Блыскина и. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж:. Гимнастика ауглина


Массаж профессора Ауглина Современный детский психолог из Швейцарии, Фритц Р.Ауглин, разработал и применил на практике специальный массаж, положительные результаты которого, по мнению автора, являются следствием влияния внешних импульсов на кору головно

Массаж профессора Ауглина Современный детский психолог из Швейцарии, Фритц Р.Ауглин, разработал и применил на практике специальный массаж, положительные результаты которого, по мнению автора, являются следствием влияния внешних импульсов на кору головного мозга. Существует еще одно название данного вида массажа — интеллектуальный массаж. Этот массаж рекомендован детям с самого рождения. Пока ребенок мал, делать ему такой массаж может, играя и приговаривая, мама. По мере взросления малыша нужно постепенно учить его самостоятельно выполнять следующие упражнения:

1 . Взяться за мочки ушных раковин, оттянуть их вниз.

Взявшись за верхушки ушей, оттянуть их вверх.

Взявшись за середину (не за мочки) ушей, оттянуть их вперед, затем назад и в стороны.

2. Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги (массировать круговыми движениями) по контуру щек.(от глазницы до ушей опускаясь к нижней челюсти и подниматься обратно через углы рта к крыльям носа и выше вдоль носа до глазницы).

3.Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза должны быть открыты). Движения пальцев следуют от медиальных концов бровей по глазнице до внутренних углов глаз.

4. Указательными и средними пальцами рук «рисовать» круги по контуру лба и на подбородке. Движения следует выполнять обеими руками одновременно, но в противоположном направлении (т.е. Правая рука массирует лоб по часовой стрелке, а левая рука в этот момент выполняет массирующие движения на подбородке против часовой стрелки).

5. Подушечками указательных пальцев обеих рук сильно нажимать на следующие точки на каждую по очереди по 10 раз, точки парные находятся симметрично относительно переносицы:

- точка 1 находится на переносице, на уровне внутренних углав глаз;

- точка 2 - на середине носовой кости;

- точка 3 - у края носовой кости (над крыльями носа)

- точка 4 - поставит указательные пальцы на кончик носа и спускаться вниз по крыльям носа попадете в точку.

Чтобы сила надавливания на точку была достаточной, локти следует развести в в стороны, руки - параллельно полу.

Каждое упражнение проводится по 10 раз. Предпочтительнее в утренние часы. Количество дней не ограничено.

Противопоказания как для любого массажа:

- Гнойничковые и грибковые заболевания кожи у выполняемого или ребенка

- гематомы на массируемом участке тела

- активная форма туберкулеза

- болезни крови и капилляров

- тромбоз сосудов

- острая крапивница, отек Квинке в анамнезе

- онкологические заболевания

- инфекционные ран

- фурункулез

- ОРЗ

- гиперчувствительность

- эпилепсия

- если ребенок недавно перенес ангину, массаж противопоказан после полного выздоровления еще на протяжении 10 дней.

Логопедический массаж.

Все органы, ткани и функционирующие системы организма человека, находясь в неразрывных взаимосвязях, представляют собой единое целое. В связи с этим ни одна проблема, в том числе и касающаяся речи, не может быть рассмотрена как процесс локальный. Устраняя с помощью массажа произошедшие изменения, можно содействовать ликвидации первичного патологического процесса и восстановлению нормального состояния организма.

Показания к проведению логопедического массажа.

Массаж показан детям с расстройствами речи. Тем же, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима. Поэтому если вашему ребенку ставят один из диагнозов: задержка речевого развития, дислалия, дизартрия, задержка психического развития, то в данных случаях можно воспользоваться данным методом коррекции.

Противопоказания к проведению логопедического массажа.

• Гнойничковые и грибковые заболевания кожи у логопеда или ребенка

• гематомы на массируемом участке тела

• активная форма туберкулеза

• болезни крови и капилляров

• тромбоз сосудов

• острая крапивница, отек Квинке в анамнезе

• онкологические заболевания

• инфекционные раны

• фурункулез

• ОРЗ

• гиперчувствительность

• эпилепсия

• если ребенок недавно перенес ангину, массаж противопоказан после полного выздоровления еще на протяжении 10 дней.

Условия проведения логопедического массажа.

