Принципы выполнения ассиметричных, симметричных и корригирующих упражнений против сколиоза. Элементы асимметричной гимнастики


ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ АССИМЕТРИЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СКОЛИОЗ

Здравствуйте, Елена. Очень благодарна за ваши программы Мини-комплекс для позвоночника и Лечебная гимнастика для шеи. Чувствую себя намного лучше. Занимаюсь почти 2 мес. У меня s-образный сколиоз 3-4 степени право-грудной лево-поясничный и мне 43 года. Хотела у Вас узнать, есть ли у Вас специальные корректирующие асимметричные упражнения или комплекс упражнений по моей проблеме? Спасибо, Наталья

Наталья, 43 года, Россия

Здравствуйте, Наталья.Как таковые асимметричные упражнения, конечно есть для развития координации, когда ОДНОВРЕМЕННО одной рукой гладишь по голове, а другой рукой рисуешь круг на животе…. А вот те асимметричные упражнения, которые закачают одну дугу от плеча до середины груди, и от середины груди до талии растянут вогнутость, причем с обеих боковых сторон туловища….Учитывая, что наше тело слитное (цельное)!! таких упражнений просто нет! эти манипуляции невозможно осуществить технически! их просто не существует в природе, говорю вам как тренер по спортивной гимнастике, обучавший маленьких 10-12 летних гимнасток сложнейшим гимнастическим элементам, как например — двойному сальто с пируэтом, обучить этим элементам невозможно без знаний практической биомеханики человеческого тела.

Представьте, у вашего s-образного сколиоза 2 выпуклости и 2 вогнутости с обеих боковых сторон туловища, и эта кривизна переходит на шейный отдел позвоночника (ущемляя кровоток к головному мозгу), и также на крестец и искривляет кости таза (что приводит к деформации тазобедренных суставов).У меня просто недоумение, почему сами врачи намеренно не понимают ими же пропагандируемую чушь об индивидуальных асимметричных упражнениях, которые якобы индивидуально подбираются в соответствии с искривлением у каждого человека…

В действительности все обстоит по другому, озвучивая человеку о подборе асимметричных упражнений сами-то врачи представления не имеют какие же они эти асимметричные упражнения — это раз! сами врачи вообще не имеют необходимых знаний в биомеханике человеческого тела и советуют найти хорошего инструктора ЛФК — это два! Инструкторов ЛФК в совершенстве знающих практическую биомеханику человеческого тела просто нет или их просто единицы — это три!…а теоретиков у нас пруд пруди!!! Вот и получается замкнутый круг как в сказке: «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что».

«Индивидуальными асимметричными упражнениями» врачи и вводят людей в заблуждение, уводят их от простого решения проблемы.По моим целенаправленным лечебным комплексам, по которым вы занимаетесь, дети выпрямляют сколиоз полностью, вы уже взрослый и с полностью окостеневшим костным остовом человек, вы можете только подкорректировать позвоночник и уменьшить сколиоз на 1 степень, но главная задача остановить неизбежное возрастное разрушение.

Вы же уже ощутили улучшение, хотя с такой большой степенью сколиоза обычно сначала идет ухудшение, потому что начинаются подвижки и коррекция неправильно стоящих позвонков, перенастройка костно-мышечно-связочного аппарата — это очень сложный и долгий процесс!Осенью у меня выйдут 2 новых лечебных комплекса для сколиоза с моими последними профессиональными наработками, и уникальными авторскими растяжками для позвоночника, советую приобрести, да и вам нужно комплексы менять. чтобы мышцы не привыкали к одним и тем же упражнениям. В комплексах есть все нужные упражнения и для шеи тоже. Следите за новостями на моем сайте.Так что регулярно тренируйтесь и вы получите оздоровительный эффект.

С уважением, Елена Плужник,тренер по лечебной гимнастике,тренер по оздоровительной аэробике.

pluznik.ru

Асимметричные корригирующие упражнения:

1 Исходная позиция, стоя перед зеркалом, сохраняя правильную осанку, поднять плечо с поворотом его внутрь на стороне вогнутости грудного сколиоза.

2 Исходная позиция, лёжа на животе, руки вверх, держась за рейку гимнастической стенки. Приподнять напряженные ноги и отвести их в сторону выпуклости поясничного сколиоза.

3. Ходьба на гимнастической скамейке с мешочком на голове и отведением ноги в сторону выпуклости поясничного сколиоза.

Упражнения для укрепления мышц спины:

1) Исходная позиция –– стоя, руки за головой. С силой отведите руки в стороныи, подняв руки вверх, прогнитесь. Замрите на 2-4 секунды и вернитесь в и.п. Повторите 6-10 раз. Дыхание произвольное.

2) Исходная позиция –– стоя и держа за спиной гимнастическую палку (верхний конец прижат к голове, нижний - к тазу). Присядьте, вернитесь в исходную позицию. Наклонитесь вперед, вернитесь в исходную позицию. И, наконец, наклонитесь вправо, затем влево. Каждое движение выполнить 8-12 раз.

3) Исходная позиция –– лежа на животе. Опираясь на руки и, не отрывая бедер от пола, прогнитесь. Замрите в этом положении на 3-5 секунд, затем вернитесь в исходную позицию.

4) Исходная позиция –– стоя на шаг от стены. Коснувшись руками стены, прогнитесь назад, подняв руки вверх, и вернитесь в исходную позицию. Повторить 5-8 раз. Стоя у стены прижмитесь к ней затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Затем отойдите от стены и старайтесь как можно дольше удерживать это положение тела. Если вы работаете сидя периодически «вжимайтесь» спиной и поясницей в спинку стула, а если есть высокий подголовник с усилием упирайтесь в него головой.

При консервативном лечении недостаточно ограничиваться занятиями Л Г. Следует шире использовать элементы спорта (под наблюдением врача) и физическую культуру (ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание и др.). Если консервативные методы лечения недостаточно эффективны и сколиоз прогрессирует, показана костнопластическая фиксация позвоночника. Ранняя операция может предупредить развитие III степени сколиоза, поздняя — снять боли.

Рекомендуется массаж мышц спины, живота и тазового пояса: при сколиозе I степени — общеукрепляющий, а при сколиозе II—III степени — дифференцированный. Курс массажа предусматривает 15—20 процедур.

В связи с тем, что пациенты, страдающие сколиотической болезнью, предъявляют жалобы на боли в ногах, повышенную утомляемость при физической нагрузке в мышцах ног, в занятия Л Г необходимо включать специальные упражнения, направленные на укрепление связочно-мышечного аппарата стоп, восстановление опороспособности конечностей.

