Гимнастика для пальчиков упражнение - ЗАМОК. Гимнастика пальчиковая замочек


☆ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА☆

Мой Мизинчик, где ты был?

С Безымянным щи варил, А со Средним кашу ел, С Указательным запел. А Большой меня встречал И конфетой угощал. Указательный на правой Вел в поход нас всей оравой. Средний брат несет рюкзак, Безымянный ходит так, А Мизинец стал играть: Братьев слушать приглашать. Правый же Большой плясал. И на танец приглашал. Раз-два-три-четыре пять! (М.Кальцова)

Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик — прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики — «Ура!» В детский сад идти пора! (М.Кальцова)

Ивану-большаку — дрова рубить, Ваське-указке — воду носить, Мишке-среднему — печку топить, Гришке-сиротке — кашу варить, А крошке-Тимошке — песенки петь. Песни петь и плясать, Родных братьев потешать! (Русская народная)

Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому И заиньке усатому. (?) Раз, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять! Раз, два, три, четыре, пять! В домик спрятались опять. (?)

Раз, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять! Этот пальчик — гриб нашел, Этот пальчик — чистит стол, Этот — резал, Этот — ел. Ну, а этот лишь глядел! (Русская народная)

взято из журнала “Счастливые родители” (номер и год не помню, у меня только ксерокопия этой статьи)массаж-игра “На блины”Стала Маша гостей собирать (хлопайте в ладоши)И Иван приди (кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки проведите по всем пальцам левой руки по очереди; начните с большого пальца),И Степан приди, Да и Андрей приди, Да и Матвей приди, А Митрошечка Ну, пожалуйста! (указательным пальцем правой руки четыре раза покачайте мизинец левой руки)Стала Маша Гостей угощать (хлопайте в ладоши)И Ивану блин (левую кисть поверните ладонью вверх большим пальцем правой руки нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди)И Степану блин, Да и Андрею блин, Да и Матвею блин, А Митрошечке Мятный пряничек! (большой палец правой руки нажимает на мизинец левой руки четыре раза)Стала Маша Гостей провожать (хлопайте в ладоши)Прощай, Иван! (по очереди загибайте пальцы на левой руке)Прощай, Степан! Прощай, Андрей! Прощай, Матвей!

игра “Дом на горе”На горе мы видим дом (сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”)Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками)Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты)Вот душистые цветы (сделайте из ладоней “бутон”)Окружает все забор (изобразите забор. можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию)За забором – чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух)Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота)К дому быстро подбегаем (пальцы “побежали” по столу)В дверь стучимся: (кулаками по столу)тук-тук-тук. Кто-то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)В гости к другу мы пришли И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что-то несете)

игра “Наши пальцы”Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)Все покажут без подсказки. Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)Два здоровых бодрячка. Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)Молчуны, всегда упрямы. Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)Непоседы и плутишки. Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)

взято из журнала “Лиза. Мой ребенок” (апрель 2002)читаем стихотворение вслух, показывая и слегка потряхивая каждый пальчикРаз, два, три, четыре, пять, будем пальцы мы считать, Пять на правой, пять на левой, Знают это Таня с Севой. Вместе будет их десяток, Дружных, крепеньких ребяток. Дел у каждого – сполна! Мы дадим им имена. Вот – большой, или Большак. Помогать он всем мастак! Живет отдельно от других. Работать может за троих! За ним стоит Указка. Его конёк – подсказка. Он нам без промедленья Укажет путь к варенью. Вот – Середняк, или средний, Он третий, не последний. Спокойный, очень сильный, Как богатырь былинный. Четвертый – Сиротинка, Без имени детинка, С наперстком оловянным Зовется безымянным. А пятый – Коротышка, Проказливый мальчишка, Шалун и привереда, Мизинчик-непоседа!“Угощение гномов” (сжимаем кулачки на обеих руках)Стали гномы гостей приглашать. (отогнем по очереди пальчики)Стали гномы гостей угощать. (надавим последовательно на подушечку каждого пальца ребенка своим указательным пальцем)Каждому гостю досталось варенье. (так же последовательно проведем указательным пальцем по каждому пальчику ребенка от основания до самого кончика)Пальчики склеило то угощенье. (пусть малыш тесно прижмет попарно друг к другу подушечки пальцев, если он не справляется, помогите ему сделать это)Плотно прижалась ладошка к ладошке. (прижимаем ладонь к ладони)Гости не могут взять даже ложки! (попросите ребенка как можно плотнее прижать друг к другу ладошки, а сами проверьте, достаточно ли крепко “склеились” ручки? изобразив усилие, потяните локотки малыша в разные стороны)

“Идем в гости”К Жене гости прибежали. (пальчики “бегут” по столу)Все друг другу руки жали. (делаем несколько дружеских рукопожатий)Здравствуй, Жора! (большие и указательные пальцы соединяются подушечками, образуя колечки)Здравствуй, Жанна! (соединяются подушечки больших и средних пальцев)Рад, Сережа! (соединяем в приветствии большие и безымянные пальчики)Рад, Снежана! (приветствуют друг друга большие пальчики и мизинчики)Не хотите ль пирожок? (ладошки соединяются в виде пирожка)Может, коржик? (показать раскрытые ладошки)Иль рожок? (сожмем кулачки на обеих руках)Вот драже вам на дорожку. (малыш раскрывает ладошки, а вы стучите по ним, изображая сыплющееся драже)Все берите понемножку! (малыш щиплет свою ладошку, как бы собирая драже)С ручек все стряхнули крошки. (энергично трясем кистями рук)И захлопали в ладошки… (без комментариев :))))

скачано из инета, с разных сайтов, уж и не помню каких :((( Ветер дует нам в лицо (руками машем себе в лицо)Закачалось деревцо (руки вверх и качаемся)Ветерок все тише, тише (медленно приседаем)Деревцо все выше, выше (медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх)Как на горке снег, снег (встаем на носочки, руки вверх)И под горкой (приседаем)И на елке (встаем, руки в стороны)И под елкой (обхватываем себя руками)А под снегом спит медведь (пальчик к губам)Тише, тише, не шуметь (шепотом, поворачиваясь в разные стороны)

“Котятки”Все котятки мыли лапки: Вот так! Вот так! (изображаем мытье рук)Мыли ушки, мыли брюшки: Вот так! Вот так! А потом они устали: Вот так! Вот так! Сладко-сладко засыпали: Вот так! Вот так! (имитируем все указанные в стихотворении движения)

