6.6. Фонопедия при узелках голосовых складок. Гимнастика фонопедическая


Фонопедические упражнения как профилактика простудных заболеваний

Конспект круглого стола для родителей«Фонопедические упражнениякак профилактика простудных заболеваний»

Демидова Анжелика Юрьевна,музыкальный руководитель АНО ДО Планета детства «Лада» д/с № 124,г. Тольятти

Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим его людям, природе и самому себе. Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников. По данным анализа Научного центра здоровья детей РАМН в настоящее время не более 3-10% детей можно признать здоровыми. За последние 5 лет заболеваемость детей увеличилась на 19,2%. По данным 11 Конгресса педиатров России (2007), ухудшается и физическое развитие детей. Так, за последние 10 лет, число детей, имеющих нормальный вес, снизилось среди мальчиков на 16,9%, среди девочек на 13,9%. Увеличилось число низкорослых детей. Резко падают функциональные возможности детского организма. Такие дети наиболее восприимчивы к ОРВИ и гриппу. По тяжести заболевания, особенно у детей раннего возраста, преобладают средне-тяжелые и тяжелые формы болезни, имеется высокий риск развития серьезных осложнений, как местных, так и общих.Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий в детском саду, а в частности на музыкальных занятиях, стали необходимостью.

Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) В.В. Емельянова, с которым сегодня я хочу вас познакомить, — это многоуровневая обучающая программа установления координации и эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач. Метод называется фонопедическим благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности. Он направлен на оздоровление голосового аппарата, продление его службы.Емельянов Виктор Вадимович является автором фонопедической методики развития голоса, а также кандидатом педагогических наук, доцентом и заведующим кафедрой музыкального образования Тюменского Государственного Университета. В прошлом профессиональному вокалисту и актеру, ему на собственном опыте пришлось убедиться, как важно иметь здоровый и развитый голосовой аппарат, как важно уметь правильно им управлять. Им была разработана уникальная педагогическая технология развития голоса, расширения его возможностей, освоение различных техник пения, в том числе скрип, носовой сонант, горловое пение и др.ФМРГ успешно апробирован как за рубежом, так и в России. Были достигнуты великолепные результаты у детей с самым различным уровнем вокальных данных и подготовки, благодаря чему метод получил признание как в среде специалистов по вокалу, так и среди врачей-фониатров. ФМРГ Емельянова уже около 30 лет эффективно применяется на всех уровнях — от детского сада до консерваторий и оперных театров. В ФМРГ обоснован каждый шаг, каждый звук. Метод позволяет совершенствовать голос применительно к каждому отдельному случаю, индивидуально к каждому ребёнку с учетом его природных особенностей. Развитие мышц, участвующих в звукообразовании, позволяет разрешать проблемы даже с травмированными голосами, голосовыми аппаратами с различными дефектами. Ни один звук в пении упражнений ФМРГ не возникает просто так. Это всегда какое-то особое «непевческое» и/или неречевое положение или действие голосообразующей системы, которое может иметь координирующее и тренирующее значение для нашего голоса. Виктор Вадимович Емельянов подчеркивал, что детский певческий голос надо, прежде всего, развивать, охранять и тренировать по мере роста детского организма.

Эти задачи решаются посредством использования в музыкальной деятельности различных здоровьесберегающих технологий. К ним относятся песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения, речевые игры. Фонопедические упражнения (по разработкам В. Емельянова) способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга, укрепляют хрупкие голосовые складки детей, помогают профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Дыхательная гимнастика тренирует дыхательные мышцы, регулирует работу дыхательного центра, развивает певческие способности детей. Важно отметить, что все упражнения разработаны с учетом биологической целесообразности вокального действия, поэтому происходит развитие защитных механизмов органов верхних дыхательных путей дошкольника.

Родителям следует помнить, что одно из необходимых условий полноценного физического развития и укрепления здоровья детей — правильное дыхание. Прежде всего, ребенок должен научиться энергичному выдоху. Также необходимо научить ребенка правильно дышать через нос. Одним из простейших упражнений лечебной физкультуры для развития функций дыхания и доступных родителям дома — пускать мыльные пузыри. При этом ребенка просят, чтобы он обязательно вдыхал через нос, а выдыхал через рот. Дыхательные упражнения необходимы детям, часто болеющим респираторными заболеваниями, бронхитами, ангинами, выздоравливающим после воспаления легких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Хотелось бы отметить, что большой урон здоровью детей наносят вредные привычки родителей. Не секрет, что дети курящих отцов и матерей болеют бронхолегочными заболеваниями гораздо чаще, чем дети некурящих родителей. Если же взрослые вообще откажутся от сигарет или хотя бы не будут курить дома, это благоприятно отразиться на здоровье ребенка и их самих.Желаю вам здоровья!