Глава 3.2.1 Упражнения, которые не рекомендованные для больных сколиозом(исключающиеся при лечении)

Для больных сколиозом во всех формах и стадиях заболевания не рекомендуются упражнения которые увеличивают гибкость позвоночника и приводящие к его перерастяжению.

Это главное правило врачей ортопедов согласно принципу главной врачебной клятвы – Гиппократа: «не навреди».

Заключение

В своём реферате я раскрыл с разных точек зрения, причины заболевания, признаки болезни и основные методы лечения.

Данная тема остаётся актуальной, так как развитие болезней спины и одновременно разнообразие методов выявления этих болезней и лечения вместе с устранением побочных явлений лечения современной медициной открыты не полностью. Как было сказано выше эти проблемы волновали человечество, во всём времени его развития начиная с самих истоков.

Итак подводя итог своей работе хотелось бы ещё раз отметить, что сколиоз –– болезнь сложная, но излечимая.

Лечение зависит от возраста больного, типа сколиоза и степени деформации позвоночника. Но главное–– от самого желания больного излечиться и исправить свойобраз жизнис отрицательного наздоровый.

Самое главное в лечении и профилактике: утренняя гимнастика, оздоровительная тренировка, активный отдых –– необходимый каждому человеку двигательный минимум и складывается он из ходьбы, бега, гимнастики и плавания. А это и есть нормальный и типичный (здоровый) образ жизни.

Список используемой литературы1:

  1. «Большая медицинская энциклопедия», Москва, 1985г.

  2. Журнал «Здоровье» статьи2 начиная с 1980года.

  3. Журнал «Сила и красота»

  4. «Домашний Доктор» серия из 4-х книг («Советы американских врачей») –– «Ридерз Дайджест», Москва 2000-2004 г.

  5. Соколов Д. «Секреты вашего здоровья»

  6. Кривцов А. Г. «Старинные народные и современные методы лечения спины»,1990г., Ростов -на-Дону

  7. «Точечный массаж и ваше самочувствие», (рекомендации в помощь медработникам), 1989г., Ростов-на-Дону

  8. Напалков П.Н. Смирнов А.В. Шрайбер М.Г., Хирургические болезни, Медицина 1969 г.

  9. www.Scolioz.ru

  10. www.dental.am

  11. www.manualpro.webs.com.ua

  12. www.chinesems.ru

studfiles.net

ЛФК при сколиозе

Опасность самолечения

Важно! Упражнения при конкретной форме сколиоза подбираются индивидуально в зависимости от клинической картины заболевания и исключительно специалистом. Ни в коем случае не нужно стремится ускорить исправление сколиоза за счет форсированного выполнения упражнений, интенсивно растягивать или мобилизировать позвоночник. Это может способствовать нарушению компенсации процесса и стать пусковым моментом быстрого прогрессирования заболевания.

Симметричные и асимметричные упражнения

Сегодня имеются разногласия между сторонниками симметричной и асимметричной гимнастики. Тут многое зависит от степени сколиоза, его типа и динамики заболевания. Необходимо учесть, что ЛФК как метод лечения, прежде всего, должна быть направлена на стабилизацию процесса деформации позвоночника. Только незначительная коррекция деформации может быть осуществлена за счёт функционального компонента искривления. Стабильный компонент искривления позвоночника (структурные и органические изменения позвонков) не поддаётся воздействию корригирующих упражнений.

Самостоятельно выполнять можно лишь базовый курс несложных симметричных упражнений, рекомендованных при незначительных нарушениях осанки, а также начальных степенях искривлений позвоночника.

При выполнении симметричных упражнений на деформацию позвоночника оказывается минимальное воздействие, что во многом снижает риск их неправильного применения.

Симметрические упражнения по разному воздействуют на симметрично расположенные мышцы туловища, которые находятся в несбалансированном состоянии из-за искривления позвоночника. За счет упражнений ослабленные мышцы подвергаются более сильной нагрузке, из-за чего они тренируются более интенсивно, чем сильные мышцы. В результате этого происходит коррекция нервно-мышечного аппарата, и формируется уравновешенный мышечный корсет.

Комплекс упражнений при сколиозе

В данном базовом комплексе присутствуют симметричные упражнения корригирующего характера, укрепляющие мышцы туловища, вырабатывающие правильную осанку и дозированно вытягивающие позвоночник.

Основные правила при выполнении комплекса упражнений при сколиозе:

1) Выполняйте упражнения в медленном темпе, внимательно следите за осанкой и за тем, как напрягаются те или иные группы мышц. 2) Дозируйте физическую нагрузку и следите за самочувствием, не допуская его ухудшения. Начинайте с минимальной нагрузки с постепенным её увеличением. 3) Исключите все упражнения, направленные на увеличение гибкости позвоночника, не выполняйте упражнения с элементами вращения туловища вдоль вертикальной оси. 4) Исключите висы на перекладине и избегайте интенсивно активного вытяжения позвоночника. Разрешается только пассивное вытяжение. 5) Чередуйте нагрузку для мышц плечевого пояса и рук с нагрузкой для мышц ног.

Разминка

1) Примите правильную осанку путем касания стены или гимнастической стенки ягодицами, икроножными мышцами и пятками. Отойти от стены на 1-2 шага, сохраняя правильную осанку. Дыхание без задержек.

2) Исходное положение ( далее - и.п.) - ноги на ширине плеч, руки опущены. На счёт "1" подымите руки вверх, вдох, на счёт "2-3" – потянитесь вверх, на "4" – опустите руки, расслабтесь – выдох. Выполнить 4-5 раз. Следите за сохранением правильной осанки.

3) И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. На счет от 1 до 4 – круговые движения плеч назад – 4 раза, при этом руки опущены, плечи расправлены. Затем выполняем также на счёт от 1 до 4 круговые движения плечами вперёд – 4 раза. Дыхание свободное.

4) И. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. На счёт "1" – сгибание колена к животу, на счёт "2" – принимаем исходное положение, на "3-4" – выполняем то же другой ногой. Выполняем упражнение 4-6 раз. Спина прямая, упражнение сочетать с фазами дыхания.

5) И. п.: стоя, кисти рук у плеч. На счёт "1-2" – наклон корпуса вперед с вытягиванием вперед рук (корпус и руки параллельно полу, ноги прямые) – выдох, на счёт "3-4" – принимаем исходное положение, вдох. Выполняем 4-5 раз.

6) И. п.: стоя, руки в замок за спиной. На счёт "1" – отведение рук назад, на счёт "2-5" – удержание позы, на "6" – принимаем и. п. Спина прямая, подбородок приподнят, лопатки сведены, руки таза не касаются. Выполняем 3-4 раза.

