Основы обучения гимнастике (стр. 1 из 5). Гимнастика обучение


Основы обучения гимнастике

Министерство общего и профессионального образования РФ

Астраханское педагогическое училище

ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИКЕ

Выполнил:

студент гр. 4 ас/ф

Петров В. Н.

Преподаватель:

Муравьев Р. П.

Астрахань 2000 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО И МЕТОД ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

2. ВИДЫ ГИМНАСТИКИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

3. ОСНОВНАЯ ГИМНАСТИКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

4. УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Теория физического воспитания - наука об общих законах управления физическим совершенствованием человека. Овладение теорией позволяет правильно подходить к рассмотрению конкретных вопросов физического воспитания во всех звеньях.

Теория физического воспитания изучает цель, задачи, черты, принципы советской системы физического воспитания, вскрывает связь физического воспитания с другими сторонами коммунистического воспитания -умственным, нравственным, эстетическим и трудовым. Большое внимание уделяется изучению средств физического воспитания, раскрытию принципов, методов и приемов обучения физическим упражнениям, формированию двигательных навыков и развитию физических качеств, разработке общих основ спортивной тренировки, методики различных форм занятий физическими упражнениями (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижная игра и др.), а также планированию и учету работы по физическому воспитанию. Кроме того, выявляется специфика физического воспитания детей дошкольного, школьного возраста, молодежи, взрослых и пожилых людей.

Теория физического воспитания вооружает практику едиными теоретическими основами и этим помогает ее дальнейшему совершенствованию.

В теории физического воспитания используются следующие основные понятия: физическое развитие, физическая подготовленность, физическое совершенство, физическое воспитание, физическая подготовка, физическое образование, физические упражнения, спорт, физическая культура, физкультурное движение и др.

Освоение понятии позволит студентам понимать специальную литературу, грамотно выполнять письменные задания, а также использовать их в устном общении с детьми и взрослыми.

Понятия, которые используются в настоящее время, возникли в разные эпохи исторического развития общества. Содержание их углубляется, уточняется по мере развития науки о физическом воспитании и ее практического осуществления.

Гимнастика—понятие широкое, определяемое как одно из основных средств и методов всестороннего физического воспитания. Она является обязательным компонентом базового физического воспитания[1] .

Гимнастика представляет собой систему специально подобранных упражнений, разносторонне воздействующих на организм человека, усиливающих его основные физиологические процессы, способствующих его гармоническому развитию. Путем гимнастических упражнений формируются жизненно необходимые двигательные навыки, красота и точность движений, развиваются основные физические качества - ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость. Гимнастика применяется с самого раннего детства и продолжается во всех возрастных периодах жизни человека.

Задачей гимнастики является укрепление здоровья, физическое совершенствование и осуществление разносторонней физической подготовленности человека к многообразной деятельности. Помимо этого, гимнастика имеет специфические задачи: формирование правильной осанки, профилактика и коррекция различных деформаций тела, восстановление работоспособности двигательного аппарата после перенесенных травм, воспитание умения владеть своими движениями.

Гимнастика как метод физического воспитания. В гимнастике могут быть использованы весьма разнообразные физические упражнения, способствующие решению задач всестороннего физического воспитания. В ней могут применяться любые движения и двигательные действия в соответствии с педагогическими задачами и психофизиологическими особенностями организма. В гимнастике можно осуществлять относительно точное избирательное воздействие на строение и функции организма. Характерные для гимнастики методические приемы позволяют с помощью физических упражнений оказывать преимущественное воздействие на отдельные органы и отдельные мышечные группы, а такое развивать различные физические качества.

В гимнастике возможна относительно точная дозировка физической нагрузки: разнообразные упражнения используются и назначаются в соответствии с подготовленностью занимающихся и строгим учетом их влияния на организм.

В целях повышения эмоциональности занятий, воспитания эстетических чувств, ритмичности, точности и выразительности движений при проведении гимнастики целесообразно применять музыку.

В процессе обучения воспитывается умение оценивать своя двигательные возможности, выяснять общие закономерности двигательной деятельности. Это осуществляется путем распределения учебных заданий, широкого применения анализа и синтеза движений, комбинирования движений в новые двигательные действия и изучения разнообразных физических упражнений.

