Основные методы нейрореабилитации в Германии. Гимнастика клаппа


Лечебная физкультура при нарушениях осанки. Средства ЛФК

Для решения поставленных задач используется весь арсенал средств ЛФК: физические упражнения, включающие в себя упражнения общеукрепляющего и специального характера, спортивно-прикладные, дыхательные, игры, механотерапию. Активно используются естественные факторы природы и массаж.

Задачами общеукрепляющих упражнений, соответствующих возрасту и физической подготовленности занимающихся, являются улучшение общего физического состояния пациента, повышение уровня его общей выносливости, укрепление опорно-двигательного аппарата, в том числе создание «мышечного корсета», развитие координации и чувства равновесия.

По мере решения задач общеукрепляющего плана вводятся и специальные упражнения. К основным из них при лечении дефектов осанки относятся корригирующие упражнения, в которых движения конечностей, туловища направлены на исправление различных деформаций: изменение угла наклона таза, нормализация физиологических изгибов позвоночника, обеспечение симметричного положения плечевого и тазового поясов, головы, укрепление мышц брюшной стенки и спины. Крайне важно при использовании этих упражнений выбор исходного положения, определяющего их строго локализованное воздействие, максимальную разгрузку позвоночника по оси, исключения на тонус мышц угла наклона таза, оптимальное сочетание изометрического напряжения и растягивания.

Эффективным средством общеукрепляющего характера при нарушениях осанки является лечебное плавание, рекомендуемое всем пациентам, независимо от тяжести деформации, течения заболевания и вида лечения. Применение определенного стиля (например, баттерфляй при крыловидности лопаток) превращает плавание в упражнение специальной направленности.

Важным элементом терапии является формирование навыка правильной осанки. После объяснений инструктора или методиста лечебной физкультуры о характеристиках нормальной осанки, демонстрации ее на пациенте к созданию нового стереотипа мышечно-суставных ощущений и пространственной ориентации. В помощь этому служат тренировки перед зеркалом со зрительным самоконтролем, взаимоконтроль больных, периодический контроль положения туловища у стены.

Закрепление навыка правильной осанки продолжается также во время выполнения различных общеразвивающих упражнений, на координацию и равновесие, при которых обязательно сохраняется правильное положение таза, грудной клетки, головы, плечевого пояса. Широко используют игры с правилами, предусматривающими соблюдение хорошей осанки (игры с непрерывным правильным удержанием тела, с принятием правильной осанки по сигналу или заданию).

Особенности методики ЛФК при дефектах осанки

Исправление различных нарушений осанки — процесс длительный. Занятия должны проводиться не реже 3 раз в неделю в зале ЛФК поликлиники. В домашних условиях обязательно ежедневное выполнение комплекса упражнений корригирующего характера.

В кабинетах ЛФК занятия общеразвивающей и корригирующей гимнастикой, как правило, проводятся группами по 10—15 человек. Продолжительность занятий около 1 ч. На начальных этапах лечения физические упражнения выполняют в основном в положении лежа на спине, животе, на боку, стоя в упоре на четвереньках, которые позволяет поддерживать в течение занятия правильное положение всех сегментов тела, в дальнейшем — в положении стоя и при ходьбе.

В начальном периоде таких занятий (продолжительность 1-1,5 мес.) подбираются индивидуализированные комплексы специальных и общеразвивающих упражнений, вырабатывается представление о правильной осанке, о гигиене труда и учебы. В основном пери (2 мес.) решается весь комплекс лечебных задач. На заключительном этапе (1—1,5 мес.) акцент делается на обучение пациентов самостоятельным занятиям физическими упражнениями в домашних условиях, которые при дефектах осанки необходимо выполнять практически всю жизнь, и самомассажу.

Помимо решения задач, общих для всех нарушений осанки, в каждом случае необходимо выполнять упражнения, специфичные для коррекции данного конкретного дефекта.

Круглая спина

• Улучшение подвижности позвоночника в месте наиболее выраженного дефекта (например, в грудном отделе при сутуловатой или круглой спине). Проводится разработка всех движений (вначале в положении осевой разгрузки), присущих позвоночнику с акцентом на упражнения, направленные на разгибание (экстензионные) и вытяжение, а также боковые наклоны и ротацию. Акцент мобилизации направляется на вершину кифоза Одним из эффективных упражнений, направленных на мобилизацию позвоночника, является ползание по Клаппу. Этот метод позволяет сочетать одновременно разгрузку, лордозирование и мобилизацию с учетом вершины кифоза. При вершине кифоза от I до IV грудного позвонков эффективно глубокое ползанье (т.е. со значительным наклоном корпуса вперед в положении на четвереньках), если она в области от V до VII позвонков — полуглубокое. Прогибание стоя в вертикальном положении, приданных положениях вершины кифоза, не обеспечивает разгрузку позвоночника, а необходимое лордозировани возникает в поясничном и нижнем грудном отделах.

• Увеличение угла наклона таза обеспечивается укреплением большой группы мышц - подвздошно-поясничных, прямых головок четырехглавых мышц бедра, гребешковых, грушевидных, разгибателей поясничного отдела спины и растяжением укороченных и напряженных мышц (двуглавая мышца бедра, трехглавая мышца голени).

• Коррекция кифоза обеспечивается прогибанием кифоза с учетом вершины искривления в исходном ладонно-коленном положении, в висах и лежа (положения стоя и сидя исключаются). Как уже отмечалось выше, положение на четвереньках по Клаппу — одно из наиболее удобных для активной редрессации кифоза, так как здесь сочетается разгрузка позвоночника с лордозированием его и активной работой мышц, разгибателей шеи и спины. Важно, что здесь можно обеспечить разгрузку позвоночника и соответственно увеличенную подвижность в наиболее ригидном его отделе - грудном. При выраженной кифотической деформации, помимо физических упражнений, показана дополнительная коррекция положением на наклонно расположенной под грудью панелью.

Определенное значение в коррекции кифоза имеет растягивание грудных мышц. Коррекция сопутствующих деформаций: Крыловидные лопатки: укрепление мышц, фиксирующих и сближающих лопатки (трапециевидной, ромбовидной передней зубчатой и др.). Для этого выполняют упражнения с динамической и статической нагрузкой: отведение рук назад с различными амортизаторами и отягощениями (резиновыми бинтами, эспандерами, гантели), отжимания от пола и т.п. Определенное значение в коррекции круглой спины имеет укрепление затылочных мышц и разгибателей спины, что является необходимым для правильного и устойчивого положения позвоночника.

Мышечная контрактура больших грудных мышц со сведением кпереди и опущением плеч: растяжение больших грудных мышц с помощью методов пассивной растяжки и/или приемов постизометрической релаксации обеспечивает повышение се эластичности. Силовые упражнения на развитие силы межлопаточным мышцам также обеспечивают по принципу реципрокного торможения расслабление грудных мышц. Это также способствует развертыванию грудной клетки, лучшей ее экскурсии, тем самым повышаются кардио-респираторные возможности организма.

Выстояние живота корригируется упражнениями для мышц брюшного пресса, преимущественно из исходного положения лежа на спине. Укрепление мышц живота необходим при всех вариантах нарушения осанки, так как они стабилизируют позвоночник при выполнении физических упражнений, обеспечивая базу для укрепления мышц спины.

Кругло-вогнутая спина

• Улучшение подвижности позвоночника (решение задач, связанных с мобилизацией в кифозированном отделе позвоночника, — см. Круглая спина). Улучшение подвижности в лордозированном отделе обеспечивается разработкой движений во фронтальной плоскости и ротационных, но в меньшей дозировке, чем для кифозированной части позвоночника, и избегая лордозирующих движений, т.е. направленные на разгибание (экстензионные упражнения).

• Уменьшение угла наклона таза является основной задачей при коррекции кругло-вогнутой спины. Обеспечивается укреплением ослабленных и растянутых мышц (разгибатели туловища грудного отдела и межлопаточные мышцы — нижние стабилизаторы лопаток, переднешейные глубокие мышцы, прямые и косые мышцы живота, большие ягодичные и задние пучки средних ягодичных мышц, двуглавая мышца бедра) и растяжением методами пассивной растяжки и ПИР укороченных и напряженных мышц (длинные мышцы спины — разгибатели туловища, поясничный и шейные отделы, верхняя часть трапециевидной мышцы, большая грудная мышца, подвздошно-поясничная мышца, прямая мышца бедра, трехглавая мышца голени).

• Коррекция кифоза (решение задач, связанных с коррекцией кифоза, — см. Круглая спина).

Коррекция сопутствующих деформаций (решение задач, связанных с коррекцией сопутствующих деформаций, — см. Круглая спина). При данном нарушении осанки они сходны — крыловидные лопатки, мышечная контрактура больших грудных мышц, со сведением кпереди и опущением плеч, выстояние живота

Плоская спина

• Укрепление мышц всего тела, так как именно тотальная слабость мышечной системы является основой появления данного нарушения осанки. Акцент делается на мышцы, обеспечивающие «мышечный корсет», на мышцы спины, заключенные в работу плечевого и тазового поясов, бедра и голени. Однако при коррекции плоской спины повышение силовых возможностей тех или иных мышц должно обязательно сочетаться с их растяжками. Так, например, прямая мышца бедра из-за своей слабости не создает необходимого наклона таза и лор-дозирования поясничного отдела позвоночника.

