Тематические игры с пальчиками, инсценировка рифмованных историй. Фруктовая ладошка пальчиковая гимнастика


Пальчиковая гимнастика по лексическим темам. (вторая младшая группа)

Пальчиковая гимнастика по лексическим темам. (вторая младшая группа)

Пальчиковая гимнастика: «Фрукты»

АпельсинМы делили апельсин;Много нас, а он один.Эта долька — для ежа,Эта долька — для стрижа,Эта долька — для утят,Эта долька — для котят,Эта долька — для бобра,А для волка — кожура.(на каждую строчку сжимают пальцы рук в кулак, начиная загибать их с большого)Он сердит на нас, беда!!!(бросательное движение правой рукой)Разбегайтесь кто куда!!!(бегут пальцами по столу)

Фруктовая ладошка.Этот пальчик - апельсин, (поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.)Он, конечно, не один,Этот пальчик – слива,Вкусная, красивая.Этот пальчик – абрикос,Высоко на ветке рос.Этот пальчик – груша,Просит: «Ну-ка, скушай!»Этот пальчик – ананас,Фрукт для вас и для нас. (показывают ладошками вокруг и на себя).

Яблонька. У, дороги яблонька стоит, (руки сплести над головой, пальцы разжаты.)На ветке яблочко висит. (сложить запястья вместе).Сильно ветку я потряс, (руки над головой, движения вперед-назад)Вот и яблочко у нас. (ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко).В сладко яблочко вопьюсь,Ах, какой приятный вкус. (соединить запястья, ладони развести.)

Пальчиковая гимнастика: «Я и моё окружение (семья)»

Дружная семейкаРаз уселась на скамейке/Наша дружная семейка: (пальцы сжаты в кулак)Самой первой села мама, (разогнуть большой палец)Рядом — строгий наш отец. (разогнуть указательный)Следом братец и сестрица. (разогнуть средний и безымянный)Ну а мне где поместиться (разогнуть мизинец)

СемьяКто приехал? (пальцы обеих рук сложены вместе)Мы, мы, мы! (быстро хлопают кончики больших пальцев)Мама, мама, это ты? (хлопают кончики указательных)Да, да, да! (хлопают кончики больших пальцев)Папа, папа, это ты? (хлопают кончики средних)Да, да, да! (хлопают кончики больших пальцев)Братец, братец, это ты? (хлопают кончики безымянных)Да, да, да! (хлопают кончики больших пальцев)Ах, сестричка, это ты? (хлопают кончики мизинцев)Да, да, да! (хлопают кончики больших пальцев)Все мы вместе, да, да, да! (хлопаем в ладоши)

Очки(большой палец вместе с остальными образуют кольцо)Бабушка очки надела(подносим кольцо к глазам)И внучонка разглядела(движение рук, имитирующих объятие)

Пальчиковая гимнастика: «Хочу быть здоровым! (ЗОЖ)».

Весёлый человечек.Я – веселый человечек,Я гуляю и пою.Я – веселый человечек,Очень я играть люблю. (указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу).Разотру ладошки сильно, (растирают ладони).Каждый пальчик покручу,Поздороваюсь с ним сильноИ, вытягивать начну. (охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги).Руки я затем помою, (потирают ладони).Пальчик к пальчику сложу,На замочек их закроюИ, тепло поберегу. (складывают пальцы в замок).

Дружные пальчики.Эти пальчики щипают, (большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки).Эти пальчики гуляют, (указательный и средний "идут" по другой руке)Эти - любят поболтать, (средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).Эти - тихо подремать, (безымянный и мизинец прижимаем к ладони)А большой с мизинцем братцемМогут чисто умываться. (крутим большим пальцем вокруг мизинца).

infourok.ru

Картотека артикуляционной, пальчиковой гимнастики

Приложение №35

МБОУ Дубровская №1 СОШ им. генерал – майора Никитина И.С.

Картотека артикуляционной, пальчиковой гимнастики

Гусач Е.В., воспитатель

пгт. Дубровка – 2017 г.

Комплекс №1

Пальчиковая гимнастика: «В гости»

В гости к пальчику большому

(Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы.)

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики — друзья,

Друг без друга им нельзя!

(Сжать пальцы в кулак и разжать их.)

