Фрукты артикуляционная гимнастика


Артикуляционная гимнастика "Фрукты"

Тема "Фрукты"

1. Развитие мелкой моторики

Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворений.

С веток ягоды снимаюИ в лукошко собираю.Ягод - полное лукошкоl Я попробую немножко.Я поем еще чуть-чуть Легче будет к дому путь.Я поем еще малинки.Сколько ягодок в горзинке?Раз, два, три, четыре, пять...Снова буду собирать.( И. Лопухина)

Палец толстый и большой В сад за сливами пошел.Указательный с порогаУказал ему дорогу.Средний пальчик - самый меткий:Он сбивает сливы с ветки.Безымянный поедает,А мизинчик-господинчикВ землю косточки сажает.

Поочередно загибать пальчики сначала правой, а затем левой руки.

Апельсин Мы делили апельсин, Много нас, а он один.Эта долька - для ежат, Эта долька - для ужат, Эта долька - для утят, Эта долька - для котят,Эта долька - для бобра, А для волка - кожура.Он сердит на нас - беда.Разбегайтесь кто куда!

2. Мимические упражнения

Выразить удовольствие от приятного запаха земляничного варенья, запаха розы, аромата яблока.Сладкое яблоко. Передать эмоциональное состояние: вы едите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или айву.Выразить свое состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызет яблоко.

Яблоко свалилось нам на голову.

3. Упражнения дпя мышц шеи.Развитие дыхания

Вдох носом - повернуть голову влево. Увидели очень большое яблоко. Выдох ртом с произношением звука 0-0-0. Повернуть голову направо. Какая огромная грушаl Вдох носом, выдох ртом.

4. Упражнения дпя жеватепьно-артикупяционных мышц

Игровое упражнение «Жуем твердую грушу».

5. Упражнения дпя губ и щек

Щечки-яблочкu. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.Спрячем слuву за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую щеку.Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.

6. Упражнение для языка

Язычок пролезает через щель в заборе в сад. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами.Колья забора острые - вот такие. Показать «острый» язык.По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.

Язык "лопаткой" положи И спокойно подержи.Язык "колышком" потом Потянем тонким острием.

Чашечка. Сделать из языка «чашечку». «В Машину чашечку я налью апельсиновый сок, в Колину - яблочный, в Димину - сливовый. Какой сок налить тебе, Саша?»

7. Развитие речевого дыхания и голоса

Нюхаем садовые цветы (розы, хризантемы). Вдох через нос, выдох ртом.Сбор урожая. Срываем яблоко с высокой ветки. Исходная позиция - стоять прямо. Поднять руки - вдох. Кладем яблоки в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох.Сорвали и попробовали айву. Невкусная айва: "Фа-фо, фы-фу!"Маша и Даша в саду. Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились:"О-о-о-о-о-о!" Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: "Ав-ав-ав-ав!" (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.)Разговоры фруктов. Произнесение слоговых сочетаний от имени разных фруктов. Яблоко сердится на Гусеницу: "Фу-фа-фу!" Вишни просят Скворцов не клевать их: "Пта-пты-пто, пта-пту-пты".Яблоки падают на траву: "Бам-бом-бум!" < Предыдущая Следующая >
 

www.f-family.ru

Артикуляционная гимнастика "Фрукты"

Тема "Фрукты"

1. Развитие мелкой моторики

Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворений.

С веток ягоды снимаюИ в лукошко собираю.Ягод - полное лукошкоl Я попробую немножко.Я поем еще чуть-чуть Легче будет к дому путь.Я поем еще малинки.Сколько ягодок в горзинке?Раз, два, три, четыре, пять...Снова буду собирать.( И. Лопухина)

Палец толстый и большой В сад за сливами пошел.Указательный с порогаУказал ему дорогу.Средний пальчик - самый меткий:Он сбивает сливы с ветки.Безымянный поедает,А мизинчик-господинчикВ землю косточки сажает.

Поочередно загибать пальчики сначала правой, а затем левой руки.

Апельсин Мы делили апельсин, Много нас, а он один.Эта долька - для ежат, Эта долька - для ужат, Эта долька - для утят, Эта долька - для котят,Эта долька - для бобра, А для волка - кожура.Он сердит на нас - беда.Разбегайтесь кто куда!

2. Мимические упражнения

Выразить удовольствие от приятного запаха земляничного варенья, запаха розы, аромата яблока.Сладкое яблоко. Передать эмоциональное состояние: вы едите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или айву.Выразить свое состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызет яблоко.

Яблоко свалилось нам на голову.

3. Упражнения дпя мышц шеи.Развитие дыхания

Вдох носом - повернуть голову влево. Увидели очень большое яблоко. Выдох ртом с произношением звука 0-0-0. Повернуть голову направо. Какая огромная грушаl Вдох носом, выдох ртом.