Гимнастика располагает специфическими средствами для осуществления воспитательных задач: требует точного, заранее обусловленного выполнения двигательных действий; имеет регламентированный распорядок занятий, особый стиль организации процесса обучения, предусматривающий сознательность и самостоятельность действий, развитие творческой инициативы. Все это служит воспитанию дисциплины, внимания, способствует укреплению воли и характера.

Таким образом, методы гимнастики дают возможность решать задачи общей физической подготовки, применять физические упражнения в соответствии с возрастом и подготовленностью занимающихся и успешно осуществлять оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи физического воспитания.

2. ВИДЫ ГИМНАСТИКИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

В процессе развития советской системы физического воспитания постепенно уточнялись задачи гимнастики и определялись ее виды: 1) общеразвивающая, к которой относится основная гимнастика, гигиеническая и др.; 2) гимнастика со спортивной направленностью как один из видов базового спорта, обеспечивающая достижение массового уровня, повышение и сохранение общей физической подготовленности: спортивная гимнастика, атлетическая, художественная и др.; 3) прикладная—профессиональная, лечебная и др.

Общеразвивающая. Задачей основной гимнастики является гимнастика укрепление здоровья, общая физическая подготовка, направленная на совершенствование и закрепление двигательных навыков, воспитание правильной осанки, улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем и обеспечение закаливания организма.

В содержание основной гимнастики входят: строевые, общеразвивающие и основные движения. При выполнении упражнений используются гимнастические снаряды и мелкий физкультурный инвентарь. Основная гимнастика содействует повышению функциональных процессов организма человека, его физическому развитию, совершенствованию разнообразных двигательных навыков, воспитанию физических качеств, умения самостоятельно и творчески пользоваться освоенными двигательными действиями в различной жизненной ситуации, правильно оценивать свои возможности, познавать основные закономерности двигательной деятельности, понимать значение приобретаемых знаний и навыков для жизни и деятельности.

Гигиеническая гимнастика направлена на укрепление и сохранение здоровья человека, воспитание правильной осанки, совершенствование функций основных систем организма (дыхание, кровообращение, активизация обменных процессов). В качестве средств гигиенической гимнастики используются общеразвивающие и прикладные упражнения в сочетании с водными процедурами, массажем и закаливанием организма. Гигиеническая гимнастика рекомендуется для детей всех возрастов. Задача спортивной гимнастики заключается в повышении и сохранении общей физической подготовленности. При этом существенно, что спортивные занятия строятся в зависимости от основной учебной или профессионально-трудовой деятельности. Базовый спорт как один из видов физической культуры представляет собой «процесс тренировок и состязаний в массовой практике спорта».

Художественная гимнастика предусматривает совершенствование движений и имеет спортивный характер. Основные упражнения художественной гимнастики органически связаны с музыкой, помогающей овладеть высокой пластичностью, координацией и выразительностью движений.

Содержание художественной гимнастики составляют строевые, общеразвивающие упражнения и некоторые основные движения а также различные танцевальные комбинации с предметами и бег предметов, проводимые под музыку.

Профессионально-прикладная гимнастика развивает и совершенствует двигательные навыки и качества, содействующие овладению определенной специальностью (высотник-монтажник шахтер, водитель транспорта и др.).

Итак, гимнастика, являясь одним из средств и методов физического воспитания, составляет неотъемлемую часть всех государственных программ физического воспитания для детей, юношества и взрослых в различных учебно-воспитательных учреждениях, лечебных заведениях и в самодеятельных физкультурных коллективах (на предприятиях, в учреждениях, на фабриках, заводах) и при индивидуальных занятиях.

3. ОСНОВНАЯ ГИМНАСТИКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

физическое гимнастика воспитание дошкольный

Содержание основной гимнастики для детей составляют: основные движения, общеразвивающие и строевые упражнения.

mirznanii.com

Гимнастика спортивная - Обучение и тренировка

Наряду с основными знаниями техники упражнения для хорошей методической работы обязателен учет возраста и пола. Тренер по гимнастике должен знать, как проходит развитие ребенка, обусловленное возрастом, как совершается рост, как при этом изменяются пропорции тела и развиваются физические и умственные способности.

