Пальчиковая гимнастика для дошкольников. Гимнастика пальчиковая упражнения


Пальчиковая гимнастика. Сборник упражнений

Предложенные упражнения улучшают умственную деятельность, способствуют запоминанию, улучшают процесс письма. Эти упражнения можно проводить на физ.минутках во время уроков.

1. Пальчиковая гимнастика

1. «Кольца».

Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать.

2. «Кулак-ребро-ладонь».

Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.

3. «Крестики-нолики».

Зацепить средний палец за указательный – крестик. Затем соединить подушечки указательного и большого пальца – нолик. Чередовать эти движения.

4. «Зеркальное рисование».

Взять в каждую руку по карандашу и рисовать одновременно зеркально-симметричные фигуры, буквы.

5. «Ухо-нос».

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.

6. «Рыбка».

Сложить вместе ладони рук – это «рыбка». Двигать «рыбку» в разных направлениях, имитируя плавание.

7. «Змейка».

Сцепить ладони в замок – это голова «змеи». Руки прижать друг к другу. Двигать «змею» в разные стороны, имитируя ползание.  

8. «Восьмерки».

Рисовать в воздухе восьмерку указательным и средним пальцем левой, правой руки, затем синхронно.

9.«Собака»

Ладонь расположена вертикально, на ребро. Большой палец поднять вверх, указательный согнуть, остальные соединить вместе. Мизинец опускается и поднимается .

10. «Летит оса»

Пальцы сжаты в кулак, один поднять вверх. Выполнять ими вращательные движения. Повторить другими пальцами.

11. Разнообразная предметная деятельность, которая развивает мелкую моторику: застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование обуви, игры с мозаикой, конструкторы, пазлы; игры с фасолью и горохом (разложить в разные коробки).

1. Пальчиковые игры

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки. 

1.        “Паучок”

Паучок ходил по ветке,   (Руки скрещены, пальцы каждой руки  “бегут”

А за ним ходили детки.         По предплечью, а затем по плечу др.руки)

Дождик с неба вдруг полил ,    (Кисти свободно опущены, выполняем                  стряхивающие

Паучков на землю смыл. движения; хлопок ладонями по столу/коленям)

Солнце стало пригревать,  (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,

Паучок ползет опять,                  пальцы растопырены, качаем руками.)

А за ним ползут все детки,       (Действия аналогичны первоначальным.)

Чтобы погулять по ветке.         (“Паучки” ползают по голове.)

«Гусь»

- Где ладошки? Тут?                    (Спрятать руки за спинную)                                              - Тут!                                  

           (Протянуть руки вперед ладонями вверх.)                        - На ладошках пруд?                                                         

                                         - Пруд!                                                                                                       

                  - Палец большой – это гусь молодой.(Поочередно загибать пальцы обеих  рук.)                                                          

                                      Указательный поймал,                                                                                 Средний гуся

ощипал,                                                                                Этот палец печь топил.                                          

                                              Этот палец суп варил.                                                                                   

  Полетел гусь в рот,                        (Разжать кулаки, поднять руки вверх,                                      А оттуда -  в живот!            

           встряхнуть кистями.                                                     Вот!                                                  Хлопнуть в ладоши.)

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим,          (Движения прямыми кистями вниз-вверх.                                                                                        

  Мы морковку трем,           Движения кулаков к себе и от себя.                                                                                      

   Мы капусту солим,      Движения пальцев, имитирующие посыпку солью.                                                                                

            Мы капусту жмем.          Интенсивное сжимание обеих рук в кулаки.)

 «Замок».

На двери висит замок,         (пальцы ритмично соединяются в замок

Кто его открыть бы смог?           несколько раз. )                                                                         Потянули, потянули        

   (Руки тянутся в разные стороны)                 Покрутили, покружили         (покрутить сцепленными пальцами),

Постучали, постучали,         (не расцепляя пальцев, постучать ладонями)

И открыли!                        (расцепить пальцы, развести руки в стороны).

« Алые цветки»

Наши алые цветки                 ( Ладони соединены в форме тюльпана.                                                                                  

                        Распускают лепестки.             Пальцы медленно раскрываются. Плавно                                                         

                                Ветерок чуть дышит,              покачиваются, затем они медленно                                                     

                                      Лепестки колышет.                 закрываются. Кисти рук покачиваются.)                                         

                                                      Наши алые цветки                                                                                

           Закрывают лепестки.                                                                                              Тихо засыпают,            

                                                                                   Головками качают.

