Массаж и гимнастика по И. Красиковой с 1 месяца до года. Гимнастика красикова


Массаж и гимнастика по И. Красиковой с 1 месяца до года.

Массаж и гимнастика по И. Красиковой В этом варианте массаж и гимнастика усложняются по мере взросления ребенка.

Отдельный комплекс упражнений предлагается для недоношенных детей. Главная особенность предложенных упражнений – их комплексность, то есть каждое

упражнение представляет собой сложное комбинированное движение, в котором участвуют многие группы мышц и не менее двух суставов. Эти комбинированные движения соответствуют естественному развитию малыша, что отражено в названии упражнений («ползание», «шаги» и др.). Отдельные суставные движения в этой системе отсутствуют, так как считается, что они не свойственны ребенку раннего возраста.

Комплекс для ребенка в возрасте 1-3 месяцев Упражнение 1. Массаж рук Положите ребенка на спину, ногами к себе. Удерживайте руку ребенка за кисть, вложив

ему в ладонь ваш большой палец. Поглаживайте сначала внутреннюю, а затем внешнюю поверхность его руки в направлении от кисти к плечу. Повторите то же с другой рукой. Удобнее массировать правую ручку ребенка правой рукой, левую – левой.

Упражнение 2. Массаж ног

Поддерживайте ногу ребенка в полусогнутом положении, держа своей рукой его пятку. Поглаживайте задненаружную поверхность в направлении от стопы к бедру.

Повторите то же с другой ногой. Не рекомендуется массировать переднюю поверхность голени, внутреннюю поверхность бедра, следует избегать толчков в коленные суставы.

Упражнение 3. Массаж спины

Положите ребенка на живот. Если малыш еще не удерживает голову, то поверните ее набок сначала в одну, потом в другую сторону. Можно подложить ему под грудь сложенную пеленку. Погладьте спинку ребенка несколько раз в направлении от ягодиц к голове и обратно.

Упражнение 4. Разгибание позвоночника

Положите ребенка на бок. Одной рукой придерживайте малыша за ноги, двумя пальцами другой рукой проведите вдоль позвоночника от крестца к шее. В ответ малыш прогибает спинку. Если этого не происходит, повторите поглаживание, чуть усилив нажим. Затем повторите движение, перевернув ребенка на другой бок.

Упражнение 5. Массаж живота

Ребенок лежит на спине. Взрослый поглаживает его животик круговым движением по ходу часовой стрелки. Постарайтесь на надавливать на область печени (правое подреберье). Затем проведите встречное поглаживание: левая рука лежит в нижней части живота ребенка, а правая – в верхней. Одновременно руки движутся в противоположных направлениях: левая вверх, правая вниз. Затем проведите поглаживание косых мышц живота: ладони рук лежат под поясницей ребенка, обхватывающими движениями руки направляются навстречу друг другу, пальцы соединяются над пупком.

Упражнение 6. Укрепление мышц живота

Подведите ладони обеих рук под спину ребенка, поддерживая его голову. Медленно поднимайте малыша почти до вертикального положения, затем медленно опускайте. Следите, чтобы ребенок упирался стопами в живот взрослого и не запрокидывал головку.

Упражнение 7. Массаж стоп

Удерживайте ногу ребенка одной рукой в области голени. Указательный и средний пальцы другой руки приложите к тыльной стороне стопы, создавая опору. Подушечкой большого пальца энергично поглаживайте подошву круговыми движениями или рисуя «восьмерку». Затем, не меняя положения рук, несколько раз согните и разогните ножку ребенка в голеностопном суставе. Повторите упражнения с другой ногой.

Упражнение 8. Рефлекторное ползание

Положите ребенка на живот, согните ему ножки, разведя в сторону колени. Осторожно, не прикасаясь к подошвам, обхватите стопы ребенка с тыльной стороны.

Затем прикоснитесь большими пальцами к обеим подошвам одновременно. В ответ малыш рефлекторно разгибает ноги, энергично отталкиваясь и продвигаясь вперед. Следите, чтобы ваши руки создавали хорошую опору и малыш мог бы оттолкнуться от них. Уложите руки ребенка под грудью, чтобы они не мешали ему.

Упражнение 9. Эмбрион

Положите ребенка на спину, «сгруппируйте» его: сложите ручки крест-накрест на груди, подтяните согнутые ноги к животу, широко разведя в стороны колени, наклоните головку к груди.

Одной рукой придерживайте ему руки и ноги, другой – голову под затылком. В таком «эмбриональном» положении покачайте ребенка взад-вперед, из стороны в сторону и по кругу.

Упражнение 10. Рефлекторная ходьба

Возьмите малыша под мышки в вертикальном положении. Дайте ему прикоснуться стопами к твердой поверхности стола. Ведите его, слегка наклоняя вперед и как бы перенося вес его тела с одной ноги на другую, закрепляя тем самым врожденный рефлекс ходьбы

Держа ребенка на весу, старайтесь не сдавливать ему грудную клетку и следите, чтобы он полностью ставил стопу на опору, а не «ходил» на цыпочках.

Комплекс для ребенка в возрасте 3-4 месяцев

Вышеперечисленные упражнения сохраняются (при этом некоторые из них усложняются) и добавляются новые.

Упражнение 11. Кольцевое растирание

К упражнениям 1-2 в этом возрасте добавляется кольцевое растирание: вложите свой большой палец в кисть ребенка, а большим и указательным пальцем другой своей руки обхватите его руку в области запястья. Делайте энергичные кольцевые растирания, в 3-4 оборота продвигаясь до локтя, а затем в 5-6 оборотов до плечевого сустава. Повторите упражнение на другой руке. Аналогично проводится кольцевое растирание ног, но ноги растираются обеими руками, которые движутся от стопы к бедру.

Упражнение 12. Повороты со спины на живот

Повороты выполняют 2-3 раза в каждую сторону. Вложите указательный палец своей руки в ладонь ребенка, остальными пальцами обхватите его кисть. Указательным и большим пальцем другой руки обхватите снизу одну ногу ребенка, а другими пальцами той же руки – вторую ногу (захват «вилочка»). Поверните таз ребенка вперед, малыш самостоятельно повернет верхнюю часть тела и голову. Задержите малыша в этом положении на несколько мгновений, затем выведите ручку немного вперед – и он перевернется на живот.

Упражнение 13. «Боксер»

Ребенок лежит на спине. Вложите большие пальцы своих рук в ладошки ребенка, остальными пальцами слегка придерживайте его кисти.

Попеременно сгибайте и разгибайте руки малыша, как бы боксируя ими. Избегайте резких рывков.

Упражнение 14. «Пловец»

Поверните малыша на живот. Поддерживая его ноги «вилочкой» и поднимая их, подведите свободную ладонь под живот, создавая ему опору, и поднимите ребенка над столом. Малыш в течение нескольких секунд просто лежит на вашей ладони, как на площадке.

Упражнение 15. Покачивание на мяче.

Положите ребенка животом на надувной мяч, широко разведя его ноги в стороны. Покачайте его в различных направлениях. Побуждайте его самостоятельно отталкиваться руками и ногами от поверхности стола. Затем положите ребенка на мяч спиной и покачайте в разные стороны.

Комплекс для ребенка в возрасте 4-6 месяцев К предыдущим упражнениям добавляются новые.

Упражнение 16. Скользящие шаги

Малыш лежит на спине. Удерживайте его ножки в нижней части голеней. Выпрямите одну ногу, скользя при этом стопой по поверхности стола.

Таким же образом выпрямите другую ногу. Сгибайте ноги ребенка вместе или поочередно, широко разводя колени в стороны. Можно менять темп движений: медленно – быстро – медленно, и сопровождать шаги ритмичным счетом или присказкой.

Упражнение 17. Присаживание с прогибанием позвоночника

Дайте ребенку обхватить большие пальцы ваших рук, остальными слегка придерживайте его кисти. Выпрямите руки ребенка, слегка разведя их в стороны. Легким потягиванием руки и словами «садимся» побуждайте ребенка оторвать голову и верхнюю часть тела. Приведите ребенка в сидячее положение. Перехватите своей левой рукой обе руки малыша, соединив их спереди. Проведите двумя пальцами правой руки вдоль его позвоночника снизу вверх. Ребенок будет разгибать спину.

Упражнение 18. Круговые движения руками

Малыш держится за большие пальцы ваших рук. Медленно, плавно разведите руки ребенка в стороны, поднимите через стороны к голове и опустите вперед и вниз. Затем измените направление движения: вперед, вверх, в стороны и вниз.

Комплекс для ребенка в возрасте 6-9 месяцев К предыдущим упражнениям добавляются новые.