Массаж можно начинать проводить с двух месячного возраста. Массаж волосистой части головы выполняют только с полутора лет. В период пубертатна (полового созревания) массаж не рекомендуется выполнять, так как может произойти вспышка половой функции. Массаж проводится чистыми руками логопеда на чистой коже ребенка. Температура в помещении должна быть не ниже 22 градусов (при более низкой температуре мышцы ребенка не расслабятся, и, естественно, максимального эффекта от воздействия не будет). При массировании детей не рекомендуется использование таких средств как: крем, масло, мазь, вазелин, поскольку при воздействии на кожу открываются и очищаются поры, а применение перечисленных средств может привести к закупорки пор, воспалению фурункулезу.

Сеанс массажа - это процедура, выполняемая один раз в день. Рекомендуется проводить в утренние часы во избежание перевозбуждения.

Курс массажа - это количество сеансов, проводимых в течение определенного количества дней. Логопедический массаж проводят курсами, содержащими от 10 до 20 сеансов, оптимально 10 - 12 или 15. Продолжительность сеанса и самого курса массажа зависит от тяжести речевой патологии: чем поверхностное нарушение, тем короче курс массажа и меньше их требуется для наиболее полной коррекции. Иногда возникает необходимость проводить логопедический массаж курсами в течение нескольких лет. Между первым и вторым курсами рекомендуется интервал три месяца, в дальнейшем, возможно, проводить повторные курсы массажа ежемесячно.

Основы методики массажа.

Массаж улучшает кровоснабжение, способствует расслаблению - возвращает человеку уравновешенность и хорошее самочувствие. Уже этим создаются важные предпосылки для восстановления нарушенных функций в организме.

Начинать воздействовать массажем на ребенка можно уже с 2-месячного возраста, что будет препятствовать развитию в его организме нарушений, в том числе и речевых.

Проекции зон и точек на кистях, стопах, ушных раковинах, носу, языке, волосистой части головы, согласно зональной терапии, взаимосвязаны с внутренними органами посредством их общей проекции на уровне корковых зон. Кисти, стопы, ушные раковины и так далее представляют собой уменьшенное отображение всего тела человека.

Зоны на кисти руки

Зона позвоночника - с внешней стороны большого пальца.

Зона шейного отдела охватывает пределы от первого до второго

сустава большого пальца.

Зона грудного отдела - от второго сустава и до основания большого пальца.

Зона поясничного отдела находится в области запястья.

Зона верхних лимфатических путей - между пальцами обеих рук, на складках кожи. Причиняющий небольшую боль массаж этих зон служит стимуляцией функции очистки лимфатической системы, активизирует иммунную систему, прежде всего области шеи, плеч и верхней части груди.

Зоны области головы - на кончиках пальцев обеих рук. Он помогает устранить невнимание и нервозность.

Зоны на стопах.

Зона позвоночника расположена на обеих ступнях.

Зона шейного отдела начинается от первого сустава большого пальца, и далее изгибы этой линии повторяют изгибы всех отделов позвоночника.

Зона задней части головы - на подушечках больших пальцев, зона лицевой части - на внешней стороне пальцев, зона гипофиза - в центре подушечки большого пальца. При расстройстве внимания рекомендуется продолжительный активизирующий массаж зоны гипофиза.

Зона затылка - на подошве стопы вокруг проксимального сустава большого пальца. При напряжении затылка и плеч эти зоны следует регулярно массировать.

Зоны плечевого пояса следуют вдоль линии проксимального суставов пальцев на подошве и на наружной стороне стопы. Массаж зон плечевого пояса оказывает выраженное расслабляющее и успокаивающее действие.

Зоны верхних лимфатических путей - между пальцами обеих ног, на складках кожи. Массаж этих зон особенно эффективен для снятия головной боли.

Зоны диафрагмы и солнечного сплетения - на поперечном своде стопы каждой ноги. Прямо в центре свода стопы находится зона солнечного сплетения. Массирование этих зон способствуют восстановлению вегетативного равновесия человека, снятию у него напряжения.

Массаж ушной раковины.

Большинство ученых представляют ушную раковину как эмбрион человека в перевернутом виде (мочка уха соответствует голове, по мере продвижения к верхушке уха расположены зоны, представляющие туловище, его органы и конечности). Данный вид массажа очень действен, так как при этом идет непосредственно в ствол головного мозга и далее в его кору, минуя сегментарный аппарат спинного мозга. Он показан детям практически от рождения, так как помогает лучше работать всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает память.

