Физ. минутка и пальчиковая гимнастика для младших школьников. Физминутка пальчиковая гимнастика


Физминутки и пальчиковая гимнастика

Физминутки и пальчиковая гимнастика

Физминутки

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлопхлопки над головойМы топаем ногами, топ, топвысоко поднимаем колениКачаем головойголовой вперед назад подвигатьМы руки поднимаем, мы руки опускаемруки поднять, опуститьМы низко приседаем и прямо мы встаемприсесть и подпрыгнутьРуки вниз, на бочок.Разжимаем- в кулачокРуки вверх и в кулачокРазжимаем на бочокНа носочки поднимайся,Приседай и выпрямляйся.Ноги вместе. ноги врозь.

Раз, два - выше голова.Три, четыре - руки, ноги шире.Пять, шесть - тихо сесть.

Раз - руки вверх махнулиИ при том вздохнули,Два - три нагнулись, пол достали,А четыре - прямо встали и сначала повторяем.Воздух сильно мы вдыхаем,При наклонах выдох дружный, Но колени гнуть не нужно.Чтобы руки не устали,Мы на пояс их поставим.Прыгаем как мячикиДевочки и мальчики.

На горе стоит лесок

На горе стоит лесоккруговые движения рукамиОн не низок не высоксесть, встать, руки вверхУдивительная птица подает нам голосокглаза и руки вверх, потянутьсяПо тропинке два туристаШли домой из далекаходьба на местеГоворят:"Такого свиста, мы не слышали пока"плечи поднять

Открывай скорее книжку!В книжке мошка, мышка, мишка,В книжке мячик круглый бок:вверх-вниз, прыг=скок.В книжке зонт, открой и пой,Лупит дождь, а ты сухой!Киска в книжке близко-близко.На цветной картинке кискуДолго глажу я рукой-Ведь у киски мех такой!

Руки вверх поднимем - разВыше носа, выше глаз.Прямо руки вверх держатьНе качаться. не дрожать.Три - опустили руки вниз,Стой на месте не вертись.Вверх раз, два, три, четыре, вниз!Повторяем, не ленись!Будем делать поворотыВыполняйте все с охотой.Раз - налево поворот,Два - теперь наоборот.Так, ничуть, не торопясь,Повторяем 8 раз.Руки на поясе, ноги шире!

Раз - подняться, подтянутьсяДва - согнуться, разогнутьсяТри - в ладоши три хлопка, головою три кивка.На четыре - ноги шире.Пять - руками помахатьШесть - за стол тихонько сесть.

Пять веселых домовых

Пять веселых домовыхПраздничною ночьюРазгулялись чересчур.Встали на цыпочкиОдин закружился в вальсеА второй споткнулся и нос расквасил.Третий прыгал до небесС неба звезды цапал.А четвертый топал как Мишка косолапыйПятый пел до хрипотыПесенку за песенкой.Этой ночью домовым очень было весело.

Вечер зимний в небе синем

Вечер зимний в небе синемвстать из-за столаЗвезды синие зажегвстать на носки, потянутьсяВетви сыплют синий инейпотряхивая руками, потихоньку сестьНа приснеженный лужокМы на карусели сели.Мы на карусели сели, Завертелись карусели.ходить по кругуВверх летелипотянулись вверхВниз летелиприсели на корточкиВверх летели, вниз летелиА теперь с тобой вдвоемМы на лодочке плывем.Ветер по морю гуляет,Нашу лодочку качает.

 

Зайцы.

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки

Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек

Прыжки вперед – назад

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

 

Разминка.

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

 

Облако.

Беленькое облако Округленные руки перед собой

Поднялось над крышей

Поднять руки над головой

Устремилось облако

Выше, выше, выше

Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над  головой из стороны в сторону

Ветер это облако

Зацепил за кручу.

Превратилось облако в грозовую тучу

Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть.

 

Индюк.

Ходит по двору индюк Шаги на месте

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача

Остановиться, удивленно посмотреть вниз

Рассердился сгоряча.

Сгоряча затопал

Потопать ногами

Крыльями захлопал

Руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам

Весь раздулся, словно шар

Руки на поясе

Или медный самовар

Сцепить округленные руки перед грудью

Затряс бородою

Помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как  индюк

Понесся стрелою.

Бег на месте

 

Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики)

В гости к пальчику большому

В гости к пальчику большому (выставляем большие пальцы вверх)Приходили прямо к дому (соединяем под углом кончики пальцев обеих рук)Указательный и средний, Безымянный и последний (поочередно называемые пальцы соединяем с большим).Сам мизинчик – малышок, (вверх выставляем мизинцы, другие пальцы сжаты в кулак)Постучался на порог (мизинцы вверх, кулачками стучим друг о друга).Вместе пальчики друзья,Друг без друга им нельзя (ритмичное сжатие пальцев на обеих руках образовав замок).

Наши дружные пальчики

Пальцы встали дружно в ряд (показать ладони с выпрямленными пальцами).Десять крепеньких ребят (сжать пальцы в кулак).Эти два – всему указки (показать два указательных пальца),Все покажут без подсказки (соединить их с большими пальцами).Пальцы – два середнячка (показать два средних пальца),Два здоровых бодрячка (соединить их с большими пальцами).Ну, а эти безымянны молчуны, всегда упрямы (показать безымянные пальцы, остальные придерживать большими пальцами).Два мизинца – коротышки (показать мизинцы, остальные придерживать большими пальцами).Пальцы главные средь нихДва больших и удалых (показать два больших пальца, остальные сжать в кулак).

