ГИМНАСТИКИ БРЕЙН ДЖИМ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ. Гимнастика джим брейн


Гимнастика BRAIN GYM: упражнения для мозга.

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ «BRAIN GYM»:

Почему в школе одни дети успешны, а другие нет? Мы все чаще наблюдаем у учеников трудности с концентрацией внимания, помехи в учебе, особенно проблемы с усвоением письменной речи.  Гимнастика «Брейн – джим» представляет комплекс упражнений, которая поможет справиться с  трудностями в письме, чтении, счете, внимании.  Несколько энергичных упражнений приводят  мозг в «движение», сохраняя при этом ясность мысли и деятельности. Такие упражнения способствуют активизации тех участков мозга, которые прежде были блокированы.

Так, формирование умений письма предполагает развитие координации в системе «глаз – рука», развитие письменного творчества, правописания. Однако, именно недостаточная сформированность зрительной памяти, зрительно – пространственного восприятия, зрительно – моторных координаций, других моторных функций ведет к появлению трудностей формирования зрительного образа буквы, формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента, к появлению ошибок в пространственном расположении элементов букв, неустойчивости почерка. Для развития письменного творчества важно наличие умения фиксировать впечатления, запоминать и словесно выражать их. Для этих целей подходят упражнения «Ножной насос», «Икроножный насос», «Энергичная зевота».

Формирование читательских умений и навыков включает в себя не только умение выразительно, с чувством читать и интерпретировать прочитанное, но и умение во время чтения следить за строкой, водить глазами в горизонтальном и вертикальном направлении без ошибок и замешательства. Хорошая координация в системе «глаз – рука» способствует формированию умения писать печатным шрифтом, рукописным шрифтом; развивает навыки каллиграфии и штриховки в разных направлениях. Специалисты – кинезиологи рекомендуют использовать для этого такие упражнения из комплекса «Брейн – джим», как «Даббл Дудл», «Лежащая восьмерка», «Алфавитная восьмерка», «Активная рука». Эти упражнения способствуют развитию глазного контроля над движением рук и формированию образа движения руки, рисующей дугообразные линии. Результатом регулярного выполнения упражнений является формирование сложных движений руки при проведении дугообразных, волнообразных и комбинированных линий. Происходит также развитие у детей представлений о возможностях человеческого мозга. Навыки чтения - умение читать и интерпретировать текст, во время чтения следить за строкой, концентрироваться во время чтения, предугадывать читаемое – совершенствуются значительно быстрее, если предложить детям регулярно выполнять следующие упражнения: «Энергичная зевота», «Дыхание животом», «Вихляния», «Дрожалки», «Перекрестные движения»,  «Лежащая восьмерка», «Насос», «Икроножный насос», «Сиртаки» и др. Кроме того, упражнения способствуют развитию мыслительных способностей, развитию внимания к словесным объяснениям, развитию ассоциативных связей действительности, вербальной информации и графического изображения.

Упражнения «Сова», «Слон», «Мыслительная шапка» помогут активизировать визуальную память, что важно для развития орфографической зоркости.

Успехов и терпения в занятиях!

Для вас пример отдельных упражнений из гимнастики:

 «Перекрестные движения».

Мы делаем одновременные движения правой рукой и левой ногой, левой рукой и правой ногой. И так мы ходим, подпрыгиваем или танцуем под музыку. Мы двигаемся вперед, назад, в стороны, мы маршируем на месте. Главное, чтобы эти движения пересекали среднюю линию твоего тела. Хорошо, если ты также прикасаешься рукой противоположного колена. Представляешь, когда работают оба полушария твоего мозга, тебе легче, проще узнать что-то новое!

«Даббл Дудл» (Симметричное рисование).

Сначала ты можешь рисовать «двуручные» рисунки на классной доске или на больших листах бумаги на стене, потом переходи к работе за столом на меньших листах. Стань или сядь по центру своей рисовальной поверхности и одновременно двумя руками рисуй одинаковые изображения вправо и влево (с зеркальным отражением). Следи глазами за тем, что ты одновременно делаешь справа и слева.

«Слон».

Слегка согни колени. Вытяни левую руку вперед и так склони голову к плечу, как будто она приклеилась. Теперь рисуй рукой в воздухе лежащую восьмерку и вместе с рукой делай движение всем корпусом. Не забудь при этом смотреть поверх руки вперед и вдаль. (Возможно, ты увидишь «две руки» - это нормально.) Повтори упражнение правой рукой.

«Лежащая восьмерка».

Начинай рисовать левой рукой восьмерку из середины воображаемой цифры движением влево вверх. Следи взглядом за движением твоей руки. Нарисуй восьмерку три раза левой рукой и столько же раз правой рукой, а затем трижды нарисуй ее двумя руками сразу.

«Ножной насос».

Сядь на стул и положи ногу на ногу, т.е. на колено другой ноги. Крепко обхвати кончиками пальцев начало и конец икроножной мышцы. Двигай ступней вверх и вниз. Представь, будто твоя мышца на ноге из пластилина, который постепенно становится все мягче. Повтори упражнение с другой ногой.

«Сова».

Положи левую руку на противоположное плечо и крепко прижми его. Поверни голову и посмотри назад через одно плечо, затем через другое. Потом опусти подбородок к груди, сделай глубокий вдох и расслабься. Сделай так по три раза с каждой рукой.

«Активная рука».

Подними одну руку вверх и обхвати ее другой рукой. Сделай медленный выдох и одновременно подтолкни вытянутую руку еще выше. При каждом выдохе двигай вытянутой рукой в другом направлении: сначала назад, затем вперед, направо и налево. Повтори упражнение с другой рукой.

«Алфавитная восьмерка».

В левом круге напиши все буквы, которые начинаются с дуги влево вверх, а в правом круге напиши все буквы, которые пишутся сверху вниз с закруглением вправо (Ш, Щ, Ц, И, Ч,).

chernikova-neiro.ru

Упражнения для мозга: как улучшить способности детей.

Упражнения для мозга очень полезны всем детям, но особенно детям с дефицитом внимания, задержкой речи и речевыми трудностями, детям с трудностями в обучении.

Подробнее о том, что такое упражнения для мозга, чем они помогут ребенку —  можно прочитать в статье «Гимнастика для ума». А в этой статье я постараюсь привести примеры таких упражнений и расскажу, как родителям подобрать для своего ребенка упражнения для мозга, чтобы получился хороший комплекс.

Как уже говорилось в статье  «Гимнастика для ума», в комплекс необходимо включать упражнения:

  • направленные на умение напрягаться и расслабляться;
  • растяжки;
  • направленные на умение подобрать и сохранить какую-то позу;
  • направленные на умение переключаться;
  • перекрестные упражнения;
  • игры с правилами;
  • игры, где нужно начать или закончить действие по сигналу;
  • дыхательные упражнения;
  • упражнения для глаз.

