Нетрадиционные упражнения для артикуляционной моторики. Гастрономическая артикуляционная гимнастика


«Вкусная» артикуляционная гимнастика - Учитель-логопед - Консультации специалистов/ ОТКРЫТЬ - Консультации специалистов-ОТКРЫТЬ

Артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица.  Чтобы ребёнок правильно произносил звуки, его губы и язык должны быть сильными, а движения точными.  Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное, порой даже скучное занятие, которым можно и не заниматься. Как же выполнять артикуляционную гимнастику дома, чтобы ребенку она была интересна?  Я вам  отвечаю – весело и с удовольствием. Для этого, в дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям, Вам предлагаются нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

  • «Держи крепче»

Удерживать ватную палочку (соломку, макаронину, ложку, сушку)  на языке, языком на губе, на щеке, между губой и носом. И наоборот, пытаться «забрать» у ребенка удерживаемые языком и губами предметы, преодолевая сопротивление мышц губ, языка.

Кладём на тарелку крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки. Просим малыша губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки. Или просим губами перенести «бусинки» с одной тарелки на другую.

  • «Сладкий футбол»

Перекатить во рту от одной щеки к другой крупную виноградинку,  грецкий орех, сухарик, кусочек сахара, крупную круглую карамельку и т.д.

  • «Вкусное варенье»

Облизывать варенье, мед, сгущенку (или другой продукт, который не противопоказан ребёнку) с губ, с блюдца, с печенья, с сухаря и т.д.

  • «Ах, как вкусно»

Посыпаем липкую тарелку мелкими крошками хлеба, сухарей, печенья, сахара, леденцов и, просим ребёнка облизать поверхность тарелки

Посыпаем липкую тарелку более крупными крошками. Предлагаем ребёнку поймать рыбку, язык – это удочка, а крошки – это рыбки. Нужно широко открыть рот, высовывать язык иголочкой и дотронуться до крошки так, чтоб она прилипла к кончику языка. Выполнять нужно быстро и чётко.

  • «Красивое печенье»

Посчитать напряженным кончиком языка ребрышки на фигурном печенье.

  • «Кто дальше?», «Попади в блюдце»

Сплевывание с кончика языка изюма, гороха, кукурузы и т.д.

На тарелке лежат крошки. Ребёнок губами берёт с тарелки крошку, удерживает её между губ и сплёвывает обратно – тьфу.

  • «Хомячок» (во время купания)

Ребёнок набирает в рот чистой воды так, чтобы обе щеки надулись. Затем кулачками бьёт по щекам и с силой выпускает струю воды.  Можно набрать немного воды и гонять её из одной щеки в другую.

Чистим зубной щёткой зубы, массируем язык, щёки»

  • «Жевательная резинка»

Даём ребёнку, если это не противопоказано, мягкую жевательную резинку в виде большого кома и просим его пожевать. Большой комок жевательной резинки разжевать сложно, поэтому ребёнок будет разрабатывать челюсти, работать языком, сглатывать слюни т. д., т. е. активизировать подвижные органы артикуляции.

  • «Жевательная конфета»

Ребёнок разжёвывает жевательную конфету, приклеивает её языком к твёрдому нёбу, а затем кончиком языка пытается её отодрать. Таким образом, малыш отрабатывает произвольный подъём языка вверх.

Ребёнку кладём кусочек яблочка за щеку и просим языком вытащить его оттуда. Тоже производят с другой щекой.

Просим ребёнка высунуть широкий язык и сделать «чашечку».  Положить в чашечку витаминку, конфетку, удерживать по 5 – 8 сек. Можно из пипетки капать в «чашечку» воду, а затем проглатывать её.

  • Упражнения с крупной бусинкой

Диаметр бусинки 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в бусинке и завязана на узел.

1. Двигать бусинку по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.

2. Двигать бусинку по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз бусинка падает произвольно).

3. Толкать языком бусинку вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

4. Язык - "чашечка", цель: поймать бусинку в "чашечку".

5. Ловить бусинку губами, с силой выталкивать, "выплевывая" ее.

6. Поймать бусинку   губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать бусинку  от щеки к щеке.

7. Рассказывать скороговорки с бусинкой во рту, держа руками веревочку.

Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Бусинку с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать. Бусинка должна быть строго индивидуальной.

  • Упражнения для языка с водой "Не расплескай воду"

1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 5 -10  раз.