7) Основная стойка. На счёт от 1 до 4 медленно на выдохе выполняем приседания, руки вперед. Спина прямая, руки прямые, ладони внутрь. На счёт "5-8" принимаем исходное положение, выдох. Выполнять 4-5 раз.

8) И. п.: стоя, руки перед грудью. На "1-2"  – разведение рук в стороны, ладонями вверх, вдох, на "3-4" – исходное положение, выдох. Спина прямая, руки на уровне плеч. Выполнять 3-4 раза.

Основной раздел

1) И. п.: стоя, локти в стороны, кисти у плеч. На счёт от 1 до 4 выполняем вращения локтей (сначала вперёд, потом назад). Движения выполняются с незначительной амплитудой, локти при вращении описывают небольшую окружность. Темп выполнения – медленный. 2-3 повтора.

2) И.п.: стоя. На счёт "1-2" на стороне грудного сколиоза (выпуклости деформации позвоночника) опускаем плечо и отводим его назад с приведением лопатки к средней линии (к позвоночнику), на "3-4" – исходное положение. Выполнять 6 раз, не допуская поворота всего корпуса.

3) И.п.: стоя. На счёт "1-2" на противоположной стороне грудного сколиоза поднимаем плечо и поворачиваем его вперед с оттягиванием лопатки назад. Выполняем 6 раз, не допуская поворота всего корпуса.

4) "Вытяжение" позвоночника. Необходимо хорошо освоить это упражнение.И. п.: стоя. На вдохе потянитесь макушкой головы вверх, стараясь стать выше ростом. При этом нельзя становиться на "носочки" (пятки касаются пола) и поднимать плечи вверх. Вдох умеренный, не максимальный. Достигнув пика вытяжения, задержите дыхание на 5-10 сек (в зависимости от физической подготовки) и на протяжении этого времени продолжайте стремиться вверх (держите мышцы в напряжении). Вы вполне можете сравнить себя с натянутой струной или молодым росточком весной, который тянется к солнцу. Тянитесь, а не имитируйте вытяжение. Работа по вытяжению не должна прекращаться ни на секунду. Затем сделайте выдох и плавно снимите напряжение, постепенно расслабившись. Начинайте и заканчивайте вытяжение неспешно, без рывков.

Упражнения лежа на спине предназначены для укрепления мышц брюшного пресса.

5) Упражнение "ножницы".И. п.: лёжа на спине, руки за головой или вдоль туловища. Выполняем горизонтальные махи ногами крест-накрест. Махи желательно производить ближе к полу. Темп выполнения - средний. Выполняем 2-3 подхода по 30-40 сек.

6) Упражнение "велосипед". И. п.: лёжа на спине, руки за головой или вдоль туловища. Ногами совершаем движения, имитирующие езду на велосипеде. Важно, чтобы угол между ногами и полом был небольшой. Темп выполнения средний. Выполняем 2-3 подхода по 30-40 сек.

7) И. п.: лежа на спине, руки за головой. На счёт "1" - поднять ноги, на "2" - развести в стороны, на счёт "3-6" удерживать в таком положении, на "7" - соединить ноги и на счёт "8" - опустить. Плечи и локти прижаты к полу, угол подъема небольшой. Дыхание произвольное. Выполнять 6-8 раз.

8) "Вытяжение" позвоночника.Упражнение выполняем лёжа на спине, при этом пятками тянемся "вниз", макушкой – "вверх". Выполняем 3-4 "вытяжения" по 10-15 сек.

Отдыхаем лежа на спине. Дыхание диафрагмальное. Затем переворачиваемся на живот. Упражнения предназначены для укрепления различных групп мышц спины.

9) И. п.: лежа на животе, ладони на уровне плеч, прижаты к полу. На счёт "1-4" – скользим руками по полу вперед до полного их выпрямления, затем потянуться, на "5-8" - выполняем сгибание рук с поворотом ладоней вверх, соединяем лопатки в конце движения. Грудная клетка прижата всей поверхностью к полу, голова поднята, подбородок прижат к шее. Выполняем 6-8 раз.

10) Лежа на животе, руки согнуты. На счёт "1-2" – поднять голову и плечи, вдох, замереть в этой позе на "3-4", на счёт "5-6" принять и. п., выдох. Выполняем упражнение 5-6 раз.

11) И. п.: лёжа на животе, ноги прямые, голова опирается на тыльную часть ладоней. Поднимаем ноги и верхнюю часть туловища, прогибаясь в пояснице, руки вытянуть, точка опоры - живот. Угол подъема рук и ног небольшой. Статически замираем в этом положении на 10-15 сек. Желательно не задерживать дыхание. При выполнении этого упражнения бедра нужно отрывать от пола. Выполняем 3-4 раза.

12) Упражнение "ножницы". И. п.: лёжа на животе, ноги прямые, голова опирается на тыльную часть ладоней. Поднимаем ноги и выполняем скрестные горизонтальные махи ногами. При выполнении этого упражнения бедра нужно отрывать от пола. Темп выполнения средний. Выполняем 2-3 подхода по 30-40 сек.

13) Упражнение "плавание". И. п.: лёжа на животе, ноги прямые, голова опирается на тыльную часть ладоней. Поднимаем ноги и верхнюю часть туловища, прогибаясь в пояснице, руки вытянуть, точка опоры - живот. Угол подъема рук и ног небольшой. Удерживая такое положение, выполняем движения, имитирующие плавание брассом: руки вперед - ноги развести в стороны, руки в стороны - ноги соединить, руки к плечам, ноги по-прежнему вместе. Выполняем 2-3 подхода по 10-15 повторений.

14) И. п.: лёжа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, в руках гантели, ноги вместе. На счёт "1" слегка потянуться головой вперед, выпрямить руки вперед, поднять ноги, на "2-3" – согнуть руки к плечам, прогнуться в грудном отделе, на "4" - принять исходное положение. Угол подъема рук и ног небольшой. Повторить 6-8 раз.

15) И. п.: лежа на животе, руки согнуты, в руках гантели, ноги разведены. На "1" – поднять корпус с одновременным вытягиванием руки на стороне вогнутости грудного сколиоза вверх – вдох, на счёт "2-3" - удержать позу, "4" - принять исходное положение – выдох. Выполняем 4-6 раз, сохраняя прямое положение корпуса.

Отдыхаем, восстанавливаем дыхание и переворачиваемся на бок.

16) И. п.: лежа на боку, на стороне грудного сколиоза. Поочередно двигаем прямыми ногами вперед и назад. Ноги не должны касаться пола. Упражнение напоминает "ножницы". Выполняем его 10-12 раз.

17) И. п.: лежа на боку на стороне грудного сколиоза, ноги разведены. На счёт "1" поднять руку на стороне вогнутости грудного сколиоза вверх, вдох, на "2" – исходное положение – выдох.

