Комплекс специальных корригирующих упражнений. Гимнастика корригирующая что это


Корригирующие упражнения - это... Что такое Корригирующие упражнения?

 Корригирующие упражнения Физические упражнения, используемые для исправления различных деформаций опорно-двигательного аппарата. К ним относят любые движения, выполняемые из определенного исходного положения, обусловливающего их локальное воздействие.

Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь. — М.: Флинта. Э. Н. Вайнер, С. А. Кастюнин. 2012.

  • Коррекционная функция АФК
  • Коэффициент смертности

Смотреть что такое "Корригирующие упражнения" в других словарях:

  • КОРРИГИРУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ — [от лат. corrigere исправлять] специальные физические упражнения, применяемые с целью исправления деформаций опорно двигательного аппарата различной этиологии, устранения недостатков и нормализации двигательной сферы у детей с различными… …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ — см.Гимнастика, Упражнения в равновесии, Упражнения в расслаблении, Упражнения в рас тягивании, Дыхательные упражнения, Корригирующие упражнения, Упражнения на координацию, Упражнения силовые, скоростно силовые, в статическом напряжении …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • Осанка — I Осанка привычное положение тела стоящего человека. Формируется в процессе физического развития и становления статико динамических функций ребенка. Особенности О. определяются положением головы, пояса верхних конечностей, изгибами позвоночника,… …   Медицинская энциклопедия

  • Кривошея (Torticollis, Wryneck) — наклон головы в пораженную сторону с ее одновременным поворотом в противоположную сторону, обусловленный укорочением грудино ключично сосцсвидной мышцы (чаще врожденным). Причиной кривошеи может быть родовая травма грудино ключичнососцевидной… …   Медицинские термины

  • КРИВОШЕЯ — (torticollis, wryneck) наклон головы в пораженную сторону с ее одновременным поворотом в противоположную сторону, обусловленный укорочением грудино ключично сосцсвидной мышцы (чаще врожденным). Причиной кривошеи может быть родовая травма грудино… …   Толковый словарь по медицине

  • Тазобедренный сустав — I Тазобедренный сустав (articulatio сохае) образован вертлужной впадиной тазовой и головкой бедренной костей. По краю вертлужной впадины проходит волокнисто хрящевая губа, благодаря которой увеличивается конгруэнтность суставных поверхностей. Т.… …   Медицинская энциклопедия

  • Позвоночник — I Позвоночник Позвоночник (columna vertebralis; синоним позвоночный столб). Является осевым скелетом, состоит из 32 33 позвонков (7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых, соединенных в крестец, и 3 4 копчиковых), между которыми… …   Медицинская энциклопедия

  • Лече́бная физи́ческая культу́ра — (ЛФК) 1) метод неспецифической терапии, использующий средства физической культуры для восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения последствий патологического процесса; 2) раздел клинической медицины, изучающий рациональное …   Медицинская энциклопедия

  • Плоскостопие — I Плоскостопие (pes planus; синоним плоская стопа) деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Уплощение продольного свода стопы приводит к развитию продольного П., а распластанность переднего ее отдела к поперечному. Часто П.… …   Медицинская энциклопедия

  • Зарядка — I Зарядка комплекс физических упражнений, выполняемых утром после пробуждения; обязательный элемент здорового образа жизни. З. активизирует деятельность функциональных систем организма, способствуя более быстрому переходу от сна к бодрствованию и …   Медицинская энциклопедия

adaptive_physical_education.academic.ru

гимнастика корригирующая - это... Что такое гимнастика корригирующая?

 гимнастика корригирующая лечебная Г., направленная на исправление или предупреждение дальнейшего развития деформаций опорно-двигательного аппарата и нарушений осанки.

Большой медицинский словарь. 2000.

