Тренировка мозга: упражнения. Тренировка мозга и памяти. Гимнастика мозга фото


система упражнений для развития нейропластичности мозга

Аюрведический центр красоты и здоровья «Живая вода»

НЕЙРОБИКА - система упражнений для развития нейропластичности мозга

В нашем мозгу 100 млрд. нейронов – это больше, чем звезд в нашей галактике! Каждая клетка в свою очередь может дать 200 тыс. ответвлений. Таким образом, мозг имеет огромные ресурсы, чтоб хранить воспоминания объемом примерно за 3 млн. лет. Учёные называют это "волшебными деревьями разума”, потому что нервные клетки мозга похожи на ветвистые деревья.

Мысленные электрические импульсы между нейронами передаются через синапсы – зоны контакта между нейронами. Средний нейрон человеческого мозга имеет от 1000 до 10000 синапсов или контактов с соседними нейронами. Синапсы имеют небольшую щель, которую должен преодолеть импульс.Когда мы учимся, мы меняем работу мозга, прокладывая новые пути для мысленных электрических импульсов. При этом электрический сигнал должен «перепрыгнуть» через щель синапса для образования новых связей между нервными клетками. Эту дорогу ему труднее всего пройти первый раз, но по мере обучения, когда сигнал преодолевает синапс снова и снова, связи становятся все «шире и прочнее», растет число синапсов и связей между нейронами.Образуются новые нейронные микросети, в которые и «встраиваются» новые знания: убеждения, привычки, модели поведения. И тогда мы, наконец, чему-то научились. Эту способность мозга называют нейропластичностью. Именно число микросетей в мозгу, а не его объем или масса, имеют определяющее влияние на то, что мы называем интеллект.

Попутно хочу заметить, что в раннем детстве, когда проходит самый интенсивный период обучения, для ребенка крайне важна богатая и разнообразная развивающая среда.

Нейропластика – это одно из самых удивительных открытий последних лет. Раньше считалось, что нервные клетки не восстанавливаются. Но в 1998 году группа американских ученых доказала, что нейрогенез происходит не только до 13-14 лет, но и всю нашу жизнь, и что у взрослых людей тоже могут появляться новые нервные клетки. Они установили, что причиной уменьшения наших умственных способностей с возрастом является не отмирание нервных клеток, а истощение дендритов, – отростков нервных клеток, через которые проходят импульсы от нейрона к нейрону. Если дендриты постоянно не стимулировать, то они атрофируются, теряя способность к проводимости, словно мышцы без физической нагрузки. Одни и те же ежедневные действия формируют шаблонное поведение – наши привычки, – при этом используются и укрепляются одни и те же нейронные связи. Так происходит встраивание нашего «автопилота», но при этом страдает гибкость нашего мышления.111-579x326Наш мозг нуждается в упражнениях. Необходимо каждый день менять рутинные и шаблонные действия на новые, непривычные вам, которые задействуют несколько органов чувств; выполнять обычные действия необычным способом, решать новые проекты, стараясь уходить от «автопилота» привычных схем. Привычка ослабляет способности мозга. Для продуктивной работы ему нужны новые впечатления, новые задачи, новая информация, – одним словом – перемены.

До 1998 года считалось, что рост дендритов происходит только в раннем возрасте, но исследования доказали, что и у взрослых людей нейроны способны выращивать дендриты для компенсации потерянных старых. Доказано, что нейронные сети способны меняться в течение всей жизни человека и наш мозг хранит в себе огромные ресурсы нейропластичности – способности менять свою структуру.

Известно, что наш мозг состоит из эмбриональной ткани, то есть той, из которой состоит эмбрион. Поэтому он всегда открыт для развития, обучения и для будущего.

Мозг способен простой мыслью, воображением, визуализацией, изменять структуру и функцию серого вещества. Ученые убеждаются, что это может происходить даже без внешних воздействий. Мозг может меняться под властью тех мыслей, которыми он наполнен, ум в силах влиять на мозг. Наш мозг создан природой с расчетом на обучение и подобные изменения.

В Библии сказано: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего”.

Все вышесказанное подводит нас к пониманию того, что для реального достижения целей требуется фундаментальное изменение способа работы вашего мозга – преодоление генетической программы и прежнего воспитания со всеми многолетними убеждениями. Вы не просто должны лелеять мысли в своем воображении, которые присутствуют не дольше новогоднего «все, больше не пью», а переучивать свой мозг, создавая новые нейронные структуры. Нейрологи говорят: «Нейроны, которые вместе сходятся, вместе и водятся». Новые нейронные структуры вашего мозга будут создавать совершенно новые сети, "блок-схемы”, приспособленные для решения новых задач.

