ЛФК - Лечебная гимнастика. Гимнастика малыши


Гимнастика для малышей

Гимнастика для малышей: дыхательная гимнастика для часто болеющих детей. Поиграем с пользой для здоровья!

gimnastika-dlia-malyshei

Мне очень часто задают вопрос читатели сайта: Есть ли специальная утренняя гимнастика для часто болеющих самых маленьких деток? С детьми постарше проще – они уже  могут делать дыхательную гимнастику Стрельниковой, Толкачёва и других авторов, а как быть с малышами?  В педагогике и методике физического воспитания самых маленьких детей известны  разные методики помощи таким малышам и проведения гимнастики с ними.  Я приведу пример гимнастики  для часто и длительно болеющих детей ясельного и младшего дошкольного возраста из опыта  очень известного детского сада В. Г. Алямовской.

Эта дыхательная гимнастика будет полезна не только для профилактики ОРЗ, но и для формирования правильного речевого выдоха ребенка и развития речевого дыхания.

Гимнастика для малышей: дыхательная гимнастика для часто и длительно болеющих малышей.

Упражнения нужно включать в утреннюю гимнастику, разминку после дневного сна, прогулку. Повторить гимнастику нужно не менее 2 раз в день.

Чтобы ребенку было интереснее, придумывайте истории, в которые включены упражнения.

— Наступило утро. Проснулись часики и сказали «тик-так, тик-так, тик-так, тик-так, пора вставать!»

Упражнение «Часы». Попросите ребенка встать, слегка  расставив ноги («игрушечная машина между ног проедет»), опустить руки. Ребенок размахивает прямыми руками вперед – назад и произносит  «тик-так, тик-так». Повторяется упражнение 6-7 раз.

— Вышел на улицу пастушок, погнал коров да овечек на лужок. Сел на пенек и заиграл на дудочке.

Упражнение «Дудочка». Малыш садится на стульчик, сжимает кисти рук (будто держит в руках дудочку), подносит воображаемую дудочку к губам. Делает медленный выдох со звуком «пффффффффффф». Повторяем 4 раза.

— Услышал дудочку петушок, взлетел на забор, крыльями замахал,  да как закричит во всё горло: «Кукарекуууу!»

Упражнение «Петушок». Малыш встает прямо, ноги слегка расставляет, руки опускает. И начинает махать крыльями как петушок. Сначала поднимаем руки в стороны (вдох), затем опускаем их и хлопаем ими по бёдрам со словами «Кукарекууу!» (выдох). Повторяем 4 раза.

— Услышала бабушка петушка, проснулась, пошла кашу варить. Каша кипит.

Упражнение «Каша кипит». Садимся на стулья. Одну руку кладем на живот, другую – на грудь. Втягиваем живот и набираем воздух в грудь (вдох), опускаем грудь (выдыхаем) и выпячиваем живот (выдох). На выдохе говорим долго звук ффффф. Повторяем 4 раза. Сначала сами разучите это упражнение, и только потом делайте его с малышом.

— Встали ребятки, поели каши, поблагодарили бабушку и пошли в парк кататься на паровозике.

Упражнение «Паровозик». Ходим по комнате, делая попеременно движения руками и приговаривая «чух-чух-чух-чух». Повторяем 20 секунд.

— Покатались ребята на веселом паровозике и стали играть  с мячиком. Берем мячик диаметром до 10 см и делаем упражнение.

Упражнение «Веселый мячик». Встаньте прямо, ноги расставлены. Поднимаем руки с мячом к груди. Вдох. Бросаем мяч от груди вперед со звуком «ууууух» (выдох). Догоняем мяч и снова повторяем. Упражнение повторяется 4-5 раз.

— Наигрались дети в парке и пошли домой. А на улице у бабушкиного дома – гуси! Гогочут, крыльями машут!

Упражнение «Гуси». Медленно ходим по комнате. Вдох – поднимаем руки в стороны, выдох – опускаем руки вниз и тянем слог «гуууууууу, гуууууууу». Повторяем минуту.

Убежали гуси, а детки к бабушки пошли – сказку слушать, суп кушать, бабушке помогать, да друг с другом играть!