  • гимнастика гигиеническая утренняя
  • гимнастика лечебная

Смотреть что такое "гимнастика корригирующая" в других словарях:

  • ГИМНАСТИКА КОРРИГИРУЮЩАЯ — [от лат. corrigere исправлять] вид лечебной гимнастики, направленной на исправление или предупреждение отклонений в развитии опорно двигательного аппарата …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • Коленный сустав — I Коленный сустав (articulatio genus) прерывистое синовиальное соединение бедренной, большеберцовой костей и надколенника. По форме и объему движений К. с. является сложным блоковидно вращательным суставом. Образован суставными поверхностями:… …   Медицинская энциклопедия

  • Та́зовые предлежа́ния пло́да — положения плода в матке, при которых предлежит, т. е. располагается над входом в малый таз матери, тазовый конец плода. Встречаются у 3 5% рожениц. Среди Т. п. п. принято различать ягодичное (сгибательный тип) и ножное (разгибательный тип)… …   Медицинская энциклопедия

  • РОДЫ ПРИ ТАЗОВОМ (ЯГОДИЧНОМ) ПРЕДЛЕЖАНИИ ПЛОДА — мед. Тазовое предлежание классифицируют, исходя из положения ног и ягодиц плода. • Чисто ягодичное предлежание. Предлежат ягодицы, ножки плода согнуты в тазобедренных суставах, разогнуты в коленных суставах и вытянуты вдоль туловища. Наблюдают в… …   Справочник по болезням

  • Школа № 4 (Онега) — Значимость предмета статьи может быть не показана в её тексте. Однако существуют авторитетные источники, показывающие значимость (см. раздел Ссылки) Вы можете помочь проекту …   Википедия

Книги

  • Западные массажные мануальные техники и корригирующая гимнастика. Триар-масаж. 3R: Relax, Release, Rehabilitation. Практическое руководство по ТРИАР-массажу, Киржнер Б.В.. ТРИАР-массаж (3R - Relax, Release, Rehabilitaton, или Расслабление, Освобождение, Восстановление (оздоровление)) - интегрированная массажная методика, комплексно решающая широкийкруг… Подробнее  Купить за 603 руб
  • Западные массажные мануальные техники и корригирующая гимнастика. Триар-массаж, Киржнер Борис Вилиевич, Зотиков Алексей Георгиевич. ТРИАР-массаж (3R - Relax, Release, Rehabilitaton, или Расслабление, Освобождение, Восстановление (оздоровление) - интегрированная массажная методика, комплексно решающая широкий круг… Подробнее  Купить за 532 руб
  • Западные массажные мануальные техники и корригирующая гимнастика. Триар-масаж. 3R: Relax, Release, Rehabilitation. Практическое руководство по ТРИАР-массажу, Киржнер Б., Зотиков А.. ТРИАР-массаж (3R - Relax, Release, Rehabilitaton, или Расслабление, Освобождение, Восстановление (оздоровление)) - интегрированная массажная методика, комплексно решающая широкийкруг… Подробнее  Купить за 525 руб
Другие книги по запросу «гимнастика корригирующая» >>

dic.academic.ru

Корригирующая гимнастика.

для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В основу программы для учащихся, нуждающихся в корригирующей гимнастике, положены программа физического воспитания для учащихся средней школы и программа для школьников, отнесенных к специальной медицинской группе, а также программа физического воспитания с оздоровительной направленностью.

Целью корригирующей гимнастики в школе является коррекция отклонений здоровья и физического развития учащихся.

Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:

  • укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;

  • повышение физиологической активности органов и систем организма учащихся, ослабленных заболеванием;

  • повышение физической и умственной работоспособности;

  • приобретение знаний об организме человека, профилактике и возможном исправлении отклонений в здоровье;

  • формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни;

  • формирование потребности к занятиям физическими упражнениями, ответственности за свое здоровье.

Программа рассчитана на обучающихся 1–11-х классов, отнесенных по заключению врача к подготовительной и специальной медицинским группам с рекомендацией заниматься корригирующей гимнастикой.

По приказу директора школы комплектуются группы для занятий: учащиеся объединяются по возрасту или диагнозу на основании заключения врача. Содержание программы предполагает занятия два раза в неделю в группе по одному часу каждое, всего 68 часов в год.

Рекомендуется создать благоприятные условия для проведения занятий босиком, в облегченной одежде, со специальными ковриками или простынками для выполнения упражнений на полу.

Основу учебного материала составляют теоретические сведения об организме человека, закаливании, самоконтроле, влиянии физических упражнений на организм, профилактике и способах коррекции отклонений в здоровье; практическое использование гимнастики, формирующей осанку, упражнения для профилактики и исправления плоскостопия.

