/ Петров-П.К.-Гимнастика. Гимнастика петров


Петров-П.К.-Гимнастика

системы и вегетативных функций, восстановление индивидуально

 

зыкальным

 

 

сопровождением),

упражнения,

способствующие

возможной

подвижности

в

сочленениях, подготовка

опорно-

 

 

 

 

повышению

эмоционального

состояния(танцевальные,

марши-

двигательного

аппарата

к

выполнению

 

упражнений

основной

 

 

 

ровка с песней и т. п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

части урока).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Задачи педагогического аспекта — формирование у учащихся

 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ УРОКА

 

умений выполнять двигательные действия в

разном

,темпес

 

 

разной

амплитудой

 

и

 

степенью

 

мышечного

напряжения,

Подготовка мест занятий и меры предупреждения травм на

 

овладение школой движений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

уроках гимнастики

 

 

 

 

 

В зависимости от класса, типа урока задачи педагогического

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

аспекта могут

требовать

на

одних

уроках

больше времени, на

 

Выполнение

отдельных

упражнений

на

гимнастических - сна

других — меньше. Например, перед контрольными уроками, когда

 

 

рядах и опорных прыжков,

особенно в старших классах, связано с

идет повторение и совершенствование основных упражнений или

 

 

определенным риском.

При несоблюдении мер предосторожности

комбинаций,

подготовительную

часть

целесообразно

посвятить

 

 

возможны

срывы

со

снарядов

и

падения, в

результате

которых

разминке, т. е. решению в большей степени задач биологического

 

 

учащиеся могут получить травмы, опасные для здоровья. В связи с

аспекта.

В

 

младших

 

классах

или

на

урокнаправленных,

 

 

 

 

этим

особую

значимость

 

приобретает

выяснение

, причин

преимущественно на освоение новых упражнений, большее

 

 

 

приводящих к травмам, а также знание правил безопасности и мер

внимание следует уделять задачам педагогического аспекта.

 

 

 

предупреждения

травматизма. Причинами

травм

могут

быть:

Для решения

этих

задач

в

подготовительной

части

использу-

 

 

несоблюдение

 

принципов

 

сознательности

 

и

,активности

ются

различные

средства: строевые

упражнения,

разновидности

 

 

 

 

 

систематичности,

доступности

и

последовательности в

обучении;

передвижений,

танцевальные

упражнения,

подвижные

игры,

 

 

отсутствие систематического контроля за деятельностью учащихся,

общеразвивающие

и

 

вольные

упражнения

с

элементами

на

 

страховки

и

помощи; неправильная

страховка, незнание

приемов

координацию движений. Упражнения с высокой интенсивностью

 

 

самостраховки;

плохая

дисциплина;

нерациональное

размещение

выполнения в подготовительную часть включать нецелесообразно,

 

 

занимающихся; неисправность инвентаря, ненадежность установки

так

как

 

они

 

могут

снизить

работоспособность

учащихся

в

 

 

и закрепления

гимнастических

снарядов; несоответствие мест

основной

части.

Поэтому здесь

не

ставятся

задачи развития у

 

 

занятий

санитарно-гигиеническим

требованиям. Занятия

должны

учащихся

таких

 

двигательных

качеств, как

 

сила,

выносливость,

 

 

 

 

быть четко спланированы и организованы.

Ученикам необходимо

гибкость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выполнять все требования учителя, связанные с

методикой

Основная часть урока занимает 30-35мин и содержит сле-

 

обучения и организацией класса. Нарушение указаний учителя,

 

дующие задачи:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

попытка сделать упражнение наспех после команды«Закончить

1.

Формирование

жизненно

 

необходимых

и

специальных

 

упражнения!», выполнение упражнений на неподготовленных и

(гимнастических) двигательных навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

неисправных

 

снарядах, без

матов,

без страховки

и

разминки,

2. Развитие волевых и физических качеств учащихся.

 

 

 

 

выполнение неосвоенных упражнений могут привести к травме.

 

Для решения

этих задач

в основной

части урока используется

 

Важно

 

правильно

размещать

снаряды

в

зале. Располагать

их

значительный

 

 

объем

различных

упражнений(прикладные,

 

 

 

 

 

лучше на достаточном расстоянии от стен и друг от друга. Нельзя

упражнения

на

 

снарядах, акробатические

и

вольные,

общераз-

 

 

 

ставить

снаряды

так,

чтобы

упражнение

выполнялось

учащимся

вивающие упражнения повышенной интенсивности).