Посмотрите на упражнения, приведенные ниже. Я привожу их для примера, для Вашего вдохновения. Чтобы было понятно, какие упражнения искать. Надеюсь, они помогут Вам составить со временем свой комплекс.

Подбирайте упражнения и игры так, чтобы они удовлетворяли этим критериям (см. пункты выше). Постарайтесь составить комплекс так, чтобы туда входило хотя бы по одному упражению на каждый пункт. Пробуйте разные упражнения для мозга сначала сами, потом — с ребенком. Так Вы сможете подобрать то, что подходит малышу.

Какие бы упражнения Вы ни выбрали, обязательно проделайте их сначала сами. Если Вы нашли хорошие упражнения и хотите провести их с ребенком, привнесите элемент игры. Растягивайтесь, как струнка, как сонная пантера. Рисуйте двумя руками не просто каракули и волнистые линии, а улиток, звезд, волны. Польза от занятий будет только если ребенку будет интересно! Поэтому вдохновляйте и зажигайте!

Комплекс из 26 упражнений разработал Пол Дэннисон. Он назвал свое детище Brain Gym (Гимнастика мозга). Упражнения тщательно продуманы и объединены в систему. Причем, их можно комбинировать по-разному, в зависимости от результата, который хотите получить. Например, если у ребенка упадок сил — один комплекс. Если нужно сосредоточиться для чтения после шумной игры — другой комплекс. И так далее.

Единственный минус — они не очень подходят для детей раннего возраста и младших дошкольников. Но для старших дошкольников и, особенно, школьников — это настоящая находка. Ниже я приведу как пример несколько упражнений из системы Brain Gym.

Но если Вы внимательно прочли список упражнений, которые можно включить в комплекс, то уже поняли, что многие полезные упражнения можно придумать самим или найти в интернете.

Например, игры с правилами, игры, в которых действие выполняется по сигналу. Это же наши дворовые игры! Беда в том, что сейчас мало детей имеют возможность играть во дворе. Часто и в детском саду на прогулке дети не играют в такие игры.

Мы, родители, можем научить детей играть в них! Можно проводить игры со своим ребенком, а еще лучше — объединиться с другими мамами и детками. Я также приведу примеры игр для того, чтобы дать толчок Вашей фантазии.

Упражнения для глаз и дыхательные упражнения легко найти в интернете. Я приведу пример того, как адаптировать их для детей.

Все упражнения разделены на 4 группы:

  • Энергетические упражнения (поддержание равновесия — подготовка к планированию, организации).
  • Углубление положения (способности к игре и самокотролю).
  • Растягивающие движения (управление движением — подготовка в познавательной деятельности: прогнозированию, пониманию, длительному удержанию внимания).
  • Срединные движения (навыки общения и переработки сенсомоторной информации).

Вот примеры упражнений из Brain Gym. Я приведу три упражнения с подробными разъяснениями Пола Деннисона, чтобы Вы могли оценить всю глубину метода:

Упражнение «Ясность» (Кнопки мозга).

Положите указательный и большой пальцы одной руки на  две выямки прямо под ключицей справа и слева от грудины. Ладонь второй руки положите на пупок. Упражнения для мозгаПомассируйте пальцами в течение 30 секунд точки под ключицей, одновременно медленно двигая глазами налево-направо по горизонтали. Поменяйте руки и повторите движение.

Упражнение «Активность» (Перекрестное движение — способствует обучению, помогает развить навыки чтения, письма, слушания и говорения и понимания.).

Встаньте удобно маршируйте на месте, пересекая срединную линию вашего тела поочередно касаясь левым локтем правого колена и правым локтем левого колена. Гимнастика для мозгаПрислушайтесь к ощущениям своего тела – насколько комфортно оно себя чувствует при выполнение движений на пересечение середины. Выполняйте упражнение до появления ощущения комфортного выполнения

  • Если цель —  сосредоточиться, лучше выполнять упражнение медленно, полностью выпрямляя руки и ноги.
  • Чтобы поработать над балансом, ребёнок может выполнять упражнение с закрытыми глазами или представлять, что плывёт.
  • Некоторым детям – тем, которые оценят такой подход –  можно привязать цветные ленточки на запястья и лодыжки.

Упражнение «Двойные каракули» (рисование зеркальных фигур одновременно правой и левой руками (ногами) — облегчает переход от общей к мелкой моторике, помогает сосредоточиться, развивает умение следовать инструкциям, улучшает пространственное восприятие,  навыки чтения, письма и математики).Гимнастика для мозгаНа доске или мольберте нарисуйте разноцветными маркерами одновременно обеими руками фигуры, похожие одна на другую, как зеркальное отражение. Движение рук должно идти от плеч – друг к другу, в противоположную сторону, вверх и вниз, в то время как на доске появляются занимательные фигуры. Станьте позади ребенка и помогите ему, направляя его руки, задавая им движение. Научите его делать движения от срединной линии тела, от грудины. Произносите вслух: «В сторону, вверх, к центру, вниз», помогая ему рисовать одновременно обеими руками квадраты, круги, углы и прочие формы. Пусть продолжает самостоятельно, когда научится рисовать без усилия «зеркальные» фигуры.

  • Напоминайте ему, что нужно держать голову расслабленной, не напрягать руки и глаза во время движения, обращайте внимание на процесс, а не на результат. Старайтесь избегать как положительных, так и отрицательных суждений. Поощряйте любые эксперименты.
  • Пусть ребенок начинает рисовать на большой доске, а потом попробует делать это на небольшом листе бумаги, прикреплённом к стене или полу.
  • Предлагайте различные инструменты для рисования (карандаши, маркеры, мел, краски).
  • Если вы работаете в группе, рисуйте каракули в воздухе, под музыку, одновременной всей группой под руководством «дирижёра». Пусть дети выполнят упражнение, не только руками, но плечами, локтями, запястьями, стопами.
  • Сидя дети могут попробовать рисовать Двойные каракули руками и стопами одновременно.
  • Если вы занимаетесь с малышами или с особенными детьми, обязательно используйте музыку или напевайте, выступайте в роли дирижёра, чтобы дети могли следить за движениями ваших рук.

Если Вам понравились упражнения для мозга Brain Gym, очень рекомендую прочитать книгу «Гимнастика мозга» Пола Дэннисона. Это поистине одна из книг, меняющих жизнь. Конечно, если не просто прочитать, а действовать :)

  1. Упражнение на растяжку «Струна» (управление движением — подготовка в познавательной деятельности: прогнозированию, пониманию, длительному удержанию внимания). И.п. лежа на спине. Предложите ребенку представить себя сильно натянутой струной и растягивать тело. Сначала нужно потянуться двумя руками. Потом двумя ногами. Затем — правой рукой и правой ногой, и, наконец, левой рукой и левой ногой. Спина при этом не должна выгибаться или напрягаться. Потом упражнение повторяется лежа на животе.
  2. Читайте дальше в статье «Упражнения для ума: вдохновляющие примеры».

detskaya-rech.ru

Упражнения Гимнастики Мозга | Кинезология

creativekinesiology.ru

Упражнения делятся на четыре группы.

