Фонетическая зарядка для использования на уроках для формирования навыков произношения. Фонетическая гимнастика


Методическое пособие "Фонетическая зарядка для дошкольников"

           

                           Методическое пособие Фонетическая зарядка для дошкольников.

     

                                                Введение.

 Известно, что человек только тогда становится полноправным гражданином данного общества данного общества, когда взаимодействует с другими его членами. Когда происходит усвоение накопленного опыта в рамках отдельно взятой семьи и всей нации, когда осуществляется полноценный обмен этим опытом, когда устанавливаются межличностные контакты.

 Всё это было бы невозможно без речи. Её роль в становлении ребёнка как личности невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Задача взрослых – родителей и педагогов – помочь ему овладеть устной и письменной речью.

   Воспитание звуковой культурой речи – одно из основных задач развития речи дошкольного возраста. К ней относится: речепроизношение, которое включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, её выразительность, чёткую дикцию, а так же умение пользоваться двигательными  средствами выразительности (мимика и жесты), элементами культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора), речевым слухом.

  Данное пособие разработано для детей дошкольного возраста, оно направлено на развитие диафрагмального дыхания, фонетической стороны речи и общих моторных движений. Детям с нарушением речи присуще некоторое отставание в развитие двигательной сферы. Оно характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнение упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Включение фонетической зарядки в интегрированное занятие позволяет помочь ребёнку отвлечься, расслабится, а также закрепить правильное произношение заданного звука. Дети изображают движение разных животных, птиц, транспорт, какие - то предметы  и передают их речь и звучание. Ребёнку легче выучить звук, если он непросто произносит его, повторяя за взрослым, а изображает животных звуком и движением.

 Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих взрослых, которые находятся вокруг него. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков

 Предложенная фонетическая зарядка может использоваться логопедами при проведении занятий, родителями – при самостоятельных занятиях с детьми, воспитателями ДОУ – на речевых занятий, воспитании звуковой культуры речи.

 Проводя фонетическую зарядку важно знать: проводить на каждом занятии (5 мин), проводить в разном исходном положении, контролировать произношение звука совместно с движением, помогать, поощрять словом.

                   Фонетическая зарядка для детей младшего возраста (3-4 года).

«Курочка» И. п. ноги на ширине плеч, руки по бокам, слегка в стороны (как крылья), ходьба,  поднимая и опуская руки, произнося при этом ко-ко-ко.

«Цыплятки» И. п. ноги на ширине плеч, руки изображают маленькие крылышки, бегают и пищат пи-пи-пи.

«Котята» И. п. на коленях и на ладонях, дети ползают и произносят: «Мяу- мяу-мяу…»

«Матрёшки кланяются» И.п. ноги слегка расставлены, руки вниз. Наклонится вперёд, отвести руки назад, выпрямится. 4-5 раз.

«Починим колеса». И. п. ноги на ширине плеч, руки внизу. Присесть, хлопнуть по коленям, сказать: «Хлоп» вернуться в и. п. 5 раз.

«Какая красивая бабочка» Произнесение на длительном выдохе «Ах-ах, ох-ох»

«Прыжки» И. п. ноги слегка расставлены, руки на поясе. Выполняем прыжки на месте. Затем ходьба и вновь прыжки на месте.

«Самолёты» И. п. ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях перед грудью. 1- руки делают круговые движения, заводят моторчик. 2 – руки в стороны и побежали в разном направлении, изображая крылья самолёта, произнося при этом: «У-у-у-у..»

«Маленькие - большие» И.п. ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1- присели (маленькие). 2-встали (большие). 5 раз.

«Птички полетели» И. п.  ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, изображают крылья. 1- птицы полетели, машут крыльями. 2- сели, посидели, поклевали зёрнышки. 3- встали, опять полетели. 4- опять сели. 5-6 раз.

«Большие ноги, маленькие ноги» И. п. ноги слегка расставлены, руки на поясе. 1- пошли и поднимаем высоко колени (большие ноги) при этом дети произносят: «топ-топ-топ». 2- пошли, просто шагаем маленькими шагами (маленькие ножки) при этом произносят быстро:  «топ-топ-топ»

«Мишки» И.п. ноги на ширине плеч, руки опушены, слегка согнуты. Ходим как медведи, медленно, переваливаясь с боку на бок. При этом произносим: «А-а-а» (низким голосом).

«Гуси» И.п. ноги на ширине плеч, руки рядом, изображают крылья. 1- пошли, машем руками, и поднимаем высоко колени, При этом произносим: «Га-га-га»

                       Фонетическая зарядка для детей среднего возраста (4-5 лет).

«Дудочка». Дети «дудят в дудочку», словно приглашая грибы повеселиться: «ду-ду-ду»

«Грибочки пляшут». И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Развести руки в стороны, опустить, сказать: «Ох!» Упражнение повторить 5 раз.

«Грибочки шалуны» И.п. лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поднять правую (левую) ногу, опустить, вернуться в и. п. 5 раз.

«Красивая игрушка» И. п.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Подняться на носки, руки в стороны – вверх, вдох носом. Опуститься на всю стопу, руки вниз, произнести: «А-а-а-ах» повторить 3-4 раза.

«Матрёшки пляшут». И. п. ноги слегка расставлены, руки внизу. Развести руки в стороны, приподнять плечи вверх, опустить сказать: «Ох» 4-5раз.

«Матрёшки качаются» И. п. ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклониться вправо (влево), выпрямится. 6 раз.

«Как гогочет гусь» И. п.: ноги на ширине плеч, руки за спиной, сложены одна поверх другой. Сделать глубокий медленный вдох носом, слегка наклониться вперёд, медленно развести руки в стороны и на длительном выдохе произнести: «Га-га-га»

«Гуси шипят». И.п. ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться вперёд, развести руки в стороны, произнести «ш-ш-ш», вернуться в и. п. 5 раз.

«С горки» Предложить детям представить, что они катятся с горки на санках. Дети делают глубокий вдох носом. На выдохе произнести: «У-у-у-ух»

«Погреем плечики» И. п. ноги на ширине плеч, руки в стороны. Обхватить кистями рук противоположные плечи, сказать: «Ох», вернуться в и.п. 6 раз.

«Машины заводят моторы». И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Согнуть руки в локтях, вращать руками одна вокруг другой, произнести: «Р-р-р», вернуться в и. п. 5 раз.

«Машины зажигают фары» И. п. ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки в стороны, согнуть в локтях, показать ладошки, опустить. 6 раз.

«Ёлочки» И. п. ноги слегка расставлены, руки разводим в стороны и опускаем со словами «Ах-ах-ах»

«Ёлочки качаются» И. п. стоя на коленях, руки на поясе. 1- наклон вправо. 2- и.п. Тоже влево, упражнение повторить 3 раза.

«Восхищаемся яркой окраской бабочки» Произнести на длительном выдохе «Ах-ах, ох-ох»

«Как гудят машины на перекрёстке». И. п. ноги на ширине плеч, руки на поясе. Вдох носом, выдох с произнесением слов «Би-би-би!»

«Постучите по коленям». И.п. ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться вперёд, постучать по коленям, сказать: «Тук-тук», выпрямиться. 6 раз.