Тем не менее при данном дефекте осанки она находится в напряженном состоянии, что, в свою очередь, не позволяет эффективно повышать ее силовые возможности, обеспечивающую тягу должного уровня для опускания переднего полукольца таза вниз. Кроме занятий лечебной физкультурой, в зале ЛФК рекомендуется активное включение спортивно-прикладных упражнений: лыжи, плавание, гребля и другие виды спорта, требующие кроме общей, также и силовую выносливость.

• Увеличение угла наклона таза (решение задач, связанных с увеличением угла наклона таза, — см. Круглая спина).

• Улучшения подвижности позвоночника — при плоской спине задача менее актуальная, чем при кифозах. Поэтому выполняемые здесь во всех плоскостях движения направлены не столько на мобилизацию позвоночника, сколько на укрепления его мелких мышц, а также на улучшение лимфо- и кровообращения в связочно-суставном аппарате данной области.

Ограничивается применение упражнений, вызывающих лордозирование в грудном отделе позвоночника, т.е. экстензионных и использующих глубое, полуглубокое и горизонтальное ползание по Клаппу, особенно на первых этапах коррекции.

Коррекция сопутствующих деформаций

К наиболее часто встречающимся сопутствующим деформациями при плоской спине относятся мышечная контрактура больших грудных мышц, со сведением кпереди и опущением плеч, выстояние живота, а также:

• Гиперлордоз шейного отдела позвоночника, сопровождающийся выдвиганием головы вперед. Здесь существенное значение в коррекции имеет укрепление мышц шеи, плечевого пояса и разгибателей верхнегрудного отдела спины, что обеспечивает правильное и устойчивое положение головы. Тренировка силы сочетается с растяжением мышц, особенно трапециевидной, поднимающей лопатку, и подкожной мышцы шеи.

Предпочтение отдается статическим упражнениям с малой амплитудой движения и умеренным напряжением мыши.

Плоско-вогнутая спина

• Укрепление мышц всего тела (см. Плоская спина) с акцентом на укрепление мышц передней брюшной стенки, разгибателей поясничного отдела позвоночника, межлопаточных и мышц затылочной области. • Уменьшение угла наклона таза (См. «Уменьшение угла наклона таза» в разделе «Кругло-вогнутая спина»). • Улучшение подвижности позвоночника (см. Плоская спина). Здесь также существенно ограничиваются упражнения, направленные на экстензию, в том числе и в поясничном отделе позвоночника. Так как в упражнениях, развивающих силу мышц спины («Рыбка», «Ласточка» и т.п.), гиперлордозирование является патогенным элементом упражнения, ограничиваются статическим напряжением мышц при прямом позвоночнике.

Коррекция сопутствующих деформаций

Наибольшего внимания требуют: мышечная контрактура больших грудных мышц, со сведением кпереди и опушением плеч, выстояние живота, гиперлордоз шейного отдела позвоночника.

Асимметричная осанка

Для к асимметричной осанки, как правило, используются симметричные упражнения, например, упражнение «Рыбка» с изометрическим напряжением мышц спины (при выполнении данного упражнения излишняя гиперэкстензия нежелательна). В их основе лежит принцип минимального биомеханического воздействия на кривизну позвоночника. Во время выполнения таких упражнений обязательно сохранение срединного положения тела, при котором ослабленные мышцы на стороне изгиба позвоночника работают с большей нагрузкой, чем более напряженные мышцы на вогнутой дуге искривления, где происходит умеренное растягивание мышц и связок.

Так, физиологически перераспределяя нагрузки, симметричные упражнения эффективно обеспечивают выравнивание силы мышц спины и ликвидацию асимметрии мышечного тонуса, уменьшая тем самым патологическую кривизну позвоночника во фронтальной плоскости. Эти упражнения просты и не требуют учета сложных биомеханических условий работы деформированной скелетно-мышечной системы, что снижает риск их ошибочного применения.

В терапии данного дефекта осанки используют и асимметричные упражнения, создающие мышечную тягу в направлении, противоположном искривлению (упражнение «Стрельба из лука» с отягощением резиновым амортизатором обеспечивает выравнивание позвоночника в грудном отделе во фронтальной плоскости).

Большое значение в занятиях по коррекции дефектов осанки придается регулярному (хотя бы 1 раз в неделю) проведению тестов для оценки силы групп мышц, обеспечивающих правильность положения тела в пространстве. Положительная динамика оценок при выполнении этих тестов будет служить одним из важнейших объективных критериев методической правильности проведения занятий по коррекции дефектов осанки.

Оценка статической силовой выносливости мышц спины проводится на основании времени удержания на весу верхней половины туловища в положении лежа на животе (в норме 1—2 мин), а для мышц живота — времени удержания прямых ног под углом 45" в положении лежа на спине (40—60 с). Динамическая силовая выносливость для мышц живота оценивается по тесту — поднимание туловища в сед из положения лежа на спине с согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами (15-20 седов за 1 мин).

Тестом общего характера является тест сгибание и разгибание рук в упоре лежа (15—20 отжиманий от пола за 1 мин). Хотя тест обычно используется для оценки силы мышц рук и плечевого пояса, однако при его правильном проведении большие требования предъявляются к мышцам всего тела, в том числе и к мышцам, обеспечивающим «мышечный корсет».

А.А. Байтукалов

medbe.ru

Методы нейрореабилитации Реабилитационный центр

В Германии применяются без преувеличения все современные методики реабилитации больных с различными нарушениями центральной нервной системы после перенесенного инсульта, ЧМТ, при ДЦП и других заболеваниях.

Ниже приведены наиболее распространенные методики, часть из них – уникальные программы, разработанные специалистами реабилитационного центра.