Упражнение 19. Ползание на четвереньках

Если ребенок еще не начал ползать, поставьте его на четвереньки, согнув ножки под животиком, и, заинтересовав его игрушкой и слегка подталкивая сзади, побуждайте его передвигаться вперед.

Упражнение 20. «Тачка»

Приподнимите малыша над столом горизонтально так, чтобы он опирался на выпрямленные руки. Ноги захватите «вилочкой», свободной рукой поддерживайте его под живот. Положите вперед игрушку и слегка покачивая вперед ребенка, побуждайте его передвигаться на руках.

Комплекс для ребенка в возрасте 9-12 месяцев

В этом возрасте дети активно ползают и начинают ходить, поэтому занятия массажем и гимнастикой часто приходится прекращать – сложно заставить ребенка делать то, что хочет взрослый, а не он сам. Сохраняются все предыдущие упражнения в любых сочетаниях. Побуждайте ребенка к самостоятельной ходьбе – например, поставьте его ноги на свои и ходите вместе с ним.

www.baby.ru

Красикова Ирина Семёновна Детский массаж массаж и гимнастика для детей от трёх до семи лет

Транскрипт

1 Красикова Ирина Семёновна Детский массаж массаж и гимнастика для детей от трёх до семи лет 2-е издание, Санкт-Петербург, Корона принт, 2003 год. Книга посвящена массажу и гимнастике для здоровых детей дошкольного возраста, а также для детей с некоторыми заболеваниями опорно-двигательного аппарата, в том числе с плоскостопием и нарушениями осанки. В ней подробно рассказано о приёмах классического массажа, о базовом массаже отдельных частей тела, приведены комплексы гимнастических упражнений, способствующих нормальному формированию органов и систем организма ребёнка, воспитанию правильных двигательных навыков, необходимых в повседневной жизни, развитию ловкости, силы, быстроты, выносливости. Для широкого круга читателей, работающих с детьми, и особенно для родителей. Содержание От автора Детский массаж: особенности детского массажа Условия правильного проведения массажа Показания и противопоказания Приёмы классического массажа Поглаживание Растирание Разминание Вибрация (приёмы непрерывной вибрации) Ударные приёмы (приёмы прерывистой вибрации) Комбинированные приёмы Базовый массаж отдельных частей тела Массаж области спины Массаж воротниковой области спины Массаж поясницы Массаж ягодично-крестцовой области Массаж ног Массаж передней поверхности груди Массаж рук Массаж живота Общий и местный массаж Общий массаж Местный массаж Гимнастика для детей трёх-семи лет Особенности физического воспитания Условия для проведения занятий физкультурой Особенности развития движений детей трёх-четырёх лет Особенности развития движений детей пяти лет Особенности развития движений детей шести лет 1

2 Особенности развития движений детей семи лет Массаж и гимнастика при некоторых заболеваниях и нарушениях развития опорнодвигательного аппарата Плоскостопие Что такое плоскостопие Лечение плоскостопия Варусная установка стоп Нестабильность голеностопного сустава Вальгусная (x-образная) деформация ног Варусная (о-образная) деформация ног Профилактика и лечение нарушений осанки Правильная осанка Профилактика нарушений осанки Воспитание навыка правильной осанки Определение подвижности позвоночника, силы и выносливости мышц Тренировка силы и выносливости мышц, создание мышечного корсета Укрепление мышц брюшного пресса Самовытяжение Совершенствование навыка правильной осанки Нарушения осанки Виды нарушения осанки Вялая осанка Плоская спина Плосковогнутая спина Сутулая спина Круглая спина (тотальнокруглая спина, грудной кифоз) Кругловогнутая спина Нарушение осанки во фронтальной плоскости Список литературы От автора эта книга является логическим продолжением темы применения массажа и гимнастики в педиатрии, она адресована не столько специалистам-медикам, сколько широкому кругу читателей, работающих с детьми и, особенно, родителям, тем родителям, которые ответственно относятся к процессу воспитания своих детей и хотят помочь им вырасти здоровыми и гармонично развитыми. Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребёнок активно растёт, когда формируются и совершенствуются все системы его организма. Дошкольный возраст (от трёх до семи лет) особенно важен в этом отношении, это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объёма информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребёнка как личности. К сожалению, многие родители недооценивают значение этого возраста, рассматривая его как переход от младенчества (когда ребёнку уделяется много внимания) к школьному периоду (когда внимание потребуется вновь), как своеобразный отдых, но именно сейчас формируются основные двигательные навыки, такие как ходьба, бег, прыжки, воспитывается осанка, умение управлять своим телом, проявляются такие черты характера как инициативность, настойчивость и самостоятельность. Именно в этом возрасте ребёнок ценит движение как способ самовыражения, способ познания окружающего 2

3 мира, получая огромное удовольствие от новых умений и навыков. Но как часто родители, развивая своих детей интеллектуально и эстетически, забывают о физическом воспитании, относятся к нему как к чему-то второстепенному, происходящему само по себе, в результате, и в этом я убеждаюсь ежедневно, работая с детьми в детском саду и в поликлинике, многие четырёх-пяти-шестилетние мальчики и девочки плохо бегают, неправильно ходят, не могут залезть на лесенку или гимнастическую стенку, не умеют ловить и бросать мяч. Естественная потребность в активных движениях, свойственная детям этого возраста, подавляется взрослыми (не бегай, Не шуми, Не мешай), что самым отрицательным образом сказывается на настроении ребёнка, на его общем самочувствии. Особую тревогу у меня, как врача, вызывает широкое распространение среди дошкольников дефектов и заболеваний опорнодвигательной системы, таких как плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз. Дорогие родители, Не теряйте времени напрасно, не упускайте возможность укрепить здоровье своих детей- потом придётся заниматься лечением, а это всегда гораздо сложнее и менее эффективно. Часто родители оправдывают своё бездействие тяжёлыми условиями современной жизни, занятостью, отсутствием специальных знаний и материальных возможностей, но физическое воспитание не требует особых условий и подготовки, научите своего ребёнка играть с мячом, прыгать со скакалкой, покажите ему игры, в которые вы играли в детстве, побольше гуляйте с ним на оборудованной детской площадке или в парке, там, где есть возможность побегать и полазать, организуйте дома простейший спортивный уголок. Старайтесь всеми способами поощрять желание ребёнка активно двигаться, прививать ему интерес и любовь к своему телу. Надеюсь, что эта книга окажется вам полезной, так как в ней подробно рассказано о возрастных особенностях трёх-четырёх-пятишестилетних детей, о том, какие требования можно к ним предъявлять и какие двигательные навыки следует воспитывать. Кроме того, предлагаются некоторые подвижные игры, которые можно организовать во дворе или в детском саду, помогая детям интересно и с пользой проводить своё время. Большое внимание в книге уделяется массажу, который, как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики и лечения различных заболеваний. Овладеть массажными приёмами может каждый, для этого не нужно иметь особого таланта или специального образования, конечно, лечебный массаж следует проводить под руководством специалиста и контролем врача, но это не значит, что родители должны отказываться от активного участия в процессе лечения своего ребёнка, более того, часто именно терпеливые и настойчивые родители добиваются наилучших результатов. Техника массажа (описание приёмов, порядка их применения, особенности массажа различных частей тела) изложены в соответствии с классическими принципами русской массажной школы, основоположником которой был А. Ф. Вербов, замечательный врач и учёный. Я старалась избегать медицинской терминологии, однако хочу заметить, что для правильного проведения массажа всё-таки необходимы элементарные знания о строении человеческого тела и об основных законах жизнедеятельности организма. Совершенствуйтесь, читая дополнительную литературу, учитесь и применяйте полученные знания на практике, помогая своим близким. Детский массаж: особенности детского массажа массаж- научно-обоснованный, испытанный многолетней практикой, наиболее адекватный и физиологичный (то есть близкий организму человека) метод, который позволяет успешно решать проблемы как профилактики, так и лечения различных заболеваний, это и делает массаж популярным, особенно в детской практике. Организм ребёнка находится в состоянии развития, роста, постоянного изменения, любое воздействие, будь то условия жизни, питание, игры, занятия физкультурой, массаж, медицинские мероприятия (процедуры, лекарства) Оказывают на него гораздо большее влияние, чем на организм взрослого, уже 3

