Художественная гимнастика: как избежать травм и разочарований. Гимнастика художественная травмы


как избежать травм и разочарований — Информация

Эта статья ни в коем случае не ставит своей целью запугать читателей или отговорить их от занятий художественной гимнастикой. Напротив, мы хотим, чтоб этот, поистине прекрасный вид спорта, приносил только радость и удовлетворение спортсменкам и их болельщикам.

Что могут сделать родители, чтобы помочь юным гимнасткам избежать травм, если двери спортзала для них закрыты?

На самом деле, кое-что вы можете сделать!

Выбрать подходящего тренера

Профессиональные гимнастки проводят с тренером больше времени, чем даже с родителями, поэтому подумайте семь раз, в какие руки отдавать своего ребенка.

От того, как построена программа тренировок, как соблюдается техника безопасности, насколько чутко тренер чувствует предел возможностей ребенка зависит и здоровье последнего.

Расспросите в школе или секции о статусе тренера, его стаже. Как оценивают методы тренера другие родители. Здесь важно выяснить насколько тренер мягок с детьми и требователен. Собрав эту информацию сопоставьте её с вашими планами. Чего вы ожидаете от тренировок? Если хотите вырастить чемпиона, то нужен опытный тренер со стажем и твердым характером. Только такой сможет раскрыть максимальный потенциал ребенка. Одновременно, возрастают и «профессиональные риски», о которых речь пойдёт ниже.А вот если вы не грезите художественным Олимпом и не хотите сильно грузить ребенка спортом, то нужен наоборот тренер помягче.Это нормальный подход! Многие родители отдают девочек в художественную гимнастику, чтобы сформировать им хорошую осанку, развить пластику и укрепить здоровье. Это можно сделать и без перегрузок. Достаточно тренироваться со средней нагрузкой, без перегибов. Тише едешь, как говорится…

Травмы у новичков

До 30% травм у новичков в гимнастике — это неправильная организация места тренировок. Оцените визуально зал. Правильно ли уложено покрытие? Нет ли бортиков, ступенек, острых углов? Хватает ли высоты потолков, освещения?Посмотрите как проходят тренировки, сколько человек занимается.Не мешают ли спортсменки друг другу? Случается, что при большой загруженности зала гимнастки задевают друг друга предметами или даже сталкиваются при выполнении прыжков и сложных элементов.

Немаловажным аспектом в тренировках начинающих гимнасток является развитие самоконтроля.Приучите ребенка смотреть под ноги и проверять что находится у него за спиной. Изначально у детей нет такого навыка. Его нужно нарабатывать.Также, как можно доходчивее объясните юной гимнастке, что все новые упражнения первый раз нужно выполнять только при страховке тренера. А лучше иметь страховку до тех пор, пока гимнастка не научится выходить уверенно из любой фазы упражнения.

Травмы у подготовленных спортсменок

У профессиональных гимнасток риск травматизма сводится к двум основным случаям. Это дистрофия сухожилий (тендинит) и микротрещины костной ткани (усталостный перелом).

ТЕНДИНИТ — воспаление и дистрофия ткани сухожилия, связанные, как правило, с постоянными перегрузками и нарушением баланса между тренировками и отдыхом.

Основные симптомы:

— боль при активном движении пораженной конечностью;— болезненная реакция при пальпации;— похрустывание во время движения конечностью;— покраснение и повышенная температура в области воспаленного сустава;— снижение подвижности суставов в месте воспаления.

При обнаружении хотя бы одного симптома следует немедленно обратиться к врачу, так как есть риск повреждения сухожилий.

УСТАЛОСТНЫЙ ПЕРЕЛОМ — это микротрещины в кости, вызванные перегрузкой от постоянной физической активности, приводящей к микротравматизации костной ткани. Процессы регенерации не успевают покрывать постоянную травматизацию и повреждения накапливаются, ослабляя кость. В конечном счете, при игнорировании и без должного лечения усталостный перелом может привести к полному перелому кости. По механизму травматизации усталостный перелом можно сравнить с тендинитом — микроповреждением сухожилий.

Основной симптом — боль, нарастающая при активности и уменьшающаяся в состоянии покоя, отек и жар на месте перелома. Диагностируется при помощи рентгеновского исследования или МРТ.

Ученые, исследующие процесс тренировок гимнасток сформировали следующие правила, позволяющие снизить риски травм до минимума:

Продолжительность занятий элитных спортсменок не должна превышать 30 часов в неделю, подэлитных — 20 часов в неделю

Растягивающие упражнения следует выполнять не менее, чем 40 минут в день

ОФП не должно занимать у гимнасток более, чем 5-6 часов в неделю

В целях предотвращения болей в области поясницы следует внимательно следить за правильностью техники спортсменки и предотвращать выработку неправильных навыков, способных привести к таким болям. Также не следует форсировать развитие гибкости юных спортсменок и заставлять их выполнять движения с диапазоном, к которому они еще не готовы.

Спортсменки должны постоянно проходить медицинское обследование на предмет выявления усталостных переломов в области поясницы, а также голени, голеностопного сустава и стопы.

Необходимо тщательно следить за питанием и массой тела юных гимнасток, предотвращать и устранять нарушение менструального цикла, потенциально ведущую к раннему остеопорозу.

Берегите себя и своих детей!

Фотография: © Татьяна Малышева

05.08.2015 г.

www.beregusha.com

Правильная растяжка в художественной гимнастике и как избежать травм

Такие факторы, как продолжительность занятий и время, потраченное на растяжку тесно связаны с уровнем травм мышц и сухожилий гимнасток. Было показано, что каждый дополнительный час занятий художественной гимнастикой увеличивает риск таких травм на 29%. Те, кто не получил подобных травм занимались в среднем 18,7 часов в неделю, а те, кто получил - 27,5. Так же показано, что каждая дополнительная минута растяжки в день уменьшает риск травмы на 11%. На рисунке 1 показана зависимость между продолжительностью растяжки в день и вероятностью получить растяжение мышц-сухожилий.

