Мимические упражнения для коррекции произношения у детей. Гимнастика мимическая для детей


Мимическая гимнастика для дошкольников

МИМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

Облака

(мимическая гимнастика для детей)

По небу плыли облака,

А я на них смотрел.

И два похожих облачка

Найти я захотел.

Я долго всматривался ввысь

И даже щурил глаз,

А что увидел я, то вам

Всё расскажу сейчас.

(наблюдение за воображаемыми облаками с выражением внимания и интереса на лице)

Вот облачко весёлое

Смеётся надо мной:

-Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним:

- Мне весело с тобой!

И долго-долго облачку

Махал я вслед рукой.

(мышцы лица расслабляются, на нём появляется улыбка)

А вот другое облачко –

Расстроилось всерьёз:

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унёс.

И каплями-дождинками

Расплакалось оно…

И стало грустно-грустно так,

А вовсе не смешно.

(Выражение грусти на лице: уголки губ опущены, лоб сморщен, брови немного сдвинуты)

И вдруг по небу грозное

Страшилище летит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустилось наутёк.

(выражение страха: глаза широко раскрыты, брови сдвинуты, рот открыт в виде буквы «о», лицо напряжено)

А маленькое облачко

Над озером плывёт,

И удивлённо облачко

Приоткрывает рот:

«Ой, кто там, в глади озера Пушистенький такой?

Такой мохнатый, мягонький,

Летим, летим со мной!»

(Выражение удивления: глаза и рот широко открыты)

Так очень долго я играл

И вам хочу сказать,

Что два похожих облачка

Не смог я отыскать.

Н.Екимова

«Утро»

- Какое сегодня утро?

- Сегодня плохое утро,

Сегодня скучное утро,

И, кажется, будет дождь.

- Почему же плохое утро?

Сегодня хорошее утро,

Сегодня весёлое утро,

И тучи уходят прочь.

- Сегодня не будет солнца.

Сегодня не будет солнца,

Сегодня будет хмурый день,

Серый, пасмурный день.

- Почему же не будет солнца?

Наверное, будет солнце,

Обязательно будет солнце

И прохладная синяя тень.

«Я не знаю»

Выбрать мальчика незнайку. О чём его ни спросят, он ничего не знает. Дети задают ему разные вопросы, а он молчит, разводит руками: «Не знаю», «Ничего не видел».

Выразительные движения: поднятие бровей, опускание уголков губ, поднятие плеч, разведение руками.«Золотые капельки»

Идёт тёплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. Из-за тучи выглянуло солнце. Дождь стал золотым. Подставьте лицо золотым капелькам дождя. Приятен тёплый летний дождь.

Можно использовать музыкальное сопровождение: Д. Христов «Золотые капельки».

Выразительные движения: голова запрокинута, рот полуоткрыт, глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены.

«Круглые глаза»

Однажды Саша шёл домой и увидел, что в подворотне бегает тряпка. Он поднял тряпку и увидел, что там котёнок.

Педагог предлагает детям показать, какие круглые глаза были у мальчика, когда он увидел живую тряпку.

Выразительные движения: поднятие бровей, расширение глаз, опускание уголков губ.

«Лисёнок боится»

Лисёнок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко.

Выразительные движения: глаза широко раскрыты, брови опущены и нахмурены.

«Ночные звуки»

Лес ночной был полон звуков:

Кто-то выл, а кто - мяукал,

Кто-то хрюкал, кто-то топал,

Кто-то крыльями захлопал,

Кто-то ухал и кричал.

И глазищами вращал.

Дети изображают деревья, коряги, пеньки, не сходя с места, они принимают угрожающие позы, издают «страшные» звуки.

«Шла коровка»

Шла коровка бурая,

Хмурая – прехмурая.

Следом – круторогая,

Строгая – престрогая.

«Мишка»

Мишка лапу занозил –

Наступил на шишку.

Обозлился, погрозил:

Ты узнаешь Мишку!

Шишку в сучья закопал,

Поплясал на сучьях,

Поскользнулся и упал

У норы барсучьей.

Вышел заспанный барсук,

Заворчал на Мишку.

Мишка струсил, влез на сук,

Притаился мышкой.

«Разное настроение»

Капризуля мальчик Марк,

Не унять его никак.

Улыбнётся он на миг –

Засияет солнца лик.

Выразительные движения: в начале – брови опущены и сдвинуты, губы полуоткрыты, уголки губ опущены вниз, голова слегка наклонена вниз, плечи опущены.

Далее – брови приподняты, губы тронуты улыбкой, голова слегка откинута назад, плечи развёрнуты.

Добрая кошка

Ребенок встает на колени, руки и бедра надо поставить перпендикулярно полу и параллельно друг другу. Плавно поднять голову, максимально прогнуться в пояснице. Дыхание ровное, спокойное. Попросить ребенка подумать о чем-то добром и радостном, улыбнуться, помяукать как добрая кошка. Взрослый в это время гладит ребенка по спине. Удерживать позу 10-15 секунд.

Сердитая кошка

Полезно чередовать с позой доброй кошки. Исходное положение тоже, Далее ребенок опускает голову, а спину плавно выгибает вверх. Дыхание произвольное. Ребенка просят подумать о том, что его сердит и злит, можно «порычать» и «поцарапать коготками пол». Удерживать позу 10-15 секунд.

Прыгающий кузнечикРебенок лежит на животе, касаясь подбородком пола. Руки вдоль тела ладонями вниз. Сделав спокойный вдох и выдох, нужно одновременно как можно выше поднять руки ладонями вверх и прямые ноги. Держать позу 5-10 секунд. Затем с выдохом плавно опустить руки и ноги. Отдохнуть необходимо лежа на животе; можно повторить 2-3 раза.

Кошкины повадки

Полюбуемся немножко,

Как ступает мягко кошка.

Еле слышно топ-топ-топ,

Хвостик книзу: оп-оп-оп.

(дети ходят на цыпочках, стараясь делать это максимально бесшумно)

Но, подняв свой хвост пушистый,

Кошка может быть и быстрой.

Ввысь бросается отважно,

А потом вновь ходит важно.

(легкие и быстрые прыжки на месте сменяются неспешной грациозной ходьбой с выпрямленной спиной и гордо приподнятой головой. На ходу «кошки» слегка покачиваются в стороны.)

Что сделать?

Что сделать, чтоб вырос красивый

цветок?

Чтоб крепким, высоким был стебелёк?

Чтобы бутончик раскрылся?

Чтобы цветок распустился?

Землю лопатой нужно взрыхлить.

Бережно семечко посадить.

Что семечку нужно, чтоб прорасти?

Дождику нужно почаще идти!

Семечко чистой водички напьётся,

Стебель из семечка к солнцу

пробьётся!

Солнце цветам помогает расти.

Солнышку нужно поярче светить!

К солнышку тянется стебелёк,

И за листком вырастает листок.

Вот и прекрасный цветок распустился.

Солнце и дождик, и руки мои

Вместе цветку подрасти помогли!

Выполнять движения в соответствии с текстом.

Волшебная мирилка

Хватит ссориться и злиться!

Ну, давай скорей мириться!

Прочь, обида, уходи!

Ждёт нас дружба впереди!

Считалочка - утешалочка

Раз, два, три –

Слёзы ты утри.

Три, четыре, пять –

Хватит плакать и рыдать.

Пять, шесть, семь –

Ты не плачь совсем!

«Штанга»

Ребенок поднимает «тяжелую штангу», потом бросает ее и отдыхает.

«Заколдованный ребенок»

Ребенка заколдовали. Он не может говорить и на вопросы отвечает жестами, показывая рукой на различные предметы и указывая направления: шкаф, стол, внизу, вверху, там.

«Вот он какой!»

Ребенок должен без слов рассказать о размерах и форме хорошо известных ему предметов. Он воспроизводит отчетливые жесты, которые характеризуют предмет: маленький, большой, заостренный, крупный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.

«Сосулька»

У нас под крышей

Белый гвоздь висит.

Солнце взойдет –

Гвоздь упадет.

Во время произнесения первой и второй строчек дети держат руки над головой, во время третьей и четвертой – роняют расслабленные руки и приседают.

«Шалтай – Болтай

Шалтай – Болтай

Сидел на стене.