4. Упражнения дпя жеватепьно-артикупяционных мышц

Игровое упражнение «Жуем твердую грушу».

5. Упражнения дпя губ и щек

Щечки-яблочкu. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.Спрячем слuву за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую щеку.Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.

6. Упражнение для языка

Язычок пролезает через щель в заборе в сад. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами.Колья забора острые - вот такие. Показать «острый» язык.По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.

Язык "лопаткой" положи И спокойно подержи.Язык "колышком" потом Потянем тонким острием.

Чашечка. Сделать из языка «чашечку». «В Машину чашечку я налью апельсиновый сок, в Колину - яблочный, в Димину - сливовый. Какой сок налить тебе, Саша?»

7. Развитие речевого дыхания и голоса

Нюхаем садовые цветы (розы, хризантемы). Вдох через нос, выдох ртом.Сбор урожая. Срываем яблоко с высокой ветки. Исходная позиция - стоять прямо. Поднять руки - вдох. Кладем яблоки в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох.Сорвали и попробовали айву. Невкусная айва: "Фа-фо, фы-фу!"Маша и Даша в саду. Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились:"О-о-о-о-о-о!" Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: "Ав-ав-ав-ав!" (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.)Разговоры фруктов. Произнесение слоговых сочетаний от имени разных фруктов. Яблоко сердится на Гусеницу: "Фу-фа-фу!" Вишни просят Скворцов не клевать их: "Пта-пты-пто, пта-пту-пты".Яблоки падают на траву: "Бам-бом-бум!" < Предыдущая Следующая >
 

www.f-family.ru

познакомить детей с артикуляционными упражнениями

^ Цели: познакомить детей с артикуляционными упражнениями; рассказать о звуках речи; продолжать знакомить детей с пальчиковыми упражнениями и массажными приемами; продолжать работу над просодическими компонентами речи; уточнить лексико-грамматические представления по теме «Фрукты».

Оборудование: грецкие орехи, резиновые ежики для массажа, речевые палочки, зеркала (по количеству детей), карточки с символами артикуляционных упражнений, картинки фруктов, мяч, игрушечная кастрюля.

Ход занятия

1. Приветствие (см. занятие 1).

2. Объявление темы и цели занятия.

3. Лексико-грамматическое упражнение «Компот» (по теме «Фрукты»).

Логопед: Сядет тот, кто скажет, из чего можно сварить компот. Как назвать одним словом все эти предметы? (Фрукты.) Где растут фрукты? (На деревьях в саду.) А сейчас мы сыграем в игру «Компот».

Дети на базар ходили,

Много фруктов там купили.

Папа их потом спросил:

«Кто какой компот сварил?»

Дети вынимают из кастрюльки картинку и отвечают полным ответом. (Я сварил абрикосовый компот.) Затем можно усложнить задание, предложив детям вынимать по две картинки и называть компот. (Я сварил яблочно-грушевый компот.)

4. Пальчиковая гимнастика.

• Упражнение «Пальцы — дружная семья» (см. занятие 1).

• Упражнение «Фрукты».

^ Выполняют дети
На базар ходили мы,

Много груш там и хурмы.

Есть лимоны, апельсины, Дыни, сливы, мандарины,

^
Но купили с мамой груши,

Их скорей, дружок, ты скушай!

^

5. Артикуляционная гимнастика.

Повторить названия органов артикуляции, назвать и показать их с помощью речевой палочки (с зеркалом, без зеркала по демонстрации логопеда и без нее).

Логопед: Сегодня мы пойдем в гости к Язычку. (Знакомство с домиком Язычка.) Этот домик — ротик. В нем живут звуки. Скажите, сколько этажей в домике?

Первый этаж — это нижние зубы. Покажите их с помощью речевой палочки. На первом этаже живут гласные звуки: А, О, У, Ы, Э, И. Назовите их.

Там же живет семейка свистящих звуков. (Логопед произносит звуки С, З, Сь, Зь, Ц и просит детей их повторить1.)

Второй этаж — это верхние зубы. (Дети могут пальчиками «прошагать» на второй этаж.) Посмотрите, сколько звуков здесь живет! Некоторые из них любят шипеть. Их называют семейкой шипящих звуков. Давайте их назовем. (Ш, Ж, Ч, Щ.) Еще на втором этаже живут звуки, которые любят петь звонкие песни. Это братья — сонорные звуки Л, Ль и Р, Рь. Звуки Л, Р — с твердым характером, а звуки Ль, Рь — с мягким. Давайте их назовем.

На втором этаже живут еще и другие звуки, но с ними мы познакомимся позднее. Вот такой он, «Домик звуков». А это хозяин домика — Язычок. Сейчас он будет делать зарядку. Давайте поможем Язычку!

^

6. Динамическая пауза.