Рис. 1 - Зависимость риска травмы от

продолжительности растяжки в день

Из графика следует, что не стоит надеяться на профилактическую защиту растяжки, если ее продолжительность меньше, чем 40 минут в день. Растяжка сверх 40 минут в день приводит к резкому снижению вероятности травм мышц и сухожилий.

Такие факторы, как продолжительность занятий, растяжки и общей физической подготовки (ОФП) были существенным предиктором переломов. Вероятность перелома увеличивается на 1% с каждой дополнительной минутой ОФП (рис.2), и увеличивается на 32% с каждым дополнительным часом тренировок художественной гимнастикой в неделю. В тоже время риск перелома снижается на 19% с каждой дополнительной минутой растяжки в день - рисунок 4 демонстрирует, что при каждодневной растяжке не менее 40 минут в день вероятность переломов стремиться к нулю.

Рис. 2 - Зависимость между вероятностью перелома и количеством общей физической подготовки (ОФП)

Из рисунка 2 видно, что вероятность перелома круто увеличивается, если продолжительность ОФП превышает 6 часов в неделю.

К художественным гимнасткам предъявляются жесткие требования к стройности фигуры и массе тела . Массовая доля жировых отложений у художественных гимнасток не должна превышать 5-10%. В различных исследованиях было установлено, процентное содержание жировых отложений у спортсменок в этом виде спорта составляет от 13 до 16%. В одном из исследований обнаружено, что художественные гимнастки имеют тенденцию потреблять лишь 80% необходимых им калорий в сутки. В работе Munoz и соавторов сообщается, что художественные гимнастки потребляют 1828±500 Ккал в день, что ниже рекомендуемого уровня. По разным данным индекс массы тела у гимнасток составляет от 16 до 18 кг/м²[1,5-9]. В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) человек с индексом массы тела ниже 18.5 кг/м² имеет недостаточную массу тела. У девушек недостаточный вес может приводить к нарушению менструального цикла - дисменорее. Дисменорея может проявляться в позднем наступлении менархе (первая менструация), первичной аменорее (отсутствие менархе к 16 годам), вторичной аменорее (прекращение менструаций после достижения менархе) и олигоменорея (нерегулярные менструации или увеличение менструального цикла более, чем на 36 дней). В исследовании Klentrou и Plyley показано, что у 79% 14-тилетних греческих гимнасток и 34% 14-15-тилетних канадских гимнасток еще не наступило менархе. Средний возраст менархе для всех гимнасток составлял 13.8±0.3 лет, что намного больше, чем в контрольной группе - 12.5±0.1 лет. Художественную гимнастику не обошла стороной проблема допинговых препаратов. Чтобы достичь необходимой массы тела спортсменки, порой, прибегают к помощи мочегонных средств - диуретиков, которые входят в запрещенный список Всемирного антидопингового агентства (ВАДА). Дегидратация, к которой приводят диуретики, а также неправильные методики снижения массы тела могут стать причиной повышенной усталости и мышечных спазмов, что также является дополнительным фактором риска травм.

Также к факторам риска травм в художественной гимнастике относят неправильную технику и методику тренировок (быстрое наращивание интенсивности и частоты тренировок), твердую поверхность для тренировок и дисбаланс между мышцами-антагонистами нижних конечностей.

Меры по предотвращению травм в художественной гимнастике:

  • Продолжительность занятий элитных спортсменок не должна превышать 30 часов в неделю, подэлитных - 20 часов в неделю
  • Растягивающие упражнения следует выполнять не менее, чем 40 минут в день
  • ОФП не должно занимать у гимнасток более, чем 5-6 часов в неделю
  • В целях предотвращения болей в области поясницы следует внимательно следить за правильностью техники спортсменки и предотвращать выработку неправильных навыков, способных привести к таким болям.
  • Также не следует форсировать развитие гибкости юных спортсменок и заставлять их выполнять движения с диапазоном, к которому они еще не готовы.
  • Спортсменки должны постоянно проходить медицинское обследование на предмет выявления усталостных переломов в области поясницы, а также голени, голеностопного сустава и стопы.
  • Необходимо тщательно следить за питанием и массой тела юных гимнасток, предотвращать и устранять дисменорею, потенциально ведущую к раннему остеопорозу.

Виды растягивания ребенка:

I.                    Шпагат.

Существует несколько видов шпагатов: правый, левый, поперечный и вертикальный. Вертикальный - это уже более сложный элемент и здесь кроме растяжки ещё нужно уметь держать равновесие на одной ноге. Растяжка - имеет очень большое значение для будущей гимнастки. Поэтому элементу нужно уделять много внимания, особенно правильности его исполнения. Перед тем как делать элементы на растяжку или гибкость, нужно сперва "разогреть" ребёнка. Немного попрыгать, побегать с ним, поделать приседания, походить на корточках (как уточки), чтобы мышцы ребёнка были эластичные и легче поддавались растяжке. Запомните - никогда не тяните не разогретого ("холодного") ребёнка, кроме боли вы ещё можете и повредить связки малышу. Ничего не делайте резко, только плавными движениями и пружиня по несколько раз.

Существует несколько способов растяжки для шпагата:

1. Ставите ребёнка на коленки спиной к вам. Он обхватывает руками вас за ноги. Далее одну ногу малыш поднимает, вы берёте её руками (можно под колено, можно и за стопу взять) и тянете на себя. Следите обязательно за тем, чтобы "тазовые косточки" были на одной линии (не перекошенные). Делайте по 15-20 пружин каждой ноги (смотрите, конечно, по ребёнку - можно делать и по 5 пружинок и через 5 минут повторить). Не забывайте тянуть обе ножки, иначе ребёнок будет однобоко растянутым.

