Восстановление и укрепление голосовых связок. Гимнастика для голоса


Упражнения для тренировки голоса. Говорим красиво, уверенно и свободно

Мудрейшие люди всех времен придавали голосу огромное значение:

Хазрат Инайаят Хан, индийский музыкант и философ  считал, что, познав тайну звука, можно познать тайну Вселенной.

Ошо (Бхагван Шри Раджниш) называл голос источником истинной свободы и расцвета личности.

Голос — важнейший инструмент общения с окружающими людьми: с его помощью можно расположить к себе собеседника, завоевать доверие и признание, но можно и оттолкнуть, произвести неблагоприятное впечатление.

Упражнения для тренировки голоса. Говорим красиво, уверенно и свободно.

Мое мнение, голос является даже более откровенным зеркалом души, чем глаза. Глаза можно отвести в сторону, спрятать за темными стеклами очков, а голос, если не владеть им, расскажет обо всех проблемах личности: отразит внутреннюю реальность человека во всех красках. К примеру:

  • Вы повышаете голос без надобности — значит, волнуетесь и теряете контроль над собой;
  • Темп речи ускоряется — неуверенность;
  • Перебиваете и пытаетесь ответить, не дослушав вопрос до конца — раздражены.

Но если мы владеем этим мощным инструментом, то с его помощью можем гармонизировать наш внутренний мир (обретать уверенность и спокойствие), а значит творить нашу реальность.

Ведь голос — это наша визитная карточка. Специальные упражнения для тренировки голоса, научат вас говорить красиво, уверенно и свободно. К вашему мнению всегда будут прислушиваться, и в свой адрес вы никогда не услышите: "Лучше бы он рта не открывал".

Нужно ли именно вам работать над голосом

Когда мы слышим чей-либо голос, невербальная информация поступает в мозг, который считывает генокод человека, и у нас начинает вырисовываться образ яркой капризной красавицы или стеснительной невзрачной мышки, закомплексованного ботаника или самоуверенного мачо и т.д.

На подсознательном уровне у нас складывается о человеке первое впечатление, и мы понимаем, что хотим с ним общаться дальше или стараемся прекратить контакт побыстрее.

Чтобы понять, как именно вы звучите для окружающих, нужно услышать самого себя:

Запишите на диктофон собственный голос и запись прослушайте.

Какая ваша реакция? Понравилось или вы воскликнули: «Боже мой, неужели это я так разговариваю?!!»

Какие ассоциации возникли у вас? Гнусавый, скрипучий, резкий, хриплый или другие? Как правило, каждому определению соответствует та или иная черта характера:

резкий и чересчур громкий голос — признак гордыни («с дураками нечего церемониться!»), робкий и слабый голосок — признак недооценки себя, самоуничижения («я недостойный, несчастный, больной, слабый») и др.

Над своим голосовым инструментом необходимо поработать, если:

  • Вам не понравилось звучание своего голоса,
  • Вы боитесь публичных выступлений, высказывать свою мысль в широком кругу,
  • Вас просят повторить сказанное,
  • У вас есть акцент,
  • Десятиминутный непрерывный разговор дает болевые ощущения в горле,
  • Вы не можете контролировать голос, произнося длинные предложения,
  • Взгляд ваших слушателей начинает блуждать через короткое время,
  • Вы вынуждены объяснять, что занимаете руководящую должность, так как по голосу слушатели этого не понимают,
  • Ваша солидная внешность и юный голос не соответствуют друг другу.

С чего начать

Первоочередная задача в работе с голосом — постановка правильного дыхания. Начать надо с упражнений для диафрагмы, которая обеспечивает силу и выразительность голосу.

Только тренированная диафрагма и эластичные капилляры способны заставить работать грудную клетку: расширяться и растягивать в полную силу легкие, доносить кислород и жизненную энергию до всех органов и клеточек.

Тренируем диафрагму:

Упражнение «Лодочка»

Упражнения для тренировки голоса "Лодочка"Исходное положение — лечь на спину, на твердую поверхность, руки кладем вдоль тела. Тело расслаблено.

Поднимаем одновременно на 10-15 см от пола (или на ту высоту, которая выполнима) спину и прямые ноги (носочки вытянуты). Руки вытягиваем параллельно полу, касаемся ног ладонями в области колен.

Задерживаемся в этом положении как можно дольше, до ощущения усталости. Вернувшись в исходное положение, расслабляемся.

Важно: нельзя перенапрягаться. В первый день сделайте «Лодочку» один раз. Увеличивайте количество упражнений постепенно. Не стоит делать подряд больше 10 раз.

Упражнение «Кузнечик»

Упражнения для тренировки голоса "Кузнечик"Исходное положение – лечь лицом вниз на жесткую поверхность. Ноги сомкнуть вместе, положить вдоль тела руки, пальцы рук сжать в кулаки.

Делая глубокий вдох, заводим кулаки под низ живота, задерживаем дыхание. Во время задержки дыхания отрываем от пола прямые ноги, поднимаем их как можно выше, опорой служат кулаки.

Если это вариант упражнения для вас сложен, то выполняйте облегченный: поднимайте ноги поочередно.

Поднятые ноги удерживаем до появления чувства усталости. Занимаем исходное положение, расслабляемся.

Упражнение нужно начинать выполнять один раз в день, увеличивая количество постепенно, довести до десяти. Главная задача — не перенапрягаться.

Эти упражнения позволят диафрагме обрести тонус для полноценного дыхания, а также нормализуют работу ЖКТ,  тренируют брюшной пресс, способствуют уменьшить в области живота жировые отложения.

Очень полезна дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, она помогает не только овладеть возможностями голоса, но и победить многие заболевания.

 

Упражнения для силы голоса

Гортань опускается, как при зевке, в трех последовательных положениях:

  1. зубы сжаты и закрыт рот,
  2. зубы сжаты и открыт рот,
  3. рот открыт.

При этом рука находится на груди, чтобы мы могли почувствовать вибрацию грудной клетки. Другая рука активна — жестикулируем, помогая себе произносить слова. Проговариваем слова медленно, нараспев, ощущаем силу и глубину собственного голоса:

А: Алла, Аллилуйя, Анна, агу, ага, алое, агония, аминь, аул, аналой, аум.

У: Угу, уголь, уния, умный, юный, юнга, юла.

ОЭИ: Эмма, Элла, Оля, Ольга, Инга, Иглы, ИГЛЫ! – придыхание-ИНГА!

М: Монна, манна, мама, муму, Мила, мыло, мина, мимо.

Н: Нума, Нона, Нана, Неля, Нелли.

Л: Лола, лань, Лама, лунный.

Г: Галлон, гармония, гамаюн, галлы, гуманный, гунны, гули-гули, гуга.

Упражнения для улучшения артикуляции и дикции

Основой разборчивости и четкости речи является дикция. Чистоту и ясность произношения обеспечивает правильная работа артикуляторного аппарата, а именно его подвижных частей — губ, языка, неба, глотки, нижней челюсти.

Они должны быть эластичны, подвижны и управляемы. Даже если нет явных изъянов в речи, работа над дикцией принесет ощутимую пользу, она является продолжением тренировки дыхания.

  • Читаем с карандашом.

Карандаш или винную пробку зажимаем между передними зубами. При этом рот приоткрыт, язык не касается пробки (карандаша), зубы обнажены. Произносим те звуки, при проговаривании которых губы не включаются в движение: к, г, гь, кь, й, нь, н, ль, л, дь, д. Далее соединяем их с гласными.

Берем любую книгу и читаем вслух несколько страниц в этом неудобном положении. Повторять необходимо ежедневно. Положительный эффект замечается быстро.

  • К Т П (шесть разных сочетаний) + звуки гласные Ы О Э И А У.

Например: повторяем быстро кпти-кптэ-ктпо-ктпа-ктпо-ктпу-ктпы, затем ктпи-ктпэ-ктпа-ктпо-ктпу-ктпы и так далее сочетая с разными гласными (ктпи-…, кпти-…, тпки-…, птки-…).

Те же действия проделываем для согласных Б Г Д,  Ж Р Л, М Р Л в сочетании их с звуками гласными Ы О Э И А У.

  • Выпишите те звуки, которые с трудом поддаются вашему произношению (например, р, ц, л). Составьте предложения со словами, в которых эти звуки повторяются часто. Повторяйте эти предложения ежедневно.
  • Произносите сначала беззвучно, а затем с голосом гласные: иииии, ёёёёё, ооооо, яяяяя, ааааа. Рот должен быть открыт широко, челюсть опускается вниз свободно.
  • Читайте любимые стихи, выговаривая и напирая на звуки яяяяя, ааааа, иииии, эээээ, ёёёёё.
  • Проговаривайте скороговорки-языковертки: сначала — медленно, затем — быстро, четко и ритмично:

Уточка-вострохвосточка вывострохвостила вострохвостят.

Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

Горихвостка-гори-хвосточка выгорихвостила горихвостят.

Шилоклювка-шилоклю-вочка вышилоклювила шилоклювчат.

А мне не до недомогания.

Брит Клим-брат, брит Глеб-брат, брат Игнат — бородат.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

Нес не нес, а до нас донес.

Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

Везет цапля чушку с щучкой на санках.

Велика куча не надокучит.

Рододендроны из дендрария.

То то, то другое, то то, то другое, то египетским богом там кажется дятел.

  • Бабушкин метод: берем в рот грецкие орехи и разговариваем, читаем вслух минут по 20 каждый день. Вспомните фильм «Я самая обаятельная и привлекательная» с Ириной Муравьевой в главной роли. Вот она там таким же способом развивала свою речь. Главное — нужно слоги проговаривать четко.
Тренировка нижней челюсти

Заниматься следует перед зеркалом, в упражнениях должны участвовать только артикуляционные органы, а лоб, нос и глаза — неподвижны. Делайте упражнения плавно и не спеша.

  • Опускаем нижнюю челюсть на два пальца и в этом положении удерживаем ее, считая до пяти. Рот медленно закрыть.
  • Опускаем нижнюю челюсть и медленно двигаем ею влево и вправо.
  • Опускаем нижнюю челюсть и медленно выдвигаем ее вперед и возвращаем в исходное положение.
Тренируем мышцы языка

Малоподвижный и вялый язык часто приводит к потере разборчивости речи, она становится смазанной и невнятной.

  • Сверните язык трубочкой.
  • Высуньте язык изо рта как можно дальше и подвигайте им влево, вправо, вниз и вверх.
  • Оближите языком все внутри рта, как будто наводите уборку, проникая в самые дальние уголки.
  • Поцокайте языком, плотно прижимая его к небу и затем резко опуская.
  • Все эти упражнения производите качественно, но без излишнего напряжения.
Тренировка губ
  • В исходном положении закрыт рот, мышцы нижней челюсти расслаблены. Поочередно поднимайте и опускайте верхнюю и нижнюю губы, десны при этом не видны, а мышцы лица спокойны.
  • Оттягивайте уголки рта в стороны, а затем вытягивайте губы вперед трубочкой. Сначала имитируйте, далее произносите звуки у – и.
  • Многократно произнесите сочетания губных согласных бм, мб, мп, пм и губно-зубных мв, ем, вб, бв и др.
  • Массируйте губы: нижними зубами верхнюю, а верхними — нижнюю.
  • Вытягивайте губы трубочкой и двигайте влево-вправо.
Тренировка мышц глотки
  • Сначала мысленно, потом шепотом, далее вслух поочередно произносите звуки «и», «у». Повторять не меньше 10-15 раз.

Это упражнение разрабатывает подвижность гортани: произнесение гласных звуков «и» гортань принимает самое высокое положение, а фонация «у» опускает ее в самое низкое положение.

  • Зубы сомкнуты, всасывайте воздух.
  • Губы вытянуты вперед, всасывайте воздух.
  • Имитируйте жевательные движения при открытом и закрытом рте — во время  упражнения энергично сокращается мускулатура гортани, мягкого неба, глотки, губ и языка.

Вырабатываем звонкость и полетность голоса

Исправить глухое звучание вашего голоса помогут упражнения для верхних и нижних резонаторов.

Тренируем верхние резонаторы:

  • Сидя или стоя сделайте через нос короткий вдох. Одновременно, с закрытым ртом и без напряжения, произнесите «н» или «м» с вопросительной интонацией. Постарайтесь почувствовать вибрацию в области верхней губы и носа.
  • Сделайте глубокий вдох. Выдыхая, произнесите «бонн», «донн» или «бимм». Последнюю согласную проговаривайте протяжно, добейтесь ощущения вибрации в области верхней губы и носа.
  • Вдохните глубоко. Выдыхая, произносите протяжно слоги «момм», "мимм","нинн", "нунн", "нанн" и др.
  • Сделайте глубокий вдох. На выдохе произносите сначала коротко, а далее протяжно любой из открытых слогов: му-муу, ми-мии, мо-моо, но-ноо, ни-нии и др.

Тренируем нижние резонаторы (гласные «у» и «о» проговаривайте протяжно и наиболее низко):

  • В положении стоя положите на грудь руку. Сделайте зевок с закрытым ртом, гортань зафиксируйте в нижнем положении. Выдыхая, произнесите «у» либо «о», постарайтесь почувствовать  вибрацию грудной клетки. Если не получается, можно вибрацию вызвать искусственно, легко постукивая рукой по грудине.
  • В положении стоя положите на грудную клетку руки. Наклоняясь вперед, выдыхайте и произносите длительно и протяжно гласные «у», «и».
  • Положение стоя, руки на груди. Произносите на выдохе «окно», «око», «олово», «мука» или «молоко».

В завершение этой статьи позвольте процитировать слова Хазрат Инайят Хана:

«Тот, кто владеет своим голосом —  владеет собой.

Тот, кто владеет собой — свободен.

Выбор свободного человека — безграничен.

Поэтому,  открой  свой голос, и позволь себе быть свободным!!!»

Источники: И.П. Козляникова «Произношение и дикция» (Всероссийское театральное общество, 1977), В.П. Морозов «Тайны вокальной речи», Б. М. Теплов «Психология музыкальных способностей» (1947).

Елена Вальве для проекта Сонная кантата.

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. Любое использование материала возможно только с активной ссылкой на сайтSna-kantata.ru!

В следующих статьях о том, как сделать голос более низким, а речь живой и многогранной.

sna-kantata.ru

Упражнения и гимнастика для голосовых связок: как укрепить, расслабить, улучшить?

Голос у человека является одним из главных средств для общения с окружающими людьми. Именно поэтому его потеря создаёт массу неудобств и проблем. За наличие голоса у человека отвечают голосовые связки – они представляют собой две эластичные мышцы, которые расположены в гортани и крепятся к хрящам гортани. Для появления звука необходимо, чтобы связки полностью смыкались, к сожалению, существует много причин, которые приводят к проблемам с голосом и его полному отсутствию.

Девушка с рупором

Основные причины потери голоса

Существуют множество причин, которые приводят к потере голоса, основными из них являются:

  • Различные инфекционные болезни дыхательной системы в частности - гортани, такие как тонзиллит, фарингит, ларингит.
  • Постоянные нагрузки на голосовые связки – у преподавателей, военных, певцов.
  • Воздействие пыли, дыма, холодного воздуха и напитков.
  • Ожоги как химические, так и термические.
  • Опухоли гортани.
  • Параличи или парезы связок.

Симптомы при потере голоса

Существуют определенные симптомы, которые характерны для заболеваний, сопровождающихся потерей голоса, к ним относят:

  1. Появление охриплости.
  2. Постепенно человек переходит на шёпот.
  3. Полная афония – то есть отсутствие голоса.

У детей основной причиной утраты голоса могут стать папилломы – доброкачественные опухолевидные новообразования, которые необходимо как можно раньше удалять. Основным признаком при этом заболевании является непрекращающаяся охриплость голоса.

Методики лечения

Врач пишет

Главным фактором в определении методов лечения при потере голоса является выяснение причины данного состояния. Очень часто лечение заключается в устранении симптомов основного заболевания, которое и привело к поражению голосовых связок и потере голоса.

На сегодняшний день для разработки голосовых связок применяют специальные комплексы упражнений. В основном они разрабатывались фониатрами (так называют специалистов, которые занимаются восстановлением голоса), поэтому являются достаточно эффективными. Однако зачастую добиться полного восстановления голоса можно только при проведении комплексного лечения, которое назначает врач.

Главное, на что следует обратить внимание пациентов, у которых пропал голос – это соблюдение молчания.

Ни в коем случае не следует надрывать связки и говорить через силу, это может привести к афонии, после которой восстановить голос в полном объёме будет очень сложно. Кроме того, необходимо избегать употребления горячей, острой, соленой и холодной пищи. Также нужно будет забыть о спиртных напитках, кислых фруктах, например, цитрусовые следует полностью исключить из рациона больного.

Способы восстановления голоса

Как указывалось выше, для восстановления утраченного голоса назначаются специальные дыхательные упражнения. На сегодняшний день существуют различные комплексы, которые помогают восстановить голос и улучшить его звучание.

Для людей с частично утраченным голосом полезны следующие упражнения:

  1. Вначале необходимо присесть на корточки, при этом расстояние между коленями должно составлять не больше размеров 1–2 кулаков. Спина при этом должна оставаться ровной, руки нужно положить на колени. Находясь в таком положении нужно сделать выдох, максимально напрягая руки, горло и шею. Через 6-10 секунд можно расслабиться, и сделать несколько обычных вдохов-выдохов и повторить глубокий выдох.

    Подобные упражнения следует сделать 6-10 раз, их можно повторить через пару часов.

