2.2.6.Российская педагогическая гимнастика п.Ф.Лесгафта. Гимнастика лесгафта


Гимнастика в дореволюционной России - Дети и спорт

Гимнастика в дореволюционной России

Подробности Категория: История гимнастики Просмотров: 3278

Развитие гимнастики в России шло в основном так же, как и за рубежом.

Элементы гимнастики в быту народов, населявших нашу стра­ну, существовали издавна. Праздничные развлечения включали выступления скоморохов, акробатов. В Средней Азии большой по­пулярностью пользовались канатоходцы. Некоторые народы Кав­каза, использовали упражнения с небольшими тяжестями, служив­шие средством разминки перед борьбой. Почти у всех народов бы­ли в почете верховая езда и вольтижировка.

 

Развитию гимнастики в значительной степени способствовало стремление известных полководцев повысить уровень физической подготовки русской армии. Основы физической подготовки войск были заложены при Петре I. В потешных, позже ставших гвардей­скими (Семеновский и Преображенский), полках, созданных Пет­ром. I, применялись различные физические упражнения с целью обучения солдат преодолению препятствий и другим военным на­выкам и умениям. По указу Петра I гимнастика была введена в военно-морских учебных заведениях. Много внимания совершен­ствованию системы физической подготовки русской армии уделяли выдающиеся русские полководцы А. Румянцев, А. Суворов, адми­рал Ф. Ушаков и др.

А. В. Суворов (1730—1800) создал ,свою систему военно­ физической подготовки солдат, основное внимание в которой уде­лялось упражнениям в беге, преодолению препятствий, переноске предметов, штыковому бою. Традиции А. В. Суворова продолжал М. И. Кутузов.

 

Большая заслуга в разработке основ физической подготовки в русской армии принадлежит М. И. Драгомирову (1830—1915). Он существенно дополнил суворовскую систему обучения войск, опре­делил задачи физической подготовки для различных родов войск, разработал методику занятий гимнастикой в армии. В подготовке специального наставления по физическому воспитанию войск ар­мии и. флота принимал участие П. Ф, Лесгафт, что обеспечило на­учное обоснование наставления.

Позднее в русской армии предпочтение стали отдавать упраж­нениям на гимнастических снарядах, и с 1910 г, в основу физиче­ской подготовки была положена сокольская система гимнастики.

Для руководства физической подготовкой учащихся военноучебиых заведений был приглашен П. Ф. Лесгафт. Следует отме­тить, что до начала активной деятельности П. Ф. Лесгафта в Рос­сии не существовали программы по физическому воспитанию для учебных заведений.

Система гимнастики П. Ф. Лесгафта. Как уже отмечалось, су­щественную роль в развитии гимнастики в России сыграл извест­ный ученый анатом и педагог П. Ф. Лесгафт (1838—1909). В 1875 г. он побывал в ряде западноевропейских стран и познакомился с постановкой физического воспитания. П. Ф. Лесгафт— первый соз­датель отечественной системы гимнастики. В 1880 г. вышла его кни­га «Приготовление учителей гимнастики в странах Западной Ев­ропы», в которой давалась характеристика систем гимнастики и указывалось на отсутствие в них научного обоснования.

Лесгафт разработал систему физического образования детей школьного возраста на гимнастической основе, причем он исходил не из гигиенических, а из педагогических задач. Он опубликовал первое научно обоснованное «Руководство по физическому обра­зованию детей школьного возраста». Лесгафт считал, что важно как можно быстрее и с наименьшей затратой сил научить ребенка и подростка владеть своим телом. Для этого ему нужно осознавать все свои движения, а не механически подражать руководителю. Его методические требования сводились к следующему:

— цель физического образования заключается во всестороннем гармоническом развитии личности;

— выбор применяемых упражнений должен определяться за­дачами (педагогическими) физического воспитания;

— при подборе упражнений должны учитываться возрастные и другие особенности учащихся; сами упражнения должны быть естественными;

— в занятиях должен соблюдаться принцип постепенности и последовательности;

— физическое образование учащихся должно быть тесно свя­зано с умственным образованием и нравственным воспитанием.

П. Ф. Лесгафт был противником изучения «частных приемов», т. е. специализированного обучения искусству движения. На этом основании он отвергал упражнения на гимнастических снарядах и акробатические упражнения, как «малополезные для физического образования». Эти крайние взгляды П. Ф. Лесгафта во многом объ­ясняются содержанием и несовершенной методикой спортивной  гимнастики того времени.

