Физкультура для всех: для детей и взрослых. Гимнастика активная


После перенесенного инсульта, часть 2

После перенесенного инсульта, часть 2

Как восстановить движения

Двигательные функции человека наиболее универсально проявляются во взаимодействии его с окружающей средой. Особенно важны в жизни человека движения, обеспечивающие, в частности, контакт с людьми, выполнение трудовой деятельности, точную координацию в совершении профессиональных операций, навык письма.

Основные понятия

Движение осуществляется скелетными мышцами, которые состоят из волокон, обладающих свойством возбудимости и сократимости. Возбуждение (как и сокращение) возникает под влиянием нервных импульсов из центральной нервной системы. Участие мышц в движении может быть различным, в зависимости от места прикрепления к костям скелета, от строения суставов, мышцы могут производить разные движения. 

Приближение одной из частей тела к другой (например, предплечья к плечу, ладонной поверхности кисти к предплечью, пальцев кисти к ладони, голени к бедру, подошвенной поверхности стопы к голени) называются сгибанием. Поэтому мышцы, производящие это движение, именуются сгибательными. Следует отметить, что довольно часто мышцы называются не по своим основным функциональным свойствам, а по месту прикрепления или по месту расположения. Иногда в названиях мышц отражается их форма или состав. 

Так, например, основным сгибателем предплечья является двуглавая мышца плеча. Мышцы, сгибающие кисть и пальцы руки, так и называются — сгибатели, соответственно кисти и пальцев. Сгибание же голени осуществляют сразу три мышцы: двуглавая мышца бедра, полусухожильная и полуперепончатая мышцы, составляющие заднюю группу бедренных мышц. А подошвенное сгибание стопы выполняет трехглавая мышца голени. 

Движение, противоположное сгибанию,— разгибание (например, руки — в локте, ноги — в колене). Мышцы, осуществляющие это движение, называют разгибателями. Кисть и пальцы руки разгибают соответственно разгибатели кисти и пальцев.  Основной разгибатель предплечья — трехглавая мышца плеча. Ногу в колене разгибает мощная четырехглавая мышца бедра, а тыльное разгибание стопы — передняя большеберцовая и длинная малоберцовая мышцы (по названию костей голени, вдоль которых они расположены). 

Помимо сгибания и разгибания, имеются и другие виды движений. Так, при отдалении или приближении части тела по отношению к его средней линии говорят об отведении или приведении. Например, отведение руки в сторону, приведение руки к туловищу, отведение (разведение) и приведение бедер. Мышцы, участвующие в этих движениях, являются соответственно отводящими или приводящими. Так, большая грудная и широчайшая спинная мышца приводят руку к туловищу, а отводит — дельтовидная мышца. Приведение бедра осуществляет в основном длинная приводящая мышца, а отведение — малая ягодичная мышца. 

Следует иметь в виду и такое явление. Как было сказано, сгибание предплечья к плечу осуществляет в основном двуглавая мышца плеча. Но в сгибании предплечья участвует также плечелучевая мышца. Эти мышцы при сгибании предплечья к плечу выступают как синергисты (производящие одно и то же движение). Те же мышцы, которые производят противоположно направленное движение (например, одна — сгибание, а другая — разгибание), называют антагонистами. И трехглавая мышца плеча, которая осуществляет разгибание предплечья (от плеча), является антагонистом двуглавой мышцы. Работающие как антагонисты, мышцы могут во многих случаях действовать как синергисты в другом движении. 

Мышцы выполняют два вида работ: динамическую (перемещение тела в пространстве или частей тела друг относительно друга) и статическую (обеспечивают определенное положение тела в противодействии внешним силам, стремящимся это положение изменить). В то же время длительное неутомимое напряжение мышцы, называемое тонусом, обеспечивает противодействие силе тяжести и поддержание определенного положения тела в пространстве (например, стояние или сидение). 

Между тем движение не сводится к простому сокращению отдельных мышечных волокон или даже групп мышц. От момента рождения происходит их совершенствование и развитие: от хаотичных движений новорожденного до высокодифференцированных у взрослого человека. Параллельно и во взаимосвязи с этим происходит совершенствование структур и функций коры головного мозга в целом. 

Важно то обстоятельство, что мышцы не только исполняют движения, но и обладают своеобразными чувствительными функциями. Наличие в мышечной системе особо чувствительного аппарата позволяет центральной нервной системе осуществлять постоянный контроль за правильностью и точностью выполнения движений, а с другой стороны, регулировать состояние мышечного тонуса.  Выполнение любого движения сопровождается поступлением в кору головного мозга потока импульсов не только от чувствительных рецепторов мышц, но и от других рецепторов, сигнализирующих о необходимости изменения движения, если оно не дает нужных результатов. Однако информации от чувствительных рецепторов мышц принадлежит главная роль в регуляции, координации и управлении движениями. 

При инсульте чаще всего имеет место повреждение лежащего выше спинного мозга (супраспинального) отрезка двигательного пути, что приводит к развитию центральных параличей или парезов. Нарушение движения конечностей отмечается, как правило, на одной стороне тела (гемипарез или гемиплегия). Характерным признаком центрального паралича, помимо отсутствия или ограничения движения, является повышение мышечного тонуса (спастичность) и усиление сухожильных рефлексов. 

Тонус повышен не во всех мышцах, а только в определенных (как правило, в так называемых антигравитарных). Это мышцы познотонические, обеспечивающие вертикальное положение тела, большая грудная, двуглавая плеча, сгибатели кисти и пальцев, длинная приводящая бедра, четырехглавая бедра и трехглавая мышца голени. Тонус антагонистов этих мышц (дельтовидной, трехглавой плеча, разгибателей кисти и пальцев, задней бедренной группы, передней большеберцовой и длинной малоберцовой) обычно не повышен, но парез выражен в значительно большей степени. 

Одна из основных задач восстановительного лечения больных с нарушениями движения при центральном парезе заключается в уменьшении чрезмерного потока нервной импульсации со спастических мышц и в увеличении чувствительных сигналов от их антагонистов. 

С этой целью с первых же дней после инсульта и в течение всего времени, пока больной находится в постели, рекомендуется применять особую укладку паретичных конечностей, которая носит название «лечение положением».

