Утренняя гимнастика для детей... комплекс упражнений. Гимнастика для первоклассников


Утренняя гимнастика для первоклассников. | Для родителей школьников.

Утренняя гимнастика для первоклассников.

Утренняя гимнастика, или зарядка, представляет собой комплекс физических упражнений, выполняемых ежедневно после сна. Утренняя зарядка считается гигиенической, так как преследует прежде всего гигиенические цели: помочь организму быстрее активизироваться после сна, обрести бодрость, настроить все системы и функции организма на предстоящую деятельность в режиме трудового дня. Этот вид гимнастики доступен всем, независимо от уровня физической подготовки, возраста, состояния здоровья.

Комплекс № 1

1.   «СОСНА»

И. п.: основная стойка, руки опущены.

Выполнение: 1-2 — поднимаясь на носки, плавно поднять руки вверх, потянуться, вдох. 2 — вернуться в и. п. 3-4 — плавно опустить руки вниз, выдох.

Повторить: 5 раз.

2.   «ВЕТЕР»

И. п.: стоя, ноги вместе, руки опущены.

Выполнение: 1 — поднять руки дугами вверх, хлопок над головой, вдох. 2-3 — наклон вниз, приблизить голову к ногам, хлопок за ними, выдох. 4 — вернуться в и. п.

Повторить: 4 раза.

3.   «ГОРКА»

И. п.: лежа на полу, руки в стороны, ноги выпрямлены.

Выполнение: 1-2 — скользя ступнями ног по полу, подтянуть их к ягодицам. 3-4 — вернуться в и. п. Повторить: 5 раз.

4.   «МАЯТНИК»

И. п.: стоя, ноги шире плеч, руки опущены.

Выполнение: 1-2 — руки в стороны, вдох. 3-4 — наклон, не сгибая коленей; опущенными прямыми руками одновременно выполнить движение вперед-назад, выдох; и. п.

Повторить: 6 раз.

5.   «КАЧАЛКА»

И. п.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль тела.

Выполнение: 1 — обхватить руками колени, голову наклонить. 2-3 — сделать несколько перекатов на спине вперед-назад. 4 — вернуться в и. п.

Повторить: 3 раза.

6.   «НА ОДНОЙ  НОЖКЕ»

И. п.: стоя, ноги параллельно, руки на поясе. Выполнение: 1-5 — подскоки на правой ноге. 6-10 — подскоки на левой ноге.

Ходьба на месте с махами рук (марширование). Повторить: 3 раза.

Комплекс № 2 (с использованием стены)

1.   «СОЛНЫШКО»

И. п.: основная стойка, лицом к стене, руки опущены. Выполнение: 1-2 — скользя руками по стене, поднять их вверх, вдох. 3-4 — вернуться в и. п., выдох. Повторить: 5 раз.

2.   «ШАГАЕМ РУКАМИ ПО СТЕНЕ»

И. п.: основная стойка, лицом к стене (на расстоянии шага от стены) руки касаются стены на уровне груди.

Выполнение: 1-4 — перебирая руками по стене, наклониться до пола, — выдох. 5-8 — то же движение, но выпрямляясь, — вдох.

Повторить: 4 раза.

3.   «СЛЕДЫ»

И. п.: основная стойка, лицом к стене, руки на поясе.

Выполнение: 1 — поднять ногу, согнутую в колене, коснуться ступней стены, выдох. 2 — вернуться в и. п., вдох. 3 другой ногой. 4 — вернуться в и. п.

Повторить: по 3 раза каждой ногой.

4. «НОЖНИЦЫ»

И. п.: основная стойка, спиной к стене, руки в стороны, касаться ладонями стены.

Выполнение: 1 — прямые руки скрестно перед грудью, выдох. 2 — вернуться в и. п., касаясь ладонями стены, вдох.

Повторить: 4-5 раз.

5.   «ШАГАЕМ НОГАМИ ПО СТЕНЕ»

И. п.: сидя лицом к стене, ноги согнуты, ступни прижаты к стене, руки в упоре сзади.

Выполнение: 1-4 — переставляя ноги по стене, выпрямить их. 5-8 — вернуться в и. п., дыхание в произвольном ритме. Повторить: 4 раза.

6.   «КОЛЕНО»

И. п.: основная стойка, спиной к стене, руки в стороны. Выполнение: 1-2 — подтянуть согнутую в колене ногу к груди. 3-4 — вернуться в и. п. То же другой ногой. Повторить: по 3 раза каждой ногой.

Советую прочитать:

Гигиена младших школьников

Ещё записи по теме

www.shkolnik.domlad18.com

Гимнастика для первоклашки

Почти у 60 процентов школьников неправильная осанка. Причины банальны. Мальчики и девочки большую часть дня проводят за партой, мало двигаются, таскают на себе тяжелые сумки с учебниками. Чтобы ваше чадо к старшим классам не превратилось в крючок, покажите ему эти простые упражнения. Лучше всего делать зарядку каждый день, по 15 - 20 минут. В идеале - в перерывах между занятиями.

Никаких специальных тренажеров и инвентаря не нужно. Просто оттащите малыша от стола (компьютера) и разомнитесь вместе. Комплекс специально для читателей «КП» составила персональный тренер тренажерного зала сети фитнес-клубов «СитиФитнес» и инструктор по лечебной физкультуре Валерия СМОЛИНА. А опробовал зарядку на себе юный читатель «Комсомолки» и первоклассник московской школы № 7 Федя ВЫРОДОВ.

Ванька-встанька!

Что: укрепляем пресс, поясницу, ноги.

Как: встань на колени, спину выпрями, пресс напряги. Не сутулясь, медленно наклоняйся назад и возвращайся в исходное положение.

Оторвись от компа

Что: укрепляем спину, грудь и плечи.

Как: встань прямо, расправь плечи, а руки положи на крышку стола. Опускайся вниз с ровной спиной, слегка касаясь грудью поверхности стола. А потом отожмись и вернись в исходное положение.

Я на солнышке лежу

Что: укрепляем верхний плечевой пояс.

Как: ляг на живот, ноги прижми к полу, руки положи на затылок. Напрягая верхнюю часть спины, подними корпус чуть вверх.

Свернуться калачиком

Что: укрепляем поясницу, развиваем гибкость.

Как: ляг на живот, руки вытяни в стороны и положи ладонями вниз. Не отрывая рук от пола, скрути корпус влево и попытайся дотянуться правой ногой до левого колена. Вернись в исходное положение и повтори все то же самое в другую сторону.

Кручу-верчу

Что: укрепляем пресс.

Как: ляг на спину, руки вытяни за головой, выполняй круговые движения ногами (велосипед).

СОВЕТЫ В ТЕМУ

Прощай, сколиоз!

Если у ребенка обнаружили сколиоз:

купите ему жесткий матрас;

следите, чтобы за столом он сидел прямо и не сутулился;

приучите ребенка читать лежа на животе. На жестком матрасе;

вместо физкультуры отведите ребенка на лечебную гимнастику;

водите дочку или сына на массаж. Запишите ученика в секцию плавания или лыж. Это отличная профилактика сколиоза. А вот тяжелой атлетикой, боксом, борьбой, коньками, велоспортом, спортивной и художественной гимнастикой, хореографией и музыкой таким детишкам заниматься не рекомендуется. По крайней мере пока осанка не выправится.

www.kp.ru

Утренняя гимнастика для первоклассника | Домоводство

    Дети 6—7 лет, как правило, отличаются неустойчиво­стью внимания, быстрой утомляемостью. Родители должны стараться поддерживать у них настрой на учебу, следить за соблюдением целесообразного режима дня. Очень важ­но выделить время и на выполнение физических упраж­нений (рис. 1).

