Как научить ребенка говорить Р? Первый этап. Артикуляционная гимнастика для звука Р. Гимнастика для р


постановка и автоматизация звука Р, артикуляционная гимнастика

К 6 годам ребенок должен уметь произносить все звуки. Самое сложное — артикуляция звука «р», поэтому он самый последний в ряду букв, которые могут проговорить дети. Чтобы его произнести, нужна готовность речевого аппарата:

  • нужно уметь одновременно напрягать корень языка с уздечкой и при этом расслаблять его кончик;
  • язык необходимо не просто поднимать описанным способом, а удерживать в таком положении на выдохе;
  • речевой выдох должен быть мощным, чтобы расслабленный кончик языка вибрировал.

Если ребенок 5 лет ещё не выговаривает букву р, нужна помощь логопеда.

Ребенок и буква р

Почему ребёнок не выговаривает звук «р»: причины

Перед тем, как сделать выводы о причине, почему ребёнку сложно произносить звук р, нужен осмотр речевого аппарата, проверка слуха, а иногда и консультация невропатолога:

  1. Короткая подъязыковая уздечка. В пять лет её длина достигает 7-8 мм. Такие размеры позволяют языку подняться. Если она утолщённая и короткая, специалист предлагает упражнения на растяжение или отправляет на подрезание.
  2. Нарушен алгоритм произношения — неправильная автоматизация звука «р» в словах: вместо «р» говорит «л» или шипящие. Если малышу проще вставлять в слова «л», чем произносить букву «р», процесс постановки правильного звука пройдёт быстрее: алгоритм произношения похож. Если же ребёнок заменяет на шипящие, нужна проверка фонематического слуха.
  3. Ребёнок не слышит отдельные звуки — нарушен фонематический слух. Ему трудно их различить, поэтому подменяет их или вовсе пропускает. Причины такого нарушения — проблемы с ЦНС, перенесённые аденоидит и отит.
  4. Артикуляционные аппарат находится в тонусе или полностью расслаблен. Губы, щёки и язык напряжены или недостаточно подвижны. И то, и другое мешает ребёнку научиться правильно выговаривать букву «р». Тогда логопед предлагает артикуляционные упражнения.
  5. Проблемы с поведением. Чтобы научить ребенка выговаривать букву, от специалиста нужно умение заинтересовать упражнениями для буквы р, а малыш должен уметь удержать внимание на процессе тренировок. Расторможенность или пассивность не дают ему сконцентрироваться. Причины — неврологические расстройства или нездоровая атмосфера в окружении ребёнка, который лишён тесного душевного контакта с родителем.
  6. Горловое произношение. Вместо напряжения языка и уздечки, у ребёнка вибрирует гортанный язычок. При горловом произношении говорят, что ребёнок картавит. Коррекция сложная по 2 причинам: родители обращаются поздно из-за того, что не различают языковый и горловой звук, а также потому что нужна не просто артикуляционная гимнастика для постановки р звука, а поэтапно обучить проговаривать его по новому алгоритму.

Ребенок не говорит Р

Учим ребенка говорить букву «р»

В занятиях важно использовать комплексный подход:

  • регулярно заниматься с логопедом;
  • делать упражнения для постановки звука «р» у детей в домашних условиях;
  • использовать речевой материал для автоматизации звука «р» в повседневных делах: вместе с ребёнком учить скороговорки на букву р, рассматривать картинки, чтобы был звук и буква «р».

Картинка с буквой р

Заниматься можно и с логопедом, и дома самостоятельно. Если выбран второй вариант, первичная консультация со специалистом обязательна.

Постановка звука «р»

Чтобы ребёнку понять, как научиться говорить букву «р», сначала нужно освоить, как её выговорить изолированно. На этом этапе происходит знакомство со звуком: узнать, как выглядит буква «р»: раскраска, стихотворения с её изображением.

  • Для постановки звука нужно уловить, как он произносится, на что похоже его звучание. Малыш открывает рот, прижимает язык к нёбу, как в разминочных упражнениях, и быстро выговаривает «д-д-д». Во время этого попросите его произнести этот звук на сильном выдохе. Это ещё не будет «р», но он запомнит, какой должна быть вибрация.
  • Для следующего упражнения нужен логопедический шпатель. Для начала попросите малыша выговаривать «жжж» с широко открытым ртом. После того, как ребёнок поймёт, как это делать, введите шпатель под язык и помогайте ребёнку раскачивать его влево-вправо. Произношение «жжж» и колебания шпателем помогут понять, какой должна быть вибрация.
  • Пускай ребёнок произносит слог «зза», отодвигая язык, как можно глубже к горлу. Одновременно введите шпатель также, как в предыдущем упражнении, и помогайте двигать язык из стороны в сторону. Должен получится чёткий звук р.

Как только малыш освоил проговаривание без шпателя, переходите упражнениям на на автоматизацию звука р.

Постановка звука предполагает ежедневные занятия. Их можно совмещать с играми, делать в непринуждённой обстановке. Главное — знать алгоритм работы и собирать материал для автоматизации звука по каждому этапу отдельно.

Автоматизация звука «р»

  • После того, как малышу удалось научиться произносить букву, учат использовать её в слогах. Сначала автоматизация твёрдого и мягкого звука р в слогах и лишь потом переход к следующему пункту.

Автоматизация Р в слогах

Автоматизация Р в обратных слогах

  • Автоматизация звука в словах. Начинать нужно с коротких и переходить к длинным, чтобы ребёнок мог разговаривать, используя такие слова в предложениях.Автоматизация Р в словах
  • Автоматизация звука р в длинных предложениях.

Автоматизация Р в предложениях

Лишь на этом этапе используют скороговорки на «р», учат логопедические стихи.  Также используйте загадки про букву р, чтобы он её проговаривал в качестве ответа.

Скороговорки

Упражнения

Начинать занятия всего нужно с разминки артикуляционного аппарата. Для этого делают зарядку для языка, губ и всего речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика

  • «Маятник»: малыш высовывает язык и двигает им от левого уголка рта к правому.

Артикуляционное упражнение Маятник

  • «Кисточка»: как можно шире открываем ротик и язычком, словно кисточкой, красим нёбо от передних верхних зубов и как можно глубже к горлу. Такие «раскрашивания» можно обыгрывать, используя каждый день новый воображаемый цвет.

Артикуляционное упражнение Кисточка

  • «Комарики»: ребёнок открывает рот и выставляет кончик языка за зубки, проговаривая длинный звук з. Потом проделывается тоже, но язык нужно переместить к нёбу, уперев у основания верхних зубов.

Артикуляционное упражнение Комарик

  • «Гармошка»: малыш улыбается и широко раскрывает рот. Язык нужно упереть в нёбо так, будто хочется произнести звук «нь». С этим положением языка попеременно то очень широко открывать рот, то закрывать его. Делать 15-20 раз. Это упражнение способствует растяжению короткой уздечки.

Артикуляционное упражнение Гармошка

Занятия на автоматизацию и произношение звука «р»

Кроме артикуляционной гимнастики, полезно выполнять логопедические задания. Они направлены на автоматизацию звуков, расширение словарного запаса и формирование грамматического строя речи. При этом тренируется память и развивается логическое мышление.