Ой, какой замочек

На двери висит замок (пальцы сомкнуты в замок).Кто его открыть бы смог?Потянули … (не расцепляя пальцев, тянем руки в разные стороны)Покрутили … (не расцепляя пальцев, крутим руками, по принципу «от себя – к себе»)Постучали … (не расцепляя пальцев, постучали основанием ладони друг по другу)И открыли! (пальцы расцепить, руки развести в сторону и потрясти ладонями немного)

Мы веселые друзья

Дружат добрые зверята (соединить пальцы рук в замок),Дружат малые зайчата (выпрямляем мизинцы и похлопываем ими друг по другу),Дружат славные бобры (выпрямляем безымянные пальцы и похлопываем ими друг по другу),Дружат в небе комары (выпрямляем средние пальцы и похлопываем ими друг по другу),Дружат милые ежата (выпрямляем указательные пальцы и похлопываем ими друг по другу),Дружат даже медвежата (выпрямляем большие пальцы и похлопываем ими друг по другу)!Вот как разыгрались (хлопаем в ладоши),По лесу разбежались (развести руки в разные стороны и потрясти всеми пальчиками).

Игривые рыбки

Рыбки весело резвятся (двумя руками изображаем волны)В чистой тепленькой воде.То сожмутся, разожмутся, (кулачки обоих рук сжать, разжать)То зароются в песке (опустить руки в низ и потрясти ими).

videouroki.net

Картотека пальчиковых игр и физкультминуток

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Детский сад №2 «Берёзка» с. Инзер

Муниципального района Белорецкий район

Республики Башкортостан

Картотека пальчиковых игр и физкультминуток по образовательной области «Безопасность».

Подготовила: воспитатель

Исмагилова Ольга Александровна.

Физкультминутка «Как живёшь?»

Педагог: - Внимание! На месте шагом марш! Раз! Два! Раз! Два! (Дети шагают на месте.)

Педагог: Как живешь?

Дети: Вот так! (Показывают большой палец правой руки.)

Педагог: Как плывешь?

Дети: Вот так! (Имитируют плавание кролем или брассом.)

Педагог: Как бежишь?

Дети: Вот так! (Бег на месте.)

Педагог: Вдаль глядишь?

Дети: Вот так! (Встают на носочки и делают ладошкой «козырёк» над бровями.)

Педагог: Машешь вслед!

Дети: Вот так! (Прощальные махи рукой.)

Педагог: Ждёшь обед!

Дети: Вот так! (Один кулачёк под подбородок, другим подпереть локоть.)

Педагог: Утром спишь?

Дети: Вот так! (Склоняют щёчку к двум сложенным вместе ладошкам.)

Педагог: А шалишь?

Дети: Вот так! (Деи прыгают вверх и кричат во всю силу.)

Физкультминутка «Игра со спичками».

  • Подбросить коробок одной рукой и поймать двумя руками;

  • Подбросить коробок с кулачка и поймать;

  • Подбросить коробок и подбить ладошкой. Кто выше?

  • Ходить по группе с коробком на кулачке, на голове, между подбородком и грудью, на груди, на пояснице;

  • Сдуть крышку коробка со стола.

Пальчиковая гимнастика «Рыбки».

Рыбки весело резвятся (энергично перебирать пальчиками - рыбками на двух руках.)

В чистой тёпленькой воде (плавные, мягкие движения мягких ладошек перед собой, как будто водоросли струятся по течению реки.)

То сожмутся, то разожмутся (переплести пальцы - рыбки в замок и сжимать и разжимать его.)

То зароются в песке (соединённые вместе ладошки продвигать вперёд, извивая по типу змеи, и, наклоняясь вниз к полу между раздвинутыми коленками, «зарывать ладошки в песок».)

Физкультминутка на расслабление «Котята»

Улеглись все на бочок (Дети ложатся на коврик на бочок.)

И свернулись все в клубок. (Сворачиваются клубком.)

На полу котята спят, просыпаться не хотят, тихо спят спина к спине и мурлыкают во сне: «Мур!» (Дети мурлыкают.)

Вот проснулись, потянулись, (Лежа выпрямляются и потягиваются.)

С боку на бок повернулись… (Переворачиваются на другой бок.)

Потягушески, потягушечки от носочков до макушечки… (Опять потягиваются.)

Это кто уже проснулся? Кто так сладко потянулся? (Дети садятся на коленочки и тянутся руками вверх.)

Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять ».

Вышли пальчики гулять. (Указательный и средний «идут».)

Стали весело плясать. («Фонарики» кистями рук.)

Вот так! Вот так! (Сжимать и разжимать кулачки.)

Стали весело плясать. (Повтор «фонариков».)

Пальчики играли, (шевелить всеми пальцами.)

Собачку увидали. (Правая ладонь замерла, левая собралась в щепоть - это собачка. Щепоть раскрывается и закрывается.)

Она громко лает, пальчики пугает. (Щепоть раскрывается и закрывается.)

Пальчики сбежались. В кулачок все сжались. (Пальцы правой руки собрать в кулак.)

А собака ходит, пальцы не находит. (Щепоть на правой руке «нюхает» кулак.)

Кулачки стучали, (Кулачок бьет кулачок.)

Собачку испугали. (Указательный и средний пальцы «убегают».)

Ну а пальчики опять (Фонарики.)

Стали дружно танцевать. (Шевелить всеми пальцами.)

Поплясали, поплясали, (Сжимать и разжимать кулачки.)

Ох, как быстро мы устали. (Опустить кисти рук вниз.)

Мы немножко отдохнем (Покачивание кистями рук внизу.)

И опять плясать начнём. («Фонарики».)

Физкультминутка «Закружились карусели».

Еле – еле, еле – еле закружились карусели (Взявшись за руки, дети медленно идут по кругу.)