“Птички и ветер”Маленькие птички, Птички-невелички, По лесу летают, Песни распевают. (машем руками, как крылышками)Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)Птичек унести хотел. Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)Там не тронет их никто.“Гроза”Закапали капли (постучать двумя пальцами каждой руки по столу)Идет дождь (постучать четырьмя пальцами)Он льет как из ведра! (стучим сильнее)Пошел град (косточками пальцев выбиваем дробь)Сверкает молния (шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе)Гремит гром! (барабаним кулаками или хлопаем в ладошки)Все быстро убегают домой (прячем руки за спину)А утром снова ярко светит солнце! (описываем руками большой круг)

“О левой и правой руке”Смотрите-ка, вот две руки: Правая и левая! (вытягиваем руки вперед, показывая)Они в ладоши могут бить – И правая, и левая! (хлопаем в ладоши)Они мне могут нос зажать – И правая, и левая! (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)Ладошкой могут рот прикрыть - И правая, и левая! (прикрываем рот той и другой)Дорогу могут показать – И правая, и левая! (показываем направление то правой, то левой рукой)В носу умеют ковырять – И правая, и левая! (хм. ковыряем в носу по очереди каждой рукой)А если кто-то завопит, И правая, и левая Помогут уши мне заткнуть! (затыкаем уши)С руками я всегда дружу – И с правою, и с левою! (дружеское рукопожатие)И могут ласковыми быть И правая, и левая! Обнимут вас, ко мне прижмут – И правая, и левая! (обхватываем себя руками – “обнимаем”)

“Мышиная семья”Это папа-мышь. (показываем большой палец)Он красивый, как все мышки: У него мягкая шкурка (гладим одной рукой кисть другой руки)У него большие уши (рисуем пальцем в воздухе уши)У него острый носок (складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носу)А хвост – во-о-о-о-от такой! (показываем руками отрезок ок.30 сантиметров)Это мама-мышь. (показываем указательный палец)Она красивая, как все мышки: У нее мягкая шкурка (гладим одной рукой кисть другой руки)У нее хорошенькие ушки (рисуем пальцем в воздухе уши)У нее острый носок (складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носу)А хвост – во-о-о-от такой! (показываем руками отрезок ок.20 сантиметров)Это брат-мышь. (показываем средний палец)Он красивый, как все мышки: У него мягкая шкурка (гладим одной рукой кисть другой руки)У него чумазые уши (рисуем пальцем в воздухе уши)И острый нос (складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носу)А хвост – во-о-от такой! (показываем руками отрезок ок.15 сантиметров)Это сестра-мышь. (показываем безымянный палец)Она красивая, как все мышки: У нее шелковистая шкурка (гладим одной рукой кисть другой руки)В ушах сережки (рисуем пальцем в воздухе уши)У нее острый носок (складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носу)А хвост – во-о-от такой! (показываем руками отрезок ок.10 сантиметров)А это мышка-малышка. (показываем мизинец)Она совсем не похожа на других мышей! Шерстка у нее гладкая (гладим одной рукой кисть другой руки)Ушки маленькие (рисуем пальцем в воздухе уши)Носик остренький (складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носу)А хвост – во-от такой! (показываем руками отрезок ок.5 сантиметров)

“Кошка и горшок с молоком”В кухне нашей под столом Стоит крынка с молоком. (складываем из большого и всех остальных пальцев левой руки кружок)К крынке кошка подошла (“идем” указательным и средним пальцами правой руки)Сверху сливки попила (указательным пальцем делаем “лакающие” движения в кружке, изображающем горшок)Глубже сунулась в горшок: — Молочка напьюсь я впрок! (засовываем палец глубже в кружок-горшок)Что случилось? Ой-ой-ой! Кошка крутит головой (крутим головой)Налакалась молочка – Не уйти ей из горшка! (пытаемся вытянуть палец из кружка)С головы горшок не слез. С ним и убежала в лес! (топоча пальцами обеих рук по столу, показываем как кошка убежала)

“Заяц и кочан капусты”Встал зайчишка рано (кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши)Вышел на поляну. По опушке к лесу шел (идем пальцами по столу)И большой кочан нашел (кулак другой руки)Стал зайчишка с хрустом Грызть кочан капусты: Хруст-хруст, хруст-хруст… (“заяц” грызет кулак и причмокивает)Съел, свалился под куст И уснул. Проснулся… Сладко потянулся (c усилием растопыриваем все пальцы)А домой добрался – долго отдувался! (показываем, как заяц движется по столу)

взято из: Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. “Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать”, 1997, Ярославль, “Академия развития”)

“Прятки”В прятки пальчики играли И головки убирали Вот так, вот так, И головки убирали.

(ритмично сгибаем и разгибаем пальцы. усложнение: поочередно сгибаем каждый пальчик на обеих руках)

“Поиграем в пальчики”Большаку дрова рубить, А тебе воды носить, А тебе печь топить, А тебе тесто месить, А малышке песни петь. Песни петь да плясать, Родных братьев потешать.

(загибать по очереди все пальцы на обеих руках. на последние строчки – шевелить пальцами обеих рук)

“Четыре братца”Идут четыре братца навстречу старшему. — Здравствуй, большак! — Здорово, Васька-указка, Мишка-середка, Гришка-сиротка, Да крошка-Тимошка!

(на вторую строчку соединить все пальцы в щепотку, затем соединять поочередно с большим все остальные пальцы)

“ЗамОк”На дверях висит замок. Кто его открыть не смог? Мы замочком постучали, Мы замочек повертели, Мы замочек покрутили И открыли!

(на первую строчку – пальцы в “замочек”. затем стучать о стол “замочком”, затем круговые движения “замочком”, и показали ладошки)

“Капустка”Мы капустку рубим-рубим, Мы капустку солим-солим, Мы капустку трем-трем, Мы капустку жмеме-жмем.

(движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок, сжимать и разжимать кулачки)

“Пять пальцев”На моей руке пять пальцев, Пять хватальцев, пять держальцев. Чтоб строгать и чтоб пилить, Чтобы брать и чтоб дарить. Их нетрудно сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять!

(ритмично сжимать и разжимать кулачки. на счет – поочередно загибать пальцы на обеих ручках)

“Повстречались”Повстречались два котенка: “Мяу-мяу!”, Два щенка: “Ав-ав!”, Два жеребенка: “Иго-го!”, Два тигренка: “Р-р-р!”, Два быка: “Му!”. Смотри, какие рога.