5502    Вот как лучше его распределить.

    Утренняя гигиеническая гимнастика — от 20 до 30 минут ежедневно. Закаливающие процедуры — от 10 до 15 минут ежедневно. Физические упражнения в перерывах между приготовлением уроков — от 15 до 20 минут в первые пять дней недели. Тренировочные специализированные заня­тия или общефизическая тренировка под руководством тренера-преподавателя или родителей — от 1,5 до 2 часов 3-4 раза в неделю. И, наконец, прогулка перед сном — от 15 до 20 минут ежедневно.

    Основная задача родителей — помочь детям приспо­собиться к необычным пока для них условиям школьной деятельности, направить устремления в нужную сторону.

    Комплекс утренней гимнастики должен отвечать сле­дующим требованиям: в него включается от 8 до 10 раз­ных упражнений; каждое упражнение выполняется 6-8 раз; начинать и заканчивать комплекс нужно ходьбой, после беговых упражнений и прыжков следуют упражнения на восстановление дыхания (упражнения, ведущие к задержке дыхания, полностью исключаются). Комплекс обязательно должен содержать ходьбу, бег, потягивания, упражнения для мышц верхнего плечевого пояса, спины, живота, тазо­бедренных суставов, ног, а также прыжки и упражнения на восстановление дыхания. Можно широко использовать упражнения, которые выполняются стоя, сидя, лежа.

    Утренняя гимнастика проводится в хорошо проветрен­ном помещении при температуре 17-19°С. При выполне­нии детьми упражнений родителям нужно следить за их дыханием — оно должно быть глубоким, спокойным, с полным выдохом.

Последовательность при выполнении упражнений сле­дующая. Сначала — ходьба (15-20 сек.), потягивания, а затем бег на месте (20-30 сек.). После бега — упраж­нения на восстановление дыхания и общеразвивающие упражнения, затем прыжки на месте (15-20 сек.) с пере­ходом на ходьбу (20-30 сек.) и упражнения на восстанов­ление дыхания. После трех-четырех недель занятий содер­жание комплекса нужно изменить. Очень любят дети упражнения с предметами: мячом, гимнастической пал­кой, скакалкой, обручем, гантелями 0,5 кг (мальчики).

Дети обязательно должны выполнять упражнения, на­правленные на формирование правильной осанки. Это может быть ходьба с гимнастической палкой, удерживае­мой на локтевых суставах за спиной (рис. 2)

5503

 или ходьба с руками, согнутыми за спиной, за головой (рис. 3),

5504

основ­ная стойка у стены (пятки вместе, носки врозь, икры, ягодицы, лопатки и затылок касаются стены — рис. 4),

5505

 накло­ны прогнувшись (рис. 5),

5506

приседание и ходьба с грузом — 100 г — на голове (рис. 6).

5507Жорж ХОЛОДОВ, кандидат педагогических наук, журнал «Физкультура и здроровье» №2, 1985 г

vseprodom.com

Утренняя зарядка младшего школьника | Зарядка для детей

Зарядка для школьников

Каждый ребенок с возрастом развивается как физически, так и умственно, становясь полноценным членом общества. И, если его умственное и духовное развитие находится под чутким контролем родителей и учителей, то физическому порой не уделяют должного внимания. Уроков физкультуры в школе недостаточно для того, чтобы поддерживать ребенка в активной физической форме. Для того чтобы быть здоровым и нормально развиваться, ребенку необходимы следующие условия:

  • соблюдение режима дня;
  • полноценный сон;
  • здоровое, сбалансированное питание;
  • чередование умственных и физических нагрузок;
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе.

Утреннюю зарядку для школьников придумали не зря. Она помогает проснуться, взбодриться, повышает тонус организма и значительно активизирует обмен веществ. Кроме того, зарядка повышает работоспособность, что немаловажно для школьников в разгар учебного года.

Ниже приведены примеры упражнений утренней зарядки, комплекс которых вполне подойдет и для младших школьников. Занятия следует проводить в утреннее время перед завтраком, при открытой форточке, а еще лучше на свежем воздухе. Чтобы зарядка для школьников была веселой, включите ритмичную, заводную музыку, и выполняйте упражнения в соответствующем темпе. Во время выполнения нужно обязательно следить за правильным дыханием и осанкой ребенка.

Комплекс упражнений зарядки для школьников

Первые несколько упражнений – для разогрева мышц, затем идут упражнения, которые требуют определенных усилий, а завершают зарядку движения, направленные на расслабление мышц и восстановление дыхания.

  1. Плавно разведите руки в стороны и поднимите их над головой (на вдохе), а затем так же плавно опустите (на выдохе), одновременно низко наклонившись. Сделайте 3 подхода.
  2. Медленно вращайте головой сначала по часовой стрелке, а затем против. Сделайте 3 круга в одну сторону и 3 – в другую.
  3. Приставьте пальцы рук к плечам и вращайте руками вперед и назад. Сделайте по 5 подходов в каждую сторону.
  4. Поставьте руки на пояс и совершайте наклоны в стороны поочередно (вправо-влево, как маятник). Сделайте 10 подходов.
  5. Как можно ниже наклоняйтесь вперед, стараясь коснуться ладошками пола, а затем возвращайтесь в исходное положение. Сделайте 10 подходов.
  6. Приседайте, стараясь не отрывать пятки от пола и как можно ровнее держать спину. Сделайте 5 приседаний.
  7. Держась одной рукой за опору, делайте махи вперед-назад противоположной ногой. Сделайте по 10 подходов для каждой ноги.
  8. Попрыгайте на месте, как мячик. Сделайте 10 прыжков.
  9. Встаньте по стойке «смирно» на вдохе, а затем расслабьте всё тело («вольно») на выдохе.
  10. В заключение повторите упражнение №1.

← Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook

Синдром вегето-сосудистой дистонии - диагноз, включающий с себя проявления различных симптомов: общего недомогания, пониженного или повышенного давления, проблем с сердечно-сосудистой системой и др. Нередко его диагностируют и у детей. В нашей статье мы расскажем об этом заболевании а также его лечении.

Все родители с вниманием рассматривают и замечают даже незначительные изменения в их ребенке. Так, появление налета на языке малыша и изменение его цвета вызывает беспокойство, иногда не безосновательное. В нашей статье мы расскажем, о каких болезнях может сигнализировать цвет налета на языке.

Каждый родитель хочет, чтобы его чадо было здорово. И в то же время прекрасно понимает, что далеко не всех болезней удастся избежать, а создавать тепличные условия для ребёнка ещё опаснее. Сегодня мы поговорим о таком следствии детских заболеваний, как увеличенных аденоидах.

Косоглазие у детей не такая уж и редкая проблема. Тем не менее, этот дефект поддаётся лечению, хотя и требует много сил, времени и упорства от малыша и его родителей. Об этом заболевании и способах его лечения и пойдёт речь в нашем сегодняшнем материале.

Утренняя гимнастика для первоклассников.

Утренняя гимнастика. или зарядка, представляет собой комплекс физических упражнений, выполняемых ежедневно после сна. Утренняя зарядка считается гигиенической, так как преследует прежде всего гигиенические цели: помочь организму быстрее активизироваться после сна, обрести бодрость, настроить все системы и функции организма на предстоящую деятельность в режиме трудового дня. Этот вид гимнастики доступен всем, независимо от уровня физической подготовки, возраста, состояния здоровья.