  • методика диагностики по Аффольтеру (анализ актуального состояния пациента и определение дальнейшего лечения)
  • методика диагностики по Александру (анализ взаимоствязи положения головы к туловищу и степенью функциональности внутренних органов)
  • базальная стимуляция
  • тренировка мускулатуры тазового дна
  • ЭМГ-триггерная электростимуляция
  • дарсонвализация
  • методика по Бобат (лечебная гимнастика при посторонней поддержки)
  • Brain-Gym (с помощью целенаправленной активации различных регионов мозга достигается снятие стресса, вызванного обучением, что позволяет успешно использовать имеющиеся способности и развивать таланты)
  • занятия по Брюггеру (обучение тому, как через вертикальное положение тела можно предотвратить болезненные ощущения)
  • краниосакральная терапия (метод лечения, который отличается целостной подготовкой и влияет на ритм ликвора)
  • Doman-Delacato (нейро – и сенсомоторная терапия для детей с поражением нервных путей)
  • Фельденкрайз (метод, позволяющий улучшить собственные потенциалы)
  • иппотерапия (физиотерапевтический метод на нейрофизиологической основе, при котором лошадь играет значение медиума)
  • кинезиология (метод, направленный на снижение стресса и стимуляцию собственных сил организма)
  • гимнастика по методу доктора Клаппа (целенаправленное укрепление мышц спины)
  • метод Кляйн – Фогельбах (терапия для пациентов пациентов с болевым синдромом или функциональными двигательными нарушениями позвоночника, бедер, колен, плечевого пояса и локтевого сустава)
  • терапия координации и динамики (совмещение движений верхних и нижних конечностей с целью координации супраспинальных центров, для того чтобы нарушения нервной системы могли быть реорагнизованы)
  • терапия индуцированным ограничением
  • метод стимуляции мышечного тонуса для восстановления движений пальцев
  • лимфодренаж
  • все виды массажа, например, вибрационный, гидромассаж
  • занятия по Нильсену
  • методика Перфетти (терапевтическое упражнение, направленное на развитие когникативных функций)
  • методика Кастильо-Моралеса
  • Петё (занятия индивидуально или в маленьких в группах с целью развития восприятия мира и обучению поведения в обществе, достижение максимально возможной независимости от вспомогательных средств и других персон)
  • PNF (Проприоцептивное нервно-мышечное упрощение)
  • проприоцептивная стимуляция с аппаративной поддержкой
  • польттерапия (развитие взаимодействия обоих полусфер головного мозга)
  • лечебная гимнастика
  • сенсорная интеграция по Айрес (A. J. Ayre)
  • Тамо – терапия (помощь маленьким детям в достижении каждой фазы их развития максимально самостоятельно)
  • методика Войта (восстановление заблокированного или утраченного вследствие повреждения мозга врожденного физиологического шаблона движения)
  • различные водные процедуры (гидротерапия)
  • Цильграйф (система упражнений, состоящих из упражнений Йоги и дыхательной гимнастики)
  • вертикализация
  • орофациальная стимуляция
  • мультимодальная стимуляция
  • аудиовизуальная стимуляция
  • мезодиэнцефальная модуляция
  • SRT- стохастическая резонансная терапия (занятия на вибрирующей платформе с целью выработки уверенной походки и снижения других неврологических симптомов)
  • ритмическая магнитная стимуляция (при помощи магнитного поля высокой интенсивности (3-4 тесла) стимулируются мышечные и нервные волокна
  • ритмическая магнитная стимуляция мускулатуры (укрепление ослабленной группы мышц высокочастотными магнитными импульсами)
  • транскраниальная магнитная стимуляция (проводится в ввиде комплекса стимуляций с 2000 стимулов за одно занятие. Позволяет убрать депрессивное настроение, улучшить сон, улучшить концентрацию, а также стимулирует другие функции нарушенные в результате инсульта)
  • Lokomat ® - система швейцарской фирмы "Hocoma" - позволяет осуществлять локомоторную терапию пациентов с остаточными явлениями, например, инсульта с помощью роботизированных ортезов на беговой дорожке.
  • Система «Erigo» (тренировочный процесс восстановления ходьбы начинается ещё в горизонтальном положении, увеличение нагрузки происходит с одновременной вертикализацией пациента)
  • Сотрудничество с доктором медицины М. Бекером, специализацией которого является трансплантация нервов верхних и нижних конечностей с целью восстановления их подвижности
  • Проприоцептивная стимуляция с аппаративной поддержкой - использование давления на широкую поверхность тела/суставы, что ведет к замедлению дыхания и урежению сердцебиения. Это стимуляция глубокого восприятия собственного тела – особенно мышечного тонуса и суставных рецепторов
  • Орофациальная стимуляция Кастилло Моралеса – регуляторная нейромоторная терапия при моторных нарушениях речевого аппарата в результате мышечной гипотонии или при нарушениях приема пищи в результате церебральных поражений. Цель терапии – достижение гармонического содействия и равновесия между разными компонентами орально-фациального комплекса и прочими органическими системами организма
  • Мультимодальная стимуляция – реорганизация нейрологических функций. Специализированное стимулирование «бытовых способностей» в интродисциплинарном окружении, поддерживающим друг друга по направлению к поставленной терапевтической цели
  • TMS – транскранеальная магнитная стимуляция – стимуляция или ингибирование разных отделов головного мозга магнитными полями. (проводится в виде комплекса стимуляций с 2000 стимулов за одно занятие и позволяет убрать депрессивное настроение, улучшить сон, улучшить концентрацию, а также стимулирует другие функции, нарушенные в результате инсульта) RPMS (периферическая магнитная стимуляция) используется также для стимуляции в области спинного мозга и как периферическая стимуляция нервной системы и скелетно-мышечного аппарата
  • R-OKS (Repetitive optokinetische Stimulation) – оптокинетическая стимуляция, использующая мультимодальную активацию и применяющаяся при лечении таких сложнейших нарушений, с которыми сталкивается нейрореабилитация, как мультимодальный неглект и/или агнозии.
  • Forced-use-Therapie – терапия для пациентов с односторонним параличем. При этом здоровые конечности фиксируются и упражнения выполняются парализованными участками тела. Исследования показывают, что уже через две недели значительно улучшается подвижность затроных конечностей при выполнении бытовых движений)
  • «Петлевой стол» Используется как терапевтическое вспомогательное средство, позволяющее освободить пациента во время терапевтических продцедур от тяжести собственного веса и таким образом проводить лечение особенно бережно для суставного аппарата
  • FBL (функциональная кинематика – обучение пациента наблюдать за своей опорно-двигательной системой и своими движениями со стороны, обращать внимание на их особенности, быть способным их оценить и интерпретировать. Цель лечения – натуральные движения безболезненно и бережливо)
  • Тренировка на беговой дорожке с компенсацией собственного веса – применяется для восстановления двигательной способности нижних конечностей. При этом пациент освобождается от тяжести собственного веса с помощью вспомогательной конструкции – антигравитационный метод
  • Занятия индивидуально или в маленьких в группах с целью развития восприятия мира и обучению поведения в обществе, достижение максимально возможной независимости от вспомогательных средств и других персон
  • Фельденкрайс (метод, позволяющий улучшить собственные потенциалы)
  • Кинесиология (метод, направленный на снижение стресса и стимуляцию собственных сил организма)
  • Лимфодренаж
  • Все виды массажа
  • Лечебная гимнастика
  • Эндоскопическая глотательная диагностика
  • Русскоязычный логопед
  • Индивидульный физиотерапевт
  • Индивидуальные сеансы у нейропсихолога

Для получения профессиональной консультации по вопросам лечения и реабилитации в Германии в Германии Звоните нам по телефону: +49 228 972 723 35 или пишите на Email здесь

Brain-Gym – это комплекс упражнений, направленных на преодоление трудностей, неизбежно возникающих при восстановлении утраченных вследствие патологий функций головного и спинного мозга. Основной идеей, вокруг которой построена данная программа нейрореабилитации, является взаимосвязь трёх элементов: мозга, тела и эмоций пациента.

Метод стимуляции мышечного тонуса для кисти

Метод стимуляции мышечного тонуса (Functional Tone Management) предполагает использование специального ортопедического приспособления, которое помогает пациентам захватывать и отпускать объекты с помощью пальцев. Аппарат предназначен для начальной фазы реабилитации, когда пациент едва может пошевелить запястьем или пальцами и не может проходить более интенсивную программу восстановления. Движений плеч и локтевого сустава при этом не требуется.

Фитбол (fitball) представляет собой сложный комплекс особых упражнений с мячом больших размеров, используемого в качестве тренажера. Относительно простое проведение занятий позволяет широко рекомендовать фитбол-аэробику в практике кинезиотерапии.

ЭМГ-триггерная электростимуляция

Среди физиотерапевтических методов широко используется для реабилитации после инсульта электротерапия. Хорошие зарекомендовал себя метод ЭМГ-триггерной электростимуляции. С помощью прикрепленных к коже электродов измеряется активность мышечных групп, например, мышц-разгибателей предплечья. Как только при произвольном сокращении мышцы уровень интегрированной электроактивности снижается до заданного значения, мышца дополнительно стимулируется посредством электрических импульсов.  Благодаря такому воздействию восстанавливается объем движений.

Методика Бобат

«Методика Бобат» была разработана Бертой Бобат,  приехавшей в Великобританию из Германии в 1930-х годах вместе с  мужем  – неврологом – психиатром. Она специализировалась на неврологических расстройствах. Ею в дальнейшем был создан реабилитационный центр для детей с церебральным параличом. В то время считалось, что люди, перенесшие инсульт, уже не в состоянии восстановить  навыки движения, которые были повреждены.

Войта-терапия

Данный метод рефлексотерапии был разработан чешским неврологом – профессором Вацлавом Войта в начале 1950 годов. Войта-терапия помогает людям с нарушениями моторных функций, вызванных различными обстоятельствами, восстановить естественные модели движения.

Гидротерапия – это водные упражнения с лечебной и профилактической целью. Пациенту необязательно иметь плавательные навыки. Бассейн имеет мелководные участки,   и это позволяет выполнять упражнения в пределах необходимой глубины. В процессе данной процедуры используются специальные плавучие устройства. Присутствие одного физиотерапевта в бассейне, а другого  у бортика – обязательное условие данной терапии.

Эффективность иппотерапии уже давно не ставится под сомнение и метод прочно вошел в различные виды реабилитационных программ. Спрос на эту методику неуклонно растет, поэтому все чаще клиники включают ее в свой арсенал.

Метод Фельденкрайза

Метод Фенделькрайза основан на приобретении осмысленных ощущений в процессах, которые происходят при изучении новых движений. Это систематический подход к улучшению двигательной функции и лучшему контролю над движениями. Методика предполагает использование простых и спокойных движений, которые помогут восстановить осанку, гибкость, силу и координацию.

