Утренняя зарядка для детей дошкольного возраста. Гимнастика детская утренняя


Утренняя зарядка для детей

Для представителя любого возраста гимнастика, проводимая после утреннего пробуждения, несет в себе исключительную пользу. Об этом мы прекрасно знаем с самых ранних лет. Особенно же важна утренняя зарядка для детей дошкольного возраста.

 

Польза утренней гимнастики

Во-первых, гимнастика после сна позволяет малышу окончательно проснуться, размять свои мышцы. Сразу после нее кроха начинает ощущать прилив энергии и бодрости.

Утренняя зарядка для детейВо-вторых, комплекс систематических упражнений приводит к постепенному укреплению детского иммунитета и повышению уровня сопротивляемости организма к болезням. Дети, ежедневно занимающиеся зарядкой, в дальнейшем имеют меньше проблем с опорно-двигательным аппаратом.

В-третьих, утренняя зарядка для детей выполняет педагогическую функцию и имеет важнейшее организационное значение. Все дело в том, что если данный «ритуал» сделать ежеутренним, то это приведет к формированию правильного режима дня. Активное начало утра настраивает ребенка на активное и плодотворное времяпровождение. Стремление к регулярности осуществления упражнений развивает упорство и прививает ощущение необходимости. Зарядка становится частью жизни, также необходимой как, к примеру, утренние гигиенические процедуры.

В-четвертых, при необходимости зарядка может способствовать похудению. Утренние упражнения являются отличным способом для чрезмерно упитанного карапуза сбросить лишние килограммы. Поскольку диета и хирургическое воздействие в таком юном возрасте не могут быть панацеей от излишнего веса, специальный гимнастический комплекс может стать щадящим детское здоровье решением проблемы.

 

Основные правила и рекомендации

Гимнастика после снаДля того чтобы занятия утренней гимнастикой приносили как можно больше пользы, родители малышей и сами дети должны иметь представление о некоторых несложных правилах, значительно улучшающих результат:

  1. Утренняя зарядка должна ежедневно осуществляться в одно и то же время. Допускается лишь одно исключение – болезнь ребенка.
  2. Комплекс упражнений должен выполняться до завтрака, но после гигиенических процедур.
  3. В теплое время зарядку желательно делать на улице. Если же температура не позволяет этого, то необходимо предварительно тщательно проветривать помещение.
  4. Сложность упражнений, включенных в комплекс зарядки, должна постепенно возрастать. При этом она должна полностью соответствовать уровню развития и подготовки ребенка. Ни в коем случае не стоит слишком усердствовать с определением нагрузки.
  5. Утренняя гимнастика для детейВо время зарядки должно осуществляться тщательное наблюдение за точностью выполнения всех действий. Ошибки и недочеты сразу же подвергаются коррекции.
  6. Должен быть обеспечен и контроль за дыханием. Необходимо следить, чтобы ребенок дышал через нос полной грудью, не задерживал дыхания и соизмерял ритм дыхания со своими движениями.
  7. Во время зарядки желательно создать настраивающий на рабочий лад звуковой фон. Для этого прекрасно подойдут ритмичные стишки, которые зачитывают проводящие зарядку взрослые. Можно также в игровой форме комментировать действия малыша.

Отдельным образом необходимо оговорить правила проведения зарядки в рамках детского сада в группе, включающей нескольких детей:

  1. Если в группе малыши сильно отличаются по возрасту (от 2-3 лет до 6-7 лет), то их делят на возрастные подгруппы и проводят отдельную зарядку.
  2. Если разница в возрасте незначительная (дети 5-6 лет), то проводят одновременный комплекс упражнений. При этом детям постарше можно дать задания немного сложнее.
  3. Время проведения зарядки для каждой возрастной группы должно быть разным. В 1-й младшей группе (от 2 до 3 лет) оно равняется 4-5 минутам, во 2-й младшей группе (от 3 до 4 лет) – 5-6 минутам, в средней группе(от 4 до 5 лет) – 6-8 минут, в старшей группе (от 5 до 7 лет) – 8-10 минут.

 

Роль музыкального сопровождения в проведении зарядки

Утренняя зарядка для малышейКрайне важно организовать зарядку так, чтобы она была по-настоящему интересна для детей. В этом случае на выручку может прийти музыка. Она добавит проводимым упражнениям необходимой эмоциональности и бодрости. Помимо этого использование музыкального сопровождения помогает детям, выполняющим зарядку в группе, одновременно начинать и своевременно завершать упражнение.

Музыка позволяет также малышам самим определить темп отдельных элементов выполняемых движений. Процесс выполнения упражнений благодаря данному обстоятельству становится плавным, четким и выразительным. Дети параллельно учатся развивать свой слух, что так же немаловажно.

Используемая в качестве аудиофона музыка должна быть хорошо известна детишкам. Желательно включать музыкальные композиции из их любимых мультфильмов. При этом необходимо следить, чтобы музыка не была чрезмерно возбуждающей и не провоцировала малышей на излишнюю активность. Излишняя активность в свою очередь приведет к быстрой усталости и к снижению аппетита.

 

Примеры гимнастических упражнений

Выбор упражнений, входящих в комплекс утренней гимнастики для маленьких детей, достаточно велик. Они должны соответствовать возрасту и физическому уровню ребятишек. Приведем несколько подобных интересных и эффективных упражнений:

  • Утренняя гимнастика для детей 3-4 лет«Зайчик». Кроха подпрыгивает, подражая зайцу. Можно в это время просить показать, где у зайки находятся ушки, нос и хвостик.
  • «Цапля». Малыш делает шаги, высоко поднимая колени. Затем можно постоять несколько секунд сначала на одной ноге, потом на другой.
  • «Велосипед». Лежа на спине кроха поднимает ноги вверх и совершает ими поступательные круговые движения, словно крутит педали велосипеда.
  • «Часики». Малыш ставит руки на пояс и осуществляет наклоны тела влево и вправо.
  • «Гномик-великан». Кроха, держа руки на поясе, делает глубокие приседания.
  • «Большая рыбка». Ребенок сгибает свои руки в локтях и держит их на уровне груди. Во время поворота влево и вправо руки широко разводятся в стороны.
  • «Мельница». Кроха ставит ноги на ширине плеч и, наклоняясь вперед, поочередно касается одной рукой правой и левой ноги. Вторая рука при этом отводится назад.

 

В заключение необходимо подчеркнуть, что не рекомендуется насильно заставлять ребенка делать зарядку. Единственным правильным путем является привитие к данному занятию искреннего интереса, а также организация разнообразных форм проведения утренней гимнастики и создание мотивирующего аудиофона с помощью любимой музыки.

Что еще почитать

Логопедические занятия для детей Пальчиковая гимнастика для малышей Развивающий коврик для детей своими руками

szabotoi.ru

Полный комплекс утренней зарядки для детей |

Ребенка нужно с раннего возраста приучать к занятиям гимнастикой. Если малыш с детства будет просыпаться с утра для выполнения десятиминутных гимнастических упражнений, то они постепенно войдут в привычку. Позднее ребенок самостоятельно будет просыпаться пораньше, чтобы провести зарядку. Но какой перечень упражнений включает в себя полноценная детская зарядка?

utrennej-zarjadki-dlja-detej

Совсем юные детки не должны перенапрягаться, поэтому для них утренняя гимнастика должна состоять не более чем из десяти упражнений. В таком случае предпочтение нужно отдавать наиболее эффективным и важным упражнениям. Причем количество повторов должно достигать пяти раз, только тогда можно надеяться на какой-то эффект.