Выбор учебного материала

При отборе и построении обязательных и произвольных упражнений тренер и инструктор должны исходить из уровня мастерства и развития гимнаста.

Так же из вида и объема нагрузки, из требований к физическим и координационным способностям, из воздействия на здоровье спортсмена, из связанных с тренировочным процессом воспитательных целей, а также необходимого вклада во всестороннее развитие его личности.

Степень трудности разрабатываемых программ должна соответствовать учебной потребности и стремлению гимнаста к мастерству, а также учитывать состояние здоровья, окружающую среду, профессию и индивидуальные особенности.

Передача учебного материала

Для полного восприятия нового движения сначала демонстрируются запланированный элемент, соединение или вся комбинация, и все это наглядно объясняется. Наглядные средства (фильмы, фотографии, рисунки, графически подготовленные технические данные и т.д.) углубляют изложенное.

Учебное средство, связанное с подачей ритма, помогает уяснить занимающемуся динамику и чередование напряженных фаз в процессе упражнения. Слова и звуки акцентируют мах, пружинистое движение, размахивание, силовую, медленную и быструю часть упражнения. За демонстрацией и объяснением следуют первые попытки, причем используются старые двигательные навыки и приобретаются новые.

Следующие попытки служат дли закрепления и стабилизации двигательного процесса. Исправление ошибок является решающим фактором для эффективной и быстрой передачи учебного материала. Эти исправления ошибок должны учитывать следующие методические требования: сначала устранить причины основных ошибок, не исправлять несколько ошибок одновременно.

В первую очередь следует устранить недостатки, которые ведут к искажению правильной техники, потому что они тянут за собой целую цепь ошибок. Помощь, оказываемая во время выполнения движения, и акцентирование на узловые моменты движения облегчают учебный процесс. Вспомогательные тренировочные снаряды, как лонжа, пружинистый мостик и др., способствуют быстрой выработке правильной техники.

Организация учебного процесса

Для того чтобы обеспечить высокую интенсивность учебного процесса, гимнастическая группа (команда) не должна превышать 8—12 человек. Имеющиеся снаряды необходимо целесообразно распределять и расставлять и полностью использовать. Во время тренировки педагог должен обращать внимание на правильное чередование упражнений в висе, упоре и на ногах. Эффективность учебного процесса повышается благодаря использованию дополнительных снарядов с дополнительными заданиями.

Занятия и тренировка – различные формы единого педагогического процесса. Вместе они совершенствуют овладение соревновательными программами вплоть до высших достижений. Систематические начальные занятия подготавливают гимнаста к достижению высоких результатов. В специальной тренировке эта работа продолжается с учетом постепенного повышения мастерства. Каждая тренировка по гимнастике начинается с всесторонней физической и координационной подготовки, которая ведет к хорошей основе, на которой затем строится специальная тренировка.

Периодизация в тренировке

Периодизация в тренировке по гимнастике осуществляется по олимпийским циклам (4 года), которые в свою очередь делятся на двухгодичные циклы. Каждый двухгодичный цикл состоит из нескольких периодов (циклов), которые также подразделяются на соревновательные, подготовительные и переходные периоды. Каждый триод включает несколько тренировочных периодов.

В подготовительном периоде тренер развивает правильное отношение к занятиям, хорошую общую физическую подготовленность и заставляет гимнастов разучивать новые элементы, соединения и комбинации. Соревновательный период служит дальнейшему усвоению и совершенствованию соревновательных программ. Гимнаст должен достичь хорошего уровня тренированности и быть в состоянии исполнять свои программы безупречно и стабильно.

Техника постоянно шлифуется, повышается специальная выносливость, усиливается тактическое и волевое воспитание. Переходный период служит активному отдыху гимнастов и сохранению формы и используется для формирования целей и задач на следующий цикл. Продолжительность циклов зависит от уровня мастерства и тренированности гимнаста. Планирование определяется календарем соревнований.

Силовая подготовка

Силовая подготовка состоит из упражнений под нагрузкой с торможением махового движения и из упражнений на сопротивление. Сила для гимнаста очень важна, т.к. она не только преодолевает сопротивления на снарядах, но и влияет на скорость движений и содействует развитию выносливости и ловкости.