И. п. основная стойка, руки опущены.

Выполнение: 1-2 — поднимаясь на носки, плавно поднять руки вверх, потянуться, вдох. 2 — вернуться в и. п. 3-4 — плавно опустить руки вниз, выдох.

И. п. стоя, ноги вместе, руки опущены.

Выполнение: 1 — поднять руки дугами вверх, хлопок над головой, вдох. 2-3 — наклон вниз, приблизить голову к ногам, хлопок за ними, выдох. 4 — вернуться в и. п.

И. п. лежа на полу, руки в стороны, ноги выпрямлены.

Выполнение: 1-2 — скользя ступнями ног по полу, подтянуть их к ягодицам. 3-4 — вернуться в и. п. Повторить: 5 раз.

И. п. стоя, ноги шире плеч, руки опущены.

Выполнение: 1-2 — руки в стороны, вдох. 3-4 — наклон, не сгибая коленей; опущенными прямыми руками одновременно выполнить движение вперед-назад, выдох; и. п.

И. п. лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль тела.

Выполнение: 1 — обхватить руками колени, голову наклонить. 2-3 — сделать несколько перекатов на спине вперед-назад. 4 — вернуться в и. п.

6. «НА ОДНОЙ НОЖКЕ »

И. п. стоя, ноги параллельно, руки на поясе. Выполнение: 1-5 — подскоки на правой ноге. 6-10 — подскоки на левой ноге.

Ходьба на месте с махами рук (марширование). Повторить: 3 раза.

Комплекс № 2 (с использованием стены)

И. п. основная стойка, лицом к стене, руки опущены. Выполнение: 1-2 — скользя руками по стене, поднять их вверх, вдох. 3-4 — вернуться в и. п. выдох. Повторить: 5 раз.

2. «ШАГАЕМ РУКАМИ ПО СТЕНЕ »

И. п. основная стойка, лицом к стене (на расстоянии шага от стены) руки касаются стены на уровне груди.

Выполнение: 1-4 — перебирая руками по стене, наклониться до пола, — выдох. 5-8 — то же движение, но выпрямляясь, — вдох.

И. п. основная стойка, лицом к стене, руки на поясе.

Выполнение: 1 — поднять ногу, согнутую в колене, коснуться ступней стены, выдох. 2 — вернуться в и. п. вдох. 3 другой ногой. 4 — вернуться в и. п.

Повторить: по 3 раза каждой ногой.

И. п. основная стойка, спиной к стене, руки в стороны, касаться ладонями стены.

Выполнение: 1 — прямые руки скрестно перед грудью, выдох. 2 — вернуться в и. п. касаясь ладонями стены, вдох.

5. «ШАГАЕМ НОГАМИ ПО СТЕНЕ »

И. п. сидя лицом к стене, ноги согнуты, ступни прижаты к стене, руки в упоре сзади.

Выполнение: 1-4 — переставляя ноги по стене, выпрямить их. 5-8 — вернуться в и. п. дыхание в произвольном ритме. Повторить: 4 раза.

И. п. основная стойка, спиной к стене, руки в стороны. Выполнение: 1-2 — подтянуть согнутую в колене ногу к груди. 3-4 — вернуться в и. п. То же другой ногой. Повторить: по 3 раза каждой ногой.

Весёлая утренняя зарядка для школьников

Рубрика: Здоровье Комментарии: Комментариев нет

Все родители желают своим детям добра, именно поэтому многие стремятся с ранних лет привить малышам любовь к утренней зарядке. Однако дети, которые больше всего остального любят бегать и прыгать считают зарядку неинтересной.

Конечно, о пользе физических упражнений родители детям рассказывают часто. Однако на практике лишь немногие делают утреннюю зарядку со своими малышами. А ведь именно личный пример родителей является одним из важных стимулов для детей к выполнению различных действий. Впрочем, часто даже у родителей, которые регулярной выполняют определенные упражнения ребятишки относятся к подобным мероприятиям без особого энтузиазма. С чем это может быть связано? Ведь двигательная активность детей поразительна. Прежде, чем ответить на этот вопрос и понять, какой должна быть утренняя зарядка для школьников, чтобы она вызывала у них интерес, стоит разобраться в том, чего требуют детские организмы.

Период младшей школы можно назвать относительно равномерным в отношении развития опорно-двигательного аппарата. Однако в то время, как рост ребенка стремительно увеличивается, мышечная масса остается почти неизменной. Это время является благодатным для развития подвижности всех суставов, так как связочный аппарат младших школьников максимально эластичен, и содержание хрящевой ткани в скелете достаточно велико. В младшем школьном возрасте у детей лучше развиты крупные мышцы рук и ног, в то время как мелкие мышцы состоят из тонких волокон с небольшим процентным содержанием белков и жира. При этом хоть дифференциация и формирование нервных клеток и системы уже почти закончены, следует учитывать, что процессы возбуждения у младших школьников преобладают. Объем легких младших школьников вдвое меньше показателей взрослых.

Всем известно, что потребность детей 6-10 лет в двигательной активности высока. По среднестатистическим подсчетам за сутки дети способны совершить 12-16 тысяч движений. Причем, девочки на четверть менее активны, чем мальчики. Соответственно при выборе упражнений на это следует обратить внимание, ведь мальчики могут самостоятельно организовать свою двигательную активность, в то время как девочки нуждаются в помощи со стороны взрослых в этом аспекте.

Также важным фактором, который стоит учитывать при организации зарядки, является время года. В пасмурные осенние и зимние дни активность всех людей снижается, поэтому даже самая весёлая зарядка для школьников должна быть несколько короче, чем в летние дни. Однако при этом нагрузка во время зарядки дона усиливаться с каждым годом, так как активность и двигательные возможности детей заметно снижаются при переходе из садика в школу, а далее с каждым годом активность детей только снижается. Поэтому будет логичным обеспечить детям не только утренние физические занятия, но также и активное времяпровождение в течение 1,5-2 часов после школьных уроков.

Какие упражнения предложить ребятам? Как организовать зарядку таким образом, чтобы детки получили удовольствие от выполнения физических нагрузок, а процесс не был скучным и обыденным?

Педагоги рекомендуют для этого обратиться к излюбленному занятию малышей – игре. Очень хорошо, если в доме имеется какое-нибудь спортивное оборудование, однако даже обычные мячи, обручи и палки помогут разнообразить занятия. Для того чтобы прыжки принесли удовольствие малышу, можно подвесить колокольчики или запустить под потолок воздушные шарики, к которым и нужно будет дотянуться. Также сделать занятия веселее поможет музыкально сопровождение. Если подобрать несколько веселых тематических задорных песенок, то упражнения будет выполнять гораздо интереснее. Кроме того, сейчас не проблема найти подходящие детские стишки, так не только мышцы можно тренировать, но и память детей.

Как правило, зарядка начинается с комплекса разогревающих упражнений. Ходьба на месте, которую обычно выполняют в течение 1 минуты, может быть выполнена под песенку «Мы идем в страну волшебную». А вдохи-выдохи с поднятием на носочки можно представить как отдых после трудного пути. Бег с высоким поднятием колен, равно как и бег с захлестыванием можно выполнять, убегая от серого волка или хитрой лисички. Для этого кому-то из взрослых достаточно одеть соответствующую маску.

