Различные виды гимнастики для губ в работе логопеда. Гимнастика логопеда


Артикуляционная гимнастика в работе логопеда

артикуляционная гимнастикаВ этом посте я хочу рассказать об артикуляционной гимнастике.  Ни один логопед не обходится в своей работе  без использования  комплексов специальных упражнений для органов артикуляции.

 

Для чего нужна  артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика способствует  укреплению мышцы артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика  помогает сформировать определённые уклады органов артикуляции, необходимые  для постановки конкретных звуков.

При помощи артикуляционной гимнастики  тренируется подвижность и переключаемость органов артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика практически всегда используется  при подготовке к постановке звуков, но также  может использоваться и для профилактики артикуляционных расстройств.

Комплексы артикуляционной гимнастики

Есть комплексы общей артикуляционной гимнастики, которые направлены на развитие подвижности  и укрепление органов артикуляции.  Таких комплексов очень много. Обычно используются стандартные упражнения для губ и языка, которым даются весёлые названия.

Примером может служить «Сказка о весёлом язычке», которая так же  знакомит ребёнка  со строением органов артикуляционного аппарата.  Вариантов таких сказок много и в популярной логопедической литературе, и в Интернете.

Так же существуют  специальные комплексы, которые направлены на подготовку к постановке  конкретных звуков или те, которые помогают справиться с определённым  дефектом произношения. Приведу примеры таких комплексов:

Артикуляционная гимнастика для подготовки к  постановке свистящих звуков.

Артикуляционная гимнастика для подготовки к  постановке  шипящих  звуков.

Артикуляционная гимнастика для подготовки к  постановке звука Р.

Артикуляционная гимнастика для подготовки к  постановке  заднеязычных  звуков.

Артикуляционная гимнастика при боковом произношении звуков.

Артикуляционная гимнастика при межзубном  произношении звуков.

Обычно артикуляционная гимнастика включает упражнения для губ и языка, в некоторых случаях  используются упражнения для нижней челюсти и мягкого нёба. Эти органы так же принимают активное участие в формировании звуков речи.

Виды артикуляционных упражнений

Артикуляционные упражнения могут быть статическими (принимается определённая позиция и удерживается под счёт) и динамическими (переключение с одной позиции на другую).  Как только ребёнок усвоит определённые позиции статических упражнений, следует сразу переходить к динамическим упражнениям. Сложность  и количество упражнений в комплексах артикуляционной гимнастики следует наращивать постепенно.  Заниматься лучше перед зеркалом.   Если ребёнок хорошо усвоил упражнения, можно отказаться от зеркала.

Упражнения артикуляционной гимнастики нередко сочетаются с дыхательными и голосовыми упражнениями, а также с приёмами самомассажа.  Если у ребёнка совсем не получается выполнить упражнения, на первых порах применяют  пассивную артикуляционную гимнастику, которой обычно предшествует  логопедический массаж.  Простейшие упражнения артикуляционной гимнастики можно применять с самого раннего возраста.  Конечно же делать это необходимо в игровой форме.  Самым маленьким можно предложить иммитационные движения (улыбнуться как лягушка, вытянуть губы и показать хобот слона).  Логопеды используют разнообразные игровые приёмы и дидактический материал при проведении артикуляционной гимнастики с дошкольниками.

Артикуляционная гимнастика является хорошим вспомогательным  средством в работе логопеда, а также может быть использована родителями и педагогами в качестве средства  профилактики артикуляционных расстройств.  Если же у ребёнка уже имеется речевое нарушение, то одной гимнастикой ему не поможешь. В данном случае нужна помощь квалифицированного логопеда.

Если у вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях. Я обязательно всем отвечу.  Если вы сочли данную информацию полезной, делитесь с друзьями  в социальных сетях.

vashlogoped-online.ru

Логопед и Я: Артикуляционная гимнастика

УлыбкаХоботок «Улыбочка-хоботок»«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

Улыбайся народ,Потом губы – вперёд!И так делаем раз шесть.Всё! Хвалю! Начало есть!

Заборчик

«Заборчик»

- Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.Подъезжает шофёр,Ну, а впереди – забор.Тормозит и назад.И так восемь раз подряд.
Лопаточка

«Лопаточка»

«Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.Язык широкий покажиИ лопатку подержи.
Часики

«Часики»

- Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.Маятник туда, сюдаДелает вот так: «Раз – два»
Качели

«Качели»

- Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.А сейчас качели вверхТянем, тянем до небес.Вниз теперь их полётИ никто не отстаёт.
Змейка

«Змейка»

- Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд.