2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 5 -10   раз.

3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 5 -10  раз.

  • Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом

Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см.

1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 секунд. 

2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.

3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого - в правый и т.д. Выполняется 10 раз.

4. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или "лопатки" (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.

5. В отличие от упражнения 4, бинт прижимается "языком-ковшом" ("лопаткой", "блинчиком") не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 4.

  •  «Сладкая зарядка» (упражнения с чупа-чупсом)

 Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс -отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.

 - сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.

 - удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.

 - приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

 - поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.

 - двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.

zolushka2sad.my1.ru

Гимнастика для язычка маленьким сладкоежкам с нечеткой дикцией

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики блога!Эта статья посвящена любителям сладкой жизни. Кто у нас любит все вкусное и сладкое? К чьему сердцу лежит путь через желудок? И это совсем не мужчины, а наши любимые и дорогие детки(хотя мужчины тоже порой ведут себя как дети и любят покушать вкусно и сладко). Им показана сладкая и вкусная гимнастика для язычка. В этой статье я расскажу как подсластить жизнь нашим маленьким страдальцам, которые имеют дефекты речи и не хотят делать артикуляционную гимнастику.

Заставлять и ругать не стоит, потому что знания и навыки полученные на негативе плохо закрепляются и мало используются на практике, поэтому переходим к сладким процедурам. Можно использовать любые сладости и вкусности, которые есть в наличии, главное, чтобы у ребенка не было аллергии. Можно использовать: ягоды, кусочки фруктов свежих и сухих, цукаты, готовые завтраки, соломку, съедобные палочки, посыпку, варенье, джем, мармелад — все то, что есть дома и не отвергается малышом.

Чупа чупс как тренажер

Эта круглая карамель на палочке весьма популярна в среде логопедов. Совершенно безотходное приспособление, так как палочку тоже можно использовать. Шарик должен быть небольшого размера. Подойдут и другие леденцы на палочки, главное, чтобы не было острых краев.

  • берем конфетку и начинаем водить влево-вправо и вверх-вниз, по кругу, задавая направления, куда ребенок должен дотянуться языком. Используется для упражнений “часики”, “качели”, “колесо”
  • положить шарик в углубление “чашечки” языка
  • массаж языка чупа-чупсом: водить шариком вперед-назад по средней линии, слегка постукивать и подпрыгивать, делать легкие вибрационные движения
  • удерживать леденец губами, сжимая их
  • прижимать язык с лежащим на нем чупа-чупсом к небу или верхней губе
  • массировать щеки изнутри шариком

После того, как карамель съедена, используем оставшуюся палочку в коррекционных целях:

  • кладем на середину языка и делаем трубочку языком
  • дуем в трубочку на ватку
  • ставим палочку в стакан с водой и булькаем
  • выкладываем из палочек буквы и фигурки

Соломка и съедобные палочки

Их хорошо использовать для отработки некоторых артикуляционных упражнений:

  • “трубочка” языком — положить палочку на середину языка и поднять его боковые края
  • “трубочка” губами — держать соломинку губами, вытянутыми в хоботок
  • “чашечка” языком — отломить кусочек соломки и положить в углубление
  • “грибок” — удерживать палочку зубами, при этом язык лежит сверху палочки
  • делаем “усы” — удерживаем соломинку между верхней губой, поднимая ее, и носом или между губ
  • “ложка на тарелке” кладем палочку на широкий распластанный язык и удерживаем ее

Печенье, сухарики

  • крошим на тарелочку кусочки, оттуда малыш кончиком языка должен их “склевать”
  • покусать печеньку/сухарик губами или зубами, вводя их в рот и вытаскивая
  • положить крошку на кончик языка и сдуть
  • проводить кончиком языка и боковыми краями по шершавой поверхности сухарика или печенья
  • построить домик/шалашик из печенья и сдуть его, задуть в домик ватку, сдуть с домика
  • ребенок зажимает сомкнутыми губами печенье и пытается удержать, когда его тянут

Еще несколько упражнений для сладкоежек

  1. Положить за щеку кусочек яблока, ягодку, изюм и перекатывать его из щеки в щеку. Либо просто пытаться выковырять изо рта, если движения ограничены.
  2. Приклеить в нёбу конфетку, жвачку и малыш должен поднять язык вверх и отлепить их.
  3. Намазать губы чем-нибудь сладким и пусть ребенок слизывает языком.
  4. Также можно слизывать с тарелки языком мед, варенье, сметану, сгущенку.
  5. В углублении “чашечки” языка, так сказать “дно”, капать из пипетки что-нибудь сладкое, класть кусочки цукатов, сухих завтраков, кондитерской посыпки.
  6. Погонять языком крошки печенья, шоколада, изюм, цукаты, забивая гол.