Краниосакральная терапия в нейрореабилитации

Краниосакральная терапия (КСТ)– метод, при котором за счет тонкого мануального воздействия оказывается влияние на ток цереброспинальной жидкости. Цереброспинальная жидкость окружает органы центральной нервной системы, обеспечивает  обменные процессы, её поток необходим для правильной работы органов ЦНС.  КСТ предполагает очень мягкое воздействие, способствующее глубокому расслаблению. В некоторых случаях терапия может дать ошеломляющий результат – вплоть до полного восстановления глубоких травм мозга.

neuroreha.ru

Основные методы нейрореабилитации в Германии Реабилитационный центр

Лечебно-реабилитационная программа проводится в соответствии с фазами заболевания. Для определения фазы нейрореабилитации используется индекс Бартеля (расчет Индекса Бартеля)

  • Фаза А: острая фаза заболевания, пребывание в палате реанимации
  • Фаза В: ранняя реабилитация, Barthel-Index
  • Фаза С: последующая реабилитация (дальнейшая необходимость повышенного ухода) Barthel-Index
  • Фаза D: заключительная реабилитация (максимальная самостоятельность) Barthel-Index

В арсенале специалистов занимающихся нейрореабилитацией имеются множество методик, а именно:

Метод реабилитации по Аффольтеру (методика, основанная на сопровождении пациента в повседневной деятельности. При этом терапевт совершает телом или руками пациента необходимые действия и, таким образом, помогает установить ему контакт с окружающей средой)

Синергетическая рефлексотерапия по Пфаффенроту (данный метод объединяет различные формы рефлексотерапии, аккупунктуры, мануальной терапии и остеопатии. Одновременное применение этих методик приводит к феномену взаимного усиления эффективности лечения. Благодаря синергетической рефлексотерапии удаётся увеличить объём движений пациента на 45-60%)

Базальная стимуляция (данный метод применяется при различных тяжёлых двигательных нарушениях. Специальные сенсорные упражнения, основанные на прикосновении к различным частям тела, стимулируют телесное восприятие и помогают пациенту не только ориентироваться в пронстранстве и времени, но и свести количество страхов и комплексов до минимума)

ЭМГ-триггерная электростимуляция (данная методика особенно широко используется при лечении постинсультных параличей. С помощью прикреплённых к коже электродов измеряется активность мышечной группы и, при снижении интегрированной электрической активности определённой мышцы, происходит её дополнительная стимуляция электрическими импульсами, помогающими выполнить движение в полном объёме)

Методика Бобат (согласно Бобат тело функционирует как единое целое и любые моторные нарушения возникают вследствие поражения центральной нервной системы. Основой терапии является применение специальных положений тела, которые позволяют физиотерапевту стимулировать движения благодаря растяжению коротких мышц, мобилизации или движения суставов и укреплению слабых мышц, что позволяет уменьшить дисбаланс тела)

Метод Брюггера (данная методика основана на поддержании определённого положения тела с целью достижения комфорта пациента и избавления его от боли. Благодаря терапии пациент учится сохранять прямую осанку, тем самым корректируя статику всего тела и уменьшая мышечные сокращения)

Краниосакральная терапия (метод современной альтернативной медицины, воздействующий на кости спины и черепа для гармонизации центральной нервной системы. Эта терапия направлена на восстановление правильного циркулирования спинномозговой жидкости в позвоночном канале. Легкими надавливаниями рук на спину, кости черепа, диафрагму и фасции ослабляются зажимы или защемления нервных окончаний и спинномозговая жидкость начинает лучше циркулировать, а смещенные со своего места кости восстанавливают свое положение)

Метод Александера (согласно Александеру, неправильное использование мышц тела, особенно неверное положение головы и шеи, ведёт ко многим болезням. Метод Александера заключается в постепенном овладении более эффективного использования собственного тела и избавления от неестественных и непроизвольных зажимов в шейном отделе позвоночника)

Методика Фельденкрайса (целью данной методики является обучение человека правильному движению, что достигается с помощью сочетания двигательных упражнений и лёгких прикосновений терапевта. Упражнения Фельденкрайса применяются для снижения избыточных усилий в простых действиях, например стоянии, и для высвобождения мышц ради их использования по назначению. Различные способы воздействия помогают достичь необходимой свободы движения пациента)

Brain-Gym (методику, разработанную Паулем Деннисоном, называют также гимнастикой для мозга. Данный метод позволяет улучшить память, концентрацию внимания, а также снять стресс при помощи специально подобранных физических упражнений)

Кинезиология (прикладная наука, изучающая взаимосвязь тонуса скелетных мышц и состояния различных органов человека. Основным методом обследования в названной концепции является тестирование определенной мышцы-индикатора на выявление стрессов и, соответственно, коррекция и восстановление всех уровней и энергетики человека)

Методика Перфетти (данная методика направлена на восстановление пациентов, перенёсших инсульт. Реабилитация по методу Перфетти представляет собой ряд когнитивных упражнений, позволяющих улучшить неврологическую организацию мозга. Главной целью таких упражнений является тренировка мелких, тонко-моторных движений, чётко разграниченных по принципу от простого к сложному)

Метод Кастильо Моралеса (нейроориентированная концепция лечения детей и взрослых с коммуникативными сенсо-моторными и орофациальными расстройствами. Кастильо Моралес первым объединил орофациальную и нейромоторную терапию, при которой проприоцептивные ощущения усиливаются с помощью специальных движений, вибрации и давления на определённые участки тела)

Войта-терапия (основой Войта-терапии является воздействие на определённые точки организма при определённом положении тела, вследствие чего вызываются бессознательно повторяющиеся моторные реакции на определённых конечностях и теле пациента. Войта-терпия особенно рекомендована людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, помогая восстановить естественные модели движения)

Сенсорная интеграция по Айрес (данная методика рекомендована при неврологических расстройствах, основанных на неспособности мозга перерабатывать импульсы, полученные через сенсорные раздражители, таких как слух, зрение, обоняние и т. д. Методика, разработанная Анной Жан-Айрес, использует различные виды стимуляции с целью усиления и развития сенсорных стимулов центральной нервной системы)

Занятия по Петё (занятия по методике венгерского врача Петё проводятся индивидуально или в небольших группах. Данная методика объединяет элементы ортопедии, неврологии и психотерапии и имеет своей целью достижение максимальной независимости от вспомогательных средст или персон, улучшение восприятия мира и обучение поведению в обществе)

PNF–метод проприоцептивного нервно-мышечного упрощения (метод PNF основан на растяжении болезненных, напряжённых мышц в организме. С помощью ряда упражнений, оказывается воздействие на так называемые проприорецепторы, отвечающие за растяжение и сжатие мышцы и, таким образом, достигается выполнение какого-либо движения и исправление неправильной осанки)

Эрготерапия (данная терапия направлена на восстановление двигательной деятельности людей с ограниченными возможностями, особенно уделяется внимание развитию практических двигательных функций верхних конечностей. Цель эрготерапии – помочь пациенту приобрести утраченную способность действовать в повседневной жизни. При этом речь идёт не только о восстановлении физических и психических функций, но и о достижении максимальной самостоятельности и независимости в быту и в профессиональной деятельности)

Метод Кляйн-Фогельбах (специальный комплекс упражнений с использованием надувного мяча, позволяющий восстановить утраченную гибкость и подвижность, избегая при этом нагрузку на суставы и позвоночник. Такие упражнения особенно рекомендованы пациентам с болевым синдромом или двигательными нарушениями позвоничника, бёдер, колен, плечевого пояса и локтевого сустава)

Гимнастика Клаппа (упражнения в ползании на четвереньках, помогающие при лечении искривления позвоночника, дефктов грудной клетки и неправильных положений тела. Основной принцип заключается в стремлении разгрузить позвоночник. Именно положение на четвереньках освобождает мышцы туловища, приводит к подвижности позвоночника и укреплению мускулатуры спины. Благодаря методике Клаппа нередко удаётся достичь выпрямления искривления позвоночника)

Методика Домана-Делакато или «паттернинг» (данный метод разработан для реабилитации детей с тяжёлыми поражениями нервной системы. Основной целью программы является активизация умственной деятельности больных детей через обучение. Методика основана на использовании карточек, которые являются раздражителями и стимулируют здоровые резервные клетки мозга)

Гиппотерапия (данная методика предполагает использование лошадей при реабилитации пациентов с различными физическими и психическими заболеваниями. Гиппотерапия представляет собой комплексное лечение, при котором нормализуется тонус мышц, ритмизация и координация движений, а также улучшается равновесие, корректируется симметрия движений и различных моторных функций)

Тамо-терапия (тамо-терапия – это новый метод реабилитации детей с неврологичес-кими и ортопедическими двигательными нарушениями. В его основе заложена разработка специальных движений, координирующих отношение между внешними и внутренними силами организма, влияющих на данное движение и исключающих ненужные движения. Тамо-терапия оказывает помощь детям при максимально самостоятельном прохождении каждой фазы их развития)

Цильграй-терапия (данная методика разработана немецким врачом Грайсингом и его пациенткой Цилло. Терапия представляет собой комплекс упражнений, основанных на движении, совмещённом с дыханием по определённай схеме. Такие упражнения способствуют избавлению от болей в спине и шейном отделе позвоночника, просты в исполнении и поэтому рекомендованы пациентам любого возраста)

Гидротерапия (гидротерапия включает в себя разнообразное использование воды в лечебных целях. Лечение в Германии может заключаться в обёртывании, примении водяных струй и брызг, обливании, принятии горячих и холодных ванн, а также приёме лечебных вод внутрь для выведения шлаков из организма. Гидротерапия особо рекомендована при лечении мышечных и суставных болей, воспалениях, головных болях, расстройствах пищеварения и болях в тазовой области)

Различные виды массажа (массаж не только механически разминает мышцы и суставы, но и воздействует на биологически активные точки организма. Благодаря лечебному массажу достигается ослабление или прекращение болей, ускорение восстановитель-ных процессов при повреждении, уменьшение изменений в мышцах, расположенных около повреждённого нерва. Массаж делает волокна мышц гибкими и эластичными и замедляет атрофические процессы)

Лимфодренаж (лимфодренаж представляет собой комплекс лечебных процедур, действие которых направлено на нормализацию движения лимфы по сосудам. Такой метод не только стимулирует тонус сосудов, но и повышает обмен гозов между тканями и кровью)

Тренировка мускулатуры тазового дна (ряд специальных упражнений, разработан-ных доктором Кегелем и применяемых при нарушениях функций мочеполовых органов у мужчин и женщин, таких как недержание мочи, простатит и др., а также при заболеваниях прямой кишки)

Музыкальная терапия (с древних времен музыка оказывала благотворное влияние на организм человека. Положительное воздействие музыки часто используется и при многих неврологических дефектах; данный метод помогает пациенту достичь расслабления или же наоборот, необходимой концентрации внимания)

Арт-терапия (метод психотерапии, использующий для лечения разные виды творчества, такие как рисование, лепка, фотография, создание истории и др. Методы арт-терапии базируются на убеждении, что внутреннее «Я» человека особенно ярко отражается в зрительных образах. Арт-терапия широко применяется при невротических и психосоматических расстройствах)

Фанготерапия (метод лечения грязями. Морские грязи содежат большое количество полезных веществ: ферментов, микроэлементов, гормоноподобных веществ и минеральных солей. Фанготерапия оказывает многогранное воздействие и успешно применяется при лечении нервно-психических расстройств, а также снимает боли при заболеваниях костей, суставов и мышц)

Команда первоклассных специалистов прилагают максимум усилий для достижения максимально возможного результата лечения!

