Групповая гимнастика «Евротим». Гимнастика групповая


Групповая гимнастика «Евротим» | ФизкультУРА

Опубликовано Красникова Натальяhttp://www.fizkult-ura.ru

Гимнастика "Евротим"

В настоящее время происходит расширение форм физкультурно-спортивной активности, которые не требуют особых способностей и качеств, не связаны с большими тренировочными нагрузками, присущими спорту высших достижений, а поэтому и более доступных для широких масс населения. Такие формы нацелены на сочетание оздоровления и физического совершенствования с применением соревнований.

Одним из таких молодых видов массового спорта стала «Групповая европейская гимнастика» или «Евротим». Ее появление явилось результатом поиска вида гимнастики массового характера, отличающегося относительной доступностью, разнообразием видов упражнения и командным характером их выполнения. Сочетание таких признаков в «Евротиме» и определило ее быстрое распространение и популярность, особенно в западноевропейских странах.

Первый чемпионат по европейской гимнастике состоялся в мае 1996 г. в Финляндии, последующие проводятся раз в два года. Инициатором разработки и распространения этого вида гимнастики является Европейский гимнастический союз, под патронажем которого и осуществляется организационное управление групповой гимнастикой.

Помимо приоритета Европейского гимнастического союза в определении названия данного вида гимнастики безусловно сыграло свою роль и содержание ее, предусматривающее групповые совместные действия участников в каждом виде упражнений.

Суть данного вида гимнастики выражается в:

  • способе выполнения упражнений — поточных действиях (один за другим), без пауз при выполнении прыжковых упражнений или одновременном согласованном выполнении упражнений на снарядах или вольных;
  • возможности помощи и страховки, которые оказывают партнеры и тренеры выступающих участников;
  • допустимости взаимозамены участников команды в отдельных видах упражнений, обеспечивающей активность запасных участников;
  • суммировании вклада каждого участника команды в общем результате выступления в соревновании.

Это существенно отличает «групповую» гимнастику от традиционной снарядовой, акробатики и художественной гимнастики, где всегда (даже в массовых соревнованиях — и это очень плохо) в командный результат включаются только лучшие результаты.

Специфику «Евротима» характеризуют следующие признаки:1) сложно-координационный характер упражнений, выполняемых на разных снарядах и широкий диапазон трудности индивидуальных и групповых действий;2) разнообразие движений, включаемых в соревновательные упражнения, и видов многоборья;3) скоростно-силовой характер упражнений, особенно мощных отталкиваниях руками и ногами, а также поворотов и вращений;4) определенная психологическая напряженность при выполнении упражнений, связанная с безопорными, полетными фазами упражнений и вращениями в них, а также поточностью быстрых самих по себе упражнений (когда задержки каждого следующего участника запрещены), которая добавляет трудности в определении момента начала упражнения, «незаконченностью» упражнения приземлением, а необходимостью выхода из зоны снаряда и освобождения ее следующему гимнасту, соблюдении дистанции;5) синхронизация деятельности, которая выражается в согласовании действий участников групповой композиции, точном взаимодействии участников прыжковых серий, сочетании действий с обязательным музыкальным сопровождением;6) строгая регламентация программ соревнований (упражнений), условий их и правил судейства.

Таким образом, исходя из специфики групповой гимнастики, можно определить основные требования к подготовленности спортсменов и одновременно отметить те ее стороны, которые стимулируются в процессе занятий:а) достаточные физические кондиции, позволяющие выполнить скоростно-силовую работу, сочетая ее с большой амплитудой движений в суставах;б) широкая двигательная база, выражаемая в специальном двигательном опыте выполнения вращений, равновесий, прыжков (разных видов отталкиваний руками и ногами), а также четкости и артистичности исполнения;в) танцевально-хореографическая подготовленность, определяющая успех в групповых вольных упражнениях с предметом и без него;г) специальная техника выполнения различных упражнений.

Особенности организации и судейства соревнований по групповой гимнастике заключаются в том, что команды, представляющие спортивные клубы, могут включать от 6 до 12 участников, причем, состоять либо из мужчин, либо из женщин, или быть смешанными — включать по 50 % тех и других, но оцениваются они по одним и тем же правилам.

К участию в соревнованиях допускаются спортсмены не моложе 14 лет. Судейство осуществляют: арбитр, четыре судьи и два помощника. Судейство проводится закрытым способом (представлением арбитру судейской записки с оценкой, выставляемой участнику, без показа ее зрителям) с последующим выведением средней окончательной оценки и ее обнародованием.

