Вход. Гимнастика для пальчиков


Гимнастика для пальчиков - Я-МАМА

Исходное положение. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. Маленькая лодочка по реке плывет, На прогулку лодочка малышей везет.

Исходное положение. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы подняты вверх – это труба.

 Пароход плывет по речке, И труба дымит как печка.

Вариан 1. Исходное положение. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.

Фонарики зажглись!                                           Фонарики погасли!

(пальцы выпрямить)                                              (пальцы сжать)

 

Вариант 2. (усложненный)

Поочередно сжимать и разжимать пальцы рук на счет «раз-два». На «раз» пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты.  На «два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп. Упражнение можно выполнять сначала на счет, а потом — сопровождая движения ритмично проговариваемыми строчками:

Мы фонарики зажжем,

А потом гулять пойдем!

Вот фонарики сияют,

нам дорогу освещают!

Вариант 1. Попеременно касаемся поверхности стола тыльной стороной кисти руки и ладонью.

Мама нам печет блины,

Очень вкусные они. 

Встали мы сегодня рано

И едим их со сметаной! 

Вариант 2. А) левая рука касается стола ладонью, правая тыльной стороной: Б) смена позиции. Теперь левая рука касается стола тыльной стороной, правая рука ладонью. Упражнение можно выполнять на счет «раз-два» или сопровождая движения стихами (см.  вариант 1)

Исходное положение. Расположить ладони перед собой. Одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно предложить опускать и поднимать ладони, не сгибая пальцы. Я в руках флажки держу И ребятам всем машу! Вариант 2 (усложненный). Поочередно менять положение рук на счет: «раз-два». «Раз»: левая рука – выпрямлена, поднята вверх, правая рука – опущена вниз. «Два»: левая рука опущена вниз, правая рука – поднята вверх.

«Моем руки»: ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук. 

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

«Стираем водичку с рук»; пальцы сжаты в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.

Брызги – вправо, брызги – влево!

Мокрым стало наше тело!

«Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем. 

Полотенчиком пушистым

Вытираем ручки очень быстро.

Руками имитируем процесс вымешивания теста.

-Тесто мнем, мнем, мнем!

– очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно)

— Тесто жмем, жмем, жмем!

— Пироги мы испечем!

– руками совершаем движения, как будто лепим снежки.

Руками имитируем соответствующие действия:

  • Мы капусту рубим!

прямыми, напряженными ладонями имитируем движения топора: вверх-вниз.

  • Мы капусту режем!

энергичные движения прямыми ладонями вперед — назад.

  • Мы капусту солим!

пальцы собраны «щепотью», «солим капусту».

  • Мы капусту жмем!

энергично сжимаем пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочередно.

  • Мы морковку трем!

пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные движения вверх-вниз по ладони другой руки. Затем меняем руки.

Этот детский стишок у нас был любимый. Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

На двери висит замок. Кто его открыть бы мог? Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны. Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек.

 

Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

С ветки ягодки снимаю

Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.

И в лукошко собираю.

Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.

Будет полное лукошко.

Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.

Я попробую немножко. Я поем еще чуть-чуть.

Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.

Легким будет к дому путь!

Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

Рыбки плавали, ныряли В чистой тепленькой воде. То сожмутся,

На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.

Разожмутся,

Пальчики сильно растопыриваются в стороны.

То зароются в песке.

Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

svetik126.mypage.ru

Пальчиковая гимнастика: зарядка для пальцев рук

Сегодня предлагаем статью на тему: "Пальчиковая гимнастика: зарядка для пальцев рук". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы, задавайте в конце статьи.

Оглавление [Показать]

Гимнастика для пальчиков упражнение — Лодочка

Исходное положение. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. Маленькая лодочка по реке плывет,На прогулку лодочка малышей везет.

Гимнастика для пальчиков упражнение —Пароход

Исходное положение. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы подняты вверх – это труба.

Пароход плывет по речке, И труба дымит как печка.

Гимнастика для пальчиков упражнение -Фонарики

Вариан 1. Исходное положение. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.

Фонарики зажглись! Фонарики погасли!

(пальцы выпрямить) (пальцы сжать)

Второй вариант гимнастики для пальчиков упражнение -Фонарики

Вариант 2. (усложненный)

Поочередно сжимать и разжимать пальцы рук на счет раз-два . На раз пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты. На два : пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп. Упражнение можно выполнять сначала на счет, а потом — сопровождая движения ритмично проговариваемыми строчками:

Мы фонарики зажжем,

А потом гулять пойдем!

Вот фонарики сияют,

Гимнастика для пальчиков упражнение —Печем блины

Вариант 1. Попеременно касаемся поверхности стола тыльной стороной кисти руки и ладонью.

Мама нам печет блины,

Встали мы сегодня рано

Вариант 2. А) левая рука касается стола ладонью, правая тыльной стороной: Б) смена позиции. Теперь левая рука касается стола тыльной стороной, правая рука ладонью. Упражнение можно выполнять на счет «раз-два» или сопровождая движения стихами (см. вариант 1 )

Гимнастика для пальчиков упражнение —Флажки

Исходное положение. Расположить ладони перед собой. Одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно предложить опускать и поднимать ладони, не сгибая пальцы. Я в руках флажки держуИ ребятам всем машу!Вариант 2 (усложненный). Поочередно менять положение рук на счет: «раз-два». «Раз»: левая рука – выпрямлена, поднята вверх, правая рука – опущена вниз. «Два»: левая рука опущена вниз, правая рука – поднята вверх.

Гимнастика для пальчиков упражнение —Моем руки

«Моем руки»: ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук.