Начинать естественно нужно с разминки, развивающих упражнений и завершать закаливающими упражнениями. Тут самое главное привить интерес ребенку, чтобы утренняя гимнастика для него было чем-то интересным наподобие игры, тогда она легко войдет в привычку. Если этого не сделать, то сухие упражнения очень скоро отобьют у ребенка желание вставать с утра для проведения зарядки.

В качестве разнообразия утренняя гимнастика может проходить под музыку. Родители должны постараться превратить скучную зарядку в увлекательную игру, разбавляя ее различными игровыми элементами. Главное помнить, что нет ничего полезнее утренней зарядки для детей, поэтому она так важна для подрастающего поколения.

загрузка...

Детская разминка

uprazhnenija-dlja-zarjadki-dlja-detej

Для чего нужно эта самая разминка? Для ребенка это довольно важная часть зарядки, так как именно разминка позволяет малышу развивать правильную осанку, легкую и красивую походку, а также навыки преодоления различных препятствий. По времени разминка не должна превышать две-три минуты. За этот период ребенку нужно немного побегать, попрыгать, растянуться и расслабиться.

Это самая легкая часть зарядки, поэтому любой ребенок освоит ее довольно быстро. Начинать нужно с разминки рук и ног. Далее ребенку надо обойти несколько раз комнату. Для разнообразия можно попросить его обходить все предметы, находящиеся в комнате – это немного увлечет его. Родители в это время должны подсказывать малышу, когда нужно чередовать ходьбу на носочках и пяточках. В конце ребенку обязательно надо пробежаться.

Развивающие упражнения

Теперь можно смело переходить к комплексу развивающих упражнений. При выполнении таких упражнений очень важно разминать каждую отдельную группу мышц. Начинать нужно с ног, плавно переходя на мышцы пресса, спины и плеч. Родителям нужно проследить, чтобы их чадо правильно дышало во время выполнения упражнений: вдох через нос – выдох через рот.

Гимнастические упражнения для рук и плечевого пояса

Упражнение «Ушко»

Ребенок должен стать в исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе, голову нужно держать прямо. Далее надо поочередно наклонять голову сначала влево, затем вправо. При этом плечи двигаться не должны.

Упражнение «Птички»

Ребенок занимает стандартное положение, только руки в этом случае нужно опустить. Суть упражнения заключается в имитации полета птицы. Малышу нужно широко расправить руки и двигать ими вверх вниз. Затем прижать локти к ребрам, и проделать аналогичные действия.

Упражнение «Едет поезд»

Малыш занимает привычное положение, руки опущены. После этого ему нужно круговыми движениями сгибать и разгибать руки. Если посмотреть в этот момент на ребенка сбоку, то может показаться, что он имитирует идущий поезд.

Упражнения для туловища ребенка

Упражнение «Поющие птички»

Ребенок принимает исходное положение, широко расставив ноги и опустив руки. Находясь в таком положении ему нужно наклониться как можно ниже, произнеся при этом «Карр».

Упражнения для разминки ног

Данный комплекс нужно начинать с ходьбы и заканчивать прыжками на месте. Для разнообразия можно пройтись в полусидячем положении.

Упражнение «Струна»

Ребенок занимает стандартное положение, соединив ноги вместе. Далее ему надо подняться на носочки и потянуться как можно сильнее ручками к потолку.

Комплекс укрепляющих упражнений

После восстановления дыхания малыш должен расслабиться мышцы. На все про все ему нужно отвести несколько минут. За это время ребенок должен успеть провести разминку для пальцев и глаз. Не стоит забывать о профилактике плоскостопия. Этому упражнению также нужно отвести определенное время. Не менее важны обтирания холодным полотенцем.

Для предупреждения у ребенка плоскостопия необходимо чтобы он во время зарядки выполнял три простых упражнения. Сначала ему необходимо сесть на пол, зажать между ступнями мяч и переставлять его то влево, то вправо. Затем малышу надо дать веревочку, положить ее перед его ножками так, чтобы он смог обхватить ее пальчиками ног. Надо выполнить 3-5 обхватов. Последнее, что нужно сделать, пройтись по палке. Сначала перпендикулярно ей, а затем прямо по ней.

Упражнения для дыхания

Малыш принимает обычное положение со скрещенными на груди руками. После этого он делает вдох через нос, задерживая дыхание, после чего производит выдох через еле-еле сжатые губы. Это упражнение нужно повторить около трех раз.

Для выполнения второго упражнения малыш должен встать ровно и вытянуть перед собой сжатые в кулаки руки. Из этого положения на вдохе он должен наклоняться вниз к полу, не сгибая при этом ног. Подъем осуществляется на выдохе. Повторить 5-7 раз. Заниматься утренней гимнастикой лучше вместе родителями.

yzdorov.ru

Утренняя гимнастика (зарядка) для детей разных возрастов

С малых лет нас убеждали в том, что физкультура очень важна для развивающегося детского организма. Во-первых, это залог крепкого иммунитета и отсутствия частых болезней. А во-вторых, она позволяет формировать красивую и правильную осанку. Чем еще полезна детская гимнастика и какие комплексы упражнений рекомендованы для детей разных возрастов, мы расскажем в нашей статье.

Про гимнастику детям

Физическая активность и культура очень важны для молодого растущего организма. Зарядка для детей

Гимнастические упражнения влияют на:

  • работу дыхательной системы;
  • улучшение деятельности сердца и кровообращения;
  • качество моторики;
  • развитие личности;
  • осанку;
  • нормальное развитие мышц.

Занимаясь всего несколько минут в день гимнастикой, ребенок становится более ловким, выносливым, а значит и более уверенным в себе. У него улучшается пищеварение, обмен веществ, устойчивость к неблагоприятным факторам окружающей среды.

Также гимнастика позволяет приучить ребенка к дисциплине, сделать его более собранным, организованным.

Сегодня довольно часто дети рождаются со слабой иммунной системой, отклонениями в развитии. Регулярные занятия физкультурой позволяют исправить эти проблемы.

Гимнастическими упражнениями можно начинать заниматься с младенчества.

Знаете ли вы? Основы гимнастики как один из методов физвоспитания и гармоничного развития человека были заложены древними греками. С греческого языка «гимназо» переводится как «обучаю, тренирую». Хотя некоторые языковеды утверждают, что в основе данного понятия лежало другое греческое слово — «гимнос», что означает «нагой», из-за того, что древние греки занимались спортом оголенными. О позитивном влиянии гимнастики на становление личности говорили в своих трудах Гомер, Аристотель и Платон.

Правила проведения тренировки

Тренировки для детей должны быть индивидуализированы и четко разделены в соответствии с возрастными категориями и физической подготовкой тренирующихся. Программу нужно выстраивать очень скрупулезно, поскольку в детском возрасте можно нанести непоправимый вред, последствия которого могут остаться на всю жизнь.