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять,     Пальцы рук сжаты в кулаки, большие                                                                                          

                                                                                                 .                                                   пальцы

опущены вниз и как бы прыжками                                                                                                                        

                                                               .                                                   двигаются по столу .                

                                                    А вторые догонять,      Ритмичные движения по столу указательными пальцами                         

                                                                     Третьи пальчики бегом,    Движения средних пальцев в быстром темпе               

                                                                               А четвертые пешком,       Медленное движение безымянных пальцев по столу. 

                                                                                            Пятый пальчик поскакал,  Ритмичное  касание поверхности стола

обоими                                         .                                         мизинцами                                                    

                                                                  И в конце пути упал.       Хлопок кулаками по поверхности стола.

« Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне, (Руки поставить вертикально, ладони -                                                            друг к другу, округлить.

                           Утром весенним раскрыл лепестки.   Развести пальцы.                                          Всем лепесткам красоту и питанье

    Пошевелить пальцами.                                                                 Дружно дают под землей корешки.  Ладони — вниз, тыльной стороной

      .                                                               друг к другу, пальцы развести.)

ть,

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать.

А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках.

Упражнение 2.

Кладём ладони на стол и барабаним пальчиками по столу.

Ребёнок представляет, что играет на пианино.

Далее нужно по 5 раз стукнуть каждым пальчиком по столу. Ребенок должен научиться управлять каждым пальчиком по отдельности.

за противоположное ухо.

Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.

Упражнение 4.

ьцо большой, средний и безымянный пальчики. Остальные максимально вытянуть в стороны (сделать козу). После этого сомкнуть в кольцо большой,

безымянный пальцы и мизинец (сделать "рожки"). Повторяем эти фигуры по 3 раза каждой рукой.

оменять положение рук наоборот.

Упражнение 4.

Сомкнуть в кольцо большой, средний и безымянный пальчики. Остальные максимально вытянуть в стороны (сделать козу). После этого сомкнуть в кольцо большой, безымянный пальцы и мизинец (сделать "рожки"). Повторяем эти фигуры по 3 раза каждой

Упражнение 6.

Массируем каждый пальчик от ногтевой фаланги вниз по пальчику и по ладони вдоль косточек. Если ребенку трудно и у него быстро устают руки, помогите сделать это упражнение. Массируйте ручки в течение 1-2 минут.

Упражнение 7

Крепко сжимаем обе руки в кулачки, а потом с силой растопырить пальцы в стороны. Повторить 10 раз.

Пальцы сжаты в кулак, один поднять вверх. Выполнять

«Помощники»

Вот помощники мои,

Как их хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Поработали немного,

Но дадим им отдохнуть.

(Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.) 

«Помиримся»

Два больших пальца спорят:

(Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью.)

Кто главней из них двоих?

(Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать.)

Не дадим случиться ссоре

И помирим тут же их.

(Сцепляют большие пальцы друг с другом.) 

«Удивительно»

Наши пальцы сжались тесно.

Удивительно интересно!

(Дети сжимают левую руку в кулак.)

Видно, им прохладно стало,

(Правой рукой обхватывают кулак и сильно сжимают.)

Их укроем одеялом.

(Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими.) 

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять,

(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые догонять,

(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)

Третьи пальчики бегом,

(Движения средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые пешком,

(Медленные движения безымянных пальцев по столу.)

Пятый пальчик поскакал

(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)

И в конце пути упал.

(Стук кулаками по поверхности стола.) 

«Маланья»

У Маланьи, у старушки

(Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.)

Жили в маленькой избушке

(Сложить руки углом, показывая «избушку».)

Семь сыновей,

(Показать семь пальцев.)

Все без бровей,

(Очертить брови пальцами.)

Вот с такими ушами,

(Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.)

Вот с такими носами,

(Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом.)

Вот с такой головой,

(Очертить большой круг вокруг головы.)

Вот с такой бородой!

(Показать руками большую бороду.)

Они не пили и не ели,

(Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку».)

На Малинью все глядели

(Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.)

И все делали вот так…

(Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев.) 

«Белка»

Сидит белка на тележке,

(Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.)

Продает она орешки,

(Круговые движения кистью вправо, влево.)

Лисичке-сестричке,

(Разогнуть большой палец.)

Воробью,

(Разогнуть указательный палец.)

Синичке,

(Разогнуть средний палец.)

Мишке толстопятому,

(Разогнуть безымянный палец.)

Заиньке усатому.

(Разогнуть мизинец.)

Вот так!

(Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.) 

«У Петиной сестрицы»

У Петиной сестрицы

(Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладони.)