Осторожно народ:Змея в пещере живёт.Кто её не хвалит,Того она ужалит.

Чашечка

«Чашечка»

- Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.

Язычок наш поумнел.Чашку сделать он сумел.Можно чай туда налить.И с конфетами попить.

Вкусное варенье

«Вкусное варенье»

- Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).Губка верхняя в вареньеАх, неаккуратно ел.Вот облизывать придётсяБудто нету других дел.
Трубочка-желобок

«Трубочка-желобок»

- Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.Ну-ка делай, дружок! Язычок в желобок.Щёки ты не надувай, Губками прижимай!Плавно воздух выпускаетсяЖелобок не разрушается.
Горка

«Горка»

- Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.Санки привезли ребяткиГорка есть и – всё в порядке!
Маляр

«Маляр»

- Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.Сделано немало, кисточка устала.
Лошадка

«Лошадка»

- Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.Вот лошадка скачет ловко,У лошадки есть сноровка!Много, много в цирке лет,А ребятам всем – привет!
Грибок

«Грибок»

- Рот открыт. Язык присосать к нёбу.На тонкой ножке вырос гриб,Он не мал и не велик.Присосался язычок!Несколько секунд – молчок!
Гармошка

«Гармошка»

- Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз верхнюю челюсть.Непослушный язычокДелает вот так – молчок!Челюсть нижняя внизЭто вовсе не каприз.Гармошку делать продолжаем!Рот закрываем, открываем.
Пароход

«Пароход»

- Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).Отплывает пароходЫ-Ы-Ы-ЫНабирает он свой ход.Ы-Ы-Ы-ЫОн в гудок гудит, гудитЫ-Ы-Ы-Ы«Путь счастливый говорит»Ы-Ы-Ы-Ы
Болтушка – индюк

«Болтушка – индюк»

- Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась. По двору индюк ходилБл-Бл-БлХвост, как веер, распустил.Бл-Бл-БлВот какой красивый я,Бл-Бл-БлПолюбуйтесь на меня!
Барабанщики - дятел

«Барабанщики - дятел»

- Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара.Дятел, дятел тук-тук-тук.Д-Д-Д-ДТы чего стучишь, мой друг!Д-Д-Д-Д-Я не зря во рту стучуД-Д-Д-ДЗвукам правильным учу.Д-Д-Д-Д
Цель: помочь родителям и детям в выполнении артикуляционной гимнастики в домашних условиях для закрепления правильной артикуляции звуков.Задачи: - включение ребенка и родителя в целенаправленный логопедический процесс. - совершенствование правильного артикуляционного уклада. - произвести коррекцию звукопроизношения. - сформировать навыки правильного произношения звуков в повседневной речи, дифференцировать звуки. - формировать звуковую культуру речи. Предполагаемый результат: правильное звуковое воспроизведение, формирование правильной речи.http://logoped18.ru/logopedist/prezentatsiya-artikulyatsionnaya-gimnastika-dlya-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta.php Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика необходима при коррекции речевых нарушений любой этиологии и патогенеза. Презентация «Артикуляционная гимнастика» содержит базовый эффективный комплекс артикуляционных упражнений, который необходим при постановке основных групп звуков: свистящих, шипящих, соноров, аффрикат. При минимальных затратах, направленных на развитие мышц артикуляционного аппарата, Вы получите максимальный результат. Презентация может быть использована логопедами поликлиник, ДОУ, развивающих центров, родителями детей, имеющих речевые нарушения.http://logoped18.ru/logopedist/prezentatsiya-artikulyatsionnaya-gimnastika-2.php

logoped10.blogspot.ru

Артикуляционная гимнастика с Логовичком

Люди правильно произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

• Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;

• Улучшить подвижность артикуляционных органов;

• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

• Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

• Увеличить амплитуду движений;

• Уменьшить напряженность артикуляционных органов;

• Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

Занятия ведутся по такой схеме: вначале воспитываются грубые, диффузные движения упражняемых органов, где язычок не выполняет постоянные движения, а лишь занимает то или иное положение.  По мере их усвоения детьми переходим к выработке более тонких, дифференцированных движений. Упражнения для губ можно делать в любом случае. Требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе будут различными. При проведении артикуляционной гимнастики важно учитывать особенности возрастной артикуляционной моторики.

             С детьми 2-3 лет  упражнения проводят в игровой форме. Объем требований невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения органов артикуляционного аппарата.