(на каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. на последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы)

“Прогулка”Пошли пальчики гулять, А вторые – догонять. Третьи пальчики – бегом, А четвертые пешком. Пятый пальчик поскакал И в конце пути упал.

(пальцы обеих рук сжаты в кулачки, на первую строчку – большие пальчики как бы прыжками двигаются по столу. на вторую строчку по столу двигаются указательные пальчики, на третью – движение по столу средних пальцев в быстром темпе, на четвертую – медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола, на пятую – мизинцы, на шестую – хлопок обоими кулаками по поверхности стола)

“Цветок”Вырос высокий цветок на поляне, Утром весенним раскрыл лепестки. Всем лепесткам красоту и питанье Дружно дают под землей корешки.

(руки вверх, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы, слегка округлить их. на вторую строчку развести пальчики. на третью – ритмичное движение пальцами вместе-врозь. на четвертую – ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)

“Дом и ворота”На поляне дом стоит, Ну а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем, В этот домик приглашаем.

(пальцы обеих рук под углом друг к другу широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев – “крыша”. на вторую строчку – большие пальцы обеих рук поднять вверх, внутреннюю сторону ладоней повернуть к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются. на третью строчку ладони поворачиваются параллельно друг к другу. на четвертую – то же, что на первую)

“Руки в стороны”Руки в стороны, в кулачок, Разожми и на бочок. Руки вверх, в кулачок, Разожми и на бочок. Руки вниз, в кулачок, Разожми и на бочок.

(выполнять по тексту)

“В гости к пальчику большому”В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний Сам мизинчик-малышок Постучался об порог. Вместе пальчики-друзья, Друг без друга им нельзя.

(1строчка — выставляем вверх большие пальцы 2. соединяем под углом кончики пальцев обеих рук 3. поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно. затем вверх выставляются только мизинцы, пальцы сжаты в кулак. 6. кулачки стучат друг о дружку. на последние строчки – ритмичное сжатие пальцев на обеих руках)

“Раз, два, три, четыре, пять”Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать! Крепкие, дружные, Все такие нужные. На другой руке опять: Раз, два, три, четыре, пять! Пальчики быстрые, Хотя не очень… чистые.

(на первую строчку – по очереди загибаем пальчики на правой руке. на следующие четыре строчки – ритмично сжимать и разжимать кулачки. на шестую строчку – загибать поочередно пальцы на левой руке. на последние строчки – помахать пальчиками обеих рук)

“Мои веселые пальчики”Мои пальчики расскажут, Все умеют, все покажут. Пять их на моей руке. Все делать могут, Всегда помогут. Они на дудочке играют, Мячик бросают, Белье стирают, Пол подметают, Они считают, Щиплют, ласкают, Мои пальцы на руке.

(на первые две строчки – поднять руки вверх и поворачивать ладони внутрь и наружу. затем хлопать в ладоши. далее подражать движениям, соответствующим содержанию стихотворения)

“Не плачь, куколка моя”Не плачь, куколка моя, Остаешься ты одна. Не могу с тобой играть, Нужно мне перестирать: Твои платья и носки, твои юбки и чулки, Свитер, варежки, жакет, Шапочку, цветной берет. Я налью воды чуток, В таз насыплю порошок. Пену снежную взобью, Постираю и пойду. Пока светит солнышко, Натяну веревочку. К ней одежду прикреплю, Ветерком все просушу. Утюгом туда-сюда Белье быстро глажу я. Поработали вдвоем, А теперь и отдохнем.

(на первые четыре строчки имитировать укачивание куклы. затем загибать поочередно пальцы. далее имитировать движения, описанные в стихотворении. на последние строчки положить ладони на стол или на колени)

“Пять малышей”Один малыш качается в саду, Два малыша купаются в пруду, Три малыша ползут к дверям в квартире, А в это дверь стучат еще четыре. С пятью другими тоже все в порядке: Им весело, они играют в прятки. Где притаились, ясно и ежу, Но я глаза зажмурил и вожу: “Один, два три… Два, три, четыре, пять… Ну, берегитесь: я иду искать!”

показать указательный палец (вверх), опустить вниз, покачать туда-сюда показать два пальца, с помощью рук изобразить пловца показать три пальца, имитировать ползание постучать правой рукой в ладонь левой, показать четыре пальца ладонь с растопыренными пальцами закрыть ладонями глаза руки в замок, большие пальцы на отлете – “нос”, пальцы одной руки –вверх (будто иголки) закрыть глаза ладонью поочередно разгибать пальцы погрозить пальцем, имитировать движения, будто ловим кого-то

помнится из пионерского детства: У оленя (руки с растопыренными пальцами приставить к голове – рога)Дом (руками изобразить крышу над головой)Большой. (раздвинуть руки в стороны, показывая, насколько большой)Он глядит в свое окно. (одна рука на уровне груди горизонтально, локоть второй на этой руке, подпираем голову ладонью)Зайка по лесу бежит (имитировать бег)В дверь к нему стучит: “Тук-тук, дверь открой, (имитируем стук в дверь)Там в лесу (кулаком с отогнутым большим пальцем машем через плечо, указывая назад)Охотник (имитировать прицеливание из ружья)Злой (скорчить страшную морду) — Поскорее забегай, (имитировать открывание двери)Лапку мне давай. (протягиваем руку для рукопожатия

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру

www.baby.ru

Пальчиковая гимнастика - Начальные классы

Пальчиковая гимнастика для детей 5-7 лет

«Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…

(Волнообразные движения.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

 

«Помощники»

Вот помощники мои,

Как их хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Поработали немного,

Но дадим им отдохнуть.

(Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.)

 

«Помиримся»

Два больших пальца спорят:

(Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью.)

Кто главней из них двоих?

(Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать.)

Не дадим случиться ссоре

И помирим тут же их.

(Сцепляют большие пальцы друг с другом.)

 

«Удивительно»

Наши пальцы сжались тесно.

Удивительно интересно!

(Дети сжимают левую руку в кулак.)

Видно, им прохладно стало,

(Правой рукой обхватывают кулак и сильно сжимают.)

Их укроем одеялом.

(Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими.)

 

 

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять,

(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые догонять,

(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)

Третьи пальчики бегом,

(Движения средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые пешком,

(Медленные движения безымянных пальцев по столу.)