П. Ф. Лесгафт показал, как тщательно нужно выбирать те или иные упражнения для достижения желаемого результата. Он при­зывал ученых и педагогов к творческому подходу, к борьбе про­тив некритического переноса в практику физического воспитания зарубежных систем гимнастики и спорта.

Заслуга П. Ф. Лесгафта состоит в том, что он первым разрабо­тал научно обоснованную систему физического воспитания детей на гимнастической основе, что оказало значительное влияние на развитие теории и практики физической культуры в нашей стране.

К началу первой мировой войны основными специалистами по физическому воспитанию в России были чехи. Сокольская гимнас­тика преподавалась в 854 учебных заведениях (54%) и была при­знана официальной системой физического воспитания для средних учебных заведений. В учебных округах проводились специальные курсы по подготовке отечественных специалистов по гимнастике.

К этому периоду теория и практика гимнастики достигли значительного развития. Россия уступала лишь тем странам., где гим­настика являлась основой национальной системы физического вос­питания (Франция, Швеция, Германия, Чехия).

Возникновение и распространение в России гимнастических об­ществ способствовало развитию спортивной гимнастики. В после­дующие годы в ряде гимнастических обществ стали культивировать шведскую гимнастику, имевшую гигиеническую направленность. В 1881 г. в Москве при участии Писателей А. П. Чехова и

В.  А. Гиляровского было основано «Русское гимнастическое обще­ство», в котором состояли рабочие, студенты, мелкие служащие и представители буржуазии.

С 1885 г. в России стали проводиться соревнования по гимнас­тике.

detivsporte.ru

2.2.6.Российская педагогическая гимнастика п.Ф.Лесгафта

Проникновение немецкой снарядовой гимнастики в русскую школу вызывало противодействие со стороны прогрессивно мыслящих ученых–гигиенистов, врачей и главным образом педагогов–просветителей (К.Д.Ушинский, В.Г.Белинский, А.П.Чехов, Е.М.Дементьев). Сильный удар по немецкому турнену нанес великий русский анатом, физиолог и педагог Петр Францевич Лесгафт. Изучив опыт преподавания гимнастики в странах Западной Европы, он подверг резкой критике его несоответствие существующим требованиям анатомии, физиологии, гигиены и положениям педагогической методики. Впервые в мировой теории и практике физического воспитания им создана научно–обоснованная система физического образования, которая вскоре привела к введению в школах необычного общеобразовательного предмета «Педагогическая гимнастика».

Цель физических упражнений, по П.Ф. Лесгафту, в осознанном достижении наилучших результатов в кратчайшие сроки и при наименьших затратах сил.

Педагогическая направленность новой системы проявлялась во всем, начиная с целевой ориентации, постановки задач и кончая содержанием, предполагаемыми средствами и путями реализации их.

Впервые в мировой практике физического воспитания систематизация учебного материала не ставится в зависимость от формальных факторов (форма снарядов, форма суставных движений), а строится на твердой педагогической основе.

Не утрачивают по сей день актуальности предложенная П.Ф. Лесгафтом схема последовательности решения педагогических задач, хорошо согласующаяся с современной теорией и методикой формирования двигательных представлений, умений и навыков.

Так, предложенная последовательность образовательно–развивающих задач в системе П.Ф. Лесгафта «вписывается» в три ступени обучения.

Первая – предусматривала ознакомление с простейшими формами движений (анализ). На второй – обучаемый приступает к выработке умения в более сложных двигательных заданиях различать движения по временным, пространственным признакам и по величине требуемых мышечных усилий. В третьей (конечной ступени) – вырабатывается способность соединять умения, навыки (синтез), добиваясь точного управления движениями и экономного их выполнения.

Значимость прогрессивной педагогической гимнастики П. Лесгафта не умоляет факт, что автор, разделяя мнение П.Линга, Ж. Демени, К. Гаульгофера, подвергал сомнению полезность использования снарядовых и акробатических упражнений. Жизнь показала, что использование этих средств раскрывает огромные образовательно–развивающие перспективы, что и подтверждает интерес молодежи ко всем спортивным видам гимнастики, созданным в XIX–XX вв. и успешно культивируемым во многих странах мира по сей день.

2.3.Гимнастика в олимпийском движении

В истории олимпийского движения важной вехой следует считать создание международной федерации гимнастики (ФИЖ) – 1881 г. – и организация Международного Олимпийского Комитета (МОК) – 1894 г.