Для получения профессиональной консультации по вопросам нейрореабилитации в Германии звоните по телефону: +49 228 972 723 35 или пишите на Email здесь

neuroreha.ru

ШКОЛА «Красивая осанка»

ТЕМА: Реабилитация детей и подростков, страдающих сколиозом.

«Scolios» обозначает кривой. Смедицинской точки зрения имеется ввиду искривление позвоночника (боковое отклонение линии позвоночника отоси туловища). Отличается отнарушения осанки тем, что изменения затрагивают костную исвязочную структуру.

Только в20процентов случаев можно установить причину, както: несчастный случай, рахит, слабый или спастический паралич или врожденные дефекты костей, различия вдлине ног, семейная предрасположенность, асимметричные мышцы имногое другое.

Сколиоз порождает более или менее сильное изменение статики, начинающееся встопах, ногах ибедрах, сопровождаемое неравномерной подлине иобъему мускулатурой. Чем больше отклонение отсредней линии, тем более удлиняются иутончаются соответствующие мышцы. Они становятся дряблыми, ивконце концов неактивными. Они утрачивают свою поддерживающую функцию. Изменения формы становятся возможными только потому, что это допускают мышцы. Они удлиняются или укорачиваются взависимости оттого, вкаком направлении сдвигается или поворачивается корпус. Другими словами, отклонения корпуса направо иналево способны возникать только тогда, когда соответствующие поддерживающие мышцы расслабляются иудлиняются

Лечение сколиоза предполагает соблюдение специального ортопедического режима, подразумевающего разгрузку позвоночника с помощью специальных средств по типу клиновидной подставки на ортопедической кушетке, сон на полужёсткой постели с тонкой подушкой, корригирующие позы и разгрузочные положения, чередование работы и периодов отдыха на протяжение дня. Пациентам рекомендуют избегать длительного сидения и стояния, внимательно следить за своей осанкой.

В программу реабилитации данной категории больных обязательно включаются занятия лечебной гимнастикой.

Лечебная гимнастика при сколиозе

Показаны общеразвивающие упражнения, и дыхательные, и те, которые непосредственно направлены на коррекцию имеющейся патологической деформации позвоночника.

Общеразвивающие действуют на все мышечные группы и подразумевают выполнение упражнений силового, скоростно-силового характера, упражнений на равновесие, коррекцию движений, расслабление и вытяжение. При этом полностью исключаются элементы, направленные на увеличение гибкости (повороты, наклоны, скручивания) и приводящие к перерастяжению позвоночника. При сколиозе очень полезна дыхательная гимнастика.

Корригирующие упражнения бывают симметричными, то есть способствовующими укреплению на стороне выпуклости искривления ослабленных мышц и уменьшению мышечных контрактур на противоположной стороне, что приводит к уравновешиванию мышечной тяги деформированного позвоночного столба, а могут носить ассиметричный характер, подбираясь индивидуально и воздействуя локально, непосредственно на зону сколиотического искривления. Такие упражнения тренируют перерастянутые мышцы и в случае неправильного применения способны стать причиной ухудшения и дальнейшего прогрессирования сколиоза.

Другой вариант корригирующих упражнений – деторсионные, направленные на осуществление вращения позвонков в сторону, диаметрально противоположную торсии, на борьбу со сколиозом посредством выравнивания таза, а также на растягивание сокращённых мышц и укрепление расслабленной мускулатуры в грудном и поясничном отделе позвоночника.

Важное место отводится лечебному плаванию

В процессе физической реабилитации сколиозов важное место отводится лечебному плаванию, которое обеспечивает естественную разгрузку позвоночника и работу практически всех основных мышечных групп, включая мышцы рук, ног, спины и живота.

Назначаются и физиотерапевтические процедуры по типу электромиостимуляции на выпуклой стороне искривления, парафиновых и озокеритовых аппликаций, подводного душа-массажа, а также мануальная терапия, рефлексотерапия и ряд других немедикаментозных методик.

Основные принципы лечения сколиотической болезни

В данном сообщении приводим сведения о концептуальных принципах лечения пациентов со сколиотической болезнью позвоночника.

Концептуальные принципы лечения сколиозов

Лечение сколиозов на протяжении многих веков остается крайне актуальной проблемой ортопедии.

Так, Гиппократ, трактуя сколиозы как нарушение мышечного равновесия, пытался исправить деформацию позвоночника с помощью двойного вытяжения туловища путем удержания надплечий и нижних конечностей с одновременным давлением на уровне горба. Данный метод Гиппократа получил в древности широкое распространение и просуществовал без изменений до начала 16 в. В 1 в.н.э. Цельс применил специальную лечебную гимнастику и водные процедуры. В 16 в. Амбруаз Паре предложил для лечения корсет собственной конструкции. В дальнейшем корсеты получили широкое распространение, в основе действия которых положены два принципа: коррекция деформации путем тракции туловища по оси и фиксация достигнутой коррекции.

В настоящее время большинством отечественных и зарубежных клиницистов считается, что лечение должно быть комплексным и включать в себя:

  1. общеукрепляющее, улучшающее общее самочувствие, функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем (ССС)
  2. лечебную гимнастику, позволяющую укрепить мышечный корсет и способствующую коррекции и стабилизации деформации
  3. массаж мышц туловища, укрепляющий мышцы и улучшающий их трофику
  4. водные процедуры, которые способствуют разгрузке позвоночника и улучшают функции органов дыхания
  5. электростимуляцию паравертебральных мышц на выпуклой стороне искривления с избирательным воздействием на конкретные мышечные группы
  6. спорт (волейбол, баскетбол, лыжи, стрельба из лука, плавание)
  7. разгрузка позвоночника (вытяжение, специальные укладки, сон в гипсовой кроватке, школьные занятия в положении лежа, ношение ортопедических корсетов)

Некоторыми авторами считается, что консервативное лечение, даже комплексное, эффективно только при начальных степенях сколиоза. При этом при тяжелых прогрессирующих формах основным методом они считают хирургическое.

Хирургическое лечение сколиозов

Оперативное лечение у детей и взрослых тесно связано с разработкой показаний к нему, вопросы которых в литературе трактуются по-разному. При определении показаний учитываются все доминирующие признаки, характерные для этой тяжелой патологии: боль, прогрессирование искривления, нарушения со стороны дыхательной, сердечно-сосудистой систем, косметический дефект, выраженные неврологические осложнения.

Концептуально методы хирургического лечения можно разделить на:

  1. операции на мышцах и связочном аппарате
  2. операции, направленные на реконструкцию грудной клетки
  3. операции, направленные на фиксацию позвоночника
  4. операции на телах и межпозвонковых дисках
  5. операции, направленные на коррекцию и фиксацию сколиотической деформации с помощью металлоконструкций

Основные принципы консервативного лечения больных сколиозами

Основные принципы в качестве базиса включают ортопедическое лечение, направленное прежде всего на профилактику и коррекцию отклонений в развитии позвоночника. Физические упражнения рассматривается, согласно данным Г.И.Герцен, А.А.Лобенко и И.Д.Ловейко, М.И.Фонарева как часть ортопедического режима.

Ведущее значение при лечении сколиозов придавалось и придается лечебной гимнастике. В начале 20в. наибольшее распространение получила гимнастика Клаппа, целью которой было воздействие только на позвоночник и окружающие его мышцы для увеличения мобильности позвоночника.

В.Н.Мошков, А.М.Рейзман, Ф.И.Багров предложили целенаправленную систематическую дозированную тренировку, воздействующую не только на позвоночник, но и на весь организм в целом, включая сердечно-сосудистую и дыхательную систему.

Mechele и И.И.Кон предложен специальный комплекс упражнений, направленный на тренировку подвздошно-поясничной мышцы на вогнутой стороне искривления при грудопоясничном типе из-за ее контрактуры.