Шалтай – Болтай

Свалился во сне.

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, при этом руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» ребенок резко наклоняется вперед.

«Тише!»

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!».

«Иди ко мне»

Мальчик манит к себе малыша, который учится ходить самостоятельно.

«Винт»

Пятки и носки вместе, корпус поворачивается влево и вправо, руки свободно следуют за корпусом.

«Насос и мяч»

Играют двое. Один изображает большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки и шея расслаблены, корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). По мере надувания «мяча» он постепенно выпрямляет ноги, туловище, голову, надувает щеки, руки отходят от боков. «Мяч» надут, и насос перестает накачивать. Шланг насоса выдергивается, и из «мяча» с сильным шипением выходит воздух. Тело вновь обмякает, возвращается в исходное положение. Затем играющие меняются ролями.

«Игра в снежки»

Зима. Дети играют в снежки.

Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, слепить снежок, распрямиться и бросить снежок резким коротким движением, широко раскрывая пальцы.

«Петрушка прыгает»

Играющий изображает Петрушку, который мягко и легко прыгает на двух ногах одновременно. Колени, корпус и руки мягкие, расслабленные, голова опущена.

«Игра с камушками»

Дети гуляют по берегу моря. Они то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся камушком, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Затем садятся на песок и начинают играть с камушками: то подбрасывают их вверх и ловят, то кидают вдаль.

«Возьми и передай!»

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу, и передают друг другу воображаемый предмет. Со стороны должно создаться впечатление, что они действуют с реальными предметами.

«Кукушонок кланяется»

Кукушка кукушонку

Купила капюшон,

Кукушкин кукушонок

В капюшоне смешон.

Во время этюда ребенок наклоняет корпус вперед-вниз без всякого напряжения, как бы бросая его, затем выпрямляет корпус.

«Лисичка подслушивает»

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

Выразительная поза: голова наклонена в сторону (слушает, подставляя ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт, нога выставлена вперед, корпус слегка наклонен вперед.

«Удивление»

Мальчик очень удивлен: он видел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было, а из чемодана выпрыгнула собака! Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.

«Золотые капельки»

Идет теплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. Из-за тучки выглянуло солнце. Дождь стал золотым. Ребенок подставляет лицо золотым капелькам дождя. Приятен теплый летний дождь!

Выразительная поза: голова запрокинута, рот полуоткрыт, глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены.

«Цветок»

Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляя теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.

Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем, глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

«Ласка»

Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок жмурит глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трется головой о его руки.

«Встреча с другом»

У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!

Выразительные движения: объятия, улыбки.

«Соленый чай»

Бабушка потеряла очки и поэтому не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахарного песка мелкую соль. Внук захотел пить. Он налил себе в чашку горячего чая, не глядя положил в него две ложечки сахарного песка, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!

Выразительные движения: голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен.

«Гневная гиена»

Гиена стоит у одинокой пальмы (специально поставленный стул). В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена хочет съесть обезьянку и ждет, когда обезьянка обессилеет от голода и жажды и спрыгнет на землю. Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке.

«Лисенок боится»

Лисенок видит на другом берегу ручья свою маму, но не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.

Выразительные движения: поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.

«Собака лает и хватает за пятку»

Ребенок гуляет. Мимо него на поводке идет собака. Она лает на ребенка и пытается, натягивая поводок, достать мордой до его ног. Ребенок сжимается от страха.

«Провинившийся»

Мальчик разбил вазу, и мама его ругает. Он чувствует свою вину. Выразительные движения: голова наклонена вперед и втянута в приподнятые плечи; ноги прямые, пятки сдвинуты; руки висят вдоль тела. Мимика: брови идут вверх и сдвигаются, уголки губ опущены.

«Смелый заяц»

Заяц любит стоять на пеньке, громко петь песни и читать стихи. Он не боится, что волк его может услышать.

Выразительная поза: положение стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят.

Мимика: уверенный взгляд.

«Внимательный мальчик»

По улице шла женщина с покупками. У нее упал сверток. Мальчик, увидев это, подбежал, поднял сверток и подал женщине. Женщина поблагодарила мальчика.

«Добрый мальчик»

Зима. Маленькая девочка, играя со снегом, потеряла варежку. У нее замерзли пальчики. Это увидел мальчик. Он подошел к девочке и надел на ее руку свою рукавичку.

«Посещение больного»

Мальчик заболел. К нему пришел друг. Он с сочувствием смотрит на больного, потом дает ему попить, заботливо поправляет одеяло.

«Любящий сын»

Мальчик потихоньку входит в комнату с подарком, спрятанным за спиной. Он идет на носочках и улыбается. Мама не знает, что мальчик в комнате и сейчас сделает ей подарок.

«Вежливый ребенок»

На стульях сидят дети. Входит ребенок и вежливо здоровается с каждым сидящим (дети по очереди играют роль вежливого ребенка).

«Робкий ребенок»

Ребенок первый день в детском саду. Он робеет. Ему кажется, что воспитательница им недовольна, а дети вот-вот его обидят.

Выразительные движения: сидеть на кончике стула очень прямо, колени сдвинуты, пятки и носки сомкнуты, локти прижаты к телу, ладони лежат на коленях, голова опущена.

«Эгоист»

Мама приносит к чаю три пирожных. Мальчик берет себе одно пирожное и показывает на два других: «А эти я съем вечером». Мама огорчена: «Мой сын – эгоист»

«Наглец»

Мальчик садится на скамейку под окнами и громко играет на гармошке. Из подъезда выходит женщина и просит мальчика перейти другое место: «Ты играешь как раз под нашими окнами, а у меня только-только заснула больная дочка! «А мне-то что!» - говорит сквозь зубы мальчик и играет еще громче.

«Кривляка»

Когда кто-нибудь чужой входит в комнату, мальчик начинает гримасничать и кривляться, совсем как паяц из кукольного театра. Ему хочется, чтобы новый человек смотрел только на него одного

«Упрямый мальчик»

Уже вечер. Пора идти ужинать и ложиться спать. Мама берет мальчика за руку, чтобы отвести его домой, а он упирается, вырывает руку да еще топает ногой: «Не хочу! Не пойду!».

«Злюка»

Ребенок изображает злюку. Он сидит на стуле, смотрит на каждого присутствующего со злостью и недовольством.

Мимика: брови сдвинуты, верхняя губа закушена.

«Мимическая гимнастика для детей»

С целью развития лицевых мышц рекомендуется имитация мимических движений с использованием картинок.

1. «Мы умеем удивляться»: высоко поднять брови.

2. «Мы умеем сердиться»: нахмурить брови (следить за тем, чтобы губы не участвовали в движении).

3. «Мы испугались»: широко раскрыть глаза.

4.Улыбнуться одними губами так, чтобы зубы не были видны (следить за тем, чтобы глаза не улыбались).

5.Улыбнуться одним углом рта, стараться, чтобы уголок губ «смотрел» на ухо.

6.Улыбнуться другим углом.

7.Повторить движения поочерёдно.

8. «Мы подмигиваем»: закрыть один глаз, затем другой. Поочерёдно закрывать глаза.

9.Сильно надуть щёки, выпустить воздух. Поочерёдно надувать щёки, перегоняя воздух из одной щеки в другую.

10.Сомкнутые губы вытянуть вперёд в «трубочку», затем улыбнуться как в упражнении. Чередовать эти движения.

11.Открывать и закрывать рот. Удерживать открытый рот под счёт 1 – 5.

12. «Пила»: положить руку на подбородок, движения нижней челюсти вправо, влево. Следить за тем, чтобы при этом не поворачивалась голова.

13. «Пила»: двигать нижней челюстью вперёд – назад, вверх – вниз.

14. «Мы нюхаем»: раздувать ноздри.

15.Сузить глаза.

16.Поднимать верхние губы на улыбке, сморщивая нос (презрение).

17.Оттягивать нижнюю губу вниз (отвращение).

multiurok.ru

Мимическая гимнастика для детей

Облака

(мимическая гимнастика для детей)

По небу плыли облака,

А я на них смотрел.

И два похожих облачка

Найти я захотел.

Я долго всматривался ввысь

И даже щурил глаз,

А что увидел я, то вам

Всё расскажу сейчас.