Будем чистыми всегда!

«Стираем водичку с рук»; пальцы сжаты в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.

Брызги – вправо, брызги – влево!

Мокрым стало наше тело!

«Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем.

Вытираем ручки очень быстро.

Развитие мелкой моторики или гимнастика для пальчиков

Мелкая моторика — это утонченные движения руки. У взрослых она достигает разной степени развития: в зависимости от профессии, натренированности и т.п. Для ребенка это очень важно, поскольку влияет на темпы его психического развития и даже — формирование речи у детей.

Упражнения для развития моторики рук

Во время утренней зарядки не забывайте о пальчиках. Разминайте и поглаживайте их: начинайте движения с них во время массажа.

Делайте упражнения для пальчиков, одновременно декламируя детские стихотвореньица.

Читая стих, — сгибайте в кулачок и разгибайте пальчики ребенка.

Этот пальчик -дедушка,Этот пальчик -бабушка,Этот пальчик -папа,Этот пальчик -мамочка,А этот пальчик это -яВот и вся моя семья!

Проговаривая эти стихи, можно загибать пальчики по-разному: начинать то из мизинца, то из большого пальчика; поочередно — то на левой, то на правой руке.

Покажите ребенку, как пальчики «здороваются». На одной ручке: кончик большого пальца поочередно затрагивает указательный, средний, безымянный и мизинец; на обеих ручках: раздвинутые пальчики левой и правой ручек затрагивают друг друга.

Покажите ребенку, как пальчики «бегают» наподобие маленького человечка, поочередно передвигая по поверхности стола указательный и средний пальчики левой и правой руки.

Можно научить ребенка делать из пальчиков разнообразные фигурки. Для развития всех пальчиков можно качать шарики из пластилина или любые другие, из того, что есть в арсенале игрушек, составлять пирамидки, перекладывать с одной кучки в другую карандаши, спички, пуговицы.

Сорока ворона

Ну а известную народную «Сороку — ворону» вам наверно напомнит бабушка. Возьмите левую ручку ребенка, поверните ее ладошкой к себе и начинайте поглаживать — по кругу — указательным пальцем правой руки. Потом поочередно, начиная из мизинца, загибайте все пальчики на руке, приговаривая:

Сорока-ворона,На печке сидела,Деткам кашу варила.Этому дам, этому дам,Этому дам и этому дам,А этому не дам!Он дрова не носил,Тесто не месил,Печку не топил,Деток гулять не водил —Настоящий лежебока!

Научите ребенка нанизывать кольца на колышки, а когда он научится это делать, можно поучить ее считать, называть цвета, сравнивать большие и малые кольца. С помощью классических кубиков можно построить башню, домик и все, на что «расщедрится» ваша фантазия или придумает сам малыш. Не забудьте при этом его похвалить.

Ложка к обеду

Самостоятельное использование ложки во время еды — это также стимуляция мелкой моторики, а как только малыш сможет держать в руках карандаш, можно вместе учиться рисовать. Не сердитесь, если сначала вместо целенаправленных движений по листу бумаги малыш будет стучать по нему карандашом. Разрешите ему насладиться и этим процессом, а потом вместе начните выводить разнообразные линии. Побуждать у малыша интерес к рисованию вам поможет разноцветный мел или восковые карандаши с толстым и мягким стрежнем.

Можно рисовать и просто пальчиками (существуют такие краски для малышей), важно лишь, чтобы все это не оказалось у малыша во рту еще до того, как вам удастся что-то с ним нарисовать.

Материалом для творчества могут быть и песок на дворе, и приготовленное для пирогов тесто, и молочная каша, которую, перед тем как ее съесть, малыш украсит разными фруктами. Одно слово, импровизируйте вместе, не отвлекаясь от домашних дел! Мало кто из малышей удержится от соблазна нарисовать что-то на стенах комнаты.

Постепенно кисти рук станут более подвижными и гибкими, что в дальнейшем разрешит легче овладевать навыками письма, языка, а заодно будет развиваться творческое мышление ребенка.

Развитие мелкой моторики

Зарядка для пальчиков (или пальчиковая гимнастика) — песенки, потешки

Упражнения для пальчиков очень хорошо развивают мелкую моторику, стимулирует речевую активность ребенка, замечено, что у детей с плохо развитой речью нередко встречаются плохо скоординированные движения пальцев. Эта гимнастика также подготавливает ребенка к письму и к рисованию. Упражнения лучше всего делать с ребенком вместе — вы показываете, а ребенок повторяет…

Здесь я приведу несколько примеров пальчиковой гимнастики:

ЭТОТ ПАЛЬЧИК ХОЧЕТ СПАТЬЭтот пальчик хочет спать,Этот пальчик — прыг в кровать!Этот пальчик прикорнул,Этот пальчик уж заснул.Тише, пальчик, не шуми,Братиков не разбуди…Встали пальчики, ура!В детский сад идти пора

Левая ладошка повернута к ребенку и он в соответствии с текстом загибает правой рукой свои пальчики, начиная с мизинца. Затем, обратившись к большому пальцу, разогнет все пальчики.

ПРЯТКИ В прятки пальчики играли

И головки убиралиВот так, вот так,И головки убирали.

Ритмично сгибаем и разгибаем пальцы. Можно усложнить задачу — поочередно сгибаем каждый пальчик на обеих руках

КАПУСТКАМы капустку рубим-рубим,Мы капустку солим-солим,Мы капустку трем-трем,Мы капустку жмем-жмем.