На этом прощаюсь, дорогие читатели, надеюсь информация оказалось полезной и интересной для вас. Делитесь в комментариях своим опытом, рассказывайте друзьям и знакомым в соцсетях, подписывайтесь на новые статьи.

marilina.ru

Нетрадиционные упражнения для артикуляционной моторики

МОДУ №7 компенсирующего вида г. Галич Костромская область

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

Учитель-логопед: Тихомирова И.В.

Методический материал для использования в работе учителя –логопеда.

.2016г.

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я использую нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Упражнения с шариком

Шнурок продет через сквозное отверстие в шарике и завязан на узел.

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.hello_html_m9706549.jpg

2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

4. Язык – «чашечка», цель: поймать шарик в «чашечку».

5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.

6. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Примечание: во время работы взрослый удерживает веревку в руке, а шарик с веревочкой после каждого артикуляционного упражнения тщательно промывать теплой водой с мылом.

Упражнения с ложкой

1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.hello_html_m16a32943.jpg

2. Толкать ложку в вогнутую часть .

3.Доставать ложку язык поднимая вверх или доставать ложку опускать язык вниз

Массаж с помощью ложки: 1. Язык – «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

2. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

3. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.

4. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

5. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).hello_html_61396293.jpg

6. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Упражнения для губ, языка и челюстей с бинтом

Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 20-30 см, ширина 4-5 см.hello_html_m45622ceb.jpg

1. Захватить губами бинт. Сомкнутые и затянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10-15 секунд.

3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в правый угол, далее, наоборот, из правого угла в правый и т.д. Выполняется 10 раз.hello_html_90e3516.jpg

4.Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми.Выполняется 10 раз.

5. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд.Зажим - расслабление чередуются 10-15 раз. hello_html_6daeda1a.jpg

8. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме «лопатки».

Упражнения для языка с водой

1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.

2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.

3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.

hello_html_2ae16665.jpg

Упражнения с тарелкой

С вертикально расположенной тарелки язычком в форме «иголочка» слизывать варенье или что –то вкусное. Следить за тем, чтобы двигался только язык, а голова находилась в неподвижном состоянии.

Нетрадиционные артикуляционные упражнения помогают в работе с детьми с тяжелым нарушение речи с сопутствующими диагнозами: алалия, дизартрия, стертая дизартрия.

infourok.ru

Сладкая артикуляционная гимнастика

      Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями!            Занимаясь ежедневно по 10 минут, можно не только сформировать произвольные основные статические и динамические артикуляционные движения, но и повысить интерес к логопедическим занятиям.

1. Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше.

2. Втягивай жевательную мармеладку-спагетти в рот через вытянутые в трубочку губы.3. Ту же длинную мармеладку нужно зажать губами и натянуть рукой. И надо стараться удержать мармеладку губами!

4. Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.5. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка.6. А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами.7. Теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти), зажав один конец между нижними зубами и языком.8. Удержи шарик-конфетку (или из сухих завтраков) в языке, как в чашке.9. Пооблизывай чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу.

«Бусинки»Кладём на тарелку крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки. Просим малыша губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки. Или просим губами перенести «бусинки» с одной тарелки на другую.«Хомячок»Ребёнок набирает в рот воды так, чтобы обе щеки надулись. Затем кулачками бьёт по щекам и с силой выпускает струю воды в раковину. Можно набрать немного воды и гонять её из одной щеки в другую.

«Облизывание тарелок»Намазываем гладкую поверхность тарелки вареньем, творогом, манной кашей, сгущённым молоком или другим продуктом, который не противопоказан ребёнку. Ребёнок берёт тарелку двумя руками и начинает облизывать широким языком, приговаривая: «Аах».

«Ах, как вкусно»Посыпаем липкую тарелку мелкими крошками хлеба, сухарей, печенья, сахара, леденцов и, просим ребёнка облизать поверхность тарелки, восклицая: «Ааа, аам, аах как вкусно!»