  2. Сначала необходимо лечь на спину и делать вдохи таким образом, чтобы в них участвовал живот, затем нужно будет задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося при этом звук «С», это упражнение делается около 5 минут. После этого на выдохе следует произносить звуки «З» и «Ш».
  3. Следующим этапом этого комплекса упражнений является произношение звука «М» на выдохе, положения тела при этом остается таким же, как и во время выполнения предыдущего упражнения.
  4. После этого, попытайтесь напевать букву «М», делая каждый звук наиболее длинным. Продолжительность этого упражнения составляет не менее 5 минут.
  5. Затем следует с открытым ртом тянуть звук «Н», при этом следите за тем, чтобы произносимые буквы звучали без дребезжания.

Другие методики восстановления связок

Дыхательная гтмнастика

Чтобы восстановить связки, для начала следует снять напряжение и расслабить их. Для этого используется специальное упражнение, получившее название «Зевающего льва». Во время проведения этой процедуры необходимо запрокинуть голову назад и широко открыть рот, после этого нужно постараться издать звук, похожий на громкое зевание, при этом должна изменяться его тональность. Именно зевание, по мнению специалистов, является лучшим способом расслабить гортань, в которой и находятся голосовые связки.

Ещё одним эффективным способом расслабить связки является снятие напряжения с диафрагмы, именно по этой причине у многих людей возникают проблемы с голосом. В таком случае применяют специальные методики дыхательной гимнастики, среди них особое место занимает система Стрельниковой. Эту методику используют в ведущих клиниках и центрах нашей страны для лечения других заболеваний дыхательной системы.

Как можно укрепить связки

Кроме специальной гимнастики для голосовых связок и назначения прочих процедур фониатром, вернуть голос и улучшить состояние пациента помогут и средства, предлагаемые народной медициной.

Хорошим средством для укрепления связок является полоскание горла отваром из трав, для его приготовления нужно взять: цветки ромашки, календулы и листья эвкалипта.

Отличным способом укрепить связки является приём смеси из растёртых с сахаром и сливочным маслом сырых желтков куриных яиц.

Медики при охриплости голоса рекомендуют через каждые два часа полоскать горло раствором фурациллина, морской соли или настойки прополиса. Часто их чередуют с приёмом антибактериальных препаратов, в случае, если причиной афонии или охриплости голоса являются инфекции, это позволяет улучшить состояние больного.

При проведении лечебной гимнастики и других процедур для восстановления голосовых связок необходимо по возможности исключить все факторы, способствующие раздражению гортани, в частности, отказаться от продолжительных разговоров по телефону. Это, по мнению специалистов, сильнее раздражает голосовые связки, чем обычное живое общение. Нежелательно также выходить из тёплого помещения на холод. Кроме того, следует избавиться от курения, так как вдыхание никотина раздражает связки.

При чрезмерном напряжении на связках образуются узелки, которые представляют собой наросты, они и будут создавать помеху для нормального звучания вашего голоса.

Для укрепления связок нужно произносить слова только на выдохе. Улучшить звучание или полностью восстановить утерянный голос можно только при чётком соблюдении рекомендаций врача и регулярном проведении назначенных методик лечения, в том числе и точного выполнения дыхательной гимнастики.

medotvet.com

Дыхательная гимнастика Стрельниковой | СИЛА СЛОВА

Гимнастика изначально предназначалась для восстановления голоса певцов. Основы гимнастики заложила Александра Северновна Стрельникова. Её дочь Александра Николаевна Стрельникова продолжила работу матери и в 1972 году получила авторское свидетельство на "Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса". В какой-то момент был замечен общий оздоровительный эффект гимнастики. Выполнять стрельниковский комплекс упражнений стали рекомендовать и при простудных заболеваниях верхних дыхательных путей и других заболеваниях дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Многие известные актёры и певцы, успешные ораторы выполняют упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой как ежедневно, для поддержания общего тонуса, так и перед выходом на сцену, чтобы повысить энергетику своего выступления. Замечен положительный эффект гимнастики для лечения заикания и неврозов. Гимнастика снимает усталость, выводит из состояния депрессии и повышает половую активность.

Потеря голоса. Причины

Распространённое явление для певцов, преподавателей, военнослужащих - потеря голоса. Потеря голоса может быть вызвана переохлаждением и неправильной работой органов дыхания при извлечении звука. В последним случае потеря голоса связана с типом дыхания. У большинства людей сформирован грудной тип дыхания: увеличивающаяся в объёме грудная клетка впускает воздух только в верхние отделы лёгких. Звучание - это выдох, колеблющий голосовые связки. Выдох у людей с грудным типом дыхания слабый и короткий - воздуха в верхних отделах лёгких помещается мало. Для полноценного насыщения организма кислородом, приходится чаще набирать воздух - поэтому дыхание частое. Во время выступления или пения воздух поступает в лёгкие в обычном количестве, но выдох подчинён ритму речи или песни. Скоро в лёгких начинает скапливаться лишний воздух, который начинает давить на голосовые связки и они напрягаются. Человек начинает говорить с усилием, ещё больше напрягая связки. Связки травмируются и если человек не может прекратить выступления - то он потеряет голос. При регулярном травмировании связок на них могут возникать узлы, требующие хирургического вмешательства.

Потеря голоса. Устранение причин.

Для того, чтобы звучать долго и свободно, не напрягая связок, нужно использовать полный объём своих лёгких. Это не только позволит вам свободно распоряжаться голосом и использовать его продолжительное время, но и устранит застойные явления в лёгких, улучшит обогащение кислородом организма, снизит частоту дыхания и сердцебиения, что, в свою очередь, приведёт к замедлению процессов старения. Для того, чтобы задействовать весь объём наших лёгких мы должны тренировать нашу диафрагму. Правильный тип дыхания называется: диафрагмальным. Диафрагма - это мышечная пластина отделяющая брюшную полость и лёгкие. Когда она сокращается, она опускается, освобождая место для лёгких (живот выпячивается) - воздух спускается в нижние отделы лёгких. Потом она расслабляется и воздух сам выталкивается из лёгких. Гимнастика Стрельниковой уникальна тем, что все её упражнения сокращают объём грудной клетки, препятствуя грудному дыханию. Но упражнения выполняются на вдохе, что и заставляет работать нашу диафрагму, происходит её тренировка.

Комплекс упражнений

Это 12 упражнений, выполняемых на вдохе. Вдох особый - "Стрельниковский". Он очень быстрый и глубокий - за мгновение (хлопок в ладоши) вы должны максимально наполнить лёгкие воздухом. Вдыхайте носом. О выдохе не думайте - если вы правильно вдохнули, то он должен произойти сам собой, желательно через рот. Потренируйтесь.

Зетем можно приступить к выполнению упражнений. Все упражнения выполняются несколькими подходами по 8 или 32 вдоха-движения так, чтобы в сумме вы выполнили 96 вдохов-движений в каждом упражнении. Между подходами отдыхайте 3-10 секунд. Считать нужно про себя. Ритм выполнения упражнений - ритм строевого шага. Вдох выполняется одновременно с движением.

Последовательность упражнений в классическом комплексе:

1. "Ладошки" - 12 подходов по 8 вдохов-движений.2. "Погончики" - 12 подходов по 8 вдохов-движений.3. "Насос" - 12 подходов по 8 вдохов-движений.4. "Кошка" - 12 подходов по 8 вдохов-движений.5. "Обними плечи" - 12 подходов по 8 вдохов-движений.6. "Большой маятник" - 12 подходов по 8 вдохов-движений.7. "Повороты головы" - 12 подходов по 8 вдохов-движений.8. "Ушки" - 12 подходов по 8 вдохов-движений.9. "Маятник головой" - 12 подходов по 8 вдохов-движений.10. "Перекаты" - левая нога впереди - 12 подходов по 8 вдохов-движений11. "Перекаты" - правая нога впереди - 12 подходов по 8 вдохов-движений12. "Шаги":"Передний шаг" - 32 вдоха-движения за один подход,"Задний шаг" - 32 вдоха-движения за один подход,"Передний шаг" - 32 вдоха-движения за один подход.