— движения прямыми ладонями вверх-вниз,— поочередное поглаживание подушечек пальцев, — потирать кулачок о кулачок, — сжимать и разжимать кулачки

ПОВСТРЕЧАЛИСЬПовстречались два котенка: «Мяу-мяу!»,Два щенка: «Ав-ав!»,Два жеребенка: «Иго-го!»,Два тигренка: «Р-р-р!»,Два быка: «Му!».Смотри, какие рога.

— На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. — На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬРаз, два, три, четыре, пять,Будем пальчики считать!Крепкие, дружные,Все такие нужные.На другой руке опять:Раз, два, три, четыре, пять!Пальчики быстрые,Хотя не очень… чистые.

— На первую строчку – по очереди загибаем пальчики на правой руке. — На следующие четыре строчки – ритмично сжимать и разжимать кулачки. — На шестую строчку – загибать поочередно пальцы на левой руке. — На последние строчки – помахать пальчиками обеих рук.

ПЯТЬ МАЛЫШЕЙОдин малыш качается в саду,Два малыша купаются в пруду,Три малыша ползут к дверям в квартире,А в это дверь стучат еще четыре.С пятью другими тоже все в порядке:Им весело, они играют в прятки.Где притаились, ясно и ежу,Но я глаза зажмурил и вожу:«Один, два три…Два, три, четыре, пять…Ну, берегитесь: я иду искать!»

— Показать указательный палец (вверх), опустить вниз, покачать туда-сюда— Показать два пальца, с помощью рук изобразить пловца— Показать три пальца, имитировать ползание— Постучать правой рукой в ладонь левой, показать четыре пальца— Ладонь с растопыренными пальцами— Закрыть ладонями глаза— Руки в замок, большие пальцы на отлете – «нос», пальцы одной руки – вверх (будто иголки)— Закрыть глаза ладонью— Поочередно разгибать пальцы— Погрозить пальцем, имитировать движения, будто ловим кого-то

ПРОГУЛКАПошли пальчики гулять,А вторые – догонять.Третьи пальчики – бегом,А четвертые пешком.Пятый пальчик поскакалИ в конце пути упал.

— Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, — На первую строчку – большие пальчики как бы прыжками двигаются по столу. — На вторую строчку по столу двигаются указательные пальчики, — На третью – движение по столу средних пальцев в быстром темпе, — На четвертую – медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола, — — На пятую – мизинцы, — На шестую – хлопок обоими кулаками по поверхности стола.

2 комментария

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)Пять маленьких рыбок играли в реке,

(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)Лежало большое бревно на песке,

(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение.)И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко.»

(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)А третья сказала: «Мне хочется спать!»

(Быстро качаем ладонями – дрожь.)Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»

Очень хороший комплекс упражнений, можно взять себе на заметку!

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Источники:

Упражнения для пальчиков очень хорошо развивают мелкую моторику, стимулирует речевую активность ребенка, замечено, что у детей с плохо развитой речью нередко встречаются плохо скоординированные движения пальцев. Эта гимнастика также подготавливает ребенка к письму и к рисованию. Упражнения лучше всего делать с ребенком вместе — вы показываете, а ребенок повторяет…

Здесь я приведу несколько примеров пальчиковой гимнастики:

ЭТОТ ПАЛЬЧИК ХОЧЕТ СПАТЬ Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать!Этот пальчик прикорнул,Этот пальчик уж заснул.Тише, пальчик, не шуми,Братиков не разбуди…Встали пальчики, ура!В детский сад идти пора

Левая ладошка повернута к ребенку и он в соответствии с текстом загибает правой рукой свои пальчики, начиная с мизинца. Затем, обратившись к большому пальцу, разогнет все пальчики.ПРЯТКИ В прятки пальчики играли

И головки убиралиВот так, вот так,И головки убирали.

Ритмично сгибаем и разгибаем пальцы. Можно усложнить задачу — поочередно сгибаем каждый пальчик на обеих рукахКАПУСТКА Мы капустку рубим-рубим,

Мы капустку солим-солим,Мы капустку трем-трем,Мы капустку жмем-жмем.

— движения прямыми ладонями вверх-вниз,— поочередное поглаживание подушечек пальцев, — потирать кулачок о кулачок, — сжимать и разжимать кулачкиПОВСТРЕЧАЛИСЬ Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»,

Два щенка: «Ав-ав!»,Два жеребенка: «Иго-го!»,Два тигренка: «Р-р-р!»,Два быка: «Му!».Смотри, какие рога.

— На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. — На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать!Крепкие, дружные,Все такие нужные.На другой руке опять:Раз, два, три, четыре, пять!Пальчики быстрые,Хотя не очень… чистые.

— На первую строчку – по очереди загибаем пальчики на правой руке. — На следующие четыре строчки – ритмично сжимать и разжимать кулачки. — На шестую строчку – загибать поочередно пальцы на левой руке. — На последние строчки – помахать пальчиками обеих рук.ПЯТЬ МАЛЫШЕЙ Один малыш качается в саду,

Два малыша купаются в пруду,Три малыша ползут к дверям в квартире,А в это дверь стучат еще четыре.С пятью другими тоже все в порядке:Им весело, они играют в прятки.Где притаились, ясно и ежу,Но я глаза зажмурил и вожу:«Один, два три…Два, три, четыре, пять…Ну, берегитесь: я иду искать!»

