Дневная гимнастика пробуждения в детском саду (по методике Н.Н. Ефименко). Ефименко гимнастика пробуждения


Гимнастика пробуждения »

Гимнастика пробуждения (технология Н.Н.Ефименко)

 БТИ: «Народный промысел»

СМИ: «Хохломская полянка»

Возраст: средняя группа

Методическая спецификация: для проведения после ночного и дневного сна (на кроватях, на ковриках в групповой комнате, в физкультурном зале)

Музыкальное сопровождение: спокойная легкая музыка

Авторы: Смолюгова Ж.А., воспитатель МБДОУ детского сада № 17,

Богатырева И.Б., инструктор по физической культуре МБДОУ детского сада № 62

 

Содержание

Давным-давно в старинном городе мастеров поселились маленькие завитушки. Заняв  красивую полянку завитушки мирно дремали на ней.  Как-то ранним весенним утром пробрался лучик  солнышка на полянку и стал будить завитушек.

 

1

Упр. 1. «Доброе утро».

Завитушки стали просыпаться и приветливо здороваться друг с другом (и.п. ‒ лежа на спине, поднять голову , руки потянуть вперед к носкам, помахать кистями рук ).

 

                                                         

2

    Упр. 2 «Ветерок».

Легкий ветерок шевелил травинки, на которых, лежали завитушки (и.п. ‒ лежа на спине. Плавные движения рук и ног вверх-вниз).

 

3

   Упр. 3 «Разноцветные бока ».

Поворачивая свои бока солнышку, завитушки становились разноцветными. Им очень хотелось показать свои разноцветные наряды соседям осочкам. (И.п.лежа на спине, руки над головой: выполнять повороты на бок вправо-влево).

 

4

Упр. 4 «Осочки».

Осочки с интересом рассматривали красивые наряды завитушек. (и.п. ‒ лежа на животе, ноги вместе, руки согнуты в локтях: прогибаться в спине, выпрямить руки в локтях , выполнять повороты головы вправо-влево).

 

5

Упр. 5 «В укрытие». 

Внезапно налетела дождевая тучка, и завитушки и осочки,  поспешили спрятаться в укрытие под  кустики. (и.п. ‒ низкие четвереньки. Ползание на низких четвереньках).

 

6

Упр. 6 «Дождевая тучка».

Из тучки на полянку стали прыгать капельки. (и.п. ‒ на высоких четвереньках. Ходьба на высоких  четвереньках).

 

7

Упр. 7 «Капельки».

Капельки весело прыгали с травинки на травинку, купая прохладной водой все вокруг. (и.п. ‒сидя, руки в упоре за спиной, ноги прямые: поочередно сгибать и выпрямлять вперед-вверх  ноги.)

 

8

Упр. 8 «К солнышку».

Дождик закончился. На небе ярко засияло солнышко. Капельки протянули свои ладошки к солнышку, мечтая попасть снова домой, на большую дождевую тучку. (и.п. ‒стоя, руки внизу: поднять руки вверх, потянуться, встать на носки).

 

9

 

 Упр. 9 «Узоры на полянке».

После дождя на полянке стало свежо. И наши друзья завитушки и осочки весело переговариваясь, легко побежали по всей золотистой полянке, украшая ее своим незабываемым узором. (Легкий бег в разных направлениях)

 

 

sad17.novoch-deti.ru

Методические рекомедации для воспитателей "Гимнастика пробуждения" по Н.Н. Ефименко

Методические рекомендации для воспитателей

Гимнастика пробуждения.

(по методическим рекомендациям Н.Н. Ефименко)

Гимнастика пробуждения после дневного сна оказывает на детей колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие. Выполняя комплекс упражнений на кровати, дети постепенно переходят из фазы расслабления в фазу напряжения, что соответствует естественной биологической последовательности развития человека. Обязательное условие гимнастики пробуждения является исходная стартовая поза – лежа на спине, руки вдоль туловища, тело расслабленно и спокойно. Эта поза выбрана не случайна, все позы и движения подчиняются законам филогенеза, т.е. историческому становлению животного мира и человека, как части этого мира: от лежа к стоя, от расслабления к напряжению.