4 сформировавшегося человека. Ребёнок удивительно пластичен и восприимчив, поэтому так важен серьёзный и ответственный подход ко всему, что касается его здоровья. Детский массаж выделяется как особый вид массажа так как Способствует не только оздоровлению или лечению ребёнка, но и более быстрому и гармоничному его психофизическому развитию. Методики, разработанные виднейшими специалистами российской педиатрии (в первую очередь А. Ф. Туром, его учениками и сподвижниками), уже многие годы успешно применяются в детских медицинских и оздоровительных учреждениях, практический опыт, накопленный за долгие годы, и последние научные исследования позволяют считать массаж эффективным и, что очень важно, безопасным средством профилактики и лечения большого числа заболеваний, коррекции нарушений развития опорно-двигательной и нервной систем. Под действием массажа в организме человека происходит ряд местных и общих реакций, в результате этого сложного биологического процесса нормализуется деятельность всех органов и систем, улучшается питание (а значит, и рост) костей и мышц, кожа становится упругой и эластичной. Массажные приёмы, в зависимости от их характера, силы и продолжительности, меняют состояние коры головного мозга, причём дейстие массажа тем сильнее, чем младше ребёнок. Для большей эффективности массаж применяют в сочетании с гимнастическими упражнениями, которые выполняются во время процедуры или непосредственно после неё, однако не следует утомлять ребёнка слишком сложными или продолжительными упражнениями так как Массаж сам по себе является некоторой нагрузкой на организм, широко используются пассивные движения (то есть Движения, выполняемые ребёнком с помощью взрослого), разнообразные корригирующие позы и укладки. Важной особенностью детского массажа является осторожность в выборе приёмов, применяются все приёмы классического массажа, элементы точечного массажа и других видов рефлексотерапии, однако предпочтение следует отдавать более мягким и нежным воздействиям. Разнообразные поглаживания, осторожное растирание (лучше подушечками пальцев, что увеличивает чувствительность рук массирующего), мягкое разминание, лёгкие ударные приёмы- всё это позволяет добиваться нужного результата, не причиняя ребёнку неприятных ощущений. Это не значит, что такой массаж неглубокий и неэффективный, напротив, хорошо владея техникой и зная действие различных приёмов, можно менять характер воздействия. В зависимости от цели массаж может быть тонизирующий или расслабляющий, тонизирующий массаж проводится в более быстром темпе, применяются все основные приёмы, но растирание и разминание выполняются более энергично, больше используется ударных приёмов. Расслабляющий массаж отличается плавностью и равномерным ритмом движений, применяется большое количество поглаживаний, расслабляющих вибраций (например, потряхивания), растирание и разминание- более медленное и глубокое, ударных приёмов меньше. В любом случае массаж должен быть безболезненным, это, пожалуй, главное отличие детского массажа от взрослого, где допускаются некоторые болезненные воздействия (многие взрослые считают безболезненный массаж слишком слабым и, значит, неэффективным). У ребёнка болезненные приёмы могут вызвать различные патологические реакции (например, рефлекторное мышечное напряжение), а кроме того, появляется страх, который сводит к нулю весь положительный эффект, создаёт устойчивую негативную установку. Ребёнок не всегда (по разным причинам) может сказать, что ему больно или неприятно, поэтому надо очень внимательно наблюдать за состоянием ребёнка, за выражением его лица, реакцией его тела. От массирующего требуется особая внимательность и чуткость, он должен ощущать своими руками изменения, происходящие в тканях тела и адекватно реагировать на них, это придёт с опытом, главное не торопиться и внимательно прислушиваться к своим тактильным ощущениям. Главный критерий правильности проведения массажа- настроение ребёнка, если ребёнок любит массаж, становится более крепким и жизнерадостным- значит, всё сделано хорошо. 4

5 Условия правильного проведения массажа местом проведения массажа может быть любая твёрдая поверхность, лучше всего специальный массажный стол, но в домашних условиях подойдёт топчан, широкая скамья, стол, можно делать массаж на полу или жёстком щите, положенном на мягкую мебель. Важнейшее условие- твёрдая опора, в противном случае ваши усилия будут распространяться не только (и не столько) на тело ребёнка, но и на мягкий диван или кровать, желательно, чтобы была возможность подходить к ребёнку с разных сторон и менять свою опору (сидеть или стоять полчаса в одной и той же позе достаточно утомительно). Воздух в комнате должен быть тёплым, но свежим, в тёплое время года можно проводить массаж при открытой форточке (окне) или на воздухе, сочетая его таким образом с закаливанием. Массаж проводится не ранее, чем через 30 минут после еды, неразумно также заниматься с голодным ребёнком, ни в коем случае не следует давать ребёнку еду (сушки, конфеты, фрукты) во время массажа- это просто опасно, ребёнок может подавиться. Если малыш капризничает, значит, на это есть причины, массаж можно на время отложить, даже перенести на следующий день, при ухудшении самочувствия ребёнка, при возникновении у него неприятных ощущений, время сеанса следует уменьшить или даже временно отменить массаж. Руки массирующего должны быть идеально чистыми, сухими, мягкими и тёплыми, ногти коротко острижены, часы, кольца, всё, что мешает движениям пальцев и кистей, следует снять, одежда должна быть удобной и лёгкой, руки- открытыми до локтей. В детском массаже не используются масла, кремы, мази, присыпки, тальк, лучше всего массировать чистыми руками, так как Маслянистые вещества усиливают скольжение и снижают эффективность таких приёмов как растирание и разминание, а тальк сушит кожу ребёнка. Кроме того, возможна аллергическая реакция на эти средства, если ваши руки слишком сухие, смажьте их кремом до массажа, при повышенной потливости припудрите ладони небольшим количеством талька. Во время проведения массажа обязательно разговаривайте с ребёнком, поддерживайте у него хорошее настроение. Показания и противопоказания Правильно проведённый массаж полезен всем, и повредить им практически невозможно, показания к массажу очень широки, особенно в детской практике, где он является одним из основных методов лечения или входит в комплекс лечебных мер при самых разнообразных заболеваниях. Нарушения развития или заболевания костно-мышечной системы, наиболее распространёнными из которых является плоскостопие, плосковальгусные стопы, косолапость, искривление костей нижних конечностей, нарушения осанки, сколиозы, нестабильность суставов, деформации грудной клетки заболевания органов дыхания (бронхиты, пневмония, бронхиальная астма), кровообращения (пороки сердца, вегетососудистая дистания), пищеварения (дискинезия желчновыводящих путей, колиты, гастриты), некоторые заболевания почек, ночной энурез, нарушения обменных процессов (ожирение, гипотрофия). Особое внимание уделяется массажу при лечении заболеваний или нарушений развития нервной системы как периферической, так и центральной. Действие массажа на весь организм в целом позволяет достигать хороших и устойчивых результатов, однако есть ряд состояний и заболеваний, при которых массаж противопоказан. Противопоказания- любые острые лихорадочные состояния (сопровождаются повышением температуры тела и симптомами общей интоксикации), острые воспалительные заболевания кожи, подкожной клетчатки, лимфоузлов, мышц, суставов (проявляются местными реакциями, покраснением, припухлостью, болью, повышением температуры, иногда общим ухудшением состояния), заболевания крови, наклонность к кровотечениям, остеомиелит, туберкулёз костей и суставов, активная фаза лёгочного туберкулёза, заболевания, 5