                Фонетическая зарядка для детей старшего возраста (5-6лет).

 «Подготовка к полёту» И.п. ноги на ширине плеч, руки внизу, спина прямая, плечи опущены. Открываем глаза, вдох-тянем долго «А-а-а»

«Хлопки крыльями» И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Раскачивать руки вперёд-назад с хлопками впереди. Во время хлопка говорить «Хлоп» 6-8 раз.

«Силачи» И.п. ноги на ширине плеч, руки на диафрагме – вдох. На выдохе дети произносят: «Ура-а-а»

«Мы штангисты» И. п. стоя, ноги врозь. 1-палку на грудь, 2-с силой вверх, 3-на грудь, 4-вниз. 6 раз.

«Достань носки ног» И. п. сидя, ноги врозь, палка в руках на бёдрах – вдох. 1-3- наклон вперёд, коснутся палкой носков ног- выдох. 4- и.п. 6 раз.

«Шуршит метла» И.п. основная стойка палка внизу. 1- прыжком ноги врозь, палку вверх. 2-вернуться в и.п. 2-3раза.

«Звуки леса» И.п. ноги на ширине плеч, руки внизу. 1-вдох носом. Подняться на носки, руки вверх – в стороны. 2-вернуться в и.п., выдох ( на первом выдохе говорим «ку-ку-ку», а на втором «тук-тук») 4 раза.

«Разминаем ножки» И.п. основная стойка, флажки внизу. 1-2- присесть, вытянуть флажки вперёд, сказать «сели». 3-4-вернуться в и.п. 7 раз.

«Звуки космоса» И. п. ноги на ширине плеч. Дети на длительном выдохе произносят звук «У-у-у»

«Состояние невесомости» И.п. лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1- сед с прямыми ногами, руки, вниз. 2- вернуться в и.п. 4-6 раз

«Подышим морским воздухом» И. п. ноги на ширине плеч, руки внизу. 1- глубокий вдох носом, подняться на носки, руки- в стороны, вверх. 2- выдох с произнесением длительного звука «А-а-а», вернуться в и.п. 3-4 раза.

«Водоросли» И. п. ноги врозь, руки внизу. 1- поднять прямые руки перед собой вверх. 2- наклон туловища вправо. 3- выпрямиться руки вверх. 4- и.п. 6 раз.

«Комарик» И. п. ноги на ширине плеч, руки внизу. 1- подняться на носки, руки в стороны – вверх, вдох носом. 2- вернуться в и. п., выдыхая воздух изо рта, произнести звук «з-з-з» максимально долго.

«Муравей» И. п. И.п. сидя, ноги прямые вместе, руки в упоре сзади. 1-3- с силой потянуть носок правой (левой) ноги на себя. 2-4- вернуться в и. п. 6 раз.

 

        Фонетическая зарядка для детей подготовительной к школе группе (6-7 лет).

 «Шум ветра» Когда дует сильный ветер, в лесу качаются деревья. Они низко наклоняют свои ветви, то в одну, то в другую сторону, а ветер громко воет «У-у-у-у!»

 «Улетают птицы» И.п. ноги слегка расставлены, руки опущены  вдоль туловища. 1-глубокий вдох носом. 2-медленный выдох с произнесение слов «На ю-у-у-у-г»

«Листочки» И.п. ноги на ширине плеч, ступни параллельно, руки с листочками вверху. 1- наклониться вперёд, не сгибая ног, положить листочки на пол перед собой, выдох. 2-выпрямиться, руки за голову, хорошо прогнуться, вдох. 3- наклониться, взять листочки, выдох. 4-выпрямиться, поднять листочки вверх, вдох. 6 раз.

«Цапля машет крыльями» И.п. пятки вместе, носки врозь, руки внизу. Поднять руки в стороны, сделать несколько волнообразных движений, опустить. 7 раз.

«Весы» И.п. стоя лицом друг к другу, пятки вместе, носки врозь, держаться за руки. Поочерёдно приседание, не отпуская рук партнёра. 6-8раз.

«Песенка метели» Сделать глубокий вдох носом. На длительном выдохе произнести «А-а-а-а…» 2 раза.

«Ярмарочные зазывалы» Сделать носом глубокий вдох. На длительном выдохе произнести: «Ту-ру-ру-у-у-у…» Руками показать дудочку.

«Физкультурники» Дети делают глубокий вдох носом. На длительном выдохе произносят: «Ура-а-а-а…» 2-3 раза.

«Гребцы» И.п. стоя, ноги на ширине плеч, палку в горизонтальном положении держать ближе к середине. Поворот, вправо и влево, имитируя греблю на байдарке. 4-5 раз.

«Медузы» И.п. ноги на ширине плеч, слегка согнутые в коленях, руки согнуты в локтях перед грудью. 1- развести руки в стороны, очертить круги перед собой, выпрямить ноги, подняться на носки, втянуть живот, вытянуть шею. 2 – и.п. 6-8 раз.

«Салют» 1-вдох носом. 2-длительный выдох, произнести слово «Салю-у-у-ут!»

3 4-повторить.

«Мы сильные» И. п. основная стойка, руки к плечам, кисти сжаты в кулаки, подняться на носки, вдох. 1, 2- с силой руки вверх, разжимая кулаки, подняться на носки, вдох. 3,4-и.п., выдох.

«Шалаш» И. п. упор на коленях, руки на поясе. 1,2- выпрямить ноги, переходя на носки, не сгибая руки, выгнуть спину. 3, 4- и.п. 6-8 раз.

«Весёлые спортсмены» Мы ловкие, смелые, спортсмены умелые.

                                              Любим спортом заниматься и, конечно же, смеяться.

Как мы смеёмся? «Ха-ха-ха!»

Слова «Ха-ха-ха!» дети произносят на длительном выдохе. 2 раза.

                                      Литература:

  1. Болотина Л. Р., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н.  Воспитание звуковой культуры речи.  Айрис Пресс Москва 2006
  2. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребёнка от трёх до пяти лет. Аркти. Москва. 2003.
  3. Кириллова Ю.А., Лебедева М. Е., Жидкова Н.Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет. Спб. Детство-Пресс 2005.
  4. Лосева П. Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет. Сфера. Москва 2005.
  5. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика. Каро. Спб. 2006.
  6. Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с ОНР. Akademia. Москва 2003.

 

 

nsportal.ru

Фонетическая зарядка для дошколят. Консультация для педагогов детского сада.

Фонетическая зарядка для дошколят. Консультация для педагогов детского сада.

Для формирования правильного артикуляционного уклада у детей 2-4 лет с задержкой речевого развития немаловажное значение имеет фонетическая зарядка, которая используется для развития звуко- произносительных навыков, просодической стороны речи детей.

Фонетические упражнения являются хорошим стимулом в общении с малышами, как в детском саду на занятиях с логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем, так и дома с родителями.

С помощью фонетических игровых упражнений легко наладить контакт с молчаливым ребенком, достичь необходимых результатов в речевом развитии, создать комфортную эмоциональную среду. Занятия фонетической зарядкой помогут сформировать фонетически правильную речь малышей.

hello_html_m69f34271.jpgПредлагаемый практический материал может быть использован на речевых занятиях с детьми, начиная с трехлетнего возраста, занятиях по подготовке к обучению грамоте со старшими дошкольниками, коррекционно-речевых занятиях с детьми, имеющими речевые недостатки.