Первая группа включает упражнения, пересекающие среднюю линию тела (линия, проходящая вертикально и делящая тело на правую и левую половину). Упражнения способствуют одновременной работе двух глаз, рук, ног, ушей, интеграции двух полушарий мозга и включают механизм «единства мысли и движения». В результате человек может двигаться и думать одновременно, обрабатывать информацию как от целого к частному, так и от частного к целому, легко пересекать срединную линию тела, что является необходимым требованием для свободного чтения, письма и множества других навыков.

Примером упражнения из этой группы может служить упражнение «Перекрестные шаги». Встаньте прямо, голова находится по средней лини тела. Одновременно поднимите вашу правую руку и левую ногу, легонько касаясь локтём руки левого колена. Затем верните руку и ногу в исходную позицию и поднимите левую руку и правую ногу, дотрагиваясь локтём левой руки до противоположного колена. Повторяйте эти движения в течение примерно минуты, как будто вы ритмично идёте. Голова остаётся на месте.

Полезный результат — улучшение координации левой и правой половины тела, ориентации в пространстве, улучшение слуха и зрения, прилив жизненных сил. Улучшает навыки орфографии, письма, аудиального восприятия, чтения и понимания.

Вторая группа — это упражнения, энергетизирующие тело, т.е. обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. На уровне работы мозга эти упражнения способствуют связи лимбического отдела головного мозга, отвечающего за эмоции, и передних отделов головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения. Таким образом, улучшается саморегуляция эмоционального состояния, навыки организованности и целеполагания.

Примером упражнения из этой группы может быть «Энергетическая зевота». Изображая зевание, плотно закройте глаза и массируйте зоны, где соединяются челюсти (в районе нижних и верхних коренных зубов). Массаж сопровождается глубоким расслабляющим звуком зевания. Делайте в течение 1–2 минут.

Полезный результат — помогает читать вслух с выражением и при этом понимать прочитанное, улучшает внимание, способность к самовыражению, спокойное думанье в процессе работы.

Третья группа — растягивающие упражнения. Эти упражнения снимают напряжение с мышц и сухожилий нашего тела. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательной работе. На уровне работы головного мозга эти упражнения способствуют связи стволовых отделов головного мозга, отвечающих за реакцию «убегания» и «нападения» во время стресса, и передних отделов головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения. Таким образом, эти упражнения способствуют снятию стрессового напряжения в теле.

Примером упражнения из этой группы может быть упражнение «Активация рук». Вытяните левую руку вверх над головой, чувствуя, как рука тянется от вашей грудной клетки. Правую руку положите на левую ниже локтя. Левая рука совершает последовательные движения в каждую из четырёх сторон относительно головы: вперёд, назад, в сторону и по направлению к уху, а правая рука препятствует этому движению в течение восьми секунд, не давая левой руке двигаться. Теперь встаньте и позвольте левой руке свободно повиснуть вдоль тела. Можете теперь сравнить длину рук, вытянув их вперед перед собой. Если вы правильно делали упражнение, то ваша левая рука станет чуть длиннее правой за счет того, что расслабились мышцы. Повторите упражнение со второй рукой.

Полезный результат: улучшение внимания, моторной координации для письменной работы, увеличение фокуса и концентрации без напряжения, улучшение дыхания и состояние спокойствия, улучшение способности выражать идеи, увеличение энергии в руках и пальцах.

Четвертая группа — упражнения, повышающие позитивное отношение. Они стабилизируют и ритмируют нервные процессы в организме и помогают взглянуть на тревожащую ситуацию по-новому.

Например, упражнение «Позитивные точки». Прикоснитесь легко кончиками пальцев каждой руки к точкам, которые находятся над центром каждого глаза и на средней линии между бровями и линией роста волос. Используйте достаточно лёгкое давление, чтобы немного натянуть кожу. Держите примерно минуту до легкой пульсации под пальцами. При этом можно представлять позитивное разрешение проблемной ситуации. Как видите, это упражнение можно сделать самому, а можно попросить близких.

Полезный результат — повышает способность к организованной деятельности, активизирует работу памяти, учебных навыков. Снимает стресс перед контрольными работами, спортивными соревнованиями, публичными выступлениями и помогает при чтении вслух.

49c5c2_51b386a408d8df04518bb37abd70972449c5c2_0236200417cbb9a5a3c4fbd93c68446549c5c2_1e1aef7ad89a8964d3fec8f671ef11cc

49c5c2_77ee29910fddcf44c746a7c4c349336e

Развитие правого полушария по методу brain gym.

Опубликовано 23 Окт 2013 в рубрике «Творческая жизнь»

pilates

Для начала вкратце расскажу, что же такое brain gym. Определений в сети можно найти достаточное количество. Если не углубляться в теорию, то brain gym — это система упражнений, похожая на обычную гимнастику. Однако, ее смысл заключается не в развитии каких-то физических показателей, то есть, не в увеличении мышечной массы или тренировке выносливости (хотя общий тонус организма, конечно, поднимается). Но прежде всего упражнения строятся таким образом, чтобы через движение задействовать структуры мозга, которые в обычной жизни используются достаточно мало.

Создатель метода Пол Деннисон, работая учителем, искал ответ на вопрос, каким образом можно помочь детям, имеющим трудности в обучении. Он пришел к выводу, что при современном подходе к образованию нагрузка на структуры головного мозга в целом крайне несимметрична. Из-за чего мозг не может работать достаточно эффективно.

В принципе, о том же пишут и исследователи, занимающиеся вопросом функционирования и взаимодействия правого и левого полушария головного мозга. При обучении в первую очередь задействуется логика, умение работать с последовательностями, оперировать числами, структурировать информацию. За эти действия отвечает левое полушарие.

Причем левое полушарие головного мозга также отвечает за движения правой половины тела. То есть, когда мы пишем или рисуем правой рукой, команды ей поступают от левого полушария.

Возможно, для левшей ситуация иная, хотя некоторые источники утверждают, что в этом случае функции мозга распределены зеркально, то есть у левши за логику отвечает правое полушарие, а за творчество — левое. То есть, перекос здесь точно такой же, и все, что написано с точки зрения правши, для левши тоже будет справедливо — с поправкой на зеркальность.

