Основные положения методики профессора А.А.Кириллова. Гимнастика кириллова


Профессиональная Ассоциация висцеральных терапевтов - Professional Visceral Therapy Association | КОНФЕРЕНЦИИ | Конференция 24-25 августа 2013г Ижевск

Динамический самомассаж доктора Кириллова

 

как система упражнений для лечения,

 

восстановления и поддержания здоровья 

 

Кириллов Алексей 

У каждого из нас существует налаженная система, которая сметает всё на своём пути, она разрушает наши мечты, цели и достижения. Это система по уничтожению своего здоровья!

Значит, мы способны создать любую другую.

 

 «Движение это – жизнь» фраза существует на протяжении многих лет. Каким образом понимать это высказывание? Человечество накопило богатый опыт и создало целые системы движений, такие как тайдзи-цюань, ушу, йога (это наиболее известные), хотя обычный человек в своей повседневной жизни все-таки их не использует. В тоже время, все вокруг двигаются, более того, кто-то выполняет физическую зарядку, осуществляет периодические активные выходы на природу (лыжи, коньки, пешие прогулки и пробежки), но все это в лучшем и редком случае. Большинство же людей ограничиваются ходьбой из дома на работу и обратно, а если и бегают, то только опаздывая на транспорт или видя какую-то опасность. При этом средняя продолжительность жизни уменьшается, а различные заболевания молодеют.

Я исходил из предположения, что в течение нескольких лет, в основном в результате воспитания, вырабатываются двигательные стереотипы, а также стереотипы в питании и, самое главное, стереотипы мышления. Эти стереотипы не меняются годами, хотя обстоятельства требуют некоторой поправки! Этим - то стереотипам и было посвящено моё внимание.

Основу методики составляют небольшие изменения по расширению двигательных стереотипов, а также стереотипов питания и мышления, что приводит к совсем неожиданным и очень значимым результатам.

В самом начале небольшим изменениям подвергаются движения, затем приём воды и питание. Мышление как наиболее сложное явление, меняется в последнюю очередь (результатом изменения мышления является изменение поведения по отношению к себе, а также в сложных и конфликтных ситуациях с близкими людьми и коллегами).

Тому, кто решил измениться, необходимо создавать систему восстановления своего здоровья, как противовес уже существующей системы уничтожения! Этому первому шагу и посвящена данная система динамического самомассажа.

 

Основные причины, влияющие на развитие

патологических процессов в области позвоночника и суставов:

·      Однообразные действия и движения.

·      Характер однообразных действий таков, что в основном работает задняя группа мышц и связок спины и позвоночника.

·      Мышцы противоположной (передней) части, со временем атрофируются. Связки становятся более жесткими.

·      Объём привычных движений в крупных суставов составляет, в лучшем случае, около 20-30%.

·      При перегрузках, происходит перераспределение напряжения между жесткими и мягкими тканями. Фиброзное кольцо и пульпозное ядро «выдавливается» в сторону мягких тканей из узкого и жёсткого пространства в более свободное и мягкое.

·      Жесткие связки суставов при напряжении, находятся на грани разрыва.

·      Пагубные стандарты питания и питья различных напитков чрезмерно окисляют или защелачивают организм, что приводит к угнетению обменных процессов и мешает всем клеткам (в том числе кожным, мышечным, хрящевым, клеткам внутренних органов) самовосстанавливаться.

·      Кровообращение, лимфообращение внутренних органов и мышц в области суставов страдает, что приводит к дополнительному напряжению внутренних органов, мышц и усугублению тяжёлого состояния всего тела и суставов.

Особенности динамического самомассажа доктора Кириллова это

одновременное воздействиепяти факторов:

·массаж мышц и кожи,

·массаж внутренних органов,

·физическая нагрузка,

·самовправление костей в области подвывихнутых суставов.

·энергетическое воздействие на тело

 

Для этого нужно:

·           Использовать поверхность пола как «массажную».

·           При помощи «массажной» поверхности и специальных движений целенаправленно проминать и тем самым «выдавливать» застойную кровь и лимфу из мышц и тканей тела.

·           Проминая и одновременно растягивая, делать эластичными и функциональными мышцы и связки тела, а особенно позвоночника и крупных суставов (тазобедренного, плечевого, локтевого, коленного и голеностопного).

·           Разминание внутренних органов живота.

·           Небольшая коррекция питания и приёма чистой воды.

Задачи ДСК

·Просвещение в области физиологических основ воздействия на тело различных факторов внешней среды и психологических реакций человека.

·Выработка двигательных навыков специальных упражнений.

·Корректировка питания.

·Понимание собственных телесных ощущений.

В результате выполнения ДСК

·Снятие или ослабление ощущений ограничивающих подвижность тела.

·Улучшение кровообращения тканей и изменение их в сторону большей эластичности.

·Увеличение подвижности суставов.

·Улучшение общего самочувствия.

·Увеличение работоспособности.

 

 

Условия выполнения

·Чистая площадка для занятий примерно 2х2 метра для одного человека.

·Мягкая поверхность или соответствующая одежда, смягчающая воздействие жесткого пола на тело.

·Прохождение обучающего курса из 18-20 занятий по 1- 1,5 часа ( или семинар),

·Повторение курса 3-4 раза в год.

Противопоказания

·Острый период заболевания опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.

·Инфекционные заболевания.

·Повреждения и заболевания кожных покровов.

·Заболевания средней и тяжёлой степени, а также сочетанные.

Результаты

·           После 3-4 занятия у всех наблюдалось улучшение самочувствия и уменьшение болезненных симптомов. Через 8-10 занятий – коррекция осанки, значительное улучшение самочувствия и снижение большинства беспокоящих симптомов.

·           После 14-16 занятий, начинается процесс похудения. При регулярных занятиях в течение 1,5-2 месяцев уменьшение веса может достигать 10-12 кг.

·            Возраст в различных группах: от 14 до 64 лет.

·           У участников имелись различные симптомы проявления остеохондроза различных отделов позвоночника, артрозы и артриты. Ограничение подвижности и функциональности суставов, нарушение осанки.

·           Аллергические реакции.

·           Снижение остроты зрения.

·           Излишний вес.

 

 

Рекомендации

Использовать динамический самомассаж для профилактики и восстановления связок, мышц, хрящевых тканей и суставов при остеохондрозе позвоночника, артрозах, подвывихах и смещениях позвонков, сколиозах, заболеваниях внутренних органов живота, во время восстановительного периода после травмы у взрослых и детей, нейроциркуляторной дистонии, аллергиях, а также с целью поддержания активности, функциональности тела и нормализации веса.

 

 Доктор Кириллов

  

 

 

Анатомические особенности

 

позвоночно – двигательного сегмента

 

Позвоночник состоит из 23 позвоночно-двигательных сегментов (ПДС), каждый из которых в норме представляет собой подвижное звено (сустав) и принимает участие в обеспечении разнообразных функций позвоночника как единой биомеханической системы. Составными частями ПДС являются тела двух соседних смежных позвонков и хрящевой межпозвонковый диск, располагающийся между ними. Каждый позвонок состоит из двух частей: массивного, цилиндрической формы тела позвонка и тонкой дуги. Обе части образуют канал, в котором проходит спинной мозг. Межпозвонковый диск состоит из наружной, фиброзной части, соединяющей тела позвонков и внутренней пульпозной, выполняющей амортизационную функцию.

