Комплексы для детей "Ортопедическая гимнастика". Гимнастика ортопедическая


Комплексы для детей "Ортопедическая гимнастика"

Гимнастика для стоп «В лесу»

В роще вырос можжевельник,

И в тени его ветвей

Появился муравейник,

Поселился муравей.

Он из дома спозаранку

Выбегает с веником,

Подметает он полянку

Перед муравейником,

Замечает все соринки,

Начищает все травинки,

Каждый куст,

Каждый месяц,

Каждый день.

А однажды муравьишка

Подметал дорожку.

Вдруг упала с елки шишка,

Отдавила ножку.

Переступают с ноги на ногу.

Поднимаются на носки и опускаются на всю стопу.

Сводят и разводят носки ног.

Соединяют носки вместе, сводят и разводят пятки.

«Качелька» - поднимаются на носки и опускаются на пятки.

Гимнастика для стоп  «Елочка»

Были бы у елочки ножки,

Побежала бы она по дорожке.

Заплясала бы она вместе с нами,

Застучала бы она каблучками.

Идут на месте, не отрывая носков от пола.

Перекатываются с носка на пятку.

Приподнимаются на носки и опускаются на всю стопу.

Гимнастика для стоп  «Медведь»

Ой-ее-ее-ечки!

Спал медведь на коечке!

Свесились в кроватки

Две босые пятки.

Две босые, две смешные,

Ой, смешные пятки!

Увидала Мышка,

Мышка – шалунишка,

Влезла на кроватку,

Хвать его за пятку.

Поднимаются то на носки, то на пятки.

Поднимаются на носки и на пятки, расположив стопы на одной линии носками внутрь.

Поднимаются на носки и на пятки, расположив стопы носками наружу.

Переминаются с ноги на ногу.

Делают выпад ногой вперед. Затем разворачиваются на 1800, поменяв опорную ногу.

Гимнастика для стоп  «Зайка»

Зайка серый скачет ловко,

В лапке у него морковка.

Мы ходили по грибы,

Зайца испугались.

Схоронились за дубы,

Растеряли все грибы.

А потом смеялись –

Зайца испугались.

Идут поскоками.

Идут на носках.

Идут с перекатом с пятки на носок.

Стоят на месте, поднимаются на носки и опускаются на всю ступню.

Гимнастика для стоп   «Петушок»

Зайка серый скачет ловко,

В лапке у него морковка.

Мы ходили по грибы,

Зайца испугались.

Схоронились за дубы,

Растеряли все грибы.

А потом смеялись –

Зайца испугались.

Идут поскоками.

Идут на носках.

Идут с перекатом с пятки на носок.

Стоят на месте, поднимаются на носки и опускаются на всю ступню.

Гимнастика для стоп   «Весна»

По полям бегут ручьи

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

Бегут «змейкой».

Идут выпадами («перешагиваем через лужи»).

Идут на пятках.

Идут на внешнем своде стопы.

Стоя на месте, поднимаются на носки, поднимая руки.

«Качелька» (поднимаются на носки и опускаются на пятки)

Гимнастика для стоп   «Зоопарк»

Слон шагает по дороге.

Отчего он босоног?

На свои большие ноги

Он сапог найти не мог.

Посмотри, как медленно

Ходят черепашки!

Как будто переносят

Они большие чашки!

С места на место,

Чашки и блюдца

Носят осторожно:

Вдруг разобьются?

В путь берет с собой верблюд

Полный горб готовых блюд.

И рада и счастлива вся детвора:

«Приехал, приехал! Ура! Ура!»

Идут с перекатом с пятки на носок.

Идут по лежащему на полу канату прямо.

Идут по канату боком.

Идут на пятках, руки за спиной в «замке».

Гимнастика для стоп   «Собака»

Шла собака через мост,

Четыре лапы, пятый хвост.

Если мост провалится,

То собака свалится!

Переступают с ноги на ногу, не отрывая носков от пола.

infourok.ru

Лечебная гимнастика | Ортопедическая стоматология

Вряд ли имеется необходимость доказывать целесообразность применения активных миогимнастических упражнений как с целью профилактики нарушений двигательной функции, так и с целью мобилизации резервных возможностей нервно-мышечного аппарата челюстно-лицевой области и шеи. Согласуется это не только с необходимостью восстановления двигательной функции мимической, жевательной мускулатуры и мускулатуры шеи, но и с исключением опасности развития атрофии и контрактур этих мышц от бездеятельности. Неменьшую опасность представляет и образование внутри-и внесуставных рубцовых контрактур. Вот почему при повреждениях, дефектах и деформациях тканей челюстно-лицевой области и шеи следует обратить особое внимание на целенаправленное применение лечебных гимнастических упражнений. В этом плане приобретает важное значение методика применения дозированной миогимнастики по определенной программе для отдельных групп мышц и для сочетанных движений мышц близко расположенных областей головы, шеи и даже плечевого пояса.

