Дыхательная гимнастика для детей: как делать полезные упражнения? Гимнастика дыхательная дети


Дыхательная гимнастика для детей: как делать полезные упражнения?

Родителям рекомендуют обучать ребенка правильному дыханию еще с самого рождения. Таким образом, у малышей укрепляется иммунитет, увеличивается выносливость организма, и они реже болеют простудными или вирусными болезнями.

Дыхательная гимнастика для детей разрабатывается специалистами, хорошо знающими, насколько сильно можно напрягать еще развивающийся организм ребенка. Полезные упражнения можно выполнять утром или прогуливаясь на свежем воздухе. Нередко методики лечебной зарядки используют в детском саду. Сначала упражнения могут даваться с трудом, но со временем ребятишки будут с удовольствием выполнять зарядку вместе с другими детками и воспитателем.

Дыхательная гимнастика для детей

Почему важно проводить с детьми дыхательную гимнастику?

С помощью правильного дыхания в организме ребенка происходит насыщение кислородом. Каждая клетка получает достаточное количество полезных микроэлементов, поэтому детки остаются здоровыми и энергичными. Кроме того, выполняя полезные упражнения, малыши с маленького возраста учатся управлять своим телом, эмоциями.

Слаженное дыхание стимулирует функции всех систем: нервной, сердечно-сосудистой, ЖКТ. За счет медленного выдоха ребенок учиться расслабляться. Даже если у него отмечается раздражительность, нервозность, то такие упражнения помогают справляться с негативными эмоциями, повышенным волнением.Дыхательная гимнастика для детей станет неотъемлемой частью физических упражнений при регулярных простудных болезнях, бронхиальной астме, инфекционных поражениях легких и др. Ее применяют как дополнительное терапевтическое действие при лечении медикаментами.

Техника дыхательной гимнастики

Техника дыхательных упражненийПеред тем, как приступать к гимнастике, родители или воспитатели должны помнить важные условия:

  1. Не допускать симптомов гипервентиляции у ребенка

При резком дыхании у деток может участиться сердцебиение, покраснеет лицо, начнет покалывать в конечностях. Такие признаки говорят о гипервентиляции легких. Когда у малыша закружиться голова, взрослый человек должен помочь ему снять неприятные симптомы. Для этого ручки ребенка складывают ковшиком, после чего он должен глубоко подышать в ладошки 2-3 раза, плотно прижав их к личику. Затем гимнастику продолжают в обычном темпе.

  1. Вдохи нужно делать только носиком, а не ртом.
  2. Во время дыхания плечики не поднимают, а держат на одном уровне.
  3. Выдохи всегда должны быть медленными, плавными.
  4. При дыхании взрослые следят за тем, чтобы щечки ребенка не надувались. Если малыш все-таки не может научиться дышать как надо, то первое время он может держивать лицо ручками.

Придерживаясь техники упражнений, дети будут выполнять зарядку правильно и эффективно.

Гимнастика для детей дошкольного возраста

Для того чтобы ребенок не стеснялся делать упражнения в детском саду вместе с другими детками, воспитатели могут использовать игрушки. Они помогут малышам переключить внимание на маленьких «друзей» и раскрепоститься, расслабиться, принимать зарядку как игру.

Вот несколько упражнений для деток дошкольного возраста:

Ребенок ложиться на спину, а на животик кладет любимую игрушку. Глубоко вдыхать и плавно выдыхать нужно через нос. Детям будет интересно наблюдать, как их любимец поднимается и опускается на животике, будто качается на качелях или восседает на бегемоте, который толстеет, а потом худеет.

Это упражнение может сделать ребенок в 3 года или старше. Он садиться на стул или стоит. Затем ему нужно представить, что у него в ручках шарик. При вдохе он расширяется и, соответственно, ручки разводятся по сторонам. А при выдохе сжимается, поэтому ладошки соединяются вместе. Выдох сопровождается звуками «ффф», имитирующими спускающийся шар.

В этом упражнении можно добавить хлопанье ладошами, когда сильно надутый пузырь лопается. Потом ребенок опускает ручки и приседает так,  как треснувший шарик испускает воздух.

Данный тип гимнастики выполняется стоя. Ребенок расставляет ноги на ширине плеч. При вдохе ручки поднимаются как крылья летящей вороны. На выдохе он опускает их и медленно, растянуто говорит «карр».

Малыш выпрямляется, скрестив ручки на груди. Потом на вдохе он расставляет ручки по сторонам и поднимает голову. При выдохе снова становится в исходную позу и повторяет «Жууу-жууу»

  • Бросание мячика

Деткам в 3-4 года будет интересно делать упражнение с мячом. Итак, малыши стоят, подняв вверх ручки с мячиком. Они должны бросить его от уровня грудной клетки. При выдохе говорят «ухххх». Такое упражнение повторяют шесть раз. Обычно оно переходит в веселую игру с родителями или нянечкой.

Дыхательная гимнастика для ребенка в 3 года

После трехлетнего возраста малышам можно усложнять зарядку, добавляя задержку дыхания и больше движений. Так деткам в 3 года рекомендовано делать следующие упражнения:

Малыш садиться на пол и скрещивает ножки, удерживая спинку прямой. Поднимая ручки вверх,  он делает вдох, а опуская ладошки на пол — выдыхает. При этом, он должен согнуть спину, имитируя сгибающееся от сильного ветра дерево.

Ребенок в 3-4 года садиться так же, как в первом упражнении. Но ручки теперь вытягивает перед собой ладошками вниз. Вдыхая, он поднимает одну руку вверх, а другую опускает вниз. При выдохе положение ручек меняется.

У тех детей, которые любят домашних животных, это упражнение вызовет положительные эмоции. Ребенок должен надуть щеки, будто он набрал в рот много еды. Так пройтись 10 шагов и хлопнуть ладошками по щекам, выпуская воздух. Продолжая дышать носиком, он может пройти еще некоторое расстояние.

  • Поиски жемчужины

Это упражнение требует научиться задерживать дыхание. Малыш сумеет найти драгоценную жемчужину, только после ныряния на глубину условного океана. А для того чтобы не набрать в рот воды, он должен сделать вдох и не выдыхать столько, сколько сможет. Если малыши не умеют контролировать выдох, то на время могут закрыть носик пальцами.

Существует также дыхательная гимнастика для детей в стихах. Она помогает одновременно научить ребенка технично выполнять упражнения и выучить интересное стихотворение. Вот одно из них:

Зашипела грустно шина

И стоит теперь машина.

Ребенок должен надуть животик плавным вдохом носиком. Поочередно к выпяченному животу подтягивают коленки и выдыхают ртом. При этом необходимо сказать «шшшш», имитируя спускающееся колесо. Животик ребенка на конце выдоха должен втянуться.Дыхательная гимнастика для детей в стихах понравится самым маленьким и малышам в 5-6 лет. Картотека стихотворений с упражнениями есть у воспитателей детских садов. Там всегда можно выбрать самые интересные и забавные произведения.

Гимнастика для детей с 5 лет

Малышам дошкольного возраста можно делать дыхательные упражнения, которые помогут им научиться владеть своим организмом. Ребенок с 5 лет способен прислушиваться к своему дыханию, расслаблять мышцы. Картотека детских садов содержит следующие упражнения, которые можно применять в тренировке малыша с 5-6 лет и старше.

