизма: дышите “животом” в метро, на учебе и прогулке.

Характерные ошибки: постоянное задирание или подергивание плеч во время вдоха – свидетельство ключичного дыхания, нарочитое выпячивание живота и неестественное его втягивание или другое неудобство в дыхании означает, что упражнение выполняется неправильно.

Диафрагменный тип дыхания является максимально естественным и полезным для всего организма. Этот тип дыхания обычен для профессиональных певцов, спортсменов, лекторов и ораторов. Он является составной частью лечебной гимнастики, йоги, восточных единоборств. Так дышат животные, так и вы дышали в раннем детстве, пока издержки цивилизации в виде различных физиологических комплексов не привели к закреплению неправильного навыка.

Не забывайте на первых порах во время пения постоянно класть руку на живот для контроля дыхания. В дальнейшем полезно использовать плотно облегающий широкий резиновый пояс. Он помогает контролировать дыхание и немного утяжеляет нагрузку на мышцы, выполняя функцию тренажера.

Вспомогательные упражнения

Часто правильному пению мешают мышечные зажимы, излишнее напряжение отдельных групп мышц, их дискоординация. Предлагаемые упражнения помогут правильно организовать работу мышц. Прежде всего следует позаботиться о правильной осанке: спина прямая, плечи расправлены и опущены вниз, голова находится в среднем положении. Не задирайте голову вверх – это излишне напрягает гортань и голосовые связки, так можно сорвать голос. Работайте ритмично.

Упражнение 5

Шея расслаблена. Мягкие движения головы по кругу в правую и левую стороны.

Упражнение 6

Мягко опускаем нижнюю челюсть вниз, затем возвращаем на место. Выполнять мягко, осторожно. Правильное положение нижней челюсти можно найти, открыв рот на максимальную ширину, а затем немного ослабив мышцы.

Упражнение 7

Губы вытянуты в трубочку, выполняют движения влево-вправо, вращения по кругу вперед-назад и влево-вправо.

Упражнение 8

Язык принимает различные формы: сворачивается в трубочку, принимает форму ванночки /поднимаются боковые стенки и кончик языка/ или паруса /рот открыт, язык касается верхнего неба как можно дальше от передних зубов/.

Если у вас не получается выполнить все упражнения,- не отчаивайтесь. Вполне достаточно, если вы ограничитесь регулярным выполнением самых простых. Нащупайте на гортани кадык – самое широкое место. Возьмите его двумя пальцами и проследите за его движениями во время зевания. Кадык опускается вниз. Надо научиться фиксировать это состояние во время пения. Это и называется вокальным зевком. Опущенная, а значит свободная и немного расширенная гортань способствует красивому естественному выходу звука.

Отсутствие лишнего напряжения на гортани – залог творческого долголетия исполнителя. Но не надо насильно тянуть гортань вниз и тем более держать ее руками. Правильное ее открытие достигается только ощущением зевка. Откроем рот перед зеркалом и постараемся “показать горло врачу” – опустить корень языка, поднять мягкое небо с маленьким язычком и сказать “А”, открывая заднюю стенку глотки.

  • Неправильно: язык стоит горбом, закрывая проход в горло, мягкое небо как бы лежит на языке.
  • Правильно: горло открыто, язык свободно лежит, почти касаясь кончиком нижних зубов, мягкое небо поднято. При этом сохраняются ощущения зафиксированного зевка.

Малоподвижная небная занавеска /мягкое небо/ и язык мешают выходу свободного звука. Он становится плоским, гнусавым. Следующие упражнения тренируют подвижность мягкого неба, языка и гортани.

Подвижность мягкого неба, языка и гортани
Упражнение 9

3-4 согнутых в кулак пальца вставляем в рот в качестве расширителя. Максимально членораздельно, отчетливо и громко произносим буквосочетания НГА, НГО, НГЫ, НГЕ, НГУ, НГЯ. Голову не задираем, выполняем упражнение до ощущения усталости в области гортани.

Упражнение 10

Откроем рот. Резко выталкиваем язык наружу с таким ускорением, чтобы обратно он как бы запрыгнул сам. Представьте себе лягушку, ловящую комара. Старайтесь дотронуться языком до подбородка. Рот открыт, не дергается и не закрывается, челюсть расслаблена. На первых порах можно придерживать себя за подбородок.