Прогнозируемые результаты применения программы заключаются в возможном исправлении отклонений, в первую очередь, опорно-двигательного аппарата, и переводе учащихся впоследствии в основную медицинскую группу на основании результатов очередного медосмотра.

Распределение часов на разделы и темы условно, так как в большинстве занятий предусмотрено содержание теоретического и практическою материала, упражнения и комплексы упражнений различных разделов и тем в одном занятии.

Учебно-тематический план

№№

п/п

Наименование разделов и тем

Общее количество

В том числе:

теоретических

практических

 

Основы знаний

7

7

 

1

Здоровье и физическое развитие человека

1

1

 

2

Оценка собственного здоровья

1

1

 

3

Влияние физических упражнений на организм человека

1

1

 

4

Азы массажа и самомассажа

1

1

 

5

Закаливание и здоровье

1

1

 

6

Питание и здоровье

1

1

 

7

Образ жизни как фактор здоровья

1

1

 
 

Общая физическая подготовка

10

 

10

 

Специальная физическая подготовка

 

4

47

1

Формирование навыка правильной осанки

17

1

16

1.1

Комплексы упражнений для создания естественного мышечного корсета

7

 

7

1.2

Растяжение и развитие подвижности позвоночника

3,5

 

3,5

1.3

Упражнения в равновесии

2,5

 

2,5

1.4

Тренировка основных исходных положений и развитие «мышечно-суставного чувства»

3

 

3

2

Повышение тонуса и укрепление мышц свода стопы и мышц голени

9

1

8

2.1

Комплексы упражнений в различных и.п.

3

 

3

2.2

Комплексы упражнений в движении

3

 

3

2.3

Упражнения с применением предметов

2

 

2

3

Дыхатeльная гимнастика

4

0,5

3,5

4

Самомассаж биологически активных точек

2

 

2

5

Упражнения на расслабление

3

 

3

6

Гимнастика для глаз

2

0,5

1,5

7

Индивидуальная коррекция отклонений опорно-двигательного аппарата

14

1

13

Итого часов:

В течение года

68

11

57

Содержание программы

Основы знаний

1. Здоровье и физическое развитие человека.

2. Оценка собственного здоровья.

3. Влияние физических упражнений на организм человека.

4. Азы массажа и самомассажа.

5. Закаливание и здоровье.

6. Питание и здоровье.

7. Образ жизни как фактор здоровья.

Общая физическая подготовка

1. Развитие координационных способностей:

– ОРУ без предметов в сочетании с ходьбой и бегом; – варианты челночного бега; – подвижные и спортивные игры; – упражнения на быстроту и точность реакции.

2. Развитие скоростных способностей:

– эстафеты, старты из различных исходных положений; – бег с ускорением.

3. Развитие силовых способностей:

– лазание по канату, гимнастической стенке; – упражнения в упорах; – упражнения с гантелями, набивными мячами.

4. Развитие выносливости:

– бег с препятствиями; – подвижные игры; – круговая тренировка.

5. Развитие гибкости:

– ОРУ с повышенной амплитудой движений, на растягивание; – упражнения с партнером.

6. Физические упражнения прикладного характера.

Основные движения включают способы передвижения (ползание, ходьба, бег, прыжки, метания, лазание), используемые в естественных условиях.

Упражнения в ходьбе усложняются за счет соблюдения правильной осанки, сочетания ходьбы с дыханием, включения различных вариантов передвижения: на носках, на пятках, на наружном и внутреннем краях стопы, с перекатом с пятки на носок, с высоким подниманием бедра, в полуприседе.

Бег на месте, с переменным темпом, на носках, с высоким подниманием бедра, широким шагом, с препятствиями и т. д.

Варианты лазания (ползание, перелезание, подлезание и пролезание) способствуют развитию мышц туловища и конечностей при наименьшей статической нагрузке на позвоночный столб.

Специальная физическая подготовка

1. Дыхательные упражнения – гимнастические упражнения с произвольным видоизменением характера или продолжительности дыхательного цикла, сочетание статических и динамических дыхательных упражнений:

– упражнения для овладения полным дыханием; – для овладения смешанным типом дыхания; – для развития носового дыхания.