В течение дня ребенок большую часть времени проводит в вертикальных положениях, что с одной стороны (ходьба, бег, прыжки, приседания) тренируют мышцы ног, а с другой стороны это колоссальная нагрузка на позвоночник, особенно это сказывается на детях с различными искривлениями позвоночника.

И в горизонтальных, и в вертикальных положениях тела работа над мышцами ведется сверху вниз, т.е. от темечка до пят, и от центра к периферии.

Есть еще несколько обязательных моментов при проведении гимнастики пробуждения. Музыкальное сопровождение, которое выступает в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. Чтобы пробуждение было мягким, добрым и желанным используйте относительно тихую, нежную, легкую обещающую радость музыку. Комплекс гимнастики пробуждения должен быть относительно постоянным, для того чтобы у детей выработался рефлекс – пробуждение. Услышав звучание привычной мелодии, малыши легче и эффективнее будут переходить от состояния полного покоя и расслабления к активной деятельности. В течение месяца музыка не меняется, а упражнения выполняются разными сказочными героями, и только через 1 – 1,5 месяца музыкальная композиция и комплекс упражнений должны быть заменены полностью. Стоит отметить, что пробуждение после дневного сна должно быть индивидуальным, т.е. в зависимости от типа нервной системы, но не больше положенного:

1 младшая группа 4-5 минут

2 младшая группа 5-6 минут

Средняя группа 6-8 минут

Старшая группа 8-10 минут

Подготовительная группа 10-12 минут

Еще один не маловажный момент – это голосовые модуляции, т.е. ваш голос во время гимнастики пробуждения должен быть ласковым, мягким, относительно эмоциональным, не громким и бодрым.

Во время гимнастики пробуждения не в коем случае не давите на ребенка, ребенок должен заниматься по собственной воле; сегодня у него нет желания качать головой как «часики», есть мед как «мишка», барабанить в барабан как «зайка», но завтра он обязательно будет ждать момента пробуждения, ведь вы снова отправитесь в неизвестный удивительный мир сказки.

Н.Н. Ефименко предлагает три ступени сложности гимнастики пробуждения:

  1. «по подражанию» - самый легкий, простой уровень для детей, когда они просто повторяют за воспитателем все его движения и упражнения. Применяется в начале, при ознакомлении с данной формой работы, освоении детьми последовательности двигательных действий.

  2. «самостоятельный» - но с необходимой помощью воспитателя дети выполняют соответствующие движения и упражнения тексту, демонстрируя освоенные раннее умения и навыки.

  3. «полное самовыражение» (свободный стиль) – самый зрелый, сложный и заключительный уровень. Здесь дети самостоятельно, без участия воспитателя, создают свою двигательно-музыкальную композицию, полностью выражая свое понимание музыки и движений.

infourok.ru

Комплекс утренней гимнастики по Ефименко: простые правила

Комплекс упражнений утренней гимнастики по Н. Ефименко

Дата публикации: 10 июня 2017

На сегодняшний день довольно широкое распространение получил комплекс утренней гимнастики по Ефименко. Николай Ефименко – кандидат педагогических наук, разработал и внедрил специальные занятия, проходящие в игровой форме.

На чем основывается авторская система Ефименко?

Ефименко положил в основу своего учения эволюцию животного мира Дарвина. Кандидат педагогических наук считает, что двигательная активность ребенка должна развиваться в такой же естественной последовательности. Т.е. сначала ребенок выполняет все упражнения, лежа на спине, затем переворачивается на живот, возвращаясь в предыдущую позицию и снова оказываясь на животе.

Затем осваивает ползания по-пластунски и на «четырех конечностях», постепенно переходя к упражнениям в сидячем положении, стоя, в процессе ходьбы, подпрыгивания, бега, лазания, различных действий с предметами, метания и т.д.