Базовая оценка для судейства — 10 баллов, в которые входят:до 3,0 балла — за трудность упражнения,до 2,0 балла — за композицию,до 4,8 балла — за исполнениедо 0,2 балла надбавки — за оригинальность и сложность. Оценка производится с точностью до 0,01 балла.Программа включает три обязательных упражнения, которые выполняются под инструментальную музыку.Вообще, в групповой гимнастике возможно использование и предъявление на соревнованиях пяти видов упражнений:

1-й вид — групповая композиция вольных упражнений без предмета под инструментальную музыку. Упражнение должно быть динамичным, соответствовать ритму музыкального сопровождения, включать перемещения и перестроения при максимальном использовании прямоугольной площадки со сторонами 14 и 20 м. Основой композиции являются простые телодвижения, но включаются и обязательные элементы: равновесия, волны, повороты, вращения (не меньше, чем на 360°), акробатические прыжки. Эти элементы должны логично вписываться в целостную композицию. При этом трудность упражнений не ставится главной целью. Наибольшие требования предъявляются к согласованности работы всех участников композиции, как к единому ансамблю исполнителей. Командные действия должны быть точными, технически правильными, элементы, соединения и в целом вся композиция должны выполняться выразительно, артистично. Зрелищность данного вида упражнений усиливается красивой и оригинальной формой одежды участников и специальной атрибутикой. Упражнения выполняются в пределах 2—4 минут.

2-й вид — прыжки на акробатической дорожке (тоже под музыкальное сопровождение). Последовательно выполняются три серии акробатических прыжков, каждая из которых состоит из трех или более элементов и отличается характером вращений и поворотов и направлением их: вперед, назад, комбинированные. Все прыжки подразделяются по трудности и занесены в таблицу, ориентирующую участников и судей соревнований.

Каждая серия прыжков выполняется, как сказано выше, — поточным способом, без пауз между прыжками участников. Стартом для начала разбега очередного участника является момент окончания предыдущим спортсменом не упражнения, а разбега, и начало собственно акробатических действий. Таким образом, все участники команды последовательно сменяют друг друга, а двое из них постоянно находятся в активном движении.При выполнении акробатических прыжков обязательная страховка, которую осуществляют либо два тренера, либо два участника команды из состава запасных.

При оценке данных упражнений в первую очередь внимание обращается не на трудность, а на исполнительское мастерство, ритмичность и согласованность действий членов команды.

В каждой серии прыжков могут принимать участие не менее 6 гимнастов, что дает возможность спортсменам заменять друг друга.

3-й вид — прыжки с мини-батута. Команда из 6 человек выполняет с разбега (до 15 м) три различных прыжка, отталкиваясь от сетки мини-батута. Один из прыжков должен быть одинаковым для всех участников команды, а два других — по выбору, но с последовательным увеличением сложности. Один из прыжков также должен быть опорным — т.е. с отталкиванием руками о промежуточную опору, в качестве которой используются гимнастические снаряды: конь, стол, плинт. При этом высота снаряда может варьировать в пределах 120—190 см.

От акробатических прыжков на дорожке прыжки с мини-батута отличаются большей продолжительностью фазы полета, большей амплитудой безопорной фазы, своеобразными условиями отталкивания и более сложными структурами двигательных действий.

В полете гимнасты выполняют различные по направлениям, плоскости и количеству вращения, которые должны закончиться четким приземлением. После выполнения прыжка гимнаст должен освободить место приземления максимально быстро, чтобы не помешать закончить упражнение следующему участнику (начинающему разбег в момент отталкивания от батута партнера по команде).

Такие условия соревнований создают и зрелищность, но в то же время и определенную психологическую напряженность, требуя от участников особого внимания, способности оценивать ситуацию по временным, пространственным и ритмическим характеристикам.

4-й вид — групповая композиция вольных упражнений с предметами. Все основные требования к данной композиции не отличаются от тех, что предъявляются к первому виду — упражнениям без предмета. Но есть и свои особенности, определяемые конструкцией используемого предмета и возможностями выполнения с ним определенных действий, которые могут быть весьма различны в упражнениях с мячами, обручами, скакалками, лентами, вымпелами и т.п. При этом каких-либо требований, определяющих жесткие стандартные параметры используемых предметов, нет, и каждый волен конструировать новые предметы или видоизменять традиционные, менять их размеры и т.д.