Тренировки должны быть направлены, в первую очередь, на укрепление иммунитета, оздоровление и создание фундамента для красивого, здорового, правильно развитого тела. Зарядка для детей

В их комплекс нельзя включать элементы, которые могут приводить к нарушению развития организма в определенном возрасте. Основной упор необходимо делать на растяжку.

Важно также учитывать фактор повышения пульса у детей. Среди упражнений не должно быть таких, которые заставляют биться сердце чаще, чем 120 ударов в секунду.

Есть несколько правил проведения детских тренировок:

  1. Утренние занятия следует проводить ежедневно, в одно и то же время.
  2. Упражнения делаются в хорошо проветренном помещении.
  3. На тренировку ребенку следует надевать просторную одежду из натуральных тканей.
  4. Начинать гимнастику сразу после еды не стоит. Если говорить о кратковременной утренней зарядке, то ее можно делать натощак. Занятия в спортивном зале проводят спустя 1-1,5 часа после приема пищи.
  5. В детской зарядке не должно быть силовых упражнений. Упор следует делать на гибкость, координацию движений, тонизирование организма.
  6. В ходе тренировки ребенка следует научить правильно дышать — вдох через нос, выдох через рот.
  7. Не следует допускать изнеможения малыша во время занятий. Он не должен сильно уставать.
  8. До того как перейти к более серьезным упражнениям, необходимо проводить разминку.
  9. Детей обязательно нужно хвалить за правильно сделанное упражнение и в конце тренировки.

Музыка во время занятий

Роль музыки во время физических нагрузок очень важна. Ее влияние даже изучают ученые: они пришли к выводу, что музыкальное сопровождение увеличивает степень удовлетворенности от занятий спортом и помогает улучшить их эффективность.

Они связывают это с ритмичностью музыки и мотивацией. Музыкальное сопровождение увеличивает желание заниматься спортом вдвое.

Поскольку любая музыка имеет темпоритм, то ее необходимо правильно подбирать под разновидность тренировки. Она способна регулировать интенсивность упражнений и развивать у детей музыкальный слух.

Для детских тренировок обычно подбирают детские песенки, например, из мультфильмов. Для утренней гимнастики подойдут ритмичные, бодрящие и заводные мелодии.

Важно! Неправильно подобранная музыка может усложнять задачу организации детей в ходе тренировок и делать занятие менее эффективным.

Комплекс упражнений для детей

Мы подобрали для каждой возрастной категории детей, от 1 года и до 9 лет, комплекс из 10-ти рекомендуемых упражнений.

1 год

Чем раньше начать приучать ребенка к ежедневной процедуре утренней зарядки, тем большая вероятность того, что это вскоре станет для него естественным, привычным и необременительным делом.

Поэтому 1 год — это самое время для того, чтобы начать делать с малышом утренние упражнения. Лучше, если в процесс будет включаться вся семья. Для малютки такого возраста достаточно будет всего 5-6 минут тренировок. Зарядка для ребенка в 1 год

Зарядка должна проводиться в форме захватывающей игры. Чтобы ребенку было интереснее, можно задействовать различные предметы, и не обязательно спортивные.

Комплекс упражнений для этой возрастной группы нужно подбирать с учетом того, чтобы он был направлен на поддержание тонуса организма, общее развитие и укрепление мышц.

Зарядку нужно делать непосредственно после пробуждения, до завтрака. До того как проводить упражнения, комнату нужно хорошо проветрить. Зарядка для детей в 1 год

Вот примерный комплекс упражнений для годовалых детей:

  1. Ходьба. Ребенок стоит, держась за опору. Его движение вперед необходимо простимулировать «приманкой» в виде игрушки. Игрушку нужно будет отводить в разные направления, для того чтобы малыш также шагал в разные стороны.
  2. Ходьба по «тропинке». Следует нарисовать либо чем-то отделить на полу тропинку шириной 30 см и попросить малютку пройтись по ней. Со временем дорожку нужно будет понемногу делать уже, до 20-10 см. Это упражнение позволяет развить в годовалом малыше устойчивость и умение держать равновесие.
  3. Перешагивание через препятствия. Разложите игрушки либо другие предметы по комнате и помогите малышу пройтись, переступая их, высоко поднимая ноги.
  4. Залезание на предмет. Еще одно упражнение на равновесие. Необходимо положить игрушку подальше на диван либо кресло и попросить ребенка достать ее. Таким образом он будет забираться на возвышенную поверхность и спускаться с нее.
  5. «Пролезь в окошко». Для этого упражнения потребуется обруч либо тоннель, через который малыш будет пролезать.
  6. Подражаем животным, ползая. Попросите малыша походить, как собачка, на четвереньках, затем как кошечка, козленок и другие животные. При этом можно просить его говорить те звуки, которые произносят эти животные.
  7. «Бабочка». Общеукрепляющее упражнение. Ребенок стоит с опущенными руками, а затем машет ими, как бабочка крыльями.
  8. «Часики». Развивает туловище. Ребенок должен стать, слегка расставив ноги. Руки ему следует держать вдоль туловища, опущенными вниз. Затем помахать руками вперед и назад, можно при этом говорить «тик-так». Махи руками нужно произвести 5-6 раз.
  9. Приседания. Разложить по комнате 2-3 игрушки и попросить ребенка собирать их в корзину. Ребенку нужно присесть, чтобы взять игрушку, и подниматься, чтобы отнести ее в корзину. Это упражнение укрепляет ножные мышцы.
  10. Катание мяча. Вы с ребенком садитесь на пол с раздвинутыми широко ногами и катаете мяч друг к другу 6-8 раз.
Зарядка для детей в 1 год

Для детей такого возраста хорошо вводить тренировки на шведской стенке и фитболе.

Важно! Для маленьких детей, которых начинают приучать к утренней зарядке, можно придумать какой-либо ритуал, предшествующий занятию. Например, включение привычной песенки, под которую делаются упражнения, либо прочтение какого-либо четверостишия. Таким образом, у ребенка выработается своеобразный рефлекс, и вскоре он сам начнет напоминать родителям о необходимости утренней зарядки.

Не стоит заставлять малыша делать зарядку, если он не в настроении либо не хочет. Подождите, когда у него будет хороший настрой, либо придумайте более увлекательные упражнения.

2-3 года

Для малышей 2-3 лет гимнастика также проводится в виде подвижной игры. Она должна длиться 6-7 минут. Чтобы ребенку не наскучило, комплексы упражнений можно сменять 2 раза в месяц, когда он их уже полностью усвоит.