Особое внимание в последнее время уделяется приседаниям. Даже интересная зарядка для школьников не может обойтись без этой полезной для нижних конечностей разминки По мнению ученых, конечная поза в этом упражнении должна быть зафиксирована на несколько секунд, при этом все суставы (голеностопный, коленный, тазобедренный) должны быть согнуты не более, чем на 90 градусов. Чем не пример того, как садятся на стулья сказочные персонажи? Знакомые всем упражнения «Наклоны вперед» могут стать иллюстрацией того, как низко опускает голову цапля в поисках лягушек, а поза «Ласточка», способствующая растяжке мышц рук и ног, покажет, как мимо пролетели ласточки, унося Дюймовочку в теплые края.

Восторженно дети выполнят практически любые упражнения с мячом. Это позволит не только потренировать мышцы рук и ног, но также развивать координацию движений. Наиболее распространенные упражнения с мячом – бросить о стенку и поймать с лета или после 1 удара об пол. Для усложнения задания, можно предложить детям за время, пока мяч долетит до стены выполнить от 1 до 3 хлопков в ладоши. Еще одним вариантом работы с мячом во время зарядки является упражнение «Горячий картофель». Во время выполнения упражнения участники зарядки максимально быстро должны перебрасывать друг другу мяч, как будто опасаясь, чтобы не обжечься. Постепенно расстояние между участниками стоит увеличивать.

Как вариант также можно проводить гимнастические упражнения, приурочивая их каждый день новой сказке. К примеру, выполняя следующий комплекс, необходимо вместе с детьми выполнять движения так, как их выполнял бы Колобок (кот ученый, баба Яга, котенок Гав и т. д. ) .

Упражнение 1. Сесть на стул и выполнять потягивания при согнутых в локтях кистях рук таким образом, чтобы ладони находились возле плечевого сустава.

Упражнение 2. Сидя на стуле выполнить потягивания, сплетя кисти рук над головой.

Упражнение 3. Наклоны в стороны из позиции стоя (ноги на ширине плеч). Руки при этом могут находиться на талии, на плечевых суставах или быть высоко поднятыми.

Упражнение 4. Из положения стоя следует глубоко присесть, держа руки прямо перед собой. Далее выпрямить ноги, а руки положить на пол (или кончиками пальцев дотронуться пола). после чего снова присесть, выровняв руки перед собой и подняться в исходное положение.

Упражнение 5. Стоя боком у спинки стула и держась за нее одной рукой, выполнить круговые движения одной, а потом другой ногой, разминая сначала суставы стопы, колена, а потом бедра. Детям особо понравиться выполнять это упражнение, представляя себя каким-либо сказочным персонажем.

В результате зарядка станет интересной не только маленьким детям и школьником, но и самим родителям. Ведь в таком случае каждый день можно будет делать что-то необычное и нестандартное.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Источники: http://womanadvice.ru/zaryadka-dlya-shkolnikov, http://www.shkolnik.domlad18.com/utrennyaya-gimnastika-dlya-pervoklassnikov/, http://veselajashkola.ru/zdorovie-rebenka/vesyolaya-utrennyaya-zaryadka-dlya-shkolnikov/

Комментариев пока нет!

orebenkah.ru

Комплексы здоровьесберегающих упражнений для будущих первоклассников

КОМПЛЕКСЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Комплексы упражнений для глаз

Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

Вариант 1

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 - 4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 - 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 - 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 - 4 раза.

4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 - 6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

Вариант 2

1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1 - 4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1 - 4 вверх, на счет 1 - 6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1 - 6. Повторить 3 - 4 раза.

Вариант 3

1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, насчет 10 - 15.

2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1 - 4, затем налево на счет 1 - 4 и прямо на счет 1 - 6. Поднять глаза вверх на счет 1 - 4, опустить вниз на счет 1 - 4 и перевести взгляд прямо на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25 - 30 см, на счет 1 - 4, потом перевести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

4. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 1 - 2 раза.

Комплексы упражнений физкультурных минуток

Физкультминутка (ФМ) способствует снятию локального утомления. По содержанию ФМ различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.

Физкультминутка общего воздействия может применяться, когда физкультпаузу по каким-либо причинам выполнить нет возможности.

ФМ общего воздействия

1 комплекс

1. И. п. - о. с. 1 - 2 - встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками, 3 - 4 - дугами в стороны руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6 - 8 раз. Темп быстрый.

2. И. п. - стойка ноги врозь, руки вперед, 1 - поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. 2 и. п. 3 - 4 - то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 6 - 8 раз. Темп быстрый.

3. И. п. 1 - согнуть правую ногу вперед и, обхватив голень руками, притянуть ногу к животу. 2 - приставить ногу, руки вверх-наружу, 3 - 4 - то же другой ногой. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

2 комплекс

1. И. п. - о. с. 1 - 2 - дугами внутрь два круга руками в лицевой плоскости. 3 - 4 - то же, но круги наружу. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

2. И. п. - стойка ноги врозь, правую руку вперед, левую на пояс. 1 - 3 - круг правой рукой вниз в боковой плоскости с поворотом туловища направо. 4 - заканчивая круг, правую руку на пояс, левую вперед. То же в другую сторону. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

3. И. п. - о. с. 1 - с шагом вправо руки в стороны. 2 - два пружинящих наклона вправо. Руки на пояс. 4 - и. п. 1 - 4 - то же влево. Повторить 4 - 6 раз в каждую сторону. Темп средний.

3 комплекс

1. И. п. - стойка ноги врозь, 1 - руки назад. 2 - 3 - руки в стороны и вверх, встать на носки. 4 - расслабляя плечевой пояс, руки вниз с небольшим наклоном вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. И. п. - стойка ноги врозь, руки согнутые вперед, кисти в кулаках. 1 - с поворотом туловища налево «удар» правой рукой вперед. 2 - и. п. 3 - 4 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Дыхание не задерживать.

4 комплекс

1. И. п. - руки в стороны. 1 - 4 - восьмеркообразные движения руками. 5 - 8 - то же, но в другую сторону. Руки не напрягать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный. Дыхание произвольное.

2. И. п. - стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 - 3 - три пружинящих движения тазом вправо, сохраняя и. п. плечевого пояса. 4 и. п. Повторить 4 - 6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание не задерживать.

3. И. п. - о. с. 1 - руки в стороны, туловище и голову повернуть налево. 2 - руки вверх. 3 - руки за голову. 4 - и. п. Повторить 4 - 6 раз в каждую сторону. Темп медленный.

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения

Наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышают их эластичность; раздражение вестибулярного аппарата вызывают расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.

1 комплекс

1. И. п. - о. с. 1 - руки за голову; локти развести пошире, голову наклонить назад. 2 - локти вперед, 3 - 4 - руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. И. п. - стойка ноги врозь, кисти в кулаках. 1 - мах левой рукой назад, правой вверх - назад. 2 - встречными махами переменить положение рук. Махи заканчивать рывками руками назад. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

3. И. п. - сидя на стуле. 1 - 2 отвести голову назад и плавно наклонить назад. 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2 комплекс

1. И. п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - 2 - круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3 - 4 - то же левой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. И. п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватив себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 - и. п. То же налево. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.

3. И. п. - сидя на стуле, руки на пояс. 1 - повернуть голову направо. 2 - и. п. То же налево. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

3 комплекс

1. И. п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и. п. 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. И. п. - о. с. Хлопок в ладоши за спиной, руки поднять назад возможно выше. 2 - движение рук через стороны, хлопок в ладоши впереди на уровне головы. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.