Он дает рекомендации разделить все физическое развитие детей на этапы или кварталы, чтобы периодически повторять все виды упражнений. Он дал название этой работы «повторно-кольцевое построение занятий» и призвал воспитателей работать, основываясь на этом принципе.

Ефименко говорит, что малыши младших групп способны освоить только небольшую часть упражнений и, соответственно, высоких результатов они показать не могут. Но если говорить о комплексе утренней гимнастики для средней группы и старше, то здесь дети уже способны ползать и преодолевать препятствия на возвышенной и ограниченной опоре, переносить предметы и многое другое. В процессе освоения упражнений детям увеличивают длину пути, физическую нагрузку, задают новые направления координации и силы.

Ефименко уверен: детям детсадовского возраста необходимы упражнения общего развития, они выступают в качестве разминки, разогрева мышц, чтобы подготовить организм к основным движениям. Он делает упор на то, что от подготовительных упражнений зависит результат основных движений. Он считает такую подготовку сырьем для изготовления.

Ефименко призывает отказаться от устаревшего шаблона, подразумевающего деление физкультуры на три части – подготовка, основная часть и заключительная. Он призывает не строить детей в ряд, чтобы начать занятия с маршировки, а позволить им остаться в своих кроватях и начать заниматься лежа на животе или на спине.

утренняя гимнастика

Не секрет, что физическая деятельность начинается с так называемого включения, когда во всех системах и органах ускоряется кровообращение, расширяются стенки сосудов, увеличивается температура кожи, мышц и объем сердца, растет частота его сокращений. Эта фаза должна быть пройдена детским организмом в подготовительной части занятий.

За первые несколько минут пульс ребенка должен достигнуть отметки 120-140 ударов в минуту. Этого можно достичь путем применения наиболее целесообразных упражнений, при этом нежелательно, чтобы дети бегали и подскакивали, потому что нагрузка на сердце уже не будет отвечать основам подготовительной части.

Главная заповедь Н. Ефименко

Ефименко исповедует так называемый Театр физического воспитания, призывая воспитателей подавать упражнения в игровой форме. Такой подход физического воспитания малышей считается самым эффективным, посредством игры можно достигнуть заоблачных высот. К примеру, тематическое занятие «Боцман и юнги» предполагает подготовительную часть начать выполнять на гимнастической скамейке, которая будет играть роль корабельного трапа.

В финале можно показать детям «шествие моряка»: как моряк ставит ноги по обе стороны от лава-трапа и проходит по всей его длине, шатаясь и приняв серьезный вид настоящего «морского волка».

Благодаря элементам клоунады, дети могут развлечься, посмеяться и расслабиться. Ведь положительные эмоции заряжают детей энергией. Поэтому во что бы дети ни играли – в «Казаки-разбойники», «Пушистый зоопарк», «Джунгли Амазонки», «Остров сокровищ» или «Таинственный космос» это от начала до конца должна быть большая тематическая игра. В ходе таких занятий разворачивается сюжет, включаются все новые и новые ситуации, чтобы сохранить положительный игровой тонус и высокий эмоциональный фон детей.

Ефименко считает, что комплекс утренней гимнастики должен использовать язык игры. Каждое занятие должно быть положено на игровое действо с ненавязчивым вплетением элементов обучения, коррекции, воспитания, развития и оздоровления.

В занятии, которое педагог подаст в стиле «театр», дети не увидят элементов обучения и каких-то программных задач, данный стиль в первую очередь предоставляет детям возможность вдоволь наиграться и напрыгаться. В результате учебный материал фактически усваивается ими на подсознательном уровне.

упражнение на коврике

Какой эффект оказывает данная гимнастика на организм ребенка?

Каждая задача решается путем игры, включающей соответствующие движения. Такие занятия, как правило, проводятся в теплый период года, когда все упражнения уже освоены детьми и берется курс на укрепление двигательных навыков, развитие физических качеств и проявление умений в меняющейся ситуации.