  1. Слушаем дыхание

Это упражнение поможет ребенку определить глубину вдоха/выдоха, частоту, внутреннее состояние организма. Он может находиться в любом положении, но главное, чтобы мышцы тела были полностью расслаблены.

В процессе дыхания детки должны определять такие состояния:

  • Как проходит воздух по дыхательным путям, откуда он выходит?
  • Что движется при дыхании?
  • Насколько глубокий вдох и выдох?
  • Как часто происходит дыхание?
  • Насколько громкие звуки издаются?

После этого можно переходить к спокойным дыхательным упражнениям. Эта гимнастика поможет ребенку восстановить эмоциональный баланс после тревоги, волнения, стресса.

Итак, после сильной физической или нервной нагрузки дети должны принять любое расслабленное положение и закрыть глазки. Затем следует глубоко и медленно вдохнуть носом. Когда легкие расширяться до упора, делают паузу на время, которое позволяет организм. Потом плавно выдыхают носом. Упражнение повторяют до 10 раз. Дыхание должно быть бесшумным и очень легким.

А для укрепления организма, в частности верхних дыхательных путей, рекомендовано делать следующее упражнение:

  • Дышим ноздрей

Ребенок стоит ровно, расслаблено.  Закрывает одну ноздрю пальцем и медленно вдыхает открытым носовым ходом. Затем выдох делают через ноздрю, которая только что была закрытой. Второй носовой канал в это время перекрывают пальцем. Выдох должен быть медленным, но до упора.  Животик втягивается настолько, что в нем образуется впадина. Упражнение повторяют 6 раз.

Выдох производят носом так, чтобы животик был полностью втянутым. Губки складывают трубой и резко вдыхают воздух, наполняя легкие до упора. После этого сглатывают, делают паузу на 2 секунды. Поднимают голову вверх и плавно выдыхают носом. Повторяют до 6 раз.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Этот способ закалки детского организма не простой, но подходит для малышей, которым можно объяснить, как правильно делать упражнения. Методика Стрельниковой производится таким образом, что дыхание выполняется вместе с гимнастикой. То есть, при каждом вдохе совершается одно из движений.

Гимнастика требует резкого и шумного вдоха, а не медленного и плавного. Дыхание производится носом, в то время как губы должны быть плотно сжаты. А вот выдох может быть спокойным, расслабляющим.

В процессе выполнения зарядки Стрельниковой воздух наполняет организм ребенка кислородом, улучшая кровообращение и усиливая приток крови к каждой клеточке тела. Таким образом, в организм поступает достаточное количество полезных элементов.

Точные упражнение содержит картотека гимнастики. Воспитатели или родители должны точно знать, как научить деток делать зарядку, чтобы у малышей не появлялись дискомфортные ощущения.  Если дыхательные упражнения используются в качестве профилактики, то проводить их можно только раз в день. Ну а для терапии ЛОР-болезней необходимо повторять процедуру дважды.

Гимнастика тонизирует детей, бодрит, снимает усталость, апатию, заставляет стать активными и не сонливыми. Особенно это подойдет малышам, которым трудно просыпаться по утрам. Дыхательную зарядку Стрельниковой рекомендуют делать для профилактики ОРВИ, ЛОР-болезней и др.  Ребенок становится гибким, пластичным, выравнивает походку и не сутулится.

zalozhen-nos.ru

Дыхательная гимнастика для детей - Блог мамы-врача

Мы часто сталкиваемся с заболеваниями дыхательной системы у детей. Лечение лекарствами одобряют не все родители, но можно ли обойтись без них? Отличным способом поднять иммунитет ребенка, предупредить появление болезней и восстановить силы в случае, если избежать заболевания все-таки не удалось, является дыхательная гимнастика. Дело в том, что большинство детей дышат неправильно.

Суть дыхания состоит в том, чтобы впустить воздух в легкие и максимально насытить кровь кислородом. Дыхание имеет 2 фазы: вдох и выдох. Во время вдоха грудь расширяется, а воздух проникает в легкие, во время выдоха легкие сжимаются и выталкивают воздух наружу. Если человек не выдыхает воздух полностью, в легких остается много ненужного воздуха, отработавшего свою функцию, что в свою очередь ограничивает поступление кислорода в кровь.

Ребенка, не умеющего как следует дышать, легко распознать по внешнему виду: узкие плечики, слабая грудная клетка, открытый рот, сутулая спина и нервозность в движениях.  Дети, часто болеющие бронхитом, ларингитом, трахеитом и прочими болезнями дыхательной системы, имеют небольшой объем легких, их дыхание поверхностное. Задача дыхательной гимнастики – научиться правильному диафрагмально-реберному дыханию.

Ребенку необходимо усвоить, что на выдохе из легких нужно выдыхать весь воздух, иначе оставшийся будет мешать насыщению организма кислородом в достаточном количестве, что может привести к различным заболеваниям. Дыхательные упражнения дают общий оздоровительный эффект, активизируют кровообращение в носоглотке, увеличивают объем и вентиляцию легких, убирают напряжение голосовых связок.

Постоянные тренировки делают мышцы диафрагмы, грудной клетки более эластичными, стимулируют работу желудка и кишечника, сердечной мышцы и укрепляют иммунную систему организма в целом. Выполнять их совсем несложно, дыхательная гимнастика — очень простое и увлекательное занятие, проводить ее можно в форме игры. Но для начала давайте ознакомимся с некоторыми правилами ее проведения:

  • Перед началом тренировки помещение, в котором вы будете заниматься с ребенком, необходимо хорошо проветрить. Отличным вариантом будет провести гимнастику на открытом воздухе в парке, например.
  • Для достижения положительного эффекта ребенок должен иметь позитивной настрой и находиться в хорошем расположении духа.
  • Не стоит делать упражнения сразу после еды, подождите минут 30-40. На голодный желудок также заниматься не рекомендуется, поскольку это может спровоцировать головокружение и слабость.
  • Во время гимнастики следите за состоянием ребенка: он должен быть расслаблен, плечи практически неподвижны, мимика естественна.
  • У детей 1,5-3 лет не развита выносливость и усидчивость, поэтому начинать тренировки надо с 1-2 упражнений по 2-3 минуты в день и после каждого давать ребенку отдохнуть.
  • Не стоит пытаться сразу за одно занятие пройти весь комплекс, тренируйтесь, постепенно увеличивая нагрузку. Детям-астматикам хотя бы первое время проводить занятия можно только под наблюдением врача, поскольку переутомление для них крайне вредно.
  • Если во время гимнастики ребенок побледнел, у него появилось учащенное дыхание или головокружение, упражнения следует прекратить, поскольку данные симптомы свидетельствуют о гипервентиляции легких. Паниковать не стоит, нужно просто сложить ручки ребенка, как при умывании водой и окунуть их в личико, делая при этом глубокий вдох и выдох. Повторите действие 2-3 раза, и все пройдет.

Итак, давайте рассмотрим комплекс упражнений дыхательной гимнастики для деток от 1 до 4 лет.