-А-

  1. Воздух в носик набирайся,

"А" теплее выдувайся.

  1. Мишеньку качай,

"А" ему напевай!

А-А-А-А.

  1. А - красивый звук какой

Ну- ка шире рот открой.

(В игре используется игрушка "мишка". Звук "А" произносим мягко, спокойно на длительном фонационном выдохе).

-Э-

    1. Мишка песню напевает,

Мишка ротик открывает.

Шире ротик открывай

И Мишутке подпевай:

Э - Э-Э-Э.

    1. Мишка улыбается

И не напрягается

Улыбнись, "Э" протяни,

Подбородок опусти.

(В игре используется игрушка из кукольного театра - "Мишка", с опускающейся нижней челюстью).

    1. - Как поет козленок: МЭ - МЭ,

А барашек как поёт - БЭ - БЭ.

-И-

1. Посмотрите, как Петрушка

Тянет ротик прямо к ушкам

И скажите: И - И - И - И,

Ротик к ушкам растяни.

(В игре используется игрушка "Петрушка").

2. "Песенка Ослика"

И - А, И-А!

Ослик так поет всегда.

3 И-И-И-И!

Эй, лошадка,

Нас вези.

И быстрее ты скачи.

(В игре используется игрушка "Лошадка").

-О-

      1. Шарик губками возьми, "О" тихонько протяни!

(В зависимости от возраста детей берут шарики разных размеров (например теннисные). Использование шарика помогает округлению губ и выдвижению губ вперёд).

      1. Курочка поёт КО-КО-КО,

Не ходите далеко.

(В игре используется игрушка "Курочка").

      1. "Котик испугался" Котик маленький гулял

И собачку увидал.

Ой! Ой! Ой! Ой! Испугался котик мой.

(В игре используются игрушки "Собачка" и "Котик").

      1. Заболела куколка, Надо ей поспать.

Заболела куколка, Начала стонать. О-О-О-О.

(В игре используется игрушка "Кукла ").

      1. Покачайте головой: Ой - Ой - Ой!

Покрутите головой - влево, вправо, вниз: Ой, Ой!

-У-

1. "Куколка заболела".

Плачет Уленька "Уа"!

Моя куколка больна.

(В игре используется игрушка "Кукла").

2. "Паровоз мчится".

Загудел паровоз - У! У! У!

И ребяток повёз: У! У! У!

        1. "В лесу".

Заблудились мы в лесу

И кричим: АУ! АУ!

        1. "Позовём утят" Ути - Ути - Ути!

        1. "Позовём голубей": гули - гули - гули.

-Ы-

          1. "Гудок парохода": Ы - Ы - Ы.

          1. "Капризничаем": ГЫ - ГЫ - ГЫ.

          1. "Позовём цыплят": ЦЫП - ЦЫП - ЦЫП.

hello_html_1307be27.jpg

-Ф-

            1. Ротик к ушкам растяни,

Губку мягко прикуси,

Длинный ветерок пусти!

Ф-ф-ф на выдох говори.

            1. Ручки вверх поднимай,

Тихо носиком вдыхай,

Ручки вниз опускай,

Ф - Ф - как ветер напевай.

            1. "Ёжик фыркает"

Ежик по лесу бежал,

И грибочек увидал.

И от радости фырчал: Ф -Ф-Ф-Ф.

-В-

              1. Сильный ветер налетел,

Голосок у нас запел.

Ручку к шейке прижимай,

Голосочек подключай.

В - В - В - В.

              1. Начинает вьюга выть,

В - В - В - ребятам говорить.

-П-

                1. Открывает рыбка рот,

Да не слышно, что поёт.

П – П – П -- П

(беззвучно размыкают, а затем плотно, но без напряжения, смыкают губы).

                1. Воздух в носик надувайся,

П-п-п-п сквозь губы прорывайся!

                1. "Сосание из бутылочки": П-П-П-П.

                1. "Поцелуй мамы": П-П-П-П.

                1. "Телефон не отвечает": ПИП - ПИП.

-Б-

  1. "Б" легко произнеси,

Голосок свой подключи!

  1. Баю - баюшки - баю,

Баю Любоньку мою!

  1. "Машина сигналит"

Ехала машина,

И всем кричала.

  • "Уйдите с дороги,

  • Сигналю для начала".

Би – БИ - БИП.

-Т-

  1. Губы улыбаются,

И не напрягаются.

В дверку постучим с тобой:

ТОЙ - ТОЙ - ТОЙ.

  1. Строим домик для бельчат,

Молоточки стучат:

Т-Т-Т; Т-Т-Т.

hello_html_m69f34271.jpg

  1. "Испорченный барабан":

ТЫ - ТЫ - ты.

  1. "Обожгли язычок": Т-Т-Т.

- Д -

    1. Мы построить дом хотим,

Работу язычкам дадим.

Молоточки мы возьмём,

Дружно гвоздики забьём,

Д - легко произнесём.

    1. Строим домик для зайчат,

Молоточки стучат:

Т - Д; Т - Д; Т - Д; Т - Д.

    1. "Замёрзли дети": Д - Д - Д.

    1. "Барабан барабанит": Д-Д-Д;Д-Д-Д.

-С-

      1. Кран откройся!

Нос, умойся!

Нос, умойся!

Воды не бойся!

С – С – С – С.

Тоненькая струйка льётся,

Тихо песенка поётся С'-С'-С'.

      1. Ручеёк в лесу поёт

И детей играть зовёт!

Губы к ушкам растяните.

С' - С' - тихонько говорите

И за ручейком бегите!

(Бег "змейкой", имитируя движения ручейка, произнося звук [С']).

      1. Ручеёк бежал, в реку он попал

      2. И рекою стал ...

Река шире ручейка,

Вот такие берега.

Да и песенка другая,

Вот она какая - "С - С - С"

За рекою мы пойдём, Песенку её споём!

С-С-С-С.

      1. Кто же так поёт –

СА-СА-СА?

Это к нам летит оса.

ОС-ОС-ОС-

Превращаю деток в ос!

В поле летите,

"С" говорите.

(Дети изображают полёт ос).

-З-

        1. Вот большой комар летит

И сердито он звенит:

3-3-3.

Большой комар улетел,

Но кто - то, снова зазвенел!

Маленький звенит теплее,

Он, наверное, добрее!

З'-З'-З'.

3 — 3 — 3 — як вам лечу,

Очень я играть хочу.

Я не буду вас кусать,

В прятки будем мы играть!

-Ц-

  1. Будем тихо мы сидеть,

"ТС" тихонько будем петь.

  1. Успокой, Буратино, расшумевшихся кукол.

Ц-Ц-Ц-Ц.

Красивая и правильная речь - залог успехов и удач вашего ребёнка в будущем, плюс одно из основных условий успешного обучения.

Перечисленные варианты фонетических упражнений, конечно же, не исчерпывают всего многообразия фонетических игр и заданий. Немного фантазии и ваш ребенок будет развиваться играя.

infourok.ru

Фонетическая зарядка для использования на уроках для формирования навыков произношения

С помощью фонетических игровых упражнений легко наладить контакт с молчаливым ребенком, достичь необходимых результатов в речевом развитии, создать комфортную эмоциональную среду. Занятия фонетической зарядкой помогут сформировать фонетически правильную речь детей.