Информационный листок

Комплекс дыхательной гимнастикиУпражнение «Насос»Поставить руки замком на область диафрагмы, выполнить вдох носом, ощутить растягивание диафрагмы, выдохнуть:— медленно — «большой насос»;— резко коротко — «маленький насос», ощутить сжатие диафрагмы (повторить 4 раза).Упражнение «Нюхаем цветок»Вдох носом, задержать дыхание и медленно выдыхать (повторить 4 раза).Упражнение «Греем руки»Подставить ладони к лицу, выполнить глубокий вдох носом, широко открыть рот и выдыхать медленно на ладони теплым воздухом.Упражнение «Ремешок»Поставить руки на пояс, выполнить вдох носом, ощутить растягивание диафрагмы, выдохнуть, ощутить сжатие диафрагмы.Упражнение «Мячики»Выполнить вдох носом, рассмотреть растягивание диафрагмы, выдыхать ритмично, регулируя взглядом работу мышцы до 8 раз за выдох.Упражнение «Свечи»Вдох носом, широко открыть рот, сделать 4 резких выдоха на звуке «Х», как будто тушим свечи (повторить 4 раза).Упражнение «Путешествие Кислородика»Зажать правую ноздрю указательным пальцем, сделать вдох левой ноздрей, выдохнуть через рот (повторить 4 раза).1. Зажать левую ноздрю, сделать вдох правой ноздрей, выдохнуть через рот (повторить 4 раза).2. Вдох носом — выдох ртом.3. Вдох через рот — выдох через нос.Упражнение «Тридцать три Егорки»Руки на пояс, вдох носом, на выдохе проговорить скороговорку, у кого сколько Егорок? Кто больше? С каждым разом постепенно увеличивать объем текста и скорость.

Оздоровительные упражненияУпражнение «Погреемся»Мерзнут на ветру ладошки,Мы погреем их немножко.Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом — «А-а-а».Далее чередуют: на правую ладошку — бесшумно, на левую — с голосом.

Упражнение «Резиновая игрушка» (на развитие нижнего дыхания)Купили в магазинеРезиновую Зину.Резиновую ЗинуВ корзине принесли.Она сказала:— Ш-ш-ш-ш!Согласные произносятся на выдохе легко и тихо.Потом сказала:— С-с-с-с!Затем сказала:— Х-х-х-х!Потом устало:— Ф-ф-ф-ф!Потом так странно:— К-к-к-к!И так обычно:— Т-т-т-т!Потом легонько:— П-п-п-п!И очень твердо:— Б-б-б-б!Жужжала тихо:— Ж-ж-ж-ж!И вовсе сдулась:— З-з-з-з! (А.Л. Барто)

Упражнение «Вопрос-ответ»Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей).Кричу в лесу:-А-а-а-у-у-у! Переход от звука (а) внизу.А мне в ответ: к звуку (у) вверху.— А-а-а-у-у-у!Опять кричу:— А-а-а-у-у-у!А мне в ответ:— А-а-а-у-у-у!Постепенно «Ау» заменить следующими последовательностями: «У-у», «У-о», «О-а»,»А-э», «Э-ы».

Оздоровительные упражнениядля профилактики заболеваний горла«Таня плачет»Наша Таня громко плачет:Уронила в речку мячик.— Тише, Танечка, не плачь:Не утонет в речке мяч. А.Барто.Дети имитируют плач, громко всхлипывают, дыхание «рыдающее».

«Гласные»Дети протяжно произносят пары гласных: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е.Затем упражнение повторяется беззвучно.

«Мартышки»Мы теперь не ребятишки,А веселые мартышки!Дети вытягивают губы, двигают ими, строя гримасы.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

detstvogid.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ФОНОПЕДИЧЕСКИХ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ ГОРЛА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ФОНОПЕДИЧЕСКИХ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ ГОРЛА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ФОНОПЕДИЧЕСКИХ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ ГОРЛА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ

Музыкальный руководитель МБДОУ детский сад № 14 «Брусничка» г. Сургут

Тюменская обл. ХМАО-Югра.

Одной из форм профилактики заболеваний горла и голосового аппарата являются фонопедические упражнения, которые проводятся по рекомендации педиатра.

Разработки В. Емельянова, М. Картушиной развивают носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание, стимулируют гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга.

Из существующих уровней голосовой активности (доречевой, речевой и певческий) певческий основан на сигналах доречевой коммуникации, ведь голосовой аппарат — саморегулирующая система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой. А на все остальные компоненты идет воздействие только через создание оптимальных условий для действия механизма саморегуляции.

 

Скачать конспект

Вокальные проявления начинаются уже у новорожденных. Доказано, что по крику, плачу ребенка уже можно определить, какой голос будет — высокий или низкий. Голосовой аппарат развивается через звуковые сигналы доречевой коммуникации (писк, стон, плач, гуление).

К пяти годам начинается постепенное развитие голосовых складок. С 9-10 лет голоса приобретают силу, расширяется диапазон.