— Показать указательный палец (вверх), опустить вниз, покачать туда-сюда— Показать два пальца, с помощью рук изобразить пловца— Показать три пальца, имитировать ползание— Постучать правой рукой в ладонь левой, показать четыре пальца— Ладонь с растопыренными пальцами— Закрыть ладонями глаза— Руки в замок, большие пальцы на отлете – «нос», пальцы одной руки – вверх (будто иголки)— Закрыть глаза ладонью— Поочередно разгибать пальцы— Погрозить пальцем, имитировать движения, будто ловим кого-тоПРОГУЛКА Пошли пальчики гулять,

А вторые – догонять.Третьи пальчики – бегом,А четвертые пешком.Пятый пальчик поскакалИ в конце пути упал.

— Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, — На первую строчку – большие пальчики как бы прыжками двигаются по столу. — На вторую строчку по столу двигаются указательные пальчики, — На третью – движение по столу средних пальцев в быстром темпе, — На четвертую – медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола, — — На пятую – мизинцы, — На шестую – хлопок обоими кулаками по поверхности стола. О других детских конструкторах и наборах для творчества Creative можно узнать здесь:

Лепим из теста, пластилинаКонструктор Кроха «Веселые горки»Geomax и более дешевые анaлоги — магнитные конструкторыНабор для рисования водой — Aqua DoodleПоделки в технике плетения из фольги — описание, схемы, инструкцииМастерим картины из пескаДеревянный конструктор Woodkit для детей

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди).

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае.

Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело — разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного — положительно воздействует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце. А если пальчиковую гимнастику еще и разнообразить ПАЛЬЧИКОВЫМ ТЕАТРОМ, то это подарит вам много положительных эмоций!

Простые правила игры

1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).2. Обязательно чередуйте три типа движений:сжатие;растяжение;расслабление.

Как еще активизировать пальчики

1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»).2. Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.

Несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах!

      Дом

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)Чтоб у дома дверь была,(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)Рядом чтоб сосна росла.(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)Чтоб вокруг забор стоял,Пёс ворота охранял,(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)Солнце было, дождик шёл,(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)И тюльпан в саду расцвёл!(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики —   «бутончик тюльпана»)        Друзья — садоводы

Палец толстый и большойВ сад за сливами пошёл.(Ладошка собрана в «кулачок». Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)Указательный с порогаУказал ему дорогу.(Отгибаем указательный пальчик, далее «сгибаем-разгибаем»)Средний палец самый меткий,Он сбивает сливы с ветки.(Отгибаем средний пальчик, «сгибаем-разгибаем» его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)Безымянный подбирает,(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)А мизинчик-господинчикВ землю косточки бросает!(Отгибаем мизинчик)

Кораблик

По реке плывёт кораблик,(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты — показываем «кораблик»)Он плывёт издалека,(Приставляем горизонтально левую руку к глазам — «смотрим вдаль»)На кораблике четыре очень храбрых моряка.(Показать 4 пальца)У них ушки на макушке,(Приставляем обе ладошки к своим ушам)У них длинные хвосты,(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)И страшны им только кошки, только кошки да коты!(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем — получаются «коготки»)В конце этой игры можно спросить у ребёнка:-Что за моряки были на кораблике?Ответ: мышки

       Лодочка

Две ладошки прижму,И по морю поплыву.(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)Две ладошки, друзья, —Это лодочка моя.(Делать волнообразные движения руками — «лодочка плывёт»)Паруса подниму,(У соединенных вместе рук в форме «лодочки» поднять вверх большие пальцы)Синим морем поплыву.(Продолжить волнообразные движения руками — «лодочкой»)А по бурным волнамПлывут рыбки тут и там.(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения — «рыбки плывут»)

       Мышка

Мышка в норку пробралась,(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)На замочек заперлась.(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)В дырочку она глядит,(Делаем пальчиками колечко)На заборе кот сидит!(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

       Апельсин

(Рука сжата в кулачок)Мы делили апельсин.(Крутим кулачком вправо-влево)Много нас, а он один!(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)Эта долька для ежа,(Разгибаем указательный пальчик)Эта долька для чижа,(Разгибаем средний пальчик)Эта долька для утят,(Разгибаем безымянный пальчик)Эта долька для котят,(Разгибаем мизинчик)Эта долька для бобра,(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)Ну, а волку — кожура.(Двумя руками показываем волчью пасть)Он сердит на нас — беда!(Складываем руки домиком)В домик прячемся — сюда!

       Шарик

(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)Надуваем быстро шарик.(Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом — шарик надут)Он становится большой.(Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)Вдруг шар лопнул,воздух вышел —(Смыкаем вместе пальчики)Стал он тонкий и худой!

       Летела сова

(Машем руками)Летела сова,Весёлая голова.Летела-летела,(Кладём руки на голову)На головку села.Села, посидела,Головой повертела(Снова машем руками)И опять полетела.

       Пятачок

(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)Поросенок ПятачокОтлежал себе бочок!(Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх — потягиваемся)Встал на ножки,Потянулся!(Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой)А потом присел,Нагнулся!(Встаём, делаем прыжки на месте. Руки на поясе, делаем ходьбу на месте)И немножко поскакал,И на месте пошагал.(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево)А потом опять прилёг, —Но уже на левый бок!

       Белка

(В самом начале кулачек сжат)Сидит белка на тележке,Продаёт она орешки:(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)Лисичке-сестричке,Воробью, синичке,Мишке толстопятому,Заиньке усатому…

      Наша семья

(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)Этот пальчик большой —Это папа дорогой.Рядом с папой — наша мама.Рядом с мамой — брат старшой.Вслед за ним сестренка —Милая девчонка.И самый маленький крепыш —Это славный наш малыш.