3. И. п. - сидя на стуле. 1 - голову наклонить вправо. 2 и. п. 3 - голову наклонить влево. 4 - и. п. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

4 комплекс

1. И. п. - стоя или сидя. 1 - руки к плечам, кисти в кулаки, голову наклонить назад. 2 - повернуть руки локтями кверху, голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

2. И. п. - стоя или сидя, руки в стороны. 1 - 3 - три рывка согнутыми руками внутрь: правой перед телом, левой за телом. 4 и. п. 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.

3. И. п. - сидя. 1 - голову наклонить вправо. 2 - и. п. 3 голову наклонить влево. 4 - и. п. 5 - голову повернуть направо. 6 - и. п. 7 - голову повернуть налево. 8 - и. п. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук

Динамические упражнения с чередованием напряжения и расслабления отдельных мышечных групп плечевого пояса и рук, улучшают кровоснабжение, снижают напряжение.

1 комплекс

1. И. п. - о. с. 1 - поднять плечи. 2 - опустить плечи. Повторить 6 - 8 раз, затем пауза 2 - 3 с, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.

2. И. п. - руки согнуты перед грудью. 1 - 2 - два пружинящих рывка назад согнутыми руками. 3 - 4 - то же прямыми руками. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

3. И. п. - стойка ноги врозь. 1 - 4 - четыре последовательных круга руками назад. 5 - 8 - то же вперед. Руки не напрягать, туловище не поворачивать. Повторить 4 - 6 раз. Закончить расслаблением. Темп средний.

2 комплекс

1. И. п. - о. с. - кисти в кулаках. Встречные махи руками вперед и назад. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

2. И. п. - о. с. 1 - 4 - дугами в стороны руки вверх, одновременно делая ими небольшие воронкообразные движения. 5 - 8 - дугами в стороны руки расслабленно вниз и потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

3. И. п. - тыльной стороной кисти на пояс. 1 - 2 - свести вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3 комплекс

1. И. п. - стойка ноги врозь, руки в стороны, ладони кверху. 1 - дугой кверху расслабленно правую руку влево с хлопками в ладони, одновременно туловище повернуть налево. 2 - и. п. 3 - 4 - то же в другую сторону. Руки не напрягать. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

2. И. п. - о. с. 1 - руки вперед, ладони книзу. 2 - 4 зигзагообразными движениями руки в стороны. 5 - 6 - руки вперед. 7 - 8 - руки расслабленно вниз. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

3. И. п. - о. с. 1 - руки свободно махом в стороны, слегка прогнуться. 2 - расслабляя мышцы плечевого пояса, «уронить» руки и приподнять их скрестно перед грудью. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

4 комплекс

1. И. п. - о. с. 1 - дугами внутрь, руки вверх - в стороны, прогнуться, голову назад. 2 - руки за голову, голову наклонить вперед. 3 - «уронить» руки. 4 - и. п. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

2. И. п. - руки к плечам, кисти в кулаках. 1 - 2 - напряженно повернуть руки предплечьями и выпрямить их в стороны, кисти тыльной стороной вперед. 3 - руки расслабленно вниз. 4 - и. п. Повторить 6 - 8 раз, затем расслабленно вниз и встряхнуть кистями. Темп средний.

3. И. п. - о. с. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положение рук. Повторить 3 - 4 раз, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

Физкультминутка для снятия утомления с туловища и ног

Физические упражнения для мышц ног, живота и спины усиливают венозное кровообращение в этих частях тела и способствуют предотвращению застойных явлений крово- и лимфообращения, отечности в нижних конечностях.

1 комплекс

1. И. п. - о. с. 1 - шаг влево, руки к плечам, прогнуться. 2 - и. п. 3 - 4 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

2. И. п. - стойка ноги врозь. 1 - упор присев. 2 - и. п. 3 наклон вперед, руки впереди. 4 - и. п. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

3. И. п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 3 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

2 комплекс

1. И. п. - о. с. 1 - выпад влево, руки дугами внутрь, вверх в стороны. 2 - толчком левой приставить ногу, дугами внутрь руки вниз. 3 - 4 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

2. И. п. - о. с. 1 - 2 - присед на носках, колени врозь, руки вперед - в стороны. 3 - встать на правую, мах левой назад, руки вверх, 4 - приставить левую, руки свободно вниз и встряхнуть руками. 5 - 8 - то же с махом правой ногой назад. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

3. И. п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и. п. 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

3 комплекс

1. И. п. - руки скрестно перед грудью. 1 - взмах правой ногой в сторону, руки дугами книзу, в стороны. 2 - и. п. 3 - 4 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

2. И. п. - стойка ноги врозь пошире, руки вверх - в стороны. 1 - полуприсед на правой, левую ногу повернуть коленом внутрь, руки на пояс. 2 - и. п. 3 - 4 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

3. И. п. - выпад левой вперед. 1 - мах руками направо с поворотом туловища направо. 2 - мах руками налево с поворотом туловища налево. Упражнения выполнять размашисто расслабленными руками. То же с выпадом правой. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

4 комплекс

1. И. п. - стойка ноги врозь, руки вправо. 1 - полуприседая и наклоняясь, руки махом вниз. Разгибая правую ногу, выпрямляя туловище и передавая тяжесть тела на левую ногу, мах руками влево. 2 - то же в другую сторону. Упражнения выполнять слитно. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

2. И. п. - руки в стороны. 1 - 2 - присед, колени вместе, руки за спину. 3 - выпрямляя ноги, наклон вперед, руками коснуться пола. 4 - и. п. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

3. И. п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

Комплексы упражнений физкультурных пауз

Физкультурная пауза (ФП) - повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность.

Физкультурная пауза 1

Ходьба на месте 20 - 30 с. Темп средний.

1. Исходное положение (и. п.) - основная стойка (о. с.). 1 - руки вперед, ладони книзу. 2 - руки в стороны, ладони кверху, 3 - встать на носки, руки вверх, прогнуться. 4 - и. п. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. И. п. - ноги врозь, немного шире плеч. 1 - 3 наклон назад, руки за спину. 3 - 4 - и. п. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

3. И. п. - ноги на ширине плеч. 1 - руки за голову, поворот туловища направо. 2 - туловище в и. п., руки в стороны, наклон вперед, голову назад. 3 - выпрямиться, руки за голову, поворот туловища налево. 4 - и. п. 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 раз. Темп средний.

И. п. - руки к плечам. 1 - выпад вправо, руки в стороны. 2 - и. п. 3 - присесть, руки вверх. 4 - и. п. 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 раз. Темп средний.

И. п. - ноги врозь, руки на пояс. 1 - 4 - круговые движения туловищем вправо. 5 - 8 - круговые движения туловищем влево. Повторить 4 раза. Темп средний.

И. п. - о. с. 1 - мах правой ногой назад, руки в стороны. 2 - и. п. 3 - 4 - то же левой ногой. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

И. п. - ноги врозь, руки на пояс. 1 - голову наклонить вправо. 2 - не выпрямляя головы, наклонить ее назад. 3 - голову наклонить вперед. 4 - и. п. 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

Физкультурная пауза 2

Ходьба на месте 20 - 30 с. Темп средний.