 

 

 

 

 

 

 

 

лицом к яркому свету. Ученики должны хорошо видеть снаряд и

На

заключительную

часть отводится3-5

мин. Основными ее

 

 

место соскока. Особенно тщательно необходимо укладывать маты,

задачами являются подготовка организма учащихся к предстоящей

 

 

чтобы между ними не было промежутков, а приземление

деятельности, подведение итогов данного урока, задание на дом. В

 

 

приходилось на середину одного из . нихДля переноски и

заключительной

 

 

части

 

урока

 

 

обычно

используются

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

успокаивающие упражнения (ходьба, умеренный бег, упражнения

 

установки снарядов и матов необходимо назначать нужное число

 

учеников,

 

предварительно

 

четко

разграничив

обязанности

на

расслабление

и

 

массаж), отвлекающие

(на

внимание, на

 

 

 

 

 

 

 

каждого. При выполнении общеразвивающих упражнений,

 

координацию, спокойные игры, задания, выполняемые с му-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

studfiles.net

ГИМНАСТИКИ В ШКОЛЕ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ П.К. ПЕТРОВ УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ

Транскрипт

1 УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ П.К. ПЕТРОВ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГИМНАСТИКИ В ШКОЛЕ Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений МОСКВА ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР 2006

2 УДК ББК я73 П30 Рецензенты: кафедра гимнастики Московской государственной академии физической культуры (зав. кафедрой канд. пед. наук, проф. Е. Е. Биндусов), д-р пед. наук, проф., засл. тренер Российской Федерации, акад. МАИ Н. Г. Сучилин П30 Петров П. К. Методика преподавания гимнастики в школе : учеб. для студентов вузов / П.К. Петров. М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, с. (Учебник для вузов). ISBN В учебнике отражены основные вопросы теории и методики преподавания гимнастики в общеобразовательной школе. Большое внимание уделяется структуре урока, педагогическому контролю за успеваемостью учащихся, вопросам планирования учебной работы по разделу гимнастики комплексной программы физического воспитания учащихся 1 11 классов. Адресован студентам высших учебных заведений. Будет полезен учащимся педагогических училищ и колледжей, учителям и методистам. УДК ББК я73 Петров П.К., 1999 ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1999 Серия «Учебник для вузов» и серийное оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1999 Макет. ООО «Гуманитарный издательс- ISBN кий центр ВЛАДОС», 1999

3 ПРЕДИСЛОВИЕ Гимнастика с методикой преподавания одна из основных дисциплин учебного плана факультетов физической культуры. Важное место в этом курсе отводится методике подготовки и проведения уроков по основной гимнастике в школе. Основная гимнастика является базовой частью комплексной программы физического воспитания учащихся общеобразовательной школы и государственного стандарта. Средства гимнастики, безусловно, являются наиболее эффективными в физическом воспитании детей и подростков, оказывают значительное влияние на их здоровье, развитие физических качеств. В последние годы гимнастика обогатилась новыми нетрадиционными видами, такими как ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, стретчинг, шейпинг, ушу, хатха-йога и т. д. Возросли требования к основам знаний учащихся, к использованию на уроках современных средств и методов обучения. Урок физической культуры с гимнастической направленностью как основная форма занятий считается одним из ведущих критериев, отражающих уровень профессионально-педагогической подготовленности специалистов физического воспитания для средних общеобразовательных школ. Однако, как показывает анализ научно-методической литературы, учебников, в которых более детально и систематизировано раскрывались бы технология планирования учебного материала, обучения и применения на уроках и при самостоятельных занятиях традиционных и нетрадиционных видов упражнений, использование современных методов и средств, на сегодняшний день практически не имеется. 3