А потом, потом, потом (Темп движения ускоряется.)

Всё бегом, бегом, бегом. (Дети держась за руки, бегут по кругу.)

А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не шумите карусель остановите (Темп движения замедляется.)

Раз и два, раз и два (Дети идут, держась за руки.)

Вот и кончилась игра. (Дети, держась за руки, садятся на присядки.)

Физкультминутка «Мы по улице шагаем».

Мы по улице шагаем, отбиваем чётко шаг. (Шагать на месте.)

Генерала повстречаем, (Остановиться.)

Крикнем: «Здравия желаем!» (Отдать честь.)

Так, что звон стоит в ушах. (Вращать пальцами в ушах.)

Физкультминутка «Мартышки».

Мы весёлые мартышки, (Растопыренные ладошки приложить большими пальцами к ушам.)

Мы играем громко слишком. (Подскоки на месте.)

Мы в ладошки хлопаем, (Хлопать в ладоши.)

Мы ногами топаем, (Топать ногами.)

Надуваем щёчки, (Надуть щечки и сдуть их нажатием указательного пальца.)

Скачем на носочках (Скакать на носочках.)

И друг другу даже (Грозить друг другу пальчиком.)

Язычки покажем. (Сделав «большие уши», показать друг другу языки.)

Пальчиковая гимнастика «Я иголочку возьму».

Я иголочку возьму, (Пальцы правой руки собрать в щепоть и направить вверх.)

В неё ниточку втяну, (Соединить подушечками большой и указательный пальцы левой руки и прикоснуться ими к щепоти на правой руке. )

Нитку эту протяну, (Пальцы левой руки собрать в щепоть и «протянуть» их по диагонали вверх и влево.)

Узелочек завяжу. (Потереть подушечки пальцев левой руки между собой.)

Буду шить и зашивать, (Сложить пальцы левой руки «колодцем».)

Своей маме помогать. ((это ткань). Щепотью из пальцев правой руки (это иголка) подныривать в «колодец»(протыкать ткань) и выныривать из него (втаскивать из ткани), плавно протягивая щепоть(иголку) по диагонали вверх и вправо.)

Физкультминутка «Уборка».

Все игрушки подними, (Имитация уборки игрушек:)

По местам их разложи. (Наклоны вниз.)

Теперь везде ты подмети, (Имитация подметания.)

Но веник влажный ты возьми. (Делая указание, погрозить пальчиком.)

Потом пыль везде протри: (Имитация вытирания пыли.)

Тряпку чистую бери и чуть- чуть её смочи. А в конце помой полы тряпкой половою.(Имитация мытья полов.)

Только лужи не пруди (Погрозить пальчиком.)

Думай головою (Постучать ладошкой по лбу.)

Тряпку лучше отожми. (Имитация отжима тряпки.)

Будут чистыми полы.

Физкультминутка «Здравствуй небо голубое!»

Здравствуй, небо голубое! (Одна рука вверх и вправо.)

Здравствуй, солнце золотое! (Другая рука вверх и влево.)

Здравствуй, вольный ветерок! (Покачивание рук вверху.)

Здравствуй, маленький дубок! (Присесть и показать росточек.)

Физкультминутка «Прогулка».

Мы идем с тобой гулять. (Шагать на месте.)

Будем весело скакать. (Прыжки на месте.)

Будем бегать, приседать (Бег и приседания.)

И в кружилочки играть. (Кружиться на месте.)

Физкультминутка «Мы руки поднимаем».

Мы руки поднимаем, (Руки вверх.)

Мы руки опускаем, (Руки вниз.)

Качаем головой. (Движения головой.)

Мы хлопаем руками, (Хлопать.)

Мы топаем ногами, (Топать.)

Мы руки подаём (Взяться за руки.)

И бегаем кругом. (Бежать по кругу.)

Пальчиковая гимнастика «Заборчик».

Бим – бом – бом, бим – бом – бом! (Кулаком одной руки ударять о ладонь другой руки.)

По гвоздям бьём молотком.

Постучал наш молоточек – и построил нам заборчик. (Руки лежат на столе. Ладони поставить на ребро и переплести пальцы (изгородь).)

Физкультминутки «Наши алые цветки».

Наши алые цветки (Дети садятся на полу на коленях, ладошки вертикально сомкнуты над головой.)

Распускают лепестки. (Раскрывание рук над головой в виде лепестков.)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.(Покачивание руками и туловищем из стороны в сторону.)

Наши первые цветки закрывают лепестки. (Смыкание ладошек вертикально над головой. )

Головки опускают, тихо засыпают. (Медленное опускание рук и туловища к коленям.)

Физкультминутка «Карусели».

Карусели, карусели, (Вприпрыжку кружится на месте.)

Мы с тобою в лодку сели (Сделать «перешагивающий через бортик» шаг.)

И поехали…(Имитировать работу вёслами.)

Карусели, карусели, мы с тобой на лошадь сели (Сделать «заброс ноги на лошадь».)

И поехали… (Лёгким галопом передвигаться по кругу.)

Карусели, карусели, мы с тобой в машину сели (Слегка присесть и «взять» руль.)

И поехали… (Легкий бег по кругу с «рулём» в руках.)

Карусели, карусели, в самолёт с тобой мы сели (Встать на одно колено, руки в стороны.)

И поехали… (Бег по кругу, руки в стороны.)

Карусели, карусели, мы с тобой в ракету сели («Надеть» шлем, присесть.)

И поехали…(Выпрыгнуть вверх и побежать по кругу.)

Пальчиковая гимнастика «Я иду в магазин».

Один, один, один - (Ритмично двигая кулачками, показывать большие пальцы.)