Лечение положением на спине и на здоровом боку

Укладка паретичных конечностей производится в положении больного на спине таким образом, чтобы мышцы, в которых после инсульта обычно повышается тонус (приводящие мышцы плеча, сгибатели руки, приводящие мышцы бедра, разгибатели голени и тыльные сгибатели стопы), были растянуты. Для этого у постели больного, со стороны парализованных конечностей, ставят стул с подушкой, на которую кладут больную руку ладонью вверх. 

Руку выпрямляют в локте и отводят в сторону под углом 90 градусов. Под мышку больного кладут ватный валик, обтянутый клеенкой. Пальцы разгибают. Кисть и предплечье прибинтовывают к лангетке, которую можно выпилить из какого-либо твердого материала (например, фанера) и обтянуть марлей.

Для фиксации положения руки на нее кладут мешочек с песком или солью (массой 0,5 кг). Парализованную ногу сгибают на 15—20 градусов в колене, под которое подкладывают валик. Стопа упирается в деревянный ящик («сапожок»), обтянутый мягким материалом. Рекомендуется в сапожок вложить маленькую подушку для лучшей фиксации стопы. 

В положении на спине больной может находиться от 1,5 до 2 часов. Затем его следует повернуть на здоровый бок. При укладке больного на здоровом боку, в отличие от укладки на спине, парализованным конечностям придается сгибательная позиция. Больную руку сгибают в плечевом и локтевом суставах и подкладывают под нее подушку, а парализованную ногу сгибают в коленном и тазобедренном суставах и тоже кладут на подушку. Так же, как и в положении на спине, очень важно следить за правильным положением кисти и стопы. Пальцы руки должны быть разогнуты, кисть привязана к лангетке и лежит на подушке ладонью вниз. Стопа должна упираться в ящик. В положении лежа на здоровом боку больной может находиться от 30 до 50 минут. 

В течение первых дней после заболевания регулярно чередуют укладку паретичных конечностей в положении больного на спине и здоровом боку. Лечение положением не производится во время приема пищи, ночного сна, проведения других лечебных мероприятий. Укладка паретичных конечностей препятствует развитию мышечных контрактур, способствует снижению мышечного тонуса и предупреждает развитие болей в суставах (особенно в плечевом). Кроме того, смена положения больного в постели каждые 1—2 часа предупреждает развитие пролежней.

Пассивные движения и массаж

Одновременно с лечением положением начинают заниматься пассивной гимнастикой (движения в суставах паретичных конечностей, которые проводятся методистом ЛФК — лечебной физкультуры или лицом, его заменяющим). Пассивные движения осуществляются без активного мышечного содействия больного. Их выполняют осторожно, в медленном темпе. 

Пассивные движения проводят по возможности в полном объеме, изолированно в каждом суставе. Для этого занимающийся с больным одной рукой обхватывает паретичную конечность выше разрабатываемого сустава, а другой — ниже этого сустава. И разработку проводят в следующей последовательности: плечевой, локтевой, лучезапястный суставы и пальцы руки, тазобедренный, коленный, голеностопный суставы и пальцы стопы. Объем и темп движений постепенно увеличиваются, число их для каждого сустава может быть от 5 до 10. Пассивные движения в первые дни после инсульта рекомендуется проводить 2—3 раза в день для всех суставов конечностей. 

При выполнении движений большое значение имеет исходное положение отдельных частей конечностей.

Так, например, при пассивных движениях в плечевом суставе больного укладывают на здоровый бок, а больную руку сгибают в локте. Одной рукой фиксируют плечевой сустав больной руки, другой обхватывают согнутую в локтевом суставе руку и совершают круговые движения, надавливая в сторону плечевого сустава, как бы ввинчивая головку плечевой кости в суставную впадину. Отведение бедра полнее осуществляется при согнутом положении ноги (в тазобедренном и коленном суставах), так как при этом снижается напряжение мышц в приводящих мышцах бедра, противодействие этих мышц уменьшается. 

В эти же дни следует начать делать легкий массаж как здоровых, так и паретичных конечностей. Если при массаже здоровых конечностей можно использовать все многообразие массажных приемов, то при массаже паретичных конечностей нужно соблюдать большую осторожность. Дело в том, что чрезмерный массаж может привести к резкому повышению тонуса определенных мышечных групп, что нежелательно. Поэтому при массаже парализованных конечностей рекомендуется пользоваться следующими правилами. 

Массаж на руке следует начинать с плеча, а на ноге — с ягодиц и бедра (положение больного — лежа на спине или на здоровом боку). Затем переходят к массажу других участков конечностей. При массаже мышц, в которых тонус, как правило, повышен (большая грудная мышца, двуглавая мышца плеча, сгибатели кисти и пальцев, четырехглавая мышца бедра, трехглавая мышца голени), следует применять лишь легкое поглаживание. При этом темп массажных движений должен быть медленным. При массаже их антагонистов, в которых тонус обычно также повышен (разгибатели предплечья, кисти и пальцев, задняя бедренная группа, передняя большебер-цовая и длинная малоберцовая мышцы), все же можно использовать и другие массажные приемы: растирание и неглубокое разминание. Мышцы эти можно массировать сравнительно более энергично и в более быстром темпе.

Активная гимнастика

Пассивные движения и массаж являются подготовительными мероприятиями перед проведением активной гимнастики, которая играет важную роль для выработки изолированных движений в паретичных конечностях. 

Активную гимнастику начинают с упражнений для здоровых конечностей, чередуя их с гимнастикой для паретичных, а также с дыхательными упражнениями. Нагрузка на сердечно-сосудистую и дыхательную системы должна возрастать постепенно, так как иначе можно вызвать переутомление больного. Пульс рекомендуется контролировать после каждого упражнения, выполненного 1—5 раз. Упражнения следует разделять паузами для отдыха продолжительностью 1—2 минуты.  Начинают активную гимнастику с упражнений в изометрическом режиме. Изометрическое сокращение мышцы — это сокращение без укорочений, то есть без движения в суставах. При выполнении упражнений в этом режиме часто требуется оказывать помощь больному.