4 Поэтому учебник, подготовленный П. К. Петровым, в определенной степени восполняет этот пробел. В книге на достаточно высоком методическом и профессиональном уровне излагается методика обучения и проведения базовых упражнений школьной программы (висы и упоры, акробатические упражнения и прыжки, упражнения в равновесии). Для освоения каждого базового упражнения программы приводятся последовательность обучения, методика страховки и помощи, раскрываются типичные ошибки. Все это имеет важное значение, так как нарушения в последовательности обучения гимнастическим упражнениям, незнание и плохое владение приемами страховки и помощи могут привести к травмам. В целях организации самостоятельной и индивидуальной работы с учащимися при освоении наиболее сложных упражнений предлагаются обучающие программы, составленные по типу алгоритмических предписаний. Определенный интерес представляют и примерные комбинации для совершенствования освоенных элементов и контрольных уроков. Большое внимание в учебнике уделено методике обучения и проведения общеразвивающих и нетрадиционных видов упражнений. В разделе «Методика организации и проведения контроля знаний» автор как один из известных специалистов в области программированного обучения и компьютеризации в учебном процессе рекомендует использовать для этих целей новые информационные технологии. Много внимания уделено методике подготовки, проведения и оценки урока физической культуры с гимнастической направленностью с учетом современных требований. В связи с этим мы надеемся, что учебное пособие окажется хорошим подспорьем в профессионально-педагогической подготовке студентов факультетов физической культуры, работе преподавателей и методистов по педагогической практике. Зав. кафедрой методики физвоспитания и спортивной тренировки МГАФК, доктор педагогических наук, профессор Ю. В. Менхин

5 Глава 1. УРОК ГИМНАСТИКИ В ШКОЛЕ 1.1. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ УРОКА ГИМНАСТИКИ В ШКОЛЕ Урок является основной формой организации занятий по гимнастике в школе. Преимущество урочной формы проведения занятий заключается в том, что руководящая роль здесь принадлежит учителю, который обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса путем плановой работы в соответствии со стабильным расписанием, правильного определения целей и задач каждого занятия, подбора средств для решения поставленных задач, оказания квалифицированной помощи учащимся (показ, объяснение упражнений, исправление допущенных ошибок, обеспечение страховки), организации занимающихся на активное овладение специальными двигательными навыками на фоне повышенного положительного эмоционального состояния школьников. Урок должен содержать определенные общие задачи, выполнение которых обеспечивается всем процессом обучения, и складывается из последовательно решаемых конкретных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. Образовательные задачи заключаются в обучении детей выполнению гимнастических упражнений, предусмотренных программой, получении учащимися знаний о гимнастической терминологии, самоконтроле при выполнении общеразвивающих упражнений, правилах безопасности, страховки и помощи при выполнении упражнений на гимнастических снарядах. Последовательное выполнение образовательных задач приводит к систематическому, прочному и полному изучению всего учебного материала. Для решения одних образовательных задач необходимо относительно длительное время (серия последовательных 5

6 уроков), а для решения других достаточно лишь одного урока. Например, научить лазанью по канату в три приема на одном уроке довольно сложно. Поэтому такая задача может быть общей для серии уроков. А вот задача научить правильному захвату каната ногами может быть решена в течение одного урока. Именно эта задача и должна быть поставлена в таком случае как одна из частных для конкретного урока. Конкретной является такая образовательная задача, в формулировке которой отражен конечный результат данного урока. В связи с этим целесообразно при постановке задач на уроках использовать следующие глаголы: научить (например, наскоку на мостик при обучении опорным прыжкам или приземлению и т. п.), если обучение упражнению ведется, в течение нескольких уроков, то на первом уроке можно поставить задачу учить, а на последующих продолжить учить; при условии, когда гимнастическое упражнение освоено, можно ставить задачу закрепить или совершенствовать его; в определенных случаях, когда основной задачей является не формирование навыка, а только ознакомление, задача урока формулируется глаголом ознакомить, когда же основная цель урока состоит в определении качества освоенного упражнения или комбинации, то задачу урока можно обозначить словом оценить. Такие конкретные задачи записываются в конспекте и доводятся до сознания учащихся на каждом уроке. Нечеткая, неконкретная постановка образовательных задач приводит к нарушению логики учебного процесса, дезориентирует учащихся, снижает их активность. Параллельно с образовательными учитель ставит и оздоровительные задачи, решение которых в последние годы становится одной из основных целей в физическом воспитании детей и подростков. Одной из важнейших оздоровительных задач на занятиях гимнастикой является задача по формированию у детей правильной осанки. Немаловажное значение для решения оздоровительных задач приобретает соблюдение гигиенических условий проведения занятий и мер предупреждения травматизма. На достижение этой цели направлены усилия учителя по подбору и дозировке физических упражнений, на обучение правильному дыханию при их выполнении. Значительную помощь учителю в этом плане могут оказать включенные в урок элементы из так называемых нетрадиционных видов гимнастики, таких как дыхательная гимнастика, ушу, хатха-йога и др. Решая оздоровительные задачи, учитель должен обучать учащихся методам самоконтроля и оценки состояния здоровья. Уроки гимнастики имеют большие возможности для решения 6