«Ваша задача — перекинуть мост через пропасть между вами и желаемыми це­лями». (Эрл Найтингейл)

Метафорически этот процесс можно иллюстрировать на следующем примере. Представьте, что ваш мозг с его ограничивающими убеждениями – это стакан с мутной водой. Если бы вы сразу выплеснули грязную воду, помыли стакан и набрали чистую – это был бы шок для всего организма. Но, подставив стакан по струю чистой воды, вы постепенно замените мутную. Точно так же для обучения мозга новому образу мыслей нет нужды резко «стирать» старый. Необходимо постепенно «заливать» подсознание новыми позитивными убеждениями, привычками и качествами, которые в свою очередь будут генерировать эффективные решения, приводя вас к нужным результатам.

Для поддержания высокой работоспособности нашему мозгу, как и телу необходима "физзарядка”. Профессор нейробиологии Лоуренс Кац (США) разработал комплекс упражнений для мозга – нейробику, позволяющую нам иметь хорошую «ментальную» форму.

Упражнения нейробики обязательно используют все пять чувств человека – причем, необычным образом и в разных комбинациях. Это помогает создавать в мозгу новые нейронные связи. При этом наш мозг начинает вырабатывать нейротропин, вещество, способствующее росту новых нервных клеток и связей между ними.

Ваша задача – каждый день менять привычные и шаблонные действия на новые, непривычные.

Цель упражнений нейробики — стимуляция мозга. Заниматься нейробикой просто – нужно сделать так, чтобы в процессе привычной деятельности по-новому были задействованы ваши органы чувств.

Например: проснувшись утром, примите душ закрытыми глазами, почистите зубы другой рукой, постарайтесь одеться на ощупь, отправьтесь на работу новым маршрутом, сделайте привычные покупки в новом месте и еще много чего. Это увлекательная и полезная игра.

Нейробика полезна абсолютно всем. Детям она поможет лучше концентрироваться и усваивать новые знания, а взрослым – поддерживать свой головной мозг в отличной форме и избежать ухудшения памяти.

Главный принцип нейробики – постоянно изменять простые шаблонные действия. Давайте задание своему мозгу решать привычные задачи непривычным для него образом, и постепенно он отблагодарит вас прекрасной работоспособностью.

Итак, мы способны обучать свой мозг новому образу мышления. Начав менять свои шаблоны и убеждения, вы увидите, что меняясь изнутри, вы начнете менять все вокруг, словно порождая эффект расходящихся волн.

Упражнения по нейробике

Мозг необходимо поддерживать в «ра­бочем состоянии», не давать ему «уснуть». Причем всем — и взрослым, и школьникам, у которых школьная жизнь тоже быстро входит в привычную колею с повторяющи­мися ритуалами.

Зарядка очень проста в выполнении — делать ее можно практически в любое вре­мя в любом месте. Рассмотрим упражнения для ум­ственной аэробики.

1 — НОВАЯ ОБСТАНОВКА. Время от времени очень полезно оказываться в малознакомых местах. Поэтому посетите часть города, где Вы еще никогда не были или которую посещаете очень редко — большой парк или магазин. Также хорошо менять привычные маршруты – например, ходить на работу другой дорогой.

2 — НОВЫЕ ЗАПАХИ. Утром, сразу по­сле пробуждения, специалисты советуют: вдыхать разнообразные ароматы, напри­мер эфирные масла — это помогает «раз­будить» мозг.

3 — МНИМАЯ СЛЕПОТА. Упражнение на внимание и концентрацию — попробуй­те сориентироваться в комнате с закрыты­ми глазами (как вариант — примите душ). В отсутствие зрения резко активизируются другие органы чувств.

4 — ПРАВАЯ-ЛЕВАЯ. Выполняйте ино­гда что-нибудь не рабочей рукой: если Вы правша, то левой; если левша — правой.

5 — НЕЗНАКОМАЯ РАБОТА. Почаще беритесь за работу, которую еще не при­ходилось выполнять — мозг быстро активи­зируется, когда Вы не совсем точно знаете, что делать.

6 — ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ. На один и тот же вопрос можно ответить по-разному. Вот и отвечайте, избегайте привычных стандартных фраз — хотя бы мысленно. Нейробика — очень хорошее упраж­нение – на ощупь, пальцами различать предметы. Например, монеты. Например в скучной очереди.