Итак, Пол Деннисон предположил, что задействовать мало загруженные участки мозга можно через движение. Его исследования воплотились в такой дисциплине, как образовательная кинезиология. Были разработаны специальные комплексы упражнений, которые он сразу проверял на практике. В результате показатели учеников, с которыми занимался Пол Деннисон, заметно улучшились. Ученики стали легче воспринимать, запоминать и воспроизводить информацию, меньше утомлялись на уроках и им меньше времени требовалось на отдых и восстановление между занятиями.

В 1975 году в Университете Южной Калифорнии Пол получил премию за выдающиеся исследования. Он получил докторскую степень в области образования по результатам исследований в области обучения чтению, а также в области развития когнитивных способностей и навыков мышления. Методика Пола Деннисона стала широко внедряться в образовательные учреждения Америки, однако при этом она вызывала немало критических комментариев.

В настоящее время нет достаточных, с научной точки зрения, исследований, подтверждающих результативность метода. Образовательная кинезиология официально считается лженаукой.

Что совершенно не мешает большому количеству учителей, преподавателей и тренеров использовать в своей работе комплексы упражнений brain gym.

Мне в сети попадались статьи о достаточно убедительных результатах применения этой гимнастики в коррекционной педагогике в нашей стране (если будете искать конкретно по России, введите «брейн джим» в поисковике, чтобы не закопаться в англоязычных сайтах).

В общем, на мой взгляд, если метод работает, почему бы его не использовать?

Основные результаты, которые отмечаются после начала занятий по системе brain gym:

  • Улучшение внимания и восприятия, способность запоминать больше информации за меньшее время;
  • Повышение устойчивости к стрессу;
  • Более легкая адаптация к новым условиям или требованиям;
  • Улучшение эмоционального состояния, лучший контроль над эмоциями;
  • Более быстрое восстановление после нагрузок или стрессовых ситуаций;
  • Развитие творческих способностей.

Как видите, это может быть полезно не только детям, испытывающим трудности в обучении, но и вполне образованным взрослым. Поэтому сфера применения комплекса  brain gym достаточно широка. Его используют при подготовке к экзаменам, в стрессовых ситуациях, просто, как гимнастику, повышающую общий тонус организма.

Меня же, как вы понимаете, больше заинтересовали упражнения, направленные на развитие правого полушария и, как следствие, творческих способностей.

Упражнений здесь великое множество, но на мой взгляд, можно выделить пару общих направлений.

1. Симметричные движения с правой и с левой стороны, выполняются одновременно или последовательно.

Предназначены они, думаю, больше для «включения» правого полушария.

Примеры упражнений:

«Параллельные движения».

Во время ходьбы на месте дотрагиваться ладонью левой руки до колена левой же ноги, а ладонью правой руки – до колена правой ноги. Одноименные руки и ноги соприкасаются друг с другом поочередно то с одной стороны тела, то с другой. Сделать 8–12 таких шагов. Во время выполнения упражнения желательно смотреть на нарисованные предварительно на бумаге или на стене две вертикальные параллельные линии: || .

«Знак бесконечности» («Лежащая восьмерка», «Ленивая восьмерка»).

Прижать голову ухом к левому плечу. Левую руку вытянуть вперед. Не отрывая взгляда от кончика указательного пальца, рисовать рукой в воздухе перед собой знак бесконечности (лежащую на боку восьмерку). Начинать рисунок от центра влево вверх.  Рисовать подряд 8 раз. Затем точно так же рисовать правой рукой (все движения в зеркальном отображении.

Здесь в работу включаются глазные мышцы, и предназначено упражнение не только для интеграции правого и левого полушария головного мозга, но и для расширения поля зрения. Поэтому движения глаз основные.

Дополнительный вариант этого же упражнения:

Проводится, в целом, так же – в воздухе рисуется знак бесконечности, но только не указательными, а большими пальцами. Голову держать прямо. Работают глаза, а не шея. Сжать кулак и поднять вверх большой палец. Смотреть на большой палец во время выполнения упражнений. Головой не двигать, следить за большим пальцем только взглядом. Менять руки, затем соединить их «в замок», большие пальцы вверх, рисовать «лежащую восьмерку» двумя пальцами.

«Даббл Дудл»(Симметричное рисование).

Встаньте или сядьте по центру рисовальной поверхности и одновременно двумя руками рисуйте одинаковые изображения вправо и влево (с зеркальным отражением).  Вначале можно рисовать «двуручные» рисунки на доске или на больших листах бумаги на стене, потом переходите к работе за столом на меньших листах.

2. Не симметричные движения.В один и тот же момент времени с правой и с левой стороны тела совершаются разные действия.

Здесь уже требуется более глубокая интеграция и более слаженная работа 2-х полушарий головного мозга.

Примеры упражнений:

«Перекрестные движения».

Во время ходьбы на месте дотрагиваться ладонью левой руки до колена правой ноги (то есть противоположной), а ладонью правой руки – до колена левой ноги. Таким образом, разноименные руки и ноги соприкасаются друг с другом поочередно как бы перекрестно. Сделать 8–12 таких шагов. Во время выполнения упражнения также полезно будет смотреть на нарисованные заранее на стене две перекрещенные линии в виде косого креста: Х .

Кажется просто, но попробуйте переключаться с параллельных движений на перекрестные, в момент переключения сбиться очень легко.

Предназначено упражнение для тренировки взаимодействия левой и правой частей тела. Также оно облегчают переход на новый вид деятельности и переключение с правополушарной деятельности на левополушарную и наоборот.

«Пальцевая гимнастика».

Сожмите руки в кулак, одновременно распрямите указательный палец на правой руке и большой на левой. В следующий момент времени также одновременно выпрямляете большой палец правой руки (указательный при этом возвращается в кулак) и указательный левой (большой также убираете). Если это получается достаточно просто, попробуйте ускорить темп.

Варианты: одновременное выбрасывание и чередование на разных руках указательного пальца и мизинца, или пар: указательный + мизинец и средний+ безымянный.

В более сложных упражнениях чередуются не просто части тела, совершающие одно и то же действие, а выполняются совершенно разные движения.

Пример:

Правую руку положите на голову, левую на живот. Правая рука гладит голову круговыми движениями, левая постукивает по животу. После этого поменяйте действия, правой постукивайте по голове, левой гладьте живот. Далее руки меняются.

«Несимметричное рисование».

В отличие от «симметричного рисования», в этом упражнении каждая рука рисует что-то свое. Например, правой рукой вы рисуете на доске (листе бумаги) круг, левой — квадрат. Потом наоборот. Довольно сложное упражнение, но впоследствии его можно дополнительно усложнять, выбирая другие сюжеты для изображения. На ютубе есть ролик, где человек одновременно рисует двумя руками два абсолютно разных портрета.

Что ж, думаю, на первое время упражнений вам хватит. Вообще, мне кажется, можно придумывать собственные упражнения на координацию. Для того, чтобы задействовать ранее мало включенные участки мозга, достаточно просто делать привычные вещи непривычной рукой: чистить зубы, расчесываться, попробовать писать или рисовать.