Взрослым следует помнить, что детей надо учить петь не для утренников, концертов, детских развлечений. Главная цель — развитие личности ребенка, эмоциональной сферы, эстетических чувств. Петь хотят все дети. Часто они поют слишком громко, с криком, нагружая тем самым свои хрупкие голосовые связки. Педагоги должны грамотно регулировать процесс пения, заботясь о здоровье своих воспитанников, используя для укрепления голосового аппарата такие здоровье-сберегающие технологии, как игровые фонопедические и оздоровительные упражнения для горла.

У детей есть и фальцетное, и грудное звучание. Грудное звучание для них естественнее, так как идет от разговорного. В пении они чаще всего используют его. Однако петь фальцетом до-школьникам безопаснее, так как звук основан на несмыкании голосовых связок, тогда как грудное пение вызывает трение связок. Поэтому для детей младших групп подходит регистр от ля первой октавы до ми второй октавы, для старших — от ля малой октавы.

Исследователи доказывают, что мышцы голосового аппарата у дошкольников не развиты, но они существуют и функционируют. Поэтому начинать формировать певческий голос необходимо не с 7 лет, а раньше. Нужно акцентировать внимание на вокальном воспитании детей до 6 лет, так как в этом возрасте уже сформированы все необходимые физиологические и психологические характеристики для обучения пению: готовность голосового аппарата, необходимый объем памяти, развитие восприятия, воображения, речевых функций.

ИГРОВЫЕ ФОНОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Цель упражнений — активизация фонационного выдоха, то есть связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от речевого.

Упражнение «Резиновая игрушка» (на развитие нижнего дыхания)

Купили в магазине резиновую Зину, резиновую 3ину в корзине принесли. А.Барто. Согласные произносятся на выдохе легко и тихо.

Она сказала: -Ш-ш-ш-ш! Потом сказала: — С-с-с-с!

3атем сказала: -Х-х-х-х! Потом устало: — Ф-ф-ф-ф!

Потом так странно: — К-к-к-к! И так обычно: — Т-т-т-т!

Потом легонько: — П-п-п-п! И очень твердо: — Б-б-б-б!

Жужжала тихо: -Ж-ж-ж-ж! И вовсе сдулась:

Упражнение «Погреемся»

Мерзнут на ветру ладошки, мы погреем их немножко…

Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом — «А-а-а».

Далее чередуют: на правую — бесшумно, на левую — с голосом, потом наоборот.

Упражнение «Посчитаем» Дети считают, усиливая голос от шепота до крика. Например: 1 — шепотом, 2 -тихо, 3 -громче,

4 — еще громче и т. Д.

Упражнение «Капризка»

Я не буду убираться! Я не буду кушать! Целый я буду ныть, никого не слушать!

Затем дети сначала кричат: «А-а!», затем воют: «У_у!», а потом визжат: «И-и!».

регистрах.

Упражнение «Голоса вьюги»

Активно и СИЛЬНО произносить «В-в-в-ы», «З-з-з-ы».

Недаром вьюга злится. «В-в-в-ы!», «3-з-з-ы!», «В-в-в-ы!»

Прошла ее пора. «В-в-в-ы!», «3-з-з-ы!», «В-в-в-ы!»

Весна в окно стучится. «Динь! Динь! Динь!» Коротко и активно в разных регистрах.

И гонит со двора: «У -у-у-ух!» Глиссандо вверх.

Комплекс дыхательных упражнений «Погреемся»

Сильный мороз заморозил наш нос. Вдох через нос, шумный выдох в

Носик погреем, подышим скорее. ладошку, которой прикрыто лицо.

Отогрели нос, Глубокий вдох через нос, втянуть

А подбородок замерз. нижнюю губу под верхнюю, бесшумно

длительно подуть вниз на подбородок.

Ладошки погреем: Дышим веселее! Выдох на ладошки со слогом «фш».

Мерзнут ножки наши? Весело попляшем! Выполняют приседания, произнося «ух».

Налетел вдруг ветерок, шаловливый паренек.

Снежинки в небо он поднял и с ними вальс затанцевал.

Игровой массаж тела «Зайка» 3

Зайка белый прибежал по снегу прыгать стал. Постукивают пальцами по ступням ног.

Прыг-скок, прыг-скок! Непоседа наш дружок.

Зайка прыгнул на пенек, в барабан он громко бьет: Дети шлепают ладошками по коленям.

Бум-бум-тра-та-та! Зимой погода — красота!

А в лесу такой мороз! Зайка наш совсем замерз. Дети хлопают ладошкам по плечам.

Лапками — хлоп-хлоп! Ножками — топ-топ! Хлопают в ладоши. Топают.

Носик — трет-трет-трет, Поглаживают крылья носа.

Ушки мнет-мнет-мнет. Пощипывают ушки.

Прыгай выше, зайка, зайка-попрыгайка. Лёгкие прыжки.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ ГОРЛА

1. «Таня плачет». А. Барто

Наша Таня громко плачет: уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь: не утонет в речке мяч.

Дети имитируют плач, громко всхлипывают, дыхание «рыдающее».