2. Корригирующие упражнения – это специальные гимнастические упражнения, способствующие устранению отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата. Коррекция достигается подбором исходных положений, при которых распределение мышечного тонуса, сохраняющего принятую позу, способствует выравниванию имеющейся деформации. Коррекция обеспечивается также строго ограниченным воздействием мышечной тяги на патологически измененный участок опорно-двигaтeльного аппарата.

1) Упражнения для формирования естественного мышечного корсета:

– для укрепления поверхностных мышц спины; – для глубоких мышц спины; – для мышц, удерживающих лопатки в правильном положении; – для растяжения передних связок поясничного отдела позвоночника и мышц поясничной области; – для укрепления прямых и косых мышц живота; – для укрепления мышц-разгибателей и растяжения мышц-сгибателей тазобедренных суставов и т.д.

Эти упражнения применяются с целью развития силы и статической выносливости мышечных групп, которые обеспечивают функцию прямостояния (мышцы стопы, голени, сгибатели бедра, разгибатели позвоночника) и мышечных групп, не играющих основной роли в сохранении прямостояния (мышцы брюшного пресса, плечевого пояса, шеи). Упражнения для укрепления мышечного корсета целесообразно выполнять с отягощениями: гантелями, набивными мячами, резиновыми бинтами.

2) Упражнения на активное и пассивное растяжение позвоночника (в положении сидя, лежа, стоя):

– для растягивания мышц шеи и затылка; – для мышц спины и передней стенки живота; – для мышц грудной клетки; – для мышц, участвующих в боковых наклонах туловища; – для мышц рук и ног.

3) Упражнения для развития подвижности во всех отделах позвоночника (наклоны и повороты туловища в стороны, ползание и т.д.):

– упражнения, вытягивающие позвоночник; – для растягивания мышц груди в положении сидя; – упражнения в самовытяжении.

4) Тренировка основных исходных положений.

5) Упражнения на развитие «мышечно-суставного чувства» (упражнения у вертикальной смены, стоя перед зеркалом).

6) Упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата стопы.

3. Упражнения в равновесии направлены на тренировку вестибулярного аппарата. Они выполняются с использованием опоры умеренной площади, с изменением положения головы и туловища, в стойке на одной ноге, с поворотами и т.д. Эти упражнения также способствуют улучшению координации движений, воспитанию и закреплению навыка правильной осанки.

4. Упражнения на расслабление – это гимнастические, активно выполняемые упражнения с максимально возможным снижением тонического напряжения мускулатуры. Упражнения на расслабление мышц играют чрезвычайно важную роль в воспитании правильной осанки. Они способствуют уменьшению чрезмерного напряжения мышц, снимают утомление, вызванное однотипными упражнениями, способствуют улучшению крово- и лимфотока в перенапряженных мышцах.

Требования к учащимся

1. Знать о влиянии упражнений на организм, об их назначении.

2. Знать правила питания и закаливания.

3. Осознанно выполнять комплексы специальных упражнений, подобранных по заболеванию.

4. Уметь выполнять простейшие приемы самомассажа.

Методическое обеспечение программы

Теоретический материал программы лучше давать темами, сообщение знаний организовывать в форме бесед (групповых или индивидуальных) до, после или в процессе двигательной деятельности.

Практические упражнения объединяются в комплексы, которые периодически изменяются, обновляются; широко применяются упражнения с использованием различных предметов и снарядов.

В формировании правильной осанки играет большую роль равномерность тонуса мышц передней и задней поверхности бедер, туловища, плечевого пояса, а также тонкое восприятие ощущений положения тела и отдельных его частей. Последнее достигается с помощью упражнений у вертикальной стены, стоя перед зеркалом (развитие «мышечно-суставного чувства»), упражнений с удерживанием груза на голове и упражнений в равновесии. Упражнения на укрепление мышц спины (наклоны вперед, назад, прогнувшись) полезны для школьников среднего и старшего звена. Чтобы противодействовать поясничному изгибу, следует чередовать сокращение и растягивание мышц. Для младших школьников, в первую очередь, нужно рационально подобрать физические упражнения, которые бы «разгрузили» позвоночник, т.е. для учащихся этого возраста полезно в большей мере принимать исходные положения, изменяющие направление силы внутрибрюшного давления и силы тяжести самих органов (положения с приподнятым тазом, коленно-локтевое, коленно-ладонное, лежа на спине или животе).

