Общие особенности техники упражнений в художественной гимнастике. Гимнастика художественная упражнения


Методические указания - Дети и спорт

Методические указания

Подробности Категория: Художественная гимнастика Просмотров: 2353

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Обучение осуществляется по принципам советской педагогики: сознательности и активности, систематичности и последовательности,'наглядности, доступности, прочностиМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Обучение осуществляется по принципам советской педагогики: сознательности и активности, систематичности и последовательности,’наглядности, доступности, прочности. Чтобы создать предварительное представление о предлагаемом упражнении, его следует правильно назвать и показать. Затем надо разобрать технику выполнения упражнения, выделяя наиболее трудные детали движения. При разборе техники можно повторно продемонстрировать упражнение в замедленном темпе и с меньшей амплитудой или прибегнуть к показу наглядных пособий. Затем упражнение показывается еще раз. Далее можно вызвать одну из учениц для выполнения упражнения. Остальные наблюдают и определяют ошибки. Это играет важную роль в осмысливании техники упражнений и помогает предупреждать ошибки. Затем занимающиеся выполняют упражнение одновременно всей группой. Преподаватель по ходу делает дополнительные разъяснения и поправляет ошибки, поочередно направляя свое внимание на разных учениц. Полезно давать время на самостоятельную работу, разделив группу на пары. Одна ученица выполняет упражнение, другая проверяет, затем наоборот. Замечая ошибки в исполнении подруги, пытаясь объяснить ей их причину, девочка-«учитель» развивает внимание, наблюдательность, воспитывает в себе умение анализировать движение и понимать его суть.

Если упражнение сложно, то до показа его следует проработать подводящие к нему упражнения. Бывают дети, которые медленнее других схватывают какое-либо движение, но, поняв, в дальнейшем хорошо и красиво выполняют его. Таким детям надо давать дополнительное время на освоение упражнения и дольше работать над подводящими упражнениями. Не надо торопиться вызывать их для выполнения упражнения на оценку. Плохая оценка может отбить желание заниматься.

К подводящим упражнениям можно вернуться вновь, если группа долго не овладевает какой-либо сложной формой движения. Например, в вальсовом шаге в сторону наиболее трудным элементом является шаг с мягким перекатом с носка на всю стопу, выполняемый на счет «раз» (1). Его следует тренировать отдельно, вне связи с последующими движениями ног. Обычно до вальсового шага изучается перекатный шаг, являющийся подводящим упражнением к вальсовому. Так же отдельно разучиваются движения вальсового шага в сторону (без перекатного шага), и лишь после этого соединяются оба движения.

Изучая различные формы прыжков, сначала осваивают положение туловища в полете без прыжка на шагах или используют опору (гимнастическую стенку). Например, изучая прыжок-скачок, предварительно отрабатывают высокий шаг. В высоком шаге положение туловища, ног и рук полностью соответствует положению их в фазе полета в прыжке скачок.

При изучении сложных поворотов первое время уменьшают поворот, замедляют темп. Чтобы закрепить какое-либо упражнение, следует давать его в сочетании с другими движениями, применять в подвижных играх или упражнениях прикладного характера. Например: пройти по рейке гимнастической скамейки, вращая обруч на правой руке, выполнить броски мяча вверх на рейке гимнастической скамейки, провести эстафету со скакалкой и т. д.

При разучивании различных комбинаций с предметами и без предметов наиболее сложные элементы и связки прорабатываются предварительно, до разучивания всей комбинации.

Танцевальность упражнений художественной гимнастики требует подтянутой, красивой осанки, придающей движениям элегантность и изящность. Поэтому в течение всего урока необходимо за ней следить. Особенно это относится к упражнениям у опоры. Сохранение правильной осанки при выполнении различных упражнений имеет значение и для оптимальной нагрузки на работающие мышцы. Так, например, приседания или переходы из седа на пятках в стойку на коленях и обратно в сед, выполненные с сутулой спиной или с наклонами туловища вперед, уменьшают нагрузку на мышцы бедер.

В тренировочные упражнения художественной гимнастики входят элементы тренажа классического балета. Позиции ног, существующие в классическом балете, применяются и в художественной гимнастике, но выполняются без строгих требований к выворотности ног. У девочек, не наделенных от природы хорошей выворотностью, не следует ее добиваться, так как это может привести к нарушению осанки (увеличению поясничной кривизны).