Предлагаемый практический материал может быть использован на речевых занятиях с детьми, занятиях по подготовке к обучению грамоте коррекционно-речевых занятиях с детьми, имеющими речевые недостатки. -А-

1. Воздух в носик набирайся,

“А” теплее выдувайся.

2. Мишеньку качай,

“А” ему напевай!

А – А – А – А.

3. А – красивый звук какой

Ну- ка шире рот открой.

(В игре используется игрушка “мишка”. Звук “А” произносим мягко, спокойно на длительном фонационном выдохе).

-Э-

1. Мишка песню напевает,

Мишка ротик открывает.

Шире ротик открывай

И Мишутке подпевай:

Э – Э – Э – Э.

2. Мишка улыбается

И не напрягается

Улыбнись, “Э” протяни,

Подбородок опусти.

(В игре используется игрушка из кукольного театра - “Мишка”, с опускающейся нижней челюстью).

3. - Как поет козленок: МЭ – МЭ,

А барашек как поёт – БЭ – БЭ.

 

-И-

1. Посмотрите, как Петрушка

Тянет ротик прямо к ушкам

И скажите: И – И – И – И,

Ротик к ушкам растяни.

(В игре используется игрушка “Петрушка”).

2. “Песенка Ослика”

И – А, И – А!

Ослик так поет всегда.

3. И – И – И – И!

Эй, лошадка,

Нас вези.

И быстрее ты скачи.

(В игре используется игрушка “Лошадка”).

 

-О-

1. Шарик губками возьми,

“О” тихонько протяни!

(В зависимости от возраста детей берут шарики разных размеров (например теннисные). Использование шарика помогает округлению губ и выдвижению губ вперёд).

2. Курочка поёт

КО – КО – КО,

Не ходите далеко.

(В игре используется игрушка “Курочка”).

3. “Котик испугался”

Котик маленький гулял

И собачку увидал.

Ой! Ой! Ой! Ой!

Испугался котик мой.

(В игре используются игрушки “Собачка” и “Котик”).

4. Заболела куколка,

Надо ей поспать.

Заболела куколка,

Начала стонать.

О – О – О – О.

(В игре используется игрушка “Кукла”).

5. Покачайте головой: Ой – Ой – Ой!

Покрутите головой – влево, вправо, вниз: Ой, Ой!

-У-

1. “Куколка заболела”.

Плачет Уленька “Уа”!

Моя куколка больна.

(В игре используется игрушка “Кукла”).

 

2. “Паровоз мчится”.

Загудел паровоз - У! У! У!

И ребяток повёз: У! У! У!

3. “В лесу”.

Заблудились мы в лесу

И кричим: АУ! АУ!

4. “Позовём утят”

Ути – Ути – Ути!

5. “Позовём голубей”: гули – гули – гули.

-Ы-

1. “Гудок парохода”: Ы – Ы – Ы.

2. “Капризничаем”: ГЫ – ГЫ – ГЫ.

3. “Позовём цыплят”: ЦЫП – ЦЫП – ЦЫП.

-Ф-

1. Ротик к ушкам растяни,

Губку мягко прикуси,

Длинный ветерок пусти!

Ф-ф-ф на выдох говори.

2. Ручки вверх поднимай,

Тихо носиком вдыхай,

Ручки вниз опускай,

Ф – Ф – как ветер напевай.

3. “Ёжик фыркает”:

Ежик по лесу бежал,

И грибочек увидал.

И от радости фырчал:

Ф – Ф – Ф – Ф.

 

-В-

1. Сильный ветер налетел,

Голосок у нас запел.

Ручку к шейке прижимай,

Голосочек подключай.

В – В – В – В.

2. Начинает вьюга выть,

В – В – В – ребятам говорить.

-П-

1. Открывает рыбка рот,

Да не слышно, что поёт.

П – П – П – П.

(беззвучно размыкают, а затем плотно, но без напряжения, смыкают губы).

2. Воздух в носик надувайся,

П-п-п-п сквозь губы прорывайся!

3. “Сосание из бутылочки”: П – П – П – П.

4. “Поцелуй мамы”: П – П – П – П.

5. “Телефон не отвечает”: ПИП – ПИ – П.

-Б-

1. “Б” легко произнеси,

Голосок свой подключи!

2. Баю – баюшки – баю,

Баю Любоньку мою!

3. “Машина сигналит”

Ехала машина,

И всем кричала.

- “Уйдите с дороги,

- Сигналю для начала”.

БИ – БИ – БИП.

-Т-

1. Губы улыбаются,

И не напрягаются.

В дверку постучим с тобой:

ТОЙ – ТОЙ – ТОЙ.

2. Строим домик для бельчат,

Молоточки стучат:

Т – Т – Т; Т – Т – Т.

3. “Испорченный барабан”:

ТЫ – ТЫ – ТЫ.

 

4. “Обожгли язычок”: Т – Т – Т.

-Д-

1. Мы построить дом хотим,

Работу язычкам дадим.

Молоточки мы возьмём,

Дружно гвоздики забьём,

Д – легко произнесём.

2. Строим домик для зайчат,

Молоточки стучат:

Т – Д; Т – Д; Т – Д; Т – Д.

3. “Замёрзли дети”: Д – Д – Д.

4. “Барабан барабанит”: Д – Д – Д; Д – Д – Д.

-С-

1. Кран откройся!

Нос, умойся!

Нос, умойся!

Воды не бойся!

С – С – С – С.

Тоненькая струйка льётся,

Тихо песенка поётся

С’ – С’ – С’.

2. Ручеёк в лесу поёт

И детей играть зовёт!

Губы к ушкам растяните.

С’ – С’ – тихонько говорите

И за ручейком бегите!

(Бег “змейкой”, имитируя движения ручейка, произнося звук [С’]).

3. Ручеёк бежал, в реку он попал

И рекою стал …

Река шире ручейка,

Вот такие берега.

Да и песенка другая,

Вот она какая –

“С – С – С”

За рекою мы пойдём,

Песенку её споём!

С – С – С – С.

4. Кто же так поёт –

СА – СА – СА?

Это к нам летит оса.

ОС – ОС – ОС –

Превращаю деток в ос!

В поле летите,

“С” говорите.

(Дети изображают полёт ос).

-З-

1. Вот большой комар летит

И сердито он звенит:

З – З – З.

Большой комар улетел,

Но кто – то, снова зазвенел!

Маленький звенит теплее,

Он, наверное, добрее!

З’ – З’ – З’.

З – З – З – я к вам лечу,

Очень я играть хочу.

Я не буду вас кусать,

В прятки будем мы играть!

-Ц-

1. Будем тихо мы сидеть,

“ТС” тихонько будем петь.

2. Успокой, Буратино, расшумевшихся кукол.

Ц – Ц – Ц – Ц.

Красивая и правильная речь – залог успехов и удач вашего ребёнка в будущем, плюс одно из основных условий успешного обучения.