6 сопровождающиеся ломкостью костей, обострения любых хронических заболеваний, врождённые пороки сердца с признаками декомпенсации, сахарный диабет, опухоли любой природы, новообразования на коже, кожные заболевания инфекционной и грибковой природы. Здесь перечислены основные противопоказания, однако, чтобы не навредить своими действиями ребёнку, посоветуйтесь с врачом и заручитесь его поддержкой. Приёмы классического массажа прежде чем изучать технику выполнения приёмов массажа, необходимо рассмотреть основной инструмент массажиста- его руку: кисть имеет две поверхности- ладонную и тыльную, на ладонной поверхности определяется основание ладони, собственно ладонь и ладонная поверхность пальцев, также заметны возвышения большого пальца (тенар) и мизинца (гипотенар). При выполнении отдельных приёмов массажист использует не только ладонную, но и тыльную поверхность кисти, воздействовать можно тыльной поверхностью согнутых или выпрямленных пальцев, а иногда костными выступами согнутых в кулак пальцев. Каждый палец (кроме большого) имеет три фаланги- основную, среднюю и концевую (ногтевую), кисть имеет лучевой и локтевой края, кроме того, часто в специальной литературе используется термины супинация (положение предплечья ладонью вверх) и пронация (ладонью вниз). Очень важно при выполнении массажных приёмов избегать излишнего напряжения, руки должны быть максимально свободны (особенно в лучезапястных суставах), пальцы подвижны и чутки, самая чувствительная часть кисти- это кончики (подушечки) пальцев, внимательно прислушивайтесь к своим ощущениям и учитывайте их при выборе того или иного массажного приёма. Техника массажа слагается из множества отдельных приёмов, которые можно свести к следующим пяти основным: поглаживание, растирание, разминание, ударные приёмы, вибрация, кроме указанных основных приёмов применяются ещё и вспомогательные, которые представляют собой, по существу, варианты перечисленных основных. В массажной практике очень редко используется один какой-либо приём, профессионалы считают, что массажные приёмы, как отдельные тона музыки, никогда не звучат в одиночку, а переходят один в другой, сливаясь в аккорд. Поглаживание сущность этого приёма, как это следует из самого названия, заключается в поглаживании данной области тела, производимом в определённом направлении, с поглаживания чаще всего начинается массаж, и им же он обычно заканчивается, кроме того, поглаживание выполняется также между другими приёмами массажа. Физиологическое влияниепоглаживание оказывает значительное воздействие на центральную и периферическую нервную систему, кожу, кровообращение и лимфоток, при медленном мягком выполнении приёма снижается возбудимость нервной системы, то есть Проявляется ярко выраженный успокаивающий эффект, такой характер поглаживания позволяет снять или снизить болезненность при травмах и заболеваниях нервномышечной системы, быстрое и энергичное поглаживание способствует некоторому повышению тонуса нервной системы. Поглаживание очищает кожу от омертвевших клеток эпидермиса, частиц пыли и микробов, при этом открываются протоки потовых и сальных желёз, улучшается их деятельность и кожное дыхание, усиливается кровообращение и питание кожи (она становится более мягкой и эластичной), повышается местная температура. Поглаживание улучшает отток лимфы и крови (причём не только из сосудов, подвергающихся сдавливанию, но и сосудов смежных областей), что способствует уменьшению застойных явлений и отёка тканей. Разновидности 6

7 приёма- плоскостное, обхватывающее, плоскостное поглаживание в свою очередь разделяется на поверхностное и глубокое (давящее). Поверхностное поглаживание представляет собой нежный вид поглаживания и выполняется свободной и, по возможности, расслабленной рукой, при выполнении этого приёма кисть (ладонь) скользит по поверхности кожи, нежно её касаясь, и производит как бы ласкающее движение, контакт руки и кожи в начале и в конце этого массажного приёма должен быть настолько мягким и нежным, чтобы ребёнок едва ощущал это движение. Поверхностное поглаживание следует производить на большом протяжении, не задерживаясь у лимфатических узлов или у суставов, и распространять не только на участок, подлежащий массажу, но и на соседние части тела, например, при массаже кисти или предплечья поглаживается вся конечность вместе с плечевым поясом, при массаже поясничного отдела- вся спина. Движение рук происходит в различных направлениях: продольном, поперечном, круговом, зигзагообразном, приём выполняется в медленном темпе одной или двумя руками. Поверхностное поглаживание обладает максимальным успокаивающим действием на центральную нервную систему, снижает эмоциональную возбудимость, способствует общему расслаблению, на периферическую нервную систему, в зависимости от характера и длительности воздействия оказывает успокаивающее или возбуждающее действие. Глубокое (давящее) поглаживание производится несколько напряжённой, более устойчивой рукой, в связи с чем раздражение передаётся уже не только на кожу, но и лежащие глубже ткани, этот приём оказывает опоражнивающее воздействие, усиливает кровообращение и лимфоток в сосудах, улучшает питание более глубоких тканей, уменьшает застойные явления и отёки, приём выполняется одной или двумя руками, медленно, по направлению лимфотока (от периферии к центру) к ближайшей группе лимфатических узлов. Плоскостное поглаживание может выполняться всей ладонью, подушечкой большого пальца (приём применяется на очень ограниченных участках, например, при массировании пальцев, межкостных мышц на кисти или стопе, в области суставов, на лице), подушечками нескольких пальцев (применяется на относительно больших поверхностях- лице, волосистой части головы, шее, при массаже суставов), основанием ладони (ягодицы, спина, там, где требуется интенсивное поглаживание), поглаживание с отягощением (используется для ещё большего усиления воздействия глубокого поглаживания). Обхватывающее поглаживание разделяется на поверхностное, глубокое, прерывистое. Поверхностное обхватывающее поглаживание производится таким образом, чтобы ладонь руки, плотно прилегая к массируемой части тела, скользила по её поверхности, по возможности строго приспособляясь ко всем анатомическим контурам, положение большого пальца и остальных четырёх должно представлять вместе с ладонью жёлоб, этот приём удобен при массаже конечностей, боковых поверхностей туловища, шеи. При глубоком обхватывающем поглаживании, если оно выполняется всей ладонью, опора должна быть на лучевом крае, то есть Поглаживание должно совершаться главным образом поверхностью указательного и отставленного в сторону большого пальца, перенос опоры на локтевой край кисти сразу ослабляет силу давления, уменьшить давление можно также, действуя на глубину только весом массирующей руки, не затрачивая дополнительных усилий, таким способом можно дозировать воздействие. Обхватывающее прерывистое (интермиттирующее, перемежающееся) поглаживание- положение руки такое же, как и при обхватывающем непрерывном поглаживании, продвижение массирующей руки вперёд совершается при помощи коротких, энергичных, ритмичных, скачкообразных движений, при этом массируемые ткани то обхватываются и сдавливаются, то отпускаются, таким образом, приём этот представляет собой комбинацию давления- выжимания и всасывания, движение производится пальцами и ладонями с пространственным интервалом в 2-3 сантиметра. При выполнении этого приёма следует избегать ущемления массируемых тканей, а также следить за тем, чтобы при повторных движениях давление приходилось на участок тела, который был пропущен. Особенностью данного приёма является то, что прерывистое поглаживание 7

8 можно производить одновременно в двух противоположных направлениях, при этом массирующие руки стремятся приблизиться друг к другу, этот приём особенно показан при повышенной чувствительности кожи, нарушениях её целости, при воспалительных раздражениях и после длительных гипсовых повязок. Обхватывающее прерывистое поглаживание оказывает стимулирующее действие и применяется с целью большего оживления местного кровообращения в тканях, усиления сократительности мышц, возбуждения сосудистых стенок глубоких сосудов, а также раздражения глубоких нервных стволов. Вспомогательные приёмы поглаживания- особенность выполнения всех разновидностей поглаживания зависит от массируемой области, там, где нет возможности использовать основные приёмы, применяют вспомогательные, к ним относятся: гребнеобразный, глажение, граблеобразный, щипцеобразный. Гребнеобразное поглаживаниекисть складывается в кулак, и костными выступами средних межфаланговых суставов производится поглаживание, иногда (при массировании больших поверхностей: спины, области ягодиц) в кулак зажимается большой палец другой руки, приём самый грубый и применяется на местах массивной мускулатуры, или когда мышцы покрыты большим слоем жировой клетчатки (при ожирении) или толстой фасцией (область ладони, подошвы), в детском массаже гребнеобразное поглаживание используется редко. Глажение- пальцы обеих кистей сгибаются в пястнофаланговых суставах под прямым углом к ладони, и их тыльной поверхностью производится поглаживание, этот нежный приём широко используется в детском массаже, другой его вариант- глажение тыльной поверхностью средней и концевой фаланг последних четырёх пальцев, при применении этого приёма воздействие ещё более мягкое. Граблеобразное поглаживание производится концами расставленных пальцев, действие граблеобразного приёма тем энергичнее, чем больше угол между производящими поглаживание пальцами и поверхностью, этот угол может достигать достигать сорока пяти градусов, приём применяется на больших поверхностях, когда необходимо щадить кожу или обходить препятствия, расставляя пальцы, мы можем обходить повреждённые или резко болезненные участки кожи, удобен для массажа межрёберных промежутков. Щипцеобразное поглаживание выполняется подушечками среднего, указательного и большого пальцев, сложенных наподобие щипцов, при помощи щипцеобразного приёма, в отличие от вышеописанных, представляется возможность производить избирательное воздействие на отдельные мышцы, пальцы кисти или стопы. Для большей эффективности приёма необходимо соблюдать следующие условия: мышцы в области массируемого участка, а также соседних частей тела должны быть расслаблены, сокращённые мышцы уменьшают просвет сосудов, в результате чего ослабляется эффект от применения этого приёма, этот момент приобретает особенно важное значение при сосудистых расстройствах. Сила давления, с которой производится поглаживание, должна изменяться в зависимости от анатомических особенностей данного массируемого участка, а также от состояния тканей, в месте прохождения крупных лимфатических или венозных стволов оно должно увеличиваться, при болезненности тканей в области массируемого участка- уменьшаться, на местах, покрытых достаточным слоем жировой клетчатки и мощными мышцами, давление может несколько усиливаться, в области костных выступов или на местах, где кости покрыты тонким слоем мягких тканей (внутренняя поверхность голени), сила давления должна уменьшаться. Поглаживание должно совершаться медленно (около двадцати пяти движений в минуту), быстрое поглаживание затрудняет лимфоток. Глубокое поглаживание проводится только по ходу лимфатических сосудов (от периферии к центру) к ближайшей группе лимфоузлов, при отёках обхватывающее глубокое поглаживание должно начинаться с вышележащего сегмента, ближайшего к крупной группе лимфатических узлов, например, при массаже нижней конечности в случае отёка стопы массируется сначала бедро, голень и, наконец, стопа. Движения поглаживания должны выполняться плавно, ритмично, нарушение ритма затрудняет кровоотток, а также вызывает различные неприятные ощущения у массируемых. 8