(наблюдение за воображаемыми облаками с выражением внимания и интереса на лице)

Вот облачко весёлое

Смеётся надо мной:

-Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним:

- Мне весело с тобой!

И долго-долго облачку

Махал я вслед рукой.

(мышцы лица расслабляются, на нём появляется улыбка)

А вот другое облачко –

Расстроилось всерьёз:

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унёс.

И каплями-дождинками

Расплакалось оно…

И стало грустно-грустно так,

А вовсе не смешно.

(Выражение грусти на лице: уголки губ опущены, лоб сморщен, брови немного сдвинуты)

И вдруг по небу грозное

Страшилище летит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустилось наутёк.

(выражение страха: глаза широко раскрыты, брови сдвинуты, рот открыт в виде буквы «о», лицо напряжено)

А маленькое облачко

Над озером плывёт,

И удивлённо облачко

Приоткрывает рот:

«Ой, кто там, в глади озера Пушистенький такой?

Такой мохнатый, мягонький,

Летим, летим со мной!»

(Выражение удивления: глаза и рот широко открыты)

Так очень долго я играл

И вам хочу сказать,

Что два похожих облачка

Не смог я отыскать.

Н.Екимова

«Утро»

- Какое сегодня утро?

- Сегодня плохое утро,

Сегодня скучное утро,

И, кажется, будет дождь.

- Почему же плохое утро?

Сегодня хорошее утро,

Сегодня весёлое утро,

И тучи уходят прочь.

- Сегодня не будет солнца.

Сегодня не будет солнца,

Сегодня будет хмурый день,

Серый, пасмурный день.

- Почему же не будет солнца?

Наверное, будет солнце,

Обязательно будет солнце

И прохладная синяя тень.

«Я не знаю»

Выбрать мальчика незнайку. О чём его ни спросят, он ничего не знает. Дети задают ему разные вопросы, а он молчит, разводит руками: «Не знаю», «Ничего не видел».

Выразительные движения: поднятие бровей, опускание уголков губ, поднятие плеч, разведение руками.«Золотые капельки»

Идёт тёплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. Из-за тучи выглянуло солнце. Дождь стал золотым. Подставьте лицо золотым капелькам дождя. Приятен тёплый летний дождь.

Можно использовать музыкальное сопровождение: Д. Христов «Золотые капельки».

Выразительные движения: голова запрокинута, рот полуоткрыт, глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены.

«Круглые глаза»

Однажды Саша шёл домой и увидел, что в подворотне бегает тряпка. Он поднял тряпку и увидел, что там котёнок.

Педагог предлагает детям показать, какие круглые глаза были у мальчика, когда он увидел живую тряпку.

Выразительные движения: поднятие бровей, расширение глаз, опускание уголков губ.

«Лисёнок боится»

Лисёнок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко.

Выразительные движения: глаза широко раскрыты, брови опущены и нахмурены.

«Ночные звуки»

Лес ночной был полон звуков:

Кто-то выл, а кто - мяукал,

Кто-то хрюкал, кто-то топал,

Кто-то крыльями захлопал,

Кто-то ухал и кричал.

И глазищами вращал.

Дети изображают деревья, коряги, пеньки, не сходя с места, они принимают угрожающие позы, издают «страшные» звуки.

«Шла коровка»

Шла коровка бурая,

Хмурая – прехмурая.

Следом – круторогая,

Строгая – престрогая.

«Мишка»

Мишка лапу занозил –

Наступил на шишку.

Обозлился, погрозил:

Ты узнаешь Мишку!

Шишку в сучья закопал,

Поплясал на сучьях,

Поскользнулся и упал

У норы барсучьей.

Вышел заспанный барсук,

Заворчал на Мишку.

Мишка струсил, влез на сук,

Притаился мышкой.

«Разное настроение»

Капризуля мальчик Марк,

Не унять его никак.

Улыбнётся он на миг –

Засияет солнца лик.

Выразительные движения: в начале – брови опущены и сдвинуты, губы полуоткрыты, уголки губ опущены вниз, голова слегка наклонена вниз, плечи опущены.

Далее – брови приподняты, губы тронуты улыбкой, голова слегка откинута назад, плечи развёрнуты.

Добрая кошка

Ребенок встает на колени, руки и бедра надо поставить перпендикулярно полу и параллельно друг другу. Плавно поднять голову, максимально прогнуться в пояснице. Дыхание ровное, спокойное. Попросить ребенка подумать о чем-то добром и радостном, улыбнуться, помяукать как добрая кошка. Взрослый в это время гладит ребенка по спине. Удерживать позу 10-15 секунд.

Сердитая кошка

Полезно чередовать с позой доброй кошки. Исходное положение тоже, Далее ребенок опускает голову, а спину плавно выгибает вверх. Дыхание произвольное. Ребенка просят подумать о том, что его сердит и злит, можно «порычать» и «поцарапать коготками пол». Удерживать позу 10-15 секунд.

Прыгающий кузнечикРебенок лежит на животе, касаясь подбородком пола. Руки вдоль тела ладонями вниз. Сделав спокойный вдох и выдох, нужно одновременно как можно выше поднять руки ладонями вверх и прямые ноги. Держать позу 5-10 секунд. Затем с выдохом плавно опустить руки и ноги. Отдохнуть необходимо лежа на животе; можно повторить 2-3 раза.

Кошкины повадки

Полюбуемся немножко,

Как ступает мягко кошка.

Еле слышно топ-топ-топ,

Хвостик книзу: оп-оп-оп.

(дети ходят на цыпочках, стараясь делать это максимально бесшумно)

Но, подняв свой хвост пушистый,

Кошка может быть и быстрой.

Ввысь бросается отважно,

А потом вновь ходит важно.

(легкие и быстрые прыжки на месте сменяются неспешной грациозной ходьбой с выпрямленной спиной и гордо приподнятой головой. На ходу «кошки» слегка покачиваются в стороны.)

Что сделать?

Что сделать, чтоб вырос красивый

цветок?

Чтоб крепким, высоким был стебелёк?

Чтобы бутончик раскрылся?

Чтобы цветок распустился?

Землю лопатой нужно взрыхлить.

Бережно семечко посадить.

Что семечку нужно, чтоб прорасти?

Дождику нужно почаще идти!

Семечко чистой водички напьётся,

Стебель из семечка к солнцу

пробьётся!

Солнце цветам помогает расти.

Солнышку нужно поярче светить!

К солнышку тянется стебелёк,

И за листком вырастает листок.

Вот и прекрасный цветок распустился.

Солнце и дождик, и руки мои

Вместе цветку подрасти помогли!

Выполнять движения в соответствии с текстом.

Волшебная мирилка

Хватит ссориться и злиться!

Ну, давай скорей мириться!

Прочь, обида, уходи!

Ждёт нас дружба впереди!

Считалочка - утешалочка

Раз, два, три –

Слёзы ты утри.

Три, четыре, пять –

Хватит плакать и рыдать.

Пять, шесть, семь –

Ты не плачь совсем!

«Штанга»

Ребенок поднимает «тяжелую штангу», потом бросает ее и отдыхает.

«Заколдованный ребенок»

Ребенка заколдовали. Он не может говорить и на вопросы отвечает жестами, показывая рукой на различные предметы и указывая направления: шкаф, стол, внизу, вверху, там.

«Вот он какой!»

Ребенок должен без слов рассказать о размерах и форме хорошо известных ему предметов. Он воспроизводит отчетливые жесты, которые характеризуют предмет: маленький, большой, заостренный, крупный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.

«Сосулька»

У нас под крышей

Белый гвоздь висит.

Солнце взойдет –

Гвоздь упадет.

Во время произнесения первой и второй строчек дети держат руки над головой, во время третьей и четвертой – роняют расслабленные руки и приседают.

«Шалтай – Болтай

Шалтай – Болтай

Сидел на стене.

Шалтай – Болтай

Свалился во сне.

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, при этом руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» ребенок резко наклоняется вперед.

«Тише!»

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!».

«Иди ко мне»

Мальчик манит к себе малыша, который учится ходить самостоятельно.

«Винт»

Пятки и носки вместе, корпус поворачивается влево и вправо, руки свободно следуют за корпусом.