Пятый пальчик поскакал

(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)

И в конце пути упал.

(Стук кулаками по поверхности стола.)

«Маланья»

У Маланьи, у старушки

(Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.)

Жили в маленькой избушке

(Сложить руки углом, показывая «избушку».)

Семь сыновей,

(Показать семь пальцев.)

Все без бровей,

(Очертить брови пальцами.)

Вот с такими ушами,

(Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.)

Вот с такими носами,

(Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом.)

Вот с такой головой,

(Очертить большой круг вокруг головы.)

Вот с такой бородой!

(Показать руками большую бороду.)

Они не пили и не ели,

(Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку».)

На Малинью все глядели

(Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.)

И все делали вот так…

(Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев.)

 

 

 

«Белка»

Сидит белка на тележке,

(Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.)

Продает она орешки,

(Круговые движения кистью вправо, влево.)

Лисичке-сестричке,

(Разогнуть большой палец.)

Воробью,

(Разогнуть указательный палец.)

Синичке,

(Разогнуть средний палец.)

Мишке толстопятому,

(Разогнуть безымянный палец.)

Заиньке усатому.

(Разогнуть мизинец.)

Вот так!

(Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)

 

 

«У Петиной сестрицы»

У Петиной сестрицы

(Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладони.)

По деревне небылицы:

(Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладони.)

Ходит утка в юбке,

В теплом полушубке,

Курочка — в жилете,

Петушок — в берете,

Коза — в сарафане,

Заинька — в кафтане.

(На каждое название животного загибаем пальцы на руках, начиная с большого.)

 

«Магазин»

Мы пришли в магазин.

(Идут пальчиками по столу. Вытягивают вперед слегка согнутые в локтях руки, сцепив их перед собой.)

Мы купили торт — один,

(Показывают 1 палец.)

Плюшек — две,

(Хлопают в ладоши 2 раза и показывают 2 пальца.)

Ватрушек — три,

(Хлопают в ладоши 3 раза и показывают 3 пальца.)

А киви купили — сразу четыре!

(Вертят кулачками и показывают 4 пальца.)

 

«Приготовили обед»

Сели как-то мы обедать

(Имитация движения ложкой.)

И позвали в дом соседей.

(Позвать движением ладони к себе.)

Скатерть белую накрыли,

(Движения разглаживаем скатерть.)

Ложки, вилки разложили,

(Пошаговые движения правой рукой ладонью вниз слева направо.)

Хлеб нарезали и сыр,

(Движения вверх и вниз ребром ладони.)

Приготовили гарнир,

(Резкое потирание кончиками пальцев.)

Помешали его в чашке

(Вращательные движения вперед, одна рука заходит за другую.)

И добавили колбаски.

(Из большого и указательного пальцев сделать кольца, соединить их, а потом развести в стороны, изображая круглую колбасу.)

А из фарша всем котлеты

Жарили мы без диеты.

(Ладони накладываются попеременно одна на другую.)

Посолили, поперчили,

(Мелкие движения щепотью пальцев.)

Замесили. Не забыли

(Сжимание и разжимание пальцев рук.)

Лук сердитый положить

(Показать «сбор слез» в ладонь.)

И скорее все закрыть.

(Хлопок в ладонь горизонтально.)

Наготовились, устали,

Печь пирожное не стали.

(Провести по лбу тыльной стороной руки.)

 

«Подарки»

Пальцы в гости к нам пришли

И подарки принесли.

Будем мы их представлять

И подарки принимать.

Вот большой, он палец мудрый,

Книгу хочет нам вручить.

Указательный придумал

Нам фонарик подарить.

Средний нам принес коробку.

Интересно, что же в ней?

Пластилин есть и бумага

И набор карандашей.

Безымянный — славный мальчик,

Всем друзьям принес он мячик.

А малыш — мизинчик

Игрушечный автомобильчик.

Скажем мы: «Спасибо, пальцы!»

И продолжим заниматься.

(Выполнять движения соответственно тексту.)

 

«В гости»

В гости к пальчику большому

(Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы.)

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики — друзья,

Друг без друга им нельзя!

(Сжать пальцы в кулак и разжать их.)

 

«Дружная семейка»

Этот пальчик большой —

(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)

Это папа дорогой.

Рядом с папой — наша мама.

Рядом с мамой — брат старшой.

Вслед за ним сестренка —

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш —

Это славный наш малыш.

Дружная семейка!

(Сжать руку в кулак несколько раз.)

 

«Смелый капитан»

На корабле из дальних стран

(Показать «корабль».)

Плывет отважный капитан.

(Показать капитана.)

Из тесной рубки у штурвала,

(Крутят штурвал.)

В бинокль видел он немало.

(Смотрят в «бинокль».)

 

 

«У девочек и мальчиков»

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой — парень с душой,

Палец указательный — господин влиятельный,

Палец средний — тоже не последний.

Палец безымянный — с колечком ходит чванный,

Пятый — мизинец, принес вам гостинец.

 

 

«Колючий клубок»

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

Чтобы волк не уволок,

Превратился еж в клубок.

Мой Мизинчик, где ты был? С Безымянным щи варил, А со Средним кашу ел, С Указательным запел. А Большой меня встречал И конфетой угощал. Указательный на правой Вел в поход нас всей оравой. Средний брат несет рюкзак, Безымянный ходит так, А Мизинец стал играть: Братьев слушать приглашать. Правый же Большой плясал. И на танец приглашал. Раз-два-три-четыре пять! (М.Кальцова)

Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик - прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики - "Ура!" В детский сад идти пора! (М.Кальцова)

Ивану-большаку - дрова рубить, Ваське-указке - воду носить, Мишке-среднему - печку топить, Гришке-сиротке - кашу варить, А крошке-Тимошке - песенки петь. Песни петь и плясать, Родных братьев потешать! (Русская народная)

Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому И заиньке усатому.

Раз, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять! Раз, два, три, четыре, пять! В домик спрятались опять.