2. Если у вас есть шведская стенка - то одну ногу ребёнок закидывает на шведскую стенку (чем выше, тем лучше), а вы потихоньку прижимаете опорную ногу к шведской стенке (пружиня), ни в коем случае не резко. Это упражнение делаем на правую и на левую ногу, а так же поставить ребёнка боком к шведской стенке и поднять ногу в сторону (растяжка на поперечный шпагат). Это идёт подготовка к вертикальному шпагату, ребёнок учится переносить равновесие на одну ножку.

3. Сидя на попе ноги врозь, две руки подняты вверх, спинка ровная - делаем наклоны по - очереди к правой ножке, к левой ножке (руками тянемся к пяточкам) и ложимся в перёд на животик, руки впереди себя. Это упражнение хорошо делать вместе с мамой (папой) - садитесь друг на против друга и делайте наклоны. Затем в этом же положении делаем круговые движения от правой ноги к левой (животик как можно ближе к полу).

4. Сидя на полу делаем лотос, руками прижимаем колени к полу (можно пружинками, а можно и медленно устремлять коленки к полу). Идеально, когда колени лежат на полу, тогда можно переходить к более сложным упражнениям.

5. Делаем упражнение аналогичное лотосу, только ребёнок лежит на животе, а ножки сзади согнуты в коленях, положение "жабка" или "лотос на животе". Нужно стараться прижать попу ребёнка к полу.

6. Ребёнок лежит на спине, две ноги вверху (ноги ровные, вытянутые, спинка - лежит ровно) - и начинаете потихоньку разводить ножки в стороны, делаете небольшие пружинные движения, стараясь приблизить ножки к полу. Идеально когда ножки достанут до пола. 7. Поставьте перед ребёнком детский стульчик или табуретку (что-то невысокое - см. 50-60 в высоту, можно использовать диван) и одну ногу кладём на стульчик, а вторая ножка разъезжается в шпагат. И потихонечку пружините попу к полу. Старайтесь, чтобы у ребёнка бёдра и плечи были на одной линии. Это упражнение подходит для растяжки на правый, левый и поперечный шпагат.

Правильно выполненный шпагат:

правый или левый шпагат: ребёнок сидит на шпагате, плечи и бёдра на одной линии, спинка ровная, колени и носки натянуты;- поперечный шпагат: встаньте с боку и посмотрите, если ноги лежат на одной линии, коленки и носочки натянуты, то ребёнок сидит правильно. Если линии нет (т.е. уголок вместо линии) - то это не шпагат, а ноги врозь)).

Если вы хотите достигнуть результата в растяжке, то упражнения желательно делать ежедневно, тогда мышцы станут более эластичными. И конечно чем раньше начнёте заниматься, тем лучше. Ещё для шпагата важное значение имеет такой элемент как складочка.

II. Складочка.

Складочка - это когда ребёнок сидит на попе, ноги вместе впереди него, а животик полностью лежит на ножках, руки обхватили пяточки, коленки натянуты как "струночки".

Упражнения, которые помогут подготовиться к складочке:

1. Ребёнок сидит на попе - ножки вместе лежат перед ним на маленьком стульчике и делаем наклоны вперёд (кладём животик на ноги) пытаясь обхватить пяточки.2. Ребёнок сидит на попе, ножки впереди него - делаем упражнения стопами двумя вместе: на себя - натянуть к полу (раз 20-30), коленки натянуты. Затем зафиксировали стопы на себя и наклоняемся к ножкам, пытаемся дотянуться до стоп и обхватить их. 3. Положение стоя: ноги вместе, коленки вытянутые, делаем наклоны вперёд - нужно полностью положить ладошки на пол, затем пробуем обнять ножки. Так же это упражнение можно выполнять в движении: делаем небольшие шаги ножками вместе с наклоном вперёд и достаем руками пол (или кладём ладошки на пол), животик должен ложиться на шагающую ногу. 4. Стоим лицом к шведской стенке - одну ножку закидываем на шведскую стенку на уровне бёдер (бедра и плечи на одной линии) - и делаем наклоны к ноге (к правой и к левой).

У малыша лучше получится выполнять эти упражнения - если вы будете для него примером! Делайте эти упражнения друг на против друга и подсказывайте малышку на его ошибки. Будьте для него положительным примером!Что даёт упражнение складочка - это растяжка подколенных сухожилий, которые играют большую роль при растяжке на шпагат.

III. Мостик.

Наверное, не раз ваш карапуз самостоятельно пытался стать на мостик. Еще, будучи совсем маленькими, они часто выгибаются, делая первые смешные пародии на мостик. Как же правильно делать мости? Правильный мост - когда пальчики рук максимально близко находятся от пяточек ног (желательно касание), ноги на ширине плеч (можно немного шире). Мост получается красивый, высокий.Упражнения для развития гибкости и подкачки мышц спины у ребёнка:

1. Стоя на коленях делаем прогиб назад - руки ставим на пол. Повторяем упражнение 10 - 15 раз. 2. Лёжа на животе берём руками стопы ног, согнутые в коленях и делаем "корзиночку" или "качельку". Тянем вверх ноги и руки и "раскачиваемся" как качелька. Если у ребёнка не получается раскачаться - помогите ему немного. 3. Ребёнок лежит на животике, ноги вместе. Вы немного придерживаете ему ноги в районе стоп. Малыш пытается приподнять спинку, руки либо за головой согнутые в локтях, либо вытянутые впереди, а при прогибе руки прижать к ушам. Это упражнение можно повторять пока малыш не устанет (10 - 20 раз), оно не только на гибкость, но и на укрепление мышц спины. Это упражнение можно делать и возле шведской стенки: лежа на животе, спиной к стенке, закрепляете стопы под самую нижнюю планочку и делаете упражнение прогиб назад, а в руки (вытянутые) можно взять мячик - это ещё больше усложнит упражнение. 4. Ребёнок лежит на животике, ноги вместе и делает прогиб назад. Сперва за плечики вы немного пружиня, наклоняете спинку к ногам, а затем берёте его руки (при этом придерживаете ноги, чтобы они не разъезжались в стороны) и тяните их к ногам (очень аккуратно).5. Ребёнок лёжа на животике наклоняет назад спинку и сгибает ноги в коленях, ноги касаются головы малыша. 6. Ребёнок в положении стоя возле шведской стенки, на расстоянии 50 - 60 см от неё. Руки кладёт на шведскую стенку и делает прогиб спины. 7. Положения - вися на шведской стенке (лицом к стенке) отрываем от стенки ноги. Упражнение повторить 10 - 15 раз. Чем больше отрываются ноги от шведской стенки, тем больше включаются в работу мышцы спины, тем больше будет эффект.8. Упражнение "лодочка" - ребёнок лежит на животике и поднимает одновременно руки и ноги. Повторить это упражнение 10 - 15 раз. Это хорошее упражнение для подкачки мышц спины. 9. Ребёнок стоит к вам лицом, ноги на ширине плеч - вы берёте его под спинку, малыш делает наклон назад - а вы делаете пружинки - опуская и немного приподнимая его спинку. Делайте 5 - 10 пружинок и поднимаете спинку полностью в вертикальное положении. Повторите это упражнение 3 - 4 раза, это своего рода разогревающее упражнение для спины. 10. Очень полезное упражнение для гибкости в самом раннем возрасте - это кошечка. Стоя на коленах на четвереньках (руки на полу) делаете изгиб спины в низ (голова тянется к попе) - "добрая кошечка", затем делаете изгиб спины в вверх (голова тянется к животику, образуется как бы бугорок ) - "злая кошечка". В игровой форме это упражнение - зарядка проходит на ура даже с самыми маленькими деками, которые ещё только умеют ползать.

Когда спинка у ребёнка уже немного подготовлена, самое время начать учить его делать мост "с верху", т.е. мостик с высокого положения. Сперва, лучше подстелить что-то мягкое на пол (чтоб не удариться головой), так как руки у ребёнка ещё слабые и будут расползаться в стороны и конечно делать это упражнение на первых порах только с мамой (папой) рядом. Затем следует принять правильную стойку: ноги на ширине плеч, руки в верху возле ушей, глаза подняты вверх и смотрят на кончики пальчиков. Затем придерживаете ребёнка под спинку (вам лучше занять положение сбоку от ребёнка и он будет как бы ложиться вам на руку) малыш потихонечку (медленно) начинает делать наклон назад. Когда прогиб будет настолько хорош (глазки увидят пол), то можно опускать руки на пол. Ещё вы можете придерживать ребёнка за купальник (футболку, кофточку) стоя перед ним. Каждый раз уменьшайте степень вашего участия в процессе становления на мост. Когда будете уверены, что ребёнок не упадёт на голову - попробуйте, что бы ребёнок сделал мост самостоятельно. И ещё одно очень полезное упражнение, которое поможет научится вашему малышу делать "мост с верху":- ребёнок становится спиной к стеночке (желательно к шведской) на небольшом расстоянии от неё, делает прогиб и начинает постепенно передвигать ручки к самому низу стенки и затем, переставляя руки и на сам пол (если это шведская стенка - то перехватывает палочки поочерёдно правой и левой рукой).

Авторские права на статью принадлежат www.sportmedicine.ru

gymnasticsamara.blogspot.com

Осторожно, травма! — «Танцующие»

Большая часть травм в художественной гимнастике имеют хронический характер. Как правило, спортсменки не обращают внимания на недомогание и продолжают тренироваться. Отсюда и вытекают хронические травмы, которые запущены и забыты. Такое поведение приводит к неутешительным последствиям. Здесь можно вспомнить печальную историю Лейсан Утяшевой, которая продолжала тренироваться с переломами ладьевидной кости одной ноги и расхождением костей ступни другой ноги. Кроме, хронических травм, безусловно, гимнастки подвержены и острым травмам, таким как растяжение, ушибы и вывихи. Их несложно диагностировать и они быстро проходят при своевременном и правильном лечении.

По статистике травмы нижних конечностей встречаются чаще, так как на них приходится большая часть нагрузки. Как правило, гимнастки травмируются в случае, если техника исполнения того или иного элемента не доработана. Часто встречаются случаи, когда гимнастки занимаются художественной гимнастикой вопреки вердикту врачей. Для занятий художественной гимнастикой требуется хорошее здоровье, отличный иммунитет, отсутствие таких заболеваний, как миопия, сколиоз, плоскостопие.

Одни их самых распространенных травм в художественной гимнастике – это растяжение мышц, связок и сухожилий. Для их предотвращения врачи рекомендуют увеличить время на растяжку.

Не менее редка травма коленного сустава, связанная с развитием прыгучести у гимнасток. Также подобные травмы часто возникают при исполнении элемента «гранд жете». Во избежание такой травмы следует максимально концентрироваться в момент прыжка и во время тренировок использовать правильную тренировочную одежду для гимнастики.