Некоторый разнобой в организационно–управленческой деятельности этих организаций, отрегулированный к началу первых Олимпийских Игр, это уже предистория олимпийских притязаний гимнастики, отражающая противоречивость мотивов, остроту сомнений и радужность надежд.

Сегодня, когда гимнастика покорила сердца людей всей планеты, когда готовить свои команды юношей и девушек к олимпийским баталиям стремятся сотни стран и народов, кажется невероятным, что первые Олимпийские Игры в Греции собрали всего 75 участников гимнастического турнира. В числе участников – 11 немцев, 2 венгра, 1 болгарин, 1 швейцарец и …60 (!) греков.

Благодаря значительному численному преимуществу хозяевам удалось из восьми разыгранных медалей добыть две.

Примечательно, что первые олимпийские баталии гимнастов, как и представителей других видов спорта, проходили в условиях жесткой дискриминации женщин. Состязания проводились на пяти снарядах и дополнялись лазанием по канату.

На вторых Олимпийских играх в Париже (1900 г.) к чисто гимнастическим видам программы соревнований почему–то добавлены прыжки в высоту и в длину, прыжки с шестом, перетягивание каната. Дальше – больше! Третья Олимпиада в Сент–Луисе (США): гимнастика с большей долей справедливости могла называться легкоатлетической. В гимнастическое шестиборье наряду с упражнениями на перекладине, брусьях, коне с ручками, входят прыжки в длину, толкание ядра и бег на 100 ярдов.

Разброд и шатания в поисках оптимальной программы и направления развития гимнастики царили в умах и сердцах специалистов более 30 лет. И все же здравый смысл и глубокое понимание специалистами специфики развивающихся параллельно видов спорта позволили найти разумные решения. В 1928 г. (IX Олимпийские Игры в Амстердаме) из программы по гимнастике наконец–то исключены не только бег, метания, прыжки, но и лазание по канату. Гимнастическая программа обрела современный вид.

История современных олимпийских игр ведет отсчет с 1952 г. Именно в этом году на Олимпийских Играх в Хельсинки (Финляндия) впервые принявшая в них участие команда Советского Союза праздновала триумф советской гимнастической школы, созданной в 30–40 годы и в первое пятилетие после Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.). Имена абсолютных чемпионов – Марии Гороховской и Виктора Чукарина золотыми буквами вписаны в славную летопись мирового спорта.

Виктор Чукарин и сегодня, спустя полвека, в среде профессионалов и поклонников гимнастики остается личностью легендарной. И не только потому, что он дважды абсолютный олимпийский чемпион (1952 и 1956 гг.).

Чукарин – эпоха в спортивной методологии. Он родоначальник высоких и сверхвысоких нагрузок, инициатор перехода к каждодневным тренировочным занятиям. Его вторая победа на Олимпийских Играх 1956 г. в Мельбурне в возрасте 36 лет является свидетельством не только уникального таланта, но и способности к тяжелому, изнурительному труду, демонстрацией огромной воли и упорства.

Много славных страниц в летописи олимпийской гимнастики связано с достижениями российских спортсменов – Ларисы Латыниной и Бориса Шахлина, Людмилы Турищевой и Николая Андрианова, Михаила Воронина и Александра Дитятина, Дмитрия Билозерчева и Алексея Немова. Некоторые из них стали обладателями своеобразных олимпийских рекордов, достойными включения в книгу рекордов Гиннеса.

Лариса Латынина – участница трех Олимпиад – является обладательницей 18 (!) олимпийских медалей. Борис Шахлин – 13 медалей. Из зарубежных «гроссмейстеров» гимнастики в этот ряд можно поставить, «пожалуй, только японца Савао Като (12 медалей, в том числе золотые медали трех Олимпийских Игр)!

Успехи мастеров мировой элиты оказывали большое влияние на развитие гимнастики в мире, в том числе на развитие гимнастики на Беларуси.

Белорусская гимнастика развивалась, как говорится, не на пустом месте. Впервые имя белоруса–гимнаста прозвучало в 1960 г. на Олимпиаде в Риме. Николай Милигуло – лидер белорусской гимнастики – в составе сборной СССР – становится серебряным призером в командном зачете. Первый и потому особо значимый успех белоруса и его наставника Романа Ваткина – результат творческой реализации опыта, накопленного в республике гимнастами старшего поколения – Михаилом Маркиным, Евгением Бобровым и Романом Ваткиным, Евгением Ленским и Виталием Яненко. Успех Милигуло – своеобразная «эстафетная палочка», которая пронесена гимнастами республики сквозь годы, через последующие Олимпиады.