8 — ЖУРНАЛЫ. Периодически поку­пайте прессу, не относящуюся к кругу Ва­ших интересов — например об экономике или о рыбалке. Необязательно глубоко изучать предмет, достаточно время от вре­мени менять тему того, что читаете.

9 — НЕМОЙ ТЕЛЕВИЗОР. Отключите у телевизора звук и попробуйте озвучить изображение, следя за губами героев на экране. Это, кстати, не только полезно для мозга, но еще и очень весело, особенно в компании.

10 — НОВЫЙ ТЕМП. Время от времени меняйте темп привычного действия, Если что-то обычно делаете не спеша — ускорьте работу в 2 раза. Если, наоборот, Вы торопы­га, заставьте себя все делать медленно.Использовать мозг по максимуму

Развитие ума так же важно, как духовное и физическое развитие. Ученые доказали, что человек использует возможности своего мозга всего лишь от 3% до 10%. Как же нам увеличить этот процент хотя бы вдвое?Сначала вспомним всем известные способы тренировки мозга и улучшения памяти:1) Чтение2) Разгадывание кроссвордов, логических загадок, пазлов, головоломок3) Занятие спортом4) Изучение иностранных языков5) Пополнение словарного запаса6) Выучивание текстов наизусть7) Ведение дневникаПомимо этих известных многим методам есть еще один, который предложили нейробиологи Лоренс Кац и Мэннинг Рубин. Называется он нейробикой.Что такое нейробикаНейробика - это комплекс упражнений, так называемая гимнастика для мышления, стимулирующая способность мозга к познанию. Она направлена на то, чтобы "сломать" привычные модели поведения и развивать творческое мышление.Каждый день привычную рутину нужно разбавлять новыми впечатлениями, которые задействуют хотя бы один орган чувств.Ученые утверждают, что путем таких упражнений вырабатывается вещество нейротропин, которое приводит к росту нервных клеток.

Упражнения на нейробику:1) Меняем привычку и делаем все по-новому- То, что ты всегда выполняешь правой рукой, выполняй левой (или наоборот) - чистить зубы, водить компьютерной мышкой, писать и т.д.- Измени свой привычный отдых - если ты обычно проводишь выходные на шумных вечеринках, съезди на природу или поработай по дому. Любишь читать книгу дома - пойди на концерт или дискотеку.- Разнообразь свой гардероб. Носи разную одежду разных цветов. Ученые доказали, что вместе с новой одеждой меняется образ мыслей и настроение.- Поменяй привычный маршрут по дороге на работу, в супермаркет, к друзьям.- Посещай новые места в городе, смени окружение.- Купи новый предмет мебели или просто сделай перестановку мебели в комнате, чаще меняй заставку монитора на компьютере. Увидев в магазине товар, на который ты прежде не обращал внимания, рассмотри его поближе, изучи надпись на упаковке.- Смело берись за новое дело. Находи новые увлечения или внеси что-то новое и необычное в свои старые занятия. Любишь экстремальные виды спорта - займись вязанием.2) Меняй темп выполняемых тобой действийТо, что обычно делаешь медленно, выполняй в два раза быстрее, а то, что делаешь быстро, соответственно, наоборот.3) Меняй ощущения- Задействуй в привычной для тебя ситуации другие органы чувств. Когда смотришь телевизор, выключи звук и наблюдай за тем, что происходит на экране. Попробуй угадать, о чем разговаривают люди, какие именно слова произносят.- В своей квартире походи с закрытыми глазами.- Попробуй определить достоинство монет на ощупь.Таким образом ты заставишь обоняние, осязание, зрение и слух функционировать в необычных условиях, в которых эти виды чувств обострятся.4) Нестандартно мысли, подключая правое полушарие головного мозга- Переверни фотографии, которые ты постоянно видишь перед собой, вверх ногами. Привычные мыслительные "модели", натыкаясь на странное положение изображения, не сработают, и начнет работать правое полушарие.- Пиши нестандартные стихи.- Рисуй необычные рисунки.- Придумывай новые образы.- Давай новые, нестандартные ответы на привычные вопросы.- Сочиняй новые слова или умышленно ставь неправильное ударение в слове.- Придумывай свои анекдоты и шутки.Игра на развитие правого полушария:Раздели лист бумаги на две колонки, в каждой из них напиши любое слово. Под каждым из этих двух слов составь столбик из понятий, с которыми они у тебя ассоциируются. Затем соединяй в разном порядке слова из разных столбиков и сочиняй из них рассказ. Перебирай разные комбинации, фантазируй!Нейробика не только разовьет твои мыслительные способности и позволит мозгу как можно дольше не стареть, но и внесет разнообразие в твою жизнь.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

druzzya.mirtesen.ru

Гимнастика мозга или обычная зарядка?