Артикуляционная гимнастика:

Окошко

Широко открыть рот - "жарко"

Закрыть рот - "холодно»

Чистим зубки

Улыбнуться, открыть рот

Кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

Месим тесто

Улыбнуться

Пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя"

Покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

Комплекс № 2

Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья»

"Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем"

(Загибают пальчики, начиная с. большого Сжимают и разжимают кулачки. Загибают пальчики, начиная с большого. «Шагают» по столу. )

Артикуляционная гимнастика:

Чашечка

Улыбнуться

Широко открыть рот

Высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)

Дудочка

С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

Заборчик

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

Комплекс №3

Пальчиковая гимнастика: «Фруктовая ладошка»

Этот пальчик – апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик – ананас,

(Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.)

Фрукт для вас и для нас.

(Показывают ладошками вокруг и на себя.)

Артикуляционная гимнастика:

Маляр

Губы в улыбке

Приоткрыть рот

Кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо

Грибочек

Улыбнуться

Поцокать языком, будто едешь на лошадке

Присосать широкий язык к нёбу

Киска

Губы в улыбке, рот открыт

Кончик языка упирается в нижние зубы

Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

Комплекс №4

Пальчиковая гимнастика: «Соберу грибы»

Я корзину в лес беру, там грибы я соберу.

Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг!»

(Показывают удивление, разводят руки в стороны.)

Подосиновик, масленок,

Подберезовик, опенок,

Боровик, лисичка, груздь -

Не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки

Найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой,

Все грибы несу с собой.

(Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.)

А мухомор не понесу. Пусть останется в лесу!

(Большой палец левой руки отставляют, грозят ему.)

Артикуляционная гимнастика:

Поймаем мышку

Губы в улыбке

Приоткрыть рот

Произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)

Лошадка

Вытянуть губы

Приоткрыть рот

Поцокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

Пароход гудит

Губы в улыбке

Открыть рот

С напряжением произнести долгое "ы-ы-ы."

Комплекс № 5

Пальчиковая гимнастика: «Посуда»

Девочка Ирина порядок наводила.

(Показывают большой палец.)

Девочка Ирина кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно, в солонке!»

(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)

Артикуляционная гимнастика:

Слоник пьёт

Вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"

"набирать водичку", слегка при этом причмокивая

Индюки болтают

Языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..."

Орешки

Рот закрыт

Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки

На щеках образуются твердые шарики - "орешки"

Комплекс №6

Пальчиковая гимнастика: «Перелетные птицы»

Тили-тели, тили-тели -

С юга птицы прилетели!

(Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.)

Прилетел к нам скворушка -

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж -

(Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.)

Все вернулись, прилетели,

(Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.)

Песни звонкие запели!

(Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют»).

Артикуляционная гимнастика:

Качели

Улыбнуться

Открыть рот

Кончик языка за верхние зубы

Кончик языка за нижние зубы

Часики

Улыбнуться, открыть рот

Кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

Блинчик

Улыбнуться

Приоткрыть рот

Положить широкий язык на нижнюю губу

Комплекс № 7

Пальчиковая гимнастика: «Мебель»

Мебель я начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

(Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.)

Много мебели назвал -

Десять пальчиков зажал!

(Поднимают зажатые кулачки вверх.)

Артикуляционная гимнастика:

Вкусное варенье

Улыбнуться

Открыть рот

Широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу

Шарик

Надуть щеки

Сдуть щеки

Гармошка

Улыбнуться

Сделать "грибочек" (т. е. присосать широкий язык к нёбу)

Не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

Артикуляционная гимнастика:

Барабанщик

Улыбнуться

Открыть рот

Кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ..."

Парашютик

На кончик носа положить ватку

Широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

Загнать мяч в ворота

"вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)

Дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

Артикуляционная гимнастика:

ЖИЛИ-БЫЛИ ДЕДУШКА И БАБУШКА,

К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).

Артикуляционная гимнастика:

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),

И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

Артикуляционная гимнастика:

УТРОМ МЫ ВСТАЛИ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).

ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),

НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).

ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).

ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).

Артикуляционная гимнастика:

БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ

БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад).

БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ:

НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).

БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад)

И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево-вправо).

ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами),

ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).

infourok.ru

Тематические игры с пальчиками в картинках

Учителем-логопедом работаю много лет, и я абсолютно уверенна в том, что очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются игры с пальчиками. Они увлекательны, способствуют развитию речи и творческой деятельности ребёнка.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук. Это дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Эти игры, как бы отражают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе игр с пальчиками дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.