Упражнение 1

Упражнение 2

Упражнение 3

Упражнение 4

Упражнение 5

Упражнение 6

Упражнение 8

Упражнение 9

Результаты

Если артикуляционный аппарат и фонематический слух в норме, то первые «рычащие» слова можно услышать уже через месяц-второй систематических занятий. Если же трудности возникли из-за органических и функциональных нарушений работы нервной системы, то ждать результатов придётся от 2 до 6 месяцев.

Занятия проводят ежедневно по 10-15 минут.

Результативность очень сопряжена с вовлечённостью мамы: если она с энтузиазмом готовится, подбадривает малыша, выражает радость от результатов, ребёнку нравится заниматься. А там, где есть удовольствие, результат наступает быстро.

Логопед Ольга Бажина

Читайте также:

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р] логопеда Ольги Бажиной, эксперта сайта.

orechi.ru

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ Р? АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЗВУКА Р.

ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ — МАМАМ НА ЗАМЕТКУ:

1. Иногда мамы спрашивают: «Как научить ребенка говорить букву Р? Как научить выговаривать все буквы?» Сразу же хочу уточнить. Буквы мы пишем, а звук говорим. А это значит, что мы учим ребенка произносить звук, а не букву. Поэтому сразу же лучше взрослым давать задания малышу грамотно: «Произнеси звук…», но «Напиши букву…». Это поможет малышу научиться отличать понятия «звук» и «буква», что ему очень пригодится в первом классе.

2. Буква Р обозначает в русском языке два звука – Р (рак, роза) и РЬ (репа, река). Ребенок может правильно произносить слова со звуком р (рак), но неправильно произносить звук рь («лека» или «йека» вместо «река»). А может быть и такое, что ребенок не может произнести ни р, ни рь. Поэтому перед началом наших занятий обязательно понаблюдайте за ребенком и выявите, какой звук у него не получается.

Звук Р — один из самых сложных. Нам вместе с ребенком нужно пройти несколько этапов от его появления в речи до употребления в словах и предложениях. Этапы пропускать нельзя, т.к. каждый из них необходим для эффективного освоения звука. Артикуляционная гимнастика для звука Р подготовит ребенка к постановке звука. И если ее игнорировать, то трудно добиться успеха. Если пропустить последний этап, то правильное произношение звука Р будет неустойчивым – ребенок будет то картавить, то говорить правильно. А наша задача – сделать так, чтобы ребенок автоматически, не задумываясь, всегда правильно произносил звук Р в речи.

3. Главное – занятия с дошкольником по звуку Р ВСЕГДА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЕМУ ИНТЕРЕСНЫ!!! А поэтому мы будем играть с ним! Для ребенка – это увлекательная игра, а для нас – обучающее занятие.

4. Очень важно заниматься с малышом ежедневно, т.к. для появления и автоматизации звука нужно постоянное повторение.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ Р?

ПЕРВЫЙ ЭТАП. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЗВУКА Р.

Артикуляционная гимнастика нужна для подготовки речевого аппарата к произнесению звука Р. Артикуляционная гимнастика поможет придать языку гибкость, подвижность, научит правильной подаче струи воздуха и заложит основы для дальнейшего правильного произнесения звука Р. Первый этап состоит из 3 игр-занятий. Максимальная длительность каждого занятия 10 минут.

I. ПЕРВАЯ ИГРА-ЗАНЯТИЕ ПО ЗВУКУ Р.

1. «Цоканье». Предложите ребенку отправиться вместе с Вами в путешествие. Но необычное – на конях!!! Мы щелкаем языком, подражая цоканью копыт (т.е. происходит поочередное присасывание и отрыв языка от твердого нёба). Можно устроить соревнование – кто громче цокает или чей конь быстрее скачет (пробуем освоить быстрый темп цоканья).

2. «Индюк». На конях мы прискакали на птичий двор. Какие домашние птицы там живут? (Выслушайте предположения ребенка). На нашем птичьем дворе живут курицы, утки, гуси а еще – индюки!!! Которые говорят вот так!!! (даём образец выполнения артикуляционного упражнения – быстрое выбрасывание языка между зубами и губами наружу – получается звук похожий на «бл-бл-бл»). А ты так сможешь? (Ребенок пробует подражать индюку). Если ребенку трудно выполнить упражнение, то предложите ему приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и делать движения широким передним краем языка по верхней губе – вверх – вниз (погладить верхнюю губу). Нужно стараться не отрывать язык от губы. Также следите, чтобы язык «облизывал» верхнюю губу, а не делал движения из стороны в сторону. Сначала выполняются медленные движения, потом темп постепенно убыстряется и добавляется голос, пока не послышится разговор индюка – блблбл.

3. «Прыжки». Для проведения этого упражнения руки ребенка должны быть чистыми. Вам понадобится зеркало. Какой сердитый индюк!!! Лучше зайдем в дом! А в доме живёт. Догадался кто? (заинтриговать ребенка, выслушать его предположения). В нём живёт Весёлый Язычок! И его домик называется – рот! Он очень любит… прыгать!!! И прыгает он до потолка! Посмотри в зеркало и открой ротик. Найди, где в доме Язычка пол, а где потолок (ребенок находит нёбо-потолок). А на потолке есть бугорки внутри рта за зубами. Попробуй пальчиком их найти (ребенок пальчиком находит альвеолы за зубами, термин «альвеолы» ребенку не говорится). Многим детям нравится, когда альвеолы-бугорки называют «диванчики на потолке», и они смеются тому, как необычно устроен дом Язычка – даже мебель у него не на полу, а на потолке!!! А теперь Веселый Язычок начинает прыгать от пола до «диванчиков на потолке» т.е. щелкать по альвеолам. Обратите внимание – язык должен быть именно на бугорках – «диванчиках», а не за зубами.

4. Дыхательное упражнение «Буря». Пока мы путешествовали, поднялась очень сильная буря. Поставь язычок вверх на бугорки – диванчики (т.е. на альвеолы) и сильно подуй как ветер. Вот так. Взрослый показывает упражнение — резко дует на ватку или лепесток цветка или тонкую бумажку (заранее их приготовьте), губы в улыбке!!! (получается дрожание языка и глухой звук похожий на ТРРРР). Образец звука даёт взрослый, ребенку пока достаточно просто дуть на ватку и пробовать. При этом чем сильнее выдыхаемая струя, тем дальше улетит ватка или другой предмет. Попробуйте устроить соревнование на дальность полёта – это весело и всегда нравится детям!!! Главное в этом упражнении – попробовать добиться дрожания кончика языка у альвеол. Если у ребенка получается шипение – значит язык «убегает» с бугорков, надо его вернуть на место.

СОВЕТЫ ПО ПЕРВОМУ ЗАНЯТИЮ:

* Если упражнения артикуляционной гимнастики для звука Р легко получаются у ребенка, можно переходить к следующей игре-занятию.

* Если нет – то нужно повторять их раз в день в течение нескольких дней (можно выделить одно и то же время, например, 5-10 минут перед ужином). Особое внимание уделяйте сложным для ребенка упражнениям.

* Хвалите ребенка за усердие и за каждую даже очень маленькую победу.