 Питание диска осуществляется путем диффузии жидкости из окружающих тканей. Чтобы это обеспечить, должен работать так называемый «насосный механизм», т.е. адекватное соотношение между нагрузкой и разгрузкой позвоночного столба. В венах спинного мозга нет венозных клапанов, и они не окружены мышцами. В результате этих анатомических особенностей в позвоночном канале происходит постоянный застой венозной крови и замедляется удаление продуктов обмена из тел позвонков и межпозвонковых дисков.  Это объясняет резкое усиление боли в спине при приступах кашля, чихания, когда происходит компрессия (сжатие) шейных и брюшных вен и резко затрудняется отток венозной крови из позвоночного канала. Достаточный венозный отток из позвоночного канала возможен лишь в том случае, когда во всех суставах позвоночника (ПДС) движение происходит свободно и в полном объеме. Любое ограничение их подвижности замедляет венозный отток в данной области позвоночника и проявляется в виде псевдорадикулярного синдрома и «блокады сустава». Кроме частичной или полной блокады сустава, сопутствующий спазм окружающих суставы мышц так же способствует ухудшению венозного оттока из позвоночного канала, в результате чего возникают статические (связанные с нагрузкой) и динамические (связанные с неправильным движением) изменения в позвоночнике.

 

 

Таблица упражнений ДСК

 

Название

Основная область воздействия

 

При каких заболевания выполнять

Примечания

Суставы

Мышцы

Внутренние органы

 

 

1

 

Неваляшка - 1

Кресцово-копчиковый, тазобедренный.

Тазового дна, ягодичные, боковой поверхности голени и бедра.

Внутренние половые органы, мочевой пузырь, нижний отдел кишечника.

Внутренних половых органов, мочевого пузыря, копчика , тазобедренного, коленного и голеностопного суставов.

 

 

 

2

 

Неваляшка - 2

«+» поясничный отдел позвоночника, верхней конечности.

«+» поясницы, брюшного пресса, верхнего плечевого пояса

«+» Органы живота

Поясничного отдела позвоночника, седалищного нерва

 

 

 

3

 

Неваляшка - 3

«+» грудной отдел позвоночника

«+» Боковой и задней поверхности бедра и туловища (до лопаточной области)

«+», дыхательная и сердечно-сосудистая

Поясничного, грудного отдела позвоночника, седалищного нерва и органов грудной клетки.

 

 

 

4

 

Неваляшка - 4

«+» Шейно-грудной отдел позвоночника, верхнего плечевого пояса

Шейно-грудного отдела, верхнего плечевого пояса

«+», дыхательная и сердечно-сосудистая

Мигрень, сниженное АД, дыхательной и сосудистой систем

 

5

Загиб назад

Суставы нижних конечностей, крестца и позвоночника

Мышцы передней поверхности ног, поясницы, позвоночника

Все органы

При любых заболеваниях

 

 

 

5

 

 

Качелька

Голеностопный, коленный, тазобедренный, весь позвоночник, плечевой пояс

Мышцы всего тела.

Все внутренние органы.

При любых заболеваниях.

 

 

6

 

Накаты

Голеностопный, коленный, тазобедренный, крестцовый, поясничный и грудной отдел позвоночника, плечевой пояс

Мышцы всего тела.

Все внутренние органы.

Внутренних органов, поясничный отд. позвоночника, тазобедренных и коленных суставов, седалищного нерва

 

 

7

 

Буравчик

Весь позвоночник. Тазобедренные суставы

Мышцы всего тела.

Все внутренние органы.

Внутренних органов, поясничный отд. позвоночника, тазобедренных и коленных суставов, седалищного нерва

 

 

8

 

Узкая кровать

(вращение, лёжа на месте)

 

Весь позвоночник и суставы

Мышцы всего тела.

Все внутренние органы.

 

При любых заболеваниях

 

 

Каряга

Тазобедренные суставы, поясничный отдел позвоночника

Мышцы всего тела.

 

 

 

 

9

 

Валик (прямой, боковой, задний)

Шейно-грудной отдел позвоночника

Мышцы шеи. Туловища и нижних конечностей

ЦНС

Гипер- и гипотония, остеохондроз шейно-грудной области позвоночника

 

 

10

 

Ящерица

 

Весь позвоночник и суставы

Мышцы всего тела.

Все внутренние органы.

 

При любых заболеваниях

 

 

11

 

Брейк

Весь позвоночник и суставы

Мышцы всего тела (область поясницы)

Органы таза

Внутренних органов, внутренних половых органов, мочевого пузыря, копчика, тазобедренного, коленного суставов

 

12

Расслабляющее упражнение

Грудной и поясничный отдел позвоночника, тазобедренный, коленный

Средней и нижней части туловища и бедра

Внутренние половые органы, мочевой пузырь, нижний отдел кишечника

 

 

При любых заболеваниях

 

13

Скручивание

Весь позвоночник и суставы

Мышцы всего тела

Все внутренние органы

При любых заболеваниях

(выполнять осторожно)

 

 

14

 

Почувствовать себя

 

Весь позвоночник и суставы

Мышцы всего тела

Все внутренние органы

 

При любых заболеваниях

 

 

Желаем вам здоровья и активного долголетия!

 

 

 

 

 

Воздействие упражнений ДИНАМИЧЕСКОГО САМОМАССАЖА ДОКТОРА КИРИЛЛОВА

 

 

Упражнение

 

Воздействие упражнения

1.

Неваляшка – 1, 2

Кручение в левую сторону оказывает омолаживающий эффект (индивидуально по количеству)

Кручение в правую сторону - расслабляющий эффект (индивидуально по количеству)

Неваляшка – 2 при освоении, используется как медитативное упражнение

 

Неваляшка – 3, 4

Активизация деятельности всего организма, шейного, грудного отдела и ЦНС

2.

Качелька

Большая амплитуда (до «Берёзки») оказывает тонизирующее действие;

Маленькая амплитуда (до лопаток) – расслабляющее действие

3.

Накаты

Оказывают расслабляющее действие

 

4.

Буравчик

Улучшает общее самочувствие и повышает активность

 

5.

Узкая кровать

Оказывает расслабляющее действие

 

6.

Валик

Улучшает мозговое кровообращение, зрение, работоспособность

 

7.

Ящерица

Оказывает расслабляющее действие

 

8.

Брейк

Оказывает расслабляющее действие, при малом количестве повторений может оказывать бодрящий эффект

9.

Почувствовать себя

Снимает боль, спазмы, улучшает работоспособность и успокаивает

 

10.

Скручивание

Растягивает межпозвонковые мышцы всего позвоночника и улучшает в нём кровоснабжение

 

 

Вопросы по электронной почте: [email protected]

www.visceral.ru

Динамический самомассаж доктора Кириллова - Мои файлы - статьи и методики

Вступление

«Движение это – жизнь» фраза существует на протяжении многих лет. Каким образом понимать это высказывание? Человеческая цивилизация накопила богатый опыт и создала целые системы движений, такие как тайдзи-цюань, у-шу, йога (это наиболее  известные), хотя обычный человек в своей повседневной жизни все-таки их не использует. В тоже время, все вокруг двигаются, более того, кто-то выполняет физическую зарядку, осуществляет периодические активные выходы на природу (лыжи, коньки, пешие пробежки), но все это в лучшем и редком случае. Большинство же людей  ограничиваются ходьбой из дома на работу и обратно, а если и бегают, то только в случае опоздания на  транспорт или видя какую-то опасность. При этом, средняя продолжительность жизни уменьшается, а «омоложение» различных заболеваний неуклонно растёт.

Автор исходил из предположения, что в течение нескольких лет, в основном в результате воспитания, вырабатываются двигательные стереотипы, а также стереотипы в питании и, самое главное, стереотипы  мышления. Эти стереотипы не меняются годами, хотя обстоятельства требуют некоторых изменений! Этим - то стереотипам и было посвящено большое внимание автора.