Описание упражнений

  • Ладошки - сжимаем и разжимаем ладони, держа руки поднятыми вверх и согнутыми в локтях. ("Сдаюсь")
  • Погончики - кулаки прижимаем к животу и затем резко опускаем вниз, с усилием, словно отжимаемся от пола.
  • Насос - поклоны в пояс. Ноги на ширине плеч. Руки тянем к полу, но не касаемся его. Спина круглая, не распрямляем её полностью, возвращаясь в исходное положение.
  • Кошка - приседания одновременно с поворотом корпуса (словно "вкручиваемся  в пол"). Чередуйте повороты влево и вправо. Ноги расставлены чуть уже, чем на ширине плеч и не отрываются от пола.
  • Обними плечи - пальцами рук возьмитесь за плечи. Левой рукой за левое, правой - за правое. Затем "бросайте" ладонь к противоположному плечу, обнимая себя (ладонь ложится на противоположную лопатку, запястье на плечо). При перекрещивании рук чередуйте руку, оказывающиюся сверху.
  • Большой маятник - выполняйте наклоны, как в упражнении "Насос" (руки тянутся к полу) и без остановки присоединяйте к ним наклоны назад (слега прогнувшись в пояснице), обнимая руками плечи, как в упражнении "Обними плечи".
  • Поворот головы - повороты головы влево и вправо.
  • Ушки - наклоны головы к левому и правому плечу.
  • Маятник головой - наклоны головы вперёд и назад (смотрим в пол, смотрим в потолок)
  • Перекаты - Левая нога впереди, прямая, правая - сзади, согнутая в колене, поставлена на носок. Вес тела на левой ноге, корпус тела прямой, правой ногой касаемся пола, только чтобы не терять равновесие. Со вздохом слегка приседаем на левой ноге и переносим все тела на правую (назад), со вздохом слегка приседаем на правой ноге и снова переносим все тела на левую и т.д.
  • Шаги - Встаньте прямо, поставьте ноги чуть уже, чем на ширину плеч - исходное положение. Передний шаг: поднимите ногу согнутую в колене вперёд на уровень живота, а на опорной ноге слегка присядьте, затем вернитесь в исходное положение. Задний шаг: пяткой ноги "ударьте" себя по ягодице, а на опорной ноге слегка присядьте, вернитесь в исходное положение. Чередуйте ноги с каждым вдохом-движением.

Рекомендации

Для начинающих рекомендуется разбивать классическую "восьмёрку" вдохов-движений пополам: 4 вдоха-движения и пауза - но общее количество вдохов неизменно - 96. Следите за своим состоянием. Без привычки у вас может закружиться голова, что пройдёт к окончанию выполнения комплекса. Если у вас есть любые ограничения для физической нагрузки - перед выполнением комплекса проконсультируйтесь со специалистом.

silaslova.biz

Как улучшить свой голос | pensioneram.info

голос 2

Заботясь о внешней привлекательности, немногие уделяют внимание своему голосу и речи. А ведь они наравне с манерами и внешним видом формируют у окружающих мнение о человеке, вызывая к нему симпатию или неприязнь.

Всегда охотнее слушают того человека, который имеет приятный мягкий проникновенный голос, чем того, кто говорит хрипло, визгливо или гнусаво. Красивый выносливый голос особенно важно иметь тем людям, кому в силу профессии приходится много говорить. Как бы ни были полезны и интересны излагаемые ими сведения, они не будут восприняты слушателями, если говорящие сообщают их нечленораздельно, монотонно слабым невыразительным голосом. Не каждому повезло иметь от природы красивый по тембру мелодичный голос, но каждый при желании, сильной мотивации и настойчивости как с помощью специалистов, так и самостоятельно может улучшить свой голос, сделав его более благозвучным и выразительным.

Какой речевой голос считается красивым

Красивый голос отличается звучностью, мелодичностью, выразительностью, гибкостью, богатством тембровой окраски, широтой диапазона, четкостью произношения слов, малой утомляемостью. Оптимальным является голос средней силы и высоты, так как его легко можно понизить и повысить, сделать тихим и громким.Дискомфортно слушать писклявый, гнусавый, сиплый, скрипучий, дрожащий, резкий, пронзительный, невнятный, монотонный, слишком громкий или тихий голос.В большинстве случаев причинами неприятного голоса являются телесные и психологические зажимы, неправильное дыхание, недостаточная тренированность голосовых мышц, недостатки дикции, а также нездоровье.

Какой у вас голос?

голос 3

Для того чтобы правильно оценить свой голос, наговорите какой-нибудь текст, например, прочитайте короткий рассказ или перескажите фильм в обычной свойственной вам манере общения, используя диктофон или любое другое средство аудио- и видеозаписи, а затем прослушайте запись.

Скорее всего, собственный голос покажется вам неузнаваемым. Это объясняется тем, что звук собственного голоса достигает наших ушей не только извне, но действует на слуховой орган и изнутри, в результате мы слышим сочетание двух голосов: первый голос проходит через мягкие ткани лица и кости черепа, а второй, тот, что слышат все остальные – распространяется по воздуху. А звук в разных средах передается по-разному. Этим и объясняется несоответствие, которое так удивляет и в большинстве случаев вызывает недовольство и неприятие собственного голоса, когда слышишь его в записи. По этой же причине человек слышит сам себя не так, как окружающие, которые воспринимают его речь именно так, как он звучит на записи. Свой голос сами мы слышим значительно ниже, чем он кажется окружающим. Еще раз внимательно и критически прослушайте запись своего голоса и, учитывая собственные субъективные впечатления от него, сделайте вывод о том, нужно ли вам работать над своим голосом, и если нужно, то от каких его неприятных качеств вы хотели бы избавиться.Намереваясь самостоятельно улучшить звучание своего голоса, вы должны быть готовы к тому, что придется потратить несколько месяцев упорного труда, пока не появятся заметные улучшения. И лучшим помощником в этом вам будет какое-либо звукозаписывающее устройство, которое даст возможность контролировать результаты исправления голоса. Залог успеха — в коротких, но регулярных занятиях. Заниматься надо каждый день (лучше всего в одно и то же время) по 20-30 минут.

Внимание! Предлагаемые в статье голосовые и речевые упражнения рассчитаны на людей, не имеющих хронических болезней и патологий в области гортани и всей дыхательной системы.

Голос и осанка

Работу по улучшению голоса нужно начинать с выработки правильной осанки и управления своим дыханием. Нарушения осанки приводят к нарушению функции органов дыхания. При хорошей осанке органы дыхания расположены правильно, что позволяет голосу быть легким и свободным.

Существует множество упражнений, предназначенных для выработки правильной осанки. Начните с самых простых.

голос 4— К ровной стене без плинтусов встаньте спиной так, чтобы ее касались пятки, ягодицы, лопатки и затылок. Голову держите прямо: линия подбородка должна быть параллельна полу. Если в таком положении ваша ладонь свободно проходит между стеной и поясницей, значит осанка правильная. Минуту постойте в таком положении и сделайте 7 глубоких вдохов-выдохов (вдох через нос, выдох через рот). Мысленно представив, что стена прилипла к вашей спине и вы уносите ее с собой, походите по комнате — чем дольше, тем лучше.

— Положите на голову толстую книгу в твердой, но не глянцевой обложке и походите с этим грузом по комнате, балансируя руками. Попытайтесь сделать несколько приседаний или танцевальных па, стараясь не уронить книгу. Оба упражнения старайтесь выполнять как можно чаще.

— Во время ходьбы представляйте, будто к вашей макушке привязана нить, за которую кто-то тянет вас вверх, а к плечам – еще две нити, слегка отводящие их назад. В результате грудь распрямится, спина станет ровной, живот подтянется.

Правильное речевое дыхание

Следующий этап — освоение т. н. диафрагмального дыхания, которое позволяет получить приятный грудной голос, добиться его большей звучности и силы, выработать четкую и внятную речь. При диафрагмальном дыхании вдох и выдох совершаются в результате сокращения диафрагмы — самой длинной мышцы, разделяющей грудную и брюшную полости. Растягивая нижнюю часть легких, куда обычно не поступает кислород, диафрагма дает возможность дышать, говорить и петь, используя весь объем легких. Диафрагмальное дыхание создает необходимую опору звуку, помогает распределять выдох на равные порции, чтобы увеличить количество произносимых слов. В процессе дыхания живот на вдохе должен выпячиваться, а не втягиваться. Хорошо управляемое речевое дыхание отличается коротким, бесшумным вдохом и длительным, экономным, плавным, непрерывным выдохом. Соотношение длительности вдоха и выдоха должно составлять примерно 1:15 -1 : 20. Очередной вдох надо делать по мере физической необходимости быстро и незаметно.Научиться дышать с помощью диафрагмы помогает, к примеру, такое упражнение. Встаньте прямо, стопы поставьте параллельно и равномерно распределите нагрузку на них. Расслабьте руки, живот и нижнюю челюсть. Ноги немного согните в коленях. Расслабленные руки поднимите вперед и вверх, сделайте короткий вдох, затем сразу же бросьте руки вниз, одновременно слегка приседая. При этом сделайте выдох, произнося «У-уфф!» (или «Ух ты!», «Вот и все!», «Наконец-то!») так, как вы бы сделали, закончив тяжелую работу.