 

«Едва ли 10% людей на земле сбалансированно используют оба полушария своего головного мозга.

Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого.

Хочешь остаться в рядах такого большинства?»

(Мэрили Зденека, «Развитие правого полушария. Углубленная программа высвобождения сил вашего воображения») 

Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение. Для того чтобы ТВОРЧЕСКИ осмыслить любую проблему необходимы оба полушария: левое полушарие, логическое, выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты, а правое полушарие, творческое, схватывает ее в целом. Именно правое полушарие, благодаря своей важнейшей функции – интуиции, помогает разобраться в ситуации и сформулировать идею, пусть даже бредовую, но часто нестандартную и нередко правильную.

Взгляните на эту таблицу, где условно разделены сферы специализации каждого из них – и вы увидите, насколько важна полноценная работа правого полушария для становления и развития творческой личности:

Левое полушарие Правое полушарие

 

- отвечает за логическое– аналитическое мышление- анализирует факты- обрабатывает информацию последовательно по этапам (последовательное мышление)- обеспечивает процессы индуктивного мышления (вначале осуществляется процесс анализа, а затем синтеза)- обрабатывает вербальную информацию: отвечает за языковые способности: контролирует речь, а также способности к чтению и письму- запоминает стихотворные строки, факты, имена, даты и их написание- способно понимать только буквальный смысл слов того, что слышим или читаем- планирует будущее- контролирует движения правой половины тела- отвечает за музыкальное образование, понимание смысла музыкальных произведений, различение ритма музыки- отвечает за математические способности, работу с числами, формулами, таблицами- отвечает за планирование

 

- отвечает за образное мышление и пространственную ориентацию; позволяет ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки- отвечает за интуицию и интуитивную оценку- может одновременно обрабатывать много разнообразной информации; способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа (параллельная обработка информации)- реализует процессы дедуктивного мышления (вначале осуществляются процессы синтеза, а затем анализа)- обрабатывает невербальную информацию: специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах- запоминает образы, лица, картины, позы, голоса; способно воспринимать совокупность черт как единое целое- способно понимать метафоры и результаты работы чужого воображения, чувство юмора. воспринимает эмоциональную окраску речи, тембр голоса, интонацию- ориентируется в настоящем- контролирует движения левой половины тела- отвечает за музыкальные способности, различение мелодий, темпа и гармонии в музыке- отвечает за воображение, фантазии и мечты; художественное творчество и способности к изобразительному искусству- отвечает за спонтанные, эмоциональные реакции

Изложенная выше специализация полушарий головного мозга справедлива для 95% людей. В их число входят практически все правши. Специализацию же полушарий у левшей, которые составляют примерно 10%, определить труднее.

Когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве, результатом которого является эффективная творческая работа мозга. Это становится возможным, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.

Как же обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности?

При помощи комплекса специальных «кинезиологических упражнений», которые были разработаны и апробированы американским доктором философии Полом Деннисон, основателем учения «образовательная кинезиология» (от греческого «кинесис» — движение, «логос» - наука). Пол и его жена Гейл Деннисоны обнаружили огромные возможности естественных физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребенка, так и взрослого. Их открытия легли в основу программы под названием «Гимнастика мозга». Эта программа представляет собой комплекс упражнений, которые способствуют развитию межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия.

«Гимнастика мозга» напоминает обычную зарядку и проста в исполнении. Приведем несколько упражнений из комплекса (Вы можете скачать страницы статьи с иллюстрациями, кликнув на изображение ниже):

  

1. Массаж ушных раковин.

Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

2. Колечко.

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

3. Кулак-ребо-ладонь.

Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

4. Лезгинка.

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

5. Ухо – нос.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

6. Змейка. 

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок. выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

7. Зеркальное рисование.

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Если вы решили применить упражнения «Гимнастики мозга» в работе с детьми, то вам необходимо систематически применять их для тренинга определенных функций. Попробуйте - результаты не заставят себя долго ждать! Так, применение данного метода в начальной школе показало, что в результате систематического выполнения кинезиологических упражнений у детей улучшилась память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снизилась утомляемость, повысилась способность к произвольному контролю. 