Раз, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять! Этот пальчик - гриб нашел, Этот пальчик - чистит стол, Этот - резал, Этот - ел. Ну, а этот лишь глядел! (Русская народная) -------------------Стала Маша гостей собирать (хлопайте в ладоши) И Иван приди (кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки проведите по всем пальцам левой руки по очереди; начните с большого пальца), И Степан приди, Да и Андрей приди, Да и Матвей приди, А Митрошечка Ну, пожалуйста! (указательным пальцем правой руки четыре раза покачайте мизинец левой руки) Стала Маша Гостей угощать (хлопайте в ладоши) И Ивану блин (левую кисть поверните ладонью вверх большим пальцем правой руки нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди) И Степану блин, Да и Андрею блин, Да и Матвею блин, А Митрошечке Мятный пряничек! (большой палец правой руки нажимает на мизинец левой руки четыре раза) Стала Маша Гостей провожать (хлопайте в ладоши) Прощай, Иван! (по очереди загибайте пальцы на левой руке) Прощай, Степан! Прощай, Андрей! Прощай, Матвей!

На горе мы видим дом (сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”) Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками) Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты) Вот душистые цветы (сделайте из ладоней “бутон”) Окружает все забор (изобразите забор. можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию) За забором – чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух) Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота) К дому быстро подбегаем (пальцы “побежали” по столу) В дверь стучимся: (кулаками по столу) тук-тук-тук. Кто-то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь) В гости к другу мы пришли И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что-то несете)

Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони) Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак) Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы) Все покажут без подсказки. Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы) Два здоровых бодрячка. Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы) Молчуны, всегда упрямы. Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы) Непоседы и плутишки. Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы) Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак) -----------------читаем стихотворение вслух, показывая и слегка потряхивая каждый пальчик Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы мы считать, Пять на правой, пять на левой, Знают это Таня с Севой. Вместе будет их десяток, Дружных, крепеньких ребяток. Дел у каждого – сполна! Мы дадим им имена. Вот – большой, или Большак. Помогать он всем мастак! Живет отдельно от других. Работать может за троих! За ним стоит Указка. Его конёк – подсказка. Он нам без промедленья Укажет путь к варенью. Вот – Середняк, или средний, Он третий, не последний. Спокойный, очень сильный, Как богатырь былинный. Четвертый – Сиротинка, Без имени детинка, С наперстком оловянным Зовется безымянным. А пятый – Коротышка, Проказливый мальчишка, Шалун и привереда, Мизинчик-непоседа!

Мы капустку рубим-рубим, Мы капустку солим-солим, Мы капустку трем-трем, Мы капустку жмеме-жмем. Мы марковку трём-трём, мы огурчик режим-режим Весь салатик мешаем-мешаем Получился салат люкс

На моей руке пять пальцев, Пять хватальцев, пять держальцев. Чтоб строгать и чтоб пилить, Чтобы брать и чтоб дарить. Их нетрудно сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять!

Пошли пальчики гулять, А вторые – догонять. Третьи пальчики – бегом, А четвертые пешком. Пятый пальчик поскакал И в конце пути упал.

Повстречались два котенка: “Мяу-мяу!”, Два щенка: “Ав-ав!”, Два жеребенка: “Иго-го!”, Два тигренка: “Р-р-р!”, Два быка: “Му!”. Смотри, какие рога.

В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний Сам мизинчик-малышок Постучался об порог. Вместе пальчики-друзья, Друг без друга им нельзя.

Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать! Крепкие, дружные, Все такие нужные. На другой руке опять: Раз, два, три, четыре, пять! Пальчики быстрые, Хотя не очень… чистые.

Мои пальчики расскажут, Все умеют, все покажут. Пять их на моей руке. Все делать могут, Всегда помогут. Они на дудочке играют, Мячик бросают, Белье стирают, Пол подметают, Они считают, Щиплют, ласкают, Мои пальцы на руке. (на первые две строчки – поднять руки вверх и поворачивать ладони внутрь и наружу. затем хлопать в ладоши. далее подражать движениям, соответствующим содержанию стихотворения)

Не плачь, куколка моя, Остаешься ты одна. Не могу с тобой играть, Нужно мне перестирать: Твои платья и носки, твои юбки и чулки, Свитер, варежки, жакет, Шапочку, цветной берет. Я налью воды чуток, В таз насыплю порошок. Пену снежную взобью, Постираю и пойду. Пока светит солнышко, Натяну веревочку. К ней одежду прикреплю, Ветерком все просушу. Утюгом туда-сюда Белье быстро глажу я. Поработали вдвоем, А теперь и отдохнем. (на первые четыре строчки имитировать укачивание куклы. затем загибать поочередно пальцы. далее имитировать движения, описанные в стихотворении. на последние строчки положить ладони на стол или на колени) ---------------------Кто в деревне живет? Лежебока – рыжий кот. Маленький теленок, Желтенький цыпленок, Белая овечка, Мышка под крылечком! Раз, два, три, четыре, пять, Их не трудно сосчитать! Кто в лесочке живет? Под корягой - старый крот, За горой лисенок, В ельнике - лосенок. Под кустом – лисичка, На сосне – синичка! Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальцы загибать

Есть у нас игрушка: Это – погремушка, Это – толстый мишка, Это – чудо-книжка, Это – неваляшка, Это – кукла Машка! Раз, два, три, четыре, пять, Будем снова проверять!

Разминка для пальчиков (учимся правильно делать замок - "скрепляем" пальчики между собой): На двери висит замок (кроха делает замочек) Кто его открыть бы мог? Повертели, повертели(кроха крутит замочек сначала в одну сторону - развиваем кисти) Покрутили, покрутили (кроха крутит замочек в другую сторону) Постучали, постучали (кроха стучит замочком по коленочке) Потянули, потянули(кроха тянет ручки в разные стороны) И открыли замок!!!(разнимает ручки, будто наконец-то открыт замочек!!!)

multiurok.ru

Консультация для родителей:  «Пальчиковая гимнастика для развития речи детей младшего дошкольного возраста». 

«Пальчиковая гимнастика для развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи, так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи.

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи замечена детскими психологами уже давно. Один из эффективных способов развития мелкой моторики – упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика. Ребенок вместе с взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи).В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.

Важно: Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые). Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки доставят им особую радость:

Репку мы сажали

(«роете» пальчиками в детской ладошке лунку,

Репку поливали

(показываете пальчиками, как льется вода из лейки,

Вырастала репка

(показываете, как растет, выпрямляете постепенно пальчики)

Хороша и крепка

(оставьте ладони открытыми, а пальцы согните как крючочки!

Тянем-потянем

(крючочки левой и правой руки сцепляются и тянут – каждый в свою сторону,

Вытянуть не можем

(потрясли кистями рук,

Кто же нам поможет

(прибегают по очереди все герои сказки и помогают тянуть?