Освоив короткий выдох, постепенно удлиняйте его, медленнее произнося более длинные фразы и при этом глубже приседая. Старайтесь равномерно распределять объем выдоха на всю длину фразы. Произносить можно, к примеру, такие фразы: «Конец — делу венец», «Делу — время, потехе — час», «Тише едешь — дальше будешь» и т.д. Во время выдоха голос должен звучать максимально полно, не прерываясь.Освоить диафрагмальное дыхание вы сможете, если будете регулярно произносить на одном выдохе, не добирая воздух, каждую строфу стихотворения в переводе С.Я.Маршака “Дом, который построил Джек” или скороговорку: «Как на горке, на пригорке, стояли 33 Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорка, пять Егорка…» и т. д. (Интересно, сколько Егорок получится у вас на одном выдохе?).Из существующих разнообразных дыхательных упражнений и приемов, помогающих добиться желаемого звучания голоса, особенно полезно применять парадоксальную дыхательную гимнастику А.Н.Стрельниковой, которая тонизирует и тренирует группы мышц, участвующие в образовании голоса.

воздушный шарикУкрепить дыхание и улучшить звучание голоса можно, занимаясь пением. Дыхательную систему хорошо укрепляет надувание воздушных шариков. Для тренировки плавности выдоха рекомендуется также использовать губную гармошку. Глубоко вдохнув воздух, дуть в нее надо плавно, с одинаковой силой так, чтобы полностью освободить легкие. Это будет и дыхательной гимнастикой, и массажем гортани одновременно.

Внимание! Не следует выполнять дыхательные упражнения после еды.

Как развивать основные качества голоса

Для того чтобы улучшить звучание голоса, нужно главным образом развивать такие его качества, как сила, тембр и гибкость. Регулярное выполнение упражнений для развития голоса в то же время дает и заметный оздоровительный эффект, благоприятно влияя на дыхательную и сердечно-сосудистую системы, повышая интенсивность обменных процессов, а также устойчивость эмоционально-психического состояния.

Упражнения для развития силы голоса

Для развития силы голоса нужно тренировать умение плавно менять динамику звука от громкого к тихому и от тихого к громкому. Сила голоса зависит от объемности дыхания.— Произносите один слог громче, другой — тише: ам-ом ум-эм ым-им.— Произносите громко-тихо-громко следующие междометия: «ай — ай — ай», «ой — ой — ой», «эй — эй — эй».— Имитируйте рычание собаки («р»), гудок парохода («у»), вой ветра («в»), жужжание пчелы («ж»), писк комара («з») и т.п., произнося звуки тише или громче в зависимости от степени удаления воображаемого объекта.— Произнесите слоги с распевной интонацией в виде гаммы, то есть повышая тон звучания голоса при переходе к каждому следующему слогу, затем произнесите их в обратном порядке — сверху вниз: ма-мо-му-мэ-мы-ми.Повторите каждое упражнение три раза, соблюдая правильную технику дыхания.

Упражнения для улучшения тембра голоса

Тембр голоса больше всего зависит от индивидуальных свойств и строения голосовых связок, плотности их смыкания, объема и формы резонаторов и трахеи. На тембр оказывают влияние движения мышц, глотки, мягкого неба, губ, щек, языка, нижней челюсти. Изменить природный тембр голоса невозможно, но вполне реально с помощью упражнений обогатить и облагородить его, окрасив обертонами.

— Встаньте или сядьте, выпрямив спину. Не поднимая и не опуская подбородка, вытяните шею как можно дальше вперед, оставайтесь в этом положении несколько секунд. Затем, не запрокидывая голову и слегка опустив подбородок, оттяните шею до предела назад, оставайтесь в таком положении несколько секунд. До легкого утомления делайте плавные движения шеей вперед — назад, произнося при этом слова «вперед — назад».

— Открыв рот, высуньте язык как можно дальше вперед и вниз к подбородку, затем наклоните голову вниз. Потом поднимите язык вверх к носу и одновременно поднимите голову вверх, не запрокидывая ее и как можно сильнее вытягивая при этом шею. Повторите упражнение несколько раз.

голос 6

— Сделайте глубокий вдох. Выдыхая, произносите одно из следующих слов: «бомм», «бимм», «домм», «донн» «бонн», «димм». Протяжно произнося последнюю согласную, добивайтесь вибрации в области носа и верхней губы.

— Глубоко вдохните. На одном выдохе произносите сначала коротко, а затем протяжно один из слогов: мо-моо, му-муу, ми-мии, мэ-мээ.

— Встаньте прямо, сложив руки на груди. Наклоняясь вперед, на выдохе длительно и протяжно произносите гласные «у» и «о». Затем на выдохе нараспев произносите следующие слова: «молоко», «мука», «око»,«окно», «олово».

— Произнесите одно за другим слова «Галя» и «голубь» с мягким фрикативным (украинским) «г», при этом первое слово надо произнести, не напрягая горло, но напористо — так, чтобы звук шел словно прямо из живота, второе же слово нужно протяжно пропеть. Повторите 8 раз, записав на диктофон. Через неделю ежедневных упражнений сделайте новую запись, сравнив с первой.

— В течение 1 минуты пощелкайте языком, изображая цоканье копыт, при этом меняйте положение губ от собранных в трубочку до раскрытых в широкой улыбке. Обратите внимание на изменение окраски щелкающих звуков в зависимости от ширины раскрытия рта. При выполнении упражнения можно использовать мелодию какой-либо песни.

— Откройте рот, зажмите нос пальцами. Дыша ртом, в течение 3-5 минут читайте любой текст.

— Опустите голову, прижав подбородок к груди, на выдохе глубоким голосом произносите «о-о-о» или «у-у-у», пока хватает дыхания. На верхнюю часть грудной клетки положите руку. Можно слегка похлопать по ней ладонью. Это увеличит вибрацию голосовых связок и силу их колебаний. Упражнение помогает улучшить звучание грудных, низких звуков.

Упражнения для развития гибкости голоса

При разговоре человек звучанием своего голоса может выражать радость, удивление, сочувствие, просьбу, приказ, угрозу, презрение и т. п. Способность сознательно и без труда изменять интонацию в соответствии с содержанием произносимого называется гибкостью голоса. Интонации — это «подъемы» и «спуски» голоса, которые придают речи выразительность и эмоциональную окраску. Интонация может как кардинально поменять смысл сказанного, так и усилить впечатление от вашей речи.Уместно вспомнить здесь высказывание Ираклия Андроникова: «Простое слово «здравствуйте» можно говорить ехидно, отрывисто, приветливо, сухо, мрачно, ласково, равнодушно, заискивающе, высокомерно. Это простое слово можно произнести на тысячу разных ладов».Чтобы речь была не монотонной, а яркой и интересной для восприятия, нужно с помощью простых упражнений обогатить ее новыми интонационными моделями. Для начала попробуйте произносить слова «да» и «нет» с разной интонацией (удивленно, бодро, неуверенно, испуганно, возмущенно и т. д.).

голос 7

Включите диктофон и произнесите следующие фразы с предложенной интонацией:— «Умница! Молодец!» (с восторгом, иронично, гневно).— «Я этого никогда не забуду» (с признательностью, с обидой, с восхищением, с гневом).— «Вы поняли меня?» (доброжелательно, сухо, официально, с угрозой).— «Я не могу здесь оставаться» (с сожалением, значительно, обиженно, неуверенно, решительно).Прослушайте запись. Проанализируйте, удалось ли вам передать нужные эмоции при помощи интонации? Для этого упражнения можно использовать и любые другие высказывания.

— Несколько раз прочитайте вслух стихотворение или небольшой отрывок из пьесы, с каждым новым прочтением подбирая новые интонации.

— Руководствуясь принципом «слушать – слышать – воспроизводить», внимательно слушайте, как говорят радио- и телеведущие или артисты, анализируйте, с какой интонацией они произносят тот или иной текст, и повторяйте его за ними.

Чтобы ваша речь стала более выразительной, старайтесь мысленно представлять себе то, о чем вы говорите, однако избегайте при этом неестественности и театральности.

Упражнения для улучшения дикции

Человека даже с приятным голосом, но невнятной речью слушать очень трудно: приходится либо пропускать мимо ушей часть того, что он сообщает, либо переспрашивать много раз. Вот почему ясная и четкая дикция — обязательное условие хорошей речи. Наиболее распространенные недостатки дикции — слишком торопливая «скомканная» речь, небрежное, неразборчивое произнесение звуков, проглатывание окончаний слов, речь «сквозь зубы» и т. п.

Скованные, зажатые или вялые артикуляционные органы (нижняя челюсть, язык, губы, глотка, гортань) вызывают неясное, смазанное произношение звуков. В том числе и ударных гласных, в которых во многом проявляется качество голоса. По этой причине занятия по улучшению голоса должны дополняться упражнениями для устранения недостатков дикции. Следует заметить однако, что исправлять такие недостатки дикции, как картавость, шепелявость и гнусавость нужно с помощью логопеда. А вот избавиться от «каши во рту» вполне можно самостоятельно. Для этого надо

* выполнять артикуляционную гимнастику, контролируя правильность выполнения движений при помощи зеркала:

голос 9

— Нижней челюстью медленно и мягко совершайте движения влево и вправо, вперед и назад. Закончите упражнение круговыми движениями челюсти.