В это время детки еще не особенно хорошо двигаются, однако очень любят подражать. Поэтому основное внимание в комплексе упражнений можно уделить подражаниям — животным, рыбам, птицам, растениям и т. п. Зарядка для детей 2-3 года

Например, утренняя гимнастика может выглядеть следующим образом:

  1. «Зайчик». Малыш ходит, затем бегает (медленно, на протяжении 10 секунд). Бег заканчивается 6-8-ю подскоками, имитирующими скачки зайчика.
  2. «Обнимашки». Развиваем мышцы плечевого пояса, поднимая руки вверх, в стороны, а затем, заводя их за спину, обнимаем себя за плечи. Каждое движение необходимо делать по 4-5 раз.
  3. «Слови муху». Ребенок стоит. Затем поднимает поочередно руки над головой и перед грудью, делая хлопки.
  4. «Собиралки». Развиваем туловище, наклоняясь вперед. Повторяем по 4-5 раз. Можно при этом просить ребенка имитировать собирание грибов, ягод и т. п.
  5. Потягивание вверх «Я расту». Малыш ровно стоит, ноги расставлены на уровне плеч либо уже, руки опущены вниз и прижаты к телу. Затем кроха поднимает руки вверх и хорошо тянется. После чего опускает руки. Потягивания повторяются 4-5 раз. Они необходимы для развития позвоночника и мышц спины.
  6. «Прилетели птицы». Выполняем приседания, которые нужны для развития ног. Кроха приседает, упирается руками в колени и стучит себя по ним 4-5 раз. Потом поднимается. Такое упражнение можно сделать 2-3 раза.
  7. «Птичка пьет». Ноги расположены шире плеч, руки висят вдоль тела. При наклоне вперед руки отводятся назад. Ребенок делает вид, что пьет. Затем возвращается в первоначальное положение.
  8. «Велосипед». Развивает ноги и мышцы брюшного пресса. Ребенок ложится на спину, поднимает ноги. Делает движения ногами, как будто едет на велосипеде.
  9. «Кошечка». Кроха лежит на животе. Приподнимает верхнюю часть туловища, упираясь руками в пол. Прогибы необходимо выполнить 4-5 раз.
  10. «Цапля». Попросите малыша пройтись 4 раза по комнате, высоко поднимая колени.
Зарядка для детей 2-3 года

4-5-6 лет

С 4 до 6 лет вводятся упражнения на основные группы мышц: рук, ног, плечевого пояса, спины, брюшного пресса, груди, ягодиц.

Начинаем с тренировки мышц брюшного пресса:

  1. Ребенок сидит на полу с заведенными назад руками, которыми опирается об пол. Отрывает согнутые в коленях ноги от пола и производит ими движения, которые напоминают езду на велосипеде. Количество раз — 8-10. Можно сделать 1-2 подхода — это будет зависеть от физической подготовленности дошкольника.
  2. Первоначальное положение такое же, как и в предыдущем упражнении. Дошкольник отрывает прямые ноги от пола и делает ими перекрестные движения. Делается 8-10 раз. Можно производить 1-2 подхода.

Переходим к тренировке мышц плеч и рук:

  1. Ребенок упирается руками в детский стульчик. Сгибает руки в локтях и производит отжимания. При сгибании рук — выдох ртом, при разгибании — вдох носом. Количество раз — 8-10.
  2. Ребенок ложится на фитбол. Руками делает упор в пол. Колени лежат на фитболе. Делает отжимания, сгибая руки на выдохе ртом и разгибая их на вдохе носом. Количество повторов — 8-10. Количество подходов — 1-2.

Тренировка ягодичных и ножных мышц:

  1. Дошкольник выполняет приседания с руками, закинутыми за головой. Первоначальное положение — ноги стоят на уровне плеч, спина прямая, руки закинуты за голову. Приседания выполняются 8-10 раз. Нужно следить за тем, чтобы пятки при этом не отрывались от пола. Таз опускается до прямого угла. Приседание производится на выдохе, подъем — на вдохе.
  2. Первоначальное положение — в приседе. Ребенок осуществляет выпрыгивания на месте, разгибая до конца ноги. Количество выпрыгиваний — 8-10.

Тренировка грудных мышц:

  1. Ребенок лежит на спине. В руках держит гантели. Гантели поднимает вверх перед собой. Руки необходимо сгибать и выпрямлять до конца. При сгибании производится вдох, при разгибании — выдох. Подъем гантелей производится 8-10 раз. Количество подходов — 1-2.
  2. Первоначальное положение аналогично тому, которое описано в предыдущем упражнении. Осуществляются разведения рук в стороны. Руки поднимаются вверх и опускаются вниз. При движениях руками локти нужно держать прямыми. Вдох делается в тот момент, когда разводятся руки, выдох — когда они сводятся. Количество повторов — 8-10. Количество подходов — 1-2.

Тренировка мышц спины:

  1. Ребенок ложится животом на мяч. Взрослый придерживает его за талию. Ребенок заводит руки за спину либо за голову и осуществляет подъем корпуса вверх. Вдох поизводится при подъеме туловища, выдох — при опускании. Количество повторов — 8-10. Количество подходов — 1-2.
  2. Первоначальное положение — ноги на уровне плеч, в двух руках — одна гантель. Ребенок наклоняется вперед, опуская вниз гантель с прямыми ногами и спиной. Затем поднимается в первоначальное положение. Наклон делается на выдохе, возврат в первоначальное положение на вдохе. Количество наклонов — 8-10. Количество подходов — 1-2.

7-8-9 лет

Для детей этой возрастной категории продолжают быть актуальными упражнения на основные группы мышц.

  1. Ребенок ходит вокруг стола, перекатывая ноги с пяток на носки, потом переходит на легкий бег на месте. Оканчивается упражнение переходом на ходьбу. Количество повторов — 8-10. В этом упражнении работают ножные мышцы.
  2. Ребенок стоит, поставив ноги вместе. Затем делает 3 взмаха одной ногой назад и одновременно отводит руки вверх и назад. Возвращается в предыдущее положение. Затем повторяет упражнение, задействуя другую ногу. Количество взмахов каждой ногой — 8-10.
  3. Школьник берет в руки гимнастическую палку. Поднимает руки, тянется. Опускает руки. Количество потягиваний — 8-10.
  4. Занимающийся принимает положение сидя, ноги и руки расставляет в стороны. Осуществляет повороты влево и вправо. Количество поворотов — 8-10.
  5. Опускается на колени. Руки помещает на пояс. Отводит одну ногу в сторону и ставит ее на носок. Руки разводит в стороны. Совершая 2 наклона к отставленной ноге, поднимает руки вверх. Приставляет ногу в первоначальное положение. Делает то же другой ногой. Количество повторов — 8-10.
  6. Становится прямо с ногами на уровне плеч. Руки ставит на пояс. Глубоко приседает, не отрывая пятки и держа прямой спину. Поднимается. Осуществляет повтор приседаний 8-10 раз.
  7. Школьник становится прямо, держа руки на поясе. Осуществляет прыжки на двух ногах, чередуя 3 прыжка на месте с 1-м прыжком с разворотом на 180 градусов. Производит 2-4 прыжка в одну сторону и столько же в другую.
  8. Чтобы укрепить ножные мышцы, ребенок производит поочередные приседания на одной ноге, держась за опору.
  9. Занимающийся стоит. Его ноги расположены на уровне плеч, руки согнуты в локтях, кисти лежат на поясе. Наклоняет туловище вперед, назад, вправо, влево. В каждую сторону делает по 8 наклонов.
  10. Становится, сдвинув ноги вместе, а кисти рук помещает на плечи. Осуществляет поочередные выпады вперед каждой ногой. Количество повторов — 8-10.