Основу методики составляют небольшие изменения по расширению двигательных стереотипов, а также стереотипов питания и мышления, что приводит к совсем неожиданным и очень приятным результатам.

 

Основные причины, влияющие на развитие патологических процессов в области позвоночно-двигательного сегмента и суставов

1.     Однообразные действия и движения.

2.     Характер однообразных действий таков, что в основном работает задняя группа мышц  и связок спины и позвоночника.

3.     Мышцы противоположной (передней) части, со временем атрофируются. Связки  становятся более жесткими.

4.     Объём  привычных движений  в крупных суставов составляет, в лучшем случае, около 30 процентов.

5.     При перегрузках, происходит перераспределение напряжения между жесткими и мягкими тканями (фиброзное кольцо и пульпозное ядро «выдавливается» в сторону мягких тканей из узкого пространства в более свободное), а жесткие связки  суставов при напряжении, находятся на грани разрыва.

6.     Беспорядочное питание и питьё различных напитков окисляют организм и угнетают обменные процессы и мешают клеткам (в том числе и хрящам) самовосстанавливаться.

 

Особенности динамического самомассажа доктора Кириллова (ДСК)

1.     Использовать поверхность пола как «массажную».

2.     При помощи «массажной» поверхности и специальных  движений целенаправленно делать эластичными и функциональными мышцы и связки тела, а особенно передней поверхности позвоночника и крупных суставов (тазобедренного, плечевого, локтевого, коленного и голеностопного ).

3.     Разминание внутренних органов живота.

4.     Небольшая коррекция питания и приёма чистой воды.

Задачи ДСК

1.     Просвещение в области физиологических основ воздействия на тело различных факторов внешней среды и психологических реакций человека.

2.     Выработка двигательных навыков специальных упражнений.

3.     Выработка режима приёма воды и пищи.

4.     Корректировка питания.

5.     Понимание  собственных телесных ощущений.

 

В результате выполнения ДСК

1.     Снятие или ослабление ощущений ограничивающих подвижность тела.

2.     Улучшение кровообращения тканей и изменение  их в сторону  большей эластичности.

3.     Увеличение подвижности суставов.

4.     Улучшение общего самочувствия.

5.     Увеличение работоспособности.

 

Условия выполнения

1.     Чистая площадка для занятий примерно  2х2 метра для одного человека.

2.     Мягкая поверхность или соответствующая одежда, смягчающая воздействие жесткого пола на тело.

3.     Прохождение обучающего курса  из 18-20 занятий по 1- 1,5 часа,

4.     Повторение  курса 3-4 раза в год.

Противопоказания

1.     Острый период заболевания опорно-двигательного аппарата.

2.     Инфекционные заболевания.

3.     Повреждения и заболевания  кожных покровов.

4.     Сопутствующие заболевания средней и тяжёлой степени.

 

Участники

1.     Группы по 8-10 человек.

2.      Возраст: от 25 до 64 лет. У всех участников имелись различные симптомы проявления остеохондроза различных отделов позвоночника, артрозы и артриты. Ограничение подвижности и функциональности суставов, нарушение осанки.

3.     Аллергические реакции.

4.     Снижение остроты зрения.

5.     Излишний вес.

Результаты

1.     После 3-4 занятия у всех наблюдалось улучшение самочувствия и  уменьшение болезненных симптомов. Через 8-10 занятий – коррекция осанки, значительное улучшение самочувствия и снижение большинства беспокоящих симптомов.

2.     После 14-16 занятий, начинается процесс  похудения. При регулярных занятиях в течении 1,5-2 месяцев уменьшение веса достигает 10-12 кг.

 

Рекомендации

Использовать динамический самомассаж для профилактики и восстановления хрящевых тканей в суставах при остеохондрозе позвоночника, артритах, артрозах, заболеваниях внутренних органов живота, сколиозах, во время восстановительного периода после травмы у взрослых и детей, а также с целью поддержания активности, функциональности тела и  нормализации веса.

 

 Доктор Кириллов

doctor-kirillov.ucoz.ru

Динамический самомассаж со всем комплексом упражнений (2015) Семинар :: NoNaMe

Динамический самомассаж со всем комплексом упражнений (2015) Семинар

Динамический самомассаж восстановление функций опорно-двигательного аппарата и внутренних органов система простых и доступных упражнений по проминанию мягких тканей.

----------------------<cut>----------------------

Ведущий семинара — Врач, психолог, автор уникальной системы «динамический самомассаж доктора Кириллова» и психологического подхода «закон ролевых позиций». Член Российской профессиональной ассоциации висцеральных хиропрактиков и Российской медицинской ассоциации специалистов народной и нетрадиционной медицины — Алекей Кириллов.

Информация о семинаре:Название: Динамический самомассаж со всем комплексом упражненийАвтор: Алекей КирилловГод выхода: 2015Жанр: СеминарЯзык: РусскийВыпущено: РоссияПродолжительность: 05:54:08

В чем уникальность системы и что она может?*Динамический самомассаж (ДСМ) — уникальная система необычных и одновременно простых упражнений. Дает великолепный эффект при ограничении функций опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.*Освоение ДСМ открывает широкие возможности для самовосстановления и поддержания здоровья как при напряженном физическом, так и малоподвижном образе жизни.*Система упражнений, помогающая очень эффективно решать проблемы поясничного отдела позвоночника, тазобедренных и коленных суставов, седалищного нерва*Авторская методика Алексея Кириллова построена на том факте, что у большинства людей в силу привычного образа жизни вырабатываются двигательные стереотипы, а также стереотипы в питании и, самое главное, стереотипы мышления. Эти стереотипы не меняются годами, хотя обстоятельства требуют изменений!*Основу методики ДСМ составляют небольшие изменения по расширению двигательных стереотипов, а также стереотипов питания и мышления, что приводит к совсем неожиданным и очень позитивным результатам.*Рекомендуется использовать динамический самомассаж для профилактики и восстановления связок, мышц, хрящевых тканей и суставов при остеохондрозе позвоночника, артрозах, подвывихах и смещениях позвонков, сколиозах, заболеваниях внутренних органов живота, во время восстановительного периода после травмы у взрослых и детей, нейроциркуляторной дистонии, аллергиях, а также с целью поддержания активности, функциональности тела и нормализации веса.

Особенности динамического самомассажа Алексея Кириллова — это одновременное воздействие пяти факторов:1. поверхностный массаж тела;2. массаж внутренних органов;3. дозированная физическая нагрузка;4. энергетическая коррекция;5. само вправление позвонков;6. усиление венозного кровотока и лимфотока;7. активизация работы диафрагмы.