По деревне небылицы:

(Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладони.)

Ходит утка в юбке,

В теплом полушубке,

Курочка — в жилете,

Петушок — в берете,

Коза — в сарафане,

Заинька — в кафтане.

(На каждое название животного загибаем пальцы на руках, начиная с большого.) 

«Магазин»

Мы пришли в магазин.

(Идут пальчиками по столу. Вытягивают вперед слегка согнутые в локтях руки, сцепив их перед собой.)

Мы купили торт — один,

(Показывают 1 палец.)

Плюшек — две,

(Хлопают в ладоши 2 раза и показывают 2 пальца.)

Ватрушек — три,

(Хлопают в ладоши 3 раза и показывают 3 пальца.)

А киви купили — сразу четыре!

(Вертят кулачками и показывают 4 пальца.) 

«Приготовили обед»

Сели как-то мы обедать

(Имитация движения ложкой.)

И позвали в дом соседей.

(Позвать движением ладони к себе.)

Скатерть белую накрыли,

(Движения разглаживаем скатерть.)

Ложки, вилки разложили,

(Пошаговые движения правой рукой ладонью вниз слева направо.)

Хлеб нарезали и сыр,

(Движения вверх и вниз ребром ладони.)

Приготовили гарнир,

(Резкое потирание кончиками пальцев.)

Помешали его в чашке

(Вращательные движения вперед, одна рука заходит за другую.)

И добавили колбаски.

(Из большого и указательного пальцев сделать кольца, соединить их, а потом развести в стороны, изображая круглую колбасу.)

А из фарша всем котлеты

Жарили мы без диеты.

(Ладони накладываются попеременно одна на другую.)

Посолили, поперчили,

(Мелкие движения щепотью пальцев.)

Замесили. Не забыли

(Сжимание и разжимание пальцев рук.)

Лук сердитый положить

(Показать «сбор слез» в ладонь.)

И скорее все закрыть.

(Хлопок в ладонь горизонтально.)

Наготовились, устали,

Печь пирожное не стали.

(Провести по лбу тыльной стороной руки.) 

«Подарки»

Пальцы в гости к нам пришли

И подарки принесли.

Будем мы их представлять

И подарки принимать.

Вот большой, он палец мудрый,

Книгу хочет нам вручить.

Указательный придумал

Нам фонарик подарить.

Средний нам принес коробку.

Интересно, что же в ней?

Пластилин есть и бумага

И набор карандашей.

Безымянный — славный мальчик,

Всем друзьям принес он мячик.

А малыш — мизинчик

Игрушечный автомобильчик.

Скажем мы: «Спасибо, пальцы!»

И продолжим заниматься.

(Выполнять движения соответственно тексту.) 

«В гости»

В гости к пальчику большому

(Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы.)

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики — друзья,

Друг без друга им нельзя!

(Сжать пальцы в кулак и разжать их.) 

«Дружная семейка»

Этот пальчик большой —

(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)

Это папа дорогой.

Рядом с папой — наша мама.

Рядом с мамой — брат старшой.

Вслед за ним сестренка —

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш —

Это славный наш малыш.

Дружная семейка!

(Сжать руку в кулак несколько раз.) 

«Смелый капитан»

На корабле из дальних стран

(Показать «корабль».)

Плывет отважный капитан.

(Показать капитана.)

Из тесной рубки у штурвала,

(Крутят штурвал.)

В бинокль видел он немало.

(Смотрят в «бинокль».) 

«У девочек и мальчиков»

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой — парень с душой,

Палец указательный — господин влиятельный,

Палец средний — тоже не последний.

Палец безымянный — с колечком ходит чванный,

Пятый — мизинец, принес вам гостинец. 

«Колючий клубок»

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

Чтобы волк не уволок,

Превратился еж в клубок.

2. “Моем руки!”

(Ритмично потираем ладони, имитируя мытье рук.)

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

(Пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить, как бы стряхивая водичку.)

Брызги – вправо, брызги – влево!

Мокрым стало наше тело!

(Энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем.)

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро!

2-я группа – упражнения для пальцев условно статические:

1. “Собака”.

Вариант 1.

Исходное положение: ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Остальные пальцы сомкнуть. Мизинец то опускать, то поднимать, имитируя

движение собачьей пасти.

– Ав, ав, ав – я не пугаю,

– Я с ребятами играю!

Вариант 2.

Исходное положение: указательный палец и мизинец поднять вверх. Остальные пальцы выпрямить и собрать в “щепоть”, имитируя собачью пасть.