Также частой травмой является травма, связанная с инверсией стопы внутрь. В этом случае важен абсолютный покой и фиксирующая повязка. Кроме травм лодыжек не менее редки хронические заболевания: тендинит (дистрофия ткани сухожилия) и усталый перелом (микротрещины в лодыжке, вызванные постоянными нагрузками).

КАК ПРЕДОВРАТИТЬ ТРАВМЫ?

Перечислим приемы, которые можно использовать для предотвращения травм: прогибания и глубокие наклоны, различные повороты и вращения; подскоки и передвижения на руках в упоре лежа, вращательные движения кисти; упражнения с теннисным мячом и гантелями, а также вращение валика с отягощением для развития мышц; вращательные и рывковые движения, сгибания и разгибания рук с использованием гимнастических палок и отягощений для развития локтевых и плечевых суставов; вращательные движения с сопротивлением и без него, подъем на носках на возвышение высотой порядка 5 см, ходьба на пальцах в пуантах.

Также, чтобы предотвратить травмы нужно уделять больше внимания упражнениям на растяжку и соблюдать тренировочный режим: не переутомляться и заниматься с перерывами.

Дата создания: 09.10.2013 16:19:51 Начало активности (время):  Картинка для анонса: Array

www.danceplus.ru

Травмы в художественной гимнастике | Здоровье, быт, увлечения, отношения

Исследований причин возникновения травм в художественной гимнастике проводилось мало. Учитывая специфику данного спорта, можно ожидать низкого уровня травматизма. В художественной гимнастике могут случаться хронические травмы, которые возникают по причине многократных и частых повторений нагрузок или движений. По данным проведенных исследований хронические травмы в художественной гимнастике случаются чаще, чем острые травмы. По результатам одного из исследований острые травмы составляют двадцать один с половиной процента, а хронические – пятьдесят один процент. В исследовании, которое было проведено в Новозеландии, пятьдесят процентов всех травм были классифицированы, как острые, а остальные пятьдесять процентов – усталостные или хронические.

Тяжесть и типы травм в художественной гимнастике.

Наибольшее количество повреждений в исследовании заняли растяжения связок и мышц. В этом исследовании большинство травм классифицировались как нетяжелые, только двадцать две травмы из сорока семи потребовали к себе медицинского внимания.

Боль в пояснице.

Главной травматологической проблемой в художественной гимнастике является боль в поясничном отделе позвоночника. Показано, что восемьдесят – восемьдесят шесть процентов гимнасток жалуются на боли в пояснице. В своем исследовании Cupisti сообщает, что занятия художественной гимнастикой не повышают вероятность возникновения боли в области поясницы. Более того, укрепления мышц брюшного пресса и спины помогают избавляться от таких болей. Среди причин, которые приводят к появлению боли в области поясницы, считают чрезмерное разгибание позвоночника.

Растяжение сухожилий и мышц в художественной гимнастике.

Гибкость является главным качеством гимнасток. Ее разрабатывают за счет растягивающих упражнений на сухожилия, связки, мышцы. Поэтому травмы, которые вызваны сильным растяжением, неизбежны в данном виде спорта. В художественной гимнастике чаще всего травмируются мышцы паховой области и задние мышцы бедра.

Травма коленного сустава.

В одном из исследований упоминается, что многие травмы колена у художественных гимнасток диагностированы, как тендинит. Самым частым тендинитом в области колена является тендинит связок надколенника. Данная травма возникает из-за продолжительных тренировок, многочисленных приземлений и прыжков, которые вызывают микротравмы в структуре связки надколенника.

Повреждения стопы.

Острые повреждения стоп часто наблюдаются у гимнастов вследствие постоянных приземлений и включают в себя переломо-вывих Лисфранка, подтаранный вывих стопы, а также иные повреждения и переломы связок пальцев и плюсневых костей. Довольно часто появляются дерматологические проблемы. Травмы стопы часто происходят по время падения или приземления на снаряд.

 

 

goldstarinfo.ru

Как избежать травм у детей в художественной гимнастике

Согласно нашим исследованиям абсолютное большинство родителей при походе на художественную гимнастику волнует риск получения травмы. Да, как и в любом другом виде спорта, танцах, балете в гимнастике случаются травмы.

Наиболее распространенные виды травм: растяжения, вывихи, ушибы. Чаще всего эти травмы происходят по следующим причинам: несоблюдение техники безопасности, некачественная разминка, чрезмерное усердие при выполнении каких-либо упражнений,баловство, непослушание.

В нашей школе работают опытные, внимательные и ответственные тренера. Они всегда качественно, не жалея времени и сил проводят разминку. Разминка необходима для того, чтобы “разогреть” мышцы перед тем как их тянуть. Так как если растягиваться на “холодные” мышцы велика вероятность получить травму. Поэтому очень плохо опаздывать на занятия, так как вы пропускаете разминку.

При работе над какими-либо гимнастическими элементами, тренера внимательно следят за юными гимнасткам, страхуют их (например при выполнении мостика),соблюдают правила техники безопасности, контролируют поведение девочек.Также наши тренера аккуратно, индивидуально подходят в плане растяжки к каждому ребенку. Стараются растягивать мышцы медленно, плавно, без излишнего усердия, давления и боли.

травмы у детей в гимнастике

В школе Balance начальная гимнастическая подготовка, в нашей программе нет рисковых, травмоопасных упражнений. То есть, при работе в зале, под чутким руководством тренера, вероятность получения травмы сведена к минимуму, практически не возможна, в отличии от того, когда ребенок занимается дома.

После каждого занятия наши воспитанницы получают домашнее задание, которое выполняют самостоятельно под контролем родителей.

Перед выполнением заданий необходимо в обязательном порядке провести разминку. Родителям надо всегда напоминать ребенку о ее необходимости. Гимнастические элементы девочки должны выполнять в присутствии взрослых, для того чтобы они могли в нужный момент подстраховать начинающую гимнастку.