На урок художественной гимнастики девочки должны приходить в чистых, хорошо пригнанных костюмах, в мягкой обуви (чешки или тряпочные тапочки,- плотно сидящие на ноге). Длинные волосы, нависающие на ли

цо и шею, следует подвязывать ленточкой или закалывать, чтобы они не мешали. Это дает возможность лучше контролировать осанку и не отвлекает учениц постоянными поправками.

В школе нет необходимости изучать все позиции ног. Достаточно использовать три позиции (рис. 1).

подпись:

 

I  позиция: пятки соединены, носки развернуты в стороны.

II  позиция: ноги врозь на расстоянии длины ступни, носки развернуты в стороны.

III позиция: пятка одной ступни прижата к середине другой, носки развернуты в стороны.

Находясь в любой из вышеописанных позиций, ноги следует держать прямыми, ягодичные мышцы напряженными, спину прямой, живот подтянутым, тяжесть тела равномерно распределять на обе стопы, опираясь на мизинцы.

Правила пользования опорой при выполнении упражнений. В спортивном зале опорой служит гимнастическая стенка, в балетном — специальная рейка, прикрепляемая горизонтально вдоль стен и называемая станком. При отсутствии в зале гимнастической стенки можно использовать спинки стульев. Упражнения выполняют стоя лицом, боком или спиной к опоре.

В положении лицом к опоре (рис. 2) кисти свободно лежат на рейке гимнастической стенки, руки согнуты в локтях, спина прямая, развернутые плечи опущены, голова приподнята.

В положении боком к опоре (рис. 3) кисть ближайшей к опоре руки лежит свободно на рейке гимнастической стенки примерно на уровне талии, несколько впереди туловища, запястье и локоть опущены.

В положении спиной к опоре следует стоять плотно к стенке, приняв правильную осанку, руки в сто-роны-вниз хватом сверху за рейку гимнастической стенки. Стоя левым боком к опоре, упражнение выполняют правой ногой, и наоборот. После выполнения упражнения правой ногой дается команда повернуться кругом. Поворот выполняется на носках налево скрещением правой ноги перед левой. После стойки правым боком к опоре поворот выполняется направо скрещением левой ноги перед правой.

На первом этапе обучения упражнения выполняют стоя лицом к опоре. После освоения упражнений у опоры переходят к тренировке на середине зала. При вытягивании ноги на носок в любом направлении туловище остается неподвижным. Сначала в положении стоя лицом к опоре изучают вытягивание ноги в сторону, а затем вперед и назад.

Вытягивание ноги в сторону (рис. 4): из I позиции работающая нога скользит всей стопой по полу в направлении II позиции, пятка, отделяясь от пола, максимально поднимается. Возвращаясь ви. п., нога постелен-’ но переходит с носка на всю стопу.

Вытягивание ноги вперед (рис. 5): из I позиций, сохраняя выворотность, работающая нога скользит всей стопой вперед по полу. Затем пятка отделяется 67 пола, и нога, продолжая скользить пальцами по полу, предельно вытягивается в подъеме. Носок касается пола

только первым и вторым пальцами, колено развернуто наружу. Возвращение ноги обратно в I позицию начинается с движения носка назад.

Вытягивание ноги назад (рис. 6): из I позиции работающая нога направляется носком назад и, продолжая скольжение пальцами по полу, раскрывается коленом наружу. Плечи и бедра не разворачиваются за ногой. Возвращение ноги обратно в I позицию начинается с движения пятки в выворотном положении.

Вытягивание ноги во всех направлениях выполняется точно по прямой.

подпись:

Полуприседания выполняют без отрыва пяток от пола, равномерно распределяя тяжесть тела на всю стопу. Из и. п. носки сомкнуты полуприсед выполняют коленями вперед, сохраняя прямое положение спины, а из 1 и II позиций —коленями в стороны. Тяжесть тела распределяется равномерно на обе стопы (рис. 7).

Глубокое приседание. Из I позиции, приседая, постепенно отделяют пятки от пола, направляя колени как можно шире в стороны (рис. 8). Приседание продолжается до предела, при этом сохраняется прямое по-

ложение туловища. Выпрямляясь, сначала ставят на пол пятки.

Приседание из II позиции (рис. 9) выполняется на всей стопе, пятки от пола не отделяются, спина прямая, колени направлены в стороны.

Различают подъемы на низкие и высокие полупальцы. Подъем на низкие полупальцы означает небольшой отрыв пяток от пола. Все танцевальные шаги обычно выполняются на низких полупальцах.