На XVIII Олимпиаде 1964 г. (Токио) удостаивается золотой медали в командной победе СССР и титула первой белоруской Олимпийской чемпионки воспитанница Ренальда Кныша Елена Волчецкая. Спортивный мир открыл для себя удивительную гродненскую школу гимнастики и уникального тренера–«молчуна» – неистощимого фантазера и изобретателя Ренальда Кныша.

Спустя 4 года на Олимпиаде 1968 г. в Мехико героиней становится воспитанница витебской гимнастической «школы» тренера Викентия Дмитриева Лариса Петрик. Снова золото! И снова в командном зачете сборной СССР.

Появление юной «звезды», по образному выражению журналистов, знаменовало наступление эпохи «чемпионок с косичками», которым оказалось посильно то, что заказано взрослым. Ренальд Кныш и Викентий Дмитриев, пожалуй, одними из первых в тренерском мире уловили огромные функциональные возможности юных, научились правильно пользоваться объективными законами возрастной адаптации и способностью детей переносить физические нагрузки.

От белорусов ждали «сюрпризов». Но то, что на XX Олимпийские игры в Мюнхене, пройдя жесточайшее сито отборочных турниров, в сборную СССР пробьется 6 белорусов (по сути, половина команды), не мог предвидеть никто. Золотые медали в командной борьбе женщин (Антонина Кошель, Тамара Лазакович, Ольга Корбут), дополненные золотыми медалями в отдельных видах Ольги Корбут и Тамары Лазакович и серебряными медалями мужчин за командный результат (Владимир Щукин, Александр Малеев, Николай Недбальский) – невиданный урожай медалей! Такой результат не то что превзойти, даже повторить маловероятно.

Не меньшей сенсацией для мировой общественности стала воспитанница Р. Кныша Ольга Корбут. Содержание ее комбинаций – сальто над бревном, «петля» на брусьях, прыжок – переворотом вперед с 2–мя винтами (в первой и второй полетных фазах) – шокировало даже видавших виды деятелей ФИЖ, не нашедших иного выхода, как наложить запрет на элементы Корбут.

Жизнь поставила все на свои места. Авторы новой гимнастики Р. Кныш и его ученица оказались правы. Обнародованные юной гимнасткой элементы – не просто «трюки», а демонстрация новых возможностей интеллектуальных, физических способностей человека, конструктивных особенностей снарядов. Пример Ольги Корбут воодушевил на яркие технические новации и белорусских акробатов. Ученик Георгия Трусова Вадим Биндлер становится чемпионом мира, впервые исполнив на дорожке тройное сальто (!) и таким образом спустя 60 лет к некогда «смертельному трюку» артиста цирка Александра Сосина – двойному сальто – добавил еще один, третий виток вращения в свободном полете.

Упражнения О. Корбут, В. Биндлера – это закономерный виток технического прогресса. А прогресс остановить нельзя! Не случайно поэтому реакция в мире – восхищение и подражание. Только в США, Англии за короткий срок созданы сотни, тысячи «Клубов Ольги Корбут». Произошло невиданное прежде событие – Ольгу Корбут и других членов советской команды с почестями принял президент США Ричард Никсон.

Победная традиция белорусских мастеров продолжена в олимпийском Монреале (1976) и в Москве (альтернативные игры – 1980).

Турнир гимнасток в олимпийском Монреале прошел под знаком румынского «вундеркинда» Нади Комэнечи, уверенно победившей в многоборье. Две медали (золото в команде и серебро в упражнениях на бревне принесла О. Корбут).

1980–й Олимпийский год стал «годом великого перелома» для гимнастов СССР, прервавшим затянувшееся (более 20 лет) отставание от мировых лидеров – японцев. Командная победа мужской и женской сборных команд СССР в Олимпийской Москве означала мировое признание традиционно высоких достижений белорусов: две золотые медали Нэлли Ким (командная и в вольных упражнениях).

Победа в вольных упражнениях особенно радовала. Яркие, запоминающиеся композиции Ларисы Петрик, Тамары Лазакович, Ольги Корбут, Нэлли Ким в «вольных» убеждают, что в области двигательной, хореографической и музыкальной культуры белорусы становятся признанными законодателями мод в самом престижном виде женского гимнастического многоборья.