Перечисленные варианты фонетических упражнений, конечно же, не исчерпывают всего многообразия фонетических игр и заданий. Немного фантазии и ваш ребенок будет развиваться играя.

ЖЖЖ

Для этого сядьте ровно, красиво, спинки прямо. Вдохните через нос и на выдохе произносим звук  (ж-ж-ж-ж-ж-) Сначала тихо, затем громче и громче.

Зарядка для ваших язычков «Колокольчики»

Дили –дили - дили - дили – (дети говорят динь, динь)

Колокольчики будили

Всех жуков и пауков(ж-ж-ж – на выдохе)

И веселых мотыльков (У-У-У_)

Всех зайчат, всех ежат ( л-л-л-, ф-ф-ф)

Всех ленивых медвежат (р-р-р_)

И воробышек проснулся(чик –чирик)

Дили –дили - дили - дили – (дети говорят динь, динь)

Встали все кого будили (УРА)

Кое-что взято с http://www.logoped.ru

infourok.ru

Методический материал на тему "Фонетическая зарядка"

Групповое занятие

Тема

фонетическая зарядка

.

Групповое занятие

Тема: фонетическая зарядка

Цель:- учить выполнять мимические движения;

- развитие мелкой моторики рук;

- развивать умение работать с артаппаратом;

- воспитывать чувство коллективизма, умение доводить начатое дело до конца

Организационный момент

Не мышь, не птица

В лесу резвится,

На деревьях живет

И орешки грызет. (Белка)

Общее расслабление

Рано солнышко встает

И к бельчатам в лес идет

Белочки, в кружочек вставайте

Дети становятся в круг.

И зарядку начинайте!

Лапки вверх (1,.2,3),

Лапки вниз (1,2,3),

Влево, направо наклонись,

К небу, солнцу потянись, Сбрось с себя ночную лень –

Впереди рабочий день.

Дети поднимают руки вверх (напряжение), опускают руки (расслабление).

Развитие мелкой моторики

Педагог Дети, возьмите пластиковые крышки от бутылок и надевайте их на указательный и средний пальцы – это лыжи. «Идем» пальцами, как ножками, не отрывая лыжи от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия – смена рук.

Лыжи белочки обули,

Смело в них вперед шагнули.

Дети меняют руки.

Покатались на опушке

Все веселые зверюшки.

Смена рук.

Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы.

Смена рук.

Мы любим забавы

Холодной поры!

Мимические упражнения

Мы умеем улыбаться,

Мы умеем удивляться,

Мы умеем сердиться,

Мы умеем огорчаться,

Мы умеем улыбаться.

Гласная сказка

Жил – был на свете голосок

Он утром с солнышком вставал

И песни – звуки напевал.

Широко откроет рот,

Песню первую споет – А.

Как откроет рот колечком,

Встает солнце за крылечком – О.

Сдвинет губы трубочкой,

Пропоет он дудочкой – У.

Если вдруг ворчать начнет,

Тут уж каждый запоет – Ы.

Любит голосок резвиться,

Любит голосок дразниться.

Он тогда кричит тебе:

«Ну-ка, спой мне песню - Э»

Прочитай-ка этот ряд

АОУЫЭ

Сложим вместе А и У-

Мы в лесу кричим: АУ!

Если сложим У и А-

Плачет маленький: УА!

Друг за другом Г и А-

Гусь гогочет: ГА – ГА – ГА!

Ставим рядом М и У-

Замычит корова : МУ!

Артикуляционная гимнастика

Язык-язычок,

Не ленись, покажись (на счет 1,2,3,4,5).

Расслабляйся, спинка: кя-кя-кя,

Серединка – пя-пя-пя,

Кончик – тя-тя-тя.

А теперь спокойно вниз,

За зубами удержись (на счет 1,2,3,4,5).

Язык чашечкой сложи,

Там немного подержи (на счет 1,2,3,4,5)

В барабан язык играет:

Т-т-т, д-д-д;

Наших белок вспоминает:

Т-т-т, д-д-д.

Список использованной литературы:

  1. Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. ВУЗов/ под. ред. Л.С.Волковой. М., 1989.

  2. Пожиленко Е.А. Артикуляциооная гимнастика: Метод. рек. по развитию моторики, дыхания и голоса у детей. СПб., 2006.

  3. Успенская Л.П., Успенский М.В. Учитель правильно говорить. М.,1991.

infourok.ru

Статья "Фонетическая зарядка – одна из форм организации работы над произношением".

Фонетическая зарядка – одна из форм организации работы

над произношением

Учитель-дефектолог: Приходько О.С.

Фонетическая зарядка – это одна из форм организации работы над произношением. Основной задачей здесь является закрепление в устной речи учащихся ранее произносительных навыков, их совершенствование и предупреждение распада. Не менее важно и закрепление вновь приобретенных навыков.

Содержанием фонетической зарядки может быть любая сторона устной речи: работа над звуками, голосом, речевым дыханием, словесным и логическим ударением, нормами орфоэпии, темпом речи, интонацией. Конкретное содержание определяется программными требованиями. Кроме того, оно зависит от состояния устной речи данного класса в целом и от индивидуальных особенностей произношения каждого учащегося.

В основу фонетических зарядок в школе для слабослышащих/неслышащих детей положен аналитико-синтетический полисенсорный метод с элементами концентрического.

Соответствие аналитико-синтетическому методу проявляется в том, что в ходе речевых зарядок сочетается работа над целым словом и его элементами.

Слоговые упражнения полезны на всех годах обучения не только для закрепления произносительных навыков, но и для предупреждения возможного их распада. Но желательно не злоупотреблять ими в ущерб работе над целыми словами, словосочетаниями и предложениями.

Приведу пример соотношения работы над словом и его элементами.

Тема зарядки - «Звук Ш».

Цель – автоматизация звука Ш в позиции прямого слога.

Учитель отобрал для отработки на уроке математики в ходе фонетической зарядки числительные 6, 16. В содержание зарядки включены не только слова, но и слоги, а сами слова представлены не только в целостном виде, но и по частям:

Ш___ Ш__есть

Ш___а шесть

Ш___е Ш___ес(т)на(д)цать

Ш___и ШЕС(т)на(д)цать

Реши пример и скажи только ответ:

20 – 4 2 * 3

4 * 4 18 : 3

Следует отметить, что отработка произносительных навыков на осмысленном речевом материале должна занимать центральное место на всех ступенях школьного обучения слабослышащих.

Полисенсорность предусматривает широкую опору на разные анализаторы слабослышащего ребенка - слуховой, зрительный, тактильный.

Фонетическая зарядка проводится на начале урока (воспитатели проводят фонетическую зарядку обязательно на занятиях: внеклассное чтение, домашняя подготовка, на всех остальных по усмотрению воспитателя) в течение 2 – 5 минут. При необходимости (отработка сложных терминов, связанных с программным материалом и темой речевой зарядки на данную неделю) её можно проводить на любом уроке в течение 2 мин. Методика работы сводится к тому, что все упражнения выполняются фронтально с использованием звукоусиливающей аппаратуры: с индивидуальными слуховыми аппаратами или аппаратурой коллективного пользования. Часть упражнений выполняется при восприятии только на слух, а часть при слухо-зрительном восприятии.