9 При поглаживании одной рукой, другая ваша рука может поддерживать или фиксировать массируемую область тела, при работе двумя руками ваши кисти могут двигаться одновременно в одном направлении или попеременно, когда одна рука ещё не заканчивает движение, а другая уже начинает его, при поглаживании в области сустава руки движутся в круговом направлении, причём правая по часовой стрелке, а левая- против. Растирание суть приёма состоит в смещении или растяжении тканей в различных направлениях, при растирании массирующая рука должна сдвигать, смещать кожу, а не скользить по ней, другими словами растирание- это массаж глубжележащих тканей через кожу. Физиологическое влияние- смещение и растяжение тканей приводит к усилению кровообращения за счёт расширения сосудов и ускорения кровотока, температура кожи при этом повышается на полтора-три градуса, к тканям доставляется больше кислорода, питательных и биологически активных веществ, быстрее удаляются продукты обмена, рассасываются затвердения, патологические отложения и скопления жидкости в тканях, это действие растирания широко используется в лечебном и спортивном массаже. Растирание является основным приёмом при массаже здоровых или больных суставов, перегрузках, травмах и микротравмах, при которых нередко в области суставов возникают изменения, приводящие к уменьшению движений и болезненности. Энергичное растирание повышает сократительную функцию и тонус мышц, увеличивает эластичность, подвижность тканей, снижает возбудимость центральной нервной системы, при невритах и невралгиях глубокое растирание по ходу нервных стволов или в местах нервных окончаний уменьшает болевые ощущения. Разновидности приёма: растирание подушечками пальцев, основанием ладони, тыльной поверхностью сложенных в кулак пальцев, подушечкой отдельно большого, указательного или среднего пальца, локтевым краем кисти. Растирание подушечками пальцев, благодаря их большой тактильной чувствительности, является основным приёмом (и самым сложным в техническом выполнении), оно бывает прямолинейное, круговое и спиралевидное. При выполнении приёма кисть кладётся на массируемую область так, чтобы создавалась хорошая опора для основания ладони, которая должна сохраняться на всём протяжении выполнения приёма, пальцы надо максимально расслабить, затем согнуть, и разогнуть четыре пальца во всех межфаланговых суставах, одновременно сдвигая кожу на себя, а затем от себя, пальцы не должны скользить, гладить кожу, они как бы приклеены к ней, в момент сгибания давление подушечками пальцев на массируемую поверхность кожи увеличивается, а при разгибании уменьшается, и кисть массажиста продвигается по массируемой области в любом направлении, но чаще всего от себя, так выполняется вариант прямолинейного растирания подушечками пальцев. Круговое растирание- это смещение кожи и глубже лежащих тканей в круговом направлении, сила давления пальцев увеличивается по мере того, как они сгибаются и концевые фаланги приобретают вертикальное по отношению к коже положение, и уменьшается по мере того, как они разгибаются и приобретают горизонтальное положение (в этот момент пальцы медленно продвигаются по коже). Если к прямолинейному растиранию добавить ещё круговое движение по максимальной окружности на поверхности массируемой области как бы рисуется спираль одновременно со смещением кожи, такая разновидность приёма называется спиралевидным растиранием и является универсальной. Растирание выполняется одной рукой, при этом другая рука может поддерживать или фиксировать массируемую область тела, чтобы способствовать лучшему расслаблению мышц, двумя руками, причём движения выполняются обязательно попеременно, с целью взаимокомпенсации растягиваемых участков массируемой кожи, с отягощением, когда одна рука принимает положение, обычное для растирания, а другая кладётся сверху так, чтобы усилить давление пальцев руки, 9

10 выполняющей массаж. Растирание подушечкой одного пальца применяется в основном при массаже кисти, стопы и небольших по объёму мышц, круговое- в области мелких суставов, в болевых точках, растирание основанием ладони одной или двумя руками выполняют в прямолинейном, спиралевидном или круговом направлениях, это самый интенсивный приём, его применяют на крупных мышечных пластах (спине, бёдрах, ягодицах). При растирании тыльной поверхностью согнутых пальцев кисть (кисти) полусжимают в кулак и прижимают её (их) к массируемой области средними фалангами четырёх пальцев, опираясь при этом на большие, приём широко используют для массажа практически всех частей тела. Растирание локтевым краем кисти чаще всего используют при массаже крупных суставов, краёв лопаток и гребней подвздошных костей. Вспомогательные приёмы растирания- к ним относится штрихование, строгание, граблеобразное и гребнеобразное растирание, пиление и пересекание, щипцеобразное растирание. Штрихование производят подушечками большого, указательного и среднего пальцев по отдельности или совместно, указательным и средним пальцами, сложенными лопаткой, пальцы, штрихующие ткани, должны быть выпрямленными и находиться под углом к массируемой поверхности, избегая скольжения по поверхности кожи и глубоко надавливая, пальцы короткими прямолинейными поступательными движениями (как бы подсекая) смещают подлежащие ткани в разных направлениях, добиваясь их размягчения, увеличения эластичности и подвижности, под воздействием приёмов штрихования быстро устраняются патологические уплотнения в коже и подкожной клетчатке, затвердения в мышцах, остаточные продукты воспалений, штрихованием ликвидируют послеоперационные спайки, увеличивают растяжимость и эластичность тканей, приёмами штрихования можно оказывать возбуждающее влияние на нервномышечный аппарат и в то же время, при определённом дозировании, снижать возбудимость нервной системы и оказывать обезболивающее действие. Строгание выполняют одной или двумя руками, в последнем случае массирующие движения производят раздельно и последовательно, то есть Одна рука следует за другой, пальцы, сложенные вместе и максимально разогнутые в суставах, короткими поступательными движениями погружаются подушечками в ткани и быстрым надавливанием производят их растяжение и смещение, такими приёмами воздействуют на весь участок, подлежащий массированию, строгание применяют при заболеваниях кожи, где показаны приёмы растирания и в то же время требуется исключить воздействие на её поражённые участки, также в области больших жировых отложений, например на животе, ягодицах, бёдрах, строгание оказывает возбуждающее влияние на нервномышечную систему, поэтому его применяют для стимуляции и повышения тонуса мышц. Граблеобразное растирание производят подушечками широко расставленных пальцев, используют этот приём при массаже волосистой части головы, межрёберных промежутков, кроме того при массаже кожи, когда следует обходить поражённые участки, а также при массаже межкостных промежутков на тыльной стороне стопы или кисти. Гребнеобразное растирание производят костными выступами средних фаланг пальцев сжатой в кулак кисти, этот приём наиболее пригоден для растирания подошв, ладоней или толстых мышечных пластов, например, мышц спины, ягодиц. Пиление представляет собой приём, при котором растирание тканей проводят локтевым краем обеих кистей, при этом кисти, обращённые друг к другу ладонями, находятся на расстоянии 1-3 сантиметра и производят пилящие движения в противоположных направлениях, при пилении между ладонями должен образоваться валик из массируемых тканей, который следует смещать, избегая скольжения по поверхности кожи, применяют пиление на участках, где расположены большие мышечные пласты (на спине, животе, бёдрах), в этом случае старайтесь выполнять пиление по ходу мышечных волокон. Пересекание( пальцевое растирание) производят лучевым краем кисти при максимально отведённом большом пальце, этот приём можно выполнять одной или двумя руками, при выполнении приёма надавливают лучевым краем кисти одной руки, производят глубокое 10