2. «На лошадке». Н. Бакозаде

Я на прутике скачу. — Чу, моя лошадка, чу! Я кормлю тебя досыта, подковал твои копыта,

Хвост пушистый расчесал, гриву лентой подвязал. Точно ветер я лечу. — Чу, моя лошадка, чу!

Дети цокают языком с различной динамикой и скоростью.

3. «Ворона». В. Степанов

Особа всем известная, она — крикунья местная.

Увидит тучку темную, взлетит на ель зеленую и смотрит, словно с трона, Ворона...

Дети протяжно произносят: «Ка-а-р-р!» — сначала громко, потом беззвучно, с закрытым ртом.

4. «Трактор». М. Погарский

Этот трактор сильный очень, не боится ям и кочек. Он сегодня нам помог домой доехать без дорог. Дети должны четко и громко произносить звуки (д-т) с разной динамикой и темпом.

5. «Поспать бы!». Н. Пикулева

Добра молодца на руках ношу, на руках ношу да поглядываю:

Спят ли глазоньки простодушные? Спят ли рученьки непослушные?

Ой, спят, спят, спят, раста-а-а-яли... Все веселье на потом оста-а-а-а-вили...

Дети сидят, расслабившись, опустив руки, и зевают.

6. «Хохотушки».

Дети громко смеются и хихикают.

Под березой на опушке хохотали две подружки. Хохотали, хохотали, чуть от смеха не упали!

7. «Лев» Хилэр Беллок

Отважен, строен и силён живёт в пустыне лев, у льва большая голова и очень страшный зев.

Он может когти обнажить и грозно зарычать, и деткам маленьким никак со львом нельзя играть!

Дети должны как можно сильнее высунуть язык, чтобы дотянуться до подбородка.

8. «Песня».

Очень любим песни петь, только слов не знаем. Но зато старательно рот мы открываем!

Пение любой песни негромко, без слов, произнося только «А-а-а!».

9. «Гласные».

Дети протяжно произносят пары гласных: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е.

Затем упражнение повторяется беззвучно.

10. «Мартышки».

Мы теперь не ребятишки, а веселые мартышки!

Дети вытягивают губы, двигают ими в, разные стороны, строя гримасы.

11. «Надо горло полоскать».

Дети имитируют полоскание горла с поворотами головы вправо-влево.

12. «Корова».

Раным-рано поутру пастушок: «Ту-ру-ру-ру!» А коровки в лад ему затянули: «Му-му-му!»

Дети глубоко вдыхают ртом, медленно выдыхают и мычат, легко постукивая указательными пальцами по ноздрям. То же самое проводится с постукиванием пальцами носогубных складок.

13. «Филин»

Филин серый, филин старый, а глаза горят, как фары.

Только ночью страшен филин, а при свете он бессилен.

Дети легко стучат пальцами по верхней губе, произнося: «Бы-бы-бы».

14. «Пчела».

У пчелы чудесный дар: собирать с цветков нектар!

«Хорошо, любой поймет, если есть зимою мед!» В. Сибирцев

Дети держат руку на шее и произносят поочередно: «Ж-ж-ж» и «3-з-з».

ПАРОВОЗ ПРИВЕЗ НАС В ЛЕС

(комплекс профилактических упражнений для верхних дыхательных путей)

Выполнение упражнений можно сопровождается показом иллюстраций или слайдов.

Паровоз привез нас в лес: Ходьба по залу с согнутыми в локтях руками.

Чух-чух-чух! Чух-чух-чух

Там полным-полно чудес. Удивленно произносить «М-м-м» на выдохе, одно-

временно постукивая пальцами по крыльям носа.

Вот идет сердитый еж: Низко наклониться, обхватив руками грудь -

П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф! свернувшийся в клубок ежик.

Где же носик? Не поймешь. 3вук и взгляд направлять соответственно тексту.

Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Вот веселая пчела Укрепление связок гортани, профилактика храпа.

Детям меда принесла: З-з-з! З-з-з!

Села нам на локоток: З-з-з! З-з-з!

Полетела на носок: З-з-з! З-з-з!

Пчёлку ослик испугал:

Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

На весь лес он закричал:

Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

Гуси по небу летят, Медленная ходьба, руки «крылья» поднимать на вдохе,

Гуси ослику гудят: Г-у-у! Г-у-у! опускать со звуком.

Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

Устали? Нужно отдыхать, Дети садятся на ковер и несколько раз зевают,

Сесть и сладко позевать. стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и

деятельность головного мозга.

< Предыдущая Следующая >
 

doshkolnik.ru

Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса»

Главная → Педагогам

Емельянов ВВ

 

 

Емельянов Виктор Вадимович ( г. Москва, Россия) – доцент, консультант по управлению голосом и развитию голосового аппарата, педагог, кандидат педагогических наук, исследователь, автор обучающей программы «Фонопедический метод развития голоса»

 

 

 

 

 

 

Автором фонопедической методики развития голоса  является Емельянов Виктор Вадимович (кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой музыкального образования Тюменского Государственного Университета).