Чтобы добиться изометрического сокращения разгибателей кисти и пальцев, больного укладывают на спину, руку сгибают в локте и придают предплечью вертикальное положение. Затем следует разогнуть (выпрямить) кисть и пальцы (чтобы они с предплечьем составляли 180 градусов). Придерживая паретичную руку за предплечье, больного просят удержать кисть и пальцы в этом разогнутом положении. В том же исходном положении, но придерживая паретичную руку за кисть, больного просят удержать предплечье в заданном вертикальном положении.

Это упражнение направлено на тренировку сгибателей предплечья в изометрическом режиме. Для тренировки разгибателей предплечья паретичную руку больного разгибают в локте и поднимают вертикально вверх. Фиксируя плечо больного, просят удержать руку в поднятом положении. Для этого он должен напрячь разгибатели предплечья.

Изометрическое сокращение отводящих мышц плеча осуществляют в положении больного на здоровом боку. Паретичную руку поднимают вверх и сгибают в локте под углом 90 градусов. Поддерживая предплечье, просят больного удержать руку в таком положении.

Сгибатели бедра тренируют в изометрическом режиме в положении больного на спине. Паретичную ногу сгибают в колене, слегка придерживая ее за голень. И больного просят удержать ногу в таком положении, не давая ей разогнуться в колене. В том же исходном положении можно тренировать отводящие мышцы бедра. Слегка отведя согнутую в колене ногу в сторону, просят больного удержать ее в зафиксированном положении.

Упражнения эти составляют начальный комплекс активной гимнастики. В первые дни занятий их следует выполнять по 2—3 раза, постепенно доводя число упражнений до 5—10 раз. 

При появлении у больных самостоятельных изолированных движений приступают к их тренировке. С этой целью применяют облегченные упражнения, цель которых устранить нежелательное влияние силы тяжести. «Лучше всего их проводить с помощью различных подвесов, гамачков и блоков.  Облегченные упражнения не должны вызывать болевых ощущений. Выполняют их в медленном темпе, в доступном для больного объеме. В первую очередь проводят упражнения для мышц, тонус которых обычно не повышается. Так, например, поддерживая паретичную руку гамачком, предлагают больному совершать те активные движения, которые у него уже появились.

Это и отведение, и приведение плеча, сгибание и разгибание предплечья, разгибание кисти. Облегченное отведение и приведение бедра тренируют в положении больного на спине. А повернув больного на здоровый бок и поддерживая пораженную ногу, тренируют разгибание и сгибание голени. 

Когда со временем объем активных движений возрастет, следует добавить упражнения с легким дозированным сопротивлением. Осуществляется это так; например, при активном разгибании голени надо попытаться слегка препятствовать этому движению, нажимая сверху на голень и не давая ноге разгибаться в колене. Аналогично проводят упражнения с легким сопротивлением для остальных мышечных групп.

Нужно помнить, что упражнения с сопротивлением включаются в комплекс активной гимнастики только при появлении активных изолированных движений в достаточно большом объеме. 

Упражнения эти рекомендуются в основном для мышц, в которых тонус не повышается. Выполняющему их нужно особенно внимательно следить за дыханием. Больной не должен задерживать его. Упражнения с сопротивлением необходимо сочетать с пассивными упражнениями на расслабление.

Как обучить сидеть, стоять, ходить

Уже в первые дни после инсульта, при удовлетворительном общем состоянии, рекомендуется учить больного сидеть и стоять. Заранее необходимо подготовить косынку для фиксации руки, резиновую тягу для ноги, а также подобрать удобную обувь на низком широком каблуке, фиксирующую голеностопный сустав (например, штангетки, легкие мужские ботинки). 

Сажать больного в постели начинают, как только позволит его самочувствие и состояние сердечно-сосудистой системы. Сроки эти могут колебаться от 3—5 дней до 2—3 недель от начала заболевания и определяются лечащим врачом.

Вначале больной находится в положении полулежа в течение 3—5 минут. С этой целью под голову и спину ему подкладывают подушку. Постепенно таким путем в течение 2—3 дней больного переводят в полувертикальное положение, но сидеть с опущенными ногами разрешают примерно только на 4—5-й день занятий. При этом под спину больного подкладывают подушку, паретичную руку фиксируют косынкой, под ноги подставляют скамейку. Время сидения в постели с опущенными ногами следует постепенно увеличивать с 10—15 минут до 1—2 часов и больше в зависимости от самочувствия больного. 

Как только больной начинает сидеть в постели с опущенными ногами, в комплекс лечебной гимнастики включаются упражнения для укрепления мышц ног: с помощью качающегося валика, локтевого эспандера или резиновой «лягушки» для наполнения воздухом надувных матрацев, приспособленных для тренировки мышц голени и разработки движений в голеностопном суставе.

В это же время начинают применять упражнения для больной руки с различными предметами (в качестве которых можно использовать некоторые детские игрушки). Рекомендуется собирать и разбирать пирамиды, детские конструкторы, различные фигуры из кубиков. 

Важный этап — обучение стоянию и ходьбе. К нему подводят больного постепенно. Вначале выполняют подготовительные упражнения — пассивную и активную имитацию ходьбы в положении лежа.

Пассивная имитация ходьбы заключается в том, что занимающийся, обхватив руками лодыжки обеих ног больного, совершает попеременно их сгибание и разгибание в коленях, не отрывая стоп от простыни. Активная же имитация ходьбы выполняется самим больным, если у него сохранена подвижность паретичной ноги. Если ее нет, то занимающийся помогает «шагать» больному. Здоровую ногу последний разгибает и сгибает самостоятельно. 

По согласованию с лечащим врачом больного затем начинают учить стоять. Первый раз ему предлагают, держась здоровой рукой за прикроватную раму или спинку кровати, привстать. Занимающийся должен помогать больному, находясь со стороны паретичных конечностей. Больного следует поддерживать за талию, одновременно зафиксировав коленный сустав паретичной ноги в разогнутом состоянии. 

Стоять больной должен прямо, равномерно распределяя вес тела на больную и здоровую стороны. В самом начале обучения в положении стоя больной может находиться не более минуты. Постепенно время стояния на ногах увеличивают до 5—7 минут. После того как больной сможет уверенно, держась за спинку кровати, самостоятельно стоять на обеих ногах, переходят к обучению его попеременному переносу тяжести тела на здоровую и больную ногу. 