Вашему вниманию предлагаются игры с пальчиками, подобранные в соответствии с определённой лексической темой, изучаемой с детьми. Надеюсь, что это значительно облегчит работу логопеда, так как поиски такого рода речевого материала требуют много сил и времени.

Пальцы ловкими хотятБыть у всех моих ребят,Пальцам мы сейчас поможем,Упражнения предложим:

Пять маленьких братцев
Пять пальцев на руке своейНазвать по имени сумей.

Поочерёдно разгибают сжатые в кулак пальцы в соответствии с текстом.

Первый палец – боковой –Называется большой.Палец второй – указчикстарательный,Не зря называют егоуказательным.Третий твой палец как разпосредине,Поэтому средний дано емуимя.Палец четвёртый зовутбезымянный,Неповоротливый он иупрямый.Совсем как в семье, братецмладший – любимец,По счёту он пятый,Зовётся мизинец.  
Овощи
У девочки Зиночки

Дети делают ладошки «корзиночкой»

Овощи в корзиночке;  
Вот пузатый кабачок Сгибают пальчики, начиная с большого.
Положила на бочок,Перец и морковкуУложила ловко,Помидор и огурец.  
Наша Зина – молодец! Показывают большой палец.
Фруктовая ладошка
Этот пальчик - апельсин, Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.
Он, конечно, не один,Этот пальчик – слива,Вкусная, красивая.Этот пальчик – абрикос,Высоко на ветке рос.Этот пальчик – груша,Просит: «Ну-ка, скушай!»Этот пальчик – ананас,  
Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками вокруг и на себя.
Ягоды
Ягоды – это крыжовник, Ук. пальцем одной руки пересчитывают, сгибая пальцы на другой руке.
Клюква, черника, брусника,Малина, клубника, шиповник,Смородина и земляника.  
Запомнил ягоды я наконец. Поднимают плечи, удивляются.
Что это значит?  
Я – молодец! Большой палец вытягивают вперёд.

Грибы
Я корзину в лес беру, Указывают на себя, делают ладошки «корзинкой»
Там грибы я соберу. Разводят ладошки в стороны и снова соединяют.
Удивляется мой друг: Показывают удивление, поднимая плечи вверх.
«Сколько здесь грибоввокруг!» Разводят руки в стороны.
Подосиновик, маслёнок Поочерёдно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.
Подберёзовик, опёнок,  
Боровик, лисичка, груздь –Не играют в прятки пусть!Рыжики, волнушкиНайду я на опушке,Возвращаюсь я домой,Все грибы несу с собой.  
А мухомор не понесу, Большой палец левой руки оставляют, грозят им.
Пусть останется в лесу!  
Хлеб
Муку в тесто замесили, Сжимают и разжимают кулачки.
А из теста мы слепили: Прихлопывают ладошками, «лепят».
Пирожки и плюшки, Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца.
Сдобные ватрушки,Булочки и калачи –  
Всё мы испечём в печи. Обе ладошки разворачивают вверх
Очень вкусно! Гладят живот.
Осень
Солнышко греет уже еле-еле; Поочерёдно соединяют, начиная с больших пальцы обеих рук (на каждую примету).
Перелётные птицы на юг улетели;  
Голы деревья, пустынны поля,Первым снежком принакрылась земля.  
Река покрывается льдом в ноябре – Руки сжимают в замок.
Поздняя осень стоит на дворе. Разводят руками перед собой.
Перелётные птицы
Тили-тили, тили-тили – Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.
С юга птицы прилетели!  
Прилетел к нам скворушка – Поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.
Серенькое пёрышко.  
Жаворонок, соловейТоропились: кто скорей?Цапля, лебедь, утка, стриж,Аист, ласточка и чиж –  
Все вернулись, прилетели, Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.
Песни звонкие запели! Указательным и большим пальцами делают клюв - «птицы поют»
Домашние птицы
Есть у курицы цыплёнок, Большие пальцы поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.
У гусыни есть гусёнок,  
У индюшки – индюшонок,А у утки есть утёнок,  
У каждой мамы малыши Показывают пальчики, играя ими.
Все красивы, хороши!  
Дикие животные
Это зайчонок, это бельчонок, Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.
Это лисёнок, это волчонок,  
А это спешит, ковыляет спросонок Вращают большим пальцем.
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.  
Домашние животные
Довольна корова своими телятами, Показывают поочерёдно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших
Овечка довольна своимиягнятами,Кошка довольна своимикотятами,Кем же довольна свинья?Поросятами!Довольна коза своимикозлятами,  
А я довольна своими ребятами! Показывают на себя и разводят ладони в стороны.
Животные жарких стран
За мамой слонихой шагает слонёнок, Поочерёдно из кулачков разжимают пальцы толевой, то правой руки, начиная с большого пальца.
За крокодилихой – крокодилёнок,  
За львицей шагает маленький львёнок,За верблюдицей бежит верблюжонок,За зеброй спешит полосатый зебрёнок.  
За кем же торопится каждый ребёнок? Показывают обе ладошки и указывают на себя.