Данная утренняя гимнастика – это специфическая форма устройства физического воспитания подрастающего поколения. Она не может быть заменена физкультурой или другими подвижными играми. Она призвана прогонять сон у детей, помогать им организованно включаться в режим дня, создавать бодрое настроение.

За счет ежедневных тренировок можно развить методичную технику движений, укрепить мышцы тела, сформировать правильную осанку, предотвратить сутулость и различные искривления позвоночника, улучшить обмен веществ, наладить работу кровеносной и нервной систем, углубить дыхание.

Благодаря утренней гимнастике дети привыкают выполнять ежедневные физические упражнения, они учатся навыкам коллективного общения и общения с воспитателем. Утренняя гимнастика вкупе с водными процедурами закаляет детей.

Условия проведения гимнастики

Для проведения утренней гимнастики необходимо создать гигиенические условия, идеальным вариантом будет открытая веранда, если, конечно, позволяют погодные условия. Если это помещение, то оно должно быть хорошо убрано и проветрено. Лучше найти для этих целей большое помещение, преимущественно зал, чтобы можно было проводить гимнастику с группами разных возрастов по очереди. Температура воздуха в помещении должна составлять +16 градусов, если стоит задача закаливания детей, то ее нужно снизить до +14 градусов.

Комплекс утренней гимнастики задействует в работе все основные группы мышц: плечевой пояс, конечности, туловище, мелкие мышцы кистей, шеи, стоп. Что касается комплекса утренней гимнастики для старшей группы, то упражнения для детей этого возраста предусматривают проработку косых и боковых мышц тела.

Но в какой бы возрастной группе ни проводились занятия, они обязательно будут включать упражнения, усиливающих функцию внутренних систем и органов. Речь идет об упражнениях, связанных с преодолением массы тела (беге или прыжках). Данные тренировки обязательно учитывают возрастные возможности детей, т.к. существует определенная опасность при увеличении дозировки таких движений.

упражнение

Эффективность утренней гимнастики во многом зависит от характера двигательной активности. Особенность данного тренинга для дошкольников заключается в том, что в нем кратковременные напряжения чередуются с расслаблением мышц исполнителей. Это создает у детей наиболее благоприятное состояние. Данный комплекс упражнений исключает использование движений статического напряжения, а если предотвратить их нельзя, детям дают возможность передохнуть. Нецелесообразно применять и упражнения, связанные с упором и напряженным исполнением.

«Золотые правила» проведения гимнастики пробуждения на открытом воздухе

  1. Все занятия начинаются с горизонтальных поз.
  2. Любая исходная позиция подразумевает сначала выполнение движений головой, потом в работе задействуются плечевой пояс и руки, затем дело доходит до мышц туловища и только потом ног.
  3. Комплекс упражнений для конечностей должен быть подобран таким образом, чтобы первыми нагрузку испытывали суставы, наиболее приближенные к туловищу.
  4. Каждое упражнение должно быть обыграно. Дети это очень любят и с удовольствием будут повторять за воспитателем различные звуки. К примеру, как капает вода (кап-кап-кап…), как едет поезд (чух-чух-чух…).

Такое проговаривание движений имеет и еще одну положительную сторону: развивается кора головного мозга, ускоряется ее созревание, формируется звукопроизношение у детей, корректируется их язык.

Что касается игровой тематики, то рекомендуется выбирать такой сюжет, который бы соответствовал данному сезону, к примеру, зимой «Дед Мороз», а летом «Хозяйка медной горы». Если на улице установилась холодная и влажная погода, не стоит использовать игры, включающие пение и речитатив, чтобы предохранить голосовой аппарат.

Подбор игры должен быть произведен с учетом подготовленности детей. В самом начале года, т.е. в сентябре, сюжет и содержание должны быть простыми и незамысловатыми, с минимальным количеством сложных движений.