– Шла собака через мост,

– Четыре лапы, пятый хвост.

– Если мост обвалится,

– То собака свалится!

2. “Лошадь”.

Большой палец правой руки поднять вверх. Сверху обхватить эту ладонь другой ладонью под углом, образуя пальцами гриву. Большой палец левой руки поднять

вверх. Потом можно поменять руки.

– Конь ретивый

– С длинной гривой

– Скачет, скачет по полям

– Тут и там! Тут и там!

3-я группа – упражнения для пальцев – динамические:

1. “Семья”.

Исходное положение: сжать пальчики в кулачок. Затем поочередно разгибать их, начиная с большого пальца.

– Этот пальчик – дедушка,

– Этот пальчик – бабушка,

– Этот пальчик – папочка,

– Этот пальчик – мамочка.

– Этот пальчик – это я.

– Вот и вся моя семья.

(На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.)

2. “Домик”.

Исходное положение: пальцы сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого.

– Раз, два, три, четыре, пять –  (Разгибаем пальцы.)

– Вышли пальчики гулять. (Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.)

– Раз, два, три, четыре, пять – (Сгибаем все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца.)

– В домик спрятались опять. (Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулак.)

multiurok.ru

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковые игры или пальчиковая гимнастика для детей представляют собой комплекс упражнений, развивающих мелкую моторику и способствующих формированию речевых навыков. С первых месяцев жизни ребёнка с ним могут заниматься родители — эта методика очень проста и доступна, к тому же не требует специальной подготовки. В программу дошкольных образовательных учреждений помимо прочего часто входит и пальчиковая гимнастика для детей. В детском саду проводятся коллективные занятия в форме весёлой игры.

Чем полезны детские пальчиковые гимнастики?

Упражнения пальчиковых игр выполняются следующим образом. Взрослый массирует кисти рук малыша или показывает ему определённые жесты, при этом рассказывая небольшую рифмованную историю (короткое стихотворение с очень простым сюжетом), а ребёнок старается самостоятельно воспроизвести все действия.

Пальчиковая гимнастикаВзаимосвязь между упражнениями аналогичными современной пальчиковой гимнастике и развитием творческих и интеллектуальных способностей была известна ещё в глубокой древности. В ХХ веке после более детального исследования строения и работы нервной системы человека, а также серии практических экспериментов, положительный эффект от применения этой методики при воспитании детей получил научное подтверждение.

С точки зрения физиологии человека, результаты занятий пальчиковой гимнастикой связаны с тем, что области головного мозга, отвечающие преимущественно за мелкую моторику рук, расположены вблизи речевых центров. По этой причине, стимулируя активность одной части мозга, можно развивать другую.

Пальчиковые игры оказывают следующее действие:

  • движения пальцами рук стимулируют активность коры головного мозга, что способствует развитию мышления ребёнка;
  • развитие мелкой моторики согласует работу речевых центров мозга. Как результат, речь ребёнка в дальнейшем становится более связной, чёткой и логически последовательной. Такая закономерность хорошо прослеживается на некоторых педагогически запущенных детях — у них наблюдается отставание в речевом развитии движения, а движения пальцев не отличаются ловкостью, тонкие манипуляции им почти не доступны;
  • пальчиковая гимнастика развивает воображение ребёнка, а если взрослый будет рассказывать рифмованную историю нараспев, то ещё и музыкальный слух;
  • методика формирует способность концентрировать внимание и распределять его на решение действительно актуальных задач. На протяжении всего занятия ребёнок должен внимательно следить за ходом повествования и принимать в нём деятельное участие;
  • система упражнений развивает память. От малышей требуется запоминать последовательность слов и действий взрослого, а затем максимально точно воспроизводить их самим;
  • сеансы пальчиковой гимнастики проходят в форме весёлой игры, что помогает наладить тесный психоэмоциональный контакт между маленьким ребёнком и его родителями или педагогом;
  • стимуляция мелкой моторики в раннем возрасте помогает развить навыки письма, рисования и способности к тонким ремёслам;
  • по результатам занятий речь ребёнка приобретает большее интонационное и смысловое разнообразие, ровный темп, теряет монотонность.

Как проводятся занятия пальчиковой гимнастикой?