1. И. п. - о. с. Руки за голову. 1 - 2 - встать на носки, прогнуться, отвести локти назад. 3 - 4 - опуститься на ступни, слегка наклониться вперед, локти вперед. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

2. И. п. - о. с. 1 - шаг вправо, руки в стороны. 2 - повернуть кисти ладонями вверх. 3 - приставить левую ногу, руки вверх. 4 - руки дугами в стороны и вниз, свободным махом скрестить перед грудью. 5 - 8 - то же влево. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

3. И. п. - стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 - наклон вперед к правой ноге, хлопок в ладони. 2 - и. п. 3 - 4 то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

4. И. п. - стойка ноги врозь, левая впереди, руки в стороны или на поясе. 1 - 3 - три пружинистых полуприседа на левой ноге. 4 - переменить положение ног. 5 - 7 - то же, но правая нога впереди левой. Повторить 4 - 6 раз. Перейти на ходьбу 20 - 25 с. Темп средний.

5. И. п. - стойка ноги врозь пошире. 1 - с поворотом туловища влево, наклон назад, руки назад. 2 - 3 - сохраняя положение туловища в повороте, пружинистый наклон вперед, руки вперед. 4 - и. п. 5 - 8 - то же, но поворот туловища вправо. Повторить по 4 - 6 раз в каждую сторону. Темп медленный.

6. И. п. - придерживаясь за опору, согнуть правую ногу, захватив рукой за голень. 1 - вставая на левый носок, мах правой ногой назад, правую руку в сторону - назад. 2 - и. п. 3 - 4 - то же, но согнуть левую ногу. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

7. И. п. - о. с. 1 - руки назад в стороны, ладони наружу, голову наклонить назад. 2 - руки вниз, голову наклонить вперед. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

Физкультурная пауза 3

Ходьба на месте 20 - 30 с. Темп средний.

1. И. п. - о. с. Правой рукой дугой внутрь. 2 - то же левой и руки вверх, встать на носки. 3 - 4 - руки дугами в стороны. И. п. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. И. п. - о. с. 1 - с шагом вправо руки в стороны, ладони кверху. 2 - с поворотом туловища направо дугой кверху левую руку вправо с хлопком в ладони. 3 - выпрямиться. 4 - и. п. 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

3. И. п. - стойка ноги врозь. 1 - 3 - руки в стороны, наклон вперед и три размашистых поворота туловища в стороны. 4 - и. п. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

4. И. п. - о. с. 1 - 2 - присед, колени врозь, руки вперед. 3 - 4 - встать, правую руку вверх, левую за голову. 5 - 8 - то же, но правую за голову. Повторить 6 - 10 раз. Темп медленный.

5. И. п. - о. с. 1 - выпад влево, руки в стороны. 2 - 3 - руки вверх, два пружинистых наклона вправо. 4 - и. п. 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

6. И. п. - правую руку на пояс, левой поддерживаться за опору. 1 - мах правой ногой вперед. 2 - мах правой ногой назад, захлестывая голень. То же проделать левой ногой. Повторить по 6 - 8 махов каждой ногой. Темп средний.

7. И. п. - о. с. 1 - 2 - правую ногу назад на носок, руки слегка назад с поворотом ладоней наружу, голову наклонить назад. 3 - 4 ногу приставить, руки расслабленно опустить, голову наклонить вперед. 5 - 8 то же, отставляя другую ногу назад. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

Профилактическая гимнастика для дошкольников

Для снятия статического и нервно-эмоционального напряжения можно использовать обычные физические упражнения, преимущественно для верхней части туловища (рывки руками, повороты, «рубка дров» и т.д.), игры на свежем воздухе. Для снятия напряжения зрения рекомендуется зрительная гимнастика. Даже при небольшой ее продолжительности (1 мин), но регулярном проведении, она является эффективным мероприятием профилактики утомления. Эффективность зрительной гимнастики объясняется тем, что при выполнении специальных упражнений (описаны ниже) обеспечивается периодическое переключение зрения с ближнего на дальнее, снимается напряжение с цилиарной мышцы глаза, активизируются восстановительные процессы аккомодационного аппарата глаза, в результате чего функция зрения нормализуется. Кроме того, есть специальное упражнение (с меткой на стекле), предназначенное для тренировки и развития аккомодационной функции глаза.

Время и место проведения гимнастики

Зрительная гимнастика проводится в середине занятия с ПЭВМ (после 5 мин работы для пятилетних и после 7-8 мин для шестилетних детей) и в конце или после всего развивающего занятия с использованием ПЭВМ (после заключительной части). Первые три из представленных ниже упражнений проводятся в середине занятия в компьютерном зале, а остальные упражнения - после занятий в игровой комнате.

Длительность зрительной гимнастики как во время, так и после занятия составляет 1 мин. Преподаватель выбирает одно упражнение из трех для проведения во время занятий с ПЭВМ и 1 - 2 упражнения для проведения гимнастики после заключительной части занятия. Через 2 - 4 занятия упражнения рекомендуется менять.

Зрительная гимнастика во время работы на компьютере

Упражнение 1 со зрительными метками

В компьютерном зале заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4 - 6 меток). Игрушки (картинки) целесообразно подбирать так, чтобы они составляли единый зрительно-игровой сюжет, например, из известных сказок. Сюжеты преподаватель может придумывать сам и менять их время от времени. Примерами игровых сюжетов могут быть следующие. В центре стены помещается машина (или голубь, или самолетик, или бабочка). В углах под потолком стены - цветные гаражи. Детям предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку. Голубь может лететь на веточку или в домик.

Методика проведения упражнения

Поднять детей с рабочих мест: упражнение проводится у рабочего места.

Объяснить детям, что они должны делать: по команде преподавателя, не поворачивая головы, одним взглядом глаз, прослеживать движение машины в синий гараж, затем в зеленый и т.д.

Преподаватель предлагает переводить взгляд с одной метки на другую под счет 1 - 4.

Целесообразно показывать детям, на каком предмете необходимо каждый раз останавливать взгляд. Можно направлять взгляд ребенка последовательно на каждую метку, а можно - в случайном порядке.

Скорость перевода взгляда не должна быть очень большой. Переводить взгляд надо так медленно, чтобы за все упражнение было не больше 12 фиксаций глаз.

Преподаватель должен вести контроль за тем, чтобы дети во время выполнения упражнения не поворачивали головы.

Упражнение 2 со зрительными метками и поворотами головы

Выполняется так же, как предыдущее упражнение, но дети должны выполнять его с поворотами головы.

Игровым объектом может служить елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели игрушки и зверушки дети должны отыскивать по всему компьютерному залу.

Методика выполнения упражнения

1. Преподаватель просит детей подняться с рабочих мест и стоять около стула, лицом к преподавателю.

2. Объясняется задача: вот елочка (на столе, или большое изображение елочки на картинке в центре стены или чуть ниже), ее нужно нарядить.

3. Преподаватель просит соблюдать следующие условия: «Стойте прямо, не сдвигая с места ног, поворачивая одну лишь голову, отыщите в компьютерном зале игрушки, которыми можно было бы нарядить елочку и назовите их».

4. Темп выполнения упражнения - произвольный.

5. Продолжительность - 1 мин.

Зрительная гимнастика после компьютерного занятия

Выполняется сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. Рекомендуются следующие варианты упражнений.

Упражнение 1

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

Упражнение 2

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 - 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 - 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.

Упражнение 3

Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10 - 15.

Упражнение 4

Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 - 6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 - 6.

Упражнение 5

Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы на счет 1 - 4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 2 - 3 раза.

Упражнение 6

Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1 - 6.

Упражнение 7

При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1 - 4 вверх, на счет 1 - 6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1 - 6.