Другие Особенности действия динамического самомассажа:— Поверхность пола используется как «массажная»— Специальные упражнения в сочетании с воздействием «массажной» поверхности пола целенаправленно делают эластичными и функциональными мышцы и связки тела. Особенно эффективно восстанавливается эластичность связок передней поверхности позвоночника и крупных суставов: тазобедренного, плечевого, локтевого, коленного и голеностопного— Происходит разминание внутренних органов живота— Необходима небольшая коррекция питания и приём чистой воды

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАЖНЕНИЙСнятие или ослабление болезненных симптомов, ощущений ограничивающих подвижность, коррекция осанки — После 3-4 занятия у всех наблюдалось улучшение самочувствия и уменьшение болезненных симптомов. Через 8-10 занятий – коррекция осанки, значительное улучшение самочувствия и снижение большинства беспокоящих симптомов.Улучшение кровоснабжения тканей и их оздоровление — улучшение функциональности, повышение эластичностиУвеличение подвижности суставов — У участников, у которых имелись различные симптомы проявления остеохондроза различных отделов позвоночника, артрозы и артриты, ограничение подвижности и функциональности суставов, нарушение осанки, к завершению программы замечали улучшение двигательной активности..Улучшение общего самочувствия, повышение работоспособностиСнижение веса, после 14-16 занятий начинается эффективный процесс похудения. При регулярных занятиях в течение 1,5-2 месяцев уменьшение веса достигает 10-12 кг.Увеличение остроты зрения

Динамический самомассаж со всем комплексом упражнений (2015) Семинар Динамический самомассаж со всем комплексом упражнений (2015) Семинар Динамический самомассаж со всем комплексом упражнений (2015) Семинар

Информация о файле:Формат: AVIВидео: DIVX, 720x576, ~1531 KbpsАудио: MP3, 96 Kbps, 48.0 KHzРазмер файла: 4.04 Gb

Скачать Динамический самомассаж со всем комплексом упражнений (2015) Семинар

Скачать с Letitbit.netСкачать с Turbobit.netСкачать с Hitfile.netСкачать с Файлообменник.рф

123box.ru

Основные положения методики профессора А.А.Кириллова

1. Стратегическая задача — изменение образа жизни пациента

Это главенствующий принцип, и ему подчинены остальные.

Ответственность за выздоровление разделяется между врачом, инструкторами и самим пациентом. Все они используют одинаковые ориентиры. Ориентиры определяются методом визуальной диагностики (см. ниже).

Пациент узнает, какие ориентиры в его теле говорят о необходимости корректировки осаночного баланса, и сам видит изменения после каждого сеанса.

Благодаря одинаковым ориентирам легче осознавать, что все делается правильно.

Самый важный человек в этой цепочке — сам пациент. Важно, чтобы он сам понимал, зачем нужен каждый шаг. В больших зеркалах человек сам видит ориентиры в своем теле, и то, как они выравниваются после упражнения. Когда пациент видит результат и замечает, что качество его жизни меняется в лучшую сторону, его не надо заставлять делать упражнения, дополнительно мотивировать. Он делает все сам.

В результате биохимической коррекции, висцеральной терапии и других методов пациент выходит на качественно другой уровень здоровья. Осознание того, что произошла коррекция, создает базу для другого мышления, ведения другого образа жизни.

Для тех пациентов, которые к этому готовы, в систему отдельным курсом будет добавлена психологическая коррекция. Техника психологической коррекции разработана профессором Кирилловым на базе системы Н.Ю. Гусакова и собственных разработок по теме «Законы ролевых позиций».

2. Для здоровья необходим баланс четырёх систем

Идея баланса в методике основная и ключевая.

Здоровый человек может заболеть, но его организм сам производит восстановление баланса после отклонения от нормы. Система, в том числе и здоровье человека, должна быть резистентна. Если в нее ударяет мощный травмирующий фактор, она сначала смещается, но потом, имея ресурсы, возвращается к норме. Например, человек стоит ровно, его толкнули, но у него есть ресурсы, чтобы вернуться в прежнее положение.

Баланс в теле человека делится на четыре позиции.

  • Баланс телесный, органный. Эта позиция понятна и видна. Костная, мышечная, нервная, сосудистая система — каждая из них имеет определенные ресурсы и по каждой из них может быть «удар». Мощность системы баланса определяется тем, как быстро система возвращается «в ноль». То есть, если человек заболел, как быстро он вернется в норму благодаря собственным ресурсам.
  • Биохимический баланс основан на том, что в нас попадает извне по трём каналам: через кожу, желудочно-кишечный тракт и лёгкие.
  • Психологический баланс.
  • Энергетический баланс.

Баланс должен быть как между всеми четырьмя позициями, так и внутри каждой из них.

Суть лечения — работа с каждой системой параллельно или последовательно. Суть исцеления — создание баланса по всем позициям.

Мы не можем болеть только одной частью нашего тела, весь организм участвует в процессе заболевания. Различается степень участия каждой части тела.

Методика Кириллова направлена на восстановление здоровья по каждому направлению, но в первую очередь ориентирована на восстановление телесного баланса как индикатора баланса всех остальных трёх систем.

Уровень образованности нашего народа на данный момент таков, что мы не можем начать работать с психикой, энергетикой или биохимией. Начинаем работать с телом.

Сначала восстанавливается структура, например, мышечный баланс. После улучшения может наступить остановка результатов. Тогда переходим на другой уровень. Например, подбирается правильное питание, травы. Если снова происходит остановка, переходим на другой уровень, уровень психологической коррекции. Для этого, например, можно проработать заблокированные образы с помощью мануально-мышечного тестирования и специальных упражнений в зале.

Меняем образы, обогащаем их, чтобы они вместо ограничивающих стали развивающими. Структура тела реагирует на такие изменения как индикатор, в результате мышечный баланс становится ещё лучше.

Если и после этого пациент отметит возврат к прежнему состоянию, ему могут быть предложены места или способы пополнения энергетики. При этом сами упражнения в рамках методики очень мощные и формируют энергетику, их может быть достаточно.

В Динамическом самомассаже Кириллова есть упражнения, которые сразу включают в себя три позиции. Например, «Неваляшка — 2» является магическим упражнением.

Врачу необходимо понимание ориентиров каждого направления и понимание того, какое из направлений сейчас требует коррекции. Учитывая, что начинаем всегда со структуры. Работа с телесным балансом — это и ориентир, и измеримый результат. Задача врача - определить, какое направление следующее.

В результате применения методики корректируются и психика, и энергетика, даже если специальной целенаправленной работы не проводилась.

3. Осаночный (постуральный) баланс — опора для всех нормальных микроциркуляторных процессов в теле человека

Осаночный (постуральный) баланс — это основа оценки и коррекции любых заболеваний в теле человека.

Нарушение микроциркуляции в ткани ведет к развитию патологии. Первичное нарушение микроциркуляции может начинаться с небольших изменений в осаночном балансе.

В процессе диагностики чаще всего оказывается, что причиной нарушения осаночного баланса была родовая травма (до 80% пациентов).

Рассмотрим пример.

Раньше бабки-повитухи сразу после родов правили и мать, и ребенка. Сейчас в общей практике этого нет. При рождении ребенок получил хорошие оценки по шкале Апгар, но при этом у него есть небольшое смещение первого позвонка. На функциональном уровне смещение поначалу не дает видимых отклонений. Но уже через 1-2 дня лёгкое ущемление нерва приводит к тому, что у ребенка начинает изменяться соотношение левой и правой стороны. В дальнейшем это может привести к ослаблению иннервации и ухудшению функции стопы, а затем к другим серьезным нарушениям.

Выздоровление должно идти в этой той же последовательности, что и возникновение нарушений.

Если человек симметричный, скорее всего все внутренние и наружные процессы находятся в норме.

Нарушения в организме проходят четыре этапа:

  • функциональное нарушение,
  • острое воспаление,
  • хроническое воспаление,
  • прекращение работы органа.

Основная причина этих процессов — нарушение микро- и макро-циркуляции. Если восстановления не происходит, тело постепенно сдает свои позиции.

В методике Кириллова для каждого человека формируется индивидуальная программа по восстановлению постурального баланса в зависимости от его «кривизны».

4. Мы не можем болеть одним местом или органом, человек болеет весь и сразу

Внутренние органы и наружные мышечные структуры связаны между собой. Каждому из органов соответствует определенная группа мышц.

С другой стороны, мышцы, если с ними что-то происходит, сигнализируют внутренним органам о проблеме, чтобы они «передавали» «хозяину» сигналы о том, что ему нужно что-то поменять в своем поведении.