Естественно, для выполнения таких упражнений с предметами нужно иметь соответствующие технические манипуляционные навыки: бросать и ловить их, вращать, перебрасывать, перекатывать с одной части тела на другую, причем, сочетая эти действия с вращениями, поворотами, динамическими и статическими равновесиями — что требует достаточно серьезной специальной подготовки.

На общую оценку данной композиции, помимо качества выполнения движений, влияют согласованность действий участников команды, их соответствие характеру и ритму музыкального сопровождения, а также выразительность выполнения каждого элемента и композиции в целом.

5-й вид — групповые упражнения на снарядах. Одновременное выполнение гимнастами соединений элементов на 2—4 снарядах представляет собой особый вид групповой гимнастики. Например, на четырех мужских или женских брусьях выполняются под музыку три серии связок, каждая из которых состоит не менее чем из трех элементов. Обычно это различные висы и упоры, махи, подъемы, спады, стойки и соскоки — характерные для данного снаряда. Причем, особых требований к наличию трудных элементов не предъявляется. Основное внимание при оценке обращается на динамичность, синхронность и оригинальность построения связок.

В соответствии с регламентом соревнований каждая команда может выступать в трех видах программы при обязательном выполнении групповых вольных упражнений. В спортивной практике традиционно выбираются: групповые упражнения, акробатические прыжки и прыжки с мини-батута. Это дает возможность учитывать при подготовке к соревнованиям индивидуальные наклонности занимающихся и в то же время оценку на соревнованиях проводить, имея возможность сравнивать подготовленность участников по некоторому общему (правда, не утвержденному, но имеющемуся у каждого судьи) стандарту, основанному на общности условий выполнения упражнений в одних и тех же для всех участников видах многоборья.

Для групповой европейской гимнастики свойственна фестивальная форма проведения соревнований, показательных и конкурсных выступлений, обычно приуроченных к гимнастрадам и праздникам гимнастики. Это важно, поскольку, помимо самого соревновательного действа здесь разворачивается мощная агитационная работа и популяризация гимнастики среди очень большого, как правило, количества зрителей, которые приходят на «Евротим» и становятся ее активными поклонниками.

Список использованной литературы:

  1. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с. Подробнее.

www.fizkult-ura.ru

Елена Посевина: "Когда гимнастку определяют в групповые упражнения или индивидуальную программу, она ничего не решает"

Интервью с двукратной олимпийской чемпионкой по художественной гимнастике в групповых упражнениях

Елена Посевина

В субботу в Казани стартовал Кубок России по художественной гимнастике, соревнования в абсолютном первенстве проходят как по индивидуальной программе, так и в групповых упражнениях. Двукратная олимпийская чемпионка по художественной гимнастике в групповых упражнениях Елена Посевина в беседе с корреспондентом "Р-Спорт" Анной Манаковой рассказала, насколько отличаются выступления индивидуально и в группе, как сложно себя мотивировать после победы на Олимпийских играх и насколько для "групповичек" важно собственное "имя".

- В выходные пройдет Кубок России по индивидуальной программе и в групповых упражнениях. И если в списках личниц указывается фамилия и имя, то в групповых упражнениях команды представляют регион. Елена, вам не было обидно, что выступая в группе, вы в какой-то степени теряли свою индивидуальность?

- Естественно, это обидно. Но, как правило, после выступления гимнасток представляют поименно, со званиями и их достижениями. Хотя, конечно, у девочек, выступающих индивидуально, узнаваемость намного выше, чем в групповых упражнениях. Так пошло издавна и с тех пор продолжается. Но ситуация все-таки улучшается, и девочек, которые выступали на Олимпиаде в Лондоне, уже узнают. Сейчас достаточно развиты интернет-технологии: у гимнасток есть страницы в социальных сетях, их поклонники создают группы, поэтому узнаваемость растет. А в то время, когда я выступала, такого еще не было и можно было найти минимум фотографий. Разумеется, было обидно: труд колоссальный, а никто тебя не знает. Но, с другой стороны, выступаешь не для того, чтобы узнавали, а для себя, тренера и своей страны.

- А при выборе выступать индивидуально или в группе гимнастки задумываются о том, что выступая в групповых упражнениях, становятся частью группы и свое "имя", таким образом, теряют?

- На самом деле, когда гимнастку определяют в групповые упражнения или индивидуальную программу, она практически ничего не решает. Тренер принимает решение, и ей остается только выполнять. Тем более выступление в группе не отменяет звания и медали Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы, а знают или нет – уже второстепенно. Есть множество примеров, когда человека знают по всей стране и миру, но никаких заслуг у него нет. Не знаю, что лучше. Но я выберу звание и медали, чем меня будут все знать, а я буду никем (улыбается).