Отечественными авторами предложен метод электростимуляции с целью укрепления мышц на выпуклой стороне искривления.

Известно, что реабилитация нарушений осанки и сколиотических деформаций, прогрессирующих ввиду асимметричного роста позвонков, должна быть направлена на урегулирование роста путем замедления его на выпуклой стороне дуги и искривления позвоночника. Учитывая, что развитие нарушений осанки и сколиотических деформаций закономерно сопровождается формированием полисистемных неспецифических патобиомеханических изменений, в комплекс лечении рекомендуется включением методов мануальной терапии (Т.А.Шитиков, 2004). При назначении мануальной терапии рекомендуются приемы мягких техник – миофасциальный релиз, постизометрическая релаксация, релаксирующий и тонизирующий массажи, мышечные тракции. Проведение мануальной терапии должно быть строго и максимально индивидуализированным, начинаться в максимально ранние сроки, направлено на регуляцию мышечного тонуса, вегетативного гомеостаза, краниосакрального механизма, нарушений двигательного стереотипа.

Ранее были опубликованы данные некоторых авторов, согласно которым концепция использования ЛФК должна включать в себя ее использование как организованной формы вторичной профилактики, направленной в основном на сохранение результатов, достигнутых в процессе ортопедической коррекции (А.Ф.Каптелин, 1969,1984). В тоже время в современной научной литературе считается, что данная точка зрения существенно, концептуально ограничивает возможности физических упражнений (ФУ), особенно с учетом необходимости стабилизировать патологические изменения в растущем организме на разных стадиях их развития.

Методики ЛФК в зависимости от стадии сколиоза

Система занятий ЛФК, рассчитанная на весь период костного роста, должна строиться с учетом основных принципов лечебной физкультуры и соблюдения этапности лечения.

Основные принципы ЛФК:

  1. систематичность воздействия
  2. длительность воздействия
  3. постоянное и адекватное увеличение нагрузки с учетом специфики возрастной динамики
  4. индивидуальный подход к выбору метода ЛФК с учетом возраста к моменту диагностирования СБ, рентгенологической степени и уровня тяжести деформации туловища

Этапность занятий ЛФК:

  1. профилактика и лечение СБ у детей до 11 лет (период второго детства)
  2. корригирующее лечение в сенситивный период – 12-14 лет восстановительное лечение в период окончания усиленного роста скелета – старше 15 лет

Возраст второго детства 8-11лет

Задача:

  1. достижение оптимального физического развития и формирование функционального комплекса, обеспечивающего сохранение навыка правильной осанки в различных своего рода экстремальных ситуациях (продолжительное стояние, сидение и т.д.), т.о. доминантой должен быть контроль над состоянием осанки.
  2. вырабатывание положительного личностного отношения к своему здоровью и к занятиям ФУ должно быть архи приоритетным.

Закрепление навыков правильной осанки достигается посредством гимнастических упражнений. Воспитание правильной осанки осуществляется через мысленное и зрительное представление о ней. Мысленное представление формировали со слов специалиста по ЛФК (или родителя) как идеальную схему расположения тела в пространстве (положение головы, надплечий, грудной клетки, живота, таза, ног) и как зрительный образ (рисунки, фотографии). При помощи зеркала детей учат принимать правильную осанку и исправлять замеченные дефекты. Контроль над осанкой требует значительных волевых усилий, к реализации которых дети этого возраста в большинстве не готовы. Поэтому важна роль в этом процессе родителей, которые должны проявлять терпение и педагогический такт.

Из всех форм ЛФК наиболее широко в этом возрастном периоде должна быть лечебная гимнастика (ЛГ). В комплекс включаются упражнения прикладного характера: ползание, ходьба, бег, прыжки, метание. Эти упражнения используются как общеукрепляющие, а также для ликвидации отставания психомоторного развития через повышение ДА и эмоционального тонуса на занятиях ЛГ.

Ходьба вводится во все части занятий. Ее усложняют требованиями соблюдения правильной осанки, сочетанием ходьбы с правильным дыханием. Варианты передвижения:

  • с высоким подниманием бедра
  • в полуприседе на носках
  • скрестным шагом
  • приставным шагом
  • для формирования и восстановления равномерности и длины шага применяется следовая дорожка и другие пособия.
  • для укрепления свода стопы включаются различные варианты – на пятках, на внутреннем и наружном краях стопы, перекаты с пятки на носок

Бег используется как средство адаптации к физическим нагрузкам ССС и дыхат. систем. Особое внимание обращается на умение сохранять правильную осанку во время бега.

Прыжки включаются с целью развития и тренировки умений мягко приземляться. Этот навык позволяет смягчать точки и сотрясения, оказывающие неблагоприятные влияния на деформированный позвоночник, во время подвижных игр с элементами спорта и в быту.

Метание мячей и других предметов в цель и на дальность броска для развития ловкости, координации движений, укрепления мышц плечевого пояса.

Ползание используется для самовытяжения позвоночника и включается в содержание основной части занятий ЛГ.

Упражнения в равновесии для обогащения двигательной культуры, формирования умения управлять своим телом за счет четкой ориентации в пространстве

Упражнения с элементами акробатики – стойка на лопатках, перекаты, кувырки вперед и назад и др., включая методические рекомендации Е.В.Демидовой (1989)

Рекомендуется использование многофункциональных ортопедических мячей большого диаметра (0,8-1,2 м). Упражнения на мяче большого диаметра рекомендуется применять в основной или заключительной части занятий. Данные упражнения способствуют расслаблению мышц, правильному формированию физиологических изгибов растущего позвоночника, а яркая раскраска и необычный размер мяча положительно влияют на эмоциональное настроение ребенка.

Перспективна структура занятий ЛГ на принципах «круговой тренировки». Дети последовательно выполняют в определенных временных параметрах заданные упражнения на «базах», включающих гимнастические снаряды и инвентарь, что позволяет повысить эмоциональность и моторную плотность занятий ЛГ.

К негативным факторам при лечении СБ 1 ст. относится:

  1. желание родителей ограничить двигательную активность (ДА)
  2. нежелательно освобождение от физкультуры
  3. поступление в школу приводит к тому, что до того свободно проявляющаяся и автоматически регулирующаяся ДА объективно ограничивается со сдвигом в сторону гиподинамии
  4. формирование нового, в большинстве своем неадекватного возрасту образа жизни

ЛФК в возрасте 12-14 лет (период полового созревания)

Характеристика периода. Половое созревание многими авторами характеризуется как период своеобразного возрастного кризиса, во время которого происходят существенные морфо-функциональные изменения в организме подростка. В среднем в этот период только длина тела у 42% мальчиков и 37% девочек увеличивается за год на 6-8 и 8-10 см соответственно.

Задачи ЛФК – функциональная коррекция деформации туловища (осанки) в возможных пределах, с обеспечением адекватной возрасту ФР и психологической уверенности.

Используются: ЛФК тренирующей направленности с элементами активной и пассивной самокоррекции позвоночника на фоне интенсивного укрепления силовой выносливости мышц спины и живота.

Корригирующие воздействия осуществляются путем использования симметричных упражнений в комплексах индивидуальных и групповых занятий. Без ограничений их используют в комплексах ЛГ при СБ I-II ст, независимо от локализации деформации в позвоночнике. Большая часть упражнений должна выполняться в положении разгрузки (лежа на спине или животе) с сохранением симметричности частей тела относительно оси позвоночника. При этом, увеличивая силовую выносливость мышц спины и живота в наиболее выгодных условиях для формирования естественного мышечного корсета, фиксируется максимальная коррекция, достигнутая в горизонтальном положении. Дозирование нагрузки осуществляется путем

  1. изменения темпа
  2. амплитуды
  3. количества движений
  4. за счет отягощения и сопротивления

Противопоказаний к симметричным упражнениям отсутствуют, т.к. их выполнение не требует учета сложившихся биомеханических изменений в деформированном позвоночнике. При этом максимального приведения искривленного позвоночника к прямой линии достигают за счет воздействия не на определенные участки позвоночника, а на все его структуры в целом. Следует учитывать, что, с увеличением деформации, сохранение симметричного расположения частей туловища относительно позвоночника и удержание его в срединном положении существенно затрудняется.

Использование асимметричных и деторсионных корригирующих упражнений, во избежание риска ошибочного их применения, при групповой форме ЛФК ограничивается. Они выполняются только по назначению врача при непосредственном участии инструктора ЛФК.

Девочкам рекомендуется корригирующий комплекс с ортопедическими мячами 0,6-0,8м.

Данные упражнения позволяют осуществить коррекцию осанки и укрепление основных мышечных групп из нестандартных исходных положений. В комплексы включаются упражнения, тренирующие те мыщцы, которые не затрагиваются при выполнении классических лечебных упражнений.