Что делать, если у ребенка болят мышцы после гимнастики

Обычно боль после физических нагрузок, возникающая, так сказать, с непривычки, появляется спустя 4-6 часов после тренировки либо через день. Случается она из-за того, что молочная кислота, которая вырабатывается во время упражнений, не успевает выводиться из организма с кровью и начинает раздражать нервные окончания.

В результате возникают неприятные ощущения и боль при движении. Спустя день боль появляется из-за микроразрывов мышц.

Чтобы избежать боли в мышцах, следует проводить занятия регулярно. Организм привыкает к ежедневным нагрузкам и уже не реагирует на них болью. Необходимо прибегать к разминкам перед тренировкой, а также начинать с малых нагрузок, увеличивая их постепенно.

При возникновении болевых ощущений ни в коем случае нельзя прекращать тренировки — необходимо просто снизить их эффективность. Избавиться от боли поможет массаж, оказывающий расслабляющий эффект на мышцы, теплый душ.

Важно при таких состояниях употреблять как можно больше жидкости, которая поможет очистить организм, и от молочной кислоты в том числе.

Знаете ли вы? В эпоху феодализма важность гимнастики и физической подготовки в целом была нивелирована, а возрождение ее произошло во времена Ренессанса. Именно с тех пор во многих странах зародились различные системы физического воспитания — шведская, французская, немецкая.

Таким образом, утренняя гимнастика очень важна для растущего детского организма, поскольку позволяет укрепить его, поднять настроение и приучить к организованности.

Однако нужно правильно подбирать упражнения в соответствии с возрастом детей и их физической подготовкой — они должны в основном быть направлены на координацию движений и гибкость. Важным условием утренней гимнастики является правильно подобранное музыкальное сопровождение.

lifegid.com

правила проведения и комплексы упражнений

Значение физических упражнений известно всем. И все мы с раннего детства знаем, как полезно ежедневно делать зарядку, ведь благодаря ей мы получаем энергию, способную поддерживать наш организм в тонусе в течение дня. Она заставляет нас окончательно проснуться, пробудить мышцы, принести кислород всем клеткам нашего тела. Комплекс упражнений для утренней зарядки бесспорно полезен для детей, способствует укреплению иммунитета и обеспечивает хорошую физическую форму. Также регулярные занятия имеют, помимо основной функции, ещё и педагогическую составляющую. Ведь это целый ритуал, способный организовать малыша, структурировать весь его день. Это активное начало дня, и оно способно настроить ваше дитя на позитивный лад в течение ближайших суток.

Ежедневный комплекс физических упражнений обязательно должен входить в режим дня малыша, ведь он помогает ребёнку следить за своим здоровьем, бережно относиться к своему организму. Утренняя гимнастика для детей, с учётом её регулярного и правильного проведения, обеспечит ребёнку отличное настроение и заряд бодрости. Зарядка для детей может не иметь какой-либо чёткой формы проведения, главное, чтобы она нравилась ребёнку. Прививать любовь к спорту необходимо с самого раннего возраста. Малышей до двух лет важно приучать к регулярным массажам и гимнастике на мяче, а уже для детей с трех лет в повседневной жизни нужно находить время для ежедневной тренировки.

Об организации

В идеале зарядка для детей (комплекс заданий) любого возраста должна разрабатываться квалифицированным специалистом, особенно если эти занятия будут использоваться в детских садах и школах. Любовь к спортивным занятиям следует прививать постепенно и регулярно.  Родителям важно продемонстрировать, что для обычной зарядки никакой специальной подготовки не требуется, а для детей это полезно и весело. С трёх лет детская фантазия активно развивается, и это необходимо учитывать при построении занятий с малышом. Любой новый навык ребёнок с радостью познает новое в игре.

Зарядка для детей

Если самостоятельно разработать детский комплекс спортивных заданий для зарядки сложно, можно использовать готовый план проведения гимнастики для детей, например, из интернета. Очень важно выбирать те упражнения, на которые ребёнок сам обратил внимание и готов делать их вновь и вновь. Большой плюс, если взрослые готовы присоединиться к тренировкам с малышом. Ведь это помогает ребёнку чувствовать вашу поддержку и видеть непосредственное участие в его жизни.

Виды гимнастических трюков

Зарядка для детей 3-4 лет чаще всего включает в себя всякого рода «подражалки» каким-либо животным.

  1. «Сова»: руки на поясе, поворачиваем головой в стороны.
  2. «Цапля»: ходим по кругу, при этом высоко поднимаем по очереди правую и левую ноги; удерживаем равновесие на одной ноге.
  3. «Мишка косолапый»: ходим поочерёдно на внешней и внутренней стороне стоп.
  4. «Кенгуру»: прыжки вверх, руки скрещиваем на груди.
  5. «Лягушка-квакушка»: сидя на корточках, подпрыгиваем вверх. Можно издавать характерные звуки.
  6. «Жираф»: встать на носки и потянуться вверх.
  7. «Бабочка»: бегаем по кругу, размахивая руками.
  8. «Краб»: лечь на пол и изобразить, как ползает краб.
  9. «Пантера»: прогнуться вниз и выгнуться вверх.
  10. «Утёнок»: руки на поясе, присесть и на корточках передвигаться по кругу.
  11. «Рыбка»: согнуть руки в локтях и удерживать их на уровне груди. Поворачиваясь поочерёдно влево и вправо, широко разводить руки в стороны.

Зарядка для детей 5-6 лет может включать в себя те же самые упражнения, но в различных вариациях, с постепенным усложнением. Также зарядка для детей должна включать соревновательный элемент. Гимнастика для семилеток проводится около 12 минут в день. Начинать её нужно с лёгкой разминки: поворотов головы, потягивания в разные стороны. Далее можно побегать, а после необходимо провести тренировку на укрепление мышц всего тела. Зарядка для детей 8 лет уже включает комплекс на растяжку.

Гимнастику способна заменить утренняя зарядка для детей и пробежка на свежем воздухе. Для детей с 9 лет важно разнообразить и усложнить упражнения для зарядки по утрам. Кроме того, дети этого возраста самостоятельно способны делать спортивные задания. Следует принять во внимание, что девочкам очень нравятся различные танцевальные движения, а мальчикам ближе единоборства.

Правила проведения тренировки

Зарядка для детей должна учитывать ряд правил, которые позволят извлечь максимальную пользу из тренинга.

  1. Занятия должны быть ежедневными, желательно в одно и то же время. Это позволяет делать тренировки системными и прививает ответственность.
  2. Не следует требовать от малышей незамедлительного повторения всех движения без единой ошибки. Каждый день добавляйте что-то новое. Не ругайте дитя, лучше заинтересуйте его личным примером.
  3. Зарядка для детей должна проводиться в проветриваемом помещении.
  4. Одежду для зарядки для детей любого возраста необходимо использовать свободного кроя, из натуральных тканей.
  5. Не рекомендуется делать зарядку сразу после приёма пищи или, наоборот, на голодный желудок. Лучшее время – через час-полтора после еды, но обязательно после утренних процедур.
  6. Зарядка для детей не предусматривает силовую тренировку. Нужно подбирать комплекс так, чтобы повысить гибкость тела, развить координацию движений, привести детский организм в тонус.
  7. Следите за правильным дыханием чада. Малыш должен вдыхать через нос полной грудью, не допускается задержка дыхания.
  8. Главное, не переусердствуйте и постарайтесь окончить до того, как ребёнок устал.