18) Ложимся на левый бок, под голеностопными суставами - валик. На "1" – поднять ноги, "2-5" – удерживать позу, на счёт "6" принимаем исходное положение. Мышцы напряжены, спина прямая. Выполняем 4-6 раз. Затем повторяем упражнение на другом боку 4-6 раз.

19) И. п.: стоя на четвереньках. На счёт "1" руку на стороне вогнутости грудного сколиоза поднять и вытянуть вперед, на "2" – ногу на стороне вогнутости поясничного сколиоза поднять и вытянуть назад, "3" – удерживать позу, на "4" – исходное положение. Корпус прямой, нога и рука параллельны полу. Повторить 4-5 раз.

Заключительный раздел

Исходное положение: стоя.

1) Ходьба на носках, руки вверх.2) Ходьба на пятках, руки в замок за спину.3) Ходьба с высоким подниманием бедра, руки вперед.4) Ходьба с "захлестыванием" голени, руки за спину.

Исходное положение: стоя у гимнастической стенки.

5) На счёт "1" – руки вверх, вдох, на счёт "2" – руки вниз, выдох.

Рекомендации

Комплекс упражнений следует выполнять ежедневно, в медленном темпе. После окончания занятия полезен отдых в положении лежа на боку, на ватном валике в течение 15-20 минут.

Помимо базового курса упражнений лечащий врач должен подобрать для вас индивидуальный комплекс асимметричных упражнений с обучением методике их выполнения. В данной статье асимметричные упражнения отсутствуют намеренно. Еще раз акцентируем ваше внимание на том, что самост

zdorovyj-pozvonochnik.info

Упражнения против сколиоза: ассиметричные, симметричные и корригирующие

Упражнения против сколиоза позволяют исправить боковую деформацию позвоночного столба. Существует несколько профессиональных комплексов, позволяющих предотвратить прогрессирование болезни и уменьшить величину сколиотической дуги. Ниже в статье приведена гимнастика О. С. Петрова, применяемая в крупных реабилитационных центрах России у пациентов с искривлениями позвоночного столба.

упражнения против сколиоза по методике Петрова

Тактика и подходы к выполнению

Для лечения фронтального смещения оси позвоночника существуют симметричные и ассиметричные упражнения. Первые включаются в состав базовой гимнастики Петрова, которую человек выполняет самостоятельно в домашних условиях.

Ассиметричные виды подбираются врачами и инструкторами лечебной физкультуры в зависимости от особенностей патологии у человека.

Весь комплекс гимнастики при искривлениях позвоночника можно разделить на 2 вида в зависимости от назначения:

  • Корригирующий;
  • Поддерживающий.

При выборе упражнений следует учитывать также сопутствующую патологию. К примеру, при искривлении грудного отдела в фронтальной плоскости наблюдается увеличение частоты сокращений сердца (тахикардия), повышение давления, межреберная невралгия. В такой ситуации следует отказаться от ассиметричной тренировки верхней части спины, так как она повышает деформацию грудной клетки.

Методика Петрова

Начальные стадии бокового смещения позвоночника с углом кривизны не более 25 градусов успешно излечиваются ежедневной базовой тренировкой мышц спины по методике Петрова.

Приведем примерный комплекс упражнений:

  • В течение 3 минут ходите по комнате на четвереньках, что позволит разгрУЗИть мышцы спины и подготовить их к статической нагрузке;
  • Вытяжение (тракция) позвоночного столба является дополнением лечебной физкультуры. Она помогает увеличить размер межпозвонковых дисков. Лежа на спине, тянитесь ногами вниз, а головой вверх в течение 15 секунд. Перевернитесь на живот и повторите процедуру;
  • Лежа на спине, выполняйте движение ногами, которые аналогичны езде на велосипеде;
  • Лежа на животе, подложите под голову ладони. Попытайтесь приподнять голову вверх, а верхнюю часть туловища тянуть вниз. Повторите процедуру 5 раз;
  • Сделайте «ножницы», лежа на животе;
  • В стоячем положении разведите руки в стороны. Ладони при этом должны быть направлены вверх. Максимально отводите их назад, а затем вперед. Рекомендуем проделать около 10 подобных движений.

Вышеописанный комплекс помогает расслабить мышечный каркас спины при соблюдении следующих правил выполнения:

  1. Не делайте резких рывковых движений;
  2. Каждое упражнение осуществляйте плавно и медленно;
  3. Контролируйте дыхание. Для этого перед использованием методики Петрова следует изучить принципы дыхания по Катарине Шрот.

Катарина Шрот разработала эффективные корригирующие упражнения, позволяющие устранить деформацию грудной клетки и нормализовать высоту межреберных промежутков. Ее гимнастика актуальна при наличии бокового смещения позвоночника в грудном отделе.

Специализированная гимнастика

Специализированная гимнастика

Упражнения против сколиоза по методике Петрова назначаются только врачами. Они направлены на устранение стойких спазматических сокращений отдельных мышечных групп спины.

Приведем примерный перечень специальной симметричной гимнастики для спины:

  • На вдохе производите наклоны вперед. На выдохе следует выпрямить туловище и зафиксировать положение на 5 секунд;
  • Расположите руки на затылке, локти отведите в стороны. Производите повороты туловища под счет;
  • На вдохе поворачиваем корпус в сторону и отводим назад руки. При этом грудь необходимо выгнуть вперед. На выдохе возвращаемся в исходное положение;
  • Осуществляйте вращение головой налево и направо. При этом дыхание должно быть равномерным;
  • В положении стоя расставьте ноги на ширине плеч. На счет «один-два» наклонитесь вперед, на «три-четыре» повернитесь вправо. На выдохе вернитесь в исходное положение;
  • Стоя на коленях, опирайтесь о пол руками. Прогните грудь на счет «один-два», на «три-четыре» выгните спину вверх. На выдохе примите исходное положение;
  • Лежа на спине, зафиксируйте ступни на полу. В руках держите груз не более 3 кг весом. На вдохе прогните спину и поднимите груз. На выдохе вернитесь в исходную позицию;
  • В позиции стоя расположите руки на лбу. При этом опустите голову и преодолевайте небольшое сопротивление головы, задерживайте дыхание. Выдохните через 2-3 секунды и расслабьтесь. Количество повторов 2-3.

Корригирующие упражнения не принесут лечебного эффекта, если при их выполнении человек не будет держать ровно спину. Правильная осанка является одним из важных принципов для сохранения здоровья позвоночника.