При подъеме на высокие полупальцы (рис. 10) пятки максимально отделяются от пола, тяжесть тела распределяется равномерно на все пальцы.

Пружинное движение ногами представляет собой полуприсед с последующим подъемом на носки.

В книге при описании различных упражнений часто встречается выражение «ноги слегка пружинят», что означает небольшой полуприсед с последующим выпрямлением ног (без подъема на носки). Движение носит характер легкого покачивания.

Позиции рук, существующие в классическом балете, в художественной гимнастике не применяются. Отличительной чертой движения рук является мягкость, гибкость, подвижность во всех суставах. При поднимании рук движение начинается от плеча, локти слегка сгибаются, придавая рукам округлую линию (рис. 11). Кисти

при движении рук вверх опущены. Опускание рук также начинается с небольшого опускания плеча. При движении рук вниз кисти постепенно поднимаются. При повторении подъема рук сохраняются те же принципы: первым поднимается плечо, затем предплечье, и последней опускается кисть. Если движение выполняется без повторения, то в конце его кисть опускается.

Следует отдельно изучать приседания, наклоны, поднимание и опускание рук и т. д., а затем можно давать их в сочетаниях. Например, приседания можно сочетать с полуприседаниями, с пружинными движениями ног, с наклонами и т. д.

Подготовка предметов, используемых на уроках художественной гимнастики

Скакалка. Изготовляется из пеньковой веревки. Концы ее завязываются в узелки или обматываются изоляционной лентой. Длина веревки должна соответствовать росту упражняющегося. Проверить длину скакалки надо так: встать на середине скакалки (рис. 12) и натянуть ее кверху. В этом положении кисти должны касаться подмышечных впадин.

Мяч. Размеры резиновых мячей, используемых в художественной гимнастике, различны. Диаметр малых мячей 8—12 см, средних— 15—20 см, больших — более 20 см. В начальной школе рекомендуется использовать мячи малых размеров, в старших классах — средних размеров.

Обруч. На соревнованиях по художественной гимнастике применяются деревянные и пластмассовые обручи. В учебной работе наи

более практичны, удобны и безопасны обручи из пластмассы диаметром 80—90 см.

Лента. Длина ленты 3—5 м, ширина 3—5 см. Чем длиннее лента, тем длиннее должна быть палочка. Наиболее удобны легкие палочки из бамбука сечением от 5 мм до 1 см. Для ленты длиной 3-4 м требуется палочка 40—50 см, для ленты 5 м —палочка 50—60 см (рис. 13). На конце палочки тонким гвоздиком прожигается сквозное отверстие. На проволоку надевают рыбо-

подпись:

 

ловный карабин и продевают ее в дырку на палочке, запаяв в виде колечка.

Используется атласная лента без синтетических волокон. (Синтетическая лента прилипает к телу и к полу, что затрудняет движения.) Начало ленты должно

быть сложено в два слоя. Один конец ее (длиной 1 м) загибается и прострачивается по краям. Двойной слой зашивается углом. В этом месте прикрепляется петля из тонкого шнура длиной 5—6 см. Петлю продевают во второе колечко карабина, а в саму петлю протягивают свободный конец ленты. Ленту следует жестко накрахмалить.

При выполнении упражнений палочку свободно держат большим, указательным и средним пальцами так, чтобы конец слегка упирался в ладонь у основания большого пальца.

 

 

 

 

 

detivsporte.ru

Общие особенности техники упражнений в художественной гимнастике

megapredmet.ru

МегаПредмет 

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Содержание

 

Введение. 3

1 Общие особенности техники упражнений в художественной гимнастике. 4

2 Общие закономерности техники упражнений с предметами. 8

3 Техника упражнений с лентой. 10

3 Техника типичных упражнений с лентой. 12

Заключительные выводы.. 15

Литература. 16

 

Введение

 

Художественная гимнастика — ациклический, сложнокоординированный вид спорта. В целом упражнения классификационной программы представляют собой свободное передвижение по площадке, включающее в себя элементы танца, пластики, мимики, пантомимики, ритмически согласованных с музыкой движений без предмета и с предметами, а также некоторые элементы упрощенной стилизованной акробатики (полуакробатики) в формах, допускаемых правилами соревнований. Таким образом, целью работы над техникой в художественной гимнастике является искусство выразительного движения. Одна из основных задач технической подготовки тела связана с искусством владения своим телом в естественных условиях. Специфика данного вида спорта требует развития и совершенствования, прежде всего, координации движений.