Дыхательная гимнастика для возраста 1-1,5 года

С годовалыми малышами начинать тренировки можно на ежедневной прогулке в парке или лесу. Покажите ребенку, как почувствовать запах полевого цветка, медленно вдыхая его носиком (рот при этом должен быть закрыт, тело расслаблено). Затем выпустите весь использованный воздух через рот. Щеки при этом не должны раздуваться, выдох должен производиться плавно. Вместо цветов можно нюхать чистый воздух, ароматные фрукты и овощи, травку и листочки…

Дыхательная гимнастика для возраста 1,5-2 года

Когда малыш подрастет и сможет по вашей просьбе вдыхать носом и выдыхать воздух через рот несколько раз подряд, можно начать заниматься комплексом дыхательной гимнастики полноценно, по мере взросления и приобретения новых знаний и умений у ребенка, добавляя разные виды упражнений.

Потягушки

Исходное положение: стоя прямо, руки опущены вдоль туловища. На счет раз сделайте с малышом вдох и поднимите руки вверх, на счет два выдохните и опустите руки вниз. Повторите упражнение 5 раз.

Обнимашки

Исходное положение: стоя прямо, руки вытянуть перед собой. На счет раз ребенок должен развести руки в стороны и вдохнуть, на счет два обхватить плечи своими руками и выдохнуть. Упражнение нужно сделать 5 раз.

Воздушный шарик

Пусть малыш ляжет на спинку и положит свои руки на животик, представляя вместо него воздушный шар. Попросите ребенка медленно надуть животик как шарик и затем сдуть его: вдох должен осуществляться через нос, выдох через рот. Повторите несколько раз.

Мыльные пузыри

Чаще надувайте с малышом мыльные пузыри. Это отлично развивает легкие.

Насос

Исходное положение: руки на поясе. Ребенку нужно слегка присесть и вдохнуть, затем выпрямиться и выдохнуть воздух. Постепенно приседать глубже, а вдыхать и выдыхать дольше. Повторить упражнение 3-4 раза.

Мельница

Исходное положение: ноги вместе, руки вверх. Необходимо медленно вращать руками, на выдохе произнося «жррр». Ускоряя движения рук, звуки произносите громче. Повторите 5-6 раз.

Большой и маленький

Исходное положение: стоя прямо. На вдохе малышу нужно встать на цыпочки и потянуть ручки вверх, показывая тем самым, какой он большой. Постояв так несколько секунд, на выдохе следует опустить руки вниз, присесть и обхватить колени руками. Произнеся «ух», спрятать голову за колени и показать, какой карапуз стал маленький. Повторить упражнение нужно несколько раз.

Кит

Лежа на спине с подушкой под головой и правой рукой на животе, малыш должен представить себя маленьким китенком, выдыхающим воздушный фонтан: «пфффф». Пусть ребенок вдохнет воздух носом, втягивая при этом живот, а затем медленно выдохнет его через рот, выпячивая животик наружу. Повторить упражнение нужно несколько раз.

Мотыльки

Для этого упражнения потребуется заготовка в виде вырезанных из бумаги мотыльков или бабочек. Сядьте вместе с ребенком за стол, положите перед собой по мотыльку и начинайте соревноваться в том, чей мотылек улетит дальше. Для этого по очереди дуйте ртом каждый на своего. Упражнение можно выполнять в течение 3-5 минут.

Хомячок

Научите малыша надувать щечки как хомячок и с важным видом ходить по комнате (не менее 10 шагов). Затем попросите ребенка повернуться к вам и хлопнуть себя по щечкам, выпустив воздух. После этого походите с малышом по комнате, дыша носиком, как будто вынюхивая еду для того, чтобы вновь наполнить пухлые щечки хомячка. Повторите несколько раз. Это упражнение очень нравится деткам.

Паровозик

Ходите с малышом по комнате, изображая согнутыми руками движение колес паровоза и говоря при этом «чух-чух». Постепенно меняйте скорость движения, частоту и громкость произношения. Повторите упражнение 5 раз.

Аист

Исходное положение: стоя прямо. Ребенку нужно развести руки в стороны, а одну ногу, согнутую в колене, выставить вперед. В таком положении, удерживая равновесие, надо продержаться несколько секунд. На выдохе необходимо опустить руки и ногу, произнося «шшшш». Повторите упражнение 5-6 раз.

Гуси

Не торопясь, ходите вместе с ребенком по комнате, взмахивая руками, как гуси крыльями. На вдохе руки поднимаются, на выдохе опускаются, при этом говоря «гууу». Упражнение выполняется 5-6 раз.

Лыжник

Упражнение заключается в том, что необходимо имитировать ходьбу на лыжах в течение 1-2 минут, на выдохе произнося «мммм».

Дровосек

Исходное положение: спина прямая, ноги чуть шире плеч. На вдохе нужно сложить ладошки вместе и поднять их вверх. Затем резко, как под тяжестью топора, выдохнув, опустить вытянутые руки вниз, наклонившись при этом и как бы прорубая пространство между ногами. При этом произносится слово «бах». Повторяется упражнение 5-6 раз.

Семафор

Исходное положение: стоя или сидя, спина должна быть прямая. Нужно поднять руки в стороны и вдохнуть, затем, медленно выдыхая, опустить их вниз, произнеся «сссс». Повторите с ребенком 4-5 раз.

Пчелка

Пусть малыш представит, что ему на ручку, на носик или на ножку присела маленькая пчелка. Покажите ему, как она весело жужжит, произнося на выдохе «зззз».

В лесу

Представьте, что вы с ребенком заблудились в лесу, и ищите друг друга. Делая вдох, на выдохе кричите «аууу». Периодически интонацию и громкость звука можно менять, голову поворачивать то влево, то вправо. Повторите 5-6 раз.

Дыхательная гимнастика для возраста 2,5-3 года

Конькобежец

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки, сжатые в замок, за спиной, тело наклонено вперед. Нужно сгибать то правую, то левую ногу, произнося при этом «кррр», имитируя конькобежца на стадионе. Повторите упражнение 5 раз.

Злой ежик

Исходное положение: ноги на ширине плеч. Расскажите ребенку, что, чувствуя опасность, ежик всегда сворачивается клубочком. Наклонитесь с малышом как можно ниже, пятки от пола не отрывая, и обхватите грудь руками г. Опустив голову, на выдохи произнесите « пффф» — звук, который издает недовольный ежик. Повторите несколько раз.

Лягушонок

Исходное положение: ноги вместе. Покажите малышу на своем примере, как быстро и резко скачет лягушонок: слегка присядьте, вдохните и прыгните вперед, а приземлившись, скажите «ква». Упражнение выполняется 3-5 раз.

Факер

Пусть малыш сядет, скрестив ноги по-турецки. Спинка при этом должна быть прямой. Покажите ребенку, как сделать из двух неплотно сжатых кулачков трубочку-дудочку. Поднеся волшебную дудочку к губам, ребенку необходимо втянуть носом воздух, одновременно втягивая в себя живот. Затем нужно спокойно выдохнуть весь воздух в трубочку, произнося при этом протяжное «ффф» и выпячивая животик обратно. Как всегда, данное упражнение следует повторить несколько раз подряд.