Специализированная гимнастика фото

Если сформировалось смещение позвоночника в фронтальной плоскости, следует как можно больше времени находиться в положении противоизгиба:

  • При левостороннем искривлении старайтесь больше укреплять мускулатуру правой половины туловища;
  • При длительном сидении подложите под ягодицы со стороны искривления предмет, который выровняет горизонтальное положение подвздошных костей;
  • Выполняя симметричные упражнения, следите за тем, чтобы они не приводили к усилению тонуса мышц со стороны деформации позвоночного столба. Для этого после физических движений следует руками массировать спину. В профессиональных медицинских клиниках для определения тонуса скелетной мускулатуры пользуются силомерами.

В заключение заметим, что эффективность гимнастики против сколиоза повышается при сочетании ее с другими процедурами: массажем, мануальной терапией, физиолечением. Лечебный эффект также зависит от регулярности, правильности и длительности физкультуры.

spinazdorov.ru

Фитнес-клуб 'Анатомия'. Более 50 персональных тренеров и терапевтов движения. Диагностика движения

Все, кто бывали в Анатомии или тренировались у нас, знают, что мы много практикуем разнообразные асимметричные упражнения и упражнения на баланс в трех плоскостях. Я немного расскажу, зачем и как мы это делаем.

Балансово-координационный асимметричный тренинг является обязательным базовым элементом повышения качества движения и улучшения функциональности наших клиентов.

Асимметричные упражнения не всегда являются балансовыми. Равно как и балансовое упражнение не всегда является асимметричным. Когда мы имеем дело с амплитудными комбинированными выпадами и переносом веса преимущественно на одну ногу в динамике, а также все упражнения, где вес только на одной ноге – речь идет о комбинации асимметрии и баланса.

Когда мы используем для тренировок любые нестабильные поверхности и движение выполняется из любого функционального положения – лежа, стоя на коленях, сидя, стоя на ногах, симметрично или асимметрично – речь всегда идет о балансе.

Почему асимметричные упражнения так важны?

С самых первых тренировок мы учим людей уверенно стоять и совершать движения на одной ноге, эффективно используя все функциональные линии конечностей, в том числе ягодицы, поясницу и заднюю поверхность бедер, приводящие и отводящие мышцы, переднюю поверхность бедра, голени, стопы.

Практика от Анатомии — Анастасия Лунегова

Практически у всех есть дисбаланс развития конечностей: одной ногой мы пользуемся немного больше, чем другой по самым разным причинам. Иногда вследствие травмы, иногда вследствие структурных или функциональных изменений. В любом случае этот дисбаланс отражается на всем теле, зачастую вызывая перенапряжение одних групп мышц и недостаточную работу других.

Однако, когда мы ходим, бегаем, поднимаемся по лестнице – мы 50% времени должны успешно удерживать вес на одной стороне! И если одна нога работает по какой-то причине менее эффективно, второй ноге приходится брать на себя повышенную нагрузку, в результате чего довольно часто появляются боли в той конечности, которая вынуждена перерабатывать.

Человек, как правило, приходит в тренажерный зал с уже сложившимися стереотипами движений и распределения нагрузки. Что будет, если он начнет выполнять «симметричное» упражнение, требующее значительных усилий?

Правильно! Он использует свои привычные компенсации и – НАТРЕНИРУЕТ ТО, ЧТО У НЕГО И ТАК ПЕРЕГРУЖЕНО, усугубив эти компенсации. Попросите клиента 10-15 раз присесть и посмотрите внимательно на него сзади, как он будет это делать. Вполне возможно, вы увидите, что он приседает на ОДНОЙ ноге, чуть сместившись, вторая лишь помогает. А если ему еще и штангу на плечи добавить для полного счастья? Наличие дисбаланса означает, что данное упражнение для такого человека уж точно не является коррекционным.

Что же делать?

Обучайте тело использовать обе стороны, эффективно распределять нагрузку в асимметричных упражнениях. И затем, к концу тренировки объединяйте движения в симметрию. В большинстве случаев вы увидите положительный результат.

НАДО ИМЕТЬ ВВИДУ: асимметричные упражнения могут изменять положение в крестцово-подвздошном сочленении. Односторонние выпады в сагиттальной плоскости, например, могут являться способом корректировки дисбаланса таза при понимании того, что и как собираетесь сделать. Во всяком случае, в Gray Institute таким вещам обучают, и мы будем уделять этому внимание на семинарах по Диагностике осанки и Практике движения. Без понимания можно случайно создать перекос и нестабильность.

Отдельный разговор – рекомендации врачей ортопедов, мануальных терапевтов, остеопатов и вертебрологов, с которыми мы можем эффективно сотрудничать. Врач гармонизирует структуру и рекомендует симметричные или асимметричные упражнения в определенный период. Следует в таких случаях быть особенно внимательными к технике выполнения и не давать значительные нагрузки, которые включат компенсации, приводящие к привычным перекосам.

Какова цель балансовых тренировок?

Иногда стояние на одной ноге на платформе BOSU – единственный эффективный, хотя и немного экстремальный способ естественным образом вынудить опорно-двигательный аппарат человека включить и начать использовать наконец ягодицы и всю систему стабилизации!

Человек – прямоходящее животное, передвигающееся на двух конечностях с расположенным весьма высоко центром тяжести. Удерживать баланс в таком положении не всегда простая задача и для ее успешного выполнения, особенно во время передвижения, все тело должно работать слаженно и эффективно. Чем лучше налажены у человека нервно-мышечные связи и проприорецепция, тем лучше он управляет своим телом, тем безопаснее и распределеннее его движения, правильнее развит опорно-двигательный аппарат.

Иными словами, как сказал один наш клиент, балансовый тренинг помогает телу подружиться с головой. Мы становимся более стабильными в динамике и нам не так страшно случайно поскользнуться, проехаться на роликах, встать вдруг впервые за 10 лет на горные лыжи, начать прыгать на батуте или ехать стоя в качающемся вагоне, не держась за поручни. Все перечисленные действия предъявляют весьма высокие требования к телу!

Благодаря хорошему балансу и координации улучшается функциональность в целом, контроль сложных интегрированных движений. Тренируя баланс, мы развиваем так называемую буферную зону наших возможностей, которая может помочь избежать травм в случае стрессовой или экстремальной ситуации.

Для спортсменов, тренирующихся в условиях непредсказуемой реакции поверхности при динамических перемещениях (баскетбол, волейбол, футбол, хоккей), балансовый тренинг, особенно на нестабильных поверхностях, является жизненно-необходимым условием обеспечения безопасного тренировочного процесса и достижения наивысших результатов.

Когда и как использовать нестабильные поверхности?