В вольных упражнениях, опорных прыжках и почти во всех маховых движениях только быстрые маховые движения гарантируют успех всей комбинации. Для улучшения скоростной силы служат специальные упражнения, которые повышают эластичность мышц. Так как в гимнастических упражнениях скорость также зависит от способности мыши расслабляться, то силовая скорость дополнительно отрабатывается посредством упражнений на гибкость и расслабление.

Формирование личности

Формирование личности является основой для достижения поставленной цели. Следует развивать готовность к выполнению поставленных задач и психофизическую пригодность (отношение, убеждения, манеру поведения) и выявлять интерес к сотрудничеству. Определенное значение имеют такие специфические для этого вида спорта качества, как смелость, готовность к риску, вера в свои силы, преодоление самого себя и др. в сочетании с тактическими навыками.

world-sport.org

Методы и методические приемы обучения гимнастическим упражнениям

Методы и методические приемы обучения гимнастическим упражнениям

Подробности Категория: Гимнастика и физическое развитие Просмотров: 8640

Последовательное решение задач на каждом этапе обучения гимнастическим упражнениям связано с использованием конкретных методов и приемов. Под методом обучения понимается принципиальный способ решения той или иной задачи, а методическим приемом является способ действия преподавателя и ученика. Отдельные методы и приемы могут способствовать решению одной задачи обучения движению или применяться на различных этапах.

Метод программирования. Перед непосредственным разучиванием нового упражнения у преподавателя должна быть полная программа предстоящих действий (последовательность заданий, контроль и способы исправления ошибок, средства обеспечений).

Одной из форм такого планирования является, алгоритмизации процесса обучения движению. Методика составления предписаний алгоритмического типа предусматривает разделение учебного материала на части (учебные задания), которые осваиваются, в строгой последовательности. Алгоритмические предписания должны отвечать следующим требованиям:  — точно указывать характер каждого действия, которое должно быть выполнимо учащимися — доступно им;  — относиться к одному конкретному движению или к серии структурно сходных упражнений;  — располагать все учебные задания последовательно по нарастанию сложности и так, чтобы они. были взаимосвязаны.

Каждая серия заданий, предписания направлена на решение определенной задачи (развитие, физических качеств, освоение исходных или конечных положений, разучивание основных двигательных действий, выполнение подводящих упражнении и др.). После выполнения всех серий учебных заданий движение изучается в целом в облегченных условиях.

Подобный способ организации обучения относится к так называемому линейному программированию. Предписанием алгоритмического типа следует пользоваться в том случае, когда применение целостного метода обучения невозможно или мало эффективно.

Обучающая программа для отдельного движения может быть составлена и по типу разветвленного программирования. Она включает:  — описание структуры данного движения, его отдельных фаз и действий;  — определение ведущих и частных задач обучения;  — описание обучающих упражнений и базовых двигательных навыков, которыми должен владеть ученик до начала обучения;  — последовательность выполнения двигательных заданий;  — подбор заданий (средств) для исправления типичных ошибок и контроля за ходом освоения движения.Такая форма планирования характерна для случаев обучения сложным, новым оригинальным или малоизвестным гимнастическим упражнениям.

Таким образом, метод программирования дает возможность выбрать эффективный путь в обучении новому движению и рациональную форму организации учеников.

Словесный метод. Это один из универсальных методов обучения. С его помощью решаются различные задачи: описание техники движения, постановка задач обучения, анализ результатов исполнения задания, управление ходом обучения и др. Это определяет разнообразие методических приемов использования слова в обучении. К ним относятся: рассказ, беседа, объяснение, обсуждение, установка, словесное сопровождение выполнения движения. Все эти приемы доступны и действенны на разных этапах обучения.

При использовании данного метода обучения особое требование предъявляется к точности и лаконичности ведения диалога с учеником. Каждое слово должно быть точным и образным, а выражение — кратким и понятным. Выбор способов действия в значительной мере зависит от возраста и подготовленности учащихся, а также от способностей самого преподавателя. Следует отметить, что использование гимнастической терминологии во многом облегчает общение между учеником и преподавателем в процессе обучения.Метод показа. Данный метод имеет широкие возможности. Он помогает создать представление об упражнении, уточнить отдель¬ные детали техники, обратить внимание ученика на допущенную ошибку, сравнить варианты (попытки) исполнения движения.