Упражнение 8

В игровой комнате на оконном стекле на уровне глаз ребенка крепятся красные круглые метки диаметром 3 - 5 мм. За окном намечается какой-либо отдаленный предмет для фиксации взгляда вдали. Ребенка ставят около метки на стекле на расстоянии 30 - 35 см и предлагают ему посмотреть в течение 10 с на красную метку, затем перевести взгляд на отдаленный предмет за окном и зафиксировать взор на нем в течение 10 с. После этого поочередно переводить взгляд то на метку, то на выбранный предмет.

Продолжительность этой гимнастики 1 - 1,5 мин.

Гимнастика для снятия общего утомления

Упражнение 1

Исходное положение - стойка ноги врозь. По счету 1 - руки к плечам; 2 - руки поднять вверх, прогнуться; 3 - руки через стороны опустить вниз; 4 - вернуться в исходное положение. На счете 1 - 2 - вдох, на счете 3 - 4 - выдох. Повторить 3 раза.

Упражнение 2

Исходное положение - ноги врозь, руки перед грудью согнуты в локтях. По счету 1 - 2 - два рывка согнутыми руками назад; по счету 3 - 4 - два рывка назад прямыми руками; 5 - 6 - руки опустить. На счет 1 - 2 - выдох, 3 - 4 - вдох, 5 - 6 - выдох. Повторить 3 - 4 раза.

Упражнение 3

Исходное положение - ноги врозь, руки вверх. По счету 1 - не сдвигая с места ног, повернуть туловище вправо, 2 - придти в исходное положение, по счету 3 - повернуть туловище влево, по счету 4 - вернуться в исходное положение. На счет 1 - вдох, на счет 2 - выдох, на счет 3 - вдох, на счет 4 - выдох. Повторить 3 - 4 раза.

Упражнение 4

Исходное положение - руки вниз, ноги широко расставить. По счету 1 - 2 - руки соединить в замок и поднять вверх за голову. По счету 3 - резко опустить руки вниз, по счету 4 - вернуться в исходное положение. На счет 1 - 2 - вдох, на счет 3 - 4 - выдох. Повторить 3 раза.

Это упражнение еще называют «рубка дров».

Все эти 4 упражнения выполняются в среднем темпе. Физкультминутку рекомендуется проводить после занятий на компьютере в игровой комнате и в комнате релаксации. Преподаватель по желанию может добавить или заменить некоторые упражнения другими. При этом важно учесть то, что физические упражнения должны быть направлены на снятие напряжения с верхнего плечевого пояса и улучшение кровообращения головы и всего тела ребенка. Недопустимо проведение физкультминуток в помещении компьютерного зала так же как недопустимо позволять детям бегать и переходить на подвижные игры возле компьютеров.

Продолжительность этой гимнастики - не менее 1 мин, желательно 2 - 3 мин; можно совмещать с офтальмотренажем.

При выполнении всех физических упражнений и офтальмотренажа необходимо выполнять еще одно условие: соблюдать режим проветривания. Если время летнее, то упражнения можно выполнять при открытых окнах или на свежем воздухе. Если зимнее время, то помещение проветривается и до, и после гимнастики.

netnado.ru

Утренняя гимнастика для детей... комплекс упражнений

Утренняя гимнастика, умы­вание, душ помогают отойти от сна, приобрести бодрость, хорошее рабочее настроение. Мало найдется людей, кото­рые не ощутили этого на себе.

Малыши детского сада на вопрос, почему нужно де­лать гимнастику, перебивая друг друга, отвечают: «Что­бы ручки и ножки сильные были!», «Чтобы не болеть!», «Потому что весело!».

«Умудренные» жизнен­ным опытом первоклассники дают более разнообразные ответы: «Чтобы быть здоро­выми», «Чтобы похудеть», «Чтобы летчиком стать», «Чтобы не ослепнуть» (у мальчика близорукость, и ему сказали, что у здоро­вого, крепкого человека она проходит).

Итак, о пользе известно, что и как делать — тоже. Те­левидение и радио регуляр­но дают уроки, трудно отыскать и популярный журнал, который бы не обра­щался к этой теме. Не нужно для выполнения зарядки ехать на стадион или доби­раться до спортзала: двор — стадион, жилая комната — спортзал.

Все просто, доступно. А вот сколько людей делают гимнастику? Не стану утомлять подробностями, как удалось получить такие данные. Рас­скажу о результатах. Преж­де всего поражает, как гово­рят статистики, их широкий разброс. Есть школы, где ут­реннюю гимнастическую зарядку регулярно делают 20, 30, 40% уча­щихся, а встречаются такие, где и 10% не наберется. Еще более резкая картина наблю­дается в разных классах од­ной школы.

У студентов педагогического института, по полученным данным, регулярно выпол­няют зарядку лишь 10%, нерегулярно — 36%, не де­лают вообще — 54%. Та­кие цифры удручают. Если утренняя гимнастика — пер­вый шаг к оздоровлению, приобщению к серьезным занятиям физкультурой, то какой энергичной работы в этом направлении ждать от будущих педагогов, если они сами не очень-то ее жалуют?

Результаты опроса буду­щих медиков лишь немно­гим лучше. Особенно трево­жит, что многие начинаю­щие педагоги (чуть мень­ше — медики) прямо заяви­ли, что не видят необхо­димости в утренней зарядке.

Как же сделать так, чтобы утренняя гимнастика вошла в наши дома на правах хо­зяйки, а не бедной родствен­ницы? Выход прост — к за­рядке надо приучать с детских лет. Но…

Но ребенку, как правило, самостоятельно делать за­рядку трудно. Вот почему чаще всего к ней привыкают именно те дети, с которыми занимаются родители, ба­бушки и дедушки, реже — старшие братья и сестры. К сожалению, их надо «приучать» к этому.

Расскажу об опыте одной из московских школ.

Начали здесь с того, что посвятили физзарядке ро­дительское собрание, под­робно рассказали о ее пользе и необходимости, об органи­зации утреннего времени. Учителя обратили внимание родителей на то, что ежед­невное выполнение утрен­ней гимнастики —  такое же обязательное домашнее за­дание для первоклассников, как письмо, чтение. Раздали отпечатанные комплексы упражнений. Но эффектив­нее оказалось переписыва­ние родителями этих комп­лексов под диктовку учителя физкультуры. В это же вре­мя давались и простейшие методические советы: как делать зарядку весело, если возможно — под музыку, по­лучая от упражнений мак­симум удовольствия и поль­зы.

А для детей был организо­ван специальный урок, на котором учитель говорил не только о гигиеническом зна­чении гимнастики, но и о том, как она помогает в воспи­тании воли, самодисципли­ны. Под веселую музыку, разбившись на группы по 4—6 человек (для контроля друг за другом), ребята разу­чили комплекс упражнений. И наконец, самое важное: они получили домашнее за­дание — выполнять утрен­нюю гимнастику каждый день.

Вначале преподавателю пришлось ежедневно напо­минать об этом. В качестве контроля отдельные фраг­менты комплекса включа­лись в физкультминутку на уроках.

Проведенная в конце пер­вого полугодия проверка превзошла все ожидания: теперь утреннюю зарядку делали все первоклассники. Они достаточно четко, соб­людая установленную по­следовательность, показали весь комплекс. Во втором по­лугодии разучили новый. Попросили ребят и летом не забывать о зарядке.

В сентябре о необычном летнем домашнем задании умышленно не напоминали. А в октябре вновь проведен­ная проверка показала, что 90% — теперь уже второ­классников — выполняют утреннюю гигиеническую гимнастику!