* Никогда не сравнивайте его с другими детьми, а сравнивайте с ним же вчерашним (говорите, что конкретно у него сегодня получается лучше, быстрее и т.д.)

* Однообразное повторение упражнений надоедает ребенку, поэтому меняйте сюжет. Например, можно придумать историю о индюке, который подружился с Веселым язычком. Или историю о лепестке цветочка, путешествующем к разным персонажам занятия.

www.baby.ru

Как научить ребенка говорить Р?

«Как научить ребенка говорить Р? Даст ли эффект проведение дома артикуляционной гимнастики для звука Р? Что делать, если ребенок никак не может научиться  говорить этот звук, хотя другие звуки давно уже произносит правильно?», — эти вопросы волнуют многих мам и бабушек. Хорошо, если рядом есть логопед. А если логопеда нет, то что же – так и оставаться человеку картавым на всю жизнь??? Выход из ситуации есть! Помочь ребенку научиться выговаривать звук Р могут  родители. Главное – использовать правильные и эффективные способы помощи ребенку.

Многие мамы и бабушки, а также педагоги, не имеющие специального логопедического образования, успешно помогли своим детям научиться выговаривать Р, используя методику обучения, разработанную в отечественной методике развития речи. Эта методика многократно использовалась и мной, и  теми моими знакомыми и друзьями, которым я рассказывала о ней. И всегда давала хороший результат.

Вот как я это делаю.

Как научить ребенка говорить Р. Артикуляционная гимнастика.

Перед началом занятий — мамам на заметку:

  • Иногда мамы спрашивают: «Как научить ребенка  говорить букву Р? Как научить выговаривать все буквы?» Сразу же хочу  уточнить. Буквы мы пишем, а звук говорим. А это  значит, что мы учим ребенка произносить звук, а не букву. Поэтому сразу же лучше взрослым давать задания малышу грамотно: «Произнеси звук…», но «Напиши букву…».  Это поможет малышу научиться отличать понятия «звук» и «буква», что ему очень пригодится в первом классе.
  • Буква Р обозначает в русском языке два звука – Р (рак, роза) и РЬ (репа, река). Ребенок может правильно произносить слова со звуком р (рак), но неправильно произносить звук рь («лека» или «йека» вместо «река»). А может быть и такое, что ребенок не может произнести ни р, ни рь. Поэтому перед началом наших занятий обязательно понаблюдайте за ребенком и выявите, какой звук у него не получается.Звук Р  — один из самых сложных. Нам вместе с ребенком нужно пройти несколько этапов от его появления в речи до употребления в словах и предложениях. Этапы пропускать нельзя, т.к. каждый из них необходим для эффективного освоения звука. Артикуляционная гимнастика для звука Р подготовит ребенка к постановке звука. И если ее игнорировать, то трудно добиться успеха . Если пропустить последний этап, то  правильное произношение звука Р будет неустойчивым – ребенок будет то картавить, то говорить правильно. А наша задача – сделать так, чтобы  ребенок автоматически, не задумываясь, всегда правильно произносил звук Р в речи.
  • Главное – занятия с дошкольником по звуку Р ВСЕГДА ДОЛЖНЫ БЫТЬ  ЕМУ ИНТЕРЕСНЫ!!! А поэтому мы будем играть с ним!  Для ребенка – это увлекательная игра, а для нас – обучающее занятие.
  • Очень важно заниматься с малышом ежедневно, т.к. для появления и автоматизации звука нужно постоянное повторение.

Артикуляционная гимнастика нужна для подготовки речевого аппарата к произнесению звука Р.  Артикуляционная гимнастика поможет придать языку гибкость, подвижность, научит правильной подаче струи воздуха и заложит основы для дальнейшего правильного произнесения звука Р.

Первый этап состоит из 3 игр-занятий. Максимальная длительность каждого занятия 10 минут.

Первая игра-занятие по звуку Р.

1. «Цоканье». Предложите ребенку отправиться вместе с Вами в путешествие. Но необычное – на конях!!! Мы щелкаем языком, подражая цоканью копыт (т.е. происходит поочередное присасывание и отрыв языка от твердого нёба). Можно устроить соревнование – кто громче цокает или  чей конь быстрее скачет (пробуем освоить быстрый темп цоканья).

2. «Индюк».  На конях мы прискакали на птичий двор. Какие домашние птицы там живут? (Выслушайте предположения ребенка). На нашем птичьем дворе живут  курицы, утки, гуси а еще – индюки!!! Которые говорят вот так!!!  (даём образец выполнения артикуляционного упражнения – быстрое выбрасывание языка между зубами и губами наружу – получается звук похожий на «бл-бл-бл»). А ты так сможешь? (Ребенок пробует подражать индюку).

Если ребенку трудно выполнить упражнение, то предложите ему приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и делать движения широким передним краем языка по верхней губе – вверх – вниз (погладить верхнюю губу). Нужно стараться не отрывать язык от губы. Также следите, чтобы язык «облизывал» верхнюю губу, а не делал движения из стороны в сторону. Сначала выполняются медленные движения, потом темп постепенно убыстряется и добавляется голос, пока не послышится разговор индюка – блблбл.

3. «Прыжки». Для проведения этого упражнения руки ребенка должны быть чистыми. Вам понадобится зеркало. Какой сердитый  индюк!!! Лучше зайдем в дом! А в доме живёт. Догадался кто? (заинтриговать ребенка, выслушать его предположения). В нём живёт Весёлый Язычок! И его домик называется – рот!  Он очень любит… прыгать!!! И прыгает он до потолка!  Посмотри  в зеркало и открой ротик. Найди, где в доме Язычка пол, а где потолок (ребенок находит нёбо-потолок). А на потолке есть бугорки внутри рта за зубами. Попробуй пальчиком их найти (ребенок пальчиком находит альвеолы за зубами, термин «альвеолы» ребенку не говорится). Многим детям нравится, когда альвеолы-бугорки называют «диванчики на потолке», и они смеются тому, как необычно устроен дом Язычка – даже мебель у него не на полу, а на потолке!!! А теперь Веселый Язычок начинает прыгать от пола до «диванчиков на потолке» т.е. щелкать по альвеолам. Обратите внимание – язык должен быть именно на бугорках – «диванчиках», а не за зубами.

4. Дыхательное упражнение «Буря». Пока мы путешествовали, поднялась очень сильная буря. Поставь язычок вверх на бугорки – диванчики (т.е. на альвеолы) и сильно подуй как ветер. Вот так. Взрослый показывает упражнение —  резко дует на ватку или лепесток цветка или тонкую бумажку (заранее их приготовьте), губы в улыбке!!!  (получается дрожание языка и  глухой звук похожий на ТРРРР). Образец звука даёт взрослый, ребенку пока достаточно просто дуть на ватку и пробовать. При этом чем сильнее выдыхаемая струя, тем дальше улетит ватка или другой предмет. Попробуйте устроить соревнование на дальность полёта – это весело и всегда нравится детям!!! Главное в этом упражнении – попробовать добиться дрожания кончика языка у альвеол. Если у ребенка получается шипение – значит язык «убегает» с бугорков, надо его вернуть на место.