logoped18.ru

Картотека пальчиковой гимнастики

Прогулка

Раз,два,три, четыре,пять (загибаем пальчики)Мы во двор пошли гулять(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)Суп поели ("едим суп"), спать легли (ладошки под щечку).

Пчёлы

Вот улей, (показываем кулачек)Здесь живут пчелы.Вот они показались из домика,(поочередно отгибаем пальчики)Одна, две, три, четыре, пять!З-з-з-з-з-з....." (щекочем ребенка)

 

Рыбка

Рыбка в озере живётРыбка в озере плывёт(ладошки соединены и делают плавные движения)Хвостиком ударит вдруг(ладошки разъединить и ударить по коленкам)И услышим мы – плюх, плюх!(ладошки соединить у основания и так похлопать)

 

Сапожник

Мастер, мастер,Помоги - Прохудились Сапоги. Забивай покрепчеГвозди -Мы пойдем сегодня В гости!

 

Снежок

Раз,два,три,четыре, (загибать пальчики) Мы с тобой снежок слепили (лепить,меняя положение ладоней) Круглый,крепкий,очень гладкий.(показывают круг,гладят ладони друг о друга) Раз – подбросим, ("подбросить",посмотреть вверх) Два – поймаем. (" ловят", приседают) Три – уроним (встают, "роняют") И … сломаем! (топают)

 

Солнышко

Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх).Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (руки вниз).Хорошо-хорошо солнышку живётся, (делаем ручками фонарики)И нам вместе с солнышком весело живётся (хлопаем в ладоши)

Счёт

Один, два, три, четыре, пять -(разжимаем поочередно пальчики из кулачка)Вышли пальчики гулять.Один, два,три, четыре, пять -(зажимаем пальчики в кулачок)В домик спрятались опять!

 

Тесто

Тесто мы месили (сжимаем кисти рук)Мы пирог лепили (ладошки лепят)Шлёп, шлёп, Шлёп, шлёпСлепим мы большой пирог! (разводим руки)

 

 Хозяйка

 

Кукле кашу я сварю: (мешаем кашу)В миску молока налью, (наливаем молоко)Положу туда крупу (насыпать крупу)И поставлю на плиту.(поставить на плиту)Будет каша хороша! (хлопать в ладоши)Кушай, кукла, не спеша. (пригрозить пальчиком)

 

Червячки

Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять (ручки лежат на столе, ладошками вниз, сгибаем и разгибаем пальчики)Вдруг, ворона выбегает, (пальчики "бегут" по столу) Каркает:"Вот и обед"(указательный и большой пальчики "каркают".) Глядь (разводим ручками), а червячков уж нет (сжимаем пальчики в кулачки).

Апельсин

Мы делили апельсин(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)Много нас – а он – одинЭта долька – для ежа(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)Эта долька – для чижа Эта долька – для котятЭта долька - для утятЭта долька - для бобраА для волка – кожура!(встряхиваем обе кисти) 

Гости

К Кате гости прибежали, (бежим пальчиками по столу или по полу)Все друг другу руки жали.Здравствуй Жора, (соединяем большой и указательные пальчики)Здравствуй Жанна,(большой и средний)Рад Серёжа,(большой и безымянный)Рад Снежана (большой и мизинец)Не хотите ль пирожок? ( ладошки складываем вместе)Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)Иль рожок(2 кулачка ставим друг на дружку)Вот драже вам на дорожку(пальчиком тычем в открытую ладошку)Вы берите понемножку(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)Все стряхнули быстро крошкиИ захлопали в ладошки!