С детьми 4-ех  лет для артикуляционной гимнастики также  используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются требования к качеству выполнения артикуляционной гимнастики.

У детей  5-7 лет следим за плавностью, четкостью выполнения движений, за умением быстро и четко переключать органы артикуляционного аппарата с одного положения на другое.

Упражнения для детей 2-3 лет могут быть такими:

- Упражнения для языка: «Открываем и закрываем дверцу в домике у язычка», «Поцелуем мамочку», «Заборчик», «Наказать язычок», «Лопаточка».

- Упражнения для губ: «Хоботок», «Бублик», «Удержи трубочку», «Лопающиеся пузырьки».

- Упражнения для развития воздушной струи:  игра на музыкальных инструментах (дудочка), «Чей свисток громче свистит», «Погреть ручки», «Греем ладошки», «Подуть на зеркало».

Выполняя упражнения, следим за качеством выполнения, а не за количеством. Дозировка строго индивидуальна для каждого ребенка

Если у ребенка движения точные, устойчивые, плавные, без подергиваний, без  напряжения в органах артикуляции,  дрожания, когда положение речевого органа произвольно удерживается без изменений довольно долго,  то каждое упражнение выполняем 3 раза.

В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с интервалами, паузами перед новым движением, что позволяет взрослым проконтролировать качество движения, а ребенку – ощутить, осознать и запомнить свои действия. Из выполняемых упражнений новыми могут быть одно – два, остальные остаются для повторения. Если какое-то упражнение выполняется недостаточно качественно, то новое упражнение не вводится. Продолжаем отрабатывать повторный материал.

Развитию артикуляционной моторики так же способствуют упражнения на звукоподражания. Для того, чтобы создать благоприятные условия для правильного произношения всех звуков у детей младшего дошкольного возраста можно проводить упражнения, которые соответствуют закономерности усвоения звуков детьми.    

 

Последовательность усвоения звуков русского языка подчиняется общим правилам. Так первыми появляются гласные и простые согласные. На основе звуков Т, Т` идет формирование свистящих звуков, на основе свистящих, усваиваются шипящие звуки, далее соноры. Опираясь на эти данные, строим свою работу. В игровой форме учим детей четко произносить звукоподражания так, чтобы все звуки были ясно слышны. Работа начинается с отработки гласных и простых согласных. Гласные отрабатываем не как-нибудь, а очень четко, даже несколько утрируя. Это дает нагрузку губам, языку, щекам, гортани,  и в работу включаются органы дыхания.

infourok.ru

Упражнения для губ для детей с дыхательными упражнениями

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики блога!Сегодня я вам расскажу, какие бывают упражнения для губ для детей и какую роль они играют в улучшении дикции. Наверно вы обращали внимание, как трудно бывает понять человека, когда он говорит, почти не открывая рта или линия губ (Г) у него слегка скошена, один уголок рта выше другого. Это может быть либо симптомом какой-либо неврологической патологии либо нарушения прикуса.

Диагностика

С этим надо обращаться к соответствующим специалистам, к неврологу или к ортодонту. Мы же будем говорить о том, как сделать так, чтобы это не мешало нам говорить четко и понятно. Начнем с того, что артикуляционные упражнения для Г тесно связаны с гимнастикой для щек, с различными дыхательными занятиями, а также с массажем мышц рта и прилегающих к нему областей. Если у мышц верхней и нижней Г нарушен тонус и они плохо смыкаются, то ребенку трудно даже сдуть кусочек ватки с ладони.

То есть воздушная струя не участвует в образовании звуков, речь очень бедная и часто спонтанная. Напряжение Г ведет к напряжению остальных мышц: языка и щек. Поэтому при обследовании ребенка логопед придает большое значение навыкам малыша по управлению воздушной струей. Малыша просят подуть как минимум 3 способами:

  • подуть через сомкнутые губы, звук типа “пффф”
  • сложить губы трубочкой “ффф”, дуем как на одуванчик
  • с приоткрытым ртом, как будто хотим согреть руки “ххххх”

При этом наблюдаем, смыкаются ли Г, складываются ли они в трубочку, надуваются ли щеки. Очень часто дети не могут дуть вообще никак, это бывает при неправильном прикусе, когда Г не смыкаются, при дизартрии воздух растекается в щеки и они надуваются, очень слабый выдох при аденоидах. Если нет заднеязычных звуков, Г-К-Х, то получится звук не “ххх”, а что-то типа “тссь”.