Программа занятий зависит от возраста ребёнка:

  • пальчиковая гимнастика для года представляет собой ритмичный массаж кистей рук ребёнка. Взрослый последовательно сжимает, сгибает и разгибает ладонь и каждый палец малыша, при этом рассказывает или напевает небольшое стихотворение. Движения рук должны быть взаимосвязаны с событиями сюжета рассказываемого произведения;
  • пальчиковая гимнастика для детей 2 лет. В этом возрасте ребёнок уже способен копировать некоторые движения взрослых, но его речевые навыки только начинают формироваться. Занятие начинают с массажа рук. В заключительной части сеанса ребёнок должен повторять жесты и, по возможности, произносимые взрослым слова;
  • пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет. Из программы занятий исключают массаж. Ребёнок должен точно повторять движения взрослого и произносимые им слова. На занятиях можно использовать перчаточных кукол и игрушки на пальцы, сделав их непосредственными участниками сюжета;
  • Пальчиковая гимнастика для детей 5-6 лет. Взрослый выступает в роли организатора занятий. Основную часть действий должен производить ребёнок. По возможности следует мотивировать малыша на то, чтобы он пытался самостоятельно придумать развитие сюжета.

Занятия проводятся в игровой и шутливой форме по несколько раз в день. Продолжительность каждого сеанса должна составлять около 5-7 минут. Некоторые специалисты рекомендуют проводить занятия на протяжении 1 месяца, а затем делать перерывы в течение примерно 6 месяцев. Однако другие педагоги высказываются в пользу более интенсивной программы. На практике после месяца занятий нужно ориентироваться на интерес ребёнка. Если пальчиковые игры ему наскучили, следует сделать перерыв. Тем не менее не стоит без серьёзных причин прерывать курс гимнастики.

Каждое упражнение пальчиковых игр абстрактно копирует характерные движения животных, птиц или хорошо известных детям предметов. Также нужно обратить внимание на три момента:

  • упражнения должны прорабатывать все пальцы, в особенности мизинец и безымянный — в повседневных занятиях они участвуют в меньшей степени, поэтому для им нужна специальная тренировка;
  • последовательность упражнений подбирается так, чтобы постоянно чередовалось растяжение, сжатие и расслабление мышц кисти рук;
  • перебирание небольших предметов также способствует развитию мелкой моторики. С этой целью ребёнку можно давать бусины, нанизанные на верёвку, конструкторы и мозаики. Однако нужно следить, чтобы малыш не задохнулся или не подавился мелкими деталями.

Пальчиковая гимнастика в детском саду

Пальчиковые игры нередко проводятся в дошкольных образовательных учреждениях. В занятиях принимает участие вся группа. Одни упражнения дети выполняют одновременно, а другие каждый ребёнок должен сделать самостоятельно. Можно построить сеанс в виде непрерывного представления. В определённые моменты сюжета повествование ведётся всеми детьми, в остальное время — каждый малыш отыгрывает свою собственную роль.

Пальчиковая гимнастика

В детских садах методика обычно применяется в старших группах, поэтому на занятиях может использоваться специальная картотека пальчиковой гимнастики — набор карточек или табличек, на которых упражнения описываются в виде простых ярких картинок и приводится текст сопутствующего стихотворения. На протяжении сеанса воспитатель может демонстрировать детям ту или иную карточку, а малыши должны производить соответствующие движения. Как вариант, таблички в случайном порядке раздаются каждому ребёнку. Благодаря этому дети постепенно прорабатывают все упражнения, а не ограниченный набор действий. К тому же у них с раннего возраста формируются способности для публичных выступлений.

Занятия пальчиковой гимнастикой теряют смысл в том случае, если отсутствует эмоциональная связь между детьми и воспитателем, а также вовлечение в процесс каждого ребёнка. Педагог должен приложить все усилия, чтобы завоевать доверие малышей. Их нельзя ругать или пугать за то, что какие-то упражнения им не интересны или не получаются. В то же время успешные сеансы пальчиковых игр помогают полному усвоению всей учебной программы детского сада.

Примеры упражнений

Для развития мелкой моторики подойдут следующие упражнения:

  • «Человечек». Средний и указательный палец левой, а затем правой руки, ставят на стол и начинают ими «бегать» по поверхности;
  • «Птички». Раскрывают ладонь, пальцы полностью вытягивают. Далее большим пальцем последовательно прикасаются ко всем остальным пальцам руки;
  • «Гнездо». Кисти рук соединяют в форме чаши, все пальцы плотно сжимают;
  • «Флажок». Раскрывают ладони, вытягивают пальцы. Затем большой палец поднимают вверх, а остальные плотно прижимают друг к другу;
  • «Корни». Прижимают друг к другу тыльные стороны ладоней, пальцы вытягивают вниз;
  • «Корзинка». Поворачивают ладони к себе, пальцы двух рук скрепляют в замок, локти разводят по сторонам. Большие пальцы приподнимают вверх и соединяют кончиками.