Классификация зубочелюстных аномалий и деформаций

Дозированным применением объективно контролируемой лечебной гимнастики достигается активное благоприятное воздействие на нервно-мышечный аппарат данной области, на процессы заживления ран и предотвращается развитие грубых рубцовых изменений тканей. Причем это воздействие осуществляется конкретными движениями отдельных групп мышц или определенными сочетаниями движений различных близко расположенных мышечных групп. Интенсивность движений, т. е. степень функциональной нагрузки и программа миогимнастических упражнений вначале отрабатываются больным под руководством среднего медицинского персонала или инструктора по лечебной физкультуре. После усвоения соответствующей программы больной сам перед зеркалом занимается лечебной гимнастикой.

Гимнастические упражнения применяются не только при контрактуре нижней челюсти, рубцовых изменениях в тканях приротовой области, повреждениях языка, повреждениях или заболеваниях лицевого нерва, но и при наличии дефектов тканей лица и челюстей и шейного отдела пищевода и глотки. При последнем варианте гимнастические упражнения направлены главным образом на мобилизацию резервных сил оставшегося нервно-мышечного аппарата и на предупреждение атрофии его от бездеятельности. Мы также придаем большое значение гимнастическим упражнениям при врожденных пороках развития челюстно-лицевой локализации.

В группу гимнастических упражнений с целью профилактики контрактуры нижней челюсти входит открывание рта, боковые и переднезадние движения нижней челюсти. Эти движения также целесообразны при выполнении миогимнастических упражнений для жевательной мускулатуры.

В группу гимнастических упражнений для мимической мускулатуры приротовой области входят: плотное смыкание губ, оскал зубов, поочередное отведение углов рта, складывание губ для свиста, надувание щек, открывание и закрывание рта. Для круглой мышцы глаза — смыкание и подъем век, подъем и опускание бровей.

Классификация протезов

В группу гимнастических упражнений для языка и мышц дна полости рта входят: подъем кончика языка к твердому и мягкому нёбу, движение языком вперед, назад и в сторону, щелкание языком, упор языком в небные поверхности зубов верхней и язычные поверхности зубов нижней челюсти, в слизистую оболочку щек, облизывание языком губ, попытки смещать язык в направлении к кончику носа и подбородка, осуществление глотательных движений, подъем и опускание головы. Для тренировки мышц мягкого нёба при врожденных расщелинах до и после уроанопластики наиболее рациональными движениями, сопровождающимися максимальным напряжением этих мышц, является осуществление многократных глотательных движений при проглатывании слюны.

В группу гимнастических упражнений для мышц глотки и шеи входят: глотательные движения, опускание и запрокидывание головы, движение головы в стороны с периодическим прижатием ее к плечевому поясу. Помимо приведенных целенаправленных гимнастических упражнений для определенных групп мышц мы, как уже указывалось, придаем большое значение применению сочетанных упражнений различных групп мышц. Например, упражнения для мимической мускулатуры целесообразно одновременно сочетать с сокращением жевательной мускулатуры и даже мышц шеи и плечевого пояса. Причем, чем больше включается мышечных групп, тем эффективнее лечебная гимнастика.

Ортодонтический аппарат для лечения диастемы

Мы убедились в необходимости соблюдения индивидуального подхода при назначении срока применения лечебной гимнастики и при отсутствии противопоказаний наиболее целесообразным оказалось раннее назначение гимнастических упражнений. При этом следует исключить опасность развития воспалительных осложнений, расхождения краев ран, развития кровотечения и выраженных болевых ощущений. Обычно мы приступаем к миогимнастическим упражнениям после снятия швов, что совпадает с 7—10 днем после операции, и рекомендуем систематически проводить их до восстановления двигательной функции и до периода, исключающего опасность развития рубцовых изменений. К тому же в зависимости от поставленной задачи гимнастические упражнения для отдельных или для нескольких близко расположенных групп мышц проводятся по определенному регламенту: обычно по продолжительности гимнастические упражнения начинаются с 3—5 мин и постепенно доводятся до 15—20 мин. Такие сеансы вначале под руководством персонала проводятся один раз в сутки, а после обучения больного они осуществляются больными самостоятельно перед зеркалом по 2—3 сеанса в день. При этом динамика восстановления функциональной активности должна контролироваться объективными методами исследования.

ortostom.net

Ортопедическая коррекция, плавание и лечебная гимнастика при сколиозе

lechebnaya-gimnastika-pri-skoliozeОртопедическая коррекция и ЛФК – основные методы терапевтического воздействия при деформации позвоночника. Гимнастика при сколиозе является базовым и незаменимым методом консервативного лечения, целью которого является укрепление мышечного корсета спины и устранение тонического дисбаланса в глубоких и поверхностных паравертебральных мышцах, а ортопедическая коррекция, или корсетирование – это метод целенаправленного воздействия на структуры костной системы с целью устранения деформации.