Массаж волосистой части головы.

Массаж волосистой части головы стимулирует крово- и лимфоток, в связи с чем улучшаются регенерационная работа нервов, обменных процессов, а следовательно, память и мыслительная деятельность человека. (Как побочный эффект - начинают интенсивнее расти волосы, улучшается их структура.) показан детям с полутора лет.

Массаж шеи, лица и языка выполняется учетом состояния тонуса мышц.

infourok.ru

Логопедический массаж и гимнастика, эффективные методы коррекционной работы

Все мы в процессе своей педагогической деятельности периодически (к сожалению, в последние годы всё чаще) сталкиваемся с детьми, которых даже родители называют невнимательными, неорганизованными, неспособными сосредоточиться и верно выполнить предложенную учебную работу. Такие дети плохо читают, медленно и «коряво» пишут, делая большое количество нелепых ошибок, испытывают трудности в решении математических задач. Далеко не всегда это связано с тем, что ребёнок не старается хорошо учиться и быть успешным. Причины многих проблем учебной деятельности связаны с недостаточно сформированным межполушарным взаимодействием.

Как известно, правое и левое полушария головного мозга постигают внешний мир по-своему. Правое полушарие, осуществляя чувственное восприятие, даёт необходимые образы для последующего абстрактно-логического анализа левому полушарию. В нём определяются сходство и различие между предметами, явлениями, обрабатывается речевая информация.

Правое и левое полушария связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приёмом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, поступающей из противоположной половины тела. Такое разделение функций обеспечивает взаимодополняемость в работе полушарий. Полный анализ и синтез любой информации, построение ответа или вывода осуществляется при их тесном сотрудничестве. Практически в каждом виде учебной деятельности выделяют компоненты работы как правого, так и левого полушария. Развитие межполушарного взаимодействия - основа интеллектуального развития ребёнка. Его несформированность - основная причина трудностей в учёбе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией, акалькулией.

Что собой представляет, например, процесс письма? Сначала мы вычленяем звук из потока речи, сравниваем его с другими; потом представляем, какой буквой этот звук обозначается, как она выглядит и располагается в пространстве. Затем это представление реализуем в моторике, т.е. букву пишем. Да еще вспоминаем при этом, под какое правило эта буква или это слово подпадает.

Для того, чтобы помощь слабоуспевающим детям была эффективной, необходимо как можно раньше выявить их зону трудностей. Коррекция межполушарного взаимодействия, необходимая для интеллектуального развития каждого ребёнка, а особенно для детей с левшеством или элементами левшества, включает в себя формирование или совершенствование фонематического слуха, зрительного анализа, артикуляции, мелкой моторики, пространственной, временной и количественной ориентации, слухоречевой и зрительной памяти, внимания, образного восприятия.

Т.к. невозможно в одном выступлении рассказать обо всех методах и приёмах коррекционной работы, я решила остановиться на самых, так сказать, нетрадиционных и, к сожалению, редко применяемых. Это двигательные упражнения и логопедический массаж. На необходимость использования этих методов указывают многие нейрофизиологи, психологи, логопеды. В последние годы даже пресса уделяет этому компоненту работы с неуспевающими детьми большое внимание. В журналах «Логопед», «Начальная школа», в газетах «Первое сентября» и «Комсомольская правда» появляются статьи с выразительными заголовками: «Коррекционные возможности массажа», «Чем больше умеют руки, тем лучше подвешен язык», «От двоек поможет... массаж», «Массаж для гениев».

Ошибаются те, кто считает, что действие логопедического массажа сводится лишь к механическому влиянию на определённые участки тела. Логопедический массаж стимулирует организм в целом, усиливает обменные процессы, облегчает продвижение крови по капиллярам, ускоряет венозный отток. Показаний для проведения логопедического массажа, массажа лицевой мускулатуры и кистей рук - масса. Не буду тратить время на их перечисление. Напомню основные приёмы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация.

Поглаживание улучшает кожное дыхание, повышает кожно-мышечный тонус, сократительную функцию мышц. Существует прямолинейное, спиралевидное и комбинированное поглаживание. Именно им начинают и заканчивают логопедический массаж.

Растирание усиливает кровообращение, происходит даже местное повышение температуры на 1-2 градуса. Существует прямолинейное, кругообразное растирание и растирание «щипками».

Разминание - это пассивная гимнастика для мышц. Проводят разминание подушечками большого и указательного пальцев.