— Плотно сжав зубы, растяните губы в улыбке, затем вытяните их трубочкой, повторите 5 раз, закончив улыбкой.

— Как можно сильнее надуйте щеки, затем резко выпустите воздух. После этого надувайте и втягивайте щеки, не выпуская воздух изо рта. Повторите так несколько раз.

— Высунув язык, делайте им движения влево, вправо, вверх, вниз, описывайте им круги слева направо, затем справа налево, после этого описывайте им восьмерки или другие цифры.

* читать скороговорки;

Выберите пять простых скороговорок, сначала проговаривайте их медленно, утрированно четко произнося все гласные и согласные, затем постепенно ускоряйте темп. Когда вы будете читать их легко и свободно, выберите следующие пять, посложнее и т. д. Записывайте упражнения со скороговорками на диктофон, чтобы заметить и быстрее исправить недостатки речи, а также внести коррективы в процессе работы.

* читать вслух и говорить…с закрытым ртом.

Не открывая рта, гортанью и языком выполняйте все необходимые движения, как при обычном произнесении звуков. В результате будут получаться мычащие, не похожие на произносимые звуки. Не смущайтесь, так и должно быть. Если в течение 5-10 минут вы будете произносить с закрытым ртом какую-нибудь фразу, то через некоторое время осознаете, что она понятна окружающим. Это сложное, но очень эффективное упражнение.

Приведенные в статье упражнения являются лишь начальными этапом работы над голосом. Но если их выполнять регулярно, то даже не очень красивый и слабый голос можно развить, укрепить и сделать благозвучным и выразительным.

pensioneram.info

Упражнения для голоса - Ораторский Клуб

Уважаемые друзья! Вы можете почитать эти упражнения, посмеяться и ничего не сделать, а можете проработать эти упражнения, распечатать их и раз в день делать данные упражнения. Могу с уверенностью сказать, что в первом случае вы просто потратите своё время. Если вы выберите второй вариант, то скоро заметите, как ваш голос начнёт звучать красивее и звучнее, увереннее и чётче, как люди вокруг вас вдруг станут к вам прислушиваться. Выбор за вами: либо лень, диван, подушка, либо хороший чёткий голос.

Приступим.

1. Дыхание в звучащей речи.

Существует ошибочное мнение, что главное в работе над дыханием — умение произносить как можно больше слов, фраз на одном выдохе. К концу произнесения такой фразы дыхание ослабевает, голос тускнеет, становится неровным. Необходимо воспитывать частое дыхание. Частые незаметные доборы воздуха позволяют свободно пользоваться выразительными средствами речи (диапазоном, темпо-ритмом и т.д.).

Источником звука являются расположенные в гортани голосовые связки. Но основоная часть звуковой энергии поглощается внутри организма, что вызывает знакомую нам вибрацию тканей головы, шеи, груди. Постановка голоса в том и состоит, чтобы повысить КПД голосового аппарата, то есть при меньших затратах мышечной энергии добиться максимума звучания.

Упражнения:

Дыхательная гимнастика:

1.1. Первый вид дыхания — спокойная, плавно звучащая речь “Ночной лес”упражнение “Звукоподражатель”Ветер: шшшшшшшшшшшшшшшш…сссссссссссссссс….Шмель: жьжьжьжьжьжьжьжьжьКомар: зззззззззззззззззззМетлой сухие листья: шшшшшшш, шшшшшшшш

1.2. Второй вид дыхания — волевая, на сдержанном темпераменте речь “Насос”“насос”: СССССССССС, СССССССССС, ССССССССССС“лыжи”: шшш,ссс,шшш,ссс ( силой)

1.3. Третий вид дыхания — эмоциональная, экпрессивная речь, произносимая в быстром темпе — “Пульверизатор”“пульверизатор” сжимая в руке грушу пульверизатора, сопровождаем резким выбросом звука ПС-ПС-ПС-ПС-ПС-пссссссссссссс“сорока-сплетница” тртртртртр, тртр,тртртртртр!

2. Голос и дикция

Цель упражнений: добиться свободного звучания голоса, найти свой природный тембр.Поиски свободного звучания голоса связаны с воспитанием чувства атаки. Атака, или начало звучания, это момент установки голосовых связок на определенный тон и характер звучания речи при различных видах их смыкания и прохождения воздушной струи.2.1. Голос. Атаки:мягкая — свободные связки, легкое прохождение воздуха;твердая — связки смыкаются плотно до начала выхода воздуха, голос становится резким, металлическим, мало подвижным, визгливым, неуправляемымпридыхательная — воздух выдыхается до смыкания связок — голос быстро утомляется, тускнеет.Добиваемся мягкой атаки через упражнение “стоны”:ммммммммммм — до боли в губахМам, мёду нам (следить, чтобы воздух выходил плавно, без щелчков)Разница между твёрдой и мягкой атакой: колыбельная “ааа,а!”, в туалет “а-а-а”2.2. Опора звука: САМОЕ ВАЖНОЕ В РЕЧИ: звук должен опираться не на голосовые связки, а на ДИАФРАГМУ. ”Подлаивание”собака проснулась: ав!ав!ав!в пляс: “гОп-ля-ля, гОп-ля-ля, гОп, гОп, гОп-ля-ля”цирк: алеее-гОп!команды: налеее-вО! напраа-вО!крууу-гОм!Мам, мёду нам…МеОду нам, мАм!“у зубного врача” :Два часа не есть? Ужасно!Я не завтракал напрасно,Есть хочу, как никогда!..Два часа ждать? Ерунда!Есть характер, воля есть.Раз нельзя — не стану есть!Убаюкивание: м-м-м-м-м-м-М, а-а-а-а-а-а-А, у-у-у-у-у-у-У

2.3. Дикция: Тренируем четкое произнесение отдельных звуков (согласные):Вагончики: вагоны вперед покатили, как мячики, так-чики-так-чики-так-чики-такКопыта: из-под топота копыт пыль по полю летитТрубочист: мОем, мОем трУбочИста,чИсто, чИсто, чИсто, чИсто,бУдет,бУдет трУбОчИст,ЧИст, чИст, чИст,чИст!

3. Диапазон голоса.

Понятие дапазон включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков, доступных человеческому голосу. Если человек не умеет управлять диапазоном своего голоса, то голос либо неожиданно резко уходит в басы, или в писк.

Упражнения: (Используем “подлаивание”)

1) “Хочу развить” Я хочу свой голос развить, чтоб здесь говорить (высоко), и здесь говорить (естественно), и здесь говорить (низко).

2) ”Гулянки”Айда гулять!УляОляЭляАля

3) “Этажи”Крыша!И шестой этажИ пятый этажИ четвертый этажИ третий этажИ второй этажИ первый этаж

4. Сила голоса

Сила звука зависит от амплитуды колебания голосовых связок: больше амплитуда, больше звук.Когда оратор пытается говорить с силой — вот тут-то и наступает перенапряжение голосовых связок, такой звук тяжело слушать, создается ощущение, что человек кричит, хотя аудитория находится в метре от него.Вот пример того, как обычно под конец речи просто не хватает дыхания из-за того, что неправильно была подобрана сила голоса:Выступает Денис Макин, один из членов нашего ОК. Выступление очень классное.

Основная ошибка: речь на протяжении всего монолога ведется на голосовых связках: впечатление, что оратор кричит, особенно во второй половине монолога (рассказывая о том, что такое пост президента), пытаясь выразить эмоции усилением не глубины голоса, а перенапряжением связок, как-будто пытаясь перекричать музыку (музыка и правда, громковата, но у оратора же есть микрофон:-))). Дыхание прерывистое, доборы воздуха хаотичные.Комментарий Александры Юрковой

Упражнения:1) “Да иди ты”:Ну иди же! (просите)Ну же! (умоляете)Нут-ка!Добежать одна минутка (приказываете)

2) “Дай яблоко, а то…”Дай яблоко (напоминаете, предлагаете)Дай яблоко (угрожаете, предупреждаете)Яблоко дай! (приказываете, воздух выталкивается с силой)(То же самой упражнение можно делать с АЛЛЕ вместо ДАЙ, тренирует подлаивание лучше на А)

3) Эй вы, ну ли!Что заснули?Ну и ну! Ну и ну!Вы зачем нас обманули,что склонило вас ко сну?Нут-ка, нут-ка, просыпайтесь!Поднимайтесь,одевайтесь!И айда скорей гулять!Ну же!Эй, вы!Хватит спать!(не посылайте звук далеко, товарищи рядом :-))

