Спортивная гимнастика: отличная форма за год регулярных занятий в клубе. Гимнастика форма


Оздоровительная гимнастика как часть физической культуры. Формы занятий оздоровительной гимнастикой

Основными средствами физической культуры являются физические упражнения – это движения или действия, используемые для развития физических способностей (качеств), органов и систем, для формирования и совершенствования двигательных навыков. С одной стороны – это средство физического совершенствования, телесного преобразования человека, а также его духовной сущности, с другой – это еще и метод физического развития человека. К вспомогательным средствам относят естественные факторы внешней среды и гигиены. Совокупность применения этих факторов в единстве создает условия для эффективного влияния физических упражнений на занимающихся. Выполнение отдельно взятого упражнения не дает достижения целей и задач формирования физической культуры личности. Необходимо многократное выполнение упражнений, продуманных по целевой направленности на оздоровительный или тренировочный эффект. При этом необходимо знать, что движение, двигательная деятельность, вызывает в организме человека изменения (биохимические, физиологические, психические и др.). Эти изменения принято называть двигательными эффектами физических упражнений (Курамшин, Ю.Ф., и др., 1999).

Однако, эффект от занятий может быть и отрицательным, он зависит от организации занятий, знаний и способностей преподавателя и занимающегося. Все вышесказанное указывает на то, что любое занятие физическими упражнениями должно быть продуманным, организованным, направленным, то есть имеющим цель и задачи, и контролируемым в плане нагрузки, чтобы эффект от упражнений был положительным и оздоровительным.

Педагогически правильное применение физических упражнений позволяет успешно решать задачи, в том числе, и самостоятельных занятий. Как правило, самостоятельные занятия имеют гигиенический, общеразвивающий характер. Они направлены на решение задач общего оздоровления организма, развития функциональных систем (тренировка сердечно-сосудистой, дыхательной систем), развития физических качеств – силы, быстроты, гибкости, выносливости, ловкости. Для решения этих задач наиболее подходящей формой самостоятельных оздоровительных занятий является оздоровительная гимнастика в виде УТРЕННЕЙ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ, ВВОДНОЙ ГИМНАСТИКИ, как КОМПЛЕКС общеразвивающих упражнений (ОРУ), предназначенный для ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ (ОФП).

Утренняя гигиеническая гимнастика используется для сохранения и укрепления здоровья, поддержания хорошего уровня умственной и физической работоспособности. Занятия проводятся индивидуально и в группах (например, в дошкольных учреждениях). Основой комплексов являются ходьба, бег, общеразвивающие и прикладные упражнения. В зависимости от условий, выбираются упражнения из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа). Как правило, комплекс состоит из 8 – 12 упражнений по 6-8 повторений каждое. В завершении применяют упражнения на восстановление дыхания, в расслаблении. Как правило, в комплексы УГГ не включают упражнения высокой интенсивности, движения, связанные с чрезмерными силовыми нагрузками.

Вводная гимнастика направлена на быстрое вхождение занимающихся в предстоящую работу, учебную деятельность. Здесь применяются упражнения, сходные с профессиональными движениями, и ставится задача достижения высокого психологического и физиологического настроя на предстоящую активную трудовую деятельность, учебу. Продолжительность выполнения упражнений 5-10 минут.

Комплекс упражнений ОРУ, направленный на общую физическую подготовку – может состоять как из стандартных общеразвивающих упражнений, так и из упражнений, например, ритмической гимнастики, могут использоваться элементы танцев, стретчинга, калланетики, восточных оздоровительных систем (Меньшиков, Н.К., и др., 1998). В настоящее время появляются все новые, так называемые нетрадиционные формы двигательной активности, которые по своей идее вполне соответствуют понятию оздоровительной гимнастики, существенно расширяя кругозор и возможности занимающихся. Характерной чертой занятий по ОФП является их ярко выраженная направленность на развитие физических качеств, в то время как, например, занятия аэробикой ставят задачей улучшение работы кардиореспираторной системы через выполнение упражнений на определенной частоте сердечных сокращений (Крючек, Е.С., 1999). Общим для всех приведенных форм оздоровительной гимнастики является то, что все они базируются на ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЯХ и имеют оздоровительную направленность.

studfiles.net

Формы лечебной физической культуры | ЛФК

Существует множество форм лечебной физической культуры: утренняя гигиеническая гимнастика, занятие лечебной гимнастикой, самостоятельные занятия физическими упражнениями, лечебная дозированная ходьба, дозированные восхождения (терренкур), массовые формы оздоровительной физической культуры, дозированные плавание, гребля и др. (см. схему).

Утренняя гигиеническая гимнастика — это выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений, способствующего переходу организма из состояния торможения (сна) к активному режиму дня. На послебольничном этапе реабилитации утреннюю гигиеническую гимнастику можно проводить на  открытом воздухе, сочетая ее с непродолжительной прогулкой.