В прошлом профессиональному вокалисту и актеру, ему на собственном опыте пришлось убедиться, как важно иметь здоровый и развитый голосовой аппарат, как важно уметь правильно им управлять. Им была разработана уникальная педагогическая технология развития голоса, расширения его возможностей, освоение различных техник пения, в т.ч. скрип, носовой сонант,  горловое пение и др.

Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) – это многоуровневая обучающая программа установления координации и  эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач с неизменно высоким эстетическим качеством. Метод называется фонопедическим благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности.

ФМРГ успешно апробирован как за рубежом, так и в России. Были достигнуты великолепные результаты у детей с самым различным уровнем вокальных данных и подготовки, благодаря чему метод получил признание как в среде специалистов по вокалу, так и среди врачей-фониатров. ФМРГ Емельянова уже около 30 лет эффективно применяется на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.

В ФМРГ обоснован каждый шаг, каждый звук. Метод позволяет совершенствовать голос применительно к каждому отдельному случаю, индивидуально к каждому ученику с учетом его природных особенностей. Развитие мышц, участвующих в звукообразовании, позволяет разрешать проблемы даже с травмированными голосами, голосовыми аппаратами с различными дефектами. Ни один звук в пении упражнений ФМРГ не возникает просто так. Это всегда какое-то особое «непевческое» и/или неречевое положение или действие голосообразующей системы, которое может иметь координирующее и тренирующее значение для нашего голоса.

«Фонопедический метод развития голоса», в свою очередь, направлен на оздоровление голосового аппарата, продление его службы. Он способствует улучшению психо-эмоционального фона человека, развитие и гармонизацию личности. Важной особенностью метода является развитие у ученика способности к самоанализу и самоконтролю, наблюдению за прогрессом в собственном обучении. Вокалист обретает способность понимать собственные восприятия, т.е. правильно себя слушать и слышать.

Развивающие голосовые игры предусматривают создание игро­вых ситуаций, в которых дети непри­нужденно восстанавливают естествен­ные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего голо­са и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. Из­вестно, что петь громко легче, чем тихо. Это естественно: любая координация осваивается от более грубого уровня к более тонкому. В стрельбе, например, нельзя сразу попасть в «десятку», спер­ва надо научиться попадать хотя бы в доску, на которой находится мишень! Так и в пении: если ребенок может сна­чала крикнуть, а после — запищать и при этом осознает, что это разная меха­ника, — это путь к интонированию.

Эти особенности положены в основу ФМРГ.

Интонационно-фонетические упражнения, которые не предусматривают высоких энергозатрат. Вся работа должна идти на уровне энергетики бытовой речи.

 

1-й цикл: Артикуляционная гимнастика

  1. Слегка покусать зубами кончик языка.
  2. Слегка покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперед и убирать назад.
  3. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами с закрытым ртом.
  4. Круговым движением провести языком между губами и зубами при закрытом рте сначала в одну сторону, затем – в другую, как бы очищая зубы.
  5. Упереться острым языком попеременно в верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щёки, как бы протыкая их насквозь.
  6. Пощёлкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась. (Игровое задание: разные по величине лошадки по-разному цокают копытами. Большие- медленно и низко, маленькие пони – быстро и высоко. Выстроить звуковысотные унисон и двухголосие).
  7. Покусать попеременно верхнюю и нижнюю губы по всей длине от угла до угла.
  8. Вытянуть щёки, закусив их изнутри боковыми зубами и громко чмокнуть.
  9. Оттопырить и вывернуть нижнюю губу, открыв нижние зубы и дёсны и придав лицу обиженное выражение.
  10. Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы и дёсны и придав лицу радостное выражение.
  11. Чередовать два предыдущих движения в ускоряющемся темпе.
  12. Прищурить глаза, оставив узкие щёлочки, а затем широко открыть их. Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мышц.
  13. Прищуривать попеременно глаза (подмигивать).
  14. Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мыщц.
  15. Сильно наморщить переносицу и расслабить её. Прикоснуться указательными пальцами к переносице и ощутить пальцами работу мышц.
  16. Наморщив переносицу, широко открыть глаза и поднять мышцы под глазами и брови.
  17. Кончиками пальцев обеих рук, надавливая и сдвигая кожу (не тереть!), массировать лицо сверху вниз.
  18. Кончиками пальцев обеих рук, интенсивно постукивая, массировать лицо, пока оно не «загорится».
  19. Поставить пальцы на челюстно-височные суставы («замочки») и помассировать их круговыми движениями, открывая и закрывая рот
  20. Исходное положение: взять левой рукой правый локоть, кисть правой руки сжать в кулачок и большим пальцем к себе подставить под подбородок («Положить подбородок на кулачок»). Выдвигать нижнюю челюсть вперед и убирать на место.
  21. И.П. : то же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вернуться в И.П.
  22. И.П. то же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и открыть рот движением носа вверх, не отрывая подбородок от кулочка, а левую руку от туловища.
  23. И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу и открыть рот движением вперед- вверх, не открывая подбородок от кулачка, как в предыдущем задании.
  24. И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу, поднять верхнюю и открыть рот движением вверх, как в предыдущем задании.
  25. И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу, поднять верхнюю, наморщить переносицу и подняв мышцы под глазами, открыть рот круговыми движением вверх, как в предыдущем задании.
  26. И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу, поднять верхнюю, наморщить переносицу, поднять мышцы под глазами, широко открыв глаза и подняв брови, открыть рот круговым движением вверх, как в предыдущем задании.
  27. Выполнив предыдущее задание 1 раз, и не меняя положения артикуляционных органов, убрать кулачок и поставить голову прямо, глядя перед собой. В этом положении сделать четыре движения языком вперед-назад, скользя по верхним боковым зубам. Челюсти и губы неподвижны. Дышать спокойно и бесшумно, не задерживая дыхание.