Тянем- потянем, тянем-потянем!

Ух (расцепили руки, потрясли кистями!

Вытянули репку.

Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Замочек»

На двери висит замок

(соединяем руки в замочек, переплетая пальцы)

Кто его открыть бы мог?

Покрутили,

(поворачиваем замочек, не расцепляя пальцев)

Потянули,

(раздвигаем ладошки в разные стороны, пальчики по-прежнему сцеплены)

Постучали,

(ладошки хлопают друг о друга, пальцы при этом остаются в замке)

И открыли!

(расцепляем пальцы).

Упражнение «Мальчик-пальчик»

Пальцы руки сжаты в кулачок.

На каждую строчку стишка ребенок разгибает (при помощи другой руки) по одному пальчику.

Пальчик-мальчик, где ты был?

(поднимаем большой палец и обращаемся к нему)

С этим братцем в лес ходил.

(разгибаем указательный палец)

С этим братцем щи варил.

(разгибаем средний пальчик)

С этим братцем кашу ел.

(разгибаем безымянный пальчик)

С этим братцем песни пел.

(разгибаем мизинчик)

Затем руки можно поменять.

Упражнение «Этот пальчик»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья.

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Упражнение «Братья»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.

Следующее упражнение:

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.

ВЫПОЛНЕНИЕ ФИГУРОК ИЗ ПАЛЬЦЕВ

Домик.

Дом стоит с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел. (Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).)

Очки.

Бабушка очки надела.

И внучонка разглядела. (Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам).

Лодка.

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки. (Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).)

Пароход.

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он, словно печка. (Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик, а большие пальцы подняты вверх.)

 

kotlinskaya-goldfish4.educrimea.ru

Пальчиковая гимнастика

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например известные всем «Сорока-белобока…», «Ладушки», «Идет коза рогатая». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие речи детей.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. "Рука – это инструмент всех инструментов"- заключил еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. И эти выводы не случайны.

Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Поэтому, стимулируя тонкую моторику, мы активизируем и соединение зоны, отвечающие за речь.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи.2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.3. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, он учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.4. Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой и усиливается контроль за выполнением движений.5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.6. У малыша развиваются творческие способности, воображение, фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.7. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.8. Пальчиковые игры способствуют улучшению произношения многих звуков. 9. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в свою очередь развивает координацию, подготавливает руку ребенка к письму.10. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между ребенком и взрослым.

Какие задачи решает педагог при развитии мелкой моторики рук ребенка?• Стимулирует развитие речи у детей раннего возраста.• Стимулирует развитие речи у детей с речевыми нарушениями.• Подготавливает руки к письму у детей старшего дошкольного возраста.• Способствует развитию внимания, пространственного мышления дошкольников.• Способствует развитию эмоциональной выразительности.

Группы и виды пальчиковых игр

Все пальчиковые упражнения можно условно разделить на три группы.

I.группа. Упражнения для кистей рук- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;- учат напрягать и расслаблять мышцы;- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;- учат переключатся с одного движения на другое.

II.группа. Упражнения для пальцев условно статические.- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III. группа. Упражнения для пальцев динамические.- развивают точную координацию движений;- учат сгибать и разгибать пальцы рук;- учат противопоставлять большой палец остальным.

С какого возраста рекомендуется заниматься пальчиковой гимнастикой?

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от трех месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенок осваивает окружающий мир и себя.С 6-7 месяцев нужно проводить систематические тренировки: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.Примерно с 10 месяцев, кроме выполнения пассивных упражнений ребенка нужно учить катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного диаметра; рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина; перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т.п.) одной рукой или двумя одновременно. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки.Начиная с полутора лет активно используют более сложные пальчиковые народные игры – потешки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый счет – задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев рук. Детей учат играть в различные шнуровки, расстегивать и застегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой, собирать крупные пазлы.Можно вкладывать между плотно прижатыми друг к другу ладошками ребенка шестигранный карандаш, чтобы малыш катал его вверх и вниз. Полезно сжимать в руке два предмета и перекатывать их без помощи другой руки. С 3-х до 6-ти лет совершенствуется техника уже освоенных пальчиковых игр. Помимо этого широко используются игры с мозаикой, нанизывание бус, бисера, шнуровки, выкладывание узоров из круп. К четырем с половиной годам ребенок должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур. В шесть лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами, хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить. В этом возрасте можно познакомить ребенка с бисероплетением. В этом возрасте детям доступен «пальчиковый театр», «кукольный театр».У старших дошкольников комплекс упражнения гимнастики для пальцев проводят ежедневно в течении 6-8 минут. Он включает в себя 6-8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончик пальцев, кисти, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений. Итак, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.

Рекомендации по выполнению пальчиковой гимнастики.• Во время пальчиковых игр следует садиться друг против друга, так, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте и оба хорошо видели друг друга.• Перед началом упражнений детям следует разогреть ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.• Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:1) взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит;2) взрослый выполняет движения руками ребенка;3) ребенок выполняет движения своими руками.• Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.• Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой.• При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.• Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.• Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.• Занятия проводятся ежедневно около 5 минут.• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяют их новыми.• Следует чётко придерживаться следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.• Никогда не следует принуждать ребенка играть. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Примеры пальчиковых игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста.

«Сорока»Сорока, сорока,(Указательным пальцем правой руки дети водят по ладони левой)Где была? Далеко?Кашу варила, деток кормила:Этому дала,(Сгибают поочередно каждый палец, кроме мизинца)Этому дала,Этому дала,Этому дала,А этому не дала:(Стучат указательным пальцем по мизинцу в ритме потешки).Ты дров не рубил,Ты воды не носил,Ты печь не топил,Ничего не получил.

«Сорока-белобока»(Указательным пальцем правой руки дети водят по ладони левой.)Сорока, сорока, сорока-белобокаКашу варила, на порог скакала, Гостей созывала.Гости на двор – кашу на стол.Этому дала на тарелочке,(Сгибают поочередно каждый палец, кроме мизинца.)Этому дала на блюдечке,Этому в чашечке,Этому в мисочке, А этому не дала:(Стучат указательным пальцем по мизинцу в ритме потешки.)Ты дров не рубил,Ты воды не носил,Ты печь не топил,Ничего не получил.Идет коза рогатая,(Правой рукой дети изображают рога, вытянув вперед указательный палец и мизинец.)Идет коза бодатая,Ножками - топ-топ!(Кончиками пальцев обеих рук ударяют по столу или коленям.)Глазками - хлоп-хлоп!Кто каши не ест, Молока не пьет,(Хлопают в ладоши.)Того коза забодает, забодает.