Какая бы цель ни стояла перед вами во время тренировок: реабилитация после травмы, улучшение движения или профилактика травм, любой эффективный и функциональный тренировочный процесс должен включать в себя упражнения на нестабильных поверхностях. И задачей специалиста по движению будет определить, каким образом выстраивать эти тренировки.

Первое и главное правило безопасной работы: сначала движение должно быть чисто выполнено на стабильной поверхности. И лишь затем мы начинаем использовать нестабильные варианты. Во время выполнения упражнений на нестабильной поверхности мы предполагаем ухудшение контроля и потерю стабильности. Поэтому стараемся адекватно оценивать качество и распределенность, амплитуду движений.

Подготавливая человека к выполнению упражнений на нестабильных поверхностях, мы много работаем с балансом в асимметрии. Выполняем последовательности в трех плоскостях на одной ноге: сначала с касанием носком стопы пола и затем без касания. Меняем скорость и направления движений, добавляем в качестве драйверов руки, смещаем центр тяжести, используем утяжеления. Таким образом, мы постепенно усложняем задания и расширяем границы возможностей наших клиентов.

В течение балансовой тренировки координация ощутимо улучшается. Подготовив клиента сложно-координационными движениями на полу, мы можем предложить выполнение движений на нестабильной поверхности. Самый простой вариант нестабильной поверхности – мягкий мат. Всего один сантиметр полипропилена может значительно изменить ощущение стабильности. Более сложные варианты – балансировочные доски, BOSU, фитболы, медболы и всё, на чем можно балансировать. Тренировки баланса на фитболе отдельная история. О ней мы напишем отдельный материал.

Всегда есть к чему стремиться и нет предела совершенству. Как нет предела и фантазии тренеров Анатомии, придумывающих нестандартные упражнения! Приходите и пробуйте!

anatomyclub.com

Изометрическая гимнастика. Основные принципы.

изометрическая гимнастика

Здравствуйте, дорогие читатели! Изометрическая гимнастика, это гимнастика для тех, кто не любит слишком интенсивный спорт. Коммерческий спорт и фитнес в медицинских кругах заработали репутацию «фабрики инфарктов».

Их методики основаны на энергозатратных динамических упражнениях, истощающих организм в целом и гипертрофированно развивающих одну из групп мышц — обычно по соображениям моды на гипертрофию этих мыщц.

ёВ то же время задачу поддержания формы эффективно решает система практик, существовавшая задолго до всего этого сомнительного коммерческого спорта и практиковавшихся орденскими системами на протяжении многих тысячелетий. На основе этих практик сформирована система изометрических гимнастик.

История происхождения изометрической гимнастики.

история

Все упражнения носят проверенный характер, использовались в практике ордена тамплиеров, в йоге, в герметических культах, в авторских системах А.К.Анохина и В.В.Шлахтера.

А в процессе синтеза единой сбалансированной системы они частично модифицированы, исходя из современных научных представлений о характере иннервации организма.

Статическая или изометрическая гимнастика издревле была секретом орденских систем физической подготовки многих рыцарских орденов средневековья.анохин

Наиболее эффективной из них считалась система тамплиеров, которая позволяла им обладать огромной физической силой без изнуряющих силовых упражнений и тренировок, которые стали модны в новое время.

Система тамплиеров имеет общие корни с гимнастиками индийских йогов.

В начале XX века большую известность снискала система гимнастик доктора А. К. Анохина. Книга с описанием системы Анохина выдержала 7 изданий при жизни автора.

Даже далекий от спорта журнал «Нива» в 1909 году опубликовал ее полностью, назвав «наилучшей комнатной гимнастикой». Ее принципы использовали в своих тренировках многие атлеты прошлого.

Принципы изометрической гимнастики.

принцип гимнастики

Система Анохина получила название «Волевая гимнастика». Принцип ее состоит в том, что, выполняя упражнения без отягощения (то есть без гантелей, эспандера, гирь и других спортивных снарядов), нужно сознательно напрягать соответствующие мышцы, имитируя преодоление сопротивления.

Система Анохина не утратила своей актуальности и по сей день. Его упражнения дают возможность не только увеличить силу, но и добиться умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, что очень важно и в спорте и при любой физической работе.

Смысл изометрических упражнений в том, что во время их выполнения мышцы хотя и напряжены, но длина их не меняется и движений в суставах нет. Вы можете давить ладонь на ладонь перед грудью, или разогнуть подкову, порвать цепь.

Внешне безуспешные попытки, при многократных повторениях, окажутся очень эффективными при развитии силы мышц и крепости сухожилий.

В середине прошлого века изометрические упражнения произвели сенсацию в спортивном мире. Многие принцип гимнастикиспортсмены, включив в тренировки изометрические упражнения, быстро повышали свои спортивные результаты.

Изометрическая гимнастика, предлагаемая ниже, основана на классической системе Анохина и может служить хорошим вводным, хотя и факультативным, курсом к нашим системам телесно-ориентированных практик.

Эта гимнастика позволит вам, затрачивая ежедневно довольно скромное количество времени и относительно немного усилий поддерживать хорошую форму организма и управлять внешними формами тела.

Основные различия спортивных и изометрических гимнастик.

1. Динамика в СГ и отсутствие динамики в ИГ

2. Упражнения в СГ повторяются с усилием и с нарастанием сложности. А в ИГ нужно принять определенную позу, в которой следует остаться продолжительное время.

3. В СГ происходит чередование растяжения и сокращения мышц, в ИГ за одноразовым сокращением определенной группы мышц следует общее расслабление.

4. В СГ напрягаются, главным образом, мышцы. В ИГ — железы.

5. Целью СГ является накачка мускулов. Целью ИГ является максимизация иннервации. Наращивание мускулатуры является лишь следствием энергетизации организма.

Основные принципы выполнения упражнений

1. Необходимо концентрировать все внимание на работающей мышце или группе мышц.

2. Не спешите с увеличением количества упражнений и их дозировки.

3. Выполняя упражнения, следите за правильным дыханием.

4. Каждое движение выполняйте с наибольшим мышечным напряжением.

5. Добивайтесь того, чтобы при выполнении упражнения напрягались только те мышцы, которые участвуют в данном движении.

6. Упражнения желательно выполнять перед зеркалом.

7. После выполнения упражнений нужно принять душ, а затем энергично растереть тело полотенцем.

8. Воздержанность и простота в пище — один из залогов успеха. Пища должна быть разнообразной (овощи, фрукты, молоко), без преобладания мяса.