Советы по первому занятию:

  • Если упражнения артикуляционной гимнастики для звука Р легко получаются у ребенка, можно переходить к следующей игре-занятию.
  • Если нет – то нужно повторять их раз в день  в течение нескольких дней (можно выделить одно и то же время, например, 5-10 минут перед ужином). Особое внимание уделяйте сложным для ребенка упражнениям.
  •  Хвалите ребенка за усердие и за каждую даже очень маленькую победу.
  • Никогда не сравнивайте его с другими детьми, а сравнивайте с ним же вчерашним (говорите, что конкретно у него сегодня получается лучше, быстрее и т.д.)
  • Однообразное повторение упражнений надоедает ребенку, поэтому меняйте сюжет. Например, можно придумать историю о индюке, который подружился с Веселым язычком. Или историю о лепестке цветочка, путешествующем к разным персонажам занятия.
Вторая игра-занятие по звуку Р.

В начале второго занятия мы повторяем упражнения артикуляционной гимнастики для звука Р первого занятия в течение 4-5 минут ( в виде сказочной истории с новым сюжетом, чтобы это было интересно ребенку) и добавляем к ним новые упражнения (5-7 минут).

 Новые артикуляционные упражнения для постановки звука р:

1.Упражнение «Кучер». Быстро скачет наша лошадка. Как её остановить? Ты знаешь, кто такой кучер? Как он останавливает лошадь? Он говорит «тпр». Попробуешь остановить лошадку? При произношении губного р губы вибрируют, звук получается глухим.

2.Упражнение «Блинчик». Кучер проголодался. Давай его угостим блинчиком.

Маме на заметку: Произношение звука Р требует, чтобы передний край языка был широким. Но многие детям это трудно сделать, их язык всегда узкий. Для того, чтобы помочь ребенку научиться делать язык широким и служит это упражнение.

Взрослый показывает перед зеркалом, как широкий язычок лежит на нижней губе. «Сделай язычок блинчиком, пусть он лежит на тарелке».

Если всё равно ребенку трудно выполнить упражнение, то тогда взрослый предлагает положить язык на нижнюю губу и  пошлёпать язычок губами, чтобы он стал ровным. При этом получается звук «пя-пя-пя», и язык ребенка без всяких усилий становится широким. Во время всего упражнения язык спокойно лежит на нижней губе. Вот какой блинчик, теперь он готов. Давай его положим на тарелку. Ребенок кладет  широкий язык на нижнюю губу.

Мамам на заметку: иногда это упражнение называют «накажи язычок», но лично мне такое название не нравится, и я его никогда не использую – зачем же наказывать язычок, который так старается и так трудится. Лучше угостить его вкусным блинчиком J!

3.Упражнение «Любопытный язычок». Устал язычок и решил в свой домик – рот – спрятаться. Покажи еще раз, какой язычок стал широкий. И теперь широкий язычок медленно подними вверх и отодвинь за зубы в глубь рта (широкий язык поставить за зубы на альвеолы – «бугорки»). Отдохнул язычок в домике и снова  решил выглянуть из домика. Ребенок снова плавно выводит широкий язык на верхнюю губу. Мимо собака бежала, испугался язычок и спрятался снова в дом (медленно убираем широкий язык за зубы). Убежала собака, язычок вышел из домика – плавно выводим широкий язык на верхнюю губу.

При выполнении этого упражнения губы должны быть в улыбке. Просто попросите ребенка улыбаться Вам и веселому язычку!

4. Упражнение «Барабанщик». Любит наш язычок играть в прятки, а еще он любит барабанить. Предложите ребенку побарабанить кончиком языка за верхними зубами по альвеолам со звуком д (д-д-д…). При этом губы в улыбке, а широкий передний край языка находится за верхними зубами. Нижняя челюсть неподвижна.

Давай проверим, громко ли барабанит наш язычок. Поднесите полоску бумаги ко рту ребенка – при правильном выполнении упражнения она будет колебаться при каждом ударе языка.

5.Упражнение «Сорока». Прилетела сорока, села на забор и затрещала «тррррррр». (Язык у альвеол. Язычок широкий как блинчик. Звук произносится сначала шепотом с сильным задуванием воздуха на широкий кончик языка. Потом громче).

Если уже на втором занятии у ребенка получился звук похожий на Р (р проторный) – это здорово! Если нет – не расстраивайтесь,  это произойдет уже совсем скоро! Не забывайте хвалить ребенка. Но мой опыт показывает, что просто слов: «Молодец! Постарался!» недостаточно пятилетнему ребенку. Чтобы вызвать у него желание заниматься нужно каждый раз называть его конкретные достижения: «Уже язычок широкий получился. Скоро язычок научится и вверх подниматься»

Третья игра-занятие с ребенком по звуку Р.

Именно на этом занятии происходит постановка звука Р у детей.

 Упражнения для постановки звука Р:

1.Повторяем упражнения артикуляционной гимнастики для звука Р, которые первоначально вызывали сложность у ребенка. И конечно же придумываем с ними новый сказочный сюжет. К придумыванию сюжета про новые приключения язычка можно подключать детей – они это очень любят! После уже знакомых упражнений выполняем следующие упражнения:

2.Барабанщик (описание упражнения см. выше). Упражнение делать обязательно с проверкой, которая показывает ребенку, правильно ли у него получается. Как мы помним, при правильном выполнении этого артикуляционного упражнения для звука Р полоска бумаги, поднесенная ко рту ребенка, колеблется (при каждом ударе языка).

3. О! Вот оно – долгожданное упражнение, которое помогает выполнить постановку звука Р  у детей. Теперь, когда язычок ребенка стал более подвижным, оно нам поможет! Я его называю «Заведи мотор». Такое название очень любят мальчики. Можете придумать своё название артикуляционного упражнения. Для звука Р характерна вибрация языка, и чтобы ее получить мы будем использовать плоскую ручку чайной ложки или указательный пальчик ребенка. Поэтому руки у ребенка должны быть чисто вымыты!

Попросите малыша поднять широкий язык за верхние зубы на бугорки (он уже это умеет делать). При этом ребенок «заводит мотор машины» — многократно проговаривает звук д – ддддддддддд. В это время нужно подложить прямой правый указательный палец ребенка под кончик языка и начать производить частые колебательные движения справа налево от одного угла рта к другому (если ребенок левша – то левый). От  этого будет слышаться рокочущий звук дддррррррр. Мотор завелся, машина поехала и рычит дрррррррр!