Я иду в магазин. (Добавить движение рук, согнутых в локтях.)

Два, два, два – (Ритмично двигая кулачками, показывать большие и указательные пальцы.)

Круглая у двойки голова. (Указательным пальцем правой руки нарисовать в воздухе двойку.)

Три, три, три – (Ритмично двигая кистями рук, показывать большие, указательные и средние пальцы. Ладони направлены к себе.)

Крючки соедини. (Сцеплять сделанные из указательных пальцев крючки.)

Четыре, (Показать 4 пальца на каждой руке. Ладони направлены к себе.)

Пять – (Плавно развернуть ладони от себя и показать 5 пальцев.)

Считаю я опять. (Хлопать в ладоши.)

Пальчиковая гимнастика «Утро настало».

Утро настало, (Развести ладони в стороны.)

Солнышко встало! (Ладони скрещены, пальцы растопырить.)

Эй, братец Федя, разбуди соседей. (Призывные движения пальцами.)

Доброе утро, палец Большак! Доброе утро, палец Указка! Доброе утро, палец Серёдка! Доброе утро, палец Сиротка! Доброе утро, Крошка – Митрошка! (Соединять одноименные пальцы противоположных рук.)

Доброе утро, вся Ладошка! (Два хлопка в ладошки.)

Все проснулись и потянулись! (Руки и пальцы вверх: вытягиваются и шевелятся.)

Пальчиковая гимнастика «Моя лошадка».

Пролегла лошадка гладко, («Расстелить» ладошками дорожку.)

Скачет вдоль по ней лошадка. (Пальцами обеих рук слегка постучать по столу.)

Цок – цок – цок, цок – цок – цок – (Поцокать языком.)

Через поле во лесок. (Пальцами обеих рук барабанить по столу.)

У моей лошадки грива (Правая ладонь на ребре (голова), большой палец направлен вверх (ухо). Кисть другой руки кладётся на «голову», свисающие пальцы образуют гриву. Большие пальцы скрещиваются (два уха).)

Вьётся по ветру красиво. (Шевелить пальцами левой руки (грива колышется).)

Крикнет лошадь: «Иго – го!» - (Отодвинуть мизинец правой руки вниз от безымянного пальца.)

И умчится далеко. (Пальцами обеих рук постучать по столу.)

Физкультминутка по стихотворению «Кузнец».

- Эй, кузнец – молодец, (Призывный мах рукой.)

Захромал мой жеребец. (Руки «держат уздечку перед грудью», нога прихрамывает.)

Ты подкуй его опять. (Открывать ладошки горизонтально перед собой.)

- Отчего не подковать? (Руки скрестить на груди, правую ногу выставить вперёд на пяточку.)

Вот гвоздь, (Открывать и выставить горизонтально вперёд правую ладонь.)

Вот подкова, (Открывать и выставить горизонтально вперёд левую ладонь.)

Раз, два – (Стукнуть кулаком о кулак.)

И готово! (Развести руки в стороны.)

Физкультминутка «Конь».

Конь меня в дорогу ждёт, (Скрестить руки за спиной.)

Бьёт копытом у ворот, (Высоко поднимать и опускать одно колено.)

На ветру играет гривой (Наклонять голову вправо, влево.)

Пышной, сказочной, красивой. (Поворачивать голову вправо, влево.)

Быстро на коня вскачу, (Прыжком поставить ноги врозь, в руках «зажать» уздечку.)

Не поеду – полечу! (Ритмичные полуприседы.)

Цок, цок, цок, цок.

Там за дальнею рекою (Продолжая длать ритмичные полуприседы, приложить ладошку – «козырёк» ко лбу и смотреть вдаль.)

Помашу тебе рукою. (Продолжая делать ритмичные полуприседы, махать рукой над головой.)

Физкультминутка «Ёжик».

По сухой лесной дорожке – Топ – топ – топ – топочут ножки. (Ритмично семенить на месте.)

Ходит, бродит вдоль дорожек весь в иголках серый ёжик. (Ходить вправо – влево.)

Ищет ягодки, грибочки для сыночка и для дочки. (Наклоны вниз.)

Если подкрадётся волк – превратиться ёж в клубок. (Присесть и сгруппироваться в комочек.)

Ощетинит ёж иголки – не достанется он волку. (Сидя комочком ,кружиться на месте.)

Ёж не тронет никого, (Встать, встряхнуться.)

Но и ты не тронь его! (Погрозить назидательно пальчиком.)

Физкультминутка «Мартышки».

Мишка по лесу шагал, (Шагают вразвалочку, по – медвежьи.)

Мишка вкусное искал. (Крутят головой в разные стороны.)

Вот он шёл, шёл, шёл, (Шагают вразвалочку.)

Корешок нашёл. (Останавливаются, смотрят вниз.)

Взял, раскопал, (Приседают, копают, «съедают» и выпрямляются.)

Дальше пошёл. (Шагают.)

Мишка шёл, шёл, шёл, (Шагают.)

В лесу мёд нашёл. (Останавливаются, смотрят вверх.)

Встал, достал, (Тянутся вверх, становятся на носочки, «слизывают» с рук.)

Дальше пошёл. (Шагают.)

Мишка шёл, шёл, шёл, (Шагают.)

В лесу ягоды нашёл. (Смотрят вперёд из – под ладошки – козырька.)

Взял, (Наклониться вперёд, развести руки в стороны (раздвинуть кусты), забрасывать ягоды в рот.)

Дальше пошёл. (Шагают.)

Мишка шёл, шёл, шёл (Шагают.)

И домой пришёл. (Садятся на места.)

Физкультминутка «Медведь».

Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (Ходьба на месте вразвалочку.)

Находит в дуплах мёд (Потянуться наверх.)

И в рот к себе кладёт.

Облизывает лапу («Облизать» ладони.)

Сластёна косолапый.

А пчёлы налетают, («Отмахиваться» от пчёл.)

Медведя прогоняют.

А пчёлы жалят мишку. (Легонько щипать себя за нос, щёки, тело.)

-Не ешь наш мёд, воришка!

Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (Ходьба на месте вразвалочку.)

Ложится, засыпает (Свернуться клубочком на коврике.)

И пчёлок вспоминает. («Отмахиваться» от пчёл.)

Пальчиковая гимнастика «Ежонок».

Под сосной (Руки прижать друг к другу, поставить локтями на стол (ствол сосны), пальцы развести в стороны (крона сосны).)

Живёт ежонок. (Ладони соединить, пальцы переплести (иголки). Большие пальцы соединить подушечками друг с другом (мордочка ежа).)

Много у него иголок. (Пошевелить пальцами – «иголками».)

До чего же он хорош – весь на щеточку похож! (Поворачивать «мордочку ежа» вправо – влево (любоваться им).)

А захочет ёж еды – он пойдёт искать грибы. (Шевелить соединёнными вместе большими пальцами и издавать пыхтящие звуки.)

infourok.ru

Физминутки с речевым сопровождением и пальчиковой гимнастикой.

Артикуляционная гимнастика проводится в комплексе с пальчиковой гимнастикой

1). Приоткрыл Язык окно, А на улице тепло. Язычок наш потянулся, Широко нам улыбнулся, (Упр. «Улыбка»)

2). Подражаю я слону: Губы хоботком тяну...(Упр. «Хоботок»)

3). Язык «лопаткой» положи и спокойно подержи. Язык «иголочкой» потом потянем тонким острием. (Упр. «Лопатка» — «Иголочка»)

4). Язычок на крылечке полежал — (Упр. «Блинчик»)

5). На качели побежал.

(Упр. «Качели»)

6). Молоток стучит: «Тук-тук! Язычку я лучший друг».

7). Ну и лошадка! Шерстка гладка, копыта цокают ловко, стучат подковки. (« упр.Лошадка»)

8). Наш Веселый Язычок повернулся на бочок. Смотрит влево, смотрит вправо...(Упр. «Часики»)

9) Язычок наш много сделал, он играл и поэтому устал.

Дверь он запер на замок, лег в кроватку и умолк.

1)упр. «Колечки» поочередное касание всеми пальцами одной руки большого пальца

2) Вытянуть руки вперед, соединить ладони.

3) показать ладони, пальцы сжаты, затем сжать кулачки, выставить вперед указательные пальцы

5) ладошки открыты, большие пальцы, прижаты к ладони, пальцы наклоняются вниз-выпрямляются

6) упр. «Молоток» кулачок стучит по ладошке

7)упр. «Фонарики» сжимание, разжимание кулачков

8) руки согнуть в локтях, показать ладошки, язычок влево-ладошки наклонили влево, глаза смотрят влево (то же в правую сторону)

9) упр. «Замок»

ФИЗМИНУТКА «Прогулка в лесу»

(проговаривание чистоговорок с одновременным показом имитаций движений)

СУ-СУ-СУ – вижу я лису

СА-СА СА – вот идет лиса

СЫ-СЫ-СЫ - хвост красивый у лисы

ЯТА-ЯТА-ЯТА - у лисы лисята

АТА-АТА-АТА – у медведицы медвежата

АТА-АТА-АТА – у зайчихи зайчата

За горою серый волк – ВОЛК-ВОЛК,

Он зубами ЩЕЛК-ЩЕЛК-ЩЕЛК.

Зайчата волка увидали и скорее поскакали

Прыг- скок, прыг- скок под кусток и молчок.

А волчище РЫЩЕТ-РЫЩЕТ,

Он зайчаток ИЩЕТ-ИЩЕТ.

Волк зайчаток не нашел- ШЕЛ-ШЕЛ

Он в лес ушел-ШЕЛ-ШЕЛ.

А у нас детвора

РА-РА-РА – вот закончилась игра

РА-РА-РА- заниматься нам пора.

ФИЗМИНУТКА

с речевым сопровождением, артикуляционной гимнастикой и звукоподражанием

Медвежата в чаще жили

И вразвалочку ходили ( дети идут по-медвежьи вразвалочку)

Вот так, вот такИ вразвалочку ходили.

Медвежата в чаще жили

Головой своей крутили–

Вот так, вот так

головой своей крутили (дети поворачивают голову вправо и влево)Медвежата мёд искалиДружно дерево качалиВот так, вот так – дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево)Медвежата мёд искалиИ на дерево влезали

Вот так, вот так и на дерево влезали ( имитация влезания на дерево)Вылетала из дупла полосатая пчела (пальцы руки собраны в щепотку-это пчела)

Ж-Ж-Ж-Ж- ( дети длительно на выдохе произносят звук «ж»)

К медвежатам подлетала

Ж-Ж-Ж-Ж- ( дети длительно на выдохе произносят звук «ж»)

И на лапу села

Ж-Ж-Ж-Ж- ( дети длительно на выдохе произносят звук «ж»)

Каждый пальчик облетела

Ж-Ж-Ж-Ж - ( дети прерывисто на выдохе произносят звук «ж»)

Пчела на язычок присесть хотела ( упр. для язычка «Лопатка»)

Медвежата стиснули зубки (упр. «заборчик»)

Сделали губы дудочкой ( упр. «хоботок»)

И стали крутить ними вправо и влево (вращение вытянутыми губами)

Пчелка взлетела

Ж-Ж-Ж-Ж ( дети длительно на выдохе произносят звук «ж»)

И на лоб присела

Ж-Ж-Ж-Ж ( дети длительно на выдохе произносят звук «ж»)

Медвежата покатали пчелку на лбу (поднять и опустить брови).