Гимнастика для малышей:дополнительные упражнения для комплекса дыхательной гимнастики

Упражнение «Большие и маленькие». Упражнение выполняем стоя. На вдохе малыш встает на цыпочки и тянется вверх, показывая «какой он большой». Задерживается на несколько секунд в этой позе. На выдохе приседаем, обхватив руками колени и одновременно произнося  «ууууууух». Прячем голову в колени – показываем «какой я был маленький».

Упражнение «Сердитый ежик». Встаем, ноги расставляем.  Изображаем ежиков. Ежик заметил лису и сворачивается в клубок. Наклоняемся как можно ниже (пятки не отрываем), обхвативаем руками грудь, голову опускаем. Выдох – на выдохе тянем звук «ФФФФФ» — звук сердитого ежика. Затем встаем в исходное положение, расправляем плечи. Лиса ушла, опасность миновала. Повторяем 5 раз.

Упражнение «Закаливающее носовое дыхание».

Этот цикл упражнений улучшает кровоснабжение верхних отделов дыхательных путей, повышает устойчивость организма к недостатку кислорода, к холоду. Упражнения проводим в дополнение к дыхательной гимнастике.

— «Дышим носиком». Делаем 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю, по очереди закрывая их то большим, то указательным пальцем правой руки.

— «Грибок». Открываем рот, прижимаем к нёбу кончик языка.

— «Сердитый индюк». Делаем спокойный вдох, на выдохе произносим слоги «ба-бо-бу» и одновременно постукиваем пальчиками по крыльям носа.

— «Лев рычит».  Сжимаем пальцы рук в кулаки. Вдох. Во время вдоха очень широко открываем рот и высовываем язык как можно дальше, пытаясь им достать до подбородка. Делаем выдох, с выдохом разжимаем пальцы рук.

Желаю Вам, чтобы гимнастика для малышей принесла здоровье и радость!

Еще о здоровье и развитии детей Вы можете прочитать:

Можно ли ребенку спрыгивать на твердую поверхность? Профилактика плоскостопия.

Правша или левша или скрытый левша? Как определить ведущую руку ребенка?

Артикуляционная гимнастика в картинках, стихах и видео.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi

rodnaya-tropinka.ru

Зарядка для ребенка

Попробуем сделать так, чтобы утренняя зарядка для детей, да и спорт вообще, стали неотъемлемой частью жизни наших малышей, как необходимость чистки зубов по утрам…

Детская зарядка

Если с самого раннего возраста малыш будет начинать день с 10-минутной разминки, это станет для него привычным, естественным и совершенно необременительным. Сначала он будет заниматься вместе с мамой или папой и под их руководством, а позже станет делать упражнения самостоятельно.

Для того чтобы укрепить в себе желание заниматься с малышом, будет нелишним вспомнить о той огромной пользе, которую принесут такие занятия. Движение для ребенка – это жизнь. Ученые давно заметили прямую связь между двигательной активностью человека и теми обменными процессами, которые происходят в его организме. Если кроха достаточно двигается, у него улучшается обмен веществ, продуктивнее работает дыхательная, сердечно-сосудистая, иммунная системы. Значит, в целом, он будет становиться крепче и здоровее. Несложные упражнения утренней зарядки для детей направлены не на тренировку каких-то серьезных спортивных навыков и умений, они не переутомляют малыша, а поддерживают организм в хорошем тонусе, помогают его общему развитию и укреплению, улучшают сон, аппетит, ускоряют рост. Даже само название – «зарядка» – несет в себе особый смысл. Она будет заряжать наших маленьких шустриков здоровьем, силой, выносливостью и хорошим настроением!

Но и это не все! Утренняя гимнастика – это еще и замечательное развивающее занятие для крохи. Малыш будет учиться понимать задания взрослого, правильно повторять их, при этом развивать не только мышцы и связки, но и речь, мышление, внимание, память.

Гимнастика для детей

Конечно, зарядкой детям лучше заниматься утром, сразу после пробуждения. Потому что одна из ее задач – помочь организму проснуться, запустить все те процессы, которые ночью замедляются, размять «залежавшиеся» суставы рук, ног, позвоночника, давая им возможность мягко и без перенапряжения включиться в дневной ритм жизни. Упражнения лучше выполнять натощак, в хорошо проветренной комнате, а в теплое время года – при открытом окне. Наденьте на маленького спортсмена одежду, которая не сковывает движений.