Курочка

Посадите ребенка на стул. Его руки должны быть опущены вниз. Попросите малыша быстро вдохнуть и поднять ручки ладошками вверх к подмышкам, изображая крылышки курицы. На выдохе руки, то бишь крылья нужно опустить. Повторите упражнение 5 раз.

Водолаз

Предложите малышу посоревноваться с вами, представив себя водолазами, спускающими на дно реки. Как долго вы сможете задерживать дыхание?

Часы

Исходное положение: встать прямо, ноги врозь, руки опущены. Нужно махать прямыми руками вперед и назад, произнося при этом «тик-так». Повторите упражнение 10 раз.

Петушок

Исходное положение: встать прямо, ноги врозь, руки опущены. Необходимо поднять руки в стороны, а потом опустить их вниз, хлопая себя по бедру и на выдохе произнося «ку-каре-кууу». Повторить упражнение 5 раз.

Кипящая каша

Исходное положение: сидя, одну руку положить на животик, другу на грудь. Нужно втянуть в себя живот и сделать вдох, затем выдохнуть и выпятить живот вперед, произнося при этом «пффф». Повторить несколько раз.

Регулировщик

Исходное положение: стоя прямо, ноги на ширине плеч. Одну руку надо поднять наверх, другую отвести в сторону. Вдохните носом, а потом смените положение рук. Во время выдоха произносите «рррр». Повторите 5 раз.

Пружинка

Исходное положение: лежа на спине, ноги прямые, руки расположены вдоль туловища. Нужно поднять ноги вверх и, согнув их в коленях, прижать к груди, при этом выдохнув. Затем вернуться в исходное положение и вздохнуть. Повторить 5-7 раз.

Пяточки

Исходное положение: сидя на стуле, спина прямая, ноги вместе, руки положить на пояс. Нужно выпрямить ноги, а ладошками вытянутых перед собой рук дотронуться до тыльной стороны стоп, вдыхая при этом носом. Затем необходимо вернуться в исходное положение и выдохнуть. Повторить 5 раз.

Для более взрослых деток дыхательная гимнастика становится некой увлекательной игрой, в которую можно поиграть в любом месте – и дома, и на улице, и в кафе. В подвижных играх пользуйтесь звуковыми упражнениями. Например, имитируйте клич индейцев, изображайте звуки, издаваемые различными животными и т.д.

В кафе можно побулькать в стакан с трубочкой, это ведь тоже одно из упражнений дыхательной гимнастики. Вариантов можно придумать массу, главное фантазия. С 3 лет можно тренироваться со специальной гимнастической палкой. Выполняйте с ребенком следующие упражнения:

Шагом марш

Исходное положение: стоя прямо, в руках гимнастическая палка. Ходите по помещению, высоко поднимая колени, в течение 2 минут. На 2 шага делайте вдох, на 6-8 шагов выдыхайте, произнося «тишшшшше».

Летающий мяч

Исходное положение: стоя прямо с мячом в руках перед грудью. Нужно бросать мяч от груди вперед, на выдохе произнося «ухххх». Повторите с ребенком 5 раз.

Турник

Исходное положение: стоя прямо, ноги вместе, гимнастическая палка в руках перед собой. Поднимите палку вверх и встаньте на носки, делая при этом вдох, затем опустите палку за голову и медленно выдохните, произнеся «фффф». Повторите 5 раз.

Маятник

Исходное положение: стоя прямо, ноги на ширине плеч, гимнастическую палку держите за головой ближе к плечам. Необходимо поочередно наклонять туловище в стороны. Наклоняясь, делайте выдох и произносите «тууууух». Сделайте по 4-5 наклонов в каждую сторону.

Таким образом, познакомившись с легкими, веселыми и эффективными упражнениями дыхательной гимнастики, ваш ребенок забудет, что такое болезни и простуда, а речь его в будущем будет правильной и красивой.

Дыхательная гимнастика отлично дополняет любое медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, тренирует и развивает незрелую дыхательную систему ребенка и укрепляет защитные силы его организма.

Тренировки помогут малышу не только оздоровиться, дышать полной грудью и пребывать в бодром духе, но и вам, родителям, вздохнуть с облегчением. Ведь при регулярных занятиях никакие болячки вашему чаду будут не страшны!

Читайте также

luxmama.ru

Дыхательная гимнастика для детей: правила проведения

Каждый человек знает о пользе кислорода для организма. С детства всем твердят о важности пребывания на свежем воздухе, за городом. При насыщении крови кислородом, повышается иммунитет, организм лучше функционирует. Особенно это важно для ребенка, который еще растет и развивается. Оказывается, просто бывать на природе, наслаждаться свежим воздухом, недостаточно. Необходимо также правильно дышать, и этому следует учиться с самого детства. С этой целью разработана специальная дыхательная гимнастика для детей, особенности которой и будут рассмотрены ниже.

Почему важно правильно дышать

Дыхание – это основа жизнедеятельности всего живого. В настоящее время медики бьют тревогу из-за того, что люди разучились правильно дышать, причем касается это любого возраста. Современный индивид живет в отчаянной спешке, из-за этого и вдыхает воздух поверхностно, как бы на бегу. Этому родители неосознанно учат и своих детей.

Из-за того, что человек не выполняет глубокий вдох, кровь в недостаточном количестве обогащается кислородом, который отвечает за работу мозга, всасываемость питательных веществ.  Но выдох тоже зачастую поверхностный. По этой причине в легких остается остаточный воздух с углекислым газом и другими вредными веществами, которые могут понемногу отравлять человеческий организм.

Следовательно, обучение правильному дыханию – очень важный навык для полноценного функционирования человека. Начинать такое обучение следует с детского возраста, используя разнообразные упражнения.

Дыхательная гимнастика с детьми

Польза для детей

Давайте разберемся, как влияет дыхательная гимнастика для детей на их рост и развитие, а также организм в целом.  Учеными были выделены следующие благотворные последствия:

  • как уже говорилось выше, кровь лучше обогащается кислородом, а, следовательно, всасывается больше витаминов и питательных веществ;
  • улучшается работа мозга, органов дыхания, нервной и сердечно-сосудистой систем;
  • включаются защитные иммунные резервы;
  • повышается выдержка и самоконтроль;
  • улучшается настроение и жизненный тонус.

Такие упражнения являются отличной профилактической мерой для малышей, страдающих бронхиальной астмой, часто болеющих простудой и бронхитами.

Противопоказания

Однако дыхательная гимнастика для дошкольников имеет и некие ограничения. К ним относят следующие:

  • остеохондроз шейно-грудного отдела;
  • травматическое повреждение позвоночника;
  • нарушения в работе головного мозга;
  • повышенное артериальное, глазное или внутричерепное давление;
  • кровотечения из носа;
  • сильный насморк.

Несмотря ни на что, перед началом применения упражнений лучше проконсультироваться с врачом о том, можно ли ребенку их выполнять.

В самом начале работы у детей двух-трехлетнего возраста может возникнуть так называемая гипервентиляция легких, то есть закружиться голова, покраснеть лицо, задрожать руки. Тогда следует попросить подышать ребенка в «лодочку». Для этого ладоши складывают в виде лодки и глубоко через них дышат. В этот день гимнастика с малышом больше не проводится, в последующем – очень внимательно присматривают за состоянием ребенка.