И в заключение маленький совет:Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите вашему малышу чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!

Рашкова Татьяна"Все для детей", №5, сентябрь-ноябрь 2008

www.deti-budushego.com

Тренируем извилины. 14 полезных упражнений для мозга | Инфографика

Советы дает кандидат медицинских наук, координатор Ассоциации междисциплинарной медицины, эксперт проекта «Экология мозга» Елена Анисимова.

Голова должна трудиться

Наш мозг подобен мышцам: если ему не давать ежедневную работу, он дряхлеет, становится ленивым, команду «думай!» не распознает. А вот если нагрузки есть – серые клеточки растут в буквальном смысле этого слова. Ученые описывают этот процесс так: образуются новые синапсы между нейронами, кора головного мозга становится толще и более извилистой, в вещество мозга врастают новые капилляры, аксоны быстрее проводят нервные сигналы, усложняются функциональные связи между отдельными структурами мозга.

Но между тем мозг не так примитивен, как мышцы. Обычной «качалки» (типа ежедневно писать в компьютере по 10 тысяч знаков) ему недостаточно: заскучает и рано или поздно отметет рутину как ненужную. Придется его удивить и даже обмануть необычной гимнастикой.

14 полезных упражнений для мозга Инфографика АиФ

Нейробика

Эту методику тренировки для наших извилин придумали американцы – нейробиолог Лоренс Кац и писатель Мэннинг Рубин. И вот уже 15 лет мир занимается по книге «Фитнес для ума», выбирая самые подходящие из 83 упражнений для улучшения памяти и развития интеллектуальных способностей.

Для выполнения забавных упражнений вам придется немного «почудить», делать ежедневные дела несколько сумасбродным путем, используя все 5 органов чувств в непривычной комбинации. Выполняя одну и ту же рутинную работу, нам трудно сосредоточиться на новом: память ослабевает, концентрация внимания падает. А вот если делать привычные дела неожиданным способом, мозгу приходится выстраивать свежие связи между нервными клетками и восстанавливать их, если они были утеряны.

Постарайтесь запустить в себе тягу ко всему необычному при каждой свободной минутке, выполняя домашние повинности, по дороге на работу и в магазин, сидя перед телевизором или у компьютера. Делайте упражнения весело, иронично, с хорошим настроением – мозгу очень нравятся эмоции.

6 полезных упражнений

1. Включите в работу левую руку (или правую, если вы левша). Пробуйте ею чистить зубы, застегивать пуговицы на блузке, есть суп, печатать на клавиатуре компьютера и писать письма.

Зачем это делать? Активация моторной коры переносится с левого полушария мозга в правое, что благотворно влияет на творческие способности и нестандартное мышление.

2. Испытывайте новые ощущения, развивайте новые способности. Передвигайтесь по собственной квартире, которую вы хорошо знаете, принимайте душ с закрытыми глазами. Пытайтесь на ощупь определить достоинство монетки, лежащей в кармане. Попробуйте освоить шрифт Брайля – систему чтения и письма для слепых. Договоритесь с домашними общаться целый день лишь на языке жестов.

Зачем это делать? «Накаляются» до предела новые сенсорные области мозга, которые обычно мало задействованы или совсем не трудятся, что также является хорошей гимнастикой для нейронов во всем мозге.

3. Не бойтесь менять привычный имидж. Носите новую необычную одежду, пробуйте новый грим, экспериментируйте с цветом волос и прической.

Зачем это делать? Человек по-разному ощущает себя, примерив новый имидж (вспомните хотя бы «эффект пиджака» для мужчины или «шпилек» для женщины!), и у него меняется образ мысли.

4. Ходите и ездите на работу новыми маршрутами (даже если непривычная дорога будет дольше!), чаще путешествуйте, каждый отпуск старайтесь проводить в новом месте, ходите по музеям и выставкам.

Зачем это делать? Развивается пространственная память и даже увеличивается размер гиппокампа, как утверждают последние исследования физиологов.

5. Почаще меняйте интерьер дома и на работе, еженедельно переставляйте вещи в квартире, меняйте местами кухонную утварь, пробуйте готовить по заморским рецептам, купите новые духи. Несколько минут ходите по квартире, надев на правую ногу туфлю на каблуке, а на ле­вую – тапочку.

Зачем это делать? Привычки утомляют мозг, а новизна стимулирует сенсорные входы мозга, делает жизнь более яркой, запоминающейся.