Восьмилетний период после московской Олимпиады2 до очередной в Сеуле (1988) показал надежность сложившейся в республике системы подготовки мастеров экстра–класса, правильность работы с резервами.

В Сеуле белорусские гимнастки новой молодежной волны показывали себя достойно: 5 олимпийских наград, в т.ч. три золотые – Светланы Богинской (в командном зачете и в опорном прыжке) и Светланы Баитовой (в командном зачете). Новая сенсация: успех белорусок в спортивной гимнастике поддержан «художницами», где звание абсолютной чемпионки по впервые включенной в олимпийскую Программу художественной гимнастике становится Марина Лобач (тренер – Галина Крыленко).

Белорусская «Богиня» – так ласково называли Богинскую – вновь становится олимпийской чемпионкой в составе команды СССР. Но и этот успех затмил своим достижением Виталий Щербо. Шесть (!) золотых медалей в одном турнире – такое не удавалось прежде ни одному из самых сильных гимнастов планеты. Феноменальное выступление Виталия (воспитанного бригадой тренеров: Леонид Выдрицкий, Леонид Филиппенок и Сергей Шинкарь) по воле судьбы стало последним аккордом в славной истории побед гимнастов СССР.

С распадом Советского союза наметился новый расклад в соотношении сил, новый этап развития гимнастики для бывших союзных республик, в том числе и для Беларуси.

Успех на XXVI Олимпийских играх в Атланте (США) был особенно значим, так как впервые белорусы выступали единой национальной командой под флагом суверенной Беларуси. В сильной как никогда прежде команде – два лидера: шестикратный олимпийский чемпион Барселоны Виталий Щербо и Иван Иванков – абсолютный чемпион мира – 94 и Европы – 96!

Серьезная травма И. Иванкова буквально за день до старта в Атланте – серьезное потрясение для команды. И все же ребята «не дрогнули», уступив лишь сборным России, Китая и Украины, и оставив позади гимнастов из признанных гимнастических держав – США, Германии, Румынии, Японии. Четвертый командный результат – блистательный дебют. От бронзы его отделяли микроскопические 0,16 балла на всех. Будь в строю Иван Иванков, наверное, результат был бы выше.

Утешением белорусам стали четыре бронзовые медали Виталия Щербо (многоборье, прыжок, брусья, кольца) и признание белоруса одним из лучших спортсменов планеты за всю историю олимпийского движения на ряду с такими «звездами» как легкоатлет Джесси Оуэнс, пловец Марк Спитц.

К разряду «невезучих» можно отнести выдающегося мастера Ивана Иванкова, который после неудачи в Атланте, преследуемый травмами, еще дважды на Олимпиадах 2000 и 2004 гг., а в общей сложности 12 лет настойчиво шел к олимпийской медали, но так и не реализовал своих устремлений. В обоих случаях – 4-е места, рядом с пьедесталом. Если бы существовали медали за настойчивость, волю к достижению цели – Иванков, бесспорно, был бы в числе первых претендентов.

Подводя итог краткому историческому обзору, следует отметить, что белорусские гимнасты на Олимпийских играх с 1960 по 2004 гг. завоевали 34 медали, в том числе 19 золотых. Это больше, чем завоевали спортсмены Англии, Франции, Бельгии, Швеции, Финляндии, Дании и др. европейских государств с высоким уровнем развития экономики, культуры, спорта.

Высокие достижения белорусской гимнастики можно объяснить преемственностью традиций, заложенных многими поколениями гимнастов и их тренеров, созданием широкой «географии» самобытных олимпийских центров, созданием и реализацией научно–обоснованной системы подготовки мастеров международного класса, предусматривающей постоянную нацеленность на максимальный результат, стремление работать на перспективу.

studfiles.net

Система физического образования Лесгафта

План

ВВЕДЕНИЕ

1.Краткая биография П.Ф. Лесгафта

2.Первые исследования и педагогическая деятельность

3.Развитие системы физического воспитания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Введение

Петр Францевич Лесгафт прославил свое имя как биолог, анатом, антрополог, педагог, врач, создатель научной системы физического воспитания, руководитель крупного научно-исследовательского учреждения.