А лучше всего заниматься в трусиках, майке и босиком.

Маленькие дети еще не умеют долго удерживать внимание на одном занятии. Если делать зарядку с ними слишком долго, они потеряют к упражнениям всякий интерес. Поэтому с малышом 1–2 лет достаточно заниматься всего 5–7 минут в день. К 3 годам время утренней гимнастики можно увеличить до 10–15 минут.

Если по какой-то причине у вас не получается заниматься с ребенком сразу после пробуждения, это вовсе не повод отказываться от занятий вообще. Отыщите чуть-чуть времени в первой половине дня, когда у крохи хорошее настроение, и устройте небольшую разминку. Все равно это будет очень полезно!

Иногда родители жалуются, что малыш категорически отказывается делать зарядку. Такое обычно случается, если мы превращаем то, что должно быть веселой и радостной игрой, в нудную «обязаловку». Разве найдется на свете такой малыш, который откажется заниматься тем, что доставляет ему удовольствие? Вряд ли. Значит, делать зарядку нужно весело и с энтузиазмом! Крохе очень быстро надоест нудное: руки вперед, в стороны, вверх, вперед, в стороны, вверх… Он пока не сможет понять, что все это делается ради его здоровья. А потому каждое упражнение необходимо превратить в забавную развивающую игру: полет на самолете, умывание кошечки, танец зайчонка, лягушачьи прыжки и т. п. Подходящие тематические стишки только приветствуются! Они помогут внести в упражнения определенный смысл, зададут ритм, будут дополнительно способствовать развитию речи ребенка. И, конечно, мама или папа должны настраивать малыша на занятия своим собственным примером!

Можно придумать какой-нибудь особенный ритуал, с которого вы будете начинать зарядку. Может, сигналом к началу всякий раз будет служить любимая песенка малыша. Или какой-нибудь короткий стишок, который вы будете рассказывать вместе с маленьким физкультурником, бодро маршируя по комнате.

Для того чтобы заниматься было интереснее, используйте в упражнениях мячи разного размера, обруч (сквозь него, например, можно пролезать, запрыгивать в него и выпрыгивать), ленточки (дорожка на полу, по которой нужно пройти). Малыши обычно очень любят упражнения с фитболом. А вот гантели и другие утяжелители использовать пока нельзя.

 

Гимнастика для детей

Зарядка в 1 год

А теперь приступаем к самой зарядке. Если вашему малышу 1 год или чуть больше, попробуйте с ним эти несложные, но очень полезные упражнения. Они пока не слишком похожи на полноценную зарядку, но зато помогают крохе совершенствовать навыки ходьбы, развивают координацию движений.

В качестве разминки походите с малышом по комнате, взяв его за ручку. При этом можно приговаривать:

Топ ногой, топ другой, Я большой уже такой, И шагают сами Ноги прямо к маме.

(Е. Стеквашова)

Дальше будем делать упражнение под стишок Г. Лагздынь «Зарядка». Возьмите малыша за ручки и топайте на месте, приговаривая:

Ножками потопали: Топ-топ-топ! Ручками похлопали: Хлоп-хлоп-хлоп! Сели! Встали! Снова cели! А потом всю кашу cъели!

На словах «сели-встали» приседайте вместе с малышом, вставайте и снова приседайте. Повторите всю игру-упражнение сначала.

Разложите на полу на некотором расстоянии друг от друга небольшие «препятствия»: дорожку из кубиков, палки, скакалку и т. п. Пройдите с малышом через комнату, перешагивая вместе с ним через препятствия.

По дорожке мы шагаем. Топ-топ, ножки, топ! Через все переступаем. Топ-топ, ножки, топ! Ай да малыши! Ай да крепыши!

Поставьте перед малышом стул, положите на пол с другой стороны игрушку. Помогите ребенку проползти под стулом к игрушке. Когда кроха поймет, что от него требуется, он и сам с удовольствием станет ползать под стулом туда-сюда.

Ой-ой-ой, ай-ай-ай, Через норку проползай, Через норку проползай И из норки вылезай!

Дайте малышу большой мяч (лучше надувной пляжный), пусть бросает его на пол, затем поднимает и снова бросает.