2-й цикл: интонационно-фонетические упражнения

№ 1.«Котик» (штро-бас)                                   

Котик запрыгнул ко мне на колени,

Громко урчит, развалился в лени.

Я осторожно чешу за ушком,

Ласково глажу урчащее брюшко.

 

№ 2. «Страшная сказка»

Абстрактный вариант:

Конкретный вариант:

У 

УО 

УОА    

УОАЭ  

УОАЭЫ  

СЛУШАЙ…

СЛУШАЙ ШОРОХ…

СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ…

СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ ЛЕСА…

СЛУШАЙ ШОРОХ: ЧАЩИ ЛЕСА ДЫШИТ.

Ы

ЫЭ 

ЫЭА 

ЫЭАО

ЫЭАОУ  

ВЫШЕ…

ВЫШЕ ВЕТЕР…

ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК…

ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК ГОНИТ…

ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК ГОНИТ ГУЛКО.

 

№ 3. «Канючим»

Абстрактный вариант:

У!

хххА,  хххАО, хххАОУ, хххАОУ                            

Ы!

хххА, хххАЭ, хххАЭЫ, хххАЭЫ

№ 4. «Попрошайка»                              

Конкретный вариант:

ходит, ходит попроШАЙКА,

х      х      х    х     х    х

просит, просит попроШАЙКА.

х         х      х       х    х     х

дайте, дайте попроШАЙКЕ,

х       х      х     х    х     х

всё, что просит попроШАЙКА!

х         х      х      х      х

 

№4. «Вопросы – ответы»

Абстрактный вариант:

у?  у              о? у               а?  о                э?  а               ы?  э              ы? ы

У        У    У           О     О            А      А             Э     Э            Ы    Ы           Ы                                      

«Жираф»

Конкретный вариант: 

У ЖИРАФА ЕСТЬ ВОПРО-                ос?

ДЛЯ ЧЕГО ВЫСОКИЙ РО-                ост?

ВИДНО С ЭТОЙ ВЫСОТЫ                ы

ВСЕХ, КТО ПРЯЧЕТСЯ В КУСТЫ    ы!

 

№ 5. «Бронтозаврик»

Абстрактный вариант:

У!                  У!                   У!                      У!                    У!

У                   УО                  УОА                 УОАЭ             УОАЭЫ  ХХХ

Ы!                 Ы!                   Ы!                    Ы!                   Ы!

Ы                  ЫЭ                  ЫЭА                ЫЭАО           ЫЭАОУ ХХХ

Конкретный вариант:

КТО-

О ТАМ ХОДИТ ПО БОЛОТУ  ХХХ

НО-

ОГИ КАК У БЕГЕМОТА  ХХХ

ГО-

ОЛОВА НА ДЛИННОЙ ШЕЕ ХХХ

ХВО-

ОСТ ЗА НИМ ЕЩЁ ДЛИННЕЕ  ХХХ

 

№ 6. «Бегемот»

Сладко спит в своей постели бегемот – [ХР], [ХР]

Видит он во сне морковку и компот — [ХР], [ХР]

Спит он широко разинув рот — [ХР], [ХР]

И во сне он громким голосом поёт — [ХР], [ХР]

 

№ 7. «Винни Пух и Пятачок»

Винни Пух — звук на вдохе фальцетным режимом в низкой тесситуре, на выдохе в грудном: а-А

Пятачок — звук на вдохе и выдохе в фальцетном режиме в высокой тесситуре: а-а

 

№ 8. «Губной вибрант»

(Р) — ЗАРАБОТАЛИ МОТОРЫ — (Р)Ы

(Р) — НА МАШИНАХ ЕДЕМ В ГОРЫ — (Р)Ы

(Р) — ВОЗВРАЩАЕМСЯ С ГОРЫ — (Р)Ы

(Р) — ПРОЕЗЖАЕМ ВО ДВОРЫ — (Р)Ы

 

№ 9. «Выдувание»

(У) — ЗАВЫВАЕТ ВЕТЕР  — (У)

(У) — ПЕСНЬ ПОЁТ СВОЮ — (У)

(У) — ВЫ НЕ БОЙТЕСЬ ДЕТИ — (У)

(У) — ПЕСЕНКУ МОЮ — (У)

 

№ 10. «Слоник»

Слоник по двору ходил — [n],[n], [n],[n]

Слоник хоботом водил — [n],[n], [n],[n]

Мы за слоником пойдем — [n],[n], [n],[n]

Голос в хоботе найдем — [n],[n], [n],[n]

3-й цикл: упражнения на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации (ГСДК)

 

№ 1. «Буквоежка»

[A]Ш  [A]Ш  [A]Ш  [A]Ш и так далее в последовательности: Ш, С, Ф, К, Т, П, Б, Д, Г, В, З, Ж.