7 воспитательных задач, таких как дисциплинированность, внимательность, аккуратность, коллективизм, настойчивость в преодолении трудностей, эстетика движений и т. д. Оздоровительные и воспитательные задачи должны решаться в неразрывной связи с образовательными. Уроки гимнастики в школе в зависимости от педагогических задач могут быть: вводные (в начале прохождения раздела), на которых учитель ставит задачи учебной работы, сообщает требования к учащимся, раскрывает содержание программного материала, может проверить уровень физической подготовленности и качество выполнения основных упражнений за предыдущий класс; уроки изучения нового материала; уроки повторения, направленные на закрепление и совершенствование ранее освоенных упражнений или комбинаций, они могут предшествовать контрольным, комбинированные (смешанные) уроки, сочетающие изучение, повторение и совершенствование ранее освоенных упражнений (имеют наибольшее распространение в школе). Контрольные уроки проводятся либо после прохождения части раздела программного материала, либо в конце раздела гимнастики и направлены на выявление успеваемости и подготовленности учащихся. На таких уроках оценивается техника выполнения гимнастических упражнений или комбинаций. Контрольный урок, проводимый в конце раздела гимнастики, желательно организовывать в виде соревнований по гимнастике * СТРУКТУРА УРОКА ГИМНАСТИКИ В ШКОЛЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЕГО ЧАСТЕЙ СТРУКТУРА УРОКА ГИМНАСТИКИ Урок гимнастики, так же как и уроки по другим видам, имеет определенную структуру: начинается с подготовительной части, затем следует основная часть и в конце заключительная. Подготовительная часть по продолжительности занимает 8 12 мин и имеет собственные задачи: 1. Задачи биологического аспекта подготовка организма учащихся к предстоящей работе (настрой центральной нервной * Примерные комбинации для контрольных уроков по классам приведены в соответствующих разделах. 7

8 системы и вегетативных функций, восстановление индивидуально возможной подвижности в сочленениях, подготовка опорно-двигательного аппарата к выполнению упражнений основной части урока). 2. Задачи педагогического аспекта формирование у учащихся умений выполнять двигательные действия в разном темпе, с разной амплитудой и степенью мышечного напряжения, овладение школой движений. В зависимости от класса, типа урока задачи педагогического аспекта могут требовать на одних уроках больше времени, на других меньше. Например, перед контрольными уроками, когда идет повторение и совершенствование основных упражнений или комбинаций, подготовительную часть целесообразно посвятить разминке, т. е. решению в большей степени задач биологического аспекта. В младших классах или на уроках, направленных преимущественно на освоение новых упражнений, большее внимание следует уделять задачам педагогического аспекта. Для решения этих задач в подготовительной части используются различные средства: строевые упражнения, разновидности передвижений, танцевальные упражнения, подвижные игры, общеразвивающие и вольные упражнения с элементами на координацию движений. Упражнения с высокой интенсивностью выполнения в подготовительную часть включать нецелесообразно, так как они могут снизить работоспособность учащихся в основной части. Поэтому здесь не ставятся задачи развития у учащихся таких двигательных качеств, как сила, выносливость, гибкость. Основная часть урока занимает мин и содержит следующие задачи: 1. Формирование жизненно необходимых и специальных (гимнастических) двигательных навыков. 2. Развитие волевых и физических качеств учащихся. Для решения этих задач в основной части урока используется значительный объем различных упражнений (прикладные, упражнения на снарядах, акробатические и вольные, общеразвивающие упражнения повышенной интенсивности). На заключительную часть отводится 3 5 мин. Основными ее задачами являются подготовка организма учащихся к предстоящей деятельности, подведение итогов данного урока, задание на дом. В заключительной части урока обычно используются успокаивающие упражнения (ходьба, умеренный бег, упражнения на расслабление и массаж), отвлекающие (на внимание, на координацию, спокойные игры, задания, выполняемые с му- 8