11 смещение подлежащих тканей короткими ритмичными движениями попеременно от себя в направлении указательного пальца и к себе в направлении большого, при выполнении пересекания двумя руками кисти, обращённые друг к другу тыльными поверхностями, находятся на расстоянии 2-3 сантиметра и производят движения в противоположных направлениях, пересекание применяют при массаже надплечий, конечностей, боковых поверхностей. Щипцеобразное растирание выполняют концами пальцев, сложенных в виде щипцов (указательный и средний пальцы сложены вместе, а большой противопоставлен), удобен этот приём для растирания краёв стопы или кисти, мелких мышц и сухожилий. Для большей эффективности приёма растирания необходимо следующее: направление поступательных движений при растирании определяются конфигурацией суставов и анатомической структурой связок, сухожилий и мышц, а также структурой патологических деформаций тканей (рубцы, спайки, сращения, стяжения). Сила давления при растирании тем больше, чем больше угол между кистью (пальцами) и массируемой поверхностью. Растирание производится вдвое быстрее, чем поглаживание (до ста движений в минуту). В целях достижения более тесного контакта с кожей не следует употреблять при выполнении приёма растирания смазывающих веществ. Во избежание усиления болей и повреждения кожных покровов не следует производить длительного растирания на одном и том же участке (не более десяти секунд). Растирание необходимо комбинировать с поглаживанием, особенно в тех случаях, когда массированию подвергаются патологические отложения в тканях. При растирании массируемые части тела должны иметь прочную опору, так как при передвижении массируемого участка вместе с массирующей рукой нарушается контакт с кожей. Разминание приём состоит в захватывании, приподнимании, сдавливании и смещении тканей, это трудоёмкий и технически сложный приём, занимающий много времени почти в любом виде массажа. Физиологическое влияние- разминание сильнее, чем все другие приёмы, воздействует на нервномышечный аппарат, под влиянием разминания в мышцах значительно увеличивается лимфо- и кровообращение, активизируются окислительно-восстановительные процессы, улучшается питание тканей, ускоряется выведение продуктов обмена, что способствует более быстрому восстановлению работоспособности мышц (особенно уставших). Мышцы становятся более крепкими и эластичными, поэтому разминание можно рассматривать как своеобразную пассивную гимнастику для мышц и эффективно применять с профилактическими целями или для ликвидации атрофии мышечной системы. Разминание воздействует на нервномышечный аппарат и через него на центральную нервную систему, меняя её состояние, направление этих изменений зависит от характера проведения разминания: темпа, силы и длительности применения приёма, при медленном по темпу, сильном (глубоком) и длительном разминании обычно снижается возбудимость и тонус мышц (расслабляющее действие), и наоборот, при более быстром по темпу, поверхностном и коротком по времени разминании происходит повышение возбудительных процессов и тонуса мышц (тонизирующее действие разминания), разминание бывает поперечное и продольное, поперечное разминание может выполняться одной (ординарное) или двумя руками. Поперечное ординарное разминание- техника выполнения этой разновидности приёма является основой и для разминания двумя руками, поэтому, чтобы правильно делать разминание двумя руками, необходимо освоить этот приём правой и левой руками одинаково хорошо. Приём разминания условно можно разделить на три фазы: наложение руки на мышцу и отжимание её ладонью в сторону четырёх (кроме большого) пальцев массирующей руки- кисть с максимально отведённым большим пальцем накладывается поперёк хода мышечных волокон таким образом, чтобы большой палец находился с одной стороны мышц, 11

12 а остальные ( сомкнутые)- с другой, после этого давлением ладонью осуществляется отжимание мышцы в сторону четырёх пальцев, захват и приподнимание мышцы с последующим смещением её в сторону большого пальца- захват и приподнимание мышцы от кости осуществляется за счёт сгибания пальцев только в пястнофаланговых суставах, при этом ваша рука не отделяется от поверхности кожи массируемого и не скользит по ней, а давление осуществляется равномерно всей ладонной поверхностью пальцев, затем приподнятая мышца максимально смещается под давлением ладонной поверхности четырёх пальцев в сторону большого, прижимание мышцы к костному ложу основанием ладони и возвращение её на место- при переходе к третьей фазе пальцы несколько расслабляются и последовательно прижимают мышцу к костям сначала пальцами и ладонью, затем основанием ладони, кисть совершает перекат от пальцев к основанию ладоней, напоминая движение замешивания теста, и возвращают мышцу в положение отжимания первой фазы, пальцы в этот момент расслабляются, отдыхают и незаметно смещаются по мышце в любом направлении, делать это надо, не теряя мышцы из руки (она всё время должна наполнять вашу кисть),данная фаза является основной, так как в первые две фазы вы работаете мягкой, полурасслабленной кистью, степень давления зависит от целей массажа, после каждой из этих фаз не следует делать паузу (переход от одной фазы к другой должен быть незаметным(. Поперечное разминание двумя руками- обе кисти накладываются рядом поперёк мышцы, под углом 45 градусов одна к другой, причём указательные и большие пальцы могут соприкасаться друг с другом, большие пальцы рук находятся с одной стороны мышцы, а все остальные- с другой, разминание двумя руками, в зависимости от анатомического участка, степени развитости мышц и их тонуса, может выполняться в двух вариантах, при однонаправленном поперечном разминании мышца обеими руками смещается в одну сторону (напоминает процесс замешивания теста двумя руками), при разнонаправленном поперечном разминании одна рука смещает мышцу на себя, другая- от себя, ваши руки в обоих вариантах не остаются на одном месте, а передвигаются (рядом) постепенно на протяжении всей мышцы. Выполняя поперечное разминание, необходимо всё время сохранять двухтактный ритм приёма и следить за тем, чтобы кисти не расходились в стороны, соскальзывали по коже, поперечное разминание применяют при массаже конечностей, спины и живота. Продольное разминание тоже может выполняться одной или двумя руками, продольное ординарное разминание выполняют по ходу мышечных волокон, приём выполняют следующим образом: выпрямленные пальцы при отведённом большом накладывают на массируемую область так, чтобы большой палец лежал по одну сторону, а остальные- по другую, плотно охватывая мышцу, затем приподнимают мышцу, оттягивая её от кости и, не выпуская из руки, поступательными, отжимающими движениями производят продольное её разминание по направлению к центру, продольное разминание двумя руками- руки обхватывают массируемую область с обеих сторон, большие пальцы накладываются сверху мышцы так, чтобы один из них находился впереди другого на 2-3 сантиметра, Все фазы при выполнении приёма (наложение руки и отжимание, захват, сдавливание и смещение, прижимание и возврат мышцы) должны осуществляться руками попеременно, в целом, руки производят винтообразные движения каждая в свою сторону так, что одна рука как бы следует за другой. Продольное разминание чаще всего используют для массажа мышц конечностей, а также краёв трапециевидных и мышц спины (надплечий), ягодичных и других крупных мышц. Разминание с отягощением (двойной гриф)- lадонная поверхность одной руки кладётся поперёк мышечных волокон, как при ординарном разминании (большой палец- с одной стороны, остальные- с другой), другая рука накладывается на тыльную сторону массирующей руки, а затем увеличивает силу давления при прижимании мышцы к костному ложу, руки работают синхронно, этот приём редко используется в детском массаже, где нет необходимости разминать мощные мышцы. В тех случаях, когда массаж проводят широкими штрихами, применяют прерывистое разминание, техника прерывистого 12