Виды гимнастических трюков для детей

Музыка во время занятий

Интерес к зарядке может пробудить музыкальное сопровождение занятий. Музыка способна оказать сильное тонизирующее воздействие на детский организм. Музыкальное сопровождение для зарядки прививает чувство ритма, а для детей очень важно качественно выполнять движения, одновременно с взрослым начинать и завершать работу. Музыка регулирует интенсивность выполняемых движений, развивается музыкальный слух. Музыкальный фон должен быть известен детям, лучше, если это будут песни из детских мультфильмов, они не должны излишне возбуждать детскую психику и вызывать чрезмерную активность.

Здоровье в порядке! Спасибо зарядке!

У каждого маленького человечка, независимо от возраста, много важных и интересных занятий в течение дня. А как же теряется время, если трудно проснуться с утра! Всего несколько минут активной деятельности – и сонливость как рукой сняло. Во время сна половина всей крови человека находится в запасе. Если с утра стремительно без подготовки начать двигаться, то может закружиться голова или начаться приступ тошноты. Из запасов кровь выходит очень медленно, а сосуды уже расширены и в них направилась кровь. Понижается давление в головном мозге, ведь вся кровь отхлынула от головы. Ни в коем случае нельзя после длительного состояния покоя переключаться на активную мышечную деятельность, организму нужно время. Поэтому необходимо находить время (уделять его своим детям) для ежедневной зарядки по утрам. Благодаря «прыжкам» и «кивкам» наш организм будет приготовлен к бодрому трудовому и учебному дню.

legkopolezno.ru

Утренняя гимнастика для детей - упражнения и игры для гимнастики

«Становитесь на зарядку! Все в зарядке по порядку. Начинаем! Раз и два! Руки, ноги, голова». С таких слов начинается утро многих здоровых и активных малышей. Утренняя гимнастика для детей помогает сделать их настроение бодрым и привести тело в тонус. Если день начинается с зарядки, он обязательно наполняется приятными эмоциями и проходит с пользой для ребенка и его родителей.

Ежедневная гимнастика для детей способствует укреплению мышц, основная из которых – сердце, улучшению кровообращения, нормализации дыхания. Она помогает бороться с утренней вялостью и неорганизованностью. Регулярно выполняемая зарядкаявляется отличной профилактикой нарушений осанки, плоскостопия, ожирения и других болезней, которыми страдают «ленивые» подростки.

Если в Вашей семье растут дети, обязательно уделяйте 10 минут утром для небольшой разминки и выполнения комплекса тонизирующих упражнений. Это позволит Вам всегда быть в форме и приучить своих малышей к дисциплине и здоровому образу жизни.

Занятия гимнастикой для детей

Самая первая проблема, с которой сталкиваются родители, пытаясь внедрить в семейный распорядок дня ежедневную утреннюю гимнастику, это отнюдь не разработка комплекса упражнений, а борьба с ленью и нежеланием детей подниматься с постели и отрываться от телевизора. Для этого не нужно кричать и заставлять ребенка. Достаточно начать выполнять упражнения самим. Если родители каждое утро будут начинать не с кофе, а с гимнастики, ребенок обязательно заинтересуется и присоединится. Особенно если малышу всего 3-4 года, успех Вам обеспечен! Такие крохи очень любят повторять все за родителями. А дети постарше начинают получать удовольствие просто от общения с мамой и папой. Ведь после зарядки все быстренько собираются и разбегаются по своим делам. Но несколько минут, проведенных утром в семейном кругу, способны зарядить и детей, и взрослых приятными эмоциями на весь день.

Комплекс утренней гимнастики для детей

Если Вы уже задумались над тем, как организовать свои занятия, предлагаем Вам несколько дельных советов по этому поводу. Не делайте зарядку долгой. Она должна занимать до 10 минут, и состоять из небольшой разминки и 5-6 упражнений для рук, плечевого пояса, туловища и ног.

Важно чередовать силовую нагрузку на мышцы с кардио частью — выполнением подвижных элементов. Начинается разминка с ходьбы, переходящей в бег с прыжками, и заканчивается нормализацией дыхания и растягиванием мышц. Старайтесь каждую неделю немного менять упражнения, чтобы зарядка всегда была интересной и веселой.

Игровая гимнастика для детей

Игровая гимнастика отлично подходят для занятий с детками в возрасте от 3 до 5 лет. Они еще не способны хорошо координировать свои действия и полностью воспринимать законченные упражнения, поэтому гимнастика для малышей основана на подражании и выполнении легких упражнений в игровой форме. Детки до 5 лет подвижные, импульсивные, но они также быстро и утомляются. Поэтому важно заинтересовать ребенка на несколько минут. Для этого можно использовать стишки и песенки, сопровождая ими выполнение упражнений. Старайтесь распределять нагрузку таким образом, чтобы большая ее часть приходилась на вторую половину тренировки. Выполняя упражнения, делайте 3-4 повторения и небольшую паузу, после которой можете сделать еще пару повторений.

utrennyaya-gimnastika-dlya-detey-2Примеры игровых упражнений для детей 3-5 лет:

  • Ходьба по комнате, размахивая руками, имитируя петушка или изображая паровозик. Ходьба плавно переходит в бег и снова замедляется.
  • Приседания с разведением рук в стороны и подъем с подниманием рук вверх. На что это может быть похоже? Как распускается цветочек или садится бабочка.
  • Когда цветочки распустились, их очень хочется сорвать. Наклоняемся перед собой, срываем цветочки. Только следим, чтобы коленочки не сгибались. После приседаний данное упражнение позволит растянуть и расслабить мышцы ног.
  • Упражнения для корпуса могут имитировать то, как дровосек рубит дрова. Складываем ручки в замочек и поднимаем над головой. В это время отклоняемся назад. Замахнувшись, наклоняемся вперед и опускаем ручки перед собой. Делаем несколько повторений.
  • А может ребенку понравится показывать, как гимнастки крутят обруч, вращая тазом, или наклоняться в стороны, как неваляшка. Все это упражнения для разминки корпуса. После них хорошенько потянитесь вверх, стоя на носочках.

Упражнений очень много, главное помнить, что мы разминаем руки, плечи, туловище и ноги. Проявляйте фантазию и у Вас будут выходить интересные тренировки. Только следите за дыханием во время выполнения зарядки. Оно должно быть ровным и глубоким.

Оздоровительная гимнастика для детей

Когда ребенок подрастает, Вы можете переходить от игровой гимнастики к выполнению серьезных упражнений. Нормальный возраст для этого – 5-6 лет. Было бы неплохо, если к этому возрасту ребенок уже посещал спортивную секцию или танцы, где 2-3 раза в неделю профессиональный тренер проводил бы комплексные разминки, растяжки и давал правильные нагрузки. Но выполнения утренней гимнастики это не отменяет!

Группы мышц все те же – плечевой пояс и руки, туловище и ноги.