№ 2.

1) Греть руки дыханием.

2) Перевести беззвучный выдох в шипение горлом – h.

3) [A]h  [A]h  [A]h  [A]h

4) [A]h [A]A [A]h [A]A [A]h [A]A

5) «Волна»: х х х А х х х А х х х А х х х

6) «От шёпота до крика»: 1-10 (P   mf   f   ff)

7) «Крик»

Раз, два, ….                   ДЕСЯТЬ!!!

Шёпот…                        крикнуть     

8) «Крик — вой»

                    у!

[А]А!!!                 П

9) «Волна» с воем»:

                                                          у!

Х х х А х х х А х х х А       П                     П              х х х

10) «Крик — вой — визг»:

                                                 а!!!

                             у

[A]A

11) «Волна» с «Криком чайки»:

                                                                            а![A]a![A]a![A]a!

                                                       у!

х х х А х х х А х х х А         П              П

 

№ 3. «Песенка про смех»

Это песенка про смех — (Г)А(Г)А  (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А

Мы поем ее для всех — (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А  (Г)А

Так смеются медвежата — (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А

И тигрята и слонята — (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А

Они басом все хохочут — (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А Г)А(Г)А (Г)А

 

Все вокруг гремит, грохочет — (Г)А(Г)А Г)А(Г)А  (Г)А(Г)А (Г)А

Это песенка про смех — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а

Мы поем ее для всех — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а

Так смеются лягушата — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а

И цыплята и мышата — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а

Они тоненько хохочут — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а

Все вокруг свистит, стрекочет — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а

 

 

smolokova.ru

6.6. Фонопедия при узелках голосовых складок

Узелки голосовых складок — это мелкие доброкачественные образования, возникающие симметрично на обеих голосовых складках на границе передней и средней третей их длины — точке наиболее плотного их смыкания при фонации (рис. 11).

Узелковые образования у взрослых обычно называют «певческими узелками», а у детей — «узелками крикунов». По данным литературы, среди взрослых они чаще всего возникают у женщин в возрасте 25—30 лет, среди детей — у мальчиков 8—12 лет. Размер узелков колеблется от макового до просяного зерна.

Главная причина их образования — форсирование голоса. У певцов узелки (откуда пошло название «певческие») появляются при форсировании голоса, пении сверх своих вокальных возможностей, недостаточном владении вокальной техникой. Нередко узелки возникают у педагогов, лекторов. Причина та же: форсирование голоса при отсутствии навыков правильного голосоведения.

Дети, у которых наблюдаются узелки на голосовых складках, обычно очень подвижны, шумны, крикливы. По мнению А. Митринович-Моджевской (1965), фоном для их появления служит снижение тонуса голосовых складок, а также простудные и инфекционные заболевания верхних дыхательных путей.

Наличие узелков изменяет голос. Появляются охриплость разной степени выраженности, дрожание и тремолирование голоса, невозможность правильно интонировать звук, придыхание при речи и пении; жалобы на большое напряжение и голосовую утомляемость.

Певческие узелки формируются постепенно. Сначала это мелкие мягкие образования, которые достаточно хорошо поддаются медикаментозному лечению. Необходимым условием эффективности лечения является временное ограничение голосовой нагрузки и изменение манеры голосоведения. При позднем обращении с уже сформировавшимися узелками медикаментозное и физиотерапевтическое лечение успеха не дают и показано хирургическое вмешательство. Детям, имеющим узелки на голосовых складках, хирургическое лечение не проводят до пубертатного периода.

В любом случае — на фоне лечения или после хирургического удаления — необходимо проводить фонопедию, в задачи которой входит изменение способа голосоведения и укрепление голосовой и дыхательной мускулатур.

На подготовительном этапе после разъяснения необходимости проведения специальных функциональных тренировок голосового аппарата приступают к коррекции дыхания. Цель дыхательных упражнений — формирование костно-абдоминального типа дыхания и нахождения дыхательной опоры. На первых занятиях дыхание тренируется в положении лежа с контролем за движением стенки живота и удлинением выдоха через рот, как это было описано в предыдущих разделах.

Затем дыхательные упражнения с использованием комплексов, представленных в Приложении (на с. 137, 138 — для взрослых и на с. 133, 134 — для детей), проводятся либо в кабинете лечебной физкультуры, либо самим логопедом.

С детьми младшего возраста тренировки лучше осуществлять в игровой форме. Используются, например, такие игры.