Для этого больному предлагают расставить ноги на ширине плеч и совершать легкое покачивание из стороны в сторону. При этом можно использовать резиновую «лягушку», на которую больной давит паретичной ногой: если нагрузка на больную ногу достаточно велика, то появится характерный звук выходящего воздуха. При выполнении этого упражнения больного необходимо поддерживать. 

Когда больной усвоит это упражнение, необходимо учить стоять его на одной ноге, вначале на здоровой. В этом случае паретичная нога находится в согнутом положении (с помощью занимающегося). Когда учат стоять на больной ноге, то вначале занимающийся должен фиксировать коленный сустав паретичной ноги в разогнутом состоянии под прямым углом. Лучше, если при этом будет присутствовать еще один человек, поддерживающий больного. 

При проведении данного упражнения необходимо, чтобы больной имел надежную опору: высокую спинку кровати, прикроватную раму, скобу, вбитую в стену. Для страховки или отдыха позади него должен находиться стул.  Научить больного стоять — важный и ответственный этап в лечении. Не торопитесь переходить к следующим упражнениям, пока больной не научится самостоятельно, без вашей помощи, уверенно чувствовать себя на ногах. Если вы поспешите, то следующий этап может неоправданно затянуться. 

Обучение передвижению следует начинать с упражнения «ходьба на месте». Затем больной должен учиться ходить вперед, назад, боком вдоль кровати или стола. Все это он должен делать, держась за прикроватную раму или за стол. В дальнейшем начинают обучать больного передвигаться и без помощи этих опор, но с поддержкой. 

В ходе восстановления в первое время больной при передвижении пользуется трех- или четырехопорным костылем, затем палкой. При обучении ходьбе следует обращать внимание на положение стопы, проверять устойчивость больного, следить, чтобы он достаточно сильно сгибал ногу в тазобедренном и коленном суставе, не заносил ее в сторону, не задевал носком пол и правильно ставил стопу.  Во время тренировки больную руку лучше фиксировать косынкой для предупреждения растяжения сумки плечевого сустава, а для устранения отвисания стопы используют приспособления, фиксирующие ее: резиновую тягу (соединяющую носок или ботинок с подвязкой, расположенной над коленкой) или ботинки с высоким жестким креплением.

Для закрепления навыка правильной постановки ноги желательно ходить по дорожке, на которую нанесены следы обучающих шагов. С той же целью используется и другой метод — преодоление препятствий высотой 5—15 см (например, дощечек, которые расставлены перед следами ног на той же дорожке). Следует постоянно корректировать положение стопы при упоре на пол всей подошвой, а также при переносе ноги. 

Когда больной начнет самостоятельно передвигаться по комнате, целью лечебной физкультуры будет укрепление мышц ног, необходимое для восстановления правильной походки. На следующем этапе больного учат ходить по лестнице, при этом надо быть особенно внимательным, страховать больного от падения. Так как при этих упражнениях больной затрачивает значительные усилия, необходимо время от времени делать паузы для отдыха в положении сидя и для выполнения дыхательных упражнений. 

Одновременно с упражнениями по восстановлению функций ноги проводятся упражнения для руки. Это уже упоминавшиеся упражнения с мелкими предметами — кубиками, пирамидами, пластилином, использование качающегося столика, пружинного микроэспандера в положении больного сидя за столом,  И без предметов. Вот одно из них: больного сажают пораженной стороной тела к столу, на стол кладут его вытянутую паретичную руку. Занимающийся берет кисть больного, фиксируя его плечо около локтевого сгиба. Затем, легко потряхивая, медленно сгибает руку в локте и разгибает. 

Рекомендуется и другое упражнение. Исходное положение: сесть лицом к столу, поставить ноги на ширину плеч, положить на стол согнутую в локте под прямым углом больную руку ладонью вниз (предплечье вдоль стола) с выпрямленными и разведенными пальцами. Занимающийся одной рукой прижимает кисть больного к столу, а другой поднимает локоть его руки вверх, легко потряхивая. 

Следующее упражнение способствует снижению тонуса в сгибателях предплечья, кисти и пальцев. Больного усаживают на стул так, чтобы кисть пораженной руки была подложена под больное бедро. Занимающийся, придерживая одной рукой плечо, другой обхватывает локоть больного и выпрямляет руку в локте, легко ее потряхивая. 

Для расслабления мышц применяют также различные висы и покачивания  конечностей. Например, больного сажают пораженной стороной тела к спинке стула и подкладывают в подмышечную область кисть здоровой руки. В итоге больная рука оказывается на весу и ее медленно раскачивают, постепенно увеличивая амплитуду. Такое же упражнение можно выполнять на кушетке: больной при этом лежит на спине, свесив вниз больную руку.  Для снижения мышечного тонуса в мышцах кисти рекомендуется растирать ее тыльную поверхность по направлению от кончиков пальцев к запястью.

Полезно также следующее упражнение. Занимающийся одной рукой обхватывает большой палец больного, а другой все остальные (сложенные вместе четыре пальца) и производит их максимальное разгибание, одновременно отводя и разгибая большой палец больного. В таком положений кисть следует удерживать в течение 1—3 минут, пока не обозначится расслабление мышц. 

Иногда у больного наблюдаются непроизвольные содружественные движения, то есть при сгибании ноги в колене одновременно сгибается рука в кисти и локте. Это же может наблюдаться при кашле, чихании. Устранению содружественных движений способствует ряд упражнений. 

Можно рекомендовать и следующие. Сесть лицом к столу, поставив ноги на ширину плеч. Положить на стол руки и прижать здоровой больную кисть. Медленно сгибать и разгибать ногу в колене (если это трудно делать, то следует помогать больной ноге при помощи здоровой), одновременно удерживая руку в разогнутом положении. Можно также сидя на стуле и вытянув вперед руки (паретичная снизу, здоровая сверху), положить их на трость, которая находится сбоку от больной ноги.

Необходимо удерживать руки разогнутыми при следующем движении ногами. Положить больную ногу на колено здоровой, вернуться в исходное положение, положить здоровую ногу на колено больной, вернуться в исходное положение. Помимо упражнений для паретичных конечностей, в комплекс лечебной гимнастики обязательно нужно включать упражнения для здоровых конечностей. Собственно, каждая процедура лечебной гимнастики с первых дней занятий должна начинаться с упражнений для здоровых конечностей. 