Упражнения на плечи и руки включают подъем рук перед собой, вверх и в стороны, разведение рук назад за спину, сгибание рук в локтях, хлопки перед грудью, вращение руками, разведенными в стороны, скрещивание вытянутых рук перед грудью, отжимания и другие элементы.

Упражнения на туловище предполагают наклоны вперед, назад и в стороны, поднимание туловища из положения лежа, удержание туловища в горизонтальном положении упор на выпрямленные руки и другие.

Упражнения на ноги включают различные приседания, прыжки, поднимание коленок перед собой и в стороны, ходьба и бег. Следите за дыханием.

Обязательно дополняйте утренние занятия подвижными играми в течение дня. И тогда за здоровье своего ребенка можете не переживать!

bambinostory.com

Детская утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика для детей – ежедневно выполняемый по утрам комплекс физических упражнений для укрепления детского организма, а так же развития и правильного формирования у детей двигательных навыков.

 

Детская утренняя гимнастика

В комплекс утренней гимнастики для детей включают специальные физические упражнения, основанные на повторении двигательных действий произвольного характера в определенной последовательности, направленные на развитие определенных групп мышц. Основа упражнений – регулированная по длительности и интенсивности нагрузка на разные группы мышц:• Тренировка крупных групп мышц активизирует обменные процессы, улучшает кровообращение и, следовательно, питание всех органов и тканей; • Укрепление мышц брюшного пресса способствует улучшению пищеварения; • Вследствие разработки мышц спины формируется правильная осанка и укрепляется мышечный корсет позвоночника; • Укрепление основной дыхательной мышцы – диафрагмы, мышц брюшного пресса и межреберных, развивает глубокое дыхание, увеличивая снабжение организма кислородом, необходимым для более интенсивных окислительных процессов; • Ритмичность упражнений способствует формированию навыков рационального дыхания, дает возможность научиться соотносить частоту и ритм дыхания с движениями, регулировать длительность и силу выдоха и вдоха; • Общеразвивающие упражнения улучшают скорость реакции, координацию, умение сосредотачиваться и распределять внимание.Регулярное выполнение утренней гимнастики для малышей – одна из важных составляющих гармоничного развития ребенка и подготовки его организма к будущим нагрузкам. Осознанное выполнение определенных движений за взрослыми в требуемой последовательности совершенствует умение запоминать, тренируя память, и ориентироваться в пространстве, улучшая работу вестибулярного аппарата.

Комплекс утренней гимнастики для детей

Комплекс утренней гимнастики для детей следует выполнять ежедневно. До занятий необходимо обеспечить приток свежего воздуха – открыть балкон или форточку, в теплое время года предпочтительны занятия на улице. Одежда детей должна быть легкой, не стесняющей движений, из натуральных тканей. Можно использовать для упражнений различные предметы – скакалки, мячики, обручи, флажки, ленточки с кольцами, легкие гантели, кубики. При занятиях в помещении и на летних площадках с чистым покрытием желательно снять обувь, это необходимо, чтобы выполнять упражнения для профилактики плоскостопия.Ребенок в состоянии усвоить любой комплекс в течение двух недель, поэтому рекомендуется через две недели заменять либо полностью весь комплекс, либо 3-4 упражнения новыми.Утренняя гимнастика для детей должна состоять из трех частей:• Разминочная часть – 1-5 минут, в зависимости от возрастной группы; • Основная часть – от 3 до 10 минут; • Восстановительные упражнения для дыхания и релаксация.Разминочная часть должна включать следующие упражнения:• Ходьба – на пяточках, на носочках, на внешней и внутренней стороне стопы, в приседе и полу-приседе, вперед спиной; • Бег, лучше на носочках, с перепрыгиванием препятствий или пробегом в обруч; • Прыжки – на одной и двух ногах по очереди, боком, с подскоками, в стороны; • Упражнения на тренировку внимания в движении – по команде (хлопку) ребенок должен пойти в обратную сторону или подпрыгнуть на месте.При выполнении упражнений следует громко и четко считать до четырех, во время бега можно ритмично хлопать в ладоши.Основной комплекс утренней гимнастики для детей выполняется в такой последовательности:• Верхняя часть тела – повороты-наклоны головы, упражнения для рук и верхнего плечевого пояса; • Мышцы спины и живота – повороты и наклоны; • Икроножные мышцы – приседания, прыжки.Повторять упражнения следует соответственно возрастной группе, количество повторов – возраст ребенка +1. С четырех лет допускается включать сложные упражнения с комбинацией движений, например, руки в стороны, одновременно ногу отвести назад и подобные. Мотивация детей до четырех лет – игровая, следует заинтересовать и увлечь детей, чтобы выполнялись все необходимые упражнения.Третья, заключительная часть – дыхательные упражнения и расслабление. Поднять руки вверх – вдох через нос, руки опустить – выдох через рот. Детям до четырех лет можно предложить нюхать красивый воображаемый цветок, проводить расслабление в игровой форме.Заканчивать утреннюю гимнастику для детей можно веселым коротким стишком, который дети должны произнести хором, например – дружно встали по порядку, быстро сделали зарядку.Используя эти рекомендации можно самостоятельно составлять комплексы утренней гимнастики для детей с учетом возраста и уровня физической и психологической подготовки малышей.

Музыкальная утренняя гимнастика для детей

Когда есть техническая возможность, обязательно следует проводить музыкальную утреннюю гимнастику для детей. Образная, красивая, ритмичная и задорная музыка вызывает у малышей живой интерес, положительно воздействуя на детские эмоции.У малышей до четырех лет музыкальное сопровождение утренней гимнастики способствует созданию игрового настроения, упражнения ими выполняются более охотно и слажено. Детям постарше музыка помогает поддерживать правильный ритм и темп, менять характер движений соответственно смене музыкальных произведений.Выполнение упражнений утренней гимнастики для малышей под музыку происходит энергичнее, что усиливает эффект от их воздействия, развивая у малышей гибкость, выносливость, ловкость, пластичность и чувство ритма более интенсивно. С раннего возраста дети стараются двигаться под музыку ритмично, что связано с физиологической потребностью малышей в движении.Правильно подобранное музыкальное сопровождение повышает желание и интерес к занятиям утренней гимнастикой и является важным элементом эстетического воспитания. Музыка помогает детям выполнять упражнения четко, правильно, выразительно и пластично, снимает психоэмоциональное напряжение.

http://malyutka.net/2016/07/detskaya-utrennyaya-gimnastika.h...

yaszdorov.ru

Утренняя гимнастика в детском саду

Во всех возрастных группах детского сада каждое утро начинается с утренней гимнастики. Она объединяет детей, настраивает на позитив, способствует двигательному пробуждению, воспитывает в детях дисциплинированность, организованность. Комплекс упражнений, которые использует педагог во время зарядки, подбирается с учетом возрастных особенностей организма и времени года. Меняются не только виды упражнений, но и их длительность.

В статье мы рассмотрим основные виды утренней гимнастики, ее составные части, перечислим отличия проведения зарядки с детьми разного возраста. Родители смогут узнать, как проводится комплекс упражнений по утрам, сколько повторений нужно сделать, какие атрибуты используются, чтобы детям было интересно.