Упражнения с предметами являются основой классификационной программы по художественной гимнастике. В настоящее время используются следующие предметы: обруч, булавы, скакалка, мяч, лента. В связи с различной формой и фактурой предметов различается и техника владения ими.

Существование конкретных разновидностей в упражнениях с предметами и их специфика определяются двумя факторами. Первый из них — принципиально возможные кинематические формы движений самого предмета как независимого снаряда. Второй — это произвольные движения гимнастки (типа движений без предмета). Сочетание этих двух факторов приводит к применяемым в художественной гимнастике разновидностям упражнений с предметами.

Рассмотрим более подробно особенности техники упражнений с лентой в художественной гимнастике.

Общие особенности техники упражнений в художественной гимнастике

 

Упражнения художественной гимнастики составлены с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей организма женщин, их склонности к мягким, плавным, выразительным движениям, выполняемым под музыкальное сопровождение. Разнообразие, широкий диапазон трудности упражнений позволяет применять их в занятиях с группами различного возраста и подготовленности. От других видов упражнений они отличаются целостностью, динамичностью и танцевальным характером исполнения.

Целостность упражнений характеризуется одновременностью выполнения основного и дополнительных движений, отсутствием остановок и фиксаций промежуточных положений в упражнениях и соединениях и предполагает участие всех звеньев тела в любом выполняемом движении. Примером целостных упражнений служат «волна» и волнообразные движения, взмахи.

Динамичность обусловлена интенсивным передвижением по площадке, а также разнообразными изменениями скорости, темпа, ритма, амплитуды, направления и силы движений.

Танцевальный характер упражнения приобретают благодаря тесной связи с музыкой и элементами народных танцев, умению придать движениям различный характер и разную эмоциональную окраску. При этом движения выполняются в определенном ритмическом рисунке и повторяются в необходимой последовательности (циклично).

Целостность, динамичность, танцевальный характер выполнения упражнений тесно взаимосвязаны.

К средствам художественной гимнастики относятся: строевые, общеразвивающие, акробатические и прикладные упражнения, а также элементы танца, специальные упражнения без предмета и с предметами (мячом, скакалкой, лентой обручем, булавами), специальные упражнения на согласование движений с музыкальным сопровождением.

Эти средства предоставляют большие возможности для разностороннего воздействия на занимающихся: повышение у них функциональных возможностей организма, обогащение знаниями в области художественной гимнастики и смежных с ней практических и теоретических дисциплин, двигательным опытом, развитие координации движений, быстроты и точности двигательных реакций, гибкости, прыгучести, выносливости к мышечной работе, видов и свойств внимания, памяти на движения, чувства ритма, музыкального слуха, воспитание эстетических, нравственных и других личностных свойств, формирование правильной, красивой осанки, легкой походки, грациозности, изящества движений.

К элементам художественной гимнастики относятся разновидности шагов и бега, пружинные движения, «волны» и волнообразные движения, махи и взмахи, равновесия, повороты, прыжки, элементы народных и бальных танцев, упражнения с предметами.

Разновидностями шагов и бега являются следующие движения.

Мягкий шаг. Он выполняется перекатом с носка на всю стопу с незначительным сгибанием ноги в коленном суставе.

Высокий шаг выполняется с подниманием согнутой ноги (бедро и голень образуют прямой угол).

Острый шаг выполняется резко, отрывисто, из стойки на всей стопе небольшим шагом вперед, стопа другой ноги — на носок.

Широкий шаг выполняется выпадом вперед с разноименным движением рук.

Перекатный шаг выполняется из стойки на носках небольшим перекатом с носка на всю стопу, одновременно с этим сгибая и затем разгибая ногу в коленном суставе, встать на носок, другую вперед- к низу. Движение повторяется с другой ноги.

Пружинный шаг выполняется аналогично перекатному шагу, но в быстром темпе, резко и энергично.

Бег. Многие разновидности бега являются аналогами ходьбы и сохраняют соответствующие названия (высокий бег, острый бег, широкий бег и т.д.). Бег, в отличие от ходьбы, имеет безопорную фазу и выполняется интенсивнее шага. Движения рук при выполнении ходьбы и бега могут быть различными.