Стратегия терапии

Из приведенных выше тезисных определений мы видим, что лечебная гимнастика при сколиозе и использование ортопедических изделий – это взаимодополняющие, но никак не альтернативные методы консервативного терапевтического воздействия, а потому действительно эффективным лечение сколиоза будет только при использовании обоих методов.

Однако в некоторых случаях ортопеды допускают возможность использования в качестве базового метода терапии одной лишь лечебной гимнастики (в сочетании со вспомогательными способами воздействия – электростимуляция мышц, массаж и т.п.). Как правило, подобная стратегия используется на начальных стадиях заболевания, когда угол сколиоза не превышает 10-15 градусов, еще нет вторичного усиления поясничного лордоза и/или грудного кифоза и нет ротации (торсии) позвоночного столба, при которой он словно закручивается вокруг собственной оси.

Появление перечисленных выше изменений не оставляет ортопедам выбора – одна лишь гимнастика и йога при сколиозе не позволит устранить деформацию и не остановит прогрессирование недуга. На данном этапе использование корсетотерапии становится обязательным условием для эффективного лечения сколиоза. При искривлении второй степени показано длительное ношение корригирующих корсетов, а при появлении в клинико-рентгенологической картине признаков ротации позвоночника, следует использовать не простые корригирующие, а деротирующие корсеты.

Идея создания деротирующих корсетов принадлежит французскому доктору Жаку Шено, который заметил, что при сколиозе 3-й и 4-й степени воздействие на позвоночник должно осуществляться не в одной (фронтальной) плоскости, а во всех трех плоскостях. Подобный корсет всегда изготавливается индивидуально по гипсовому слепку.

Лечебная гимнастика при сколиозе

Задачей, которую призвана решить гимнастика для позвоночника при сколиозе, является укрепление мышц спины и устранение мышечно-тонического дисбаланса. Параллельно мы способствуем изменению двигательного стереотипа, нормализации объема движений в суставах позвоночника и повышению общей физической активности, что имеет гигантское значение для развития всей костно-мышечной системы.

Упражнения, которые следует выполнять при сколиозе, вы можете видеть на рисунке, однако, хотим заметить, что приступать к их освоению можно только с разрешения лечащего врача. Дело в том, что комплекс гимнастических упражнений подбирается индивидуально и определяется степенью выраженности искривления (угол сколиоза), его локализацией и наличием вторичной деформации позвоночника (торсия, гиперлордоз, кифоз).

От индивидуальных особенностей зависит не только эффективность тех или иных упражнений, но и сама возможность их применения. Некоторые упражнения не только неэффективны, но даже противопоказаны при определенных формах сколиоза. В частности, нельзя использовать движения, которые ведут к боковому растяжению позвоночника, не менее осторожно следует подходить и упражнениям, которые вытягивают позвоночник вдоль оси (например, вис на перекладине).

Посему, лечебная гимнастика при сколиозе назначается врачом-методистом, он же научит ребенка (как правило, если мы говорим о лечении сколиоза, мы говорим о детях) выполнять все движения правильно и в полном объеме. А вот какое «упражнение» можно смело рекомендовать пациентам всех возрастов, так это плавание. Этот вид физической активности оказывает благотворное влияние на позвоночник, убирает осевую нагрузку и способствует нормализации двигательной активности. И, главное, плавание не имеет противопоказаний и возрастных ограничений!

lechebnaya-gimnastika-pri-skolioze2

Твитнуть

Статьи по теме:

osteohondroz-med.ru

Буклет "Ортопедическая гимнастика" | Социальная сеть работников образования

Комплекс упражнений

Во время ходьбы:

  • руки вытянуты наверх, ходим на носках;
  • руки на поясе, ходим на пятках;
  • руки на поясе, ходим на наружной стороне стопы;
  • теннисный мячик зажимаем между стопами, ходим на наружной стороне стопы.

В положении стоя:

  • руки на поясе, стоим на наружной стороне стопы, поворачиваем туловище вправо и влево;
  • стоим на наружной стороне стопы, поднимаемся на носках.