5. Темпо-ритм речи

Иными словами — это скорость речи и умение на протяжении монолога выразительно менять этот ритм и скорость, не оговариваясь и не ошибаясь. Темпо-ритм тренируется скороговорками и стихами.1) Из-под топота копыт пыль по полю летит2) Дробью по перепелам и по тетеревам3) Шла Саша по шоссе и сосала сушку4) Ткет ткач ткани на платки Тане (объясняете)На платки ТАНЕ ткет ткач ткани (устали объяснять, быстро уточняете).5) — Говорили про Прокоповича.— Про какого, про Прокоповича?— Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича про твоего! (раздражаясь непонятливости собеседника)6) — Говорили про Прокоповича и про Проколукарпенко.— Про каких про Прокоповича и про Проколукарпенко?— Про Прокоповича и про Проколукарпенко, про Прокоповича и про Проколукарпенко, про Прокоповича и про Проколукарпенко про твоих! (раздражаясь непонятливости собеседника)

Пример не очень удачно выбранного темпо-ритма речи:

Ускорение речи не оправдано — нет никаких акцентов. Слабая сила голоса — речь тихая, приходится напрягать слух. Использование специализированных терминов в выступлении для непрофессиональную аудиторию. И главное — дыхание: четко видны и слышны доборы воздуха, где попало, тогда как они практически не должны быть заметны.Комментарий Александры Юрковой

по материалам:— учебного пособия “Техника звучащего слова” Савковой З.В.Зинаида Васильевна Савкова (1925-2010) – заслуженный деятель искусств России; академик Петровской академии науки и искусств; кандидат искусствоведения, профессор СПбГУКИ; актриса и режиссёр театра «Родом из блокады»; член Союза театральных деятелей Российской Федерации.Зинаида Васильевна создала уникальную методику постановки речевого голоса, высоко оценённую учеными и ведущими театральными деятелями России и зарубежных стран. В 70-х годах XX века она возглавляла знаменитую на весь Союз школу ораторского искусства при обществе «Знание», где она до последнего времени читала лекции. У профессора Савковой сотни учеников и последователей, среди которых – народные и заслуженные артисты, режиссёры русских и национальных театров, педагоги многочисленных театральных школ страны и зарубежья. Её идеи и методы по обучению речевому мастерству получили всемирное признание.— cочинений Станиславского К.С., том 3

Некоторые упражнения лучше всего делать после того, как услышишь, как его делают правильно другие. Как это сделать?Вступить в группу http://vkontakte.ru/oratorclubs. Но туда принимают только тех, кто побывал на одной из наших встреч.

Статья подготовлена Александрой Юрковой.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

www.oratorclub.com

Гимнастика Стрельниковой: Постановка голоса

Постановка голосаПение — один из способов общения и самовыражения человека, доступный почти каждому. Следовательно, это действие естественное и простое. Тому, у кого природные данные певца, хочется петь точно так же, как и тому, кто от природы бегун и ему хочется бегать. Тело певца устанавливает связи, необходимые именно для пения, легче, чем какие-нибудь иные, и требует их использования, потому что в живой природе то, что не используется, — отмирает.Пение удовлетворяет не только эстетическую и эмоциональную, но и физическую потребность человека, о чем необходимо знать и помнить певцу. Это работа комплекса мышц, связанных с процессом дыхания, и бессознательно организованная творческим эмоциональным настроем. Комплексная работа невозможна без координирующего центра, а так как ее организует эмоция, профессионал должен уметь создавать ее и сохранять во время пения.У людей, поющих голосами, которые мы называем «поставленными от природы», связи звуковедения устанавливаются бессознательно, но при этом правильно и легко, дыхание организовано верно. В таких случаях единственное, что обязан сделать педагог, — это помочь певцу осознать, что происходит в его прекрасном инструменте во время пения, чтобы он мог сберечь голос и восстановить естественные связи, если случайность их нарушит.Но певческие школы в большинстве случаев предлагают воспринимать пение не как способ выражения мыслей и чувств, а как средство для мысленного направления звука на каждой ноте. Заботясь о ноте, певец теряет естественное чувство кантилены и осмысленной фразы и думает не о том, кому, почему и для чего он поет, а о том, попала ли данная нота туда, куда он ее направил.Увлеченность пением вызывает бессознательное стремление к синтезу, то есть к объединению мышц, участвующих в нем, к организации координирующего центра. Анализ же своих ощущений во время пения ослабляет и нарушает связи звуковедения. Иногда внимание певца сосредоточено на какой-нибудь одной группе мышц: «В маску! В маску!», «На зубы!», «В купол!». Это-то и нарушает естественные связи звуковедения, а с ними теряется и чувство радостно поющего тела, которое есть от природы у человека, как есть оно у соловья или жаворонка.Необходимость глубоких внутренних связей в большинстве случаев осознана певцами. Их создает и сберегает певческий эмоциональный настрой, пока ему не мешают или мешают не слишком активно. При грубом вмешательстве связь рвется в каком-то звене и голос перестает звучать. Потеря голоса — это нарушение связей звуковедения, а его возвращение — восстановление этих связей.Что же надо делать, чтобы сохранить и развить связи звуковедения?Голос воспроизводим мелодию. А мелодия — это движение. Произвести движение может только то, что само подвижно. Мяч полетел — его бросила рука, ветка качнулась — ее толкнул ветер. Подвижны органы дыхания, их мускулатура и мускулатура, с ними связанная. Вот что может в человеке говорить, кричать и петь!Инструмент певца — часть его тела. И при том одна из наиболее важных и наименее управляемых — органы его дыхания. Мы не видим движений, которые происходят внутри них, и эти движения зависят от эмоционального состояния.Следовательно, учиться петь — это учиться управлять дыханием и певческим эмоциональным настроем. Но не только дыхание подчиняется эмоциям, но и эмоции можно подчинить дыханию! У актеров и певцов есть профессиональный термин «опора». «Опертый» голос — это звонкий голос. А что такое «опертый» вдох? Прикоснуться к плечу партнера — еще не значит на него опереться. Опереться — это перенести на чужое плечо часть тяжести своего тела, почувствовать, что мускулатура плеча стала сопротивляться нажиму вашей руки. Следовательно, «опертый» вдох — это вдох предельной глубины. Воздух, взятый во время такого вдоха, не может идти дальше. Он «оперся», то есть попросту уперся в стенки органов дыхания. Мускулатура, окружающая их, стала сопротивляться нажиму воздуха, и вы чувствуете это. Ощущение похоже на то, какое испытываешь, опираясь на чужое плечо: упругое, физически приятное сопротивление мышц. И если вдох сделан правильно, вам сразу захочется петь!Вдох — движение воздуха внутрь тела. Сознательно сделать вдох — значит мысленно установить связь с дном легких. Направление гортани диагонально по отношению к легким, следовательно, удобнее петь, если вы сделали сознательно или бессознательно вдох, «опертый» в спину. Легкие расширяются к основаниям не в груди, а в спине. Следовательно, этот вдох легко задержать, хотя объем его велик.Звучание — выдох, колеблющий голосовые связки. Чтобы сохранить во время звучания чувство «опоры», надо научиться задерживать правильно сделанный вдох. И еще не нужно думать о дороге, по которой вы поведете вдох. Думайте о месте, в которое он мгновенно приходит, потому что, если вы думаете о дороге, там возникает напряжение. Ведите вдох движением и эмоциональным настроем. Пользуйтесь наклоном во время вдоха. Затаите дыхание и пойте, никуда не направляя звук.Существует мнение, что «запирать» дыхание вредно, чуть ли не опасно. Да, вдох, искажающий форму легких, задерживать, да и просто делать вредно! Вдох же, заполняющий легкие, не искажая их формы, может вернуть и голос, и здоровье!Лучшая в мире постановка голоса не русская, не французская, не немецкая и даже не итальянская, а природная. Если вы сознательно взяли правильный вдох и задержали его, все остальное сделает певческая интуиция.Вспомните строевую песню в армии, хоровую за столом и песню трудовую, например нашу «Дубинушку». Во всех случаях песня поднимает настояние, освобождает от привычной сдержанности и объединяет людей, как не могут объединить просто слова без мелодии. Желая выразить мысли и чувства, люди ищут прежде всего слова и поют их под музыку. Для человека, поющего естественно, пение — это протяжная речь повышенной эмоциональности.И в профессиональном пении, в эстрадной, романсовой, оперетточной и даже оперной музыке вокализ — исключение, чаще всего на верхних нотах, где произнесение слов затруднено. И нет естественной границы между разговором и речитативом, а речитатив — вступление к арии. Следовательно, и профессиональному певцу нет смысла представлять себе пение как вокализ со словами, да еще с постановкой голоса. Ведь тогда оно — действие заумное и сложное. И слова в этом случае только мешают петь. А каково слушать певца, которому слова мешают петь? Если же для вас пение — протяжная речь, то это действие эмоциональное и простое и слова помогают петь, организуют кантилену. Надо только уметь произнести эти слова, ведь, как известно, «хорошо произнесенное наполовину спето».О хорошем певце в народе говорят: «Нутром поет!» И не думайте, что петь нутром — значит петь особо выразительно. Нет. Народ говорил как слышал: поет нутром — значит, звучит тело, как музыкальный инструмент. Звучит грудь. А маска, купол, зубы — неподвижная надстройка над тем, что поет. Поэтому думайте, что произносите слова диафрагмой. И не насилуйте ее. Она все знает. Достаточно только подумать о том, что тело делает слово, и потянуть сказанное. Протяжность расширит ваш диапазон, продемонстрирует ваш тембр и превратит речь в одну из разновидностей музыки — мелодию с текстом.Музыка имеет три измерения — высоту, тембр и силу. Певец должен просто помогать голосовым связкам смыкаться, чтобы точной была высота каждой ноты, освобождать тембр от посторонних призвуков. А что касается силы, о ней нельзя думать, форсировка ее не создаст. Надо думать о звонкости — звонкий голос хорошо летит в зал. Что касается диапазона, то очевидно, что на верхних нотах активно должны работать брюшной пресс и диафрагма, а на низких — грудные мышцы.«Потеря» голосаУ всех наших пациентов певцов, жаловавшихся на короткий диапазон, слабость звука, быструю утомляемость от пения и разговора, сухость и боли в горле, певческие или фиброматозные узелки, — было мелкое ключичное или грудное перерасширение и напряженное дыхание. Оно-то и являлось главной причиной болезни. Звучание — выдох, колеблющий голосовые связки.Если в узких верхушках легких воздуха слишком много, ему тесно. И он стремится уйти во время звучания такой широкой струей, что мешает голосовым связкам смыкаться. Он давит снизу на гортань так, что стремится вытолкнуть гортань с сомкнутыми голосовыми связками кверху. Замолчать певец, актер, да и просто человек, которому надо говорить или петь, не может. Он продолжает речь или пение на недосомкнутых или с трудом смыкающихся голосовых связках и, конечно, кончает работу больным.Идет к врачу. А дальше по кругу: бюллетени, медикаменты, советы беречь голос. И на помощь болезни приходит страх. Человек начинает напряженно думать о гортани и голосовых связках, а они — напрягаются в ответ на его мысли. От неверного звуковедения начинает расти узелок. Бюллетени все чаще и продолжительней, и, если молчание и медикаменты не помогают, — оперативное удаление узелка. Но как бы ни был прекрасен хирург — улучшение самочувствия и звука кратковременны, потому что дыхание и звуковедение остались неверными. Возможно возникновение узелка повторно. Снова оперативное удаление и, в большинстве случаев, предложение сменить профессию.Следовательно, надо не беречь голос, а иначе организовывать дыхание и звуковедение.Первое, что мы рекомендуем и актерам, и певцам, убрать избыток воздуха из верхних долей легких. Мы тренируем вдох, самый удобный для задержания. Это создает воздушный резерв в основаниях легких и не допускает в гортань избытка воздуха. Петь и говорить сразу становится легче.Затем мы делаем звуковые упражнения на тех же движениях, на каких делали вдохи. Диафрагма и брюшной пресс активно работают во время звучания, и болевые ощущения или узелок начинают исчезать. А когда вы тренировкой приучили их работать в помощь звуку, они сработают уже по привычке. Привычка же требует подкрепления. Дыхательные упражнения надо повторять.И вот еще что. Если во время пения в какой-то части тела у вас возникает неприятное ощущение — знайте: там — ошибка. Найдите движение, которое это ощущение уберет.Проверьте все сказанное выше. Спойте что-нибудь раза четыре подряд, чтобы не думать, что вы еще «не распелись». А затем сделайте упражнение «насос»: 9 раз по 32 вдоха-движения. А после этого повторите ту же самую вещь. И вы почувствуете, что петь легче, и услышите, что голос звучит значительно лучше. Дыхание, которое вы тренировали, продержится по инерции еще некоторое время. «Затаите» дыхание и пройдите 8 шагов. «Затаите» и пройдите 12 шагов, 16 шагов. Берите в спину. Тренируйте вдох на наклоне вперед. И на нем пойте, т.е. говорите нараспев, думая о смысле слов и красоте мелодии.Нам внушают, что петь хорошо — трудно и сложно, а плохо — легко и просто. Но ведь в жизни-то все наоборот: плохой певец поет трудно и сложно, а хороший — легко и непринужденно. Теперь вы знаете почему!Актерские упражненияПеред выполнением звуковых упражнений, опубликованных в разделе о заикании, и специальных актерских упражнений, о которых речь пойдет в этой части книги, нужно сначала сделать упражнения из основного комплекса «насос» и «обними плечи». Они подготовят голосовой аппарат к дальнейшей работе.Рекомендации певцам и драматическим актерамНикогда не думайте о дыхании ни в пении, ни в речи. Думайте о смысле того, о чем говорите или поете. Зрители, сидящие в первом ряду партера, не должны видеть, как певец на сцене пользуется дыханием.Не тяните и не напрягайте шею во время пения или монолога. Напряжение мышц шеи передается на гортань и происходит недосмыкание голосовых связок. Звук получается сдавленным и не летит в зрительный зал.Абсолютно свободными и подвижными (незажатыми) должны быть и плечи. Только при таком условии у актера и певца будут свободно и объемно звучать низкие ноты (грудной регистр).А вот для того, чтобы хорошо звучал головной регистр, чтобы звонкими были верхние ноты, необходимо создать так называемую диафрагмальную «опору», т.е. очень сильное напряжение внизу живота. Здесь очень большое значение имеют крепкие ноги и абсолютно здоровые половые органы.Стрельниковская дыхательная гимнастика поможет развить певческий аппарат и создаст так называемый «столб звука», который есть от Бога у оперных певцов с мировыми именами.