Чтобы закрепить у дошкольников двигательные навыки и развить физические качества, будет очень полезно повторять известные им забавы в течение всего года и в строго определенной последовательности. Так же вносить изменения, соответствуя поставленным задачам, усложнять правила игры и движения, в качестве площадки для проведения игр использовать то опушку леса, то расчищенный участок, то песчаный берег реки.

kaksbrositves.ru

Дневная гимнастика пробуждения в детском саду (по методике Н.Н. Ефименко)

Дневная гимнастика пробуждения «В мире животных» (по методике Н.Н. Ефименко)Цель: Пробудить организм, нормализовать кровообращение, снять сонливость. Задачи: 1. Развивать интеллект. 2. Формировать у детей необходимые духовные и физические качества. Ход занятия. Воспитатель: Мальчики и девочки, сегодня мне приснился сон про Африку, эту большую и солнечную страну, где круглый год стоит лето, где плещутся волны океанов и прорастают тропические джунгли. Мне так захотелось там побывать, что я написал сказку про Африку, в которую сегодня хочу с вами поиграть. Воспитатель:Посмотрите как нежатся на песочке симпатичные бегемотики – они дремлют, разомлев на солнце. Упражнение 1. «Сонные бегемотики»: из и. п. лёжа на спине в позе группировки выполнять медленные поворачивания влево-вправо. Воспитатель: А вон поодаль пытаются перевернуться на ноги неуклюжие носороги, но это пока у них не получается. Упражнение 2. «Неуклюжие носороги»: из и. п. лёжа на спине в позе группировки, руки пропустить под коленями согнутых ног, «дрыгать лапками», имитируя попытки перевернуться. Воспитатель:А у ушастых слоников вдруг зачесались пяточки. Упражнение 3. «Слоновьи пятки»: из и.п. «лёжа на спине в позе группировки, захватив себя кистями за пятки согнутых ног, раскачиваться назад и «чесать пятки» Воспитатель:Возня этих больших толстопузиков потревожила тигрят, которые во сне стали подкрадываться к добыче. Упражнение 4. «Тигрята»: из и.п. лёжа на спине, руки и ноги полусогнуты имитировать подкрадывание к добыче, выполняя круговые движения руками и ногами. Воспитатель:Тут зверята решили достать до солнца и коснуться его своими лапками. Упражнение 5. «Достанем солнце»: из и. п. лёжа на спине с опорой на полусогнутые ноги поочерёдно поднимать каждую ногу, имитирую попытку дотянуться до неба! Воспитатель: В это время смешные черепашки грелись на горячем песке, подставляя солнечным лучам свои красивые панцири. Упражнение 6. «Черепахи греют спины»: принять положение лёжа на животе в позе эмбриона и сохранять его определённое время, расслабившись. Воспитатель:Смотрите, как показали из воды свои головы зубастые крокодилы, - по моему, они задумали проглотить солнце! Упражнение 7. «Голодные крокодилы»: из и.п. лёжа на животе плавно выжиматься на руках, приподнимая верхнюю часть туловища (таз при этом должен оставаться на опоре). Воспитатель:Из зарослей стали выбираться на поляну львята – мама львица отправила их умываться. Упражнение 8. «Львята»: ползание на кровати на низких четвереньках сначала в одну, а потом в другую сторону. Воспитатель:В это время из-за кустов появилась грива царя зверей льва – он рыкнул на все джунгли , чтобы все поняли, кто тут главный.! Упражнение 9. «Царь зверей»: из и.п. стоя на четвереньках выполнять поочерёдные махи каждой выпрямленной ногой назад- вверх, при этом можно имитировать оскал зубов хищника. Воспитатель:Обезьянки радовались солнечному дню и крутили от удовольствия хвостиками. Упражнение 10. «Весёлые обезьянки»: из и. п. стоя на четвереньках двигать тазом влево-вправо, имитируя как обезьянки радуются. Воспитатель:Услышав это всеобщее веселье , на песчаный берег выползли пучеглазые крабы. Упражнение 11. «Крабы»: топтание на месте в исходном положении на задних низких четвереньках. Воспитатель:А вот шимпанзе приводят себя в порядок, ловя блох в шерсти. Упражнение 12. «Шимпанзе ловит блох»: из и.п. сидя на кровати, ноги при этом полусогнуты разворачиваться поочерёдно то в одну, то в другую сторону, имитируя

profhelp.net

Комплекс гимнастики пробуждения после ночного снa по методике Н.Н. Ефименко для старших дошкольных возрастных групп «Путешествие к звёздам»