Кстати говоря, у рисования «нерабочей» рукой есть еще один хороший побочный эффект: уходит напряженное ожидание «хорошего» результата, страх, что нарисовать «красиво» не получится. И в целом отношение к собственным работам становится более спокойным.

Кроме того, можно вспомнить и другие действия, в которых участвуют обе руки. Например, игра на музыкальных инструментах. Если владеете, можно поиграть, если нет — попробуйте научиться. Вреда от этого точно не будет)

Конечно, если вы захотите заниматься регулярно, лучше использовать не отдельные упражнения, а комплекс.  Можно найти множество видео-роликов с разминкой brain gym. Вот, например, один из них:

 

Как всегда, жду ваших комментариев. Также буду благодарна, если вы поделитесь статьей в соцсетях (кнопки ниже)

Содержание

Вернуться на главную

Еще почитать:

artfound.ru

ГИМНАСТИКИ БРЕЙН ДЖИМ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.

гимнастики Брейн Джим для повышения эффективности обучения.

Васильева Людмила Михайловна

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» г. Новочебоксарск (МБОУ «СОШ№19» г. Новочебоксарска)

Все мы знаем, что наш мозг находится в непрерывной связи с остальными частями тела. Но на практике, когда мы организуем, процесс обучения детей на уроке почему-то об этом забываем. Наше тело играет объединяющую роль во всех интеллектуальных процессах, начиная с раннего детства и до глубокой старости. Важнейшая роль тела в процессе учения уже отчётливо доказана многими научными исследованиями. Движение необходимо для учения. Движение пробуждает и активизирует многие умственные способности.

Мозг человека условно можно разделить на три блока. Первый (нижний) блок энергетический. Второй блок, находящийся в средних отделах мозга (темя, виски, затылок) осуществляет приём, переработку, хранение информации (это блок памяти, восприятия предметов и пространства). Третий блок отвечает за программирование, регуляцию и контроль.

Исследования ученых - нейропсихологов доказали, что мозг ребенка развивается неравномерно. И в настоящее время растет число детей, поступающих в школу с теми или иными органическими изменениями или нарушениями. На первый план выступает недостаточная сформированность энергетического (первого) блока. Ребенок с подобным дефектом не способен долго заниматься одним видом деятельности из-за быстрой утомляемости. При этом он может быть очень сообразительным, с высоким интеллектом. Просто "энергетических ресурсов" его мозга хватает ненадолго, и, начав с хорошей успеваемости, такой ребенок может быстро "скатиться" в троечники.

Недостаточность второго блока, из-за которой у школьников страдает память, наблюдаются трудности пространственной ориентировки.

Дети, у которых страдает третий блок - блок программирования и контроля, - это те ученики, которые обычно не учитывают общих норм поведения и правил. На уроке такие дети могут внимательно работать лишь непродолжительный отрезок времени. А потом перестают воспринимать информацию, начинают скучать и вертеться. Конечно же, это отражается на учебных успехах.

Как же обеспечить эффективную работу головного мозга и развить их способности?

Американский психолог Пол Деннисон составил комплекс упражнений, уникальную гимнастику для мозга. Движения гимнастики Брейн Джим дают возможность детям задействовать те части головного мозга, которые раньше были совершенно недоступны.

Систематическое выполнение этих специально подобранных упражнений на уроках на всех ступенях школьного обучения помогут повысить эффективность обучения и решить проблему неуспешности. Положительные результаты заметны практически сразу и имеют эффект накапливания.

Начнем мы с упражнения «Перекрестные шаги».

Для начала мысленно проведем линию от лба к носу, подбородку и ниже – она разделяет тело на правую и левую половины. Движения, пересекающие эту линию, интегрируют работу полушарий мозга. Поэтому «Перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации.

Прыгайте так, чтобы в такт движения правой ноги двигалась левая рука. А теперь - левая нога и правая рука. Прыгайте вперед. В стороны, назад. Глазами двигайте во всех направлениях. При ходьбе коснитесь левой рукой правого колена, а теперь правой рукой левого колена. Повторить 4–8 раз.

«Перекрестные шаги» желательно делать в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, проследите, не низко ли опускается локоть, не слишком ли высоко поднимается колено, нет ли излишнего наклона в пояснице. Специалистам известно, что упражнения на растягивание помогают расслабиться, обрести пластику, грациозность, свободу и изящество движений, хорошую осанку. Но почему такие движения делают учебу школьников более успешной? Понятно, что хорошая успеваемость предполагает активное освоение новой информации. Но, например, когда школьник попадает в незнакомую ситуацию, или над ним висит угроза контрольной работы, или когда родители неодобрительно косятся из-за полученной тройки, то мышцы ребенка сокращаются. Это нормальный физиологический рефлекс в ответ на опасность и стресс. Растягивающие движения снимают стресс и расслабляют мышцы, помогая ученику успокоиться, прийти в рабочее состояние. Поэтому такие упражнения способствуют усилению различных учебных навыков – понимающего слушания, чтения, творческого письма, выражению мыслей c помощью речи. Упражнение «Помпа». Возьмитесь за спинку стула, слегка отойдите от стула на расстояние вытянутых рук. Наклонитесь вперед, выдох, оттяните правую ногу назад и прижмите пятку к полу. Выпад на левое колено. Сделайте глубокий вдох и поднимите пятку. Повторите трижды по отношению к каждой ноге. Старайтесь как можно дальше оттягивать ногу назад, делая глубокий выпад на противоположное колено.  

hello_html_2ca75b14.jpg

Предлагаемые движения также улучшают социальное поведение, помогают довести до конца дело, увеличивают время сосредоточения и внимания, активизируют языковые способности.

Упражнение «Заземлитель». Оhello_html_m5c728bd8.jpgно способствует повышению концентрации внимания, актуализирует кратковременную память, развивает математические навыки, логику.

Стоя свободно, разведите ноги в стороны. Правую ступню направьте вправо, а левую прямо вперед. Выдох, согните правое колено; вдох — выпрямите правое колено. Во время упражнения плотно прижимайте руки к пояснице, это усиливает работу мышц пояса. Сделайте упражнение трижды, а потом повторите его по отношению к левой ноге. 

Упражнение «Позитивные точки»

Можно выполнять стоя и сидя. 1. Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией бровей и волос. Вертикальная ось точек – посередине зрачка. 2. Подержите пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации. При этом можно представлять позитивное разрешение проблемной ситуации. С его помощью дети активнее усваивают новую информацию, у них улучшается память. Кроме того, оно помогает справиться со стрессом, быстрее найти выход из проблемной ситуации, ослабить эмоциональный накал. Упражнение особенно актуально перед написанием контрольных работ, публичными выступлениями и во время экзаменов. Упражнение «Думающий колпак» также можно выполнять стоя и сидя.