9 зыкальным сопровождением), упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния (танцевальные, маршировка с песней и т. п.). МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ УРОКА Подготовка мест занятий и меры предупреждения травм на уроках гимнастики Выполнение отдельных упражнений на гимнастических снарядах и опорных прыжков, особенно в старших классах, связано с определенным риском. При несоблюдении мер предосторожности возможны срывы со снарядов и падения, в результате которых учащиеся могут получить травмы, опасные для здоровья. В связи с этим особую значимость приобретает выяснение причин, приводящих к травмам, а также знание правил безопасности и мер предупреждения травматизма. Причинами травм могут быть: несоблюдение принципов сознательности и активности, систематичности, доступности и последовательности в обучении; отсутствие систематического контроля за деятельностью учащихся, страховки и помощи; неправильная страховка, незнание приемов самостраховки; плохая дисциплина; нерациональное размещение занимающихся; неисправность инвентаря, ненадежность установки и закрепления гимнастических снарядов; несоответствие мест занятий санитарно-гигиеническим требованиям. Занятия должны быть четко спланированы и организованы. Ученикам необходимо выполнять все требования учителя, связанные с методикой обучения и организацией класса. Нарушение указаний учителя, попытка сделать упражнение наспех после команды «Закончить упражнения!», выполнение упражнений на неподготовленных и неисправных снарядах, без матов, без страховки и разминки, выполнение неосвоенных упражнений могут привести к травме. Важно правильно размещать снаряды в зале. Располагать их лучше на достаточном расстоянии от стен и друг от друга. Нельзя ставить снаряды так, чтобы упражнение выполнялось учащимся лицом к яркому свету. Ученики должны хорошо видеть снаряд и место соскока. Особенно тщательно необходимо укладывать маты, чтобы между ними не было промежутков, а приземление приходилось на середину одного из них. Для переноски и установки снарядов и матов необходимо назначать нужное число учеников, предварительно четко разграничив обязанности каждого. При выполнении общеразвивающих упражнений, 9

10 особенно с предметами, надо указывать соответствующие дистанцию и интервал, чтобы учащиеся не задевали друг друга. Большое внимание нужно уделять установке брусьев и перекладины. На брусьях прежде всего проверяют прочность закрепления вкладышей жердей стопорными винтами. Изменять высоту брусьев следует, поддерживая одной рукой жердь (а не вкладыши), а другой отвернув стопор и надавив пружину защелки. Или делают это вдвоем: один ученик держит жердь, а другой отвертывает и завертывает стопор. Обычно высоту жердей устанавливают одновременно с обоих концов. При установке перекладины и брусьев разной высоты особое внимание необходимо обратить на правильное положение тросов у гифа перекладины или у жердей брусьев, чтобы не было их захлестываний. При закреплении к крюкам на полу (лягушкам) необходимо следить за тем, чтобы звено цепи предварительно было освобождено и растяжки были закручены надежно. Для проверки правильности и прочности установки нужно взяться за тросы и сильно потянуть их на себя и от себя. Важное значение на уроках гимнастики имеют помощь и страховка. Помощь, как правило, применяется на начальной стадии обучения новому упражнению. По мере овладения технической основой упражнения непосредственная помощь заменяется страховкой. В зависимости от сложности упражнения страховку может осуществлять один или несколько человек. Наряду с приемами помощи и страховки необходимо обучать и навыкам самостраховки для того, чтобы учащиеся умели самостоятельно выходить из опасных положений. Предотвратить срыв со снаряда можно своевременным прекращением движения, соскоком со снаряда, выполнением дополнительных движений (сгибание рук, ног, туловища для уменьшения инерционных сил), изменением упражнения. Очень важно научить правильно приземляться во время падения. При обучении падению назад надо присесть, согнуться и выполнить перекат назад, при падении вперед сделать кувырок вперед или упасть в упор лежа, упруго сгибая руки. Основным приемам помощи и страховки следует обучать всех занимающихся параллельно с освоением техники выполнения упражнений. Страховка и помощь в различных видах многоборья имеют свою специфику. Так, например, на брусьях нельзя держать руки над жердями на пути движений ученика. На перекладине, кольцах и брусьях разной высоты учитель страхует, либо стоя точно под снарядом, либо незначительно перемещаясь по ходу выполнения маха. Особенно внимательно следует страховать 10

docplayer.ru

Петров-П.К.-Гимнастика

ния «мягкого» направления — это преодоление силы с помощью

 