Укрепляя мышцы спины, нельзя забывать о мышцах живота: брюшной пресс играет важную роль в поддержании правильной осанки. Большое значение имеет и воспитание у детей на уроке и дома мышечно-суставных ощущений положения тела и отдельных его частей, степени напряжения и расслабления мышц в покое и в движении, что приобретается посредством многократного изменения положения тела: лежа, сидя, стоя, проверкой этих положений у стены, гимнастической стенки, у зеркала на каждом занятии. Также ставится задача развития у детей самоконтроля и взаимоконтроля, что требует от них сознательного отношения и мобилизации внимания. Хорошо усваивается навык правильной осанки в играх, очень важны упражнения в равновесии. В целях более совершенного овладения напряжением и расслаблением отдельных групп мышц рекомендуются упражнения с удерживанием груза на голове.

Целесообразно некоторые упражнения давать индивидуально – как домашние задания.

При проведении занятий должны быть учтены особенности организма учащихся, его пониженные функциональные возможности, а также то, что в группе могут быть ученики с различными диагнозами. Поэтому индивидуальный подход должен быть одним из основных принципов организации занятий.

Александр КОКОРИН, учитель физкультуры МОУ СОШ № 2, г. Лабытнанги, Тюменская обл., ЯНАО

От редакции

Если вы ведете занятия по корригирующей гимнастике и хотите обогатить набор известных вам упражнений, мы советуем обратиться на сайт: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r28522/ustu129.pdf

По этому адресу в сети Интернет вы найдете учебное электронное текстовое издание «Корригирующая гимнастика при заболеваниях остеохондроза шейного и грудного отделов позвоночника», подготовленное кафедрой оздоровительной физической культуры Уральского государственного технического университета, авторы – Е.Ф.Жданкина, Ю.В.Кадочникова, Ж.В.Хорькова. В книге приводятся примеры разнообразных упражнений для профилактики остеохондроза шейного и грудного отделов позвоночника.

Внимание!

Объявлен всероссийский конкурс «Премия за вклад в развитие массового спорта «Спортивная слава России»

Участниками конкурса могут стать тренеры и учителя физкультуры, номинированные учебным заведением, физкультурно-спортивным учреждением или органами местной власти; физкультурно-спортивные учреждения любой организационно-правовой формы, номинированные органами местной власти или на основе самовыдвижения; общественные объединения различной специализации, номинированные органами местной власти или на основе самовыдвижения.

В конкурсе будут оцениваться оригинальность методики преподавания физической культуры, творческий подход к организации занятий, проведение массовых спортивных мероприятий, организация и участие в акциях, связанных с пропагандой массового спорта.

Подробную информацию о конкурсе, а также о требуемых для участия в нем документах можно найти на сайтах: www.rossport.ru   и www.sportrf.ru.

Желаем удачи!

sportfiction.ru

3.3.3. Корригирующая гимнастика и учет факторов при моделировании комплексов

№ п/п

В каком положении выполняется

упражнение

Описание упражнения

Сколько раз повторять

Дополнительные указания

1.

Сидя, колени сомкнуты, руки скрещены на коленях

Руки отвести в стороны до уровня плеч, ладони вверх, спокойный вдох, возвратиться в и.п.

3-4 раза

Темп медленный

2.

Сидя, колени сомкнуты, кисти рук на поясе

Наклон туловища вправо, подтянуть кисть левой руки в подмышечную впадину и опустить правую руку вниз; при наклоне – выдох, при выпрямлении – вдох. Вправо и влево попеременно

8-10 раз

Темп средний

3.

Сидя, колени сомкнуты, кисти рук на поясе

Плечи вверх и назад, наклонить голову назад – вдох; плечи вниз и вперед, наклонить голову вперед – выдох

6-8 раз

Темп медленный

4.

Сидя, колени сомкнуты, кисти рук к плечам

Отведение локтей до уровня плеч – спокойный вдох, возвратиться в и.п. – выдох

8-10 раз

Темп средний

5.

Сидя на краю стула, руки свободно опущены, колени выпрямлены, носки ног оттянуты

Медленно наклониться вперед и дотянуться концами пальцев до середины голени – выдох, возвратиться в и.п. - вдох

6-8 раз

Темп медленный

6.