«Рыбалка»Посыпаем липкую тарелку более крупными крошками. Предлагаем ребёнку поймать рыбку, язык – это удочка, а крошки – это рыбки. Нужно широко открыть рот, высовывать язык иголочкой и дотронуться до крошки так, чтоб она прилипла к кончику языка, проговаривая ааа. Выполнять нужно быстро и чётко.

«Жевательная резинка»Даём ребёнку, если это не противопоказано, мягкую жевательную резинку в виде большого кома и просим его пожевать. Большой комок жевательной резинки разжевать сложно, поэтому ребёнок будет разрабатывать челюсти, работать языком, сглатывать слюни т. д., т. е. активизировать подвижные органы артикуляции.

«Жевательная конфета»

Ребёнок разжёвывает жевательную конфету, приклеивает её языком к твёрдому нёбу, а затем кончиком языка пытается её отодрать. Таким образом, малыш отрабатывает произвольный подъём языка вверх.

«Яблочко»Ребёнку кладём кусочек яблочка за щеку и просим языком вытащить его оттуда. Тоже производят с другой щекой.

«Чашечка»Просим ребёнка высунуть широкий язык. Дотрагиваемся до середины языка ложечкой или палочкой и делаем небольшое углубление в языке на несколько секунд, как будто чашечку, говорим: «Сейчас я налью тебе чаю, ш-ш-ш». Можно из пипетки капать в «чашечку» воду, а затем проглатывать её.«Трубочка»Просим ребёнка высунуть широкий язычок. Кладём сладкую палочку по желобку языка (средняя часть языка) от середины до кончика делаем ей небольшой нажим так, чтобы боковые края языка слегка загибались вверх. Затем плавно проводим сладкой палочкой по средней линии языка и вынимаем её изо рта.

 

                                                   по материалам интернет публикаций.

shumilova-sad8podr.edumsko.ru

Артикуляционная гимнастика

 Artikulyacionnaya_gimnastika.jpg

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки всевозможных положений губ, языка, мягкого неба, так необходимых для правильного произнесения той или иной фонемы русского языка.

Основные требования к выполнению упражнений:

  • Упражнения должны быть целенаправленными;
  • Важно не их количество, а правильный выбор и качество выполнения;
  • Важно отработать чистоту и четкость выполнения движений;
  • Акцентировать внимание на плавность, силу, темп движений;
  • Развивать точность переключения движений при смене одного движения другим.

Начинать выполнение упражнений следует в несколько замедленном темпе обязательно перед зеркалом, с целью зрительного самоконтроля. На первых занятиях, в связи с повышенной утомляемостью мышц, приходится ограничиваться двукратным повторением упражнений. Упражнения перед зеркалом выполняются взрослым совместно с ребенком.

Как только ребенок овладевает движениями, зеркало убирается, контроль осуществляется с помощью собственных кинестетических ощущений ребенка (ощущения движения, положения органов речевого аппарата). Увеличивается количество повторений до 15-20ти.

Из выполняемых упражнений новыми могут быть не более одной трети. Две трети остаются для повторения. Если какое-то упражнение выполняется не достаточно качественно, то новое упражнение не вводится.

Каждому упражнению в соответствии  с выполняемым действием придумывается игровой образ.

Артикуляционная гимнастика всегда начинается с отработки основных движений и положений органов речевого аппарата, которые составляют комплекс общей артикуляционной гимнастики. Только после автоматизации основных движений приступают к работе над специальными движениями, характерными для произнесения отдельных групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных). Специальные комплексы упражнений способствуют исправлению искаженного произношения различных групп звуков.

Комплекс общей артикуляционной гимнастики.

Упражнение на развитие дыхания.

Глубокий вдох носом (следить, чтобы не поднимались плечи), длительный выдох ртом, произнося одновременно звук [Ф-Ф-Ф]… Повторить 10 раз.

Упражнения для щек.

  1. Надуть щеки, удержать. Выпустить воздух, втянуть щеки в себя. (Хомячок наелся, набил щеки, а потом похудел) Попеременно то надувать, то сдувать щеки. Повторить 6-7 раз.
  2. «Покатать шарики». Надуть щеки, поворачивать губами, надувая то правую, то левую щеки.

Шарики надуем сами.

Держим воздух за щеками.

Упражнения для губ.

  1. «Улыбочка» Растянуть губы в улыбке, обнажая сомкнутые зубы, удержать, вернуться в исходное положение.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются,

А глаза у них, как блюдца.