Бывает, что ребенок может как-то дунуть, но при этом струя воздуха настолько не целенаправленная, что не получается выдуть мыльный пузырь или сделать Г “тпру”. И кроме того, получается не “трубочка” языком, а нечто, похожее на пятачок поросенка. При попытке малыша улыбнуться наблюдается искривление линии рта, один уголок выше, другой ниже. Если пристальнее присмотреться к носогубным складкам, можно заметить их сглаживание и асимметрию.

Виды артикуляционной гимнастики

Все эти признаки неврологических отклонений. Неврология может быть и совсем легкой, малыш не стоит на учете в поликлинике, но мешать формированию полноценной речи. Исправить это поможет артикуляционная гимнастика, делать ее надо регулярно, сочетая с дыхательной, голосовой и с логопедическим массажем. Гимнастика бывает активная и пассивная, статическая и динамическая. Рассмотрим все эти виды, в сочетании с дыханием и массированием.

При пассивной гимнастике ребенок сам не может выполнить задание, взрослый активно ему помогает, берет пальцами его Г, растягивает их или наоборот собирает в трубочку, смыкает и другие необходимые действия, постепенно приучая ребенка, чтоб он делал это своими пальцами. При этом должна быть опора на зрительный анализатор, чтобы контролировать процесс, желательно все делать рядом с зеркалом.

Сочетание и последовательность разных видов

Последовательность такая: взрослый и малыш сидят перед зеркалом, взрослый показывает на себе, просит повторить, если у ребенка не получается, взрослый своими пальцами делает ему, затем ребенок пытается сделать это сам, а потом пробует сделать без помощи рук. Это уже активная гимнастика, может быть не сразу, периодически помогая пальцами. Главное не торопиться, должна точность и правильность выполнения, чтоб потом не надо было переучиваться.

Пассивная гимнастика тесно связана с массажем, вернее сказать, массаж плавно перетекает в пассивную гимнастику. Надо четко знать, что все упражнения надо выполнять предварительно расслабив Г, нельзя делать на плотно сомкнутых, напряженных, так как, во-первых, толку будет мало, и ребенок будет испытывать дискомфорт и негатив, может вообще отказаться от занятий.

Для начала целесообразно научить малыша чувствовать разницу между напряженными и расслабленными Г, говорить ему: “Чувствуешь, как тебе приятно и хорошо, когда губки мягкие, какие они красивые”. Фиксировать его внимание, что когда Г напряжены, они тонкие, бледные, а расслабленные — яркие, “бантиком”. При постановке звуков это очень важно, чтобы ни челюсти ни губы не напрягались, а рот был широко открыт, иначе очень сложно работать над коррекцией фонетики.

При статической гимнастики Г задерживаются в одном положении некоторое время, например, на счет до 10. Например, “трубочка”,  дети держат, а вы считаете и так несколько раз, затем “заборчик” и опять держать в этом положении. При динамической гимнастике, наоборот, происходит активная работа Г, “заборчик — трубочка”, нужно работать Г, то растягивая их и показывать зубы, то вытягивать вперед в трубочку, тоже на счет в несколько приемов.

К динамической гимнастике переходить, когда каждое упражнение уже отработано, автоматизировано и ребенок его делает безупречно. Допускается помощь руками, если вдруг возникнет сбой, можно сочетать с голосовой гимнастикой, произносить при трубочке У, а при заборчике И в разном темпе, то быстро то медленно, то тише, то громче, то тонким голосом, то “толстым”.

Статические упражнения артикуляционной гимнастики

    • трубочка губами, еще называется “хобот” или “слоник”, губы вытягиваются вперед, как при произнесении звука У

  • заборчик, открытая улыбка, показывать зубы, как при произношении звука И
  • улыбка, закрытая, одними губами
  • дом открыт, еще называется “окошко”, широко открыть рот — “открой окошко в домике”
  • дом закрыт — губы вместе, тесно прижаты
  • замок, накрыть верхней губой нижнюю, которую затянуть слегка в рот
  • ключ, наоборот, нижней верхнюю
  • тпру, губы сомкнуть, слегка вытянуть вперед и издать вибрирующий звук
  • покажи верхние зубы, поднять верхнюю губу и показать верхние зубы
  • покажи нижние зубы, верхнюю губу опустить, нижнюю оттянуть
  • пятачок, вытянуть губы вперед, слегка их расширить
  • рупор, еще называется “окошко” или “бублик”, губы как при произношении О