Артикуляционная гимнастика

Гимнастика для глаз

Гимнастика для офисных работников

Утренняя гимнастика

Ортопедическая подушка 

  • < Назад
  • Вперёд >

lfk-gimnastika.com

Пальчиковая гимнастика для дошкольников - Секреты Здоровья

ЗАДАЧИ:

• повысить речевую активность;

• учить слушать и понимать речь взрослого;

• создать благоприятный эмоциональный фон;

• развивать умение подражать взрослому;

• развивать воображение и память;

• тренировать память ребенка.

Пальчиковая гимнастика - комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук.

Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Основной ценностью пальчиковой гимнастики является то, что интеллект ребёнка при этом развивается самым естественным, здоровым образом.

Ребёнок развивается в движении. Его речевая активность напрямую зависит от общей двигательной активности, и в частности от развития тонких движений его пальцев.

Мелкая моторика тесно связана со зрением, вниманием, памятью, восприятием малыша, а также с развитием речи. Последнее объясняется довольно просто: в головном мозге ребёнка речевой и моторный центры находятся друг к другу очень близко. По этой причине стимуляция и развитие моторных навыков рук активизирует и речевой центр девочки или мальчика. Вот почему для развития речи важно уделять внимание и развитию мелкой моторики. Она непосредственно влияет на почерк, скорость реакций.

Для развития мелкой моторики рук ребёнка родители могут использовать различные средства: для дошкольников это игры - упражнения (сортировка мелких предметов, нанизывание бусин, и т. д. пальчиковые игры, дидактические настольные игры (выкладывание мозаики, шнуровки и др.).

Занятия с детьми нужно проводить не менее двух раз в неделю с дошкольниками от 15 до 30 минут. Процесс обучения ребенка родителям следует сделать трехступенчатым:

1. Вначале ребёнку объясняют, что он должен делать.

2. Затем при необходимости оказывают ту или иную помощь.

3. Создают ситуацию успеха и поощряют за выполненное задание.

Весь полученный двигательный опыт позволяет ребёнку чувствовать себя более уверенно и действовать целенаправленно, растёт чувство собственной

значимости, что влияет на общее развитие личности. Родители должны хорошо представлять, что развивая моторику ребёнка, они в значительной степени стимулируют и его психическое развитие.

Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики.

Какое действие оказывает пальчиковая гимнастика.

Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребёнка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.

Прежде всего, мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и не согласованы. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей.

Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребёнка, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело.

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены".Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

Пальчиковая гимнастика учит ребёнка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам, родителям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.

В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша.

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошёл. (Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)

Указательный с порога

Указал ему дорогу. (Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем")

Средний палец самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки. (Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)

Безымянный подбирает, (Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)

В землю косточки бросает! (Отгибаем мизинчик

А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы. Сначала пример покажет мама или папа, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».

Две ладошки прижму,

И по морю поплыву. (Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)

Две ладошки, друзья,

- Это лодочка моя. (Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")

Паруса подниму, (У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)

Синим морем поплыву. (Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там. (Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")

После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма.

Таким образом, мы видим, что пальчиковые игры способствуют более тесному контакту взрослого с ребёнком. Они эмоционально окрашены, что позволяет их даже пропевать. У ребёнка развивается усидчивость, умение слушать, повышается речевая активность, развивается память. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

Вот несколько интересных упражнений, которые может включать пальчиковая гимнастика для дошкольников. Эти упражнения можно предложить ребёнку в виде занимательной игры:

Ёлка. Ладони поворачиваем в направлении «от себя», пальчики пропускаем между собой (ладошки повернуты друг к другу под углом). Пальчики выставляем вперед, при этом локотки к корпусу не прижимаем.

Корзинка. Ладони поворачиваем на себя, пальчики переплетаем между собой, а локотки разводим в стороны. Слегка разводим ладони, чтобы между пальцами образовались зазоры. Большими пальчиками образуем ручку.

Колокольчик. Тыльные стороны ладоней обращаем вверх, при этом скрещиваем пальцы обеих рук. Опускаем вниз средний палец правой руки и свободно им вращаем.

Зайчик в норке. Обе ладони держим в горизонтальном положении. Мизинец и указательный палец левой руки упираем в мизинец и указательный правой. Безымянный и средний пальцы правой руки поднимаем и разводим в стороны (ушки зайчика). Большой палец крепко прижимаем к ладони.