Мяч не хнычет и не плачет, Только скачет, скачет, скачет. Вместе с мячиком нередко Скачут папы, мамы, детки. (Ю. Каспарова)

Пять минут и пять полезных упражнений для детской зарядки! Все, можно отдыхать…

Детская зарядка в год и 6

Малыш чуть-чуть подрос. Значит, и зарядку можно немножко усложнить. Показывайте упражнения крохе, приговаривая: «Делай, как мама». Пусть старается повторять за вами. После каждой удачной попытки непременно хвалите своего маленького умничку.

Дыхательное упражнение. Встаньте напротив малыша, разведите руки в стороны на высоте плеч. Вдох через нос. Быстро скрестите руки перед грудью, так, чтобы ладони хлопнули по лопаткам, как будто обнимаете себя. Шумный выдох через рот. Затем плавно верните руки в исходное положение. Повторите упражнение 5–7 раз. Конечно, дышать правильно у малыша получится не сразу. Но со временем он обязательно научится. А для начала пусть просто разводит и сводит ручки.

Ручки в стороны раздвинем, А потом себя обнимем! Пусть и солнышко услышит, Как наш носик дышит, дышит… (Ю. Каспарова)

Ходьба. Ходим с малышом по комнате, чередуя быструю и медленную ходьбу. А потом чуть-чуть побегаем. Топать можно под песенку-потешку про зайчика:

Заинька, походи, Серенький, походи! Вот так, вот сяк походи! Вот так, вот сяк походи! Заинька, пробегись, Серенький, пробегись! Вот так, вот сяк пробегись! Вот так, вот сяк пробегись!

Наклоны вперед. Положите на пол кубик или мячик. Малыш должен наклониться, взять игрушку с пола, выпрямиться, поднять ее высоко над головой, а затем снова положить на пол. Повторяем несколько раз. При этом представляем, будто мы маленькие гномики, которые собирают грибы.

Утром гномы в лес пошли, По дороге гриб нашли, А за ним-то, раз, два, три, Показалось еще три! (Е. Карельская)

Наклоны из стороны в сторону. Теперь поставим ручки на пояс и попробуем наклоняться из стороны в сторону:

Динь-дон, дин-дон, Гномы строят новый дом, Красят стены, крышу, пол, Прибирают все кругом. (Е. Карельская)

Птички-невелички. Малыш поднимает руки в стороны и машет ими, будто крылышками. Для упражнения подойдет любая потешка про птичек:

Птички, птички полетели, На головку сели. Сели, сели, посидели, Снова полетели…

Вместо птичек можно изображать самолет. Мальчишкам наверняка это придется по вкусу. Если не знаете подходящего стишка, попробуйте придумать что-то на ходу. Стишки для зарядки не обязательно должны быть поэтическими шедеврами. Гораздо важнее, чтобы они были складными, ритмичными и понятными крохе… Например, вот так:

Я пилот, я пилот! Я веду свой самолет, Самолет летит, Самолет гудит…

Поднимаем ножки. Малыш лежит на спинке, руки в стороны. Поднимаем ножки вверх, затем кладем их на пол. Выполняем упражнение 4–5 раз.

Ножки, ножки, поднимитесь, Прямо к солнцу потянитесь…

Теперь поднимаем прямые ножки, затем сгибаем их, прижимаем к животу и обхватываем руками. Повторяем упражнение 5–6 раз.

Все! Молодцы! Отдыхаем. Два года? Заряжаемся!

 

Гимнастика для детей

Детская зарядка в 2 года

Двухлетние малыши уже многое понимают и многое умеют. Для таких ребятишек лучше всего подойдет зарядка со стишками и имитацией движений разных животных. Такая вот «зверобика». Хорошо бы выполнять ее под веселую музыку. Но и о предыдущих упражнениях не стоит забывать. Они по-прежнему актуальны.

Корова и теленок. Изображаем, как медленно и важно шагает корова и как бежит маленький любопытный теленок. Повторяем стишок несколько раз, чередуя ходьбу и бег.