«Насос и мяч»

Играют двое. Один изображает большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки и шея расслаблены, корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). По мере надувания «мяча» он постепенно выпрямляет ноги, туловище, голову, надувает щеки, руки отходят от боков. «Мяч» надут, и насос перестает накачивать. Шланг насоса выдергивается, и из «мяча» с сильным шипением выходит воздух. Тело вновь обмякает, возвращается в исходное положение. Затем играющие меняются ролями.

«Игра в снежки»

Зима. Дети играют в снежки.

Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, слепить снежок, распрямиться и бросить снежок резким коротким движением, широко раскрывая пальцы.

«Петрушка прыгает»

Играющий изображает Петрушку, который мягко и легко прыгает на двух ногах одновременно. Колени, корпус и руки мягкие, расслабленные, голова опущена.

«Игра с камушками»

Дети гуляют по берегу моря. Они то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся камушком, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Затем садятся на песок и начинают играть с камушками: то подбрасывают их вверх и ловят, то кидают вдаль.

«Возьми и передай!»

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу, и передают друг другу воображаемый предмет. Со стороны должно создаться впечатление, что они действуют с реальными предметами.

«Кукушонок кланяется»

Кукушка кукушонку

Купила капюшон,

Кукушкин кукушонок

В капюшоне смешон.

Во время этюда ребенок наклоняет корпус вперед-вниз без всякого напряжения, как бы бросая его, затем выпрямляет корпус.

«Лисичка подслушивает»

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

Выразительная поза: голова наклонена в сторону (слушает, подставляя ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт, нога выставлена вперед, корпус слегка наклонен вперед.

«Удивление»

Мальчик очень удивлен: он видел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было, а из чемодана выпрыгнула собака! Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.

«Золотые капельки»

Идет теплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. Из-за тучки выглянуло солнце. Дождь стал золотым. Ребенок подставляет лицо золотым капелькам дождя. Приятен теплый летний дождь!

Выразительная поза: голова запрокинута, рот полуоткрыт, глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены.

«Цветок»

Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляя теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.

Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем, глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

«Ласка»

Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок жмурит глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трется головой о его руки.

«Встреча с другом»

У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!

Выразительные движения: объятия, улыбки.

«Соленый чай»

Бабушка потеряла очки и поэтому не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахарного песка мелкую соль. Внук захотел пить. Он налил себе в чашку горячего чая, не глядя положил в него две ложечки сахарного песка, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!

Выразительные движения: голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен.

«Гневная гиена»

Гиена стоит у одинокой пальмы (специально поставленный стул). В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена хочет съесть обезьянку и ждет, когда обезьянка обессилеет от голода и жажды и спрыгнет на землю. Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке.

«Лисенок боится»

Лисенок видит на другом берегу ручья свою маму, но не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.

Выразительные движения: поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.

«Собака лает и хватает за пятку»

Ребенок гуляет. Мимо него на поводке идет собака. Она лает на ребенка и пытается, натягивая поводок, достать мордой до его ног. Ребенок сжимается от страха.

«Провинившийся»

Мальчик разбил вазу, и мама его ругает. Он чувствует свою вину. Выразительные движения: голова наклонена вперед и втянута в приподнятые плечи; ноги прямые, пятки сдвинуты; руки висят вдоль тела. Мимика: брови идут вверх и сдвигаются, уголки губ опущены.

«Смелый заяц»

Заяц любит стоять на пеньке, громко петь песни и читать стихи. Он не боится, что волк его может услышать.

Выразительная поза: положение стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят.

Мимика: уверенный взгляд.

«Внимательный мальчик»

По улице шла женщина с покупками. У нее упал сверток. Мальчик, увидев это, подбежал, поднял сверток и подал женщине. Женщина поблагодарила мальчика.

«Добрый мальчик»

Зима. Маленькая девочка, играя со снегом, потеряла варежку. У нее замерзли пальчики. Это увидел мальчик. Он подошел к девочке и надел на ее руку свою рукавичку.

«Посещение больного»

Мальчик заболел. К нему пришел друг. Он с сочувствием смотрит на больного, потом дает ему попить, заботливо поправляет одеяло.

«Любящий сын»

Мальчик потихоньку входит в комнату с подарком, спрятанным за спиной. Он идет на носочках и улыбается. Мама не знает, что мальчик в комнате и сейчас сделает ей подарок.

«Вежливый ребенок»

На стульях сидят дети. Входит ребенок и вежливо здоровается с каждым сидящим (дети по очереди играют роль вежливого ребенка).

«Робкий ребенок»

Ребенок первый день в детском саду. Он робеет. Ему кажется, что воспитательница им недовольна, а дети вот-вот его обидят.

Выразительные движения: сидеть на кончике стула очень прямо, колени сдвинуты, пятки и носки сомкнуты, локти прижаты к телу, ладони лежат на коленях, голова опущена.

«Эгоист»

Мама приносит к чаю три пирожных. Мальчик берет себе одно пирожное и показывает на два других: «А эти я съем вечером». Мама огорчена: «Мой сын – эгоист»

«Наглец»

Мальчик садится на скамейку под окнами и громко играет на гармошке. Из подъезда выходит женщина и просит мальчика перейти другое место: «Ты играешь как раз под нашими окнами, а у меня только-только заснула больная дочка! «А мне-то что!» - говорит сквозь зубы мальчик и играет еще громче.

«Кривляка»

Когда кто-нибудь чужой входит в комнату, мальчик начинает гримасничать и кривляться, совсем как паяц из кукольного театра. Ему хочется, чтобы новый человек смотрел только на него одного

«Упрямый мальчик»

Уже вечер. Пора идти ужинать и ложиться спать. Мама берет мальчика за руку, чтобы отвести его домой, а он упирается, вырывает руку да еще топает ногой: «Не хочу! Не пойду!».

«Злюка»

Ребенок изображает злюку. Он сидит на стуле, смотрит на каждого присутствующего со злостью и недовольством.

Мимика: брови сдвинуты, верхняя губа закушена.

kak.znate.ru

упражнения для развития мимики и речи

Содержание статьи

Мимика нужна человеку не только для выражения эмоций. Она играет важную роль в формировании правильного произношения, поэтому логопеды уделяют ей отдельное внимание, включая в комплексы коррекционных упражнений. Чем и когда полезна мимическая гимнастика для детей?

Девочка подмигивает

Польза мимической гимнастики

Мимическая гимнастика – неотъемлемая составляющая занятий по постановке или коррекции произношения у дошкольников. Особенно она показана детям с недоразвитием или задержкой речевого развития, заиканием, дизартрией и другими проблемами звуковоспроизведения. Применяют ее вместе с артикуляционными упражнениями. Что дает такой тандем?

  • Подготавливает мышцы и нервные окончания к коррекционной работе.
  • Способствует четкости дикции.
  • Оттачивает артикуляцию.
  • Расслабляет мышцы лица.
  • Развивает владение мышцами артикуляционных органов (языка, губ, щек).

Чтобы упражнения для мимики принесли пользу, важно делать их регулярно, соблюдая простые правила.

  • Упражнения необходимо выполнять строго перед зеркалом (лучше большим), чтобы малыш видел в нем движения – как свои, так и логопеда.
  • Во время занятий каждое упражнение акцентируют на одной группе мышц.
  • Мимические упражнения для детей выполняются спокойно, плавно, без особых усилий, но при этом ритмично.

С какого возраста можно заниматься с малышами гимнастикой на мимику? С того момента, как родители выяснили, что ребенку нужна речевая коррекция. Обычно это 3–4 года, то есть возраст младших дошкольников. Кстати, в коррекционных детских садах такие занятия тоже активно используют. Проводят их в игровой форме, что наиболее интересно для малышей данного возраста.

Если ваш ребенок имеет проблемы с дикцией, но не посещает коррекционный садик, обязательно запишите его к хорошему логопеду и занимайтесь в частном порядке.

Ребенок выполняет мимическую гимнастику

Примеры упражнений

Вот несколько простых упражнений для развития мимики, которые можно выполнять и дома.