Исходя из этих посылок были отобраны основные движения(в

слабости. «Жесткому»

направлению

присуща

большая

доля

замедленном темпе имитирующие те же наступательные и оборо-

агрессивности, применение

в

схватках

различных

приемов,

нительные приемы «рукопашного боя») и составлены комплексы,

требующих

значительного

развития

силы, быстроты

реакции.

 

получившие

названия «18»,

«24», «48», «68»,

«88»,

«108»

в

Поскольку

вселенная

представлялась

китайским

мыслителям

в

соответствии

с

количеством

фрагментов, называемых

формами.

виде бесконечно огромной сферы, то и движениям в школах ушу

 

 

Наиболее простой и доступный из них комплекс «18»*.

 

 

 

 

стремились

придать округленность.

Траектория ударов,

блоков,

 

 

 

 

 

 

Выполнение

упражнений

этих

комплексов

характеризуется

как правило, воспроизводит

формы

овала, эллипса,

окружности,

 

 

следующими признаками:

 

 

 

 

 

 

 

 

сферы, спирали, волны. Круговые

движения

позволяют

слабому

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

плавностью и закругленностью движений;

 

 

 

 

 

 

свести на нет удар огромной мощи. Важнейшим требованием при

 

 

 

 

 

 

 

 

медленным темпом выполнения;

 

 

 

 

 

 

 

обучении ушу является строгая последовательность выполнения

 

 

 

 

 

 

 

непрерывностью и равномерностью движений, как бы пере-

упражнения

с

постепенным

 

ускорением

темпа

от

очень

 

 

 

движений

с

максимальной

медленного

до «сверхскоростного». С

ушу

тесно

связан цигун,

ходящих одно в другое, отсутствием

амплитудой;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

который выделяется

как

самостоятельная

подсистема *.

ушу

движений и положений;

прямым,

в основном

вер-

Считается, что нельзя стать настоящим мастером ушу, не овладев,

 

точностью

 

тикальным, положением туловища и головы;

 

 

 

 

 

 

искусством управления «ци» — движущей силой, определяющей

 

 

 

 

 

 

 

 

перемещениями и позами

на слегка согнутых

ногах

с

непре-

жизнедеятельность

организма. В

настоящее

время

в Китае

ушу

рывным переходом с одной ноги на другую;

 

 

 

 

 

 

активно

развивается

в

 

 

трех

направлениях: массово-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

постоянной стандартной последовательностью движений и поз;

оздоровительном, спортивном и боевом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ненапряженностью мышц; мысленным сопровождением дви-

Рассмотрим массово-оздоровительноенаправление, которое

 

жений; сопровождением движений рук взглядом;

 

 

 

 

 

 

наиболее отвечает требованиям урока гимнастики и общеразви-

равномерным

нефорсированным

дыханием

брюшного

типа

вающим упражнениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(вдох — раскрытие, выдох — закрытие).

 

 

 

 

 

 

Китайские специалисты подчеркивают, что все виды ушу на-

 

Характеризуя особенности выполнения сокращенных комплек-

правлены не только на достижение спортивных результатов, но и

 

сов ушу оздоровительной направленности, специалисты особое

на укрепление здоровья. Однако, из-затехнической сложности

 

внимание обращают на важность сосредоточения внимания на

многих разновидностей ушу в1956 г. была начата разработка

 

внутренних ощущениях, связанных с напряжением и расслабле-

комплексов, доступных всем, особенно людям среднего, старшего

 

нием различных групп мышц во время движений, полного отклю-

и пожилого возраста. При решении данной задачи исходили из

чения от внешних раздражителей, повседневных проблем и т. д.