У вас, уважаемые читате­ли, есть дети, внуки — млад­шеклассники? Начинайте утро с зарядки вместе с ни­ми, право, это совсем не трудно. Да и в психоло­гическом отношении очень полезно для установления добрых отношений «отцов и детей».

А теперь я хочу обратить­ся к ребятам.

Конечно, вы не раз наблю­дали, как ведут себя после сна домашние животные: например, кошки или соба­ки. Проснувшись, они потя­гиваются, выпрямляя сна­чала передние, потом задние лапы, отряхиваются, затем переходят к «водным проце­дурам» — начинают выли­зывать себя.

Животные делают заряд­ку инстинктивно — этого требует их организм. Чело­век же наделен сознанием. Может быть, поэтому от мысли, что еще удастся «размяться» во время тру­дового дня, он зачастую и из­бегает зарядки.

Но, ребята, помните, что состояние заторможенности после сна проходит посте­пенно. Если не делать заряд­ку, потребуется 2—3 часа. В течение этого времени ва­ши возможности, как умст­венные, так и физические, остаются пониженными. По­этому организму утренняя зарядка просто необходима!

Каждый комплекс физ­зарядки должен состоять не менее чем из 8—10 упражне­ний, с помощью которых включаются в работу самые разные группы мышц: рук, плечевого пояса, груди, спи­ны, ног и т. п. Выполнять упражнения в каждую сто­рону нужно не меньше 6 раз.

Постоянно делать один и тот же комплекс немного скучно, поэтому со временем можно вводить в него новые упражнения, например, с гимнастической палкой, об­ручем, мячом и т. п. А со­ставить семейный комплекс утренней гимнастики помогут родители, старшие братья и сестры.

Предлагаю несколько уп­ражнений для младших школьников.

1. Стать прямо, сделать шаг левой ногой вперед, од­новременно поднять руки вперед и развести ладонями вверх, прогнуться. То же с другой ноги.

2. Ноги поставить шире плеч, руки за голову. Сог­нуть правую ногу, туловище наклонить влево, левой ру­кой коснуться ноги. То же в другую сторону.

3. Поставить ноги вместе, руки вперед, немного в сто­роны. Носком правой ноги коснуться ладони левой ру­ки. Колени не сгибать. То же с другой ноги.

4. Ноги врозь, руки на по­яс. Повернуть туловище вле­во с одновременным отведе­нием левой руки в сторону ладонью вверх. То же в дру­гую сторону.

5. Ноги врозь, руки на пояс. Наклониться вперед, коснуться руками пола (ко­ лени не сгибать). Выпря­ миться.

6. Медленно отвести пря­мую ногу назад, руки в сто­роны — «ласточка». Дер­жать равновесие 3 с. То же с другой ноги.

7. Поставить ноги на ши­рину плеч, руки на пояс. Вы­полнять круговые движения туловищем поочередно в правую и левую   стороны.

8. Ноги вместе, руки в сто­роны ладонями вниз. Прыжком вернуться в ис­ходное  положение, 30 с. Утреннюю зарядку закан­чивайте ходьбой и не за­будьте принять душ!

Н. КОРОСТЕЛЕВ, кандидат медицинских наук

kraszdrav.su

Утренняя гимнастика для первоклассников. | Школа

imgpreview (11)

Утренняя гимнастика, или зарядка, представляет собой комплекс физических упражнений, выполняемых ежедневно после сна. Утренняя зарядка считается гигиенической, так как преследует прежде всего гигиенические цели: помочь организму быстрее активизироваться после сна, обрести бодрость, настроить все системы и функции организма на предстоящую деятельность в режиме трудового дня. Этот вид гимнастики доступен всем, независимо от уровня физической подготовки, возраста, состояния здоровья.

Комплекс № 1

1.   «СОСНА»

И. п.: основная стойка, руки опущены.

Выполнение: 1-2 — поднимаясь на носки, плавно поднять руки вверх, потянуться, вдох. 2 — вернуться в и. п. 3-4 — плавно опустить руки вниз, выдох.

Повторить: 5 раз.

2.   «ВЕТЕР»

И. п.: стоя, ноги вместе, руки опущены.

Выполнение: 1 — поднять руки дугами вверх, хлопок над головой, вдох. 2-3 — наклон вниз, приблизить голову к ногам, хлопок за ними, выдох. 4 — вернуться в и. п.

Повторить: 4 раза.

3.   «ГОРКА»

И. п.: лежа на полу, руки в стороны, ноги выпрямлены.

Выполнение: 1-2 — скользя ступнями ног по полу, подтянуть их к ягодицам. 3-4 — вернуться в и. п. Повторить: 5 раз.

4.   «МАЯТНИК»

И. п.: стоя, ноги шире плеч, руки опущены.

Выполнение: 1-2 — руки в стороны, вдох. 3-4 — наклон, не сгибая коленей; опущенными прямыми руками одновременно выполнить движение вперед-назад, выдох; и. п.

Повторить: 6 раз.

5.   «КАЧАЛКА»

И. п.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль тела.

Выполнение: 1 — обхватить руками колени, голову наклонить. 2-3 — сделать несколько перекатов на спине вперед-назад. 4 — вернуться в и. п.

Повторить: 3 раза.

6.   «НА ОДНОЙ  НОЖКЕ»

И. п.: стоя, ноги параллельно, руки на поясе. Выполнение: 1-5 — подскоки на правой ноге. 6-10 — подскоки на левой ноге.

Ходьба на месте с махами рук (марширование). Повторить: 3 раза.

Комплекс № 2 (с использованием стены)

1.   «СОЛНЫШКО»

И. п.: основная стойка, лицом к стене, руки опущены. Выполнение:1-2 — скользя руками по стене, поднять их вверх, вдох. 3-4 — вернуться в и. п., выдох. Повторить: 5 раз.

2.   «ШАГАЕМ РУКАМИ ПО СТЕНЕ»

И. п.: основная стойка, лицом к стене (на расстоянии шага от стены) руки касаются стены на уровне груди.

Выполнение: 1-4 — перебирая руками по стене, наклониться до пола, — выдох. 5-8 — то же движение, но выпрямляясь, — вдох.

Повторить: 4 раза.

3.   «СЛЕДЫ»

И. п.: основная стойка, лицом к стене, руки на поясе.

Выполнение: 1 — поднять ногу, согнутую в колене, коснуться ступней стены, выдох. 2 — вернуться в и. п., вдох. 3 другой ногой. 4 — вернуться в и. п.

Повторить: по 3 раза каждой ногой.

4. «НОЖНИЦЫ»

И. п.: основная стойка, спиной к стене, руки в стороны, касаться ладонями стены.

Выполнение: 1 — прямые руки скрестно перед грудью, выдох. 2 — вернуться в и. п., касаясь ладонями стены, вдох.

Повторить: 4-5 раз.

5.   «ШАГАЕМ НОГАМИ ПО СТЕНЕ»

И. п.: сидя лицом к стене, ноги согнуты, ступни прижаты к стене, руки в упоре сзади.

Выполнение: 1-4 — переставляя ноги по стене, выпрямить их. 5-8 — вернуться в и. п., дыхание в произвольном ритме. Повторить: 4 раза.

6.   «КОЛЕНО»

И. п.: основная стойка, спиной к стене, руки в стороны. Выполнение:1-2 — подтянуть согнутую в колене ногу к груди. 3-4 — вернуться в и. п. То же другой ногой. Повторить: по 3 раза каждой ногой.

Похожие статьи:

sshkolniki.ru