Стоя, опираясь кистями рук о спинку стула

Попеременное отставление левой и правой ног назад на носок, слегка прогибая туловище – вдох; при возвращении в и.п. – выдох

6-8 раз

Темп средний

7.

Стоя, ноги на ширине плеч

Повороты туловища и головы вправо и влево; при повороте – вдох, при возвращении в и.п. – выдох

8-10 раз

Темп средний

8.

Стоя боком к спинке стула, с опорой на нее кистью одной руки, кисть другой руки на поясе

Поднимание попеременно ног вперед одновременным сгибанием их в колене, выпрямление колена и опускание прямой ноги вниз, при –поднимании ноги и сгибании колена – выдох, при опускании ноги - вдох

8-10 раз

Темп медленный

9.

Сидя на краю стула, держаться кистями рук за сидение, колени выпрямлены, носки оттянуты

Поднимание ног (попеременно правой и левой), выпрямленных в колене; при подъеме – выдох, при опускании - вдох

6-7 раз

Темп средний

10.

Сидя, опираясь о спинку стула, кисть одной руки на животе, другой – на груди

Диафрагмально-грудное дыхание: при вдохе вначале приподнимается живот, затем грудь; при выдохе вначале грудь опускается, а затем живот подтягивается

3-4 раза

Темп медленный

11.

Сидя, кисти рук на коленях

Сжимание кистей рук в кулаки и последующее разжимание пальцев

14-16 раз

Темп средний

12.

Сидя на стуле, расслабленные руки опущены вниз

Слегка нагнуться вперед, свободное покачивание расслабленных рук вперед и назад, дыхание произвольное

6-8 раз

Темп медленный

13.

Стоя

Ходьба на месте в темпе 60-70 шагов в 1 минуту, с углубленным дыханием

1 минута

 

14.

Стоя, одна рука на животе, другая – на груди

Диафрагмально-грудное дыхание

3-4 раза

Темп медленный

ebooks.grsu.by

Комплекс специальных корригирующих упражнений

 