Всю жизнь его окружал ореол личности незаурядной, счастливо сочетающей в себе редкое человеческое обаяние и простоту с одержимостью строгого, требовательного ученого, человека дела и непрестанного труда. С детства у Петра Францевич Лесгафта пробудилась любовь к музыке, этой любовью он был обязан своей матери, Генриетте Адамовне. Возможно, и первые медицинские познания он тоже получал от нее: поскольку Г.А. была повивальной бабкой и время от времени вызывалась для оказания акушерской помощи. П.Ф. Лесгафт своей системой физического образования положил начало научному анализу физического воспитания. Рассматривая его с позиций анатомии, физиологии, педагогики и психологии Лесгафт одним из первых в мире поставил физическое воспитание в одни ряд с другими дисциплинами, преподаваемыми в школе. Величайшая заслуга ученого состоит в том, что он научно раскрыл неразрывную, органическую связь физического воспитания с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием, их взаимосвязь и взаимообусловленность.Сердцевиной педагогических взглядов Лесгафта на физическое воспитание явилось положение о единстве физического и духовного развития при решающей роли нравственного воспитания. В наши дни это очень важно!

1. Краткая биография П.Ф. Лесгафта

8 (20) сентября 1837 г. в семье ювелира, члена Цеха золотых художеств, Петра Карловича Лесгафта родился сын. Это и был будущий Петр Петрович (Францевич) Лесгафт, разносторонний ученый и «вдохновенный учитель», как называл его академик И.П.Павлов, изучая биографию, Петра Францевича Лесгафта, любой исследователь сталкивается с загадкой, которую не удалось разгадать и по сей день. Почему он вошел в историю как «Францевич», а не «Петрович»? И Петр Лесгафт и его брат Франц, именуются Францевичами. В официальных бумагах разных лет нередко встречается запись: «Петр Петрович, тоже Францевич» Из скупых воспоминаний о детских годах Петр Францевич Лесгафт мы узнаем, что отец весьма сурово относился к мальчику и настойчиво приучал его к труду: с малых лет заставлял носить дрова, убирать тротуар. Обстановка, окружающая маленького Петра, наложила отпечаток на всю его последующую жизнь. Уважение к труду, нетерпимость к лени ,неправде, принципиальность и бескорыстие ,заложенные с детства, стали в последствии неотъемлемыми чертами характера Петра Францевич Лесгафта.

В январе 1848 г., после получения домашнего первоначального образования, Петр Францевич Лесгафт был определен в «большую приму», как назывался первый класс в Петрешуле Главном народном училищу. Учился Л. неплохо. Ему хорошо давались почти все предметы, за исключением латинского и французского языков, которыми в последствии он овладел без труда. Он старательно выполнял задания и иногда засиживался над книгами и учебниками .Но в 1851 г. отец решил прервать его обучение и отдал четырнадцатилетнего сына в ученики к знакомому аптекарю.

Мы не знаем, как складывались отношения у строптивого подростка с аптекарем. Известно, что, не выдержав и года, Петр сбежал из аптеки, вызвав гнев не только отца, но и матери. Заканчивал обучение Петр в мужском отделение училища Светой Анны, носившем название «Анненшуле». Для поступление в медико-хирургическую академию летом 1856 г. явилось 500 кандидатов, зачислено было только 254 человека. Среди них и Петр Францевич Лесгафт. Поступление Петра Францевич Лесгафта в медико-хирургическую академию совпало с кардинальным положительным изменением в ее управлении. По инициативе П.А.Дубровского, президента академии, были внесены значительные изменения в программе изуче6ние, созданы новые кафедры, развернулось интенсивное строительство новых зданий и перестройка старых. Под руководством ученого секретаря конференции Николая Николаевича Зинина Петр Францевич Лесгафт получил первые навыки серьезной исследовательской работы, научился строгой постановке опытов и обращению с химическими реактивами. Очень скоро Л. стал ассистировать Зинину на лекциях. Лекции в академии начинались в 8-9 часов утра и продолжались до 3-4 часов пополудни, практические занятия, как правило, проводились в вечернее время. Многие профессора академии оказали на формирование характера и взглядов Л. существенное влияние, но главную роль в становлении его как анатома-исследователя и ученого сыграл несомненно профессор Венцеслав Леонидович Грубор.