1.Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок.

2.Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди.

3.Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка.

4hello_html_4300b1c6.jpg.Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее. Повторите упражнение 4 раза.

Эти движения обостряют слух, помогают работе кратковременной памяти, повышают умственные и физические способности. Кстати, они отлично улучшают равновесие.

Оно будет полезно школьникам перед началом уроков, так как поможет быстро сконцентрировать внимание. Упражнение также весьма кстати перед публичными выступлениями и для сосредоточения при работе с компьютером.

Под влиянием таких тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке и значительнее изменения. У детей пропадает страх отвечать у доски, они становятся спокойнее, увереннее в себе. И что очень важно у учеников появляется “жажда чтения”. Детям становятся по силам задания, требующие выполнения классификации, обобщения, систематизации материала. Дети принимают правила сотрудничества и взаимопомощи.

Литература

1. Колесников А. «Гимнастика мозга, или Легкие способы развития ребенка». Издательство: Центрполиграф, 2009 г.

2.Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 2002.

3. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2002.

4. Ханнафорд. К. Мудрое движение, или мы учимся не только головой. М., «Восхождение», 1998.

infourok.ru

Нетрадиционный метод коррекционно-развивающего обучения — гимнастика Брейн Джим

Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Взгляните на эту таблицу, где условно разделены сферы специализации каждого из них – и вы увидите, насколько важна полноценная работа правого полушария для становления и развития творческой личности: Левое полушарие Правое полушарие • логическое– аналитическое мышление • анализ • последовательное мышление • Индуктивное мышление • языковые способности • с пособности к чтению и письму • планирует будущее • музыкальное образование • математические способности • образное мышление • пространственная ориентация • интуиция • Дедуктивное мышление • чувство юмора • ориентируется в настоящем • воображение, фантазии и мечты • художественное творчество Как же обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности? При помощи комплекса специальных «кинезиологических упражнений», которые были разработаны и апробированы американским доктором философии Полом Деннисон, основателем учения «образовательная кинезиология» (от греческого «кинесис» — движение, «логос» - наука). Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Современные кинезиологические методики, в том числе американская гимнастика мозга Брэйн Джим, направлены на активизацию различных отделов коры головного мозга (больших полушарий), что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Пол и его жена Гейл Деннисоны обнаружили огромные возможности естественных физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребенка, так и взрослого. Их открытия легли в основу программы под названием «Гимнастика мозга» или гимнастика Брейн Джим. Американская гимнастика мозга Брейн Джим, направлена на активизацию различных отделов коры головного мозга (больших полушарий). Это забавные, интересные двигательные упражнения и действия, которые способствуют общему развитию ребенка. Они образуют сердцевину образовательной кинезиологии . Гимнастика «Брейн Джим», позволяет детям повысить свой учебный потенциал посредством определенных телесных движений и усилий. С ее помощью можно добиться очень хороших результатов в интеллектуальной и эмоциональной сфере детей: это - устранение эмоционального дисбаланса, повышение работоспособности, в будущем успеваемости в школе. Такие упражнения способствуют активизации тех участков мозга, которые прежде были блокированы. Упражнения способствуют умению лучше воспринимать информацию и лучше использовать свой потенциал. Систематическое выполнение специально подобранных упражнений поможет: - преодолеть трудности в обучении и усвоении нового материала; - улучшить память, увеличить быстроту реакции; - развить творческое воображение, смекалку и находчивость. Все упражнения гимнастики для мозга составляют четыре блока: БЛОК № 1. Движения средней линии. Упражнения средней линии – это упражнения, которые помогут гармоничнее, эффективнее использовать оба полушария головного мозга одновременно. Они стимулируют работу как крупной, так и мелкой моторики. Ведущий механизм, лежащий в основе этих упражнений,- механизм единства мысли и движения, способствующих совершенствованию интегрированных связей между левым и правым полушариями головного мозга, полноценному восприятию материала, как на аналитическом уровне, так и на уровне обобщения. БЛОК № 2. Упражнения на растяжение. Упражнения на растяжение помогают телу принять такое положение, при котором оно стремиться вперед. Когда ребенок не может выразить то, что знает, упражнения на растяжение «оживляют его и вновь включают в работу. Эти упражнения, главным образом снимают негативное влияние различных рефлексов, в первую очередь охранного. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что система находится в расслабленном, спокойном состоянии и, готова к познавательной деятельности. БЛОК № 3. Энергетические упражнения. Упражнения представляют собой упражнения, повышающую энергию тела и углубляющие мотивацию. Они обеспечивают необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. БЛОК № 4. Упражнения, трансформирующие отрицательные эмоции в положительные. В зависимости от того, какие точки активизировать, упражнения приносят успокаивающий или ободряющий эффект. Они полезны, когда ребенок находится в состоянии волнения, нервного возбуждения или в негативном настроении. Сочетая упражнения различных блоков, можно формировать гимнастические комплексы, в зависимости от поставленных целей: улучшение мыслительной деятельности; улучшение навыков чтения; улучшение навыков письма; развитие учебных навыков; формирование внутреннего равновесия; В комплексы упражнений можно включать движения средней линии, растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж. Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость). Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. Поэтому, дорогие коллеги, запомните, что неподвижный ребенок не обучаем и не ругайте его за излишнюю двигательную активность на занятиях. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. Включение гимнастики для мозга в повседневную жизнь детей требует от взрослого создания специальной системы введения упражнений. Этапы введения гимнастики Брейн Джим 1-й этап – вводный. Этот этап протекает на протяжении двух недель, когда проходит адаптация детей. На данном этапе включается одно упражнение – «Стакан воды». Это базовое упражнение, которое проводится перед занятием, не требует специальных навыков, ему просто предлагается выпить воды. При кажущейся простоте это упражнение достаточно эффективно. Вода позволяет быстро обогатить мозг кислородом. Ребенок получает установку: выпил воды – настроился на занятие со взрослым. К моменту начала коррекционно – развивающей работы ребенок уже имеет сформированный условный рефлекс настройки на учебную деятельность. 2-й этап. Особенностью этого этапа является включение 2-3 упражнений в организационный момент занятия. Взрослый предлагает наиболее простой способ выполнения упражнений. Эти упражнения выполняются ежедневно, пока техника выполнения не будет усвоена каждым ребенком. Время прохождения этапа – до 2 месяцев. 3-й этап. Как только все дети усвоят элементарный вариант выполнения базовых упражнений, взрослый подводит их к третьему этапу. Это этап перехода от простых движений к сложным. Кроме того, происходит и количественное изменение: взрослый доводит число выполняемых упражнений от 2-3 до 5-6. Длится третий этап на протяжении всего коррекционного процесса. 4-й этап. На этом этапе проходит интеграция упражнений гимнастики в самостоятельную деятельность дошкольников. Усвоив какой-либо элемент гимнастики, отработав его до автоматизма, ребенок непроизвольно начинает использовать его в повседневной жизни. Так, привыкнув под руководством педагога надавливать на «позитивные точки» в моменты волнения на занятии, ребенок переносит эти действия на схожие ситуации вне занятия. Включая гимнастику Брейн Джим в систему коррекционной работы, можно адаптировать ее под лексический материал изучаемой темы, а именно придать каждому движению смысловую наполняемость. Отмечено, что дети, которые выполняют гимнастику в течение года, переносят в самостоятельную деятельность такие несложные правила: чтобы что-то вспомнить, нужно потереть лоб или поднять глаза наверх; чтобы глаза отдохнули от чтения, рисования, нужно нарисовать в воздухе «ленивую восьмерку»; если у тебя плохое настроение, нужно соединить кончики пальцев, закрыть глаза и глубоко подышать. Время перехода на четвертый этап индивидуально для каждого ребенка и зависит от его особенностей. Роль взрослого на этом этапе минимальна: это могут быть советы («Присядь и глубоко подыши» - если ребенок, например, рассержен) или демонстрация-подсказка действий (ребенок пытается что-то вспомнить, взрослый, ожидая его ответа, потирает свой лоб). Хотелось бы обратить внимание ещё на важные моменты в проведении упражнений гимнастики Брейн Джим: Важные моменты в проведении подобных упражнений: Во время образовательной деятельности проводить такие упражнения можно только в том случае, если идет стандартная работа. Творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно. Если же предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект. Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. При интеллектуальном развитии возможно применение кинезиологических упражнений. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке и значительнее изменения. Признаки, по которым видны достижения детей таковы У ребенка пропал страх отвечать перед группой детей, он стал спокойнее, увереннее в себе. У некоторых детей появилась готовность и желание выполнять дополнительные задания. Речь из бессвязной и односложной превратилась в осознанный рассказ. Детям стали по силам задания, требующие выполнения классификации, обобщения, систематизации материала. Дети принимают правила сотрудничества и взаимопомощи. Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия: Занятия проводятся утром. Занятия проводятся ежедневно, без пропусков. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке. От детей требуется точное выполнение движений и приемов. Упражнения проводятся стоя или сидя за столами или на полу. Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам. Длительность занятий по одному комплексу составляет месяц, неделя – перерыв. Уважаемые колеги, давай рассмотрим примеры кинезиологических упражнений гимнастики Брейн Джим. (Работа с упражнениями - Таким образом, упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности. Использование упражнений гимнастики Брейн Джим способствует не только развитию умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий головного мозга, что помогает развитию способностей ребёнка и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данных упражнений, позволяет ускорить у ребёнка коррекцию речевых нарушений, а так же, улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания. Облегчают процесс письма. Развивают творческие способности на основе наглядно-образного мышления, стабилизируют психику, развивают интуицию. Улучшают память, повышают интеллектуальные возможности, помогают преодолевать математические трудности, активизируется работа головного мозга. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей будет наблюдаться значительный прогресс способности к обучению. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 63 «Золотая рыбка» Консультация для воспитателей «Нетрадиционный метод коррекционно-развивающего обучения - гимнастика Брейн Джим» Провела: воспитатель подготовительной к школе группы Пашина Ирина Александровна г.Байконур, 2015г