Маме на заметку:

  • Прежде чем проводить это упражнение для постановки звука р с ребенком попробуйте его сделать сами перед зеркалом, чтобы понять механизм получения звука р.
  • Когда рука ребенка привыкнет (и пальчик не будет убегать, и язычок не будет с него соскальзывать) ребенок сможет сам вызывать колебания языка и заводить моторчик – дррррр. Это упражнение очень нравится детям!
  • Когда малыш освоится, можете попросить его  порычать как тигр – ррррр (предварительно заведя моторчик пальчиком) и устроить соревнование – как долго рычит тигр ,чей тигр рычит громче, радостнее, удивленнее, печальнее и т.д
  • Это упражнение желательно повторять два раза в день по несколько минут перед зеркалом, потом и без него. При этом нужно постепенно увеличивать продолжительность вибрации. Сначала дайте ребенку насладиться радостью победы – у него наконец получился звук Р!!! Пусть он продемонстрирует это папе и другим людям, кто его поддержит и вдохновит!
  • Но после этого нужно очень осторожно и постепенно приучать малыша отвыкать от помощи пальчика при произнесении звука Р:
  1. Сначала ребенок произносил дрррр с помощью пальца.
  2.  Затем он начинает помогать пальчиком, а после его убирает, продолжая рычать уже без механической помощи.
  3.  На следующем этапе надобность в пальчике почти отпадает: достаточно поднести пальчик, и уже получается звук р.
  4.   В конце концов чтобы ребенок выговорил звук р уже не требуется помощи пальчика.

Видео для родителей о постановке звука Р у ребенка или взрослого.

Автор видео — Ирина Денисова.

Как сделать так, чтобы повторения упражнения не надоели ребенку и были ему в радость? Для этого нужны игры со звуком Р. О них – в следующей статье.

А сейчас хочу предупредить частую ошибку. Бывает, что родители, желая помочь ребенку, находят в книгах комплексы артикуляционной гимнастики на разные звуки и начинают их смешивать в одном занятии с малышом («для разностороннего развития речевого аппарата и более быстрого эффекта»). Этого делать нельзя! Каждая группа звуков требует определенных конкретных движений и определенного положения органов артикуляционного аппарата! Артикуляционная гимнастика для звука Р включает упражнения, направленные на выработку движений, необходимых именно для звуков Р и РЬ.

О последующих этапах работы над звуком Р Вы можете прочитать в статьях:

Игры со звуком Р.

Автоматизация звука Р: песенки, чистоговорки, видео для детей, игры, игровые упражнения, скороговорки, стихи.

Еще о развитии речи детей Вы можете найти интересную и полезную информацию в статьях рубрик:

Как научить ребенка правильно произносить звук С и другие свистящие звуки

Игры и упражнения для автоматизации звуков С и СЬ в речи детей, скороговорки, чистоговорки — шутки, песенки для речевых  занятий.

Развитие речи ребенка 3-4 лет.

Мир вокруг нас: развивающие задания. речевые игры, задания в картинках, стихи и рассказы для детей.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi

rodnaya-tropinka.ru

Артикуляционная гимнастика для Р и Рь

Звук [р]и [рь] относится к звукам позднего онтогенеза, поэтому появляется позже чем все остальные. Допустим, что звук [Р] у ребёнка не появился в 5-6 лет. Что же тогда делать и кто может помочь?

Некоторые родители махнут на это дело рукой, думая, что появится сам собой (к счастью таких родителей меньшинство). Другие же, будут стараться сделать все чтобы помочь ребенку: штурмом брать пороги логопедических кабинетов (пункты коррекционно-педагогической помощи при детских садах), логопедические группы. Что, в общем-то, правильно. Но! Если в речи ребёнка отсутствует один лишь звук [Р], на логопункт или в бюджетный речевой детский сад его с полным основанием могут и не взять. В очередях там стоят дети, у которых до пятнадцати дефектно произносимых звуков. Поэтому ребенку конечно же скорее всего не возьмут на бюджетные занятия. В этом случае родителям придётся уповать либо на логопеда-частника, либо на собственные силы.

Итак по поводу постановки звука р статьи уже были. Однако я рекомендую родителям которые решили по ряду причин заниматься самостоятельно взять несколько частных или бюджетных занятий (если повезет) у логопеда. Это нужно для того чтобы вам наглядно показали: что нужно конкретно делать, на какие упражнения в артикуляционной гимнастике обратить внимание.

Как правильно поставить язык, какой выбрать способ постановки. Так я например, работая в Минске и в Заславле пользуюсь иногда от одного до трех приемов постановки звука р. Далее вы поставили звук р, однако очень часто это звук полуфабрикат, так называемое, дышащее р, и ваш ребенок упорно произносит дроза, друка и т.п. Очень часто от этого сложно избавиться поэтому снова нужна консультация логопеда. И только потом когда ваш малыш начнет произносить четко звук р следует переходить к его автоматизации (введению в речь). И в данной статье я хочу представить некоторый дидактический материал для закрепления звука [р] на первом   этапе –автоматизация звука р в слогах.

Звуковая тропинка со звуком РЗвуковая тропинка со звуком РЗвуковая тропинка со звуком РЗвуковая тропинка со звуком Р

Артикуляционная гимнастика для Р и Рь, автоматизация звука р в слогахАртикуляционная гимнастика для Р и Рь, автоматизация звука р в слогах

logosha.com

игры, упражнения для звука Р и шипящих звуов

Артикуляционная гимнастика: игры, упражнения для звука Р и шипящих звуов

Для правильного формирования речи, необходимо заниматься специальной гимнастикой с раннего возраста. Артикуляционная гимнастика предназначена именно для того, чтобы сделать речь более грамотной и четкой. Артикуляционный аппарат создает речевые звуки, а органы, которые в него входят, создают соответствующие движения. И от слаженности их работы речь человека становится четкой и внятной. Органы эти имеют название – кинемы, которые вырабатываются в течении всей жизни. Рекомендуется развивать кинемы с раннего детства.

Для выполнения артикуляционных упражнений существует несколько правил

Для большей результативности и достижения ожидаемого эффекта при выполнении занятий необходимо придерживаться следующих рекомендаций: 

1. Для лучшего усваивания и легкости выполнения заданий желательно чтобы ребенок воспринимал их как игру. Повторять это задание требуется не меньше 4 раз в день, в течение 4 минут каждое. И занятия должны проводиться ежедневно. 

2. Повторение одного задания не менее 5 раз сделает каждый урок более эффективным и полезным. 

3. Нужно чередовать задания от простых к сложным и наоборот.

4. не нужно прогонять все задания подряд, желая скорее пройти уроки. У каждого ребенка свой темп восприятия и иногда лучше остановиться подольше на одном задании, до тех пор, пока ребенок выполнит его удовлетворительно, и уже затем прибавлять упражнение. 

5. Выполнение заданий перед зеркалом очень благоприятно для более точного воспроизведения движений. 

6. Желательно, что бы во время уроков ребенок не был напряжен.

Гимнастика для звука Р 

Большинству детей в раннем возрасте свойственно неправильное произношение буквы Р и некоторая картавость. Верному воспроизведению своих твердых и мягких звуков как раз и помогают артикуляционные упражнения для звука Р.

1. Упражнение называется «Лошадка». Оно заключается в следующем. Ребенок улыбается, приоткрывая рот, и с помощью кончика языка начинает издавать щелкающие звуки, как будто он изображает цоканье копыт. Темп исходящих звук постепенно ускоряется, но нижняя челюсть должна оставаться при этом без движения. Такое упражнение очень укрепляет мышцы языка. 

2. Упражнение «Грибок». Улыбаться с приоткрытым ртом, показывая зубы. Плоскость языка нужно целиком прижать к верхнему небу и каждый раз открывать рот все шире и шире. Это упражнение научит ребенка поднимать язык вверх, а также оно способствует хорошему растягиванию подъязычной уздечки. 