2. Первые исследования и педагогическая деятельность

По предложению В.Л. Грубера Лесгафт согласился частным образом, без вознаграждения, работать у него на кафедре в анатомическом институте, выполняя обязанности нештатного прозектора. Материальное положение Лесгафта в это время было незавидным. Не имея постоянного заработка, он подрабатывал репетиторством, преподавал анатомию и химию в Военно-фельдшерской школе при Медико-хирургической академии. Там же, при помощи Грубера, Лесгафту выделили отдельное помещение, где он оборудовал подсобную препаровочную. В ней он пропадал все свое свободное время, кропотливо исследуя сложные анатомические взаимоотношения мышечных слоев промежности. По совету Грубера он решил положить эти исследования в основу своей диссертации. В конце 1861 г. Лесгафт сдал экзамены для получения высшей степени доктора медицины, а в начале 1862 г.- на следующую степень, доктора медицины и хирургии. Стало определяться и его положение. 23 марта 1863 г. приказом по военному ведомству о чинах гражданских Петр Францевич Лесгафт был назначен сверхкомплектным ординатором без денежного содержания во Второй военно-сухопутный госпиталь, в женское отделение хирургической клиники профессора А.А. Китера. Такое положение довело возможность Лесгафта довольно свободно распоряжаться своим временем. Он руководит практическими занятиями студентов 2-го курса, читает лекции по анатомии студентам 5-го курса. Он трудится над своей диссертацией. В это же время Лесгафт увлекся антропологией, изучает варианты строения черепа, особенности роста и формирование его у лиц разного возраста и пола. Выезжая летом за границу - в Австрию, Германию, Францию, он посещал анатомические музеи и подробно знакомился с коллекцией черепов. 8 мая 1865 г. был назначен дискет, где Лесгафт должен был отстаивать свое право на ученую степень. Защита прошла блестяще. Вскоре за усердную службу Лесгафт был награжден орденом. Св. Станислава 3-й степени. Весной 1868 г., по ходатайству В.Л. Грубера, Лесгафт уже признанный всеми как один из лучших анатомов, получил, наконец, оплачиваемое место прозектора анатомии, оставаясь одновременно и ординатором в госпитале. Этот год принес Петру Францевичу Лесгафту еще и степень доктора медицины и хирургии за сочинение «Колотомия в левой поясничной области с анатомической точки зрения». В сентябре он получил сообщение, что он избран по конкурсу на медицинский факультет Казанского университета и утвержден экстраординарным профессором физиологической анатомии. В Казани Лесгафт пробыл 3 года. Он был учредителем Общества естествоиспытателей при Казанском университете, ему принадлежит идея создания антропологического музея, организация экспедиций для его пополнения ,открытие лектория по современным проблемам науки .Но через 3 года Лесгафта по велению царя уволили из Казанского университета без права преподавания. Поводом послужил конфликт с профессором А.В. Петровым, который самовольно принял экзамены у студентов вместо Лесгафта. Изгнание блестящего профессора взбудоражило весь город. Студента вывешивали прокламации в защиту Лесгафта, а 7 лучших профессоров университета положили свои заявления об отставке на стол ректора. 24 октября 1871 г., оставив жену и сына в Казани, Лесгафта выехал в Петербург. Там ему пришлось согласиться на единственную работу, которую мог предложить ему Грубер, - частным порядком изготавливать анатомические препараты для ветеринарного отделения. Это дало скудные средства к существованию. Он начинает посещать лекции профессора М.М. Руднева по патологической анатомии и изучает гистологические препараты. Антропология давно занимала Петра Францевич Лесгафта и он пишет большую статью «Задача антропологии и метод ее изучения», которая привлекла новизной и оригинальностью взглядов автора на совсем еще новую отрасль знания. Петр Францевич Лесгафт понимал антропологию как науку о человеке, которая рассматривает не только строение, развитие и отправление различных органов и тканей человека, но и влияние на него окружающей среды. Лесгафт писал: «Познать человека, направить и оценить его действия мы можем только тогда, когда, понимая строение его организма, мы хорошо будем знать влияние на него всех внешних условий, как физических, так и нравственных». Материалистическое понимание неразрывной связи человека с окружающей внешней средой, с воздействием этой среды на анатомическое строение органов и тканей и на их функцию составляло сущность нового, прогрессивного учения, получившего вскоре отражение в «функциональной анатомии», создателем и блестящем представителем которой явился Петр Францевич Лесгафт. Зимой 1871-72 г.г. он делал еще первые шаги на этом новом пути, прославившем затем его имя. Неопределенность положения «профессора без кафедры» заставляла его не раз обращаться с прошением в Медицинский департамент для принятия его на службу. Наконец, 27 апреля 1872 г. он был определен сверхштатным младшим чиновником при Медицинском департаменте и летом того же года направлен на борьбу с холерой, вначале в Киевскую, а затем в Могилевскую губернии. Лесгафт успешно справился с порученным ему делом: сумел быстро выявить и изолировать заболевших, убедил жителей деревни соблюдать правила гигиены. После возвращения Лесгафт вновь занялся анатомическими исследованиями, опубликовал ряд интересных работ по анатомии в медицинских журналах. К этому времени относится начало его работы над теорией и практикой физического образования, над созданием научных основ педагогической и лечебной гимнастики. Изучая анатомические особенности органов движения, он вновь и вновь убеждался в теснейшей связи формы органа с его функцией: развивается и крепнет только тот орган, который активно функционирует. Если орган не тренировать, не давать ему нагрузку, то он неизбежно слабеет и атрофируется.