ЛФК в период окончания усиленного роста скелета у подростков 14-16 лет

Задачи:

  1. функциональная
  2. косметическая
  3. психологическая реабилитация, нивелирующая признаки деформации как последствия неблагоприятного течения СБ

Предварительный клинический исход СБ в период окончания усиленного роста скелета определяют и характеризуют по:

  • возраст 14-16 лет
  • состоянию мышечного корсета
  • общей координированности движений
  • наличию неправильных поз в осанке в положении сидя и стоя
  • формируются стойкие патологические двигательные стереотипы
  • асимметричность, некоординированность движений становятся привычными, при этом попытки устранения дефектов осанки через одномоментные мышечные усилия вызывают у подростков неудобства
  • выработанные и зафиксированный неблагоприятный двигательный стереотип очень трудно перестраивается
  • соответственно их коррекция решается с позиций активизации целостных движений – походки, осанки и основных двигательных процессов, повторяющихся в повседневной жизни

Особенности проведения ЛФК во взрослом периоде

Консервативное лечение больных сколиозами должно проводиться на правильной методической основе, исключающей перерастяжениесвязочно-мышечного аппарата, приводящее к снижению стабильности позвоночника. Основой лечения взрослых со сколиозами, с выраженным болевым синдромом, является улучшение системы компенсации патологического процесса путем укрепления мышц туловища, восстановления мышечного равновесия вместе с тренировкой деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

В связи с тем, что у взрослых сколиотические деформации часто являются следствием спондилогенных компрессионных синдромов, особенностями тактики лечения являются:

  • Этап купирования болевого корешково-компрессионного синдрома с использованием – ортопедического режима (полная осевая разгрузка), ортезирование (корсеты фиксирующего типа), мягкие техники мануальной терапии, вихревой массаж, ЧЭНС или импульсную индуктотермию (до 1 Вт/см2 ), рефлексотерапию, медикаментозную терапию, блокады.
  • Этап повышения стабильности позвоночника – основной целью является восстановление функции паретичных мышц с использованием ортопедического режима (дозированное увеличение осевой нагрузки, оптимизация проекции общего центра тяжести на опорной поверхности), ортезировании, ЛФК, гидрокинезитерапия, рефлекторно-сегментарный и вибрационный массаж, ЭМС, БОС по ЭМГ, медикаментозная терапия;
  • Этап уменьшения мобильности деформации проводится для формирования правильной осанки и характеризуется дозированным увеличением статодинамических нагрузок, включение лечебного плавания (при сколиотической деформации не более 1ст. и полным восстановлением функции паретичных мышц), элементы спорта, массаж и самомассаж.

Успешность проведения лечебно-профилактических мероприятий и стойкость лечебного эффекта определяются соблюдением больными правильного общего гигенического режима, снижением статической нагрузки на позвоночник, а также систематическими занятиями на протяжении всей жизни больного физической культурой и спортом.

Реабилитационные мероприятия рекомендуются пациентам с деформацией позвоночника не более 400 (СБIIIст) при отсутствии признаков прогрессирования заболевания в течение последних 2-х лет (угол 100 ) и включают:±искривления без изменений или

  1. различные формы ЛФК
  2. упражнения в воде
  3. упражнения на тренажерах

Ведущую роль отводится физическим упражнениям в воде – у бортика, на координацию при помощи вспомогательных средств на воде и под водой, силовые упражнения с использованием плавательных тренажеров (например, плавание брассом с преодолением сопротивления системы резиновых амортизаторов и др.).необходимо следить за устранением вредных дополнительных движений – вращение таза, пояса верхних конечностей и боковое движение туловища на стороне искривления позвоночника. Для этого обращать внимание на симметричность и координированность движений в воде.

Особенности использования тренажеров

  1. основная задача – совершенствование способности организма выполнять мышечную работу циклического характера;
  2. силовыми тренажерами моделируется механическая работа для дифференцированного или локального воздействия на заданную группу мышц;
  3. при различной тяжести и локализации деформации должны дифференцироваться и нагрузка, амплитуда, темп движения и положение больного;
  4. не показаны при прогрессирующих и врожденных формах с болевыми симптомами;
  5. комплекс подбирается с учетом физической подготовленности каждого больного индивидуально, для оценки которой применяются функциональные пробы, характеризующие способность мышц спины и брюшного пресса к длительным статическим нагрузкам;
  6. обязательна разминка, включающая общеразвивающие упражнения и легкую пробежку;
  7. основную часть составляют энергоемкие упражнения, вовлекающие в работу крупные мышечные группы. Затем последовательно выполняются упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса, спины, живота и нижних конечностей.
  8. далее в заключительной части занятий включаются упражнения, развивающие подвижность ОДА в целом – потягивания, растяжки, полувисы, висы и т.д.
  9. при дозировании индивидуальных нагрузок строго соблюдается принцип постепенного их увеличения;
  10. на начальном этапе применяются отягощения, не превышающие 50-60% максимальных норм, рекомендуемых для их здоровых сверстников;
  11. рекомендуется принцип круговой тренировки, строго исключаются асимметричность и продольно-вертикальные нагрузки на деформированный позвоночник.
  12. рекомендуется активное проведение самовытяжения позвоночника путем ауторелаксации околопозвоночных мышц, при этом желательно релаксация напряженных и укрепление растянутых (расслабленных) мышц.
  13. нецелесообразно использование длительных висов на кольцах или перекладине
  14. обязательным является массаж – общий спины и живота и специальный для определенных групп с учетом тяжести деформации позвоночника и грудной клетки.
  15. не рекомендуются жесткие надавливания в области дуг искривленного позвоночника.
  16. эффективность ЛФК связывается с соответствием уровня суточной двигательной активности (ДА) со стандартными нормами биологических потребностей растущего организма в моторных отправлениях. Рекомендованный для детей и подростков, имеющих отклонения в развитии позвоночника, уровень ДА в различные периоды онтогенеза (8-11, 12-14 и старше 15) рассчитывается в пределах 15-18 тысяч локомоций в сутки. Подобный объем ДА достигается при образе жизни, в котором ведущее место занимают различные формы занятий физическими упражнениями в школе и дома.
  17. не рекомендуется заниматься теми видами спорта, которые увеличивают статическую нагрузку (тяжелая и легкая атлетика, все виды спорт.борьбы, дальний туризм и т.д.) и способствуют повышению его мобильности (акробатика, художественная и спортивная гимнастика и др.).

Заключение

На стене форума в Элладе было высечено: «Если хочешь быть сильным – бегай, если хочешь быть красивым – бегай, если хочешь быть умным – бегай». Справедливость этого изречения в настоящее время доказана многими научными исследованиями. Они раскрывают значение движения для развития и формирования человека, а также различных сторон психо-физиологических процессов, протекающих в организме. Полезность, необходимость физических упражнений – всем известная истина. И все-таки не зря говорил академик Н.М.Амосов: «…пока человек здоров, он упражнения делать не хочет». Однако необходимо, чтобы каждый задумался над своим образом жизни раньше, чем обнаружит какие-либо симптомы заболевания.

Консервативное лечение больных сколиозами должно проводиться на правильной методической основе, исключающей перерастяжение связочно-мышечного аппарата, приводящее к снижению стабильности позвоночника. Основой лечения взрослых со сколиозами, с выраженным болевым синдромом, является улучшение системы компенсации патологического процесса путем укрепления мышц туловища, восстановления мышечного равновесия вместе с тренировкой деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Успешность проведения лечебно-профилактических мероприятий и стойкость лечебного эффекта определяются соблюдением больными правильного общего гигиенического режима, снижением статической нагрузки на позвоночник, а также систематическими занятиями на протяжении всей жизни физической культурой и спортом.

Таким образом, приведенные в рекомендациях данные свидетельствуют о целесообразности применения различных методов физической терапии в комплексе консервативного лечения детей и подростков со сколиотическими деформациями позвоночника. Более широкое использование физических лечебных средств, безусловно, способствует повышению терапевтической эффективности существующих и обеспечивает создание новых, оптимальных лечебных комплексов, проводимых в разных условиях, разных возрастных группах и общедоступных для разных слоев населения.

 

www.8gdp.by

история развития лфк история развития лечебной физкультуры

история развития лфк история развития лечебной физкультуры _ Istorija razvitija LFK istorija razvitija lechebnoj fizkyltyri

С глубокой древности врачи постоянно уделяли большое внимание физической культуре. Так, в древнем Китае еще 3000 лет до н.э. методики лечебной гимнастики с основным упором на дыхательные упражнения успешно использовались для исцеления больных. А в древней Индии примерно за 2000 лет до н.э. были созданы священные книги – так называемые «Веды» (по другому - «Книги жизни»), в которых досконально описывались дыхательные упражнения, входившие в часть религиозных церемоний. В древней Индии философия йогов насчитывала более 840 разновидностей и типов дыхания. Все эти знания дожили и до наших дней, - так например, в Дели имеется целый научный медицинский институт, занимающийся изучением влияния дыхательной гимнастики на организм.

История развития ЛФК

Особенно высокого подъема лечебная гимнастика смогла достичь в Древней Греции. Платон, Асклепиад, Геродик смотрели на целебную гимнастику как на неотъемлемый обязательный и важный компонент эллинской медицины.

Основоположнику клинической медицины Гиппократу (460-377 годы жизни до н.э.) принадлежит известное изречение:

«Чистота и гармония функций есть результат грамотного отношения суммы физических упражнений к здоровью рассматриваемого субъекта».