• Игра на внимание «Слива, яблоко, банан». Логопед называет слова и показывает соответствующее движение: «слива» — большой палец соединяется с указательным в кольцо, «яблоко» — кулак, «банан» — ладонь руки раскрыта.

Затем логопед начинает путать детей (например, говорит «слива», а показывает «банан»). Детям надо быть внимательными и не ошибаться. Играть можно правой рукой, левой рукой, обеими руками.

• ^ (см. занятие 1).

• Игра «Комарики» (на развитие ориентировки в пространстве).

^ Выполняют дети

Дарики, дарики —

Летали комарики.

^

Летали, кружились.

Летали, кружились...

^

Да в правое ухо вцепились:

«Кусь!»

Дети показывают названное логопедом место после команды «Кусь!»

Игру можно усложнить, называя не только место, которое укусил комарик, но и руку, которой нужно указать это место. Например: «Да левой рукой в правое ухо вцепились. Кусь!» И т.д.

7. Массаж пальцев рук (см. занятие 1).

8. Работа над просодикой (см. занятие 1).

9. Ритуал прощания. Оценка работы детей.^ Цели: продолжать работу по развитию артикуляционной и мелкой моторики; продолжать работу над просодическими компонентами речи; учить детей образовывать слова с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным и увеличительно-пренебрежительным значениями по теме «Фрукты»; начать знакомить детей со слоговой структурой слова; развивать слуховое внимание и память.

Оборудование: артикуляционные карточки, массажные мячи, карточки с цифрами от 1 до 5, зубочистки, салфетки, карточки с фруктами, эспандеры, гном Маляка (иллюстрация или игрушка).

Ход занятия

1. Приветствие (см. занятие 1).

2. Объявление темы и цели занятия.

3. Лексико-грамматические упражнения по теме «Фрукты»1.

• Упражнение «Фрукты для гнома Маляки».

Детям раздаются картинки, изображающие разные фрукты.

Логопед: К нам в гости пришел гном Маляка. (Показать игрушку или картинку.) Давайте угостим его фруктами. Для этого нужно назвать каждый фрукт ласково.

Дети по очереди называют ласково изображенные на их картинках фрукты, составляют предложения по образцу (Я угощу гнома яблочком.), ставят картинку под изображением гнома и садятся.

Логопед: Какие хорошие, вкусные фрукты вы подарили гному. Как их много!

• ^

Логопед: Гном хочет проверить, какие вы внимательные. Вы закроете глазки, а гном уберет одну картинку. Затем вы посмотрите на оставшиеся картинки и скажете, какой фрукт спрятал гном.

• ^

Логопед: Помогите гному посчитать фрукты.

Логопед выставляет над каждой картинкой цифры от 1 до 5 и просит составить ответ по образцу. (Пять слив, два яблока.)

• ^

Логопед: Гном решил сравнить фрукты между собой. Помогите ему. Закончите предложения.

Яблоко большое, а ананас... (Больше.)

Вишня кислая, а лимон... (Кислее.)

Груша сочная, а апельсин... (Сочнее.) И т.д.

4. Пальчиковая гимнастика (см. занятие 2).

5. Динамическая пауза (см. занятие 2).

6. Артикуляционная гимнастика.

С этого занятия артикуляционная гимнастика проводится в форме сказки о Веселом Язычке. По ходу сказки повторяются все знакомые упражнения артикуляционной гимнастики и вводятся новые.

Фрагмент 11: Жил-был Язычок. Проснулся он рано утром. Открыл окошко. Посмотрел налево, направо, вниз — нет ли луж, вверх — есть ли солнышко. Закрыл окошко — жарко стало (а-а-а...). Открыл снова — холодно стало (д-д-д...). Побежал Язычок в ванну. Открыл дверь. «И-и-и...» — заскрипела дверь. «Надо дверь смазать», — подумал Язычок. Включил свет

— чик. Открыл воду — чик-чик-чик. Полилась горячая вода: ш-ш-ш... «Ой! — испугался Язычок и отдернул руки. — Надо открыть холодную воду!» (чик-чик-чик). Холодная вода соединилась с горячей, и водичка стала теплой: сь-сь-сь... Язычок почистил зубки, прополоскал ротик, умылся. Закрыл воду: чик-чик-чик. Закрыл скрипучую дверь: и-и-и... И побежал на кухню завтрак готовить.

Решил Язычок блины испечь. Начал тесто месить: пя-пя-пя... (губами), тя-тя-тя (зубками). Посмотрим, готово ли тесто? (Ватной палочкой «покалывать» язычок.) Нет, не готово. Снова месим тесто: пя-пя-пя... (губами), тя-тя-тя (зубками). Готово ли тесто? (Ватной палочкой «покалывать» язычок.) Готово!