Правила проведения

Дыхательные упражнения даются под руководством взрослого (родителя, педагога, инструктора по физической культуре или медика). Начинать их проводить можно с двухлетнего возраста.

До того как начать работать, следует хорошо проветрить помещение. Температура воздуха должна быть не более 20 градусов. Лучше всего проводить упражнения на улице в летнее время года.

дыхательная гимнастика

Суть их сводится к тому, что используется более глубокое дыхание (максимальный вдох и длительный выдох), специальное замедление или задерживание дыхательных актов, поверхностные вдохи и выдохи. Упражнения подразделяют на статические (их делают в состоянии расслабления) и динамические (выполняются в движении).

Время, необходимое для проведения, – 10-20 минут по два подхода в сутки. Лучше упражнения давать утром и вечером. Не следует выполнять гимнастику после приема пищи, должен пройти хотя бы час. Но и на голодный желудок дыхательные игры делать также не стоит.

Важно следить за тем, чтобы вдох малыш делал с помощью носа, при этом плечи не должны подниматься, а щеки раздуваться.

Дыхательная гимнастика в детском саду может быть проведена во время утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок. Данная работа должна быть организована в виде игровых моментов, так как игра для дошкольного возраста выступает видом активности, в котором идет самое эффективное обучение и развитие.

Примеры игр на дыхание

Для детей двух-четырехлетнего возраста можно давать следующие упражнения:

  • «Шарик». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ладони расположены на животе. При вдохе он чувствует, как надувается живот, то есть «шарик», при выдохе – он сдувается.
  • «Волны». Исходное положение: малыш лежит на спине, руки вытянуты вдоль тела. На вдохе руки направляются вверх и назад, на выдохе проходят обратное направление.
  • «Рыбка». Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч. Малыш должен представить себя рыбкой под водой, для этого сделать глубокий вдох и не выдыхать, пока это возможно.
  • «Дерево». Исходное положение: стоять ровно, ноги вместе. Ребенок на вдохе руками как бы очерчивает крону дерева, поднимая их снизу вверх. На выдохе возвращается в первоначальное положение.

Для детей пяти-семилетнего возраста можно порекомендовать упражнения посложнее:

  • «Хомяк». Исходное положение: стоя. При вдохе ребенок надувает щечки, изображая хомяка. Делает в таком виде несколько шагов. Затем нажимает на щеки и сдувает их (делает выдох).
  • «Курочка-наседка». Исходное положение: сидит на стуле, руки внизу. Малыш делает быстрый вдох, одновременно поднимая ладошки вверх, подтягивая их к подмышкам, изображая крылья. Выдыхая, руки опускает вниз, поворачивая при этом ладони.
  • «Дракоша». Исходное положение: стоя, руки вдоль тела. Дошкольник представляет себя драконом, из носа извергающим пламя. Для этого он дышит по очереди через одну, а потом через вторую ноздрю. При этом «нерабочая» половина носа зажимается пальцем. При выдохе ребенок должен представлять, что из него выходит огонь, как из дракона.
  • «Мяч». Исходное положение: стоя, руки над головой держат мяч. При вдохе мяч опускают на уровень груди. Выдох – мяч от себя отбрасывается, при этом желательно произнести: «У-хх!». Эта игра и аналогичные упражнения с предметами являются уже более сложными и рекомендуются именно для старшего дошкольного возраста.
  • «Загаси свечу». Исходное положение: стоять ровно, руки располагаются свободно вдоль тела. Дошкольник совершает глубокий вдох, за которым следует длительный аккуратный выдох, как бы в попытке затушить свечу. Это упражнение существует и под названием «Одуванчик». Здесь малышу нужно представлять, что он сдувает парашютики с белого одуванчика.

Все упражнения повторяются по четыре-шесть раз каждое. Но в самом начале, малышам двухлетнего возраста, игры сначала просто показывают без повторений.

Дыхательная гимнастика – замечательный пример укрепления детского здоровья, повышения иммунитета, основа внимательного и заботливого отношения к своему организму в целом. Такие упражнения никогда не поздно начать делать, они подходят для любого возраста.

legkopolezno.ru

Упражнения для дыхания для детей, игры для дыхания

Обучение детей принципам правильного дыхания будет очень полезно — укрепит детскую дыхательную систему и окажет положительный эффект на общее состояние здоровья. Обучить детей принципам правильного дыхания помогут упражнения для дыхания для детей.

Дыхательные упражнения будут полезны не только детям ослабленным различными болезнями дыхательных путей, но и здоровым, поскольку они кроме общеоздоравливающего эффекта еще и укрепляют детскую иммунную систему.

Все предложенные упражнения просты и ничего сверхъестественного от ребенка не потребуется. Однако в обучении ребенка дыхательной гимнастике есть одна сложность — вы должны ее сделать интересной, чтобы малыш сам с удовольствием ее выполнял, иначе результата вы не добьетесь. Для того чтобы дыхательная гимнастика увлекала ребенка ее необходимо организовать в форме игры, сказки или рассказа. Не стоит сразу выполнять весь комплекс упражнений, начните с нескольких, а когда ребенок пообвыкнет, то следует разнообразить виды упражнений чтобы они не наскучили ему.

Суть детской дыхательной гимнастики в том, чтобы научить дышать ребенка правильно и развить мышцы грудной клетки. Ведь при правильном дыхании в кровеносную систему будет поступать больше кислорода, а легкие будут лучше очищаться от остатков углекислого газа. Через дыхание выводятся и многие токсины из организма, поэтому здоровые легкие будут способствовать еще и очистке организма.

 

Основные принципы детской дыхательной гимнастики

  • одежда ребенка должна быть легкой и свободной
  • проводить занятия желательно на свежем воздухе или проветривайте помещения до начала занятий
  • дыхание осуществляется грудными мышцами и диафрагмой, проследите чтобы ребенок не подымал плечи и не раздувал щеки
  • вдох осуществляется носом
  • выдох должен быть плавным и глубоким

При выполнении упражнений контролируйте чтобы у ребенка не произошла гипервентиляция легких, которую можно определить следующими симптомами:

  • потемнение в глазах
  • изменение цвета лица
  • покалывание конечностей
  • частое дыхание
  • предобморочное состояние

В случае наступления гипервентиляции легких у ребенка проведите следующие процедуры: сложите руки ковшиком, плотно закройте ими рот и нос, подышите в них 2-3 раза. Когда наступит улучшение самочувствия занятия можно продолжать, но если ребенок чувствует себя недостаточно хорошо или испугался, то занятия лучше отложить до следующего раза.

 

Упражнения дыхательной гимнастики для детей до 2-х лет

Упражнение №1 Мячик

Положение стоя, держим мяч двумя руками у груди. Мяч выбрасывается вперед, одновременно выдыхая и произнося звук «у-х-х-х». Выполнить 5 раз.

Упражнение №2 Труба

Ладони сворачиваются в трубочку и ставятся одна за другой чтобы получилась труба и эта труба направляется вверх, при этом нужно медленно выдыхать воздух в трубу со звуком «ф-ф-ф-ф». Выполнить 5 раз.