Подготовка к зарядке

Начинается утренняя гимнастика с построения в колонну. Существует комплекс упражнений без спортивного инвентаря, но чаще воспитатели раздают ребятам флажки или султанчики, кубики от пластмассового конструктора или мячи, гимнастические палки или погремушки. Малышам заранее дают атрибуты, а старшие дошкольники самостоятельно из специальных емкостей по очереди разбирают предметы. Иногда воспитатель назначает дежурного, который раздает товарищам спортивные снаряды.

упражнения на полу

Кубики можно разложить на полу, чтобы дети после первой части зарядки останавливались возле них для выполнения комплекса основных упражнений. Воспитатель перед использованием обязательно проверяет техническое состояние используемых предметов, чтобы они были полностью безопасны для малышей.

Где проводится зарядка?

В теплое время года утренняя гимнастика проводится на улице, на территории участка группы. Со старшими детьми иногда организовываются пробежки вокруг здания детского сада или на очерченной территории. В холодную пору года проводят утреннюю гимнастику в группе или в гимнастическом зале. Если детский сад не имеет специально отведенного помещения для занятий физкультурой, тогда выделяется время для зарядки в актовом зале. Два раза в неделю во многих дошкольных учреждениях организовывается утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением. Ритмические занятия развивают чувство такта, музыкальный слух.

Составные части зарядки

  1. Вводная часть. Сначала дети идут по кругу, затем начинают выполнять простые движения во время ходьбы, например: ходьба на носках с руками на поясе; ходьба на пятках с руками за головой; ходьба «лошадкой» с высоко поднятыми коленями; ходьба гуськом. Далее – легкий бег. Завершает вводную часть ходьба с перестроением. Дети младших групп останавливаются для выполнения основных упражнений в кружок. Дети старших групп могут перестраиваться в 2 или 3 колонны или шеренги.
  2. Основная часть. Общеразвивающие упражнения для всех групп мышц. Начинается утренняя гимнастика с тренировки плечевого пояса, затем задействуются мышцы спины и таза. Далее выполняются упражнения для ног и стоп, включая приседания и прыжки.
  3. Заключительная часть. Ее цель - восстановление дыхания. Ребята делают дыхательные упражнения либо на месте, либо во время ходьбы по кругу.
зарядка в старшей группе

Длительность проведения зарядки в каждой возрастной группе

В зависимости от возраста детей увеличивается как длительность зарядки, так и количество повторений каждого вида упражнений. Если в первой младшей (ясельной группе) зарядка занимает 4–5 минут, то уже во второй младшей группе длительность составляет 5–6 минут. Упражнения подбираются 3–4 видов, каждое из которых повторяется 4–5 раз. Упражнения малышам даются в игровой форме. Ребята имитируют движения зверей, птичек.

утренняя гимнастика у малышей

Утренняя гимнастика в средней группе длится 6-8 минут, а количество упражнений становится больше и достигает 5. Повторяют дети каждое 5-6 раз.

В старшей группе детского сада зарядка состоит из 6 упражнений с повтором каждого 6 раз. По длительности выполнения комплекс занимает 8-10 минут. Старшие дети подготовительной группы занимаются до 12 минут. Упражнения даются более сложные, повторяются 8-10 раз. Расширяется и сам комплекс: количество упражнений составляет 6-8.

Гимнастика в младшей группе

Как уже упоминалось ранее, с малышами проводится гимнастика в игровой форме. Дети могут изображать гномиков, поезд, велосипедистов, цветочки, маминых помощников и т. д. Каждое упражнение соответствует игровому заданию. Например, упражнение «Гномики чистят ботинки» представлено следующим заданием:

  • исходное положение – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища;
  • правая нога ставится вперед на пятку, туловище наклоняется вперед;
  • имитация руками движения чистки обуви;
  • исходное положение;
  • левая нога ставится вперед на пятку, туловище наклоняется вперед, движения повторяются.
упражнение для спины

Во время утренней гимнастики в младшей группе воспитатель обязательно показывает детям движения. Если какой-то малыш с утра не настроен на выполнение упражнений, то его заставлять не нужно. Утренняя гимнастика в детском саду должна вызывать только положительные эмоции, обязательным условием для воспитателя является индивидуальный подход. Если ребенок капризничает и не хочет прыгать с детьми, оставьте его в покое, ведь кроха может себя плохо чувствовать или быть расстроенным.

Зарядка в средней группе

Дети 4-5 лет уже хорошо знакомы с принципом выполнения упражнений. Внимание воспитателя направлено на качество и правильность движений: соблюдаются четкость и ритмичность, ребенок не должен отставать от общего ритма, успевать выполнять комплекс качественно. Дети средней группы на зарядке упражнения не разучивают. Воспитатель показывает способ выполнения того или иного упражнения, а дети повторяют движения за педагогом.

упражнения утренней гимнастики

По ходу гимнастики воспитатель может делать замечания, направленные на правильность положения ног или спины, особое внимание обращается на дыхание во время занятия. Дети должны делать упражнения одновременно, руководствуясь счетом.

Вводная часть включает подскоки, боковой галоп. Моторная плотность зарядки должна быть высокая, так как на нее отводится небольшой отрезок времени, а нужно успеть выполнить все упражнения по несколько раз.

Особенности зарядки старших дошкольников

Старшие дошкольники уже понимают главную цель зарядки, поэтому основное внимание педагога обращается на правильность выполнения упражнений и дыхания, четкого соблюдения ритма и темпа комплекса, разнообразию движений, аккуратной работе с предметами.

гимнастика в зале

Вводная часть сопровождается несколькими видами ходьбы, перестроениями. Соблюдается дисциплина, ровность колонок. Назначаются выводящие, которые должны с определенного места повернуть и вывести детей своей команды на место построения. Многие дети стремятся заслужить право быть ведущими, поэтому стараются качественно выполнять упражнения. Воспитатель уже иногда доверяет показ упражнения детям. В это время педагог получает возможность пройтись по рядам, оказать индивидуальную помощь, поправить осанку, проверить правильность дыхания.

Систематическое выполнение утренней гимнастики в старшей группе воспитывает у детей привычку. Дети уже более самостоятельны.

Подготовительная к школе группа

Комплекс упражнений для детей 6–7 лет особо не отличается от предыдущей возрастной группы. От детей воспитатель уже требует четкости и отличного качества выполнения упражнений. Ребята должны не только выполнять движения, но и знать исходную позицию, промежуточные положения. Мышцы должны испытывать напряжение.

утренняя гимнастика на улице

Большое внимание уделяется осанке и укреплению мышц спины, ведь ребята скоро пойдут в школу, будут много времени проводить за школьными партами и приготовлением уроков. Чтобы не было искривления позвоночника, нужно иметь крепкие и развитые мышцы спины.

Детская утренняя гимнастика обеспечивает прекрасное настроение и дает заряд бодрости на весь день, способствует раскрепощению застенчивых и нерешительных детей, дисциплинирует балованных и перевозбужденных малышей. Во время зарядки утром ребята быстрее успокаиваются после прощания с родителями и настраиваются на определенный режим детского сада.

fb.ru


Смотрите также