Следует также иметь в виду, что во всем восстановительном периоде, помимо активной гимнастики (облегченных тренировок с сопротивлением, упражнений на расслабление, на разрыв содружественных движений), продолжают применять и пассивные движения для суставов паретичных конечностей. 

Некоторые из них больные смогут выполнять самостоятельно. Например, для плечевого сустава — руки в замок, поднять их вверх (работает здоровая рука, больная пассивна), наклонить затем  их влево, вправо. Взять гимнастическую палку двумя руками, поднять вверх (работает здоровая рука, больная пассивна), опустить палку за голову. Пассивные движения для лучезапястного сустава также может проводить сам больной, помогая себе здоровой рукой — делая разгибание, сгибание, круговые вращения в одну и другую сторону. Пассивные движения для паретичной стопы можно совершать здоровой рукой, положив согнутую больную ногу на колено здоровой. 

При выполнении как активных, так и пассивных движений необходимо добиваться возможно большего объема движений. Упражнения эти следует выполнять ритмично, в спокойном темпе. Как уже отмечалось выше, все активные движения следует чередовать с упражнениями на расслабление.

В продолжении читайте:

lekmed.ru

Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку!

doctor.kz

для детей и взрослых » При заболеваниях нервной системы » Активная гимнастика в восстановительном периоде больных полиомиелитом

Активная гимнастика показана в восстановительном периоде, когда уже возможны активные движения. Следует учитывать, что пораженные мышцы быстро устают, и поэтому выполнять гимнастические упражнения необходимо в облегченных исходных положениях. Приступать к активной гимнастике можно лишь после того, как пассивные движения, осуществляемые в полном объеме, не вызывают спазма мышц, чаще это возможно на 3—4-й неделе от начала заболевания, а иногда и несколько раньше.

В процедурах лечебной гимнастики активные упражнения применяются не только с целью развития движений парализованными конечностями, но также для оздоровления и укрепления всего организма ребенка. В связи с этим каждая процедура лечебной гимнастики начинается с применения упражнений для здоровых мышечных групп и конечностей, затем постепенно вовлекаются пораженные конечности, которым создаются облегченные условия для выполнения движений. Этот метод «облегченной активной гимнастики» следует регулярно и длительно применять, пока упражняемые парализованные мышцы достаточно окрепнут.

Для укрепления ослабленной четырехглавой мышцы бедра, а также и других сгибателей и разгибателей ноги рекомендуется подвешивать ногу на полотенце (лямках, гамачках). В таком положении ослабленные мышцы разгружены от необходимости выполнять работу по преодолению веса ноги, и создаются облегченные условия для выполнения упражнения. Подобные облегченные положения применяются для упражнения мышц руки, например двуглавой. При висящей руке эта мышца не в состоянии произвести сгибание в локте, но стоит придать руке горизонтальное положение, и ослабленная мышца оказывается способной согнуть предплечье.

Чтобы создать наиболее благоприятные условия для облегченного выполнения активных движений, упражнения выполняют в теплой ванне или в бассейне. Этот вид лечебной гимнастики имеет важное практическое значение в восстановительном периоде болезни.

Большое значение в восстановительном периоде больных полиомиелитом имеет также развитие опорной функции. Соответствующие упражнения начинают выполнять в лежачем положении (упор стоп, полумост и др.), далее переходят к упражнениям на четвереньках, на коленях и, наконец, стоя с опорой о снаряды и с помощью медицинского персонала.

Больным детям с тяжелыми распространенными параличами нижних конечностей для развития способности стояния и ходьбы назначают ношение ортопедических аппаратов. Для этой цели целесообразнее применять беззамковый аппарат по Н. А. Шенку, создающий условия для активного участия мышц в ходьбе, а следовательно, и для их систематического упражнения.

Беззамковые аппараты применяются с большим эффектом в восстановительном периоде при отсутствии деформаций конечностей. Они показаны при односторонних поражениях нижних конечностей, а также и двусторонних, если сохранена функция мышц туловища и, хотя бы частично, ягодичные мышцы одной нижней конечности (Н. А. Шенк). При односторонних поражениях нижних конечностей обучение ходьбе занимает около месяца. Шаги пораженной ногой первое время делаются несколько меньше, а затем достигается равномерность шага. В процессе обучения используется дополнительная опора: две, одна палочка, поддержка персонала и др. В связи с увеличением объема ноги у детей беззамковые аппараты следует удлинять каждые 3—4 месяца.

В период лечения гимнастикой необходимо регулярно укреплять разгибатели корпуса, а также мышцы плечевого пояса и грудной клетки, чередуя гимнастические упражнения с дыхательными. Другими словами, необходимо шире применять корригирующие упражнения для позвоночника, способствующие развитию его статической и динамической выносливости.

Из большого и разнообразного арсенала физических упражнений, которым располагает лечебная физическая культура, наиболее специальными упражнениями, с помощью которых можно активно влиять на восстановление нарушенной функции опорно-двигательного аппарата, надо считать следующие.

Пассивные упражнения

  1. С ограниченной амплитудой.
  2. С полной амплитудой.

Активные упражнения

А. Упражнения с помощью:

1) здоровой симметричной конечности: а) без снарядов, б) со снарядами: гимнастической палки, мяча, вращающихся валиков, блоков и др.;

2) с помощью медицинского персонала: а) в обычных условиях, б) при осуществлении движений под водой.

Б. Упражнения, выполняемые в облегченных условиях:

1) осуществление движений в горизонтальной плоскости;

2) при поддержке конечности рукой, на лямке и др.;

3) при движении конечности по скользящей плоскости (стекло, плексиглас) в горизонтальном и наклонном направлении;

4) с применением некоторых снарядов и приспособлений: валиков, полуваликов, мяча и др.;

5) осуществление движений в воде (ванне — общей, частичной).