Упражнение №3 Гуси

В процессе неспешной ходьбы, на вдохе руки поднимаем через стороны к уровню плеч, словно крылья, выдыхая со звуком «г-у-у-у» опускаем руки. Выполнять 1-2 минуты.

Упражнение №4 Ворона

Положения стоя, на вдохе руки поднимаем через стороны к уровню плеч, на выдохе — опускаем со звуком «кар-р-р-р». Выполнять 1-2 минуты.

Упражнение №5 Расти большой

В положении стоя, вдох — руки через стороны поднимаем вверх и пяточки отрываем от пола. Выдох — опускаем через стороны со звуком «у-х-х-х», одновременно опускаемся на пятки. Выполнить 5 раз.

Упражнение №6 Кипение каши

Садимся на стульчик, одна рука кладется на грудь, вторая на животик. Воздух набираем в легкие и одновременно втягиваем живот, при выдохе животик выпячиваем вперед и произносим «ф-ф-ф-ф». Выполнить 3 раза.

Упражнение №7 Одуванчик

Делаем глубокий вдох, за ним следует глубокий выдох как будто перед нами одуванчик. Выполнить 5 раз.

Упражнение №8 Паровозик

Небыстро ходим, двигая при этом руками изображая паровозик и приговариваем «чух-чух-чух-чух». Выполнять 30 секунд.

Дыхательные упражнения

 

Упражнения дыхательной гимнастики для детей старше 2-х лет

Упражнение №1 Ныряльщик

На морском дне лежат сокровища, чтобы их достать за ними нужно нырнуть. В положении стоя сделать по 2 спокойных вдоха и 2 спокойных выдоха, а на третьем вдохе задержать дыхание и зажать нос пальцами. Присесть (нырнуть) и задержать дыхание как можно дольше, затем встать (вынырнуть) и медленно выдохнуть.

Упражнение №2 Воздушный шарик

Лежа на ровной поверхности положить две руки на живот, во время вдоха надувается живот, как будто там надувается воздушный шарик, задержать дыхание на 5 секунд и медленно выдохнуть, задержать дыхание еще на 5 секунд. Повторять 5 раз без остановок.

Упражнение №3 Хомяк

Сделать 10 шагов раздув щеки как хомяк, хлопнув по щекам руками выпустить воздух и сделать еще 5 шагов дыша носом.

Упражнение №4 Волны

Лежим на ровной поверхности, ножки вместе, ручки по швам. При вдохе подымаем руки вверх, пока они не дотронутся пола за головой, на выдохе возвращаем руки назад. Выполнять 5 раз.

Упражнение №5 Ножнички

Сидя на стуле вытянуть руки вперед, ладони обращены вниз. На вдохе левая рука подымается вверх, правая — опускается вниз, а на выдохе левая рука опускается вниз, правая подымается вверх. Руки сгибаются только в районе плеча. Выполнить 10 раз без перерывов.

Упражнение №6 Тоннель

Зажав одну ноздрю пальцем, сделать по 10 вдохов и выдохов носом, затем повторить тоже самое для другой ноздри.

Упражнение №7 Насос

В положении стоя быстро вдохнуть воздух, одновременно сгибая руки в локтях и ладонями вверх поднимать их вдоль тела к подмышкам. Выдохнуть выпрямляя руки вдоль тела в начальное положение ладонями вниз. Выполнить 5 раз.

Если некоторые упражнения ребенку не даются, то возможно ему еще рановато их выполнять, просто дайте ему время и попробуйте еще раз через 3-4 недели. Чтобы эффект от дыхательных упражнений был заметнее можно дополнить их различными играми, которые также будут способствовать укреплению дыхательной системы.

 

Игры на развитие дыхания

Рисунки на стекле. Это занятие придется по душе всем детям. Надо сделать хороший выдох на стекло чтобы оно запотело и пальчиком сделать рисунок.

Мыльные пузыри. Надувая мыльные пузыри, дети отлично проведут время и будут неосознанно делать дыхательную гимнастику.

Индейцы. Во время игры нужно издавать боевой клич индейцев. Кричать то открывая, то закрывая ладонью рот.

Пузырьки. Наполните стакан водой и дайте ребенку трубочку, чтобы он выдыхал через нее и делал пузырьки. Ваша задача следить чтобы ребенок не раздувал щеки.

Игры на развитие дыхания

miledian.ru

Дыхательная гимнастика для детей

У многих детей возникают заболевания, затрагивающие дыхательную систему. Поэтому родители прикладывают все силы, чтобы избежать простуды и бронхита. Наряду с основными лечебными и профилактическими мероприятиями, широко используется дыхательная гимнастика для детей. Специальные упражнения способствуют усилению иммунитета, восстанавливают дыхание ребенка после воспаления легких, улучшают общее состояние здоровья.

Польза дыхательных упражнений

Прежде всего, специальная гимнастика влияет на правильное развитие дыхательной системы ребенка. Кроме того, в случае какого-либо заболевания органов дыхания, выполнение упражнений нужно обязательно продолжать, поскольку в этом случае значительно ускоряется процесс выздоровления.

Дыхательная гимнастика для детей

Упражнения дыхательной гимнастики способствуют улучшению кислородного обмена. Происходит стимуляция деятельности сердечно-сосудистой системы и других жизненно важных органов.  В процессе занятий малыш успешно осваивает саморегуляцию, при необходимости он может самостоятельно успокоиться и расслабиться. Занятия, проводимые в виде веселых игр, оказывают дополнительное развивающее действие. Большое значение имеет правильное выполнение упражнений, соблюдение всех требований и рекомендаций специалистов. Только в этом случае дыхательная гимнастика принесет ребенку реальную пользу.

Гимнастика Стрельниковой для детей

Дыхание относится к сложным биологическим процессам. Дыхательный цикл состоит из кислородного потребления и выделения углекислого газа. Для каждого человека и любого живого существа этот процесс является жизненно важным. Любые заболевания, связанные с дыхательными путями наносят серьезный вред организму. Особенно сильно страдают дети, поэтому для них была разработана специальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, которая известна еще с середины прошлого века.

Дыхательная гимнастика для детей

Данные комплексы отлично дополняют физиотерапию, медикаментозное и гомеопатическое лечение. С помощью упражнений вырабатываются специальные навыки и определенный тип дыхания, используемый в повседневной жизни. После проведенных занятий нормально формируется речевая и нервная система. Во время медленного выдоха снимается напряжение, ребенок успокаивается и расслабляется.

Основой данной системы являются правильные вдохи, поэтому, выполняя упражнения, необходимо постоянно следить за их качеством и характером. Именно вдох служит основой для всего комплекса упражнений. При вдыхании воздуха происходит не расширение грудной клетки, а ее сжатие, вызываемое поворотами корпуса, наклонами и другими движениями. Такая система способствует эффективной вентиляции легких, из которых начинает быстро выходить застойный воздух и скопившаяся мокрота.