  • Я удивляюсь (поднять брови высоко).
  • Я сержусь (малыш хмурит брови, не включая в движение губы).
  • Я испугался (ребенок широко раскрывает глаза).
  • Скупая улыбка (дошкольник растягивает в улыбке только сомкнутые губы, глаза не участвуют).
  • Кривая улыбка (участвует только один уголок рта, двигаясь к уху). Повторить в другую сторону, затем чередовать.
  • Рыба. Открыть рот, задержать до счета 5, закрыть;
  • Пила. Рука лежит на подбородке, малыш двигает нижней челюстью в стороны, не поворачивая головы.
  • Жвачное животное. Дошкольник двигает нижней челюстью по очереди во всех направлениях (вверх и вниз, вперед и назад).
  • Я нюхаю. Малыш раздувает ноздри, вдыхая.
  • Хитрюга. Нужно сузить глаза, как щелочки.
  • Презрение. Во время улыбки ребенок сморщивает нос и поднимает верхние губы.
  • Отвращение. Нижнюю губу необходимо вытянуть вниз.
  • Жмурки. Малышу необходимо с силой зажмурить и раскрыть глаза.
  • Засыпаю. Ребенок медленно закрывает и открывает глаза.
  • Начеку. Глаза закрываются поочередно.
  • Подмигиваю. Дошкольник подмигивает сначала одним, затем другим глазом.

Подобных упражнений и игр для детей дошкольного возраста можно найти немало. Чудодейственным средством они не являются, не стоит уповать только на них, если у ребенка серьезный диагноз. Но в комплексе с другими занятиями и лечением (когда оно показано) мимическая гимнастика вносит существенный вклад в коррекцию звукопроизношения у детей. И, как известно, откладывать этот процесс не стоит, иначе можно упустить драгоценное время.

razvivashka.online

Мимическая гимнастика лица для взрослых и детей

Без мимики мы практически не смогли бы судить об эмоциях наших собеседников. И, конечно же, не смогли бы правильно и точно доносить до окружающих свои собственные эмоции или скрывать, если это необходимо.

Упражнение для укрепления мышц лицаВспомните, как трудно бывает подавить в себе обиду и не показать вида, что обиделся. Бывают ситуации, когда показывать свое истинное эмоциональное состояние нельзя. Известны случаи, когда актеры играли на сцене и даже по ходу театрального действия веселились, несмотря на то, что испытывали глубокое горе в связи с происшедшими незадолго до этого трагическими событиями.

Умение распознавать настроение собеседника — искусство, которому можно и нужно учиться. Чтобы сопереживать человеку, для начала необходимо понять, нуждается ли он в сочувствии. Чувство понимания эмоций окружающих называется эмпатией.

Проверьте себя, насколько правильно вы разбираетесь в душевном настрое собеседника. Для этого попросите кого-нибудь задумать и изобразить мимикой определенное настроение, а затем сверьте вашу оценку с задуманной исполнителем.

Предвижу ваше недоумение: «Какое все это имеет отношение к предотвращению неврозов и психосоматических заболеваний?». Самое прямое и непосредственное. Неспособность оценивать настроение других и передавать мимикой и жестами свое собственное, может явиться причиной конфликтных ситуаций, приводящих в свою очередь к неврозам.

Практический момент

Однажды пришлось наблюдать следующую сцену. Пассажир троллейбуса обратился к другому, только что вошедшему: «Нет ли у вас лишнего талона?». На что второй стиснутый с боков, ответил отрицательно. Неожиданной для окружающих явилась раздраженная реакция первого: «Что вы огрызаетесь? Вас культурно спросили, а вы даже нормально ответить не можете!»

Отыскать виновного в возникшем конфликте (a конфликт, несомненно, возник) трудно. Одни пассажиры, присутствовавшие при происшедшем, оказались на стороне «ответчика», другие защищали «истца». Разразилась бурная дискуссия. Впрочем, конфликтной ситуации могло и не возникнуть, если бы собеседники хотели понять друг друга. Можно винить пассажира, вошедшего позже, " то, что он не смог донести до собеседника смысла своей реплики. С другой стороны, и безбилетный пассажир мог бы повнимательнее отнестись к ситуации. Ведь тот, у кого он спрашивал талон, находился в неудобном положении — троллейбус был переполнен. Как говорится, конфликт возник на голом месте. «Сделали из мухи слона»,— сказали бы некоторые.

Мимическая гимнастика: выполнение упражненияУмение правильно дополнять свою речь мимикой и жестами помогает и в психической саморегуляции. Можно утверждать, что человек, в совершенстве овладевший искусством мимики и жеста, более устойчив к стрессам.

Широкой популярностью в настоящее время пользуется мимическая гимнастика для лица, которая разработана актером Алексеем Васильевичем Бояршиновым и названа актерской гимнастикой гармонического совершенства (сокращенно—ЛГГС). Она является частью психотерапевтического метода, обозначенного психиатрами имаготерапией, т. е. игровой терапией. Сущность имаготерапии заключается в том, что человек активно воссоздает воображаемый им по заданию психотерапевта обрав, усваивает здоровые правильные отношения образа с действительностью.

Метод Бояршинова

Мимическая гимнастика для лица, предложенная А. В. Бояршиновым, позволяет каждому человеку улучшать свое настроение снимать усталость и, в конечном счете, достегать высокого творческого состояния. Овладение ею по силам не только актерам, но любому человеку, даже весьма далекому от театра.

Гимнастика для лицаКомплекс актерской гимнастики гармонического совершенства включает в себя несколько упражнение. Вот некоторые из них. Вызывая их, необходимо мысленно представить, как вы переживаете то или иное состояние, изобразить его мимикой и жестами.

Первое упражнение гимнастики — «имитация зевка». С давних времен педагоги-вокалисты используют зевок для постановки певческого голоса. А ученые установили, что зевота способствует вентиляции легких, улучшает работу сердца и кровообращение. Для начала настройтесь на это состояние, чтобы через некоторое время оно пришло к вам как бы само собой. Стоя или лежа, расслабьтесь, мысленно произносите низкий звук «у-у-у» (как при зевке), вообразив, что во рту образуется большая полость («купол»), дно которой вместе со звуком опускается все ниже и ниже. Одновременно появляется чувство успокоенности.

Чтобы выполнить следующее упражнение — «зевок», чуть-чуть наморщите нос и приподнимите брови, стараясь вызвать на лице выражение неодолимой зевоты и задержать его на несколько секунд. Через некоторое время вы почувствуете, что действительно начинаете зевать. Делайте это не стесняясь, в свое удовольствие, используя принцип «купола». Произнесите вслух низкий «у-у-у», постепенно «опуская» его все ниже и ниже, словно вначале он был у вас в горле, а в конце упражнения — где-то в районе солнечного сплетения.

«Добрая улыбка и смех». Наверное, никому не надо доказывать, что улыбка и смех благотворно влияют на здоровье. Итак, подняли вверх кончики губ, сделали веселые морщинки около глаз, чуть-чуть наморщили нос. Сохраняйте это выражение лица, вообразив, что оно освещается теплыми лучами света. Закройте глаза, мысленно засмейтесь, вспомнив очень радостный момент в своей жизни. Поднимите вверх руки, откройте рот — мысленно ликуйте как спортсмен, одержавший победу.

«Луч солнца». Это состояние — синтез всех предыдущих и одновременно высшая ступень в АГГС (по мнению ее создателя). Вспомните все предыдущие упражнения и постарайтесь слить их воедино. Наморщите нос, приподнимите брови, улыбнитесь, почувствуйте зевок и аппетит, вызовите смех и слезы. Мысленно произнесите высокий звук «и-и-и» где-то в области переносицы, вообразите, что лицо озарилось ярким лучом солнца. Вы ощущаете необыкновенный прилив сил и нежности, чувствуете спокойную уверенность в себе.

Мимическая гимнастика для детей

Детские мимические упражненияМногие родители задаются таким вопросом: какие существуют мимические упражнения для детей? Так вот, упражнения представленные в данной статье, прекрасно подойдут.

Овладение комплексом актерской гимнастики гармонического совершенства не должно стать единственной целью на пути к контролю за всей психической деятельностью.

Главное — правильно использовать накопленные знания и навыки в борьбе с отрицательными эмоциями и стрессами.

nevrozov.ru

"Мимическая гимнастика для детей с тяжелыми нарушениями речи

 

Эмоции и чувства выражают наше отношение к тому, что мы познаем, к нашим поступкам. Знания об эмоциях необходимы каждому для того, чтобы лучше понять других и самих себя. Не понимая себя, невозможно понять другого человека.  Благодаря переживаниям можно познать свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Переживания помогают раскрыть что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов и явлений.