Горшок

Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки) Маленькие гномики: Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.(загибать пальчики, начиная с мизинца) Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики) Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга) Таки – рубашки, (загибать пальчики,начиная с большого) Тики – платочки,Лики – штанишки,Чики – носочки,Микки умница был,Всем водичку носил.

Дом

Стук -стук- постук, раздается где то стук.Молоточки стучат, строят домик для зайчат -Вот с такою крышей, (ладошки над головой)Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)И вот с таким замком! (сцепили ручки) 

Домик

Я гуляю во дворе ( хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой )Вижу домик на горе ( ритмичные хлопки ладошками )Я по лесенке взберусь ( раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев )И в окошко постучусь.Тук, тук, тук, тук! ( поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой )

 

Ёжик 

Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?(малыш катает ёжика ладошками)Надо бельчонку сшить распашонку(малыш катает ёжика по животику)Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам)Фыркнул ёжик - отойдите и не плачьте, не просите(катаем по полу)Если дам иголки - съедят меня волки!!!(ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку)

ЗамокНа двери висит замок (руки в замке)Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)Потянули, (потянули)Покрутили, (вращаем руки)Постучали (стучим основанием ладоней)И – открыли! (руки разжимаются)

КапустаМы капусту рубим, рубим (ладошками рубим) Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)В баночку кладём и пробуем.

Комар

Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)А мы его - хлоп (ладошкой до лба)И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)Отпустим комара? Отпустим!(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Котик (выполнять действия по смыслу)

Котик лапкой умываетсяВидно, в гости собираетсяВымыл носик.Вымыл ротик.Вымыл ухо.Вытер сухо.

Котёнок

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)Ой, мы видели котенка!(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)Нужно быстро убегать ! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности) 

Черепаха

Шла по полю черепаха (идем пальчиками)И дрожала вся от страха (руки в кулачках, кулачки дрожат)Кусь, кусь, кусь!Кусь, кусь, кусь!(большой и указательный пальцы «кусаются»)Никого я не боюсь! (отрицание –указательным пальцем)

 

 

 

Курочка

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать(хлопаем ручками по коленкам)А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)Лапками гребите (загребаем ручками),Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)Съели толстого жука, дождевого червяка(показываем ручками, какой толстый жук)Выпили водицы полное корытце(показываем как черпаем воду и пьём).

Ладошки

Ладошки вверх, Ладошки вниз,А теперь их на бочокИ зажали в кулачок.

 

 

 

Листья

Листья жёлтые летят и под ножками шуршат.(руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изображая падающие листья)Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик(шаркаем ладонью об ладонь)Листья жёлтые летят и под ножками шуршатВшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик. (шаркаем ножками)Листья жёлтые летят и под ножками шуршатВшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик. (указательные пальцы шаркают друг об друга).

Лужок

 

На лужок пришли зайчата,Медвежата, барсучата,Лягушата и енот.На зелёный на лужокПриходи и ты, дружок! (сгибать пальчики в кулачок в ритме потешки, при перечислении животных сгибать пальчики на обеих руках поочерёдно, на последней строчке помахать ладонями)

 

Моя семья

Этот пальчик – дедушка (разжимаем поочередно пальцы из кулачка,начиная с большого)Этот пальчик –бабушка Этот пальчик – папочкаЭтот пальчик – мамочкаЭтот пальчик – яВот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)

 

Ножки

Нарядили ножки (поочерёдно поглаживать одной рукой другую)В новые сапожки.Вы шагайте, ножки,(шагать пальчиками по столу)Прямо по дорожке.Вы шагайте - топайте,(постукивать пальчиками)По лужам не шлёпайте,(погрозить пальчиком)В грязь не заходите,Сапожки не рвите.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сорока-белобока.

Сорока-белобока кашку варила,деток кормила.(взрослый слегка щекочет ладошку ребенка)Этому дала,(загибает мизинчик ребенка)этому дала,(загибает безымянный пальчик)этому дала,(загибает средний пальчик)этому дала,(загибает указательный пальчик)а этому не дала:(шевелит большой пальчик)ты дров не носил, печку не топил,тебе каши не дадим!(слегка щекочет ребенка)

Пальчики.