Дыхательная гимнастика для детей

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать определенные правила одновременного выполнения дыхательных и физических упражнений. Прежде всего, вдох должен быть максимально эмоциональным, его нужно выполнять активно, коротко и резко. В отличие от вдоха, выдыхаемый воздух выходит не спеша, самопроизвольно и пассивно. Кроме того, большое значение имеет одновременное выполнение вдохов и сопутствующих движений. Выдыхать лучше всего через рот и не обращать внимания на этот процесс.

Важным правилом является соблюдение темпа выполнения вдохов. Они напоминают процедуру надувания шара или накачивания камеры. Вдохи выполняются с интервалами в 2-3 секунды, на выдох отводится больше времени. Рекомендуется делать серии, состоящие из нескольких вдохов. Их количество подбирается в индивидуальном порядке для каждого ребенка. Таким образом, дыхательная гимнастика для детей является эффективной и доступной. Первые положительные результаты можно заметить уже после первых занятий.

shop-kid.ru

Дыхательная гимнастика для детей

dyhatelnaya gimnastikaМногие родители сталкиваются с проблемами заболевания дыхательной системы у детей. Согласитесь, когда ребенок болеет — это сильно огорчает. Лечение лекарственными препаратами не всегда оправдано и приветствуется мамами.

Но как еще помочь малышу предупредить и преодолеть заболевания? В такой ситуации помочь ребенку и его родителям могут упражнения дыхательной гимнастики. Этот комплекс развивает речевой аппарат, дыхательную мускулатуру, координацию движений, мышцы позвоночника и рук, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков. Кроме того, если ребенок отличается гиперактивностью, то с помощью данных упражнений он научится расслабляться и успокаиваться.

Специалисты рекомендуют заниматься детской дыхательной гимнастикой по 10-15 минут два раза в день. И важно! Должно пройти не менее часа после последнего приема пищи. Выполняйте определенные правила: вдох делается через нос — плечи не должны подниматься, щеки не должны надуваться; выдох делается плавно и длительно.

Существуют противопоказания к выполнению дыхательной гимнастики для детей. Поэтому необходимо проконсультироваться с врачом, какие именно дыхательные упражнения подойдут ребенку.

Упражнения дыхательной гимнастики:

«Потягуши»Исходное положение: стоя, руки вдоль туловища.На счет 1 – руки вверх, вдох.2 – руки опустить, выдох.

«Воздушный шарик»Малыш ложится на спину, руки на животе.На вдохе медленно надувает живот-шарик.На выдохе – животик-шарик медленно сдувает.

«Обнимашки»Исходное положение: стоя, руки перед собой.На счет 1 – руки в стороны, вдох.2 – ребенок обхватывает руками свои плечи, выдох.

«Пузырики»Ребенок делает глубокий вдох через нос.Надувает «щёчки–пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот.

«Регулировщик»Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону.Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р».

«Бегемотик»Выполнять упражнение можно как лежа, так и сидя.Кладем руку ребенка на диафрагму, дыхание происходит через нос, дайте малышу последить, как его ладошка, то поднимается, то опускается, а сами приговаривайте стишок (в зависимости от исходного положения):Сели (легли) бегемотики, потрогали животики.То животик поднимается (вдох),То животик опускается (выдох).

«Волна»Ребенок ложится на спину, руки вдоль тела, ноги вместе.Вдох – руки поднимаются вверх и назад, касаются пола.Выдох – руки возвращаются в начальное положение, при этом малыш произносит: «Вни-и-и-з».

«Башенные Часы»Малыш становится, слегка расставив ноги в стороны, руки опущены.Теперь пришло время часам заработать: произносим «тик-так, тик-так» и машем руками вперед назад.

«Насосик»Ребенок ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох.Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее.

«Говорилка»Вы задаете вопросы, ребенок отвечает.Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.Как машинка гудит? Би – би. Би – би.Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых.Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу

«Водолаз»Малыш должен представить, что он спускается под воду на море.Делается глубокий вдох, дыхание задерживается так долго, насколько это возможно.

«Самолет»Рассказывайте стихотворение, а ребенок пусть выполняет движения в ритме стиха:Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)Отправляется в полёт (задерживает дыхание)Жужу -жу (делает поворот вправо)Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)Я налево полечу (поднимает голову, вдох)Жу – жу – жу (делает поворот влево)Жужу –жу (выдох, ж-ж-ж)Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).

«Великан и карлик»Ребенок садится на пол, сложив ноги перед собой ступня к ступне.Руки положить на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу.Набираем полную грудь воздуха, плечи расправляем, голову гордо поднимаем вверх, на выдохе опускаем вниз и прижимаем головой к ступням.

«Ворона»Ребенок стоит, руки вдоль тела.С вдохом широко разводим в стороны руки-крылья, а на выдохе громко каркаем, стараемся, чтобы звук «р» длился, как можно дольше.

«Паровозик»Ребенок изображает паровоз.Для этого, он идет, делая попеременные движения руками, при этом приговаривая: «Чух-чух-чух». Затем останавливается и произносит: «Ту-ту-тууу».

«Мышка и мишка»Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)Он же к ней не попадёт.

«Вырасту большим»Ребенок стоит прямо, соединив ноги вместе.Руки поднимет в стороны и вверх.Вдох – подняться на носочки, хорошо потянуться.Выдох – руки вниз, опуститься на ступню, при этом произнося: «У-х-х-х».

«Хомячок»Надуваем щеки побольше, а теперь делаем несколько шагов по комнате.Хлопаем по щекам ладошками, и они с веселым хлопком сдуваются.

«Летят мячи»Встаем прямо, руки с мячом перед грудью.Бросить мяч от груди вперед.Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х».

«Веселая пчелка»На выдохе произносим "з-з-з". Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела.

«Ракета»Делаем глубокий вдох через нос, руки медленно поднимаем через стороны вверх, ладони сводим вместе, плотно прижав друг к другу, поднимаем на носки, тянемся вверх, задержав дыхание. (Кроме того можно на выдохе произносить звук О или У)

«Ветерок»Я ветер сильный, я лечу,Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

«Шагом марш!»Ребенок встает прямо, гимнастическая палка в руках.Ходит, высоко поднимая колени.На 2 шага - вдох, на 6–8 шагов - выдох.Выдыхая, произнести «ти-ш-ш-ше».

«Геометрические фигуры»Медленный глубокий вдох через нос. Руки вытянуты вперед (ладонями вперед). Задержать дыхание.Медленно выдохнуть со звуком О, руки при этом в такт выдоху рисуют круги. Задержать дыхание.Снова глубокий медленный вдох. Задержка дыхания.Медленно выдохнуть со звуком А, руки при этом рисуют в воздухе треугольники.

«Пчелка»Ребенок садится прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим...)Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).

«Роза и одуванчик»Ребенок стоит прямо.Глубокий вдох носом – «нюхает розу», выдох – максимально выпуская воздух, «дует на одуванчик».

«В лесу»Представим, что мы заблудились в густом лесу.Сделав вдох, на выдохе произносим "ау".Изменим интонацию и громкость и поворачиваемся то влево, то вправо.

«На турнике»Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой.Поднять палку вверх, подняться на носки - вдох, палку опустить назад за голову - долгий выдох.Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф».

«Каша кипит»Ребенок садится, одна рука на животе, другая - на груди.При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании - выдох.Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф».