Старший дошкольный возраст является кризисным, и одним из проявлений этого кризиса является эмоциональная неустойчивость. Наши дети с тяжелыми нарушениями речи зачастую обладают яркими личностными и поведенческими особенностями. Дети стремятся привлечь к себе внимание и иногда не очень адекватными способами. Нам работникам коррекционных групп приходится выступать в роли психолога, чтобы разрешить конфликты, вспыхнувшие между детьми. Стремимся  поддержать у детей положительный эмоциональный настрой, что обеспечивает здоровье, бодрость и счастье.

Богатство собственных переживаний каждого дошкольника помогает  более глубоко понять происходящее, более тонко проникнуть в переживания окружающих, их отношения между собой.

Положительный эмоциональный настрой помогает окрашивать поведение ребенка в течение нескольких дней и даже недель. Ведь известно, устойчивое положительное настроение может перерасти в свойство личности, стать характерным, отличительным.

Настроение всегда имеет причину (окружающая природа, события, люди, выполняемая деятельность) и по-разному выражается в поведении.  Однако не всегда эти причины осознаются. А выразительные движения лица и жестикуляция дают возможность ярче и образнее донести мысли и чувства. Мимика и жесты – это язык выразительных движений, функция которого заключается в непосредственном выражении того, что чувствует человек. Использование мимики и жесты позволяет более верно понимать других, контролировать и изменять свое поведение.

Исследование мимического выражения эмоций началось более 100 лет назад. Одним из первых возник вопрос: почему у человека в эмоциональном состоянии специфически изменяется напряжение различных лицевых мышц?

Классической попыткой ответить на этот вопрос была теория Ч. Дарвина, изложенная им в работе "Выражение эмоций у человека и животных" (1872). Дарвин выдвинул гипотезу, согласно которой мимические движения образовались из полезных действий. Другими словами, то, что сейчас является выражением эмоций, прежде было реакцией, имевшей определенное приспособительное значение.

Мимические реакции тесно связаны с определенными эмоциями. Установление таких связей делает возможным распознавание эмоций по мимическому выражению.

Представление о том, что по выражению лица можно судить об испытываемых человеком эмоциях, верно. Таким образом, на формирование мимического выражения эмоций оказывают влияние три фактора:

1. врожденные мимические схемы соответствующие определенным эмоциональным состояниям;

2.приобретенные, заученные, социализированные способы проявления чувств, подлежащие произвольному контролю;

3.индивидуальные экспрессивные особенности, придающие видовым и социальным формам мимического выражения специфические черты, свойственные только данному индивиду.

Мы работаем над развитием мимики, проявлением эмоциональных состояний через элементы экспрессии, жестов. Экспрессия проявляется не только в речи, но и в жесте, мимике, поведении человека, эмоциональные элементы служат для выражения чувств человека, а экспрессивные - способствуют усилению выразительности и изобразительности, как при выражении эмоций, воли, так и мысли. Их использование позволяет более верно понимать других, контролировать и изменять свое поведение. В дальнейшем это должно помочь  нашим детям при общении, легче и приятнее беседовать с тем, у кого оживленное динамическое выражение лица, активная жестикуляция.

Составленная мимическая гимнастика в комплексе с артикуляционной гимнастикой позволяет формировать произносительные умения и навыки,  укреплять лицевые мышцы групп и соответствующие мышечные группы органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. Каждое упражнение сопровождается стихотворением и цветным сюжетным рисунком. Все упражнения выполняются ежедневно, от простых к более сложным, сидя, обязательно с положительным эмоциональным настроем, в игровой форме.

Литература

1.     Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. «Учим детей общению»

2. Левитов Н.Д. «О психических состояниях человека». М., 1964.

3. Симонов П.В. «Теория отражения и психоотрицания эмоций». М., 1971.

4. Шингаров Г.К. «Эмоции и чувства как форма отражения действительности». М., 1971.

 

Практическая часть

Мимическая гимнастика

Цель: укрепление мышц лица, развитие мимики лица для выражения эмоционального состояния, развитие умения по мимике окружающих распознавать эмоции, воспитывать чувство эмпатии.

Время проведения: на коррекционно-развивающих, индивидуальных и фронтальных занятий, в совместной деятельности, согласно циклограмме.

Упражнения для бровей:

«В гости к колобку» 

Дети, стоят (сидят) по кругу со спокойным выражением лица.

- В гости к колобку пойдем

   И играть с собой возьмем!

«Брови домиком»

Дети поднимают высоко брови,  удерживают  3-5 сек., затем возвращают в спокойное положение.

- Брови домиком стоят

  Там живут мои друзья

  И бельчата, и ежата

  И лисята, медвежата!

«Колобок нахмурился»

Дети собирают брови у переносицы,  удерживают 3-5 сек., затем возвращают в спокойное положение.

- Колобок нахмурился

  Он увидел лужицу.

  Так хотел он погулять,

  Нам цветочки показать!

Упражнение для выражения глаз:

«В гости к колобку»

Дети, стоят (сидят) по кругу со спокойным выражением лица.

- В гости к колобку пойдем

   И играть с собой возьмем!

«Глазки, как блюдца»

Дети, стоя по кругу, держа руки на поясе, широко раскрывают глаза,  удерживают 3-5 сек., затем возвращают в спокойное положение.

- Широко раскрыв глаза,

  Колобок увидеть хочет:

  Как из маленького яйца

  Птенчик получается!

«Глазки, как щелочки»

Дети, стоя по кругу, держа руки на поясе,  прищуривают глаза,  удерживают 3-5 сек., затем возвращают в спокойное положение.

- Глазки щелочкой глядят,

  Значит, спрятаться хотят.

  Колобок играет в прятки

  С нами, с шустрыми ребятками!

Упражнения для губ

«В гости к колобку»

Дети, стоят (сидят) по кругу со спокойным выражением лица.

- В гости к колобку пойдем

   И играть с собой возьмем!

«Губки как ниточка»

Дети, стоя по кругу, держась за руки,  сжимают губы,  удерживают 3-5 сек., затем возвращают в спокойное положение.

- Губки спрячем мы вот так!

  Чтоб никто их не увидел!

  Вот так, вот так!

  Чтоб никто их не увидел!

«Колобок зевает»

Дети, стоя по кругу, держась за руки,  раскрывают широко рот,  удерживают 3-5 сек., затем возвращают в спокойное положение.

- Солнце светит высоко,

  А Колобок зевает!

  Просыпайся, Колобок,

  Ведь мы с тобой играем!

«Коромысло»

Дети, стоя по кругу, держась за руки,  опускают уголки губ вниз,  удерживают 3-5 сек., затем возвращают в спокойное положение.

- Колобок обиделся!?

  Или просто загрустил!?

  Губки, словно коромысло,

  На лице «повесил» он.

«Лодочка»

Дети, стоя по кругу, держась за руки,  поднимают уголки губ вверх,  удерживают 3-5 сек., затем возвращают в спокойное положение.

- Колобок, Колобок,

  Что за лодочка плывет?

  И куда она плывет?

  И что детям она везет?

  Радости, улыбки,

  Смеха и веселья!

  Лучшего детям настроенья!

Этюды «Игры с Бумчиком»

«Бумчик удивился»

 Мимика: брови и верхние веки приподнимаются.

Поза: ребенок смотрит на воспитателя, одна рука бессильно падает вниз, другая прикрывает рот, как бы с целью сдержать восклицание.

Бумчик вышел погулять

В земле ямку покапать

Вдруг оттуда вылезло

Длинное-предлинное,

Глазастое чудо!

Вот так чудо!

Это был червяк!

«Бумчик расстроился!»

Мимика: брови приподняты и сдвинуты, уголки губ опущены.

Поза: руки висят вдоль тела, плечи опущены.

 Тучи солнце спрятали,

Ветер завывает.

Бумчик, стоя у окна

Слезы вытирает!

 Не гулять ему сегодня,

Ох, уж эта непогода!

«Бумчик рассердился!»

Мимика: сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы.