В древнем Риме в сборнике Орибаза (360 года н.э.) были накоплены все имеющиеся на тот момент материалы о медицине той эпохи, при этом одной только лечебной гимнастике посвящена целая книга. Особая роль в становлении лечебной гимнастики отводится Клавдию Галену (131-200 гг. н.э.) – знаменито известному врачу гладиаторской школы. Гален дал четкое и подробное описание гимнастики при различных недугах: заболеваниях костно-мышечной системы, обмена веществ, половой слабости. Он использовал для лечебных целей не только гимнастические, но также и спортивные упражнения: плавание, греблю, конный спорт, охоту, массаж, а также труд (косьбу, сбор плодов) и экскурсии. В своей великой книге «Искусство возвращать здоровье» врач гладиаторов писал:

«Сотни и тысячи раз я возвращал здравие больным своим посредством физических упражнений».

Значительный вклад в историю лечебной физкультуры был сделан великим таджикским врачом и философом Абу Али Ибн-Синой, более известным в Европе под альтернативным именем Авиценна (980-1037). В его многотомных трудах о теории и практике медицины большое внимание уделяется аспекту лечебной гимнастики, правильному питанию, закаливанию, отдыху, рациональному режиму жизни.

История развития ЛФК в эпоху Возрождения

Развитие естествознания в эпоху Возрождения способствовало усилению взора общественности и к лечебной гимнастике. В 1573 г. появляется первый учебник гимнастики Меркуриалиса («Искусство гимнастики» или «De arte gymnastica»). На более позднем этапе, стоит упомянуть немецкого терапевта Ф. Хофмана (1660-1742) - автора знаменитого афоризма:

«Движения – жизнь, и лучшая медицина для нашего тела»

А также известного французского клинициста Ж- Тиссо, написавшего в 1781 г. руководство «Медицинская гимнастика, или тренинг человеческих органов по правилам физиологии и гигиены».

Современная история развития лечебной физкультуры

Наиболее активно лечебная физкультура начала развиваться в XIX в. Большую роль в этом скачке сыграла Шведская система лечебной гимнастики, разработанная П. Лингом (1776-1839), который создал в Стокгольме целый гимнастический институт. Элементы шведской гимнастики и отдельные снаряды (такие как шведская стенка, бум и прочие) используются до настоящего времени. Вторая половина XIX в. была ознаменована появлением широкого ряда оригинальных новаторских систем лечебной гимнастики. В 1864 г. Бранд (Швеция) предложил систему гимнастики и массажа для исцеления многих гинекологических заболеваний, мюнхенский профессор Ортель (1881) разработал терренкур как метод лечения болезней ССС, а в 1884 г. Зародилась так называемая  гимнастика для больных с сердечными заболеваниями (Шотт).

В 1889 году швейцарский доктор Френкель предложил компенсаторную гимнастику для лечения недугов нервной системы. Чуть позже Зингер и Хофбауэр (1910) разработали лечебную гимнастику при заболеваниях бронхиальной астмой, бронхитом и эмфиземе легких, а Клапп - лечебную гимнастику при искривлениях позвоночника (1927). В то же время обширное распространение получила так называемая механотерапия (комплексы Крукенберга, Цандера, Каро и др.), которая на некоторое время даже вытеснила другие методы лечебной гимнастики.

I и II мировые войны вызвали так называемые травматические эпидемии. В странах Западной Европы и Америке начали создавать «восстановительные центры», в которых лечебная гимнастика и спортивные упражнения стали основными методами лечения инвалидов. Накопление знаний в области ЛФК и нейрофизиологии, с одной стороны, и появление новых данных в отношении этиологии, патогенеза и клиники ряда патологических состояний, с другой, сделало возможным создание в 40-50-х годах XX в. принципиально новых специализированных методик лечебной физкультуры - Бобат-терапии, терапии Войта, методики проприоцептивного проторения, методов Брюнст- ром, Аффольтер и др.

История развития лечебной физкультуры в России

Использовать физические упражнения в целебных целях в России начали в 16-17 вв., зачастую в комплексе с физиотерапевтическими процедурами, водолечением и закаливанием. В систематизации теоретических и практических моментов ЛФК ведущую роль сыграли такие знаменитые ученые и клиницисты, как С.П. Боткин, М.Я. Мудров, Н.И. Пирогов, Г.А. Захарьин, С.Г. Забелин, А.А. Остроумов, П.Ф. Лесгафт и другие. Большая роль в культивировании и пропаганде современной лечебной физкультуры принадлежит В.В. Гориневскому, И.М. Саркизову-Серазини, И.А. Богашеву, которые издали в 1923 и 1926 гг. первые в СССР пособия по лечебной физкультуре. В это же время в Москве, областных и районных центрах были организованы специализированные учреждения - государственные институты физической культуры с отдельными кафедрами по лечебной физкультуре. Все последующие годы в нашей стране формировалась обширная сеть кабинетов и отделений ЛФК в больницах, поликлиниках, санаториях, создавались кафедры ЛФК и врачебного контроля в медицинских вузах и институтах усовершенствования врачей, подразделения в научно-исследовательских институтах.

ЛФК история. Заключение.

Благодаря этим усилиям лечебная физическая культура нашей страны сформировалась в отдельную самостоятельную дисциплину, и теперь является  неотъемлемой и неделимой частью процесса комплексного лечения, восстановления и реабилитации больных и инвалидов.

  • < Назад
  • Вперёд >

www.fitness-bodybuilding.ru

Полезная гимнастика для ребенка | Женский Онлайн журнал

Дети очень любознательны и каждый день придумывают себе новые занятия. Традиционные упражнения, как правило, малышам не нравятся. Более интересный вариант – веселая гимнастика, которая одновременно является оздоровительным занятием и развлечением.

Веселая гимнастика с рождения

Увлекательная гимнастика для ребенка с первых месяцев жизни – это отличная возможность укрепить его здоровье с помощью занятий, проводимых в игровой форме. Подвижные развивающие игры , упражнения пальчиками приводят в восторг любого младенца. Они развеселят каждого малыша. А мамы могут с пользой провести время, общаясь с крохой, развивая его и закаляя физически.

«Лягушка-квакушка»

Малыш должен лечь на спину, а мама будет аккуратно разводить в стороны согнутые в коленях ножки.

Полезная гимнастика для ребенка

«Кувырок»

Для совсем маленького ребенка это упражнение непростое, и сначала маме нужно показать, как это делается. Затем помочь ребенку кувыркнуться самому, аккуратно его придерживая. Опустите его голову к полу, а затем слегка подтолкните его вперед, контролируя его движения. Кувырки отлично укрепляют мышцы спины и позвоночника.

Полезная гимнастика для ребенка

«По кочкам»

Это упражнение помогает улучшить координацию движений, получить первые навыки ходьбы. Для упражнения необходимо заготовить небольшие резиновые коврики-кружочки и разложить их на расстоянии друг от друга в 10-15 см. Класть их можно сначала по прямой, а затем в виде изгиба, чтобы малыш научился ходить по этим кругам.

Полезная гимнастика для ребенка

«Веселые догонялки»

Главная задача упражнения – научить карапуза бегать. Мама должна отдалиться от ребенка на небольшое расстояние и крикнуть «Поймаю!». Малыш прибежит в объятия мамы, она его покружит и скажет «Догоню»! Ребенок попытается убежать. Удовольствие получат и мама, и карапуз. Главное, чтобы пол был не скользим.

Полезная гимнастика для ребенка

«Дрожалки»

Ребенок должен лечь на пол, вытянуть ручки и ножки вдоль тела и начать двигаться словно змейка. Амплитуда движений должна быть небольшой. Даже 3-4 минуты будут полезны для капилляров.

Полезная гимнастика для ребенка

«Ветерочек»

Упражнение для развития гибкости. Малыш ложится на пол. Мама говорит ему, что он пушинка и дует, словно ветер. А ребенок перекатывается со спины на животик, словно пушинка на ветру.

Полезная гимнастика для ребенка

«Царь-гора»

Нужно сложить подушки посреди комнаты и сказать малышу, что это гора, через которую нужно переползти. Затем можно начать «подушечные бои», которые помогут развить координацию и ловкость движений.

Полезная гимнастика для ребенка

«Чудный мостик»

Упражнение поможет укрепить мышцы живота и рук. Нужно поставить две табуретки рядом, а ребенок должен опереться на них и подтянуть ноги, пытаясь удержаться только на руках.

Полезная гимнастика для ребенка

«Белочка собирает шишки»

Для упражнения подойдут мелкие предметы, которые нужно разложить по полу. Ребенок должен собирать их, не сгибая ножки. Затем другим способом – используя только два пальца на руках. И третий способ – пальчиками ног.

Полезная гимнастика для ребенка

Для того чтобы упражнения были эффективными, детская одежда должна быть свободной, чтобы не стеснять движений. Лучшее время для занятий – первая половина дня, за полчаса до еды или через полтора – после нее.

klapp-cosmetics.ru


Смотрите также