Пчелка покаталась и улетела

Ж-Ж-Ж-Ж

Подвижные игры с речевым сопровождением для детей дошкольного возраста с ОНР

Снежинки и ветер

Ветер по лесу летал

Все снежинки разметал

Снежинки весело кружились

В комочек снежный превратились

Бегают

Встают врассыпную на ориентиры, руки вверх, выполняют наклоны в стороны.

Кружатся

Встать в плотный круг.

Волк и дети

В лес пойдем гулять

Будем прыгать и играть

Вдруг навстречу серый волк, он зубами щелк да щелк.

Волк в игры не играет, только нас всех догоняет.

Идут шагом от шнура - из «домика»

Продвигаются вперед прыжками

Выходит волк, присматривается

Дети, убегают «домой». Волк догоняет. Пойманных детей отводит к себе.

Птички

Птички прыгали, летали

Птички зернышки клевали.

И водой их запивали,

И от кошки улетали

Прыгают, летают

Присаживаются на корточки, стучат пальцами рук о пол

Держат руки за спиной, наклоняются вперед

«Улетают» на скамейку»

Зима»

Очень зиму я люблю,

(хлопаем в ладоши)

Бабу снежную леплю,

(ладошки катят воображаемый снежный шар)

С горки на санях качусь,

(кулачки сжаты перед грудью, «держат» веревку от санок)

По лыжне ходить учусь,

(ручки согнуты в локтях, кулачки сжаты, имитируем движения руками с лыжными палками)

Елку с папой наряжаю,

(одновременно обеими руками «достаем» воображаемые елочные игрушки и «вешаем» их на воображаемую елку)

Зиму просто обожаю!

(хлопаем в ладоши)

infourok.ru

Пальчиковые гимнастики и физминутки

Физминутки и пальчиковые гимнастики.

Сентябрь

1 неделя « Детский сад»

Физминутка «Детский сад»

Сначала буду маленьким, (Присесть)

К коленочкам прижмусь. (Обнять коленки)

Потом я вырасту большим, (Встать)

До лампы дотянусь. (Руки вверх)

Пальчиковая гимнастика «Наша группа». .

В  нашей  группе  все  друзья.       (Ритмично  стучат  кулачками  друг  о

 друга)

Самый  младший – это  я.                        (Разжимают  пальчики,  начиная

                Это  Маша,                                         с  мизинчика)

                Это  Саша,

                Это  Юра,

                Это  Даша.

2 неделя «Игрушки«

Физминутка «Буратиио»

Движения выполняются по ходу стихотворения.

Буратино — потянулся,

Раз — нагнулся,

Два — нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Пальчиковая гимнастика «У Матрешиной сестрицы…»

У Матрешиной сестрицы

Ритмичные удары пальцами правой руки,

начиная с указательного, по левой ладони.

По деревне небылицы:

Ритмичные удары пальцами левой руки, на-

чиная с указательного, по правой ладони.

Ходит утка в юбке,

На каждое название животного загибают

В теплом полушубке,

пальцы на руках, начиная с больших.

Курочка — в жилете,

Петушок — в берете,

Коза — в сарафане,

Заинька — в кафтане,

А всех их пригоже

Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и

Корова в рогоже.

удары кулачками.

3 неделя «Огород. Овощи»

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук)

Физминутка «Овощи»

Раз, два, три, четыре, (Ходьба на месте)

Дети овощи учили: (Прыжки на месте)

Лук, редиска, кабачок, (Наклоны вправо-влево)

Хрен, морковка, чесночок (Хлопки в ладоши)

4 неделя » Сад. Фрукты. Ягоды»

Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами». 

(Загибаем поочерёдно пальцы)

Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец —самый меткий, он сбивает сливы с ветки.

Безымянный — собирает, а мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает.

Физминутка «Яблочко»

На носочки я встаю, Поднятся на носкиЯблочко я достаю, Руки вверхС яблочком бегу домой, Бег на местеМамочке подарок мой! Хлопки в ладоши

Октябрь

1 неделя » Ранняя осень»

Физминутка «Осенью»

Вдруг закрыли небо тучи,

Поднимаются на носочки, поднима-

Начал капать дождь колючий.

ют вверх руки.

Долго дождик будет плакать,

.

Разведет повсюду слякоть.

Приседают, держат руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге,

Ходьба на месте, высоко поднимая коле-

Поднимай повыше ноги.

ни.

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Дождик, дождик Стучи пальчиками поочерёдноЦелый деньБарабанит в стекла.Вся земля, Сжимаем и разжимаем кулачкиВся земляОт воды размокла…

2 неделя «Осенняя одежда, обувь, головные уборы»

Физминутка «Сапожки».

Нарядили ножки в новые сапожки, Выставляем носочки поочерёдно

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке. Ходьба на месте

Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте, Топот на месте

В грязь не заходите, сапожки не рвите. Прыжки на месте

Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки». 

Как у нашей кошки

Загибают по одному пальчику, начи-

На ногах сапожки.

ная с бол ьших, на обеих руках на каж-

Как у нашей свинки

дое название обуви.

На ногах ботинки.

Как у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Надевает валенки.

А сыночек Вовка —

Новые кроссовки.

Вот так. Вот так.

Ритмично выполняют хлопки ладоня-

Новые кроссовки.

ми и удары кулачками.