Содержание упражнения Дозировка Методические указания
1. Лежа на животе руки вытянуть вперед. Приподнять верхнюю часть тела (и руки) настолько высоко насколько возможно. 10-15 раз. Лопатки свести вместе. Удерживаться в этом положении в течение трех секунд. Вдохнуть и опуститься на коврик.
2. Лёжа на животе, ноги прямые, голова опирается на тыльную часть ладоней. Поднимаем ноги и выполняем скрестные горизонтальные махи ногами. 2-3 подхода по 30-40 сек При выполнении этого упражнения бедра нужно отрывать от пола. Темп выполнения средний.
3. лёжа на животе, ноги прямые, голова опирается на тыльную часть ладоней. Поднимаем ноги и верхнюю часть туловища, прогибаясь в пояснице, руки вытянуть, точка опоры - живот. 2-3 подхода по 10-15 повторений Угол подъема рук и ног небольшой. Удерживая такое положение, выполняем движения, имитирующие плавание брассом: руки вперед - ноги развести в стороны, руки в стороны - ноги соединить, руки к плечам, ноги по-прежнему вместе.
4. лёжа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, в руках гантели, ноги вместе. 6-8 раз. На счёт "1" слегка потянуться головой вперед, выпрямить руки вперед, поднять ноги, на "2-3" – согнуть руки к плечам, прогнуться в грудном отделе, на "4" - принять исходное положение. Угол подъема рук и ног небольшой.
5. Лежа на животе, руки согнуты, в руках гантели, ноги разведены. Поднять корпус с одновременным вытягиванием руки на стороне вогнутости грудного сколиоза вверх – вдох, удержать позу,принять исходное положение – выдох. 4-6 раз. Сохранять прямое положение корпуса.
6. Лежа на боку, на стороне грудного сколиоза. Поочередно двигать прямыми ногами вперед и назад. 10-12 раз. Ноги не должны касаться пола. Упражнение напоминает "ножницы".
7. Лежа на боку на стороне грудного сколиоза, ноги разведены. Поднять руку на стороне вогнутости грудного сколиоза вверх, вдох,– исходное положение – выдох. 4-5 раз. Мышцы напряжены, спина прямая.
8. Лёжа на левом боку, под голеностопными суставами - валик. Поднять ноги, удерживать позу, исходное положение. 4-6 раз, затем на другом боку 4-6 раз. Мышцы напряжены, спина прямая.
9. Стоя на четвереньках. Руку на стороне вогнутости грудного сколиоза поднять и вытянуть вперед, ногу на стороне вогнутости поясничного сколиоза поднять и вытянуть назад, удерживать позу– исходное положение. 4-5 раз. Корпус прямой, нога и рука параллельны полу.
10. Стоя, локти в стороны, кисти у плеч.Выполнять вращения локтей (сначала вперёд, потом назад). 2-3 повтора. Движения выполняются с незначительной амплитудой, локти при вращении описывают небольшую окружность.
11. Стоя. На счёт "1-2" на стороне грудного сколиоза (выпуклости деформации позвоночника) опустить плечо и отвести его назад с приведением лопатки к средней линии (к позвоночнику)– исходное положение. 6 раз. Не допускать поворота всего корпуса.
12. Стоя. На счёт "1-2" на противоположной стороне грудного сколиоза поднять плечо и повернуть его вперед с оттягиванием лопатки назад. 6 раз. Не допускать поворота всего корпуса.
13. Стоя. На вдохе потянуться макушкой головы вверх, стараясь стать выше ростом. Достигнув пика вытяжения, задержать дыхание на 5-10 сек и на протяжении этого времени продолжать стремиться вверх Затем сделать выдох и плавно снять напряжение, постепенно расслабившись. 5-6 раз по 5-10 чек.. Нельзя становиться на "носочки" (пятки касаются пола) и поднимать плечи вверх. Вдох умеренный, не максимальный.
14. Лёжа на спине, руки за головой или вдоль туловища. Выполнять горизонтальные махи ногами крест-накрест. 2-3 подхода по 30-40 сек. Махи желательно производить ближе к полу. Темп выполнения - средний.
15. Лёжа на спине, руки за головой или вдоль туловища. Ногами совершать движения, имитирующие езду на велосипеде. 2-3 подхода по 30-40 сек. Важно, чтобы угол между ногами и полом был небольшой. Темп выполнения средний.
16. Лежа на спине, руки за головой. Поднять ноги, развести в стороны, удерживать в таком положении, соединить ноги - опустить. 6-7 раз. Плечи и локти прижаты к полу, угол подъема небольшой. Дыхание произвольное.
17. Лёжа на спине, при этом пятками тянуться "вниз", макушкой – "вверх". 3-4 раза по 10-15 сек. Максимально вытягивать позвоночник
18. Лежа на животе, ладони на уровне плеч, прижаты к полу. Скользить руками по полу вперед до полного их выпрямления, затем потянуться, выполнить сгибание рук с поворотом ладоней вверх, соединить лопатки в конце движения. 6-8 раз. Грудная клетка прижата всей поверхностью к полу, голова поднята, подбородок прижат к шее.
19. Лежа на животе, руки согнуты. Поднять голову и плечи, вдох, замереть в этой позе, вернуться в исходное положение, выдох. 5-6 раз. Желательно не задерживать дыхание.
20. Лёжа на животе, ноги прямые, голова опирается на тыльную часть ладоней. Поднять ноги и верхнюю часть туловища, прогибаясь в пояснице, руки вытянуть, точка опоры - живот. 3-4 раза. Угол подъема рук и ног небольшой. Статически замираем в этом положении на 10-15 сек. Желательно не задерживать дыхание. При выполнении этого упражнения бедра нужно отрывать от пола.

 

Заключение

 

Сколиоз приносит вред тем, что, искривляя позвоночник, зажимает коммуникацию нервной системы, а при разрастании любого сегмента происходит смещение, натяжение или передавленность внутренних органов.

 

При развитии сколиоза - межпозвонковые диски, подвергаясь с одной стороны высокому давлению, а с другой низкому, сдвигаются в сторону низкого давления, чем увеличивают уже имеющуюся асимметрию тела. Сдвинутые, даже минимально, межпозвонковые диски, раздражают окружающие их нервные корешки, в том числе и вегетативные, которые регулируют обменные процессы в кровеносных сосудах, мышцах и внутренних органах, что приводит к развитию многих болезней: кардиалгии, дисфункции желчного пузыря и простаты, бронхоспазмам, ангиоспазмам с последующим развитием инфаркта, холецистита, простатита, бронхиальной астмы, коксартроза.