13 разминания та же, что при ординарном продольном, только рука передвигается по массируемому сегменту скачкообразно (избирательно), ритмичными короткими движениями, производя разминание отдельных участков мышцы, приёмы прерывистого разминания применяют для стимуляции нервномышечного аппарата и оживления периферического кровообращения, прерывистое разминание показано также в случаях, когда надо обойти при массаже отдельные участки тканей (поражения кожи). Вспомогательные приёмы разминанияк ним относится валяние, накатывание, сдвигание, растяжение, надавливание, щипцеобразное разминание, пощипывание, сжатие. Валяние- этот нежный приём часто используется в детском массаже, ладонями обхватите с обеих сторон группу мышц, пальцы выпрямлены или слегка согнуты, движениями кистей в противоположных направлениях (от себя и к себе) мышцы смещают, сжимают и растягивают. Накатывание применяют при массаже передней стенки живота, спины, когда мышцы ослаблены, растянуты, при больших жировых отложениях, прежде чем приступить к выполнению накатывания, производят плоскостное круговое поглаживание, добиваясь максимального расслабления мышц, затем левую кисть локтевым краем пилящими движениями глубоко погружают в ткани, в то же время, захватив правой рукой на соседнем участке ткани, накатывают их на левую ладонь и двумя-тремя полукруговыми движениями разминают между ладонями, после этого переходят к накатыванию соседних участков, массируя таким образом всю поверхность. Сдвиганиезахватив мышцу, короткими ритмичными движениями сдвигают её с костного ложа в продольном и поперечном направлениях, при сдвигании мелких мышц применяют щипцеобразное захватывание, на участках, где не удаётся захватить мышцу, её фиксируют надавливанием, так, например, производится сдвигание мышц, расположенных на спине в области околопозвоночных зон, межкостные мышцы кисти разминают путём смещения между собой пястных костей, захватом за локтевой и лучевой края двумя руками удерживают кисть и короткими движениями вверх и вниз производят сдвигание межкостных мышц, подобным приёмом осуществляется разминание и межкостных мышц стопы, приёмы сдвигания оказывают возбуждающее действие, активно влияя на крово- и лимфообращение, они вызывают быстрое кровенаполнение мышц и согревание тканей. Растяжение производят путём захватывания мышцы или надавливанием на неё через поверхностные ткани растягиванием их в противоположные стороны, крупные мышцы для растягивания захватывают всей кистью, небольшие- щипцеобразно, плоские мышцы, захватить которые не удаётся, растягивают (разглаживают) ладонями или пальцами, растяжение эластических волокон кожи, кожных рубцов и спаек производят большими пальцами обеих рук, которые располагают друг против друга на участке, подлежащем воздействию. Сжатие мышц производят кистями или пальцами в виде ритмичных кратковременных движений, сдавливающих и отжимающих ткани, на мышцах конечностей и туловища сжатие применяют для усиления кровоснабжения мышц, стимуляции крово- и лимфообращения, сократительной функции мышц и повышения их тонуса. Надавливание можно выполнять подушечками, ладонной и тыльной поверхностью пальцев, всей ладонью, опорной частью кисти, кулаком, приём осуществляют в виде прерывистых надавливаний на ткани в разном темпе, надавливание на переднюю стенку живота производят мягко и медленно ладонной или тыльной поверхностью всех пальцев или кулаком, в таком же темпе осуществляют надавливание при массаже внутренних органов, когда массируют толстый кишечник, надавливание производят по ходу толстого кишечника концами пальцев или кулаком, иногда применяют надавливание отягощённой кистью, быстрое, энергичное надавливание повышает тонус кожи и мышц, оказывает тонизирующее воздействие, медленное и глубокое надавливание обладает расслабляющим эффектом. Щипцеобразное разминание выполняют пальцами, которые складывают в форме щипцов, можно выполнять продольно и поперечно, применяют при массаже небольших мышц, сухожилий, пальцев, краёв кистей и стоп. Подёргивание или пощипывание выполняют большим и указательным пальцами, ткани 13

14 захватывают, оттягивают и отпускают, движения напоминают подёргивание струн, массажные движения производят одной или, чаще, двумя руками, ритмично и быстро, этот приём можно выполнять и тремя пальцами, подёргивание применяют для стимуляции мышц и повышения тонуса кожи. Для эффективного выполнения приёма разминания необходимо выполнять следующие условия: мышцы должны быть максимально расслаблены, с удобной опорой. При выполнении разминания следует внимательно следить за тем, чтобы не ущемлялась кожа и подлежащие поверхностные ткани. Начинать надо с лёгких и поверхностных разминаний и только после нескольких сеансов массажа (некоторой тренировки пациента) переходить к сильным и глубоким разминаниям. Разминание должно производиться в среднем темпе (50-60 движений в минуту) и плавно, чем медленнее оно производится, тем сильнее его расслабляющее действие. Разминание не должно вызывать болевых ощущений и рефлекторных сокращений мышц. Чем интенсивнее производится разминание, тем медленнее должен быть темп этого массирующего движения, чем напряжённее массируемые мышцы, тем мягче следует производить разминание. При разминании мышц необходимо обращать особое внимание на участки перехода мышц в сухожилия, где в силу сравнительно худших условий кровообращения наиболее часто отлагаются продукты обмена, а также наиболее долго задерживаются явления воспаления. При выполнении разминания необходимо следить за тем, чтобы конечность была хорошо фиксирована, особенно при наличии болей, незафиксированные, подвижные массируемые части тела мешают расслаблению мышц и, следовательно, снижают эффективность массажа. Вибрация (приёмы непрерывной вибрации) приём характеризуется применением быстрых колебательных и толчкообразных движений, вызывающих сотрясение тканей, длительность применения приёма измеряется секундами. Физиологическое влияние- благодаря упругости тканей механические колебания, возникнув на поверхности, распространяются в виде волн, при этом в зависимости от силы и мощности вибраций волны могут проходить не только по поверхностным тканям и мышцам, а могут проникать вглубь и вызывать вибрацию внутренних органов, глубоколежащих сосудов и нервов, приём вызывает сотрясение массируемых тканей, воздействует на различные рецепторы и тем самым влияет на чувствительные, двигательные, секреторные нервы и центральную нервную систему, лёгкое сотрясение тканей действует на нервную систему успокаивающе, а интенсивное- возбуждающе, сотрясение тканей обладает обезболивающим действием, что используется при различных травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Вибрация в сочетании с другими массажными приёмами способствует лучшему оттоку лимфы, межтканевой жидкости и венозной крови, увеличению сократительной способности мышц, приём стимулирующе воздействует на функцию коры надпочечников, активизирует восстановление тканей и сокращает сроки образования костной мозоли, сотрясения, вызываемые действием вибрации, возбуждающе влияют на функцию внутренних органов (усиление перистальтики кишечника, секреторной функции желудка, печени, бронхов). Непрерывная вибрация заключается в сообщении телу серий непрерывных колебательных (дрожательных) движений, во время которых ваша рука, надавливая на ткани, не отрывается от массируемого участка, продолжительность серий непрерывных вибраций в среднем 5-15 секунд, затем следует короткая пауза 3-5 секунд, во время которой на массируемом участке выполняют приёмы поглаживания, серии колебательных движений производят с постепенно нарастающей скоростью, непрерывные вибрации сопровождают и переменным давлением на ткани, вначале производят поверхностное давление, затем оно становится глубоким, а к концу постепенно ослабевает, при массаже болевых точек нервных стволов давление может быть настолько глубоким, что вибрация прекращается, переходя в приём надавливания, с уменьшением давления вибрация возобновляется. Колебательные 14

docplayer.ru

Красикова ирина семёновна Детский массаж Массаж и гимнастика для детей от рождения до трёх лет

скачать

Красикова ирина семёновна Детский массаж Массаж и гимнастика для детей от рождения до трёх лет.

5-е издание, Санкт-петербург, Корона принт, 2005 год.

Книга посвящена массажу и гимнастике для здорового ребёнка, в ней подробно изложены особенности психомоторного развития детей от первых дней жизни до трёх лет, в соответствии с которыми предложены возрастные комплексы упражнений. Далее даны методики занятий с недоношенными детьми и с детьми, страдающими наиболее распространёнными заболеваниями, которые требуют длительного лечения с обязательным участием родителей. Предложенная в этой книге система массажа и гимнастики основана на методиках известных петербургских педиатров: К. Д. Губерта, М. Г. Рысса, А. Ф. Тура, которые давно и с большим успехом применяются в детских оздоровительных и лечебных учреждениях.