Динамическая гимнастика для детей

    • зарядка для хобота, трубочку крутить по часовой стрелке и против, вверх-вниз, вправо-влево
    • заборчик — дудочка (лягушка — слон)

  • покусывать то верхнюю губу, то нижнюю, “причешем губки”
  • улыбка — трубочка
  • дом открыт — закрыт, смыкать губы, напрягая их, открывать широко рот, расслабляяпоказывать то верхние губы, то нижние, затем все сразу, заборчик
  • корчим рожи — двигать челюстью вправо-влево
  • пятачок — трубочка
  • окошко — домик открыт — трубочка — заборчик — О — А — У — И

Гимнастика в игровой форме

С этими упражнениями хорошо сочетается игры на развитие дыхания. Малыш не хочет заниматься, давайте будем играть. Не хочет смыкать Г, значит сдуваем ватку с ладошки, показываем, как весело делать “пффф”, как будто бабочка вспорхнула с ладошки. Нужно поднять нижнюю Г вверх — кладем ватку на нос и дуем с нижней губы. Скачет лошадка, щелкаем языком и вот она остановилась, “тпррру”, не получается, играем на губах как на балалайке.

Хорошо проходит игра с мыльными пузырями. Очень весело смотреть, как они летят, переливаются радужными разводами. “А теперь дуй сам!” — говорите малышу. Может не получится сразу, ничего страшного, подбадривайте ребенка. Дуйте с ним по очереди, он то ловит их руками, то дует. Можно еще поводить за кольцо рукой и пузырики тоже разлетаются в стороны.

Еще в помощь такие игрушки, как губная гармошка, дудочка, свисток, различные дуделки и свистульки. а также надувание шариков. Конечно, здесь уже требуются более сложные навыки, хорошо отработанные мышцы Г, умение, держать игрушку губами и при этом набирать воздух и выдыхать, не выпуская изо рта предмет. Поэтому ничего страшного, если поначалу дудочка будет выпадать вместе с выдохом, а воздух втягиваться из шарика, это отработается со временем.

Сладкая гимнастика

Можно также использоваться вкусные и сладкие “тренажеры”, различные сладкие палочки, червячки и сосательные конфетки. Дети могут их держать между Г, внутри “трубочки”, а также прижиматься “хоботком” к носу, удерживая палочки, как усы. Выплевывать кусочки печенья и шоколада между губ или брать их с блюдца губами, “кормиться как птенчики”.

На этом заканчиваю писать о гимнастике губ, если остались какие-нибудь вопросы или вы хотите поделиться своим опытом, пишите в комментариях. Делитесь новым материалом в соцсетях, подписывайтесь на новые статьи блога и вы узнаете много интересного.

Гимнастика для щек.Упражнение чашечка.Упражнение лошадка.

marilina.ru

Артикуляционная гимнастика. Советы логопеда. Учитель-логопед Кирюшина О.В.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодня мы бы хотели остановиться на значении и организации артикуляционной гимнастики в становлении и коррекции звукопроизношения у дошкольников. Данная информация будет полезна как для родителей детей раннего возраста, так и для детей старшего дошкольного возраста.

        Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

  1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т.е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).
  2. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т.е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?

  • Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.
  • Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).
  • Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»
  • Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:

Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

Подражаем мы лягушкам: Тянем губы прямо к ушкам. Вы сейчас тяните губки –Я увижу ваши зубки. Мы потянем – перестанемИ нисколько не устанем.

Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

Рот пошире открываем, В бегемотиков играем: Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя, До пяти считаю я.А потом закроем рот Отдыхает бегемот.

  • «Слоник»;
  • «Чашечка»;
  • «Блинчик»;
  • «Змейка»;

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, за­тем спрятать. Повторить 3-4 раза.Подражаем мы змее,С ней мы будем наравне:Высунем язык и спрячем,Только так, а не иначе.

  • «Киска злится»;
  • «Парус».

Это некоторые основные упражнения, их намного больше. Здесь надо сказать, что особенно важные это первые два упражнения – «Заборчик», «Окошечко», так как именно от этих упражнений будут выполняться и другие. Например, чтобы выполнить упражнение «Парус», мы говорим ребенку: «Сделай «Заборчик» - «Окошечко» - «Парус». И так любое упражнение будет начинаться именно с этих двух.

Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать»

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:

  • «Часики»;
  • «Качели»;
  • «Лошадка»;

 Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.Я - весёлая лошадка, Тёмная, как шоколадка. Язычком пощёлкай громко – Стук копыт услышишь звонкий.