Вибрация делается кончиками пальцев с максимальной частотой. Вибрация стимулирует рефлексы, восстанавливает угасшие рефлексы, производит обезболивающий эффект.

Логопедический массаж может быть расслабляющим (при гипертонусе мышц) или стимулирующим (при их слабости). В логопедической практике часто применяется массаж языка, нёба, губ. Швейцарский детский психолог профессор Фритц Р. Ауглин отмечает: « Наши исследования и тесты показали, что массаж ушей, надбровий и носа увеличивает у ребёнка возможности абстрактного мышления, вызывает двукратное улучшение памяти и способности мозга сопоставлять факты, что и называется интеллектом».

В лаборатории доктора Ауглина в Люцерне 100 детей в возрасте от 7 до 15 лет в течение 8 месяцев каждый день делали себе логопедический массаж ушей, надбровий и носа под наблюдением учёных. Уже после 3-х недель таких упражнений у 98% детей повысилась активность мозга.

Участвовавший в эксперименте 11 -летний мальчик рассказал корреспондентам, что выполнение этих упражнений в течение 10 минут перед завтраком вошло у него в привычку. Начинает он с ушей. Сначала оттягивает их вперёд, затем назад, медленно считая до 10. 3 раза это упражнение выполняется с открытыми глазами, 3 раза с закрытыми. Затем в течение 1 минуты мальчик массирует щёки круговыми движениями. Далее он двумя пальцами «рисует» круги на подбородке и лбу, считая до 13.

Затем в течение 1 мин массируются верхние и нижние веки, не закрывая глаз. После этого проводится логопедический массаж носа подушечками указательных пальцев путём нажимания на кожу от основания носа до ноздрей. Повторяется 20 раз. Последнее упражнение - движения челюстями: мальчик открывает рот и нижней челюстью делает энергичные движения сначала слева направо, потом наоборот. Всего 10 раз.

Профессор Ауглин не может объяснить точно, почему логопедический массаж лица даёт такой эффект, но предполагает, что всё дело во влиянии внешних импульсов на кору головного мозга.



Хочется остановиться на приёмах самомассажа и гимнастики для формирования двигательного навыка письма, которые полезны при несформированности зрительно-двигательных координаций, нестабильности графических форм (по высоте, ширине, наклону), отсутствии связных движений при письме, небрежном почерке, медленном темпе письма, треморе или сильном напряжении руки при письме. Думаю, часть из них можно выполнять с детьми на уроке, особенно перед объёмными и ответственными письменными работами. Эти упражнения будут полезны и преподавателям для повышения общего тонуса организма, укрепления мышц кисти, профилактики писчего спазма.

Комплекс логопедических упражнений для рук.

Упражнение 1. Возьмите ручку обычной толщины. Рука в рабочей позе для письма, ребром касается поверхности стола. Слегка придерживая ручку большим, указательным и средним пальцами (как при письме), одновременно сгибать, затем разгибать их. Делать упражнение ритмично, не отрывая ребра ладони от стола. Важно: работают только пальцы, напряжение не должно иррадировать вверх по руке.

Упражнение 2. Рука с ручкой в исходном положении на столе. Пальцами перебирать ручку от верхнего конца к нижнему и обратно. Во избежание повышения тонуса в руке делать паузы, расслабляя мышцы.

Упражнение 3. Потереть ладони друг о друга до ощущения тепла.

Упражнение 4. Подушечки 4-х пальцев правой руки установить у основания пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. «Пунктирными» движениями продвигаться к лучезапястному суставу. Проделать то же для другой руки.

Упражнение 5. Кисть и предплечье левой руки расположить на столе. Ребром ладони правой руки имитируем «пиление». То же для другой руки.

Упражнение 6. Растереть пальцы левой руки, поочерёдно зажимая их между указательным и средним пальцами правой. Повторить для другой руки.

Упражнение 7. Подушечку большого пальца правой руки положить на тыльную сторону фаланги большого пальца левой руки. Остальные 4 пальца правой руки охватывают палец снизу. Массировать спиралевидными движениями. Повторить для каждого пальца. Поменять руки.

Упражнение 8. Большим и указательным пальцами правой руки поочерёдно нажимаем 3-4 раза на ногтевые фаланги пальцев левой. Повторить для другой руки.