Так как мы не можем болеть одним местом, а реагирует весь организм, то он пытается компенсироваться за счет других мышц, других органов и так далее. В результате этой компенсации наступает момент, когда мышца и связанный с ней орган перегружается и начинает сигнализировать, болеть. А первичный орган, который является причиной, часто молчит.

Будущее принадлежит медицине предупредительной.

Н.И. Пирогов

Фитнес-клубы и другие специализированные центры ориентированы на относительно здоровых людей, либо людей, у которых уже произошла правка крестца, подвздошных костей, выправлены фасеточные проблемы в районе поясничного, грудного, шейного отдела. Эти системы хороши для предупреждения заболеваний и их огромная заслуга в том, что они продвинули в массы идею необходимости заниматься здоровьем.

В отличие от них методика профессора Кириллова ориентирована как на предупреждение нарушений у здоровых людей, так и на исцеление.

Восемьдесят процентов здоровья зависит от самого человека. Но двадцать процентов - это то, на что надо обращать внимание и как надо заниматься.

5. Несимметричное воздействие — основа восстановления телесного баланса

В различных источниках говорится, что позвоночник является главной структурой в организме. У профессора Кириллова другая позиция.

Позвоночник «слушает», подчиняется крестцу. Если крестец повернулся в сторону — у позвоночника нет выбора, он будет «вилять». Если крестец повернулся по оси, у позвоночника нет выбора, он будет скручиваться по оси сначала в одну, потом в другую сторону.

На уровне продолговатого мозга есть система, которая отвечает за гравитационный ноль. Её задача — следить за мышечной системой, за связками, за тем, что происходит с телом человека. Если что-то поменялось, баланс должен сохраняться иногда даже в ущерб отдельным участкам тела.

Рассмотрим пример.

У пациента за счет плоской стопы одна нога ушла вниз. В результате этого таз наклонился в эту сторону, крестец тоже наклонился в сторону и позвоночник вынужден делать изгибы влево и вправо, чтобы наступил гравитационный ноль. Гравитационный ноль контролируется основанием черепа, височно-нижнечелюстным суставом, глазами и стопами.

Когда система долго находится в «кривом» положении, мышечное напряжение может привести к ущемлению сосуда или нерва. Та область, которая находится ниже пережатого сосуда или нерва, перестает получать достаточное количество крови, или в ней страдает отток. Отток страдает в первую очередь. Связано это с тем, что в венозной системе давление ниже. Еще ниже давление в лимфотоке. «Обеднение» ущемленного места приводит к тому, что функция начинает страдать. Естественно, другие регионы берут на себя больше нагрузки. Если нарушения возникают в районе внутреннего органа, то страдает сам орган.

Все люди, пришедшие на прием, имеют «кривое» положение тела.Может быть, например, одна подвздошная кость чуть опущена, другая поднята, одна чуть назад, другая — вперед. Одна с подворотом в одну сторону, другая — в другую сторону. Часто бывает несимметричное положение стоп. Например, у одной больше поперечное плоскостопие, у другой меньше. В этом случае, когда таз кривится, меняют свое положение крестец и позвоночник. С одной стороны определенные мышцы растягиваются, с другой стороны сжимаются, становятся фасциально-укороченными.

Несимметричное воздействие осуществляется на обе части тела, но по-разному.Например, воздействие на одну мышцу массажное, а на другую растягивающее.

6. Одинаковые ориентиры у врача, инструктора и пациента

Ориентиры — анатомические образования, по которым определяется состояние постурального (осаночного) баланса.

Ориентирами, например, могут быть плоскостопие, искривление таза, линии ребра.

В зависимости от ориентиров в теле пациента составляется индивидуальная программа работы с ним, подбираются растяжки и упражнения динамического самомассажа.

 

www.indvik.ru

Таблица упражнений по ДИНАМИЧЕСКОМУ САМОМАССАЖУ ДОКТОРА КИРИЛЛОВА - Мои файлы - статьи и методики

doctor-kirillov.ucoz.ru

Название

Основная область воздействия

 

При каких заболевания выполнять

Примечания

Суставы

Мышцы

Внутренние органы

1

 

Неваляшка - 1

Кресцово-копчиковый, тазобедренный.

Тазового дна, ягодичные, боковой поверхности голени и бедра.

Внутренние половые органы, мочевой пузырь, нижний отдел кишечника.

Внутренних половых органов, мочевого пузыря, копчика , тазобедренного, коленного и голеностопного суставов.

 

2

 

Неваляшка - 2

«+» поясничный отдел позвоночника,  верхней конечности.

«+» поясницы, брюшного пресса, верхнего плечевого пояса

«+» Органы живота

Поясничного отдела позвоночника, седалищного нерва

 

3

 

Неваляшка - 3

«+» грудной отдел позвоночника

«+» Боковой и задней поверхности бедра и туловища (до лопаточной области)

«+», дыхательная и сердечно-сосудистая

Поясничного, грудного отдела позвоночника, седалищного нерва и органов грудной клетки.

 

4

 

Неваляшка - 4

«+» Шейно-грудной отдел позвоночника,  верхнего плечевого пояса

Шейно-грудного отдела,  верхнего плечевого пояса

«+», дыхательная и сердечно-сосудистая

Мигрень, сниженное АД, дыхательной и сосудистой систем

 

5

 

Качелька

Голеностопный, коленный, тазобедренный, весь позвоночник, плечевой пояс

Мышцы всего тела.

Все внутренние органы.

При любых заболеваниях.

 

6

 

Накаты

Голеностопный, коленный, тазобедренный, кресцовый, поясничный и грудной отдел позвоночника, плечевой пояс

Мышцы всего тела.

Все внутренние органы.

Внутренних органов, поясничный отд. позвоночника, тазобедренных и коленных суставов, седалищного нерва

 

7

 

Буравчик

Весь позвоночник. Тазобедренные суставы

Мышцы всего тела.

Все

Внутренних органов, поясничный отд. позвоночника, тазобедренных и коленных суставов, седалищного нерва

 

8

 

Вращение лёжа  на месте

 

Весь позвоночник и суставы

Мышцы всего тела.

Все

Все

 

9

 

Валик (прямой, боковой, задний )

Шейно-грудной отдел позвоночника

Мышцы шеи. Туловища и нижних конечностей

ЦНС

Гипер- и гипотония,  остеохондроз шейно-грудной области позвоночника

 

10

 

Ящерица

 

Весь позвоночник и суставы

Мышцы всего тела.

Все

Все

 

11

 

Брейк

Весь позвоночник и суставы

Мышцы всего тела. (область поясницы)

Органы таза

Внутренних органов, внутренних половых органов, мочевого пузыря, копчика , тазобедренного, коленного  суставов.

 

12

 

Почувствовать себя

 

Все

Все

Все

Все

 

Алексей Анатольевич КИРИЛЛОВ, профессиональный врач, специалист по кинезиологии, профессор РАНМ

Профессор А. Кириллов

Алексей Анатольевич КИРИЛЛОВ, автор метода, главный врач и научный руководитель «Института движения профессора А.Кириллова», профессиональный врач, специалист по кинезиологии, профессор РАНМ, доктор натуропатии Междисциплинарного института высшего образования (г.Ганновер, Германия), вице-президент Российской Ассоциации Народной Медицины.

С 1979 по 1982 год учился в Свердловском Суворовском военном училище. Активно занимался спортом, в команде начал осваивать массажные методики.

В 1988 окончил военно-медицинский факультет Томского медицинского института. В студенческие годы работал в отделении скорой помощи, где получил большой опыт работы с больными в неотложных состояниях.

В 1988-1990-м годах служил в воздушно-десантных войсках, был начальником медпункта парашютно-десантного полка. Это было время межнациональных конфликтов в Закавказье. Оказывал помощь раненым военнослужащим и гражданскому населению при различных ранениях, ожогах.