       Зимняя прогулка

(Загибаем пальчики по одному)Раз, два, три, четыре, пять(«Идём» по столу указательным и средним пальчиками)Мы во двор пришли гулять.(«Лепим» комочек двумя ладонями)Бабу снежную лепили,(Крошащие движения всеми пальцами)Птичек крошками кормили,(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)С горки мы потом катались,(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)А ещё в снегу валялись.(Отряхиваем ладошки)Все в снегу домой пришли.(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)Съели суп и спать легли.

        Паучок

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)Паучок ходил по ветке,А за ним ходили детки.(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение — дождик.)Дождик с неба вдруг полил,(Хлопок ладонями по столу/коленям.)Паучков на землю смыл.(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками — солнышко светит.)Солнце стало пригревать,(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)Паучок ползёт опять,(«Паучки» ползают по голове.)А за ним ползут все детки,Чтобы погулять на ветке.

        Берёза

(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх)Берёза моя, берёзонька.(То же, но левой рукой)Берёза моя кудрявая.(подъём рук вверх, вдох)Стоишь ты, берёзонька,(Опустить руки, выдох)Посредь долинушки,(подъём рук, вдох)На тебе, берёзонька,(Опустить руки, выдох)Листья зелёные,(Подъём рук, вдох)Под тобой, берёзонька,(Опустить руки, выдох)Трава шёлковая,(Подъём рук, вдох)Вокруг тебя, берёзонька,(Опустить руки, длительный выдох)Девицы красныеВенки вьют, плетут…

        Рыбки

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)Пять маленьких рыбок играли в реке,(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)Лежало большое бревно на песке,(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение.)И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко.»(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)А третья сказала: «Мне хочется спать!»(Быстро качаем ладонями – дрожь.)Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)А пятая крикнула: «Здесь крокодил!(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»

       Шла кукушка

(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)Шла кукушка мимо рынка,(Ладони соединяются «ковшом» – корзинка.)У неё была корзинка,(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)А корзинка на пол — бух!(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)Полетело десять (девять, восемь) мух!

        Пчёлки

(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке».)Домик маленький на ёлке,Дом для пчёл, а где же пчёлки?(Заглядываем в «улей».)Надо в дом постучать,(Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)Раз, два, три, четыре, пять.Я стучу, стучу по ёлке,Где же, Где же эти пчёлки?(Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)Стали вдруг вылетать:(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)Раз два, три, четыре, пять!

        На постой

Русская игра. Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы – дети, говорят тоненьким голосом. Безымянные пальцы – мама, говорит обычным голосом. Средние пальцы – папа, говорит низким голосом. Указательные пальцы – солдаты, говорят басом. Скрещенные большие пальцы — порог избы.(Ночь, в избе все спят. Раздается стук.)Солдаты: Тук-тук! (Указательные пальцы постукивают друг о друга.)Дети: Кто там? (Постукивают друг о друга мизинцы.)Солдаты: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают указательные пальцы.)Дети: Спросим у мамы. Мама! (Постукивают мизинцы.)Мама: Что дети? (Постукивают безымянные.)Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.)Мама: Спросите у папы. (Постукивают безымянные.)Дети: Папа! (Постукивают мизинцы.)Папа: Что, дети? (Постукивают средние пальцы.)Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.)Папа: Впустите! (Постукивают средние пальцы.)Дети: Входите! (Постукивают мизинцы.)Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! (Указательные пальцы «пляшут» совершая перекрестные движения.)Солдаты: Войдем! (Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.)(Руки вытягиваются вперед.)

       Медузы

(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)Две огромные медузыПрилепились пузом к пузу.(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)Выгнем щупальца сильнее-Вот как гнуться мы умеем!

      Ладушки ладошки

(Играя в эту пальчиковую игру можно проявить фантазию. Выполняйте движения которые вам подскажет сюжет стихотворения.)Мыли мылом ручки.Мыли мылом ножки.Вот какие ладушки,Ладушки ладошки!Наварили кашкиПомешали ложкой.Вот какие ладушки,Ладушки ладошки!

Строили ладошкиДомик для матрешки.Вот какие ладушки,Ладушки ладошки!

Курочке ПеструшкеНакрошили крошек.Вот какие ладушки,Ладушки ладошки!

Хлопали ладошкиТанцевали ножки.Вот какие ладушки,Ладушки ладошки!

Прилегли ладошкиОтдохнуть немножко.Вот какие ладушки,Ладушки ладошки!

Надеемся эти несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах помогут Вашему ребенку начать болтать в год без умолку

P.S. Если Вам понравилась наша подборка пальчиковых игр, также обратите внимание на подборку колыбельных песен и статусов о детях.

Введение

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

В настоящее время воспитатели сталкиваются с проблемой развития речи детей раннего возраста. Отставание в развитии речи осложняет организацию жизни детей в группе. Слабое развитие мелкой моторики не позволяет организовывать разнообразную игровую деятельность. Дети не справляются даже с самими простыми игровыми заданиями: “Построй домик из кубиков”, “Собери башенку из колечек”, “Покорми куклу”.

Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности. Любая программа предполагает работу с детьми с нормальным развитием речи и движений. Анализируя сложившуюся ситуацию, пришла к выводу, что одна из причин отставания детей в развитии в том, что у них в младшем возрасте мало или вообще отсутствует опыт общения с “правильными”, нужными игрушками.

Многие родители не придают значения развитию движений детей и не знают, что упражнения для пальцев рук являются хорошим стимулом не только для возникновения речи, но и для её дальнейшего совершенствования.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры “Ладушки”, “Сорока – Белобока”, “Коза – Рогатая” и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие видят в них развлекательное, а не развивающее воздействие

Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка и челюсти, стимулируют работу лобной доли мозга, контролирующей мышление, речь и поведение.

Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: “Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев”.

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев рук. Л.В. Фоминой на основе проведённых обследований большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи предлагается давно. Изучив публикации о развитии мелкой моторики в работе с дошкольниками, выяснила, что во всех рекомендациях предлагается чаще включать их в педагогический процесс.

Поэтому в своей работе я использую: игры с пальчиками, игры с мелкими предметами, игры с речевым сопровождением.

Повышая уровень развития мелкой моторики рук дошкольников – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению – мы способствуем развитию внимания, памяти, связной речи, готовности руки к письму, умения логически рассуждать

Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш, ручку, способствует развитию внимания, мышления, речи.

Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит домашней подготовке — ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен детских садов и обучающих центров. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и родителей ребенка

Работая над развитием мелкой моторики рук у детей с нарушением речи, я добилась определённых результатов.     По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, заметно сократились сроки постановки звуков, совершенствовалась общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.     Эти дети при обучении элементам письма продемонстрировали хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше своих сверстников справляются с программными требованиями по изобразительной деятельности. Всё это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе.    Я рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук не только воспитателям как речевых, так и общеразвивающих групп.

tvoysustavchik.ru

Стишки для пальчиковой гимнастики | от 1 года до 3 лет

С десятимесячного возраста можно начинать активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учётом возрастных особенностей. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Лучше заниматься с двумя взрослыми: один садится напротив ребёнка и выполняет все движения сам, а другой на первых порах садится за спиной у малыша и помогает ему складывать пальчики. Детки старше года будут стараться повторять за вами более сложные движения.

упражнение рыбка - пальцы щепоткой

 Рыбки 

Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.Рыбки плавали, нырялиВ чистой тёпленькой воде.То сожмутся (пальцы рук очень плотно сжимаются),Разожмутся (пальчики сильно растопыриваются в стороны),То зароются в песке (сложив пальчики, руками поочерёдно совершаете движения, как будто раскапываете песок).

Гуси

gus

— Гуси, гуси!— Га! Га! Га! (пальцами рук показывайте открывающиеся клювы)— Есть хотите?— Да! Да! Да! («клювы» кивают вверх и вниз)— Ну, летите!— Нет! Нет! Нет! («клювы» качают из стороны в сторону)Серый волк под горой, не пускает нас домой! (погрозите указательным пальцем).

Гречневая каша

ладонь лодочкой

Это — ложка (покажите ложку ладонью правой руки),Это — чашка (покажите чашку ладонью правой руки),В чашечке — гречневая кашка (загляните в "чашку”),Ложка в чашке побывала (сделайте вид, что кушаете выдуманную кашку) —Кашки гречневой не стало.

сорока-воровка, упражнение для рукСорока

Указательным пальцем правой руки выполняются круговые движения по ладони левой руки:Сорока-белобокаКашку варила,Детишек кормила.Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы. Этому дала,Этому дала,Этому дала,Этому дала,Этому дала. 

или, как вариант:

Этому не дала: — Ты воды не носил, дров не рубил, каши не варил. Тебе ничего нет! При этом большой палец не загибается. 

замок из рукЗамОк!

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:На двери висит замок.— Кто его открыть бы мог?Постучали, (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их).Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны). 

Стишок нужно читать не очень быстро, но чётко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек.

Ягодки пальцы расслаблены и опущены вниз

Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают вниз.

С ветки ягодки снимаю (пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимаете с него воображаемую ягодку).И в лукошко собираю (обе ладошки складываете перед собой чашечкой).Будет полное лукошко (одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой тоже сложенной ладошкой).Я попробую немножко.Я поем еще чуть-чуть (одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаём воображаемые ягодки и отправляем их в рот).Легким будет к дому путь! (имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше).

Пальчик-мальчиксжимать пальчик

Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему (от указательного до мизинца):Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил. С этим братцем щи варил. С этим братцем песни пел. С этим — в дудочку дудел.

пальцы левой руки согнуты в кулакЭтот пальчик

Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.Этот пальчик — дедушка,Этот пальчик — бабушка,Этот пальчик — матушка, Этот пальчик — батюшка, Ну а этот пальчик — я, Вот и вся моя семья.

сгибать пальцыПальчики

В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.Этот пальчик хочет спать.Этот пальчик — прыг в кровать!Этот пальчик прикорнул.Этот пальчик уж заснул.Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора.

упражнение пальцеми рук - заяц

Зайка

Средний и указательный палец – ушки зайки, остальные сложены щепотью и изображают мордочку зайки. Скачет, скачет зайка.— Ты его поймай-ка!  (ребёнок ловит "зайку" другой рукой, или «зайки» ловят друг друга).

Осьминогосьминог пальцами  осьминог пальцами

Восемь пальчиков для ног — Получился осьминог. — Сколько ног у осьминога? — Много-много! (Всеми пальчиками, кроме больших, ребёнок изображает щупальца осьминога, соединяя внутренние стороны ладошек).

Улиткаулитка пальцеми рук

На одной скользящей ножке Домик, голова и рожки. — Дай-ка пальчики сюда! — То не пальчики — рога (изображаем пальчиками рожки улитки).

кошка пальцеми рукКошка

Как у нашей кошки Беленькие ножки, Мяконькие лапки, Ноготки-царапки (ступаем "ножками"-пальчиками мягко, по-кошачьи).— Поцарапаем немножко, Не ребята мы, а кошки.