  • «Чистим зубки»;
  • «Вкусное варенье»;
  • «Индюк»;
  • «Маляр»;
  • «Месим тесто» и другие.

Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает – опускает язык вверх – вниз, а взрослый считает «кач – кач».

Если язык у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, ребенок не может удержать позу даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно понадобится помощь врача –логопеда и специальный массаж.

И в конце нашего выступления мы хотели бы порекомендовать книги и методические пособия по артикуляционной гимнастики:

Пожиленко «Артикуляционная гимнастика», Т. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах», Т. Буденная «Логопедическая гимнастика», Е. С. Анищенкова «Ариткуляционная гимнастика для развития речи дошкольников», Е. Косинова «Артикуляционная гимнастика. Сказки, игры, упражнения для развития речи». Особенно мы хотели отметить книгу Т. А. Воробьевой, О. И. Крупенчук «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». Данное пособие составлено так, что каждый родитель может без проблем проводить артикуляционную гимнастику со своим ребенком. В книги на каждой странице – одно упражнение, его цель, подробное описание, стишок, проблемы, которые могут возникнуть, и конечно, картинка с правильным выполнением.

sadovnici-bal-ds43.edumsko.ru

Логопедические упражнения для детей

Речь дошкольников часто нуждается в коррекции, в помощи логопеда в связи с неправильным произношением или отсутствием определенных звуков. Задача родителей — не запускать проблему и прислушиваться к советам специалистов по поводу постановки звуков, выполнения специальных упражнений со своими чадами. Узнаем об этом подробно.

Логопедические упражнения для детей: 2-3 года

В этом возрасте рано говорить о неправильном произношении. Но, тем не менее, не лишними будут занятия, целью которых является развитие артикуляционного аппарата. Папа или мама должны показать, как правильно их выполнять, объяснить все ребенку и делать их вместе с ним. В этом возрастном периоде наследование (копирование) является основой занятий. Итак, выполняйте с малышом такие действия:

  1. Массаж щек. Ладошками растирайте щечки сверху, похлопывайте их. Затем язычком поочередно массажируйте каждую щечку движениями вверх-вниз.
  2. Сытый кот. Губы должны быть сомкнутыми. Носом надо набрать воздух и надуть щеки, как будто бы кот наелся. Удерживать воздух нужно вначале 3-5 секунд, затем дольше. Выпустив воздух, помяукайте весело.
  3. Голодный котик. Действия выполняются наоборот. Воздух изо рта выпускается, и губы вытягиваются вперед, в трубочку. Вначале нужно помогать себе руками, прогибая щечки вовнутрь. Возвращая губы в исходное положение, помяукайте жалобно, как будто котик просит есть.
  4. Лопнувший шарик. Надуйте щечки, затем легонечко хлопните ладошками по ним — шарик лопнул. Воздух будет выходить с шумом. 
  5. Улыбочка. Во рту зубы должны быть сомкнутыми и губы тоже. Максимально растягивайте губы и удерживайте их в таком положении. 
  6. Хобот. При сомкнутых зубах нужно максимально вытягивать губки вперед, изображая хобот слона. Ребенок должен быть знаком с этим животным, видеть его на картинках, чтобы понимать, кого он изображает. 
  7. Улыбка-хобот. Цель упражнения — развитие подвижности губ. Нужно сначала медленно изобразить улыбку сомкнутыми губами, а затем вытянуть их вперед трубочкой, изображая хобот. С каждым днем нужно выполнять это упражнение быстрее. 
  8. Кролик. Приоткройте рот. Приподнимайте вверх только верхнюю губу, обнажая верхние зубы. При этом должно морщиться личико малыша, появляться носогубные складки. Это подготовка к формированию звуков В и Ф.
  9. Разговор рыбок. Суть упражнения состоит в похлопывании губок одна о другую на одном дыхании. При этом произвольно произносится глухой звук П.
  10. Прячем губки. При широко открытом рту губы втягиваются вовнутрь, прижимаются к зубам. То же самое выполняется при закрытом рту.
  11. Художник. Нужно взять губами кончик карандаша и рисовать в воздухе ним кружочек.
  12. Ветерок. Нарежьте кусочки бумаги, положите их на стол и предлагайте малышу сдувать их с силой одним резким выдохом.