Испек Язычок блины. Съел их с вкусным вареньем. Запил молоком из чашечки. И решил пойти погулять.

7. Массаж пальцев рук и мимической мускулатуры лица.

• Упражнение «Солнышко проснулось»1

^ Выполняют дети
Ладошка — это солнышко, ^
А пальчики — лучи. ^
Поет о солнце скворушка, Кричат о нем грачи. ^
Солнышко милое,

Поделись своей силою!

^
Просыпайтесь, лучики, Согревайтесь, рученьки. ^
Пальцы-лучики проснулись, Наклонились, потянулись, ^
Быстро встал на зарядку, Рассчитались по порядку. ^
Солнышко проснулось, ^
Лобика коснулось, Проводить пальчиками обеих рук по лбу.
Лучиками провело

И погладило, и погладило.

^
Солнышко проснулось, ^
^ Выполняют дети
К щечкам прикоснулось ^
Лучиками провело,

И погладило, и погладило.

^
Солнце личико согрело. Потеплело, потеплело.

Наши ручки покачнулись,

Наши губки улыбнулись.

Поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.
^ .

• Силовая гимнастика с эспандерами.

Эспандеры должны быть в виде резинового кольца. Эспандер берется в одну руку и сжимается на каждый слог. Сначала гимнастика выполняется левой рукой, затем — правой.

Я в руке кольцо сжимаю —

В руку силу добавляю.

Буду слабых защищать,

Буду младшим помогать.

8. Работа над просодическими компонентами речи.

Повторение песенок гласных звуков. (Повторить песенки гласных звуков и уточнить, почему эти звуки называются гласными.)

Будь внимателен, смотри,

Песни звуков повтори:

А. А! А? А-а, а-а! А-а?

О. О! О? О-о, о-о! О-о?

У. У! У? У-у, у-у! У-у?

И. И! И? И-и, и-и! И-и?

Э. Э! Э? Э-э, э-э! Э-э?

Ы. Ы! Ы? Ы-ы, ы-ы! Ы-ы?

9. Работа над слоговой структурой слога.

• Игра «Угадай слово»

Логопед выставляет на доску картинки с изображениями фруктов и говорит, что каждое слово можно поделить на части (слоги) и прохлопать (простучать). Дети тренируются в делении слов на слоги (отхлопывают или отстукивают каждое слово).

Логопед: Гном Маляка загадал вам название фрукта. Угадайте его!

Логопед выставляет на доску пары картинок. Название одной из них отстукивается (отхлопывается), а дети угадывают, какой фрукт был загадан.

^ лимон — ананас, яблоко — слива, мандарин — груша, персик — абрикос.

• Игра «Повтори скороговорку»

Проговаривание скороговорки с выделением слогов:

^

10. Ритуал прощания. Оценка работы детей.

bigpo.ru

Артикуляционная гимнастика для детей | Малышок

Артикуляционная гимнастика для детейАртикуляционная гимнастика для детей

 Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правильного произношения звуков.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее можно делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течение 3 – 5 минут. Не следует предлагать детям более 2 – 3 упражнений. Артикуляционную логопедическую гимнастику можно проводить подгруппами и индивидуально, при отборе материала надо соблюдать последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить ее надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения артикуляционной гимнастики выполняются сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и свое лицо. В начале работы может быть напряженность движений речевых органов: языка, губ. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными и координированными.

На подготовительном этапе используются два вида общеразвивающих упражнений: статистические и динамические упражнения, с образными названиями. Статистические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6 – 10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения по 6 – 8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

 Статистические упражнения для языка

«Птенчики». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«Иголочка», «Стрелочка», «Жало». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

«Горка», «Киска сердится». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

«Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

 Динамические упражнения

«Часики», «Маятник». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбочку. Кончиком узкого языка попеременно тянутся под счет педагога к уголкам рта.

«Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

«Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянутся к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«Футбол», «Спрячь конфетку». Рот закрыт напряженным языком упереться изнутри то в одну, то в другую щеку.

«Почистить зубы». Рот закрыт. Круговыми движениями языка обвести между губами и зубами.

«Маляр». Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад. Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык, («кисточка»). Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.

«Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта

«Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

«Оближем губки». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

 Упражнение для губ и щек

 «Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

«Трубочка». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«Хоботок». Вытягивание сомкнутых губ вперед.

«Бублик», «Рупор». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

«Заборчик» – «Бублик»; «Улыбка» – «Хоботок». Чередование положения губ.

«Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

«Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

«Голодный хомячок». Втянут щеки.

«Щечки замерзли». Покусывание, похлопывание и растирание щек.

«Кулачки». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щечкам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

См. также: Весёлая артикуляционная гимнастика

Сказка о веселом язычке. Подготовительный этап

Сказка о веселом язычке (для заикающегося дошкольника)

    

mallishok.ru


Смотрите также