мышка- упражнение для рукМышка

Как у нашей мышки Ножки-коротышки. Ножки мышкины спешат К сырной корке — и назад (изображаем пальчиками мышкины ножки).

Солнышкошагать двумя пальцеми

Ножки вверх! Ножки вниз! (Указательным и средним пальцами взмах вверх, потом опустить вниз)Солнце, солнышко, качнись! (Пальцы вниз и качаем кистью из стороны в сторону)Солнце с тучкою качнулось.И Трезорке улыбнулось (пальчиками изображаем ножки Трезорки).

раскрытая ладонь, упражнение солнышко

Солнышко

Утро красное пришло, Солнце ясное взошло (пальчики разгибаются по одному). Стали лучики светить (шевелить пальчиками)Малых деток веселить Прилетели тучки — Спрятались лучики (пальчики прячутся в кулачок).

gonki1Жук

Шесть мелькает ножек-рук — Это убегает жук. — Ты куда? — но нет ответа. Жук в траве укрылся где-то (изображаем пальчиками лапки жука, быстро передвигая ими по столу).

Черепашкачерепаха руками

— Сколько пыли, сколько сора, До дверей дойду не скоро, — И вздыхает тяжко Наша черепашка (передвигаем пальчики одной руки медленно, как будто это ножки черепашки, а другой рукой изображаем её панцирь).

хлопать в ладоши

Мишка

Мишка топает ногой, Мишка топает другой, Ух, как веселится В доме половица! (Топаем "ножками"-пальчиками).А пока танцует Мишка, Мы похлопаем в ладоши.Вместе с лисонькой-плутишкойБудем зрителями тоже (хлопаем в ладоши).

Журавли

— До свиданья, до свиданья, махать рукойВозвращайтесь поскорей! — Провожаем, провожаем В путь-дорогу журавлей (машем ручкой вслед птицам).Крылышками машем: — До свиданья, Маша! Полетели мы на юг, Вспоминай нас, добрый друг! (Ладошками изображаются крылья птиц).

Козёлкоза пальцами рук

— Вот какой козёл рогатый! — Рожки делают ребята. — Вот какие рожки У козла Тимошки!Встрече Тимофей не рад — Грозно смотрит на ребят. — Уходите, вас не знаю,Забодаю, забодаю! (Пальчиками изображаются козлиные рожки).

Ракkleshni-raka

— Как хватает рыбу рак? — Да клешнёй своей — вот так! Манит он своей клешнёю: — Пощипаемся с тобою! (Двумя пальчиками изображается движение клешни рака).

слон пальцами рукСлоник

— Слоник, апельсин подай! — Угощайся, попугай! Слоник очень-очень рад, Что сильнее всех носат (пальчиком изображается хобот).

Слоник

В зоопарке стоит слон.Уши, хобот, серый он.Головой своей кивает,Будто в гости приглашает.

Козочкапогрозить пальчиком

Шёл старик дорогою (идти пальчиками по столу),Нашёл козу безрогую (показать пальчиками рога):— Давай, коза, попрыгаем (постучать пальчиками по столу),Ножками подрыгаем.А коза бодается (снова показать рога),А старик ругается (погрозить пальчиком).

Киска

Киска ниточки мотала (вращать руками, как бы наматывая нить на клубок)И клубочки продавала (вытянуть обе ладони вперёд).— Сколько стоит?— Три рубля. Покупайте у меня! (Показать три пальца, сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони).открытые ладони

Лошадка

Одной рукой я травку рву (выполнять хватательные движения поочерёдно левой и правой руками),Другой рукой я тоже рву.Я травкой накормлю коня (вытянуть руки вперёд),Вот сколько пальцев у меня! (и повернуть ладонями вверх).

упражнение - ой, ладушкиОй, ладушки

Ой, ладушки-ладушки, испечём оладушки! (делать движения руками, как будто лепите пирожки)На окно поставим, остывать заставим.А остынут – поедим и воробушкам дадим.

Помощникупражнение руками - помощник

Топором дрова колю (имитировать действия топора, двигать вместе ладошками вверх-вниз),А потом пилой пилю (имитировать действия пилы, двигать вместе ладошками вперёд-назад).Отнесу их бабушке (показать ладоши),Чтоб испечь оладушки (похлопать ладонями друг о друга).

Домупражнение руками дом

Молоточком я стучу (постукивать кулачками друг о друга),Дом построить я хочу (соединить кончики пальцев обеих рук).Строю я высокий дом (поднять выпрямленные ладони вверх),Буду жить я в доме том (похлопать ладонями).

 

движения к себеТесто

Тесто ручками помнём (сжимаем и разжимаем пальчики),Сладкий тортик испечём (как будто мнём тесто),Серединку смажем джемом (круговые движения ладошками по плоскости стола),А верхушку — сладким кремом. И кокосовою крошкойМы присыплем торт немножко (сыпать "крошку" пальчиками обеих рук).А потом заварим чай (движения рукой, будто наливаем чай в чашку),В гости друга приглашай! (Движения ладошкой к себе).

 

ребро ладони

Капуста

Мы капусту рубим, рубим (говорить ритмично, руками показывать, как мы рубим капусту),Мы морковку трём, трём (ручками показывать, как мы трём морковку),Мы капусту солим, солим (пальчики щепоткой — солим),Мы капусту мнём, мнём (ручками "мнём" капусту).

встряхнуть рукиОтдыхаем

Мы сегодня рисовали (имитировать рисование, плавно поднимать руки перед собой),Наши пальчики устали,Наши пальчики встряхнём (встряхивать кистями),Рисовать опять начнём (снова имитировать рисование).