Речевой материал следует подбирать таким образом, чтобы в одном слове не было двух (или более) звуков, одинаково сложных для детей на данном этапе работы.

Например, если проводится работа по автоматизации звука К и коррекции звука С, то нельзя использовать в качестве речевого материала слова, содержащие оба эти звука, например: собака, коса, песок. Целесообразно использовать слова, в которых эти звуки вместе не встречаются.

В выборе речевого материала предпочтение необходимо отдавать разговорной лексике. Необходимо подбирать слова и выражения, которыми дети пользуются самостоятельно.

Поскольку время фонетической зарядки очень ограничено, в известной мере ограничены и виды работы, которыми пользуется педагог. Но необходимо практиковать разнообразные виды работ. Это следует предусматривать в плане. Наряду с чтением речевого материала с доски и плаката нужно тренировать учащихся в назывании картинок и конкретных предметов, воспроизведении в действиях ситуации, рассказывании. В младших классах следует применять виды работ, связанные с речевой практикой детей: рассказывание, чтение стихотворных текстов, загадок и т.д.

ВИДЫ РАБОТ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ФОНЕТИЧЕСКОЙ ЗАРЯДКЕ.

  1. Восприятие на слух слов, слогов, написанных на доске, и их воспроизведение:

СА СА СА - сарай (самолёт, …)

СО СО СО - сок (40, …)

СУ СУ СУ - сумка (сутки, …)

СЕ СЕ СЕ - семь (70, …)

СИ СИ СИ - семнадцать (700, …)

  1. Восприятие на слухо-зрительной или слуховой основе слов, словосочетаний и фраз с опорой на картинки (запись на доске) и их воспроизведении:

Лужайка

Урожай

Снежинка

Зелёная лужайка

Богатый урожай

Красивые снежинки

На полях собран богатый урожай.

В воздухе кружатся снежинки.

У Жени тяжелый портфель.

  1. Чтение слов с последующим восприятием на слух:

здравствуйте четыре семь

здоровье четырнадцать семнадцать

четыреста семьдесят

длинный

взрослые

  1. Чтение предложений с наращиванием:

Будем писать.

Будем писать рассказ.

Будем писать большой рассказ.

  1. Чтение словосочетаний с последующим составлением предложения

В садах, в полях, в лесах (поспели ягоды, поют птицы, лежит снег…).

  1. Чтение слов, словосочетаний, предложений с пропущенными звуками:

О.енью на улице на ул.це гря.но.

  1. Подбор слов и словосочетаний по образцу:

Одна тетрадь волк – волчонок

Две тетради белка - …

Три … кролик - …

Четыре … заяц - …

  1. Составление предложений по образцу и их чтение:

У медведя - берлога

У лисы - … (нора)

У белки - … (дупло)

У птицы - …(гнездо)

  1. Подбор слов противоположных по значению:

Справа – слева

Сзади - …

Вверх - …

  1. Работа по опорным словам:

А) Ответы на вопросы с использованием данных слов:

Что ты хочешь есть на обед (кашу, котлету, суп, макароны)?

Б) Составление предложений по опорным словам:

Купил, помидоры, в магазине, папа, арбуз.

  1. Составление словосочетаний:

Ягоды …

Цветы …

Ножницы …

Каникулы …

(спелые, душистые, острые, веселые).

  1. Ответы на вопросы:

- Сколько минут в часе?

- В часе 60 минут.

  1. Выполнение поручений:

- Решите пример: 16 – 10 =

- Скажите ответ: 13 + 4 =

- Назовите осенние месяцы.

При планировании и проведении фонетической зарядки важно следить за тем, чтобы была обеспечена смена видов речевой деятельности: от менее самостоятельных к более самостоятельным (подражание при сопряженном с педагогом воспроизведении речевого материала и при отраженном его повторении – чтение – рядовая речь (постоянные ряды слов, например, название числительных, дней недели, падежей, считалки…) самостоятельное называние – ответы на вопросы и выполнение заданий).

В ходе фонетической зарядки должна быть обеспечена смена хотя бы двух видов речевой деятельности

Виды:

  • воспроизведение речевого материала по подражанию и чтению;

  • воспроизведение речевого материала по подражанию, чтение и рядовая речь;

  • воспроизведение речевого материала по подражанию и самостоятельное называние;

  • чтение и самостоятельное называние;

  • рядовая речь и ответы на вопросы, выполнение заданий;

  • воспроизведение речевого материала по подражанию, чтение, ответы на вопросы и выполнение заданий.

Весь материал фонетических зарядок необходимо подбирать с учетом программных требований к общеобразовательным урокам, уровня общего и речевого развития слабослышащих детей и фонетического принципа так, чтобы этот материал обеспечивал речевую практику учащихся и способствовал развитию речи в целом.

infourok.ru

7. специальные упражнения для формирования и развития фонетических навыков

В методике известны два основных подхода к обучению данному аспекту языка: артикуляторный и акустический. Широкое применение в различных учебных заведениях сегодня получил подход, построенный на грамотном сочетании обоих подходов, который называется дифференцированный. Рассмотрим подробнее каждый из них и определим их достоинства и недостатки.

Артикуляторный подход. Наиболее видными представителями данного подхода являются И. А. Грузинская и К. М. Колосов, О.А. Норк, А.Н.Рапанович.

Сторонники данного подхода опираются на следующие положения:

  • Начинать обучение иностранному языку следует с постановки звуков, а для этого необходим вводный фонетический курс.

  • Каждый звук должен быть тщательно отработан в отдельности.

  • Для обеспечения чистоты произношения необходимо изучить работу органов артикуляции при произнесении каждого звука.

  • Формирование произносительных и слуховых навыков идет раздельно.

Отсюда были определены и основные этапы работы со звуком.

  1. Ориентировка. Учащиеся внимательно знакомятся с тем, в каком положении должны быть органы речи при произнесении звука.

  2. Планирование. Поняв суть инструкции, обучаемые должны поставить свои органы речи в нужное положение.

  3. Артикулирование или собственно произнесение звука.

  4. Фиксирование. Произнеся звук, надо на некоторое время сохранить органы речи в нужном положении, чтобы лучше запомнить и зафиксировать это положение.

  5. Отработка звука в системе фонетических упражнений, построенных с учетом как межъязыковой, так и внутриязыковой интерференции. Изучаемый звук произносится в различных комбинациях с другими звуками, в словах и словосочетаниях (при этом считается совсем необязательным знать значение произносимых слов).

Безусловной заслугой данного подхода можно считать создание системы фонетических упражнений с учетом возможной интерференции, а также то, что формированию фонетических навыков впервые стали уделять заслуженное внимание.

Однако у этого подхода есть и значительные недостатки, которые справедливо отмечаются современными методистами. Так, профессор Р.К. Миньяр-Белоручев считает, что вводные фонетические курсы отнимают неоправданно много времени у начинающих, а чистоты навыка при этом не дают. При переходе от одного звука к другому наступает деавтоматизация навыка, что особенно очевидно при обучении экспрессивной речи. Обучение произношению в отрыве от слуховых/аудитивных навыков также не слишком эффективно сегодня, когда целью обучения является формирование различных составляющих коммуникативной компетенции.

Однако этот подход не утратил своей актуальности и сегодня при подготовке будущих учителей, филологов, лингвистов.