Пружинные движения характеризуются одновременным сгибанием во всех суставах и последующим их разгибанием. Они выполняются равномерно, непрерывно, упруго, с большим мышечным напряжением и различной скоростью. Пружинные движения могут быть одновременные, поочередные и попеременные. Разновидностями пружинных движений могут быть: пружинные движения руками — сгибание и разгибание рук из различных исходных положений в различные конечные положения; пружинные движения ногами — из стойки на носках одновременно или попеременно; туловищем из круглого приседа на всей стопе или на носках; целостно — выполняется с равномерным напряжением сгибанием туловища, рук и ног.

«Волны» и волнообразные движения характеризуются последовательным сгибанием и разгибанием суставов. «Волны» выполняются руками, туловищем, целостно, равномерно без излишнего мышечного напряжения. «Волна» руками выполняется из исходного положения руки в стороны, соединяя лопатки, последовательно согнуть руки во всех суставах, разводя лопатки, последовательно разогнуть руки во всех суставах. «Волна» туловищем характеризуется последовательным протеканием гребня «волны» в поясничном, грудном и шейном отделах позвоночника. Она может выполняться в упоре стоя на коленях, в седе на пятках, в стойке на носках и т.д. Исходным положением для целостной «волны» является круглый полуприсед. При этом последовательно выводятся вперед коленный, тазобедренный суставы, поясничный и грудной отделы позвоночника, круг руками вперед-книзу выполняется равномерно.

Махи выполняются руками, ногами и туловищем. Маховые движения туловищем связаны с наклонами вперед, в сторону, назад и с поворотами. Махи руками и ногами выполняются в основных и промежуточных плоскостях, в различных направлениях, по дуге и кругу, одноименно, разноименно, поочередно и последовательно.

Взмахи выполняются руками, туловищем (вперед и в сторону) и всем телом (вперед, в сторону и с поворотом). Для взмахов характерен начальный толчок и продолжение движения по инерции в других звеньях тела. При взмахе последовательность движений такая же, как и при «волне», но скорость неравномерная -максимальная в начале и затухающая к концу.

Равновесия подразделяются на статические и динамические. Статические равновесия делятся на вертикальные и горизонтальные. Вертикальные равновесия выполняются с вертикальным положением туловища, с различными положениями свободной ноги и рук. Горизонтальные равновесия выполняются с горизонтальным положением туловища и разделяются на переднее (туловище наклонено вперед), заднее (туловище наклонено назад), боковое (туловище — в сторону). Сложность равновесия зависит от величины опоры, положения туловища и свободной ноги.

Динамические равновесия — это равновесия с изменением положения туловища и свободной ноги.

Повороты делятся на повороты на двух ногах и одной. Повороты на двух ногах — переступанием, скрестно на 180°, 360° и т.д.; на одной — одноименные и разноименные.

Одноименные повороты выполняются на правой ноге в правую сторону, на левой ноге — в левую. Разноименные повороты выполняются на правой ноге в левую сторону, на левой — в правую, с различными положениями свободной ноги, туловища, рук. Сложность поворотов зависит от количества градусов, на которое выполняется поворот, от положения свободной ноги и туловища в момент поворота.

Прыжки в художественной гимнастике делятся на прыжки толчком двух ног и одной.

Прыжки толчком двух ног: выпрямившись, согнув ноги назад, касаясь, «разножка» продольно и поперек и т.д.

К прыжкам толчком одной относятся: скачок, открытый, закрытый-открытый, шагом, перекидной и т.д.

К элементам бальных танцев относятся галоп, полька, вальс и др. К элементам народных танцев относятся русский попеременный, припадание, веревочка, па-де-баск, ковырялочка, шаг с притопом и т.д.

 

Методика проведения занятий по художественной гимнастике

План

Введение

1. История развития и современное состояние художественной гимнастики

2. Содержание и средства художественной гимнастики

3. Цели и задачи в подготовке учащихся

3.1 Содержание работы по этапам подготовки

3.2 Возрастные особенности обучения

4. Методика проведения учебно-тренировочных занятий по хореографии

4.1 Характеристика средств, применяемых на уроках хореографии

4.2 Этапы хореографической подготовки в гимнастике

4.3 Физическая подготовка в хореографии

4.4 Классификация уроков хореографии

4.5 Структура, принципы построения урока хореографии

4.6 Подготовка и проведение урока хореографии

4.7 Мастерство хореографа

5. Примерные уроки на этапе начальной подготовки

5.1 Примерные уроки на начальной, специализированной подготовке (9 – 12 лет)