3. Упражнение «Маляр». Для этого упражнение требуется оставлять в неподвижности нижнюю челюсть. Просто открыть рот и улыбаясь, двигать кончиком языка вперед-назад, поглаживая небо. Язык при это высовывать запрещается. Это упражнение направлено на развитие подвижности языка.

Упражнения для шипящих звуков 

Наиболее эффективными упражнениями для шипящих звуков считаются также артикуляционные упражнения. Они способствуют избавлению от «свистящего» или невнятного произношения.

1. Упражнение «Трубочка». Не размыкая зубов и при плотном сжатии губ, нужно широко улыбнуться и задержаться в такой улыбке секунд пять, можно чуть больше. А затем, в этой же позиции, сделать губами трубочку и вытянуть их вперед. 

2. «Лепешка». Расслабить язык, высунуть его и положить на нижнюю губу. Рот приоткрыт и язык прикасается к уголкам рта. Затем сделать несколько пошлепывающих движений губ об язык. Продолжать упражнение 10 секунд. 

3. Упражнения «Футбол». Для упражнения понадобиться ватный шарик, который необходимо передвигать в назначенное место с помощью силы выдуваемого воздуха. Дуть изо всех сил, сложив губы трубочкой. Такое упражнение научит ребенка выдувать струю воздуха в определенном направлении.

Дошкольные методики 

Артикуляционная гимнастика полезна не только для детей с проблемами речи, но и для тех, кто говорит внятно и четко произносит все звуки. Это как утренняя гимнастика, которая рекомендована абсолютно всем ребятишкам. С помощью артикуляционной гимнастики мышцы лица укрепляются, улучшается кровообращение и развивается гибкость артикуляционного аппарата в целом.

Существуют артикуляционные упражнения в небольших стихотворных формах, которые используют для занятий с ребятишками дошкольного возраста, это повышает их интерес и внимательность к процессу.

Логопеды особенно рекомендуют выполнять упражнения, перечисленные ниже: 

1. «Часики». Нужно очень широко открыть рот и языком двигать из стороны в сторону очень медленно. 

2. «Лопатка». Язык расслабить, высунуть и положить на нижнюю губу. Рот при этом открыт.

3. «Чистим зубы». Открыть рот, сделать улыбку и «почистить» нижние и верхние зубы кончиком языка поочередно. 

4. «Дудочка». Напряженные губы вытянуть вперед, при этом зубы должны быть крепко сомкнуты.

5. «Пароход». Вытянутый язык зажать зубами, затем улыбнуться и пропеть звук «ы».

Для развития и правильного артикуляционного аппарата, а также четкого произношения звуков, рекомендуется обязательно всем детям устраивать такие артикуляционные упражнения. 

Елена, www.kraskizhizni.com

www.kraskizhizni.com

Артикуляционная гимнастика для звуков Р, Л

Артикуляционная гимнастика для звуков Р, Л

Внимание, родители!

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился говорить труднопроизносимые для него звуки и сумел достигнуть лучших результатов в речевом развитии, проявляйте активное участие в его обучении. Именно живое общение в семье, в первую очередь, помогает детям овладеть навыками правильного произношения.

Даже если вам удалось обратиться за помощью к лучшему в городе учителю-логопеду, не стоит надеяться, что теперь проблема вашего ребенка легла на его плечи. Специалист разработает специальную программу обучения, где некоторую часть придется выполнять именно вам.

Такие задания требуют обязательного выполнения либо ежедневно, либо через день. Чтобы обучение не превратилось для ребенка в регулярную скучную рутину необходимо превращать каждый урок в интересную игру, которая не оставит малыша равнодушным.

Важно: чем чаще будут проводиться уроки по обучению звукопроизношения, тем скорее ваше чадо добьется ожидаемого результата.

Программа также требует к себе соблюдения следующих рекомендаций:

➢ продолжительность ежедневного занятия должно составлять 10-20 минут;

➢ задания следует выполнять у зеркала: так ребенок сможет видеть, как губы и язык образуют нужные звуки;

➢ обеспечьте комфортную атмосферу для обучения;

➢ каждое задание нуждается в повторном закреплении;

➢ заметив усталость ребенка, обеспечьте ему отдых.

Упражнение 1: "Заборчик"

Чтобы убедиться в том, что у вашего ребенка сформировался правильный прикус, при котором верхний ряд зубов должен немного перекрывать нижний, попросите ребенка улыбнуться, продемонстрировав стиснутые зубы, и удержать эту "улыбку" в течение 5 секунд.

Упражнение 2: "Лошадки"

Данное упражнение рассчитано на укрепление мышцы языка методом его подъема.

Ключевым моментом обучения является "цоканье" языком. Для этого заставьте ребенка улыбнуться, показав зубки и держа рот полуоткрытым, а после щелкнуть несколько раз языком. Сначала цоканье выполняется медленно, а после следует увеличить его темп. Обратите внимание, чтобы нижняя челюсть оставалась статичной и ребенок издавал именно цоканье, а не чмоканье.

Упражнение 3: "Маляр"

На этом этапе мы отработаем подъем и подвижность языка.

Итак, просим малыша вновь улыбнуться с открытым ртом. Затем ему необходимо с помощью кончика языка "погладить" небо. Наблюдайте за тем, чтобы губы, наряду с нижней челюстью, оставались статичными во время выполнения упражнения. Также не допускайте того, чтобы кончик языка при продвижении вперед касался зубов или высовывался изо рта.

Упражнение 4: "Грибок"

Это упражнение помогает закрепить подъем языковой мышцы и разработать подъязычную уздечку.

Вновь просим ребенка улыбнуться с открытым ртом, продемонстрировав зубы. Теперь ему необходимо поднять и прижать язык большей площадью к небу, после чего открыть рот. В результате язык будет походить на небольшой "грибок". Рекомендуется, чтобы в этот момент ребенок сохранял улыбку, а каемка языка тесно прижимались к небу. Повторяя данный урок, открытие рта необходимо делать более широким.

Упражнение 5: "Фокус"

Теперь мы закрепим уже знакомый подъем языка, а также научим ребенка придавать ему вид "ковшика" и управлять воздухом.

Итак, просим ребенка вновь улыбнуться с приоткрытым ртом, после чего верхняя губа должна накрыться передней частью языка. Важно, чтобы в это время каемка языка плотно прилегали к губам, а в его центре образовался канал для воздуха. Теперь просим ребенка сдуть ватку, положив ее на кончик его носа.

Обращайте внимание на необходимость статичности нижней челюсти, а также не допускайте подворачивания или натяжения нижней губы на нижний ряд зубов.

Упражнение 6: "Пароход гудит"

Текущее упражнение позволит ребенку правильно произносить звук "Л". Для этого вновь просим его улыбнуться и слегка прикусить кончик языка. Теперь ему необходимо издавать длительное "Ы", что в результате, позволит обоим услышать выраженное "Л".

aababy.ru

Постановка звука "Р" при дизартрии. Логопедические упражнения на развитие речи :: SYL.ru

Нарушение речи у детей – распространенное явление. В одних ситуациях причины проблемы являются психологическими. В таком случае прогнозы положительные: при совместной работе педагогов и психологов возможно полное восстановление функций речи ребенка. Но не редкостью являются и физиологические патологии, которые сказываются на способности человека правильно произносить звуки. Проблемы в формировании речи возникают не только у тех детей, у которых повреждены органы, непосредственно участвующие в артикуляции (например, короткая уздечка). Существует ряд других заболеваний, которые задерживают и нарушают речевое развитие.