Занятие лечебной гимнастикой — основная форма лечебной физической культуры, направленная на восстановление функции пострадавшего органа и всего организма в целом. Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В первой даются элементарные гимнастические и дыхательные упражнения, подготавливающие больного к возрастающей физической нагрузке. Во второй применяются специальные и общеразвивающие упражнения, оказывающие положительное воздействие на пострадавший орган и весь организм больного. В третью включаются элементарные гимнастические и дыхательные упражнения на расслабление мышечных групп, снижающие общую физическую нагрузку и способствующие восстановлению физиологических показателей.

Самостоятельные занятия лечебной гимнастикой проводятся больными, умеющими правильно выполнять физические упражнения и сознательно относящимися к качеству их выполнения. Комплекс упражнений для них составляют специалисты по лечебной физической культуре с учетом индивидуальных особенностей каждого больного. Самостоятельные занятия, которые проводятся с профилактической целью, строятся на основании рекомендаций самих специалистов, а также рекомендаций, полученных с помощью средств массовой информации (теле- и радиопередач, специальной литературы и т. п.).

Лечебная дозированная ходьба проводится для нормализации походки после травм и заболеваний нервной системы, опорно-двигательного аппарата, обмена веществ, для тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также адаптации организма к нагрузкам. Дозируется лечебная ходьба скоростью передвижения, длиной дистанции, длиной шага, рельефом местности, качеством грунта. Такая ходьба является самостоятельной формой лечебной физической культуры, в отличие от ходьбы как спортивно-прикладного упражнения, применяемого в занятии лечебной гимнастикой в качестве средства лечебной физической культуры.

Дозированное восхождение (терренкур) — лечение дозированной ходьбой с постепенным подъемом и спуском на специальных маршрутах. Эта форма занятий применяется при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нарушениях обмена веществ, травматических поражениях опорно-двигательного аппарата и нервной системы. В зависимости от крутизны подъема маршруты терренкура делятся на группы с углом подъема 4— 10°, 11—15°, 16—20°. Наиболее известны маршруты терренкура в Кисловодске, Ессентуках, Сочи, Гурзуфе, Ялте.

Дозированные плавание, гребля, ходьба на лыжах, катание на коньках и др. могут являться не только средствами лечебной физической культуры (как разновидность спортивно-прикладных упражнений), но и самостоятельной формой. Они рассчитаны на дальнейшую тренировку функций пораженных органов и всего организма в целом, повышение работоспособности выздоравливающих, профилактику заболеваний. Эта форма занятий применяется индивидуально — с учетом показаний, противопоказаний и соответствующих дозировок. В последнее время она широко используется в реабилитации спортсменов, лиц молодого и среднего возраста.

К массовым формам оздоровительной физической культуры относятся элементы спортивных игр, ближний туризм, элементы спорта, массовые физкультурные выступления, праздники. Эти формы подбираются и дозируются индивидуально. Они применяются в период окончательного выздоровления с целью тренировки всех органов и систем. Массовые формы лечебной физической культуры могут использоваться и с профилактической целью, особенно в группах здоровья, на курортах и в санаториях.

формы лфк

www.medical-enc.ru

| Спортивная гимнастика: отличная форма за год регулярных занятий в клубе

В сентябре в центре Минска (в Центральном дом офицеров) открылся cпортивно-оздоровительный клуб «Каспер» заслуженного мастера спорта Дмитрия Касперовича. Пока, в основном, работают только детские группы, но скоро начнутся занятия и для взрослых, которые хотят развить координацию, научиться делать сальто или, к примеру, освоить элементы паркура.

Занятия в клубе «Каспер» ведут Дмитрий Касперович – участник двух Олимпийских игр и обладатель бронзовых, серебряных и золотых медалей на чемпионатах мира и Европы, и кандидат в мастера спорта по спортивной гимнастике Евгений Семенкевич. Редакция Backstage.by посетила групповую детскую тренировку по спортивной гимнастике и узнала у основателей школы о том, чем могут быть интересны и полезны занятия в гимнастическом зале.

BS. Для кого предназначена ваша школа спортивной гимнастики?

ЕС. У нас могут заниматься и гимнасты первого разряда, и кандидаты в мастера, и те ребята, которые просто хотят улучшить свою физическую форму. Мы занимаемся и с теми, кто хочет пойти в профессиональный спорт, и с теми, кто рассматривает спорт как хобби и хочет улучшить физическую форму. Что касается детей, то занятия способствуют комплексному развитию ребенка и повышают самодисциплину. К нам приводят слабых детей, чтобы улучшить их состояние. Также мы приглашаем ребят 8-9 лет, которым уже поздно идти в профессиональный спорт.

BS. Какие группы есть в школе?

ДК. Наши группы разделяются по возрасту и направленности. Уже открыты оздоровительные группы для детей 3-6 лет, которые не собираются идти в профессиональную гимнастику. В этом возрасте гармоничное физическое развитие очень важно, чтобы подготовить ребенка к учебным нагрузкам. На занятиях дошкольники укрепляют физическую форму, развивается моторика, интеллект. Дети такого возраста получают огромное удовольствие, когда учатся делать кувырки, сальто и стойки.

BS. А что насчет группы для самых маленьких – 2-3 года. Неужели и таких малышей можно научить гимнастическим трюкам?