Но все же если по какой-то причине, скорее всего по незнанию, случилась травма, то вот некоторые рекомендации:

  • Если гимнастка вывихнул какой-либо сустав, то его ни в коем случае нельзя самостоятельно вправлять! Конечность необходимо зафиксировать бинтовой повязкой, а затем доставить ребенка в травму.
  • При ушибе приложить что-то холодное (например что-нибудь из морозильной камеры обмотанное в махровое полотенце) на пострадавшее место, для уменьшения отека и боли. При необходимости обратиться к врачу.
  • При растяжении обездвижить конечность, наложить эластичный бинт, периодически прикладывать холод для уменьшения отека и боли. Холодное долго держать нельзя, чтобы не получить обморожение. При необходимости и сомнениях доставить ребенка в травму. К врачу лучше в данной ситуации показаться, он может назначить согревающие компрессы, ЛФК, массаж.

При соблюдении всех мер безопасности, рекомендаций тренеров по поводу правильности выполнения упражнений, возникновение травм сводится к минимуму и в домашних условиях.

gymbalance.ru

Травмы в художественной гимнастике | Здоровье, быт, увлечения, отношения

Исследований причин возникновения травм в художественной гимнастике проводилось мало. Учитывая специфику данного спорта, можно ожидать низкого уровня травматизма. В художественной гимнастике могут случаться хронические травмы, которые возникают по причине многократных и частых повторений нагрузок или движений. По данным проведенных исследований хронические травмы в художественной гимнастике случаются чаще, чем острые травмы. По результатам одного из исследований острые травмы составляют двадцать один с половиной процента, а хронические – пятьдесят один процент. В исследовании, которое было проведено в Новозеландии, пятьдесят процентов всех травм были классифицированы, как острые, а остальные пятьдесять процентов – усталостные или хронические.

Тяжесть и типы травм в художественной гимнастике.

Наибольшее количество повреждений в исследовании заняли растяжения связок и мышц. В этом исследовании большинство травм классифицировались как нетяжелые, только двадцать две травмы из сорока семи потребовали к себе медицинского внимания.

Боль в пояснице.

Главной травматологической проблемой в художественной гимнастике является боль в поясничном отделе позвоночника. Показано, что восемьдесят – восемьдесят шесть процентов гимнасток жалуются на боли в пояснице. В своем исследовании Cupisti сообщает, что занятия художественной гимнастикой не повышают вероятность возникновения боли в области поясницы. Более того, укрепления мышц брюшного пресса и спины помогают избавляться от таких болей. Среди причин, которые приводят к появлению боли в области поясницы, считают чрезмерное разгибание позвоночника.

Растяжение сухожилий и мышц в художественной гимнастике.

Гибкость является главным качеством гимнасток. Ее разрабатывают за счет растягивающих упражнений на сухожилия, связки, мышцы. Поэтому травмы, которые вызваны сильным растяжением, неизбежны в данном виде спорта. В художественной гимнастике чаще всего травмируются мышцы паховой области и задние мышцы бедра.

Травма коленного сустава.

В одном из исследований упоминается, что многие травмы колена у художественных гимнасток диагностированы, как тендинит. Самым частым тендинитом в области колена является тендинит связок надколенника. Данная травма возникает из-за продолжительных тренировок, многочисленных приземлений и прыжков, которые вызывают микротравмы в структуре связки надколенника.

Повреждения стопы.

Острые повреждения стоп часто наблюдаются у гимнастов вследствие постоянных приземлений и включают в себя переломо-вывих Лисфранка, подтаранный вывих стопы, а также иные повреждения и переломы связок пальцев и плюсневых костей. Довольно часто появляются дерматологические проблемы. Травмы стопы часто происходят по время падения или приземления на снаряд.

 

 

goldstarinfo.ru

Посттравматическое поведение спортсмена на примере художественной гимнастики

Сибирский Федеральный Университет

Институт педагогики, психологии и социологии

 

 

 

 

Реферат

«Посттравматическое поведение  спортсмена на

 примере художественной гимнастики»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Рябцева Анна Александровна

Студентка 3 курса ИППС

Проверил: Бондарева И.Р.

старший преподаватель кафедры  физической культуры

 

 

 

 

 

Красноярск 2013

Содержание.

Введение…………………………………………..………3 стр

Художественная гимнастика………………..…………4 стр

Статистика травматизма

 в художественной гимнастике…………….………......7 стр

Локализация травм у гимнасток………………….…10 стр

Типы и тяжесть повреждений

 в художественной гимнастике…………………..…..11 стр

Профилактика травм

 в художественной гимнастике……………………….24 стр

Заключение……………………………………………..25 стр

Список литературы………………………………...….26 стр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальной темой в каждом виде спорта является травматизм спортсменов и методы их реабилитации. Каждому человеку известно насколько сложно и долго проходит восстановление  поврежденных суставов, связок, а для людей профессионально занимающихся спортом, восстановление становится главной целью. Травма делит жизнь человека на две части: до травмы и после нее.

В работе я рассмотрю наиболее частые травмы в художественной гимнастике, а так же способы лечения и  восстановления спортсменов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественная  гимнастика

Художественная гимнастика - вид спорта, разновидность гимнастики, соревнования женщин в выполнении под  музыку комбинаций из гимнастических и танцевальных упражнений с предметом  и без него. В последнее время  выступления без предмета не проводятся на соревнованиях мирового класса. Художественная гимнастика - один из самых  зрелищных и изящных видов  спорта, возникший в СССР в 1940-е  годы и обязанный своим появлением мэтрам балета прославленного Мариинского театра. С 1984 года — олимпийский вид спорта. До недавнего времени исключительно женский вид спорта, однако, с конца XX века — благодаря усилиям японских гимнастов стали проводиться соревнования и между мужчинами.