В. Упражнения активные, выполняемые самостоятельно:

1) в посылке импульсов к сокращению паретичных мышц;

2) для здоровых мышечных групп и симметричных здоровых конечностей;

3) элементарные, в облегченных исходных положениях с устремлением отягощения паретичной мускулатуры тяжестью конечности;

4) свободные, без силового напряжения: а) содружественные (одновременно с симметричной конечностью) и б) противосодружественные (изолированные для паретичных мышечных групп;

5) с возрастающим усилием, напряжением, сопротивлением;

6) дыхательные упражнения: а) без движения и б) с сопутствующим движением конечностей;

7) на развитие элементарной координации и равновесия с постепенным усложнением как без снарядов, так и со снарядами;

8) корригирующие на укрепление мышц корпуса, преимущественно разгибателей;

9) на развитие опорной функции: в положении лежа, стоя на четвереньках, коленях, сидя на наклонной плоскости с опорой ног, стоя на месте и в передвижении [по ровному месту с поддержкой, на костылях, с упором на козелки в беззамковых аппаратах по Н. А. Шенку, между брусьями, у шведской стенки, горизонтальной лестницы, по обычной лестнице, с преодолением элементарных препятствий и др.];

10) эмоционального содержания игрового характера: а) без снарядов, б) с мячами, игрушками и пр.;

11) движения трудового характера: рисование, лепка, вышивание, вязание, выпиливание, вырезывание, работа в саду и пр.

Каждая процедура лечебной гимнастики предусматривает воздействие физических упражнений на весь организм больного, чередование нагрузки на здоровые и измененные мышечные группы, постепенное увеличение нагрузки и усложнение упражнений. Процедура не должна резко утомлять больного, но допустимо ощущение легкой усталости. Продолжительность процедуры — от 15 до 30 минут.

Для занятий лечебной гимнастикой с детьми, перенесшими полиомиелит, помимо общепринятого оборудования, необходимо иметь параллельные брусья или перила с возможностью установки на разную высоту, лестницу с перилами, костыли и «ходилки» разных размеров, сандалии, трехколесные велосипеды, зеркало, надколенники и рукавицы для ползания и др.

Для обеспечения успеха лечебной гимнастики важное значение имеет настойчивость медицинского персонала в проведении упражнений и развитие воли больного ребенка к осуществлению активных движений.

www.fizkultura-vsem.ru

Пассивная и активная пальчиковая гимнастика

Мелкая моторика и речевое развитие малыша тесно взаимосвязаны. Чем раньше Вы начнёте заниматься с малышом упражнениями по развитию мелкой моторики, тем быстрее Ваш малыш заговорит.

Выполнение пальчиковых упражнений помогает не только в развитии пальцев малыша, но и активно стимулирует память, внимание, сосредоточенность карапуза.

В пальчиковые игры можно начинать  играть уже с младенчества. Вначале взрослый выполняет все движения за малыша. Затем, подрастая, карапуз начинает понимать смысл услышанного текста, пробует сам выполнять основные движения. Гимнастика для пальцев рук делится на активную и пассивную.

 

Пассивная гимнастика

Как уже говорилось выше, пассивную гимнастику можно начинать проводить уже с младенчества и до полутора-двух лет. Массаж не должен вызывать у малыша каких-либо неприятных ощущений.

Также пассивная гимнастика подходит для детей и постарше, у которых отмечается низкий уровень развития движения пальцев. 

"Гладим ладошки"

«Гладим ладошки»

При поглаживании кисть мамы без напряжения с выпрямленными и сомкнутыми между собой прямыми пальцами (т.е. лежащие в одной плоскости) делает движения в различных направлениях:

 Лучше всего при выполнении массажа начинать с этого упражнения и им же и заканчивать.Поглаживание ладоней ребёнка выполняют медленно, плавно.

   
"Гладим пальчики"

«Гладим пальчики»

В данном случае мы поглаживаем каждый пальчик ребёнка (рука малыша лежит, ладонью вверх, на ладони мамы).

 

 

"Сгибаем пальчики"

«Сгибаем пальчики»

Последовательно сгибаем и разгибаем каждый пальчик малыша.

 

 

"Массажируем пальчики"

«Массажируем пальчики»

Делаем круговые массирующие движения своим указательным и большим пальцами с каждым пальчиком малыша.

 

 

"Массажируем подушечки пальчиков"

«Массажируем подушечки пальчиков»

Нажимаем на каждую подушечку пальчика малыша своим указательным или большим пальцем.

 

 

«Растираем ручку»

«Растираем ручку»

Растирание выполняется кончиками пальцев. Сила давления пальцев мамы на пальчики малыша  должна быть лёгкая. Рука при этом не скользит по коже, а сдвигает её.

 

 

«Вибрация»

«Вибрация»

Это нанесение последовательных ударов кончиками полусогнутых пальцев.Можно использовать и вибромассажёр для малышей.

 

 

"Массаж"

«Массаж»

При выполнении данного массажа взрослому лучше одной рукой удерживать руку ребенка, а второй – массажировать его.Длительность массажа – 3 – 5 минут.Выполнять его лучше всего ежедневно по несколько раз.

В процессе выполнения пассивной гимнастики можно включать малышу спокойную, классическую музыку.

 

Активная гимнастика

 

При активной гимнастике малыш должен сам выполнять движения пальчиками, рукой. Вначале взрослый помогает малышу. В дальнейшем ребёнок учится уже самостоятельно выполнять задания. Упражнения по развитию активной гимнастики разнообразны.

Ознакомиться с ними Вы можете в статье «Немного о пальчиковой гимнастике для детей раннего возраста» на нашем сайте.

Заказ комплекта картинок по теме "Пассивная пальчиковая гимнастика" (7 картинок с упражнениями)

Понравилась статья? Расскажите своим друзьям и знакомым!

 

www.sovenok-baby.ru

Тибетская гормональная гимнастика для активного долгожительства

Эта тибетская гимнастика, с широчайшим спектром целительного воздействия на гормональную систему и организм человека в целом, пришла на портал волшебно-чудесным образом. Началось с того, что мой друг прислал мне ссылку на ролик о "чудодейственной тибетской гимнастике".Показать полностью.. Включившись в просмотр ролика и увидев светлый облик целительницы, у которой брали интервью о гимнастике, сразу почувствовала: "Это - настоящее". И на следующий же день начала осваивать. Через некоторое время, разослав ссылку близким друзьям, решила послать ее одному новому другу. И каково было наше общее удивление, когда выяснилось, что этому другу тоже пришла по почте информация об этой гимнастике, только мне пришел ролик, а ему - текст упражнений. Сложив обе половинки монеты, получили целостную картину. Вот ее сейчас мы и предлагаем вашему вниманию.