«Косим траву»Предложите ребенку «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены.Вы читаете стишок, а он, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.Зу-зу, зу-зу,Косим мы траву.Зу-зу, зу-зу,И налево взмахну.Зу-зу, зу-зу,Вместе быстро, очень быстроМы покосим всю траву.Зу-зу, зу-зу.

«Лягушонок»Ноги ставим вместе.Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед.Приземлившись, "квакните".

«Петух»Ребенок встает прямо, ноги врозь, руки опустив.Руки поднять в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам.Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку».

«Ворона»Стоим, опустив руки и слегка расставив ноги.Вдох – руки широко разводятся в стороны (крылья), выдох – медленно опускаются руки, ребенок произносит: «Каррррр».

«Трубач»Ребенок садится, кисти рук слаживает в трубочку и поднимает почти вверх.Медленно выдыхая, громко произносит «п-ф-ф».

«Курочка»Садимся на стул, опустив руки.Быстрый вдох – руки поднимаются ладонями вверх к подмышкам (крылышки).Выдох – руки опускаются, поворачивая ладони вниз.

«Лыжник»Имитация ходьбы на лыжах в течение 1, 5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».

«Аист»Ребенок стоит прямо, разведя руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, выносит вперед.Фиксируем положение на несколько секунд. Держим равновесие.На выдохе опустив ногу и руки, малыш тихо произносит "ш-ш-ш-ш".

«Маятник»Встаем прямо, ноги на ширине плеч, палку держим за головой ближе к плечам.Наклоняем туловище в стороны. При наклоне - выдох, произносим «т-у-у-у-х-х».

«Дровосек»Ребенок встает прямо, ноги чуть шире плеч.На вдохе слаживает руки топориком и поднимает их вверх.Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опускает вниз, корпус наклоняет, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. И произносит "бах".

«Сердитый ежик»Встаем, ноги на ширине плеч.Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Ребенок наклоняется как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватывает руками грудь, голову опускает, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик

«Гуси летят»Медленная ходьба в течение 1–3 мин.Поднять руки в стороны - вдох, опустить вниз - выдох, произносить «г-у-у-у».

«Мельница»Встаем: ноги вместе, руки вверх.Медленно вращаем прямыми руками, произнося на выдохе "ж-р-р".Когда движения ускоряются, звуки становятся громче.

«Семафор»Можно выполнять и стоя и сидя, спина прямо.Поднимаем руки в стороны - вдох, медленно опускаем вниз - длительный выдох, произносим «с-с-с-с-с».

«Конькобежец»Ставим ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен вперед.Подражая движениям конькобежца, сгибаем то левую, то правую ногу, произнося "к-р-р".

Читайте также:

bobrmama.by

Дыхательная гимнастика для детей

дыхательная гимнастика для детей

Дышать человек умеет с момента рождения, но дышать правильно, оказывается, нужно еще поучиться. Основатели дыхательной гимнастики говорят, что «умение управлять дыханием способствует умению управлять собой». Кроме того, дыхательные упражнения для детей полезны еще и тем, что могут помочь вылечиться от некоторых болезней и укрепить иммунитет.

Дыхательная система ребенка еще несовершенна, развивая ее, вы укрепляете защитные силы организма. Основная идея дыхательной гимнастики для детей – насыщение всего организма кислородом. Кроме того, дыхательные упражнения стимулируют работу сердечнососудистой и нервной систем, улучшают пищеварение, а также помогают расслабиться, успокоиться и отдохнуть.

Ребенка трудно научить дышать, ведь этот процесс происходит у него естественно, но он ни за что не откажется поиграть в новую увлекательную игру, предложенную вами. Уже с самого раннего детства можно делать упражнения, которые способствуют правильному ритмичному дыханию. Для того чтобы комплекс дыхательных упражнений был полезным для детей, следует предварительно проветрить комнату. Каждое упражнение следует повторять не более 2-3 раз, чтобы, во-первых, у ребенка не закружилась голова от избытка кислорода, а во-вторых, малыш не потерял интерес.

Дыхательная гимнастика при кашле

Главная задача дыхательной гимнастики при кашле или бронхите – это улучшить вентиляцию легких и избежать застоя мокроты, превращая сухой кашель в продуктивный.

  1. Пузырьки. Ребенок делает глубокий вдох через нос, надувая щечки-пузырьки, и медленно выдыхает через рот.
  2. Насос. Ребенок ставит руки на пояс и приседает, вдыхая воздух, а выпрямляется, выдыхая. Приседания следует делать сначала неполные, а затем до самого пола, увеличивая тем самым время вдоха и выдоха.
  3. Курочки. Ребенок наклоняется вниз головой и свешивает вниз руки-крылья. Со словами «так-так-так» похлопывает себя по коленкам и выдыхает, затем выпрямляется, поднимая руки вверх, и вдыхает.
Дыхательная гимнастика для укрепления иммунитета

Чтобы предотвратить простудные заболевания, важно научить ребенка дышать не ртом, а носом. Ведь, когда человек дышит ртом, слизистая пересыхает и дает возможность вирусам быстро проникнуть в организм.

  1. Большой-маленький. В положении стоя ребенок вдыхает и тянется вверх руками, показывая, какой он уже большой. Ребенок замирает в таком положении на 2-3 секунды, а потом, выдыхая, опускает руки вниз, приседает и произносит «ух», пряча голову в колени и показывая какой он был маленький.
  2. Паровоз. Имитируя паровоз, ребенок ходит по комнате с согнутыми в локтях руками и произносит «чух-чух». Попросите малыша ускорить/замедлить темп, говорить громко/тихо и быстро/медленно.
  3. Дровосек. Ребенок стоит прямо, ноги на ширине плеч со сложенными вместе руками. Резко, как будто работая топором, малыш наклоняется вниз и «рубит» пространство между ногами, произнося «бах».
  4. Лягушонок. Малыш представляет, что он лягушонок: приседает, вдыхает, прыгает вперед и после приземления произносит «ква».
Дыхательная гимнастика для развития речевого аппарата и речи

Не все дети правильно произносят те или иные звуки в возрасте 3-4 лет. Помочь детям научиться выговаривать сложные звуки можно, разрабатывая его артикуляционный аппарат с помощью упражнений дыхательной гимнастики.

  1. Снежинка. Дайте ребенку маленький кусочек ватки, которая будут летающей снежинкой. Попросите ребенка нежно подуть на снежинку округленными губами (как можно дольше), а вдыхать через нос. То же самое можно сделать и с бумажным дыхательные упражнения для детейсамолетиком или бабочкой, привязанными за ниточку.
  2. Собачка. Пусть ребенок представит, как дышит собачка, которой жарко: с высунутым язычком, быстро вдыхая и выдыхая.
  3. Свеча. Зажгите свечу и попросите ребенка подуть на нее плавно и медленно, не потушив ее пламя.

Занимаясь с детьми, не обязательно выполнять комплекс дыхательной гимнастики целиком, можно делать несколько подходов и чередовать разные упражнения. Главное, чтобы малышу нравилось, и он старательно и с удовольствием занимался интересным и полезным делом.

 

womanadvice.ru


Смотрите также