Мнение, что для наращивания мыщц надо включать в свой рацион большое количество мяса, неверно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Загрузка...

anisima.ru

Функциональный профиль асимметрии юных спортсменок, специализирующихся в эстетической гимнастике (Рецензирована)

Транскрипт

1 УДК :612 ББК 75.0 К 78 Крайнова Т.В. Аспирант кафедры физиологии Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, Краснодар, тел. (861) , е-mail: Бердичевская Е.М. Доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой физиологии Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, Краснодар, тел. (861) , Функциональный профиль асимметрии юных спортсменок, специализирующихся в эстетической гимнастике (Рецензирована) Аннотация На современном этапе развития эстетической гимнастики, как спорта высоких достижений, особые требования предъявляются к функциональной симметрии-асимметрии техники двигательных действий, к качественному выполнению сложнокоординационных движений ведущими и неведущими конечностями, синхронности групповых действий. Результаты трехлетнего мониторинга функциональных сенсорных и моторных асимметрий юных гимнасток на этапе начальной спортивной подготовки подтверждают возможность симметризации двигательных действий в эстетической гимнастике при использовании предложенных нами тренировочных инноваций. Ключевые слова: индивидуальный профиль асимметрии, эстетическая гимнастика, юные гимнастки. Kraynova T.V. Post-graduate student of Physiology Department, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar, ph. (861) , Berdichevskaya E.M. Doctor of Medicine, Professor, Head of Physiology Department, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar, ph. (861) , Functional profile of asymmetry in the young sportswomen, specializing in esthetic gymnastics Abstract At the modern stage of development of esthetic gymnastics as a sport of high achievements, there are special requirements to functional symmetry-asymmetry motor actions, to high-quality performance of coordinate movements by leading and not leading limbs and to synchronicity of group actions. The results of three-year monitoring of functional sensory and motor asymmetries in young gymnasts in initial sports training confirm the possibility of motor actions symmetrization in esthetic gymnastics when using the offered training innovations. Keywords: individual profile of asymmetry, esthetic gymnastics, young gymnasts. Актуальность. Являясь спортом высоких достижений, эстетическая гимнастика предъявляет особые требования к симметричности выполнения сложнокоординационных двигательных действий. Последние изменения в правилах соревнований по эстетической гимнастике [1] актуализируют проблему симметризации. Согласно введенным судейским поправкам, гимнасткам для достижения высокого спортивного результата необходимо продемонстрировать в соревновательной программе уже не одно равновесие или один прыжок на неведущую ногу, а два и более. Это положение о симметричности касается и других элементов техники. Оптимальная адаптация к предельным физическим и психическим напряжениям в спорте высших достижений возможна только при использовании нагрузок, ориентированных на индивидуальный генетический ста-

2 тус спортсмена, который во многом определяет индивидуальный профиль асимметрии (ИПА) человека [2, 3]. Наши предыдущие исследования особенностей профиля межполушарной асимметрии и его компонентов у высококвалифицированных гимнасток, ранее специализировавшихся в течение многих лет в художественной гимнастике, выявили неадекватность ИПА требованиям эстетической гимнастики [4]. Цель исследования мониторинг функциональных сенсорных и моторных асимметрий, а также ИПА в целом у юных гимнасток на этапе начальной спортивной подготовки. Материалы и методы исследования Исследование проводилось на базе лаборатории «Функциональные асимметрии в спорте» при кафедре физиологии Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, а также на тренировочных сборах и соревнованиях различного ранга: Первенстве Краснодарского края, Всероссийских и Международных турнирах по эстетической гимнастике. В конце первого, второго и третьего года обучения обследовано 14 юных спортсменок, ранняя специализация которых (с возраста 6-7 лет) осуществлялась нами впервые в Краснодарском крае. Для оценки латеральности парных органов за основу приняли методику Н.Н. Брагиной и Т.А. Доброхотовой [5]. С целью адекватной адаптации к восприятию детей 4-7 лет программа была модифицирована Е.М. Бердичевской и др. [6]. В нее включены тесты с учетом возрастных и индивидуальных особенностей психологического и морфофункционального статуса ребенка. Важнейшим условием тестирования является индивидуальный подход. Методика тестирования включала 24 пробы для выявления предпочтений в моторике верхних и нижних конечностей, зрении и слухе. Полученные данные обрабатывали статистически с расчетом средней арифметической [М] и ошибки средней арифметической [±m]. Достоверность различий [р] определяли методами непараметрической статистики для связанных и несвязанных выборок. Вычислительные операции по реализации общеизвестных методов статистического анализа выполняли на компьютере с использованием стандартного пакета программ Stadia-07. Результаты исследования и их обсуждение Детальный анализ вариативности ИПА, т.е. сочетаний отдельных признаков латерального доминирования моторных и сенсорных функций, обнаружил, что в группе гимнасток наиболее распространены «абсолютные правши» (29%) и вариант «ппал» (29%), а также вариант «ппап» (14%). У единичных гимнасток обнаружены варианты «пппл», «палл», «папл», «паап». Всего в группе юных гимнасток встречаются представители 7 вариантов. Усреднение результатов маскирует индивидуальные проявления асимметрии. Сравнение полученных данных с результатами исследований нетренирующихся девочек аналогичного возраста [7] показало, что характеристики функциональных асимметрий у гимнасток значительно отличаются от популяционных. Так, среди нетренированных девочек «абсолютные правши» составляли 16%, вариант «ппап» 8%, «пппл», «пплп», «ппал» по 6%, «ппаа» и «пплл» по 5%, «плап 4%. Остальные разнообразные варианты профиля представлены в единичных случаях. Таким образом, уже среди начинающих заниматься эстетической гимнастикой значительно увеличено число представителей профиля «пппп» и «ппал» с правой моторной асимметрией. Возможно, это связано с монотонностью тренировочного процесса в данном