В данной статье речь пойдет о том, как правильно с точки зрения логопедии происходит поставка звука «Р» при таком патологическом состоянии, как дизартрия.

Что такое дизартрия? Причины возникновения

Диагноз «дизартрия» подтверждает невропатолог, учитывая заключение логопеда. Чем характеризуется такое состояние? Признаками заболевания является ограниченность подвижности органов речевого аппарата, в частности, языка и губ, которые возникают в результате неврологических патологий: детского церебрального паралича, родовых травмах черепа, нарушении мозгового кровообращения, травмах и опухолях головного мозга и других нарушениях.

У детей отмечаются нарушения восприятия на слух речи, произношения слов. И, как следствие, неспособность к обучению чтению и письму, общая недоразвитость речи.

В первую очередь необходимо провести медицинское обследование и выявить первопричину патологического состояния. Только затем можно приступать к постановке звуков логопедическими методами. Постановка звука «Р» при дизартрии требует регулярных длительных занятий на фоне применения методов ЛФК, приема лекарств и других показаний невропатолога.

Виды дизартрии

В зависимости от того, какой вид дизартрии подтвердит невропатолог, зависит дальнейшая работа логопеда, в частности, постановка звука «Р». В работе педагога крайне важно учитывать физиологические отклонения ученика и планировать занятия с учетом этих факторов и возможностей ребенка. Нарушения при дизартрии различают следующие:

  • сложность в произношении связных слов наблюдается при параличе артикуляционных мышц;
  • при повреждении мозжечка головного мозга речь растянутая;
  • невнятная «носовая» речь бывает при поражениях подкорковой области мозга;
  • неправильное произношение слога характерно для нарушений коры головного мозга;
  • монотонная речь встречается при ДЦП;
  • в отдельных случаях происходит нарушение работы мышц лица;
  • шипящие и свистящие звуки неправильно произносятся, когда развилась стертая дизартрия.

Постановка звука «Р» предполагает целенаправленную взаимосвязанную работу над индивидуальной проблемой.

Цель работы логопеда при постановке звука «Р» при дизартрии

При таком состоянии, как дизартрия, спрогнозировать результат достаточно сложно. Так как основное заболевание часто приводит к необратимым нарушениям нервной системы ребенка.

Цель логопеда в работе с ребенком, у которого поставлен такой диагноз, – развить внятную, понятную окружающим речь малыша. При своевременном начале работы можно достичь хороших результатов.

Правильная артикуляция звука «Р»

Отметим, что работа логопеда над звуком «Р» с малышом, страдающим дизартрией, начинается только после овладения другими звуками, так как данный звук трудно поддается правильному произношению, а многие методики разработки произношения опираются на другие схожие по артикуляции звуковые единицы.

В русском речи постановка языка при звуке «Р» следующая: широкий кончик языка находится на верхних альвеолах, губы приоткрыты, сильная струя воздуха проходит посередине и вызывает частую мелкую вибрацию.

При произношении звука «РЬ» язык выгибается, кончик оказывается ниже середины спинки.

Подготовительный этап постановки

Происходит в несколько этапов постановка звука «Р». Подготовительный этап предназначен для активации артикуляционных и мимических мышц, налаживания правильного дыхания. Кроме того, работать над постановкой такого сложного в произношении звука можно начинать только тогда, когда ребенок овладел практическими всеми остальными звуковыми единицами.

На подготовительном этапе проводят артикуляционные, мимические и дыхательные упражнения, при необходимости прибегают к массажу и лечебной гимнастике, например, при параличе мышц.

Логопедический массаж

Эффективным методом подготовки к постановке звука «Р» при дизартрии является логопедический массаж. Выполнять такую процедуру может только квалифицированный логопед, так как массаж имеет разные виды. Те движения, которые в одних случаях принесут пользу, в других – противопоказаны. Виды массажных движений зависят от существующей проблемы с речевым аппаратом. При тонусе мышц с помощью массажных упражнений целью ставится расслабление мускулатуры, а при слабой деятельности, наоборот, необходимо активизировать работу артикуляционных мышц.

Проводится ручной и инструментальный массаж шеи, лба, области щек, губ. Для массажа языка эффективно применяют специальный логопедический зонд в виде шарика. Подробно о логопедическом массаже при различных видах дизартрии описано в книге Елены Архиповой.

Артикуляционная гимнастика

Требует определенных артикуляционных навыков постановка звука «Р». Подготовительный этап работы над этой звуковой единицей включает различные упражнения для развития правильного произношения. При постановке звука «Р» предлагаем такие упражнения:

  1. «Лошадка». Всем известное «поцокивание» языком по верхним альвеолам с открытым ртом и неподвижной челюстью.
  2. «Почистим зубки». Кончиком языка необходимо проводить по внутренней стороне десен. Схожее по технике выполнения упражнение «Маляр», только тут язык выполняет движения вперед-назад по верхнему небу.
  3. «Играем на баяне». Для выполнения этого упражнения нужно кончик языка поместить на верхнее небо, открыть рот в улыбке. Не изменяя положения языка и губ, необходимо медленно открывать и закрывать рот. Паузы в каждой конечной точке должны составлять 5 секунд.
  4. «Щенок». В этом упражнении предложите малышу облизывать кончиком языка наружную поверхность губ.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука «Р» существует в самых различных вариантах – можно воспользоваться авторскими методиками или классическими приемами.

Мимическая гимнастика

Мимическая гимнастика – неотъемлемая часть логопедического занятия с пациентом, страдающим дизартрией. Разработка мышц лица помогает справиться с их тонусом или, наоборот, вялостью, что способствует правильному освоению и произношению изучаемых звуков, в том числе звука «Р». Обязательно следует уделять внимание наиболее поврежденным и ослабленным мышцам в каждом конкретном случае. Проводить такую гимнастику эффективно в игровой форме. Например, можно использовать кубики, на гранях которых изображены различные эмоции – какая сторона выпадет, такое выражение лица и следует воспроизвести. Например:

  • удивляться – поднять брови;
  • сердиться – нахмуриться;
  • испугаться – широко открыть глаза;
  • улыбаться с закрытым и открытым ртом и тому подобное.

Для самых маленьких подойдет гимнастика – имитация движений животных, например, можно надуть щеки и перекатывать воздух с одной стороны на другую как хомячок, высунуть язык как щенок, шевелить носом, нюхая, как пес. Постановка звука «Р» не предполагает каких-то особенных мимических упражнений.