Логопедические упражнения для детей: 4-5 лет

В этом возрасте дети могут выполнять предыдущие упражнения без наглядного примера взрослого, делать их чаще и быстрее. К ним добавляются и другие, для развития нижней челюсти:

  1. Птенчик боится. Язык — это птенчик. Он свободно лежит на своем месте, а рот малыша открывается широко и закрывается, как будто птенчик прячется в клетке. При этом активно двигается нижняя челюсть.
  2. Акула. Упражнение выполняется медленно, без резких движений при сомкнутых губах. Вначале челюсть двигается вправо, потом влево, вперед и на свое место.
  3. Птенчик ест. Это имитация жевания пищи сначала с открытым, затем с закрытым ртом.
  4. Обезьянки. Нужно максимально опускать вниз челюсть, вытягивая язычок до конца подбородка.

Фонетическая гимнастика — это ответы малыша на вопросы родителей, повторяющиеся периодично:

  1. Как зовут цыпляток? Цып-цып.
  2. Как часки тикают? Тик-так.
  3. Как делают ножнички? Чик-чик.
  4. Как жучок жужжит? Ж-ж-ж-ж.
  5. А волк как воет? У-у-у-у.
  6. Как пищат комарики? З-з-з-з.
  7. Как змея шипит? Ш-ш-ш-ш.

Фонетическую гимнастику можно чередовать с играми на произношение звуков. Например, „Заводные игрушки”. По очереди взрослый ключиком заводит жучка, который произносит звук ж-ж-ж-ж-ж и летит по комнате; затем мотоцикл, который двигается быстро, и его мотор говорит р-р-р-р-р. Далее прыгает ежик и говорит ф-ф-ф-ф-ф, поет цыпленок ц-ц-ц-ц-ц.

Логопедические упражнения для детей: 6-7 лет

В этом возрасте артикуляционная гимнастика детьми выполняется с первичной демонстрацией взрослого и далее по его словесным указаниям:

  1. Улыбочка. Вначале губы растягиваются в улыбке, зубы прикрыты, затем они обнажаются и снова прячутся под губками.
  2. Наказание непослушного язычка. Язык ложится на нижнюю губку и верхней его надо пошлепывать. При этом произносится звук ”пя-пя”.
  3. Лопатка. Рот немного приоткрыт. Язык из своего обычного положения ложится на нижнюю губу, а затем прячется обратно.
  4. Трубочка. Рот открывается, язык максимально выдвигается вперед, его края загибаются трубочкой и так удерживаются несколько секунд.
  5. Облизывание губ. Рот полуоткрыт. Круговым движением языка облизываются губы сначала по часовой стрелке, затем обратно.
  6. Чистка зубов. Зубной щеточкой служит язык ребенка, который делает ”чистку” вначале краев верхних зубов, потом их внутренней поверхности, внешней. То же самое выполняется и с нижними зубами.
  7. Часы. Губки ребенка растянуты в улыбке при открытом рту. Кончик языка ритмично двигается вправо-влево, дотрагиваясь до его уголков.
  8. Змея. При открытом рту согнутый трубочкой язычок быстро выдвигается вперед и задвигается обратно. При этом прикасаться к зубам и губам нельзя.

Логопедические упражнения для детей: постановка звука „р”

Если ваш малыш не выговаривает звук „р”, то вам просто необходима консультация логопеда. Возможно, причина проблемы состоит в слишком короткой уздечке — перепоночке, которая держит язык. Ее еще называют подъязычной связкой. Диагностировать это сможет только логопед. И если он подтвердит, что уздечка действительно короткая, то стоит ее подрезать.

Тогда языку обеспечится необходимая амплитуда движений — и все упражнения для постановки звука ”р” будут эффективными.

Другими причинами неправильного произношения могут быть низкая подвижность артикуляционного аппарата (что исправляется упражнениями), нарушение фонематического слуха. Последнее порой зависит от генетики. Если же физиологических основ нарушения дикции у малыша нет, то самое время проводить ежедневные упражнения. Не стоит беспокоиться по поводу непроизношения или неправильного выговаривания звука ”р” ребенком в 2-4 года. Если же он до 5 лет не выговорился, то тогда действительно следует начать занятия:

  1. Кисточка маляра. Это разминочное упражнение. Язык — кисточка, которой нужно погладить верхнее нёбо, начиная от зубов и далее в сторону горла.
  2. Гармошка. Рот немного приоткрыт, язык плотно прижимается сначала к верхнему нёбу, затем к нижнему с одновременным опусканием челюсти вниз.
  3. Чистка зубов. Рот приоткрыт немного. Язык-щетка двигается между зубами, достигая самых крайних уголков.
  4. Комарик. Нужно приоткрыть рот, кончик языка продвинуть между зубами и так попробовать произнести звук «з-з-з», изображая комара. Затем кончик языка перемещается вверх, упираясь в верхние зубы, а комарик при этом продолжает издавать свой писк.
  5. Рот открыт, конец язычка прижимается к верхним зубам. Ребенок должен быстро произносить звук «д-д». В это время взрослый шпателем или просто чайной ложечкой, ее ручкой ритмично, но без нажима должен колебать уздечку влево и вправо. Вибрация воздуха будет постепенно превращать произносимый звук „д” в „р”. Это основное упражнение для его постановки.