Работайте ритмично в удобном темпе до ощущения усталости мышц гортани. Следите, чтобы в каждом упражнении действовала только нужная группа мышц. Научитесь дифференцировать работу отдельных мышц вокального аппарата и произвольно ими управлять. Следите за дыханием, осанкой, не напрягайте плечи, шею.

Свободное резонаторное звучание

Обычно, приспособления, позволяющие пустить в ход различные естественные психические и физиологические механизмы – это условные представления, которые мы вызываем в своем воображении. Они помогают проникнуть в природу ощущений, возникающих при правильном пении.

Мы уже пользовались подобными приспособлениями: вспомните упражнения “собачка”, “лягушка ловит комара”. Естественно, их не следует понимать буквально. Необходимо только вызывать данные картины в своем воображении. Это значительно облегчит вам поиск правильных ощущений.

Упражнение 11

Откроем рот. Сделаем медленный вдох с легким звуком “удивления”. Почувствуем холодок на мягком небе и опускание кадыка. На выдохе издаем протяжный, свободный, похожий на стон звук “А”. Гортань вместе с кадыком остается в нижнем положении. Язык не должен закрывать горло. Губы не должны дрожать. Проконтролируйте себя с помощью зеркала. Следите за правильным дыханием. Вдох не фиксируйте /выдох — непосредственно после вдоха без задержки/. Гортань не поднимается. Непроизвольному рождению свободного звучания способствует покой, внутренняя раскованность и даже некоторая расслабленность.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также:

По материалам:

Е.Ю.Белоброва, "Рок-вокалист"

promoband.net

Певческое дыхание -основа вокального исполнительства. Гимнастика дыхания | Педагогический опыт

Певческое дыхание -основа вокального исполнительства. Гимнастика дыхания

Автор: Яицкая Мадина Мавлютовна

Организация: МБУ ДО Детская хоровая школа «Подлипки» им. Б. А. Толочкова

Населенный пункт: Московская область, г. Королёв

Дыхание является энергетическим фактором, от которого зави­сят сила и длительность звука, его тембровые краски.

Певческое дыхание, как и обычное, слагается из фазы вдоха и выдоха, но оно во многом отличается от обычного дыхания. Фона­ция происходит в фазе выдоха, из-за чего выдох значительно удли­няется, а вдох укорачивается. Изменяется не только ритм, но и темп обычного дыхания. Дыхательных движений в минуту ста­новится гораздо меньше. Количество вдыхаемого воздуха нерав­номерно в зависимости от певческих задач.

Дыхание - важнейший вокальный навык, энергетический источник голоса. Певческое дыхание отличается от обычного (разговорного):

  • Оно управляется волей, а обычное осуществляется непроизвольно;
  • Обычный вдох примерно 500см3, а вдох певческий – 1000- 1500см3;
  • Выдох певца может быть в 20-30 раз длиннее вдоха, в речи разница между вдохом и выдохом небольшая;
  • Певческое дыхание глубже обычного.

Типы певческого дыхания.

  1. Грудное дыхание. При нем наиболее активно работают мыш­цы грудной клетки. Внешние дыхательные движения сводятся к активным движениям стенок грудной клетки, особенно ее верхнего­ среднего отдела. Диафрагма малоподвижна. Живот при вдохе втя­нут...! Этот тип дыхания был распространен в старо-итальянской школе (до началаXIXв.). Разновидностью грудного дыхания является ключичное (клавикулярное), или верхне-грудное, дыхание, при котором очень энергично участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса и шеи. Оно неприемлемо для пе- ния, т. к. в этом случае дыхание поверхностное, мышцы шеи на­ пряжены, ограничены движения гортани и потому затруднено го- лосообразование.
  2. Смешанное, грудо-брюшное (косто-абдоминальное) дыха­ние. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диа­фрагма.
  3. Брюшное или диафрагматическое дыхание. При этом типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной по­лости, в частности видимые нами мышцы брюшной стенки, при относительном покое стенок грудной клетки.

Деление дыхания на отдельные типы является условным, в зна­чительной мере теоретическим, на практике же чистых типов ды­хания и резких границ между ними нет.

Певческое дыхание в детском хоре.

Дыхание в пении имеет исключительно большое значение – это источник энергии для возникновения звука. Итальянские мастер

www.pedacademy.ru