Дыхательная гимнастика

Оказывается, для того, чтобы правильно произносить звуки, в том числе и «Р», нужно научиться правильно дышать. Предлагаем несколько простых, но эффективных упражнений:

  • зажгите свечу, а ребенку предложите ее задуть;
  • малыш лежит на животе, в области диафрагмы положите небольшую мягкую игрушку; ребенку необходимо «покатать» игрушку делая глубокий вдох и медленный плавный выдох;
  • с помощью коктейльной трубочки и емкости с водой дуем «бурю»;
  • для выработки правильной для произношения звука «Р» струи воздуха попросите малыша выдувать воздух приоткрытым ртом, достигая вибрации губ;
  • можно проводить эстафету «Кто дальше?», используя вату – «снежинки», листочки, скомканные в шарики кусочки бумаги, игрушечные вертушки, кораблики на воде.

Для безопасного проведения таких упражнений применять их нужно не на полный желудок, в свободной одежде и не дольше 5 минут.

Основной этап постановки звука «Р»

После предварительной работы проводится непосредственно постановка звука «Р». Существуют самые разнообразные методики «вызывания» этого звука. Но цель любых упражнений, которые направлены на постановку звука «Р», заключаются в том, чтобы закрепить у ребенка навык постановки языка на верхние альвеолы. После чего сильной струей воздуха «вызывается» необходимый звук. Приемы постановки звука «Р» существуют самые разные, и материал продолжает регулярно пополняться логопедическими разработками. Предлагаем ознакомиться с некоторыми из способов, которые зарекомендовали себя эффективными и простыми в исполнении:

  1. Упражнение «Дождик» основывается на постановке звука «Р» из звука «Д». Только нужно звук «Д» произносить «неправильно» – упираясь кончиком языка не в резцы, а в альвеолы. Сначала капает слабенький дождик – малыш произносит медленно «тд-тд-тд». Затем дождик стал сильнее – ребенок чаще произносит звуки. Все быстрее и быстрее капает дождь, превращаясь в ливень – произносится максимально быстрое «д-д-д». В этот момент просим ребенка подуть на язычок – появляется вибрация кончика языка и воспроизводится звук «др-р-р».
  2. Закрепит положение языка на альвеолах мотив песенки крокодила Гены, который напевается слогами «да», «ды», «до», «ду».
  3. Простой и проверенный способ научить правильно выговаривать звук «Р»: кончик языка на верхних альвеолах, производится вдох и резкий выдох струей воздуха на язык.
  4. Поставить звук «Р» можно и от звука «Ж». Выдыхая, произносится звук «Ж», язык постепенно перемещается на альвеолы, происходит вибрация и появляется необходимый звук.
  5. Еще один простой способ вызвать звук «Р»: кончик языка упирается в альвеолы. Логопед прижимает широкие края языка к небу, не зажимая кончик. Выдыхая, струя провоцирует вибрацию и вызывает звук «Р».

Постановка звука «РЬ»

Постановка звука «Р» мягкого чаще всего происходит путем подражания после автоматизации твердого «Р». Делается это путем разучивания чистоговорок, основанных на слогах с мягким звуком «Р».

Иногда ставят мягкий «РЬ» со слогов «ЗИ», «ЗЕ», «ЗЯ» постепенно заменяя «ЗЬ» на «РЬ». После чего отрабатывают звук в слогах.

Механическая постановка звука

Механическая постановка звука «Р» предполагает использование специального логопедического зонда. Чтобы поставить звук «Р» применяют шариковый зонд (№6). За неимением специального приспособления в домашних условиях используют медицинский шпатель или зубную щетку.

Как правильно применять зонд?

Зонды логопедические для постановки звука «Р» значительно уменьшают длительность занятий, фактически достаточно часто звук образовывается после первого использования инструмента.

Как же правильно использовать зонд? Перед применением инструмента ставят звук «Р» от «Ж», но не разрабатывая вибрации. Затем, отработав фрикативный «Р», переходят к применению зонда. Ребенка просят произносить сильный звук «Ж» на верхних альвеолах. В этот момент логопед устанавливает зонд снизу языка в передней его части и производит частые, но аккуратные движения из стороны в сторону, вызывая тем самым вибрацию кончика языка и ставя звук «Р».

Автоматизация звука

Автоматизация звука «Р» подразумевает закрепление полученных навыков и отработки произношения звука в слогах и словах. Это достаточно длительный процесс, так как требует четкой систематизации и закрепления различных сочетаний и положений изучаемого звука. На этом этапе также уделяют внимание развитию фонетического слуха, выделяя звук из потока других звуков, слогов и слов. План занятий можно составить следующим образом:

  1. На первом закрепительном занятии отрабатывают звук «Р» методом подражания. Например, можно рычать как тигр, мурлыкать, изображать трактор и тому подобное. Рекомендуется потренироваться произносить звук с разной силой и длительностью.
  2. Далее отрабатывают произношение звукосочетаний ТР, ДР.
  3. Следующим этапом является овладение обратными слогами: АТР, ОТР, УТР и так далее.
  4. Только теперь можно переходить к открытым слогам, изучая чистоговорки и вставляя пропущенные слоги.
  5. Сложными в овладении являются сочетания нескольких согласных со звуком «Р»: «пра», «бра», «вра» и их вариации с иными гласными.
  6. После овладения предыдущим этапом можно отрабатывать обратные слоги со стечением нескольких согласных: «фра», «кра», «гра» и их производные.
  7. Затем можно начинать работу со словами, применяя различные игровые приемы, например, изучая коротенькие рифмы, скороговорки, подбирая недостающие слова и другое.

Этап автоматизации не исключает артикуляционные упражнения для постановки звука «Р».

Развитие речи

Применять логопедические упражнения для развития речи можно начинать с самого маленького возраста – такие занятия принесут только пользу, развивая артикуляционный аппарат и мелкую моторику ребенка. Пособий и материалов по развитию речи существует большое количество. Прелагаем доступные и занимательные упражнения:

  1. Пальчиковый массаж и рифмованная гимнастика – эффективный способ развивать мелкую моторику с самого рождения.
  2. Звукоподражание используют с 6 месяцев, когда малыш может произносить некоторые звуки. Не стоит отказываться от такого упражнения из-за того, что ребенок еще не может повторить звуки за мамой, зато он отлично их слышит и запоминает – пройдет несколько месяцев, и кроха скажет свое первое «мууу» и «гав».
  3. Стихи с движениями предлагают детям от года.
  4. Артикуляционная, дыхательная и мимическая гимнастика – неотъемлемая часть развития связной речи. Не стоит ругать малыша за то, что он кривляется – это очень даже полезно.
  5. Чистоговорки, рифмовки и скороговорки, составление рассказов по картинке можно предложить ребятами с 3 лет.
  6. А еще чаще надувайте шарики и пускайте мыльные пузыри – весело и очень полезно!

Применяя такие несложные приемы на практике, значительно уменьшается вероятность применения агрессивных и не всегда безопасных методов коррекции речи, например, таких, как постановка звука «Р» с механической помощью, применение физиотерапевтических процедур или прием лекарственных препаратов.

Многие нарушения речи можно откорректировать. Но чем быстрее обнаружена патология, тем меньше времени и усилий понадобится для решения задачи. Внимательно относитесь к развитию ребенка, следите за соответствием умений малыша согласно возрасту, проходите регулярные плановые осмотры, в том числе посещайте невропатолога и логопеда. Вовремя выявленная проблема – это половина пути на ее преодолении.

www.syl.ru