Упражнение 9. Руки упираются локтями в стол, ладони прямые. Согнуть пальцы, прикоснувшись подушечками к основаниям 3-х фаланг, затем к основаниям ладоней.

Упражнение 10. Руки упираются локтями в стол, пальцы « растопырены». Соединять одновременно указательный палец со средним, а безымянный с мизинцем («птичья лапка»).

Упражнение 11. Локти упираются в стол, ладони прямые. Пальцы каждой руки поочерёдно сгибать, стараясь, чтобы остальные в этот момент оставались прямыми. Закончить комплекс необходимо поглаживанием рук (движения имитируют намыливание ладоней при мытье рук). «Стряхните» воображаемую воду с пальцев.

Материалы по теме: "Логопедический массаж"

logoped18.ru

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПРОФЕССОРА АУГЛИНА

«ОТ ДВИЖЕНИЯ К МЫШЛЕНИЮ»

«ОТ ДВИЖЕНИЯ К МЫШЛЕНИЮ» Массаж профессора Ф. Ауглина. «ОТ ДВИЖЕНИЯ К МЫШЛЕНИЮ» Составила: Е.В. Запевалина - учитель-логопед Современный детский психолог из Швейцарии,Фритц Ауглин разработал специальный массаж,по мнению профессора

Подробнее

С а м о м а с с а ж у ш е й

С а м о м а с с а ж у ш е й Самомассаж - нетрадиционное, но эффективное направление по развитию мелкой моторики и подготовке детей к письму. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса,

Подробнее

Ôðàíöóçñêèé ëèôòèíã-ìàññàæ ëèöà è øåè

Ôðàíöóçñêèé ëèôòèíã-ìàññàæ ëèöà è øåè Ãëàâà 2. Ñàì ñåáå ìàññàæèñò 75 на одну точку 1 секунда. Общая продолжительность надавливаний 1 минута. 8. Производим надавливание по тонизирующим точкам (рис. 22). На эти точки надавливайте так же, как

Подробнее

САМОМАССАЖ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

САМОМАССАЖ ДЛЯ ДЕТЕЙ. САМОМАССАЖ ДЛЯ ДЕТЕЙ. Без сомнения, все родители хотели бы, чтобы их дети выросли здоровыми и физически крепкими, не страдали от лишнего веса и проблем с позвоночником. Сейчас, когда дети большую часть

Подробнее

«Гимнастика для суставов»

«Гимнастика для суставов» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка д/с «Сказка» г.белоярский Утренняя гимнастика с родителями и детьми подготовительной к школе группы

Подробнее

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Занятие 1 БУКВА 1 ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 1.1 ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (И.П.) лёжа на спине. Делаем глубокий вдох через нос, надувая при этом живот как шарик, делаем выдох через рот-трубочку, имитируем звук У,

Подробнее

Игровой массаж. «Поиграем с носиком»

Игровой массаж. «Поиграем с носиком» Игровой массаж. «Поиграем с носиком» «Найди и покажи носик» Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому. Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок. Носик ты быстрей найди, Тете покажи.

Подробнее

Игровой массаж. 3акаливающее дыхание

Игровой массаж. 3акаливающее дыхание Игровой массаж 3акаливающее дыхание Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста,

Подробнее

«НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ!»

«НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ!» «НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ!» комплекс упражнений для детей от 3 до 7 лет и их родителей Инструктор по физической культуре: Дедова Анна Викторовна Томск - 2016 «НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ!» * Всем известны слова задорной

Подробнее

Ультразвуковой массажер KD-S611

Ультразвуковой массажер KD-S611 Ультразвуковой массажер KD-S611 Инструкция по эксплуатации Благодарим вас за приобретение этого уникального устройства Пожалуйста внимательно прочтите эту Инструкцию по эксплуатации, перед тем как использовать

Подробнее

Комплекс упражнений после операции

Комплекс упражнений после операции Комплекс упражнений после операции Комплекс упражнений, которые нужно выполнять после операции. Эти упражнения можно выполнять с 3-го дня после операции, считая день операции (рис. 1-4). рис. 1 Исходное

Подробнее

ЗНАКОМСТВО С ЯЗЫЧКОМ И ЕГО ДОМИКОМ

ЗНАКОМСТВО С ЯЗЫЧКОМ И ЕГО ДОМИКОМ ЗНАКОМСТВО С ЯЗЫЧКОМ И ЕГО ДОМИКОМ Открываем ротик-дрм. Кто хозяин в доме том? В нем хозяин - Язычок. Он удобно в доме лёг. Широко открывать рот. В этом доме две стены. Это щеки нам видны. Могут стены