Домик. Ладони направляем под углом таким образом, чтобы кончики пальцев соприкасались между собой. Средний палец левой руки поднимаем вверх (труба, а кончики мизинцев соединяем друг с другом, выполняя прямую линию (балкон).

По реке плывёт кораблик, (Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")

Он плывёт издалека, (Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")

На кораблике четыре очень храбрых моряка. (Показать 4 пальца)

У них ушки на макушке, (Приставляем обе ладошки к своим ушам)

У них длинные хвосты, (Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)

И страшны им только кошки, только кошки да коты! (Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")

Мышка в норку пробралась, (Делаем двумя ручками крадущиеся движения) На замочек заперлась. (Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)

В дырочку она глядит, (Делаем пальчиками колечко)

На заборе кот сидит! (Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

Публикации по теме:

Картотека «Пальчиковая гимнастика» 1. Барашки Пальцы обеих рук движутся хаотично. На лугах пасутся «бяшки», Раскудрявые барашки. Целый день всё: «Бе» да «бе», Носят шубы на.

Пальчиковая гимнастика как средство развития речи дошкольников научно-практическая конференция педагогов МБДОУ «Детский сад №49 «Радуга» Пальчиковая гимнастика как средство развития речи дошкольников.

Пальчиковая гимнастика как средство развития дошкольников (из опыта работы) Методическая разработка «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи дошкольников» научно-практическая конференция педагогов МБДОУ.

Пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика Мы устали,засиделись. Нам размяться захотелось. Дети руками изображают стул,стол. "Стул" Ножки, спинка и сиденья.

Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста Известно, что движения рук, в частности, упражнения для пальцев являются хорошим стимулом не только для своевременного возникновения речи.

Пальчиковая гимнастика к теме «Космос» Пальчиковые разминки. 1. "Мы космический отряд".(Пальцы одной руки сжаты в кулак. Дети разжимают и сжимают пальцы) Мы космический отряд.

Пальчиковая гимнастика по теме «Зима» Пальчиковая гимнастика для родителей. Вот и пришло время для снежной, морозной зимы. Можно интересно и весело провести время на прогулке.

Развиваемся играя – пальчиковая гимнастика для дошкольников! Пальчиковая гимнастика — помощник воспитателя «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, сказал В. А. Сухомлинский. Согласно научным данным, движения рук, особенно тонкие движения.

Пальчиковая гимнастика «Разноцветные горошки» МБДОУ Великооктябрьский д/сад «Белочка» Фировский район Тверская область. Тематический день в группе раннего возраста Пальчиковая гимнастика.

Развиваемся играя – пальчиковая гимнастика для дошкольников! Пальчиковая гимнастика с карандашом МОТОР Соединить ладони пальцами вперёд. Карандаш в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая карандаш.

Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/palchikovaja-gimnastika-dlja-doshkolnikov.html

1lustiness.ru

Пальчиковая гимнастика для малышей — Пальцы рук и ног

Гимнастика пальчиков для самых маленьких

Ученые давно установили тесную связь между активными манипуляциями рук и речью человека. Чтобы маленький ребенок освоил грамотную речь в будущем, а также научился правильно писать, очень важно своевременно обучить малыша развивающим упражнениям для рук, и в частности пальцев. Для этого специалистами разработано много интересных и познавательных игр, развивающего направления. Все они должны сопровождаться разнообразными звуками, речью. Такой вид пальчиковой гимнастики для малышей хорошо развивает речь, зрительную память и мелкую моторику конечностей ребенка. К тому же имеет положительное влияние на общение маленьких деток с родителями.

 

Использование стихов для выполнения упражнений

В развивающей гимнастике рук для самых маленьких очень важно использовать небольшие стихотворения, считалочки, звуки легкой музыки. Каждое стихотворение можно напевать под любимое музыкальное сопровождение или собственный мотив по желанию, также неплохо использовать готовые аудиозаписи. Малыши довольно быстро запоминают музыкальные ритмы и рифмованные строчки произведений, которые действуют успокаивающе на его нервную систему и общее состояние. Немаловажным фактором является и то, что во время проведения гимнастических манипуляций для рук и пальцев ребенка, происходит тесный контакт с родителями. Малышей необходимо обнимать, поглаживать, щекотать и осторожно массировать, что очень положительно отражается на его психоэмоциональном развитии.