Прикладная художественная гимнастика применяется при подготовке спортсменов в других видах спорта (в спортивной гимнастике, акробатике, фигурном катании, синхронном плавании), а также при подготовке артистов балета и цирка. Ее средства - элементы танцев, упражнения на растяжку, волны, взмахи, прыжки, повороты и др.

Правила художественной гимнастики

Соревнования проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров, окруженном дополнительной площадью для страховки. Современная программа  международных соревнований включает многоборье (одно обязательное и три  произвольных упражнения с предметами) и групповое произвольное упражнение с предметом. При групповых выступлениях (группа состоит из 6 спортсменок) используются или одновременно два вида предметов (например — обручи и мячи) или  один вид (например — пять мячей, пять пар булав). Все упражнения идут под  музыкальное сопровождение. Выбор  музыки зависит от желаний гимнастки  и тренера. Но каждое упражнение должно быть не более полутора минут. Есть некоторые ограничения для снарядов, но они незначительны.

Снаряды

Скакалка сделана из пеньки или подобного материала, не имеет стандартной длины, потому что длина зависит от роста гимнастки.

Обруч изготовлен из дерева или пластика, внутренний диаметр 80-90 см. Обруч должен весить не менее 300 г.

Мяч должен быть изготовлен из резины или мягкого пластика. Диаметр мяча 18-20 см, вес - не менее 400 г.

Лента длиной 7 м изготавливается из атласа или подобного материала. Она крепится к цилиндрической палочке 50-60 см длиной.

Булавы - два снаряда бутылочной формы равной длины (40-50 см), в узкой части заканчивающиеся небольшим закруглением. Изготавливаются из дерева или пластика. Вес каждой - не менее 150 г. Имеют широкую часть - тело, узкую - шейка, и круглый наконечник - головка (максимальный диаметр - 30 мм).

Требования, предъявляемые  к гимнасткам

Художественная гимнастика - ациклический, сложнокоординированный вид спорта. Упражнения программы представляют собой свободное передвижение по площадке, включающее в себя элементы танца, пластики, мимики, пантомимики, ритмически согласованных с музыкой движений без предмета и с предметами, а также некоторые элементы упрощенной стилизованной акробатики (полуакробатики) в формах, допускаемых правилами соревнований, такие как прыжки, вращения, кувырки, махи ногами, наклоны, прогибы, шпагаты. Таким образом, предметом изучения в художественной гимнастике является искусство выразительного движения.

Упражнения художественной гимнастики характеризуются в основном произвольным управлением движением. Действия гимнастки, свободно передвигающейся  по площадке, лишь в минимальной  степени ограничиваются какими-либо внешними, искусственно установленными условиями, в отличие, например, от действий представительниц спортивной гимнастики. Поэтому одна из основных задач технической  подготовки в художественной гимнастике связана с искусством владения своим  телом в естественных условиях.

Последнее обстоятельство в  значительной степени определяет и  структуру физических качеств, как  необходимых для занятия художественной гимнастикой, так и развиваемых  ею. Очевидно, что в художественной гимнастике не может быть ярко выраженной проблемы развития и совершенствования  таких двигательных качеств, как, например, статическая сила или скоростная сила мышц плечевого пояса, силовая  выносливость и т.п.

Из качеств, играющих большую  роль в художественной гимнастике, выделяется гибкость во всех ее проявлениях - пассивная, активная, предельно развитая гибкость в тазобедренных суставах и позвоночнике . Кроме того, специфика данного вида спорта требует развития и совершенствования тонкой координации движений, чувства ритма, музыкальности, артистичности.

Упражнения художественной гимнастики предъявляют значительные требования к сердечнососудистой и  дыхательной системам организма  занимающихся. Об этом свидетельствуют повышение частоты сердечных сокращений при выполнении упражнений классификационной программы до околопредельной, значительные размеры кислородного долга и кислородного запроса. Тренировочные занятия проходят с высокой интенсивностью (в течение тренировки частота пульса в среднем составляет 148 уд/мин). В связи с этим высококвалифицированные гимнастки характеризуются высоким функциональным уровнем систем вегетативного обслуживания.

Сложность структуры двигательных действий гимнасток обусловливает  необходимость запоминать большой  объем относительно независимых  между собой движений. Это предъявляет  требования к памяти гимнасток, а  также к таким качествам, как  исполнительность, ясность и полнота  зрительных представлений, точность воспроизведения  движения.

Качество исполнения упражнений (выразительность, артистичность и  т. п.) диктует необходимость формирования способности к самоконтролю и  коррекции мышечных усилий, устойчивости внимания, умения концентрировать и  распределять внимание, быстроты реагирования, быстроты мышления, сообразительности, самокритичности, настойчивости.

Одна из существенных особенностей художественной гимнастики - значение композиционного решения произвольных упражнений. Тенденция к относительному выравниванию технических и функциональных возможностей гимнасток, претендующих на завоевание призовых мест в соревнованиях  высокого ранга, существенно обостряет  соревновательную борьбу, победа в  которой начинает определяться оригинальностью, новизной композиции произвольных программ (как в индивидуальном, так и  в групповом первенстве).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статистика травматизма  в художественной гимнастике