mirznanii.com

2.2.2. Педагогическая деятельность и учение Петра Францевича Лесгафта

Крупнейший ученый в области анатомии и педагогики Петр Францевич Лесгафт (1837-1909) является основоположником оригинальной системы физического воспитания и “первопроходцем” физкультурного образования.

После окончания Петербургской медико-хирургической академии Лесгафт занимался научно-исследовательской деятельностью и в 1865 г. защитил диссертацию на степень доктора медицины. С 1868 г., после написания второй диссертации – уже на степень доктора хирургии, – он получил право участвовать в работе своеобразного научно-исследовательского центра России – гигиенического отдела Педагогического музея Главного управления военно-учебных заведений (ГУВУЗ).

Первая статья Лесгафта – “Основы естественной гимнастики” – определила значение физического воспитания в гармоническом развитии личности. Она была одобрена постоянной школьно-гигиенической комиссией Педагогического музея ГУВУЗа как программа педагогической гимнастики для различных возрастов. В этой комиссии Лесгафт стал отвечать за разработку вопросов физического воспитания.

По инициативе царского правительства Лесгафту было предложено поехать за границу для ознакомления с педагогической гимнастикой. В летние отпуска он побывал в 26 городах 13 западноевропейских государств и тщательно изучил постановку там физического воспитания.

Лесгафт составил “Руководство гимнастики”, разработал систему проведения занятий по гимнастике и фехтованию в средних учебных заведениях. Он добился того, что учителя в школах стали следить за осанкой детей, за правильным освещением рабочих мест и выполнением программы преподавания физических упражнений. Лесгафт настаивал на использовании в российских школах народных игр, которые считал более эффективными, чем гимнастика.

Подготовку педагогических кадров физической культуры Лесгафт считал одной из важнейших задач. Созданные им в 1877 г. гимнастические курсы были закрыты в 1882 г. Но через 14 лет по их образцу Лесгафт открыл Высшие курсы воспитательниц и руководительниц физического образования. Его курсы, по сравнению с другими военными и частными высшими учебными заведениями, были значительно прогрессивней по формам и методам обучения.

В 1900 г. Высшие курсы Лесгафта посещали 246 воспитательниц и руководительниц физического образования. В связи с тем, что они участвовали в событиях 9 января 1905 г., Высшие курсы были закрыты.

Лесгафт впервые в России создал учение о словесных и наглядных методах. Им впервые разработаны системы физической подготовки для учащихся военной гимназии, дошкольного и школьного воспитания средствами физической культуры.

На основе данных антропологии, анатомии и физиологии он классифицировал физические упражнения и игры по четырем основным отделам (табл. 1).

К первому он отнес простые упражнения и сложные. К простым относят движения головой, туловищем и подобные, к сложным – ходьбу, бег и так далее. Ко второй категории были отнесены упражнения с увеличивающимися нагрузками – борьба, прыжки и прочие. К третьей категории – упражнения, связанные с изучением пространственных и временных отношений: бег на время в заданном темпе, прыжки на различные расстояния, метание в цель мячей. К четвертой категории относились упражнения в игровых ситуациях, преодоление расстояний на коньках и лыжах, походы и экскурсии, плавание, фехтование.

Теория и практика физического образования Лесгафта, созданная им биологическая лаборатория получили высокую оценку русской и зарубежной научной общественности. Биологической лаборатории и Высшим курсам, возобновившим свою деятельность уже после смерти Лесгафта, было присвоено его имя. В сентябре 1896 г. Лесгафт поздравил около ста слушательниц с открытием Высших курсов воспитательниц и руководительниц физического образования, а в наши дни Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры имени Петра Францевича Лесгафта успешно реализует многоуровневую структуру подготовки физкультурных кадров.

studfiles.net


Смотрите также