  1.  Комплекс гимнастики пробуждения после ночного снa по методике Н.Н. Ефименко для старших дошкольных возрастных групп «Путешествие к звёздам» Комплекс гимнастики пробуждения после ночного снa по методике Н.Н. Ефименко для старших дошкольных возрастных групп

  2. 1.Дети, давайте ляжем на спину, закроем глаза  и представим, что мы на межпланетном звездолёте. Открываем глаза и видим, что мимо нас пролетает книга, стул, тарелка  и т.д.

Исходное  положение - лёжа на спине. Поворот головы вправо, влево.

  1. 2.Что там впереди?

Исходное  положение то же, поднять голову, посмотреть на носки. Принять исходное  положение.

  1. 3.Невесомость. Летают предметы, нас поднимает с кровати.

 Исходное  положение то же, одновременно поднять ноги и руки. Принять исходное  положение.

  1. 4.Держись  за кровать!

Исходное  положение то же, оторвать спину от пола. Принять исходное  положение.

  1. 5.Наш корабль попал в межпланетную турбулентность.

Исходное  положение - лёжа на животе. Поворот вокруг себя на 180 º.

  1. 6.Вперёд, к пульту управления!

Исходное  положение то же, имитация движений плавания.

  1. 7.Перестарались, пролетели, подберёмся ближе к пульту.

Исходное  положение - низкие четвереньки. Передвижение вперёд, назад.

  1. 8.Тянемся к кнопке отключения невесомости.

Исходное  положение - средние четвереньки. Поднять правую руку. Принять исходное  положение. Поднять левую руку. Принять исходное  положение.

  1. 9.Наш корабль  стал резко снижаться, всех подбросило вверх.

 Исходное  положение то же, подняться на высокие четвереньки. Принять исходное  положение.

  1. 10.Не та кнопка, тянись ногой к рычагу!

Исходное  положение - задние четвереньки. Поднять правую ногу. Принять исходное  положение. Поднять левую ногу. Принять исходное  положение.

  1. 11.Теперь слишком большое давление, невозможно руку поднять.

Исходное  положение - сед, ноги прямые вместе, руки сзади в упоре. Поднять правую руку и наклониться влево. Принять исходное  положение.

Поднять левую руку и наклониться вправо. Принять исходное  положение.

  1. 12.И ногу тоже не получается поднять.

Исходное  положение то же, поднять правую ногу. Принять исходное  положение.

 Поднять левую ногу. Принять исходное  положение.

  1. 13.Нужно повернуть рычаг обратно.

Исходное  положение - высокие колени, руки прямые перед собой. Наклон вперёд. Принять исходное  положение.

  1. 14.Встаём.

Исходное  положение - сед на корточках, руки на поясе. Встать. Принять исходное  положение.

  1. 15.Давление в норме, полёт нормальный. Соберём рассыпавшиеся звёзды.

Ходьба. Имитационные движения «сбор звёзд». Лёгкий бег.

  1. 16.Сдуем с себя звёздную пыль и полетели обратно на землю.

Исходное  положение - стоя, ноги на ширине плеч, руки а поясе. Глубокий вдох носом, выдох ртом.

< Предыдущая Следующая >
 

doshkolnik.ru

Гимнастика пробуждения

Гимнастика пробуждения.