Поза: усиленная жестикуляция.

Шел Бумчик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком,

И стучал каблуком.

Был Бумчик сегодня не в духе:

Его покусали мухи.

«Бумчик испугался!»

Мимика: брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт.

Поза: голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты, брови идут вверх и сдвигаются, губы раскрыты, одна рука сжимает другую.

 Бумчик спрятался под одеяло.

Ну, как же тут уснуть!?

Ему почему-то страшно – страшно

Ну, как же тут уснуть!?

То скрип, то шорох, то шум….

«У Бумчика радость!»

Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

Поза: произвольная (подскоки, хлопки в ладоши).

 Что за крик? Что за визг?

Это Бумчик радуется!

 Хлопает в ладоши!

Скачет, кувыркается

Ну,  чему он радуется?...

multiurok.ru

Миогимнастика для детей упражнения | Упражнения для детей

Лечение челюстно-лицевых деформаций. Миогимнастика.

Роджерс предложил систему гимнастических упражнений для лечения челюстно-лицевых деформаций. Основные положения этого метода тренировки недоразвитых и слабо функционирующих мускулов челюстно-лицевого скелета можно формулировать следующим образом.

1. Сокращения упражняемых мускулов должны совершаться с максимальной амплитудой (размахом). 2. Интенсивность сокращения такой мускулатуры должна соответствовать ее физиологической роли, но не быть чрезмерной. 3. Быстроту и продолжительность сокращений мускулов нужно приноровить к особенностям производимого движения. Вначале они должны быть медленными, непорывистыми и проводиться регулярно. 4. Между двумя последовательными сокращениями необходима пауза покоя, продолжительностью по меньшей мере равной продолжительности самого сокращения. 5. Сокращения мускулатуры при каждом упражнении повторяют несколько раз, до появления чувства легкой местной усталости. Это чувство усталости определяет границу продолжительности упражнения, за пределы которой переходить не следует. 6. Миогимнастика применяется у детей начиная с 4-летнего возраста.

В. С. Куриленко положила эти правила в основу миогимнастики при зубочелюстных деформациях и предлагает следующие упражнения.

Упражнения при дистальном и глубоком прикусах.

1. Упражнение выполняют стоя при слегка запрокинутой голове, руки вытянуты вдоль туловища и отведены назад. Нижнюю челюсть выдвигают вперед до смыкания режущих краев нижних зубов с верхними, а затем перемещают кзади. 2. Спустя один месяц проводят те же упражнения с той лишь разницей, что нижнюю челюсть выдвигают так, чтобы нижние передние зубы устанавливались впереди верхних. 3. При недоразвитии круговой мышцы рта (губы большие, вялые, вывернуты, не смыкаются, рот широкий) полезны следующие упражнения: вытягивание губ в трубочку, как для свиста, а затем растягивание мизинцами, как при широкой улыбке, попеременно чередуя такие положения губ. 4. Для упражнения круговой мышцы рта указательные пальцы устанавливают около углов рта, губы не сомкнуты, ребенок стремится сомкнуть губы. В это время, не меняя положения пальцев, создают препятствие для смыкания губ.

5. Для мышц щек полезно следующее упражнение: надуть щеки, сомкнуть губы и кончиками пальцев ритмично поколачивать по щекам. 6. При глубоком прикусе можно рекомендовать упражнения 1, 2, а при недоразвитии мимических мышц — упражнения 3, 4, 5.

Упражнения при мезиальном прикусе.

1. Кончиком языка ребенок должен давить на небные поверхности верхних передних зубов до усталости мышц (приблизительно в течение 3—5 минут). 2. При слегка запрокинутой голове попеременно открывать и закрывать рот, при закрывании рта кончиком запрокинутого языка попытаться достать задний край твердого неба. 3. Подтянуть нижнюю губу, особенно если она отвислая, под верхние передние зубы, а затем отпустить ее.

Упражнения при открытом прикусе.

1. Прижать вытянутые пальцы в области углов нижней челюсти, нижнюю челюсть установить в состоянии покоя (опустить на 1—2 мм), напрягая мышцы, сжать зубы, а затем снова принять первое положение. Повторять упражнение до чувства усталости жевательной мышцы. 2. Деревянную ручку, покрытую резиновой трубкой, или школьную резинку кусать боковыми зубами.

Упражнения при косом прикусе.

Если косой прикус обусловлен смещением нижней челюсти в сторону, можно применить следующее упражнение: максимально открывают рот и нижнюю челюсть перемещают в сторону неправильного смыкания зубов (нижние зубы перекрывают верхние), затем в этом положении нижнюю челюсть поднимают до смыкания зубов и удерживают 4—5 секунд в этом положении, после чего опять опускают.

Наше Здоровье

Автор: Артем Николаевич

Миогимнастика в ортодонтии - это своего рода та же лечебная физкультура. только направлена она сугубо на развитие, профилактику и лечение разного рода отклонений в области челюсти. Современная ортодонтия практикует использование миогимнастики как самостоятельного процесса, так и в совокупности с другими методами лечения.

Детская ортодонтия использует миогимнастику для лечения дефектов прикуса у детей. Поэтому были разработаны специальные упражнения. задействующие основные мышцы в области рта. И хотя миогимнастика в ортодонтии не такое уж распространенное явление, если возникают проблемы именно она может безболезненно справится с ними.

Конечно, нет смысла использовать миогимнастику без консультации опытного врача-ортодонта, именно он сможет определить причину каких-либо аномалий и порекомендовать наиболее практичные методы их устранения. Давайте рассмотри наиболее известные упражнения которые позволяют миогиманстике в ортодонтии занимать важное место среди других методов лечения.

- Воздействие на мышцы, которые отвечают за движение нижней челюсти используют при глубоком или дистальном прикусе у ребенка. Упражнение выполняется стоя. Ребенок должен занести плечи и руки назад, подбородок - вверх. В этом положении стараться выдвинуть нижнюю челюсть вперед, потом возвратить в привычное положение. (Повторять 5-10 раз, несколько раз в день)

- Воздействие на жевательные мышцы. Необходимо сжимать зубы, лучше всего, если между нижней и верхней челюстью положить резиновую прокладку. Так же полезно есть твердую пищу для разработки этих мышц.

- Миогимнастика в ортодонтии также может применятся для разработки круговой мышцы рта. которая отвечает за мимику, глотание и жевание пищи, произношение. Если эта мышца недостаточно включена в работу - у ребенка постоянно видно зубы даже в спокойном состоянии, а верхняя губа кажется укороченной. Современная ортодонтия рекомендует упражнения в виде задувания свечи (неоднократно в течение дня) и плотное смыкание губ, при заложенных мизинцах в уголках рта (10-15 раза, несколько раз в течение дня).

Следующие упражнения миогиманстики в ортодонтии были разработаны на основе индивидуальных клинических случаев, но в последствии получили широкое распространение виду своей необходимости. Специалисты детской ортодонтии рекомендуют выполнять их 3-4 раза вдень на протяжение 5-10 минут, только так можно достигнуть желаемого результата. При этом родители должны следить, что бы все упражнения ребенок выполнял максимально амплитудно, не ленился - иначе необходимые мышцы не будут активно участвовать в процессе.

Миогимнастика в ортодонтии для корректировки смыкания губ

Сеанс проведения такой зарядки лучше делать сидя на стульчике, перед зеркалом, для того, чтобы видеть все то, что делается.

- вытянуть губы трубочкой, потом широко растянуть в улыбке.

- вытянуть губы вперед, изображая рупор, можно что-то произнести, подержать несколько секунд и вернуть обратно.

- усилием полностью сомкнуть губы, набрать воздуха и раздуть щеки, а потом не размыкая губ выдавить воздух кулаками так, что бы он постепенно вышел через губы.

- при плотно сомкнутых губах набрать воздуха под верхней губой, потом точно также под нижней.

- перемещать в стороны плотно сомкнутые губы.

- с видимым усилием выдуть поток воздуха через губы сложенные в трубочку, как бы задувая свечу.

Миогимнастика в ортодонтии для языка.

Исходное положение аналогичное предыдущему. Старайтесь что бы детская ортодонтия воспринималась ребенком как игра, изучение актерского мастерства перед зеркалом, для того, что бы ему интересно было делать гимнастику.