 

Итак, правильная осанка – это не только красота, но и здоровье внутренних органов. Поэтому самое лучшее, что можно сделать для здоровья, - это не допускать развития сколиоза и других изменений позвоночника. За осанкой необходимо следить постоянно, правильно организовывать свое рабочее место, а также регулярно заниматься спортом, вести здоровый образ жизни.

 

Сохранение или приобретение хорошей осанки требует времени и терпения, как и любая работа над собой. Важно следить за положением своего тела в пространстве, особенно при долгом сидении, время от времени давать себе отдых.

 

Хорошая осанка немыслима без равномерно развитой мускулатуры. «Мышечный корсет» спасет даже того, кому не повезло с наследственностью, кому от родителей достались слабые соединительные ткани – предвестники плоскостопия, близорукости, сутулости. Нужно постоянно следить за тем, как мы сидим, стоим, пока держаться ровно не войдет в привычку.

 

При сколиозе нельзя долго сидеть, делать резкие движения, поднимать и переносить более 3 кг, заниматься спортом нужно только с квалифицированным врачом, рекомендуемый вид спорта: плавание, нужно пользоваться спинодержателем, фиксирующим поясом для снятия нагрузки с позвонковых дисков , но только по рекомендации врача, следует принимать поливитамин с кальцием для укрепления костной ткани.

Одним из ведущих средств консервативного лечения сколиоза является лечебная физкультура. Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект. ЛФК показана на всех этапах развития сколиоза

 

Комплекс средств ЛФК, применяемых при консервативном лечении сколиоза включает: лечебную гимнастику; упражнения в воде; массаж; коррекцию положением; элементы спорта.

ЛФК сочетается с режимом сниженной статической нагрузки на позвоночник. ЛФК проводят в форме групповых занятий, индивидуальных процедур, а также индивидуальных заданий, выполняемых больными самостоятельно.

 

 

Список использованной литературы

 

 

1. Бальсевич В.К. Что нужно знать о движениях человека. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка/ В.К. Бальсевич. - М.: Экзамен, 2011. — N2. —78с.

2. Белоусова Т.П. Коррекция позвоночника / Т.П. Белоусова. - СПб.: Знание, 2002. - 101с.

3. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура: Учебник для студентов вузов/ В.И. Дубровский. – М.: ВЛАДОС, 2008.- 608 с.

4. Дубровский В.И. Самоконтроль при занятиях физической культурой: Учебник для студентов вузов/ В.И. Дубровский. – М.: Физкультура и спорт, 2004.- 308с.

5. Епифанов В.А.Лечебная физическая культура и спортивная медицина: учебник/ В.А. Епифанов. - М.: Медицина, 2009.-304с.

6. Земсков Е.А. Откуда что берется (о формировании осанки и походки у человека/ Е.А. Земсков. -М.: Экзамен,2011. — N 1. — 134с.

7. Казьмин А. И. Сколиоз/ А.И. Казьмин, И.И.Кон, В.Е. Беленький.— М.: Медицина, 2011.- 221с.

8. Кашуба В.А. Биомеханика осанки/ В.А.Кашуба.-Киев:Олимпийская литература, 2003. - 280 с.

9. Медведев Б. А. Сколиоз и остеохондроз: профилактика и лечение / Б.А. Медведев. - Ростов н/д: Феникс, 2004. - 192 с.

10. Мовшович И. А. Сколиоз/ И.А. Мовшович. – М.: Экзамен, 2010.- 245с.

11. Очерет А. Сколиоз. Жизнь в кривом зеркале / А. Очерет.-Ростов-на-Дону: МарТ, 2013. -127с.

12. Попов С.И. Физическая реабилитация: Учебник для студентов высших учебных заведений / С.Н. Попов.- Изд. 4-е – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 608 с.

13. Чаклин В.Д. Сколиоз и кифозы / В.Д. Чаклин, Е.А. Абальмасова.– М: Медицина,2009.- 326с.

 

stydopedia.ru