1. «Трубач». Исходное положение сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку около рта и приподняты вверх. Вдох, затем медленный выдох через трубочку с произнесением пф-ф.

2. «Семафор». Исходное положение сидя на стуле, на вдох поднять руки в стороны, на выдох медленно опустить, произнося длительное с-с.

3. «Маятник». Исходное положение стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Сделать вдох, затем на выдохе наклонить туловище в одну, потом в другую сторону, произнося ту-ух.

4. «Рубка дров». Исходное положение стоя, ноги на ширине плеч. Руки, сжатые в замок, поднять над головой — вдох, наклониться вперед, произнося на выдохе у-х.

5. «Гуси летят». Медленная ходьба. На вдох руки развести в стороны, на выдох опустить их, произнося г-у.

6. «Свисток». Исходное положение сидя на стуле. В одной руке кружка с водой, в другой — трубочка. Сделать вдох и на выдохе через трубочку в воду произнести у.

Каждое упражнение выполняется 4—5 раз подряд.

Для снятия напряжения голосового аппарата полезно проводить упражнения для релаксации мышечного тонуса (во всех случаях исходное положение — сидя на стуле прямо).

1. Опустить голову, касаясь подбородком грудной клетки, и медленно отводить ее попеременно то к правому, то к левому плечу, произнося гласные звуки на придыхательной атаке.

2. Сделать короткий вдох, на выдохе при широко открытом рте выложить распластанный и расслабленный язык на нижнюю губу, выдвинув его из полости рта как можно дальше.

3. Слегка погладить ладонями сверху вниз переднюю поверхность шеи и верхнюю область грудной клетки, затем, мягко похлопывая грудную клетку, протяжно произносить ммь-м-мь; н-нь-н-нь.

4. На придыхательной атаке произносить слоги ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе, хи-хи-хи.

Эти упражнения подходят и детям, и взрослым, каждое выполняется также 4—5 раз подряд.

После описанных тренировок методом проб подбирается оптимальный по звучанию и доступности способ подачи голоса на мягкой атаке. Обычно это произнесение сонорных [м] или [н]. Звук произносится «в маску» изолировано, затем вводится в состав слогов и слов. Постепенно закрепляется нормальная фонация. Правильность подачи голоса контролируется аудитивно при обязательном ощущении комфортности и удобства произнесения.

Если узелки еще не достигли последней стадии своего формирования (когда они становятся крупными, спаянными с подлежащими тканями), то фонопедия может привести к их исчезновению. В дальнейшем и дети, и взрослые, у которых появлялись узелки, нуждаются в периодическом наблюдении как с точки зрения возможного их рецидива, так и для контроля за манерой и способом голосоподачи.

Приведем выписку из истории болезни.

С.В., 8 лет, учится во II классе. Впервые обратились к врачу 18.10.1999 г. с жалобами на резко охриплый голос. Со слов матери нарушение появилось около года назад. В семье связывали это с простудой. Постепенно такое состояние усиливалось. Оториноларинголог по месту жительства поставил диагноз — узелки голосовых складок. Мальчик был направлен на дополнительную консультацию в фониатрическое отделение.

При осмотре — слизистая оболочка гортани розовая, голосовые складки бледные, на границе передней и средней их третей конусовидные образования менее просяного зерна. Колебания голосовых складок синхронные с малой амплитудой, смыкание неполное, длительность фонации укорочена. Диагноз был подтвержден.

По словам матери, мальчик обычно бывает беспокойным, шумным, говорливым, много кричит во время игр, особенно на улице. Анамнез не отягощен, однако ребенок часто болеет простудными заболеваниями.

Были назначены физиотерапия и вливания в гортань с параллельным проведением фонопедии. После консервативного лечения тренировки продолжались 3 мес. Фонопедические занятия проводились амбулаторно раз в неделю. Дома занимался самостоятельно под присмотром матери 4—6 раз в день по 20 мин. В течение этого времени удалось полностью перестроить манеру голосоведения. Говорить ребенок начал спокойно, перестал кричать.

При осмотре по окончании логопедической работы слизистая оболочка гортани и голосовых складок имела обычный цвет, узелки исчезли, смыкание голосовых складок было плотным, колебательные их движения синхронными с обычной амплитудой. Через шесть месяцев при контрольном осмотре патологии выявлено не было, жалобы отсутствовали, голос имел нормальный тембр, был звонким, без охриплости.

Контрольные вопросы и задания

1. Что является причиной возникновения узелков голосовых складок?

2. Что способствует исчезновению узелков?

3. Необходимо ли проводить коррекцию дыхания у детей и взрослых при узелках голосовых складок?

4. В каких случаях проводится хирургическое удаление узелков?

5. Какие способы голосоподачи целесообразно использовать в коррекционной работе при узелках голосовых складок?

6. Назовите упражнения, используемые для снятия напряжения голосового аппарата.

7. Составьте план занятия с ребенком 7—8 лет, имеющим узелки голосовых складок.

studfiles.net


Смотрите также