Логопедические упражнения для детей: ставим звук „л”

Недостатки произношения этого звука называют специальным термином ламбдацизм. Он имеет несколько видов. Это общее пропускание звука («имон» вместо «лимон»), замена его другими, носовое произношение.

При всех видах ламбдацизма нужно выполнять такие артикуляционные упражнения:

  1. Разговор индючка. В быстром темпе при открытом рту язык двигается в стороны. При этом произносится звук, характерный рассерженному животному: „бл-бл”.
  2. Гамак. Это растяжка языка. Его кончик должен упираться в верхние зубки, а затем в нижние. Нужно, чтобы период упора был как можно более долгим. Язычок при этом напоминает гамак. 
  3. Лошадка. Пощёлкивание широким языком верхнего неба дети выполняют с удовольствием. 
  4. Грибок. Язычок малыша всей поверхностью упирается в верхнее небо, а нижняя челюсть при этом опускается вниз до максимума. Уздечка натягивается сильно.
  5. Самолет гудит. Нужно длительно изображать гудение самолета низким тоном. При этом надо следить, чтобы кончик языка упирался именно в верхние зубы, а не находился между нижними и верхними зубчиками.
  6. Пароход. Взрослый произносит звук «ыы», имитирующий гудение парохода, затем перемещает язык межу зубами — и получается межзубный звук „л”. Два положения языка нужно чередовать.  

Логопедические упражнения для детей: шипящие

Дети лучше всего упражняются в постановке звуков, изображая животных, насекомых. Ведь игровая форма обучения для них самая приемлемая. Итак, можно играть в комара и осу, летая по комнате, махая ручками, и произносить при этом «з-з-з», затем «с-с-с».

Звук «ч-ч-ч» — это движение поезда. Предложите малышу стать паровозом, а вы будете вагончиком, и вместе произносите звук.

Постановка звука «ш» — это распиливание дров. Опять же, упражнение нужно выполнять вместе. Этот звук также можно изображать в игре «Море», двигаясь подобно волнам.

Рекомендуется для упражнений на коррекцию этих звуков использовать картинки. Так, взрослый демонстрирует, например, фото комара, пчелы, изображение ветра, волн, а ребенок артикуляцией отображает соответствующие звуки.

Упражнения для детей с задержкой речевого развития

Для этой категории детей логопеды советуют проводить упражнения-игры на подражание. При этом важно совмещать наглядность (картинки), пример взрослого и совместное проговаривание звуков. Для этого педагог или родитель многократно должен повторять определенные звуки, а затем просить сделать малыша это вместе. Начинать нужно с повторения звуков, потом слогов, позже слов, затем уже фраз.

Например, показывая картинку с изображением жучка, взрослый 3-4 раза повторяет звук „ж”, протягивая его и показывая ребенку, как при этом складываются его губы. Потом просит ребенка вместе побыть жучками и погудеть. Аналогично с изображением комарика и произношением звука „з”, с самолетом и звуком „у”. Взрослый терпеливо повторяет звуки вместе с ребенком, а в конце таких упражнений он еще раз называет изображение на картинке полным словом (жучок, комарик, самолет).

Повторение слогов — это озвучивание голосов животных. Котик говорит „мяу”, собачка „ав”, курочка „ко- ко”, коза „ме”. Слова-звукоподражания при этом являются и инструментом общего развития ребенка. Дополнить упражнения на произношение слогов можно показом картинок с музыкальными инструментами и демонстрацией игры на дудочке (ду-ду), барабане (бом-бом), колокольчике (динь-динь). 

На стартовом этапе логопедических упражнений с неговорящими детками нужно быть готовыми к тому, что они просто не будут повторять примеры взрослого с первого раза либо будут повторять их неверно. Допускаются любые ответы ребенка, а от взрослого необходимо терпение и спокойствие.

Специально для nashidetki.net- Диана Руденко

nashidetki.net


Смотрите также