5.2 Урок на основе народно – сценических танцев

5.3 Примерные этюды

6. Музыкально-ритмическое воспитание

6.1 Значение музыки в художественной гимнастике

6.2 Примерные игры, развивающие музыкальность

7. Психологическая подготовка гимнасток

Заключение

Литература

Введение

Чемпионат России по художественной гимнастике. Звучит музыка… Чуть тревожная и в то же время легкая, ритмичная. Это – посадобль, народная испанская мелодия. В центре зала – девушка. Стройная, изящная. Оригинальный спортивный костюм отлично подчеркивает линии стана. В руках – лента. Красная, сверкающая и как живая. Она то нежно обвивается вокруг тела девушки, то быстрой спиралью взмывается ввысь, то необычайной змейкой убегает из рук. Девушка вдохновенно «рисует» в воздухе красные молнии, подчиняя их ритму музыки, отмечая каждый её нюанс. И вот происходит странное. Мы уже видим не девушку - гимнастку, а … тореадора, и не того, кто вышел на смертный бой с быком, а романтичного, смелого, задумавшего игру с животным. Вот девушка – тореадор взмахивает лентой чуть в сторону, а мы видим мулету. Красную, сверкающую, на которую воображаемый бык бросается сломя голову! Но … тореадор делает изящный шаг в сторону, затем другой, и бык проскакивает мимо, лишь едва, задев мулету. Зрители разражаются аплодисментами. Их покоряет ловкость. Однако борьба на арене продолжается. Повороты и прыжки становятся более частыми, напряженными. Игра принимает драматический характер, и вот заключительное движение: тореадор решительным жестом пресекает атаку быка. Музыка смолкает, но зрители всё ещё переживают перипетии этой игры…

Долго и настойчиво они аплодируют, будто вызывают гимнастку ещё раз, хотя отлично знают: Законы состязаний строги, и эту гимнастку они смогут увидеть в роле тореадора лишь на показательных выступлениях. А в это время на площадке уже другая девушка. Снова льётся мелодия. Мягкая, лиричная. В полном соответствии с музыкой движется гимнастка – «художница», но в её руках уже не лента, а необычайно яркий и послушный мяч. Как бы она ни повернулась, какое бы движение ни сделала – он всегда с ней: то катится по стану гимнастки, то скользит по её рукам, голове, груди. А вот подброшенный, летит высоко вверх. Однако пока он возвращается, девушка успевает проделать несколько акробатических движений и ловко его ловит. И снова начинается игра, напоминающая жонглирование. Вот, «художница» выполняет кувырок, другой, а мяч и тут с ней. Он снова скользит по её рукам, пробегает по стану, ногам, голове и всё это – в единстве с музыкой. Затем выходит девушка со скакалкой, её заменяет девушка с обручем. И каждый раз мы видим оригинальные упражнения. Каждый раз слышим знакомую музыку, но почему-то сейчас звучащую по – новому. Музыка как бы становится осязаемой. И думается: если давно признано, что балет способен выразить музыкальное произведение своими средствами, если получила право на жизнь цветомузыка, то почему бы и не признать эту, необычную «видеомузыку»? Да, музыку, которая становится такой благодаря искусству движений. Можем мы сказать, что заставляло нас так бурно аплодировать? Так волноваться за каждую гимнастку, даже и сопереживать с ней? Едва ли… Пожалуй и следует разобраться в этом, обратясь к истории художественной гимнастики, коснувшись её всех аспектов.

1. История развития и современное состояние художественной гимнастики

Физическая культура начала складироваться на определенном уровне экономического и общественного развития, в эпоху верхнего палеолита, т.е. около пятидесяти тысяч лет назад. Пещерные и пасхальные изображения этой эпохи свидетельствуют о тесной связи физических упражнений с трудом. На этих рисунках мы видим, как охотники бегают, прыгают, танцуют. В первобытном обществе дети и взрослые принимали участие играх с мячом и палками. Победа в состязании приносила Славу племени, а победители награждались призами. Широкое развитие физическая культура получила в период развития древнегреческих государств. Это было две с половиной тысячи лет назад.