С 1990 года, после увольнения из армии, начал работать в сфере реабилитации. Пройдя специализацию по массажу и мануальной терапии. Заведовал отделением врачебного контроля и спортивной медицины, занимался восстановлением и лечением спортсменов и членов их семей, Параллельно работал в скорой помощи.

В то же время начал изучать традиционные методики восстановления здоровья разных народов. Стоит отметить, что начальные знания в этом вопросе Алексей Анатольевич получил еще в детстве от своей прабабушки. Она жила в деревне, была целительницей и лечила всю округу до самых последних дней своей жизни. Скончалась она в 103 года и успела передать правнуку ценные знания о применении трав и способах массажа.

В 1992-м году познакомился с Александром Тимофеевичем Огуловым – автором уникальной массажной техники. Учеба у него существенно обогатила уже имеющийся опыт работы с пациентами.

Работал в разных частных медицинских центрах и клиниках.

В 2001-м году  тяжело заболел. Были обнаружены две межпозвонковые грыжи: 7 мм в шейном отделе и 11 мм в поясничном отделе. Незадолго до этого была проведена операция по удалению мениска правого коленного сустава. Дополняли историю болезни язва желудка и песок в почках. Фактически стал лежачим больным. Отказался от операции и стал самостоятельно искать пути восстановления организма. Эта работа привела к созданию авторской восстановительной гимнастики – динамического самомассажа.

Благодаря динамическому самомассажу доктор Кириллов смог восстановить собственное здоровье и помочь многим людям.

Эта гимнастика стала основой авторской методики восстановления профессора А.Кириллова, по которой Алексей Анатольевич сегодня работает, постоянно развивая и дополняя ее.

В 2011-м году доктор Кириллов переехал в Москву. Получил специализацию по лимфологии.

Учился на кафедре прикладной кинезиологии международной академии у профессора Людмилы Фёдоровны Васильевой. Знания кинезиологии значительно обогатили авторскую методику Алексея Кириллова.

На основании научной работы получил степень доктора натуропатии Междисциплинарного института высшего образования (г.Ганновер, Германия).

Публиковал статьи в научных изданиях России и зарубежом.

В 2015 году получил звание профессора народной медицины.

С 2016 года является вице-президентом Российской Ассоциации Народной Медицины и возглавляет «Институт движения профессора А.Кириллова».

Методика профессора Кириллова соединяет в себе элементы классической и традиционной медицины разных стран. За время своей практики Алексей Анатольевич помог более восьми тысячам людей в разных городах страны и за рубежом. Его ученики работают по методике в десяти регионах России.

 

www.indvik.ru

Психофизиологические коррекционные упражнения | Кинезиолог

Смотри также:

Упражнение «Лобно-затылочный обхват» для снятия стресса

Упражнение "Знак бесконечности"

Ниже представлен раздел из книги "Кинезиологическая гимнастика против стрессов", в котором описываются отдельные психокоррекционные упражнения. Они используются кинезиологами при проведении кинезиологических коррекций. Кинезиолог согласовывает принятие этих упражнений с психикой своего клиента, поэтому их применение в процессе кинезиологического сеанса намного эффективнее, чем в обычных условиях. Но это не мешает использовать их для самокоррекции или для неспецифической коррекции.

Если приведённый материал по кинезиологическим упражнениям покажется вам малость занудным, то не надо обижаться. Развлекательных и популярных страниц на тему кинезиологии в Интернете уже полным-полно, а вот более строгое учебно-методическое описание - пожалуй, одно...

Для развлечения же на этом сайте тоже достаточно страниц, покликайте! ))

 

Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. –  48 с.

© Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П.

© http://kineziolog.bodhy.ru, 2010.

 

Раздел 1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ

КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

  1. Назначение психофизиологических коррекционных упражнений

 

Представленные в данной работе психофизиологические коррекционные упражнения предназначены для улучшения психоэмоционального состояния и повышения обучаемости как детей, так и взрослых. Многие наши способности в процессе обучения не раскрываются полностью. Эти способности есть у нас на самом деле, но они как бы «за­блокированы», закрыты. Предлагаемые психофизиологические упражнения способствуют раскрытию заблокированных способностей в сфере зрительного, слухового и кинестетического восприятия информации при обучении, способствуют снятию стрессов в процессе обучения. Благотворное действие психофизиологических упражнений на организм не подвергается сомнениям со стороны ученых и никем не отрицается. Доказательства благотворного действия психофизиологических упражнений на умственные способности были получены как зарубежными специалистами, так и отечественными учеными (см., например, работы В.Ф. Базарного 1995–1996 гг.). Убедились в полезном действии предлагаемых упражнений на самочувствие и авторы настоящей работы в совместных исследованиях с сотрудниками и дипломниками кафедры анатомии, физиологии и гигиены человека Рязанского государственного педагогического университета.

Упражнения отобраны нами из системы целостного оздоровления и балансировки организма – кинезиологии (см.: Вайтсайд Д., Стокс Г., 1996).

1.2. Проблема школьных стрессов и их преодоления

В последнее время после проведения целого ряда исследований по изучению состояния здоровья школьников, выявивших явное неблагополучие в этой области, все больше специалистов как в системе здравоохранения, так и в системе народного образования приходят к убеждению, что необходим перенос превентивных мероприятий по охране здоровья детей и подростков с системы здравоохранения на систему образования.

Этот подход был положен в основу разработанной В.Ф. Сазоновым (1996) «Комп­лекс­ной программы оздоровления учащихся общеобразовательной школы № 53 г. Рязани «Поддержание и сохранение здоровья учащихся в школе общедоступными методами». Некоторые положения из этой работы приводятся ниже.

Особое отношение к здоровью детей диктуется многими обстоятельствами. Подчеркнем лишь некоторые из них.

Первое.

Дети и подростки – наиболее чувствительная и наименее защищенная часть нашего общества. Они уязвимы не только физически, но и психически, эмоционально. Они первыми драматично реагируют на неблагоприятные социальные изменения в обществе. И этой реакцией может стать ухудшение здоровья.

Второе.

Дети и подростки не могут нести полную ответственность за состояние своего здоровья. Эту ответственность должны нести родители и школа.

И, наконец, третье.

Становится общепризнанным фактом, что современные школьники испытывают при учебе повышенные психические нагрузки. Они не имеют ни той свободы выбора, которой обладают взрослые, планируя свою деятельность, ни той психической устойчивости, которая складывается в старшем возрасте.

Психическая нагрузка – это сложность, интенсивность, комплексность, временные ограничения и семантика требований, предъявляемых к психическим функциям и процессам человека в процессе деятельности. (Можем добавить к этому, что повышение ответственности за результаты своей деятельности также резко увеличивает психическую нагрузку. Не потому ли перегруженные школьники выбирают путь безответственности и беспечности? Может быть, они просто интуитивно уберегают себя от перегрузок? – В. С.)

В современной школе психические нагрузки на школьников часто чрезмерны, они не соответствуют адаптивным возможностям детского организма и вызывают психическую перегрузку у детей и подростков. В программе «Поддержание и сохранение здоровья учащихся в школе общедоступными методами» (Сазонов В.Ф., 1996) дается следующее определение психической перегрузки:

Психическая перегрузка – это действие превосходящей обычные адаптивные возможности психики человека психической нагрузки, при которой включаются резервные механизмы поддержания гомеостаза, то есть развивается состояние стресса.

Психологической защитой от таких психических перегрузок у школьников может быть отказ от учебы, ухудшение восприятия учебного материала или возникновение психосоматических заболеваний.