(по методическим рекомендациям Н.Н. Ефименко)

Гимнастика пробуждения после дневного сна оказывает на детей колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие. Выполняя комплекс упражнений на кровати, дети постепенно переходят из фазы расслабления в фазу напряжения, что соответствует естественной биологической последовательности развития человека. Обязательное условие гимнастики пробуждения является исходная стартовая поза – лежа на спине, руки вдоль туловища, тело расслабленно и спокойно. Эта поза выбрана не случайна, все позы и движения подчиняются законам филогенеза, т.е. историческому становлению животного мира и человека, как части этого мира: от лежа к стоя, от расслабления к напряжению.

В течение дня ребенок большую часть времени проводит в вертикальных положениях, что с одной стороны (ходьба, бег, прыжки, приседания) тренируют мышцы ног, а с другой стороны это колоссальная нагрузка на позвоночник, особенно это сказывается на детях с различными искривлениями позвоночника.

И в горизонтальных, и в вертикальных положениях тела работа над мышцами ведется сверху вниз, т.е. от темечка до пят, и от центра к периферии.

Есть еще несколько обязательных моментов при проведении гимнастики пробуждения. ^ , которое выступает в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. Чтобы пробуждение было мягким, добрым и желанным используйте относительно тихую, нежную, легкую обещающую радость музыку. Комплекс гимнастики пробуждения должен быть относительно постоянным, для того чтобы у детей выработался рефлекс – пробуждение. Услышав звучание привычной мелодии, малыши легче и эффективнее будут переходить от состояния полного покоя и расслабления к активной деятельности. В течение месяца музыка не меняется, а упражнения выполняются разными сказочными героями, и только через 1 – 1,5 месяца музыкальная композиция и комплекс упражнений должны быть заменены полностью. Стоит отметить, что пробуждение после дневного сна должно быть индивидуальным, т.е. в зависимости от типа нервной системы, но не больше положенного:

1 младшая группа 4-5 минут

2 младшая группа 5-6 минут

Средняя группа 6-8 минут

Старшая группа 8-10 минут

Подготовительная группа 10-12 минут

Еще один не маловажный момент – это голосовые модуляции, т.е. ваш голос во время гимнастики пробуждения должен быть ласковым, мягким, относительно эмоциональным, не громким и бодрым.

Во время гимнастики пробуждения не в коем случае не давите на ребенка, ребенок должен заниматься по собственной воле; сегодня у него нет желания качать головой как «часики», есть мед как «мишка», барабанить в барабан как «зайка», но завтра он обязательно будет ждать момента пробуждения, ведь вы снова отправитесь в неизвестный удивительный мир сказки.

Н.Н. Ефименко предлагает три ступени сложности гимнастики пробуждения:

  1. «по подражанию» - самый легкий, простой уровень для детей, когда они просто повторяют за воспитателем все его движения и упражнения. Применяется в начале, при ознакомлении с данной формой работы, освоении детьми последовательности двигательных действий.
  2. «самостоятельный» - но с необходимой помощью воспитателя дети выполняют соответствующие движения и упражнения тексту, демонстрируя освоенные раннее умения и навыки.
  3. «полное самовыражение» (свободный стиль) – самый зрелый, сложный и заключительный уровень. Здесь дети самостоятельно, без участия воспитателя, создают свою двигательно-музыкальную композицию, полностью выражая свое понимание музыки и движений.
На какой бы ступени сложности гимнастики пробуждения ваши дети не находились, алгоритм один:
  1. звучит музыка 1-1,5 мин. (время на индивидуальное пробуждение)
  2. начинаете будить детей нежным голосом, зовя их в сказку, предлагая лечь на спину, руки вытянуть вдоль туловища, глаза закрыть и представить… (релаксация)
  3. комплекса гимнастики от лежа к стоя, но без ходьбы, бега и прыжков

И последнее, в качестве темы гимнастики пробуждения лучше использовать знакомые детям сказки, сказочных героев, животных и т.п.

velikol.ru

Гимнастика пробуждения

Гимнастика пробуждения.