6. Научитесь нетривиально отвечать на поднадоевшие вопросы типа «как дела?», «что нового?», придумайте каждый раз новые фразы – откажитесь от стереотипов, запоминайте анекдоты, придумывайте сами новые шутки, занимательные истории – и обязательно блесните ими в разговоре.

Зачем это делать? Если вы подходите ко всему произнесенному творчески, с разных сторон, то тем самым стимулируете память и центр речи в мозге – левую височную область зон Вернике и Брока.

150 минут движения – каждую неделю

Помните, что на активность мозга оказывают влияние и традиционные физические нагрузки.

Исследователи из Иллинойского университета США под руководством Артура Крамера обнаружили, что умеренная гимнастика, всего 150 минут в неделю (или 75 минут высокой физической нагрузки), плюс ежедневное хождение пешком не менее 500 метров увеличивают объем коры головного мозга человека во фронтальной и париетальных областях. Они ответственны за рабочую память, внимание и переключение с одного задания на другое. В качестве подтверждения ученые предоставили картинку, полученную компьютерным томографом.

Смотрите также:

www.aif.ru

30.05.18 «Гимнастика мозга» в Симферопольской академической гимназии (ФОТО)

 В МБОУ «Симферопольская академическая гимназия» в течение 2017-2018 учебного года педагог-психолог Трубина Вера Павловна проводила занятия по программе «Гимнастика для мозга», которая была адресована учащимся 1-4 классов и реализовывалась вне учебной деятельности.

    Мозг управляет движениями мышц – научный факт. Не менее научна и подтверждена экспериментами и обратная зависимость: движения мышц обучают мозг. Для правильного развития мозга необходимо двигаться. Тело должно пробовать, а мозг вдогонку за мышцами осознает и запечатлевает навык. Такая тренировка формирует в мозге связи, без которых человек в будущем не сможет успешно обучаться чему бы то ни было.

 

    С помощью выполнения определенных упражнений можно улучшить концентрацию, внимание и память, научиться говорить более убедительно, развить чувство равновесия и координацию движений, более творчески подходить к работе. Несложные упражнения способны стимулировать умственную деятельность. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.

В России методика получила известность в 1988 г., с этого времени существует особое направление кинезилогия, которое объясняет связь мышечных тканей, эмоциональности и функциональности головного мозга и занимается практическими разработками в этой области.

    Гимнастика мозга представляет собой простые движения и упражнения, которые помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в человеческом теле. Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.

    В основу программы «Гимнастика для мозга» заложены следующие направления: упражнения на координацию являются своеобразным стимулом для совместной работы левого и правого полушарий головного мозга; процесс дыхания, контролируемый человеком, способствует усилению сосредоточенности; уменьшение напряжения приведет к повышению концентрации внимания; тренировка координации как одна из своеобразных форм движения. Упражнения помогали ребятам улучшать мыслительную деятельность, синхронизировать работу полушарий, способствовать запоминанию, повышать устойчивость внимания, помогали восстановлению речевых функций, облегчали процессы чтения и письма.

    Предлагаемый комплекс занятий для школьников в доступной форме постепенно улучшал навыки самоконтроля, самокоррекции, самоорганизации, проявления волевой регуляции. С помощью предлагаемых упражнений в программе «Гимнастика для мозга»  решались задачи развития навыка слушания, улучшалось понимание собственных возможностей учащихся и поэтому повышался адаптивный ресурс школьников.

 

    Во время занятий педагог-психолог Трубина В.П. вместе с детьми выполняла все упражнения, где обращала внимание на индивидуальные ресурсные возможности каждого ребенка. По окончании курса занятий, учащиеся, которые посещали данные занятия, совместно с психологом проводили утреннюю зарядку с помощью «Гимнастики для мозга» и знакомили одноклассников с возможностями данной программы.

 

sagimnazy.ru

упражнения. Тренировка мозга и памяти

К сожалению, сегодня человек использует свой мозг далеко не на полную мощность. Однако ситуацию можно попробовать изменить, ежедневно тренируя данный орган. Именно об этом и пойдет речь в предоставленной статье.

тренировка мозга

О мозге

Тренировка мозга – очень важная и нужная деятельность. Ведь сегодня ученые доказали, что только лишь к 60 годам данный орган человека достигает своего пика развития. Раньше же считали, что в это время активность мозга уже существенно снижается. Современные ученые доказали, что мозговая деятельность зависит не от самих нейронов (количество которых к старости уменьшается), а от качества связей между ними. Именно эти связи можно поддерживать и усиливать благодаря активной интеллектуальной деятельности.