Корова сурово мимо шагает, И нас она не знает и знать-то не желает! А маленький теленок бежит и остановится: Он изо всех силенок хочет познакомиться! (Э. Мошковская)

Лошадка. Скачем, как лошадка, стараясь повыше поднимать коленки. По команде «тпру» малыш должен замереть на месте. Затем повторяем стишок и «скачем» дальше.

– Но! – сказали мы лошадке И помчались без оглядки. Вьется грива на ветру. Вот и дом. Лошадка, тпру! (В. Берестов)

Сова. Осторожно разминаем шею, поворачивая голову влево и вправо. Затем делаем медленные вращения головой в одну и другую стороны.

Совушка-сова, большая голова, На дубу сидела, головой вертела, Крыльями хлоп-хлоп! Ножками топ-топ!

Мишка. Рассказываем малышу стишок и вместе выполняем необходимые движения. Кружиться можно двумя способами. Первый: малыш кружится на месте самостоятельно. Второй: малыш и мама держатся за руки и кружатся.

Мишка, лапки подними, Мишка, лапки опусти, Мишка, Мишка, покружись, А потом земли коснись И животик свой потри, Раз, два, три, раз, два, три!

Жабки. Руки на поясе, скачем на месте на двух ножках под стишок о жабках. Когда малыш научится уверенно прыгать на месте, можно пробовать прыгать с продвижением вперед.

Жабы вышли на лужок, Жабы встали все в кружок. Вот похлопали в ладошки, Вот попрыгали немножко, Поскакали, поскакали… Ох, устали, ох, устали…

Дельфинчик. Если у вас есть обруч, пусть малыш представит, что он дельфинчик, который прыгает сквозь обруч. Малыш берет обруч руками, переступает через него сначала одной ножкой, затем второй, после поднимает его вдоль тела вверх, опускает вниз и перешагивает обратно. Упражнение повторяем еще 2–3 раза.

Наш дельфинчик – чемпион, Лучше всех ныряет он! А еще на зависть вам Любит прыгать по волнам! (Ю. Каспарова)

Когда малыш запомнит стишки, пусть подсказывает вам слова.

 

Гимнастика для детей

Зарядка для детей в 3 года

Несмотря на то, что трехлетние малыши – очень серьезные человечки, которые так и норовят поспорить с мамой с криком «Я сам!», они по?прежнему с удовольствием станут заниматься зарядкой под веселые стишки. Но теперь в одном стишке может содержаться сразу несколько последовательных движений, которые выполняются одно за другим. Рассказывайте стишки небыстро, чтобы малыш успел сообразить, что же ему нужно делать. И, конечно, показывайте крохе движения. Каждый стишок можно повторять по несколько раз. Наверняка какие?то из них станут у малыша самыми любимыми…

У нас славная осанка, Мы свели лопатки. Мы походим на носках, А потом на пятках. Пойдем мягко, как лисята, Ну а если надоест, То пойдем все косолапо, Как медведи ходят в лес.

Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела.

Непоседа-ветер Знает все на свете. (машем руками над головой) Знает, как поет лягушка: «Ква-ква-ква». (приседаем и подпрыгиваем) Знает, как шумит ракушка: «Шу-шу-шу». (складываем ладони лодочкой и подносим к правому, а затем к левому уху) Знает, как кричит ворона: «Кар-кар-кар». (машем руками, как крыльями) Знает, как мычит корова: «Му-му-му». (хлопаем в ладоши) И как часики идут: «Тик-так, тик-так», (ставим руки на пояс, наклоняемся в стороны), И как ножки в лес бегут: «Топ-топ-топ, топ-топ-топ…» (бежим на месте) И напоследок как следует потянемся: чередуем поднятие ручек вверх и приседания. Вверх до неба, вниз до травки. Вверх до неба, вниз до травки. Покружились, покружились И на землю повалились…

А еще зарядка может быть тематической. Для трехлетнего малыша можно провести зарядку-игру на какую-то определенную тему. Здесь уже не обязательно использовать стишки, но каждое упражнение все равно должно обыгрываться. Например, сообщите крохе, что вы садитесь на поезд и едете в лес. Вот вам и первое упраженение-разминка: ходьба по комнате в разном темпе с имитацией езды на поезде:

Чук-чук-чу, пых-чу, вор-чу. Стоять на месте не хочу. Колесами верчу, верчу, Колесами стучу, стучу. Садись скорее, прокачу! Чу! Чу! Чу!