«Ладушки»Ладушки, ладушки(Взрослый берет руки ребенка, хлопает ими в ладоши в такт, а на предпоследние слова руки разводит и быстро поднимает на голову ребенка.)Где были? У бабушки.Что ели – кашку, что пили – бражку,Бражка сладенька,Кашка масленька,Ложка маленька,Бабушка добренька.Попили, поели,Шшшу – полетели, полетелиНа головку сели.

«Оладушки»Бабушка, бабушка(Дети загибают поочередно пальцы на обеих руках.)Испекла оладушки.Один Машеньке,Один Коленьке…И т.д., перечисляя всех детей.

«Моя семья»Этот пальчик – дедушка,(Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с большого.)Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик – папочка,Этот пальчик – мамочка,Этот пальчик – я,Вот и вся моя семья!(Хлопают в ладоши.)

«Прятки»В прятки пальчики играли(Дети ритмично сгибают и разгибают пальцы.)И головки убирали.Вот так, вот так,И головки убирали.

«Этот пальчик»Этот пальчик хочет спать,(Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.)Этот пальчик прыг в кровать.Этот пальчик прикорнул,Этот пальчик уж заснул.(Поднимают большой палец вертикально.)Тише, тише, не шуми,Братиков не разбуди!Встали пальчики. Ура!В детский сад идти пора!

«Фонарики»Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы.Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.Фонарики зажглись!(пальцы выпрямить)Фонарики погасли!(пальцы сжать)Упражнение выполнять несколько раз.

«Пальчик-мальчик»Пальчик-мальчик, где ты был?(Дети показывают большие пальцы на обеих руках.)С этим братцем в лес ходил.(Поочередно соединяют остальные пальцы с большим.)С этим братцем щи варил,С этим братцем кашу ел,С этим братцем песни пел.

Примеры пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста.

«Дружные ребята»Дружат в нашей группе девочки и мальчики.(Пальцы рук ритмично соединяются в «замок» и разъединяются.)) Мы с тобой подружим, маленькие пальчики.(Одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки.)Раз, два, три, четыре, пять….(Поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим,указательный с указательным и т.д.)Начинай считать опять. (Одновременное касание подушечками пальцев двух рук.)Раз, два, три, четыре, пять,(Поочередное касание.)Мы закончили считать.(Кисти рук опустить вниз, встряхнуть.)

«В гости»В гости к пальчику большому(Пальцы сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы обеих рук.»Приходили прямо к дому(Две ладони сомкнуть под углом – «крыша».)Указательный и средний,Безымянный и последний.(Называемые пальцы каждой руки по очереди соединяются с большим пальцем.)А мизинчик-малышок(Все пальцы сжаты в кулак, мизинцы выставляются вверх.)Сам забрался на порог.(Постучать кулачками друг о друга.)Вместе пальчики — друзья.(Ритмично сжимать пальчики в кулачки разжимать.) Друг без друга им нельзя.(Соединить руки в «замок».)

«За работу»(Пальцы сжаты в кулачок.Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого.)Ну-ка, братцы, за работу!Покажи свою охоту.Большаку - дрова рубить.(Разгибаем большой палец.)Печки все – тебе топить.(Разгибаем указательный и т.д.)Тебе – воду носить.А тебе – обед варитьА тебе – посуду мыть.А потом всем песни петь.Песни петь да плясать,Наших деток забавлять.(Поворачивать кисти рук с выпрямленными пальцами вправо – влево.)

«Пальчики ложатся спать»(Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.)Этот пальчик хочет спать,Этот пальчик – прыг в кровать!Этот пальчик - прикорнул,Этот пальчик уж заснул.Ну а этот долго спал,А потом будить всех стал.Встали пальчики! Ура!(Выпрямить все пальцы.)Нам гулять идти пора!(Ритмично сжимать и разжимать пальцы.)

«Домик»(Пальцы сжать в кулачок.Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого.)Раз, два, три, четыре, пять - (Разгибаем пальцы.)Вышли пальчики гулять.(Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.)Раз, два, три, четыре, пять - (Сгибаем все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца.)В домик спрятались опять.(Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулак.)

«Дружные пальчики»(Дети сжимают пальцы в кулак, медленно разгибают по одному,начиная с большого.)Этот пальчик маленький,Мизинчик удаленький.Безымянный – кольцо носит,Никогда его не бросит.Ну а это – средний, длинный,Он как раз посередине.Этот - указательный,Пальчик замечательный.Большой палец, хоть не длинный,Среди пальцев самый сильный.«В конце снова сжимают пальцы в кулак,но большой кладут сверху.)

«Пять маленьких братьев»(Дети выполняют движения пальцами согласно тексту.)Пять пальцев на руке своейНазвать по имени сумей.Первый палец – боковой –Называется большой.Палец второй – указчик старательный,Не зря его называют указательным.Третий твой палец – как раз посередине,Поэтому средний дано ему имя.Палец четвертый зовут безымянный,Неповторимый он и упрямый.Совсем как в семье, братец младший – любимец,По счету он пятый.Зовется мизинец.

«Прогулка»(При выполнении этого упражнения дети сидят за столами и ритмично, поочередно, скачками согласно текстудвигают по поверхности стола от себя к егопротивоположному краю прямые пальцы обеих рук.)Пошли пальчики гулять,(Пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущенывниз и как бы прыжками двигаются по столу.)А вторые — догонять,(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)Третьи пальчики — бегом,(Движение средних пальцев в быстром темпе.)А четвертые—пешком.(Медленное движение безымянных пальцев поповерхности стола.)Пятый пальчик поскакал(Ритмичное касание поверхности стола мизинцами.)И в конце пути упал.(Стук кулаками по поверхности стола.)«Капуста»Мы капусту рубим, рубим,(Дети двигают прямыми ладонями вверх-вниз.)Мы морковку трем, трем,((Потирают кулак о кулак.)Мы капусту солим, солим,(Имитируют посыпание солью.)Мы капусту жмем, жмем.(Интенсивно сжимают и разжимают кулаки.)