  1. «Трубочка» Губы вытянуть трубочкой вперед, произнося про себя [У], удержать.

На трубе мы все играем

И детишек забавляем:

«Ту-ту-ту, ту-ту-ту!»

  1. Попеременное выполнение положений губ в улыбочке

 – в трубочке. 2-3 раза по 7 повторений.

Упражнения для языка.

  1. «Иголочка» Приоткрыть рот, высунуть узкий язычок, как иголочка, удержать.

Язычок наш как иголка,

Отойди, уколет колко!

  1. «Часики». Приоткрыть рот, высунуть узкий язычок, повернуть его право, затем влево. 2 раза по 8 повторений.

Часики идут без ног.

Вправо – влево язычок

  1. «Блинчик». Губы растянуты в улыбке, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу и удержать.
  2. «Наказать непослушный язычок 1» Широкий язык кусать зубами начиная от спинки до кончика, произнося одновременно [ТА-ТА-ТА…]. 2-3 раза по 10 повторений.
  3. «Наказать непослушный язычок 2» Губы в улыбке, широкий язык положить на нижнюю губу. Сдавливать язык губами, одновременно произнося [ ПЯ-ПЯ-ПЯ…], следить, чтобы язык был высунут. 2-3 раза по 10 повторений.
  4. Широко раскрыть рот, кончиком языка достать до твердого неба (язычок дотянулся до потолка) и удержать, вернуться в нормальное положение. Повторить 3-5 раз.
  5. «Лошадка» Рот широко раскрыт, широкий язычок присосать к твердому небу и поцокать, будто едешь на лошадке. Следить чтобы упражнение выполнялось медленно, четко и громко. 2-3 раза по 10 повторений.

Ну и лошадка!

Шерстка гладка,

Чисто умыта

С головы до копыта.

Овса поела-

Снова за дело.

  1. «Маляр» Широко раскрыть рот, кончиком языка провести от мягкого неба к альвеолам. (Язычок красит потолок) Движения выполняются в одном направлении. 2 раза по 7-8 повторений.

Красить потолок пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем –

Маляру мы помогаем.  

Комплексы специальных артикуляционных упражнений.

IMG_2064-1.JPG

IMG_2065.JPG

Kompleks_dlya_R.jpg

 

Сказка про веселый язычок.

 

zuzina-klimovskds11.edumsko.ru

Артикуляционная гимнастика

 

 Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

 

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни.

 

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

 

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные.Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. А также статические артикуляционные упражнения, направленные на выработку правильной позы и динамические, направленные на правильное выполнение движений.

 

Зачем нужна артикуляционная гимнастика?

 

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков.

 

В последнее время практически у всех детей-дошкольников встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка недостаточно четки и согласованы. Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.

 

Таким образом, работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики, целью которой является выработка правильных,полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.

 Как проводить артикуляционную гимнастику?

 

1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепиться. Желательно заниматься ежедневно 2 раза в день по 3-5 минут (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа). Не следует предлагать детям более 2-3 заданий за один раз, каждое выполняется по 5-6 раз.

 

Статические упражнения выполняются по 5-7 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

 

2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.

 

3. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.

 

4. В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.

 

5. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык.

 

6. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.

 

7. Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема.

 

При отборе заданий для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность, идти от простых к более сложным. Рекомендуется проводить их эмоционально, в игровой форме. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то задание недостаточно хорошо, не следует вводить новых, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровыеприемы.

 

Артикуляционную гимнастику выполняйте сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

 

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых воспитанником движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

 

Если у ребенка не получается какое-то движение, нужно помогать ему (медицинским шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

 

Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, можно намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок.

 

Главное, подходить к выполнениюартикуляционных упражнений творчески.

 

В этом помогут сказочные истории. Одну из них я предлагаю вашему вниманию.

 

Сказка о Веселом Язычке

 

Жил-был Веселый Язычок в своем домике.

 В домике этом красные двери,

 Рядом с дверями белые звери.

 Любят зверюшки   конфеты и плюшки.                     

   Догадались? Это домик – рот.

  Проснулся Язычок рано утром.

  Открыл окошко.

  Посмотрел налево, направо. (движения языка направо – налево).

 Вниз посмотрел : нет ли луж? (движение языка вниз).