Акустический подход. В данном случае упор делается не на сознательное усвоение особенностей артикуляции, а на слуховое восприятие речи и ее имитацию. Усвоение звуков идет не изолированно, а в речевом потоке, в речевых структурах и моделях. В основе упражнений лежит повторение или имитация. Чистоте фонетического навыка не придается большого значения.

В условиях краткосрочных курсов обучения иностранному языку этот подход полностью оправдывает себя. За 1-2 месяца слушатель подобных курсов должен освоить разговорный язык, чтобы суметь выжить в стране изучаемого языка. Интенсивный метод отдает предпочтение формированию аудитивных навыков, именно поэтому столь высок процент аудирования на этих занятиях. Для общеобразовательной школы в чистом виде этот подход не годится, т.к. слишком велик процент ошибок.

Дифференцированный подход. Этот подход предполагает использование различных анализаторов для формирования всех сторон фонетического навыка. Здесь, как и в акустическом подходе, большое внимание уделяется аудированию, но не только аутентичной речи, но и специально адаптированной, дидактической речи учителя и дикторов, фонозаписей. Не исключается и возможность объяснения способов артикуляции звуков, однако в отличие от артикуляторного подхода это необязательно происходит с помощью специальных терминов. Предпочтение в данном случае отдается более доступным и понятным объяснениям. Например, в книге для учителя к учебнику английского языка для II класса школ с углубленным изучением И.Н. Верещагиной предлагают объяснять английский звук [r] через русский звук [ж], а краткий звук [] – через русский звук [о], поскольку положение органов речи при артикуляции у них очень сходно.

В данном подходе предлагается использовать не только акустические, но и графические образы. Формированию графемно-фонемных соответствий в рамках этого подхода уделяется большое внимание, также как и использованию транскрипции.

Начальный этап обучения ИЯ не означает обучения только в начальной школе. Сегодня существует много разных моделей школ, и все они начинают изучение иностранного языка в разное время.

Именно начальный этап является самым трудным и ответственным. Здесь происходит формирование не только слухо-произносительной базы, но и всех остальных тесно связанных с ней навыков и умений. Становление слухо-произносительных навыков включает: ознакомление со звуками, тренировку учащихся в их произнесении для формирования навыка, применение приобретенных навыков в устной речи и при громком чтении.

Постановка звуков, обучение лексике, грамматике здесь идут одновременно. Ознакомление с фонетическим явлением происходит путем наглядной, несколько утрированной демонстрации его особенности в звучащем тексте. Последовательность предъявления фонетического материала диктуется его нуждами для общения. Поэтому с первых шагов приходится иногда вводить звуки, которые являются наиболее трудными, не имеющими аналога в родном языке. Например, уже на третьем-четвертом уроках английского языка малыши встречаются с такой фразой, как «This is a…», и ее вопросительной формой «Is this a…?». Сначала учитель произносит речевую модель или фразу, предназначенную для усвоения. Например, «My name is…». Он ее обыгрывает или просто переводит на родной язык, чтобы учащиеся поняли, о чем идет речь. Крайне важно осознание того, что и зачем ты делаешь, а не просто механическое повторение за учителем непонятных звуков, слов и т.д. Затем учитель выделяет в модели ключевое слово и лишь потом звук или звуки. Таким образом, модель действий учителя можно представить так: контекст – слово – звук. Учащиеся идут реверсивным порядком: звук – слово – контекст.

Речь учителя на данном этапе, как правило, слегка утрированна и демонстративна. При объяснении и тренировке используется аналитико-имитативный метод. Артикуляционные правила носят аппроксимированный (приближенный к правильному произношению) характер. Это правила-инструкции, которые подсказывают учащимся, какие органы речи (губы, язык) принимают участие в произнесении звука. Например, чтобы произнести английский звук [w], нужно губы округлить и несколько выдвинуть вперед, произнося русское «у».

Если ухо ребенка не тренировано и он не может верно воспроизвести звук, можно использовать инструкцию-указание, часто подсказывающую, от какого русского звука надо отталкиваться. Например, при произнесении английского [r] можно отталкиваться от русского «ж».

При изучении английского языка учащиеся должны постепенно, но полностью освоить графический способ фиксации звука – транскрипцию – так как в противном случае они не смогут из словарей получить представление о звучании слов. В немецком, французском и испанском языках вводятся лишь отдельные знаки.

При ознакомлении с фонетическими явлениями объяснение обязательно должно перемежаться с демонстрацией эталонов, которые учащиеся слышат от учителя или в фонозаписи, чтобы создавать условия, при которых учащиеся как бы «купаются» в звуках в тот момент, когда им объясняют их артикуляцию. Затем следует интенсивная тренировка учащихся в произношении, которая также происходит на основе эталонов. Тренировка включает два типа упражнений: активное слушание образца и осознанная имитация (Рогова Г.В.), упражнения на активное слушание и распознавание звуков, их долготы и краткости и упражнения на имитацию (Соловова Е.Н.). Активное слушание («вслушивание») гарантируется предваряющими заданиями, помогающими привлечь внимание к нужному качеству звука, интонеме; оно стимулирует выделение из потока слов конкретного звука, подлежащего усвоению. Поднятием руки или сигнальной карты учащийся показывает учителю, что он узнал звук. Упражнения в активном слушании являются обязательной составной частью упражнений в развитии слухо-произносительных навыков; они шлифуют слух и готовят почву для упражнений в воспроизведении.

Удельный вес упражнений в воспроизведении должен быть значительно выше. Эти упражнения представляют собой осознанную имитацию эталона, они мобилизуют все усилия учащихся и направляют их на качественное воспроизведение нового звука. Проводимые регулярно упражнения в осознанной имитации помогают преодолеть межъязыковую и внутриязыковую интерференцию, в частности, подмену иноязычного звука родноязычным. Простая имитация без осознания особенности иноязычного звука недостаточно эффективна, так как учащиеся склонны воспринимать иноязычные звуки сквозь призму произносительной базы родного языка.

Повышению качества сознательной имитации способствует дирижирование учителя. При этом следует научить учащихся определенной символике жестов, чтобы они смогли их «читать». Долгота изображается горизонтальным движением руки, краткость – быстрым дугообразным. Особенно важно дирижирование при обучении интонации: ударение демонстрируется энергичным взмахом руки сверху вниз, подъему тона соответствует плавное движение руки вверх, его понижению – вниз. Дирижирование учителя – это важная наглядная опора для учащихся на стадии становления слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков (Рогова Г.В.).

При становлении произносительных навыков широко используются следующие организационные формы: хоровая, индивидуальная и парная. Хоровая работа позволяет увеличить время тренировки: каждый учащийся многократно произносит нужные звуки. Помимо этого, произнесение хором подчеркивает произносительные особенности звуков, делает их более наглядными, благодаря воспроизведению их всеми учащимися в унисон. Такая работа способствует также уменьшению и снятию комплексов. Эффект хоровой работы зависит от того, как она сочетается с индивидуальной работой. Важно перемежать хоровое произнесение с индивидуальным, повышающим ответственность каждого ученика.