Эпидемиологических исследований острых травм в художественной гимнастике проводилось очень мало. Учитывая специфику этого вида спорта, следует  ожидать низкий уровень травматизма  среди его участниц. Итальянский  исследователь Adamasco Cupistu вместе с коллегами исследовал острые травмы спортсменок в художественной гимнастике и сравнил их с травмами девушек того же возраста, которые не занимались спортом (контрольная группа). В группу спортсменок вошли 73 гимнастки в возрасте 13-19 лет из 19 итальянских спортивных клубов по художественной гимнастике. Контрольную группу составили 72 девушки, не занимающиеся никаким видом спорта. В конце каждой недели участницам раздавались анкеты, в которых они указывали все повреждения, полученные за последние 7 дней. Травмы регистрировались во время 8-месячного тренировочного периода, в течении которого гимнастки провели на тренировках в сумме 32 358 часов. В контрольной группе количество досуговой физической активности составило 6 150 часов. В течении всего исследуемого периода гимнастки получили больше травм (49 повреждений), чем девушки из контрольной группы (34 травмы). Однако коэффициент травм, рассчитанный на каждые 1000 часов занятий в художественной гимнастике был ниже (1,08 травм на 1000 часов занятий), чем в контрольной группе (1,79 травм/1000 часов). Таким образом, авторы заключают, что девушки, занимающиеся художественной гимнастикой получают больше травм, чем неспортсменки, в основном за счет большего количества физических тренировок. В то же время уровень травматизма в художественной гимнастике в этом исследовании составил 1,08 травм/1000 часов, что по разным данным в 1,3 - 3,4 раза меньше, чем в спортивной гимнастике (подробней см. статью "Травмы в спортивной гимнастике"). Это позволяет утверждать, что художественная гимнастика достаточно безопасна в отношении острых травм.

В совместной работе испанских, канадских и американских исследователей ретроспективно изучались травмы национальной команды по художественной гимнастике, полученные за 1 год спортивной деятельности[3]. В исследовании участвовали все 20 гимнасток сборной, которые за год в сумме получили 108 травм, 74 из которых были незначительные и  не привели к пропуску тренировок. В тоже время 13 (65%) из 20 гимнасток  получали травмы, вынуждавшие их пропускать тренировки, 4 из них (20%) получали серьезные  травмы, заставлявшие пропускать более, чем 7 дней тренировок. В среднем девушки тренировались 26,2 часа в неделю (SD=7,5; диапазон от 14 до 36 часов).

В другой работе Mark R. Hutchinson изучал травмы элитных спортсменок сборной США по художественной гимнастике. Его работа состояла из двух частей. В первой части проводилось проспективное исследование - в течении 7-недельного периода у 7 гимнасток сборной регистрировались любые травмы полученные в процессе тренировок. За этот период спортсменки провели 490 тренировок, по 34 часа в неделю, в течении которых было зарегистрировано 474 жалобы. В среднем получалось по 1 жалобе от каждой гимнастки на каждую тренировку, что намного больше, чем в исследовании Cupisti, поскольку перерасчет на 1000 часов дает огромное значение (34 часа в неделю * 7 недель * 7 гимнасток = 1666 часов тренировок; [474 травмы * 1000 часов] / 1666 часов тренировок = 284,5 травмы на 1000 часов тренировок). Возможно столь сильное различие зависит от условий учета травм. В этом исследовании регистрировались абсолютно все жалобы в конце каждого дня, 80% из которых были незначительные (степень тяжести 1-3 по 10 бальной шкале). В ретроспективной части этого же исследования анализировались истории болезни 11 гимнасток сборной США по художественной гимнастике, охватывающие 10-месячный период спортивной деятельности. В результате анализа было найдено 46 травм опорно-двигательного аппарата.

Рис. 1 - Локализация острых травм у спортсменок в художественной гимнастике.

 

Рис. 2 - Типы травм у художественных гимнасток (черные столбцы) и девушек из контрольной группы, не занимающихся спортом (белые столбцы)[1]. РМ - растяжения мышц РС - растяжения связок В - вывихи П - переломы У - ушибы Д - другое

В художественной гимнастике случаются не только острые, но и  хронические травмы, возникающие  по причине частых и многократных повторений одних и тех же движений и нагрузок. По данным нескольких исследований в художественной гимнастике хронические  травмы случаются чаще, чем острые. По результатам одного из них острые травмы составили 21,4%, хронические - 51,4%. В новозеландском исследовании 50% всех травм художественных гимнасток были классифицированы, как острые, остальные 50% - как хронические или усталостные.

 

 

 

 

 

 

 

Локализация травм  у гимнасток

Исследование Cupisti показало, что чаще всего острые травмы художественных гимнасток локализуются в области нижних конечностей - на стопу и голеностопный сустав приходилось 38% травм, голень и коленный сустав - 19%, бедро и тазобедренный сустав - 15%. На третьем месте по количеству травм стояли повреждения спины (17%). Такой высокий процент травм нижних конечностей авторы связывают с большим количеством сложных прыжков, в результате которых гимнастка может неудачно приземлиться.

В исследовании Zetaruka и коллег также показано, что в художественной гимнастике на нижние конечности приходилось больше всего травм (53%), однако большинство из них имели легкий характер и не приводили к пропуску тренировок. По количеству значимых травм, то есть тех, которые привели к пропуску тренировок, травмы нижних конечностей делят первое место с травмами спины и туловища . Также примечательно, что 16 (80%) из 20 гимнасток жаловались на боль в пояснице, по этой причине 8 из них пришлось пропустить несколько тренировок. Только одна гимнастка была вынуждена пропустить тренировки из-за травмы колена, однако 9 (45%) гимнасток жаловались на боль в колене в течении года.

В другом исследовании показано, что из всех повреждений, требующих  лечения 39% приходятся на поясничную и  грудно-поясничную области позвоночника, из которых 24% являются острыми, а 56% хроническими. По данным Hutchinson в проспективном исследовании 86% художественных гимнасток жаловались на хроническую боль в пояснице, и 25% при ретроспективном анализе медицинских карточек.

referat911.ru