Известно, что школьники, находящиеся в состоянии психоэмоционального стресса, не могут сосредоточиться на изучаемом предмете, имеют неустойчивое внимание, низкую работоспособность, их мотивация на хорошую учебу понижена. К сожалению, никто в настоящее время не учит школьных учителей специальным методам работы с психически неуравновешенными и эмоционально неустойчивыми детьми. Даже профессиональные дефектологи испытывают дефицит методических приемов для работы с детьми и подростками, находящимися в состоянии психоэмоционального стресса. Однако сама жизнь заставляет школьных учителей считаться с тем, что дети в состоянии эмоционального стресса значительно хуже воспринимают учебный материал, чем это предусмотрено программой обучения, и искать способы снятия эмоционального стресса для повышения качества усвоения учебного материала. В статье «Психотерапия в валеологическом аспекте» В.В. Ендолов и В.Ф. Сазонов (1999) выдвинули положение о том, что в школах давно ведется психотерапевтическая по своей сути работа под названием педагогической или психологической коррекции. Пора подключать к этой работе психофизиологические методы коррекции психоэмоционального состояния учащихся.

1.3. Психофизиологические упражнения

для снятия школьных стрессов

Разработка методов и средств саморегуляции психоэмоционального состояния в целях профилактики стресса открывает большие возможности в предотвращении широкого спектра стрессовых состояний, не устранимых путем только реорганизации объективных условий труда, и является предметом собственно психопрофилактической работы (Леонова А.Б., Кузнецова А.С., 1993). Давно назрела необходимость вооружить школьных учителей методами профилактики и снятия психоэмоциональных стрессов. С помощью таких методов учителя смогут поддерживать оптимальное эмоциональное состояние и психическое равновесие у школьников в процессе обучения.

На кафедре анатомии, физиологии и гигиены человека Рязанского государственного педагогического университета под руководством заведующего кафедрой профессора В.В. Ендолова сотрудниками кафедры В.Ф. Сазоновым, М.С. Муравьевой, Т.В. Селивановой и сотрудниками Психофизиологического центра Л.П. Кирилловой и О.П. Мосуновым разрабатываются методы психофизиологических коррекций для снятия психоэмоциональных стрессов у школьников. Методы были апробированы в ряде школ г. Рязани и доказали свою эффективность (см.: Ендолов В.В., Сазонов В.Ф., 1994; Ендолов В.В. и др., 1995; Сазонов В.Ф. и др., 1995; Сазонов В.Ф. и др., 1998; Психофизиологические основы…, 2000; Психофизиология процесса обучения, 2000; Сазонов В.Ф. и др., 2000). Психофизиологические коррекции обязательно включаются нами в программы развивающих занятий с одаренными детьми и с детьми, испытывающими трудности в обучении (см.: Психофизиологические основы…, 2000; Психофизиология процесса обучения, 2000; Сазонов В.Ф. и др., 2000).

Психофизиологические коррекции предназначены для улучшения эмоционального состояния и снятия психологического напряжения в игровой форме. Сотрудники Психофизиологического центра и кафедры физиологии РГПУ проводят их со всеми желающими как индивидуально, так и в группах. Эти коррекции рекомендуются для учеников, для их родителей и для учителей. Психофизиологические коррекции не связаны с принудительным изменением поведения, их нельзя считать «программированием» или «кодированием» на подсознательном уровне. При проведении коррекций не применяется гипноз или внушение, не используется внешнее «биоэнер­ге­тическое» или «экстрасенсорное» воздействие. Действие предлагаемых коррекций основано на нейрофизиологических закономерностях и на связи мышечного движения с психикой. Эти явления были обоснованы еще в классических трудах И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского, И.П. Павлова, К.С. Станиславского, П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, а также в работах отечественных и зарубежных специалистов по практическому снятию стрессов.

Предлагаемые ниже психофизиологические упражнения отобраны из целого комплекса приемов, применяемых в таком своеобразном направлении оздоровления, как кинезиология (см.: La Tourelle M., Courtenay A., 1992; Единый мозг, 1992; Вайтсайд Д., Стокс Г., 1996 и др.). Подобные упражнения используются уже много лет кинезиологами разных стран для улучшения состояния школьников, в частности, в одном из направлений кинезиологии – образовательной кинезиологии (Brain Gym Handbook, 1989; La Tourelle M., Courtenay A., 1992; Деннисон П.И., Деннисон Г.И., 1998). Согласно результатам исследований, проведенных сотрудниками кафедры анатомии, физиологии и гигиены человека Рязанского государственного педагогического университета, а также под их руководством, данные упражнения способствуют улучшению памяти (слуховой кратковременной, долговременной и моторной), снижению утомляемости и облегчают переключение с одного вида деятельности на другой. Удивительно, но эти упражнения также поддерживают и усиливают у школьников позитивное восприятие мира и самого себя. Хорошие результаты дает применение этих упражнений в коррекционных классах.

Описание упражнений составлено на русском языке специально для данной работы таким образом, чтобы упражнения легко можно было выполнить самостоятельно или провести со школьниками, руководствуясь одним лишь данным описанием.

Мы рекомендуем описанные нами упражнения для проведения их учителями во время уроков в самых разных классах. Эти упражнения не заменяют тренировочных упражнений спортивной или физкультурной направленности, они дополняют их. Психофизиологические упражнения способствуют снятию эмоционального напряжения не только со школьников, но и с самого учителя. Последнее обстоятельство представляется нам особенно ценным: а именно то, что учитель при проведении этих упражнений во время урока сам получает эмоциональную разрядку и улучшает свое самочувствие. Предлагаемые упражнения расширяют возможности официальных школьных 5-минутных «физкультминуток», которые обязательно должны проводиться во время уроков со школьниками с 1-го по 8-й класс включительно согласно санитарным правилам и нормам для общеобразовательных учреждений. Они хорошо дополняют те варианты упражнений, которые рекомендованы в санитарных правилах. Но особенно мы рекомендуем проведение данных упражнений для классов с повышенной психоэмоциональной и учебной нагрузкой. В частности, эти упражнения хороши для гимназических классов и для классов коррекционно-развивающего обучения, а также для старшеклассников в период особенно напряженной учебы в конце четверти и года, перед экзаменами и в период сдачи экзаменов.

Упражнения могут применяться как в виде целостного комплекса, так и по отдельности, а также в любых сочетаниях друг с другом по усмотрению учителя. Противопоказаний для выполнения этих упражнений по состоянию здоровья для учащихся, посещающих школу, нет.

1.4. ОПИСАНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

  1. Упражнение «Лобно-затылочный обхват» («Фронтально-окципиталь­ная позиция»)

Предназначено для самостоятельной настройки на любой вид деятельности, на успешное усвоение новой информации и для снятия психоэмоциональных стрессов.

Выполнение:

На голову накладываются обе руки. Можно делать это упражнение самостоятельно, но в более тяжелых случаях будет эффективнее, если руки будет накладывать кинезиолог, близкий человек или просто человек, которому вы доверяете. Обнаружено, что при такой позиции уменьшается острота эмоциональных переживаний, что позволяет более легко снимать стресс, чем без наложения рук на голову.

Дыхание при выполнении этого упражнения следует делать глубоким, равномерным (без задержек). Особенно это важно для снятия стресса. Закончить упражнение глубоким вдохом-выдохом. После этого снять с головы руки.

Могут быть различные варианты использования этого упражнения:

  1. Настройка на работу

Положить одну ладонь на лоб, а другую на затылок (над затылочными буграми). Выбор рук произвольный. Вслед за ведущим или самостоятельно повторять следующий текст: «Все плохое у меня – позади. Все хорошее – впереди. Я полностью присутствую здесь и сейчас, всеми своими мыслями. Я полностью присутствую на уроке. Я спокоен и внимателен. Я хорошо себя чувствую. Я хорошо понимаю учителя. Я хочу получить пользу от этого занятия. Я готов к работе». Повторить 2–3 раза.