3 неделя «Лес (деревья, грибы, ягоды)»

Физмннутка «Деревцо»

Ветер дует нам в лицо, (движения руками к себе)

Закачалось деревцо, (покачивания поднятыми руками)

Ветерок все тише-тише — (постепенное приседание)

Деревцо все выше-выше, (встать, потянуться на носочках)

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик сел и съел,

Оттого и потолстел.

4 неделя «Семья. Части тела»

Пальчиковая гимнастика «Моя семья«

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка,

Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья

Энергично сжать руку в кулак несколько раз.

Физминутка «Части тела»

Мы топаем ногами, (топают)

Мы хлопаем руками, (хлопают)

Качаем головой, (качают головой)

Мы руки поднимаем, (руки вверх)

Потом их опускаем, (руки вниз)

Мы руки подаем (руки в «замок»)

И бегаем кругом. (покружиться на месте)

Ноябрь

1 неделя «Домашние птицы и их птенцы»

Физминутка «Как у наших у ворот»

Как у наших у ворот Ходьба на местеПетух зернышки клюет, Прыжки на местеПетух зернышки клюет,К себе курочек зовет. Хлопки в ладоши

Пальчиковая гимнастика «Как-то летним вечерком»

Как-то летним вечерком Сжимаем и разжимаем кулачкиУтята стаей шли гуськом. Шли они на пруд купаться, Хлопки в ладошиПорезвиться, поплескаться. Первый среди них — вожак. Загибаем пальчикиИдет гордо:  «Кря-кря-кряк!»У трех других утят Спинки желтые блестят. А последний поотстал.Очевидно, он устал.Из травы высокой вдруг,Вызвав у утят испуг, Еще двое выбегают, Место в стае занимают. Ну-ка быстро сосчитаем: Сжимаем и разжимаем кулачкиСколько было утят в стае?

2 неделя «Домашние животные и их детеныши»

Физминутка «Конь»

Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)

Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)

Быстро на седло вскочу,

Не поеду — полечу, (подскоки на месте)

Цок — цок — цок,

Цок — цок — цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)

Там за дальнею рекой

Помашу тебе рукой. (подскоки на месте)

Пальчиковая гимнастика «Буренушка».

        Дай молока, Буренушка,                        Показывают, как доят корову.

        Хоть капельку — на донышке.

        Ждут меня котятки.                                Делают «мордочки» из пальчиков.

Малые ребятки.

        Дай им сливок ложечку,           Загибают   по   одному  пальчику

 на

        Творогу немножечко,                        руках, начиная с мизинцев, на

каждое

        Масла, простоквашки,                        название молочного продукта.

        Молока для кашки.                                Снова «доят».

        Всем дает здоровье

        Молоко коровье.

sundekor.ru

Физминутки на уроках письма.

Пальчиковая гимнастика

Одним из обязательных условий организации урока являются физминутки.

Физминутка необходима на каждом уроке, как минутка, направленная на снятие усталости, напряжения, на восстановление умственной работоспособности, это необходимый элемент в здоровьесберегающей деятельности учителя.

В состав упражнений для физминуток входят:

  • упражнения по формированию осанки,

  • укреплению зрения,

  • укреплению мышц рук,

  • отдых позвоночника,

  • упражнения для ног,

  • релаксационные упражнения для мимики лица,

  • психогимнастика,

  • дыхательная гимнастика

Остановимся на физминутках для укрепления мышц рук.(пальчиковая гимнастика)

Главная цель пальчиковой гимнастики, её полезная функция –

стимулирование мозговой деятельности ребёнка посредством развития мелкой моторики рук, и подготовка руки к письму.

Систематическая работа по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.

Пальчики

Раз, два, три, четыре, пять, (Сжимают и разжимают кулачки.)

Мы пошли в лесок гулять.

Этот пальчик по дорожке, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Этот пальчик по тропинке,

Этот пальчик за грибами,

Этот пальчик за малиной,

Этот пальчик заблудился,

Очень поздно возвратился.

СЕМЬЯ

Этот пальчик дедушка, ( Массируем каждый пальчик)

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папа,

Этот пальчик мама,

Этот пальчик я.

Вместе мы одна семья

(Затем движения повторяются на другой руке руке).

«Замок»

Сцепить пальцы в замок и встряхивая «замком», произноситьНа двери висит замок,Кто его открыть бы смог?Постучали, постучали, (не расцепляя пальцев, постучать ладонями)Покрутили, покружили (покрутить сцепленными пальцами),Потянули, потянулиИ открыли! (расцепить пальцы, развести руки в стороны

Вышли пальцы погулять

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальцы погулять. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Этот пальчик самый толстый, (Сжимают и разжимают каждый пальчик на обеих руках.)

Самый сильный и большой.

Этот пальчик для того ,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине.

Это пальчик безымянный,

Он избалованный самый.

А мизинец хоть и мал,

Очень ловок, да удал.

Капелька.

Кап, кап, кап – звенит капель.

Приближается апрель. (Ритмично, на каждый слог, стучат подушечками пальцев, начиная с. большого, по столу.)

«Бабочка»

Собрать пальцы в кулак. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. выпрямленными пальцами делать быстрые движения – «трепетание пальцев».

Дружно пальцы встали в ряд

Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони) Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак) Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы) Все покажут без подсказки. Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы) Два здоровых бодрячка. Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы) Молчуны, всегда упрямы. Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы) Непоседы и плутишки. Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы) Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак

infourok.ru

Физ. минутка и пальчиковая гимнастика для младших школьников

Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)Печет печка калачи (4 приседания)Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)

Наши ручки

Руки кверху поднимаем, А потом их отпускаем.А потом их развернемИ к себе скорей прижмем.А потом быстрей, быстрейХлопай, хлопай веселей.