- упражнение часики . При плотно замкнутых губах совершать движения языком под верхней губой, потом под нижней по кругу, имитируя движение стрелки часов.

- упражнение наказание для языка . Вытянуть язык, положить его на нижнюю губу и смыкая верхнюю губу, стараться шлепнуть язык.

- упражнение покрасим новый потолок . Используя язык как малярную кисть красим наш потолок, которым является небо. Не пропускаем ничего, все должно быть окрашено.

- а теперь строительные работы. Надо имитировать работу отбойного молотка, издавать похожие звуки: Дддддд.

- следующее упражнение выполняется таким образом: прижать язык к небу с открытым ртом, потом плотно сомкнуть зубы и проглотить слюну. удерживая язык в установленном положении.

Дальше рекомендуем посмотреть еще ряд известных упражнений современной ортодонтии на видео.

Косноязычие. Миогимнастика.

Косноязычие (дислалия) относится к функциональным нарушениям органов речи, оказывающим отрицательное влияние на формирование зубочелюстной системы. Принято различать общее (диффузное) расстройство произношения звуков речи и частичное, выражающееся в нарушении произношения отдельных звуков. Изменения произношения выражаются в виде искажения звука или полного его выпадения, в виде замены одного звука другим (например, звук «Л» заменяется звуком В) или в виде невнятного произношения. Среди разных видов косноязычия чаще других встречается неправильное произношение звуков Р и Л (ротацизм), шипящих и свистящих звуков (сигматизм). К косноязычию относится также гнусавость. Косноязычие значительно распространено среди детей школьного возраста (Н. А. Омельченко, 1961).

В этиологии косноязычия определенное место занимают различные нарушения развития органов речи и зубочелюстной системы: макроглоссия, укороченная уздечка языка, высокое, узкое или, наоборот, слишком плоское твердое небо, короткое мягкое небо, врожденные расщелины неба, аденоидные разрастания в носоглотке, адентия, а также .аномалии прикуса (прогнатия, прогения, открытый прикус) и дефекты зубных рядов (диастема, тремы, отсутствие фронтальных зубов). Все эти факторы обусловливают неправильное положение языка, губ и ненормальное прохождение струи воздуха во время произношения звуков речи. В то же время неправильная речевая артикуляция, связанная с прокладыванием языка между зубными рядами и изменением функциональной активности мышц околоротовой области и глотки, способствует возникновению аномалий и закрепляет их.

Одной из частых причин косноязычия является невнимательное воспитание Детей, которые подражают неправильной речи (неправильная речевая среда). К более редким причинам относятся понижение слуха и заболевания центральной нервной системы.

Лечением косноязычия занимаются специалисты — логопеды, обучающие правильной артикуляции органов речи при произношении отдельных звуков. При наличии отклонении со стороны органов зубочелюстной системы требуется комплексное лечение: хирургическое (рассечение короткой уздечки языка, пластическое закрытие дефекта неба, удаление аденоидных разрастаний в носоглотке), ортопедическое (устранение аномалий прикуса и протезирование) и логопедическое.

Миогимнастика — метрд лечебной физкультуры, используемый в ортодонтии для профилактики и лечения аномалий зубочелюстной системы. Миогимнастика может применяться самостоятельно (преимущественно при молочном прикусе) или в комплексе с аппаратурным лечением (во время смены зубов и при постоянном прикусе).

Учитывая регулирующее влияние жевательных и мимических мышц на правильное развитие челюстей и состояние прикуса. A. Rogers и другие авторы разработали комплекс упражнений для тренировки мышц челюстно-лицевой области. В этот комплекс входят: 1) Упражнения для мышц. выдвигающих нижнюю челюсть, показанные при микрогении, дистальном прикусе, глубоком прикусе. Для этого ребенок, стоя, оттягивает назад плечи и руки, поднимает подбородок и медленно максимально выдвигает вперед и возвращает назад нижнюю челюсть; упражнения повторяют неоднократно подряд, несколько раз в день.

2) Упражнения для тренировки жевательных мышц. заключающиеся в сжатии зубов, желательно с дополнительным сопротивлением в виде резиновой прокладки между зубными рядами. Следует также рекомендовать детям жевать твердую пищу.

3) Упражнения для тренировки круговой мышцы рта весьма разнообразны. Круговая мышца является не только мимической; она участвует в актах сосания, жевания и глотания пищи, произношении звуков речи и др. При пониженной функциональной активности круговой мышцы рта ротовая щель выглядит широкой, губы разомкнуты, верхняя губа укорочена, постоянно видны зубы. Такое состояние сопутствует привычному ротовому дыханию ребенка и обычно сочетается с аномалиями прикуса.

Повышенный тонус круговой мышцы рта. в частности ее пучков, залегающих в нижней губе, наблюдается при некоторых вредных привычках - прикусывании нижней губы, неправильном глотании (см. Неправильное глотание). В таких случаях нередко наблюдается дистальный прикус, лечение которого затрудняется имеющейся вредной привычкой/

Миогимнастика для круговой мышцы рта заключается в смыкании губ с препятствием в виде пальцев (мизинцев), вкладываемых в углы рта или в виде специального диска. Можно рекомендовать также упражнения для губ в виде задувания пламени свечи, массаж верхней губы в стороны и вниз.

Миогимнастика является хорошим лечебным средством, предупреждающим рецидив аномалии при условии, если она проводится систематически и под контролем. Доступность метода позволяет применять его при лечении детей раннего возраста в детских садах и начальных классах школы под руководством воспитателей.

Источники: http://meduniver.com/Medical/stomatologia/378.html, http://www.rehelp.ru/uchod-za-zubami/miogimnastika-v-ortodontii.html, http://medicalplanet.su/stomatology/191.html

Комментариев пока нет!

orebenkah.ru

Мимическая гимнастика в картинках | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации: Весёлая мимическая гимнастика Двигаем сомкнутыми губами из стороны в сторону выполняем 3-5 раз. Затем отдыхаем , расслабляемся и снова выполняем 3-5 раз Учимся надувать то одну, то другую щёку. Повторяем упражнение 3-5раз. Даём время для отдыха и расслабления и снова повторяем упражнение 3-5 раз Не хотела Маша кашиРассердилась мама нашаБрови хмурила вот так.Каша - это не пустяк! Учимся надувать губы.Выражение лица капризное.Повторяем упражнение 3-5 раз.Даём время на расслабление и вновь повторяем упражнение 3-5 раз Учимся поджимать губы.Выражение лица злое.Повторяем упражнение 3- 5 раз. Даём время на расслабление и снова повторяем 3-5 раз М глаза закВ зоопарке побывали, Крокодила увидали.Он зубастый! Так и знай!Брови выше поднимай. Рассердилась наша ЛюбаИ теперь поджала губы.Ну и ну, моя подружкаТак похожа на лягушку. Учимся быстро – быстро моргать.Лицо спокойно.Повторяем 3-5 раз.Затем расслабляемся и снова повторяем 3-5 раз. Учимся спокойно открывать и закрывать глаза . Лицо при этом неподвижно.Держим глаза закрытыми под счёт до 5.Выполняем упражнение 3-5 раз Учимся хмурить брови. Если не получается, то помогаемУказательными пальцами Повторяем упражнение в 3-5 раз Учимся делать смешную рожицу.Язык под нижней губой, а уши оттягиваем руками в стороны. Учимся втягивать щёки – изображать «худышку». Повторяем упражнение 3-5 раз. Даём время для отдыха и расслабления и снова выполняем 3-5 раз Учимся поднимать и опускать брови.Выражение лица удивлённое. Повторяем упражнение 3-5 раз. Даём время на расслабление и снова Выполняем 3-5 раз. Капризуля наша Люба Как карась надула губы!Говорит карась большой:Дуться так нехорошо. Учимся раздувать щёки, как будто шарики.Выполняем упражнение 3-5 разДаём время на расслаблениеИ снова выполняем 3-5 раз Как хитрющий рыжий котПоморгаем мы вот, вот!Правый глаз, левый глаз!Получается у нас! ,Учимся спокойно открывать то один, то другой глаз.Выражение лица при том хитрое.Повторяем 3-5 раз Мимическая гимнастика поможет -укре

educontest.net