Этот пальчик хочет спать.(взрослый разворачивает левую ручку ладошкой к себе, правой ручкой загибает мизинчик на левой руке)Этот пальчик лег в кровать.(загибает безымянный пальчик)Этот пальчик чуть вздремнул.(загибает средний пальчик)Этот сразу же уснул.(загибает указательный пальчик)Этот крепко-крепко спити тихонечко сопит.(загибает большой пальчик)Солнце красное взойдет,утро ясное придет,Будут птички щебетать,будут пальчики вставать!(поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)Повторить то же самое с правой рукой.

Пальчики в лесу.

Раз, два, три, четыре, пять,вышли пальчики гулять.(взрослый держит перед собой кулачок ребенка)Этот пальчик в лес пошел,(разгибает мизинчик)этот пальчик гриб нашел,(разгибает безымянный пальчик)этот резал,(разгибает средний пальчик)этот ел,(разгибает указательный пальчик)ну, а этот лишь глядел!(разгибает большой пальчик и щекочет ладошку)

 

Кто приехал?

Кто приехал?(ребенок складывает вместе ладошки и пальцы обеих рук, четыре раза хлопает кончиками больших пальцев)Мы, мы, мы!(теперь кончики больших пальцев прижаты друг к другу и неподвижны, а кончиками остальных пальцев быстро и одновременно хлопает три раза)Мама, мама, это ты?(хлопает кончиками больших пальцев)Да, да, да!(хлопает кончиками указательных пальцев)Папа, папа, это ты?(хлопает кончиками больших пальцев)Да, да, да!(хлопает кончиками средних пальцев)Братец, братец, это ты?или:Ах, сестричка, это ты?(хлопает кончиками больших пальцев)Да, да, да!(хлопает кончиками безымянных пальцев)Дедушка, а это ты?или:Бабушка, а это ты?(хлопает кончиками больших пальцев)Да, да, да!(хлопает кончиками мизинцев)Все мы вместе, да, да, да!(хлопает в ладоши) 

Моя семья.

(Проговаривая слова, поочередно пальчики можно разгибать, а можно, наоборот, сгибать, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.Этот пальчик ДЕДУШКА.(загибает /разгибает/ большой пальчик)Этот пальчик БАБУШКА.(загибает /разгибает/ указательный пальчик)Этот пальчик ПАПОЧКА.(загибает /разгибает/ средний пальчик)Этот пальчик МАМОЧКА.(загибает /разгибает/ безымянный пальчик)Этот пальчик Я.(загибает /разгибает/ мизинчик пальчик)Вот и вся моя семья! (поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)

 

 

Шалун.Наша Маша варила кашуКашу сварила, малышей кормила.(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)Этому дала, этому дала,Этому дала, этому дала,(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)А этому - не дала.Он много шалил,Свою тарелку разбил.(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)

Белочка.

(по мотивам народной песенки)Сидит белка на тележке,Продаёт свои орешки;Лисичке-сестричке,Воробью, синичке,Мишке косолапому,Заиньке усатому.(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

По грибы.

Раз, два, три, четыре, пять,Мы идём грибы искать!Этот пальчик в лес пошёл,Этот пальчик гриб нашёл.Этот пальчик чистить стал.Этот пальчик жарить стал,Этот пальчик всё съел,Оттого и потолстел.(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

Пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять,Вышли пальчики гулять!Раз, два, три, четыре, пять,В домик спрятались опять.(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке) 

Мальчик-пальчик.

(Пальцы сжаты в кулачок)- Мальчик-пальчик,Где ты был? (разгибается большой палец)- С этим братцем в лес ходил, (разгибается указательный)С этим братцем щи варил, (разгибается средний)С этим братцем кашу ел,(разгибается безымянный)С этим братцем песни пел.(разгибается мизинец)

 

 

Стишок для запоминания названий пальчиков.

Палец Толстый и БольшойВ сад за сливами пошел.(загибает /разгибает/ большой пальчик)Указательный с порогаУказал ему дорогу.(загибает /разгибает/ указательный пальчик)Палец Средний - самый меткий,Он снимает сливы с ветки.(загибает /разгибает/ средний пальчик)Безымянный поедает,(загибает /разгибает/ безымянный пальчик)А Мизинчик-господинчикВ землю косточки сажает. (загибает /разгибает/ мизинчик пальчик)

Осенние листья.