С другой стороны, если у гимнастки нет возможности выступать индивидуально, почему бы и не попробовать себя в групповых упражнениях. Это красивый, оригинальный и зрелищный вид спорта. Конечно, нельзя сравнивать с индивидуальной программой, потому что ритм просто бешенный. Я попробовала себя в обоих видах и могу сказать, что разница колоссальная, это только кажется, что все легко.

- Вы сказали, что выступали и по индивидуальной программе, почему перешли в групповые упражнения?

- Я тренировалась под руководством Ирины Александровны Винер с такими гимнастками, как Алина Кабаева, Ирина Чащина, Ляйсан Утяшева, Вера Сесина, подрастающая Ольга Капранова. Оставалось два года до Олимпийских игр в Афинах, и встал вопрос, кто поедет на Олимпиаду. Было решено, что однозначно поедут Алина и Ира и кто-то будет запасной. От страны на Играх могут выступать только две гимнастки, а нас таких перспективных и талантливых было море. Человек восемь-десять на место точно. И Ирина Александровна решила отдать меня в групповые упражнения, сказав: "Зачем ты будешь пропадать здесь и терять два года, если там ты можешь завоевать олимпийскую медаль". В итоге это оказалось верным решением, потому что через два года на Олимпийских играх в Афинах я стала олимпийской чемпионкой. Первоначально мечтала после Олимпиады вернуться в индивидуальную программу, но потом подумала и не стала возвращаться.

- Насколько сложно было для вас перейти из индивидуальной программы в групповые упражнения?

- В детстве у меня был небольшой опыт в группе, и я уже имела представление, что это такое. Хотя, конечно, взрослая сборная сильно отличается от юниорской. Но с самого начала тренеры и девочки, которые были в команде, помогли, подсказывали и поддерживали меня, поэтому этот переход был практически незаметен.

- В 2010 году Ирина Александровна Винер взяла под свой контроль и групповые упражнения, на ваш взгляд, после этого программы сборной перешли на качественно другой уровень?

- Конечно. Упражнения поставлены на другом уровне. Мы не делали такие элементы, которые выполняют девочки. Они исполняют элементы по сложности как в индивидуальной программе, а делать это синхронно практически невозможно. Тем более Ирина Александровна понимает, что наша сборная конкретно в групповых упражнениях должна с каждым годом быть все выше и выше, показывать в программах что-то новое, а не оставаться на том же уровне и ей удалось добиться этого.Это было неожиданное решение, но оно того стоило. Победа в Лондоне была безоговорочной, потому что гимнастки выполняли элементы на таком уровне сложности, что ничего не оставалось, как только разводить руками. А какие у них купальники. Каждый раз какие-то находки и это просто шедевр.

- После Олимпиады в Лондоне в составе "групповичек" осталось четыре гимнастки. Но после неудачного выступления на чемпионате мира Ирина Александровна приняла решение обновить сборную, потому что олимпийские чемпионки перестали работать. Вы стали двукратной олимпийской чемпионкой, как найти мотивацию, если уже выиграл золото Олимпийских игр?

- На самом деле это очень сложно сделать. Должна быть хорошая голова, потому что иногда спортсменки ловят "звездочку". Я не знаю, что конкретно произошло с этими девочками. В зрелом возрасте на такие вещи смотришь уже по-другому, а они еще совсем молодые. Меня поддерживала мой тренер Наталья Борисовна Тишина, благодаря ей я и осталась. После первой Олимпиады был такой момент, когда хотела закончить. Я поправилась, и тренер сборной Иваницкая Валентина Алексеевна поставила меня во второй состав. Она сказала, что пока я не похудею, не буду выступать в первом составе. На тот момент у меня не было никакой мотивации, я решила заканчивать, и к тому же была чемпионкой мира, Европы, Олимпийских игр – предел мечтаний любого спортсмена. Что еще нужно? Стать двукратной олимпийской чемпионкой? На тот момент двукратной олимпийской чемпионкой по художественной гимнастике была только Наталья Лаврова. Это случалось крайне редко. Наталья Борисовна поняла, что у меня не складывается и сказала: "Лена, неужели ты хочешь, чтобы все считали, что ты не смогла справиться с весом?! Похудей и со спокойной душой закончишь". Таким образом, она меня мотивировала. Я похудела, и меня сразу поставили в первый состав. Дальше закрутилось-завертелось, и мне уже самой хотелось заниматься – это стало переломным моментом. Нужно, чтобы рядом был человек, который будет тебя поддерживать, тренер или родные. Лучше, чтобы это был тренер, потому что родные не всегда в курсе того, что происходит на тренировках. Именно благодаря своему тренеру я стала двукратной олимпийской чемпионкой.