educontest.net

Брейн джим — гимнастика для мозга

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ «BRAIN GYM»

Почему в школе одни дети успешны, а другие нет? Мы все чаще наблюдаем у учеников трудности с концентрацией внимания, помехи в учебе, особенно проблемы с усвоением письменной речи.

Чтобы преодолеть ошибки и трудности в обучении, педагогами обычно разрабатываются все новые специальные программы, которые должны лучше мотивировать ребенка на заучивание и усвоение учебного материала. Иногда это оказывается в определенной степени успешным.

Во время стажировки в образовательных учреждениях Земли Северный Рейн – Вестфалия (ФРГ) группе белгородских педагогов-практиков довелось познакомиться с образовательной кинезиологической программой «Brain Gym», достаточно широко применяемой в немецких школах и детских садах.

Гимнастика «Брейн – джим» (по д-ру Паулю Деннисону) представляет концепцию, которая может положительно повлиять на вышеназванные феномены. Так, немецкие педагоги отмечают, что дети совершенно очарованы этой гимнастикой и выполняют ее ежедневно. Несколько энергичных упражнений приводят их мозг в «движение», сохраняя при этом ясность мысли и деятельности.

Упражнения «Брейн – джим» доставляют всем большое удовольствие. Раньше учебные занятия, по словам учителей одной из немецких школ, были достаточно напряженными для большинства их воспитанников; и даже если последние справлялись успешно с заданиями, они должны были много заниматься, а на досуг у детей часто не оставалось времени. Занимаясь упражнениями «Брейн – джим», дети чувствуют себя так, как будто у них «включился еще один мотор», и все дается им намного легче.

«Брейн – джим» – это забавные, интересные двигательные упражнения и действия, которые способствуют общему развитию ребенка. Они образуют сердцевину образовательной кинезиологии (нем.: Edu-Kinestаetik, сокращенно EK). Английское слово еducatiоn произошло от латинского еducare, что означает образование. Kinesiology (от греч. cinesis – движение) изучает движения человеческого тела. Это - наука об использовании тонуса определенных мышц в диагностике состояния человека и выборе методов коррекции. Она основана на использовании существующих в организме человека функциональных связей между тонусом мышц и соответствующими структурными, энергетическими и эмоциональными нарушениями.

Edu-Kineste (ЕК) – методика, помогающая учащимся повысить свой учебный потенциал посредством определенных телесных движений и усилий. С ее помощью можно добиться очень хороших результатов в интеллектуальной и эмоциональной сфере детей: это - устранение эмоционального дисбаланса, повышение работоспособности, успеваемости у учащихся.

Успех в учебе, достигнутый с помощью ЕК – это обучение, осуществляемое посредством нового структурирования движений и упражнений «Брейн – джим». Такие упражнения способствуют активизации тех участков мозга, которые прежде были блокированы. Изменения в обучении и поведении учащихся часто настолько скоры и глубоки, что их нельзя не заметить. Упражнения помогают учащимся понять процесс восприятия информации и самовыражения, лучше использовать свой потенциал.

Учителя отмечают, что дети часто говорят, как они выполняют упражнения автоматически и при этом сами чувствуют, когда получают пользу от «Брейн – джим». Когда дети начинают заниматься гимнастикой, то очень скоро им хочется показать это своим друзьям, т.е. они интегрируют упражнения «Брейн – джим» в свою жизнь без чьей – либо помощи или контроля. Так они осознают значение энергетических упражнений.