Советы американской писательницы

Во все времена люди знали, что важнейшей деятельностью является тренировка мозга. Именно об этом в своей книге еще в 1936 году написала американская писательница Дороти Бранд. Она предоставила несколько простых, но весьма действенных упражнений для активизации мозговой деятельности.

  1. Каждый день нужно выделять один час, когда придется по максимуму сократить речевую активность. Т.е. ни с кем не разговаривать. Если же понадобится, на вопросы нужно отвечать односложно, четко и по сути.
  2. На полчаса в день нужно задумываться об одном предмете. Так как сначала делать это будет весьма тяжело, тренировки нужно начинать от 5 минут.
  3. Четверть часа в сутки нужно говорить, не употребляя слова мне, моё, я.
  4. Нужно на два часа в день ежедневно составлять план деятельности и строго ему следовать.
  5. На день нужно ставить себе 12 задач. Их все обязательно нужно выполнять.

Эти упражнения не только тренируют мозг, но и заставляют человека взглянуть на себя и окружающий мир шире.

тренировка мозга упражнения

Утренняя зарядка для мозга

Мозг, как и тело, требует пробуждения для хорошей активности. В таком случае может понадобиться утренняя тренировка мозга. Занимает она примерно 5-10 минут в период сразу же после сна. Все упражнения нужно проводить в удобной позе. Также все произносится вслух.

Упражнение 1. Нужно постараться как можно скорее посчитать в обратном порядке от 100 до 1.

Упражнение 2. На каждую букву алфавита нужно придумать слово. Сделать упражнение нужно очень быстро.

Упражнение 3. Нужно произнести 20 мужских имен, каждому из которых надо присваивать номер (к примеру, 1 – Саша, 2 – Олег и т.д.). То же самое нужно проделать и с женскими именами.

Упражнение 4. Нужно постараться пронумеровать 20 видов различной пищи.

Упражнение 5. Нужно выбрать любую букву алфавита и придумать на нее 20 слов, нумеруя каждое из них.

Чаще всего во время упражнений глаза у человека открыты. После всех заданий нужно глазки на полминуты закрыть и снова открыть. Вот и все, мозг «разогрелся» и готов к активной работе.

тренировка полушария мозга

Нейробика

Тренировка головного мозга, т.е. комплекс упражнений, придуманных для этого, в науке носит название «нейробика». Создатель данной науки – профессор нейробиологии Лоуренс Катц - считает, что пользоваться наработками нейробики можно когда и где угодно. Так как упражнения эти просты и доступны каждому, а польза от них огромнейшая.

Упражнения:

  1. Обычные вещи нужно стараться делать необычно. Для этого можно умываться по утрам с закрытыми глазами.
  2. Изменение привычного порядка. Ежедневно нужно стараться ходить на работу разными путями. Как вариант, можно покупать продукты не в привычном месте.
  3. Очень хорошо активизируют мозг различного рода путешествия. Если нет возможности ездить далеко и надолго, можно периодически отправляться в вояж по соседним городам или селам.
  4. Нужно как можно чаще решать головоломки, разгадывать кроссворды и задачи. При этом уровень сложности всех заданий нужно повышать.
  5. Всегда надо интересоваться чем-то новым, неизведанным. Так, хорошо периодически осваивать новые науки или находить для себя новые увлечения.
  6. Отличная тренировка мозга - смотреть телевизор. Однако при этом нужно выключать звук и стараться проговаривать все диалоги, которые происходят на экране.
  7. Нужно стараться отвечать на обычные вопросы нестандартно.
  8. Очень хорошо тренирует мозг фантазия. Так, можно периодически придумывать стихи, шутки, рассказы. Это все не обязательно записывать. Как альтернатива, можно в голове «проговаривать» различные диалоги со знакомыми людьми или же незнакомцами.

тренировка мозга и памяти

Игры

Отличная тренировка мозга и памяти – всевозможные игры. Это могут быть шашки, шахматы, карточные игры (они также заставляют человека думать!). Также можно просто поиграть со своим ребенком. Ведь для этого понадобится включить свою фантазию, что очень полезно для мозговой активности. Очень хорошо сегодня использовать различные гаджеты и наработки программистов для тренировки главного органа. К примеру, это может быть приложение NeuroNation. Тренировка мозга, развитие памяти, улучшение концентрации и развитие логики – все это можно найти в данной игре. Отзывы людей, испробовавших данное приложение, как говорится, на себе, только положительные. Все пользователи остались полностью довольны результатами.