Мы топаем ногами

Мы топаем ногами,Мы хлопаем руками,Киваем головой.Мы руки поднимаем,Мы руки опускаемИ вновь писать начнем.

Вот помощники мои

Вот помощники мои,Их как хочешь поверни.Раз, два, три, четыре, пять.Постучали, повернулиИ работать захотели.Тихо все на место сели.

Раз - подняться, потянуться

Раз - подняться, потянуться,Два - нагнуть, разогнуться,Три - в ладоши, три хлопка,Головою три кивка.На четыре - руки шире,Пять - руками помахать,Шесть - на место ти...

Вышли уточки на луг

Вышли уточки на лугКря, кря, кря.Полетел зеленый жукЖ - ж - ж.Гуси шеи выгибалиКлювом перья расправляли.Зашумел в пруду камышШ - ш - шИ опять настала ти...

Раз, два - встать пора

Раз, два - встать пора,Три, четыре - руки шире,Пять, шесть - тихо сесть,Семь, восемь - лень отбросим.

Раз, два, три, четыре, пять

Раз, два, три, четыре, пятьВышел зайка поигратьПрыгать серенький гараздОн подпрыгнул 300 раз.

Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке Будут буковки писать. (Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. ) 

Ёжик топал по дорожке И грибочки нёс в лукошке. Чтоб грибочки сосчитать, Нужно пальцы загибать. (Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулаки.) 

Две весёлые лягушки Ни минуты не сидят. Ловко прыгают подружки, Только брызги вверх летят. (Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко расправляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над партой) и кладут ладони на парту. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.) 

Дружно пальчики сгибаем, Крепко кулачки сжимаем. Раз, два, три, четыре, пять – Начинаем разгибать. (Вытянуть руки вперёд, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.) 

Только уставать начнём, Сразу пальцы разожмём, Мы пошире их раздвинем, Посильнее напряжём. (Вытянуть руки вперёд, растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее, а затем расслабить, опустить руки и слегка потрясти ими.) 

Наши пальчики сплетём И соединим ладошки. А потом как только можно Крепко-накрепко сожмём. (Сплести пальцы рук, соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее. Потом опустить руки и слегка потрясти ими.) 

Пальцы вытянулись дружно, А теперь сцепить их нужно. Кто из пальчиков сильнее? Кто других сожмёт быстрее? (Сцепить выпрямленные пальцы обеих рук (без большого) и, не сгибая, сильно прижимают их друг к другу, зажимая каждый палец между двумя другими. Затем опускают руки и слегка трясут ими.)

hello_html_m743807ce.jpg

Пальчиковая гимнастика.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.

Пальчиковые игры:

hello_html_m33e53de7.gifМы сегодня рисовали,Наши пальчики устали.Наши пальчики встряхнем,Рисовать опять начнем.- Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями и притопывать.hello_html_m33e53de7.gifРаз, два, три, четыре, пять,Будем пальчики считать,Все такие нужные,Крепкие и дружные.- Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки.hello_html_m33e53de7.gifВзять руку ребенка и пощекотать: Здесь пень (запястье),Здесь колода (локоть),А здесь ключевая водица (подмышки).hello_html_m33e53de7.gifЭтот пальчик хочет спать,Этот пальчик лег в кровать,Этот пальчик чуть вздремнул,Этот пальчик уж уснул,Этот пальчик крепко спит,Никто больше не шумит.- Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца. hello_html_m33e53de7.gif Ивану Большаку – дрова рубить.Ваське-Указке – воду носить.Мишке Среднему – печку топить.Гришке Сиротке – кашку варить.Крошке Тимошке – песенки петь,Песенки петь и плясать.- Правой рукой делать массаж каждому пальцу левой руки, потом наоборот. hello_html_m33e53de7.gifБабушка очки наделаИ внучонка разглядела.- Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.hello_html_m33e53de7.gifНа моей руке пять пальцев, Пять хватальцев, пять держальцев. Чтоб строгать и чтоб пилить, Чтобы брать и чтоб дарить. Их не трудно сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять! Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках. hello_html_m33e53de7.gifФлажок.Я в руке флажок держуИ ребятам им машу.Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижаты друг к другу, большой палец опущен вниз. Тыльная сторона ладони от себя. Помахать «флажком».hello_html_m33e53de7.gif- Мама, мама!- Что, что, что?- Гости едут.- Ну и что.- Здравствуй, здравствуй.Чмок, чмок, чмок.- Ладони сложить вместе, пальцы слегка расставлены, смотрят вверх. На первой строчке мизинчики отрываются друг от друга и снова соединяются два раза. На второй строчке большие пальцы отрываются и соединяются три раза. На третьей строчке то же делают безымянные пальцы, на четвертой – указательные. На пятой средние пальцы сначала «обнимаются» а потом «целуются».hello_html_m33e53de7.gifУ печи, печи, печиИспечем мы пироги.- Ладошками имитировать движения лепки пирожков.hello_html_m33e53de7.gifЭтот пальчик – маленький,Мизинчик удаленький.Безымянный – кольцо носит,Ни за что его не бросит.Ну а этот – средний, длинный.Он как раз посередине.Этот указательный,Пальчик замечательный.Большой палец, хоть не длинный,Среди пальцев самый сильный.Пальчики не ссорятсяВместе дело спорится.- На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями.hello_html_m33e53de7.gifЗайка книгу нашел,И открыл, и прочел,А закрыл, все забыл.И снова открыл,И все повторил,А закрыл, опять забыл.- Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» - ладони прижимаются друг к другу.

infourok.ru


Смотрите также