Сторонники упражнений «Брейн – джим» считают их самым действенным средством повышения качества жизни и учебы через радость от движений. Так, многие немецкие педагоги каждый день используют в классе многие движения, приведенные ниже. Другие же только на уроках чтения или письма применяют лишь те движения, которые имеют отношение к чтению и письму.

Опытные педагоги и родители, сами испытывающие радость от движений, могут использовать такую ситуацию в качестве мотивирующего момента, принимая участие в выполнении упражнений «Брейн – джим».

Невозможно в рамках небольшой статьи раскрыть все особенности и возможности использования методики Edu-Kineste. Поэтому мы попытались сделать краткий обзор определенных умений и навыков в письменной речи, формированию которых у учащихся можно содействовать, используя различные упражнения образовательной программы «Брейн – джим».

Так, формирование умений письма предполагает развитие координации в системе «глаз – рука», развитие письменного творчества, правописания. Однако, именно недостаточная сформированность зрительной памяти, зрительно – пространственного восприятия, зрительно – моторных координаций, других моторных функций ведет к появлению трудностей формирования зрительного образа буквы, формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента, к появлению ошибок в пространственном расположении элементов букв, неустойчивости почерка.

Формирование читательских умений и навыков включает в себя не только умение выразительно, с чувством читать и интерпретировать прочитанное, но и умение во время чтения следить за строкой, водить глазами в горизонтальном и вертикальном направлении без ошибок и замешательства.

Хорошая координация в системе «глаз – рука» способствует формированию умения писать печатным шрифтом, рукописным шрифтом; развивает навыки каллиграфии и штриховки в разных направлениях. Специалисты – кинезиологи рекомендуют использовать для этого такие упражнения из комплекса «Брейн – джим», как «Даббл Дудл», «Лежащая восьмерка», «Алфавитная восьмерка», «Активная рука».

Эти упражнения способствуют развитию глазного контроля над движением рук и формированию образа движения руки, рисующей дугообразные линии. Результатом регулярного выполнения упражнений является формирование сложных движений руки при проведении дугообразных, волнообразных и комбинированных линий. Происходит также развитие у детей представлений о возможностях человеческого мозга.

Для развития письменного творчества важно наличие умения фиксировать впечатления, запоминать и словесно выражать их. Для этих целей подходят упражнения «Ножной насос», «Икроножный насос», «Энергичная зевота».

Упражнения «Сова», «Слон», «Мыслительная шапка» помогут активизировать визуальную память, что важно для развития орфографической зоркости.

Навыки чтения - умение читать и интерпретировать текст, во время чтения следить за строкой, концентрироваться во время чтения, предугадывать читаемое – совершенствуются значительно быстрее, если предложить ученикам регулярно выполнять следующие упражнения: «Энергичная зевота», «Дыхание животом», «Вихляния», «Перекрестные движения», «Мозговая кнопка», «Лежащая восьмерка», «Ножной насос», «Икроножный насос», «Заземление». Кроме того, эти и другие упражнения способствуют развитию мыслительных способностей, развитию внимания к словесным объяснениям, развитию ассоциативных связей действительности, вербальной информации и графического изображения.

Итак, мы приходим к выводу о том, что применение системы упражнений «Брейн – джим» в работе с детьми, испытывающими трудности в усвоении письменной речи, позволяет подготовить мышление ребенка к освоению грамоты, а кисть руки - к освоению письма.

Главное, что каждый педагог должен помнить: нельзя никого принуждать выполнять упражнения неестественным для него или неудобным способом. Ученики могут работать «внутри своих способностей», их можно лишь мотивировать, но не заставлять проделывать упражнения.

«Перекрестные движения»

Мы делаем одновременные движения правой рукой и левой ногой, левой рукой и правой ногой. И так мы ходим, подпрыгиваем или танцуем под музыку. Мы двигаемся вперед, назад, в стороны, мы маршируем на месте. Главное, чтобы эти движения пересекали среднюю линию твоего тела. Хорошо, если ты также прикасаешься рукой противоположного колена. Представляешь, когда работают оба полушария твоего мозга, тебе легче, проще узнать что-то новое! Мы предлагаем приготовить для детей специальные карточки – инструкции с описанием упражнений комплекса «Брейн – джим», которые они могут выбрать и, познакомившись с последовательностью действий, самостоятельно выполнять. Вот некоторые из них:

«Даббл Дудл»(Симметричное рисование)

Сначала ты можешь рисовать «двуручные» рисунки на классной доске или на больших листах бумаги на стене, потом переходи к работе за столом на меньших листах. Стань или сядь по центру своей рисовальной поверхности и одновременно двумя руками рисуй одинаковые изображения вправо и влево (с зеркальным отражением). Следи глазами за тем, что ты одновременно делаешь справа и слева.

«Слон»

Слегка согни колени. Вытяни левую руку вперед и так склони голову к плечу, как будто она приклеилась. Теперь рисуй рукой в воздухе лежащую восьмерку и вместе с рукой делай движение всем корпусом. Не забудь при этом смотреть поверх руки вперед и вдаль. (Возможно, ты увидишь «две руки» - это нормально.) Повтори упражнение правой рукой.

«Лежащая восьмерка»

Начинай рисовать левой рукой восьмерку из середины воображаемой цифры движением влево вверх. Следи взглядом за движением твоей руки. Нарисуй восьмерку три раза левой рукой и столько же раз правой рукой, а затем трижды нарисуй ее двумя руками сразу.

«Ножной насос»

Сядь на стул и положи ногу на ногу, т.е. на колено другой ноги. Крепко обхвати кончиками пальцев начало и конец икроножной мышцы. Двигай ступней вверх и вниз. Представь, будто твоя мышца на ноге из пластилина, который постепенно становится все мягче. Повтори упражнение с другой ногой.

«Сова»

Положи левую руку на противоположное плечо и крепко прижми его. Поверни голову и посмотри назад через одно плечо, затем через другое. Потом опусти подбородок к груди, сделай глубокий вдох и расслабься. Сделай так по три раза с каждой рукой.

«Активная рука»

Подними одну руку вверх и обхвати ее другой рукой. Сделай медленный выдох и одновременно подтолкни вытянутую руку еще выше. При каждом выдохе двигай вытянутой рукой в другом направлении: сначала назад, затем вперед, направо и налево. Повтори упражнение с другой рукой.

«Алфавитная восьмерка»

В левом круге напиши все буквы, которые начинаются с дуги влево вверх, а в правом круге напиши все буквы, которые пишутся сверху вниз с закруглением вправо (Ш, Щ, Ц, И, Ч,). Мы надеемся, что наши коллеги оценят значимость и уникальность прикладной кинезиологии, а рассмотренные аспекты образовательной кинезиологической программы «Brain Gym» будут приняты белгородскими педагогами и специалистами – дефектологами и понравятся детям.

13PAGE 15

13PAGE 14515

15

profhelp.net


Смотрите также