Подробнее

Воспитатель. Добыченко Юлия Сергеевна

Воспитатель. Добыченко Юлия Сергеевна Воспитатель Добыченко Юлия Сергеевна Дыхательная гимнастика 1 Закаливающее дыхание Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений

Подробнее

Кинезиологические упражнения

Кинезиологические упражнения Кинезиологические упражнения Упражнения для развития творческого (наглядно образного) мышления (правого полушария головного мозга) 1. «Очищение» Нужно правильно дышать, Чтоб внутри всё очищать. Вдыхать

Подробнее

1. Графические диктанты, ориентировка на листе бумаги (право, лево, верх, низ, правый верхний угол и т.д.)

1. Графические диктанты, ориентировка на листе бумаги (право, лево, верх, низ, правый верхний угол и т.д.) 1. Графические диктанты, ориентировка на листе бумаги (право, лево, верх, низ, правый верхний угол и т.д.) 2. Вырезание по контуру фигур из бумаги (плавное, без отрыва ножниц от бумаги) 3. Лабиринты и

Подробнее

СТРЕТЧИНГ (упражнения на растяжение)

СТРЕТЧИНГ (упражнения на растяжение) СТРЕТЧИНГ (упражнения на растяжение) Рогачева И.П. Любые движения, способствующие повышению подвижности того или иного сустава, могут считаться упражнениями на растяжку. 1 Эффект регулярных занятий на

Подробнее

Верните свое идеальное зрение!

Верните свое идеальное зрение! ВОЗДЕЙСТВИЕ НА АКТИВНЫЕ ЗОНЫ И ТОЧКИ АКУПУНКТУРЫ Воздействием на активные зоны и точки акупунктуры в ряде случаев удается повысить остроту зрения, избавиться от чувства утомления и тяжести в глазах. Рефлексотерапия

Подробнее

Аутогенная тренировка

Аутогенная тренировка Аутогенная тренировка Базовые упражнения аутогенной тренировки В основе первой ступени аутогенной тренировки лежит несколько стандартных упражнений, предложенных еще И.Шульцем и направленных на развитие

Подробнее

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В рекомендациях использованы упражнения Г.М. Зегебарт, О.С. Ильичевой из методического издания «Волшебные обводилки». Гимнастика для мозга Уважаемые родители, представляем

Подробнее

Аэробика для мышц и кожи лица Кэрол Мадджио

Аэробика для мышц и кожи лица Кэрол Мадджио Скульптурная гимнастика для лица Кэрол Мадджио Аэробика для мышц и кожи лица Кэрол Мадджио Кэрол МАДДЖИО известный американский косметолог, которая в течение многих лет в своей косметической клинике применяла

Подробнее

Описание упражнений:

Описание упражнений: БУЛГАРСКАЯ ЙОГА Дыхательная гимнастика булгарских целителей вобрала в себя опыт многих школы Востока, придав ему суффистскую окраску мусульманского ордена Накшбандия. Дыхательная практика использовалась

Подробнее

Артикуляционная гимнастика в детском саду

Артикуляционная гимнастика в детском саду Артикуляционная гимнастика в детском саду Педагог: Кавун Елена Валерьевна воспитатель I квалификационной категории Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных

Подробнее

docplayer.ru

Блыскина и. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж:

Методическое пособие для педагогов

дошкольных образовательных учреждений.

СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008

Содержание

Вместо введения 5

Из истории массажа 7

Комплексный подход к решению проблем коррекции речи с использованием традиционных и нетрадиционных методов 13

Основы логопедического массажа 21

Гигиенические основы проведения массажа 21

Анатомо-физиологическое обоснование массажа, механизм его действия на организм человека 28

Черепно-мозговые нервы, участвующие в акте говорения 32

Мышцы, участвующие в акте говорения 36

Основные положения 36

Основные мышцы, иннервируемые тройничным нервом 38

Основные мышцы, иннервируемые лицевым нервом (мимические мышцы) 39

Основные мышцы, иннервируемые подъязычным нервом 44

Основы методики сегментарно-рефлекторного массажа 48

Основные положения 48

Основные приемы массажа 51

Поглаживание 51

Растирание 55

Разминание 57

Линии, по которым выполняется сегментарно-рефлекторный логопедический массаж 58

Область лица 58

Область шеи 61

Язык 61

Верхний плечевой пояс 62

Примерные комплексы массажа с элементами гимнастики 62

Комплекс массажа для расслабления мышц при гипертонусе 62

Комплекс массажа для укрепления мышц при гипотонусе 62

Изотонические (с элементами сопротивления) упражнения для укрепления и нормализации мышц шеи, губ, языка 65