Приехали в лес. Идем по тропинке. Вдруг шу-у-у… птица полетела (машем «крыльями», разминаем ручки), а там за пеньком зайка поскакал, а вон медведь косолапый заковылял… А это кто? Бежит быстроногий олень, высоко ножки поднимает. Ой, а здесь змея ползет… Подул сильный ветер, закачались деревья (делаем наклоны вправо-влево). А вот полянка, на ней земляника поспела (выполняем наклоны и приседания, как будто собираем землянику). Вариантов игры может быть очень много – пофантазируйте вместе с малышом.

Зарядка: мама и малыш

Начиная заниматься утренней зарядкой с ребенком, мы, конечно, думаем в первую очередь о здоровье сына или дочурки. Но не стоит забывать и о себе! Выполняйте упражнения вместе с малышом – получится неплохая ежедневная разминка. А еще можно придумать такие упражнения, которые будут хорошей физической нагрузкой для мамы и замечательной веселой игрой для малыша. Вот, например, эффективное упражнение для пресса. Лягте на пол на спину, положите или посадите ребенка на голени согнутых в коленях ног и начинайте, придерживая малыша, покачивать ногами вверх-вниз. Мама укрепляет пресс, а кроха качается, как на качелях. А потом мама будет тренировать мышцы рук и грудной клетки, а малыш – «летать». Поднимаем малыша вверх на вытянутых руках, затем прижимаем к груди и снова вверх. Чем легче ребенок, тем большее количество повторений удастся сделать. И под конец тренировки малыш «прыгает», а мама – приседает, держа при этом кроху на руках.

Развитие ребенка – это сплошное творчество! Оно уместно даже тогда, когда речь идет всего лишь об утренней зарядке. Попробуйте придумать свой собственный комплекс упражнений, «настроив» его на интересы именно вашего маленького физкультурника. Для этого находим в книге, журнале или Интернете примерный комплекс упражнений, подходящий ребенку по возрасту, и вкладываем в каждое упражнение какой-то понятный и интересный ребенку смысл. Ваш сынишка очень любит машинки? Придумываем «автомобильную» зарядку. Дочурка обожает лошадей? Сочиняем «лошадиную» гимнастику. Добавим к упражнениям тематические стихи, и комплекс утренней зарядки готов!

Наверняка, кроха будет с удовольствием выполнять упражнения! А как же иначе? Ведь это – мамин эксклюзив! И только для него, самого лучшего, самого любимого.

Возможно, вам будут интересны статьи "Зарядка под потешки" и "Зарядка на площадке" на сайте mamaexpert.ru

www.2mm.ru

ЛФК для детей до года

 Детство – это не только то прекрасное время, когда малыш отличается непосредственностью, живостью, любознательностью, а еще это время – когда его детский организм растет и развивается, когда происходит становление всех систем организма. Поэтому очень важно в этот период помогать ребенку, но не только психологически (играть с ним, заниматься, объяснять), но и физически, а именно – заниматься гимнастикой. И делать это необходимо, даже если медициной это не показано. Для ребенка (особенно до года жизни) занятия гимнастикой имеют большое значение, надо сказать – даже больше, чем для взрослого человека. Ведь физкультура оказывает очень благоприятное воздействие и на физическое, и на психическое развитие детей. Благодаря систематическим занятиям физкультурой у детей происходит своевременное возникновение двигательных и речевых навыков, и, в дальнейшем, их правильное развитие и совершенствование.

А если ребенок недоношенный, находящийся на искусственном вскармливании, малоподвижный, если у него плохой аппетит, он нервно возбудим и перенес какое-либо заболевание, то в таких случаях занятия физкультурой особенно необходимы и важны. И очень большую необходимость в занятиях физической культурой испытывают те дети, у которых имеются отклонения в физическом или психическом развитии.

Надо сказать, что ЛФК для детей, которым еще не исполнился год, состоит из рефлекторных, пассивных и активных упражнений. Что представляют из себя эти упражнения? Движения, которые ребенок совершает в ответ на какое-либо раздражение извне называются рефлекторными упражнениями. Эти движения являются неосознанными. Если человек, занимающийся с ребенком, делает упражнения за него, т.е. ребенок в этот момент пассивен, то тогда такие упражнения называются пассивными. А если ребенок сам выполняет упражнения, все делает самостоятельно, то, соответственно, это – активные упражнения. Также физкультура для детей, как правило, дополняется массажем детей.