Во всех городах Греции строились спортивные площадки, гимнастические залы и др. сооружения. Больше всех выделились Афины и Спарта. Своё физическое совершенство греки демонстрировали на Олимпийских играх. Победители игр становились национальными героями. Их награждали венками из оливковых веток и ценными подарками. Скульпторы высекали из мрамора фигуры спортсменов. Так греки выражали своё преклонение перед физически совершенными людьми. Шли века. Развивалось и совершенствовалось человеческое общество. На протяжении тысячелетий истории человечества люди стремились совершенствовать и развивать такие физические качества как сила, быстрота, гибкость, выносливость. Может возникнуть вполне естественный вопрос: насколько необходимы в наше время, в век научно – технической революции, занятия физическими упражнениями? Всё меньше становится профессий, где применяется физический труд. И не удивительно, что спортивные организации вступили в бой с новыми врагами человечества – с малоподвижностью, с нервными перегрузками. Спорт помогает преодолеть все трудности физического развития, выработать характер, стать организованным человеком, больше успевать.

История зарождения и развития художественной гимнастики ещё не написана. В начале XIX века во многих странах Европы возникают национальные системы гимнастики, организуются спортивные клубы общества. В большинстве стран физическое воспитание вводится в общеобразовательные школы наравне с другими предметами. Гимнастика пользуется особой популярностью. В спортивные общества впервые привлекаются женщины. Желая пробудить в них интерес к занятиям, преподаватели вводят уроки музыки и элементы танцев. Так, в Шведской системе гимнастики особо выделяется гимнастика для женщин и детей. В ней большое внимание обращается на красоту выполняемых движений. Во Франции в женской гимнастике применяют упражнения с булавами, венками, палками, используют упражнения классического балета и несложные танцы. В Бельгии в школьную гимнастику включают элементы народных танцев. (В этот период и возникли первые попытки использовать музыку, элементы танца и упражнения с предметами в гимнастике для женщин.

В это же время особое влияние на создание будущей художественной гимнастики имели люди, работавшие над пластикой, то есть выразительностью движений человеческого тела. Они разработали множество упражнений, которые в дальнейшем уже в усовершенствованном виде стали широко применяться в художественной гимнастике. Особенно ярко было творчество трёх художников – артистов, создавших каждый свою систему гимнастики в различных областях искусства движения. Это было в 20-е годы XIX века. По захолустным кварталам Парижа бродил одиннадцатилетний мальчик. Родители и братья умерли от голода. От той же участи маленького бродягу спас тряпичник, который взял его к себе в помощники. В тяжелой жизни, полной тоски и горя, мальчика радовала только музыка. Он заслушивался пением уличных певцов, игрой шарманщиков и оркестров бродящих музыкантов. Он узнал названия нот, а потом выдумал способ записи различных мелодий. Как-то раз мальчик записывал на песке веселые вальсы оркестра, игравшего в парке. За этим занятием его застал профессор музыки Бомбини и попросил воспроизвести их пением. Услышав необыкновенно красивый голос и убедившись в музыкальной одаренности мальчика, Бомбини взял его к себе. И всё перевернулось. Начались счастливые годы занятий музыкой и пением. Мальчика звали Франсуа Дельсарт. Это имя в недалеком будущем станет известным всему театральному миру. Профессор Бомбини подготовил Франсуа к поступлению в Парижскую консерваторию. Очаровательный тембр голоса, выразительность пения, небывалая свобода и легкость движений выделяли его среди других учеников. Его походка, осанка и жесты отличались изящностью и элегантностью. Окончив консерваторию, Франсуа Дельсарт становится артистом Парижской оперы. Одновременно он увлекается разработкой различных упражнений, помогающих певцам свободно и естественно двигаться по сцене. И вдруг приходит несчастье. В расцвете артистических сил он теряет голос. Но Дельсарт был человеком энергичным, волевым и деятельным. Он не ушел из искусства, а стал актером – педагогом. Постепенно им было создано множество упражнений, получивших название «выразительной гимнастики». Новые приемы работы над свободой и раскрепощенностью тела, способного передать естественными движениями различные настроения, переживания и мысли человека, привлекли внимание многих артистов. Его учениками становятся актеры и танцовщики. В последствии ученики Дельсарта стали распространять его систему в других странах. Каждый из них развивал её по – своему, беря наиболее полезные и интересные упражнения. Большинство продолжателей соединяли «выразительную гимнастику» Дельсарта с упражнениями, разносторонне развивающими организмом человека. У Дельсарта источником выразительности жеста был смысл слова, фразы, события, которые происходят в каком – либо драматическом действии. В художественной гимнастике работа над выразительностью движений идёт от содержания и характера музыки.

mirznanii.com


Смотрите также