Один из способов показа заключается в демонстрации целостного и совершенного исполнения движения — эталона техники. Кроме того, возможен акцентированный показ отдельных фаз или элементов техники с выделением решающих и типичных методов исполнения движения.

Наиболее нагляден живой показ преподавателем или другая- исполнителем. Если при этом исполнение оказалось не совсем удачным и действия были неточными, то следует правильно объяснить и оценить данное выполнение движения, а затем найти возможность показать технически правильное исполнение.При разучивании гимнастических упражнений эффективны способы опосредованного показа — демонстрация кинокольцовок, кинограмм, наглядных рисунков, схем и других методических пособий.Для активизации обучения, уточнения деталей техники движения или определения точности представления о движении можно использовать методические приемы моделирования: графическое изображение структуры движения, воспроизведение действий на модели тела человека (плоскостной, проволочной, объемной) или устное описание техники движения.

Метод целостного разучивания упражнения. Он подразумевает выполнение изучаемого движения в целом. Такое освоение движения характерно для большинства упражнений основной гимнастики, для относительно простых движений на снарядах при подготовке юных гимнастов, а также для отдельных сложных упражнений, которые могут быть выполнены целиком в облегченных условиях. Возможность выполнения сложного упражнения целиком обычно достигается путем использования: физической помощи, уменьшения высоты снаряда, введения дополнительных средств безопасности (поролоновых матов, ям, валиков, страховочных поясов), упрощения исходного и конечного положений, выполнения движений на тренажерах. Основное правило использования данных приемов сохранение структурной целостности изучаемого упражнения.

Одним из вариантов метода целостного разучивания упражнения является метод подводящих упражнений. Он заключается в целостном выполнении ранее изученных, самостоятельных и структурно сходных упражнений с новым. Например, для разучивания акробатического элемента «с прыжка полет-кувырок» используется подводящее упражнение «кувырок со стойки на руках».

Метод расчлененного разучивания упражнения. Он заключается в целесообразном выделении отдельных частей и элементов техники движения, освоении каждого из них и последующем соединении в целостное упражнение. Этот метод используется при изучении самых различных движений и обеспечивает доступность обучения упражнению. Искусственное дробление упражнения на части облегчает освоение решающих двигательных действий. Степень дробности заданий зависит от специфики упражнения и возможностей учащихся. Каждое обучающее упражнение должно быть конкретным и доступным и не вносить принципиальных изменений в структуру изучаемого целостного движения.

Разновидностью метода расчленения является метод решения частных двигательных задач.Он характеризуется подбором серии учебных заданий, содержащих отдельный элемент техники основного движения. Например, при изучении опорных прыжков ученикам часто предлагают серию учебных заданий для правильного отталкивания от мостика. Данный метод обучения обычно способствует уточнению представления о технике движения, исправлению стойких ошибок, совершенствованию техники исполнения упражнения.

Методы целостного и расчлененного разучивания упражнения являются ведущими методами для овладения основами техники движения и ее совершенствования. Они тесно связаны между собой и дополняют друг друга. При целостном методе возможна отработка отдельных деталей движения, а обучение с расчленением предусматривает ого завершение целостным исполнением изучаемого движения.

Метод изменения условий обучения.Он дает возможность решать задачу последнего этапа обучения — повысить уровень пластичности двигательного навыка. Данный метод подразумевает создание специальных условий выполнения упражнения путем: изменения окружающей обстановки (необычное расположение снаряда, дополнительное освещение, смена моста занятия — зала), введения неожиданных установок на выполнение (без разминки, несколько повторений без остановки), включения посторонних сигналов (шум в зале, музыкальное сопровождение), установки на конкретный результат выполнения движения (на оценку, без ошибок), выполнения упражнения на фоне утомления и др.

Данный метод обучения дополняется соревновательным и игровыми методами. Они основаны на элементах соперничества учеников между собой и повышении ответственности каждого за достижение определенного результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения и приближают условия выполнения упражнения к соревнованиям.

Данные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приемами педагогического воздействия на учащихся, психологической подготовки и самоподготовки.

detivsporte.ru


Смотрите также