Гимнастика для детей от 1,5 до 3-х месяцев.

Надо отметить, что дети этого возраста отличаются повышенным тонусом мышц, а также у них происходит выявление некоторых врожденных рефлексов. Поэтому в этом возрасте рекомендуется использовать только рефлекторные упражнения. А именно:

  • разгибание позвоночника – ребенок лежит на боку, и у него вызывается рефлекс в результате проведения пальцами по обеим сторонам позвоночника от ягодиц до плечевого пояса (упражнение рекомендуется выполнять по 2-3 раза на каждом боку).
  • следующее упражнение – поднимание головы. Рефлекс вызывается при поднимании ребенка, который лежит на животе, одной ладонью, в то время как другая ладонь придерживает малыша за стопы и голени (повторить 1-2 раза).
  • Сгибание и разгибание пальцев стопы – этот рефлекс вызывается, когда ноги ребенка захватываются одной рукой, при этом другая рука сначала надавливает на подошву у корней пальцев, а затем проводит пальцем по наружному краю стопы (упражнение следует выполнять 3-4 раза).
  • И последнее рекомендуемое упражнение – «пританцовывание». Этот рефлекс вызывается, когда ребенка ставят на стол, поддерживая под мышки ( выполнять 4-6 раз).

 Физкультура для детей от 3-х до 4-х месяцев.

Этот возраст ребенка характеризуется тем, что у него устанавливается равновесие тонуса сгибательных и разгибательных мышц рук. Поэтому в это время следует делать акцент на пассивные упражнения для грудничков. Необходимы следующие упражнения:

  • Ребенок лежит на спине, и ему скрещивают руки на груди (повторить 4-6 раз).
  • Ребенок также лежит на спине, и его поворачивают на живот вправо и влево – пассивное упражнение, при котором ребенка одной рукой держат за стопы, а другой – за руку, согнутую в локте (сначала одну руку, затем – другую) (выполнить 1-2 раза).
  • Разгибание позвоночника и ног – это рефлекторное упражнение, при выполнении которого ребенок удерживается одной рукой под живот, а другой – за ноги, и поднимается над столом (сделать 2-3 раза).
  • Ребенок лежит на спине и с ним проводится рефлекторное упражнение – отведение и приведение стоп, при котором нужно проводить пальцем (с легким нажимом) по краю и вокруг стопы ребенка (выполнить 2-3 раза).
  • И, наконец, «пританцовывание», о котором говорилось выше (повторить 6-8 раз).

Гимнастика для детей от 4-х до 5 месяцев.

Этот возраст примечателен тем, что у ребенка происходит устанавливание тонуса мышц ног и шеи. В это время с детьми следует заниматься следующими упражнениями:

  • Пассивное упражнение – скрещивание рук ребенка на груди плюс сгибание и разгибание  рук (повторить 6-8 раз).
  • Рефлекторное упражнение – ребенок лежит на спине, и производится сгибание головы, позвоночника и ног ребенка, при этом надо взять малыша под спину и ягодицы и удерживать над столом (выполнить 1-2 раза).
  • Затем выполняем пассивное упражнение, которое называется «топание». Для этого голени ребенка обхватываются руками и сгибаются ноги в тазобедренных и коленных суставах, стопы опускаются на стол попеременно и обе сразу (повторить 8-12 раз).
  • Рефлекторное упражнение – поворот ребенка со спины на живот вправо и влево (выполнить 1-2 раза).
  • Затем следующее рефлекторное упражнение – ребенка приподнимают, держа под живот, и выполняют разгибание позвоночника и ног (сделать 1-2 раза)
  • Пассивное упражнение – «присаживание». При выполнении этого упражнения ребенка кладут на спину, берут его руки выше кисти, отводят их в сторону, слегка потягивая (выполнить 2-3 раза)
  • Вновь пассивное упражнение – приподнимание ребенка на ноги. Ребенок кладется на живот, и его руки, согнутые в локтях, отводятся назад (повторить 2-3 раза)
  • И, наконец, активное упражнение – «переступание». При выполнении этого упражнения ребенка держат под мышки и приставляют стопами к столу (сделать 1 раз)

Физкультура для детей от 6-ти до 9-ти месяцев.