Упражнение для мышц шеи 65

Упражнения для мышц губ 65

Упражнения для мышц языка 66

Основы методики точечного массажа 67

Основы методики массажа рефлексогенных зон 85

Основные положения 85

Массаж кистей и стоп 86

Расположение рефлексогенных зон 86

Массаж кистей рук 95

Плантарный массаж 97

Аурикулярный массаж 98

Массаж волосистой части головы 104

Массаж профессора Ауглина 106

Краниопунктура, или скальптерапия 109

Дифференцированная артикуляционная гимнастика 112

Основные положения 112

Упражнения для мышц плечевого пояса 115

Упражнения для мышц шеи 115

Работа по преодолению слюнотечения 115

Упражнения для тренировки жевательно-артикуляторных мышц и подвижности нижней челюсти 116

Упражнения для тренировки подвижности мышц губ и щек 117

Упражнения для развития мимико-артикуляторных мышц 119

Упражнения для тренировки подвижности мышц языка 119

Упражнения для тренировки подвижности мышц мягкого неба 120

Словарь терминов 122

Вместо введения

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — «это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или недостатков».

Не может быть у человека душевного спокойствия при проблемах с речью. Мы знаем, какие трудности возникают при наличии речевой патологии. Это различные комплексы неполноценности, ограничения в выборе профессии, поведенческие отклонения, недоразвитие психических процессов (внимания, памяти, мышления и пр.).

Речевая патология не существует сама по себе, изолированно. С возникновением таких расстройств параллельно возникают сопутствующие нарушения. Области души, духа и тела непосредственно связаны между собой и оказывают взаимное влияние.

Но здоровье — процесс динамический, так как человек от момента зачатия и до самой смерти находится в постоянном развитии.

Наш организм имеет огромный потенциал самооздоровительных сил. Еще Гиппократ говорил, что лечебные средства только тогда становятся необходимы, когда недостаточно естественных сил организма. К счастью, существует множество естественных путей оздоровления, проверенных временем.

В странах Востока с древних времен сохранились методы лечения человека посредством поддержания в нем баланса энергии. В последние несколько десятилетий западные и российские исследователи проявляют повышенный интерес к этим нетрадиционным, с точки зрения ортодоксальной медицины, методам врачевания.

Доказано, что эффект от регулярного их применения достаточно высок.

Сейчас широко используются (в том числе и в логопедии) массаж, фитотерапия, хромотерапия, звукотерапия, ароматотерапия и т.п. С их помощью воздействуют на процессы, происходящие в организме человека (улучшают метаболизм, усиливают крово- и лимфоток, газообмен, гармонизируют энергетику), и повышают качество его жизни. У природных средств лечения и профилактики болезней не только долгая история, но и блестящее будущее.

В такой отрасли, как логопедия, в настоящее время массаж и другие нетрадиционные формы воздействия на организм человека играют значительную роль, особенно при паретичности1 артикуляционной и мимической мускулатуры, в послеоперационные периоды у детей с ринолалией, при поведенческих проблемах, которыми страдают большинство детей с речевой патологией.

Хотя и раньше в логопедической практике использовались элементы массажа, но им уделялось очень мало внимания. В основном превалировали педагогические методы воздействия на логопата, которые, к сожалению, не могли решить всех проблем. Не учитывалось усиление в результате массажа мозгового кровообращения и метаболизма, что улучшает протекание и формирование многих психических процессов (памяти, внимания и т.д.), вызывает общее оздоровление, то есть гармонизирует все процессы, происходящие в целостном организме.

В издании автор делает попытку упорядочить некоторую имеющуюся информацию по этому вопросу и предлагает свою комплексную методику коррекции речевой патологии. Публикуемые материалы представляют собой обобщенный многолетний опыт успешного использования логопедического массажа и других нетрадиционных методов воздействия на дошкольников 2—7 лет, школьников и взрослых с нарушениями речи.

studfiles.net


Смотрите также