Дружбасоединение пальцев рук

Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в "замок"). Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание мизинцев обеих рук):— Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдное касание одноимённых пальцев обеих рук, начиная с мизинцев), — Начинай считать опять. — Раз, два, три, четыре, пять. — Мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями). 

левая рукаОтдохнём

Наши пальчики проснулись, Потянулись, потянулись… (выполняем эти движения)И встряхнулись… (выполняем движение)ПРАВАЯ РУКАПо ладошке побежали (по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот),Побежали, побежали, Поскакали, поскакали (изобразите эти движения)И устали. Сели отдыхать (потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени).

сгибать пальцыразгибать пальцыПрятки

Ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременноВ прятки пальчики играли И головки убирали,Вот так, вот так,И головки убирали.

Дождиккруг пальцами

— Дождик, дождик, поливай (указательным пальцем постукивать по ладони другой),Будет хлеба каравай (образовать перед собой круг руками).Будут булки, будут сушки (похлопывать поочерёдно одной ладонью о другую),Будут вкусные ватрушки (соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг)

левая рука на ребреСтроим стенку

— Строим стенку,— Выше, выше (прямые ладони держим горизонтально перед собой. Мизинец каждой руки смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди. Поочерёдно «нижнюю» ладонь кладём на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку).— Добрались уже до крыши! (к моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конёк – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и правая рука на ребрепредплечья).— Чья крыша выше?— Выше, выше, выше! (Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками)— Прорубили мы окошко,И дверку для кошки,И дырочку для мышки: — Пи-пи-пи-пи–пи!  (Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырёхугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском).

Квасим капусту

— Это что ещё за куст? (Стоя, руки перед грудью в «замке»)упражнение для пальцев - капустаЭто что еще за хруст? (Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаём хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…) — Как же мне без хруста («капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой),Если я – капуста?Мы капусту рубим, рубим («рубим капусту» на поверхности воображаемого стола рёбрами ладоней. Детям достаточно рубить на одном месте),Мы капусту солим, солим (обе руки сложены щепотью и «солят»).Мы капусту мнём, мнём (сжимаем и разжимаем кулаки),А морковку трём, трём (трём ладони одну о другую – для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой). Всё перемешаем! (Перемешиваем – в горизонтальной плоскости).В бочки набиваем (ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти).В погреб опускаем (в таком же положении глубоко наклоняемся и кладём на пол сложенные ладони).— Эх, вкусная капуста! (Выпрямляемся и гладим себя по животу).

Улиткаулитка руками

Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая её накрывает – это раковина улитки.— Улитка-улитка, Отвори калитку, Выходи из дома,Будем знакомы!  (Когда четверостишие прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки).

— Улитка-улитка, Высуни рога, Дам пирога! (Разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмёте мизинец и безымянный – «улитка» будет больше похожа. Если Ваш ребёнок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы – не поправляйте). 

— Улитка-улитка, пошли гулять! (На этих словах улитка ничего не делает – она слушает Вас и решает, что ответить).— Поползли, поползли, поползли… («Улитка» ползёт по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла).— Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке! (При повторении – до свидания, улитка!) «Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете всё то же самое, руки меняются ролями.

гусеницаГусеница

Гусеница, гусеница (ладонь одной руки «ползёт», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. Не наоборот, т.к. гусеница заползла на травинку с земли),Бабочкина дочка («ползёт» обратно к плечу по внешней стороне руки),По травинкам ползает (то же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»),гусеница - упражнение ладоньюКушает листочки (и по другой стороне обратно):— Ам! (Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями). — Ам!— Ам!— Ам!бабочка ладонями рук— Ам!Поела (останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются)…Спать захотела (одна сжимается в кулачок, другая её накрывает – держит кулачок, как яблоко). Проснулась (постепенно расправляем ладони)…Бабочкой обернулась!  (Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки)Полетела, полетела, полетела!  (Машем «крыльями»: запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот. Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль).

Круговорот воды в природеупражнение - круговорот воды в природе

— Кап-кап, кап-кап, кап-кап – дождик капает, кап-кап, кап-кап, кап-кап (барабаним пальцами по голове, плечам – как угодно).— Буль-буль, буль-буль, буль-буль – ручьи бегут, буль-буль, буль-буль, буль-буль (бежим или поочерёдно пальцами одной руки по другой от плеча до ладони, или пальцами обеих рук по ногам).— Жур-жур, жур-жур, жур-жур – река течёт, жур-жур, жур-жур, жур-жур (ладонь на ладонь, пальцы переплетаем, это речка, которая течёт по направлению от нас – если ручьи бежали по рукам, то на уровне пояса, если по ногам – над полом, сами при этом приседаем или сгибаем одну ногу, смотря куда речке бежать)И в море большое-большое-большое впадает… (разводим руки широко в стороны, описывая ими большой круг, на третьем слове “большое” ведём руки обратно, на слове “впадает” – руки прижимаем к груди).А с моря в жару пар поднимается (рисуем в воздухе спиральки пара снизу вверх. Если на предыдущих этапах пришлось присесть – встаём, тянемся за руками вверх),К небу летит и в тучки превращается.А из туч дождик идёт (тучку изображают сцепленные над головой руки):— Кап-кап 

и т.д.

Ещё упражнения для развития мелкой моторики рук здесь.

 

Источник: http://www.child-psy.ru/rabota/166.html

  • Пальчиковая гимнастика для детей от 1 года до 3 лет »

www.4kiddy.com


Смотрите также