(по методическим рекомендациям Н.Н. Ефименко)

Гимнастика пробуждения после дневного сна оказывает на детей колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие. Выполняя комплекс упражнений на кровати, дети постепенно переходят из фазы расслабления в фазу напряжения, что соответствует естественной биологической последовательности развития человека. Обязательное условие гимнастики пробуждения является исходная стартовая поза – лежа на спине, руки вдоль туловища, тело расслабленно и спокойно. Эта поза выбрана не случайна, все позы и движения подчиняются законам филогенеза, т.е. историческому становлению животного мира и человека, как части этого мира: от лежа к стоя, от расслабления к напряжению.

В течение дня ребенок большую часть времени проводит в вертикальных положениях, что с одной стороны (ходьба, бег, прыжки, приседания) тренируют мышцы ног, а с другой стороны это колоссальная нагрузка на позвоночник, особенно это сказывается на детях с различными искривлениями позвоночника.

И в горизонтальных, и в вертикальных положениях тела работа над мышцами ведется сверху вниз, т.е. от темечка до пят, и от центра к периферии.

Есть еще несколько обязательных моментов при проведении гимнастики пробуждения. ^ , которое выступает в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. Чтобы пробуждение было мягким, добрым и желанным используйте относительно тихую, нежную, легкую обещающую радость музыку. Комплекс гимнастики пробуждения должен быть относительно постоянным, для того чтобы у детей выработался рефлекс – пробуждение. Услышав звучание привычной мелодии, малыши легче и эффективнее будут переходить от состояния полного покоя и расслабления к активной деятельности. В течение месяца музыка не меняется, а упражнения выполняются разными сказочными героями, и только через 1 – 1,5 месяца музыкальная композиция и комплекс упражнений должны быть заменены полностью. Стоит отметить, что пробуждение после дневного сна должно быть индивидуальным, т.е. в зависимости от типа нервной системы, но не больше положенного:

1 младшая группа 4-5 минут

2 младшая группа 5-6 минут

Средняя группа 6-8 минут

Старшая группа 8-10 минут

Подготовительная группа 10-12 минут

Еще один не маловажный момент – это голосовые модуляции, т.е. ваш голос во время гимнастики пробуждения должен быть ласковым, мягким, относительно эмоциональным, не громким и бодрым.

Во время гимнастики пробуждения не в коем случае не давите на ребенка, ребенок должен заниматься по собственной воле; сегодня у него нет желания качать головой как «часики», есть мед как «мишка», барабанить в барабан как «зайка», но завтра он обязательно будет ждать момента пробуждения, ведь вы снова отправитесь в неизвестный удивительный мир сказки.

Н.Н. Ефименко предлагает три ступени сложности гимнастики пробуждения:

  1. «по подражанию» - самый легкий, простой уровень для детей, когда они просто повторяют за воспитателем все его движения и упражнения. Применяется в начале, при ознакомлении с данной формой работы, освоении детьми последовательности двигательных действий.
  2. «самостоятельный» - но с необходимой помощью воспитателя дети выполняют соответствующие движения и упражнения тексту, демонстрируя освоенные раннее умения и навыки.
  3. «полное самовыражение» (свободный стиль) – самый зрелый, сложный и заключительный уровень. Здесь дети самостоятельно, без участия воспитателя, создают свою двигательно-музыкальную композицию, полностью выражая свое понимание музыки и движений.
На какой бы ступени сложности гимнастики пробуждения ваши дети не находились, алгоритм один:
  1. звучит музыка 1-1,5 мин. (время на индивидуальное пробуждение)
  2. начинаете будить детей нежным голосом, зовя их в сказку, предлагая лечь на спину, руки вытянуть вдоль туловища, глаза закрыть и представить… (релаксация)
  3. комплекса гимнастики от лежа к стоя, но без ходьбы, бега и прыжков

И последнее, в качестве темы гимнастики пробуждения лучше использовать знакомые детям сказки, сказочных героев, животных и т.п.

www.velikol.ru