Стоя на палке:

  • приседаем, руки вытянуты вперед;
  • передвигаемся по палке, ставя стопы как вдоль, так и поперек.

В положении сидя:

  • ноги вытянуты вперед, сгибаем, разгибаем пальчики;
  • ноги согнуты в коленях, максимально разводим и своди пятки, не отрывая от пола носки;
  • ноги вытянуты вперед, максимально тянем на себя носки, а затем тянем от себя;
  • ноги вытянуты вперед, сводим и разводим ноги, соединяя стопы;
  • ноги вытянуты вперед, захватываем карандаш и приподнимаем;
  • ноги вытянуты вперед, захватываем теннисный мяч, подбрасываем его и ловим;
  • ноги согнуты в коленях, катаем теннисный мячик от носка к пятке по продольному своду.

В положении тела под углом 45 градусов:

  • поднять одновременно ноги и туловище под углом в 45 градусов и держать, сколько сможете.

http://www.evamed.ru/images/uploads/5c41f9f5b7df36613f7221780ff76af1.jpg

Ортопедическая гимнастика.

Коврик от плоскостопия из пробок

Подготовила: Елишева Т.В., воспитатель МАОУ ДОД детский сад «Сказка»  

с. Омутинское

2016

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ

«ВЕСЕЛЫЕ ЛАПКИ»

Исходное положение (И.п.) сидя, пятки на полу, носки тянем на себя. Попеременное движение стопами вверх/вниз.

«ПОСТРОИМ МОСТИК»

И.П. то же. Пальчиками ноги коснуться пола, при этом средний отдел стопы касаться пола не должен. Вернуться в И.П.

«ГУСЕНИЦА»

И.П.сидя,cтопы прижаты к полу. Сгибая пальчики, плавно подтягиваем пятку. Стараемся стопу от пола не отрывать .Выполняется в медленном темпе.

«ЛЯГУШКИ»

И.П. сидя. Перекаты с пятки на носок, c подтягиванием пяток вверх. Выполняется в медленном темпе.

« БРАТЬЯ-БЛИЗНЕЦЫ»

И.П. то же. Пятки на полу, носки приподняты. Максимально широко расставить пальчики, затем расслабить их. На правой стопе пальчики работают- на левой отдыхают и наоборот.

«ПРОКАТИ КАРАНДАШ»

И.П. то же. Выполняем движение обеими стопами, прокатывая по полу карандаш от пятки к мыску и обратно

«ПЕРЕДАЙ МЯЧИК»

И.п. то же. Правая ножка перекатывать малый массажный мячик по полу к левой ножке и обратно.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ

«ЗАГРУЗИ ИАШИНУ»

Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут камешки, желуди, небольшие плоды каштанов и складывают в кузов машинки, которую медленно провозит воспитатель.

«ПОСТРОИМ ЛЕСЕНКУ»

Дети стоят или сидят в одну линию. Первый ребенок берет палочку или карандаш пальцами ноги и передает следующему, не опуская на пол. Возле первого ребенка лежит 10-12 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстаивает лесенку.

«ЭСТАФЕТА»

Усложненный вариант предыдущего задания. Дети передают ногой палочку друг другу, не опуская на пол, соревнуются две команды.

«НАРИСУЙ КАРТИНКУ»

Дети, сидя на стульчиках, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты ,используя палочки различного цвета и длины.

«ПОЙМАЙ РЫБКУ — ДОСТАНЬ ЖЕМЧУЖИНКУ»

В таз опускаются камешки и пробки , дети пальцами ног «ловят рыб»(пробки) и достают со дна «жемчужины»(камешки).

«СТИРКА»

На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают(стирают).Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его(полощут) и снова собирают в гармошку(отжимают) и вешают платочек сушиться.

«ИГРА – ИМИТАЦИЯ - ПЕРЕЙДИ ВБРОД»

Ходьба босиком по неровной поверхности - по песку, камешкам, дорожкам с нашитыми пуговицами разной величины.

«МЫ К ЛЕСНОЙ ПОЛЯНЕ ВЫШЛИ…»

Ходьба босиком или в носочках на носках, пятках, с поджатыми пальцами ног, с поднятыми пальцами, на внешней стороне стопы, на внутренней. Стоя на носочках перейти на наружный край стопы и вернуться в исходное положение.

«СЛОЖИ УЗОР»

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.

И.П.сидя Внутренней поверхностью стоп ,ближе к голеностопным суставам, зажат мяч. Опираясь пальцами о пол, поднимаем и опускаем пятки, удерживая мяч.

nsportal.ru


Смотрите также