У ребенка в этом возрасте происходит развитие произвольных движений. Поэтому в комплекс занятий физической культурой входят активные упражнения, которые побуждают ребенка к ползанию, сидению и стоянию. Рекомендуется выполнять следующие упражнения:

  • Ребенок лежит на спине и с ним проводится пассивное упражнение – поднимание прямых рук и круговые движения в плечевых суставах (выполнить 4-6 раз).
  • Пассивное упражнение – поднимание прямых ног, при котором руками фиксируются колени ребенка и его ноги поднимаются до вертикального положения (повторить 4-6 раз).
  • Пассивное упражнение. Ребенок лежит на спине, и выполняются круговые движения ног в тазобедренных суставах (выполнить 4-6 раз).
  • Рефлекторное упражнение – поворот со спины на живот вправо и влево (сделать 1-2 раза).
  • Пассивное упражнение – отведение плеч назад до сведения лопаток. При выполнении этого упражнения ребенок кладется на живот и его руки отводятся назад (повторить 1-3 раза).
  • Ребенок кладется на спину и выполняется пассивное упражнение – сгибание и разгибание ног (выполнить 3-5 раз).
  • И, наконец, активное упражнение – ползание. Для этого перед ребенком кладется игрушка яркой расцветки, а его стопы фиксируются таким образом, чтобы ноги были согнуты в коленных и тазобедренных суставах (повторить 4-6 раз).

 Гимнастика для детей от 9-ти до 12-ти месяцев.

Этот возраст ребенка характерен тем, что у него развиваются координированные движения, а также стремление к ходьбе. Необходимо выполнять следующие упражнения:

  • Активное упражнение – сгибание и разгибание ног. Можно выполнять из любого положения (повторить 5-6 раз).
  • Активное упражнение – вставание на ноги. При этом ребенка необходимо поддерживать и направлять (выполнить 1-2 раза).
  • Активное упражнение – наклон и выпрямление туловища. Данное упражнение выполняется, когда ребенок стоит, прислонясь спиной к взрослому, а около его ног кладут игрушку и просят ребенка ее поднять (сделать 2-3 раза).
  • Активное упражнение, заключающееся в доставании игрушки, похожее на предыдущее упражнение, только игрушка располагается на уровне плеч ребенка (выполнить 4-6 раз).
  • Активное упражнение, которое состоит в сгибании и разгибании рук ребенка. Ребенку предлагается обхватить кольца, а затем взрослый тянет за них, сгибая и разгибая руки ребенка (повторить 5-6 раз).
  • Активное упражнение – приседание. Ребенку предлагается присесть, при этом взрослый должен его придерживать и помогать (выполнить 4-6 раз)
  • И, последнее – ходьба (активное упражнение) . Это упражнение следует выполнять примерно 1-2 минуты.

Каждый родитель должен помнить о том, что физкультура для ребенка должна быть ежедневным занятием, она должна приносить ребенку радость и удовольствие. Старайтесь выполнять все перечисленные упражнения, если вы сами не знаете, как правильно их выполнять, то попросите педиатра, чтобы он вам показал, и в дальнейшем вы уже сами сможете их делать дома.

Если же у ребенка имеются отклонения в здоровье, то прежде, чем выполнять  вышеперечисленные упражнения, обязательно проконсультируйтесь с лечащим врачом ребенка, ведь надо учитывать индивидуальные особенности ребенка, а также особенности патологии и возраст. И после того, как вы получите все необходимые рекомендации врача, вы можете смело приступать к упражнениям. Только тогда физкультура даст вашему ребенку положительные результаты. Так что, укрепляйте здоровье ваших детей с детства, и вы увидите, как это положительно скажется на их дальнейшей жизни.

Гимнастика для детей от 1 года до 3 лет

Гимнастика для детей дошкольного возраста

Гимнастика для детей 7-10 лет

Гимнастика для детей 10-14 лет

ЛФК для детей школьного возраста

  • < Назад
  • Вперёд >

lfk-gimnastika.com


Смотрите также