Это удивительно простая гормональная гимнастика, которая широко практикуется монахами на протяжении сотен лет в одном из монастырей Тибета. Гимнастика проводится каждый день: каждое утро, как только вы проснулись. Упражнения занимают всего от 5 до 15 минут, в зависимости от степени освоения упражнений, и позволяют поддерживать нормальное функционирование организма и всех гормональных органов в течение суток. Практически применение данной гимнастики увеличивает продолжительность жизни в среднем на 25–30 лет. Приступая к гимнастике, вы одновременно должны понимать, что она несочетаема с употреблением спиртных напитков, курением табака, не говоря уже о наркотиках. Эта гимнастика как будто бы сама переводит вас на рельсы здоровой жизни в ритме с Вселенной, ибо ее надо успеть выполнить до 6 утра.

В процессе выполнения гимнастики через некоторое время могут возникнуть те или иные болевые синдромы в разных "критических" местах вашего тела. Пугаться не стоит: это будут уходить хронические болезни. Примерно через 6 месяцев ежедневных упражнений вас покинут практически все или все хронические болезни, в зависимости от состояния вашего организма на момент начала упражнений. Немаловажное значение имеет ваше внутреннее состояние: отношение к людям и миру, а также вашей жизненной позиции. У того, кто оптимистично настроен и верит сильнее, и результаты наступят значительно быстрее.Но в любом случае практически через полтора года выполнения упражнений все хронические болезни покинут вас точно, главное — это неуклонная воля ежедневного выполнения.

Упражнение №1.Исходное положение – лёжа на спине. Поднять руки над собой, сложив ладонями навстречу, друг к другу.Выполнить 6 – 10 коротких растираний надавливанием подушечек ладоней друг об друга. Заодно при этом проводите диагностику своего организма – если между ладонями после растирания сухо и горячо, то это говорит, что с организмом все в порядке. Если тепло и вы не можете разогреть нижнюю часть ладошек до горячности, это указывает на то, что ваше биополе снижено в два раза. Если вообще нет никого тепла и ладошки даже влажные, то это указывает на то, что у вас развиваются серьёзные сосудистые проблемы. И эти гормональные упражнения как раз направлены, в том числе, и для лечения сосудистых заболеваний. Какие бы ладони не были после диагностики, нужно продолжать гимнастику.

Упражнение №2.Исходное положение – лёжа на спине, горячие места ладошек, подушечки кладем на закрытые глаза (глазные яблоки).Не отрывая рук, слегка выполняем надавливание на глаза. Одно надавливание и отпускание надавливания – один цикл, одна секунда, всего надо выполнить 30 надавливаний. Всего затрачивается на упражнение примерно 30 секунд. При этом нужно обязательно считать до 30. Если у вас проблемы есть с глазами, то оставляете ладони на глазах, не отрываясь, в слегка нажатом состоянии еще на 1-2 минуты. Данное упражнение улучшает и восстанавливает зрение. В этот момент идёт энергетическое питание глазного яблока и всех рецепторов. Зрение будет улучшаться постепенно. Выше упомянутый инженер, в возрасте 84 года, не пользуется очками. Кроме того, в настоящее время у него практически нет седых волос, хотя в возрасте 58 лет, когда он получил в дар эту гимнастику, он был полностью седым.

Упражнение №3.Исходное положение – лёжа на спине, ладошки переносим на свои ушки.Начинаем ритмично надавливать, не отрывая ладони, на уши. Надавливаем 30 раз, 30 движений – 30 секунд, при этом так же считаем.

Упражнение №4.Исходное положение – лёжа на спине, располагаем руки пред лицом, складываем-зажимаем не полностью четыре пальца в кулачки, а большие пальцы в свободном состоянии оттопырены вверх. Далее большие пальцы располагаем за ушами, снизу уха, остальные пальцы в кулачке сжаты, пальцами касаемся своего лица.Плавно касаясь пальцами своего лица, опускаем свои руки до подбородка, не отрывая при этом пальцы от лица. После этого сжатыми пальцами начинаем плавную подтяжку кожи лица от подбородка до ушей, не отрывая пальцы от лица. Подтягиваем плавно кожу лица, перемещая руки от подбородка по одной линии до ушей. Большие пальцы доходят до исходного положения за ушами (руки вниз от ушей до подбородка и руки вверх от подбородка до ушей по одной линии — один цикл, всего выполнить 30 циклов).

Упражнение №5.Исходное положение – лёжа на спине, кладём правую ладонь на лоб, а левую сверху прижимаем к правой.Выполняем перемещение ладоней, касаясь лба, от виска к виску (от левого к правому, от правого к левому – один цикл, всего выполнить 30 циклов), т. е. всего 30 секунд, 30 циклов движений.

Упражнение №6.Исходное положение – лёжа на спине, правую ладонь располагаем над макушкой головы, на расстоянии 4-5 см от головы, левую ладонь сверху прижимаем к правой руке.Выполняем полет рук над головой – аркой рук. (Полет-перемещение рук от лба до затылка и от затылка до лба – один цикл, всего 30 циклов), т. е. всего 30 секунд, 30 циклов движений.

Упражнение №7. Исходное положение – лёжа на спине, правую ладонь располагаем над макушкой головы, на расстоянии 4-5 см от головы, левую ладонь сверху прижимаем к правой руке.Выполняем полет рук над головой аркой рук (полет-перемещение рук от левого уха к правому, от правого к левому уху – один цикл, всего 30 циклов), т. е. всего 30 секунд, 30 циклов движений.

Упражнение №8.Исходное положение – лёжа на спине, кладём правую ладонь на щитовидку, левую ладонь сверху прижимаем к правой руке.Выполняем перемещение левой руки по воздуху вдоль тела от щитовидки до пупка и обратно к правой руке – один цикл, всего 30 циклов, 30 перемещений левой руки к пупку и обратно. На тридцатый раз обе руки, прижатые друг к другу, прижимая к телу, сползают на живот.

Упражнение №9.Исходное положение – лёжа на спине, кладём правую ладонь на живот, левую ладонь сверху прижимаем к правой руке.Выполняем круговые движения по часовой стрелке по животу, слегка надавливая ладонями на живот. Один оборот один цикл, всего 30 циклов, 30 оборотов, 30 секунд.