«Замок»На двери висит замок.(Дети сжимают пальцы в замочек.)Кто его открыть не смог?(Пожимают плечами.)Мы замочек потянули,(Тянут в стороны сцепленные кисти.)Мы замочек покрутили,(Крутят сцепленные кисти.)Мы замочком постучали(Стучат основанием кистей друг о друга.)И открыли!(Разводят кисти в стороны.)

«Цветок»Вырос высокий цветок на поляне,(Дети изображают ладоням «цветок с закрытыми лепестками».)Утром весенним раскрыл лепестки.(Разводят пальцы рук.)Всем лепесткам красоту и питание(Ритмичные движения пальцами - вместе и врозь.)Дружно дают под землей корешки.(Дети изображают кистями рук «корни».

Список литературы

1. Александрова Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок. / Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008. №7.2. Бардышева Т.Ю. Пальчиковые игры. – ООО «Карапуз – дидактика», 2006. 3.Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М., 1999.4. Коноваленко В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2000. 5. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2007. 6. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи./ Е.М. Косинова – М.: ЭКСМО: ОЛИСС, 2011.7. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. СПб., 2000. 8. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников, М., 1999. 9. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., 2001. 10. Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками. – М.: 2004. 11.Ткаченко Т.А. Мелкая мотрика. Гимнастика для пальчиков. М., 2005.12. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1997.

logosveta.ru

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Пальчиковая гимнастика для детей в стихах.

      Дом

Я хочу построить дом,(Руки сложить домиком, и поднять над головой)Чтоб окошко было в нём,(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)Чтоб у дома дверь была,(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)Рядом чтоб сосна росла.(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)Чтоб вокруг забор стоял,Пёс ворота охранял,(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)Солнце было, дождик шёл,(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)И тюльпан в саду расцвёл!(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики -   "бутончик тюльпана")

       

       Мышка

Мышка в норку пробралась,(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)На замочек заперлась.(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)В дырочку она глядит,(Делаем пальчиками колечко)На заборе кот сидит!(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

 Летела сова

(Машем руками)Летела сова,Весёлая голова.Летела-летела,(Кладём руки на голову)На головку села.Села, посидела,Головой повертела(Снова машем руками)И опять полетела.

       Апельсин

(Рука сжата в кулачок)Мы делили апельсин.(Крутим кулачком вправо-влево)Много нас, а он один!(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)Эта долька для ежа,(Разгибаем указательный пальчик)Эта долька для чижа,(Разгибаем средний пальчик)Эта долька для утят,(Разгибаем безымянный пальчик)Эта долька для котят,(Разгибаем мизинчик)Эта долька для бобра,(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)Ну, а волку - кожура.(Двумя руками показываем волчью пасть)Он сердит на нас - беда!(Складываем руки домиком)В домик прячемся - сюда!

     

 Пятачок

(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)Поросенок ПятачокОтлежал себе бочок!(Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх - потягиваемся)Встал на ножки,Потянулся!(Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой)А потом присел,Нагнулся!(Встаём, делаем прыжки на месте. Руки на поясе, делаем ходьбу на месте)И немножко поскакал,И на месте пошагал.(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево)А потом опять прилёг, -Но уже на левый бок!

       Белка

(В самом начале кулачек сжат)Сидит белка на тележке,Продаёт она орешки:(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)Лисичке-сестричке,Воробью, синичке,Мишке толстопятому,Заиньке усатому…

       Рыбки

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)Пять маленьких рыбок играли в реке,(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)Лежало большое бревно на песке,(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)А третья сказала: "Мне хочется спать!"(Быстро качаем ладонями – дрожь.)Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)А пятая крикнула: "Здесь крокодил!(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"

     

  

Медузы

(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)Две огромные медузыПрилепились пузом к пузу.(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)Выгнем щупальца сильнее-Вот как гнуться мы умеем!

     

freedocs.xyz

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика для развития речи

Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи замечена детскими психологами уже давно. Один из эффективных способов развития мелкой моторики – упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика. Ребенок вместе с взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания.

^

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)(ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад) Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту) Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки) Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку)

^

Тесто мнем, мнем, мнем! (ребенок поочередно «давит» кулачками воображаемое тесто) Тесто жмем, жмем, жмем! (малыш резко сжимает пальцы в кулаки и разжимает их, сначала одновременно, потом поочередно) Пироги мы испечем! (руками «лепим» пироги, как бы перекладывая из одной ладошки в другую)

^

На двери висит замок(соединяем руки в замочек, переплетая пальцы) Кто его открыть бы мог? Покрутили, (поворачиваем замочек, не расцепляя пальцев) Потянули, (раздвигаем ладошки в разные стороны, пальчики по-прежнему сцеплены) Постучали, (ладошки хлопают друг о друга, пальцы при этом остаются в замке) И открыли! (расцепляем пальцы)

Пальчиковая гимнастика. Упражнение «зайчик с барабаном»

^ Барабанит зайчик в барабан. Там-там-там. Там-там-там.

^

Большие ноги шли по дороге топ-топ-топ(на каждый «топ» медленно ставим на поверхность стола поочередно правую и левую руку, изображая движения ног) Маленькие ножки бежали по дорожке топ-топ-топ, топ-топ-топ(строчка читается в более быстром темпе, указательный и средний пальцы руки передвигаются по поверхности стола, имитируя бег)

Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Мальчик-пальик»

Пальцы руки сжаты в кулачок. На каждую строчку стишка ребенок разгибает (при помощи другой руки) по одному пальчику Пальчик-мальчик, где ты был? (поднимаем большой палец и обращаемся к нему) С этим братцем в лес ходил. (разгибаем указательный палец) С этим братцем щи варил. (разгибаем средний пальчик) С этим братцем кашу ел. (разгибаем безымянный пальчик) С этим братцем песни пел. (разгибаем мизинчик) Затем руки можно поменять.

www.velikol.ru

Пальчиковая гимнастика

Этот детский стишок у нас был любимый. Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

На двери висит замок. Кто его открыть бы мог? Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны. Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек.

 

Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

С ветки ягодки снимаю

Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.

И в лукошко собираю.

Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.

Будет полное лукошко.

Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.

Я попробую немножко. Я поем еще чуть-чуть.

Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.

Легким будет к дому путь!

Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

Рыбки плавали, ныряли В чистой тепленькой воде. То сожмутся,

На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.

Разожмутся,

Пальчики сильно растопыриваются в стороны.

То зароются в песке.

Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

bukashka.org