 

следующего:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

упражнения должны быть выбраны из числа800 известных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

элементов традиционной национальной школы Тайцзицюань;

 

 

6.6. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

 

 

 

 

 

их выполнение не должно быть связано с наличием специаль-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ных площадок и инвентаря;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Любые физические упражнения прямо связаны с функцией

овладение формой движений и их последовательностью не по-

 

дыхания. Как правило, занимающиеся не акцентируют внимания

требует длительного времени;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на дыхании, полностью полагаясь

на«автоматику»

данной

время выполнения самого короткого комплекса не

должно функции организма, во многом зависящую не

от

волевых созна-

превышать 4-6мин;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тельных усилий человека, а от неосознаваемых нейрогумораль-

при желании имеется возможность перехода к более сложным

ных механизмов регуляции. В широком смысле любые виды фи-

 

формам и комплексам ушу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*Более подробно о цигун см.: Китайская цигун-терапия:Пер. с англ. — М.:

 

 

* Этот и другие

комплексы подробно описаны в специальных

выпускахиз

 

 

дательства «Советский спорт» «Уроки китайской гимнастики» (см. литературу к

studfiles.net

Петров-П.К.-Гимнастика

Последовательность обучения.

1. Из упора ноги врозь на полу кувырок впе ред в сед ноги врозь.

2. На брусьях махом вперед упор согнув шись (рис. 181, а).

3. Из седа ноги врозь на брусьях кувырок вперед в сед ноги врозь.

Типичные ошибки:

1)неправильная постановка плеч на жерди, локти не разведены,

априжаты к туловищу, что приводит к проваливанию между жердями;

2)в первой части кувырка, вместо того чтобы ноги подтягивать

к рукам и сгибаться в тазобедренных суставах, ученик делает обратные движения: скользя плечами по жердям ,вперед разгибается в тазобедренных суставах;

3) во второй половине кувырка ноги разводятся недостаточно широко, что приводит к проваливанию во время выполнения седа ноги врозь.

Страховка и помощь: стоя сбоку, поставив одну ногу под брусья, поддерживать двумя руками под спину и таз.

Из размахивания в упоре на предплечьях подъем махом назад в сед ноги врозь

Техника выполнения. После маха вперед выполняется свободное перемещение тела вниз. Пройдя вертикальное положение,

усилить

мах

энергичным

прогибанием , теплечиа

слегка

подаются

вперед.

Подъем выполняется активными

усилиями

мышц рук и плечевого пояса в момент торможения стоп. После выхода в упор развести ноги и принять сед ноги врозь (рис. 182).

Последовательность обучения.

1.Размахивание в упоре на предплечьях и соскок махом назад внутрь брусьев.

2.Из размахивания в упоре на предплечьях на концах жердей подъем махом назад с помощью(помощь оказывать, поддерживая под бедро, фиксируя ноги после подъема). Затем соскок без маха вперед.

3.На середине брусьев после размахивания в упоре махом назад сед ноги врозь.

4. Из размахивания в упоре на предплечьях на середине брусьев подъем махом назад в сед ноги врозь.

Типичные ошибки: 1) недостаточный мах назад; 2) при подъеме уводятся назад плечи; 3) неустойчивое положение в упоре на предплечьях.

Страховку и помощь оказывают, стоя сбоку, одной рукой под

плечо, другой под живот или бедро.

 

 

Комбинация для контрольного урока

1. На середине брусьев прыжком упор

 

 

на предплечьях

—1,0балла.

2.

Подъем махом назад в сед ноги врозь

— 2,5 балла.

3.

Кувырок вперед в сед ноги врозь

— 2,5 балла.

4.

Перемах внутрь и мах назад

— 1,0 балла.

5.

Мах вперед

— 1,0 балла.

6.

Соскок махом назад прогнувшись вправо

 

 

(влево)

— 2,0 балла.

Брусья р/в

Основной задачей для девочекVIII класса является совершенствование в подъеме переворотом махом одной, толчком другой в упор на н/ж, размахивании изгибами, простых и смешанных висах и упорах. Новым элементом по программе предусматривается опускание вперед в вис присев из упора на. Наиболеен/ж

эффективно можно совершенствовать технику в различных комбинациях.

 

Комбинация для контрольного урока

 

1.

Из размахивания изгибами в висе

 

 

на в/ж вис присев на н/ж

— 2,0 балла.

2.

Толчком двумя в вис лежа

— 1,0 балла.

 

 

381

studfiles.net


Смотрите также