Упражнение №10.Исходное положение – лёжа на спине, руки поднимаем кверху.Выполняем 5-6 круговых движений кистями рук по часовой стрелке и 5-6 круговых движений против часовой стрелки. Далее, не опуская рук, надо слегка и мелко потрясти кистями рук в течение 4-5 секунд.

Упражнение №11.Исходное положение – лёжа на спине, ноги поднимаем кверху.Выполняем 5-6 круговых движений голеностопными суставами по часовой стрелке и 5-6 круговых движений против часовой стрелки. Далее, не опуская ног, слегка и мелко потрясти голеностопными суставами в течение 4-5 секунд.

Упражнение №12.Исходное положение – сидя на полу.Выполняем растирание стоп, можно по отдельности, можно и одновременно двумя руками — как будет удобнее. Если стопы будут сухие, то можно смазать стопы растительным маслом, предпочтительнее оливковым. Если при растирании стоп почувствуете боль, то лучше это место тщательно помассировать.

Упражнение №13.Исходное положение – сидя на полу.Выполняем плавное лёгкое массирование-растирание-поглаживание голеней ног движением рук с внешней стороны снизу вверх. Затем по часовой стрелке легко массируем колени. После этого выполняем лёгкое массирование-растирание-поглаживание бёдер движением с внешней стороны вовнутрь.

После завершения упражнений организм полностью пробужден, в теле ощущаются не только повышение сил и общего тонуса, но также какая-то юная, как в детстве, радость жизни и энергичная готовность к новому дню.После гимнастики очень хорошо выпить стакан тепло-горячей воды: это поможет активнее запустить вашу лимфатическую систему и омоет стенки пищеварительного тракта.Не забудьте поблагодарить Высшее за Дар Милости, который вы получили в виде этой гимнастики!

niipl.org

Созвездие » Активная гимнастика после инсульта

Пассивные движения и массаж являются подготовительными мероприятиями перед проведением активной гимнастики, которая играет важную роль для выработки изолированных движений в паретичных конечностях.Активную гимнастику начинают с упражнений для здоровых конечностей, чередуя их с гимнастикой для паретичных, а также с дыхательными упражнениями. Нагрузка на сердечно-сосудистую и дыхательную системы должна возрастать постепенно, так как иначе можно вызвать переутомление больного. Пульс рекомендуется контролировать после каждого упражнения, выполненного 1—5 раз. Упражнения следует разделять паузами для отдыха продолжительностью 1—2 минуты.Начинают активную гимнастику с упражнений в изометрическом режиме. Изометрическое сокращение мышцы — это сокращение без укорочений, то есть без движения в суставах. При выполнении упражнений в этом режиме часто требуется оказывать помощь больному.

активная гимнастика после инсульта

Чтобы добиться изометрического сокращения разгибателей кисти и пальцев, больного укладывают на спину, руку сгибают в локте и придают предплечью вертикальное положение. Затем следует разогнуть (выпрямить) кисть и пальцы (чтобы они с предплечьем составляли 180 градусов). Придерживая паретичную руку за предплечье, больного просят удержать кисть и пальцы в этом разогнутом положении. В том же исходном положении, но придерживая паретичную руку за кисть, больного просят удержать предплечье в заданном вертикальном положении.

активная гимнастика после инсульта

Это упражнение направлено на тренировку сгибателей предплечья в изометрическом режиме. Для тренировки разгибателей предплечья паретичную руку больного разгибают в локте и поднимают вертикально вверх. Фиксируя плечо больного, просят удержать руку в поднятом положении. Для этого он должен напрячь разгибатели предплечья.

активная гимнастика после инсульта

Изометрическое сокращение отводящих мышц плеча осуществляют в положении больного на здоровом боку. Паретичную руку поднимают вверх и сгибают в локте под углом 90 градусов. Поддерживая предплечье, просят больного удержать руку в таком положении.

активная гимнастика после инсульта

Сгибатели бедра тренируют в изометрическом режиме в положении больного на спине. Паретичную ногу сгибают в колене, слегка придерживая ее за голень. И больного просят удержать ногу в таком положении, не давая ей разогнуться в колене. В том же исходном положении можно тренировать отводящие мышцы бедра. Слегка отведя согнутую в колене ногу в сторону, просят больного удержать ее в зафиксированном положении.

упражнение после инсульта

Упражнения эти составляют начальный комплекс активной гимнастики. В первые дни занятий их следует выполнять по 2—3 раза, постепенно доводя число упражнений до 5—10 раз.При появлении у больных самостоятельных изолированных движений приступают к их тренировке. С этой целью применяют облегченные упражнения, цель которых устранить нежелательное влияние силы тяжести. «Лучше всего их проводить с помощью различных подвесов, гамачков и блоков.Облегченные упражнения не должны вызывать болевых ощущений. Выполняют их в медленном темпе, в доступном для больного объеме. В первую очередь проводят упражнения для мышц, тонус которых обычно не повышается. Так, например, поддерживая паретичную руку гамачком, предлагают больному совершать те активные движения, которые у него уже появились.

упражнение после инсульта

Это и отведение, и приведение плеча, сгибание и разгибание предплечья, разгибание кисти. Облегченное отведение и приведение бедра тренируют в положении больного на спине. А повернув больного на здоровый бок и поддерживая пораженную ногу, тренируют разгибание и сгибание голени.Когда со временем объем активных движений возрастет, следует добавить упражнения с легким дозированным сопротивлением. Осуществляется это так; например, при активном разгибании голени надо попытаться слегка препятствовать этому движению, нажимая сверху на голень и не давая ноге разгибаться в колене. Аналогично проводят упражнения с легким сопротивлением для остальных мышечных групп.активная гимнастика после инсульта

Нужно помнить, что упражнения с сопротивлением включаются в комплекс активной гимнастики только при появлении активных изолированных движений в достаточно большом объеме.Упражнения эти рекомендуются в основном для мышц, в которых тонус не повышается. Выполняющему их нужно особенно внимательно следить за дыханием. Больной не должен задерживать его. Упражнения с сопротивлением необходимо сочетать с пассивными упражнениями на расслабление.

инфо

www.sozvezdie.rnd-sale.ru


Смотрите также