ЕС. Занятия для малышей проходят у нас по субботам. Малыши занимаются вместе с родителями. Занятия проходят в развлекательной форме как комплексная разгрузка и для родителей, и для ребенка. Это весело, ребенку идет на пользу смена обстановки, он ощущает себя по-другому. Тренер на таких занятиях общается больше с родителями, которые, в свою очередь, передают команды ребенку и помогают ему выполнять упражнения.

BS. Если маленькие дети занимаются для общего развития, то чем полезна спортивная гимнастика для детей школьного возраста – от 6-7 лет?

ДК. Всем известен уровень физкультуры в современных школах. Большую часть урока ребята делают, что хотят, поэтому и тело у большинства школьников оставляет желать лучшего. Они не подготовлены к физическим нагрузкам, даже при ходьбе и беге чувствуется дисбаланс. В нашей школе спортивной гимнастики мы постепенно восстанавливаем физическую форму детей и баланс в организме.

BS. Какие основные проблемы у школьников с физической формой?

ЕС. У мальчиков чаще всего недоразвит плечевой пояс, мало кто может подтянуться. У многих даже не получается подтянуть себя на турнике. Чтобы укрепить руки, мы делаем упражнения на брусьях и кольцах.

BS. А за сколько можно прийти в форму и увидеть результат?

ДК. Когда родители задают нам такой вопрос, мы отвечаем, что в форму можно прийти за год регулярных занятий. За это время будут заметны большие изменения, но только при условии, что ребенок будет исправно посещать занятия два раза в неделю. Конечно, при пропусках и болезнях навыки теряются, все нужно начинать сначала.

BS. А есть ли какие-то противопоказания к этому виду спорта?

ДК. Изначальных противопоказаний нет. Мы принимаем детей со справкой о состоянии здоровья. Чаще всего родители спрашивают, можно ли заниматься с искривлением позвоночника. Статистика показывает, что у современных детей позвоночники очень редко бывают идеальными, маленькие искривления всегда присутствуют.  И это не является противопоказанием для занятий. Напротив, гимнастика помогает укрепить осанку, что особенно важно для школьников.

BS. Правда это или миф, что занятия спортивной гимнастикой сдерживают рост?

ЕС.  Я считаю, что это все мифы. Могу привести свой личный пример. Рост моего отца – 166 см, мой рост – 172 см. Если даже профессиональные занятия спортивной гимнастикой немного сдерживают рост, то уже в 8-9 классе генетика все равно берет свое, и парни вырастают не ниже остальных.

BS. Есть ли опасность получить травмы?

ДК. Как и во всех видах спорта, в гимнастике нужно учитывать, что нескоординированные действия ведут к травмам. Нельзя перегружать себя или не обращать внимания на боли в мышцах. Резкие движения могут привести к микротравмам.

BS. Давайте поговорим о взрослых группах. Как у них будут проходить занятия?

ЕС. Мы начали работу с сентября и пока сфокусировались на детских группах, но в скором времени начнем заниматься и со взрослыми. Кстати, на slivki.by уже можно записаться к нам на бесплатные занятия по пятницам. Мы будем учить взрослых прыжкам на батуте, элементам акробатики, сальто, стойкам на руках и др.

BS. Программа будет одинаковой для всех или к вам можно будет прийти, чтобы научиться какому-то конкретному элементу?

ДК. Программа для всех будет индивидуальной. Общей будет только разминка. Каждый сможет прийти к нам и сказать, чем он хочет заниматься. Один человек хочет научиться делать сальто на батуте, другой мечтает освоить стойку на руках, третий – укрепить мышцы и подтягиваться много раз подряд. Мы координируем действия. Также занятия могут проходить в форме реабилитации для мышц. Например, у нас занималась девушка с травмой плечевого пояса, которую она получила при профессиональных тренировках кроссфитом. Ей нужна была реабилитация, чтобы восстанавливать и поддерживать мышцы в форме, но при этом не перегружать их.

BS. Чем такие занятия отличаются от кроссфита или тренажерного зала?

ЕС. Спортивная гимнастика – это сложные координационные движения. Во время упражнений развивается, прежде всего, ловкость и координация. Кроссфит больше направлен на подкачку, силовую выносливость. В отличие от тренажерного зала, гимнасты работают только со своим весом. Можно сказать, что тренажерный зал способствует росту мышечной массы, а гимнастика развивает не массу, а силу. Для здоровья это полезнее. Кстати, в ближайшем будущем мы планируем подключить к программе и кроссфит, когда развесим в зале веревки для занятий.

BS. Могут ли прийти к вам те ребята, которые хотят освоить модный сейчас вид спорта паркур?

ЕС. Конечно, мы как раз предлагаем тем, кто хочет сделать паркур своим хобби, прийти к нам и научиться выполнять акробатические элементы в зале, в безопасных условиях. После они смогут делать такие упражнения и на улицах. Вообще мы ждем всех, кому скучно делать простые силовые упражнения и хочется чего-то большего. У нас будут проходить круговые тренировки по типу советской гимнастики с упражнениями на кольцах, брусьях и других спортивных снарядах, и многое другое.

 

 

Tweet

Share

Plus

Share

Class

Pin

backstage.by


Смотрите также