Специалисты рекомендуют, как можно раньше начать занятия пальчиковой гимнастикой с малышами начиная уже с первых месяцев жизни. Для начала можно использовать легкое перебирание пальчиков касательными движениями, поглаживания, которым стоит уделить каждодневно по несколько минут. Постепенно время пальчиковой гимнастики можно увеличивать, а сами упражнения разнообразить и дополнить.

Упражнения

Все виды данных упражнений направлены на развитие мелкой моторики рук младенца, развивают хватательные рефлексы и движения пальчиков на руках. Все гимнастические упражнения выполняют родители или другие старшие члены семьи.

 

Поднять максимально вверх растопыренную ручку ребенка. Вторую ладошку малыша поднимаем вслед за первой, складывая пальчики полукругом, в виде полумесяца.

 

Взять ручки младенца в свои ладони и осторожно выставить вперед, растопырив пальчики, как бы образуя ими лепестки ромашки. Затем легкими касаниями перебирать детские пальчики.

 

Вытянуть руки ребенка вперед, аккуратно сжимать и разжимать пальцы на обеих руках. Затем, протянув ручки еще немного перед собой делать движение, как будто выбрасываем мячик от себя.

 

Хлопаем поочередно обеими ручками пред собой, воображая мячик. После этого соединить пальчики малыша перед собой, изобразив форму мяча, покатываем его между ладошек.

 

Ручки опустить вдоль туловища ребенка, расслабить пальчики. Взять пальчики другой руки и провести ими вдоль каждого пальца вплоть до верхушки, как бы срывая ягодку. Сложить одну ладошку малыша в виде лукошка, а другой рукой достаем из нег ягодку и кладем в рот.

 

  • «Грибочки»

Сначала сложить ручки вместе, показывая грибную шляпку. Потом одной рукой делаем верхушку гриба, а пальчиком другой ручки рисуем сверху точечки.

 

Поднять руки ребенка над головой обеими ладошками, повернутыми к себе. Пальчики широко расставить в стороны. Слегка покачивать руками в обе стороны.

 

Пальчиками рук как будто шагаем по тропинке. Потом одной рукой подбираем листья и кладем на вторую ладонь.

 

Соединить одни и те же пальцы двух рук впереди себя, изображая лимон. Потом разводим подушечки пальчиков в стороны, изображая брызги сока. Соединить средний и большой пальчики. Показываем, как надо опускать дольку фрукта в чай. Потом этими же пальцами делаем вращательные движения, которыми помешиваем в чашке чай.

 

Пальчиками малыша указываем на все части тела: ручки, ножки, голову, туловище, будто показывая одежду. Затем имитируем ручками одевание перчаток, периодически меняя ручки.

 

Двумя пальцами одной руки делаем небольшие шажочки по поверхности стола. Пальчики сжимаем и разжимаем по очереди. Пальчики ставим на стол, поднимая и опуская то один пальчик, то второй. И опять делать пальчиками шаги по столу.

 

Из ладошек малыша складываем тарелочку. Делаем другой рукой вращательные движения, водим по ней воображаемой ложкой. Средний и указательный пальчики вытянуты, как бы удерживают вилку. Имитируя нож, режем торцом ладошки по поверхности, делая движения взад-вперед.

 

Ставим ручки у висков малыша, показывая ушки животных. Потом пальцы собираем пучком и скачем по поверхности. Переплетаем пальчики, изображая ежика с иголками на спине. В конце делаем медленные плавные движения перед собой.

 

  • «Праздник для мамы»

Малыш изображает ладошкой воздушный поцелуй для мамы, потом это же движение проделать и второй ладошкой. Затем поочередно с обеих ладошек сдуваем поцелуи.

 

Весь процесс занятия пальчиковой гимнастикой в обязательном порядке должен сопровождаться под звуки музыки или же песен и детских стишков, которые все взрослые члены семьи должны помнить наизусть. Таким образом, родители привлекают и удерживают интерес своего малыша к занятиям. Настрой взрослых должен быть только положительным и спокойным, чтобы ребенок получал максимум позитива, нежности, внимания и заботы.

Многие поколения детей выросли под всеми любимые народные считалочки, такие, как: «Коза рогатая», «Сорока-Ворона» или «Ладушки», которые и сегодня малыши воспринимают с радостью и интересом. Полезно использовать музыкальное сопровождение при выполнении пальчиковой гимнастики. В продаже или в сети интернет имеется большой выбор уже готовых записей с детскими распевками, упражнениями и развивающими играми. Все эти методы способствуют раннему развитию ребенка с младенческого возраста, стимулируя моторику конечностей, чувство ритма, речь и воображение.

 

palcyruknog.ru