 Вверх посмотрел: светит ли солнышко? (движение языка вверх)

 Вышел Язычок на крыльцо дома.

 Вокруг дома длинный забор.

 Вот такой. (улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы).

 Посмотрел он вокруг.

 Увидел Язычок, как кошка ловит мышку за хвостик  (губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы)

 Вернулся Язычок домой, посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта).    

 «Пора и мне спать» - подумал Язычок.

  

Упражнения для мышц мягкого неба и глотки.

 1.     Позевывание.

 2.     Глотание капелек воды, слюны. Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание.

 3.     Полоскание горла.

 4.     Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.

 5.     Покашливание.

 В наиболее трудных случаях полезно использовать механические раздражители для активизации мягкого неба – металлические шпатели, бумажные трубочки, деревянные палочки.

 

Упражнения для нижней челюсти.

 1.     Открывание и раскрывание рта. Причем, как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого.

 2.     Жевательные движения.

 3.     Движения нижней челюсти влево-вправо.

 Упражнения для щек.

 1.     Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.

 2.     Перегонка воды из одной щеки в другую.

 3.     Втягивание щек в ротовую полость между зубами.

 Упражнения для губ и языка.

 

«Улыбка» - улыбнуться, не обнажая зубы.

 «Заборчик» - улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

 «Трубочка» - вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.

 «Бублик» - выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.

 «Лопатка» - широкий язык спокойно лежит на нижней губе.

 «Чашечка» - широкий расслабленный язык поднят к верхней губе, средняя часть языка прогнута, а боковые края загнуты кверху.

 «Часики» - отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

 «Качели» - рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.

 «Вкусное варенье» - слизывание варенья с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.

 «Иголочка» - суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу.

 «Индюк» - улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.

 «Горка» - улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.

 «Маляр» - улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.

 «Желобок» - язык лежит на нижней губе, кончик - узкий, а боковые края загнуты в желобок.

 «Грибок» - улыбнуться, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.

 «Гармощка» - рот приоткрыть, язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную уздечку.

 «Конфета» - рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.

 «Наказать непослушный язычок» - вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя.

 «Почистим зубки» - «почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева-направо). Нижняя челюсть неподвижна.

 «Лошадка» - улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.

 «Барабанщик» - улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорковза верхними зубами, произнося «д-д-д».

 Упражнения для активизации мышц шеи, гортани

 

(выполняются с закрытым ртом).

 1.     Опускание головы вниз.

 2.     Запрокидывание головы назад.

 3.     Поворот головы вправо-влево.

 4.     Наклоны головы вправо-влево.

 5.     Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук.

 6.     Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.

 На самом деле говорить довольно трудно, вы только задумайтесь, при разговоре необходимо согласованное взаимодействие языка, губ, легких, гортани, в русском языке используется более 30 разных звуков. Таким образом, целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат к правильному произнесению нужных звуков.

 

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.

zulfiya.edumsko.ru

Артикуляционная  гимнастика - это интересно и полезно!

Артикуляционная  гимнастика — это комплекс упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата: губ, щек, челюстей, языка,  неба. Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Мы произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи –  это сложный двигательный навык.

       Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребенка уклад нарушенного звука разложить на легкие простые элементы, а затем объединить их и получить требуемый артикуляционный уклад. Логопедическая гимнастика показана детям от двух лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детям более старшего возраста - для коррекции нарушений речи.

       При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики необходимо учитывать следующие рекомендации:

             Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.

Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

Статические упражнения (т.е. удержание артикуляционной позы в одном положении) выполняются по 10-15 секунд;

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Организация проведения артикуляционной гимнастики.

Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

Взрослый показывает выполнение упражнения.

Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Упражнения для губ

  1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
  2. Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
  3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
  4. Бублик. Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
  5. Заборчик — Бублик. Улыбка — Хоботок. Чередование положений губ.

Упражнения для щек

  1. Покусывание, похлопывание и растирание щек. 
  2. Толстячки. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
  3. Худышки. Втянуть щеки.
  4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

    Статические упражнения для языка

    1. Окошко. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
    2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
    3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
    4. Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
    5. Горка (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
    6. Трубочка. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
    7. Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

                  И самое важное! Нужно один раз научиться отработать эти упражнения правильно и чётко. Вначале это не просто, зато потом будут  видимые результаты!

chuprina-kashds22.edumsko.ru


Смотрите также