breathegym.blogspot.ru

5 упражнений для голоса

Несколько простых советов от Филиппа-Николя Мело, французского профессора вокала, автора курса «Обрести свой голос». Он обучает пению любителей и профессионалов. Его упражнения для развития голоса рассчитаны на разрешение проблем с голосом.

5 упражнений для голоса

Нам часто не нравится, как звучит голос в записи, или во время публичных выступлений, когда мы нервничаем. Французский профессор вокала Филипп-Николя Мело уже много лет помогает певцам и обычным людям научиться управлять голосом. Он поделился с нами простыми упражнениями, которые можно выполнять дома ежедневно. По словам Мело, уже спустя неделю практики вы заметите первые результаты.

Итак, что делать, если ваш голос...

…на вас не похож

5 упражнений для голоса

Сделайте из левой ладони «ракушку» и приложите ее к левому уху – это будет наушник. Правую поднесите ко рту – она станет микрофоном. Сделайте пробу, как звукорежиссер: громко считайте, произносите разные слова, играя со звуком. Ежедневно выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение 9 дней. Поняв, как именно окружающие слышат ваш голос, вы сможете улучшить его звучание.

…«застревает» в горле

«застревает» в горле

Делайте зарядку для лица. Цель – освободить горло, передав основную работу губам и диафрагме. Произносите слоги «кью-икс»: на «кью» губы округляются, а «икс» произносится с широкой улыбкой. Повторите упражнение 30 раз, а потом произнесите небольшую речь, чтобы убедиться в его пользе. При выступлениях голосовые связки будут меньше утомляться, а мышцы рта – легче выполнять посылаемые мозгом команды.

…не звучит

5 упражнений для голоса

5–10 минут в день громко читайте какой-нибудь текст, но без согласных звуков. Так, фраза «Пять упражнений, чтобы полюбить свой голос» будет звучать как «я-у-а-е-и-о-ы-о-ю-и-о-о-о». Согласные действуют как трамплин, заставляя гласные звуки вибрировать. Перечитайте тот же отрывок текста, на этот раз чеканя согласные. Голос обретет интенсивность вибрации и звучания, при этом вы не будете утомляться, а понимать вас станут лучше.

…слишком тихий

5 упражнений для голоса

Положите руки на солнечное сплетение. Вспомните что-то, что очень вас рассердило. Произнесите любой текст, прижимая руки к животу и стараясь, чтобы звуки исходили именно из области пупка. Выпустите гнев, четко произнося согласные и широко открывая рот. Старайтесь чаще выражать таким образом свои эмоции – грусть, гнев, радость. Голос станет насыщенным, менее официальным, более искренним.

…обезличенный

5 упражнений для голоса

Стоя босиком, спокойно дышите, надувая живот при каждом вдохе. Медленно переносите упор стопы с пятки на носок и обратно. Продолжите с закрытыми глазами. Если ваша энергия слишком сконцентрирована в области головы, вы потеряете равновесие. Перестаньте контролировать себя и сосредоточьтесь на стопах. Это упражнение поможет вам лучше распределять энергию.Вы лучше «обживетесь» в своем теле, и тембр голоса станет богаче.

Читайте также

www.psychologies.ru


Смотрите также