3 виде спорта. Представляется важным провести не только качественный, но и количественный сравнительный анализ асимметрии функций у гимнасток, т.е. установить не только сторону, но и степень доминирования сенсорных и моторных функций, что позволяет оперативно следить за возрастной динамикой асимметрии [8]. Показано, что для гимнасток характерна специфика не только стороны доминирования функций, но и степени межполушарной асимметрии по сравнению со среднепопуляционными характеристиками для девочек. Так, асимметрия ног выражена больше у гимнасток (р<0,05). Отмечена тенденция к большей выраженности асимметрии рук. Однако степень асимметрии зрения и слуха значительно меньше (р<0,05). Результатом явилась меньшая выраженность сенсорной асимметрии в целом, часто встречающиеся случаи сенсорной амбидекстрии и «левшества». В итоге интегральный коэффициент межполушарной асимметрии был значительно ниже (р<0,05), что свидетельствует о меньшей степени доминирования левой гемисферы по сравнению с нетренированными девочками аналогичного возраста. Возможно, этим можно объяснить не только технические, но и психологические особенности данной группы спортсменок [6]. Исследования особенностей исходного профиля межполушарной асимметрии и его компонентов у начинающих гимнасток выявили неадекватность ИПА требованиям эстетической гимнастики. Выраженное «правшество» моторных функций значительно затрудняло освоение ими «дорогостоящих» элементов, которые согласно принципам эстетической гимнастики должны качественно выполняться и в «удобную», и в «неудобную» сторону. Опираясь на данные литературы [2, 3] и зная, что в период первого детства профиль асимметрии еще не сформирован, нами было высказано предположение о возможности его целенаправленной коррекции, необходимой для избранного вида спорта, а именно для «сглаживания» своевременно выявленной фоновой асимметрии. Учитывая вышеизложенное, был разработан специальный комплекс упражнений. Предусматривалось акцентирование на выполнение базовых упражнений, начиная с неведущей ноги, индивидуальную дозировку упражнений на развитие гибкости, силы, статической выносливости в опоре на неведущую ногу, выполнение «зеркальных» упражнений с использованием игровых ситуаций, адекватных возрасту юных спортсменок. Спустя два года после введения данного комплекса в тренировочный процесс, обнаружено исчезновение в группе исследуемых «абсолютно правого» профиля (пппп 0%) за счет сглаживания асимметрии ног. Анализ вариативности ИПА выявил, что в группе гимнасток стали наиболее распространены варианты «папп» (22%), «пплл» (22%) и «ппаа» (14%). Варианты «ппап», «палл», «пллл», «папа», «ппла» и «паал» обнаружены у единичных гимнасток (табл. 1). Анализ степени доминирования сенсорных и моторных функций выявил, что через два года тренировок по разработанной нами методике у гимнасток наблюдалось значительное снижение степени асимметрии рук и ног. В итоге коэффициент моторной асимметрии в целом уменьшился на 21% (рис. 1, р<0,05). Увеличение функциональной симметрии зрения и слуха отмечено не у всех исследуемых. Поэтому усреднение данных сенсорной асимметрии маскирует динамику ИПА, происходившую за счет сглаживания моторных предпочтений юных спортсменок. В итоге интегральный коэффициент межполушарной асимметрии был значительно снижен (р<0,05) по сравнению с результатами первого (фонового) исследования юных гимнасток. Таким образом, доказано, что динамика становления симметрииасимметрии соответствует требованиям эстетической гимнастики. Важно отметить, что разработанный нами комплекс оказал большее влияние на симметризацию ног. Это да-

4 ет возможность детям-правшам качественно овладеть «дорогостоящими» техническими элементами в опоре и на правую, и на левую ногу, что позволяет достичь высокого спортивного результата. Таблица 1 Распределение вариантов индивидуального профиля асимметрии юных спортсменок, специализирующихся в эстетической гимнастике 1 срез 3 срез п\п ИПА % ИПА % 1 пппп 29 пппп 0 2 ппал 29 папп 22 3 ппап 14 пплл 22 4 пппл 7 ппаа 14 5 палл 7 палл 7 6 папл 7 ппап 7 7 паап 7 пллл 7 8 папа 7 9 ппла 7 10 паал 7 Всего Кас., % срез 2 срез 0-20 КМА КСА КИА Рис. 1. Мониторинг профиля функциональной асимметрии у юных спортсменок, занимающихся эстетической гимнастикой. КМА коэффициент моторной асимметрии, КСА коэффициент сенсорной асимметрии, КИА коэффициент интегральной асимметрии [9] Выводы 1. Исследование специфики распределения латеральных признаков у начинающих спортсменок, специализирующихся в эстетической гимнастике, позволяет выделить признаки моторного доминирования, наиболее важные для спортивного отбора, постановки спортивной техники, проанализировать механизмы преимущества и недостатков проявлений симметрии-асимметрии в конкретных технических элементах и необходи-

5 мость их целенаправленной коррекции. 2. Контрольное тестирование профиля асимметрии в динамике тренировочного цикла и результативность выполнения упражнений в соревновательных условиях подтвердили эффективность предложенных нами тренировочных инноваций, учитывающих степень моторной и сенсорной асимметрии спортсменок, обеспечив необходимую для эстетической гимнастики симметризацию двигательных действий. Примечания: 1. [Электронный ресурс]. URL: 2. Бердичевская Е.М. Функциональная межполушарная асимметрия и спорт // Функциональная межполушарная асимметрия: хрестоматия. М.: Научный мир, С Бердичевская Е.М., Гронская А.С. Функциональная асимметрия и спорт: руководство. М.: Научный мир, С Бердичевская Е.М., Борисенко Т.В. Проблемы асимметрии статического равновесия в эстетической гимнастике // Адаптация в спорте: состояние, перспективы, проблемы: материалы Междунар. науч. конф С Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, с. 6. Бердичевская Е.М., Фомина И.Е., Мартынов Ю.А. Индивидуальный профиль асимметрии у детей дошкольного возраста // Проблемы физиологии произвольных движений и функциональных основ физического воспитания. Краснодар, С Бердичевская Е.М., Зайцева Н.В., Огнерубова Л.Н. Проблема оценки моторных асимметрий у детей дошкольного возраста в норме и патологии // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: труды НИИ проблем физической культуры и спорта КубГАФК. Краснодар, Т. 5. С Чермит К.Д. Симметрия-асимметрия в спорте. М.: ФиС, с. 9. Казин Э.М. Практикум по психофизиологической диагностике. М.: Владос, с. References: 1. [Electronic resource]. URL: 2. Berdichevskaya E.M. Functional hemispheric asymmetry and sports // Functional hemispheric asymmetry: anthology. M.: Nauchny mir, P Berdichevskaya E.M., Gronskaya A.S. Functional asymmetry and sports: a manual. M.: Nauchny mir, P Berdichevskaya E.M., Borisenko T.V. Problems of asymmetry of static balance in aesthetic gymnastics // Adaptation in sports: state, prospects, problems: materials of International scient. conference P Bragina N.N., Dobrokhotova T.A. Functional asymmetries of a person. M.: Medicine, pp. 6. Berdichevskaya E.M., Fomina I.E., Martynov Yu.A. Individual profile of asymmetry of children of preschool age // Problems of physiology of voluntary movements and functional foundations of physical education. Krasnodar, P Berdichevskaya E.M., Zaytseva N.V., Ognerubova L.N. Problem of assessment of motor asymmetries of children of preschool age in norm and pathology // Topical issues of physical culture and sports: works of scientific research institute of problems of physical culture and sport of KubGAFK. Krasnodar, Vol. 5. P Chermit K.D. Symmetry and asymmetry in sports. M.: FiS, pp. 9. Kazin E.M. Practical work on psychophysiological diagnostics. M.: Vlados, pp.

docplayer.ru