Раз, два, три, четыре, пять,(загибать пальцы, начиная с большого)Будем листья собирать.(сжимать и разжимать кулачки)Листья берёзы, листья рябины,(загибать пальчики, начиная с большого)Листья тополя, листья осины,Листики дуба мы соберём.  

Есть игрушки у меня.

Есть игрушки у меня:(хлопать в ладоши)Паровоз и два коня,Серебристый самолёт,Три ракеты, вездеход,Самосвал,Подъёмный кран.(загибать поочерёдно пальчики)

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

 Пальчиковая гимнастика в  средней группы

  1. Овощи

У девчушки Зиночкики овощи в корзиночке

(Дети делают ладошки «корзинкой».)

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

(Сгибают пальчики, начиная с большого.)

Наша Зина – молодец!

(Показывают большой палец.)

 

  1. Фрукты

Как у нашей Зины фрукты в корзине:(Дети делают ладошки «корзинкой»)

Яблоки и груши,Чтоб ребята кушали,Персики и сливы -До чего красивы!Посмотрите на ранет!(Сгибают пальчики, начиная с мизинца.)Вкуснее наших фруктов нет!(Гладят живот.)

  1. Фруктовая ладошка

Этот пальчик – апельсин,Он, конечно, не один.Этот пальчик – слива,Вкусная, красивая.Этот пальчик – абрикос,Высоко на ветке рос.Этот пальчик – груша,Просит: «Ну-ка, скушай!»Этот пальчик – ананас,(Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.)Фрукт для вас и для нас.(Показывают ладошками вокруг и на себя.)

 

  1. Соберу грибы

Я корзину в лес беру, там грибы я соберу.Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг!»(Показывают удивление, разводят руки в стороны.)Подосиновик, масленок,

Подберезовик, опенок,Боровик, лисичка, груздь -Не играют в прятки пусть!Рыжики, волнушкиНайду я на опушке.Возвращаюсь я домой,Все грибы несу с собой.(Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.)А мухомор не понесу. Пусть останется в лесу!(Большой палец левой руки отставляют, грозят ему.)

  1. 5. Ягоды

Ягоды – это крыжовник,Клюква, черника, брусника,Малина, клубника, шиповник,Смородина и земляника.(Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая, пальцы на другой руке.)Запомнил ягоды я наконец.Что это значит?(Приподнимают плечи, удивляются.)Я – молодец!(Большой палец вытягивают вперед.)

6.Хлеб

Муку в тесто замесили,(Сжимают и разжимают пальчики.)А из теста мы слепили:(Прихлопывают ладошками, «лепят».)Пирожки и плюшки,Сдобные ватрушки,Булочки и калачи -Всё мы испечем в печи.(Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх.)Очень вкусно!(Гладят живот.)

  1. Мебель

Мебель я начну считать:Кресло, стол, диван, кровать,Полка, тумбочка, буфет,Шкаф, комод и табурет.(Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.)Много мебели назвал -Десять пальчиков зажал!Поднимают зажатые кулачки вверх.

  1. Посуда

Девочка Иринка порядок наводила.(Показывают большой палец.)Девочка Иринка кукле говорила:«Салфетки должны быть в салфетнице,Масло должно быть в масленке,Хлебушек должен быть в хлебнице,А соль? Ну, конечно, в солонке!»(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)

 

  1. ПомощникПосуду моет наш Антошка.(Потирают ладошки друг о друга)– «моют посуду».Моет вилку, чашку, ложку.Вымыл блюдце и стакан,(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)И закрыл покрепче кран.(Выполняют имитирующее движение.)
  2. Поздняя осеньСолнышко греет уже еле-еле;Перелетные птицы на юг улетели;Голы деревья, пустынны поля,Первым снежком принакрылась земля.Поочередно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук (на каждую примету).Река покрывается льдом в ноябре -(Руки сжимают в «замок»).Поздняя осень стоит на дворе.

11.Кто спит зимой?

Медведь в берлоге крепко спит,Всю зиму до весны сопит.Спят зимою бурундук,Колючий ежик и барсук.(Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)Только заиньке не спится -убегает от лисицы.(Показывают большой палец, вращая им.)Мелькает он среди кустов, напетлял – и был таков!(Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот.)