Содержание

  • Предисловие
  • Массаж и гимнастика для здорового ребёнка до года
  • Особенности детского массажа
  • Особенности гимнастики
  • Противопоказания к массажу и гимнастике
  • Условия для проведения массажа и гимнастики
  • Массаж и гимнастика здорового ребёнка одного-трёх месяцев
  • Краткая характеристика умений и возможностей
  • Первый комплекс упражнений
  • План занятий
  • Методические замечания
  • Массаж и гимнастика здорового ребёнка трёх-четырёх месяцев
  • Краткая характеристика умений и возможностей
  • Второй комплекс упражнений
  • План занятий
  • Методические замечания
  • Массаж и гимнастика здорового ребёнка четырёх-шести месяцев
  • Краткая характеристика умений и возможностей
  • Третий комплекс упражнений
  • План занятий
  • Методические замечания
  • Массаж и гимнастика здорового ребёнка шести-девяти месяцев
  • Краткая характеристика умений и возможностей
  • Четвёртый комплекс упражнений
  • План занятий
  • Методические замечания
  • Массаж и гимнастика здорового ребёнка девяти-двенадцати месяцев
  • Краткая характеристика умений и возможностей
  • Пятый комплекс упражнений
  • План занятий
  • Методические замечания
  • Массаж и гимнастика для здорового ребёнка от года до трёх лет
  • Первые шаги: физическое воспитание детей второго и третьего года жизни
  • Основные двигательные навыки детей в возрасте до трёх лет (психомоторное развитие детей одного-трёх лет помесячно)
  • Массаж и гимнастика для детей в возрасте от одного года до трёх лет
  • Особенности массажа
  • Упражнения для детей в возрасте от одного года до трёх лет
  • Упражнения для воспитания правильной ходьбы
  • Упражнения в равновесии
  • Упражнения в лазании
  • Упражнения в ползании
  • Общеразвивающие упражнения
  • Упражнения для рук и плечевого пояса
  • Упражнения для ног
  • Упражнения для туловища
  • Упражнения с флажками
  • Упражнения с мячом
  • Дыхательные упражнения
  • Пальчиковая гимнастика
  • Массаж и гимнастика для недоношенных детей
  • Недоношенные дети
  • Значение массажа и гимнастики для недоношенных детей
  • Подбор величины нагрузки в комплексе лечебной гимнастики
  • Лечебная гимнастика и массаж для детей до четырнадцати месяцев
  • Первый комплекс упражнений
  • Второй комплекс упражнений
  • Третий комплекс упражнений
  • Четвёртый комплекс упражнений
  • Пятый комплекс упражнений
  • Шестой комплекс упражнений
  • Седьмой комплекс упражнений
  • Восьмой комплекс упражнений
  • Девятый комплекс упражнений
  • Лечебная гимнастика и массаж для детей с нарушениями развития и некоторыми заболеваниями
  • Лечебная гимнастика и массаж при нарушениях функций центральной нервной системы
  • Некоторые приёмы массажа и упражнения, способствующие общему расслаблению мышц тела ребёнка
  • Приёмы и упражнения, способствующие расслаблению мышц-сгибателей рук, развитию хватательной и опорной функций рук
  • Приёмы и упражнения, способствующие расслаблению приводящих мышц бедра, задней группы мышц голени, развитию опорной функции стоп
  • Некоторые приёмы массажа и упражнения, способствующие укреплению мышц
  • Некоторые упражнения и приёмы массажа при асимметрии мышечного тонуса туловища и конечностей
  • Некоторые упражнения, способствующие развитию чувства равновесия
  • Лечебная гимнастика и массаж при врождённой мышечной кривошее
  • Лечебная гимнастика и массаж при врождённом вывихе бедра, дисплазии тазобедренного сустава
  • Лечебная гимнастика и массаж при врождённой косолапости
  • Лечебная гимнастика и массаж при пупочной грыже
  • Гипотрофия
  • Рахит
  • Острые респираторные вирусные инфекции и их осложнения
  • Плоскостопие и плосковальгусная установка стоп
  • Искривление ног
  • Вальгусная (x-образная) деформация ног
  • Варусная (о-образная) деформация ног
  • Плавание грудных детей
  • Список литературы

Предисловие

Все родители мечтают вырастить своих детей здоровыми и счастливыми. Современные мамы и папы прекрасно знают, какое огромное влияние оказывают факторы окружающей среды на развитие маленького человека. Солнечный свет и тепло, свежий чистый воздух, полноценное и разнообразное питание, любовь и внимание взрослых- всё это та благодатная почва, на которой произрастает здоровье не только телесное, но и душевное. Правда, и сегодня многие недооценивают значение движений для детей раннего возраста. Часто можно услышать: " у меня замечательный малыш, такой спокойный" . Да, это удобно, когда ребёнок тихо лежит в кроватке, спокойно сидит в креслице или стоит в манеже, послушно идёт со взрослым за ручку. Но ограничение естественной подвижности, недостаточная физическая нагрузка крайне неблагоприятно сказывается как на здоровье малыша, так и на формировании его личности. Особенно актуальна эта проблема для городских детей, вынужденных большую часть времени проводить в помещениях. Недостаток двигательной активности помогут восполнить специальные занятия, массаж в сочетании с гимнастикой прекрасно развивает все органы и системы, оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Кроме того, ласковые прикосновения родительских рук, упражнения в виде игры доставляют большое удовольствие малышу, укрепляют эмоциональную связь между ним и взрослыми. В результате регулярных занятий здоровый ребёнок станет более совершенным, а отстающий в развитии быстро догонит своих сверстников. Предложенная в этой книге система массажа и гимнастики основана на методиках известных петербургских педиатров. Основная часть книги посвящена массажу и гимнастике для здорового ребёнка, в ней подробно изложены особенности психомоторного развития детей от первых дней жизни до трёх лет, в соответствии с которыми предложены возрастные комплексы упражнений. Далее даны методики занятий с недоношенными детьми и с детьми, страдающими наиболее распространёнными заболеваниями, которые требуют длительного лечения с обязательным участием родителей. Массаж и гимнастика являются не только замечательным средством профилактики, но и важнейшей частью комплексного лечения многих заболеваний, естественно, в этом случае родители должны проконсультироваться с врачом. Эта книга может быть полезна как родителям, так и всем, кто работает с маленькими детьми, доступная форма изложения и большое количество рисунков позволяют освоить массажные приёмы и специальные упражнения и применять полученные знания как в домашних условиях, так и в детских оздоровительных учреждениях. Пусть наши дети будут здоровы!

Массаж и гимнастика для здорового ребёнка до года

Особенности детского массажа

массаж оказывает на организм ребёнка разностороннее, исключительно благотворное воздействие. Под влиянием массажа с кожи по нервным путям направляются бесчисленные потоки импульсов, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее влияние на центральную нервную систему, в связи с чем улучшается её основная функция- контроль над работой всех органов и систем. Мощный тактильный раздражитель, каким является массаж, в грудном возрасте особенно важен: он оказывает существенное влияние на развитие положительных эмоций и становление двигательных реакций. Поглаживание, лёгкое похлопывание по щёчке вызывает у младенца улыбку уже в первые дни жизни, когда другие раздражители: зрительный (улыбка взрослого) и слуховой (ласковый разговор), ещё не всегда способны её стимулировать. Педиатры называют эту улыбку физиологической, в отличие от улыбки в ответ на обращение. Психологи, изучающие развитие речи у детей, знают, что первые речевые реакции (гуление) чаще возникают в ответ на поглаживание ног, живота, в то время как другие формы общения со взрослым не вызывают у ребёнка оживления. Эти наблюдения получили теоретическое обоснование в работах физиологов, которые свидетельствуют, что проводящие пути кожного анализатора созревают раньше всех других (зрительного, слухового) и готовы уже к рождению. Поэтому ребёнок первых месяцев жизни наиболее доступен воздействию через кожу, прикосновение вызывает не только эмоциональные, но и определённые двигательные реакции. Мозг человека растёт и развивается исключительно благодаря его использованию, чем чаще используются чувствительные и двигательные окончания мозга в данный момент времени, тем больший объём занимает мозг в процессе своего роста, в этом смысле рост мозга ничем не отличается от роста мышц. В детском массаже используются все приёмы классического массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, лёгкие ударные приёмы, некоторые приёмы точечного массажа. Различные приёмы массажа оказывают различное действие на нервную систему: поглаживание, мягкое растирание и разминание усиливают тормозные процессы- успокаивают нервную систему, поколачивание и пощипывание оказывают возбуждающее действие. Кроме того, массаж действует непосредственно на те органы и системы, которые расположены ближе к коже: это прежде всего лимфатическая система. Массаж активно влияет на лимфообращение, ускоряя ток лимфы и тем самым содействуя освобождению тканей от продуктов обмена, поэтому утомлённые мышцы при массаже отдыхают быстрее, чем при полном покое. Под влиянием массажа периферическая капиллярная сеть расширяется, что проявляется порозовением кожи (эффект, которого следует добиваться при массаже). Приток крови к массируемому участку обеспечивает благоприятные условия для питания и оздоровления кожи: она становится розовой, блестящей, эластичной. Действие различных приёмов массажа на мышцы различно: поглаживание, растирание, разминание вызывает расслабление мышц, поколачивание и пощипывание- сокращение. При вялости брюшного пресса и кишечной мускулатуры, которой сопутствует метеоризм (часто встречающийся в грудном возрасте), массаж живота механически содействует освобождению кишечника от газов и приобретает в этих случаях особое значение. При проведении массажа необходимо помнить, что у младенца кожа первые месяцы сухая, тонкая, легкоранимая, поэтому вначале приёмы массажа должны быть щадящими (поглаживание), потом постепенно можно вводить и другие: растирание, лёгкие ударные приёмы (поколачивание одним-двумя пальцами), разминание, медленно нарастает интенсивность и длительность процедуры. Во время массажа тело ребёнка должно находиться в горизонтальном положении (лёжа), а при массаже конечностей- их следует удерживать в состоянии лёгкого полусгибания. При массаже ног следует избегать толчков в коленные суставы, обходя коленную чашечку снаружи, и не затрагивать переднюю поверхность голени. При массаже живота необходимо щадить область печени (правое подреберье) и не задевать половых органов, при похлопывании спины надо обходить область почек (поясницу). скачать

nenuda.ru


Смотрите также