О полушариях мозга

Все люди, наверное, знают, что мозг состоит из двух полушарий. Так, правое отвечает за интуицию и творческие способности, левое – за логику и математические способности. Идеально, когда два данных полушария человек развивает параллельно. Однако можно постараться развить в себе определенные качества, тренируя только лишь нужную часть мозга.

тренировка головного мозга

Правое полушарие

Тренировка правого полушария мозга может состоять из следующих упражнений:

  1. Нужно уделять больше внимания творческой деятельности. Так, можно отправиться с музей или же заняться рисованием.
  2. Нужно продумывать весь следующий день. В таком случае включается образное мышление, за которое отвечает именно правое полушарие.
  3. На улице также можно тренировать свой мозг. Нужно всего лишь всматриваться в лица людей и предполагать, о чем они сейчас думают.

Таких упражнений может быть очень много. Нужно только стараться как можно больше задействовать воображение. К слову, отлично развивают именно правое полушарие мозга игры с ребенком.

Левое полушарие

Несколько иной может быть тренировка полушария мозга (в таком случае речь будет идти о левом полушарии). Какие же упражнения будут актуальны в данном случае:

  1. Нужно стараться как можно больше разгадывать кроссвордов.
  2. Хорошо тренировать левое полушарие мозга математикой. Нужно решать задачи, постепенно повышая их сложность.
  3. Также надо решать логические задачи.

Стоит сказать о том, что для развития мозга нужно задействовать и тело (однако в зеркальном отражении). Если нужно развить левое полушарие, нужно больше тренировать правую руку и ногу. И наоборот.

тренировка правого полушария мозга

Гармоничное развитие

Но все же хочется сказать, что лучше, если гармонично проводится тренировка мозга. Упражнения в таком случае направлены равномерно на то, чтобы развивалось как правое, так и левое полушарие. Так, для этого можно попробовать задействовать руки:

  1. Нос-ухо. Нужно правой рукой дотронуться до левого уха, а левой рукой до кончика носа. Далее нужно хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки.
  2. Рисование. Чтобы равномерно развивать оба полушария мозга, нужно в каждую руку взять по карандашу и начать рисовать рисунок зеркально. Т.е. чтобы он состоял из равных двух частей.
  3. Кольцо. Для этой задачи попеременно с большим пальцем нужно в кольцо складывать остальные пальцы руки. Делать это нужно на двух руках одновременно. Для более серьезной тренировки можно на каждый пальчик придумать по скороговорке (это еще будет тренировать и дикцию).

Вспомогательные картинки

Чтобы тренировать свой мозг, также можно задействовать специально разработанные специалистами картинки. К примеру, определить, какое именно полушарие у человека «ведущее», можно при помощи танцующей на одной ноге девушки. А тренировать мозг можно, используя упражнение «Светофор». Так, цвет, которым написано само слово, и цвет, которое оно означает, будут разными. Нужно правильно прочитать то, что написано (а не цвет, которым написано). Упражнение на первый взгляд кажется простым, однако это совершенно не так.

тренировка сосудов головного мозга

О сосудах

Если говорить о человеческом мозге, огромное значение тут имеют именно его сосуды. Ведь если они неправильно работают или в недостаточном количестве прогоняют кровь, это влияет на умственные способности человека. И если тренировка сосудов головного мозга – действие практически невозможное (управлять ими пока еще никто не научился), то можно периодически чистить свои головные сосудики.

  1. Отлично чистят сосуды различного рода фиточаи. Для этого можно взять липовый цвет, листья смородины или земляники, душицу, зверобой, сушеные ягоды калины или рябины.
  2. В данном направлении отлично также работает лимонный сок и сода. По чайной ложке данных ингредиентов нужно растворить в стакане воды.

Если вышеперечисленные средства можно использовать часто (даже ежедневно), то серьезную чистку сосудов нужно проводить не чаще раза в год.

  1. Хрен нужно натереть на терку, взять его столовую ложку и залить сметаной (1 стакан). Принимается данное лекарство на протяжении месяца во время еды по одной столовой ложке.
  2. Примерно 300 грамм чеснока надо пропустить через мясорубку и залить 200 мл спирта. Все помещается в плотную емкость, закрывается и оставляется на неделю в темном месте. Далее лекарство принимают примерно по 10 капель (разведя с молоком) трижды в день за полчаса до еды. Курс - месяц.

fb.ru