  1. Снятие стресса

Для снятия эмоционального стресса подобным же образом в лобно-затылочной позиции на фоне равномерного глубокого дыхания «продумывается», вспоминается или представляется любая отрицательная жизненная ситуация, вызывающая стресс. Ситуацию не следует анализировать, а только воображать ее течение. Желательно повторить «продумывание» ситуации 2–3 раза.

Для усиления положительного эффекта упражнения можно дополнительно мысленно переделать ситуацию на более благоприятную для вас, так чтобы она завершилась в вашу пользу. Главное – позитивное преобразование ситуации, не важно, если способы будут фантастическими и неосуществимыми реально.

2. Упражнение «Точки земли»

Предназначено для лучшего понимания получаемой информации.

Выполнение:

Соединенные указательный и средний пальцы одной руки приложить к ямке под нижней губой (точка VC-24 по акупунктурной классификации), а четыре пальца другой руки (все, кроме большого) – к лобку. Делать вдох за 1–2 секунды и выдох за 3–6 секунд. Дышать так в течение 30 секунд.

Поменять положение рук и повторить упражнение.

3. Упражнение «Точки пространства»

Предназначено для лучшего восприятия зрительной (визуальной) информации.

Выполнение:

Соединенные указательный и средний пальцы одной руки приложить к точке над верхней губой под носом (точка VG-26 по акупунктурной классификации), а четыре пальца другой руки – к копчику (окончание позвоночника). Дыхание произвольное. Держать так в течение 30 секунд.

Поменять положение рук и повторить упражнение.

4. Упражнение «Точки равновесия»

Предназначено для гармонизации мыслительной деятельности и усиления концентрации внимания.

Выполнение:

Соединенные указательный и средний пальцы одной руки приложить к точке за сосцевидным отростком (за ухом), а ладонью другой руки накрыть область пупка. Держать в течение 30–45 секунд. Дыхание произвольное. Перенести пальцы на другую сторону головы. Держать столько же.

Поменять положение рук и повторить упражнение.

5. Упражнение «Массаж трех зон» («Кнопки мозга»)

Предназначено для объединения восприятия разных частей тела и достижения целостного психического восприятия своего организма. Мы очень широко применяем это упражнение в своей коррекционной практике. Его можно применять как мини-зарядку каждое утро.

Выполнение:

1) Накрыть ладонью одной руки область пупка. Расставленными пальцами другой руки провести легкий массаж «подключичных ямок» с двух сторон от грудины (точки К-27 по акупунктурной классификации). Массировать 30–60 секунд.

Поменять положение рук и повторить упражнение.

2) Накрыть ладонью одной руки область пупка. Пальцами другой руки провести легкий массаж «губных точек». Одна точка находится под носом над верхней губой, другая – в ямке между нижней губой и подбородком (точки VG-26 и VC-24 по акупунктурной классификации). Массировать точки 30–60 секунд.

Поменять положение рук и повторить упражнение.

3) Накрыть ладонью одной руки область пупка. Ладонью другой руки провести легкий массаж (растирание) области копчика. Растирать копчик 30–60 секунд.

Поменять положение рук и повторить упражнение.

  1. Упражнение «Знак бесконечности»

(«Лежащая восьмерка», «Ленивая восьмерка»)

Предназначено для интеграции работы правого и левого полушарий головного мозга, для согласования движений глазодвигательных мышц, для интеграции и включения в работу всех полей зрения. При выполнении данного упражнения очень важно не отрывать своего взгляда от кончика движущегося пальца. Помните, что оно выполняется не только руками, но и глазами. Причем движения глаз – основные. Не спешите.

Выполнение:

1) Прижать голову ухом к левому плечу. Левую руку вытянуть вперед. Не отрывая взгляда от кончика указательного пальца, рисовать рукой в воздухе перед собой знак бесконечности: «∞» (лежащую на боку восьмерку). Начинать рисунок от центра влево вверх. Это важно – именно вверх! Движения выполнять медленно. Рисовать подряд 8 раз.

 

2) Прижать голову ухом к правому плечу и повторить то же самое упражнение правой рукой. Следить взглядом за кончиком пальца. Начинать движение пальцем из центра вправо вверх.

3) Вытянуть руки перед собой, соединить указательные пальцы и повторить то же самое упражнение двумя руками. Начинать движение из центра вверх в любую сторону.

4) Рекомендуется выполнить упражнение еще раз. Повторить все три предыдущих этапа с максимальной амплитудой движений. Расставить ноги, сгибать их в коленях и тянуться руками во время рисования фигуры «» как можно дальше. Не спешить, движения делать плавно. Цель упражнения – включить в действие как можно больше мышц.

5) Дополнительный вариант этого же упражнения. Проводится, в целом, так же – в воздухе рисуется знак бесконечности, но только не указательными, а большими пальцами. Голову держать прямо. Работают глаза, а не шея. Сжать кулак и поднять вверх большой палец. Смотреть на большой палец во время выполнения упражнений. Головой не двигать, следить за большим пальцем только взглядом. Менять руки, затем соединить их «в замок», большие пальцы вверх. Все варианты движений начинать из центра вверх влево.

Это упражнение можно использовать и в диагностических целях: для оценки визуально-мануальной координации (см.: Сазонов В.Ф. и др., 1998).

7. Упражнение «Перекрестно-параллельная ходьба на месте»

Предназначено для тренировки взаимодействия левой и правой частей тела. Достижение лучшей интеграции (объединения в единое целое) двух полушарий головного мозга обеспечивается путем их поочередного функционального разъединения и объединения при выполнении то параллельных, то перекрестных движений. Облегчает переход на новый вид деятельности и переключение с правополушарной деятельности на левополушарную и наоборот.

Выполнение:

1) «Перекрестные движения». Во время ходьбы на месте дотрагиваться ладонью левой руки до колена правой ноги (то есть противоположной), а ладонью правой руки – до колена левой ноги. Таким образом, разноименные руки и ноги соприкасаются друг с другом поочередно как бы перекрестно. Сделать 8–12 таких шагов. Во время выполнения упражнения желательно смотреть на нарисованные заранее на бумаге или на классной доске две перекрещенные линии в виде косого креста (буквы «Х»): Х .

2) «Параллельные движения». Во время ходьбы на месте дотрагиваться ладонью левой руки до колена левой же ноги, а ладонью правой руки – до колена правой ноги. Одноименные руки и ноги соприкасаются друг с другом поочередно то с одной стороны тела, то с другой. Сделать 8–12 таких шагов. Во время выполнения упражнения желательно смотреть на нарисованные предварительно на бумаге или на классной доске две вертикальные параллельные линии: || .

3) Повторить «перекрестные движения». Именно перекрестные движения обеспечивают интегрированное состояние головного мозга, поэтому следует заканчивать упражнение перекрестными движениями.

Это упражнение можно использовать и в диагностических целях: для оценки координации (см.: Сазонов В.Ф. и др., 1998).

Полезным дополнением к описанному упражнению будет следующее: при выполнении перекрестных движений коленно-ладонные соприкосновения постепенно переходят в коленно-локтевые. Такое коленно-локтевое перекрестное движение называется по-английски «кросс-кролл». Его очень широко применяют в образовательной кинезиологии (см.: Деннисон П.И., Деннисон Г.И., 1998).

 

 

© Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П., 2000.

© http://kineziolog.bodhy.ru, 2010.

kineziolog.su


Смотрите также