Для усиления обращенности речи следует пользоваться также режимом парной работы. По знаку учителя учащиеся поворачиваются друг к другу и попеременно произносят слова (словосочетания, предложения), содержащие усваиваемые звуки. Предметом тренировочных упражнений являются звуки и звукосочетания, помещаемые во все более крупные единицы: от слога – через слово – к словосочетанию, предложению и к тексту. Работа над произношением при этом проходит путь от слушания текста, произносимого учителем, к тексту, создаваемому учащимися.

Для осознанной имитации целесообразно давать учащимся материал, ценный в содержательном отношении: песни, рифмовки, афоризмы, стихи, пословицы и поговорки. На начальном этапе – это считалочки и рифмовки, на последующих этапах – истинные образцы поэтического слова. Фонетическая сторона этого материала должна быть тщательно отработана; побуждать к заучиванию наизусть следует лишь тогда, когда достигнута правильность произношения. Также нужно обращать внимание на выразительную сторону речи. С первых же минут обучения нужно уделять внимание не только правильному произношению звуков, но и ударению, ритму, паузам и интонации. Если не обращать на это внимания сразу, то ученики воспринимают эти «мелочи» как вещи второстепенного порядка и переучить их потом бывает очень трудно. На начальном этапе очень важно научить учеников работать с магнитофоном. От этого умения во многом зависит успех самостоятельной работы в дальнейшем. На начальном этапе устанавливаются и звуко-буквенные соответствия. Даже если обучение идет на устной основе, т.е. если ученики ничего не читают и не пишут, а только слушают и говорят, это не мешает обучению алфавиту. В некоторых пособиях обучение буквам идет строго по алфавиту. Но такой способ нельзя назвать лучшим, считает Соловова Е.Н. В алфавите и гласные, и согласные идут вперемешку. Если же принять во внимание то, что на первых порах учащиеся еще не читают, то главное для них – это научиться распознавать согласные, которые и составляют неизменяемый «каркас» слов. Например, по данному «каркасу» согласных легко восстановить предложения: Sh`s lttl grl. Sh`s nt dctr, sh`s ppl. Th chldrn pld ftbl n th prk. Сделать то же самое на основе гласных практически невозможно: Ey ie ay iee ae oee. (They like to play different games together).

Необходимо помнить, что даже если на начальном этапе учителю удалось заложить основу хорошего произношения, которое предполагает правильное интонирование, паузацию, знание особенностей ударения слов в предложении и правильную артикуляцию, без систематической работы над произношением на среднем и старшем этапах в условиях неязыковой среды происходит быстрая утрата достигнутого уровня, разрушаются с трудом сформированные произносительные навыки. На начальном этапе происходит формирование слухо-произносительной базы; на последующих этапах она должна упрочиваться, т.е. каждый этап имеет свою ответственную задачу в отношении обучения произношению. Нужно иметь в виду следующее: если на начальном этапе будет что-либо упущено и возникнут неправильные произносительные привычки, то исправить их впоследствии очень трудно.

На среднем и старшем этапах обучения важно не только поддерживать сформированные навыки в рабочем состоянии, но и продолжать их совершенствование. При отсутствии языковой среды происходит подавление иноязычных навыков родноязычными, и они легко разрушаются. Произношение «сползает», происходит деавтоматизация произносительных навыков. Таким образом, основная задача продвинутого этапа – сохранение и совершенствование произносительных навыков. Важно поэтому органично вписать работу над произношением в общую работу над иностранным языком. Точки приложения усилий учителей и учащихся для упрочения произносительных навыков на продвинутом этапе: выполнение фонетической зарядки; отработка фонетической стороны нового лексико-грамматического материала; работа над произношением путем чтения вслух. Особое внимание нужно уделить новым ритмико-интонационным моделям, аудированию не только учебных аудиозаписей с академической, слегка утрированной речью, но и живой аутентичной речи, различных акцентов, диалектов.

Фонетическая зарядка представляет собой специальное тренировочное упражнение в произношении, которое предупреждает забывание фонетического материала и препятствует деавтоматизации навыков (Рогова Г.В.).

Цель фонетической зарядки, как считает Соловова Е.Н. состоит в следующем:

– предвосхищение и снятие появления возможных фонетических сложностей любого порядка – слуховых, произносительных, ритмико-интонационных;

– отработка фонетических навыков, которые по какой-либо причине оказались недостаточно сформированными.

Содержание фонетической зарядки может быть разнообразным. Вслед за Солововой Е.Н. приведем несколько примеров:

  • чтение слов, предложений, микротекстов, диалогов, стихов, скороговорок;

  • чтение сложных в фонетическом отношении частей предложений, словосочетаний с нанизыванием слов поочередно с начала или с конца;

  • слушание с целью определения ошибок;

  • распознавание диалектов;

  • определение отношения к чему-либо по интонации;

  • произнесение одной и той же фразы с различной интонацией в зависимости от речевой задачи;

  • повторение в паузу;

  • повторение синхронно за диктором/ учителем, товарищем;

  • узнавание слов со слуха, их запоминание и последующее повторение.

При выполнении фонетической зарядки учащиеся должны мобилизовать как произвольное, так и непроизвольное внимание к произношению. Определенный звук (из объективно трудных или тех, что плохо усвоены учащимися данной группы) должен стать предметом произвольного внимания. Задание формулируется следующим образом: «Повторите за мной (диктором) слова, обращая внимание на звук …». Лексико-грамматический материал, так или иначе, включается в фонетическую зарядку, но акцентироваться должна при этом только фонетическая ее сторона. Например: «Повторим слова, означающие профессию, обращая внимание на ударение в них». Материалом фонетической зарядки могут быть отдельные звуки, звукосочетания, слова, предложения и небольшие тексты, содержащие фонетические явления, нуждающиеся в тренировке. Обычно фонетическая зарядка строится градуировано: от более мелких единиц (собственного предмета тренировки) к более крупным, где эти единицы предстают в разнообразных сочетаниях. Например, [w] – what, water, wind, why, why do you cry, Willy; why, Willy, why?

У фонетической зарядки нет и не может быть фиксированного места на уроке. На некоторых уроках она вообще бывает лишней. Ее место на уроке зависит от последовательности выполнения тех заданий, где учащиеся могут столкнуться с фонетическими трудностями. Фонетическая зарядка помогает их предвосхитить и избежать. Она часто выполняется в начале урока, вводя учащихся в его атмосферу, нейтрализуя влияние звуковой среды на родном языке. Фонетическая зарядка может предшествовать чтению, тогда она происходит на материале текста для чтения, из которого вычленяются фонетические трудности, группируются соответствующим образом и предлагаются затем учащимся для осознанной имитации. В некоторых случаях можно рекомендовать начинать уроки с непродолжительной фонетической зарядки регулярно – в тех группах, где необходима коррекция произносительных навыков.

Контроль сформированности фонетических навыков осуществляется при выполнении речевых упражнений в аудировании, говорении и чтении вслух. При оценке произношения следует различать фонетические и фонологические ошибки. Первые искажают качество звучания, но не нарушают смысл высказывания; вторые искажают содержание и нарушают правильность понимания. Фонетические ошибки исправляются, но на оценку ответа не влияют, фонологические ошибки являются грубыми и поэтому дают основание для снижения положительной оценки за ответ.

studfiles.net


Смотрите также