- Три чемпионки Олимпийских игр-2012 в групповых упражнениях официально не объявили о завершении карьеры. На ваш взгляд они еще могут попасть в первый состав сборной?

- Я думаю, могут. Самое главное было бы желание, а шанс есть всегда. Причины, по которым они сейчас не проходят в состав, известны только Ирине Александровне, поэтому, конечно, многое зависит от нее, но также и от самих девочек и их желания. Если гимнастка стремится попасть в состав и "пашет" с утра до ночи, то Ирина Александровна всегда дает шанс. Не было такого, чтобы она выгоняла и не давала второго шанса. А иногда дает третий, четвертый и пятый. Все зависит от того, надо ли им это и хотят ли они продолжать тренироваться. Возможно, им это надоело, хочется отдохнуть и, как мы говорим, пожить нормальной жизнью.

- С другой стороны, после Олимпиады Ирина Александровна устроила "групповичкам" отдых в Европе…

- Ирина Александровна – грамотный тренер. Она дает девочкам отдохнуть после каждых соревнований. По крайней мере, после международных соревнований девочки отдыхают прилично. У нас такой возможности не было: мы отдыхали два раза в год. Нам давалась неделя отдыха перед новым годом, и неделя в августе или июле, но не всегда. Естественно, организм не успевал восстановиться, и на Олимпиаде в Пекине мы выступали травмированной командой.

- Насколько я знаю, именно из-за травмы вы и решили завершить карьеру?

- Да, на тот момент мое здоровье не позволяло продолжить. У меня уже за плечами было две Олимпиады, но теоретически я бы смогла выступать дальше. Да абсолютно все смогли бы. Но вся команда решила закончить, потому что в сборной была такая ситуация. Мы практически не отдыхали, и наш организм не знал покоя. После Олимпийских игр нам сказали, что через 5 дней ждут нас на сборах для подготовки к этапам Кубка мира. Команда возмутилась: "Мы не просто устали, а все переломанные. Мы только что выиграли Олимпийские игры и через неделю опять на сборы?!". Это и стало основной причиной, почему вся команда завершила карьеру. Наше здоровье нам было дороже. Мы уже были олимпийскими чемпионками, и независимо от того, как сильно хотелось продолжать выступать, калечить себя не хотелось.

- Елена, сейчас вы работаете тренером, как приняли это решение?

- Я шла к этому достаточно долго. Пробовала для себя что-то новое: одно получалось, другое нет. Поняла, что мне нравится заниматься детишками. Нравится учить их чему-то, как они смотрят на тебя и общаются с тобой. Но это больше для себя на любительском уровне, а не профессиональном. Иначе сейчас я была где-нибудь на сборах. Я знаю, что из себя представляет работа тренера, какие есть плюсы в этой работе. Решила, что для меня в этой работе больше минусов.

- Предложение от сборной работать с девочками в групповых упражнениях поступало?

- Нет, но я бы не согласилась. Выступать и тренировать – абсолютно разные вещи. Без опыта тренерской работы в групповых упражнениях я бы не согласилась на такой крайне рискованный шаг. Если бы предложили тренировать команду города или области – это одно. А сборная России совершенно другой уровень ответственности.

- А если бы вам предложили тренировать спортсменок какого-то города, то вы бы выбрали групповые упражнения или в индивидуальной программе?

- Хороший вопрос (смеется). Я об этом не задумывалась, но, наверное, все же в индивидуальной. Это моя не реализовавшаяся мечта. Я хотела стать чемпионкой именно по индивидуальной программе. У меня это не получилось, и я вложила бы всю себя в гимнастку, которую тренировала, чтобы она добилась тех высот, о которых мечтала я.

rsport.ru

r-gymnastics.com

ГРУППОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ - это... Что такое ГРУППОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ?

 ГРУППОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ методическая форма оперативной и тактической подготовки офицерского состава. Заключаются в отработке отдельных учебных вопросов, при которой все участники выступают, как правило, в одной или двух-трех должностях. Могут проводиться на картах, на макетах местности и непосредственно на местности. В ходе их отрабатываются, как правило, способы выполнения боевых задач в последовательно создаваемых вариантах боевой обстановки. Является средством предварительной подготовки военных кадров для участия в более сложных формах командирской подготовки, а также на учениях с войсками (силами).

Война и мир в терминах и определениях. под общей редакцией Дмитрия Рогозина . 2014.

  • ГРУППА ОПЕРАТИВНАЯ МАНЕВРЕННАЯ, ПОДВИЖНАЯ (ОМГ, ПГ)
  • ДЕЙСТВИЯ СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ БОЕВЫЕ

Смотреть что такое "ГРУППОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ" в других словарях:

  • групповые упражнения — grupiniai pratimai statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Aerobikos pratimų rūšis. atitikmenys: angl. group exercises vok. Gruppenübungen rus. групповые упражнения …   Sporto terminų žodynas

  • групповые упражнения — grupiniai pratimai statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Akrobatikos pratimų rūšis – piramidės. atitikmenys: angl. group exercises vok. Gruppenübungen rus. групповые упражнения …   Sporto terminų žodynas

  • групповые упражнения — grupiniai pratimai statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Meninės gimnastikos varžybų programos dalis – 6 sportininkių kartu daromi pratimai su vienodais (pvz., 6 kamuoliais) arba dviejų rūšių (pvz., 3 kamuoliais ir 3 lankais)… …   Sporto terminų žodynas

  • групповые упражнения — grupiniai pratimai statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Pratimai, kuriuos daro keli sportuotojai ar sportininkai. atitikmenys: angl. group exercises vok. Gruppenübungen rus. групповые упражнения …   Sporto terminų žodynas

  • Победители и призеры Олимпийских игр (студенты, аспиранты и преподаватели НГУ им. П. Ф. Лесгафта) — Содержание 1 Общие итоги выступлений на Олимпийских играх 2 Выступление на Олимпийских играх …   Википедия

  • Чемпионат мира по художественной гимнастике 1994 — XVIII Чемпионат мира по художественной гимнастике проходил в Париже, Франция с 6 по 9 октября 1994. Содержание 1 Индивидуальная программа 1.1 Индивидуальное многоборье …   Википедия

  • Чемпионат Европы по художественной гимнастике 2006 — XXII Чемпионат Европы по художественной гимнастике 2006 проходил в Москве (Россия), с 22 по 24 сентября 2006, в универсальном спортивном зале «Дружба». Соревнования проходили в двух видах: индивидуальное многоборье (булавы, скакалка, лента, мяч)… …   Википедия

  • Чемпионат мира по художественной гимнастике 1981 — Х Чемпионат мира по художественной гимнастике проходил в Мюнхене, ФРГ c 17 по 20 октября 1981. Содержание 1 Участвовали 1.1 Были представлены страны …   Википедия

  • Де́тские параличи́ — непрогрессирующие неврологические расстройства, возникающие в результате повреждения нервной системы на разных этапах развития. Различают детские периферические параличи (см. Родовая травма новорожденных (Родовая травма новорождённых)) и детские… …   Медицинская энциклопедия

  • СССР на летних Олимпийских играх 1956 — СССР на Олимпийских играх …   Википедия

Книги

  • Групповые упражнения без предметов, Глейберман А.Н.. Общеразвивающие гимнастические упражнения без предметов - основа основ, каркас всех разновидностей гимнастики. Педагоги (тренеры), да и самостоятельно занимающиеся, при творческом подходе… Подробнее  Купить за 279 грн (только Украина)
  • Тетрадь дошкольника. Учимся произносить и различать слово. Логопедедические игры и упражнения, Гостева Ольга Павловна. Рабочая тетрадь предназначена для детей 6 лет, готовящихся к поступлению в школу. Основная задача представленных заданий, упражнений и игр - сопровождение дошкольника в освоении содержания… Подробнее  Купить за 69 грн (только Украина)
  • Тетрадь дошкольника. Учимся произносить и различать слово. Логопедические игры и упражнения. 3-е издание, переработанное. ФГОС ДО, Гостева О.П.. Рабочая тетрадь предназначена для детей 6 лет, готовящихся к поступлению в школу. Основная задача представленных заданий, упражнений и игр - сопровождение дошкольника в освоении содержания… Подробнее  Купить за 69 руб
Другие книги по запросу «ГРУППОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ» >>

war_peace_terms.academic.ru


Смотрите также