12.Зимние забавы

Что зимой мы любим делать?В снежки играть, на лыжах бегать,На коньках по льду кататься,Вниз с горы на санках мчаться.(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)Новогодние игрушки,

Праздник приближается, елка наряжается.(Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.)Мы развешали игрушки:Бусы, шарики, хлопушки.(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)А здесь фонарики висят,Блеском радуют ребят.(Крутят ладошками в воздухе – «фонарики».)

  1. ИгрушкиУ Антошки есть игрушки:Вот веселая лягушка.Вот железная машина.Это мяч. Он из резины.Разноцветная матрешкаИ с хвостом пушистым кошка.(Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.)

       14.Круглый годКруглый год, круглый год!(Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем.)За зимой весна идет,А за весною следомТоропится к нам лето.И у кого не спросим -Идет за летом осень.А за осенью самаВновь идет, спешит зима.Поочередно соединяют большой палец с остальными (на каждое время года). Повторяют другой рукой.

15.На заправке

Все машины по порядкуПодъезжают на заправку:(Обеими руками «крутят руль» перед собой.)Бензовоз, мусоровоз,С молоком молоковоз,С хлебом свежим хлебовозИ тяжелый лесовоз.(Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки.)

           16.ТранспортБудем пальчики сгибать -(Сжимают и разжимают пальчики.)Будем транспорт называть:Автомобиль и вертолет,Трамвай, метро и самолет.(Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.)Пять пальцев мы в кулак зажали,Пять видов транспорта назвали.(Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.)Посчитаем Раз, два, три, четыре, пять -Буду транспорт я считать.(Сжимают и разжимают пальчики.)

Автобус, лодка и мопед,Мотоцикл, велосипед,Автомобиль и самолет,Корабль, поезд, вертолет.(Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки.)

          17.Животные жарких странЗа мамой слонихой шагает слоненок,За крокодилихой - крокодиленок,За львицей шагает маленький львенок,За верблюдицей бежит верблюжонок,За зеброй спешит полосатый зебренок.За кем же торопится каждый ребенок?(Поочередно из кулачков разжимают пальцы то левой, то правой руки, начиная с больших.)Животные СевераТепы-тяпы, тепы-тяпы,Это ласты, а не лапы.У тюленей ласты этиНосят мамы, папы, дети.Ладошками с плотно сомкнутыми пальчиками похлопывают по коленям или по столу (руки при этом неподвижны).

        18.Наша армияАты-баты, аты-баты!На парад идут солдаты!Вот идут танкисты,Потом артиллеристы,А потом пехота -Рота за ротой!(Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки.)

 

            19.Наши мамыМного мам на белом свете,Всех их очень любят дети!(Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.)Журналист и инженер,Повар, милиционер,Швея, кондуктор и учитель,Врач, парикмахер и строитель -(Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.)Мамы разные нужны,(Сжимают обе ладошки в «замочек».)Мамы разные важны!(Разводят руки, поднимают ладошками вверх.)

              20.КнигиМного книжек есть на свете,Читать их очень любят дети.Если книги мы прочтем,То узнаем обо всем:(Ладошки соединяют вместе «книжкой». Раскрывают и закрывают «книгу».)Про моря и океаны,Удивительные страны.Про животных прочитаемИ про космос мы узнаем.(Поочередно соединяют одноименные пальцы обеих рук, начиная с мизинцев.)

            21.В гостях у сказкиРаз, два, три, четыре, пять -Любим сказки мы читать.Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок,Мышка-норушка и Колобок.Курочку Рябу назвать еще надо -Героев из сказок вспомнить мы рады!(Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца.)

             22.СказкиБудем пальчики считать,Будем сказки называть:(Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.)Эта сказка – «Теремок».Эта сказка – «Колобок».Эта сказка – «Репка»:Про внучку, бабку, дедку.(Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.)«Волк и семеро козлят» -Этим сказкам каждый рад!(Показывают большой палец.)

              23.Дикие животныеЭто зайчонок, это бельчонок,Это лисенок, это волчонок,(Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.(Вращают большим пальцем.)

               24.Веселая встречаЗдравствуй, котенок!Здравствуй, козленок!Здравствуй, щенок!И здравствуй, утенок!Здравствуй, веселый, смешной поросенок!(Разгибают пальцы, начиная с мизинца, пошевеливают каждым пальцем, приветствуя животных.)

gavrilina-lotds1.edumsko.ru